Сбит самолет ввс. Трагедия в окрестностях Хамы: террористы сбили самолет ВВС Сирии

Четвёрка самолётов F-16 летала на территории Израиля на большой высоте, поскольку, видимо, ВВС не посчитали, что сирийцы посмеют использовать ракеты на израильской суверенной территории. Полет на более низкой высоте скорее всего предотвратил бы катастрофу.

Тот факт, что зенитная ракета, запущенная сирийцами с большого расстояния в ходе военных действий на севере под утро смогла сбить военный самолёт ЦАХАЛА на территории Израиля, означает, что ВВС Израиля будут вынуждены изменить тактику нападений в определённых ситуациях, пусть даже происходящих на своей суверенной территории.

Что именно произошло этим утром?

Рано утром израильский вертолет «Апачи» сбил иранский беспилотник, прорвавшийся на территорию Израиля, и израильские самолёты отправились нанести удар по иранским объектам в Сирии. Сирийцы ответили зенитным огнём и вынудили экипаж израильского F-16 покинуть самолёт. После того, как они это сделали, самолёт разбился вдребезги. Оба пилота пострадали — состояние первого определяют как тяжёлое, другой обошёлся легким ранением. Затем Израиль продолжил бомбардировку 12-ти объектов, находящихся на территории Сирии, сирийцы же продолжили обстрел зенитными ракетами. В результате несколько раз была слышна сирена в Галилее, на Голанских высотах и в Долине Иордана. Несколько остатков ракет упало на территории Израиля.

Контекст

Сбит израильский истребитель. Что теперь?

Diario de Noticias 13.02.2018

Одним выстрелом Россия убивает двух зайцев

Medya Gunlugu 12.02.2018

Дипломатия сбитых самолетов в Сирии

Asharq Al-Awsat 12.02.2018

Как Израилю избежать войны

Haaretz 12.02.2018

Россия и Израиль в одной лодке

Yedioth Ahronoth 02.02.2018 Как был сбит самолёт?

По всей видимости, речь идёт не о спланированной засаде сирийцев и иранцев. По моей оценке, инцидент произошел из-за того, что четверка наших самолетов летала на большой высоте по территории Израиля, поскольку в штабе не считали, что сирийцы осмелятся запустить зенитную ракету на территорию Израиля в качестве ответа на атаку на иранский объект.

Ракеты SA-5 находятся в руках сирийцев уже десятки лет, и известно, что они покрывают большую часть территории Израиля. Эта ракета, произведённая в России, предназначена для атаки на высоко летящие самолеты и на большом расстоянии. Вероятно, что совсем недавно русские улучшили автоматическое наведение ракеты на цель и сделали её устойчивой к глушению, однако очевидно, что, если бы наши самолёты летели на низком расстоянии, возвращаясь со своего задания в Сирии, в них бы не попали.

Какова была цель иранцев?

Судя по всему, иранцы были намерены проверить, насколько далеко их беспилотники способны проникнуть в воздушное пространство Израиля. В случае успеха они хотели зафиксировать достижение в пропагандистских целях. В любом случае скорее всего здесь не было места спланированной засаде. Уже сама активация беспилотника, с точки зрения иранцев, должна была придать им серьёзности и престижности.

Насколько серьезно происшествие?

Ужасающие события, произошедшие рано утром, по всей видимости, обозначают начало нового положения, в котором иранцы и сирийцы согласованно предпринимают наступательные действия против Израиля. До сего момента сирийцы и иранцы отвечали в основном дипломатически или обстрелом либо во время, либо после израильских атак. На этот раз речь идёт об инициативных действиях, начиная с отправки беспилотников на территорию Израиля и заканчивая зенитным обстрелом самолетов.

Это происшествие весьма серьёзно ещё и по другой причине: тот факт, что сирийцы направили зенитные ракеты на самолёты ВВС, находящихся глубоко на территории Израиля, означает грубое нарушение суверенитета.

Отношение России к произошедшему

Россия придерживается в Сирии строгого принципа: каждый может делать то, что делает, если это не противоречит ее интересам. Иранская же провокация поставила под прямую угрозу русских и их интересы — как и предупреждал Нетаньяху Путина.

В Израиле приняли решение позволить иранскому беспилотнику нарушить воздушную границу, и только затем он был сбит. По сути, иранцы подстрелили себе ногу. Атака Израиля должна была производиться ВВС очень точно, дабы не повредить российские самолёты и не попасть в мирных жителей.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Главарь ИГ* находится на военной базе США в Сирии, сообщили СМИ Лидера террористической группировки пленили в Ираке, сейчас его удерживают на северо-востоке САР в опорном пункте рядом с городом Хасеке, пишет турецкая газета Yeni Şafak.

По данным телеканала Al Masdar , пилот сначала попал в плен, а потом казнен боевиками.

Российские представители в комиссии по перемирию в понедельник зафиксировали в Сирии десять нарушений режима прекращения огня. Большинство случаев произошло в районах, подконтрольных боевикам группировки "Джебхат ан-Нусра"* (Запрещена в РФ).

Потери ВВС Сирии

В середине августа самолет ВВС Сирии разбился в провинции Сувейда. СМИ сообщали, что инцидент произошел на границе с Иорданией, на востоке провинции Эс-Сувейда. Согласно заявлению лидера одной из группировок, связанных с так называемой "Свободной сирийской армией", истребитель МиГ был сбит из зенитных орудий.

Пилот попал в плен

В марте члены радикальной группировки "Ахрар аш-Шам" заявили, что сбили самолет МиГ-21 на северо-западе Сирии. Пилот сирийских ВВС катапультировался и приземлился на территории Турции. Премьер-министр Турции Бинали Йылдырым подтвердил, что самолет ВВС Сирии потерпел крушение в провинции Хатай на юге Турции. Местные власти сообщили, что турецкие поисковые группы обнаружили обломки упавшего на турецко-сирийской границе самолета.

В октябре власти Турции передали Дамаску пилота сбитого истребителя

Сбитый беспилотник

В начале июня в районе населенного пункта Ат-Танф на юге Сирии беспилотник проправительственных сил был сбит американскими истребителями после того, как он якобы попытался нанести удар по отрядам сирийской оппозиции, которые поддерживает международная коалиция.

После этого Минобороны РФ заявило, что любые самолеты и беспилотники в районах выполнения боевых задач ВКС России в Сирии будут "приниматься на сопровождение российскими средствами противовоздушной обороны в качестве воздушных целей". Кроме того, российское военное ведомство объявило, что прекращает взаимодействие с США в рамках меморандума о предотвращении инцидентов в небе над Сирией, который был заключен еще в 2015 году.

В коалиции США в свою очередь сообщили, что в связи с инцидентами "благоразумно приняли меры, чтобы изменить местоположение самолетов в Сирии, чтобы продолжать бороться с ИГ*, обеспечивая безопасность наших экипажей".

*Террористическая организация, запрещенная в России

Развитие ситуации — в спецпроекте РИА Новости " " >>

Российский военный самолет Ил-20 был сбит над Средиземным морем системами противовоздушной обороны (ПВО) Сирии, сообщает Минобороны РФ. Как утверждает ведомство, израильские истребители F-16 «прикрылись российским самолетом», подставив его под огонь средств ПВО. На борту Ил-20 находились 15 человек, все они погибли.

По данным Минобороны, о запланированном ракетном ударе по Сирии Израиль предупредил российскую сторону за минуту до его нанесения, из-за чего Ил-20 не успели вывести в безопасную зону.

«Израильские средства управления авиацией и летчики F-16 не могли не видеть российский самолет, так как он заходил на посадку с высоты 5 км. Тем не менее, они преднамеренно пошли на эту провокацию»,- сказал на брифинге официальный представитель Минобороны РФ генерал-майор Игорь Конашенков.

Россия рассматривает «провокационные действия Израиля как враждебные» и «оставляет за собой право на адекватные ответные действия», отметили в военном ведомстве. По мнению Минобороны, израильские военные повели себя безответственно. «Это абсолютно не отвечает духу российско-израильского партнерства»,- добавил господин Конашенков.

В посольстве Израиля отказались комментировать ситуацию. «Без комментариев»,- сказал «РИА Новости» пресс-атташе диппредставительства Алекс Гандлер.

Ил-20 перестал выходить на связь в 23:00 17 сентября в 35 км от побережья Сирии. Примерно в то же время был нанесен удар по территории Сирии, который отразили силы ПВО. О том, что они случайно сбили российский самолет, говорили источники CNN и Reuters.

Всего за время операции в Сирии ВКС РФ потеряли восемь военных самолетов.

24 ноября 2015 года истребитель F-16 ВВС Турции сбил российский бомбардировщик Су-24М в районе сирийско-турецкой границы. 13 ноября 2016 года во время тренировочного полета с авианесущего крейсера «Адмирала Кузнецов» в Средиземном море потерпел крушение истребитель МиГ-29К. 5 декабря истребитель Су-33 при посадке на палубу «Адмирала Кузнецова» выкатился за пределы посадочной полосы и упал в воду. 10 октября 2017 года при взлете с аэродрома Хмеймим в Сирии разбился бомбардировщик Су-24. 3 февраля 2018 года Министерство обороны РФ сообщило, что сирийскими боевиками был сбит штурмовик Су-25. Самолет потерпел крушение «при выполнении облета зоны деэскалации "Идлиб"». Летчик катапультировался, но попал в окружение боевиков и погиб во время перестрелки с ними. 6 марта 2018 года при заходе на посадку на аэродроме Хмеймим разбился российский транспортный самолет Ан-26, погибли 32 человека. 3 мая 2018 года российский истребитель Су-30СМ упал в море на западе Сирии, погибли два пилота. По предварительной информации, причиной авиакатастрофы могло стать попадание в двигатель птицы. 18 сентября Минобороны России сообщило, что военный самолет Ил-20 пропал над Средиземным морем. На его борту находились 14 военнослужащих. Отмечается, что это произошло во время атаки израильских истребителей F-16 по объектам в провинции Латакия.

В сирийской кампании ВКС РФ также потеряли шесть вертолетов.

24 ноября 2015 года во время операции по спасению летчиков сбитого Су-24М был подбит и совершил вынужденную посадку вертолет Ми-8, впоследствии уничтоженный боевиками. 12 апреля 2016 года в районе города Хомс потерпел крушение боевой вертолет Ми-28Н «Ночной охотник», погибли два члена экипажа. 8 июля 2016 года боевики «Исламского государства» (запрещено в РФ) сбили вертолет Ми-35М, выполнявший боевое задание вблизи Пальмиры. Командир экипажа полковник Ряфагать Хабибуллин и лейтенант Евгений Долгин погибли. 1 августа 2016 года в результате обстрела с Земли был сбит вертолет Ми-8. Вертолет возвращался на авиабазу Хмеймим после доставки гуманитарной помощи в город Алеппо. 3 января 2018 года стало известно о крушении в 15 км от аэродрома Хама в Сирии российского вертолета Ми-24. Погибли два пилота, пострадал еще один член экипажа - бортовой техник. По официальным данным Минобороны, причиной аварии могла стать техническая неисправность. В ночь на 7 мая на востоке Сирии потерпел катастрофу вертолет ВКС РФ Ка-52 «Аллигатор», оба пилота погибли. Согласно официальной версии, машина могла потерпеть крушение из-за технической неполадки, по неофициальной - она была сбита радикальными исламистами из ПЗРК, информирует

10 марта 1964 года самолет-разведчик RB-66 54-451 19 TRS ВВС США, выполнявший "рутинный тренировочный полет" нарушил границу ГДР и был сбит истребителем МиГ-19 ВВС СССР капитана Зиновьева у н.п. Магдебург.

События, имевшие место 10 марта 1964 года, похоже, развивались столь стремительно, что экипаж американского разведчика RB-66 не успел даже осознать происшедшее. В тот день на полигоне около Магдебурга в ГДР проводились крупные учения ГСВГ.

Видимо, на фоне предполагавшейся суеты американский разведчик надеялся незаметно пройти над интересовавшим его объектом и благополучно вернуться домой. Однако расчеты эти не оправдались.

В начале марта 1964 года Группу войск инспектировало Министерство обороны с непременным финалом – крупными «двусторонними» маневрами. К ним привлекались все рода войск, штабы и узлы связи военного времени, десантно-транспортная техника и средства усиления. На 10 марта наступающие «восточные» должны были, «завершив окружение и разгром группировки «западных», выйти на гарделегенском полигоне непосредственно к границе с ФРГ. На учениях присутствовало высшее военное руководство, включая Главкома Объединенных вооруженных сил Варшавского договора Маршала А.Гречко.

В тот день события приняли неожиданный оборот. Накануне, 9 марта, мне, как управленцу полка (начальник ПДС – старший летчик), была поставлена задача проверить готовность оперативного грунтового аэродрома в Альтенграбове (15 км на северо-восток от Цербста) к приему первого эшелона полка. Помнится ровный зеленый газон площадки, непуганая живность, отличная погода. Развернул радиостанцию, вышел на связь, доложил о готовности. Пролетела спарка УТИ МиГ-15, дала «добро» и указание «ждать, быть на приеме».

Стало уже темно, когда свет неожиданно подъехавшего газика выхватил знакомую фигуру помощника командира полка по оперативной подготовке Осадчего. Он передал мне распоряжение убыть в часть для заступления утром на боевое дежурство. Приказы не обсуждают, но странно было то, что я вообще редко привлекался к боевому дежурству. Кроме того, заступавший наряд дежурных сил назначался приказом заранее, инструктировался, контролировался (в том числе врачом), ему предоставлялся предполетный отдых. Тут же – при полном комплекте боеготовых летчиков на казарменном положении в 15-ти минутной готовности… Очень странно.

Поздно вечером я был дома, а утром 10 марта – в дежурном звене. Предрассветный туман, смешанный с выносом промышленного дыма из района КосвигТалле, создавал непроницаемую пелену. Видимость – не более 50-70 метров. Взлет невозможен в принципе. Мой напарник Борис Сизов вызвался на первую смену – во 2-ю готовность. До 12 часов его, правда, «погоняли»: «Готовность первая, запуск, вырулить, зарулить, выключить». Но это процедура обычная. Потом, помнится, приехал чин из состава Инспекции – бритоголовый генерал ГлавПУРа Чугунов. Побеседовал с личным составом, вдохновил, снял пробу, в том числе из солдатского котла, уехал. И тут началось…

Человек предполагает, Бог располагает… Не успел я одеть ВКК и перебросить «пускач» к своему «мустангу» , как по селектору: «Занять первую!» Все последующие действия сенсорнобессознательны: лючки, заглушки, чехлы – в сторону (бойцы), обороты «пускача» (шофер), открытие фонаря, пристегивание с одновременным запуском и включением тумблеров (друг- техник), колодки, свобода выруливания (охрана). Все работает на тебя – вперед! Поэтому не успел прыгнуть в кабину, как: «Запуск!» (Рация еще не прогрелась, перепуганный боец высунулся из домика и, вращая рукой, показывает: «Запускай!»)

Короче, на полосе – в считанные секунды. Видимость – полполосы. Взлетать можно. Сухо, встречный ветерок. И сразу: «717-й, взлет на форсаже!» Это при том, что взлет на форсаже «рулевого» МиГ-19 редко применялся. Обычно взлетали на «максимале», поскольку при неодновременном включении форсажа двигателей тягой по 3250 кг самолет взлетным весом 7,5 т легко могло выбросить на грунт. Помнится, скорость нарастала настолько быстро, что появилась некоторая раскачка самолета по тангажу. Но это чисто летный нюанс. Не успел убрать шасси, команда: «На курс 330, цель реальная, приготовь оружие». Не скрою, в обычных условиях это – полный стресс. От обеда до начала войны – максимум несварения желудка.

Хотя Сизов взлетел после меня, но был подведен к цели первым на развороте’ нарушителя на обратный курс. Там уже «работал» наш товарищ с Виттштока Федор Зиновьев. Связи с ним не было, результата действий не видно. А здесь еще непредвиденное – Борис, очень опытный летчик 3-й аэ, докладывает: «Не работает оружие!» Да и заминка на принятие решения была значительной, причина чего стала понятной позже: ответственный на КП искал комдива или командарма для принятия решения на открытие огня. Так что команда на поражение поступила Сизову только на дистанции максимум 150 метров, при том, что взрыватели С-5 взводились только со 130!

Дальнейшие события – по тексту Донесения, составленного мною сразу после этого полета (орфография сохранена):

ДОНЕСЕНИЕ Доношу, что 10 марта 1964 года, находясь на боевом дежурстве в готовности №2, в 16.46 (по московскому времени) получил команду с КП ИАД на занятие готовности №1 и запуск. В процессе запуска получил команду на выруливание, взлет на форсаже с отворотом после взлета на курс 330°. Взлет произвел в 16.49 с курсом 249 с последующим отворотом на курс 330°.

В наборе, на высоте 5000 м получил информацию о реальном самолете-нарушителе, следующим с курсом 90° на высоте 10000 м. Продолжая набор высоты, приготовил прицел и оружие к стрельбе. На высоте 8000 м получил информацию: «Цель слева, выше 2000 м, с ней самолет-перехватчик».

В 16.53 слева под углом 80° на дальности 10 км выше 2000 м по хорошо видимой инверсии обнаружил самолет- нарушитель, а на дистанции 500-600 м и интервале 300-400 м от него самолет- истребитель капитана ЗИНОВЬЕВА. Не теряя из поля зрения самолет-нарушитель и самолет капитана ЗИНОВЬЕВА, выполнил энергичный левый разворот для выхода на цель с задней полусферы. В процессе разворота и последующем сближении с целью на догоне наблюдал команды капитана ЗИНОВЬЕВА самолету-нарушителю на принуждение к посадке, а также ведение капитаном ЗИНОВЬЕВЫМ предупредительного огня.

После предупредительного огня цель выполнила левый разворот на курс 270°, в процессе которого капитан ЗИНОВЬЕВ вел огонь на поражение из пушек. Результаты стрельбы капитана ЗИНОВЬЕВА не наблюдал.

Во второй половине разворота занял исходное положение для атаки: интервал 400-500 м, дистанция 300-400 м при угле визирования 70-75°. В последующем с выпуском самолетом-нарушителем воздушных тормозов дистанция сократилась до 200 м.

В 16.57 после выхода из атаки капитана ЗИНОВЬЕВА влево во внутреннюю относительно разворота сторону и получения команды с КП ИАД открыл огонь на поражение из неуправляемых реактивных снарядов С-5 с дальности 150 м под ракурсом 0/4. Отчетливо наблюдал сход PC и попадание в цель, в результате которого появился дым из области левого двигателя. В результате малой дальности стрельбы и малого временного интервала непроизвольно влетел в разлет осколков, вследствие чего имел пробоину в правом подвесном баке, обнаруженную после посадки.

Ввиду скоротечности воздушного боя и быстрого сокращения дальности стрельбы дальнейшую стрельбу из PC не производил, так как при выходе на дальность менее 110 м не обеспечивалось взведение взрывателя В-3 снаряда С-5 и дальнейшая стрельба из PC была не эффективна.

С дальности 80-100 м произвел стрельбу из пушек НР-23. Наблюдал отдельные попадания в области стабилизатора и нижней части фюзеляжа – тормозные щитки. О результате атаки доложил на КП ИАД. Выход из атаки произвел вправо с набором высоты.

В последующем цель с увеличивающимся левым креном перешла в глубокую спираль. Наблюдал раскрытие трех парашютов*. После доклада на КП о парашютистах и взрыве самолета-нарушителя получил команду на уход из зоны воздушного боя и посадку на аэродроме АЛЬТЕС-ЛАГЕРЬ.

В 17.15 произвел посадку на аэродроме АЛЬТЕС-ЛАГЕРЬ.

НАЧАЛЬНИК ПДС – СТАРШИЙ ЛЕТЧИК

КАПИТАН- /ИВАННИКОВ/

*Троим членам экипажа удалось катапультироваться (штурман л-т Харольд Велч получил при этом травму руки и ног, а летчик к-н Дэвид Холланд и штурман-инструктор к-н Мэлвин Кесслер не пострадали). Все трое были взяты в плен и позже освобождены. Прим. автора.

Что к этому Донесению можно добавить? Мы видели, что хвостовой пушечной установки на этом RB-66 нет, иначе нам там сразу был бы конец. После атак Ф.Зиновьева нарушитель сбросил скорость до 350-400 км/час и снизился до 4000 м, весьма вероятно – из-за полученных повреждений, но оставался целым и продолжал полет на запад. Когда мне прозвучала команда открыть огонь на поражение, до границы оставалась пара десятков километров. Переключатель «РС» стоял на «одиночный пуск». Вышли только четыре С-5, все они попали в цель, повредив киль, фонарь, фюзеляж. Инстинкт самосохранения подсказал: дальнейший залповый огонь мне, как атакующему, небезопасен, при попадании всех 32 РС последствия были бы непредсказуемыми. Стрельбу из 23-мм пушек производил снизу под ракурсом 1/4 так, что спутная струя от цели проходила где-то выше. До границы оставалось километров десять, когда, окончательно потеряв скорость, я прекратил атаку. Повторный заход исключался в принципе, а вскоре последовал взрыв самолета-нарушителя, и в мареве заходящего солнца четко нарисовались три красно-белых парашюта.

У земли уже совсем стемнело. Видимость в районе Цербста ухудшилась ниже минимальной. Получил команду садиться в Альтес-Лагере, где в это время шла провозка на УТИ МиГ-15 при установленном минимуме погоды. На пробеге с КДП передают: «Осторожно подтормаживай, правое колесо дымит». В действительности оказался пропорот правый подвесной бак так, что высасывало топливо с эффектом «дыма». Зарулил в капонир для разрядки оружия. Подошел инженер, подозвал меня к правой плоскости и показал на вмятый в пилон подвесного бака 15-сантиметровый осколок. С этим трофеем и кассетой фотоконтроля я прибыл на КДП и по селектору доложил в полк о результатах. Команда: «Ждать прилета Ан-2». От подъема в воздух до завершения боя прошло не больше 5-7 минут, весь полет продолжался 26 минут.

Дома только успел переодеться, как прибыл вертолет, и мы всей командой (со штурманом наведения В.Гуриновым, наводившим меня на цель, и с ответственным КП дивизии) с магнитофоном, проводками, проявленной пленкой ФКП и документами были доставлены на аэродром Стендаль, а оттуда на машине в сопровождении автоматчиков – на полигон. В свете фар нам открылась неподдельная фронтовая картина: танки, бронетранспортеры, орудийные стволы, антенны радиостанций, бойцы в касках и все это под маскировочными сетями. Переспали в палатке, а утром первое впечатление еще больше укрепилось развороченной местностью действующего полигона, траншеями, массой войск и какой-то непонятной суетой. Слух о прибывших летчиках быстро распространился, и подошедшие офицеры рассказали, что накануне участники учений изумились, узрев невиданную картину: в разгар практических стрельб и танковой атаки на подготовленные позиции «западных» с неба внезапно посыпались горящие обломки самолета. Сначала все подумали о необычной имитации, устроенной специально для начальства, вроде подрыва взрыв-пакета, но увидев спускающихся парашютистов, поняли серьезность ситуации и взяли троих пленных, одного из них даже снимали с дерева.

Здесь мы познакомились с такой же, как наша, командой из Виттштока, немного поспорили с ними о динамике боя и все вместе были приглашены в палатку Командующего. Генерал И.Пстыго и Начальник Главного штаба ВВС генерал Брайко внимательно изучили привезенные документы, выслушали всех присутствующих. Итогов не подводили, но приехавший заместитель Командующего по боевой подготовке генерал И.Ф. Модяев привез с места падения RB-66 некоторые доказательные фрагменты самолета и в присутствии всех подытожил: на такой тип самолета, прежде всего по прочностным характеристикам, нужно не менее двух истребителей МиГ-19, вооруженных НР-23 и УБ-16.

Вопрос о приоритете тогда не поднимался, хотя уже там я обратил внимание Зиновьева на его кадры: четкое обрамление цели на дальности 300-400 м. Я заметил ему: «Федор, это же снимки без стрельбы. Иначе сетка должна быть размытой, дрожащей». На что Зиновьев хитро улыбнулся и ответил: «Первые кадры делаются для прокурора, а там – разбирайся». Оказывается, он раньше служил на севере в Африканде и был свидетелем перипетий разбора обстоятельств уничтожения В-47, упавшего в нейтральных водах, летчиком Поляковым. По его словам, Полякова сначала собирались отдать под суд, но потом… наградили.

Что касается моих снимков, то в кадре четко просматривалась левая плоскость и 3/4 фюзеляжа, двигатель и даже некоторые детали самолета. Дистанция была настолько мала, что левая консоль и хвостовое оперение не вписались в кадр. К сожалению, эта пленка и запись радиообмена у меня не сохранились.

Далее вплоть до нашего с Ф.М.Зиновьевым награждения в ютербогском доме офицеров орденами Красного Знамени 4 апреля 1964 года события развивались уже без нашего участия где-то в высших сферах восточных и западных столиц. Многие подробности стали известны гораздо позже.

Первое. Воздушные акции 28 января и 10 марта 1964 года были не случайны и связаны с пролетами первого ИСЗ-разведчика «Феррет», запущенного 19 января с американской базы Ванденберг. Оба самолета-нарушителя играли роль «возмутителей» радиолокационного спокойствия, вызвав интенсивную работу средств ПВО в боевом режиме. Пентагону, ЦРУ, АНБ, видимо, не терпелось получить результаты использования новых средств космической разведки. На пути реализации этих планов и встали передовые части ВВС ГСВГ.

Второе. Менее чем через сутки по факту нарушения воздушного пространства ГДР в Москве была вручена нота протеста Правительству США.

Третье. По свидетельству бывшего Посла СССР в ФРГ Фалина в книге «Без скидок на обстоятельства», американцы потребовали доказательств разведывательных функций сбитого RB-66, полагая, что вся документация уничтожена, аппаратура разбита. Однако его довольно крупные обломки были доставлены на аэродром Стендаль, разложены в ангаре и тщательно изучены нашими военными специалистами и МАПовцами. Многое из оборудования и носителей информации удалось восстановить, и спецслужбы вообще засомневались в целесообразности передачи материалов американцам. Окончательное решение принял Хрущев, и такая передача состоялась.

Четвертое. Американская сторона была вынуждена признать факты, хотя по официально выдвинутой версии, самолет должен был совершать тренировочный полет над Северным морем, но в условиях плохой видимости из-за навигационной ошибки отклонился на 800 км к востоку. 28 марта 1964 г. Президент США Линдон Джонсон объявил о данном им распоряжении принять дополнительные меры, исключающие возможность подобных нарушений. Со стороны ФРГ ввели 30-мильную зону, запретную для пролета самолетами стран НАТО.

Пятое. После описанных событий 12 июня 1964 года последовало подписание в Москве Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи между СССР и ГДР.

Насколько действия истребительных полков «стратегического» сдерживания повлияли на эти процессы – история умалчивает. Но, как говорится, из песни слов не выкинешь – что было, то было.

Что же касается вопроса о приоритете в уничтожении RB-66, то он представляет интерес не в плане личностном, а как результат коллективных действий на уровнях полк-дивизия-корпус. В своей книге «Труженики неба» И.Пстыго пишет, что RB-66 сбил Ф.Зиновьев, а награжден также был его ведомый (!?). Об «авторстве» Зиновьева говорят и некоторые западные источники, и тому есть основания. Дело вот в чем:

Полтора месяца вывод генерала Моляева не подвергался сомнению: для уничтожения воздушной цели типа RB-66 требуется минимум два истребителя, что и было зафиксировано в представлении на награждение. Но 29 апреля 1964 года личный состав 35-го иап неожиданно собирают в клубе для встречи с «живой легендой» – Главным маршалом авиации КА.Вершининым. Помнится, дряхлеющий Главком сел в первом ряду и объявил о цели визита – познакомиться с личным составом и «уточнить» некоторые детали событий 10 марта. Вызвали меня на сцену и предложили повторить все перипетии того дня. После доклада Вершинин встал и заявил буквально следующее: «После дополнительного анализа всех обстоятельств руководство ВВС пришло к выводу, что разведчика сбил Зиновьев. Все. Никаких комментариев». Поднялся и уехал.

Обстоятельства, вызвавшие такую переоценку, стали мне известны тут же. Намечались значительные кадровые перемещения в высшем звене руководства ВВС,"для чего потребовались заключения об уровне компетентности руководства частями в звене дивизия-корпус. Но если Зиновьевым 10 марта непосредственно руководил командир корпуса дважды Крой Советского Союза генерал Скоморохов Н.М., то мной – только ответственный дежурный КП 126-й иад. Наш комдив А.Микоян прибыл на командный пункт уже после выполнения перехвата, тут же снял трубку телефона и напрямую доложил Пстыго: «Товарищ Командующий, мы сбили американский самолет-разведчик». Эта нескромность Командующему, человеку порядочному и справедливому, очень не понравилось.

Фигура генерала Алексея Микояна, принадлежавшего к всесильной правительственной элите, со всеми вытекающими особенностями его поведения и отношения к летному делу, во многом не устраивала командование ВВС. Признание его равной со Скомороховым роли в пресечении полета разведчика могло открыть ему перспективу выдвижения в высшие эшелоны авиационного командования, и этого не могли допустить. Вот и вся подоплека, суть которой мне разъяснили примерно так: «А что ты хочешь, старик? В войну тоже коллективные действия приписывали кому- то одному. У человека 15 сбитых, на Героя надо 16. В групповом бою сбивают врага, наземные войска подтверждают падение, и все участники указывают на того, кого нужно. В другой раз и он отдаст свой лично сбитый… Жизнь. Никуда не денешься».

Долгое время считалось (на основании ходивших слухов из-за тотальной секретности), что эту победу одержали на МиГ-21Ф-13, которые полк начал получать осенью того же года. Однако время расставило все по своим местам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: