Сатирические приёмы изображения помещиков в поэме Н.Гоголя "Мёртвые души". Сатирическое изображение крепостнической Руси в «Мертвых душах» Н

Сочинение на тему «Юмор и Сатира в поэме «Мёртвые души»»

«Мёртвые души» - поэма-карикатура на общество времён крепостнической Россию. В этом произведении Н. В. Гоголю удалось с помощью юмора и сатиры – сложнейших тонких литературных приёмов, показать всю безнадёжность современного его общества, одновременно высмеяв её.
Сатира – это скрытое высмеивание человеческих недостатков.

В произведении фигурирует множество смешных и, порой, даже комичных персонажей. В их характерах писатель высмеял многие человеческие пороки, свойственные тому времени. Например, скупость, голословность, ложь и чревоугодие.

Персонажи поэмы одновременно смешны и трагичны. «Мёртвые души» - одно из немногих произведений, которое одновременно заставляет и задуматься, и посмеяться.

Поэма воспринимается легко. Общечеловеческое здесь пересекается со смешным. Например, случай, когда на балу Манилов и Чичиков долго не могли пройти в зал, так как из вежливости пропускали друг друга. На самом деле, в этой ситуации мало забавного, но, тем не менее она вызывает смех. Главная проблема этой сцены – вежливость, которая проявляется к людям не из-за хорошего отношения, а из-за желания преподнести себя в лучшем свете.

Другая не менее смешная сцена – когда сельская девушка указывает дорогу кучеру и не может отличить «право» от «лево». Необразованность народа – тоже важная проблема времён крепостнической России.

Один из самых сатирических персонажей поэмы – помещик Ноздрев. Он постоянно ввязывается в забавные истории, например, только узнав о «мёртвых душах», сразу начинает торговаться или навязчиво предлагает обменять их на коней или волчонка. Он даже играет в карты на мёртвые души, не разобравшись, что это такое. Этот герой смешен своей необразованностью и глупостью, а его слова «Что-то пригорело, что-то пережарилось» вызывают улыбку.

Чиновники в поэме – самый главный предмет сатиры. Писатель высмеивает их скупость, взяточничество и нечестность. Эти пороки – вечны, и актуальны даже сегодня.
Деградация общества – одна из вечных тем шуток и дискуссий. Эта тема нашла отражение и в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души». На примере простых крестьян, помещиков и чиновников, писатель показал, как плохо живётся в его стране. Величайшее мастерство владения сатирой помогло ему изобразить своих героев так, что даже сегодня они кажутся смешными и безнадёжными. На их примере, как и на примере любой обличительной шутки, есть много чему поучиться и в нашем веке.

1. Значение поэмы «Мертвые души».
2. Ирония и сатира в произведении.
3. Изображение помещиков.
4. Сатира в изображении чиновников.
5. Ирония в изображении простого народа.

«Мертвые души» — история болезни, написанная рукой мастера.
А. И. Герцен

«Мертвые души» Н. В. Гоголя — бессмертное сатирическое произведение русской литературы. Однако эта острая и смешная поэма наводит отнюдь не на радостные и веселые мысли. Особенностью таланта Гоголя является то, что он без труда, гармонично и тонко сочетал в своих произведениях трагическое и комическое начала. Именно поэтому комедийные и сатирические моменты произведения только оттеняют общую трагичность картины жизни России начала ХIХ века. Сатира господствует в тексте поэмы и по той причине, что автор считал ее самым действенным способом борьбы с общественными пороками и недостатками. Насколько же помогла эта сатира в рамках перестройки России — решать не нам.

Общая картина жизни россиян, исполненная иронии и легкой насмешки, начинается уже с описания города, в который прибывает Павел Иванович Чичиков. Здесь и дома, теряющиеся на фоне огромных пространств улиц, и полустершиеся, полусмытые дождем вывески с нелепыми сапогами и бубликами, с единственной сохранившейся надписью: «Иностранец Василий Федоров». Описание города подробное и насыщено едва уловимыми, но важными деталями. Оно дает представление о быте и нравах его обитателей. Например, выясняется, что не жители чужды лжи. Так, после сцены, в которой Чичиков прогуливается по саду, где деревья только высадили и они не выше трости, на глаза герою попадается заметка в местной газете, где есть сообщение о появлении сада, состоящего «из тенистых широколиственных дерев». Патетика и пафос этих строк лишь подчеркивают убожество реальной картины происходящего в городе, где проезжающий всего за пару рублей в сутки может получить «покойную комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов» или перекусить в столовой блюдом двухнедельной давности.

В этом же духе довольно злой иронии изображены помещики и чиновничья братия. Так Манилов именуется «весьма обходительным и учтивым, а это — его же любимые слова, те самые характеристики, которых так ему не хватает. По сладости взгляда его очи сравниваются с сахаром, вызывая у читателя ассоциации с противной приторностью. Внешность Собакевича не случайно соотносится с медведем — через этот образ автор сближает персонажа с животным, лишенным эстетического и духовного начал. И интерьер кабинета Собакевича описан так, чтобы оттенить основные характеристики хозяина: «Стол, креслы, стулья — все было самого тяжелого и беспокойного свойства». Ноздрев становится смешон в глазах читателя после того, как за фразой, называющей хорошими товарищами людей, ему подобных, следует такая строка: «...при всем том бывают весьма больно поколачиваемы».

Помимо иронии, довольно злой и острой, текст произведения насыщен и комедийными ситуациями, где смех становится более мягким и менее злым. Многим читателям, должно быть, запомнилась сцена о том, как Манилов и Чичиков несколько минут не могут войти в комнату, настойчиво уступая друг другу право первым пересечь порог комнаты. Интересна для рассмотрения и сцена посещения Чичиковым Коробочки, где в диалоге между дубинноголовой Настасьей и хитроумным дельцом поочередно проявляются растерянность Коробочки, ее тупость и скудоумие и поразительная хозяйственность.

Однако не только помещики и чиновники сатирически изображены в произведении. С сатирой связано и изображение крестьянского быта. Забавна ситуация, связанная с кучером Селифаном и дворовой девкой Пелагеей, объясняющей дорогу, но не различающей право и лево. Этот лаконичный отрывок о многом расскажет читателю — об общем уровне безграмотности среди простого народа, о темноте и неразвитости — естественных следствиях длительного пребывания в состоянии крепостничества. Эти же мотивы видны в эпизоде с дядей Митяем и дядей Миняем, которые, бросившись разобрать лошадей, запутались в постромках. Даже крепостной Чичикова Петрушка, человек, считающийся образованным, выглядит живым посмешищем, так как вся его ученость заключается лишь в умении складывать из букв слова, не слишком вдумываясь при этом в их смысл.

Выделяются посредством сарказма такие характерные для помещиков того времени черты, как взяточничество, казнокрадство, недобросовестность, убожество интересов. Отсюда мысль для размышления: будут ли приносить подобные люди пользу государству, занимая высокие посты в чиновничьем аппарате?

В изображении, пожалуй, самого отвратительного персонажа произведения — Плюшкина — широко использован гротеск. Плюшкин являет собой последнюю степень деградации, заключающуюся в полном омертвении души. Даже внешний облик начинает поддаваться духовному кризису героя, ведь его принадлежность к определенному полу становится все более затруднительной. Судьба детей и внуков для него безразлична. А сам он абстрагировался от окружающего мира за высокой стеной собственного эгоизма. Из его души навеки выветрились все эмоции и чувства, оставив только безграничную, невозможную скупость. И этот герой — самый страшный пример преступления чиновника против своего народа и государства.

Многоликое зло, живописно изображенное Гоголем в поэме «Мертвые души» убеждает читателя в том, что основной проблемой и основной болезнью, которой был заражен организм России, являлось крепостное право, одинаково беспощадно действовавшее как против власть имущих, так против обычных крестьян.

Ученица 9 класса

Писать лучше смеясь, чем со слезами,ибо смех - особенность че­ловека.

Ф. Рабле.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Над чем смеётся Гоголь в поэме «Мёртвые души»?

Писать лучше смеясь, чем со слезами,

ибо смех - особенность человека.

Ф. Рабле.

Гоголь давно мечтал написать произведение, в "котором бы явилась

вся Русь". Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов

России первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма

"Мертвые души", написанная в 1842 г. Автор широко использует в своём произведении сатирические изобразительные средства. Над чем смеётся Гоголь в поэме «Мёртвые души»?

Во-первых, в поэме Гоголя «Мёртвые души» присутствует ирония в описании губернского города N. .

Итак, Чичикову город вполне понравился: он нашел, что "город никак не уступал другим губернским городам". В чем же его привлекательность? Ответ на этот вопрос дает автор, иронизируя сначала по поводу внешнего облика города: желтая краска на каменных домах (государственные учреждения и жилища сильных мира сего), как ей и положено, очень ярка, серая на деревянных скромна. Затем он подчеркивает, что на домах "вечный мезонин", очень красивый, "по мнению губернских архитекторов".
Особенную иронию вызывает сообщение в газете об аллее "широковетвистых дерев, дающих прохладу в знойный летний день". Здесь особенно отчетливо видно чувство юмора автора, который высмеивает высокопарные речи, на деле не представляющие ничего существенного.
Также он смеется и над обывателями города, на которых" въезд Чичикова не произвёл совершенно никакого шума и не был сопровождён ничем особенным". «Да еще, когда бричка подъехала к гостинице, встретился молодой человек в белых канифасовых панталонах, весьма узких и коротких, во фраке с покушеньями на моду, из-под которого видна была манишка, застегнутая тульскою булавкою с бронзовым пистолетом. Молодой человек оборотился назад, посмотрел экипаж, придержал рукою картуз, чуть не слетевший от ветра, и пошел своей дорогой». А здесь же двое мужиков лишь обсуждают колесо рессорной брички Чичикова.
Чиновники города - вполне благопристойные люди. Все они живут в мире, покое и согласии. Полицмейстер для жителей - благодетель и отец родной, как и градоначальник. Все они между собой живут в ладу, отношения между ними очень теплые, можно даже сказать, семейные.
Чичиков очень комфортно устраивается в их мире. Он показывает себя весьма светским человеком, умея сказать что надо, пошутить там, где требуется, в общем, предстает "преприятнейшим человеком".
Уделяет внимание Гоголь и трактиру, в котором останавливается Чичиков. Дается подробное описание общей залы с картинами: «Какие бывают эти общие залы - всякий проезжающий знает очень хорошо: те же стены, выкрашенные масляной краской, потемневшие вверху от трубочного дыма и залосненные снизу спинами разных проезжающих, а еще более туземными купеческими, ибо купцы по торговым дням приходили сюда … испивать свою известную пару чаю; тот же закопченный потолок; та же копченая люстра со множеством висящих стеклышек, которые прыгали и звенели всякий раз, когда половой бегал по истертым клеенкам, помахивая бойко подносом, на котором сидела такая же бездна чайных чашек, как птиц на морском берегу; те же картины во всю стену, писанные масляными красками, - словом, все то же, что и везде…».

Центральное место в поэме Гоголя “Мертвые души” занимают пять глав, в которых представлены образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина. Главы расположены в особой последовательности по степени деградации героев.
Образ Манилова как бы вырастает из пословицы: человек ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан. Он оторван от жизни, неприспособлен. Его дом стоит на юру, “открытом всем ветрам”. В беседке с надписью “Храм уединенного размышления” Манилов строит планы провести подземный ход и выстроить через пруд каменный мост. Это только пустые фантазии. В реальности хозяйство Манилова разваливается. Мужики пьянствуют, ключница ворует, слуги бездельничают. Досуг помещика занят бесцельным складыванием пепла из трубки в горки, а книга в его кабинете два года лежит с закладкой на четырнадцатой странице.
Портрет и характер Манилова созданы по принципу того, что “в приятность, казалось, чересчур было передано сахару”. На лице Манилова было “выражение не только сладкое, но даже приторное, подобное той микстуре, которую ловкий светский доктор засластил немилосердно...”
Любовь Манилова и его жены чересчур слащава и сентиментальна: “Разинь, душенька, свой ротик, я тебе положу этот кусочек”.
Но, несмотря на “чрезмерность”, Манилов действительно добрый, любезный, безобидный человек. Он единственный из всех помещиков отдает Чичикову “мертвые души” бесплатно.
Коробочка тоже отличается “чрезмерностью”, но иного рода - чрезмерной бережливостью, недоверчивостью, боязливостью, ограниченностью. Она “одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожай, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки”. Вещи в доме отражают ее наивное представление о достатке и красоте и в то же время - ее мелочность и ограниченность. “Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами; между окон старинные маленькие зеркала с темными рамками в виде свернувшихся листьев; за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок; стенные часы с нарисованными цветами на циферблате”. Гоголь называет Коробочку “дубинноголовой”. Она боится продешевить при продаже “мертвых душ”, чтобы как-нибудь “не понести убытку”. Коробочка решается продать души только из страха, потому что Чичиков пожелал: “...да пропади и околей со всей вашей деревней!”
Собакевич внешне напоминает былинного богатыря: сапог исполинского размера, ватрушки “гораздо больше тарелки”, “ни разу не был болен”. Но поступки его отнюдь не богатырские. Он ругает всех подряд, видит во всех мерзавцев и мошенников. Весь город, по его словам, - “мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет... один там только и есть порядочный человек - прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья”. Портреты на стенах, изображающие героев, говорят о нереализованных богатырских возможностях “омертвелой” души Собакевича. Собакевич - “человек-кулак”. Он выражает общечеловеческую страсть к тяжелому, земному.

Собакевич относится к продаже душ вполне спокойно: «Вам нужно мертвых душ? - спросил Собакевич очень просто, без малейшего удивления, как бы речь шла о хлебе.
- Да, - отвечал Чичиков и опять смягчил выражение, прибавивши: - несуществующих.
- Найдутся, почему не быть... - сказал Собакевич». Но в то же время он требует за каждую мертвую душу по 100 рублей: «Да чтобы не запрашивать с вас лишнего, по сту рублей за штуку!»

Ноздрев - “разбитной малый”, кутила. Главная его страсть - “нагадить ближнему”, продолжая оставаться его другом: « Чем кто ближе с ним сходился, тому он скорее всех насаливал: распускал небылицу, глупее которой трудно выдумать, расстраивал свадьбу, торговую сделку и вовсе не почитал себя вашим неприятелем;
напротив, если случай приводил его опять встретиться с вами, он обходился вновь по-дружески и даже говорил: "Ведь ты такой подлец, никогда ко мне не заедешь". Ноздрев во многих отношениях был многосторонний человек, то есть человек на все руки». “Чуткий нос его слышал за несколько десятков верст, где была ярмарка со всякими съездами и балами”. В кабинете Ноздрева вместо книг - сабли и турецкие кинжалы, на одном из которых написано: “Мастер Савелий Сибиряков”. Даже блохи в доме Ноздрева “пребойкие насекомые”. Еда у Ноздрева выражает его бесшабашный дух: “кое-что пригорело, кое-что и вовсе не сварилось... словом, катай-валяй, было бы горячо, а вкус какой-нибудь, верно, выйдет”. Однако активность, деятельность Ноздрева лишена смысла и тем более общественной пользы.

Плюшкин предстает в поэме бесполым существом, которого Чичиков принимает за ключницу: «У одного из строений Чичиков скоро заметил какую-то фигуру,
которая начала вздорить с мужиком, приехавшим на телеге. Долго он не мог
распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было
совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак,
какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос показался ему
несколько сиплым для женщины. "Ой, баба! - подумал он про себя и тут же
прибавил: - Ой, нет!" - "Конечно, баба!" - наконец сказал он, рассмотрев
попристальнее. Фигура с своей стороны глядела на него тоже пристально.
Казалось, гость был для нее в диковинку, потому что она обсмотрела не только
его, но и Селифана, и лошадей, начиная с хвоста и до морды. По висевшим у
ней за поясом ключам и по тому, что она бранила мужика довольно поносными
словами, Чичиков заключил, что это, верно, ключница.
- Послушай, матушка, - сказал он, выходя из брички, - что барин?..
- Нет дома, - прервала ключница, не дожидаясь окончания вопроса, и
потом, спустя минуту, прибавила: - А что вам нужно?
- Есть дело!
- Идите в комнаты! - сказала ключница, отворотившись и показав ему
спину, запачканную мукою, с большой прорехою пониже… Что ж барин? У себя, что ли?
- Здесь хозяин, - сказал ключник.
- Где же? - повторил Чичиков.
- Что, батюшка, слепы-то, что ли? - спросил ключник. - Эхва! А вить
хозяин-то я!».

Образы, окружающие этого героя, - заплесневелый сухарь, засаленный халат, крыша, как решето. И предметы, и сам хозяин подвержены тлению. Когда-то образцовый хозяин и семьянин, Плюшкин теперь превратился в паука-отшельника. Он подозрителен, скуп, мелочен, деградирует умственно: «А ведь было время, когда он только был бережливым хозяином! был женат, и сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у него
хозяйству и мудрой скупости. Все текло живо и совершалось размеренным ходом:
двигались мельницы, валяльни, работали суконные фабрики, столярные станки,
прядильни; везде во все входил зоркий взгляд хозяина и, как трудолюбивый
паук, бегал хлопотливо, но расторопно, по всем концам своей хозяйственной
паутины. Слишком сильные чувства не отражались в чертах лица его, но в
глазах был виден ум; опытностию и познанием света была проникнута речь его,
и гостю было приятно его слушать; приветливая и говорливая хозяйка славилась
хлебосольством; навстречу выходили две миловидные дочки… Но добрая хозяйка умерла; часть ключей, а с ними мелких забот, перешла к нему. Плюшкин стал беспокойнее и, как все вдовцы, подозрительнее и скупее. На старшую дочь Александру Степановну он не мог во всем положиться, да и был прав, потому что Александра Степановна скоро убежала с штабс-ротмистром, бог весть какого кавалерийского полка, и повенчалась с ним где-то наскоро в деревенской церкви, зная, что отец не любит офицеров по странному предубеждению, будто бы все военные картежники и мотишки.»
Показывая последовательно быт и характер пяти помещиков, Гоголь изображает процесс постепенной деградации помещичьего класса, выявляет все его пороки и недостатки.

Чичиков – главный герой поэмы, он встречается во всех главах. Именно ему принадлежит идея аферы с мертвыми душами, именно он путешествует по России, встречаясь с самыми разными персонажами и попадая в самые разные ситуации.
Характеристика Чичикова дается автором в первой главе. Портрет его дан очень неопределенно: «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод. Больше внимания Гоголь уделяет его манерам: он произвел прекрасное впечатление на всех гостей на вечеринке у губернатора, показал себя как опытный светский человек, поддерживая разговор на самые разные темы, умело польстил губернатору, полицмейстеру, чиновникам и составил о себе самое лестное мнение. Гоголь сам говорит нам, что не взял в герои «добродетельного человека», сразу оговаривает, что его герой - подлец. Автор говорит нам, что его родители были дворяне, но столбовые или личные - Бог ведает. Чичиков лицом не походил на своих родителей. В детстве у него не было ни друга, ни товарища. Отец у него был болен, окна маленькой «горенки» не отворялись ни в зиму, ни лето. Гоголь говорит о Чичикове: « Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло- неприютно, сквозь какое-то мутное, занесённое снегом окошко…»
«Но в жизни всё меняется быстро и живо…» Отец привёз Павла в город и наставил ходить в классы. Из денег, которые дал ему отец, он не потратил ни копейки, а наоборот,сделал к ним приращение. Чичиков с детства научился спекулировать. Вышедши из училища, он сразу принялся за дело и службу. С помощью спекуляции Чичиков смог добиться от начальника повышения должности. После прихода нового начальника Чичиков переехал в другой город и стал служить на таможне, что было его мечтой. «Из поручений досталось ему, между прочим, одно: похлопотать о заложении в опекунский совет нескольких сот крестьян». И тут ему в голову пришла мысль провернуть одно дельце, о котором ведётся речь в поэме.

Помимо иронических характеристик героев Гоголь насыщает поэму комическими ситуациями и положениями. Например, запоминается сцена между Чичиковым и Маниловым, которые уже несколько минут не могут пройти в гостиную, потому что настойчиво уступают друг другу эту почетную привилегию, как культурные, деликатные люди.

Одной из лучших комических сцен поэмы является эпизод посещения Чичиковым помещицы Коробочки. В этом диалоге между Настасьей Петровной и предприимчивым дельцом передается вся гамма чувств героини: недоумение, растерянность, подозрительность, хозяйственная осмотрительность. Именно в этой сцене полно и психологически убедительно раскрываются основные черты характера Коробочки:жадность, упорство и тупость.

В-третьих , комические ситуации в поэме связаны не только с помещиками и чиновниками, но и с людьми из народа. Такой сценой, например, является разговор кучера Селифана с дворовой девкой Пелагеей, которая, указывая дорогу, не знает, где право, где лево. Этот эпизод говорит о многом: о крайнем невежестве народа, его неразвитости и темноте, что явилось следствием многовекового крепостного рабства. Теже негативные черты народа подчеркиваются комической сценой между дядей Митяем и дядей Миняем, которые, услужливо бросившись разобрать лошадей, запутались в постромках.

Поэма Н. В. Гоголя "Мертвые души" - произведение сатирическое. В этой поэме автор иронически рисует портреты помещиков и чиновников. С такой же иронией Гоголь описывает приметы типичного губернского города. Также эта поэма наполнена комическими ситуациями, связанными с помещиками, чиновниками и с людьми из народа. Ирония помогла писателю говорить о том, о чем говорить в цензурных условиях было невозможно. С помощью её Гоголь выявил все пороки и недостатки помещиков и чиновников.


Сатира - это особый способ изображения отрицательных явлений жизни, пороков и недостатков людей. Отрицательное может изображаться не только в сатирических произведениях - достаточно вспомнить, к примеру, «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, «Деревню» А. С. Пушкина, «Думу» М. Ю. Лермонᴛᴏʙа и многие другие. Но в сатирическом произведении пороки не только изображаются и осуждаются, но и гневно, резко высмеиваются. Смех - главное оружие сатиры, оружие острое и мощное. «Смех,- писал А. В. Луначарский,- наносит болезненные удары противнику, заставляет его терять уверенность в своих силах и, во всяком случае, делает в глазах свидетелей очевидным бессилие противника. Резко осмеивая, бичуя зло, сатирик, тем самым дает почувствовать читателю свой положительный идеал, пробуждает тягу к этому идеалу. «Под сатирою,- писал В. Г. Белинский,- следует разуметь не невинное зубоскальство веселеньких остроумцев, а гром негодования, грозу духа, оскорбленного позором общества».

Но в жизни есть и такие явления, которые вызывают добрую улыбку, дружеское подшучивание. Мы и смеемся, и сочувствуем тому, над кем шутим. Это юмор, незлая, добродушная улыбка. Стоит отменить, что традиционно, юмор достигается спокойным, объективным повествованием, определенным подбором факᴛᴏʙ, образных средств - эпитеᴛᴏʙ, метафор, сравнений и проч.

Ирония - один из видов юмора. Это тонкая, затаенная насмешка. Иронический смысл достигается, к примеру, преувеличенно восторженным определением таких качеств, или явлений, или действий, которые на самом деле достойны только порицания; ирония звучит и в восхвалении именно тех качеств, которых на самом деле нет у того, кого восхваляют. Один из ярких примеров иронии - авторская харатеристика дяди Онегина: «Старик, имея много дел, в иные книги не глядел» (а все дела его - « лет сорок с ключницей бранился, в окно смотрел да мух давил»).

Насмешка едкая, язвительная, которая содержит в себе и чувство гнева, ненависти, называется сарказмом. «Сатира,- писал Луначарский,- может быть доведена до чрезвычайной степени злобности, которая делает смех ядовитым, кусающим». Саркастический смех можно слышать, к примеру, в монологах Чацкого. Сатирическими могут быть стихотворения, рассказы, поэмы, романы, но есть и особые виды сатирических произведений - басня, пародия, эпиграмма, фельетон

В поэме много смешных положений, в которые попадают герои не по производству автора, а по свойствам своего характера.

Комичность ситуаций, основанная на жизненной досᴛᴏʙерности,- особенность сатирического произведения.

Портрет Манилова сопровождается авторскими ироническими оценками: «он был человек видный» - но только «на взгляд»; приятные черты лица - но «чересчур передано сахару»; улыбался «заманчиво». Белокурые волосы и голубые глаза довершают впечатление приторной до отвращения сладости. Речь персонажей сатирического произведения откровенно комически выражает их характер. Белинский писал, что герои Гоголя «не его выдумка, они смешны не по его прихоти; поэт строго верен в них действительности. И ᴨᴏᴛому всякое лицо говорит и действует у него в среде своего быта, своего характера и того обстоятельства, под влиянием которого оно находится».

Смешно, когда Манилов отзывается о чиновниках города как о прекраснейших и достойнейших людях, а Собакевич называет тех же людей мошенниками и христопродавцами. Смешно, когда Чичиков, стараясь попасть в тон Собакевичу, изворачивается, желает угодить помещику, но это никак ему не удается. Смешно, когда в качестве доказательства ума и начитанности полицмейстера Чичиков неожиданно говорит: «Мы у него проиграли в вист вместе с прокурором и председателем палаты до самых поздних петухов. Очень, очень достойный человек!» И вместе с тем все органично именно для данного персонажа.

Именно в сатире гипербола (преувеличение) получила, наибольшее распростᴘẚʜᴇние. Гоголь широко использует ϶ᴛόᴛприем, чтобы отвратительные черты «хозяев жизни» предстали более ясно и выпукло.

Итак, приемы создания сатирического полотна те же, что и в несатирическом произведении: жизненная основа сюжета, портрет, описания, диалоги (речь действующих лиц); те же изобразительно-выразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнения и т. д. Но есть существенное различие - в целях использования этих приемов и средств, в ярко выраженном комизме сатирического произведения.

Выполняя работу, обратите внимание на эти особенности юмора и сатиры Гоголя. Как вы определите типичность помещиков - Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина?

Страница 1 из 1



Америка и ее люди в зеркале сатиры М. Твена. Особенности сатиры Твена (По рассказу «Как я редактировал сельскохозяйственную газету»)

Особенности сатиры Твена (По рассказу «Как я редактировал сельскохозяйственную газету») Америка и ее люди в зеркале сатиры М. Твена. Особенности сатиры Твена (По рассказу «Как я редактировал сельскохозяйственную газету») 1. Комичность ситуации, описанной в рассказе. 2. Сатирическое изображение действующих лиц рассказа....


Примеры написания сочинение по поэзии «Деревня»

Стихотворение «Деревня» относится к ранним произведениям Пушкина и является примером вольнолюбивой лирики поэта. После окончания лицея молодой Пушкин послился вместе с родителями в доме на Фонтанке и с головой окунулся в суетливую столичную жизнь. Все было интересно юному поэту: балы, дружеские сборища, театр и, конечно же, поэзия. В стихах Пушкина той поры - молодость, любовь, дружба и идеи свободы. Он - автор оды «Вольность», автор обличительных эпиграмм. Уже в первые годы за Пушкиным утвердилась слава певца свободы и противника самодержавия. ...


Приемы и средства сатиры в сказках М. Е. Салтыкова-щедрина

Сочинения по литературе: Приемы и средства сатиры в сказках М. Е. Салтыкова-щедрина Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина служили ему тем обходным путем, с помощью которого он мог обмануть цензуру. Выражая свои идеи в аллегоричной, иносказательной форме, автор мог свободно говорить о том, что думает, не опасаясь, что его произведения сочтут крамолой. Слова в сказках завуалированы так, что любой мало-мальски грамотный читатель сумеет прочитать то, что написано между строк. А сказки как раз и предназначались для "детей изрядного возраста". Обычный ребенок просто не проникнет в смысл салтыковских сказок и вряд ли заинтересуется ими....


Что такое эпитет? Примеры эпитетов

Эпитет - это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету. Эпитет представляет собой сравнение и может быть выражен как именем прилагательным, так и cуществительным, глаголом или наречием. Эпитет - это яркое образное определение, например: золотая осень, синее море, белоснежная зима, бархатная кожа, хрустальный звон....


Примеры суфийских идей

Стрела. Стрела, выпущенная из лука, может пролететь прямо, а может и Уклониться, это зависит от меткости лучника. До чего же странно, что если стрела попадет в цель, это объясняется Меткостью стрелка, но если она летит мимо цели, проклятия обрушиваются на Стрелу. Эль Газали. Нищий. Нищий постучал в дверь и попросил милостыню. Голос из-за двери ответил: "Сожалею, но дома никого нет". "А мне никого и не надо,- сказал нищий,- я прошу хлеба"....

Тип урока: формирование знаний, умений и навыков.

Цели урока: 1) определить роль иронии в поэме как элемента стиля Гоголя; 2) проанализировать главу 1.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

– Гоголь использует в поэме “Мертвые души” иронию, которая пронизывает всю поэму. Какова роль иронии в тексте автора?

III. Беседа с учащимися.

– Кто является рассказчиком в поэме “Мертвые души”?

(Писатель. Но это не просто Гоголь: перед нами обобщенный образ, в нем отражены взгляды, стремления, настроения, идеалы Гоголя и вместе с тем – черты русского писателя-патриота.)

– Где в тексте 1 главы Гоголь говорит о себе?

(В упоминании о шерстяной косынке, “какую женатым приготовляет своими руками супруга, снабжая приличными наставлениями, как закутываться, а холостым, наверное, не могу сказать, кто делает, бог их знает: я никогда не носил таких косынок” и т.д.)

– Но еще более важным признаком присутствия автора является тон повествования: ирония чувствуется во всем многообразии ее оттенков.

– Прочитайте описание Чичикова. Где в тексте описания встречается авторская ирония?

– Прочитайте описание трактира, найдите гиперболу.

(Половой в трактире был “живым и вертлявым до такой степени, что даже нельзя было рассмотреть, какое у него было лицо”. В окне “помещался сбитенщик с самоваром из красной меди и лицом так же красным, как самовар, так что издали можно было подумать, что на окне стояло два самовара, если бы один самовар не был с черною, как смоль бородою”.)

– Прочитайте сцену бала у губернатора. Отметьте сатирическое сравнение, которое использует автор поэмы.

(Уподобление гостей на балу у губернатора рою мух на сахаре. В этом сравнении два плана. Один – внешний: кавалеры в черных фраках похожи на мух, дамы в белых платьях с блестящими украшениями сверкают, как обломки сахара в солнечный день. Второй – внутренний: вся губернская аристократия подобна докучливым мухам, способным “засидеть” что угодно.)

– Гоголь использует в поэме пародию. Перечитаем описание городского сада. Гоголь здесь пародирует стиль официальных газетных статей, восхваляющих “благоденствие” России в николаевское время.

– Таковы некоторые формы гоголевского смеха в поэме. Но почему же Гоголь говорит, что ему еще долго предстоит “озирать всю громадно-несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы”? О ком эти слезы?

(Вчитаемся, например, в сопоставление толстых и тонких и мы увидим обмеление человеческой души. Именно эти толстые ловко обделывают свои дела и набивают шкатулки, а тонкие, служащие “больше по особенным поручениям” и спускающие “на курьерских все отцовское добро” – все это “цвет” общества, это те, что управляют Россией)

IV. Доклады учащихся: “О чем рассказывают вещи Чичикова о своем хозяине?”, “История с афишей”, “Речевая характеристика Чичикова”.

V. Итог урока. Ясно одно, что герой наш – тертый калач, много повидал в жизни, умен, ловок и неплохо знает людей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: