«Стихотворение А. А

Афанасий Афанасьевич Фет открывает своим творчеством мир настоящей красоты и гармонии. В поэзии Фета оживают, наполняются даже самые простые, на первый взгляд пейзажи.

Стихотворение «Еще весны душистой нега…» относится к направлению пейзажной лирики. Жанр произведения – элегия. Основная тема: череда природных явлений, происходящих в преддверии весны. Автор старается окунуть читателя с головой, дать прочувствовать эти удивительные процессы в тот самый момент, когда красавица-весна вот-вот готова вступить в свои права, её отголосками насыщено все вокруг.

Произведение состоит из трех строф. Первые две дополняют друг друга. Вначале описывается, как лирический герой наблюдает позднюю зиму. Снег еще лежит, кругом заморозки, солнце светит только лишь в полдень, птицы не поют. Но даже в этих строфах уже появляются весенние краски: березник чуть желтеет, краснеет липа в высоте. Третья строфа создаёт пейзаж противопоставленный прежнему. Весна все ближе и ближе. Пролетные журавли несут собой весть возрождения. Девушка, степная красавица, упомянутая в стихотворении, испытывает эти ощущения пробуждения природы. Фету тем самым удаётся показать, насколько тесно человек связан с живой природой, как любые перемены воздействуют на людей даже на ментальном уровне.

Поэт использует различные приёмы и средства художественной выразительности, чтобы передать и подчеркнуть, пусть даже еле уловимые, но этим и привлекательные образы и ощущения. С помощью слов «едва» и «чуть» автор доносит до читателей всю плавность, робость прихода весенней поры. Эпитеты: красавица степная, на замороженном пути, весны душистой, румянцем сизым – погружают в обстановку настоящей русской весны. Многочисленные олицетворения, оживляющие окружающее: солнце греет, краснеет липа, березник желтеет. Так же присутствует метафора – «возрождения весть живая».

Фета можно наверняка назвать настоящим художником природы. Такое небольшое по объёму стихотворение способно отправить читателя на место, где степная девушка провожает взглядом журавлей. Даёт возможность пропустить через себя эмоции, возникающие в этот удивительный миг, когда невольно хочется начать что-то новое. Как говорится, самая яркая из всех вёсен – та, что в душе.

По плану кратко

Картинка к стихотворению Еще весны душистой нега

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Бунина Чужая

    Первый брак великого русского поэта Ивана Алексеевича Бунина, к сожалению, оказался не удачным. Нужно заметить, что поэт очень сильно переживал по этому поводу, и когда он понял, что в его душе просто уже не хватает места,

  • Анализ стихотворения Бунина Северная береза

    Знаменитое стихотворение "Березка" великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина было написано в 1906-1911 годы. Начать анализ данного произведения нужно с того, что отметить данное произведение относится к пейзажной лирике.

  • Анализ стихотворения Лермонтова Одиночество

    В своих стихотворениях Лермонтов часто обращается к теме одиночества. Он словно ощущает себя лишним в обществе. В своих произведениях писатель закладывает личный опыт и переживания, переполняющие его душу. В 1830 году Лермонтов написал

  • Анализ стихотворения Северянина Запевка

    Игорь Васильевич Лотарёв, который известен под псевдонимом Игорь Северянин – это лирический поэт двадцатого века, который сочинял свои стихи уже с восьми лет. Взялся он за чернила в столь раннем возрасте благодаря влиянию Алексея

  • Анализ стихотворения Заболоцкого Можжевеловый куст

    Многие стихотворения разных художников, имеют в своей структуре образность, то есть обозначение предмета с особым смыслом. Этот способ написания стихотворения, является довольно распространенным, им пользовались как

В стихотворении А.А. Фетом воссоздана картина начала весны. Она еще не вступила в свои права, но поэт видит ее признаки в окружающей его природе. Эту картину помогают создать единоначалия три из пяти строчек первой строфы начинаются со слова «еще» и описывают признаки зимы вокруг поэта.

Признаки зимы передаются через использованные автором эпитеты "замороженном пути", интересна метафора, использованная автором, передающая картину зимнего утра («зарей гремит телега»). Синтаксический параллелизм помогает передать чувство ожидания, создать необходимую эмоциональную картину.

Но весна все ближе. Во втором куплете появляется образ греющего солнца. Пусть оно вступает в свои права «едва лишь в полдень», а соловей не смеет петь в «смородинном кусте», но автор своим нутром чувствует нарастающие изменения.

Последняя строфа является антитезой первым двум. Лирический герой испытывает чувство ликования, видя и слыша журавлей, возвращающихся домой. Для него они стали глашатаями возрождения природы ("весть живая"), ее пробуждения к весне. Его чувства слиты с чувствами природы, ожидающей пробуждения, и именно поэтому "красавица степная" стоит со слезами на глазах, слезами радости и облегчения от того, что скоро весь мир пробудится к новой жизни.

Поэтические приемы: инверсия, эпитеты, метафоры, антитеза, анафора.

Не смотря на то, что стихотворение относится к пейзажной лирике, оно в каждом слове проникнуто чувствами лирического героя, и именно за это качество А.А. Фета признали чувственным художником природы.

Вариант 2

Когда читаешь стихи Фета, нередко складывается ощущение, будто он жил где-то в другом мире. Или может в 19 веке мир действительно был другим, радостным и беззаботным? Такое ощущение будто Фет не чувствовал страданий и забот и поэтому писал только про птичек и цветочки.

На самом деле мир, конечно, не был другим в существенной степени, да и сам Фет, вероятно, имел и жизненные трудности и волнения. Возможно даже полагать, поэт не просто имел каике-то трудности, но и чувствовал страдания и беды этого мира более чутко и ярко по сравнению с большинством людей.

Именно поэтому он выбрал для собственной лирике темы возвышенные и писал по большей части о природе и любви. Красота во всех аспектах была основным героем его лирики. Как он постулировал в другом своем произведении «и напрасно ищешь ты, отыскать ее начало», речь идет о красоте, которую не представляется возможным полностью изучить и постигнуть.

Тем не менее, поэт считал нужным писать именно о красоте. Воздействовать на мир красотою, выражать через свои произведения самые высокие идеалы и чувства. С этими концепциями он связывал также и собственные идеи преобразования мира и человека, а также понимание роли человека в этом мире.

«Еще весны душистой нега…» - стихотворение, которое относится к пейзажной лирике и написано в начале второй половины 19 века. Тут рассматривается период, когда только ощущается приход весны. Практически каждый чувствовал такое ощущение и оно действительно удивительно, оно заслуживает выражения на бумаге, заслуживает того чтобы быть отраженным в стихах.

Внешне весна далека, существует только в собственной потенции. Например, дороги замерзшие, деревья голые. Тем не менее, настроение, несмотря на все эти обстоятельства, является радостным, так как есть понимание приближения весны.

Для того чтобы подчеркнуть процесс перехода, Фет использует некоторые детали, которые как бы намекают: краснеющая липа, желтеющий березник. Теплые дни только приближаются, но днем есть какое-то тепло, которое ощущается. Все эти детали резюмируются в заключительной части и сформулированы в строке: «Но возрожденья весть живая уж есть…».

Также в заключительном стихотворении следует отметить образ степной красавицы, которая может трактоваться и как метафора и как юная дева, которая в том числе и олицетворяет собой начало весны. Поэт ярко выделяет «сизый румянец» на щеках, который говорит о холоде, но также является признаком жизненности, активности. Со временем действительно зимние дни отступят и мы увидим весну, признаки которой только начинают проявляться в природе.

Анализ 3

Для Афанасия Фета на протяжении всей жизни было три постоянных ценности, о которых он писал поэтические строчки и посвящал произведения. На все остальные темы и мотивы он накладывает табу, в его произведениях не освящаются социальные и политические вопросы. Большую часть лирики занимает описание природы, которое поэт пропускает через призму своего восприятия. Фет старается зафиксировать каждое даже мимолетное изменение, которое затрагивает его душу.

Стихотворение «Ещё весны душистой нега…», которое было опубликовано автором в 1854 году, входит в число тех, где автор описывает мимолетный период одного из сезонов и состояние природы в данный момент. Автор описывает промежуток времени, когда природа изменяется и скоро должна в законные права вступить весна. Но при этом лирического героя переполняет чувство того, что скоро растает весь снег, а цветы начнут расцветать. Он надеется, что подобные перемены коснуться и его души, которая сможет начать все сначала, позволит расцвести.

Описанию поддается поздняя зима, при этом в пейзаже проглядываются яркие краски, видно, как желтеет березник, а липа набирает красный цвет. В кусте смородины поет соловей, а солнце уже начинает греть в полдень. Все это предвещает то, что скоро придет теплое время года, а природа снова обновиться.

Автор создает образ весны, отрицая ее приход в целом. Для Афанасия Фета предметом искусства становятся разные мелочи, например, то, как рдеет румянец на щеках девушки или тот же смородиновый куст. Благодаря описываемым мелочам, читатель понимает, что в данном произведении описывается весна в России, а не в каком другом месте.

В пейзажной лирики, поэт часто использует образ зари. Для него она похожа на огонь, который может быть порожден только солнцем. Как только начинается день, то заря наделена ясностью и чистотой, а лучи с особой нежностью ложатся на землю. Весь мир в заре похож на совершенно другое явление, он помогает родиться вдохновению, поэтому заря неразрывно связана с приходом весны.

Весна для поэта словно заря, начало нового дня, начало всего нового. Он находится в предчувствии нового, начала чувств и переживаний, которые принесут ему вдохновение и новые жизненные силы. Он радуется приходу весны, которая наступает каждый год и дает силы жить.

Анализ стихотворения Ещё весны душистой нега по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Есенина Не жалею, не зову, не плачу...

    Поэт, в своих работах, не любил поднимать философские темы, утверждая, что жизнь и смерть – это не главное, что должно быть в литературе. Но, все-таки и он прибегнул однажды к этому вопросу, создав достаточно тонкое и неземное стихотворение

  • Анализ стихотворения Благодарность Лермонтова (За все, за все тебя благодарю я)

    После первого прочтения может сложиться ощущение, будто Лермонтов в стихотворении За все, за все тебя благодарю я.. обращается к девушке, с которой имеет какие-то отношения. Подобное ощущение может складываться

  • Анализ стихотворения Вчера я шел по зале освещенной Фета

    Когда Фет окончил обучение в Московском университете, в который автор поступил, чтобы вернуть себе доброе имя своего отца, а также положенное ему в обществе положение и наследство, он отправляется служить в кирасирский полк

  • Анализ стихотворения Поражена потерей невозвратной Некрасова

    Стихотворение рассказывает о первой чувственной любви русского поэта, которая осталась в его сердце надолго. В центре событий Авдотья Панаева. Кроме того, в тот момент Панаева находилась в законном браке

  • Анализ стихотворения Осень Бальмонта

    Бальмонт единственный поэт, которому немного попозже стали подражать другие писатели. За все время своей деятельности ему удалось создать огромное количество разных произведений.

Стихотворение «Еще весны душистой нега…» было написано знаменитым русским поэтом Афанасием Афанасьевичем Фетом в 1854 году. Через несколько месяцев после своего создания оно впервые было напечатано в журнале «Современник» вместе с рядом других стихотворений поэта. На момент написания произведения имя А. А. Фета уже было широко известно, поэт сблизился с литературным кружком журнала «Современник», где состояли такие признанные мастера слова, как И. Тургенев и Н. Некрасов . Несмотря на дружбу Фета с другими поэтами, их влияние на его поэзию было минимальным: А. А. Фет являлся новатором в области стиха и следовал своему уникальному стилю.

Стихотворения А. А. Фета считаются вершиной русской пейзажной лирики , к этому литературному направлению принадлежит и произведение «Еще весны душистой нега…». При создании стихотворения поэт обратился к одному из своих любимых лирических жанров: элегии . Творческие работы такого стиля отличает лёгкая грусть, которой проникнуты авторские строки. Меланхолическое, задумчивое настроение стихотворения создаёт ощущение наблюдения за окружающим миром. В последних строках произведения происходит душевный подъем лирического героя, заметно его воодушевление из-за появления первых сигналов наступающей весны.

Элегия «Еще весны душистой нега…» посвящена теме природы , как и большинство произведений А. А. Фета. В творчестве поэта любовь к пейзажам тесно переплетается с любовью к родным краям, но при этом в стихотворении нет мотивов гражданской лирики. Центральное место занимает мироощущение лирического героя, наблюдающего преисполненную одухотворённости природу.

Произведение состоит из трёх строф, каждая из которых состоит из пяти строчек. Первые две строфы логически объединяют друг друга, выстраиваются в единую композицию. В них поэт описывает зимний пейзаж с его приметами: «овраги полны снега» , «лишь в полдень солнце греет» . Третья же строфа создана при помощи приёма противопоставления, в ней появляются нотки весенней природы: «пролётных журавлях» , «возрожденья весть» .

Сюжет стихотворения представляет собой череду живописных картин, которые сменяют друг друга. Автор словно рисует два пейзажа: на первом из них ещё лежит снег, а солнце начинает греть только к полудню. Лирический герой наблюдает зиму, в которой пока нет намёка на весенние метаморфозы; но он их предвкушает, на это указывает постоянно повторяющееся слово «ещё». Фет понимает, что зима не будет вечной, и весна вот-вот придёт. На втором пейзаже, нарисованном автором, также изображена зима, однако человек – «красавица степная» - уже испытывает ощущение прихода весны, которое витает в воздухе вместе с пролетными журавлями. В короткой зарисовке поэту удаётся показать взаимоотношения человека и природы, синтез чувств, который знаком каждому, кто наблюдал перемены в окружающем мире.

Строки стихотворения написаны четырёхстопным и пятистопным ямбом , стихотворным размером с ударением на втором слоге в стопе, и объединены сплетенной рифмовкой, имеющей схему ABAAB с чередованием женских и мужских рифм.

Стихотворение «Еще весны душистой нега…» отличает многообразие троп, которые и создают уникальный по красоте пейзаж пробуждающейся природы. Среди них такие средства художественной выразительности, как многочисленные эпитеты («красавица степная» , «замороженном пути» , «весны душистой» ), метафора («возрожденья весть живая» ), антитеза (третья строфа на фоне первых двух), олицетворения («солнце греет», «краснеет липа», «березник желтеет» ), синтаксический параллелизм с помощью лексического повтора («еще» ). Последняя стилистическая фигура активно используется автором для того, чтобы подчеркнуть настроение предощущения изменений в природе. Наступление весны не может произойти резко, все перемены являются постепенными, плавными, и поэт рассказывает о них как будто бы миг за мигом. В то же время отмечается и быстротечность момента, это проявляется в быстрой смене характера стихотворения в заключительной строфе.

Афанасий Афанасьевич Фет является гением пейзажной лирики. Его необычайно красивое и задумчивое стихотворение «Еще весны душистой нега…» наполнено удивительной любовью к природе, имеющей столь много обличий.

  • Анализ стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»
  • «Первый ландыш», анализ стихотворения Фета

1.О чем эти стихотворения? Какое настроение вызывают?

Стихотворения объединяет общая тематика: в них показано предчувствие весны как обновление жизни. Оба передают переходное состояние природы. Светлое, радостное настроение.

2.Как построены стихотворения? Каковы особенности композиции?

Композиция стихотворений при одинаковом движении от природы к человеку разнится: у Тютчева стихотворение двухчастно: первая строфа - пейзажная зарисовка, вторая - философское развитие темы, поэтическое обобщение;

У Фета в стихотворении тоже можно выделить 2 части (на что указывает и союз «но» в третьей строфе), но поэт не сопоставляет и, тем более, не противопоставляет человека и природу, а показывает человека в единстве, в гармонии с окружающим миром.

То есть, у Тютчева главное - человек, у Фета - природа.

3.Какая нарисована картина и с помощью каких средств в одном и другом стихотворении? В чем видите разницу в создании образа приведенной природы у Тютчева и Фета? Какова роль детали в осмыслении природы у Тютчева и Фета?

В обоих стихотворениях похожи образы предвесенней природы, совпадают ключевые слова: «весна», «нега». Оба стихотворения импрессионистичны: поэты не столько изображают пейзаж, сколько передают субъективное состояние лирического героя, именно его чувства окружают пейзаж. Однако образы природы у Тютчева и Фета существенно отличаются: у Тютчева образ природы тяготеет к отвлеченности, обобщенности, детали носят символический характер («мертвый стебль», «редеющий сон», «блестит лазурь», «блестят и тают глыбы снега»). У Фета, напротив, образы природы на уровне деталей конкретны, предметны («телега», «овраги полны снега», «краснеет липа», «березник чуть желтеет»). Художественные средства однотипны: анафора, эпитеты, олицетворение, инверсия, ассонанс, синтаксический параллелизм.

У Тютчева одна - единственная картина природы в стихотворении, у Фета пейзаж дается в фрагментах, дробится на множество кусочков.

4.Что вы можете сказать о лирических героях стихотворений?

Лирический герой у Тютчева и Фета отличается своим отношением к природе, открывающейся ему. Хотя в обоих стихотворениях лирический герой радуется приходу весны, у Тютчева пейзаж, скорее, всего лишь повод поразмыслить о человеке, о его душевном состоянии. У Фета же главное - это красота нарождающейся весны во всех даже самых обыкновенных предметах, и человек отнюдь не главная часть этого мира.

5.Сравните стихотворения на уровне использования лексики и синтаксиса. В чем видите разницу?

На лексическом уровне стихотворения отличаются. Тютчев использует слова высокого стиля: «Стебль», «Лазурь», «редеющий сон», «золотит мечты», Фет наряду со словами высокого стиля («низойти», «весть») легко вводит самую простую лексику: «телега», «сизый румянец». Для Тютчева важна обобщающая величественная картина, для Фета - простая и конкретная.

На уровне синтаксиса стихотворения также разнятся. У Тютчева философское звучание стихотворения подчеркивают фигура умолчания и риторические вопросы, осложненные предложения. Стихотворение Фета не претендует на философскую обобщенность, что отражается и в синтаксисе: предложения более простые, нет фигур умолчания, риторических вопросов

6.Проанализируйте ритмику стихотворений, сделайте выводы. (Задание усложненного типа).

Размер стихотворений одинаков: четырехстопный ямб со сложной рифмовкой. Но стихотворения звучат по-разному благодаря разной строфике стихотворений и использованию пиррихиев. У Фета темп стихотворения более легкий, живой, энергичный, многочисленные пиррихии убыстряют темп, а использование пятистишия со сложным расположением рифмующихся строк останавливают внимание читателя на отдельных деталях. У Тютчева темп стихотворения замедляется во второй части из-за почти полного отсутствия пиррихиев и переноса ударения (правда, ослабленного) на первый слог в первой стопе в последних строчках стихотворения. Используемое восьмистишие с перекрестной и кольцевой рифмовкой также способствуют ритму размышления.

7.Каков итог лирического высказывания у Тютчева и Фета? В чем вы видите общность и разницу поэтической идеи в стихотворении?

Поэтическая идея в обоих стихотворениях близка: весна - возрождение природы, весна - пробуждение человеческой души. В обоих стихотворениях поэтическая мысль движется от пейзажной картины к человеку. Общее для поэтов - философское осмысление человека и природы. У Тютчева и Фета природа - живое существо, а человек - часть природы. Но если для Фета главное красота природы во всех ее проявлениях, а человек находится в гармонии с окружающим миром, - то у Тютчева человек сопоставляется с природой, т.е. находится в некотором разладе с нею, хотя в этом стихотворении разлад еще почти не ощущается, еще нет того трагизма взаимоотношения человека и природы, который появится у позднего Тютчева.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Дидактический материал

к уроку литературы в 5 классе

Анализ стихотворения

«Ещё весны душистой нега»

учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1»

р.п.Чамзинка Республики Мордовия


проверить уровень знаний творчества А.А.Фета, степень понимания стихотворения «Ещё весны душистой нега», его темы, идеи, особенностей изобразительно-выразительных средств поэтического языка


А.А.Фет

«Ещё весны душистой нега»

Ещё весны душистой нега

К нам не успела низойти,

Ещё овраги полны снега,

Ещё зарей гремит телега

На замороженном пути.

Но возрожденья весть живая

Уж есть в пролётных журавлях,

И, их глазами провожая,

Стоит красавица степная

С румянцем сизым на щеках.

Краснеет липа в высоте,

И соловей ещё не смеет

Запеть в смородинном кусте.


Ведущей темой стихотворения является тема:

г) свободы

в) природы;

б) родины;


На сколько микротем можно поделить данное стихотворение:

Ещё весны душистой нега

К нам не успела низойти,

Ещё овраги полны снега,

Ещё зарей гремит телега

На замороженном пути.

Едва лишь в полдень солнце греет,

Краснеет липа в высоте,

Сквозя, березник чуть желтеет,

И соловей ещё не смеет

Запеть в смородинном кусте.

Но возрожденья весть живая

Уж есть в пролётных журавлях,

И, их глазами провожая,

Стоит красавица степная

С румянцем сизым на щеках.


Какое чувство передано в строке

«Ещё весны душистой нега

К нам не успела низойти»?

а) равнодушие;

б) ожидание перемен;

в) переживание;

г) предчувствие весны


Последняя строфа стихотворения посвящена:

а) приходу весны;

б) уходу зимы;

в) встрече с красавицей;

г) грядущему пробуждению природы


Как называется изобразительное средство, использованное в сочетаниях «душистая нега»,

«на замороженном пути» :

г) метонимия

а)эпитет;

б) метафора;

в) сравнение;



Назовите ключевую фразу стихотворения:

«Но возрожденья весть живая

Уж есть в пролётных журавлях»


В строке

«Но возрожденья весть живая

Уж есть в пролётных журавлях» использован синтаксический приём. Назовите этот прием:

инверсия


К какому типу лирики относится данное стихотворение:

пейзажная лирика


Определите размер, которым написано стихотворение:

Ещё весны душистой нега

К нам не успела низойти,

Ещё овраги полны снега,

Ещё зарей гремит телега

На замороженном пути.

Едва лишь в полдень солнце греет,

Краснеет липа в высоте,

Сквозя, березник чуть желтеет,

И соловей ещё не смеет

Запеть в смородинном кусте.

Но возрожденья весть живая

Уж есть в пролётных журавлях,

И, их глазами провожая,

Стоит красавица степная

С румянцем сизым на щеках.


  • Алиева Л.Ю. Тесты по литературе. - М.: Айрис-пресс, 2004
  • Бережная И.Д. Литература: текущий контроль знаний, тесты, зачёты, задания. - Волгоград: Учитель, 2008
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: