Почему тучка умчалась играя утес. Михаил Лермонтов — Утес: Стих

Цель: помочь ученикам понять смысл стихотворения и подготовить к выразительному чтению наизусть.

Предполагаемые результаты:

  • Предметные: активизировать знания по биографии М.Ю.Лермонтова, повторить изобразительно-выразительные средства языка, отработать схему чтения “настроения” текста, углублять навыки первичного анализа стихотворного текста(лирического произведения).
  • Метапредметные: пополнить словарный запас, познакомить с картинами М.Ю.Лермонтова и с романсом на его стихи.
  • Личностные: способствовать воспитанию чувства сострадания, желания помочь человеку, оказавшемуся в одиночестве.

Урок выстроен в логике системно-деятельностного подхода.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Использование ТСО: на уроке были задействованы компьютер, проектор, SMART – интерактивная доска. Также использованы были мультимедийная презентация , видеофрагмент, аудиозапись.

В классе, в котором проводился урок, обучается 26 человек. Социальная обстановка стабильная, дети доброжелательные, в основном со средними способностями.

Этап урока Действия учителя Действия учеников
Организационный момент. Добрый день всем! Я рада вас снова видеть! Готовы активно поработать? С чем вы уходите с каждого урока, ребята? Приветствуем друг друга (слайд 1) Презентация
Проверка домашнего задания. На сегодняшнем уроке мы снова будем работать с оценочным листом.
Проверим домашнее задание. У каждого из вас есть перед собой табличка со словами, значение которых мы выясняли на прошлых уроках. Ваша задача – соединить термины и их определения линиями. Приступайте.
А теперь проверим. Обменяйтесь с соседом по парте листочками. На слайде вы видите подобную табличку, кто уверен, что справился с работой и может выполнить ее на доске? Ну а теперь я покажу вам ключ. Обратите внимание на баллы внизу. И поставьте оценку соседу по парте.
Обменяйтесь листочками. Посмотрите свои ошибки и отметь те в оценочном листе, как вы справились с заданием.
Самостоятельная работа по домашнему заданию. Способ проверки: взаимопроверка и проверка по эталону. (Слайд 2)
Актуализация знаний. Итак, озвучим эти понятия, ведь работать с ними мы будем и на сегодняшнем уроке. Озвучивают понятия – изобразительно-выразительные средства языка и “лирический герой”.
Целеполагание и планирование работы. А теперь переходим к главному – к теме сегодняшнего урока. Тема звучит следующим образом: “Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова “Утес”. Я предлагаю вам постараться наиболее точно сформулировать нашу учебную задачу на этот урок, выбрав ее из предложенных в задании 2 оценочного листа. (ответ – на слайде по щелчку)Проверьте себя.
Кто озвучит цель нашей работы на уроке?
Ну а теперь я предлагаю вам попробовать спланировать нашу работу. В оценочном листе вы видите этапы урока. Сможете ли вы выстроить урок так, чтобы нам было удобно работать?
Проверка домашнего задания.
Постановка цели.

Работа с лексикой стихотворения (можно спросить, что такое лексика).


Справились? А теперь проверим. У кого верно? (Слайд 4)
Выполняют учебную задачу: выбор цели, затем – следующую, планирование.

Обсуждаем в классе, если есть варианты, и приходим к одному выводу.

(Слайд 3-4)

Мотивация. Ребята, что такое утес?

На слайде вы видите картину… Называется она “Окрестности села Караагач”. автор ее – М.Ю.Лермонтов. На ней вы видите утес… может, это и не тот самый, из стихотворения, но он очень похож на него. Послушайте, пожалуйста, стихотворение (читаю).

Это небольшое стихотворение так вдохновило его читателей, что более шестидесяти композиторов написали музыку и появились прекрасные романсы на эти стихи. Послушайте один из них в исполнении Александра Матюхина .

Отвечают на вопрос. Лексическая работа.

(Слайд 5)

Слушают стихотворение.

Слушают романс

Лексическая работа. – О чем это стихотворение? Назовите двух героев (утес и тучка).
– Речь идет только о природных явлениях?
В стихотворении два образа, которые символизируют непрочность человеческих отношений.
Беседа о фигурирующих в стихотворении образах утеса и тучки. Делятся впечатлениями о прочитанном стихотворении и возникших ассоциациях.
Давайте составим лексические цепочки к каждому образу и подберем ассоциации к ним (в результате работы создается таблица).
Тучка.
Утес.
Проверяем.
Какой прием помог нам говорить об утесе и о тучке как о живых людях?
Дети. Олицетворение.
Сколько частей в стихотворении? (2)
Кому посвящена 1 часть (1 строфа) стихотворения? (Тучке.)
2 часть (“ строфа) – (утёсу).
По описанию эти картины одинаковые? Они противопоставлены друг другу. Какой приём здесь использовал автор?
Составляем лексические цепочки, заполняем таблицу 1. (Слайд 6)
Контраст.

Учитель. Найдите контрасты.
Дети. Тучка – великан.
Тучка золотая – старый утес.
Умчалась рано – одиноко он стоит.
Весело играя – тихонько плачет.
Играет в лазури – стоит в пустыне.
Контрастом выступают первая и вторая строфы стихотворения.

Работают над понятиями “олицетворение” и “контраст”

Ищут контрасты в тексте стихотворения.

Какую роль играют выразительные средства в стихотворении? (они помогли оживить героев произведения, помогли показать чувства, которые эти герои переживают, помогли представить в цвете образы стихотворения)

Давайте ближе познакомимся с героями стихотворения.
ТУЧКА– какая она? Что мы о ней узнали?
(Тучка золотая Почему она золотая?)
(Когда солнце заходит, оно освещает тучку желтым цветом, а желтый цвет – цвет золота).
Какие действия совершала тучка? Прочти. Только ли о тучке идет речь? Кто мог совершать все эти действия?
(Человек. Молодая девушка).
Да, юная, молоденькая, легкомысленная, игривая, способная к движению, путешествиям девушка. Она веселая, жизнерадостная.

Рассуждают о роли выразительных средств в тексте стихотворения.

(Слайд 7)

Физкультминутка.

Физкультурная пауза.

Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
Посидим-ка мы с тобою!

Выполняют движения, те, которые показывает учитель.

Работа с образами главных героев.

Почему ночевала на груди утеса– великана?
(Может быть, ближе к сердцу. Ей, наверное, было плохо.)
– Почему утеса– великана? Какой он – утёс?
(Он большой, высокий, сильный, может помочь, поддержать в трудную минуту.)
Почему “одиноко” стоит? (Прикован к месту, недвижим, никого нет рядом, и тучка его покинула.)
Почему остался влажный след в морщине старого утеса?
Может, это слезы тучки? (Ответы детей.)
А может это слезы утеса?
Встреча оставила след в его душе. Почему задумался глубоко? После встречи особенно остро переживаются чувства одиночества и обреченность на невостребованность.

– Почему тихонько плачет?
Тяжело, когда тебя кто-то покидает.
Утёс остается наедине со своими воспоминаниями. Его сердце переполняют чувства …КАКИЕ? Помогите мне.
(Чувства грусти, тоски, одиночества, печали, горя.)
А теперь самый сложный вопрос: Кто поведал нам о своем одиночестве?
Лирический герой Лермонтова, одинокий человек.

Отвечают на вопросы учителя, опираясь на текст.

Отвечают на вопросы, опираясь на личный опыт.

Вспоминают понятие “лирический герой”.

Самостоятельная работа: составление настроения текста. А сейчас я предлагаю вам каждому поработать самостоятельно.

В тетради сделайте три графы я, мы, все. Кто скажет, какую работу вы будете выполнять? (уточнить, что характеризовать будут 8 строчек). Но у меня есть просьба. Кто сможет нарисовать утес и тучку?(на доске, которая закрывается к стене)цветными мелками

Приступайте. В это время рисуют на доске.

А теперь проверим.

Поставьте плюсы в оценочном листе.

Выполняют самостоятельную работу по созданию таблицы “настроение текста”

Один человек рисует на доске утес и тучку, затем решаем, соответствует ли нарисованное тексту.

Отмечают после проверки результат в оценочном листе.

(Слайд 8)

Выразительное чтение. Кто попробует прочитать стихотворение в соответствии с тем какие стрелочки вы поставили.

Вам удалось передать чувства одиночества, тоски.

Выразительно читают стихотворение.
Рефлексия. Домашнее задание. В чем же главный смысл стихотворения? (Одиночество.)

Достигли ли мы запланированной цели урока?

Подведите итог на оценочном листе, поставьте себе оценку и передайте оценочные листы на первые парты.

Да. Одиночество – самое большое несчастье в жизни человека, но его нужно преодолевать. Если человек одинок, как ему помочь?

И каждый раз, идя своей дорогой, помните, ребята, что где– то рядом есть те, кому одиноко. Пусть внутренний мудрый голос подскажет вам, как поступить.

Домашнее задание – на слайде.

Спасибо за урок, до новых встреч.

Ответы детей. (Слайд 9–10)

Подводят итоги урока, проговаривают, удалось ли достичь цели.

Записывают домашнее задание.

Оценочный лист.

………………………………………………………………………………………………………….
(Напиши здесь, как тебя зовут)

Текст задания Результат
1 Вы справились с заданием, правильно соединив понятия, или допустили 1-2 ошибки – ставьте “+”. Если же не справились, допустив 3 и больше ошибок – ничего не ставьте, вам есть, что повторить!
2
  1. Поближе познакомиться с творчеством М.Ю. Лермонтова.
  2. Понять смысл стихотворения “Утес” и подготовиться к выразительному чтению.
  3. Научиться выразительно читать стихотворение “Утес”.
3 Поставьте номера этапов – от 1 до 6.
Подведение итогов урока и домашнее задание.
Проверка домашнего задания.
Чтение стихотворения и прослушивание романса.
Самостоятельная работа и проверка.
Постановка цели и планирование работы.
Работа с лексикой стихотворения.
Ставьте себе плюс, если у вас не более двух ошибок. Вы молодцы!
4 Работа с изобразительными средствами.
Ставьте себе плюс, если у вас не более двух -трех ошибок.
5 Работа с “настроением” текста.
Ставьте себе плюс, если у вас не более трех ошибок. Вы уловили настроение текста!
А теперь подведите итог.
Сколько плюсиков – такая и оценка!

Ты молодец! Спасибо за урок!

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана,

По лазури весело играя;

Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Утёс" для школьников

Произведение великого русского поэта относится к позднему периоду творчества. Лейтмотивом стихотворения "Утёс" выступает идея одиночества любви. Михаил Юрьевич Лермонтов рассказывает о том, какой бывает любовь.

В этом стихотворении перед читателем предстают два главных героя: тучка золотая и утёс-великан. Поэт предлагает своё философское видение, в котором отношения между людьми переносятся на события природы, и сквозь призму природных явлений мы изучаем мысли и чувства людей.

Герои произведения - два противоположных образа. Золотая тучка - лёгкая, летучая, очень нежная красавица. В ней раскрывается игривое настроение, легкая влюблённость и открытость этому миру. Свободная игривая тучка привлекает утёс-великан. Он большой и тяжёлый, одиноко стоящий посреди пустыни. Возможно, он один может стать другом для тучки, скитающейся над безмолвной пустыней. И между ними возникает связь, как между родственными душами. Автор пишет об отношениях тучки и утёса:

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана...

Для неё утёс стал ночным пристанищем, который мог приютить её на своей груди. Для него тучка стала мимолётным развлечением, о чём он мечтал посреди пустыни.

Пустыня стала тем местом, где встретились два живых создания, которые наполнены чувствами и способны любить. Их чувства соединились на короткое мгновение. Как будто пробежала искра, породившая тепло в груди старого утёса. Но несколько другие переживания в лёгкой непринуждённой тучке. Её мысли более лёгкие, переживания не такие глубокие. И на утро она без сожаления отправляется в дорогу, не переживая о чувствах утёса. Это видится автору так:

Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса.

Здесь мы читаем о том, насколько различными бывают чувства двух влюблённых созданий. Пусть они встретились и наполнились взаимной симпатией, но это временно. Именно о краткосрочности счастья любви плачет одинокий утёс:

Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

Стихотворение вызывает сочувствие к бедному утёсу. Возможно, это автобиографические размышления, и отношения тучки и утёса раскрывают события из жизни Михаила Юрьевича.

Данное стихотворение учит нас глубже чувствовать друг друга, бережно относиться к близким людям. Это очень поучительный пример, как автору удаётся передать свои переживания, используя приём аллегории и перенося отношения между людьми на явления природы.

Уважение и признание творчества Михаила Юрьевича Лермонтова, изучение особенностей его поэзии формируют правильные отношения и воспитывают личность.

Стихотворение «Утес» Лермонтов написал в 1841 году во время второй ссылки на Кавказ, незадолго до своей смерти.

В нем два лирических героя - тучка и утес. Их образы противопоставлены, используется прием антитезы.

Тучка - это метафора беззаботности и беспечности. Она не туча, а «тучка», она легка и порывиста, это подчеркивают слова движения: «умчалась», «весело играя». Эпитет «золотая» придает ей привлекательности, подчеркивает красоту.

Ее стихия-это лазурь. Это краска в нашем сознании радостна и безбрежна, как небо и море.

Утес, напротив, статичный, монументальный образ. Для его описания используется эпитеты «старый», «великан». Утес - метафора мудрого, внешне могучего, но очень ранимого человека. «Влажный след в морщине старого утеса» говорит нам о том, что он способен на глубокие переживания и даже слезы.

Главное событие этого стихотворения - это расставание, которое легко для тучки и очень тяжело для старого утеса. Контрастен и сам тон стихотворения, связанный с темой разлуки: первая часть наполнена игривым и веселым настроением, а затем он меняется на печальный. Лазурь и золото уступают место серой краске. В ритме стихотворения тоже ощущается разрыв: слово «одиноко» стоит обособленно, логически выделяется.

Таким образом, мотив одиночества и тоски является основным в поздней лирике Лермонтова.

В стихотворении «Утес» все художественные средства служат для того, чтобы заставить читателя прочувствовать и пережить то, что было на душе у поэта.

Одним из самых ярких и впечатляющих пейзажно-философских произведений Лермонтова, относящихся к его позднему периоду творчества, является его стихотворение «Утес» (1841 г.), написанное незадолго до преждевременного ухода из жизни выдающегося поэта. И хотя в то время Лермонтов находился в сложном душевном состоянии, и по свидетельствам некоторых очевидцев, даже предвидел скорое окончание своего бренного пути, в стихотворении «Утес» нет никакого намека на прощание или что-то похожее в этом роде. Читатели впервые познакомились с ним в 1843 году, когда его публиковал литературный журнал «Отечественные записки» спустя 2 года после смерти Лермонтова.

Главная тема стихотворения

Данное произведение великий поэт создал, находясь под влиянием великолепных видов и пейзажей окружающей его природы Кавказа, к которой он относился с особым трепетом и превращал в своих произведениях в живое существо, способное мыслить, чувствовать и переживать.

Пропитанное духом одухотворенной романтики стихотворение «Утес» трудно назвать оптимистичным, его главной темой в очередной раз является одиночество главного героя (в данном случае это утес, с которым автор ассоциировал и лично себя) в окружающем мире, ощущение того что он чужой и лишний в этой жизни.

Изумительной красоты пейзажная зарисовка южной природы, которую с таким мастерством передал гениальный поэт в двух небольших четверостишиях, наполнена тяжелыми душевными переживаниями автора, она носит глубокий философский смысл и имеет несколько трактовок.

Некоторые литературные критики говорят о том, что целью автора в данном произведении было пересечение и сравнение материальных и духовных ценностей, ответ на вопрос какую роль они играют в нашей жизни и что из них важнее. Утес в этом случае играет роль всего мирского и обыденного, а тучка нечто эфемерное, неземное и божественное. Их союз был недолговечным и случайным, тучка поутру покидает утес и он остается на прежнем месте в печали «тихонько плачет он в пустыне». Так Лермонтов хотел показать людям насколько они часто в первую очередь заботясь о насущном, забывают о своей душе, а ведь достигнуть настоящего счастья и гармонии можно только объединив эти два начала. По мнению поэта, душа вечна и подобно золотой тучке может путешествовать где угодно безо всякого для себя вреда, в то время, как тело (утес) без души будет вечно мучиться и страдать. Красота и беззаботность золотой тучки и старого, морщинистого утеса подчеркивают различие понятий материального и духовного мира.

Также существует мнение литературных экспертов что стихотворение «Утес» посвящается не единению двух начал, а описыванию человеческих взаимоотношений совершенно непохожих друг на друга людей, в которых тучка это молодая и легкомысленная особа, а утес-великан - немолодой, умудренный опытом мужчина, годящийся по возрасту ей в отцы. Поэт описывает их короткий миг общения, который показался для них обоих весьма приятным, но юной прелестнице он вскоре наскучил и она, например, нашла себе более подходящую по возрасту или по интересам компанию. А довольно немолодой мужчина, подобно старому и морщинистому утесу-великану, остается не у дел и остро ощущает свое одиночество, ненужность, чувство глубокой печали и растерянности.

Структурный анализ стихотворения

При написании стихотворения автор использовал пятистопный хорей, а также двухсложную стопу, имеющую ударение на первом слоге, применяется опоясывающая рифмовка. Настроение двух четверостиший диаметрально отличаются друг от друга, первое пропитано ощущением жизнерадостности и веселья, второе - печали и грусти. Для полной передачи чувств и настроения данного произведения поэтом были использованы следующие средства художественной выразительности: олицетворение (тучка ночевала, утром умчалась, утес задумался, утес плачет), метафора (играя по лазури, утес-великан), эпитеты (золотая тучка, старый утес), перифраз (влажный след в морщине утеса - следы слез). Чередование звуков «р», «л», «в» (аллитерация) и повторение звуков «о» и «а» (ассонанс) придает произведению особой плавности и выразительности.

Стихотворение «Утес» во многом можно назвать автобиографическим, ведь оно раскрывает глубокий внутренний мир поэта с его переживаниями и чувствами, оно отличается глубоким смыслом и неоднозначностью, в нем каждый найдет что-то свое, близкое и понятное только ему.

Стихотворение «Утес» относится к последним произведениям М. Ю. Лермонтова : оно было написано им в 1841 году, за несколько недель до своей гибели. Впервые оно было опубликовано в 1843 году в журнале «Отечественные записки».

Стихотворение относится к пейзажно-философской лирике : в прекрасную пейзажную зарисовку южной природы органично заложен философский смысл.

Основная тема стихотворения – одиночество человека в огромном мире – раскрывается с помощью приема олицетворения . Усиливает мотив одиночества разрыв предложений по строфам, логически выделяющий слово «одиноко» . Этой же цели служит употребление слова «пустыня» , традиционно символизирующее в романтической поэзии одиночество.

В основе произведения лежит параллелизм между человеческой жизнью и природой: человеческие переживания и действия переносятся на старый утес и золотую тучку. Композиция «Утеса» построена на контрасте главных героев – тучки и утеса, создаваемом с помощью различных средств: грамматических категорий (герои обозначены существительными мужского и женского рода), использованием антитезы (тучка весело играет – утес плачет, тучка молодая – старый утес ), частицы «но» на стыке строф. Психологический контраст между главными персонажами создается с помощью противоположных рядов олицетворений: если тучка «умчалась, весело играя» , то утес «одиноко стоит» , «задумался глубоко» , «тихонько плачет» . Динамичность тучки подчеркивают глаголы действия, утес же, напротив, статичен. Тучка символизирует легкое и беззаботное отношение к жизни, а утес – более основательное отношение к жизни.

Две строфы стихотворения диаметрально противоположны по создаваемому настроению. Веселые и жизнерадостные ощущения во второй строфе уходят, словно «умчалась тучка» , уступая место печальному и грустному настроению, превращающему утес-великан в старый и одинокий утес.

Стихотворение имеет различные трактовки . Возможно, в «Утесе» отражена проблема человеческих отношений, а герои символизируют ветреную красавицу и умудренного жизнью мужчину. В душе уже пожилого господина случайная гостья оставляет глубокий след и печаль, вызванную воспоминаниями о давно ушедшей молодости.

Другая интерпретация стихотворения усматривает в образах тучки и утеса духовное и материальное начала, полагая, что в «Утесе» речь идет о единстве этих начал и поиске душевной гармонии. Образ тучки символизирует неземное, божественное начало - человеческую душу. Твердо стоящий на земле утес воплощает материальное, мирское начало. Душа абсолютно свободна, она может, не испытывая боли, существовать без тела. Тело без души обречено на вечные страдания, «тихонько плача в пустыне» . Подлинная гармония возможна лишь при единстве души и тела.

«Утес» написан пятистопным хореем , двухсложной стопой с ударением на первом слоге. Лермонтов использовал для написания опоясывающую рифмовку .

Среди средств художественной выразительности преобладают олицетворения (тучка ночевала и умчалась, утес плачет, стоит, задумался ). Особую выразительность произведению придают метафоры (по лазури, утес-великан ), эпитеты (золотая тучка, весело играя, старый утес ), перифраз («влажный след» - слеза) и аллитерация звуков «р», «л», в». Плавность стихотворения достигается за счет использования ассонанса «о» и «а».

Стихотворение «Утес», раскрывая внутренний мир поэта, призывает человека стремиться к достижению внутренней гармонии, умению жить в ладу с самим собой и окружающим миром.

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: