Способы привлечения и удержания внимания аудитории. Приемы управления вниманием в деловом общении

При подготовке к публичному выступлению не следует забывать о приемах привлечения внимания аудитории.

Любое выступление принято начинать с обращения. Нужно уделить особое внимание соответствию ситуации и состава слушателей выбранному обращению. Например, обращения "Дорогие друзья!", "Господа!", "Уважаемые гости!", "Коллеги!" дифференцируются в зависимости от состава аудитории.

Цели и основные моменты доклада или выступления лучше изложить в начале. Так, слушателям будет понятна авторская позиция по отношению к поднимаемым в выступлении проблемам.

Для привлечения внимания уместно использование парадоксальных ситуаций и изречений. Например, афоризмы Марка Твена позволяют нетривиально сформулировать мысль: "Человек, не читающий хороших книг, не имеет никакого преимущества перед теми, кто не умеет читать", "Нельзя полагаться на собственное суждение, если оно не основано на воображении", "Я всегда старался, чтобы учеба не препятствовала моему образованию".

В середине речи привлечь внимание поможет апелляция к текущему моменту, к ситуации "здесь и сейчас". Для этого необходимо следить за реакцией слушателей. Целесообразно также уместное и тактичное обращение к речи предыдущего выступающего, использование речевых формул: "как верно заметил...", "об этом сегодня уже говорил...", "как и предыдущий оратор, я...", "хотелось бы поддержать уже высказанную точку зрения...", "нельзя не согласиться с...", "позволю себе возразить..." и т.п.

Вставки, призванные вызвать смех и раскрепостить аудиторию, могут быть уместны, если слушатели утомлены. Анекдоты, занимательные истории, ссылки на личный опыт, связанные с темой выступления, могут быть приготовлены заранее. Известно, например, что американский президент Ф. Рузвельт привлекал внимание отвлекшегося собеседника словами: "Сегодня утром я убил свою бабушку". Эффект неожиданности стимулировал активное слушание.

Риторические вопросы (заключающие в себе утверждение и потому не требующие ответа), вопросно-ответный прием (оратор самостоятельно формулирует вопросы и сам дает па них ответы), вступление в диалог с аудиторией -все эти приемы помогут восстановить затухающее внимание к выступлению.

Провокационный вопрос или утверждение могут быть использованы в целях привлечения внимания и активизации аудитории. При этом желательно, чтобы выступающий и слушатели пришли к общему мнению по проблеме, поставленной провокационным вопросом или утверждением.

Подчиняя речь поставленным целям, выступающий должен демонстрировать убежденность, компетентность в обсуждаемых вопросах, подготовленность к выступлению или дискуссии, проявлять самообладание при негативной реакции аудитории, контролировать мимику и жестикуляцию.

Реакцию аудитории можно определить по поведению нескольких присутствующих, сидящих в разных местах зала. Опытным путем установлено, что лучше всего речь воспринимается слушателями, сидящими в средних рядах. Вопреки естественному желанию, выступающему не следует ориентироваться на наиболее эмоциональных слушателей, даже в том случае, когда они выражают явное одобрение. Надо стараться замечать разные реакции, не пытаясь немедленно отреагировать на их проявления.

Не прерывая зрительного контакта с аудиторией, особенно внимательно следует следить за ее реакцией в момент изложения мыслей или фактов повышенной экспрессивности. Более интенсивная реакция аудитории помогает вскрыть се действительное отношение к оратору и его речи.

Опытный оратор но малейшим изменениям в облике и поведении аудитории умеет распознать ее состояние. В каждый момент своей речи он способен поставить себя на место слушателей, воссоздавая их состояние и реакцию и должным образом распределяя внимание. Заслуженный профессор из рассказа А. П. Чехова "Скучная история", читая лекцию, сравнивает себя с хорошим дирижером, который, "передавая мысль композитора, делает сразу двадцать дел: читает партитуру, машет палочкой, следит за певцом, делает движение в сторону то барабана, то валторны и проч. То же самое и я, когда читаю. Предо мною полтораста лиц, не похожих одно на другое, и триста глаз, глядящих мне прямо в лицо. Цель моя - победить эту многоголовую гидру. Если я каждую минуту, пока читаю, имею ясное представление о степени ее внимания и о силе разумения, то она в моей власти".

Среди других способов привлечения внимания аудитории (особенно в ситуации длительного публичного выступления) можно выделить следующие.

  • 1. Неожиданное прерывание мысли. Как считал П. С. Пороховщиков, "внимание слушателей получает толчок, когда оратор неожиданно для них прерывает начатую мысль, - и новый толчок, когда, поговорив о другом, возвращается к недоговоренному ранее". Кстати, подобный "перерыв" может быть использован и для того, чтобы возвратиться к тому месту в речи, которое случайно было пропущено увлекшимся оратором ("Да, чуть было не забыл...").
  • 2. Голосовые приемы. Для того чтобы активизировать внимание аудитории или сосредоточить его положении выступления, достаточно бывает усилить громкость речи или повысить тон голоса. При этом, конечно, следует соблюдать меру. Иногда может использоваться обратный прием: понижение громкости вплоть до шепота, а также понижение тона голоса. Восстановить внимание можно изменением темпа речи, особенно ее замедлением. Во всех этих случаях привлечению непроизвольного внимания способствует внешнее звуковое раздражение. Однако этика публичного выступления предполагает, что все, что было сказано тихо, необходимо после достигнутого эффекта привлечения внимания повторить с обычной громкостью.
  • 3. Пауза. Рассчитанная и умело выдержанная пауза не только в начале выступления, но и в середине речи может также оказать "гипнотизирующее" воздействие, сосредоточивая внимание аудитории на нужном месте речи. Нередко пауза действует даже сильнее, чем усиление громкости или повышение тона речи, будучи разновидностью прекращения раздражения.

В определенных случаях рекомендуется выдержать паузу, сосредоточив взгляд на тех, кто мешает публичному выступлению. Однако этот прием можно использовать один-два раза: при частом повторении он теряет свою действенность. Можно также ввести удлиненную паузу, срочно создав в речи кульминационный момент. И этим приемом нужно пользоваться в разумных пределах, потому что слишком часто вводимые паузы будут лишь раздражать аудиторию.

  • 4. Жест и движение. Эмоциональный или указующий жест помогает сосредоточить внимание аудитории, особенно в сочетании с другими приемами. Поднятая в нужный момент рука, сжатый кулак и другие жесты, как правило, приковывают взгляды слушателей и помогают овладеть их вниманием.
  • 5. Наглядные средства (иллюстрации, диаграммы, географические карты, реальные вещи и пр.) не только обладают информативной значимостью, но и помогают переключить или восстановить внимание аудитории, так как смена слухового восприятия на зрительное обязательно возбуждает непроизвольное внимание. Хороший эффект даст чтение выдержки из какого-либо документа, который оратор вынимает из кармана или разворачивает на глазах у публики. Современные электронные презентации позволяют объединить разные средства наглядности, однако нужно следить за тем, чтобы презентация не становилась главным средством привлечения внимания и не оттесняла оратора на задний план.
  • 6. Юмор в публичной речи - это одно из наиболее эффективных средств разрядки (подробнее о юморе см. п. 8.4). Вот как пользуется этим приемом профессор из "Скучной истории" А. П. Чехова: "Читаешь четверть, полчаса и вот замечаешь, что студенты начинают поглядывать на потолок... один полезет за платком, другой сядет поудобнее, третий улыбнется своим мыслям... Это значит, что внимание утомлено. Нужно принять меры. Пользуясь первым удобным случаем, я говорю какой-нибудь каламбур. Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится ненадолго гул моря... Я тоже смеюсь. Внимание освежилось, и я могу продолжать".

Конечно, перечисленные способы привлечения непроизвольного внимания имеют "вынужденный" характер. Оратор должен стремиться к гармоничному использованию всех средств, обеспечивающих сосредоточенность внимания слушателей на содержании речи.

Задача любого оратора – привлечь и удержать внимание аудитории на протяжении всего своего выступления. Помимо грамотного и логичного изложения мыслей, хороший оратор должен обладать харизмой и интересным, «цепляющим» слогом. Этому можно научиться, практикуя надежные способы привлечения и удержания внимания аудитории.

Способы и приемы

Всегда помните: в течение первых 7 секунд, как вы заговорили, слушатели решают, нарвитесь вы им или нет. Это самый важный момент. Следующие 30 секунд аудитория оценивает вашу речь: интересна ли она, познавательна или нет. Вывод: от первой минуты зависит все выступление. Если сразу не удалось завоевать зал, потом «встряхнуть» его будет сложно.

  1. Начните с интригующего, «пробуждающего» вступления. Это может быть история, притча, новая шутка (бородатый анекдот выдает занудного рассказчика), имеющая отношение к общей теме ли раскрывающая суть доклада. Затем переходите к начальной (вступительной) части самой речи.
  2. Расскажите о плане выступления. Слушатель должен знать, о чем конкретно пойдет речь. Есть что-то отвлекло человека, он сможет включиться в выступление в любой момент. Хорошо если вы заготовите программки для каждого слушателя с тезисным планом доклада.
  3. Напомните о необходимости вести конспект. Это само собой разумеющееся, но так вы будете иметь возможность выделять и подчеркивать важные моменты речи.
  4. Задавайте вопросы. Это могут быть:
    • риторические вопросы ко всем слушателям;
    • риторические вопросы к конкретному человеку (хорошо, если в этот момент вы обратитесь к нему по имени).

    Позвольте аудитории некоторое время (10-15 сек) обсудить вопрос, подискутировать. Это расшевелит, заставить включиться слушателя. Почаще делайте аудиторию активными участниками процесса.

  5. Используйте наглядный материал. Дидактический (брошюры, буклеты, раздаточный материал), фото-видеоряд. Это не должно быть основной частью выступления. Используйте эти средства в качестве вспомогательных приемов. Просмотр видео – не более 5-7 минут. Видеоматериал должен быть интересным, с умеренным звуком, без технических неполадок. Это требует дополнительной подготовки.
  6. Разбавьте монолог интересными отступлениями, близкими к теме. Задача: возбудить интерес, любопытство. У слушателей должно возникнуть смешанное, парадоксальное чувство. Например, «Нет большего разочарования, как осуществленная мечта. Как вы понимаете это высказывание?
  7. Поведайте о примерах из своего личного опыта. Так вы станете ближе к аудитории и оживите их собственные воспоминания.
  8. Добавьте в монолог цитаты известных людей. Старайтесь включать в речь высказывания, которые не у всех на слуху, не особо известные слова всем известных людей.
  9. Во время общения со слушателями, старайтесь двигаться. Ходите туда – сюда, приближайтесь ближе к залу. Насыщайте речь жестами . Это позволит держать внимание аудитории на вашей личности. Обращаясь к кому-то конкретно, сделайте пару шагов в его сторону, подойдите поближе.
  10. Окрасьте речь эмоционально. Делайте внезапные паузы (1-2 сек), повышайте и понижайте тон голоса, добавляйте жестикуляцию. Этот прием хорошо действует, т. к. у аудитории возрастает любопытство, интерес, включается внимание.

Ошибки во время выступления

  1. Избыточное количество шуток. 1-2 забавных историй вполне достаточно.
  2. Если вы обладаете монотонным тихим голосом – возьмите уроки риторики. Отрабатывайте живую красноречивую речь.
  3. Излагайте мысли четко, просто, понятно, лаконично. Несколько раз прочитайте заготовки выступления. Проверьте, логична ли выстроена структура доклада. Хорошо, если вы сначала «выступите» перед друзьями, близкими, порепетируйте.
  4. Не допускайте в докладе неконкретных конструкций. Абстракция в суждениях мало кому понятна и интересна. Все данные – в цифрах, факты – обоснованы.
  5. Если вы заметно нервничаете, перед выходом к публике постарайтесь наедине с собой несколько раз представить свое выступление. Этот прием переживания стресса в спокойной обстановке действует на эмоциональное состояние как расслабление. Помните:

Что бы происходил правильный процесс получения и восприятия всей информации, а так же, чтобы собеседнику было интересно с вами общаться, нужно правильно .

Для того, что бы контролировать внимание партнера, нужно учиться использовать приемы контролирования ситуации. Это сложный и увлекательный процесс, когда вы овладеете всеми способами контролирования, то внимание собеседника будет привлечено, только к вам.

Под управлением внимания понимают активация всех чувств восприятия человека, путем воздействия на человека невербальными способами общения.

Внимание собеседника можно привлечь, если начать разговор с интересующей его проблемы или темы, это бесспорно, самый действенный способ.

Но помимо того, что вы говорите, вы должны учитывать, как вы это говорите. Что бы привлечь внимание собеседника, ваша речь должна быть эмоционально окрашена, яркой и экспрессивной. А если ваша речь будет не яркой, вялой и безразличной, то внимание собеседника вам не добиться.

Главное средство, которое поможет донести всю необходимую информацию до собеседника – это ваш голос. Главное, что бы он был особенный, эмоционально окрашенный. Ведь человек, который впервые слышит ваш голос, внутри для себя его записывает и сохраняет, а потом когда он слышит ваш голос вновь – он его узнает. Именно поэтому, что бы привлечь внимание собеседника , он должен сразу ему запомниться как живой и яркий. Мямле ни когда не стать хорошим оратором, запомните это. Так как тихий и неуверенный голос, оказывает плохое воздействие на внимание собеседника и может стать даже не приятным.

И порой, для вашего оппонента бывает намного важнее то, как вы говорите, какие при этом используете обороты и как эмоционально окрашиваете свою речь, чем то, какое вы несете содержание.


Итак, мы предлагаем вам опробовать, 12 приемов привлечь внимание собеседника:

1. Нейтральная фраза. Ученые доказали, что если начать разговор с фразы, которая не несет смыслового напряжения, будет намного лучше. Тогда внимание собеседника будет привлечено только к вам, ведь таким приемом вы заинтересуете его;

2. Начать разговор с повышенного тона. Громкая речь всегда привлекает внимание, но важно, что бы вы понимали: громкая речь отличается от крика. Недопустимо строить весь разговор на повышенном тоне, это скажет вашему собеседнику о том, что вы не уверенны и боитесь его. Но использование повышенного тона в начале разговора, привлечет внимание собеседника. Так же можно выделять требуемую (важную для вас) фразу громким тоном, таким образом, вы незаметно сделаете акцент на данной информации;

3. Завлечение слушателя. Суть данного приема состоит в том, что вы начиная свое общение произносите главную фразу очень тихо. А потом перейти на более громкий тон, такая контрастная подача поможет сделать управление вниманием собеседника еще проще. Главное помнить, что такой прием может сработать только в том случае, если вы полностью уверены в своих словах.

4. Зрительный контакт. Установка зрительного контакта добавит вашему разговору, важности между вами и оппонентом. Этим приемом пользуются ведущие лидеры, так как знают о его эффективности. Суть приема заключается в том, что лектор обводит собравшуюся аудиторию взглядом и устанавливает с каким – либо человеком и всю лекцию читает именно ему.

Помимо общения с глазу на глаз, этот прием можно применять и при массовых сборах. Он будет так же эффективен. Так как глядя своему собеседнику в глаза, вы сосредотачиваете его внимание на себе, а так же используя этот прием, вы можете контролировать и продолжительность этого внимания.

5. Акцентирование. Этот прием применяется в тех случаях, когда нужно вам к определенной фразе именно в этот момент. Акцентирование может носить как прямой, так и косвенный подтекст. Прямое акцентирование заключается в выделении нужной фразы стоп – словами, например: «обратите внимание» или «Особенно, это» и другие. А косвенная акцентировка, заключается в том, что вы выделяете нужную фразу голосом.

6. Выбор темпа речи. Внимание собеседника постоянно переключается, и управление вниманием происходит следующим образом. Оратор должен исключить в своей речи монотонные и замедленные тона. Так как такая речь, способствует отвлечению внимания от вас. Даже если ваша информация, то скучный и нудный темп заставляет отвлечься от вас и вашей речи.

Чтобы привлечь внимание собеседника , нужно постоянно контролировать темп своей речи, а так же громкость подачи информации. Ведь говоря громче или тише, а так же меня темп речи, вы заставляете своего собеседника слушать вас внимательно. Так как если он отвлечется, то потеряет нить беседы.

7. Прием применения пауз. Используя паузы, вы незаметно для него подготавливаете его восприятие к нужной вам информации. Применение тактических пауз очень полезно в следующих случаях:

Используя паузу, вы фокусируете внимание оппонента на себе, так как он заинтересованно ждет от вас, что же вы расскажите. В этот момент можно говорить самую важную по значимости информацию;
Помимо применения паузы, можно использовать совместно тактический прием повышения или понижения голоса. Это придаст вашей информации еще большее значение, и собеседник будет лучше вас слушать;
Использование коротких пауз, схоже с использованием знаков препинаний. Как и в написанном тексте, знаки препинания – паузы, дают нам возможность понять материал. Таким образом, вы лучше доносите суть сказанного вами;
Так же применение паузы даст вам возможность перейти к новой части беседы. А собеседник сможет перестроиться от одной информации на другую и значит лучше ее усвоить и понять.

8. Переформулировка. Этот прием, отлично заставляет сконцентрироваться вашего собеседника, так как его суть заключается в том, что вы высказываете свою же ранее сказанную мысль другими словами. Особенно важен это прием, если вы желаете донести важную для вас информации и хотите, что бы ваш оппонент ее точно понял и усвоил.

Если же ваша беседа носит вопросно–ответную форму, то этот прием позволит точно получить ответ, на интересующий вас вопрос.

9. Провокация. Если вы выдаете провокационную информацию, то ваш собеседник обязательно захочет вам возразить и, конечно же, будет внимательно вас слушать.

10. Гипербола. Не стесняйтесь приукрасить или преувеличить выдаваемую вами информацию. Ваш оппонент, обратит внимание, и потом вы обязаны заострить внимание на вашей позиции.

11. Выдвигание прогноза. Если вы уверены в том, что делаете, то вы обязаны предоставлять свои прогнозы.

12. Трехходовка. Если ваш оппонент агрессивно настроен, то тогда нужно действовать по следующим пунктам:

Дайте понять, что вы понимаете его состояние и вам очень жаль;
расскажите, что чувствуете сейчас вы, что вы расстроены и подавлены;
выждите небольшую паузу, а потом предложите успокоиться всем вам и вместе искать путь решения конфликта и сложившейся ситуации.

Запомните, что управлением вниманием вашего оппонента, не простая задача, но если вы в совершенстве овладеете всеми приемами, то сможете управлять кем угодно. Так как именно вы будите контролировать, что видит и слышит ваш собеседник.

Структура выступления зависит прежде всего от метода преподнесения материала, избранного оратором. Эти методы сформировались на базе многовековой ораторской практики, описаны в различных ритори­ческих пособиях, активно используются современны­ми ораторами.

1. Индуктивный метод - изложение материала от част­ного к общему. Выступающий начинает речь с частно­го случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агита­ционных выступлениях.

2. Дедуктивный метод - изложение материала от об­щего к частному. Оратор в начале речи выдвигает ка­кие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Широкое распростране­ние этот метод получил в выступлениях пропагандист­ского характера.

3. Метод аналогии - сопоставление различных явле­ний; событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способству­ет лучшему пониманию излагаемого материала, помо­гает восприятию основных идей, усиливает эмоцио­нальное воздействие на аудиторию.

4. Концентрический метод - расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения цент­рального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.

5. Ступенчатый метод - последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.

6. Исторический метод - изложение материала в хро­нологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.

Использование различных методов изложения мате­риала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, не­стандартной.

Каким бы методом ни пользовался оратор в вы­ступлении, его речь должна быть доказательной, суж­дения и положения убедительными.

Оратору необходимо не только убедить в чем-то аудиторию, но исоответствующим образом повлиять нанее, вызвать ответную реакцию, желание действо­вать в определенном направлении. Поэтому при работе над композицией следует продумать систему логичес­ких и психологических доводов, используемых для подтверждения выдвинутых положений и воздействия на аудиторию.

Логические доводы обращены к разуму слушателей, психологические - к чувствам.

Располагая определенным образом доводы в своей речи, оратор не должен забывать о таком важном прин­ципе композиции, как принцип усиления. Суть его за­ключается в том, что значимость, вес, убедительность аргументов постепенно нарастают, самые сильные до­воды используются в конце рассуждения.

10. Приемы привлечения внимания аудитории.

Публичное выступление имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать, проду­мывая композицию основной части выступления. Каж­дая ораторская речь должна вызывать интерес у ауди­тории, стремление познать тему выступления Только интересные, содержательные лекции, доклады, беседы слушаются с большим вниманием. «Никогда, никаки­ми словами вы не заставите читателя познавать мир через скуку» , - писал Алексей Толстой. Об этом дол­жен помнить и оратор.

Но как бы ни интересна была лекция, внимание со временем притупляется и человек перестает слушать. В этом каждый мог убедиться на собственном опыте. Борьба с утомлением внимания - важная задача, о которой не должен забывать оратор, продумывая струк­туру своей речи. Поэтому выступающему необходимо знать ораторские приемы поддержания внимания у слу­шателей и заранее планировать их при работе над композицией публичного выступления. Составляя свою речь, оратору следует определить, какой прием исполь­зовать в том или ином месте.

Известный судебный дея­тель XIX века Пороховщиков (Сергеич) такими приема­ми считает прямое требование внимания от слушателей, обращение к слушателям с неожиданным вопросом. Для привлечения внимания аудитории он рекомендует ора­торам прервать речь, сделать паузу.

Приемы стимулирования внимания и интереса

1. Сведения о практическом значении информации.

    Краткий исторический экскурс.

    Создание проблемной ситуации.

    Отстранение. Название этого приема происходит от слова «странный»: привычнее, обыденное вдруг подается под неожиданным углом зрения. Например, о серьезном говорится с юмором.

    «Личное сближение».

    Психологические паузы.

    Использование особенностей слушателей.

8. Импровизация.

Импровизированное отступление от заранее намеченного плана выступления_ощутимо оживляет его. Поводом для импровизации может быть что-то_ про­изошедшее во время или накануне выступления. На­пример: «Когда я ехал на встречу с вами...» или «Некоторые садятся подальше в надежде хорошо выспаться. Лучше спать впереди, потому что к сидя­щим сзади я чаще обращаюсь с вопросом, что они думают по поводу услышанного». Отступление должно быть достаточно непро­должительным.

9. Короткие рассказы.

    Соучастие.

    Вопрос-ответ.

    Риторические вопросы.

  1. Принципиально новые факты, новизна подхода.

15. Крылатые фразы, высказывания выдающихся личностей, пословицы и поговорки.

16. Подробности и прямая речь.

«Иногда богатые люди получают от высоких до­ходов мало счастья». Высказывание остаётся абстрактным, если его не сделать наглядным. Например: «Старый Рокфеллер зарабатывал в неделю более 1 миллиона долларов, а мог потратить на свою еду только 5 долларов, потому что был болен и питался кашей и картофе льным_пюре».

17.Использование «закона края».

18. Выдвижение гипотез, предположений.

19. Приемы П. Сергеича:

Прямое требование внимания от слушателей,

Употребление вставных предложений,

Обращение к слушателям с неожиданным вопросом,

Затянуть изложение и поддразнить любопытство,

Внимание слушателей получает толчок, когда оратор неожиданно для них прерывает начатую мысль, - и новый толчок, когда, поговорив о другом, возвращается к недоговоренному ранее,

Заранее намекнуть на то, о чем предстоит говорить впоследствии.

    Движение мысли.

Внимание всегда устремляется к тому, что нахо­дится в движении. Это правильно не только в отно­шении физического движения, попавшего в поле зрения, но и в отношении движения мысли. Внимание к движению мысли устойчиво, если мысль развивается логично. Слушателей покоряет упорядоченное поступательное развитие идей. Впечат­ления должны нарастать, тогда слушатели не утомля­ются, внимание поддерживается интересом. Чувство движения пропадает, если движение не будет поступательным.

    «Сократический диалог».

Обучение в школе Сократа велось методом вопро­сов и ответов, направляемых учителем. Суть умения в том, чтобы обнаружить, столкнуть противоречия и найти истину.

Этим обусловливается методическое построение сократического диалога. На первом этапе осмысливается одно положение, выдвинутое и аргументированное учителем-лектором. На втором - противоположное ему, но столь же аргументированное. На третьем - противоречие обнаруживается и фиксируется в со­знании слушателей, что создает проблемную напря­женность. На четвертом начинается диалектическое размышление - исследование противоречия и путей к его разрешению. И пятый этап - разрешение про­блемы, открытие истины.

    Яркие примеры из художественной литературы и из жизни.

    Видеоматериалы: видеосюжеты, слайды, плакаты, графики, схемы, диаграммы.

24.Средства пантомимики.

Самой главной задачей рекламы является привлечение максимального внимания возможного потребителя, которое очень сложно заполучить среди такого большого ее количества. "Внимание" рассматривается как определенный механизм, который контролирует объем и характер информации, получаемой потребителем. Максимальное внимание привлекают рекламные сообщения, помещаемые на обложки журналов (либо в начало или конец рекламной паузы на радио или телевидении); сложная по творческому замыслу реклама воспринимается и запоминается лучше, чем простая; реклама; различного рода вкладыши образцов парфюмерии и косметики в периодические издания приковывают внимание почти 100% читателей.

В рекламе используются различные приемы для привлечения внимания. Она должна запоминаться, ведь некоторую рекламу потребители замечают сразу же, а на другие не обращают внимания даже после того, как 10 раз ее увидят.

Приемы привлечения внимания

Выделяют несколько определенных приемов привлечения внимания к рекламе.

Во-первых, это шок. Чтобы удивить и шокировать зрителя, усиляют звук или свет, используют раздражающий звук, резкое движение, приближение предмета из глубины экрана. Но иногда, придумывая рекламное сообщение, его создатели не задумываются о том, шок может привести к негативной реакции на рекламу, и уже не имеет значение, хороший продукт или хороший.

Эмоциональность - важная составляющая рекламного обращения. Положительные эмоции сохраняются гораздо дольше, чем отрицательные. Кроме того, потребитель переносит полученные от рекламного сообщения положительные эмоции и на другие рекламные послания того же рекламодателя. Однако использование эмоционального мотива должно быть рассчитано на целевую аудиторию. Поэтому данный метод применяется с учетом того, требуется ли потребителю только эмоциональная реклама, либо же ему необходима информация.

Также один из используемых приемов - движение, так как оно чаще всего привлекает внимание, любопытство, заставляет человека следить за объектом. Именно по этой причине телевизионная реклама так популярна у рекламодателей. Установлено, что человек видит движение уже через 0,08 секунды после начала показа ему картинки с динамичными и статичными предметами. Через 0,16 секунды он начинает распознавать движущийся предмет и только через 0,32 секунды - неподвижный предмет. Также на фотографии движущийся объект фокусирует на себе больше, чем статичный.

Внимание может привлекать резкое изменение раздражителей в рекламе, к примеру, пауза в речи, увеличение или уменьшении ее скорости, а также изменение пространств, расположения рекламного героя.

Размер рекламного сообщения имеет значение не только в печатной рекламе. В радио- и телевизионной рекламе привлечение внимания потребителя также зависит от продолжительности ролика. Однако слишком длинный ролик может снизить внимание потребителя к рекламному сообщению и тем самым производить обратный эффект. В печатной рекламе привлечение внимания за счет размера не означает увеличения содержания самого послания. Рекламное сообщение из нескольких слов может размещаться на целой полосе, в то время как увеличение продолжительности ролика требует дополнительной информации, и если это повлечет за собой появление банальностей - реклама провалена.

Рекламодатели часто используют такой прием, как повторение рекламы через определенные промежутки времени. Велика вероятность того, что таким образом ее заметит больше возможных потребителей. Также у некоторых информационных источников часто меняется аудитория, поэтому надо постоянно завоевывать новых клиентов. Изучение психологии потребителя привело к выводу о том, что единственного контакта потребителя с информацией недостаточно для принятия решения о покупке. Как правило, таких контактов должно быть более пяти. Подобная закономерность была отмечена немецким психологом Т. Кенингом в его работе "Психология рекламы", изданной еще в 20-е годы XX века: "Первый раз - не замечают, второй - замечают, но не читают, третий - читают, но рассеянно, четвертый - читают и обдумывают, пятый - делятся мыслями с друзьями, шестой - размышляют о возможности покупки, седьмой - приобретают товар".

Когда в рекламе звучит вопрос, то человек сразу подсознательно на него отвечает, тем самым, обращая на нее внимание, вовлекаясь в ситуацию, становясь "ближе" к товару и к самой компании, чья продукция рекламируется.

Интрига, или как принято называть - тизер, дразнит потребителя. Этот прием принято использовать на ранних этапах продвижения товара. Тизер заинтересовывает потребителя, и ему хочется узнать, какова разгадка.

Контрастность предполагает, что рекламное сообщение хорошо выделяется на общем фоне. На уровне подсознания это соотносится с правдивостью сообщения, а также с уверенностью рекламодателя в своих силах и возможностях. В печатной и наружной рекламе в этих целях используется многокрасочная печать, оригинальные шрифты заголовков, необычное художественное оформление. Однако, необходимо помнить о том, что шрифты должны хорошо восприниматься потребителем, быть легко читаемыми.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: