Практика благочестия: суд или оценка? Слово, научающее тому, как нам судить и не впасть в осуждение. “Не судите, да не судимы будете” Суд на не судим будешь

Есть подкупающие простотой слова о том, как избежать строгого и неминуемого Суда Божьего. Знают их многие, в том числе и те, для кого чтение и слушание Евангелия не является главным занятием жизни. Вот эти слова: «Не судите, да не судимы будете» . Или - то же: «Каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» . Смысл второго слова равен смыслу первого, поскольку если ты отказался от строгости в отношении чужих грехов, то смеешь надеяться на милость к себе со стороны Бога.

Простота Евангелия не отменяет его глубины и сложности. Во-первых, мы не имеем права путать добро и зло, уравнивать их и, по причине боязни впасть в осуждение, отказаться от нравственных оценок. Без понимания, что такое «хорошо» и что такое «плохо», жизнь человеческая вряд ли вообще возможна. Чтобы, по слову псалма, уклониться от зла и сотворить благо (Пс. 33, 15), нужна и нравственная чуткость, и опыт, и способность к здравым суждениям. «Не суди» вовсе не должно означать «перестань думать» или «перестань отличать добро от зла».

Человек, Который в высшей степени был чуток и непогрешим в вопросах греха и праведности, был человек Христос Иисус (1 Тим. 2, 5). В Его учении не было ласкательства, лицемерия, человекоугодничества. Даже враги говорили о Нём: Мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-то, ибо не смотришь ни на какое лице (Мф. 22, 16). Христос, таким образом, более кого бы то ни было имел право строго относиться к грешникам. Однако именно из Его уст раздавалось: и Я не осуждаю тебя (Ин. 8, 11), - и удивительная молитва о распинателях была произнесена Им на голгофском Кресте.

Научиться не осуждать можно только у Иисуса Христа. Если мы научимся этому, то на деле исполним Павлово повеление: В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе (Фил. 2, 5). В этих чувствованиях неминуемо должны соединиться сострадательная любовь к грешащему человеку и мысленное неотождествление грешника с грехом. Человек - не изобретатель греха, а жертва. Грех обесчестил, обезобразил человека, но не истребил Божественного образа. Так смотрит на человека Христос. Если хотим не судить, придётся этому взгляду научиться. Если ум не имеет навыка осуждающе реагировать на происходящее вокруг, значит, мысль о Боге от ума неотлучна.

* * *

Исполнение заповеди «не суди» не означает прекращения мыслительной деятельности. Наоборот, это - пик мыслительной работы и умного труда. Поможет и память о своих грехах, глубокий вздох о которых всегда уместен. Поможет понимание того, что Знаток сердец человеческих и Царь мира - Господь - один только может произнести безошибочный приговор человеку. Он один знает, кто мог исправиться и не исправился, а кто не сделался лучше, потому что не мог. Он знает и коварство диавола, и слабость человека, и прилипчивую тяжесть обстоятельств, и ещё много того, от чего зависит правильный суд и что сокрыто от глаз человеческих.

Редко говорится о том, что косвенным осуждением может явиться похвала. Вы можете восторженно хвалить знакомого доктора, священника, школьного учителя, а между строчек этой похвалы будет угадываться порицание в адрес других священников, докторов, учителей. Это может звучать: дескать, вот этот - да, великий человек, а тот - так, мелочь. Это может и не звучать, но подразумеваться, и выходит, что заповедь о неосуждении усложняется и что даже в похвалах мы должны быть сдержанны и внимательны.

Неоценимым подспорьем для уменьшения грехов является сознательное бегство от сплетен. Стоит перестать вникать в дела, которые лично тебя не касаются, стоит пресечь праздное любопытство - как костёр осуждения лишится большей части дров и начнёт погасать.

* * *

У нас составился словесный портрет человека, которому по смерти Христос ничего осуждающего не скажет, но, указав на райские врата, произнесёт: «Заходи». Это человек, напрочь лишённый праздного любопытства. Для слушания чужих тайн у него не было ушей, и для разговоров о чужих грехах его язык был не приспособлен. Свои грехи он помнил. Слова Давида «грех мой всегда предо мною» для него не были просто словами. Когда на весы его мыслей ложились грехи людей, на вторую чашу тут же опускалась память о милости Бога и Крови Нового Завета. Он поучался в законе Господнем день и ночь, хотя ничто снаружи не выдавало в нём подвижника и людям он казался лентяем или «ни рыбой, ни мясом». Да он и был никчёмным человеком, который не одевал нагих, не спал на полу, не преуспел в посте, не научился молиться огненно и чудотворно. Все его силы ушли на внутреннюю борьбу со своим неразумным сердцем, которое всю жизнь порывалось украсть у Бога царское достоинство, чтобы развешивать на всех свои ярлыки. Этого он сердцу не позволил. Насколько тяжело ему далась эта внутренняя работа - нам, любителям осуждения, сказать трудно. Но Христос, обещавший не судить того, кто не судил, просто и без Суда скажет этому человеку: «Заходи», - и укажет на жемчужные ворота в золотой стене.

). Эти слова развивают и уточняют мысль Иисуса Христа, высказанную Им в предыдущей фразе. Если в 1-м стихе сформулирован вывод «не судите, да не судимы будете», то во 2-м стихе этой главы дается обоснование (аргументация) этого вывода. То есть говорится о том, почему не судящий других людей человек, никогда не будет судим. Потому что по закону воздаяния Божьего к человеку непременно вернутся его же действия, проявляющиеся в жизни через ситуацию, обусловленную предыдущими поступками человека. И если человек в настоящее время судит кого-то, то таким же судом в будущем будут судить и его.

Иными словами, по закону воздаяния Божьего, как человек поступает с другими людьми, так поступят люди и с ним. «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (). Таким образом, разбираемые слова нужно понимать как указание на то, что в жизни господствует закон воздаяния Божьего, и что нужно помнить о нём и учитывать действие этого закона при совершении поступков.

Применительно к ситуации с судом, эти слова нужно понимать в том смысле, что человек, судящий своих поругателей, должен помнить о законе воздаяния Божьего и проявлять к тому, кого судит, любовь, снисхождение и заботу, чтобы обидчикам причинить своим судом минимальный вред, а суд использовать только для защиты. Спаситель, защищая Себя от разгневанных евреев, хотевших скинуть Его со скалы, сумел не дать совершиться злу, защитил Себя Самого и не причинил вреда обидчикам. ().

Человек в своей жизни может попасть в ситуацию, когда его оскорбляют и унижают. Лучшим вариантом в подобной ситуации было бы примирение с оскорбляющим врагом. А если враг не желает мириться и проявляет агрессию, и продолжает унижать человека? В таком случае человек может защищать себя. «Но побеждай зло добром» (). И перед тем, как защищать себя от врага через суд, человек должен помнить слова Иисуса Христа «ибо каким судом судите, таким будете судимы» () . То есть человек не должен вершить свой суд жестоко и не милосердно, ибо сам будет когда-то судим людским и Божьим судом за свои грехи по закону воздаяния Божьего. «Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом» ().

В разбираемых словах о суде говорится о человеке, уже судящем, осуществляющим суд «ибо каким судом судите» в настоящее время. Эти слова также предостерегают судящего человека от жестокости, напоминая ему о неизбежном законе воздаяния Божьего – «ибо каким судом судите, таким будете судимы».

Поскольку воздаяние Божье возвращает человеку те переживания и поступки, которые человек причиняет окружающим людям, лучше человеку не причинять зла никому, а стремиться всем делать добро.

Разбираемые слова Спасителя также являются предостережением для тех людей, которые ещё пока никого не судят, а раздумывают о том, судиться с ближним или нет. Согласно советам Спасителя, если возможно избежать суда, то лучше решить проблему мирным путем и примириться с обидчиком своим. «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» ().

Если человек не живет мирно со всеми, то нарушает заповедь о любви к ближнему. Человек должен помнить о том, что он попадает в неприятную ситуацию, при которой вынужден защищаться от врагов (в том числе через суд), не случайно. Согласно философским воззрениям христиан, в жизни человека ничего не происходит случайно, просто так, потому что в мире присутствует причинно-следственная связь, обусловленная законом воздаяния Божьего за поступки людей. И если человеку приходится терпеть нападки от врагов, то это вызвано предыдущими неблаговидными (греховными) поступками этого человека.

В жизни каждого человека ни одно событие (радостное или неприятное) не бывает случайным, но происходит по воле Божьей. В Ветхом завете говорится, что даже волос не может упасть с головы человека без воли Божьей. «Волос не упадет с головы его на землю, ибо с Богом он действовал» (). В Новом Завете говорится: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц» () . По закону воздаяния Божьего, человек попадает в неприятную ситуацию, при которой его донимают враги, от которых он вынужден защищаться, в том числе и через суд, только по той причине, что сам человек ранее в чём-то согрешил (совершил злые поступки) и эти грехи являются причиной его нынешнего состояния.

Поэтому Спаситель дает совет:

1 чтобы человек не попадал в неприятную ситуацию в будущем, он должен не грешить в настоящем;

2 коль человек оказался в неприятной ситуации, то он должен достойно перенести страдания и терпением искупить свои предыдущие грехи. «Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» ().

И только в исключительном случае, когда человек не в силах вытерпеть нападки своих врагов (хотя лучше было бы перетерпеть), и не может примириться с ними, тогда человек для собственной защиты от обидчиков имеет право обратиться в суд. Но «и то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?» () .

Перед тем как человек будет обращаться для разрешения своих конфликтов в суд, он обязан при помощи молитв обратиться к Богу за защитой от своих врагов. Перед этой просьбой человек должен осознать свои предыдущие грехи и искренне раскаяться в них, а затем в молитве попросить у Бога прощения своих грехов. А только после этого просить Бога о том, чтобы Он защитил человека от обидчиков. Обращаться к Богу, а не в суд человеческий, нужно потому, что именно от Господа Бога зависит вся жизнь человеческая. Именно Господь посылает человеку наказания за его прегрешения. Именно Бог, а не человеческий суд, может отвести от человека его обидчиков, либо смягчить наказание, потому что защитив себя через гражданский суд от одних обидчиков, человек в дальнейшем может иметь других обидчиков. Эта ситуация обусловлена тем, что первопричина, в виде предыдущих грехов человека, не устранена и примирение человека с Богом не достигнуто (не состоялось). Поэтому разумнее всего через покаяние и молитву, обращенную к Богу, искупить свои предыдущие грехи, прибегая в первую очередь к защите и помощи Божьей, и в дальнейшем не совершать прегрешений.

Оказавшись в неприятной ситуации человек должен помнить о том, что нужно искать причину всех бед в себе, в своих предыдущих грехах и исправлять их. «Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» ().

И если человек будет идти по жизни с Богом в душе и избегать греховных поступков, тогда Сам будет ограждать такого человека от всяких невзгод, в том числе и от врагов и обидчиков, от которых не нужно будет защищаться при помощи суда человеческого. Человек, живущий по заповедям Божьим должен никого не обсуждать и не судить (не злословить) чтобы самому не быть судимым. Поэтому согласно закону воздаяния Божьего «не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы».

Евангелие от Матфея. Глава 7, с 1 по 11 стих.

1 Не суди́те, да не судимы будете,

2 Ибо каким судом сýдите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.

3 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?

4 Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно?

5 Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

6 Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.

7 Проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;

8 Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

9 Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?

10 И когда попросит рыбы, подал бы ему змею?

11 Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.

(Мф, 7, 1-11)

В данном евангельском отрывке мы слышим назидания, «золотые» правила которые Господь преподает для учеников и народа. Эти назидания очень важны в нашей жизни.

«Не судите, да не судимы будете» — «золотое» правило, которое хорошо бы исполнять в нашей жизни. Сейчас мы проживаем время Великого поста, часто слышим молитву преподобного Ефрема Сирина. Слова молитвы: «Даруй мне зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Осуждение наполняет нашу речь и мысли. Мы постоянно связаны с этим грехом, он проник во всю человеческую природу. Осуждение — вынесение некого суда действиям, поступкам окружающих нас людей. Господь объясняет: «Каким судом судите, таким будете судимы». Одна из заповедей блаженств звучит так: «Блаженны милостивии, ибо они помиловани будут». Господь нас приглашает к милосердию. Всякий раз, когда мы ставим человека ниже самого себя, подмечаем за ним любые грехи, мы подпадаем под осуждение от Бога. «Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить», и дальше Господь приводит в пример комичную картину: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: „дай, я выну сучок из глаза твоего“, а вот, в твоем глазе бревно?». Господь называет таких людей лицемерами.

Люди часто повинны в вынесении неправильных суждений. Мы не всегда знаем мысли и побуждения того или иного человека. Раввины говорили: «Прежде чем осудить, побывай в шкуре человека». Понять человека мы не можем, пока сами не побывали в его положении. Если мы осуждаем человека, мы сами можем попасть в такую ситуацию, в которой находится он. Часто бывает, что мы можем повести себя еще хуже, чем наш ближний, которого мы осудили.

Почему же наши суждения бывают неоправданны? Мы не можем в своем суждении быть беспристрастными. Как будет нас судить Бог? Будет ли Он судить по правде? Если бы Господь нас судил по правде, уже бы не было ни одного человека на земле. Высота праведности Божией — недостижимая цель для нас. Господь нас будет судить по милосердию и любви. Он дает время, чтобы мы исправились. А мы как совершаем суд? В Древней Греции суды совершались по особо важным делам в полной темноте, чтобы, кроме доводов и аргументов, не было иных причин у судей и присяжных выносить приговор. «Встречают по одежке, провожают по уму». Первое впечатление о преступнике может повлиять на решение, также и мы судим лицеприятно.

Нет такого человека, который сам был бы достаточно хорош, чтобы судить другого человека. Для того чтобы кого-то судить, мы сами должны быть на высоте нравственности. Но если мы достигнем такой высоты, в нашем сердце не будет возникать осуждения. Вспомните жития святых: человек достигает святости, может во время молитвы возноситься от земли, по его слову совершаются чудеса, но он в своем сердце видит самые малейшие свои грехи, считает себя величайшим грешником. Он не юродствует, но реально видит свой грех. Чем больше мы приближаемся к свету, тем лучше видим более мелкие детали. Видеть свои грехи — это великий дар, но к этому дару мы должны идти. Нельзя просто дать человеку книгу, где перечисляются тысячи грехов. Правильно, чтобы он начал молиться и трудиться, чтобы Господь обнажил его сердце. Когда Божественная благодать коснется его сердца, человек увидит свои недостатки. Господь всегда говорит, чтобы мы просили, искали, стучались. Мы должны требовать духовных благ, обращаться к Богу. Если мы, злые люди, можем совершать добро, то праведный Бог может дать нам любое духовное благо, которое мы просим. Храни вас Господь.

Расшифровка: Наталья Маслова

Спрашивает Ирина
Отвечает Виктор Белоусов, 09.09.2013


Ирина спрашивает: "Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, понять смысл слов, сказанных Иисусом: Не судите да не судимы будете. Как тогда поступать с маньяками, садистами и убийцами, ворами и вымогателями, законченными негодяями, сеятелями разврата и наркомании, с теми, кто этому потворствует и это покрывает?"

Мир Вам, Ирина!

Давайте прочитаем текст Писания:

1 Не судите, да не судимы будете,
2 ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить.
3 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
4 Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно?
5 Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего.
()

Первый момент - если говорить о судебной системе в целом - чтобы суд был справедливым, то судья должен быть достаточно честным человеком и сам исполнять законы, т.е. не иметь "бревна в своем глазу". У нас часто имидж судебной системы подпорчен взяточничеством, и когда люди думают об исполнении законов, то возникает чисто человеческая дилемма: "Почему им можно, а мне нельзя". Иисус призывает к высоким моральным стандартам.

Второй момент - Иисус обличает лицемерие людей - они готовы судить других, хотя делают похожие вещи. Кто-то упрекает в убийствах, а сам делает аборты. Прежде чем осуждать какого-то человека, нужно посмотреть что делаю я. Есть большая разница между осуждением греха (т.е. пониманием допустимости или недопустимости того или иного действия), и осуждением человека, который это делает. Мы не знаем сердца и обстоятельств. Часто мы себе что-то прощаем ("мне было нужно...", "у меня обстоятельства...", "я хотел хорошего..." и т.д.), а другим аналогичное действие не прощаем.("как он мог\посмел...", "он себя всегда так ведет...", "он никогда не изменится..." и т.д.)

Третий момент - Мы любим применять благодать Божью к себе, и забывать ее для других. Когда мы понимаем что прощены Богом, то понимаем что Он готов простить и других - тогда кто я, чтобы осуждать?

Четвертый момент - кто и кого и как уполномочил судить в социальном смысле? Какая польза от того, что в кухонном разговоре мы "осудили" героев последних новостей и сплетен? Легко "судить" маньяка - когда он в тюрьме, а мы в безопасности у себя дома. Но когда кто-то на кого-то нападает на улице, готовы ли мы реально помочь жертве своим "суждением"? Позовем ли мы окуржающих, позвоним ли в милицию, окажем ли первую медицинскую помощь пострадавшему... или пройдем мимо чтобы "осуждать на кухне"?

Если на работе наш подчиненный ворует - мы уполномочены его остановить, потому что это находится в сфере нашего (лично моего) влияния. Если Вы молчите - то становитесь соучастником. Если у Вас "просят" взятку - проще ведь промолчать и дать ее, чем сказать о своей христианской честной позиции.

Происходит много беззакония, потому что христиане молчат там где нужно сказать (в зоне своего влияния - среди своих ближних), и говорят и "судят" то, что очень далеко от них и на что реально они повлиять никак не могут.

Апостол Павел говорил о тех же контролирующих органах:
3 Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее,
4 ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.
()

Во многом "суд" - это их задача, а не наша. Есть те люди, у кого ответственность проверять (и оценивать - вынося суждение, оценку, своего рода вердикт) - и каждый должен делать свое дело.

И нам нужно отличать - где мы говорим лишь праздные слова осуждения и в этом нет никакой пользы, а где именно через нас Бог хочет проявить справедливость. Мы должны активно вмешиваться в ситуации, что в сфере нашего влияния - и проявлять в этих ситуациях Божье Царство и Его правду - Бог прощает грешника и желает его изменения.

Благословений Божьих,
Виктор

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы
Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта
Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Отец Олег Моленко

Практика благочестия: суд или оценка?
Слово, научающее тому, как нам судить и не впасть в осуждение

У многих обратившихся ко Христу людей остается тяжелый духовный недуг – осуждение. Люди в отношении окружающих или известных им в жизни лиц привыкли жить не по правде Божией, а пагубным осуждением.

Осуждение – это не только отдельное греховное деяние, но неправый образ нашего мышления в отношении других людей, наше болезненное видение их, и образ жизни нашего ветхого человека.

Придя нам на помощь, Господь наш и Спаситель Иисус Христос даровал ряд заповедей, которые помогают нам в борьбе с осуждением. Осуждение начинается с суда, и борьба с осуждением начинается с исполнения заповеди-совета "не судить".

Мф.7:
« 1 Не судите, да не судимы будете,
2 ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
3 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
4 Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно?
5 Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего».

Казалось бы так просто – "не судить", и все. Но на практике при попытках исполнить эту заповедь возникает много вопросов, которые показывают, что на самом деле никакой ясности насчет исполнения этой заповеди у нас нет.

Можно так сказать от лица верующего, крещеного, церковного человека:

Я понимаю, что это – духовный закон, согласно которому, если я не буду судить людей, то и сам не буду судим. Однако я, пока мне не объяснят, не понимаю следующее:

В принципе Господь наш Иисус Христос не запрещает судить, но советует не делать этого в ряде случаев по отношению к некоторым категориям людей. Советует же Он не вообще не судить – в смысле рассуждения, оценки, различения добра и зла, видения неправоты или греха брата во Христе или ближнего – а не судить, во-первых, строго и без милости, а во-вторых, необъективно, т.е. по невежеству своему, по злому умыслу, по неведению судеб Божьих и сердца человеческого, по страсти, по пристрастию, по предубеждению, по наговору, по клевете, по ложной установке, по ложному общественному мнению, по неудостоверенному от Бога суду других людей, из корыстных интересов.

Жить же и спасаться без различения добра и зла, доброго дерева от худого, добрых плодов от злых, бесовского духа и Духа Божьего невозможно! А значит, в целом ряде случаев невозможно обойтись без вынесения нами суда в отношении какого-то человека, идеи, написанного труда, группы лиц, общества, народа, государственных или церковных деяний. Иногда такой суд просто требуется Богом или необходим по требованию нашей духовной безопасности. Мы не можем позволить себе жить слепо, с отворачиванием лица, с равнодушием к происходящему вокруг нас или с игнорированием возникающих для дела спасения угроз и прямых атак сил зла! Вот почему все сводится к духовному рассуждению – суду духовному – в отношении нашего суда: когда, в каких случаях, в какую меру и в каком виде он может или должен быть? над кем именно и в чем именно? Ведь этот совет-заповедь Христа антиномичен: не судите – с одной стороны, и суд праведный судите – с другой. Вот почему нам нельзя уклоняться ни в сторону осуждения недостатков и немощей ближнего из своего горделивого превозношения над ним, ни в сторону полного игнорирования суда и оценок по отношению к людям под предлогом ложного понимания или приложения заповедей Господа "не судите" и "не осуждайте".

Запрещается нам судить в конкретных случаях, когда наш суд не дает никакой пользы ни нам, ни тем людям, кого мы судим.

Хорошо придерживаться такого правила: если можешь не судить – не суди; если можешь избежать суда – избеги; если все же твой суд необходим – то помни слова Господа о милостивом суде и о том законе, по которому тебя будут судить в ту же меру, как и ты судишь сейчас.

Еще хорошо знать, что в Писании наш суд именуется разными словами, например: обличением ("но и обличайте"), рассуждением ("сядь прежде и рассуди, сможешь ли ты"), различением ("горе тому, кто не различает добра от зла, сладкого от горького, тьму от света"), выговором ("если согрешит брат твой против тебя, то пойди и скажи брату наедине"), призывом свидетелей, донесением церкви ("если не послушает тебя, поведай церкви"). Если говорить другими словами, то суд наш состоит в ОЦЕНКЕ того или иного человека, группы лиц, идеи, явления и всего прочего, что имеет отношение к нам и может содействовать, помогать и быть полезным нашему спасению и богоугождению или препятствовать, мешать и вредить им!

Только своей СОВЕСТЬЮ, ибо Бог все равно будет меня судить, а люди все равно не перестанут меня судить и осуждать.

Если я не поставлен над братьями, то не должен судить их за их личные грехи, недостатки и немощи, кроме случая, когда кто-то из них согрешит против меня. Тогда в заботе о спасении брата я поступаю по заповеди Господа и обличаю его грех сперва наедине, затем при свидетелях и, наконец, перед церковью. Если он церковь преслушает, то на основании слов Господа "да будет он тебе как язычник и мытарь" я прекращаю с ним всякое общение и передаю на суд Божий. Именно в таком виде – устранение и необщение – мы и можем выносить крайний свой суд для всего вредного нам или губительного для нас.

Если я поставлен над братьями старшим, то сужу в пределах своей власти и своего послушания, следя, чтобы порученное мне дело Божие совершалось богоугодно и успешно.

Если я имею власть над своими детьми по плоти, то сужу их с рассмотрением и иногда милую, а иногда наказываю во спасение и исправление их.

Если я поставлен пастырем или старцем духовным над Божьими людьми, то должен судить их с рассмотрением, в пределах своей (данной мне от Бога) власти, ради успешности дела их спасения и преуспеяния, и ради ограждения их от всякого зла и вреда.

Всех посторонних людей, их деяния и слова я не должен судить до тех пор, пока это не коснется меня. Когда это коснулось меня, то я должен прежде всего рассудить – пользу или вред мне принесет общение, принятие или соприкосновение с этим человеком, или явлением, или словом, или письменным его трудом. Если сам я не могу решить эту задачу, то должен молиться Богу о вразумлении и вопрошать опытных людей.

Мне должно не принимать помыслы осуждения, но отгонять их именем Иисуса Христа. Иногда противоречить им, напоминая, что я хуже того, кого хочу судить, что суд мой пристрастный, невежественный, неправый и неистинный, что суд без милости не сотворившим милость и т.п. Иногда должно начать судить и укорять себя. Лучше же всего заняться рассматриванием себя, зрением своих грехов, немощей, недостатков и упущений и оплакивать их перед Богом. "Господи, даруй мне зрети прегрешения (и вследствие этого) не осуждать брата моего"

Не судить – значит никак не оценивать действия рассматриваемого лица. Тем более не должно выносить окончательного суда, например, этот брат – пьяница, этот – лентяй и т.п. И уж совсем недопустимо осуждать, говоря, например: этот брат погиб, гореть ему в аду, он необратимый грешник и т.п.

Если все же бесам или нашим страстям удастся представить перед нашим умом какие-то немощи или неблаговидные поступки брата или ближнего, то должно тут же смириться пред ним, найдя какое-нибудь оправдание для брата, а себя унизить и укорить в помысле своем; либо покрыть его милостью и прощением, себя же осудить хотя бы за попытку судить его. Если же осуждение все же восстало в нашем уме и мы приняли его, то должно тут же начать каяться за допущенный в помыслах грех, класть поклоны с молитвой о прощении и даровании помощи Божьей. Ни в коем случае нельзя продвигать этот грех дальше, говоря негативно об этом брате другим людям, запускать о нем худую молву и т.п. Плохо сказать о брате другим людям можно лишь в одном случае: чтобы предупредить о возможном вреде, происходящем от этого брата или его поведения. Благо церкви, общины, братства важнее, чем неприкосновенность отдельного члена. Иногда бывает нужда сказать плохо о ком-то в научение или для примера, но тогда должно скрыть по возможности все то, что может прямо указать на конкретное лицо.

Чтобы жить, не осуждая, и не судить никого без надобности, должно своим приближением к Богу и преуспеянием в духовной жизни и благочестии достичь такой любви к Богу и ближним, чтобы жить уже только любовью. Человек живет либо любовью, либо осуждением.

Чтобы иметь нелицемерную и несудящую другого любовь, должно навсегда стяжать в себе Духа Святого! До этого должно безысходно жить в покаянии, ибо иначе, как в непрестанном сопротивлении страсти осуждения покаянным жительством, мы не можем жить богоугодно и иметь надежду спасения.

Неправому суду и осуждению способствуют следующие греховные страсти: гордость; превозношение; кичение; высокоумие; самооправдание; немилосердие; гнев; ярость; злопамятство; ненависть; лицемерие; тщеславие; корыстолюбие; сребролюбие; самосожаление; самолюбие и зависть.

Способствует этой пагубной страсти отсутствие страха Божьего, недостаток смирения, самоукорения, памяти смертной и памяти о Божьем суде.

Осуждению, как образу жизни и мышления, противоположна любовь. Как страсти ему противоположно милосердие, опирающееся на страх Божий. Противятся осуждению добродетели смирения, смиренномудрия, сострадания, безгневия, безкорыстия и простоты, плача и сокрушения. Плачущий и сокрушающийся о своих грехах не способен судить и осуждать других людей. Помогают не осуждать делания: самоукорения, свмоосуждения, зрения своей греховности, непрестанной молитвы, памяти о смерти, памяти о Божьем суде, чтение Писаний.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: