Предсказания серафима саровского когда начнется война. Смуты не окончатся хорошим

"Будет некогда царь, который меня прославит, после чего будет великая смута на Руси, много крови потечет за то, что восстанут против этого царя и самодержавия, но Бог царя возвеличит...

До рождения антихриста произойдет великая продолжительная война и страшная революция в России, превышающая всякое воображение человеческое, ибо кровопролитие будет ужаснейшее. Произойдет гибель множества верных отечеству людей, разграбление церковного имущества и монастырей; осквернение церквей Господних; уничтожение и разграбление богатства добрых людей, реки крови русской прольются. Но Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе..."

"Мне, убогому Серафиму, от Господа Бога положено жить гораздо более ста лет. Но так как к тому времени архиереи русские так онечестивятся, что нечестием своим превзойдут архиереев греческих во времена Феодосия Юнейшего, так что даже и важнейшему догмату Христовой Веры - Воскресению Христову и всеобщему воскресению веровать не будут, то посему Господу Богу угодно до времени меня, убогого Серафима, от сея преждевременный жизни взять и затем во утверждение догмата Воскресения воскресить, и воскрешение мое будет яко воскрешение седми отроков в пещере Охлонской во времена Феодосия Юнейшего. По воскрешении же моем я перейду из Сарова в Дивеево, где буду проповедовать всемирное покаяние".

"Мне, убогому Серафиму, Господь открыл, что на земле Русской будут великие бедствия. Православная вера будет попрана, архиереи Церкви Божией и другие духовные лица отступят от чистоты Православия, и за это Господь тяжко их накажет. Я, убогий Серафим, три дня и три ночи молил Господа, чтобы он лучше меня лишил Царствия Небесного, а их помиловал. Но Господь ответил "Не помилую их: ибо они учат учениям человеческим, и языком чтут Меня, а сердце их далеко отстоит от Меня"…

Всякое желание внести изменения в правила и учения Святой Церкви есть ересь… хула на Духа Святого, которая не простится вовек. По этому пути пойдут архиереи Русской земли и духовенство и гнев Божий поразит их…"

"Но не до конца прогневается Господь и не попустит разрушиться до конца земле русской, потому что в ней одной преимущественно сохраняется еще Православие и остатки благочестия христианского... У нас вера Православная, Церковь, не имеющая никакого порока. Ради сих добродетелей Россия всегда будет славна и врагам страшна и непреоборима, имущая веру и благочестие - сих врата адовы не одолеют".

"Перед концом времен Россия сольется в одно великое море с прочими землями и племенами славянскими, она составит одно море или тот громадный вселенский океан народный, о коем Господь Бог издревле изрек устами всех святых: "Грозное и непобедимое Царство Всероссийское, всеславянское - Гога и Магога, пред которым в трепете все народы будут". И все это - все равно как дважды два четыре, и непременно, как Бог свят, издревле предрекший о нем и его грозном владычестве над землею. Соединенными силами России и других народов Константинополь и Иерусалим будут полонены. При разделе Турции она почти вся останется за Россией..."


Преподобный Серафим Саровский, 1825-32гг.

«До рождения антихриста произойдет великая и продолжительная война и страшная революция в России, по точному выражению отца Серафима, превышающая всякое воображение человеческое, ибо кровопролитие будет ужасное: бунты разинский, пугачевский, Французская революция - ничто в сравнении с тем, что будет с Россией. Произойдет гибель множества верных Отечеству людей, разграбление церковного имущества и монастырей, осквернение церквей Господних; уничтожение и разграбление богатства добрых людей, реки крови русской прольются. Но Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе".
Н.А.Мотовилов со слов прп. Серафима Саровского. Из архива о. Павла Флоренского. «Антихрист и Россия» 1990 г. «Московский литератор».

Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря.

Митрополит Серафим (Чичагов). 2-е изд. 1903 г. Репринт Московского Богородице-Рождественского женского монастыря. 1996 г.

Так, свидетельствует старица Ирина Семеновна (Летопись № 6, рассказ 53),
……
«Вот, матушка, - говорил он (св. Серафим), - когда у нас будет собор, тогда Московский колокол Иван Великий сам к нам придет! Когда его повесят да в первый-то раз ударят в него и он загудит, - и батюшка изобразил голосом, - тогда мы с вами проснемся! О! Вот, матушки вы мои, какая будет радость! Среди лета запоют Пасху! А народу- то, народу-то со всех сторон, со всех сторон!» Помолчав немного, продолжал батюшка: «Но эта радость будет на самое короткое время; что далее, матушки, будет... такая скорбь, чего от начала мира не было!» - и светлое лицо батюшки вдруг изменилось, померкло и приняло скорбное выражение. Опустя головку, он поник долу, и слезы струями полились по щекам.

Великий прозорливец все-таки утешил сестер, бедствующих в мельничной обители, тем, что у них будет собор, и придал им силы. Остальное пророчество касалось состояния обители к концу мира, и много раз повторял он его сестрам, еще с большими подробностями в последние два года своей жизни.
Глава 9. стр. 215-216.

Далее о. Василий Садовский говорит в своих записках: «Много чудного говорил батюшка Серафим об этой канавке. Так, что канавка эта - стопочки Божией Матери! Тут ее обошла Сама Царица Небесная! Эта канавка до небес высока! Землю эту взяла в удел Сама Госпожа Пречистая Богородица! Тут у меня, батюшка, и Афон, и Киев, и Иерусалим! И как Антихрист придет, везде пройдет и канавки этой не перескочит! Рыли сестры эту канавку до самой кончины батюшкиной; к концу его жизни, по приказанию его, и зимою рыть не переставали; огонь брызгал от земли, когда топорами ее рубили, но батюшка Серафим переставать не велел. Когда дело не шло на лад, то приказал хоть на один аршин или хотя бы на пол-аршина рыть, только бы почин сделали, а там после дороют!»
Глава 11. стр 255.

Первая старшая мельничной обители Прасковья Степановна свидетельствует (тетрадь № 6), что много чудного про эту канавку говорил батюшка Серафим. «Вот, матушка, - говорил он мне, - знаете, что место это Сама Царица Небесная избрала для прославления имени Своего. Она всегда, во веки будет вам стена и защита, и Антихрист не сможет перейти ее!»
Глава 11. стр. 256.

В другом месте старица Прасковья Ивановна повествует: «У вас канавку вырыть надо! - раз так-то заботливо говорит мне батюшка Серафим. - Три аршина чтобы было глубины и три аршина ширины и три же аршина вышины, воры-то и не перелезут!» «На что, - говорю, - батюшка? Нам ограда бы лучше!» «Глупая, глупая! - говорит. - На что канавку? Когда век-то кончится, сначала станет Антихрист с храмов кресты снимать да монастыри разорять и все монастыри разорит! А к вашему-то подойдет, подойдет, а канавка-то и станет от земли до неба, ему и нельзя к вам взойти-то, нигде не допустит канавка, так прочь и уйдет!»
Глава 11. стр. 258.

Старица Феодосия Васильевна сообщила следующее (тетрадь № 6, рассказ № 56): «Страдая падучею болезнью, пришла я к батюшке Серафиму, он и говорит мне: «Ступай, радость моя, в Дивеево рыть канавку; эту канавку Сама Царица Небесная Своим пояском измерила, так что когда и Антихрист-то придет, то канавка эта не допустит его туда!» «Батюшка, - говорю я ему, - я ведь больна, вот так-то и так-то!» Выслушав, взял он меня за плечи и, нагнув главу мою, прочитал молитву. Тут же почувствовав себя совершенно здоровой, я поступила в обитель, и болезнь не возвращалась ко мне уже более никогда».
Глава 11. стр. 259.

Та же Евдокия Трофимовна рассказывала (тетрадь № 6, рассказ № 52), что однажды она работала с сестрою Ириной Семеновной у батюшки в пустынке, и он, любя ее очень, много пророчески говорил. «Вот, матушка, - начал о. Серафим, сев у источника, - скажу вам, придет время, у нас в обители все будет устроено; какой собор будет! Какая колокольня! А кельи и ограда будут каменные, и во всем будет у нас изобилие!» После этого о. Серафим вдруг заплакал и сказал: «Но тогда жизнь будет краткая. Ангелы едва будут успевать брать души. А кто в обители моей будет жить, всех не оставлю; кто даже помогать будет ей, и те муки будут избавлены! Канавка же будет вам стеною до небес, и когда придет Антихрист, не возможет он перейти ее; она за вас возопиет ко Господу и стеною до небес станет и не впустит его! А колокол-то Московский, который стоит на земле, около колокольни Ивана Великого, он сам придет к вам по воздуху и так загудит, что вы пробудитесь и вся вселенная услышит и удивится».
Глава 12.

Своей избраннице Евдокии Ефремовне (матери Евпраксии), которая присутствовала при явлении Божией Матери в день Благовещения, о. Серафим много говорил на прощанье. Так, он сказал (тетрадь № 6, рассказ 17):
«Вот скажу тебе, - говорил мне батюшка Серафим, - будет у вас два собора; первый, мой-то собор холодный, куда лучше будет саровского-то, и будут они нам завидовать! А второй-то собор - зимний Казанский, ведь церковь-то Казанскую нам отдадут! Вы и не хлопочите, придет время - еще поклонятся да и отдадут ее нам. И скажу тебе, вельми хорош будет мой собор, но все-таки еще не тот этот дивный собор, что к концу-то века будет у вас. Тот, матушка, на диво будет собор! Подойдет Антихрист-то, а он весь на воздух и поднимется, и не сможет он взять его. Достойные, которые взойдут в него, останутся в нем, а другие хотя и взойдут, но будут падать на землю. Так и не сможет достать вас Антихрист-то, все равно как в Киеве приходили разбойники, а церковь-то поднялась на воздух, достать-то они ее не могли. Так вот, и собор ваш и канавка поднимутся тоже до неба и защитят вас, и не сможет ничего вам сделать Антихрист! И при том соборе время придет такое у вас, матушка, что ангелы не будут поспевать принимать души, а вас всех Господь сохранит, только три из вас примут мученье, трех антихрист замучит! Ведь Дивеев-то диво будет, матушка, четверо мощей в Рождественской церкви у нас почивать будут! И будет тут не село, а город. Мы-то с тобой не доживем, а другие-то доживут и до этого!»
Глава 19. стр. 453-454

Великая Дивеевская тайна

В другом месте записок Мотовилова обретена была мною и следующая ВЕЛИКАЯ ДИВЕЕВСКАЯ ТАЙНА:
"Неоднократно, - так пишет Мотовилов, - слышал я из уст великого угодника Божия старца о. Серафима, что он плотью своею в Сарове лежать не будет. И вот однажды осмелился я спросить его: - Вот вы, батюшка, все говорить изволите, что плотию вашею вы в Сарове лежать не будете. Так нешто вас Саровские отдадут?
На сие батюшка, приятно улыбнувшись и взглянув на меня, изволил мне ответить так:
- Ах, ваше боголюбие, ваше боголюбие, как вы! Уж на что царь Петр-то был царь из царей, а пожелал мощи св. благоверного князя Александра Невского перенести из Владимира в Петербург, а святые мощи того не похотели.
- Как не похотели? - осмелился я возразить вели кому старцу. - Как не похотели, когда они в Петербурге в Александро-Невской Лавре почивают? - В Александро-Невской Лавре, говорите вы? Как же это так? Во Владимире они почивали при вскрытии, а в лавре под спудом - почему же так? А потому, - сказал батюшка, - что их там нет.
- И много распространившись по сему поводу своими богоглаголивыми устами, батюшка Серафим поведал мне следующее:
- Мне, ваше боголюбие, убогому Серафиму, от Господа Бога положено жить гораздо более ста лет. Но так как к тому времени архиереи так онечестивятся, что нечестием своим превзойдут архиереев греческих во времена Феодосия Юнейшего, так что главнейшему догмату веры Христовой и веровать уже не будут, то Господу Богу благоугодно взять меня, убогого Серафима, до времени от сея привременной жизни и посем воскресить, и воскресение мое будет аки воскресение семи отроков в пещере Охлонской во дни Феодосия Юнейшего".
"Открыв мне, - пишет далее Мотовилов, - сию великую и страшную тайну, великий старец поведал мне, что по воскресении своем он из Сарова перейдет в Дивеево и там откроет проповедь всемирного покаяния. На проповедь же ту, паче же на чудо воскресения, соберется народу великое множество со всех концов земли, Дивеево станет лаврой, Вертьяново - городом, а Арзамас - губернией. И проповедуя в Дивееве покаяние, батюшка Серафим откроет в нем четверо мощей и по открытии их сам между ними ляжет. И тогда вскоре настанет и конец всему". Такова великая Дивеевская благочестия тайна, открытая мною в собственноручных записях симбирского совестного судьи Николая Александровича Мотовилова, сотаинника великого прозорливца чина пророческого - преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского и всея России чудотворца.
С.А.Нилус «На берегу Божьей реки» Часть 2. Издание 1969 г. Глава 8.

словами: «Это я храню, как зеницу ока». Письмо, пожелтевшее от времени, с сильно полинявшими чернилами, было написано собственноручно святым преподобным Серафимом Саровским — Мотовилову. В письме было предсказание о тех ужасах и бедствиях, которые постигнут Россию, и помню только, что было в нем сказано и о помиловании и спасении России. Года я не могу вспомнить, так как прошло 28 лет, и память мне может изменить, да и каюсь, что не прочла с должным вниманием, так как год указывался отдельно, а спасения хотелось и избавления немедленно еще с самого начала революции. Простить себе не могу, что не списала копию с письма, но голова была так занята и мозги так уставали в поисках насущных потребностей для детей, что этим только успокаиваю и оправдываю свою недальновидность... Письмо помню хорошо».

О великой скорби


В одной из своих бесед с Мотовиловым преподобный Серафим, говоря о духовном состоянии последних христиан, оставшихся верными Богу перед концом мира, поведал нечто весьма важное во укрепление исповедников Христовых.

«И во дни той великой скорби, о коей сказано, что не спаслась бы никакая плоть, если бы избранных ради не сократились оные дни, в те дни остатку верных предстоит испытать на себе нечто подобное тому, что было испытано некогда Самим Господом, когда Он, на Кресте вися, будучи совершенным Богом и совершенным человеком, почувствовал Себя Своим Божеством настолько оставленным, что возопил к Нему: «Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» Подобное же оставление человечества благодатью Божиею должны испытать на себе и последние христиане, но только лишь на самое краткое время, по миновении коего не умедлит вслед явиться Господь во всей славе Своей и все святые ангелы с Ним. И тогда совершится во всей полноте все, от века предопределенное в Предвечном Совете».

Что ждет Россию?


Россию невидимая рука вовлекла в стихийный круговорот невероятного страдания: события — одно страшнее другого, преступления, имени которым нет на обыкновенном языке, хаос мыслей, чувств, настроений — и над всем торжествующее царство ненависти, нечеловеческой злобы и общей муки, на кровавые клочья рвущих сердца всех, кто еще не утратил того, что прежние люди звали сердцем.

Кто живет жизнью своей Матери — Православной Церкви, тот знает, откуда и за что ниспосылаются эти муки, знает он также и к чему готовят человечество эти страдания, но... «Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам, и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить, и не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем...» (Апокалипсис 9, 20, 21).

Так не к этим «прочим» я теперь обращаю это слово — «дух заблуждения» так властно овладел теперь их душой, что «верить они могут только лжи», — а к тем « избран ным», ради которых должны сократиться эти дни, в подкрепление и в радость их веры: пусть к ним идет, если Богу угодно, слово мое, да не «поклонятся они зверю, говоря: кто подобен зверю сему и кто может сразиться с ним?»

Отец Амвросий Оптинский, говоря о близости исполнения времени и объясняя 7-й стих второй главы Второго Послания к фессалоникийцам, в котором указывается признак времени явления антихриста, — той «тайны беззакония», которая «не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь», — под «теперь удерживающим» разумел царя или царскую, самодержавную, ничем и никем не ограниченную власть.

Толкование великого старца, подвижника и прозорливца, еще так недавно отошедшего от нас ко Господу, живо еще в памяти всех его современников, свято чтущих и соблюдающих в своих о нем воспоминаниях каждое его даже вскользь пророненное слово.

Признак этого близкого пришествия антихриста указан и святыми отцами Православной Апостольской Церкви и истолкован ими в том же смысле.

О царской власти


Современник преподобного Серафима Саровского и его почитатель Николай Александрович Мотовилов записал о беседе своей с Саровским отшельником относительно царской власти. Записи свои Мотовилов озаглавил так:

«Копия с ответа моего Следственной Комиссии — секретно спрашивавш(е)й мнения моего о житии батюшки отца Серафима, прочитанного мною в рукописи, сочиненной бывшим иеродиаконом и поверенным Саровской пустыни, ныне же (1844 год) иеромонахом и казначеем Святыя Тро-ицко-Сергиевския лавры, отцом Сергием — написанного во Святой Саровской Пустыни 1840 года 1 или 2 сентября и сего 1844 года с 26 на 27 октября там же начавшегося переписываться мною:

«Тамбовской Духовной Консистории Чл(е)ну Соборному Ключарю, протоиерею Никифору Телятинскому и города Кадома соборному протоиерею, Иоанну Розанову. Симбирского помещика, действительного студента Николая Александрова Мотовилова «Объяснение...».

Комментируя записи Мотовилова относительно его беседы с Серафимом Саровским о царской власти, С. А. Нилу с, исследователь жизни преподобного Серафима, говорит, что слова Саровского отшельника «не без пророческого, по моему разумению, указания на события и лица, нам современные». Чтобы в этом убедился и наш читатель, приводим в точности записанное Мотовиловым в ночь с 26 на 27 октября 1844 года в Саровской пустыни:

«... а в доказательство истинной ревности по Боге приводил он (преподобный) святого пророка Илию и Гедеона и, по целым часам распространяясь о них своею боговдохновенною и усладительнейшею беседой, каждое суждение свое о них заключал применением к жизни собственно нашей и указанием на то, какие мы и в каких наиболее обстоятельствах жизни можем из житий их извлекать душеспасительные наставления. Часто поминал мне о святом царе, пророке и богоотце Давиде, и тогда приходил в необыкновенный духовный восторг. Надобно было видеть его в эти неземные минуты! Лицо его, одушевленное благодатию Духа Святого, сияло тогда подобно солнцу, и я, поистине говорю, что, глядя на него, я чувствовал лом в глазах, как бы при взгляде на солнце. Невольно приводил я на память себе лицо Моисея, только что сшедшего с Синая. Душа моя, умиротворяясь, приходила в такую тишину, исполнялась такою великою радостию, что сердце мое готово было вместить в себя не только весь род наш человеческий, но и все творение Божие, преизливаясь ко всем Божественною любовию.

«Так-то, ваше боголюбие, так, — говаривал батюшка, скача от радости (кто помнит еще сего святого старца, тот скажет, что и он его иногда видывал как бы скачущим от радости), — избрах Давида, раба Моего, мужа по сердцу моему, иже исполнит вся хотения Моя... — и прибавляя: — Блаженно царство, имеющее такого царя!»

Разъясняя же, как надобно служить царю и сколько дорожить его жизнью, он приводил в пример военачальника Давида, Авессу.

«Однажды он, — так говорил батюшка Серафим, для утоления жажды Давидовой прокрался в виду неприятельского стана к источнику и добыл воды и, несмотря на тучу стрел из неприятельского стана, пущенных в него, возвратился к нему ни в чем не вредимым, неся воду в шлеме, сохранен будучи от тучи стрел только за усердие свое к царю. Когда же что приказывал Давид, то Авесса ответствовал: «Только повели, о царю, и все будет исполнено по-твоему». Когда же царь изъявил желание сам участвовать в каком-либо кровопролитном деле для обозрения своих воинов, то Авесса умолял его о сохранении своего здравия и, останавливая его от участия в сече, говорил: «Нас много у тебя, а ты, государь, у нас один. Если бы и всех нас побили, то лишь бы ты был жив. Израиль цел и непобедим. Если же тебя не будет, что будет тогда с Израилем?..»

О восстании на Сенатской площади


Трудно усомниться в правильности предсказаний святого Серафима относительно восстания декабристов на Сенатской площади. И подтверждение этому — записи Н. А. Мотовилова:

«Батюшка отец Серафим пространно любил объясняться о сем, хваля усердие и ревность верноподданных к царю, и, желая явственнее истолковать, сколько сии две добродетели христианские угодны Господу, говаривал:

«После Православия они суть первый долг наш русский и главное основание истинного христианского благочестия».

Часто он от Давида переводил разговор к нашему великому государю императору и по целым часам беседовал со мною о нем и о царстве русском; жалел о зломыслящих противо всеавгустейшей особы его. Явственно говоря мне о том, что они хотели сделать, он приводил меня в ужас, а рассказывая о казни, уготовляемой им от Господа и удостоверяя меня в словах своих, прибавлял:

«Будет это непременно: Господь, видя нераскаянную злобу сердец их, попустит их начинаниям на малое время, но болезнь их обратится на главу их и на верх их снидет неправда пагубных замыслов их. Земля русская обагрится реками кровей, и много дворян побиено будет за великого государя и целость самодержавия его, но не до конца прогневается Господь и не попустит разрушиться до конца земле русской, потому что в ней одной преимущественно сохраняется еще Православие и остатки благочестия христианского».

Когда же, устрашенный его рассказом, я спросить хотел о государе: что будет тогда с ним? — то он, не дав мне и выговорить, отвечал мне на мысль мою:

«А ты уж, батюшка, не о нем пекись, — его Господь сохранит: он велик перед Богом, он — в душе христианин».

И это всегда почти любимые его выражения о государе, которые он и в прочих беседах своих со мною о нем говаривал, приводя к тому и доказательство. И это я сам лично слышал из уст его и готов сказать во всеуслышание не только в России, но и целому миру, повторяя с отцом Серафимом: «Блаженны мы, что имеем такого царя!»

Кстати, не могу умолчать и о том, что, по словам келейника его, Павла, батюшка отец Серафим в день самого бунта 14 декабря 1825 года, поутру в этот день, спокойно перекладывая дрова около своей келии, вдруг стал бегать, восклицая: «Драка! Драка!»

И на вопрос отца Павла: «О чем это ты, батюшка, кричишь так?» — ответствовал: «В Петербурге бунт противу государя!» — и стал подробно объяснять, что там в это время происходило.

Восстание на Сенатской площади


Существует еще одно пророчество преподобного Серафима о восстании на Сенатской площади.

Двадцатые годы XIX века. Саровская обитель. Старец Серафим, весь проникнутый любовью, добротою, строго взирает на приближающегося к нему офицера и отказывает ему в благословении. Прозорливец знает, что тот — участник заговора будущих декабристов. «Гряди, откуда пришел», — решительно говорит ему преподобный. Подводит затем великий старец послушника своего к колодцу, вода в котором была мутной и грязной: «Так и этот человек, который приходил сюда, намеревается возмутить Россию», — произносит праведник, переживающий за судьбу русской монархии.

О царствовании императора Николая Павловича


То, что после восстания на Сенатской площади на престол взойдет Николай Павлович, преподобный Серафим также — по словам келейника его, Павла, бывшего неотлучно при преподобном — как следует из записей Мотовилова, предсказал.

Когда же, через несколько после того дней, взошел на престол ныне благополучно царствующий государь император, Николай Павлович, то батюшка отец Серафим, еще до получения о том известий, говорил:

«Ну вот, это так! Слава Богу, слава Богу! Царя богоизбранного даровал Господь земле русской! Сам Господь избрал и помазал его на царство!»

И тому же келейнику своему, Павлу, преподобный Серафим неоднократно говорил:

«Я всегда молюсь, чтобы Господь продлил жизнь его, для счастия России».

Церкви Православной жить!


На жалобы Мотовилова о том, что Православная Церковь в бедствии, что души и тела людей все больше и больше оскверняются, погрязают в разврате, что безбожие — вот удел России, преподобный Серафим отвечал ему:

«Илия Фесвитянин, жалуясь Господу на Израиля, будто весь он преклонил колено Ваалу, говорил в молитве, что уж только один он, Илия, остался верен Господу, но уже и его душу ищут изъяти... Так что же, батюшка, отвечал ему на это Господь? — Седмь тысящ мужей оставих во Израили, иже не преклониша колен Ваалу... Так, если во Израильском царстве, отпадшем от Иудейского, верного Богу, царства и пришедшем в совершенное развращение, оставалось еще седмь тысящ мужей, верных Господу, то что скажем о России? Мню я, что во Израильском царстве было тогда не более трех миллионов людей. А у нас, батюшка, в России, сколько теперь?»

На ответ Мотовилова, что, по его предположению, будет около шестидесяти миллионов, святой старец продолжал:

«В двадцать раз больше. Суди же сам, сколько теперь у нас еще обретается верных Богу! Так-то, батюшка, так-то: их же предуведе, сих и предъизбра; их же предъизбра, сих и предустави; их же предустави, сих и блюдет, сих и прославит. Так о чем же унывать-то нам?! С нами Бог! Надеющиеся на Господа, яко гора Сион, не подвижется в век живый во Иерусалиме. Горы окрест его, и Господь окрест людей Своих. Господь сохранит тя, Господь покров твой на руку десную твою. Господь сохранит вхождение твое и исхождение твое отныне и до века. Во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию».

На вопрос Мотовилова, что значат слова преподобного, к чему он это говорит, тот отвечал:

«К тому, — ответствовал батюшка отец Серафим, — что таким-то образом хранит Господь, яко зеницу ока Своего, людей Своих, то есть православных христиан, любящих Его и всем сердцем, и всею мыслию, и словом, и делом, день и нощь служащих Ему. А таковы — хранящие всецело все уставы, догматы и предания нашей Восточной Церкви Вселенской и устами исповедущие благочестие ею преданное, и на деле во всех случаях жизни творящие по святым заповедям Господа нашего Иисуса Христа».

Пророчество о невесте Мотовилова


Невероятно интересным является тот факт, с какой точностью (вплоть до месяца) предрек святой Серафим невесту своему великому почитателю Мотовилову. Николай Александрович, будучи сильно влюбленным в Языкову Екатерину Михайловну, дворянку, соседку его по имению, сильно просил преподобного Серафима помолиться о ней и, более того, попросить Бога, чтобы он нарек эту девушку ему в невесты.

Старец с улыбкой выслушал влюбленного юношу, задал не один вопрос относительно того, что так привлекло его друга в этой девушке и неожиданно спросил о возрасте мотовиловской избранницы. Услышав, что девушке примерно шестнадцать-семнадцать лет, старец замахал руками:

«Что Вы, батюшка, Ваше Боголюбие! Нет, нет! Вашей, от Бога Вам преднареченной невесте, теперь 8 лет и несколько месяцев, этак 3 или 4, а уж едва ли более 5 месяцев, а ведь, по новому постановлению Синода, нельзя мужчине моложе 18 лет, а девушке 16 — вступать в брак. Так не подождать ли Вам Вашей Богом преднареченной невесты этак 8 или 10 лет? А то как же Вам теперь жениться на ней?! Никак нельзя — молода еще очень».

А относительно того, чтобы просить Бога о той или иной невесте, как этого добивался от святого старца Мотовилов, отец Серафим отвечал:

«Ведь иное, Ваше Боголюбие, просить Господа Бога, чтоб Он преднарек кому невесту — как вот Вы, например, просите теперь, чтобы я, убогий, упросил Господа, чтоб Он Вам преднарек в невесты Языкову, — а иное, когда Господь уже Сам кому какую невесту преднарещи собла-гоизволил — как вот, например, для Вашего Боголюбия. Невесте Вашей теперь не более 8 лет и 3, 4 или 5 месяцев. Уж это, поверьте, в точности верно, и сам я, убогий Серафим, Вам в том свидетельствовать готов».

Разговор этот Мотовилова с Серафимом Саровским происходил в октябре 1831 года. И уж никак не мог тогда поверить и даже предположить Николай Александрович, что пророчества преподобного сбудутся. А вышло именно так: в 1840 году, спустя 9 лет после вышеописанного разговора со святым Серафимом, Мотовилов обручился с семнадцатилетней красавицей Еленой Ивановной, племянницей двух дивеевских монахинь Марии Семеновны и Прасковьи Семеновны Милюковых. Этот брак, как и предсказал преподобный, был угоден небесам — прожили Мотовилов с Еленой Ивановной в любви и согласии долгие годы, до самой старости.

Предсказание преподобного Серафима о царствовании императора Николая II

Письмо из департамента полиции

В семье царей Романовых из поколения в поколение передавалась легенда о существовании предсказания преподобного Серафима Саровского, которое относилось и к будущим царям этой фамилии. Текст предсказания предположительно был записан одним отставным генералом и, по соображениям Александра III, должен был находиться в архиве жандармского корпуса, бывшем одновременно и архивом самодержавия. Однако поиски письменного источника в указанном хранилище ни к чему не привели. И все же к моменту восхождения на престол Николая II письмо это нашли в департаменте полиции. Вот что там говорилось о судьбе последнего российского монарха:

«В начале царствования сего монарха будут несчастья и беды народные. Будет война неудачная. Настанет смута великая внутри государства, отец подымется на сына и брат на брата. Но вторая половина правления будет светлая, и жизнь государя долговременная.»

Данное предсказание преподобного Серафима было опубликовано в 1917 году после вынужденного отречения Николая II от престола государства Российского и сложения с себя верховной власти, но еще до его расстрела. Публикуя это пророчество преподобного Серафима по уникальному документу из департамента полиции, издатели, вероятно, хотели посмеяться над «несбывшимся» пророчеством: вторая половина земного правления Николая II была уже невозможна, а сам государь находился под арестом, и можно было предполагать печальное окончание его земного бытия вплоть до скорой мученической смерти.

На первый взгляд, буквальное толкование текста прорицания дает основания для иронического отношения: в конце царствования Николая II страна была ввергнута в пучину многолетней изнурительной войны, духовной смуты и революционного беспорядка — то есть предсказание сбылось как бы в зеркальном отражении, с точностью до наоборот. Далекие от христианского миросозерцания публикаторы, естественно, никак не могли ни воспринять как «светлые» последние годы правления самодержца, ни тем более «жизнь государя долговременной» в преддверии его мученической кончины.

Материалистический взгляд на окружающее не позволяет понять истинный смысл пророчества преподобного Серафима, которое истолковывается словами Апокалипсиса о вечной жизни в Новом Иерусалиме, Царстве Небесном: «Храма же я не видел в нем; ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою, ворота его не будут запираться днем, а ночи там не будет. И принесут в него славу и честь народов; и не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни... И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков» (Апокалипсис, 21, 22—27, 22, 5).

Данное пророчество преподобного Серафима подтверждается также целым рядом сходных предсказаний других угодников Божиих.

Предрек свою кончину

Еще за год до смерти отец Серафим почувствовал крайнее изнеможение. В это время он достиг 72 лет. По-прежнему подавая многим верующим благодатные исцеления и содействуя благоустройству и спасению многих даром своей прозорливости, преподобный Серафим начал теперь предрекать и о своей близкой кончине. Часто, давая кому-то наставления, он неожиданно говорил: «Мы с тобою более не увидимся». Некоторые просили позволения навестить его еще Великим постом, но он отвечал:

— Тогда двери мои затворятся, вы меня не увидите. Незадолго до кончины преподобный поручил послать некоторым близким ему лицам письма, призывая их к себе в обитель, а другим, которые не могли поспеть к нему, просил после смерти своей передать от него душеполезные советы, при этом прибавлял:

— Сами-то они меня не увидят!

В воскресенье 1 января 1833 года святой старец в последний раз пришел в больничную Зосимо-Савватиевскую церковь, приложился ко всем иконам, сам поставил свечи и потом причастился по обычаю святых Христовых Тайн. По окончании литургии он простился со всеми молившимися братиями, всех благословил, целовал и, утешая, говорил:

— Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь вам венцы готовятся.

Потом святой старец приложился к святому Кресту и иконе Божией Матери и затем, обойдя вокруг престола и сделав ему обычное поклонение, вышел из алтаря северными дверями, как бы знаменуя этим, что одними вратами — путем рождения — человек входит в жизнь, а другими — вратами смерти — оставляет ее. На следующее утро сердце преподобного Серафима биться перестало.

«...Когда умру, кончина моя откроется пожаром»

Предрек святой Серафим и пожар, которым открылась его кончина. Задолго до смерти на все предостережения относительно никогда не угасавших свечей в его келье старец ответил:

— Пока я жив, пожара не будет, а когда умру, кончина моя откроется пожаром. — Так и было.

2 января часов около шести отец Павел, выходя из своей кельи на раннюю литургию, почувствовал близко запах дыма. Постучал с молитвою в двери к отцу Серафиму, но ответа не было. Когда же дверь взломали, то увидели коленопреклоненного пред малым аналоем старца (в такой позе он и умер), а рядом на столе — тлеющие холщовые вещи и книги.

«Среди лета запоете Пасху»

О будущем своих мощей


В записях Мотовилова сказано, что он часто слышал от великого старца, что тот плотью своею в Сарове лежать не будет. Набравшись смелости, Николай Александрович как-то спросил: «Как же, батюшка, Вы изволите все говорить, что Вы плотию своею лежать не будете. Нешто Вас Саровские отдадут?» И на сие батюшка, приятно на меня взглянув и улыбнувшись, изволил мне ответить следующее: «Ах, Ваше боголюбие, Ваше боголюбие. Какие вы. Уж на что царь Петр, то был царь из царей, а захотел мощи св(ятого) благоверного князя Александра Невского перенести из Владимира в Петербург, а св(ятые) мощи не пожелали, и в Петербурге их нет». — «Как же нет? Как же нет? — осмелился я возразить великому старцу. — Как же нет, когда он почивает там в Александро-Невской Лавре». — «В А(лександро)-Н(евской) Лавре, говорите Вы, — ответил мне батюшка. — Как же так, во Владимире они почивали на вскрытии, а в Петербурге под спудом. Почему же так, а потому, Ваше боголюбие, что их там нет». И, много распространившись по сему предмету, батюшка отец Серафим изволил мне открыть великую тайну. «Мне, — сказывал, — убогому Серафиму, от Господа Бога положено жить гораздо более ста лет. Но так как к тому времени архиереи русские так онечестивятся, что нечестием своим превзойдут архиереев греческих во времена Феодосия Юнейшего, так что даже и важнейшему догмату Христовой веры — Воскресению Христову и всеобщему воскресению веровать не будут, то посему Господу Богу угодно до времени меня, убогого Серафима, от сея превременныя жизни взять и затем, во утверждение догмата Воскресения, воскресить меня, и воскрешение мое будет, яко воскрешение седьми отроков в пещере Охлонской во времена Феодосия Юнейшего. По воскрешении же моем я перейду из Сарова в Дивеев, где буду проповедовать всемирное покаяние. И на сие великое чудо соберутся в Дивеев люди со всех концов земли, и там, проповедуя им покаяние, я открою четверо мощей и сам между ними пятым лягу. Но тогда уж настанет и конец всему». Пророческие слова святого старца сбылись — через 80 лет после его кончины, в 1903 году, в Дивееве состоялось открытие мощей преподобного, на котором присутствовала почти вся царская семья.

Предречение приезда всей царской семьи в Дивеево


На открытие мощей преподобного Серафима в Саров прибыла почти вся царская семья. Перед отправлением в обратную дорогу все заехали к Елене Ивановне Мотовиловой, у которой, было известно Николаю II, хранится для него письмо от преподобного Серафима. Это письмо старец написал, запечатал мягким хлебом, передал Николаю Александровичу Мотовилову, сказав при этом (что очень интересно) следующее:

«Ты не доживешь, а жена твоя доживет, когда в Дивеево приедет вся Царская Фамилия, и Царь придет к ней.

Пусть она ему передаст». Все в точности так и случилось, как предсказал Серафим, — Николая Александровича уже не было в живых, а Елена Ивановна приезда царской семьи дождалась.

Что касается письма, то, прочтя его, царь Николай П горько плакал. Придворные успокаивали его, говорили, что несмотря на то, что преподобный Серафим святой, он может ошибаться, но государь был безутешен. Содержание этого письма осталось никому не известно. Есть только предположение, что в письме этом — найденном уже после гибели Николая II в департаменте полиции — пророчество Серафима, касающееся трагической смерти царя и его семьи.

Приезд всей царской семьи в Дивеево и прославление своих мощей пророчил преподобный Серафим и старице Евдокии Ефремовне (монахине Евпраксии). Вот что вспоминает она о своем разговоре со старцем: «Вот этот лес, что Горячев ключ-то называется, это наш лес будет, матушка! (Что и исполнилось в 1869 году.) Тут могут быть и пчелки у нас, потому что хороший приют тут будет, и вода близко, и всякий цвет... И какая радость-то будет, но мы не доживем и я не доживу, как собор-то у нас пятиглавый будет! Только и ты, матушка, не узришь, как это совершится. А будет-то он в средине двух церквей, против Казанской церкви, а тут напротив нее будут святые врата, и какая радость-то будет, какая радость-то будет!.. Хоть ты и не доживешь, как собор-то совершится, а ведь какая радость-то тогда будет! Четверо мощей будут у нас, матушка!.. Приедет к нам Царь и вся Фамилия! Дивеево-то лавра будет, Вертьяново — город, а Арзамас — губерния! Станут все приходить к нам, матушка, запираться для отдыха-то будем; станут деньги давать, только берите; в оградку станут кидать, а нам уже не нужно, много своих тогда будет, матушка!»

О будущем воскрешении


«...Господу Богу благоугодно будет взять меня, убогого Серафима, до времени от сея привременныя жизни и посем воскресить...» — говорил старец Н. А. Мотовилову, добавив потом, что по воскресении своем он из Сарова перейдет в Дивеев и там откроет проповедь всемирного покаяния.

По этой причине игумения Мария 23 года не освящала левый придел в Дивеевском соборе. Она верила, что, как предсказано, доживет до прославления преподобного Серафима. И, дожив до 84 лет, освятила придел в святое его имя!

— Да, мой батюшка, Сергей Александрович, — говорила она С. А. Нилусу в августе 1903 года, — великое это чудо. Но вот будет чудо так чудо. Это когда крестный-то ход, что ныне шел из Дивеева в Саров, пойдет из Сарова в Дивеев, «а народу-то, — как говаривал наш Угодничек-то Божий, Преподобный Серафим — что колосьев в поле. Вот то-то будет чудо чудное, диво дивное».

— Как это понимать, матушка? — полюбопытствовал С. А. Нилус.

— А это — кто живет, тот увидит, — таков был ответ игумении Марии.

И так действительно случилось. Мощи преподобного Серафима были возвращены Церкви, перевезены из Ленинграда в Москву и, наконец, перенесены в Дивеево. Тысячи людей присутствовали при исполнении этих последних предсказаний.

«Придет время, и мои сиротки в Рождественские ворота, как горох, посыпятся»


Долгие годы после смерти преподобного Серафима рассказывали о том, как на праздник Рождества Богородицы старец сказал: «Придет время, и мои сиротки в Рождественские ворота, как горох, посыпятся». Все недоумевали — какие это такие ворота будут? Спустя много лет после кончины преподобного тайна его пророческих слов открылась. Вот что рассказывает об этом схимонахиня Маргарита:

«В 1927 году, на наш престольный праздник — Рождество Богородицы, в два часа начиналась малая вечерня. Я в звонарях была. Подошла к двери на колокольне — меня хвать сверху!.. Красна шапка — милиционер! «Стой!» — не дает открывать. — «Как «стой»? Нам уже время!». — «Вам, — говорит, — время, а нам нет».

В недельный срок монастырь был закрыт.

И разлетелись мы кто куда. А дождик лил!.. Люди на нас и Господь на нас! Сестры вспомнили: «Батюшка Серафим, вот и «Рождественские ворота»! Власти нам предложили: можете оставаться, но только не одевайте монашескую одежду, будьте как все люди. И в мастерской, где работать, чтоб икон не было, а поставьте Ленина. На это никто не согласился. Был у нас тогда тайно один архиерей. Он сказал: «Вот вас из монастыря выгонят, а монашество свое берегите».

«...Придет время, без всяких хлопот прикажут вам быть монастырем»


Сбылось еще одно из пророчеств преподобного Серафима о Дивееве. В свое время он запрещал сестрам называть Казанскую церковь, бывшую еще при нем, приходской, хотя и при жизни святого старца, и до самого закрытия в 1927 году эта церковь, в отличие от монастырских, была именно приходской. Преподобный говорил, что церковь эта будет монастырской, а Казанская, но уже мирская, будет в другом месте. Все получилось, как и предсказал преподобный Серафим. «Не хлопочите и не доискивайтесь, и не просите монастыря, — так говорил преподобный первым дивеевским сестрам, — придет время, без всяких хлопот прикажут вам быть монастырем, тогда не отказывайтесь». Как подтверждение слов преподобного, в 1988 году Дивеевский исполком неожиданно выделил для строительства церкви дом прямо над источником Казанской Божией Матери. В настоящее время в Дивееве действуют 2 церкви.

Об антихристе и дивеевской канавке


В своих записках Василий Садовский говорит: «Много чудного говорил батюшка Серафим об этой канавке. Так, что «канавка эта — стопочки Божией Матери! Тут ее обошла Сама Царица Небесная! Эта канавка до небес высока! Землю эту взяла в удел Сама Госпожа Пречистая Богородица! Тут у меня, батюшка, и Афон, и Киев, и Иерусалим! И как Антихрист придет, везде пройдет, и канавки этой не перескочит!» Рыли сестры эту канавку до самой кончины батюшкиной; к концу его жизни, по приказанию его, и зимою рыть не переставали; огонь брызгал от земли, когда топорами ее рубили, но батюшка Серафим переставать не велел. Когда дело не шло на лад, то приказал хоть на один аршин или хотя бы и на поларшина рыть, только бы почин сделали, а там после дороют!

Первая старшая мельничной обители Прасковья Степановна свидетельствует, что много чудного про эту канавку говорил батюшка Серафим. «Вот, матушка, — говорил он мне, — знаете, что место это Сама Царица Небесная избрала для прославления имени своего. Она всегда, во веки будет вам стена и защита, и антихрист не сможет перейти ее!»

Сестра Ксения Васильевна (монахиня Капитолина) так вспоминает о рассуждениях преподобного Серафима относительно канавки: «О канавке говорил мне батюшка, да и всем говаривал, что потому она так вырыта, что это самая тропа, где прошла Царица Небесная, взяв в удел Себе обитель. Тут стопочки Царицы Небесной прошли! «Стопочки Царицы Небесной, матушка! — так, бывало, и задрожит весь, как это говорит-то. — Она, Матерь-то Божия, все это место обошла, матушка! Вы и землю-то когда роете, не кидайте так и никому не давайте, а к себе же в обитель, в канавку-то и складывайте! И скажу тебе, матушка, кто канавку с молитвой пройдет да полтораста Богородиц прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!»

В другом месте старица Прасковья Ивановна вспоминает о рассуждениях отца Серафима: «У вас канавку вырыть надо! — раз так-то заботливо говорит мне батюшка Серафим. — Три аршина чтобы было глубины и три аршина ширины и три же аршина вышины, воры-то и не перелезут!» — «На что, — говорю, — батюшка, нам ограда бы лучше!» — «Глупая! Глупая! — говорит, — на что канавку? Когда век-то кончится, сначала станет Антихрист с храмов кресты снимать да монастыри разорять, и все монастыри разорит! А к вашему-то подойдет, подойдет, а канавка-то и станет от земли до неба, ему и нельзя к вам взойти-то, нигде не допустит канавка, так прочь и уйдет!»

Старица Феодосия Васильевна сообщила следующее: «Страдая падучею болезнию, пришла я к батюшке Серафиму, он и говорит мне: «Ступай, радость моя, в Дивеево рыть канавку; эту канавку Сама Царица Небесная Своим пояском измерила, так что когда и Антихрист-то придет, то канавка эта не допустит его туда!» — «Батюшка, — говорю я ему, — я ведь больна, вот так-то и так-то!» Выслушав, взял он меня за плечи и, нагнув главу мою, прочитал молитву. Тут же почувствовав себя совершенно здоровою, я поступила в обитель, и болезнь не возвращалась ко мне уже более никогда».

То же самое говорил о канавке, как преграде для Антихриста, преподобный Серафим еще одной из дивеевских сестер Евдокии Трофимовне: «Вот, матушка, — начал отец Серафим, сев у источника, — скажу вам, придет время, у нас в обители все будет устроено; какой собор будет! Какая колокольня! А келии и ограда будут каменные, и во всем будет у вас изобилие!» После этого отец Серафим заплакал и сказал: «Но тогда жизнь будет краткая. Ангелы едва будут успевать брать души! А кто в обители моей будет жить, всех не оставлю; кто даже помогать будет ей, и те муки будут избавлены! Канавка же будет вам стеною до небес, и когда придет Антихрист, не возможет он перейти ее; она за вас возопиет ко Господу и стеною до небес станет и не впустит его! А колокол-то московский, который стоит на земле, около колокольни Ивана Великого, он сам придет к вам по воздуху и так загудит, что вы пробудитесь и вся вселенная услышит и удивится».

«Вот скажу тебе, — говорил мне батюшка Серафим, будет у вас два собора; первый мой-то собор холодный; куда лучше будет Саровского-то, и будут они нам завидовать! А второй-то собор, зимний Казанский, ведь церковь-то Казанскую нам отдадут! Вы и не хлопочите, придет время еще поклонятся да и отдадут ее нам. И скажу тебе, вельми хорош будет мой собор, но все-таки еще не тот этот дивный собор, что к концу-то века будет у вас. Тот, матушка, на диво будет собор! Подойдет Антихрист-то, а он весь на воздух и поднимется, и не сможет он взять его. Достойные, которые взойдут в него, останутся в нем, а другие хотя и взойдут, но будут падать на землю. Так и не сможет достать вас Антихрист-то; все равно как в Киеве приходили разбойники, а церковь-то поднялась на воздух; достать-то они ее не могли. Так вот и собор ваш и канавка поднимутся тоже до неба и защитят вас, и не сможет ничего вам сделать Антихрист! И при том соборе время придет такое у вас, матушка, что ангелы не будут поспевать принимать души, а вас всех Господь сохранит, только три из вас примут мученье; трех Антихрист замучит! Ведь Дивеев-то диво будет, матушка, четверо мощей в Рождественской церкви у нас почивать будут!»

О конце мира


Один монах, испугавшись, что наступает конец мира и великий день второго пришествия Господня, решил спросить об этом у святого старца. Серафим понял, что монахом руководит не желание получить наставления, а всего лишь праздное любопытство, потому, не дождавшись еще вопроса, стал отвечать ему: «Радость моя! Ты много думаешь о убогом Серафиме; мне ли знать, когда будет конец миру сему и тот великий день, в который Господь будет судить живых и мертвых и воздаст каждому по делам его? Нет, сего мне знать невозможно». Монах, напуганный тем, что прозорливец угадал его вопрос, в страхе припал к ногам старца. Серафим поднял монаха и стал говорить дальше: «Господь сказал Своими пречистыми усты: о дни том и часе никтоже весть: ни ангели небесные, токмо Отец Мой Един. Яко же бо бысть во дни Ноевы: тако будет и пришествие Сына Человеческого. Якоже бо беху во дни прежде потопа, ядуще и пиюще, женящеся и посягающе, донего же дни в ниде Ноев ковчег, и не уведеша, дондеже прииде вода и взят вся: тако будет и пришествие Сына Человеческого!» Тяжело вздохнув, старец продолжил: Мы, живущие во грехах, далеко отступили от путей спасения; мы невоздержны, не храним постов святых; не соблюдаем ни среды, ни пятницы, едим мясо даже во святую Четыредесятницу, не думая о том, что сим нарушаем церковные и апостольские правила, гневим Господа, широко отворяя для входа в лукавое сердце свое двери страстям и порокам, а вслед за ними и казням Божиим. Исправимся, да Господь нас помилует! Возлюбим Церковь Святую и Православную, возлюбим веру, как наше твердое и благодатное ограждение; да будет правда нам в броню и благочестие в щит спасения. Ими Россия будет славна, крепка и необорима, и врата адовы не одолеют нас!»

Пророчество – это духовная информация, которую людям приносят старцы или великие мыслители, часто эти высказывания касаются нашего будущего как отдельных стран так и мира. Она содержит данные (высказывания, откровения и т.д.), которые касаются в основном будущих событий.

Серафим Саровский-один из наиболее чтимых предсказателей

Как правило, пророчества являются высказываниями ясновидцев, которые предвидели определенные события еще до момента их свершения. Разница между предсказаниями и простыми прогнозами будущего в том, что первые основаны на сверхъестественных способностях к провидению тех, кто их произносит, а вторые руководствуются обычной логикой и анализом разных фактов и событий.

Серафим Саровский – один из наиболее чтимых предсказателей

Серафим Саровский родился в конце июля 1754 года, в семье купца работающего и проживающего в Курске. Он назван в истории одним из наиболее чтимых святых. История говорит о нем как о зачинателе и поспешнике Дивеевского женского монастыре (обители страждущих). Монах был возвеличен в 1903 году Российской церковью.

Факты из истории жизни святого

Всех нас любит Господь, потому что каждый человек – Его дитя. Но есть у Него и особенно любимые дети. Через них свет Всевышнего нисходит к другим людям, даря покой, милость и исцеление. Таким любимым был святой Серафим Саровский. Двенадцать раз являлась ему Пресвятая Дева, и с Ее покровительством святой творил чудеса, возвращая людям здоровье, разум и веру.

В ночь с 19 на 20 июля 1759 года супруга богатого курского купца Исидора Мошнина Агафья родила мальчика. Его назвали Прохором. Семья Мошниных жила дружно и богобоязливо. Когда Прохору исполнилось три года, его отец решил построить храм, но вскоре после начала строительства заболел и умер. Все дела – и торговые, и домашние – легли на плечи Агафье, поэтому церковь росла медленно. Однажды семилетний Прохор забрался на недостроенную звонницу и, не удержавшись, упал на землю. Люди бросились на помощь, но мальчик, всем на удивление, остался жив и невредим. Это стало первым знаком небесного покровительства.

Следующий знак был подан спустя три года. В 10 лет Прохор тяжело заболел, и родные уже потеряли веру в его спасение. Но к мальчику пришла во сне Пречистая Дева, утешила и пообещала выздоровление. Вскорости через Курск шел крестный ход с чудодейственной иконой Божией Матери. Неожиданно в процессе шествия небо затянули тучи и начался дождь. Тогда участники крестного хода, чтобы уменьшить путь, свернул к дому Мошниных. Агафья вынесла сына, и икону пронесли над ним. Немного спустя Прохор стал быстро оправляться от болезни.

Исцеление преподобного Серафима Саровского

Детство

С раннего возраста мальчику пришлось помогать брату по магазину. Но не к торговле лежала его душа. Часто Прохор вспоминал светлый и неописуемо прекрасный образ Божией Матери из своего видения. Желая узнать о Ней больше, он все свободное время проводил на богослужение в храме или за духовными книгами. Слишком разителен был контраст между духовным миром, что открылся ему, и повседневной жизнью с его мелкими заботами и интересами.

Все больше Прохор чурался торговли, развлечений со сверстниками, когда он попросил у матери благословения на постриг, Агафья не удивилась. В 1776 году 17-летний юноша с несколькими молодыми земляками отправился в Киево-Печерскую лавру.

В девяти верстах от Киева находится Китаевская пустынь, где жил тогда известный и почитаемый старец Досифей. (История рассказывает, что под этим именем скрывалась простая женщина – затворница Дария). Туда и заглянули по дороге в Лавру курские юноши. Поговорив с каждым, отшельник сразу выделил Прохора среди других, с особой теплотой благословил и сказал (дословно): «Иди, дитя Божье и будь в Саровской обители. Это место подарит тебе спасение от мук. Бог в помощь придет тебе, и там ты путь свой земной закончишь». Отныне и навсегда ему стал ясен его путь. И Серафим без страха смотрел в будущее, он знал что ждут его и испытания и трудности, но чувствовал за собой защиту Творца.

Юность

Но не сразу Прохор ушел в монастырь под городом Саровом. Он ощущал, что не совсем готов к испытаниям и трудностям монашеской жизни. Поэтому юноша вскоре вернулся домой в Курск и два года прожил там, собирая силы для духовного подвига. Только в конце ноября (история указывает 20-21 число месяца) 1778 года 19-летний Прохор пришел в Саровский монастырь и сразу попал на всенощную. Светло, благоговейно и с большой радостью Божией служили в монастырском храме, и, преклонив колена, растроганный юноша понял, насколько мудрыми были пророчества Досифея.

Добро отнесся к Прохору настоятель отец Пахомий и благословил на послушание. Молодой послушник сразу отдал себя молитве. Он одним из первых приходил в храм, неподвижно выстаивал Литургию, потом возвращался к келье и снова молился или читал Святые Писания и творения святых отцов.

Вскоре послушник заболел и пролежал в своей келье три года, отказываясь от лечения и уповая лишь на свою Небесную Покровительницу. И Она проявила свою милость. Вторично Богородица посетила Прохора, подарив ему исцеление.

Богородица посетила Прохора, подарив ему исцеление

Постриг и служение Господу

В 27 лет молодой мужчина принял постриг с именем Серафим. Спустя время его рукоположили в диаконы. В этом первом священном сане он пробыл шесть лет. Принимая участие в осуществлении Божественной Литургии, преподобный Серафим удостоился видения Самого Господа Иисуса Христа.

В сиянии Он шел по воздуху, окруженный множеством ангелов и в процессе пения «Святый Боже» вошел в алтарь, минуя наместную икону Спасителя. Это явление так удивило Серафима, что он замер на месте. Дьяконы под руки ввели его в алтарь, где он простоял недвижимо два часа, переживая сердцем чудесное видение, прежде чем объяснил, что произошло. После этого случая он часто подолгу молился в лесу в уединении.

В 37 лет отец Серафим стал священником. Вскоре он испросил благословения покинуть монастырь и разместиться в пяти верстах от обители, на берегу реки Саровки. Священник выстроил деревянную келью и жил трудами рук своих с огорода и пасеки. За хлебом он ходил в монастырь раз в неделю, но потом и вовсе отказался от хлеба, питаясь исключительно овощами. Позже он решил строго поститься, и более двух лет пищей ему была травяная смесь.

Однажды трое крестьян напали на Серафима, требуя денег. «Я ни от кого ничего не беру», – сказал им монах, но одержимы нечистой силой, разбойники не поверили ему и начали бить его топором. С проломленной головой и сломанными ребрами, всего изуродованного, они бросили Серафима на землю, считая его мертвым, и ворвались в келью. Злодеи обыскали все, но нашли всего навсего икону Богородицы и пару картофелин.

Искалеченный отец Серафим чудом дополз до монастыря. Его отнесли в келью, вызвали врачей, но те, осмотрев монаха, пришли к выводу, что он не выживет. В то время как они совещались, Серафим впал в забытье и снова увидел Божию Матерь. С апостолами Иоанном и Петром Она приблизилась к постели и, взглянув на больного, сказала: «Этот Раб Божий дитя Нашего рода».

Серафим Саровский часто подолгу молился в лесу в уединении

Придя в себя, Серафим отказался от лечения. Вскоре он уже мог вставать с кровати, а через полгода оставил монастырь и вернулся в свою келью на Саровцы. Когда нашли разбойников, преподобный настоял, чтобы их не наказывали. Наказал злодеев сам Господь: пожар сжег их дома.

Подвижническая жизнь старца сопровождалось удивительными фактами. К нему часто приходили дикие звери: медведь, волк, лисица, зайцы, белки, ящерицы, жабы, ужи и даже ядовитые змеи.

Жизнь свою проводил преподобный в молчании, верный своему правилу: «От молчания никто никогда не раскаивался».

Дорога к самопознанию

Стремясь к безустанной молитве, Преподобный 1000 суток молился, стоя на коленях прямо на камне. Один камень стоял в келье – на нем преподобный Серафим возносил молитву днем, а другой находился на опушке в лесу, и использовался для молитвы ночью. Он никому не рассказывал про этот свой подвиг – лишь случайно монахи узнали о нем.

Так прошло шестнадцать лет. Весной 1810 года преподобный Серафим вернулся в обитель. Здесь он сразу заперся в келье, ни с кем не разговаривая, пищу монахи оставляли ему у дверей, часто забирая затем нетронутой. Печь в келье не топилась, лишь теплилась лампада у иконы Богоматери. В сенях, напоминая о смерти, стоял сделанный руками преподобного простой дубовый гроб.

Серафим Саровский в монастырской келье

Десять лет провел преподобный в молчании, а говорить с людьми стал после того, как ему снова явилась Пречистая Дева со святым Онуфрием Великим и Петром Афонским. Она повелела старцу принимать людей, что жаждут благословения, советы и утешения. Так вышел отец Серафим на новый подвиг. Ежедневно, с раннего утра до позднего вечера выслушивал паломников, которые, услышав о возвращении старца, без конца шли в монастырь. Преподобный принимал тех, кто действительно нуждался в духовной помощи, сердцем зная их беды.

Люди, что побывали у преподобного Серафима, исцелялись от болезней, избегали неминуемой гибели и других опасностей . Одно из самых известных исцелений – помещика Николая Мотовилова. Тот не ходил, и приехал на исцеление к преподобному. Серафим спросил верует ли Мотовилов во Христа и Матерь Божию, и что они помогут ему исцелиться. Тот ответил утвердительно. Тогда святой сказал: «Становись и иди». К своему удивлению, Мотовилов смог ходить. В будущем он стал первым биографом Серафима и попечителем Серафимо-Дивеевского монастыря.

Последнее свидание Серафима с Богородицей при земной жизни

Многолетний пост, бессонные ночи в молитвах и смирении плоти подточили здоровье Серафима. Ноги уже плохо слушались, согнулась спина, но никто никогда не слышал от старца нареканий, потому что он нашел духовное здоровье, немыслимо без искренней веры. Как и раньше, он смотрел на мир со светлой улыбкой, был неизменно кроток и приветлив. Людей, посещавших его, он всегда приветствовал: «Радость моя! Христос Воскрес!»

Ночи старец проводил в монастыре, а днем уходил в лес, где долго молился на высоком берегу Саровки. Но люди продолжали приезжать к нему: вытаптывая тропинки до монастырского храма, они терпеливо ждали, пока чудотворец придет на литургию, чтобы получить благословение или хоть прикоснуться к краю его одежды.

В небольшом селе Дивеево, у Саровской обители, помещица Агафья Мельгунова основала маленький монастырь, а перед кончиной попросила преподобного Серафима позаботиться о сестрах своей обители. До этого старцы на Руси никогда не занимались женскими монастырями, но Преподобному вновь явилась Богородица с двенадцатью апостолами и поручила ему это дело. Пришлось Серафиму, не оставляя молитвенного подвига, нести еще и тяготы заботы о монастыре. Всю жизнь Дивеевской девичьей общины было устроено за молитвой и благословением преподобного.

В 1831 году одна из здешних монахинь стала свидетелем двенадцатого, последнего посещения Серафима Божьей Матерью. Поднялся сильный ветер, все озарилось светом, и поплыло чудесное пение; к старцу, упав на колени, приблизились два ангела с цветами, за ними появились Богородица, Иоанн Предтеча, апостол Иоанн Богослов и 12 святых дев.

Монахиня пришла в себя только под конец разговора Богоматери с Преподобным. «Не оставляй моих сестер дивеевских», – сказала Пречистая. «О Владычице, я собираю их, но сам не могу ими управлять», – смиренно отвечал Серафим. «Я тебе помогу во всем», – сказала Богородица, а потом добавила: «Вскоре, любимец Мой, будешь с нами», – и, благословив Саровского старца, исчезла. 1 января 1833 года, в воскресенье, старец собрал все свои последние силы и посетил храм, поставил свечи у всех икон и причастился.

Затем он попрощался со всей братией, и поцеловал каждого и сказал (дословно):

«Спасайтесь, души свои от греха храните, не унывайте, грусти не предайтесь, будьте бодры».

День смерти с благословения Господа

Как всегда, Серафим был кроток и ласков, словно готовился к очередному молению, а не к смерти. Вечером из его кельи было слышно пасхальное пение, а на следующий день монахи нашли Серафима склоненным у образов. Все считали, что старец спит, и хотели разбудить, но, подойдя ближе, монахи поняли, что преподобный отошел к Господу…

Старец Серафим прославлен Церковью.

Тело положили в простой гроб, сделанный когда-то самим преподобным, и похоронили в правой стороне соборного алтаря. Словно к живому, продолжали идти к Серафиму паломники – и чудеса исцелений продолжались. 19 июля (1 августа по новому стилю) 1930 го, при большом скоплении верующих преподобный старец Серафим прославлен Церковью. Как и предсказывал святой, летом весь народ запел Пасхальные 19 июля (1 августа) – первое (1903 г.) и второе (1991 г.) обретение его мощей. «Подвижником благочестия последнего времени» назвал Преподобного архиепископ Черниговский Филарет. История и ученые умы признают, что, старец Серафим был одним из тех людей, которых Господь посылает миру, чтобы не умерла в наших душах вера в милость Божию и надежда на спасение. Некоторые его заветы мы должны всегда помнить.

Пророчества о будущем России и царе

Святой Серафим Саровский в начале 1832 года произнес предсказания как о том, что Царская власть рухнет, и погребет под своими останками Последнего Царя всея Руси. Так и случилось, царь вместе со всей своей семьей был расстрелян большевиками. Пророчил Великий старец и о том, что придет такое время, когда убиенного царя канонизируют, и с этого дня начнется для России новая эра процветания (дословно): «И разделится Русь Великая на две стороны, и будет одна сторона от дьявола, а вторая от бога. И снизойдет Господь на землю страждущую и даст свою силу в поддержку царя и войска его. И придет в Русь слово Божье и вспомнят люди о том, что жизнь их в руках Божьих…».

Пророчества от Серафима Саровского

Пророчество о Великой Русской революции

Пророчества старца говорили о том, что много хороших и верных своей стране жителей погибнет, будет разграблено имущество, церквей, монастырей и кельи, надругаются над ними те, кто власть дьявола принял как истину, уничтожены будут многие добрые христиане и кровь рекой прольется и плачь по всей Руси будет сильный. Но, Господь Бог будет благосклонен к России и пройдя через все страдания, она обретет славу. Эти пророчества сбывались ранее и сбываются в наше время. Наблюдать, как Россия растет и достигает величия в Мире мы можем уже сейчас.

Разрушение Храма Христа Спасителя

Пророчества о будущих войнах, разделе Турции и Иерусалима

Самые страшные и самые серьезные пророчества Великого старца касались будущих военных действий, которые случатся на планете в дни Последних времен. Говорил прорицатель, что крови прольется много. Но его предсказания обещали небывалое величие России как стране, и как господствующему на земле государству.

Серафим Саровский предрек и неминуемое слияние всех славянских народов под знаменами России. И это новое государство обретет мощь от Бога и получит защиту Высших Сил. Это будет то время, про которое Бог через старцев людям говорил (дословно): «Великое Царство Всероссийское, славянское Царство непобедимое – Гога и Магога, будет величием своим вызывать благоговение, уважение, и страх у врагов своих». Силе российской покорятся и Иерусалим, и Константинополь и все страны большие будут покоренными. Сама территория Турции перейдет к России. Такие пророчества говорят о том что Россия непросто выживет во всех сегодняшних сложностях но и обретет счастье, достаток народа своего и процветание. Вообще, история не раз упоминала о том что великие старцы высказывали пророчества относительно России как единственной в мире сверхдержавы.

Пророчества о будущем Франции

Грядущее Франции святой Серафим Саровский предсказывал следующее: будет в стране не больше 18 миллионов жителей, столицей станет городок Реймс, а Париж будет стерт с лица земли. Дому Наполеонидов объятья раскроет Сардиния, покорится Корсика и падет Савойя. Такие предсказания сулят Франции процветание и достаток ее жителям.

Предсказания о предстоящей войне

Предвещал Саровский и войну, говоря, что начнется она сразу после его праздника, в Дивеево, как только он воскреснет вместе с Царем. Эти пророчества касались периода, названного в истории и религии Последними Временами.

Пророчества о последних временах (конец мира)

Часто к святому Серафиму приходили люди, хотевшие удовлетворить свое любопытство. Был случай, когда один мужчина надумал себе, что близится конец мира, и решил спросить он мнения старца. Серафим ответил ему, что слишком хорошо тот думает о нем, и не может старец знать такое, и что Господь Бог не давал ему никаких знаков, подтверждающих такое будущее событие. Потом Серафим с грустью произнес (дословно):

«Мы все дети Господа! Но, отвернулись на земле живущие, от слова Его Праведного! Далеко ушли от пути спасения душ наших бессмертных … прогневаем Господа Спасителя Своего… но долгим гнев Его будет, подаст Он детям своим милость великую. Наша вера это Православная, Церковь, не имеет она порока. Благодаря именно этому будет Россия благословенной и не смогут победить ее враги, чья сила от недоброго и нечистого. Всегда Господь Бог с воинством своим святым будет стоять на страже, защищая ее. И никогда нечистому не сломить стену эту, она останется прочнее всех преград на веки вечные, пока и мир наш будет существовать».

Эти пророчества в чем-то пугающие, но обнадеживающие. Ведь предсказания о конце света говорят и о том, что вместе с Концом придет в наш мир, Новое великое Учение, и конец мира станет его Началом Начал.

Напоследок хотелось бы напомнить всем несколько известных высказываний Серафима Саровского (дословно):

  • Не бери греха на душу бессмертную и на совесть свою, и болезни отойдут, так как любой недуг есть наказанием за смертные грехи наши перед Господом и Волей Его.
  • Кто переносит недуг свой с терпением, покорностью, краткостью и благодарением, тому зачтется болезнь вместо подвига.
  • Ложно причащаясь на Земле, стерегитесь, как бы не остаться вам без причастия на Небесах.
  • На хлеб как основу жизни и воду как святую влагу от Господа еще никто не жаловался.
  • Более за пост и молитвы чтиться за послушание работа тяжкая, то есть труд во Имя Его.
  • Нет греха страшнее, чем отдать душу свою бессмертную на поталу тоске и унынью.
  • Настоящая вера не терпит безделья и праздности, кто верует в вечную жизнь на небесах, тот имеет всегда заботы мирские на земле.
  • Кротость может для вас и судьбу и мир весь покорить. Отгонять от себя тоску, не предайся унынью, и старайтесь иметь радостный дух, а мысли грустные гоните от себя прочь.
  • Тех, кто живет с вами в мире да идет на согласие мирно, пусть будут тысячами исчисляться, но найди только одного, и только одному близкому по духу сердце свое открывай в печалях своих мирских.
  • Не рушьте семьи и не губите детство, если разрушится тепло семейного костра, то погубиться государство и исказятся народы.

Великий старец Серафим Саровский прожил долгую и очень сложную жизнь полную лишений и горя. Он гордо и безропотно нес положенный ему Всевышнем крест. Его судьба подарила нам много исторических ценностей в виде великих пророчеств. Его как святого почитают не только на территории России, о нем знают во всем мире. К иконе Серафима люди идут в надежде получить защиту и помощь.

И святой человек, великий мученик, помазанник Божий никому не отказывает в милости, как не отказывал при жизни так и не отказывает после своей смерти. Великого старца чтят в народе 15 января, этот день в истории назван Днем Святого Серафима Саровського. Также праздник обретения православными мощей святого отмечают 1 августа. Серафиму молятся о здравии, об избавлении от телесных и душевных недугов. В православии его называют покровителем торговли и прибыли. Также ему возносят молитву о смягчении родных сердец и о примирении близких во вражде. История приводит множество фактов того как молитва к этому святому творила настоящие чудеса. Он помогал избавиться от болезней, помогал выйти победителем в сложном деле, защищал тех, кто ездит на заработки в чужую сторону.

Паломники часто приходят в его храм в Дивеево, в Дивеевский монастырь с молитвой и просьбами о помощи. И Великий старец никому не отказывает в своей защите и помощи. Молитесь ему о своем здравии и Господь не оставит вас в лапах недуга, молитесь ему о защите от злых людей, и ваши враги отступят от вас, молитесь ему за детей и он дарует им силу жизни в этом сложном мире.

ПРОРОЧЕСТВА ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО О ПОСЛЕДНИХ ВРЕМЕНАХ Текст пророчеств преп. Серафима, записанный с его слов «служкой Божией Матери и Серафимовым» Н.Л. Мотовиловым и переданных С.А. Нилусу (из архива священника Павла Флоренского): «Пройдёт более чем полвека. Тогда злодеи поднимут высоко свою голову. Будет это непременно. Господь, видя нераскаянную злобу сердец их, попустит их начинаниям на малое время, но болезнь их обратится на главу их, и наверх их снидет неправда пагубных замыслов их. Будет некогда Царь, который меня прославит, после чего будет великая смута на Руси, много крови потечет за то, что восстанут против этого Царя и Самодержавия, но Бог Царя возвеличит... Мне, убогому Серафиму, Господь открыл, что на земле Русской будут великие бедствия. Православная вера будет попрана, архиереи Церкви Божией и другие духовные лица отступят от чистоты Православия, и за это Господь тяжко их накажет. Я, убогий Серафим, три дня и три ночи молил Господа, чтобы Он лучше меня лишил Царствия Небесного, а их помиловал. Но Господь ответил “Не помилую их: ибо они учат учениям человеческим, и языком чтут Меня, а сердце их далеко отстоит от Меня”… Всякое желание внести изменения в правила и учения Святой Церкви есть ересь… хула на Духа Святого, которая не простится вовек. По этому пути пойдут архиереи Русской земли и духовенство и гнев Божий поразит их… До рождения антихриста произойдет великая продолжительная война и страшная революция в России… Произойдет гибель множества верных отечеству людей, разграбление церковного имущества и монастырей; осквернение церквей Господних; уничтожение и разграбление богатства добрых людей, реки крови русской прольются. Потом настанет время, когда под предлогом церковного и христианского прогресса, в угоду требованиям мира сего, будут изменять и извращать догматы (учение) и уставы Святой Церкви, забывая, что они имеют начало от Самого Господа Иисуса Христа, научившего и давшего указания Своим ученикам, Св. Апостолам, о создании Церкви Христовой и ее правил, и заповедавшего им: “Шедше научите все народы тому, что Я заповедал вам”. Отсюда доныне сохранились дошедшие до нас правила и предания Св. Апостолов, которые разъяснены и утверждены окончательно раз навсегда их Св. Преемниками – Св. Отцами, руководимыми духом Святым на семи Вселенских Соборах. Горе тому, кто одно слово убавит или прибавит, наша вера не имеет никакого порока; горе тому, кто дерзнет внести какие-нибудь изменения в Богослужение и уставы той Церкви, которая есть «Столп и утверждение Истины» и о которой Сам Спаситель сказал, что даже врата ада не одолеют ее... Но не до конца прогневается Господь и не попустит разрушиться до конца земле русской... Мне, убогому Серафиму, от Господа Бога положено жить гораздо более ста лет. Но так как к тому времени архиереи русские так онечестивятся, что нечестием своим превзойдут архиереев греческих во времена Феодосия Юнейшего, так что даже и важнейшему догмату Христовой Веры – Воскресению Христову и всеобщему воскресению веровать не будут, то посему Господу Богу угодно до времени меня, убогого Серафима, от сея преждевременныя жизни взять и затем во утверждение догмата Воскресения воскресить, и воскрешение мое будет яко воскрешение седми отроков в пещере Охлонской во времена Феодосия Юнейшего. По воскрешении же моем я перейду из Сарова в Дивеево, где буду проповедовать всемирное покаяние... Проповедь эта будет официально объявлена всем людям, не только русским, но и вселенским, во всесовершенное известие… Перед концом времен Россия сольётся в одно море великое с прочими землями и племенами славянскими, она составит одно море или тот громадный вселенский океан народный, о коем Господь Бог издревле изрёк устами всех святых: “Грозное и непобедимое царство всероссийское, всеславянское - Гога Магога, пред которым в трепете все народы будут”. И всё это, всё верно… Когда империя русская получит сто восемьдесят миллионов в своё владение, должно ожидать явления антихриста. Антихрист родится в России между Петербургом и Москвой в том великом городе, который по соединении всех племён славянских с Россией будет второй столицей царства Русского и назван будет “Москво-Петроградом”, или “Градом конца”, как именует его Господь Дух Святой, издалече всё предусматривающий. До явления антихриста должен состояться Восьмой Вселенский Собор всех Церквей... Дух тьмы обещает устройство рая на земле… Среди славян и русских родится истинный антихрист-бесочеловек, сын жены блудницы Данова поколения... Но некто из русских, доживши до рождения антихриста, подобно Симеону Богоприимцу, благословившему Отрока Иисуса и возвестившему о рождении Его миру, проклянет рожденного антихриста и возвестит миру, что он есть истинный антихрист. Подборка цитат печатается по книге: Пророчества об антихристе и судьбах России. – М., 1997. С. 35-36; Также см.: Россия перед вторым пришествием. М., 1998. Т. 2. С. 549-550; Антихрист и Россия // Литературная Учёба, кн. 1. 1991 г. С. 133-134. Следует обратить внимание на то, что преп. Серафим Саровский отождествляет Россию последних времен с библейскими «Гогом» и «Магогогом», нашествие которых потрясёт мир в преддверии воцарения антихриста. Так в книге пророка Иезекииля (Иезек. 38-39) «Гог из земли Магог» – это «верховный князь», который является предводителем народов Роша (Роса), Мешеха (Мосха) и Фувала (Тубала) в земле Магог – «великого сборища полчищ», которые «от пределов севера» вторгнутся в обетованную землю «в последние дни… как буря» (Иезек. 39). А в Апокалипсисе о Гоге и Магоге сказано: «Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их – как песок морской» (Откр. 20: 7). Упомянутые в Священном Писании имена Мешех (Мосх) и Рош (Рос) некоторые религиозные мыслители издавна относили к Москве и России, тогда как Магог – к монголам и желтой, азиатской расе. Такая трактовка прочно вошла в православную эсхатологическую мысль, особенно после российской богоборческой революции 1917 г. Образованное на месте бывшей православной России антихристианское коммунистическое государство СССР многие святые старцы ассоциировали именно с этими апокалиптическими именами, носители которых сыграют важную роль в подготовке воцарения антихриста.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: