Духов день что за праздник значение приметы. Православные отмечают День Святого Духа (Духов День)

День Святого Духа или Духов день - праздник, посвященный третьей ипостаси Триединого Бога, который ежегодно отмечают на следующий день в понедельник, после Святой Троицы, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ».

В Святом писании говорится, что на 50-й день после Пасхи Святой Дух сошел на учеников Христа. Святой дух подарил им возможность разговаривать на разных языках и исцелять больных, чтобы они смогли проповедовать Слово Божье и распространять новую веру в разных странах.

Третье Лицо Святой Троицы - Святой Дух - было явлено миру видимым образом на 50-й день после Пасхи: шумом с неба, ветром, огненными языками пламени. В честь этого явления и установлен праздник.

ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ

Духов день, как и многие другие православные праздники, имеет языческие корни. Перед началом лета, до принятия христианства, на Руси праздновали день рождения матушки-земли, кормилицы крестьян. Поэтому народные обычаи и традиции трогать землю запрещали.

В старину считали, что в этот день Земля беременна будущим урожаем, а нарушив целостность земного покрова, можно нанести ей тяжкий вред. Поэтому в Святой праздник Духов день запрещалось копать, сажать, словом совершать любые действия, связанные с работой на земле, даже втыкать в нее колья.

В Духов день женщины по традиции выполняли обряд кормления земли. Под вечер в поле они расстилали скатерти и устраивали праздничный обед: раскладывали по полю маленькие кусочки еды, присыпая их сверху землей. Люди верили, что «прикармливая» землю, они усиливают плодородие.

В этот день также нельзя шить, стирать, убирать и так далее.

Православные в день Святого Духа забирали из храма освященные березовые ветки, которые ставили дома рядом с иконами. Этот обычай сохранился и сегодня. Некоторые полагают, что в этот день на землю слетаются души умерших, которые садятся на березовые ветки.

ПРИМЕТЫ И ПОВЕРЬЯ

В Духов день гадали на будущее. Из ветвей и травы девушки плели венки и бросали их в воду: поплывет - к счастью, утонет - наоборот.

По народным приметам, какая погода будет на Духов день, такая будет и последующие шесть недель. В старину считали, что лето начиналось в Духов день.

Бегать в Духов день плохая примета - можно убежать от своей судьбы. А если пройтись утром в Духов день босиком по росе, то можно приблизить встречу с счастьем.

МОЛИТВА СВЯТОМУ ДУХУ

Душе Святый! Всю вселенную собою наполняяй, и всем жизнь подавали, от скверных же человек удаляяйся, смиренно молю Тя: не гнушайся нечистоты души моея, но прииди и вселися в мя и очисти мя от всякия греховныя скверны. Да помощию Твоею прочее время живота моего поживу в покаянии и творении дел благих, и тако прославлю Тя со Отцем и Сыном во веки веков. Аминь.

Материал подготовлен с использованием информации открытых источников

День Святого Духа, Духов день – 17 июня в 2019 году – православный христианский праздник в честь Святого Духа, который празднуют на пятьдесят первый день после Пасхи. Духов день празднуется в память о Святом Духе, сошедшем на учеников Христовых, чтобы они могли проповедовать всем о Сыне Божьем, о Его страдании за нас о воскресении мертвых. Именно с этого момента на земле началось установления Церкви Христовой, поэтому Духов день так важен для христиан. Святой Дух един и не разделим с Богом Отцом и Богом Сыном, Духов день посвящен искренней и всеобъемлющей вере в Господа.

День Святого Духа, Духов день 2019

“Надо же – в такую рань и уже так пьяны” – услышали апостолы в день Пятидесятницы от иерусалимской толпы. В тот день они действительно вели себя странно.

Протодиакон Андрей Кураев

Как будто позабыв родной арамейский язык, они издавали какие-то странные звуки, которые можно было бы принять за иноплеменные языки, но всем в Иерусалиме было известно, что ученики Иисуса весьма далеки от книжности и учености. В их глазах и жестах, словах и интонациях слышалась необычная сила и решимость (а в Иерусалиме все помнили, что именно этих качеств и не проявили спутники Иисуса в ночь Его ареста).

На их лицах была такая неудержимая веселость (но жители святого Града хорошо помнили этих людей потерянными и рыдающими – еще и двух месяцев не прошло, как убили их учителя, а вместе с Ним все их надежды). И совсем не вязалась эта их внезапная радость с теми скорбными воспоминаниями… Нет, конечно, так повлиять на этих, в общем, вполне благочестивых и сдержанных людей могло только чрезмерное усердие в заливании вином своего горя…

Но, как нередко бывает, умудренная житейским опытом толпа оказалась неправа. Вино любого качества и количества не может проникнуть в ту глубину человеческого сердца, откуда исходила апостольская радость в день Пятидесятницы. Человек, созданный Духом Творца по образу Создателя, непостижим и сложен. И в каждом есть такие потайные кельи, куда даже он сам не может проникнуть.

Есть в человеческой душе такие потайные струны, извлечь из которых звук не может ни сам человек, ни что-либо иное, прикасающееся к ним из обыденного нашего мира. Те струны, которые изначала вложил в нас Бог, чтобы зазвучали они в полную и радостную силу при нашем возвращении в Отчий дом. Иногда доносящийся с нашей горней отчизны ветерок заставляет их слегка откликаться – и тогда рождаются стихи Пушкина и музыка Рахманинова…

Тогда даже в душе человека, который зачем-то пробует самого себя убедить, что души у него в общем-то и нет и быть не может, – рождается радостное ощущение, что мир не сводится к хаотическому сцеплению мертвых атомов. И со временем это ощущение крепнет, перерастает в “постоянное чувство, что наши здешние дни это только карманные деньги, гроши, звякающие в темноте, а где-то есть капитал”, с коего можно уже при жизни “получить проценты в виде снов, слез счастья, далеких гор” (Владимир Набоков).

Но происшедшее с апостолами в тот День, было больше, чем обыкновенное чудо. Впервые этих струн коснулось не эхо и не ослабевший ветерок, но рука самого Художника Мироздания. От начала в каждом человеке есть горница, о которой сказано Христом: “Мы придем к нему и обитель у него сотворим”. И вот теперь, после того, как Сын Божий вырвал человека из под власти смерти, после того, как Кровь Христа очистила его от скверны, Троица входит внутрь человека: человек стал жилищем Духа.

Собственно, это и есть день рождения Церкви. Когда Христос произносил Нагорную проповедь – вокруг него еще не было Церкви, но стояли те, кто были лишь учениками и послушниками. Когда Он в ночь Своих страданий предлагал апостолам Чашу Нового Завета – вокруг Него были те, кого Он отныне называет уже не “рабами”, но “братьями” – и однако, и это еще не было Церковью. Когда Он воскрес – и тогда они еще не поняли, какое значение для их собственных жизней и душ имеет тот факт, что их Учитель покинул Свою могилу. Но вот в день Сошествия Святого Духа они стали Церковью.

Отныне – один и тот же Дух живет в Предвечном Сыне Божием и в них самих. Отныне они сами – Тело Христово… Теперь не извне, не как ученики или наблюдатели. Они знают тайну Сына Божия. Теперь – это их собственная тайна, точнее, теперь – это уже таинство их собственной жизни.

Теперь они могут исполнять завет Любви не потому, что им так наказали, не из послушания или из страха. Теперь в них самих дышит та самая Любовь, что некогда зажгла солнца и светила. Христос оставил после себя не нравственные прописи и не сборник писаний. Пожалуй, нельзя даже сказать, что Он оставил после себя учеников. С людьми Он навсегда оставил на земле Самого Себя, Свое Божественное естество, хотя Свою человеческую природу Он вознес на небеса.

Он Дух Свой оставил в мире человеков, Он оставил – Церковь. Ту Церковь, тайну бытия которой замечательно раскрыл русский славянофил и богослов прошлого века Алексей Хомяков, увидевший в Церкви единство людей, свободно приемлющих Божественную благодать.

Итак, сегодня – наш День Рождения.

В этот День апостолы говорили из той глубины сердца, что тоскует о Слове и жаждет Духа в каждом человеке. Поэтому их слова были понятны всякому, в ком жила эта жажда, независимо от того, на каком наречии он обычно изъяснялся.И поэтому такие слова были непонятны тем, кто привык жить на поверхности. Чудо Пятидесятницы не имеет отношения к лингвистике. Апостолы говорили не на еврейском или греческом языке, не на татарском и не на русском. Они говорили просто – на человеческом языке.

Вот на этом языке и приходится нам учиться говорить всю нашу жизнь. И грамматической ошибкой здесь является грех, холодность и отчужденность. Здесь легко запутаться в спряжениях и согласованиях. Как сопрягаются, например, наши правды и единственная Истина? “Я затосковал в своих маленьких правдах и захотел Истины”, – так однажды сказал о себе один вполне преуспевающий молодой журналист, друг Марины Цветаевой и наследник громкого аристократического имени. Он ушел на Афон и вместо титула “князя Шаховского” приобрел имя “монаха Иоанна”. Он верно разобрался в грамматике бытия.

А только что мы были свидетелями и участниками как будто незаметной, но тем более опасной ошибки.

Троица и Духов день рассматриваются Православной Церковью как единый праздник Пятидесятницы – сошествия Духа Святого на апостолов, которое произошло на 50-й день после Воскресения Христова.

После Воскресения Господня Его ученики непрестанно жили ощущением праздника. На протяжении еще сорока дней Он являлся им по одному и собранным вместе, сообщает "Правмир".

На глазах учеников, Господь поднялся над землей, как бы удостоверяя их, что в последний день мира Он придет на землю так же, как отошел к Богу-Отцу. Прощаясь с ними до времени, Он обещал послать им Утешителя – Святого Духа, исходящего от Бога-Отца. Ученики не знали, что это означает, но верили, что все будет по слову Господню.

Праздник Пятидесятницы, или день Святой Троицы проходил так. В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними Дева Мария находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный – он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили.

Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в душах: “исполнишася вси Духа Свята”. – И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола – ни заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.

Омытые, щедро одаренные Единым Духом, чувствуя, что это – только часть полученных ими духовных подарков от Господа, они держали друг друга за руки, образуя новую сияющую светлую Церковь, где незримо присутствует Сам Бог, отражаясь и действуя в душах. Возлюбленные дети Господни, соединенные с Ним Святым Духом, они вышли из стен Сионской горницы, чтобы бесстрашно проповедовать Христово учение о любви.

В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а так же днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы. Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи. Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле.

Народный праздник Духов день (День Святого Духа) отмечается на 51-й день после Пасхи. В 2019 году он приходится на 17 июня.

История

Церковь установила этот праздник в память сошествия на апостолов Святого Духа в 50-й день после Пасхи. Он создан с целью донести до людей величие Святого и Животворящего Духа, который является источником всякой жизни. Он обладает всем тем, что во власти Отца и Сына, кроме жизни и смерти. В едином Боге есть три лика - Отец, Сын и Святой Дух. Об этом говорит Православная Церковь.

В Библии больше всего упоминаний и размышлений о Святом Духе встречается у Иоанна. Но в день праздника церковь постановила чтение из 18 главы Евангелия от Матфея. В нем рассказывается притча о пастухе и отбившейся от стада овце, о человеколюбии и обличении. Также говорится о том, что истинным православным христианам дана власть судить мир и о том, как важна молитва для человека.

Традиции и обряды

В Духов день батюшки освящают колодцы. По поверью, именно там прячутся русалки после того, как выходят из водоемов. Кто опасается присутствия водяных духов в доме, выставляет на подворье стол с хлебом-солью. После окропления святой водой колодцев священник посещает жилища и кропит ею стены.

Девушки бросают в воду венки и гадают на счастье и удачу. Если венок идет ко дну - это не к добру, а если остается на поверхности - к удаче.

Самые старшие женщины устраивают обряд «кормления земли». Они расстилают скатерти на лужайках или полях и трапезничают. Через время прерываются, чтобы часть блюд разнести по разным местам и оставить на земле.

Русалки в Духов день покидают озера и реки. Они гуляют по просторам, одаривают влагой луга и поля. После этого побеги растут гуще и колосистее.

В день праздника на землю сходит священный очищающий огонь, от которого прячется вся нечистая сила. А Святой Дух спускается с небес еще накануне праздника. Он пребывает среди людей и заходит в дома.

Приметы

Какая погода в этот день, такими будут следующие шесть недель.

В Духов день нельзя говорить «за водой», иначе можно погибнуть от воды. Нужно произносить «по воду».

Запрещается что-то втыкать в землю или вырывать из нее.

Нельзя ловить отражение в воде - так можно потерять любовь.

Духов день.

Пятьдесят первый день после Пасхи, или первый понедельник после Троицы.
Духов день (день Святого Духа, Земля-Именниница) - православный праздник, отмечаемый в первый понедельник после Троицы. В следующий за Пятидесятницей понедельник совершается праздник в честь Святого Духа. Этот праздник был установлен Церковью ""ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы"", в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим.
В этот день церковь прославляет Святого Духа - по христианским представлениям, "подателя жизни", поддерживающего Вселенную в ее существовании; в его лице Бог, как считают верующие, "изливает благодать на чад своих". Этот праздник был установлен с целью утвердить божественную сущность Святого Духа и единство его с двумя другими ипостасями Святой Троицы - Богом-Отцом и Богом-Сыном.

Незадолго до Своих крестных страданий, Иисус Христос, разговаривая со своими учениками, обещал им, что после Своего ухода Он пришлет им Утешителя. "Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек" (Ин. 14. 15). На греческом языке слово "утешитель" означает того, кто помогает тебе, находясь рядом с тобой, бок о бок, это верный защитник в час беды. Так что же за Утешителя обещает прислать Господь? "Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам" (Ин. 14.26) - объяснил Иисус.
И действительно, уже после Воскресения Христа, через десять дней после Его вознесения на небо, в день празднования ветхозаветной Пятидесятницы и произошло сошествие Святого Духа.
"При наступлении дня Пятидесятницы все они (то есть апостолы, другие ученики Христа и Богородица - М. Г.) были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать" (Деян. 2. 1-4). Паломники, приехавшие в Иерусалим со всех концов Римской империи для празднования Пятидесятницы, были потрясены не только необычным явлением, шумом "как бы от несущегося сильного ветра", но и тем, что эти простые на вид люди - ученики Христа - вдруг заговорили на разных наречиях. И некоторые из очевидцев этих необычных событий, насмехаясь, стали говорить про апостолов: "они напились сладкого вина" (Деян. 2. 13). И тогда апостол Петр "возвысил голос свой и возгласил", что это Господь излил от Духа Своего на всякую плоть. Проповедь Петра была настолько убедительной, - ведь Петр говорил, исполнившись Духа Святого, - что множество народа в тот день покаялось и крестилось. Так началось распространение Церкви Христовой - сначала в Иерусалиме, потом в Иудее, а затем и по всему миру. И праздник Пятидесятницы, с момента сошествия Святого Духа стал уже Днем рождения Церкви Христовой.
Еще в Ветхом Завете людям было дано откровение о Боге, как о единстве трех Лиц, трех Ипостасей. Это произошло, когда Господь явился Аврааму в единстве трех "мужей", трех Ангелов у "дубравы в Мамре" (Быт. 18. 1-14). Но только в Новом Завете людям были открыты эти Три Ипостаси Бога. Сошествие Святого Духа явило миру всю полноту Бога, все Три Лица Троицы. Праздничная икона, которая в День Святого Духа выносится в центр храма, как раз и отображает событие сошествия Святого Духа на апостолов, сидящих в Сионской горнице.
По церковному Уставу, в течение пятидесяти дней после Пасхи, вплоть до Дня Сошествия Святого Духа, поклоны не кладутся. Но на Великой Вечерне Троицы, которая служится сразу после Божественной Литургии на Троицу, коленопреклоненно читаются три умилительные молитвы Василия Великого, в которых верующие исповедуют грехи перед Отцом Небесным и, ради великой жертвы Сына Его, испрашивают помилования; просят Господа Иисуса Христа даровать нам Святого Духа в просвещение и укрепление душ наших: и, наконец, в третьей коленопреклоненной молитве молятся об усопших.

Служба в честь Святого Духа начинается великой вечерней Троицына дня (Троица) и продолжается в Духов день. В понедельник по окончании божественной литургии из церкви выносят березки, украшавшие храм в течение Троицы. Верующие отламывают ветки от освященных деревьев, несут их домой и ставят к иконам. С Духова дня по церковному календарю начинается неделя всех Святых (Всесвятская неделя).
В Духов день к божницам подвешивали деревянное изображение голубя - символа Святого Духа. Русские люди верили, что вечером в Троицу Святой Дух спускается на землю, «разливается по полям», появляется в домах. Согласно народным представлениям, он обладал созидающей силой. Особое почитание этого праздника у русских связано с представлениями о земле. Крестьяне считали, что в этот день земля - именинница, "все травы и цветы радуются", поэтому ее категорически запрещали трогать: пахать, боронить, сажать овощи, рыть, втыкать колья. В ряде мест в Духов день совершали обходы полей с крестным ходом. В Вятской губ. существовал обычай кормить землю во время так называемого "бабьего" праздника, участницами которого были замужние женщины, в основном пожилые. Собравшись вместе, они уходили в поле, где расстелив на земле скатерти и разложив на них кушанья, устраивали трапезу. Временами трапеза прерывалась: женщины с песнями разносили по полю кусочки принесенных блюд. Самая старшая из них совершала ритуальное действие - "кормила земельку". Положив кусочки еды под верхний слой почвы, который аккуратно приподнимали, или на землю и присыпав сверху землей же, она говорила: "Земля-именинница, дай нам урожай". Повсеместно было распространено поверье, что в Духов день, перед восходом солнца, Мать-Сыра-Земля открывает свои тайны. Желающие узнать их, помолясь Святому Духу, ходили "слушать клады", припадая к земле ухом. По преданию, земные и подземные тайны открываются только истинным праведникам, благочестивым людям. Представления, связанные с землей, отмечающей в этот день именины, отражались и на бытовом уровне. Крестьяне Вятской губ. считали, что в этот праздник по земле босиком ходить надо, есть и пить так же желательно на земле.
По народному календарю, Духов день входил в цикл троицко-семицких праздников (см. Семик, Троицкая суббота, Троица), являясь его завершающим этапом.
В народе этот праздник считался тяжелым днем; он относился к опасному периоду времени, когда в человеческое пространство наиболее активно вторгаются потусторонние силы. В ряде районов России Духов день открывал русальную неделю; здесь были распространены поверья, согласно которым, с этого дня по земле начинают гулять русалки, которым приписывали свойства нечистой силы. В Царевском у. Астраханской губ. Духов день считался наиболее опасным, т. к. это был последний день, когда русалки могли свободно разгуливать в человеческом пространстве; в этот день их выпроваживали из деревень. Поэтому крестьяне считали небезопасным в одиночестве посещать леса - русалка может защекотать, и купаться - русалка может утопить. В некоторых местах поминали заложных покойников, т.е. умерших не своей смертью; по народным представлениям, они также имели отношение к нечистой силе. В Костромской губ. в Духов день колдуны начинали делать пережины - магическим способом переправлять урожай в свои амбары.
Духов день, как последний день празднования Семика-Троицы, рассматривался как время очищения человеческой души от праздного разгула и жилого пространства от нечисти. Считали, например, что этого дня "как огня, страшится бродячая по земле нечисть", так как "во время церковной службы… сходит с неба священный огонь, который испепеляет злых духов". Пожилые женщины в этот день изготавливали травяной порошок, с помощью которого "изгоняли бесов", т.е. лечили различные болезни. В Калужской губ. на следующий день после троицких гуляний и игрищ полагалось сходить на святой колодец, бросить мелочь в воду, помолиться и умыться святой водой, чтобы отмолить и смыть с себя то греховное и нечистое, с которым соприкоснулись накануне; святую воду брали домой, а у колодца оставляли поминальную еду.
По народным приметам только после Духова дня прекращаются заморозки; их не бывает до самой осени. "Не верь теплу до Духова дня!", "Придет Свят-Духов день - будет на дворе, как на печке", "Свят-Дух весь белый свет согреет!".

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: