Псалом — что это такое. Как их читать

Вопрос «Как правильно дома читать Псалтирь?» интересует многих, и об этом мы сегодня поговорим с отцом Антонием.

— Псалтирь – это священная книга псалмов, или Божественных гимнов. Автор Псалтири — царь Давид. По крайней мере, большая часть псалмов принадлежит ему. Это его переживания, опыт общения с Богом, покаяние, радость, благодарность, размышления, пророчества о грядущем Мессии. Еще с ветхозаветного времени Псалтирь исполнялся во время богослужения. Псалмы пели.

И сегодня Псалтирь часто употребляется за богослужением, мы слышим, как некоторые псалмы поются хором, некоторые читаются. Чтение Псалтири в храме регламентировано богослужебным уставом. Весь богослужебный круг служб связан с этой книгой Священного Писания. На службах читаются определенные кафизмы. За неделю она прочитывается полностью. А Великим постом — даже дважды. При чтении дома строго устава, как читать нет, гораздо важнее настроиться на молитву. В этом, думаю, и состоит терапевтическое воздействие на душу этой древней богослужебной книги. В случае переживания крайней скорби и смятения чувств, именно ее спокойный и размеренный строй помогает нам настроиться на ту короткую, но очень важную и понятную молитву, которая читается «на славах».

— Псалтирь читается только по усопшим или можно и о здравии?

Псалтирь читается и за здравие, и за упокой .

— Как правильно приступить к чтению Псалтири на дому?

— Для чтения Псалтыри на дому желательно взять благословение у батюшки. Приступать же к чтению Псалтири нужно так: вначале читаются молитвы перед началом чтения Псалтири (которые есть в начале книги » Псалтирь «). Затем читаются одна или несколько (по желанию) кафизм из Псалтири. Кафизмы — это специальные главы, всего их 20. Каждая кафизма в свою очередь разделена на три Славы («Славами» эти разделы называются потому, что начинаются с молитвы «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь

— Для чтения Псалтири за усопшего лучше всего использовать богослужебную Псалтирь, т.к. она уже разделена на кафизмы, а на «Славах» вставляется молитва за усопшего.

— Скажите, существуют ли какие-то практики чтения Псалтири?

Существуют разные практики чтения Псалтири. Мне кажется наиболее приемлемым чтение, когда Вы не зависите от объема прочитанного, т.е. не обязаны читать по кафизме или по две в день. Если есть время и душевная потребность в молитве – Вы начинаете читать с того места, где остановились в прошлый раз, сделав закладку. Если же нет времени, и чтение псалмов идет непросто, то можно прочитать просто одну молитву за усопшего.

Ниже я хочу привести молитву, которую составил замечательный знаток Церковного устава святитель Афанасий (Сахаров). Она мне нравится тем, что там нет лишних слов, она короткая, но очень емкая, и отражает суть церковной молитвы за усопшего: молимся о том, чтобы Господь простил человеку его грехи, сподобил нашего близкого Небесного Царства, а нам дал необходимые силы, чтобы пережить разлуку.
«Покой, Господи, душу усопшего раба Твоего (усопшия рабы Твоея) имярек/поклон/, и елика в житии сем, яко человек согреши, Ты же, яко Человеколюбец Бог прости его(ее) и помилуй/поклон/ вечныя муки избави/поклон/, Небесному Царствию причастника(причастницу) учини/поклон/, и душам нашим полезная сотвори/поклон/

Некоторые их тех, кто читает Псалтирь говорят, что не понимают смысла, т.к. она написана на церковнославянском языке. Есть ли перевод на современный язык, чтобы понимать, о чем идет речь в текстах и читать «с душой»?

— В интернете можно найти ссылки на русский перевод Псалтири (например,http://www.wco.ru/biblio/books/psalter-ru/Main.htm ) и на Полный церковно-славянский словарь под редакцией прот. Григория Дьяченко (http://www.slavdict.narod.ru/ )

Скажите, а насколько полезно чтение Псалтири на русском языке, а не на старославянском?

— В данном случае более уместно говорить о пользе/вреде чтения и НЕ чтения.

— Скажите, а ошибочно ли в кафизме, состоящей из трех Слав, не читать названия, заложенные в каждой Славе? Имеются в виду названия псалмов, на пример, первая кафизма — «Первый Псалом Давида…» и так далее?

-​ Нет. Названия читать не надо.

— А можно ли читать Псалтирь дома таким образом: две «Славы» читать о здравии, а третью — об упокоении?

— Да, можно.

— В течение пасхальной седмицы чтение Псалтири в Храмах прекращается, но, тем не менее, в «Настольной книге Священнослужителя» (М., 1983, т.4, с. 462) содержится указание: «можно не отлагать чтение Псалтири над умершим в дни Светлой седмицы». Лишь предписывается прибавлять пасхальные песнопения по прочтении каждой кафизмы.

— Что делать, если раньше читал Псалтирь «неправильно»?

— Не бойтесь что-то «неправильно» почитать. Главное — читать Псалтирь, так же как и другие молитвы — с покаянием. Смирение, покаяние и благодарность — неотъемлемые черты молитвы, которые и делают ее живой. Это Ваша молитва, обращение Вашего сердца. Что тут может быть неправильного? Просто ознакомьтесь с нашими рекомендациями, а там уж смотрите как Вам удобнее. Желаю всем читателям Псалтири помощи Божией и душевного утешения.

Псалирть не читается в период от Великого Четверга Страстной седмицы до Фоминой недели (антипасхи). В течении этих десяти дней отменяется всякое чтение Псалтири как в храмах, так и келейно. Во всех остальных случаях Псалтирь читается мирянами.

В келейном чтении принято деление кафизм на три Славы. Перед и после кафизмы читаются особые молитвословия.

Перед началом чтения кафизмы или нескольких кафизм:
Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же наш, поми́луй нас.

Aминь. Царю́ Небе́сный. Трисвятое. И по Отче наш…

Господи помилуй (12 раз)

Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу. (поклон)

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу. (поклон)

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему. (поклон)

На Славах:
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь

Аллилуия, аллилуия, аллилуия. Слава Тебе, Боже. (трижды)

Господи помилуй (трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу,
(здесь можно читать молитвы с поминовением о здравии и упокоении или особые прошения)

и ныне и присно и во веки веков. Аминь

После чтения кафизмы Трисвятое, тропари и молитва по кафизме
И в конце:

Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего.
Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Слава, и ныне. Го́споди, поми́луй (трижды).

Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Креста́ и святы́х Небе́сных сил безпло́тных, и преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших, и Свята́го проро́ка Дави́да, и всех святы́х, поми́луй и спаси́ мя, гре́шнаго, я́ко Благ и Человеколю́бец. Аминь.

Молитвы о здравии и упокоении на Славах
Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя), родителей моих (имена), сродников (имена), начальников, наставников, благодетелей (имена) и всех православных христиан.

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Чтение псалмов в дни седмицы (в течении недели)

В воскресенье – Пс. 23

В понедельник – Пс. 47

В среду – Пс. 93

В пятницу – Пс. 92

В субботу – Пс. 91

Чтение псалтири на всякую потребу

Преподобный Арсений Каппадокийский использовал псалмы для благословения, подходящие к различным случаям; особенно в тех случаях, когда не имелось церковного чинопоследования на особую потребность. Греческий первоисточник можно найти в издании “0 Герон Паисиос” иеромонаха Христодула, Святая Гора Афон, 1994 год.

(Цифрой указан номер псалма, а затем указано, при какой нужде его следует читать)

1. Когда посадить древо или лозу, да принесут плод.
2. Да просветит Господь грядущих на собрания и советы.
3. Да оставит людей злоба, и да не пытают они неправедно ближних своих.
4. Да исцелит Господь мягкосердечных, впадающих в уныние при виде деяний жестокосердных.
5. Да исцелит Господь глаза, уязвленные злодеем.
6. Да освободит Господь находящегося под заклятием.
7. Мучимым страхом от козней и угроз злодеев.
8. Уязвленным бесами или нечестивыми людьми.
9. Да прекратятся бесовские страхования во сне или искушения днем.
10. Жестокосердным супругам, что препираются и разводятся (когда жестокосердный муж или жена терзают супругу или супруга).
11. Душевнобольным, что мучимы злобой и нападают на ближних.
12. Страдающим болезнями печени.
13. От беса читать трижды в день три дня.
14. Да обратятся воры или разбойники, и вернутся восвояси и да покаются.
15. Да найдется потерянный ключ.
16. При тяжких несправедливых обвинениях читать трижды в день три дня.
17. При землетрясениях, других бедствиях или буре с грозой.
18. Да разродится роженица.
19. Бесплодным супругам, чтобы Господь исцелил их и они не развелись.
20. Да умягчит Господь сердца богатых и подадут они милостыню бедным.
21. Да сдержит Господь пожар, и да не будет большого ущерба.
22. Да усмирит Господь непокорных детей, чтобы не огорчали они родителей.
23. Да откроется дверь, когда ключ потерян.
24. Сильно страдающим от искушений, что теряют и жалуются.
25. Когда кто испрашивает что у Бога, чтобы Он подал просимое без вреда для просящего.
26. Да защитит Господь крестьян от вражеской рати, чтобы не было вреда народу и полям.
27. Да исцелит Господь страдающих душевными и нервными болезнями.
28. Страдающим морской болезнью и страшащимся бурного моря.
29. В опасностях в дальних землях сущим, среди варваров и безбожных, да защитит их Господь и да просветит людей земель тех и умирит их, дабы узнали Бога.
30. Да ниспошлет Господь достаточно зерна и плодов, когда погода неблагоприятна для земледелия.
31. Да найдут заблудившиеся и смятенные путники дорогу.
32. Да откроет Господь правду о неправедно осужденных и да отпустят их на свободу.
33. Стоящим на пороге смерти, когда терзают их бесы. Или когда неприятель вторгается со зловещими намерениями.
34. Да освободит Господь добрых от козней злых, что притесняют людей Божиих.
35. Да рассеется враждебность после споров и недоразумений.
36. Израненным разбойниками.
37. При зубной боли.
38. Да найдут брошенные и впавшие в уныние работу, чтобы больше им не скорбеть.
39. Да помирятся хозяин и работник после ссоры.
40. Да разрешится жена от бремени успешно, если роды преждевременные.
41. Молодым, когда страдают от несчастной любви.
42. Да освободятся соотечественники из вражеского плена.
43. Да откроет Господь супругам правду, если было между ними недоразумение, чтобы жить им в мире и любви.
44. Страдающим болезнями сердца или почек.
45. Молодым, которым враги из зависти не позволяют жениться.
46. Дабы примириться работнику или хозяину, когда работник уходит обиженный хозяином, и да найти ему работу.
47. Когда шайки разбойников грабят людей и происходят тяжкия бедствия, читать в продолжение 40 дней.
48. Тем, чей труд сопряжен с опасностями.
49. Да покаются удалившиеся от Бога и обратятся, дабы спастись им.
50. Когда по грехам нашим для вразумления посылает Бог кару (мор людей или животных).
51. Да покаются жестокосердные правители и да умягчатся сердца их, и да перестанут мучить народ.
52. Да благословит Бог сети и да наполнятся они рыбой.
53. Да просветит Господь богатых, купивших рабов, и да отпустят они их на свободу.
54. Да восстановится доброе имя семьи, что была неправедно обвинена.
55. Для мягкосердечных людей, уязвленных ближними.
56. Страдающим от головной боли, происходящей от великой скорби.
57. Да благоприятствуют обстоятельства трудящимся с добрыми намерениями и да запретит Господь бесам и лукавым людям.
58. Немым, да даст им Господь дар речи.
59. Да откроет Господь правду, когда много людей осуждены неправедно.
60. Тем, кому трудно работать от лени или от страха.
61. Да избавит Господь от напастей слабого, дабы тот не жаловался.
62. Да принесут поля и деревья плоды при засухе.
63. Когда укусит кого бешеная собака или волк.
64. Да процветают купцы.
65. Да не принесет лукавый в дом разлад, и да не ввергнет семью в скорбь.
66. Благословение да будет на домашнем скоте.
67. Да излечится страдающая выкидышами.
68. Когда разольются от дождей реки и смывают людей и дома.
69. Мягкосердечным, которые по пустякам грустят и впадают в отчаяние, да укрепит их Господь.
70. Одиноким, которые по козням бесовским наскучили ближним и впадают в отчаяние, да помилует их Господь и исцелит.
71. Да благословит Бог новый урожай, который собирают крестьяне.
72. Да покаются разбойники.
73. Да защитит Господь крестьян, которые работают на полях, когда неприятель окружил деревню.
74. Да умирится злобный хозяин и не терзает своих ближних, работников.
75. Матери, страшащейся во время родов, да укрепит и защитит ее Господь.
76. Когда нет взаимопонимания между родителями и детьми, да просветит их Господь, дабы дети слушались родителей, а родители любили детей.
77. Да просветит Господь заимодавцев, дабы они были сострадательны и не вымогали долги у должников.
78. Да защитит Господь деревни от грабежа неприятельским войском.
79. Да исцелит Господь больного водянкой.
80. Да не оставит Господь бедных в нужде и горе, впавших в отчаяние от бедности.
81. Дабы люди покупали товары у крестьян, и те не впадали в горе и отчаяние.
82. Да запретит Господь злодеям, замыслившим убийство.
83. Да охранит Господь домашнюю утварь, скот и плоды трудов.
84. Да исцелит Господь раненых разбойниками и страдающих от испуга.
85. Да спасет Господь мир, когда приходит чума и люди умирают.
86. Да продлит Господь жизнь тех членов семьи, без которых не могут обойтись другие.
87. Да защитит Господь беззащитных, страдающих от жестокосердных ближних.
88. Да укрепит Господь болезненных и слабых, дабы не изнемогали они на работе и не впадали в уныние.
89. Да пошлет Господь дождь в засуху, и да наполнятся пересохшие источники.
90. Да исчезнет бес, являющийся перед человеком и пугающий его.
91. Да даст Господь людям благоразумие, чтобы возрастали они духовно.
92. Да защитит Господь корабль, находящийся в опасности в море. (Преподобный также советовал кропить корабль святой водой с четырех сторон.)
93. Да просветит Господь смутьянов, что сеют раздоры в народе и вызывают беспорядки и разделения.
94. Да не подпадут супруги влиянию чар, что заставляют их ссориться и препираться.
95. Да исцелит Господь глухих.
96. Да рассеются чары.
97. Да утешит Господь удрученных горем.
98. Да благословит Бог молодых, что хотят оставить все и последовать Ему, и да подаст им благодать. (По-видимому, речь идет о собирающихся принять монашеский постриг – прим. переводчика.)
99. Да благословит Господь творящих волю Его и да исполнит желания их.
100. Да подаст Господь дары и таланты добрым и простосердечным людям.
101. Да благословит Господь власть имущих, дабы они были добры и сострадательны и помогали людям.
102. Да поможет Господь женщине, страдающей женской немощью.
103. Да благословит Господь имения людей, дабы не впадали они в уныние, но прославляли Бога.
104. Да покаются люди и исповедуют свои грехи.
105. Да просветит Господь людей, дабы не отступили они от пути спасения.
106. Да исцелит Господь бесплодную.
107. Да усмирит Господь врагов и да оставят они свои злые намерения.
108. Да исцелит Господь больного падучей. Да помилует Господь неправедно обвиняющих, чтобы они покаялись.
109. Дабы младшие уважали старших.
110. Да покаются неправедные судьи и право судят людей Божиих.
111. Да защитит Господь воинов, отправляющихся на войну.
112. Да благословит Господь бедную вдову, дабы она заплатила долги и спаслась от тюрьмы.
113. Да исцелит Господь слабоумных детей.
114. Да благословит Господь бедных детей и утешит их, дабы не страдали они от богатых детей и не впадали в уныние.
115. Да исцелит Господь от ужасной страсти лжи.
116. Да сохранится в семье любовь и да прославят Бога.
117. Да смирит Господь варваров, когда они окружают деревню и наводят страх на жителей, и да отвратит их от злых намерений.
118. Да устрашит Господь варваров и запретит им, когда они убивают невинных женщин и детей.
119. Да подаст Господь долготерпенье тем, кому приходится жить с лукавыми и неправедными.
120. Да защитит Господь рабов от рук неприятеля, чтобы их не искалечили, прежде чем они вернутся на свободу.
121. Да исцелит Господь страдающих суеверием.
122. Да исцелит Господь слепых и страдающих глазными болезнями.
123. Да защитит Господь людей от змей, дабы те не жалили.
124. Да защитит Господь поля праведных от злых людей.
125. Да исцелит Господь страдающих головными болями.
126. Да принесет Господь мир в семью, если возникла ссора.
127. Да не коснется домов злоба врагов и да пребудут в семье мир и благословение Божие.
128. Да исцелит Господь страдающих от мигрени. Да явит Господь милость свою на жестокосердных и несдержанных, которые приносят горе мягкосердечным.
129. Да ниспошлет Господь мужество и надежду тем, кто начинает новую работу и не искусны в ней, и да не испытают они великих трудностей.
130. Да подаст Господь людям покаяние и.утешит их надеждой, чтобы спастись им.
131. Да явит Господь милость свою в мире, где по нашим грехам не прекращаются войны.
132. Да просветит Господь народы, дабы стали они миролюбивыми и жили в мире.
133. Да защитит Господь людей от всякой напасти.
134. Да сосредоточатся люди во время молитвы и да соединятся их души с Богом.
135. Да защитит Господь беженцев, когда те оставляют свои дома и уходят, да спасутся они от варваров.
136. Да умирит Господь вспыльчивого.
137. Да просветит Господь правителей, дабы те понимали нужды народа.
138. Да избавит Господь слабых духом от искушений кощунственными мыслями.
139. Да умирит Господь тяжелый характер главы семьи, дабы не страдали от него домашние.
140. Да умирит Господь жестокого правителя, терзающего ближних.
141. Да умирит Господь смутьяна, приносящего горе людям.
142. Да защитит Господь беременную женщину, дабы не потерять ей плод.
143. Да умирит Господь брожение в народе, дабы не было бунта.
144. Да благословит Бог труды людей и примет их.
145. Да исцелит Господь страдающих кровотечением.
146. Да исцелит Господь укушенных и раненных злодеями.
147. Да усмирит Господь диких зверей, да не причинят те вреда людям и хозяйству.
148. Да ниспошлет Господь благоприятную погоду, дабы люди собрали богатый урожай и прославили Его. (Все вышеприведенные толкования принадлежат преподобному Арсению, следующие два – отцу Паисию со Святой Горы Афон)
149. В благодарность Богу за Его многие милости и за обилие Его любви, что не знает границ и пребывает с нами.
150. Да ниспошлет Господь довольство и утешение братьям и сестрам нашим в дальних землях сущим, и братьям и сестрам нашим усопшим, что еще дальше от нас. Аминь.

Предметный указатель псалмов

Сельское хозяйство: 1, 26, 30, 50, 52, 62, 66, 71, 83, 124, 147, 148.

Животные враждебные: 63, 123, 147.

Дети: 22, 76, 109, 113, 114.

Смерть и усопшие: 33, 150.

Бедствия: 17, 21, 30, 50, 62, 68, 85, 89.

Здоровье телесное: 5, 12, 28, 36, 37, 44, 56, 58, 63, 79, 86, 88, 95, 102, 108, 122, 125, 128, 145, 146.

Здоровье душевное: 4, 7, 8, 9, 11, 24, 27, 41, 55, 56, 60, 61, 69, 70, 80, 81, 84, 97, 100, 103, 128, 136, 138.

Здоровье женщины: 18, 19, 40, 67, 75, 10 142, 145.

Законы и правительство: 14, 16, 32, 36, 47, 51, 59, 72, 82, 84, 93, 101, 108, 110, 137, 140, 141, 143.

От нечистых духов: 5, 6, 8, 9, 13, 33, 57, 65, 90, 94, 96, 121.

Мир и война: 26, 33, 42, 73, 78, 93, 107, 111, 117, 118, 120, 127, 131, 132, 135, 140, 141, 143.

Мир в семье и между друзьями: 10, 19, 22, 35, 41, 43, 45, 54, 65, 76, 86, 94, 109, 116, 126, 127, 139.

Имущество: 14, 15, 23, 47, 83, 124.

Защита: 9, 13, 34, 47, 48, 57, 90, 133.

Общественные вопросы: 20, 32, 35, 38, 51, 53, 59, 77, 80, 81, 87, 93, 101, 110, 112, 113, 114, 119, 124, 137, 140.

Духовные вопросы: 3, 9, 24, 25, 29, 49, 50, 57, 72, 91, 98, 99, 100, 104, 105, 108, 115, 119, 130, 134, 136, 149.

Путешествия: 28, 29, 31, 92, 135, 150.

Работа: 2, 38, 39, 46, 48, 51, 52, 57, 60, 64, 74, 81, 83, 100, 101, 103, 129, 137, 140, 144.

Благодарственные и хвалебные: 33, 65, 66, 91, 95, 96, 102, 103, 116, 145, 149, 150.

Прославляющие Бога: 8, 17, 92, 102, 103.

Назидательные: 1, 32, 40, 45, 84, 89, 100, 111, 126.

Изливающие скорбь: 3, 12, 16, 37, 54, 87, 141, 142.

Выражающие надежду на Бога: 53, 85, 90, 111, 120.

С просьбой о защите и помощи: 3, 4, 24, 40, 54, 69, 142.

Покаянные: 38, 50.

Выражающие радость: 32, 83, 114.

Псалмы на всякую потребу, по советам и наставлениям святых отцов

Чтобы уберечься от тяжких грехов: 18
Против нападений бесовских: 45, 67
При обвинениях и клевете, воздвигающихся на тебя: 4, 7, 36, 51
Когда видишь гордыню и злобу многих, когда нет у людей ничего святого: 11
Для смирения духа: 5, 27, 43, 54, 78, 79, 138
Когда враги продолжают искать твоей погибели: 34, 25, 42
В благодарность за победу над врагом: 17
Во время скорби и в несчастиях: 3, 12, 21, 68, 76, 82, 142
При унынии и в безотчетной скорби: 90, 26, 101
В защиту от врагов, в напастях, при кознях человеческих и вражьих: 90, 3, 37, 2, 49, 53, 58, 139
В обстояниях, чтобы Господь услышал молитву твою: 16, 85, 87, 140
Когда просишь милости и щедрот у Бога: 66
Если желаешь научиться, как должно приность благодарение Господу: 28
Чтобы не скупиться и подавать милостыню: 40
Восхваляя Господа: 23, 88, 92, 95, 110, 112, 113, 114, 133, 138
В болезнях: 29, 46, 69
В смятении душевном: 30
В душевном уязвлении: 36, 39, 53, 69
В утешение угнетаемым: 19
От порчи и колдунов: 49, 53, 58, 63, 139
Когда имеешь потребность исподевания истинного Бога: 9, 74, 104, 105, 106, 107, 117, 135, 137
О прощении грехов и в покаянии: 50, 6, 24, 56, 129
В радости духовной: 102, 103
Когда слышишь, что хулят Промысл Божий: 13, 52
Чтобы не соблазниться, когда видишь, что нечестивые благоденствуют, а праведные терпят скорби: 72
В благодарность за всякое благодеяние Божие: 33, 145, 149, 45, 47, 64, 65, 80, 84, 97, 115, 116, 123, 125, 134, 148
Перед выходом из дома: 31
В дороге: 41, 42, 62, 142
Перед посевом: 64
От покраж: 51
От потопления: 68
От мороза: 147
В гонениях: 53, 55, 56, 141
О даровании мирной кончины: 38
О желании переселиться в вечные селения: 83
По усопшим: 118
Если одолевает лукавый: 142, 67


Молитесь друг за друга (Иак.5:16).

Псалтирь - священная книга псалмов, или Божественных гимнов, записанных Царем Давидом по внушению Духа Святаго. Чтение Псалтири привлекает помощь Ангелов, изглаживает грехи, напитывает душу дыханием Святаго Духа.

Способ молиться по Псалтири гораздо древнее, чем Иисусова молитва или чтение акафистов. До появления Иисусовой молитвы в древнем монашестве было принято в уме (про себя) читать Псалтирь наизусть, а в некоторые монастыри принимали лишь тех, кто знал на память всю Псалтирь. В царской России Псалтирь была самой распространенной книгой среди населения.

В православной аскетической практике до ныне существует благочестивый обычай чтения Псалтири по соглашению, когда группа верующих раздельно друг от друга прочитывает за одни сутки всю Псалтирь целиком. При этом каждый читает одну определенную ему кафизму дома, келейно и поминает имена тех, кто молится вместе с ним по соглашению. На следующий день Псалтирь снова прочитывается целиком, при этом каждый читает уже следующую кафизму. Если кому-то в один из дней не удалось прочитать положенную ему кафизму, она читается назавтра плюс следующая за ней по порядку.

Так в течение Великого поста вся Псалтирь прочитывается не менее 40 раз. Одному человеку такой подвиг не под силу.

Советы начинающим
1. Для чтения Псалтири необходимо иметь дома горящую лампадку (или свечу). Молиться «без огонька» принято только в пути, вне дома.

2. Псалтирь, по совету преп. Серафима Саровского, необходимо читать вслух - вполголоса или тише, чтобы не только ум, но и слух внимали словам молитвы («Слуху моему даси радость и веселие»).

3. Особое внимание следует обратить на правильную расстановку ударений в словах, т.к. ошибка может изменить смысл слов и даже целых фраз, а это - грех.

4. Читать псалмы можно сидя (слово «кафизма» в переводе на русский язык «то, что читается сидя» в отличие от слова «акафист» - «не сидя»). Вставать нужно при чтении начинательных и заключительных молитв, а также на «Славах».

5. Псалмы читаются монотонно, без выражения, чуть нараспев - бесстрастно, т.к. Богу неприятны наши греховные чувства. Чтение псалмов и молитв с театральным выражением приводит человека к демонскому состоянию прелести.

6. Не следует унывать и смущаться, если смысл псалмов непонятен. Пулеметчик не всегда понимает, как стреляет пулемет, однако его задача - бить по врагам. Относительно Псалтири существует утверждение: «Ты не понимаешь - бесы понимают». По мере нашего духовного взросления будет открываться и смысл псалмов.

Молитвы перед чтением кафизмы

Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Царю Небесный.

Трисвятое по Отче наш.

Тропари сия, глас 6: Тропари покаянные, глас 6

Помилуй нас, Господи, помилуй нас, всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу: Честное пророка Твоего, Господи, торжество, Небо Церковь показа, с человеки ликуют Ангели. Того молитвами, Христе Боже, в мире управи живот наш, да поем Ти: Аллилуиа.

И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь: Многая множества моих, Богородице, прегрешений, к Тебе прибегох, Чистая, спасения требуя: посети немощствующую мою душу и моли Сына Твоего и Бога нашего дати ми оставление, яже содеях лютых, Едина Благословенная.

Господи, помилуй. (40) И поклонись сколько хочешь.

Таже молитва Святей Живоначальней Троице:

Всесвятая Троице, Боже и Содетелю всего мира, поспеши и направи сердце мое, начати с разумом и кончати делы благими богодухновенныя сия книги, яже Святый Дух усты Давидовы отрыгну, ихже ныне хощу глаголати аз, недостойный, разумея же свое невежество, припадая молюся Ти, и еже от Тебе помощи прося: Господи, управи ум мой и утверди сердце мое, не о глаголании устен стужати си, но о разуме глаголемых веселитися, и приготовитися на творение добрых дел, яже учуся, и глаголю: да добрыми делы просвещен, на судищи десныя Ти страны причастник буду со всеми избранными Твоими. И ныне, Владыко, благослови, да, воздохнув от сердца, и языком воспою, глаголя сице:

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Придите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Придите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

Затем читается очередная кафизма с поминанием имен на каждой «Славе».

На «Славах»

Там, где кафизма прерывается пометкой «Слава», читаются следующие молитвы:

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже! (3 раза).

Господи, помилуй (3 раза).

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Спаси, Господи, и помилуй Святейшего Патриарха Кирилла, далее - поминается имя правящего архиерея и имена по списку, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и их святыми молитвами меня, недостойнаго, прости и помилуй! (После этой молитвы можно класть земные поклоны в зависимости от усердия верующего).

На первой и второй «Славе» поминаются имена о здравии, на третьей Славе - имена о упокоении: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (по списку) и прости им вся согрешения, вольная и невольная, и даруй им Царствие Твое Небесное!» (и земные поклоны).

И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

После третьей «Славы» читаются написанные в очередной кафизме тропари и молитвы. Молитва «Господи, помилуй» читается 40 раз - по пальцам или четкам.

Иногда по желанию между вторым и третьим десятком (между 20 и 21 молитвой «Господи, помилуй!») произносится личная молитва верующего о самых близких людях, о самом насущном.

После чтения кафизмы

Достойно есть и заключительные молитвы.
В случае по усопшему - исключительно по благословению, иначе могут быть серьезные нападения и это часто происходит, в таких случаях благословляют читать акафист по единоумершему, а не Псалтырь по 1-й кафизме в день..(Да, если по усопшему, действительно, нужно брать благословение.. или если о каком-то определенном человеке, или на какое-то дело.. а если просто в правило входит по кафизме в день.. то не надо)

Псалтырь для христианина, является одной из важных книг. Название Псалтырь произошло от греческого «псало», что означает играть на струнах.

Псалмы, принято считать книгой молитв на все случаи жизни, составляются даже списки, в которых указываются . Их слагали в течение 8-ми столетий. Более 80-ти псалмов были написаны царем Давидом (X век до Рождества Христова), в жизни которого были горе и радость, любовь и предательство близких людей. Кроме его псалмов в книгу вошли псалмы Соломона, Моисея, Асафа и его потомков, Емана, Ефама, сынов Кореевых и 41 псалом неизвестных писателей.

Царь Давид первый начал сопровождать пение составленных им молитв к Богу игрой на «псалтырионе», музыкальном инструменте, очень похожим на современную арфу.

Очень часто во время служб исполняется благодарственный – это очень красивое и проникновенное произведение.

Мы привыкли читать только молитвы, а о псалмах забываем. Церковь рекомендует помнить о них, поэтому многие стихи из псалмов включены в церковные служения, в современные молитвы, а ставший уже классическим, входит в ежедневное утреннее правило к прочтению. Зная о том, какой грех совершил святой пророк Давид, и то, какими словами, записанными в 50-м псалме, он выразил свое сожаление и раскаяние по этому поводу, гораздо лучше начинаешь понимать чувства, переданные в псалмах.
Эти молитвенные воззвания к Господу исполнены любви и благодарения и вселяют в сердца людей чувство благоговения и сопереживания, раскаяния и радости о Господе.

Со мной, автором статьи, произошел интересный случай в аэропорту. Отложили наш рейс. Точно так же, как и отложили предыдущий рейс этой же авиакомпании, который должен был улететь в тот же пункт назначения, что и мы, но на час раньше. Сидим, ждем вылета. Моя супруга достала псалтырь и начала читать псалмы. Прочитала несколько псалмов и вдруг, пассажиров нашего рейса просят пройти на посадку. Наш самолет все-таки улетел вовремя, а вылет предыдущего рейса, к сожалению, опять был отложен.

Святой Ефрем Сирин так писал о псалмах:

Псалом – отгнание демонов.
Псалом – оружие против страха ночного.
Псалом – успокоение от дневных трудов. Псалом – безопасность младенцев.
Псалом – утешение старцам, самое приличное убранство женщинам. Он светлыми делает праздники, он производит печаль по Богу.
Псалом и из каменного сердца вызывает слезы.
Псалом – дело Ангелов, небесное жительство, духовное кадило. Он просвещает ум, он возводит на небеса, он делает людей собеседниками Божиими, радует душу, прекращает суд, смиряет враждующих. Где псалом с сокрушением, там и Бог с Ангелами.

СОКРАЩЕНИЯ В ПСАЛТЫРИ

Написанные в тексте Псалтири сокращения означают следующее:

  • Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды ).
  • Господи, помилуй. (Трижды ).
  • Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

По окончании кафизмы, в последней Славе читается только:

  • Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

В молитвах, по окончании какой-либо кафизмы написано:
Трисвятое. Пресвятая Троице… Отче наш

  • Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды )
  • Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
  • Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
  • Господи, помилуй. (Трижды )
  • Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
  • Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

После «Отче наш» читается указанный в псалтире тропарь, потом «Господи помилуй» (40 раз ) и молитва .

  • Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)
  • Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)
  • Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Бо́гу нашему. (Поклон)

Если Вы оканчиваете чтение псалтири в этот день, то читаете последовательно:

  • Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
  • Господи, помилуй. (Трижды )
  • Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста и святых Небесных сил безплотных, и преподобных и богоносных отец наших, и Святаго пророка Давида, и всех святых, помилуй и спаси мя, грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

В интернете можно найти описание ситуаций, при которых помогает чтение псалмов — какой спасет от зубной боли, для удачного замужества, получения жилья и т.д. Это частные случаи и, возможно кому они помогли, но основная суть не в этом.

Главная идея псалмов, для чего они существуют, это раскаяние в своих грехах и благодарность Богу за Его милости к нам, людям. В текстах псалмов также часто встречаются мольбы Господу о помощи в трудных обстоятельствах и в защите от врагов. При этом святые отцы указывают, что враги, которые упоминаются в псалтыри — это именно внутренние враги человека: гордыня, злость, ненависть и т.д. Искоренив их (внутренние проблемы), остальные неприятности, по Божией милости, оставят Вас в покое.

читают благодарственный или прославляющий Бога псалом, потом нужно искренне покаяться в своих грехах, возможно даже в каких то конкретных, за которые Бог учит Вас, создав определенную неприятную ситуацию, которую Вы хотите разрешить. После покаянного псалма обычно читают псалом о помощи или заступничестве, а потом — опять благодарственный псалом Господу.

Молитвенный набор на разные жизненные случаи у каждого может быть свой. В своем выборе очень полезно почитать толкование псалмов, историю их возникновения и тогда ваша душа поможет вам выбрать наиболее понятные и близкие псалмы.

Например, схиархимандрит Виталий (Сидоренко; † 1992), которого почитают за подвижника, давал следующие наставления своим чадам: перед выходом из дома нужно читать 26, 50 и 90 псалмы, и после каждого псалма нужно читать «Богородице Дева радуйся «, эти молитвы помогут оградить от беды.

Псалтирь или Книга псалмов - одна из библейских книг Ветх. Звета, -yalthrion по-греч., tehillim по-евр. Книга состоит из 150, а по греч. (ислав.). Библии из 151 песни или псалма, которые имеют своим содержаниемблагочестивые излияния восторженного сердца при разных испытаниях жизни.Автором этой книги обыкновенно считают царя Давида, и действительно, вомногих псалмах можно найти отголоски его бурной, исполненной всякихпревратностей жизни. Но в то же время, на многих псалмах лежат явныеследы позднейшего происхождения. Есть псалмы, относящиеся уже ковременам плена вавилонского, напр. известный пс. "На реках вавилонских",и даже позже. В общем, П. есть поэтический сборник, который вырасталпостепенно, подобно всякому коллективному поэтическому произведению, ивошел в канон евр. свящ. книг уже сравнительно поздно, когда П.,очевидно, подверглась одной строгой редакции. Вследствие этого, П. носитна себе характер искусственной обработки. Начинается она двумявступительными псалмами, дающими тон всему сборнику и составляющими какбы введение в него. Самые песни сложены вполне по правилам еврейскойпоэзии и представляют собой чередование стихов параллелизма, частодостигающих изумительной красоты и силы выражения. Книга псалмов раносделалась (еще при Давиде, по крайней мере - в некоторых частях)богослужебной книгой, которая употреблялась при богослужении в скинии, азатем и в храме. Впоследствии П. получила правильное употребление прихрамовом богослужении и регулярно прочитывалась или пелась в известныепериоды времени. Богослужебное употребление П. от евреев перешло и кхристианам, которые также рано стали употреблять ее в своих молитвенныхсобраниях (1 кор. XIV, 26; Кол. III, 16). В настоящее время все 150 псалмов разделяются на 20 кафизм, а каждаякафизма на три славы, т. е. небольшие отделения, после которых читаетсятрижды аллилуйя. Псалтирь читается при всяком утреннем и вечернембогослужении, так что вся прочитывается в каждую неделю, а в течениевел. поста - два раза в неделю. П. служит первоисточником большей частивечерних и утренних молитв и влияние ее чувствуется во всех вообщеформах молитв. Как необходимая для богослужения книга, П. переведена наславянский язык, по свидетельству Нестора, еще свв. Кириллом и Мефодием,и с того времени сделалась любимейшей книгой русского народа. Напечатанапо-слав. впервые в Кракове в 1491. Как книга, постоянно употребляющаясяпри богослужении, П. получила еще распространенную форму, и в этом видеизвестна под названием Следованная - П.: это та же самая книга псалмов,но в соединении с Часословом, т. е. сборником молитв и псалмовприменительно к определенным временам богослужения. Следованная псалтырьвпервые напечатана по-слав. в Сербии в 1545 году, затем много разпечаталась в России и в нее постепенно вошло много других прибавлений,имеющих своею целью сосредоточить в ней все необходимые богослужения. Внекоторых изданиях помещаются и краткие истолкования на важнейшиепсалмы, и такая П. называется толковой. Из древних комментариев П. известны толкования И. Златоуста (есть врусск. перев.), Амвросия, Августина и др. Из новых известны толкованияТолюка, ДеВетте, Эвальда и др. В русской литературе прот. Вишнякова (вжурнале "Христ. Чтение"), епископа Феофана (на некоторые) и др. Притолкованиях обыкновенно прилагаются и критич. введения (напр., у прот.Вишнякова), псалмы перелагались почти всеми нашими поэтами XVIII в., изпоэтов XIX в. Хомяковым, Глинкой, Языковым и др. А. Л. Входя в состав каждого, даже самого краткого чина богослужения, П.сделалась главной учебной книгой древней Руси. Те, которые непредназначались для должностей церковно-служительских, ограничивалисьизучением простой П., без тех прибавлений, какие находятся в следованной(см. выше) П.. Следованная была,большей частью, уже заключительнойкнигой в древнем русском образовании. Архиепископ новгородский Геннадийсчитал изучение ее достаточным для того, чтобы быть способным кцерковно-служительским должностям. Иногда к изучению П. присоединялосьеще изучение Деяний Апостольских и Евангелие. Но вообще изучивший П.считался человеком грамотным - книжным, т. е. способным читать всякиекниги. Научившись читать по П., древний русский человек обыкновенно нерасставался с ней. П. была не только настольной книгой, которую читалидома в свободное от занятий время, но она сопровождала даже впутешествиях (св. Борис, Владимир Мономах). На обычай брать с собой П. вдорогу указывает, между прочим, то, что следованная П., изданная в 1525г. в Вильне Скориной, названа "подорожной книжицей". Рейтенфельс, бывшийв Москве в 1670 г., говорит о царе Алексее Михайловиче, что он"употребляя большую часть дня на дела государственные, не мало такжезанимается благочестивыми размышлениями и даже ночью встает славословитьГоспода песнопениями венценосного пророка" (см. "Черты русской жизни"Забелина в "Отеч. Зап.", 1857, № 1). Св. Михаил, князь черниговский ибоярин его Феодор, замученные в Орде в 1245 г., пели псалмы во времямучения. В монастырях читали П. не в свободное только от занятий время, но даже во время самых занятий, потому что многие знали ее наизусть.Препод. Феодосий "пел усты тихо псалтырь" в то время, как руками прялволну или делал что-нибудь другое; инок Спиридон, несмотря наопределенное занятие - печь каждый день просфоры для монастыря, успевалпрочитывать в день всю П.; о блаж. Феодоре рассказывается, что он всвоей пещере молол жито для братии и в тоже время пел псалмы "изусть".Чтением и пением П. в монастырях строгой жизни братия занималисьбеспрерывно. В житейском обиходе к чтению П. прибегали во всехчрезвычайных случаях: читали псалмы над больными, страдавшими тяжкимипродолжительными болезнями, и особенно над теми, которых считалинаходящимися под влиянием нечистых духов. Обычай читать П. по умершим,соблюдаемый в России и поныне, ведет свое начало от первых времен церквихристианской. Был тоже в древней Руси обычай гадать по П. Указание наэтот обычай можно видеть в словах Владимира Мономаха: "и отрядив я(отослав послов) взем псалтырю в печали и то ми ся выня: Вскую печалуешидуше... Не ревнуй лукавнующим". П., естественно, должна была отозватьсяв письменности древней Руси. Летопись Нестора, сочинения ФеодосияПечерского, митрополита Илариона, Кирилла Туровского, Cepaпионaвладимирского и др. - наполнены разными местами из псалмов. ВладимирМономах в поучении к своим детям постоянно обращается к псалмам. Весьмаясно также выразилось влияние псалмов и в народной словесности, и,особенно, в притчах и пословицах. Между пословицами очень много таких,которые суть не что иное, как отдельные изречения, заимствованные изразных псалмов и несколько изменившиеся от употребления (таковы, напр.,пословицы: "гневайся да не согрешай" [псал. 4, 5], "истина от земли, аправда с небеси" [псал. 84, 12], "коли не Господь созиждет дом, то всуетруд" [псал. 126, 1]; есть пословицы, составившиеся на основаниинекоторых изречений псалмов, или указывающие вообще на П. (см. ст."Употребление книги П. в древнем быту русского народа" "Правосл.Собеседник". 1857, стр. 814 - 856).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: