Разговор с самим собой. Что означает, если человек разговаривает сам с собой

Внутренний диалог не имеет ничего общего с шизофренией. Голоса в голове есть у всех: это мы сами (наша личность, характер, опыт) говорим с собой, ведь наше Я состоит из нескольких частей, а психика устроена весьма сложно. Мышление и рефлексия невозможны без внутреннего диалога. Не всегда, впрочем, он оформлен как беседа, и не всегда часть реплик как бы произносят голоса других людей - как правило, родных близких. «Голос в голове» также может звучать как собственный, а может «принадлежать» совсем постороннему человеку: классику литературы, любимому певцу.

С точки зрения психологии внутренний диалог представляет проблему, только если он так активно развивается, что начинает мешать человеку в повседневной жизни: отвлекает его, сбивает с мысли. Но чаще этот молчаливый разговор «с самим собой» становится материалом для анализа, полем для поиска больных мест и испытательным полигоном для развития редкой и ценной способности - понимать и поддерживать себя самого.

Роман
социолог, маркетолог

Мне сложно выделить какие-то характеристики внутреннего голоса: оттенки, тембр, интонации. Я понимаю, что это мой голос, но слышу его совсем по-другому, не так, как остальные: он более гулкий, низкий, грубоватый. Обычно во внутреннем диалоге я представляю себе действующую ролевую модель какой-то ситуации, скрытую прямую речь. Например, - что бы я сказал той или иной публике (притом, что публика может быть очень разной: от случайных прохожих до клиентов моей компании). Мне их нужно убедить, донести до них свою мысль. Обычно я также проигрываю интонации, эмоции и экспрессию.

В то же время, как таковой дискуссии нет: есть внутренний монолог с размышлениями вроде: «А что, если?». Бывает ли, что я сам называю себя идиотом? Бывает. Но это не осуждение, а, скорее, нечто среднее между досадой и констатацией факта.

Если мне нужно стороннее мнение, я меняю призму: например, стараюсь вообразить, что сказал бы один из классиков социологии. По звучанию голоса классиков ничем не отличаются от моего: я вспоминаю именно логику и «оптику». Ярко чужие голоса я различаю только во сне, и они точно моделируются реальными аналогами.

Анастасия
специалист препресса

В моем случае внутренний голос звучит как мой собственный. В основном, он говорит: «Настя, перестань», «Настя, не тупи» и «Насть, ты дура!». Этот голос появляется нечасто: когда я чувствую себя несобранной, когда собственные действия вызывают у меня недовольство. Голос не сердитый - скорее, раздраженный.

Я ни разу не слышала в мыслях ни маминого, ни бабушкиного, ни чьего-либо еще голоса: только свой. Он может меня ругать, но в определенных рамках: без унижений. Этот голос, скорее, как мой тренер: нажимает на кнопки, которые побуждают меня к действию.

Иван
киносценарист

То, что я слышу мысленно, не оформлено как голос, однако я опознаю эту личность по строю мыслей: она похожа на мою мать. И даже точнее: это «внутренний редактор», который объясняет, как сделать так, чтобы понравилось матери. Для меня как для потомственного киношника это нелестное название, поскольку в советские годы для творческого человека (режиссера, писателя, драматурга) редактор - это туповатый ставленник режима, не очень образованный работник цензуры, упивающийся собственной властью. Неприятно осознавать, что подобный тип в тебе цензурирует мысли и подрезает крылья творчеству во всех областях.

Многие свои комментарии «внутренний редактор» дает по делу. Однако вопрос заключается в цели этого «дела». Он, если резюмировать, говорит: «Будь как все и не высовывайся». Он кормит внутреннего труса. «Нужно быть отличником», потому что это избавляет от проблем. Это всем нравится. Он мешает понять, чего хочу я сам, нашептывает, что комфорт - это хорошо, а остальное потом. Этот редактор на самом деле не дает мне быть взрослым в хорошем смысле этого слова. Не в смысле унылости и отсутствия пространства игры, а в смысле зрелости личности.

Я слышу внутренний голос, в основном, в ситуациях, которые напоминают мне о детстве, или когда необходимо прямое проявление творческой составляющей и фантазии. Иногда я поддаюсь «редактору», а иногда нет. Самое главное - вовремя распознать его вмешательство. Потому что он хорошо маскируется, прикрываясь псевдологичными умозаключениями, которые на самом деле не имеют смысла. Если я его опознал, то пытаюсь понять, в чем проблема, чего хочу я сам и где правда на самом деле. Когда этот голос, например, мешает мне в творчестве, я стараюсь остановиться и выйти в пространство «полной пустоты», начав все с начала. Сложность заключается в том, что «редактора» бывает сложно отличить от простого здравого смысла. Чтобы сделать это, нужно послушать интуицию, отойти от смысла слов и понятий. Часто это помогает.

Ирина
переводчик

Мой внутренний диалог оформлен как голоса бабушки и подруги Маши. Это люди, которых я считала близкими и важными: у бабушки я жила в детстве, а Маша оказалась рядом в сложное для меня время. Бабушкин голос говорит, что у меня кривые руки и что я неумеха. А голос Маши повторяет разные вещи: что я снова связалась не с теми людьми, веду неправильный образ жизни и занимаюсь не тем, чем нужно. Они обе всегда осуждают меня. При этом голоса появляются в разные моменты: когда у меня что-то не получается - «говорит» бабушка, а когда у меня все получается и мне хорошо - Маша.

Я реагирую на появление этих голосов агрессивно: стараюсь заставить их умолкнуть, мысленно спорю с ними. Я говорю им в ответ, что лучше знаю, что и как делать со своей жизнью. Чаще всего у меня получается переспорить внутренний голос. Но если нет, я чувствую себя провинившейся, и мне плохо.

Кира
редактор прозы

Мысленно я иногда слышу голос матери, который осуждает меня и обесценивает мои достижения, сомневается во мне. Этот голос всегда бывает мною недоволен и говорит: «Да ты что! Ты в своем уме? Займись лучше прибыльным делом: ты должна зарабатывать». Или: «Ты должна жить, как все». Или: «У тебя ничего не получится: ты никто». Он появляется, если мне предстоит совершить смелый шаг или пойти на риск. В таких ситуациях внутренний голос как бы пытается за счет манипуляции («мама расстроена») склонить меня к максимально безопасному и максимально непримечательному образу действий. Чтобы он был доволен, я должна быть незаметной, старательной, и всем нравиться.

Также я слышу и свой собственный голос: он называет меня не по имени, а прозвищем, которое придумали мои друзья. Обычно он звучит немного раздраженно, но дружелюбно, и говорит: «Так. Прекрати», «Ну что ты, детка» или «Все, давай». Он побуждает меня сосредоточиться или начать действовать.

Илья Шабшин
психолог-консультант, ведущий специалист «Психологического центра на Волхонке»

Вся эта подборка говорит о том, о чем психологи хорошо знают: у большинства из нас очень силен внутренний критик. Мы общаемся сами с собой в основном на языке негатива и грубых слова, методом кнута, и навыков самоподдержки у нас практически нет.

В комментарии Романа мне понравился прием, который я бы даже назвал психотехникой: «Если мне нужно стороннее мнение, я стараюсь вообразить, что сказал бы один из классиков социологии». Этот прием могут использовать люди разных профессий. В восточных практиках даже существует понятие «внутреннего учителя» - глубинного мудрого внутреннего знания, к которому можно обращаться, когда тебе трудно. У профессионала за плечами обычно есть та или иная школа или авторитетные фигуры. Представить себе одну из них и спросить, что бы сказал или сделал он, - это продуктивный подход.

Наглядная иллюстрация к общей теме - это комментарий Анастасии. Голос, который звучит, как собственный, и говорит: «Настя, ты дура! Не тупи. Перестань», - это, конечно, по Эрику Берну, Критикующий Родитель. Особенно плохо, что голос появляется, когда она чувствует себя «несобранной», если собственные действия вызывают недовольство, - то есть, когда, по идее, человека как раз надо поддержать. А голос вместо этого утаптывает в землю... И хотя Анастасия пишет, что он действует без унижений, это небольшое утешение. Может, как «тренер» он нажимает не на те кнопки, и побуждать себя к действиям стоит не пинками, не упреками, не оскорблениями? Но, повторюсь, такое взаимодействие с собой - это, к сожалению, типично.

Побудить себя к действию можно, сначала убрав страхи, сказав себе: «Настя, все в порядке. Ничего страшного, мы сейчас разберемся». Или: «Вот, смотри: получилось хорошо». «Да ты молодец, ты справишься!». «А вспомни, как тогда ты здорово все сделала?». Такой метод подойдет любому человеку, который склонен себя критиковать.

В тексте Ивана важен последний абзац: здесь описывается психологический алгоритм борьбы с внутренним критиком. Пункт первый: «Распознать вмешательство». Такая проблема возникает часто: нечто негативное маскируется, прикрываясь полезными утверждениями, проникает человеку в душу и наводит там свои порядки. Дальше включается аналитик, пытаясь понять, в чем проблема. По Эрику Берну, это взрослая часть психики, рациональная. У Ивана даже есть авторские приемы: «выйти в пространство полной пустоты», «послушать интуицию», «отойти от смысла слов и все понять». Отлично, так и нужно! На основе общих правил и общего понимания о том, что происходит, необходимо находить свой подход к происходящему. Как психолог я аплодирую Ивану: он хорошо научился говорить с собой. Ну, а то, с чем он борется, - классика: внутренний редактор - это все тот же критик.

«В школе нас обучают извлекать квадратные корни и проводить химические реакции, но вот нормально общаться с самим собой не учат нигде»

У Ивана есть и еще одно интересное наблюдение: «Нужно не высовываться и быть отличником». То же самое отмечает и Кира. Ее внутренний голос также говорит, что она должна быть незаметной и всем нравиться. Но этот голос вводит свою, альтернативную логику, поскольку, можно либо быть самым лучшим, либо не высовываться. Однако такие утверждения взяты не из реальности: все это внутренние программы, психологические установки из разных источников.

Установка «не высовываться» (как и большинство других) берется из воспитания: в детском и подростковом возрасте человек делает выводы о том, как ему жить, дает себе инструкции на основе того, что слышит от родителей, воспитателей, учителей.

В этой связи печально выглядит пример Ирины. Близкие и важные люди - бабушка и подруга - говорят ей: «У тебя кривые руки, и ты неумеха», «ты неправильно живешь». Возникает замкнутый круг: бабушка осуждает ее, когда что-то не получается, а подруга - когда все хорошо. Тотальная критика! Ни когда хорошо, ни когда плохо, нет никакой поддержки и утешения. Всегда минус, всегда негатив: или ты неумеха, или с тобой еще что-нибудь не так.

Но Ирина молодец, она ведет себя как боец: заставляет голоса умолкнуть или спорит с ними. Так и надо действовать: власть критика, кем бы он ни был, нужно ослаблять. Ирина говорит, что чаще всего голоса получает переспорить, - по этой фразе можно предположить, что соперник сильный. И в этом плане я бы предложил ей попробовать другие способы: во-первых (поскольку она слышит это как голос), представить себе, что он исходит из радио, и она поворачивает ручку громкости в сторону минимума, так что голос затихает, его становится хуже слышно. Тогда, вероятно, его власть ослабеет, и его станет легче переспорить, - или даже просто отмахнуться от него. Ведь такая внутренняя борьба создает довольно большое напряжение. Тем более, Ирина пишет в конце, что чувствует себя провинившейся, если не получается переспорить.

Негативные представления глубоко проникают в нашу психику на ранних этапах ее развития, особенно легко - в детстве, когда они исходят от больших авторитетных фигур, с которыми, по сути, спорить невозможно. Ребенок маленький, а вокруг него - огромные, важные, сильные хозяева этого мира - взрослые, от которых зависит его жизнь. Тут особенно не поспоришь.

В подростковом возрасте мы также решаем сложные задачи: хочется показать себе и другим, что ты уже взрослый, а не маленький, хотя на самом деле в глубине души понимаешь, что это не совсем так. Многие подростки становятся ранимыми, хотя внешне выглядят колючими. В это время утверждения о себе, о своей внешности, о том, кто ты и какой, западают в душу и позже становятся недовольными внутренними голосами, которые ругают и критикуют. Мы разговариваем с собой так плохо, так гадко, как никогда не стали бы говорить с другими людьми. Другу ты ни за что не скажешь ничего подобного, - а в твоей голове твои голоса по отношению к тебе запросто себе это позволяют.

Чтобы корректировать их, прежде всего, нужно осознать: «Не всегда то, что звучит в моей голове, - это дельные мысли. Там могут оказаться мнения и суждения, просто усвоенные когда-то. Они мне не помогают, мне это не полезно, и ни к чему хорошему их советы не ведут». Нужно научиться их распознавать и разобраться с ними: опровергнуть, приглушить или другим способом убрать из себя внутреннего критика, заменив его на внутреннего друга, оказывающего поддержку, особенно, когда плохо или трудно.

В школе нас обучают извлекать квадратные корни и проводить химические реакции, но вот нормально общаться с самим собой не учат нигде. А нужно культивировать в себе вместо самокритики здоровую самоподдержку. Конечно, рисовать вокруг собственной головы нимб святости не нужно. Нужно, когда сложно, уметь себя подбодрить, поддержать, похвалить, напомнить себе об успехах, достижениях и сильных сторонах. Не унижать себя как личность. Говорить себе: «В конкретной области, в конкретный момент я могу сделать ошибку. Но к моему человеческому достоинству это не имеет отношения. Мое достоинство, мое положительное отношение к себе как к человеку - это незыблемый фундамент. А ошибки - это нормально и даже хорошо: я извлеку из них урок, буду развиваться и двигаться дальше».

В психологии внутренний диалог - это одна из форм мышления, процесс общения человека с самим собой. Он становится результатом взаимодействия разных эго-состояний: «ребенка», «взрослого» и «родителя». Внутренний голос часто критикует нас, дает советы, апеллирует к здравому смыслу. Но прав ли он? T&P узнали у нескольких человек из разных областей, как звучат их внутренние голоса, и попросили психолога это прокомментировать.

Внутренний диалог не имеет ничего общего с шизофренией. Голоса в голове есть у всех: это мы сами (наша личность, характер, опыт) говорим с собой, ведь наше Я состоит из нескольких частей, а психика устроена весьма сложно. Мышление и рефлексия невозможны без внутреннего диалога. Не всегда, впрочем, он оформлен как беседа, и не всегда часть реплик как бы произносят голоса других людей - как правило, родных близких. «Голос в голове» также может звучать как собственный, а может «принадлежать» совсем постороннему человеку: классику литературы, любимому певцу.

С точки зрения психологии внутренний диалог представляет проблему, только если он так активно развивается, что начинает мешать человеку в повседневной жизни: отвлекает его, сбивает с мысли. Но чаще этот молчаливый разговор «с самим собой» становится материалом для анализа, полем для поиска больных мест и испытательным полигоном для развития редкой и ценной способности - понимать и поддерживать себя самого.

Роман

социолог, маркетолог

Мне сложно выделить какие-то характеристики внутреннего голоса: оттенки, тембр, интонации. Я понимаю, что это мой голос, но слышу его совсем по-другому, не так, как остальные: он более гулкий, низкий, грубоватый. Обычно во внутреннем диалоге я представляю себе действующую ролевую модель какой-то ситуации, скрытую прямую речь. Например, - что бы я сказал той или иной публике (притом, что публика может быть очень разной: от случайных прохожих до клиентов моей компании). Мне их нужно убедить, донести до них свою мысль. Обычно я также проигрываю интонации, эмоции и экспрессию.

В то же время, как таковой дискуссии нет: есть внутренний монолог с размышлениями вроде: «А что, если?». Бывает ли, что я сам называю себя идиотом? Бывает. Но это не осуждение, а, скорее, нечто среднее между досадой и констатацией факта.

Если мне нужно стороннее мнение, я меняю призму: например, стараюсь вообразить, что сказал бы один из классиков социологии. По звучанию голоса классиков ничем не отличаются от моего: я вспоминаю именно логику и «оптику». Ярко чужие голоса я различаю только во сне, и они точно моделируются реальными аналогами.

Анастасия

специалист препресса

В моем случае внутренний голос звучит как мой собственный. В основном, он говорит: «Настя, перестань», «Настя, не тупи» и «Насть, ты дура!». Этот голос появляется нечасто: когда я чувствую себя несобранной, когда собственные действия вызывают у меня недовольство. Голос не сердитый - скорее, раздраженный.

Я ни разу не слышала в мыслях ни маминого, ни бабушкиного, ни чьего-либо еще голоса: только свой. Он может меня ругать, но в определенных рамках: без унижений. Этот голос, скорее, как мой тренер: нажимает на кнопки, которые побуждают меня к действию.

Иван

киносценарист

То, что я слышу мысленно, не оформлено как голос, однако я опознаю эту личность по строю мыслей: она похожа на мою мать. И даже точнее: это «внутренний редактор», который объясняет, как сделать так, чтобы понравилось матери. Для меня как для потомственного киношника это нелестное название, поскольку в советские годы для творческого человека (режиссера, писателя, драматурга) редактор - это туповатый ставленник режима, не очень образованный работник цензуры, упивающийся собственной властью. Неприятно осознавать, что подобный тип в тебе цензурирует мысли и подрезает крылья творчеству во всех областях.

Многие свои комментарии «внутренний редактор» дает по делу. Однако вопрос заключается в цели этого «дела». Он, если резюмировать, говорит: «Будь как все и не высовывайся». Он кормит внутреннего труса. «Нужно быть отличником», потому что это избавляет от проблем. Это всем нравится. Он мешает понять, чего хочу я сам, нашептывает, что комфорт - это хорошо, а остальное потом. Этот редактор на самом деле не дает мне быть взрослым в хорошем смысле этого слова. Не в смысле унылости и отсутствия пространства игры, а в смысле зрелости личности.

Я слышу внутренний голос, в основном, в ситуациях, которые напоминают мне о детстве, или когда необходимо прямое проявление творческой составляющей и фантазии. Иногда я поддаюсь «редактору», а иногда нет. Самое главное - вовремя распознать его вмешательство. Потому что он хорошо маскируется, прикрываясь псевдологичными умозаключениями, которые на самом деле не имеют смысла. Если я его опознал, то пытаюсь понять, в чем проблема, чего хочу я сам и где правда на самом деле. Когда этот голос, например, мешает мне в творчестве, я стараюсь остановиться и выйти в пространство «полной пустоты», начав все с начала. Сложность заключается в том, что «редактора» бывает сложно отличить от простого здравого смысла. Чтобы сделать это, нужно послушать интуицию, отойти от смысла слов и понятий. Часто это помогает.

Ирина

переводчик

Мой внутренний диалог оформлен как голоса бабушки и подруги Маши. Это люди, которых я считала близкими и важными: у бабушки я жила в детстве, а Маша оказалась рядом в сложное для меня время. Бабушкин голос говорит, что у меня кривые руки и что я неумеха. А голос Маши повторяет разные вещи: что я снова связалась не с теми людьми, веду неправильный образ жизни и занимаюсь не тем, чем нужно. Они обе всегда осуждают меня. При этом голоса появляются в разные моменты: когда у меня что-то не получается - «говорит» бабушка, а когда у меня все получается и мне хорошо - Маша.

Я реагирую на появление этих голосов агрессивно: стараюсь заставить их умолкнуть, мысленно спорю с ними. Я говорю им в ответ, что лучше знаю, что и как делать со своей жизнью. Чаще всего у меня получается переспорить внутренний голос. Но если нет, я чувствую себя провинившейся, и мне плохо.

Кира

редактор прозы

Мысленно я иногда слышу голос матери, который осуждает меня и обесценивает мои достижения, сомневается во мне. Этот голос всегда бывает мною недоволен и говорит: «Да ты что! Ты в своем уме? Займись лучше прибыльным делом: ты должна зарабатывать». Или: «Ты должна жить, как все». Или: «У тебя ничего не получится: ты никто». Он появляется, если мне предстоит совершить смелый шаг или пойти на риск. В таких ситуациях внутренний голос как бы пытается за счет манипуляции («мама расстроена») склонить меня к максимально безопасному и максимально непримечательному образу действий. Чтобы он был доволен, я должна быть незаметной, старательной, и всем нравиться.

Также я слышу и свой собственный голос: он называет меня не по имени, а прозвищем, которое придумали мои друзья. Обычно он звучит немного раздраженно, но дружелюбно, и говорит: «Так. Прекрати», «Ну что ты, детка» или «Все, давай». Он побуждает меня сосредоточиться или начать действовать.

Илья Шабшин

психолог-консультант, ведущий специалист «Психологического центра на Волхонке»

Вся эта подборка говорит о том, о чем психологи хорошо знают: у большинства из нас очень силен внутренний критик. Мы общаемся сами с собой в основном на языке негатива и грубых слова, методом кнута, и навыков самоподдержки у нас практически нет.

В комментарии Романа мне понравился прием, который я бы даже назвал психотехникой: «Если мне нужно стороннее мнение, я стараюсь вообразить, что сказал бы один из классиков социологии». Этот прием могут использовать люди разных профессий. В восточных практиках даже существует понятие «внутреннего учителя» - глубинного мудрого внутреннего знания, к которому можно обращаться, когда тебе трудно. У профессионала за плечами обычно есть та или иная школа или авторитетные фигуры. Представить себе одну из них и спросить, что бы сказал или сделал он, - это продуктивный подход.

Наглядная иллюстрация к общей теме - это комментарий Анастасии. Голос, который звучит, как собственный, и говорит: «Настя, ты дура! Не тупи. Перестань», - это, конечно, по Эрику Берну, Критикующий Родитель. Особенно плохо, что голос появляется, когда она чувствует себя «несобранной», если собственные действия вызывают недовольство, - то есть, когда, по идее, человека как раз надо поддержать. А голос вместо этого утаптывает в землю… И хотя Анастасия пишет, что он действует без унижений, это небольшое утешение. Может, как «тренер» он нажимает не на те кнопки, и побуждать себя к действиям стоит не пинками, не упреками, не оскорблениями? Но, повторюсь, такое взаимодействие с собой - это, к сожалению, типично.

Побудить себя к действию можно, сначала убрав страхи, сказав себе: «Настя, все в порядке. Ничего страшного, мы сейчас разберемся». Или: «Вот, смотри: получилось хорошо». «Да ты молодец, ты справишься!». «А вспомни, как тогда ты здорово все сделала?». Такой метод подойдет любому человеку, который склонен себя критиковать.

В тексте Ивана важен последний абзац: здесь описывается психологический алгоритм борьбы с внутренним критиком. Пункт первый: «Распознать вмешательство». Такая проблема возникает часто: нечто негативное маскируется, прикрываясь полезными утверждениями, проникает человеку в душу и наводит там свои порядки. Дальше включается аналитик, пытаясь понять, в чем проблема. По Эрику Берну, это взрослая часть психики, рациональная. У Ивана даже есть авторские приемы: «выйти в пространство полной пустоты», «послушать интуицию», «отойти от смысла слов и все понять». Отлично, так и нужно! На основе общих правил и общего понимания о том, что происходит, необходимо находить свой подход к происходящему. Как психолог я аплодирую Ивану: он хорошо научился говорить с собой. Ну, а то, с чем он борется, - классика: внутренний редактор - это все тот же критик.

«В школе нас обучают извлекать квадратные корни и проводить химические реакции, но вот нормально общаться с самим собой не учат нигде»

У Ивана есть и еще одно интересное наблюдение: «Нужно не высовываться и быть отличником». То же самое отмечает и Кира. Ее внутренний голос также говорит, что она должна быть незаметной и всем нравиться. Но этот голос вводит свою, альтернативную логику, поскольку, можно либо быть самым лучшим, либо не высовываться. Однако такие утверждения взяты не из реальности: все это внутренние программы, психологические установки из разных источников.

Установка «не высовываться» (как и большинство других) берется из воспитания: в детском и подростковом возрасте человек делает выводы о том, как ему жить, дает себе инструкции на основе того, что слышит от родителей, воспитателей, учителей.

В этой связи печально выглядит пример Ирины. Близкие и важные люди - бабушка и подруга - говорят ей: «У тебя кривые руки, и ты неумеха», «ты неправильно живешь». Возникает замкнутый круг: бабушка осуждает ее, когда что-то не получается, а подруга - когда все хорошо. Тотальная критика! Ни когда хорошо, ни когда плохо, нет никакой поддержки и утешения. Всегда минус, всегда негатив: или ты неумеха, или с тобой еще что-нибудь не так.

Но Ирина молодец, она ведет себя как боец: заставляет голоса умолкнуть или спорит с ними. Так и надо действовать: власть критика, кем бы он ни был, нужно ослаблять. Ирина говорит, что чаще всего голоса получает переспорить, - по этой фразе можно предположить, что соперник сильный. И в этом плане я бы предложил ей попробовать другие способы: во-первых (поскольку она слышит это как голос), представить себе, что он исходит из радио, и она поворачивает ручку громкости в сторону минимума, так что голос затихает, его становится хуже слышно. Тогда, вероятно, его власть ослабеет, и его станет легче переспорить, - или даже просто отмахнуться от него. Ведь такая внутренняя борьба создает довольно большое напряжение. Тем более, Ирина пишет в конце, что чувствует себя провинившейся, если не получается переспорить.

Негативные представления глубоко проникают в нашу психику на ранних этапах ее развития, особенно легко - в детстве, когда они исходят от больших авторитетных фигур, с которыми, по сути, спорить невозможно. Ребенок маленький, а вокруг него - огромные, важные, сильные хозяева этого мира - взрослые, от которых зависит его жизнь. Тут особенно не поспоришь.

В подростковом возрасте мы также решаем сложные задачи: хочется показать себе и другим, что ты уже взрослый, а не маленький, хотя на самом деле в глубине души понимаешь, что это не совсем так. Многие подростки становятся ранимыми, хотя внешне выглядят колючими. В это время утверждения о себе, о своей внешности, о том, кто ты и какой, западают в душу и позже становятся недовольными внутренними голосами, которые ругают и критикуют. Мы разговариваем с собой так плохо, так гадко, как никогда не стали бы говорить с другими людьми. Другу ты ни за что не скажешь ничего подобного, - а в твоей голове твои голоса по отношению к тебе запросто себе это позволяют.

Чтобы корректировать их, прежде всего, нужно осознать: «Не всегда то, что звучит в моей голове, - это дельные мысли. Там могут оказаться мнения и суждения, просто усвоенные когда-то. Они мне не помогают, мне это не полезно, и ни к чему хорошему их советы не ведут». Нужно научиться их распознавать и разобраться с ними: опровергнуть, приглушить или другим способом убрать из себя внутреннего критика, заменив его на внутреннего друга, оказывающего поддержку, особенно, когда плохо или трудно.

В школе нас обучают извлекать квадратные корни и проводить химические реакции, но вот нормально общаться с самим собой не учат нигде. А нужно культивировать в себе вместо самокритики здоровую самоподдержку. Конечно, рисовать вокруг собственной головы нимб святости не нужно. Нужно, когда сложно, уметь себя подбодрить, поддержать, похвалить, напомнить себе об успехах, достижениях и сильных сторонах. Не унижать себя как личность. Говорить себе: «В конкретной области, в конкретный момент я могу сделать ошибку. Но к моему человеческому достоинству это не имеет отношения. Мое достоинство, мое положительное отношение к себе как к человеку - это незыблемый фундамент. А ошибки - это нормально и даже хорошо: я извлеку из них урок, буду развиваться и двигаться дальше».

Иконки: Justin Alexander from the Noun Project

У многих, наверное, есть коллега, который встаёт и говорит как будто сам себе: «Пойду поем» или «Пора домой». Для окружающих эта информация не несёт никакой ценности, так зачем абсолютно нормальные люди комментируют вслух свои действия? The Village спросил об этом психиатра и горожанина, который иногда разговаривает сам с собой.

Тимур Еналиев

врач-психиатр, психотерапевт, нарколог

Человеческий ум постоянно пребывает в потоке мыслей. Информации - в массе своей абсолютно бесполезной - становится все больше, наш ум перегружен. Значительную часть живой вербальной коммуникации крадут социальные сети - вот, возможно, поэтому людей, которые говорят сами с собой, становится всё больше. Это своеобразный обсессивный оберег, чтобы вовсе не разучиться говорить. Шутка.

Если серьёзно, то у произнесённого слова есть особая сила. Это вибрация. Жаль, многие относятся к словам поверхностно. То, как человек говорит, в какой-то степени важнее, чем то, что он говорит. Люди очень сосредоточены на форме, каждому приходится подбирать нужные, «правильные» слова, чтобы быть понятым. Однако, чтобы тебя почувствовали, достаточно находиться в относительно расслабленном и доброжелательном настроении, озвучивать свои мысли, а не использовать шаблоны и заготовки, что делает наше общение пресным и формальным.

Как бы странно ни выглядел со стороны человек, комментирующий вслух свои действия, озвучивающий намерения, - это носит, скорее, защитный характер. Это защита от чувства одиночества, неуверенности в себе, эдакое самоусиление и подкрепление. Чаще сие не осознаётся, поэтому и не прячется.

И немного об иной стороне явления - состоянии, хорошо известном в психиатрии. При обсессивно-компульсивном расстройстве, достаточно многообразном в проявлениях, человек, образно выражаясь, становится заложником своих мыслей. Он тягостно переживает, и не в его силах противостоять произнесению вслух тех или иных слов и фраз. Страх и опасения настолько сильны, что провоцируют совершение разных защитных ритуалов, в том числе и вербальных.

При дисгармонии личности (психопатии) встречаются случаи неконтролируемой негативной речи. И наконец, самое глубокое и труднодоступное - психотический уровень. Человек в таких состояниях может находиться в диалоге с галлюцинациями.

Юлия Калинина

разговаривает сама с собой

Это называется эгоцентрическая речь - то есть речь, обращённая к самому себе. У меня она временами бывает. Когда начинается каша в голове от большого количества одновременных дел, или усталость накопилась, или нужно сильно сконцентрироваться на деталях, я проговариваю свои действия вслух, чтобы вроде как саму себя контролировать. Обратила на неё внимание несколько лет назад, когда стала жить одна - то есть в ситуации, когда, кроме меня, никто звуков в квартире не издаёт. Лично мне эгоцентрическая речь очень помогает: ощущение, что ты не одна что-то делаешь. Как будто два человека друг друга контролируют: я и я. Например, сегодня налоговую декларацию заполняла, там куча цифр, в которых я ничего не понимаю. Я каждую цифру вслух проговаривала, чтобы не запутаться.

Иллюстрация: Настя Яровая

Я согласен с написанным … Но хочу кое что добавить. И считаю что тема о внутреннем голосе должна быть одной из главных в нашей жизни. ОН может как созидать так и разрушать наши разные жизни.. Пока я в этой теме если честно не разобрался.. Но очень заинтересовало и уверен что это есть у каждого человека. Это почему то начинается у многих с внутреннего диалога с детства и мы же не сильно интересуемся по этому поводу у людей которые нас окружали, верно?.. Нам могли обьяснить это внутренним мышлением и нас ничего не удивляет. Но взрослея внутренний Мыслитель у многих развивается..или он был уже развит!.. Я не старонник мистических идей. Но есть голос который советует не обьяснимые вещи и люди по психиатриям сидят из за этого и остаються с этими внутренними Мыслителями навсегда. Почему меня это заинтересовало..Ведь на первый взгляд внутренний Диалог это обыденные вещи и и психологи с психиатрией разберуться с Мыслителем если возникнут опасные обществу моменты.. Но это пришло комне и это уже не совсем не внутренний диалог.. А общение с самим собой и моими реальными знакомыми вслух.. Я отношусь к этому пока нормально потому что живу один и далеко не дикарь и считаю что прожитый процесс — жизненный опыт человека заслуживает уважения и внимания.. Обычный короче) Но родственники считают что это не нормально.. И приводят примеры разных людей которые разговаривают в слух..считают это отклонениям от нормы. Но по поводу нормы сильный разброд во мнениях. И есть еще одно но..Я не чувствую в себе внутреннего мыслителя или советчика, диктор, голос..как там еще принято называть!?..И считаю что внутренний диалог это похоже..но все же другое.. В моей жизни сейчас жесткие минуса если быть в кратце.. Я начал даже думать и понимать что скоро вот вот жизненный путь будет окончен..Заметил что мне нравится бывать на кладбище..ужасное название для места усопших согласитесь?))..стал думать часто об ушедших с этого мира о своем покойном отце…Какая то фатальность и спокойствие при этом как примерял на себя… Я повторюсь что не сторонник мистики но имею свое твердое убеждение о том что в каждом кажущемся хаосе есть четкий порядок которому никто еще не дал обьяснения.. Я стал говорить с самим собой, эти мысли не приходят от меня!! Я как приемник сейчас…И разумеется я это не делаю в обществе.)) Я не могу разобраться откуда Это..Но диалог в слух я веду в какойто особенной трезвости и это помогает здорово мне разбираться как с проблемами раскладывая грамотно ситуации на детали но и задумываться о том для чего мы здесь.. И вы правы что не зачем иметь при этом других советчиков.. Но меня напрягает совсем немного один момент я привыкаю так делать и привыкаю быть один..Мы же в социуме в конце концов))).. Я не знаю как сложится жизнь дальше и кстате не сильно переживаю по этому поводу..Хотя потребности в жизни во многих отношениях разумеется актуальны)) Считаю что тема об этом должна быть на слуху и требует обсуждения но только тех кто понимает о чем я..

Здравствуйте, дорогие читатели блога! Представьте себе простую жизненную ситуацию, которая хронически повторяется изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год. Итак...

Утро! Начинается новый день. Звенит будильник. Пора вставать, но вставать неохота, хочется ещё поспать. С трудом, ели открыв глаза, встаём с кровати и идём умываться… И тут появляется ОН! Появляется не из чего, ни откуда, словно из пустоты. И ОН будет преследовать нас весь день до самого момента засыпания.

Он – это внутренний диалог, разговор с самим собой, неконтролируемый бег мыслей, происходящий исключительно в голове. Внутренний диалог ведётся почти у всех мыслящих людей. У кого он больше, сильнее, интенсивнее, а у кого он меньше, слабее. Отсутствие мыслей в голове встречается крайне редко. Диалог может быть о чем угодно. Темы довольно разнообразные, это может быть продолжение вчерашнего скандала с супругой/супругом, внутренний спор с начальником, обсуждение и комментирование новостей и так далее. Ещё может в нашей голове идти вэбинар или играть «радио», повторяя один и тот же куплет из забытой песни. В особых случаях наблюдаются попытки решить дифференциальное уравнение второго порядка.

Для чего внутренний диалог нам полезен? Для начала это своеобразный механизм восприятия и анализа окружающего мира, составления и обсуждения планов дальнейших действий, доступа к памяти и запоминания информации и так далее. Очень полезная штука.

С другой стороны внутренний диалог может быть сдерживающим фактором при принятии важных решений, своеобразной подумалкой-обсуждалкой в тот момент, когда приходиться действовать очень быстро. При необходимости сосредоточиться на чем-то важном, возникающий диалог отвлекает нас от действительно важных и нужных мыслей, мешая сосредоточиться на главном, создаёт ряд сомнений. Представьте домохозяйку, которая целый вечер размышляла какую приготовить картошку: - варёную или жареную. В результате вся семья осталась голодной.

По наблюдениям ученых, наш мозг потребляет 80% энергии доступной всему организму. Большая часть этой энергии тратиться на бесполезную словомешалку, отнимая силы у организма, вызывая состояние усталости. Кроме того, активизация внутреннего хоровода мыслей перед сном приводит к бессоннице. Человек ложиться спать, пытается уснуть, а у него в голове начинается обсуждение прошедшего дня, составление планов на следующий день, варианты сценария спора с супругой/супругом или начальником и так далее. Тут уж не до сна. А это ведёт к хронической усталости. В наивысшей стадии буйства мыслей, человек начинает разговаривать сам с собой, а это со стороны выглядит некрасиво.

Доктор, у меня в голове маленький человечек все время ругается матом! - Так это легко поправить! 10 000 долларов - и никаких проблем! - Доктор, а знаете, что сейчас сказал маленький человечек?

Когда ещё нам мешает неконтролируемый бег мыслей? Все, наверное, слышали про Подсознание. О нём можно прочитать в статье 99

Подсознание – субличность, некое внутреннее «существо», которое активно участвует в нашей жизни. Его задача помогать нам жить успешной, позитивной, радостной жизнью, достигать своих целей, меньше тратить энергии на переживания и беспокойства. Кроме того, подсознание управляет нашей интуицией, подсказывает нам, как поступать в той или иной ситуации, как принять правильное решение, когда у нас нет необходимой информации или знаний. Но мы его не слышим, мы стараемся переболтать его, смыть подсказку потоком всяческих случайных мыслей. Появилась нужная мысль и на её тут же бросаются десятки обсуждающих, критикующих, сомневающихся мыслей, словно стая кошек на миску с рыбой. Всё ценная мысль «погибла» под гнётом неконтролируемой словомешалки. Те люди, которые умеют слушать своё подсознание, то есть слышать свою интуицию, более успешны и счастливы в жизни, чем те которые долго всё обдумывают, осмысливают, сравнивают, сомневаются. Если вы хотите стать любимчиком Жизни, то должны научиться прислушиваться к своему подсознанию.

Приведу такой пример. Допустим, вы ждете по электронной почте важное письмо. Очень важное письмо! От него многое зависит в вашей судьбе. Если во время не получите, - то всё: полный писец помноженный на ахтунг-капут. Вы садитесь за компьютер, подключаетесь к интернету, запускаете почтовую программу и ждёте. И вдруг вам приспичило поиграть в игрушку. Причем не в простую, а в навороченную на полный экран, со спец эффектами и звуком. Играете, час, два, пять… И тут уже в третьем часу ночи вспоминаете, что вам должно прийти очень важное письмо. А вы его до сих пор не получили, до вас не дошла необходимая, жизненно важная информация. ВСЁ ПРОПАЛО! Но заглянув в почтовую программу, обнаруживается, что спасительное письмо пришло, пришло вовремя, только вы его не замечали. А не замечали потому, что занимались другим ненужным времяпрепровождением. В результате опоздали и проиграли! Так и в случае с интуицией: ценные мысли и подсказки есть, появляются вовремя, но мы их не замечаем и не пользуемся ими. Замете: неудачников гораздо больше, чем счастливчиков.

Остановка внутреннего диалога.

Внутренний диалог – один из многочисленных процессов, происходящих в нашем сознании. Полное отсутствие мыслительного процесса – признак умственной неполноценности. Иногда он жизненно необходим, но иногда только мешает, забивает голову всякой ерундой, создаёт сомнения и всякие непонятные умозаключения. С одной стороны внутренний диалог нужен, а с другой – нет. Что делать? Надо научиться управлять этим процессом, то есть сознательно, в нужный момент отключать его, останавливать неконтролируемый бег мыслей, выключать словомешалку. К счастью, существует очень много способов это сделать. Надо только потренироваться. С первого раза может не получиться. Попробуем организовать тишину в голове.

1. Вытеснение или замещение . Поток сумбурных, неконтролируемых мыслей замещаем на многократно повторяющееся, регулярные мысли. Это могут быть мантры, повторяющееся фразы типа: «Я в восторге от себя» или «У меня всё получиться», молитвы, счет от 10 до 0, а ещё лучше от 100 до 0. Счет ведётся несколько раз. Как только нам надо остановить словомешалку мы принудительно начинаем про себя повторять одни и те же фразы, как бы вытесняя, замещая ими ненужное. Через некоторое время словомешалка отключается. Теперь «убираем» замещающие мысли и на 1 – 2 минуты тишина в голове обеспечена.

2. Мысленные образы . Здесь думать ничего не надо, надо только представить, создать мысленную картинку, зрительный образ, как в голове появляется шальная мысль, а вы её убираете. Вариантов множество. Например: «аквариум». Представьте, что вы сидите на дне аквариума, наблюдаете за рыбками, как только появляется мысль, вы её помещаете в воздушный пузырёк и отправляете на поверхность. Появилась другая мысль – тоже самое: в пузырёк и на поверхность. Главное не произносить про себя: «вот у меня появилась ещё одна мысль, я её отправляю», - главное представить весь этот процесс в виде картинки, лучше цветной. Можно представить, что голова наполнилась маслом (бетоном) и все мысли в ней застревают. Или представьте, что вы взяли полотенце и вытираете из головы все ненужные мысли. Появилась мысль – её тут же стерли. Представьте мысль в виде собаки, как только она вылезла и залаяла – её тут же затолкнули в конуру. Ещё раз повторю: всё это надо представить в виде зрительного образа, мысленной картинки. Ни в коем случае не комментировать!

3. Концентрация внимания . Концентрируем своё внимание на каком-нибудь процессе или внешнем объекте. Например, сконцентрировать внимание на пульсации крови. Берём, например, ладошку, концентрируем на неё свой взгляд и стараемся прочувствовать, как по ней пульсирует кровь. Можно сконцентрироваться на кончике носа и ощущать, как в него входит и выходит воздух, причем ощущать все тонкости процесса. В повседневной жизни на это мы не обращаем никакого внимания, а здесь необходимо сосредоточиться. Бег мыслей при этом прекращается. Хорошо концентрировать своё внимание на пламени свечи, пламени костра или на морских волнах, главное, в этот момент не о чем не думать и не предаваться философским рассуждениям.

4. Энергетическое дыхание . Очень сильная практика, позволяющая не только остановить бег мыслей, но и подзарядиться энергией. Представьте, что нас окружает не только воздух, но и некая энергетическая субстанция, питающая нас энергией. Вдыхая воздух, мы вдыхаем и эту субстанцию. Выдох делаем обычный, но представляем, что делаем его не наружу, как обычно, а вовнутрь себя, через своё тело. Тело, воображаем в виде пустой емкости, наподобие полого шоколадного зайца или деда мороза, которое продувается на выдохе. Вместе с воздухом поступает энергия, но она не выходит, а остаётся в теле. Мы представляем, как энергия постепенно входит в наше тело, медленно и приятно заполняет все его части и органы. Представляем, как приятно тело наполняется, запасается, заряжается энергией. Мы получаем заряд энергии. Если что то болит, то представляем и ощущаем, как воздух и энергия проходят через больное место, тем самым очищая его. Представляем, как боль вытесняется энергией из организма и выдувается потоком воздуха наружу. Ощущая всё это, у нас отключается внутренний диалог. Еще при такой практике может наступить состояние транса. А транс это уже отдельная тема…

5. Трансовые состояния . В трансе внутреннего диалога нет, бег мыслей отсутствует. Парадокс такой практики заключается в том, чтобы войти в транс, необходимо отключить внутреннего болтуна. Но трансовое состояние может наступить естественным путём, - подсознание само загонит наш организм в него. Наверное, вы за собой замечали такую ситуацию: после сытного обеда садитесь за компьютер, начинаете что-то делать, но, вдруг чувствуете, что ваш взгляд тупо уставлен в монитор, мысли отсутствуют, а тело погружено в состояние полусна… Это ещё не сон, но не уже не бодрствование, - это транс…

Существует ещё множество других практик остановки бега мыслей в голове. Если знаете, - опишите их в комментариях. Буду благодарен!!!

На этом пока прощаюсь, до скорой встречи на страницах блога!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: