Станционный смотритель сюжет кратко. Станционный смотритель

В начале произведения повествователь говорит об отношении людей к станционным смотрителям. Рассказал, что с ними постоянно кто-то ругается, иногда и ударить их могут.

Вообще, станционные смотрители - это чиновники четырнадцатого класса. И ведут с ними так, в основном чиновники класса выше, чем четырнадцатый. Однако, один такой станционный смотритель, очень запал в душу рассказчику.

В 1816 году, автор проезжал мимо одной дороги, и пока станционный смотритель переписывал подорожную, повествователь заметил его четырнадцатилетнюю дочь Дуню, очень красивую девушку с голубыми глазами. Затем рассказчик предложил смотрителю выпить пунш, а Дуне чай. И они, попивая, стали говорить, будто знают друг друга сто лет.

Смотрителя звали Самсон Вырин и было ему около пятидесяти лет. Он воспитывал дочь один, так как ее мать умерла. В обществе он был маленьким человеком.

Для рассказчика были поданы лошади, ему пора было уезжать. Дуня ему очень понравилась, и поэтому так не хотелось уезжать, но нужно. Он сел в повозку и, попрощавшись, попросил Дуню поцеловать его, та выполнила его просьбу. Он часто просил девушек об этом, но этот поцелуй был самым запоминающимся.

Прошло некоторое время, и повествователь оказался на этой же станции. Он вспомнил ту прекрасную девушку Дуню. Он понимал, что смотритель мог уже не работать там, а Дуня могла выйти замуж или вовсе с ними что-то случилось. Но рассказчик решил сам убедиться или опровергнуть свои догадки. Но он все-таки увидел того самого Самсона Вырина, но тот уже постарел. Он был уставшим и нахмуренным.

Повествователь спросил его о Дуне, но тот грубо ответил, что ничего не знает об ее жизни. Рассказчика заинтересовала эта история, и он, заметив, что смотритель не хочет говорить об этом, решает предложить смотрителю выпить пунша и поговорить по душам.

Самсон рассказывает, что несколько лет назад на его станцию заезжал черноволосый гусар Минский. Ему понравилась Дуня. Пока Самсон Вырин переписывал подорожную, гусару стало плохо, и он лег на кровать смотрителя. Дуня от него не отходила и ухаживала за ним. Доктор, который пришел к больному прописал ему постельный режим. Гусар вручил ему 25 рублей за визит и пригласил обедать.

Через день Минский поправился и решил отправиться в путь. Попрощавшись со смотрителем, он предложил Дуне подвести ее до церкви, куда та шла на службу. Дуня не знала соглашаться или нет, но смотритель настоял, так как начал доверять гусару. Тогда Дуня села в повозку и они уехали.

Девушки долго не было и Самсон начал переживать. Он поехал в церковь, куда отправилась Дуня, но ее и там вообще не видели. В общем, он узнает, что Дуня уехала вместе с Минским и плакала, покидая дом. Позже выяснилось, что гусар врал по поводу своего самочувствия, а доктор подозревал о его намерениях.

Смотритель едет в Петербург за дочерью и пытается попасть к гусару. Минский, видя страдания отца, просит не искать ее и дает смотрителю денег, говорит о взаимных чувствах и просит исчезнуть.

Вечером, Самсон Вырин, проследив за Минским, находит свою дочь счастливой и роскошной. Та, увидев его, упала на пол, вследствие чего гусар выкинул Самсона из дома. Станционный смотритель едет домой подавленный и разбитый. Прошло время, а о дочери так ничего и не слышно.

Пока смотритель рассказывал эту историю, он горько плакал и выпил шесть чашек пунша. Выслушав Самсона, повествователь уехал.

Прошло снова время и, по счастливой случайности, рассказчик попадает на ту станцию третий раз, но ее уже не существует. Он узнает, что местный смотритель умер от пьянства. Тогда повествователь решил поехать в деревню, где жил Самсон Вырин.

Приехав, он пытается найти могилу смотрителя и в этом ему помогают местные жители. Мальчик, который провожал повествователя, рассказал ему, что незадолго до его приезда на могилу Самсона приходила красивая роскошная женщина с тремя детьми. Рассказчик понял, что это была Дуня. По словам мальчика, она приводила на могилу отца батюшку, горько плакала и щедро раздавала деньги.

Рассказчик под впечатлением от судьбы этих людей уезжает.

Александр Сергеевич Пушкин – один из самых читаемых авторов. Его имя знают всенаши соотечественники от мала до велика. Его произведениями зачитываются повсюду. Это поистине великий писатель. И, пожалуй, его книги стоит изучать глубже. Например, те же «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» просты лишь на первый взгляд. Рассмотрим одну из них, а именно «Станционный смотритель» — историю о том, как важно вовремя осознать значимость дорогих сердцу людей.

В 1830 году Александр Сергеевич Пушкин отправляется в Болдино, чтобы решить некоторые финансовые проблемы. Он уже собирался вернуться, но в России в то время сильно распространилась смертельно опасная холера, и возвращение пришлось отложить надолго. Этот период развития его дарования называют Болдинская осень. В это время написаны одни из лучших произведений, в том числе цикл повестей под названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», состоящий из пяти произведений, одна из которых «Станционный смотритель». Ее автор закончил 14 сентября.

Во время вынужденного заточения Пушкин страдал от разлуки с очередной дамой сердца, поэтому его муза была печальна и зачастую настраивала его на грустный лад. Возможно, свою лепту в создание «Станционного смотрителя» внесла сама атмосфера осени – поры увядания и ностальгии. Главный герой увял также стремительно, как сброшенный с ветки лист.

Жанр и направление

Сам Пушкин называет свое произведение «повести», хотя по существу каждая из них – это маленький роман. Почему же он их так назвал? Александр Сергеевич отвечал: «Повести и романы читаются всеми и везде» — то есть, особой разницы между ними он не видел, а выбор сделал в пользу менее крупного эпического жанра, как бы указывая на скромный объем произведения.

В отдельной повести «Станционный смотритель» заложены основы реализма. Герой – это вполне реальный герой, который мог бы встретиться в то время в действительности. Это первое произведение, в котором поднимается тема «маленького человека». Именно здесь Пушкин впервые говорит о том, как живет этот никем не замеченный субъект.

Композиция

Структура повести «Станционный смотритель» позволяет читателю взглянуть на мир глазами рассказчика, в словах которого скрывается личность самого Пушкина.

  1. Начинается повесть с лирического отступления писателя, где он отвлеченно рассуждает о неблагодарной профессии станционного смотрителя, который унижен уже по долгу службы. На таких должностях и формируются характеры маленьких людей.
  2. Основная часть состоит из бесед автора с главным героем: он приезжает и узнает последние новости о его жизни. Первый визит – знакомство. Второй – основной поворот сюжета и кульминация, когда он узнает о судьбе Дуни.
  3. Нечто вроде эпилога представляет собой его последний приезд на станцию, когда Самсон Вырин был уже мертв. Там сообщается о раскаянии его дочери

О чем?

Повесть «Станционный смотритель» начинается с небольшого отступления, где автор рассуждает о том, какая это унизительная должность. Никто не обращает на этих людей внимания, их «шпыняют», иногда даже бьют. Никто никогда не говорит им элементарно «спасибо», а ведь зачастую это очень интересные собеседники, которые могут многое рассказать.

Затем автор повествует о Самсоне Вырине. Он занимает должность станционного смотрителя. Рассказчик попадает к нему на станцию случайно. Там он знакомится с самим смотрителем и его дочкой Дуней (ей 14 лет). Гость отмечает, что девушка очень хороша собой. Спустя пару лет герой снова оказывается на той самой станции. Во время этого визита мы и узнаем суть «Станционного смотрителя». Он снова встречает Вырина, но вот дочки не видно. Позже из рассказа отца становится ясно, что однажды на станцию заехал гусар, и из-за болезни ему пришлось на какое-то время остаться там. Дуня постоянно ухаживала за ним. Вскоре гость поправился и стал собираться в дорогу. На прощание он предложил довести свою сиделку до церкви, но обратно она уже не пришла. Позже Самсон Вырин узнает, что молодой человек вовсе и не болел, он претворялся, чтобы обманом завлечь девушку и увезти с собой в Петербург. Пешком смотритель отправляется в город и пытается там найти гусара-обманщика. Найдя его, он просит вернуть ему Дуню и не позорить больше, но тот ему отказывает. Позже несчастный родитель находит и дом, в котором похититель содержит его дочь. Он видит ее, одетую богато, любуется ею. Когда героиня поднимает голову и видит отца, она пугается и падает на ковер, а гусар выгоняет бедного старика прочь. После этого смотритель больше не видел свою дочь.

Еще спустя время автор опять оказывается на станции доброго Самсона Вырина. Он узнает, что станцию расформировали, а бедный старик умер. Теперь в его доме живет пивовар и его жена, которая отправляет своего сына показать, где похоронен бывший смотритель. От мальчика рассказчик узнает, что некоторое время назад в город приезжала богатая барыня с детьми. Она также спрашивала про Самсона, а узнав, что тот умер, долго плакала, лежа на его могиле. Дуня раскаялась, но было уже поздно.

Главные герои

  1. Самсон Вырин – добрый и общительный старик лет 50, который души не чает в своей дочери. Она защищает его от побоев и ругани приезжих. При виде нее они всегда ведут себя спокойно и доброжелательно. В первую встречу Самсон выглядит отзывчивым и робким мужчиной, который довольствуется малым и живет лишь любовью к своему ребенку. Ни богатств, ни славы ему не надо, лишь бы рядом была его родная Дуняша. В последующую встречу он — уже обрюзгший старик, который ищет успокоения в бутылке. Побег дочери надломил его личность. Образ станционного смотрителя – это хрестоматийный пример маленького человека, который не в силах противостоять обстоятельствам. Он не выдающийся, не сильный, не умный, он просто обыватель с добрым сердцем и кротким нравом – вот его характеристика. Заслуга автора в том, что он сумел интересно дать описание самому обыденному типажу, найти в его скромной жизни драму и трагизм.
  2. Дуня — молодая девушка. Она оставляет отца и уезжает с гусаром не из корыстных или недобрых побуждений. Девушка любит родителя, но по наивности доверяется мужчине. Как и любую молодую женщину, ее влечет великое чувство. Она следует за ним, забыв обо всем. В конце повести мы видим, что она переживает за смерть одинокого отца, ей стыдно. Но сделанного не исправить, и вот она, будучи уже матерью, плачет на могиле родителя, сожалея о том, что так поступила с ним. Спустя годы Дуня остается прежней милой и заботливой красавицей, на облике которой не отразилась трагическая история дочери станционного смотрителя. Всю боль разлуки вобрал в себя ее батюшка, так и не увидевший внуков.
  3. Тема

  • В «Станционном смотрителе» впервые поднимается тема «маленького человека» . Это герой, которого никто не замечает, но который обладает большой душой. Из рассказа автора мы видим, что его часто ругают просто так, иногда даже бьют. Его не считают за личность, он — низшее звено, обслуживающий персонал. Но на самом деле, этот безропотный старик безгранично добр. Несмотря ни на что, он всегда готов предложить путникам ночлег и ужин. Гусару, который хотел его избить и которого остановила Дуня, он разрешает остаться у себя на несколько дней, вызывает ему врача, кормит его. Даже когда его предает дочь, он все равно готов ей все простить и принять ее назад любую.
  • Тема любви тоже своеобразно раскрывается в повести. В первую очередь, это чувство родителя к ребенку, которое бессильны поколебать даже время, обида и разлука. Самсон безоглядно любит Дуню, бежит спасать ее пешком, ищет и не сдается, хоть такой смелости от робкого и забитого слуги никто не ожидал. Ради нее он готов терпеть хамство и побои, и лишь убедившись, что дочь его сделала выбор в пользу богатства, он опустил руки и подумал, что бедный отец ей уже не нужен. Другой аспект – страсть юной прелестницы и гусара. Сначала читатель тревожился за судьбу провинциальной девочки в городе: ее в вправду могли обмануть и обесчестить. Но в финале оказывается, что случайная связь обернулась брачным союзом. Любовь – главная тема в «Станционном смотрителе», так как именно это чувство стало и причиной всех бед, и противоядием от них, которое не доставили своевременно.

Проблематика

Пушкин в своем произведении поднимает нравственные проблемы. Поддавшись мимолетному чувству, ничем не подкрепленному, Дуня оставляет отца и едет вслед за гусаром в неизвестность. Она позволяет себе стать его любовницей, она знает, на что идет, и все равно не останавливается. Здесь финал получается счастливым, гусар все-таки берет девушку в жены, но и в те времена такое было редкостью. Тем не менее, даже ради перспективы брачного союза не стоило отрекаться от одной семьи, строя другую. Жених девушки вел себя непозволительно грубо, именно он сделал ее сиротой. Они оба легко переступили через горе маленького человека.

На фоне поступка Дуни развиваются проблема одиночества и проблема отцов и детей. С того момента, как девушка покинула отчий дом, она ни разу не проведала отца, хотя знала, в каких условиях он живет, ни разу ему не написала. В погоне за личным счастьем она абсолютно забыла про человека, который ее любил, растил и готов был простить буквально все. Такое происходит по сей день. И в современном мире дети оставляют и забывают своих родителей. Вырвавшись из гнезда, они пытаются «выбиться в люди», добиваются целей, гонятся за материальным преуспеянием и не вспоминают о тех, кто дал им самое важное – жизнь. Судьбой Самсона Вырина живут многие родители, оставленные и забытые своими детьми. Конечно, спустя время молодежь вспоминает о семье, и хорошо, если оказывается еще не поздно встретиться с ней. Дуня на встречу не успела.

Главная мысль

По-прежнему насущна и актуальна идея «Станционного смотрителя»: даже к маленькому человеку нужно относиться уважительно. Нельзя мерить людей по званию, сословию или умению задеть других. Гусар, например, судил окружающих по силе и положению, поэтому причинил такое горе своей же супруге, своим же детям, лишив их отца и деда. Своим поведением он оттолкнул и унизил того, что мог бы стать ему опорой в семейной жизни. Также основная мысль произведения – это и призыв к тому, чтобы мы берегли своих родных и не откладывали примирение на завтра. Время быстротечно и может лишить нас шанса исправить свои ошибки.

Если посмотреть на смысл повести «Станционный смотритель» более глобально, то можно заключить, что Пушкин выступает против социального неравенства, ставшего краеугольным камнем взаимоотношений людей того времени.

О чем заставляет задуматься?

Также Пушкин заставляет нерадивых чад подумать о своих стариках, дает им наставление не забывать родителей, быть им благодарными. Семья – это самое ценное в жизни каждого человека. Именно она готова простить нам все, принять нас любыми, утешить и успокоить в трудный час. Родители – самые преданные люди. Она отдают нам все, и взамен ничего не просят, кроме любви и небольшого количества внимания и заботы с нашей стороны.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Произведение А. С. Пушкина «Станционный смотритель» входит в цикл «Повести Белкина» и открывает тему «маленького человека» в русской литературе. Его герой - мелкий чиновник четырнадцатого класса, призванный всю жизнь терпеть недовольство и издевательства проезжающих.

Первая встреча с Самсоном Выриным

Краткое содержание повести «Станционный смотритель» начинается, как и само произведение, с размышлений автора о нелегкой судьбе сиих почтовых «диктаторов». Многое приходится им терпеть от проезжающих, особенно если последние оказываются высоких чинов. Подобные мысли напомнили повествователю об одном из таких мучеников, с которым он впервые встретился в 1816 году, когда проезжал по тракту ***ской губернии.

Повествователь попал под сильный дождь и весь вымок. Добравшись до станции, он первым делом переоделся и попросил чаю. Смотритель, свежий и бодрый человек лет пятидесяти, позвал свою четырнадцатилетнюю дочь Дуню, отличавшуюся красотой, и велел поставить самовар. Пока грелся чай, а смотритель рассматривал подорожную, повествователь стал разглядывать рисунки-иллюстрации к притче о блудном сыне, висевшие на стене. Они последовательно рассказывали известную историю и навсегда запали в память проезжавшего. Так же, как горшки с бальзамином и прочие вещи, украшавшие комнату.

Вскоре Дуня принесла самовар, и они втроем долго, как давно знакомые люди, пили чай и беседовали. Наконец, гость отправился в дорогу, поцеловав на прощание Дуню. Так начинает свою повесть А. Пушкин.

Через несколько лет повествователь вновь оказался на том тракте. Его радовала возможность увидеться с Выриным и его дочерью, потому он пребывал в хорошем настроении. Однако дом выглядел запущенным, а сам смотритель, выбравшийся из-под тулупа, - постаревшим и хилым. Поначалу Самсон не хотел говорить, но, выпив пунша, поведал невеселую историю, случившуюся с ним и его Дуней.

О дочери старик говорил с любовью и гордостью. По его словам, на ней дом держался, да и проезжавшие, завидев девушку, делались мягче и сговорчивее. Да вот три года назад случилась беда, рассказ о которой продолжает краткое содержание «Станционного смотрителя».

Приезд гусара

Проезжий в военной шинели появился зимним вечером. Узнав, что нет лошадей, он повысил голос, но, увидев Дуню, смягчился и заказал ужин. Вскоре гусар уж лежал на лавке совсем больной. А к утру ему сделалось совсем худо, и смотритель послал за доктором. Тот пощупал пульс, поговорил с военным по-немецки, получил двадцать пять рублей и сказал, что больному нужно отлежаться пару дней. Все это время за молодым человеком ухаживала Дуня.

На третье утро гость собрался уезжать и захотел довезти Дуню до церкви - она шла к обедне. Отец сам предложил засомневавшейся дочери прокатиться, а через полчаса у него вдруг сердце заныло. Станционный смотритель отправился в церковь и узнал, что девушка там не появлялась. Оставалась надежда, что Дуня решила прокатиться до следующей станции, но вернувшийся ямщик сообщил, что она поехала с гусаром дальше.

В Петербурге

Старик слег и заболел горячкой. Его лечил тот же лекарь, что приходил к гусару. Он признался, что побоялся нагайки и не выдал молодого человека, который был абсолютно здоров. Подлечившись, Вырин решил идти в Петербург - именно туда, согласно подорожной, направлялся Минин. Краткое содержание «Станционного смотрителя» продолжается описанием того, что случилось в столице.

Смотритель остановился у старого товарища и вскоре узнал адрес гусара. Он пришел к нему с просьбой отпустить с ним дочь. Однако Минин ответил, что Дуня его любит, что она уж отвыкла от прежней жизни, а затем что-то сунул за рукав смотрителя, это оказались ассигнации. Вырин хотел было уж ехать назад, но потом решил просто поглядеть на дочь. Через пару дней он увидел экипаж Минского у одного из больших домов и узнал от кучера, что здесь живет Авдотья Самсоновна. Дверь открыла служанка. Не спрашивая разрешения, смотритель направился в комнаты, где увидел роскошно одетую Дуню. Она нежно смотрела на Минского, а ее вид излучал счастье. Заметив отца, она упала на ковер, и тут же Минский вытолкал старика за дверь. Таков был рассказ, прерываемый слезами, и его краткое содержание. Станционного смотрителя повествователь вспоминал часто, волновала его и дальнейшая судьба Дуни.

Третий приезд на станцию

Спустя несколько лет рассказчик еще раз оказался в тех местах и решил навестить старого знакомого. Остановившись у домика, он увидел чужую бабу, которая сообщила, что старый смотритель спился и умер. И отправила сына показать барину его могилу. По дороге оказалось, что мальчик хорошо знал старика - Вырин любил возиться с детишками. Еще Ванька рассказал, как однажды приезжала прекрасная барыня с тремя ребятишками и кормилицей. Узнав, что смотритель умер, она расплакалась и пошла на кладбище. Там долго лежала на могиле старика, после чего дала попу денег и уехала.

Таково краткое содержание «Станционного смотрителя».

В данной работе представлено краткое содержание повести «Станционный смотритель», которое может быть использовано как для читательского дневника, так и для написания письменных работ по предлагаемому плану.

Так же вкратце даны характеристики всех героев, определение главной мысли произведения и вывод.

В 1830 году, задержавшись из-за эпидемии холеры в Болдино, Пушкин много и увлеченно работает. Там он задумывает написать цикл из пяти, совершенно непохожих друг на друга, повестей от имени вымышленного автора и называет их «Повести Белкина».

9 сентября, на пятый день пребывания в деревне, закончена повесть «Гробовщик», на последнем листе которой Пушкин набрасывает план новой, под названием «Станционный смотритель» с очень незатейливым сюжетом.

Это произведение отличается от остальных повестей своим настроением, оно пронизано чувством грусти и трагично. Композиция повести соответствует традиционным канонам: завязка, развитие, кульминация и завершение. Но повествование ведется не по главам.

Начинается лирическими размышлениями путника о неблагодарной доле смотрителей, потом следует его рассказ о Самсоне Вырине и его дочери, далее откровения смотрителя о коварстве проезжего гусара и Дуниной участи, завершается описанием последнего приезда рассказчика и посещением могилы старика, где он узнает о запоздалом раскаянии Дуни.

Главные герои и их характеристика

Иван Петрович Белкин — чиновник, путешествующий по делам и поведавший историю Самсона Вырина. Человек неравнодушный и интересующийся жизнью встречающихся ему людей.

Он родился в семье почтенного секунд-майора и, воспитанный деревенским дьячком, склонен был к чтению и занятиям русской словесностью. Служил, после выхода в отставку к управлению имением покойных родителей склонностей не проявил.

Честен, кроток, стыдлив, умерен в излишествах, склонен к сочинительству.

Самсон Вырин — его именем названа повесть и так звали отца Дуни. Маленький человек, честно выполняющий свой долг. Он терпит притеснения и унижения от проезжающих господ. Станционному смотрителю около пятидесяти лет. Он вдовец, но очень любит свою единственную дочь. Все невзгоды сносит с чувством собственного достоинства.

Дуня — его дочь, очень разумна и расторопна. Понимая положение отца, старается облегчить его участь. Портрет Дуни: молода, красива, кокетлива, держится не хуже светских девиц. Часто ей удается смягчить гнев постояльцев своей услужливостью. Но, однажды, поддавшись чувствам, она бросает отца и уезжает с гусаром, рискуя своей репутацией. Все же ей удается избежать позорной жизни, обрести семейный покой и счастье.

Ротмистр Минский - тот, кто похитил Дуню – молод, красив, богат. Но, полюбив Дуню, не видит в их жизни ее отца, хотя и дворянина, но состоящего на плебейской, по его понятиям, службе. За честь его дочери пытается откупиться деньгами, не поняв, что даже у смотрителя есть свое достоинство, которое он растоптал. Отчасти его можно считать второстепенным персонажем.

Второстепенные персонажи

Лекарь — немец, который сыграл свою лукавую роль в истории похищения Дуни. В отрывке, повествующем о мнимой болезни Минского, понятно, что он невольный соучастник гусара. Получив щедрое вознаграждение, даже пообедав и распив вино с больным, он, скрыв истинное положение дел, косвенно участвовал в хитроумном замысле ротмистра.

Ваня — сынок пивовара, помнивший смотрителя за его доброту. Он не забыл, где могила этого человека, который был для него не чужим.

Станционных смотрителей притесняют и унижают почти все проезжающие и бранятся с ними, жалуются, почитая их «извергами» или разбойниками. Но по справедливости нужно относиться к ним более снисходительно.

Ведь их низший чин четырнадцатого разряда может, да и то не всегда, оградить только что от побоев. Служба у него каторжная, а и днем, и ночью покоя нет.

Уставшие в пути путники всю досаду вымещают на смотрителе за скверную погоду, плохую дорогу, уставших лошадей, строптивых ямщиков. Для всех он хуже врага, какими ругательствами его только не бранили. В любую погоду бегает в поисках лошадей, прячется в сенях от рассерженных постояльцев.

Рассказчик, почти двадцать лет разъезжая по России, был знаком со многими смотрителями. Собирая и записывая путевые наблюдения, решил развеять ложные представления об этих скромных тружениках, отзываясь об их услужливости, уживчивости и неприхотливости.

Особенно ему были интересны беседы с ними, из которых он узнал немало занимательного и поучительного. О судьбе одного из них поведал он читателям.

Случилось ему в 1826 году проездом промокнуть под дождем и решил на попутной станции обсохнуть и выпить чаю. Смотритель кликнул свою дочку, наказав поставить самовар. Красота четырнадцатилетней девочки произвела впечатление на повествователя. Дожидаясь чаю, стал он осматривать скромное, но опрятное жилище.

Особенно его заинтересовали три картинки на стене, изображавшие библейскую историю блудного сына. Пятидесятилетний Самсон Вырин, бодрого нрава и свежий, и его дочь за чаем долго беседовали с путником, которого на прощание Дуня поцеловала.

Спустя несколько лет опять довелось рассказчику побывать на этой станции. Войдя в домик, он обратил, как изменилось жилище: исчезли цветы на окнах, во всем чувствовалось запустение и ветхость. Очень постаревший за последние годы смотритель на вопрос о здоровье Дуни ничего не ответил, нахмурился. Но, выпив предложенного пунша, поведал печальную и трогательную историю дочери, вспоминая, как не мог он нарадоваться на свою Дуню, как проезжающие любили поговорить с ней, любовались ее красотой и разумностью.

Три года назад, зимой, подъехала тройка, и в комнату вошел военный, требуя лошадей.

Дуня смягчила гнев молодого гусара, которого звали Минский, ласково предложив поужинать. Тот согласился. Но, когда подали лошадей, проезжему внезапно стало дурно, и он лишился памяти.

На следующий день вызвали лекаря, с которым больной с аппетитом отобедал, распив бутылку вина и щедро заплатив.

Через день гусар совсем поправился, стал весел, напевал и много шутил. В воскресенье Дуня собиралась на церковную службу, и гусар вызвался подвезти ее. Смотритель и сам не понимал, как мог он разрешить дочери ехать с гусаром. Беспокоясь, сам пошел в церковь, но оказалось, что Дуни не было в церкви.

Надеясь, что она просто решила проехаться до следующей станции, получает от вернувшегося ямщика известие, что Дуня уехала с гусаром. Самсон Вырин с горя заболел. Поправившись, выпросил отпуск и отправился пешком за дочерью.

В пути он узнал, что ротмистр Минский следовал в Петербург, а Дуня ехала без принуждения, но все время плакала. В Петербурге отыскал он трактир, в котором жил Минский, и пошел к нему. Со слезами умолял он его вернуть ему дочь, не губить ее. Но Минский заверил, что Дуню не оставит, а вернуться к прежней жизни она уже не сможет. Сунув несчастному отцу денег, выставил на улицу. С негодованием выбросил и растоптал эти деньги смотритель.

Через два дня увидел, как его обидчик вбежал на крыльцо одного дома. Разведав, что Дуня живет на втором этаже, обманув кучера и служанку, проник в ее квартиру. Потрясенная Дуня, внезапно увидев отца, падает в обморок. А Минский выталкивает старика на улицу. Самсон Вырин возвращается на свою станционную службу.

В завершении своего рассказа смотритель поведал, что уже три года живет он один и о судьбе дочери ничего не знает, но предполагает, что постигла ее участь многих молоденьких дурочек, для которых уготована уличная кабацкая жизнь и нищета. После расставания долго вспоминал рассказчик печальную историю смотрителя и его дочери.

Спустя еще несколько лет узнал он, что станция уничтожена, старый смотритель умер, а в его доме поселился пивовар. Хозяйский сынок по его просьбе отвел на могилу старика. От мальчишки узнал, что приезжала молодая и красивая барыня, с тремя детишками, ходила на погост, лежала на могиле и плакала. После дала попу денег на поминание и мальчишке пятачок. Услышав эту историю, не пожалел уже рассказчик о своей поездке.

Главная мысль повести

Основная подсказка, определившая главную мысль, определена в описании комнаты смиренной обители смотрителя, которую украшали картинки из библейского сюжета.

Дуня повторила участь блудного отрока. Но ее раскаяние пришло слишком поздно. Ей повезло, она избежала банальной участи содержанки, обрела семейное и материнское счастье.

Но чувство вины будет мучить ее до конца жизни. Ей никогда уже не получить прощения отца.

Чему же учит эта книга? Невозможно стать счастливым, если тебе не дано получить прощение и обрести душевный покой.

Заключение

В повести удивительно трогательно нарисован образ «маленького человека», честного и бескорыстного труженика, доброго, с достоинством переносящего свое незавидное положение, но не способного защитить себя и своих близких. Эту тему, поднятую Пушкиным, будут в будущем развивать в своем творчестве многие русские писатели.

Для более полного восприятия произведения и создания своего собственного мнения, рекомендуем прочитать не только повесть в сокращении, но и в оригинале.

Читая вступление к повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» читатель не может не испытывать восторга от того, насколько ярко и метко описана служба «диктатора» почтовой станции. Правда, в наше время нет ни ямских станций, ни смотрителей, и люди перемещаются по городам и регионам на поездах и самолетах. Но человеческие характеры почти не изменились. Этим вступлением начинается повесть о станционном смотрителе.

«Станционный смотритель» является четвертой повестью Ивана Петровича Белкина. В бумагах, на которые ссылается Пушкин, упоминалось, что эту повесть Белкин услышал от титулярного советника А. Г. Н.

Однажды, в мае 1816 года автор оказался на N-ской станции. Станция была опрятная. Автор обратил внимание на висевшие на стене картинки по теме возвращение блудного сына. Автор задержался на станции, где ему подали чай, а он угостил старого смотрителя пуншем. Они сидели за столом, и тепло, по- дружески беседовали, пока кучера готовили лошадей. Смотритель горячо любил свою дочь и гордился ею. Четырнадцатилетняя дочка смотрителя произвела на автора неизгладимое впечатление своей красотой. Отец поведал, что на нее обращают внимание все проезжающие. Некоторые даже специально сворачивают на станцию, чтобы ее лишний раз увидеть. Своим обаянием и привлекательностью она усмиряет своенравных и гневливых господ.

В следующий раз он проезжал через эту станцию через несколько лет. Он вспомнил о красивой девочке, в глубине души надеялся увидеть ее снова. Но Дуни на станции не оказалось. Он увидел смотрителя, постаревшего и неразговорчивого. Спросил о Дуне, но старый смотритель сделал вид, что не услышал вопроса.

Маленькая хитрость, которую применил автор, сделала свое дело. Он угостил смотрителя пуншем. Спиртное развязало язык старого смотрителя, и тот рассказал, что его дочку хитростью увез в Петербург молодой гусар. Смотритель поведал, что однажды он пошел в Петербург пешком. Он решил, что если гусар оставил ее, то заберет дочку с собой. Старик нашел Дуню в большом доме, где она жила в отдельной квартире. Он узнал, что гусара звали Минский, и служил он в звании ротмистра. Отец встретился с гусаром. Минский снимал для нее комнату и дал слово, что он никогда не обидит Дуню. Но встретиться с дочерью офицер так и не позволил. Правда, старик увидел все-таки свою дочь. Она похорошела, расцвела, и было заметно, что счастлива в любви.

Старик вернулся тогда домой и продолжил свою службу на станции. Но было видно, что он тосковал по своей дочери, и беспокоился о том, как сложится ее судьба в столице.

Прошло еще какое-то время. Автор снова проезжал через ту губернию. Станция уже была уничтожена, но автор решил навестить знакомого смотрителя, и отправился в село, где была станция. В домике смотрителя жила семья пивовара. Толстая баба сказала, что смотритель умер, и похоронен на местном кладбище. Рыжий мальчишка, сын пивовара отвел автора на кладбище. По дороге мальчик рассказал, что однажды на могилку к смотрителю приезжала роскошная барыня «с барчатами». Она лежала на могиле и горько плакала. Потом поговорила с попом и дала ему денег. И рыжему мальчишке дала серебряный пятак. Понятно, что прекрасная барыня была Дуня, дочь смотрителя. И судя по тому, что она приезжала с детьми и кормилицей, она вышла за ротмистра Минского замуж.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: