По а шипилову витя петухов. Знакомство сразу с двумя технологами петуховыми

Как «Матильда» стала самым скандальным фильмом перед выходом в прокат

Съемки картины под рабочим названием «Матильда» начались в июне 2014 года, «но, как и было предусмотрено графиком, прерывались несколько раз из-за занятости исполнителей и ожидания натуры», говорится на сайте студии Rock Films. В 2015 году работа возобновилась, осенью 2016 года съемочная группа планировала выпустить фильм на экран.

20 апреля 2017 года. С критикой сложившейся вокруг фильма ситуации министр культуры Владимир Мединский, который назвал ситуацию «вакханалией демократии».

«Это вакханалия демократии. Как можно судить фильм, который никто еще не видел?»

25 апреля 2017 года. Первый замминистра культуры Владимир Аристархов , что при выдаче разрешения на прокат фильма «Матильда» выводы экспертного заключения учитываться не будут, а премьер-министр Дмитрий Медведев чиновников не вмешиваться в творческий процесс создания произведений культуры и искусства и не объяснять художнику, что он должен делать.

«Если мы снова не хотим вернуться во времена, когда культура жестко регламентировалась сверху, то нам всем это нужно учитывать, в том числе чиновникам, политикам. Вообще любому облеченному властью человеку нужно подавлять в себе соблазн объяснять художнику, что он должен делать».

2 мая 2017 года. РПЦ выступает с новой критикой фильма, глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион его «кощунственным» и «апофеозом пошлости».

«Речь идет, как мне кажется, о нашем национальном достоянии, о нашей истории. Мы не должны плевать в свою историю. Мы не должны людей такого уровня и такого масштаба, как последний русский император, подвергать вот такому публичному унижению».

В том же году депутат от КПРФ Валерий Рашкин обратился к руководству ФСБ с запросом о деятельности движения. По мнению ответила депутат.

1 августа 2017 года. В Москве прошло молитвенное стояние против «Матильды». Выйти на стояние накануне призвала депутат Наталья Поклонская.​ На мероприятии собрались 500 человек, которые молились «за вразумление создателей такого «кино».

8 августа 2017 года. Глава Чечни Рамзан Кадыров министру культуры Владимиру Мединскому письмо с просьбой не допустить показа фильма «Матильда» на территории республики.

«Чтобы жить с честью, надо помнить свою историю, гордиться и почитать тех, кто сражался за нас. Эта память священна и благородна. Мы, потомки победителей, должны не только свято чтить память о защитниках Родины, но и воспитывать молодое поколение в духе уважения к своей истории. Прошу вас исключить Чеченскую Республику из прокатного удостоверения на показ фильма «Матильда».

Учитель Кадырова лично посмотреть фильм, прежде чем просить его запретить.

На следующий день Министерство культуры просьбу о запрете фильма от властей Дагестана.

10 августа 2017 года. Министерство культуры показ фильма зрителям старше 16 лет на всей территории России. Наталья Поклонская в решении Министерства культуры основание для привлечения сотрудников министерства к ответственности «за нарушение закона о противодействии экстремистской деятельности». У властей регионов между тем осталось право ограничить демонстрацию «Матильды» на своей территории. Кроме того, это могут сделать прокатчики: так, единственный кинопрокатчик в Ингушетии отказался ​показывать фильм из-за фрагментов, оскорбляющих религиозные чувства верующих.

Алексей Учитель к министру внутренних дел и главе ФСБ, потребовав от них обеспечить после нападения на его студию в Петербурге свою безопасность, а также безопасность зрителей, которые ждут премьеры фильма «Матильда».

4 сентября 2017 года. «Первый канал» объявил, что показывать четырехсерийную версию фильма. Незадолго до этого режиссер , что в 2019 году на телеэкраны выйдет сериал на основе «Матильды», но не уточнил, на каком именно телеканале планируется премьера.

Утром 4 сентября в Екатеринбурге в фойе кинотеатра микроавтобус, нагруженный бочками с бензином и газовыми баллонами, после чего в здании начался . По словам очевидцев, после столкновения из машины выбежали два человека, один из них бросил в здание «коктейль Молотова». Подозреваемый в поджоге мужчинаотменен «по техническим причинам». «Показ переносится на 25 октября 2017 года, 18:00», — указано на сайте.

В этот же день у офиса адвоката Учителя Константина Добрынина две машины. На месте поджога были разбросаны листовки «Гореть за Матильду». О случившемся

Скандал вокруг новой картины Алексея Учителя "Матильда" набирает все большие обороты. В связи с недавней инициативой участников общественного движения "Царский крест", еще даже не вышедшая на экраны историческая драма стала объектом пристального внимания всех ведущих критиков, депутатов и даже Генпрокуратуры. Дни.Ру решили разобраться: в связи с чем возник столь сильный ажиотаж вокруг любовного увлечения Императора.

Известно, что о "недопустимой лжи" и "клевете" в фильме уже неоднократно заявили не только участники нескольких православных организаций. Директор канцелярии российского императорского дома Александр Закатов уже пояснил в нескольких интервью, что, по его мнению, рассуждать о личной жизни царей и даже святых можно, но остается один вопрос: с какой целью? По мнению Закатова, история, представленная в фильме Учителя, является ничем иным как "извращением".

В первую очередь отметим: хоть новое творение известного режиссера и является исторической драмой, от этого оно не перестает быть художественным фильмом. Следует отличать байопик от киноискусства: ведь если в первом все должно быть выдержано в строгих рамках исторического сюжета, то во втором режиссер может смело себе позволить какие-то "вольности". Например, рассказать историю любви, которая в реальности определенно могла быть, но не случилась.

Балерина Матильда Кшесинская, как она сама заявляла, являлась любовницей и фавориткой Николая II до его помолвки с Алисой Гнессинской. Это подтверждают и мемуары известной примы, которые были опубликованы в Париже в 1960-м году. Сам Учитель, отстаивая свою позицию,ссылается именно на исторические события, которые он, вероятно, весьма основательно изучил.

Кшесинская еще в возрасте 20 лет покорила сердце цесаревича Николая и на протяжении двух с половиной лет состояла с ним в любовной связи. Судя по дневникам и воспоминаниям его современников, Николай не скрывал своего более чем трепетного отношения к приме Мариинского театра.

По факту возмущение общественности вызвал не сам исторический фильм (который к слову, никто на сегодняшний день не видел), а сам намек на то,что у столь знаковой исторической фигуры как Николай II вообще могла быть личная жизнь. Во все времена находятся критики, считающие непозволительным затрагивать тему каких-либо личных страстей людей, ставших своеобразными "иконами" целой эпохи.

По данным информационного агентства ТАСС, на сегодняшний день Генпрокуратура не нашла в фильме никаких нарушений. Вернее, в той его части, которую они смогли посмотреть. Известно, что кинолента готова не полностью, ее премьера намечена на март 2017 года.

«Матильда»:
точка обратного отсчета

Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов)

До выхода на экраны фильма режиссера Алексея Учителя «Матильда» остался один месяц. «Независимая газета» обратилась к председателю Патриаршего совета по культуре епископу Егорьевскому Тихону (Шевкунову) с просьбой высказать свою личную точку зрения, а если возможно, и официальную позицию РПЦ на конфликт вокруг фильма «Матильда».

Прежде чем начать разговор о не вышедшем еще на экраны, но вызвавшем уже столько бурь и, признаться, изрядно всех допекшем фильме «Матильда», хотелось бы вспомнить, что в начале нынешнего года прошел беспрецедентно широкий показ другого фильма, также посвященного реальному историческому персонажу, бывшему также главой русского государства и также прославленному как святой в Русской Православной Церкви.

Прогремевший на всю страну «Викинг» в отличие от «Матильды» не вызвал никаких массовых протестов. Не было ни демонстраций, ни требований запрета (за исключением нескольких единичных писем). И это несмотря на то, что его главный герой - великий князь Владимир Святославич - показан в фильме в период его жизни до принятия христианства поистине как дикий изверг: он убивает родного брата Ярополка, насилует на глазах у родителей полоцкую княжну Рогнеду, а затем убивает ее отца, возводит языческие капища и приносит идолам человеческие жертвы. И при всем том этот мастерски снятый натуралистический кинорассказ не вызывает ни в целом в стране, ни в церковной среде протестов. А вот «невинная», казалось бы, киноистория о юношеском романе Наследника российского престола и балерины императорских театров отозвалась в обществе и 100-тысячными петициями с требованиями запрета фильма, и демонстрациями, и судебными исками. Я не говорю уже об экстремальных эксцессах - но это тема скорее либо медицинская, либо уголовная.

Так что же происходит? Ответ представляется достаточно ясным. В случае с «Викингом» авторы фильма представили на экране пусть очень горькую, но правду истории. Об этой неприглядной правде нам повествуют древние летописи и жития. Они доносят до потомков поистине ужасающий образ князя Владимира до его крещения и лишь потом говорят о поразительном его преображении из языческого чудовища в того милосердного, мудрого и могущественного Владимира Красно Солнышко, которого более 1000 лет так почитает и любит наш народ.

В случае же с «Матильдой», к сожалению, все происходит иначе. Сюжет и сценарий фильма построены на неправде. И многие, познакомившись с широко запущенным в Интернет рекламным трейлером фильма или, как довелось мне, прочитав сценарий, эту неправду почувствовали особенно остро. Почему? И потому, конечно, что для немалого числа людей последний русский Император - святой страстотерпец. И потому еще, что как бы по-разному ни относиться к Николаю II, нельзя не признать, что за последние 100 лет на него были вылиты такие потоки клеветы, напраслины и грязи, каких не удостаивался, пожалуй, ни один наш соотечественник. Сегодня, когда доступна объективная информация о нашей истории, привычные стереотипы о последнем Царе и его Семье для многих рушатся. У кого-то советские клише заменяются порой излишней идеализацией. Но у большинства трезвомыслящих людей происходит пересмотр ценностей в сторону объективной оценки, опирающейся на подлинные факты истории.

Балерина Матильда Ксешинская

И вот в годовщину русских революций появляется фильм, в котором снова - явная неправда. Причем измышления, увы, касаются частной жизни Николая II, его отношений с супругой, Императрицей Александрой Федоровной. Эту тему даже в советское время не подвергали искажениям в угоду идеологической конъюнктуре уважающие себя исследователи. И сегодня в данном вопросе наблюдается, быть может, единственный случай полного согласия среди историков диаметрально противоположных убеждений, школ и направлений: все единодушны в том, что отношения между Николаем Александровичем и Александрой Федоровной были исполнены самой высокой любви, абсолютной верности, ответственности, нежности и заботы. Их поразительные по глубине и силе чувства не смогли поколебать никто и ничто, никакие самые страшные, немыслимые испытания, выпавшие на долю этой семьи.

А как же Матильда Кшесинская? Сплошь и рядом критиков сюжета фильма обвиняют в том, что они отрицают сам факт романтических отношений Наследника и юной танцовщицы. На самом деле это - передергивание. Никто не отрицает, что такие отношения действительно были.

С 18-летней Матильдой Феликсовной Кшесинской Наследник, которому от роду тогда было 22 года, познакомился в сложный период своей жизни: девушка, которую он недавно навсегда и беззаветно полюбил с первого взгляда, Гессен-Дармштадтская принцесса Алиса (через несколько лет она станет его женой - Императрицей Александрой Федоровной), тогда отказала ему, поскольку не находила возможным сменить вероисповедание - перейти из протестантизма в Православие, о котором имела самые смутные представления.

Между тем по законам Российской империи это было обязательно для будущей царицы. К тому же и отец, Александр III, твердо воспротивился выбору сына: у Императора были другие виды на брак наследника.

И вот, отринутый любимой девушкой, получивший строгое увещание отца о невозможности желаемого брака, Цесаревич Николай Александрович позволил себе влюбиться в талантливую балерину. Каковы были их отношения? Одни историки говорят, что молодые люди были очень близки. Другие уверяют, что связь была лишь платонической. Как бы то ни было, в конце концов, это - не наше дело. Они общались с 1892 по 1894 год. А весной 1894 года принцесса Алиса наконец согласилась стать женой Николая; согласие на их брак дал и Александр III. Николай Александрович был безмерно счастлив. Расставание с Матильдой произошло без драм и надрывов: он просил у нее прощения, обещал помогать во всем. Они решили навсегда оставаться искренними друзьями, обращаться друг к другу на «ты»… Но - в заочном общении. Общение очное было разорвано раз и навсегда в том же 1894 году, в котором состоялась помолвка, а затем и свадьба Николая и Александры.

Николай счел своим долгом рассказать невесте о Матильде. Вот что писала Аликс своему жениху после этих непростых для нее признаний: «Я люблю тебя даже сильнее с тех пор, как ты рассказал мне эту историю. Твое доверие так глубоко трогает меня… Смогу ли я быть его достойной?»

Период с 1894-го - когда принцесса Алиса прибывает в Россию, переходит в Православие и сочетается браком с Николаем II, только что ставшим Императором Всероссийским, - до 1896 года, на котором оканчивается киноповествование, были самыми безмятежными и счастливыми в жизни молодой супружеской пары.

А что же происходит в сценарии фильма, представленном публике ни больше ни меньше как «главный исторический блокбастер года»? А в нем все это время Николай мечется в страданиях, истерике и интимных сценах между Матильдой и Александрой, между Александрой и Матильдой…

Ну а дополняют «историческое полотно» такие драматургические находки, как, к примеру, эпизод, в котором Александра Федоровна, словно мрачная фурия, с острым ножом идет на Матильду, чтобы добыть ее кровь. Или развеселый кинообраз Александра III: этого в жизни необычайно благородного, чуждого всякой пошлости Государя создатели фильма заставляют заявить, что он «единственный из Романовых, который не жил с балеринами»…

Не буду умножать горьких примеров. В целом история сводится к тому, что Николай, конечно же, любит демократичную, смелую, свободно мыслящую Матильду, но «ради долга и трона» женится на Александре - и заставляет свое сердце полюбить ее. В общем, такая вот экранизация известной песни: «Все могут короли», кроме разве того, чтобы жениться по любви.

Как стало известно, несколько месяцев назад сценарий фильма был передан для рецензии двум известным историкам, с разрешения которых помещаю здесь их краткое резюме.

«О сценарии полнометражного фильма «Матильда»
(автор сценария: Александр Терехов)

Серьезно разбирать это произведение не нужно, да и невозможно. Сценарий фильма «Матильда» не имеет никакого отношения к историческим событиям, о которых в нем повествуется, разве что только имена героев соответствуют действительности, и у Наследника Цесаревича был роман с Матильдой Кшесинской. В остальном - сплошной вымысел самого дурного вкуса. Уже первая сцена вызывает улыбку и сильное недоумение. Матильда Кшесинская не взбегала на хоры Успенского собора Московского Кремля во время коронации Императора Николая II, не кричала: «Ники, Ники!», а сам Император не падал в обморок. Все это выдумка авторов сценария, воскрешающая в памяти строки из известного романа Ильфа и Петрова: «Графиня изменившимся лицом бежит пруду». Только у Ильфа и Петрова это гротеск и ирония, а в сценарии - суровая «правда» жизни героев, как она представляется автору.

Сценарий кишит выдумками самого дурного вкуса, не имеющими никакого отношения ни к реальным событиям, ни тем более к чувствам героев. Чего только стоит сцена, когда отец Николая Император Александр III выбирает для сына любовницу из числа балерин Мариинского театра. Надо ли объяснять, что такая пошлость могла родиться только в голове у человека, не имеющего никакого представления о реальных отношениях в Царской Семье, да и в придворной среде.

Император Николай II и Императрица Александра Федоровна причислены Русской Православной Церковью к лику святых как страстотерпцы. Но святость - это не стерильность. И в их жизни были разные ситуации (например, отношения с Распутиным), и их деятельность по-разному оценивается историками. Не было только одного - пошлости и грязи. А именно пошлость и грязь самого низкого пошиба автор сценария выдает за историческую истину.

Президент исторического факультета
МГУ им. М.В. Ломоносова,
профессор, академик РАН С.П. Карпов.

Заведующий кафедрой истории России XIX века - начала XX века
исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова,
профессор С.В. Мироненко.

Режиссер фильма Алексей Учитель неоднократно заявлял, что не имел и не имеет никакого намерения оскорбить память Николая II. А то, что представлено в сюжете фильма, - не более чем художественный вымысел, без которого не обходится ни одно историческое полотно. Нет оснований не верить Алексею Ефимовичу. Только дерзну напомнить высказывание подвижника VII века святого Исаака Сирина: «Всякую вещь красит мера. Без меры обращается во вред и почитаемое прекрасным». Нет никаких сомнений, что у художника есть право на творческий вымысел. Вопрос лишь в том, в какой мере это право применять, чтобы произведение стало частью высокой культуры.

В дискуссиях о «Матильде» те, кто отстаивает презумпцию безбрежной свободы творчества художника, нередко поминают всуе великие имена, в частности, Пушкина, Толстого. Зря приводят такие примеры! Как раз и в «Капитанской дочке», и в «Войне и мире» перед нами примеры гениальной меры самого бережного отношения к истории и к ее личностям при художественной реконструкции исторических событий.

«Вымысел не есть обман» - мы помним эти слова Булата Окуджавы. Художественный вымысел ни в коем случае и не должен быть обманом. Ни для каких целей. Какими бы творческими, драматургическими и эстетическими резонами этот обман ни пытались бы оправдать. Немыслимо себе представить, чтобы ради предания некой особой «креативности» сюжета в «Капитанской дочке» автор, к примеру, сделал бы Екатерину II любовницей Пугачева, а в «Войне и мире» для большей «драматургической напряженности» распалившийся от «вдохновения» писатель сдал бы Наполеону, а потом и сжег не только Москву, но и Санкт-Петербург. А что? Ничего личного, просто художественный вымысел. Ведь автор (или, как сейчас любят говорить, - «творец») имеет полное право…

Что касается официальной позиции Русской Православной Церкви по отношению к фильму «Матильда», то она была высказана мною как председателем Патриаршего совета по культуре еще в прошлом году в «Российской газете»: мы не будем требовать запрета фильма, почитая такой путь тупиковым. Но оставляем за собой право опровергать неправду и доносить до тех, кто хочет услышать, достоверный рассказ об этом периоде жизни святого страстотерпца царя Николая. Также безусловной позицией Русской Православной Церкви является высказанное неоднократно решительное осуждение любых экстремистских действий, притянутых к дискуссии об этом фильме.

Я не буду в этой статье говорить об оскорблении религиозных чувств - эта материя, действительно, слишком зыбкая, тем более когда она подкреплена статьей Уголовного кодекса. Но хотелось бы заострить вопрос о не подлежащем никакому уголовному наказанию оскорблении чувства исторической правды. Об ответственности художника - нравственной, не более того, - за очевидную историческую неправду, которая ведет к никому не нужным общественным конфликтам, подобным сегодняшнему.

И, наконец, последнее. Если немалое число моих соотечественников сегодня живо и личностно чувствуют себя оскорбленными при встрече с исторической неправдой, если они почитают немаловажным для себя вступиться за честь своей истории, за честь своих давно отошедших в вечность великих и малых сограждан, используя для этого в первую очередь дискуссию, а если считают необходимым, и свои законные гражданские права, - это хороший, очень хороший признак.

А фильм? Через месяц он будет показан на экранах многих российских городов. Отдельно необходимо отметить, что «Матильда» - единственный художественный фильм, созданный в нашей стране к 100-летию революций. Именно это кинопроизведение с таким сюжетом и с таким авторским подходом особенно ярко ознаменует собой посильный для нынешнего отечественного киноискусства, да во многом и для нашего общества масштаб осмысления самых трагических и судьбоносных событий нашей новой и новейшей истории.

Но, может быть, это хотя бы станет точкой обратного отсчета?

1890 год. 22-летний цесаревич Николай Александрович (Ларс Айдингер) знакомится с балериной императорского театра Матильдой Кшесинской (Михалина Ольшанская). Между ними вспыхивает страсть такой силы, что коронация будущего государя оказывается под угрозой: Николай подумывает отказаться от трона ради брака с любимой женщиной.

Вопреки расхожему мнению, «Матильда» — кино не о судьбе балерины. Чувства между Кшесинской и наследником — тема здесь далеко не главная. Страсть Николая к балерине лишь провоцирует ситуацию, через которую Алексей Учитель раскрывает своего героя с эмоциональной, человеческой стороны. Пожалуй, прежде всего режиссёра интересует личность наследника и то, как он справляется с проблемой выбора между собственным счастьем и долгом перед отечеством. Выбор этот чрезвычайно сложный, болезненный и, можно сказать, трагический.

«Матильда» захватывает. Это масштабное, невероятно красивое кино с детально продуманными декорациями и образами (для съёмок картины было изготовлено более 7 тыс. костюмов — немногим меньше, чем для «Войны и мира» Сергея Бондарчука).

Кинематографисты не просто мастерски воссоздали обстановку XIX века и придали фильму особую атмосферу. Картинка так радует глаз, что некоторые сцены можно пересматривать вновь и вновь — и заведомо эффектные (выступление балерин в светящихся нарядах), и вполне себе рядовые, но не менее очаровательные (прибытие главной героини в новый особняк).

Актёры в этих интерьерах смотрятся более чем органично, что очень важно для исторического фильма. К слову, актёрский состав — одна из сильнейших сторон картины. И в первую очередь это относится к исполнителям главных ролей, польке Ольшанской и немцу Айдингеру.

Матильда в исполнении Ольшанской — грациозная, чувственная и свободолюбивая. Если такой женщины в действительности не было, то её, право, стоило придумать.

Скорее всего, весомую роль в создании достоверного образа своевольной красавицы сыграл характер актрисы — тот же стержень прослеживается у героини Ольшанской в «Соблазне» (The Lure). Матильда Ольшанской получилась многогранная и сложная для понимания. Чтобы наконец решить, чем является для неё роман с наследником престола — большой любовью, холодным расчётом или просто блажью, — зрителю придётся поломать голову.

  • Кадр из фильма «Матильда» (2017)

Николай Ларса Айдингера — герой, который меняется и эволюционирует на протяжении всего фильма: сомневающийся, ведомый, зависимый от страсти в начале картины и решительный, смелый, определившийся — в конце (неизменна лишь любовь будущего государя к отечеству). Что бы ни делал Айдингер на съёмочной площадке, выглядит это чрезвычайно убедительно. Не удивляйтесь, если к середине фильма вы перестанете отдавать себе отчёт в том, что этот наследник — всего лишь актёр. Хороша и чувствительная, суеверная, неуклюжая Аликс (императрица Александра Фёдоровна) в исполнении Луизы Вольфрам.

Впрочем, некоторые герои несколько выбиваются из общей картины. Так, начальник сыскной полиции Власов в исполнении Виталия Кищенко с таким же успехом мог бы появиться в сериале о деятельности НКВД. А офицер Воронцов (Данила Козловский) — в любой другой киноленте, где требуется сошедший с ума от любви мужчина.

По всей видимости, линии «охотников за Матильдой» Власова и Воронцова, а также сумасшедшего полумага-полуучёного Фишеля были введены, чтобы сделать фильм динамичнее и оправдать звание главного исторического блокбастера года. Однако вся эта история придаёт картине несколько абсурдистский оттенок, а погони, похищения и взрывы отвлекают от самого главного. «Матильда» начинает страдать от нехватки психологизма и походить на обыкновенное приключенческое историческое кино.

  • Кадр из фильма «Матильда» (2017)

Сюжет развивается очень быстро. Вот Николай видит, как у танцующей Матильды оголяется грудь. Вот — уже в другой раз — герои заходят в шатёр, и наследник предлагает балерине своё покровительство. Матильда предложение отвергает и заявляет, что это не она будет бегать за будущим императором, а он за ней. Потом, в гримёрке (третья встреча), где Николай делает неловкие па, случается их первый поцелуй.

Непросто также объяснить некоторые их поступки и перемены в настроении. Самое удивительное — реакция наследника на мнимую смерть возлюбленной. Николай, преисполненный решимости отречься от престола, собирает чемодан и направляется к Матильде. У дома балерины он видит, как та якобы погибает при взрыве. После этого герой внезапно осознаёт, что всё это время ошибался и чуть было не потерял главное: страну и будущую супругу Аликс. С чем связана столь разительная перемена в мировоззрении Николая, непонятно.

Возможно, прояснить этот и другие моменты удастся в 2019 году — именно тогда, по словам Учителя, на экраны выйдет четырёхсерийная версия «Матильды». И она, скорее всего, будет более композиционно выверенной и гармоничной.

История с "Матильдой" не мировоззренческая (религиозная), а политическая . Большинству верующих ни фильм, ни его показ не мешают. Или мешают не больше, чем девушки в мини или секс-шопы, например. Максимум, они на фильм просто не пойдут. А "протестуют" политизированные фрики и "православные" боевики - при поддержке влиятельных кругов в Кремле и РПЦ. Не будь "Матильды", нашли бы чем еще "оскорбиться", что громить и запрещать.

Крестный ход в Питере - традиционный (в память кого-то там). И большинство участников пришли не из-за "Матильды". Но организаторы (читай представители РПЦ и местных властей) либо сами поставили в первых рядах фриков с лозунгами против "Матильды" (каких-то "казаков"; "питерские казаки" - это уже само по себе непристойный балаган), либо не решились убрать их оттуда, обратившись к полиции. В итоге - ложная картинка массы верующих, которые, якобы, все против "Матильды".

Всего за несколько дней Россия пересекла важную черту, к которой шла давно: православные экстремисты совершили две настоящие попытки терактов. ...

Россия привыкла к религиозно мотивированным мусульманским терактам, но, несмотря на часто общее гражданство убийц и жертв, они воспринимались как теракты чужих против своих, меньшинства против большинства. Нынешние нападения – это атаки своих против своих, проводимые от имени большинства. Там была борьба за независимость, здесь – борьба за власть в виде права определять границы дозволенного для всех .

Российский режим относится к тому типу, где дисциплина важнее согласия, а власть не нуждается в соавторах политической повестки и предпочитает принимать поддержку в пассивной форме подчинения и порядка. ... И то, что власть не способна дисциплинировать неукротимую Поклонскую, свидетельствует не о том, как ее идеи крепнут, а как она слабеет под напором собственных идей.

Восходящий поток «инициатива в обмен на лояльность» (по формуле «мы определяем цель, вы нас ведете») хорошо работает между нижним и средним уровнем, но не всегда или с запозданием доходит до верхнего. Когда кипучая низовая инициатива достигает наконец самого верха, Кремлю приходится иметь дело уже не с экстравагантным одиночкой, который хочет быть святее системы, а с полновесным общественным явлением.

В этом парадокс ситуации с «Матильдой»: верхнее звено, хотя предпочитает статику динамике, не всегда пресекает избыточно деятельный восторг на ранних стадиях – это мелко и не по чину и жаль одергивать полезных энтузиастов. Когда же инициатива разрастается до масштабов, при которых Кремлю незазорно ее замечать, цена ее усмирения растет, теперь оно чревато отчуждением ценных групп поддержки и демонстрацией раскола внутри патриотического большинства. В результате уже не Кремль проверяет низовые движения на лояльность себе, а они проверяют Кремль на лояльность провозглашенной им самим идеологии .

Президент России достаточно силен, чтобы одернуть начинающего депутата Поклонскую и бригаду следователей, которые открыли дело Серебренникова и тем самым осложнили ему отношения с множеством потенциальных доверенных лиц. Но на начальном этапе опускаться на уровень Поклонской или следственной группы – слишком мелко. ... Когда вопрос поднимается на уровень, не стыдный для Кремля, участники кампании гораздо более многочисленны и распалены, чем в начале, и в ее рядах уже мелькают влиятельные лица. Одно дело, когда Поклонская нападет на фильм Учителя от своего имени, другое – когда к ней присоединяется епископ Тихон Шевкунов, который много лет считается духовником Путина и некоторых высоких чинов из российских спецслужб.

Одна из проблем персоналистского режима, выстроенного в России, в том, что в нем нет сдержек, кроме самого Путина. Его слово, сказанное ex сathedra, то есть в тронной, управленческой ситуации, все еще принимается всерьез, но именно потому, что слова других высокопоставленных функционеров становятся все менее обязательными к исполнению.

В этом отношении нынешняя верхушка действительно больше не похожа на двор, чем на политбюро. Путин не может девальвировать свое царское слово, обращаясь к Поклонской или следственной бригаде, а слово практически любого другого функционера, даже если он претендует на то, что вступает в разговор от имени Кремля, весит слишком мало, чтобы остановить патриотическую кампанию, уже нарастившую мышечную массу . Ни министр культуры Мединский, который наконец выступил с весьма категорическим осуждением «гвалта» Поклонской, ни президентский пресс-секретарь Песков, ни премьер-министр Медведев с замами для этого уже недостаточно авторитетны: для участников национал-патриотических кампаний они сами – потенциальный объект публичной или келейной борьбы и желательной замены на более патриотичных чиновников.

Для организаторов публичных патриотических кампаний в стране нет идеологов, кроме Путина и их самих. Но Путин отвечает уклончиво, не разменивая высокий сан даже на легкий риск попасть в число оппортунистов, значит, осталось найти «правильного священника» и получить благословение. Русская церковь (как и лидеры мнений из мирян), подобно миру ислама, сейчас достаточно диверсифицирована на среднем уровне. А средний уровень, объединившись с активистами снизу, получает способность навязать волю высшему: и вот на свечных ящиках по приходам лежат подписные листы против «Матильды», и уже не важно, кто их положил, важно, что их не убирают.

Кроме очевидного смешения мученичества как итога жизни и святости, упрощенно понятой как пятерка за поведение, для внешних наблюдателей не всегда понятно, почему именно последний царь, проспавший империю, так почитаем среди имперских националистов. У этой традиции два корня. Еще в советское время подлинность православного духа многими измерялась признанием святости последнего царя: эмигрантская Зарубежная церковь давно почитала его святым, в то время как РПЦ и ее, по общему мнению, завербованные КГБ иерархи под давлением атеистической власти этой святости не признавали. Так что неофиту предлагалось сделать выбор между настоящим и конформистским советским православием. По этой причине культ царя-мученика существовал в русской церкви задолго до того, как Путин в процессе объединения Русской и Зарубежной церкви сделал его официальным.

Тогда же в позднем СССР в спецслужбах стал распространяться культ белогвардейцев как настоящих (не чета большевикам) патриотов, парадоксально совмещаясь с уважением к Сталину и Дзержинскому.

в момент, когда Поклонская со своим экзотическим проектом появилась в Москве, политический центр здесь уже два года сдвигался в сторону бывшего края, примерно туда, где давно трудился философ Дугин, заседало Афонское братство, а православие превращалось в коллективную идентичность, дающую право на превосходство над победителями в холодной войне. Векторы России и Поклонской совпали и дали умножающий эффект, и теперь трудно отдельно остановить Поклонскую, не ставя под вопрос заданное в последние годы идеологическое движение всей России .

Для тех, кто разработал для страны консервативный маневр, депутат Поклонская – беспокойная, но в целом своя, а ее критики – хоть и более уравновешенные – чужие. Противопоказано бить своих на радость чужим .

Путин оказался в классической ловушке начинающего идеолога. Провозгласив идеологию, он создал новую точку отсчета для обезличенной системы координат, но набор идей связан с лицом опосредованно, и Поклонская может воплощать этот набор не хуже его самого. В прежней, неидеологической России лояльность принадлежала только ему. В новой – еще и набору идей, имеющему независимое существование.

В точке кристаллизации идеологии постепенно возникает пока не четко оформленный союз верных не столько Путину, сколько провозглашенным им идеалам священников, представителей спецслужб, бизнесменов и государственных функционеров, который можно условно назвать союзом ряс и погон. Чиновники среднего и низшего уровня начинают диверсифицировать свою лояльность, разделяя ее между президентом и этим новым неопределенно-личным идеологическим центром. Так, за запрет «Матильды» вдруг начинают высказываться местные руководители, силовики, директора, тем более что снизу им кажется – такая громкая кампания вряд ли идет без одобрения с самого верха. В результате уже после заявления министра Мединского против Поклонской и в поддержку проката «Матильды» несколько прокатчиков Камчатки приняли решение не включать фильм в репертуар, уточнив, что это их «гражданская позиция», а местное министерство культуры разместило их манифест на своем сайте: двойная лояльность, верный идеалам средний уровень спорит с представителями более высокого, делая удобный выбор на ярмарке авторитетов.

(Отдельные места в цитатах выделены мной).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: