Союзы и знаки препинания при однородных членах предложения: правило. Знаки препинания при однородных членах предложения

Однородные члены предложения (главные и второстепенные), не соединенные союзами, разделяются запятыми : В кабинете стояли коричневые бархатные кресла , книжный шкап (Наб.); После обеда он сидел на балконе, держал на коленях книгу (Бун.); Холодом, пустотой, нежилым духом встречает дом (Сол.); Впереди цветение вишенья, рябины, одуванчиков, шиповника, ландышей (Сол.); Остается только безмолвие воды, зарослей, вековых ив (Пауст.); Щербатова рассказывала о своем детстве, о Днепре, о том , как у них в усадьбе оживали весной высохшие, старые ивы (Пауст.).

Если последний член ряда присоединяется союзами и, да, или , то запятая перед ним не ставится: Он [ветер] приносит холод, ясность и некую пустоту всего тела (Пауст.); На километры тянутся густые, высокие заросли ромашки, цикория, клевера, дикого укропа, гвоздики, мать-и-мачехи, одуванчиков, генцианы, подорожников, колокольчиков, лютиков и десятков других цветущих трав (Пауст.).

§26

Однородные члены предложения, соединенные повторяющимися союзами, если их больше двух (и… и… и, да… да… да, ни… ни… ни, или… или… или, ли… ли… ли, ли… или… или, либо… либо… либо, то… то… то, не то… не то… не то, то ли… то ли… то ли ), разделяются запятыми: Было грустно и в весеннем воздухе, и на темневшем небе, и в вагоне (Ч.); Не было ни бурных слов, ни пылких признаний, ни клятв (Пауст.); После разлуки с Лермонтовым она [Щербатова] не могла смотреть ни на степь, ни на людей, ни на попутные села и города (Пауст.); Видеть ее можно было ежедневно то с бидоном, то с сумкой, а то и с сумкой и бидоном вместе – или в нефтелавке, или на рынке, или перед воротами дома, или на лестнице (Булг.).

При отсутствии союза и перед первым из перечисляющихся членов предложения соблюдается правило: если однородных членов предложения больше двух и союз и повторяется хотя бы дважды, запятая ставится между всеми однородными членами (в том числе и перед первым и ): Принесли букет чертополоха и на стол поставили, и вот передо мной пожар, и суматоха, и огней багровых хоровод (Забол.); И сегодня рифма поэта – ласка, и лозунг, и штык, и кнут (М.).

При двукратном повторении союза и (если число однородных членов – два) запятая ставится при наличии обобщающего слова при однородных членах предложения: Всё напоминало об осени: и желтые листья, и туманы по утрам ; то же без обобщающего слова, но при наличии зависимых слов при однородных членах: Теперь уж можно было расслышать в отдельности и шум дождя, и шум воды (Булг.). Однако при отсутствии указанных условий при однородных членах предложения, образующих тесное смысловое единство, запятая может не ставиться: Кругом было и светло и зелено (Т.); И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом (П.).

При двукратном повторении других союзов, кроме и , запятая ставится всегда : Колоть беспрестанно мне глаза цыганской жизнью или глупо, или безжалостно (А. Остр.); Он готов был поверить, что приехал сюда не вовремя – или слишком поздно, или рано (Расп.); Дамочка не то босая, не то в каких-то прозрачных… туфлях (Булг.); Весь день идет либо снег, либо дождь со снегом. Они [лампы] лишь подсвечивали то стены пещерного зала, то наиболее красивый сталагмит (Сол.); Рано ли , поздно ли , но приду .

Примечание 1. Не ставится запятая в цельных фразеологи-зированных сочетаниях с повторяющимися союзами и… и, ни… ни (они соединяют слова с противопоставляемыми значениями): и день и ночь, и стар и млад, и смех и горе, и там и сям, и то и се, и туда и сюда, ни два ни полтора, ни дать ни взять, ни сват ни брат, ни взад ни вперед, ни дна ни покрышки, ни то ни се, ни стать ни сесть, ни жив ни мертв, ни да ни нет, ни слуху ни духу, ни себе ни людям, ни рыба ни мясо, ни так ни сяк, ни пава ни ворона, ни шатко ни валко, ни тот ни этот и др. То же при парных сочетаниях слов, когда третьего не дано: и муж и жена, и земля и небо .

Примечание 2. Союзы ли… или не всегда являются повторяющимися. Так, в предложении И не понять, смеется ли Матвей Карев над своими словами или над тем, как заглядывают ему в рот студенты (Фед.) союз ли вводит изъяснительную придаточную часть, а союз или соединяет однородные члены. Ср. союзы ли… или в качестве повторяющихся: Идет ли дождь, или светит солнце – ему всё равно; Видит ли он это, или не видит (Г.).

§27

Однородные члены предложения, соединенные одиночными соединительными или разделительными союзами (и, да в знач. «и »; или, либо ) не разделяются запятой : Теплоход встал поперек реки и дал течению развернуть его вниз, по ходу (Расп.); День да ночь – сутки прочь (поел.); Поддержит он Уздечкина или не поддержит ? (Пан.).

При наличии между однородными членами противительного союза (а, но, да в знач. «но », однако, хотя, зато, впрочем ) и присоединительного (а также, а то и ) запятая ставится : Секретарь перестал записывать и исподтишка бросил удивленный взгляд, но не на арестованного, а на прокуратора (Булг.); Ребенок был резов, но мил (П.); Ученик способный, хотя ленивый ; Он посещал библиотеку по пятницам, впрочем не всегда ; Мокеевна уже вынесла из дома плетеную корзину, однако остановилась – решила присмотреть яблоки (Щерб.); Квартирка маленькая, зато уютная (газ.); Она знает немецкий, а также французский язык .

§28

При попарном соединении однородных членов предложения запятая ставится между парами (союз и действует только внутри групп): Аллеи, засаженные сиренями и липами, вязами и тополями , вели к деревянной эстраде (Фед.); Песни были разные: про радость и горе, день прошедший и день грядущий (Гейч.); Книги по географии и туристские справочники, друзья и случайные знакомые твердили нам, что Ропотамо – один из самых красивых и диких уголков Болгарии (Сол.).

Примечание. В предложениях с однородными членами возможно употребление одних и тех же союзов на разном основании (между разными членами предложения или их группами). В таком случае при расстановке знаков препинания учитываются разные позиции союзов. Например: …Везде ее встречали весело и дружелюбно и уверяли ее, что она хорошая, милая, редкая (Ч.) – в этом предложении союзы и не повторяющиеся, а одиночные, соединяющие пары двух однородных членов предложения (весело и дружелюбно; встречали и уверяли ). В примере: Никто больше не нарушал тишину протоков и рек, не обрывал блесной холодные речные лилии и не восторгался вслух тем, чем лучше всего восторгаться без слов (Пауст.) – первое и соединяет зависимые от слова тишину словоформы протоков и рек , второе и замыкает ряд сказуемых (не нарушал, не обрывал и не восторгался ).

Однородные члены предложения, объединенные попарно, могут входить в другие, более крупные группы, в свою очередь имеющие союзы. Запятые в таких группах ставятся с учетом всего сложного единства в целом, например, учитываются противопоставительные отношения между группами однородных членов предложения: Отец Христофор, держа широкополый цилиндр, кому-то кланялся и улыбался не мягко и умилительно , как всегда, а почтительно и натянуто (Ч.). Учитывается и разный уровень соединительных отношений. Например: В них [лавочках] найдешь и коленкор для саванов и деготь, и леденцы и буру для истребления тараканов (М. Г.) – здесь, с одной стороны, объединяются словоформы коленкор и деготь, леденцы и буру , а с другой – эти группы, уже на правах единых членов, соединяются повторяющимся союзом и . Ср. вариант без попарного объединения (при раздельном оформлении однородных членов):…Найдешь и коленкор для саванов, и деготь, и леденцы, и буру для истребления тараканов .

§29

При однородных членах предложения, кроме одиночных или повторяющихся союзов, могут употребляться двойные (сопоставительные) союзы, которые членятся на две части, располагающиеся каждая при каждом члене предложения: как… так и, не только… но и, не столько… сколько, насколько… настолько, хотя и… но, если не… то, не то что… но, не то чтобы… а, не только не… а, скорее… чем и др. Запятая всегда ставится перед второй частью таких союзов: Я имею поручение как от судьи, так равно и от всех наших знакомых (Г.); Грин был не только великолепным пейзажистом и мастером сюжета, но был еще и очень тонким психологом (Пауст.); Говорят, что летом Созополь наводняют курортники, то есть не то чтобы курортники, а отдыхающие, приехавшие провести отпуск у Черного моря (Сол.); Мама не то что сердилась, но все-таки была недовольна (Кав.); Туманы в Лондоне бывают если не каждый день, то через день непременно (Гонч.); Он был не столько расстроен, сколько удивлен сложившейся ситуацией (газ.); Он был скорее раздосадован, чем опечален (журн.).

§30

Между однородными членами предложения (или их группами) может ставиться точка с запятой .

1. Если в их состав включаются вводные слова: Оказывается, существуют тонкости. Надо, чтобы костер был, во-первых , бездымен; во-вторых , не очень жарок; а в-третьих , в полном безветрии (Сол.).

2. Если однородные члены распространены (имеют зависимые слова или относящиеся к ним придаточные части предложений): Его уважали за его отличные, аристократические манеры , за слухи о его победах; за то , что он прекрасно одевался и всегда останавливался в лучшем номере лучшей гостиницы; за то , что он вообще хорошо обедал, а однажды даже пообедал с Веллингтоном у Людовика-Филиппа; за то , что он всюду возил с собой настоящий серебряный несессер и походную ванну; за то , что от него пахло какими-то необыкновенными, удивительно «благородными» духами; за то , что он мастерски играл в вист и всегда проигрывал… (Т.)

§31

Между однородными членами предложения ставится тире : а) при пропуске противительного союза: Знание людьми законов не желательно – обязательно (газ.); Трагический голос, уже не летящий, не звонкий – глубокий, грудной, «мхатовский» (газ.); б) при наличии союза для обозначения резкого и неожиданного перехода от одного действия или состояния к другому: Тогда Алексей стиснул зубы, зажмурился, из всех сил рванул унт обеими руками – и тут же потерял сознание (Б. П.); …Хотел всегда жить в городе – и вот кончаю жизнь в деревне (Ч.).

§32

Однородные члены предложения и различные их сочетания при расчленении предложения (парцелляции) разделяются точками (см. § 9): А потом были длинные жаркие месяцы, ветер с невысоких гор под Ставрополем, пахнущий бессмертниками, серебряный венец Кавказских гор, схватки у лесных завалов с чеченцами, визг пуль. Пятигорск , чужие люди, с которыми надо было держать себя как с друзьями. И снова мимолетный Петербург и Кавказ , желтые вершины Дагестана и тот же любимый и спасительный Пятигорск. Короткий покой , широкие замыслы и стихи, легкие и взлетающие к небу, как облака над вершинами гор. И дуэль (Пауст.).

Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающими словами

§33

Если обобщающее слово предшествует ряду однородных членов, то после обобщающего слова ставится двоеточие : Рыбак-подледник бывает разный : рыбак-пенсионер, рыбак – рабочий и служащий, рыбак-военный, рыбак-министр, так сказать, государственный деятель, рыбак-интеллигент (Сол.); В этом рассказе вы найдете почти всё, о нем я упоминал выше : сухие дубовые листья, седого астронома, гул канонады, Сервантеса, людей, непоколебимо верящих в победу гуманизма, горную овчарку, ночной полет и многое другое (Пауст.).

При обобщающих словах могут быть уточняющие слова как например, например, как то, а именно , перед которыми ставится запятая, а после них – двоеточие. Слова как например, как то употребляются для пояснения предшествующих слов, слова а именно – для указания на исчерпывающий характер последующего перечисления: Круглосуточно работают многие предприятия и службы, как например : связь, скорая помощь, больницы; Вводные слова могут выражать эмоциональную оценку сообщаемого, например : к счастью, к удивлению, к радости и др. (из учебника); Катя… исследовала сарай, обнаружив там, кроме баллона и плитки, еще массу полезных вещей, как то : две низенькие зеленые скамейки, садовый столик, гамак, лопаты, грабли (Степ.); На собрание явились все, а именно : преподаватели, студенты и сотрудники института . После уточняющих слов такие как (со сравнительным оттенком значения) двоеточие не ставится: Первыми после зимы расцветают цветы, такие как крокусы, тюльпаны (газ.).

§34

Обобщающее слово, стоящее после однородных членов, отделяется от них знаком тире : Поручни, компасы, бинокли, всякие приборы и даже высокие пороги кают – всё это было медное (Пауст.); И эти поездки, и наши с ней разговоры – всё проникнуто было щемящей, безысходной тоской (Бек.).

Если перед обобщающим словом, отделенным от однородных членов посредством тире, имеется вводное слово, то запятая перед вводным словом опускается: В вестибюле, в коридоре, в кабинетах – словом , всюду толпились люди (Поп.),

§35

Тире ставится после перечисления однородных членов, если перечислением предложение не заканчивается: Повсюду : в клубе, на улицах, на скамейках у ворот, в домах – происходили шумные разговоры (Гарш.).

При наличии двух обобщающих слов – перед однородными членами и после них – ставятся оба указанных знака препинания: двоеточие (перед перечислением) и тире (после него): Всё : быстро проехавший экипаж по улице, напоминание об обиде, вопрос девушки о платье, которое надо приготовить; еще хуже, слово неискреннего, слабого участия – всё болезненно раздражало рану, казалось оскорблением (Л. Т.). То же при распространенном обобщающем слове: В несколько минут он мог нарисовать всё что угодно : человеческую фигуру, животных, деревья, здания – всё выходило у него характерно и живо (Бек.).

§36

Однородные члены предложения, находящиеся в середине предложения и имеющие значение попутного замечания, выделяются тире с двух сторон: Всё, что могло приглушить звуки, – ковры, портьеры и мягкую мебель – Григ давно убрал из дома (Пауст.); Всем – и Родину, и обоим Лычковым, и Володьке – вспоминаются белые лошади, маленькие пони, фейерверки, лодка с фонарями (Ч.).

Примечание. Допустимо используемое в современной практике печати при всех позициях обобщающих слов употребление тире , в том числе – перед перечислением (на месте традиционного двоеточия): В новом цехе организуется массовое производство изделий для машиностроения – втулок, стаканов, зубчатых сеток (газ.); Хороших байдарочников было всего трое – Игорь, Шуляев, Коля Корякин и, разумеется, сам Андрей Михайлович (Тендр.); Люби всё – и росу, и туман, и уток, всех других птиц и зверей (Тендр.); Если бы его что-то выделяло среди других – талант, ум, красота… Но ничего такого у Дюка действительно не было (Ток.); Всё, всё услышал я – и трав вечерних пенье, и речь воды, и камня мертвый крик (Забол.); Всё волновало тогда его ум – и луга, и нивы, и лес, и рощи, в «часовне ветхой бури шум, старушки чудное преданье» (Гейч.); Он вывесил на стенку свою драгоценную коллекцию – ножи, сабли, шашку, кортик (Щерб.). Ср. то же у К. Паустовского, Б. Пастернака: После него [дождя] начинают буйно лезть грибы – липкие маслята, желтые лисички, боровики, румяные рыжики, опенки и бесчисленные поганки (Пауст.); К полудню над тусклой водой началось далекое нагромождение Баку – серых гор, серого неба, серых домов, покрытых заплатками яркого, но тоже серого солнечного цвета (Пауст.); Я имел случай и счастье знать многих старших поэтов, живших в Москве , – Брюсова, Андрея Белого, Ходасевича, Вячеслава Иванова, Балтрушайтиса (Б. Паст.).

Знаки препинания при однородных определениях

§37

Однородные определения, выраженные прилагательными и причастиями и стоящие перед определяемым словом, отделяются друг от друга запятой , неоднородные – не отделяются (исключение см. § 41).

Примечание 1. Различие между однородными и неоднородными определениями заключается в следующем: а) каждое из однородных определений относится непосредственно к определяемому слову; б) первое определение из пары неоднородных относится к последующему словосочетанию. Ср.: Красные, зеленые огни сменяли друг друга (Т. Толст.) – красные огни и зеленые огни; Скоро задымят здесь трубы заводов, лягут крепкие железные пути на месте старой дороги (Бун.) – крепкие → железные пути. Между однородными определениями возможна вставка союза и , между неоднородными – невозможна. Ср.: Стекла холодно играют разноцветными огоньками, точно мелкими драгоценными камнями (Бун.). – В прихожей холодно, как в сенцах, и пахнет сырой, промерзлой корой дров… (Бун.). В первом случае союз и вставить нельзя (мелкими драгоценными камнями ), во втором – возможно (сырой и промерзлой корой ).

Примечание 2. Часто в качестве неоднородных выступают определения, выраженные сочетанием качественного и относительного прилагательных: Ее [сирену] заглушали звуки прекрасного струнного оркестра (Бун.). Как неоднородные могут быть восприняты и определения, выраженные качественными прилагательными разных смысловых групп: Вот на землю стали падать холодные крупные капли (М. Г.).

1. Однородны определения, обозначающие признаки разных предметов : Талантливый студент, владевший пятью языками и чувствовавший себя во французской, испанской, немецкой литературах как дома, он смело пользовался своими знаниями (Кав.).

Однородны определения, которые выражают схожие признаки одного предмета, т. е. характеризуют предмет с одной стороны : Это был скучный, утомительный день (Кав.); Поезд шел медленно, и неровно, поддерживая старый, скрипящий вагон (Расп.); Тяжелая, отсыревшая стена сосняка не шевелится, безмолвствует (Лип.); Лена устроила ее в просторной, пустой комнате (Кав.); Зима сперва раскачивалась нехотя, как в прошлом году, потом ворвалась неожиданно, с резким, холодным ветром (Кав.). Схожесть признаков может проявиться на основе некоторого сближения значений, например, по линии оценочности: И в эту минуту сдержанный, мягкий, вежливый Зощенко вдруг сказал мне с раздражением: – Нельзя лезть в литературу, толкаясь локтями (Кав.); на основе единства ощущений, передаваемых определениями (осязания, вкуса и т. д.): В ясное, теплое утро, в конце мая, в Обручаново к здешнему кузнецу Родиону Петрову привели перековать двух лошадей (Ч.); Блаженством была прохладная, свежая, вкусная вода, мягко скатывающаяся с плеч (Кав.).

Схожесть признаков может возникнуть у прилагательных, употребляемых в переносном значении: Я пожал протянутую мне большую, черствую руку (Шол.); Жестокая, студеная весна налившиеся почки убивает (Ахм.); В сердце темный, душный хмель (Ахм.). Однородность определений подчеркивается присоединением одного из них сочинительным союзом и : В них [песнях] преобладали тяжелые, унылые и безнадежные ноты (М. Г.); Такой мизерный, серенький и лживый чиж (М. Г.); Утомленные, загорелые и пыльные физиономии были совсем под цвет бурым лохмотьям крыла луны (М. Г.).

2. Не являются однородными определения-прилагательные, характеризующие предмет или явление с различных сторон: Большие стеклянные двери были распахнуты настежь (Кав.) – обозначение размера и материала; Бывшая елисеевская столовая была отделана фресками (Кав.) – обозначение временно́го признака и признака принадлежности; Толстая черновая тетрадь, в которую я записывал планы и черновые наброски, была уложена на дно чемодана (Кав.) – обозначение размера и предназначения; В моем архиве нашлась желтенькая школьная тетрадка, написанная беглым почерком (Кав.) – обозначение цвета и предназначения; Леса, наискось освещенные солнцем, казались ему грудами легкой медной руды (Пауст.) – обозначение веса и материала; Известный и отважнейший наш путешественник Карелин дал мне о Кара-Бугазе весьма нелестную письменную аттестацию (Пауст.) – обозначение оценки и формы; К чаю бригадирша подала тягучее вишневое варенье (Пауст.) – обозначение свойства и материала; Довольно высокая старинная фаянсовая лампа мягко горела под розовым абажуром (Бун.) – обозначение величины, временно́го признака и материала.

§38

Определения-прилагательные могут сочетаться с причастными оборотами. Постановка запятой зависит в этом случае от местоположения причастного оборота, который выступает то в качестве однородного с определением-прилагательным члена предложения, то – неоднородного.

Если причастный оборот стоит после определения-прилагательного и перед определяемым словом (т. е. разрывает непосредственную связь прилагательного и существительного), то между определениями ставится запятая: Даже старые, серыми лишаями покрытые ветви деревьев зашептали о прошлых днях (М. Г.); Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины (Шол); Небольшая, местами пересыхающая летом речушка <…> разлилась на целый километр (Шол.); Стоячий, заблудившийся в воздухе запах цветов пригвожден был зноем неподвижно к клумбам (Б. Паст.).

Если причастный оборот стоит перед определением-прилагательным и относится к следующему затем сочетанию определения-прилагательного и определяемого слова, то запятая между ними не ставится: Каждый раз появлялась и снова тонула в кромешном мраке припавшая к широким балкам степная станица (Пауст.); Сергей увидел плавающие в воздухе белые листки тетрадки (Вороб.).

§39

Запятая ставится при сочетании согласованных и несогласованных определений (несогласованное определение помещается после согласованного): Между тем в приземистой, с коричневыми стенами зимовке Клюшиных действительно горела слегка увернутая семилинейная лампа (Бел.); Она сняла со стола толстую, с бахромой скатерть и постелила другую, белую (П. Нил.).

Однако запятая не ставится , если сочетание согласованного и несогласованного определения обозначает единый признак: Белая в клеточку скатерть; на ней была синяя в горошек юбка .

§40

Определения, стоящие после определяемого слова, как правило, являются однородными и поэтому разделяются запятыми: Слово высокопарное, фальшивое, книжное действовало на него резко (Бун.). Каждое из таких определений непосредственно связано с определяемым словом и имеет самостоятельное логическое ударение.

§41

Неоднородные определения разделяются запятой только в том случае, если второе из них поясняет первое, раскрывая его содержание (возможна вставка слов то есть, а именно): Он… осторожно ступал по блестящей проволоке с новым, свежим чувством восторга (Гран.) – здесь новый значит «свежий »; без запятой, т. е. при снятии пояснительных отношений, окажется иной смысл: было «свежее чувство восторга» и появилось новое (новое свежее чувство, но: новое, свежее чувство); – Приюти сиротку, – вступил третий, новый голос (М. Г.) – определение новый поясняет определение третий; Нет у природы более талантливых и менее талантливых произведений. Делить на те и другие их можно только с нашей, человеческой точки зрения (Сол.). Ср.: В дачном поселке появились новые кирпичные дома (к имевшимся кирпичным домам прибавились еще другие). – В дачном поселке появились новые, кирпичные дома (до этого кирпичных домов не было).

Знаки препинания при однородных приложениях

§42

Приложения (определения, выраженные именами существительными), не соединенные союзами, могут быть однородными и неоднородными.

Приложения, стоящие перед определяемым словом и обозначающие близкие признаки предмета, характеризующие его с одной стороны, однородны. Они разделяются запятыми: Герой Социалистического Труда, народная артистка СССР Е. Н. Гоголева – почетные звания; Обладатель Кубка мира, чемпион Европы NN – спортивные звания.

Приложения, обозначающие разные признаки предмета, характеризующие его с разных сторон, не однородны. Они не разделяются запятыми: первый заместитель министра обороны РФ генерал армии NN – должность и воинское звание; главный конструктор проектного института по строительному машиностроению для сборного железобетона инженер NN – должность и профессия; генеральный директор производственного объединения кандидат технических наук NN – должность и ученая степень.

При сочетании однородных и неоднородных приложений соответственно расставляются и знаки препинания: заслуженный мастер спорта, олимпийская чемпионка, двукратная обладательница Кубка мира студентка института физкультуры NN .

§43

Приложения, стоящие после определяемого слова, независимо от передаваемого ими значения разделяются запятыми и обязательно выделяются (см. § 61): Людмила Пахомова, заслуженный мастер спорта, олимпийская чемпионка, чемпионка мира, неоднократная чемпионка Европы, тренер; Н. В. Никитин, доктор технических наук, лауреат Ленинской премии и Государственной премии СССР, автор проекта Останкинской телевизионной башни; В. В. Терешкова, летчик-космонавт, Герой Советского Союза; Д. С Лихачев, литературовед и общественный деятель, академик РАН, Герой Социалистического Труда, председатель правления Российского фонда культуры, лауреат Государственной премии; А. И. Солженицын, писатель, публицист, лауреат Нобелевской премии .

Знаки препинания при повторяющихся членах предложения

§44

Между повторяющимися членами предложения ставится занятая . Например, повторение подчеркивает длительность действия: Еду, еду в чистом поле; колокольчик дин-дин-дин… (П.); Плыли, плыли в синей смутной глубине вспененные ветром облака (Шол.); указывает на большое число предметов или явлений: По Смоленской дороге – леса, леса, леса . По Смоленской дороге – столбы, столбы, столбы (Ок.); обозначает высокую степень признака, качества, чувства, причем каждое из повторяющихся в таком случае слов имеет логическое ударение: Страшно, страшно поневоле средь неведомых равнин (П.); Небо теперь было серое, серое (Сол.); Что же ты гуляешь, мой сыночек, одинокий, одинокий ? (Ок.); подчеркивает категоричность утверждения: Сейчас… всё, чем живу, – это работа, работа (Ам.).

Примечание 1. Об употреблении дефиса при повторах см. «Орфография», § 118, п. 1.

Примечание 2. О повторении предложных сочетаний с формами местоименных слов (в чем в чем, с кем с кем ) см. «Орфография», § 155, п. б.

Примечание 3. Запятая не ставится, если повторяющиеся члены с частицами не или так между ними образуют единое смысловое целое со значением подчеркнутого утверждения, согласия или выражают значение неопределенности: Нет так нет; Ехать так ехать; Валерия опять посмотрела на меня и ничего не сказала: завтра так завтра (Сол.); Всё под руками у нас в деревне: лесок так лесок, речка так речка (Сол.); Дождь не дождь, не поймешь что . То же при выражении значения уступки: Время не время, а ехать надо .

Если повторяющиеся сказуемые с частицей так имеют условно-следственные значения с оттенком усиления, то запятая может ставиться: – А что ж! – вдруг восклицает он с неожиданным приливом энергии. – Собираться, так собираться (Купр.); Ну, будет, спасибо. Удружил, так удружил (Чак.). (Ср.: Если надо собираться, то соберемся; Если удружил, то с лихвой .)

§45

Повторяющиеся члены предложения с союзом и при резком подчеркивании их смысла отделяются знаком тире : Уходите – и побыстрее уходите; Нам нужна победа – и только победа . Однако при более спокойной интонации возможна и запятая: Ты, и только ты способен на это; Нужны факты, и только факты .

Если союз и стоит между двумя одинаковыми глаголами, которые выступают в качестве единого сказуемого, выражающего постоянно повторяющееся действие, запятая не ставится: А он всё пишет и пишет письма по старому адресу .

Как правило, однородные члены предложения (далее ОЧП), имеют следующие признаки, по которым их достаточно легко выявить. Во-первых, все они относятся к одному члену предложения, во-вторых, они совершенно равноправны между собой, в-третьих, как правило, они выражены одинаковыми частями речи.

В предложении однородные члены выполняют одинаковую синтаксическую функцию, а на письме в основном выделяются запятыми.

Постановка запятых при однородных членах предложения подчиняется следующим правилам:

1. Если однородные члены не соединены между собой союзами , между ними следует ставить запятую. Например:

  • Отовсюду доносились веселые голоса, радостные песни, шутки.
  • В ее доме всегда было уютно, красиво, светло и сытно.
  • Мужчина с удивлением смотрел на сухие корки, ржавые гвозди, обрывки каких-то бумаг, комья слежавшейся грязи, в беспорядке валявшиеся под его ногами.

Примечание 1. Два и более прилагательных могут считаться однородными только в том случае, если между существительным и каждым из этих прилагательных одинаковые синтаксические и смысловые связи. Например:

  • На хмурых, корявых деревьях тут и там виднелись вороньи гнезда.
  • А я ведь надеялась на то, что все станет лучше, счастливее, веселее.

Однако если первое прилагательное относится непосредственно ко всему словосочетанию, а не только к существительному, в таком случае это не ОЧП. Например:

  • Громко прогудев, мимо промчался тяжелый товарный поезд.
  • Впереди виднелась зеленая березовая роща.

Примечание 2. Два глагола, следующие друг за другом, но по смыслу образующие единое целое, тоже не являются ОЧП. Например:

  • Сядем поговорим, пойду погляжу, давай начинай и т.д.

2. Если ОЧП соединяются посредством противительных союзов «но», «а», «зато», «да» (= «но»), «хотя», то между ними ставится запятая. Например:

  • Не любовь, а ненависть он испытывал в этот миг.
  • Он высказывался редко, но метко.
  • На взгляд-то он хорош, да зелен (Крылов).

3. Если в предложении ОЧП используются с парными союзами «хоть (хотя) - но (а)», «столько же (столь же) - сколько (сколь)», «не столько (не столь) - сколько (сколь)», «как - так и», «не только - но и», «если не - то», то между ними ставится запятая. Например:

  • Я доволен не столько твоей работой, сколько подходом к делу.
  • Не только муравьи, но и пчелы по сути своей являются общественными насекомыми.
  • А я не только впредь не трону здешних стад, но сам за них с другими грызться рад (Крылов).
  • Этот зверь с виду грозен, но безопасен.

4. Если в предложении ОСП используются с повторяющимися союзами «и…и», «да…да», «то…то», «ли-ли», «или-или» и т. п., то между ними ставится запятая. Например:

  • И клены, и осины, и молоденькие березки росли в этом чудесном месте.
  • В хате свет то гас, то вспыхивал снова.
  • Ни побоища, ни стана, ни надгробного кургана не встречает царь Дадон (Пушкин).

Примечание 1. Если этими союзами соединены взаимоисключающие друг друга понятия, ставшие уже устойчивыми единицами, то запятая не ставится. Например:

  • ни то ни сё, и так и этак, ни тот ни другой, ни да ни нет, и день и ночь, и стар и млад, и смех и горе, ни жив ни мёртв, ни взад ни вперёд, ни рыба ни мясо, ни дать ни взять.

Примечание 2. Если ОЧП представляют собой смысловое единство и соединены при помощи повторяющихся союзов, то запятые между ними не ставятся. Например:

  • Были и лето и осень дождливы (Жуковский).
  • И кошка и собака его любили.

5. Если только несколько ОЧП имеют перед собой повторяющиеся союзы , запятая между ними все равно ставится. Например:

  • Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны (Пушкин).
  • Я встретил другую девушку более красивую и веселую, и легкую, и умную.

Если ОЧП распадаются на несколько парных групп, то запятые ставятся только между этими группами, например:

  • Русский народ смышлён и понятлив, усерден и горяч ко всему благому и прекрасному (Белинский).
  • Когда мы были студентами, мы всюду втискивали науку, кстати и некстати, с умыслом и без умысла, искусно и неискусно (Писарев).
  • Я плакала и кричала, страдала и мучилась, звала и тосковала – он не вернулся больше.

ЦЕЛИ:

Учебная: совершенствовать навыки использования правил пунктуации при однородных членах предложения.

Развивающая : развивать способности к сравнению и обобщению, к логическому изложению материала.

Воспитательная : формировать потребность к парной и коллективной работе. Воспитывать патриотическое отношение к родной стране, чувство гордости за свою столицу, уважение е ее историческому прошлому.

Задачи:

  • Систематизировать, обобщить правила использования пунктуационных знаков при однородных членах предложения
  • Отработать навык нахождения однородных членов предложения и расстановки знаков препинания при них.

ОБОРУДОВАНИЕ: Компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, текст.

Ход урока

Слово учителя.

Тема нашего урока “Знаки препинания при однородных членах предложения”. Тема для вас не новая, поэтому нам с вами предстоит углубить и систематизировать и укрепить ваши знания. Вам будут предложены различные задания по теме. Наблюдайте, анализируйте, обобщайте накопленные знания и получайте за работу отличные оценки! А работать мы с вами будем на основе текста Е.Осетрова. Это его путевые заметки о нашей прекрасной столице – Москве.

Слайд 2

1) Нынешняя Москва - многотомная эпопея, река жизни, бесконечный мир, не имеющий границ. (2) Москва не только центр страны незакатного солнца но и часть души каждого из нас .

(3) Свою столицу – раскидистую, размашистую, широкую, с её нескончаемой сутолокой больших улиц, электрическими огнями реклам – мы любим все.

(5) Вера в Москву – характернейшая особенность народного исторического миросозерцания. (6) Москва – земля, Москва – отечество, Москва – Родина, Москва – мир.

(7) «Москва… как много в этом звуке для сердца русского слилось! Как много в нём отозвалось!» - писал А. С. Пушкин. (8) Ему вторил М. Ю. Лермонтов: «Москва, Москва!... люблю тебя, как сын. Как русский, - сильно, пламенно и нежно!» (9) Владимир Маяковский, не склонный по натуре к чувствительным излияниям, сказал: «Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли - Москва». (10) А писатель Леонид Леонов высказал такую мысль: «Москва – громадная летопись, в которой уместилась вся история народа русского».

(11) Сердце Москвы – Кремль; прекрасный, вечный и живой, он плывёт по волнам времени, не подверженный усталости и косности. (12) Недаром к бою курантов на Спасской башне прислушивается планета. (13) Для миллионов людей их мелодия стала спутницей жизни, ежеутренним началом рабочего дня. (14) Город не утрачивал блеска своего даже в труднейшую военную годину благодаря поразительной стойкости сограждан-воинов, возвестивших миру: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва».

15) В Москве бесчисленное множество, я бы сказал, уйма достопримечательностей: государственных, исторических, художественных и всяких иных. (16) Вернее, им нет конца и нельзя их исчислить, но у каждого из нас есть свой любимый уголок, милый сердцу. (17) Для меня это Александровский сад.

(18) Зелёный с лужайками и цветниками торжественный и лирический угол города влекущий к себе и москвича и приехавшего издалека гостя склонного к созерцательности . (19) И птичий гомон и тенистая прохлада и аромат цветов

и скамейки на аллеях всё это вместе с историческими крепостными стенами и башнями напоминает корабль-мир перемещающийся во времени . (20) Поколение за поколением назначают встречу у отлитой с недюжинным искусством решётки с чугунными узорами. (21) В довоенную пору свидание назначали у входа в Александровский преимущественно юные. (22) Теперь и старшие поколения не хотят поступиться красотой встреч возле кремлёвских стен. (23) В победные майские дни сюда приходят герои-ветераны. (24) Встречи участились после того, как возле Арсенальной башни загорелся Вечный огонь у могилы Неизвестного солдата. (25) Его останки были перенесены из братской могилы, что на 41-м километре Ленинградского шоссе. (26) Над квадратным надгробием начертаны торжественные слова: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен».

(27) Александровский сад не столько история, сколько живая жизнь.

(28) Цветы – ярче древних красно-кирпичных стен. (29) Как много встреч объятий радостных слёз помнят эти аллеи лужайки! (30) Прошлое не исчезло – оно присутствует в действительности, как и быстротекущая современность. (31) У подножия Кремля особенно ощущаешь, что время – сплав неразрывного триединства состоящего из прошлого настоящего и будущего.

(По Е. Осетрову)

1. Речевая разминка. Игра “Ассоциации”. (3 мин.)

(Записать слова или словосочетания, которые ассоциируются у вас со словом “МОСКВА” .)

(Возможные ответы учащихся: столица, Москва-река, фестивали, Измайлово, Арбат, Останкино, музеи, Большой театр, Красная площадь, вечный огонь, сувениры, президент, гордость, Сиреневый бульвар, Третьяковская галерея, Театр Мимики и жеста, ёлка в Кремле, Кремль, рынки, взрывы, террористы, бездомные люди, реклама, Бородинская панорама, Коломенское, иностранцы, царь Иван Грозный, Царь-пушка, Царь-колокол, мегаполис, Поклонная гора, множество памятников, московское произношение, самое красивое в мире метро и т.п.)

(Устно составляем предложение) В Москве бесчисленное множество достопримечательностей: ...

Слайд 3

2. Синтаксический разбор.

Нынешняя Москва – многотомная эпопея, река жизни, бесконечный мир, не имеющий границ.

3. Беседа по вопросам.

Найдите однородные члены предложения.

  • На какие вопросы отвечают?
  • Какими членами предложения являются?
  • Какими частями речи они выражены?
  • Какие члены предложения могут быть однородными: только главные, или только второстепенные, или любые?
  • Если в предложении два или более однородных члена, они будут отвечать на один и тот же вопрос или на разные?
  • В предложении однородные члены зависят от одного и того же слова или от разных?
  • Однородные члены зависят друг от друга или они равноправны?
  • Чем они связаны в предложении?
  • Чем разделяются?
  • Как еще однородные члены могут быть связаны в предложении?

Слайд 4

4. Таблица сочинительных союзов.

Перед вами таблица, которая поможет вспомнить, какие сочинительные союзы бывают, чем они отличаются друг от друга

Союзы Примеры
Соединительные (соединяют один однородный член с другим) И, да (= и), ни-ни (только повторяющийся); двойные: не только…но и; как …так и.. 1. Дни стояли теплые и ласковые.
2. Ночью ветер злится да стучит в окно. (Фет)
3. Нигде не было видно ни воды, ни деревьев.
4. В лесах водятся как зайцы, так и лисы.
5. Она не только работала, но и училась.
Разделительные (указывают на возможность одного однородного члена из двух (нескольких) или на их чередование) Или (иль), либо, то-то, не то – не то (два последних союза только повторяющиеся) 1. В воскресенье мы пойдем в музей или театр.
2. Волны то набегали на берег, то отступали.
3. Высоко в небе парил не то коршун, не то ястреб.
Противительные (противопоставляют один член другому) А, но, да (=но), зато 1. Мал золотник, да дорог.
2. Ученье – свет, а неученье – тьма.
3. Казаки вполголоса, но дружно смеялись.

(Учащиеся ведут наблюдения за каждой группой сочинительных союзов; вспоминают, почему они так называются; рассматривают примеры, обращая внимание на постановку или отсутствие запятой при однородных членах.)

5. Закрепление изученного .

Слайд 5

Играем в “Третий лишний”.

  1. И, зато, а.
  2. А, но, либо.
  3. И, ни-ни, то-то.
  4. Не только…,но и; не то – не то; или.

6. Наблюдаем, анализируем

Слайд 6

Работа с текстом

Анализ предложения 2

(2) Москва не только центр страны незакатного солнца, но и часть души каждого из нас.

Слайд 7

Анализ предложения 4

(4) Любим её строгость и её доброе материнское сердце.

Слайд 8

Анализ предложения 19

(19) И птичий гомон, и тенистая прохлада, и аромат цветов, и скамейки на аллеях – всё это вместе с историческими крепостными стенами и башнями напоминает корабль-мир, перемещающийся во времени.

Слайд 9

Ни Кремля, ни его зубчатых стен, ни его тёмных переходов, ни пышных дворцов его описать невозможно .

Делаем вывод:

Слайд 10

7. Закрепление полученных знаний.

1. Найти однородные члены предложения, расставив знаки препинания. Работа по карточкам. Карточки раздаются каждому ученику.

Карточка 1

  1. Сегодня в Москве насчитывается свыше сотни различных выставочных залов, галерей и центров изобразительного искусства.
  2. Там столичные ремесленники и художники выставляют предметы своего творчества.
  3. В конце 19 века в Москве открываются славящиеся и поныне Политехнический музей, Третьяковская галерея, Музей московского городского хозяйства Дарвиновский музей и Музей изящных искусств.
  4. Троицкая и Кутафья башни соединены каменным мостом. Слайд 11 (взаимопроверка)

2. (Устно). Задание классу.

Мелькают мимо будки бабы
Мальчишки лавки фонари
Дворцы сады монастыри
Бухарцы сани огороды
Купцы лачужки мужики
Бульвары башни казаки
Аптеки магазины моды
Балконы львы на воротах
И стаи галок на крестах.
(А.С. Пушкин “Евгений Онегин)

3. Работа в парах. Запишите предложения, в которых не поставлены знаки препинания, объясните друг другу постановку запятой (или её отсутствие), подготовьтесь к защите

  1. Победу даёт отличная выручка и взаимная выучка.
  2. Ум имей хоть маленький но свой.
  3. Видны и лес и поле и река.
  4. Ветер то дунет то замрёт.
  5. Видны заводы верфи мачты пароходов бледное небо. (Объяснить значение слова верфь.)
  6. В небе показался не то коршун не то ястреб.
  7. Мала победа да своя.

Заслушиваем объяснения.

4. Объяснительный диктант. (дополнительное задание)

Москва не есть обыкновенный город, каких тысяча… У неё есть своя душа, своя жизнь. Каждый её камень хранит жизнь, надпись, начертанную временем, богатую, обильную мыслями, чувством и вдохновением для учёного, патриота, поэта. Как у океана, у неё есть свой язык, язык сильный, звучный, святой.
Наша древняя столица может произвести на душу сильное, неизгладимое впечатление. Нет! Ни Кремля, ни его зубчатых стен, ни его тёмных переходов, ни пышных дворцов его описать невозможно. Надо видеть, чувствовать всё, что они говорят сердцу и воображению. (М.Ю. Лермонтов “Панорама Москвы”)

8. Домашнее задание (работа с текстом; задание на листках)

  1. Сформулируйте тему текста __________
  2. Определите идею текста __________
  3. Найдите однородные члены предложения и расставьте знаки препинания среди предложений 18, 29, 31.
  4. В предложениях 16-19 найдите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом __________
  5. Из предложения 14 выпишите предлоги __________
  6. Среди предложений 17-31 найдите сложное предложение, в котором одна из частей является односоставной определенно-личной. Напишите его номер

1.Всякая благородная личность глубоко сознаёт кровное родство свои кровные связи с отечеством. (Бел.) 2.Желание служить общему благу непременно должно быть потребностью души условием личного счастья. (Ч.) 3.За счастье за мир на земле за чистое небо рассвета боритесь народы смелей на двух полушариях света! (Кирс.) 4.Это небо в светлейших родинках этот лес этот крик журавля заронили мне в душу Родину на протяжной заре сентября. (М. Анищенко). 5.Лесом хочу надышаться вьюгами надышаться жизнь не напрасно прожить правды одной держаться правдой одной дорожить. (Щип.)

1.Я шёл без сил в шинели и погонах сквозь сто смертей за Родину мою. (Э. А.) 2.В громе яростных битв пролетают над нами бесконечные грозные трудные дни. (Сурк.) 3.Мужчины в Горюхине добронравны трудолюбивы (особенно на своей пашне) храбры воинственны. (П.) 4.Ночь настала месяц всходит поле всё Иван обходит звёзды на небе считает да краюшку уплетает. (Ерш.) 5.Искусство даёт крылья уносит далеко-далеко! Кому надоела грязь мелкие грошовые интересы кто возмущён оскорблён и негодует тот может найти покой и удовлетворение только в прекрасном. (Ч.)

1.Никогда не забывайте, что театр живёт не блеском огней роскошью декораций костюмов эффектными мизансценами а идеями драматурга. (Станисл.) 2.Осторожно ветер из калитки вышел постучал в окошко пробежал по крыше поиграл немного ветками черёмух пожурил за что-то воробьёв знакомых. (Исак.) 3.День пригревает- возле дота пахнет позднею травой яровой сухой соломой и картофельной ботвой. (Тв.) 4.По зеркальной траве по кудрям лозняка от зари алый пар разливается. (Ник.)

IV. Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.

1.Везде был отрадный дремотный лес. Он был с нами добр широк понятен неназойлив.2.Теперь даже лес казался чужим равнодушным.(В. Белов) 3.Весной разливается Волга. Вода заливает низкие места небольшие озёра ямы котлованы. Сюда заходит рыба разной породы появляются крохотные беспомощные мальки. За лето мальки подрастают становятся подвижными юркими рыбками.

Однородные члены предложения, соединённые одиночным союзом.

I. Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.

1.Лучшее наслаждение самая высокая радость жизни- чувствовать себя нужным и близким людям! (М. Г.) 2.Грядущие поколения ожидает не принуждённый труд без вознаграждения а свободная живая деятельность. (Добр.) 3.Мы создаём будущее сейчас сегодня а не только говорим о нём и представляем его в туманном отдалении. (Пауст.) 4.Бегущая минута незаметная рождает миру подвиг или стих. (Марш.) 5.Я верю в разум человека в его порыв дружить любить в потребность тихого ночлега и в жажду строить и творить. (Н. Доризо)

II. Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.

1.Хотел бы я долгие годы на родине милой прожить любить её светлые воды и тёмные воды любить. (В. Соколов) 2.В тебя Отечество родное бессмертная моя любовь в поля и в небо дождевое я вглядываюсь вновь и вновь. (Ю. Смуул) 3.Первое правило настоящего разведчика- лучше знать да молчать чем знать да болтать. (Кат.) 4.Ложью свет пройдёшь да не воротишься. (Посл.) 5.Отсталый да угрюмый всегда позади. (Посл.) 6.Птица далеко летает да старое гнездо не забывает.(Посл.)

III. Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.

1.Человека ценят не по годам не по делам а по разуму. 2.Живи своим умом а честь расти трудом. 3.Откладывай безделье да не откладывай дела. 4.В умной беседе ума наберёшься а в глупой свой растеряешь.(Посл.) 5.Я медленно уходил от грозы преодолел густой ельник и вышел в сухой корявый сосняк. 6.Здешний соловей был как бы слишком застенчив и быстро замолкал.(В. Белов)

1.Науки не просто граничат одна с другой а внедряются и проникают друг в друга.(Н. Пирогов) 2. Знание только тогда знание когда оно приобретено усилиями моей мысли а не одной памятью.(Л. Толстой) 3.Леса луга поёмные ручьи и реки русские весною хороши. 4.Дедушка древен годами но ещё бодр и красив. 5.Сила юности мужество страсть и великое чувство свободы наполняют ожившую грудь.(Н. Некрасов) 6.За пустой околицей за Донец-рекой вздрогнет и расколется полевой покой.(А. Сурков)

V. Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.

1.Подула зима холодом сорвала листья с деревьев и разметала их по дороге. Собрались птицы прокричали и полетели в тёплые края. Остались только воробьи голуби сороки вороны синички. Накинулась зима на зверей. Запорошила она снегом поля завалила сугробами леса и посылает мороз за морозом. Морозы бойко и сердито постукивают молотками. Строят они мосты по прудам озёрам рекам и морям. Заволокла зима узорами стёкла в окнах изб. Стучит в заборы в стены в двери жилищ и дует свирепым холодом в щели. (К. Ушинский)

Однородные члены, соединённые повторяющимися союзами

I.Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.

1.Родней всех встают и красивей леса и поля и края.(Прок.) 2.Ни жертвы ни потери ни страданья народную любовь не охладят.(Сим.) 3.Одесса дралась жестоко непоколебимо упорно не желая отдавать врагу ни одного камня ни одного клочка земли. (Пауст.) 4.В то утро простился с тобою твой муж или брат или сын и ты со своею судьбою осталась один на один. (Исак.) 5.Голос наковальни да скрип мехов да шум огня с далёкой той поры начальной в ушах не молкнет у меня.(Исак.)

II.Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.

1.Радостно молодо было и на небе и на земле и в сердце человека. (Л. Т.) 2.Я брат зверью и ящерам и рыбам мне ясен рост весной встающих трав.(Бр.) 3.Море может быть в час заката то лиловым то красноватым то молчащим то говорливым с гордой гривой в часы прилива.(И. Поженян) 4.Брожу то лесом то подлеском в полшага чтобы где-нибудь случайным шорохом иль треском косули робкой не спугнуть.(И. Бабаев) 5.Ни раба ни повелителя дружбе не надо.Дружба любит равенство.(Гонч.)

III.Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.

1.Он рощи полюбил густые уединенье тишину и ночь и звёзды и луну. 2.О неизменный друг тебе я посвятил и краткий век уже испытанный судьбою и чувства может быть спасённые тобой. 3.Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой и назовёт меня всяк сущий в ней язык и гордый внук славян и финн и ныне дикой тунгус и друг степей – калмык. 4.Буря мглою небо кроет вихри снежные крутя; то как зверь она завоет то заплачет как дитя то по кровле обветшалой вдруг соломой зашумит то как путник запоздалый к нам в окошко застучит.(А. Пушкин)

IV.Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.

1.Под вечер Ленский был рассеян то молчалив то весел вновь.(П.) 2.Увы, ни камни ожерелья ни сарафан ни перлов ряд ни песни лести и веселья её души не веселят.(П.) 3.Сусанин ведёт их … Вот утро настало и солнце сквозь ветви в лесу засияло: то скроется быстро то ярко блеснёт то тускло засветит то вновь пропадёт. (Рыл.) 4.И снова я тоскую поутру и в сад иду и веточку беру и на снегу пишу я… (Ахмад.) 5.Тропа вела то лугом вдоль речки Тумки то частым лесом то гречишным полем.(Сол.) 6.Вспомнилась мне молодость и дорога и девушки мимо которых прошёл и девушки которые прошли мимо меня и снежный путь и скрип полозьев и дым костров.

Однородные члены, соединённые двойными союзами

Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.

1.Как во всяком произведении так и в созданиях искусства не должно быть ничего ни недоконченного ни недостающего ни излишнего.(Бел.) 2.Шумный успех встретил как первую так и все последующие книги С. Аксакова успех которого он сам не ожидал и не мог предвидеть. (Сол.) 3.Эстетическое образование требуется не только писателю но и инженеру и рабочему. (Шол.) 4.Андерсен сделал сказку интересной как для взрослых так и для детей.(Марш.) 5.Владимир Солоухин не только поэт стихотворец но ещё и великолепный прозаик и публицист и литературный критик.(Аг.) 6.Грин любил не столько море сколько выдуманные им морские побережья.7.Как в театре так и в кино в общем содружестве встречается драматург режиссёр актёр художник-гримёр.(Черк.)

Попарное соединение однородных членов

1.Писатель создаёт судьбу героев сочиняет её. Он может сделать этого своего человека красавцем или уродом счастливцем или неудачником может дать ему долгую жизнь или убить на первой странице. (И. Линкова) 2.Реальная живая жизнь переливается на полотно и на бумагу на киноэкран и нотный лист через глаза и руки через душу художника. (И. Линкова) 3.В осаждённом Ленинграде удивительно много читали. Читали в землянках и дотах читали на батареях и на вмёрзших в лёд кораблях брали книги у умирающих библиотекарей и в бесчисленных промёрзлых квартирах лёжа при свете коптилок читали читали. (Н. Чук.) 4.Этот сказочный мир неба солнца зелени пчёлок и бабочек причудливо переплетался с вымышленным миром книги миром отваги и благородства чистой дружбы и чистой любви. (Фад.) 5.Волна и камень стихи и проза лёд и пламень не столь различны меж собой.(П.)

Однородные и неоднородные определения

I.Однородны или неоднородны определения? Расставьте недостающие знаки препинания.

1.Я чувствовал что глупею что из таинственного всеведущего существа быстро превращаюсь в какого-то ухмыляющегося дурачка. 2.Лошадь Лаврецкого бодро шла мерно раскачиваясь направо и налево; большая чёрная тень её шла рядом с нею. 3.Он мог видеть её тонкий чистый профиль и ему казалось что он никогда не видывал и не испытывал ничего подобного тому что он чувствовал в этот миг. 4. Отец мой изредка присылал мне пачки синих полинялых ассигнаций. 5. Недавно вставшее солнце затопляло всю рощу сильным хотя и неярким светом. 6. Вообразите себе человека лет сорока пяти, высокого худого с длинным и тонким носом узким лбом серыми глазками взъерошенными волосами и широкими насмешливыми губами. Этот человек ходил и зиму и лето в желтоватом нанковом кафтане немецкого покроя. 7.Был прекрасный июльский день. 8. Верхний тонкий край растянутого облачка засверкает змейками блеск их подобен блеску кованого серебра. 9.Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков золотисто-серых с нежными белыми краями.(И. Тургенев)

II.Однородны или неоднородны определения? Расставьте недостающие знаки препинания.

1.Немного далее речка сливалась с другой такой же речкой потому что шагах в ста от холма по её течению зеленела густая пышная осока из которой когда подъезжала бричка с криком вылетело три бекаса.(Ч.) 2.Никогда ведь не знаешь когда блеснёт из-под ресниц лукавый женский взгляд. (Пауст.) 3.Мы напились холодной вкусной воды. (Пауст.) 4.Но он (Пастернак) как-то легко и по-домашнему ладил с корявою бездной, сгустившейся вокруг нас,- с выпяченными дёшево сверкающими звёздами с впадиной на месте луны с грубо поставленными неуютными деревьями. (Ахмад.) 5.Книга обладает колоссальной притягательной силой.

III.Спишите, укажите однородные и неоднородные определения.

1.Далеко за Доном громоздились тяжёлые грозовые тучи.(Шол.) 2.Хороша развесистая белоствольная светло-зелёная весёлая берёзка. (С. Аксаков) 3.У костра стоял худенький черноголовый мальчишка. (Фад.) 4.А ведь как хорошо красиво это чистое и голубое небо синяя беспредельная гладь моря влажный береговой воздух.(Гонч.) 5.Мы выехали на заре и приехали на быстрый глубокий многоводный Ик. (С. Аксаков) 6.На огромном расстоянии разлёгся город и тихо пламенел и сверкал синими белыми жёлтыми огнями. (В. Короленко)

IV.Спишите, согласуйте определения с определяемыми словами. Расставьте знаки препинания и объясните их.

1.Эта дымка придаёт величественн... расплывчат… очертания дубов… рощам. 2.Сутулый человек был одет в сер… тонк… костюм лежавш… на нём свободно и мягко. 3.Дождь перестал но ранн… утро было сыр… пропитан… запахом дождя. 4.В сам… гуще парка телега остановилась около маленьк… деревянн… дома с освещен… окнами. 5.Я спускался с обрыва около стар… крепостн… валов и шёл по узкой тропинке. (Пауст.)

Обобщающие слова при однородных членах

I.Спишите, расставьте знаки препинания. Укажите обобщающие слова.

1.Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как неточно приблизительно неверно.(А. Н. Т.) 2.Я поэзии одну разрешаю форму краткость точность математических формул. (Маяк.) 3. Я ничего от песен не припрятал ни дружбу ни сомненья ни любовь. (Д. Алтаузен) 4.Прекрасно это солнце это небо всё вокруг нас прекрасно. (Т.) 5.Майские сумерки нежная молодая зелень с тенями запах сирени гуденье жуков тишина тепло как всё это ново и как необыкновенно хотя весна повторяется каждый год! (Ч.) 6.Среди птиц насекомых в сухой траве всюду чувствовалось приближение осени. (В. Арсеньев)

II.Спишите, расставьте знаки препинания, укажите обобщающие слова.

1.Цените слух цените зренье любите зелень синеву всё что дано нам во владенье двумя словами « Я живу ».(Марш.) 2.Сады леса и фабрики и пашни всё это наш родной и милый дом. (Л.-К.) 3.С большой сердечной любовью относились к Чехову все люди попроще, с которыми он сталкивался слуги разносчики носильщики странники почтальоны.(Купр.) 4.Мне была охота прочитать про всё и про травы и про моря и про солнце и звёзды и про великих людей про всё то что люди хорошо знают а я ещё не знаю. (Пауст.) 5.Всё это и ночь и даль и горы и звёзды и туманы казалось мне исполненным невиданной прелести. (Кор.)

III.Спишите, расставьте знаки препинания, укажите обобщающие слова.

1.Всё это звуки и запахи тучи и люди было странно красиво и грустно казалось началом красивой сказки. (М. Г.) 2.Везде над головой под ногами и рядом с тобой живёт торжествуя свои победы железо. (М. Г.) 3.В мелколесье много прелести. Юные деревца всех пород ель и сосна осина и берёза растут дружно и тесно. (Пауст.) 4.Семь перемен в одну неделю теплынь и холод дождь и снег такой характер у апреля когда весна берёт разбег. (А. Иванов) 5.Твоя живая тишина твои лихие непогоды твои леса твои луга и Волги пышной берега и Волги радостные воды всё мило мне. (Н. Языков)

IV.Спишите, расставьте знаки препинания, укажите обобщающие слова.

1.Звон якорных цепей грохот сцеплений вагонов подвозящих груз металлический вопль железных листов откуда-то падающих на камень мостовой глухой стук дерева дребезжание извозчичьих телег свистки пароходов то пронзительно резкие то глухо ревущие крики грузчиков матросов и таможенных солдат все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня. (М. Г.) 2. …И кочи и моховые болота и пни всё хорошо под сиянием лунным. (Н.Некрасов) 3.А.. П. Чехов высмеивал всё дурное всё что мешало жить честно и справедливо наглость сильных и заискивание слабых грубость трусость и равнодушие. (А.. Белкин)

V.Спишите, расставьте знаки препинания, укажите обобщающие слова.

1.Пытливо умные глаза ироническая улыбка в углах тонких губ манера поднимать левую бровь словно прислушиваясь к чему-то некая интеллигентность во всём облике всё внушительно говорило о том что человек далёк от заготовок скота и нужд сельского хозяйства. (Шол.) 2.Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика то разгулье удалое то сердечная тоска. (П.) 3.Герасим ничего не слыхал ни быстрого визга падающей Муму ни тяжкого всплеска воды. (И. Тургенев) 4.С первых шагов своей умственной деятельности я поставил себе две параллельные задачи работать для науки и писать для народа. (К. Тимирязев)

VI.Спишите, расставьте знаки препинания, укажите обобщающие слова.

1.Ничто в мире ни деревья ни тайны ни мечты не может сравниться с человеком. (Ю. Нагибин) 2.Я всё любил леса и нивы снегов немую белизну и вод весенние разливы и детства мирную весну. (Огарёв) 3.Все богатства русского пейзажа в полное владенье нам даны вьюжных зим серебряная пряжа кружева зелёные весны. (Рыл.) 4.И огонь и эта вода и тишина эта и буря и всё что есть в природе и чего мы даже не знаем всё входило и соединялось в мою любовь обнимающую собой весь мир. (Пришв.) 5.На красноватой траве на былинках на соломинках всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин (Т.)

VII.Спишите, расставьте знаки препинания, укажите обобщающие слова.

1.Любимые вещи в мире музыка природа стихи одиночество. (М.Цветаева) 2.Был Серёжа именинник и много ему разных подарков надарили и волчки и кони и картинки. (Л. Т.) 3.В русском человеке Чехов наблюдал и глубокий ум и широкий размах и любовь к свободе и тонкость чувств и обострённую совесть все данные для того чтобы сделать жизнь замечательнее. (Эйх.) 4.В несметном богатстве нашем слова драгоценные есть Отечество Верность Братство а есть ещё Совесть и Честь.(Яшин)

VIII. Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.

1.Острогою бьётся крупная рыба как-то щуки сомы жерехи судаки. (Акс.) 2.На крокетной площадке на лужайке в беседке всюду та же тишина то же безлюдье. (В.К.) 3. Всюду вверху и внизу пели жаворонки. (Ч.) 4.Бричка бежит а Егорушка видит всё одно и то же небо равнину холмы. (Ч.) 5.Всё уже созрело всё требовало хозяйских хлопот пшеница просо овёс подсолнух кукуруза бахчи картофель.(Баб.) 6.И всё это и река и прутья верболаза и этот мальчишка напоминало мне далёкие дни детства.(Перв.) 6.Две девушки студентка Маша и медсестра Настя вели беседу.7.Здесь всё мне знакомо усадебный дом сарай церковь с колокольней.

IX.Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.

1.Всюду и направо и налево от тропинки простирается невысокий кустарник. 2.В богатых лесом краях в Карелии в Сибири на Урале проще возводить жильё из дерева. 3.Ничего не заметно было ни отворяющихся дверей ни выходивших откуда-нибудь людей никаких живых хлопот и забот дома. (Г.) 4.Но я как будто вижу перед собой эту живую картину тихие берега лунную дорогу тени бегущих людей. 5.Вся усадьба состояла из четырёх срубов разной величины а именно из флигеля конюшни сарая бани. (Т.) 6.Дети старики женщины всё смешалось в живом потоке. (Сераф.)

Повторительные упражнения

1.Спишите, расставьте знаки препинания.

1.Ничего нет в мире милее для меня чем мой народ его судьба чем волшебный русский язык и трогающая то силой то грустью то покоем и радостью наша природа.(Пауст.) 2.Я навек за туманы и росы полюбил у берёзки стан и её золотистые косы и холщовый её сарафан. (Есенин) 3.Не утаишь от меня не спрячешь великолепия дел и вещей мощи земли, молодой и горячей, страсти ума и ума страстей. (Без.) 4.Для человека всё должно быть дорого на своей Родине и её народ и её семья и её история и её завтрашний день. 5.Смотрю на весеннее выступление жизни – силы жизни одной и той же во всём и в траве и в почках деревьев и в цветах и в насекомых и в птицах. (Л. Т.)

2.Спишите, расставьте знаки препинания.

1.И всё это пышная вершина клёна светло-зелёная гряда аллеи подвенечная белизна яблонь груш черёмух солнце синева неба всё поражало своей густой свежестью и новизной. (Бун.) 2.Солнце уже взошло и светлыми яркими пятнами и тенями расцветило зелень и блестело в каплях росы. (Л. Т.) 3.И видишь ты синий свод неба да солнце да лес. 4.Радостно было на небе и на земле и в сердце человека. (Л. Т.) 5.Всё пахло кусты акации листья сирени листья смородины лопуха цветы трава земля. (Бун.) 6.Сазаны иногда скрывались под зелёными щитами кувшинок и снова выплывали на чистое хватали тонущие мокрые листочки вербы. (Шол.)

3.Спишите, расставьте знаки препинания.

1.Аксинья с живым любопытством рассматривала заснеженную сугробистую степь натёртую до глянца дорогу далёкие тонущие во мгле горизонты. 3.В крохотной комнатушке на грязном земляном полу спало человек десять казаков. 4.До зари слышались людские голоса конское ржанье скрип полозьев. 5.Дни потянулись серые и безрадостные. 6.Повитая туманом даль затопленные талой водой яблони в саду мокрая огорожа и дорога за ней всё казалось невиданно красивым цвело густыми и нежными красками. 7.Она отчётливо видела быков арбу с раскинутым над ней пологом слышала трескучий звон кузнечиков вдыхала приторно горький запах полыни. 8.Она увидела и себя молодую рослую красивую…

4.Сконструируйте предложения по схемам.

ОГОУ ДПО

«КИНПО (ПК И ПП) СОО»

КАФЕДРА ФИЛОЛОГИИ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО

ТЕМЕ: «ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Выполнила учитель русского

Языка и литературы МОУ

«СОШ №4 г.Щигры Курской

Области» ШЕВЦОВА Л. В.

Научный руководитель –

Старший преподаватель

Кафедры филологии

ПЕРЕВЕРЗЕВА С. П.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: