Охрана природы на деревообрабатывающих предприятиях. Воздействие на окружающую среду предприятий деревообрабатывающей отрасли

Лесная промышленность не могла бы существовать без вырубки леса, так как в ней используется первичное сырье. Это и является главной экологической проблемой данной сферы производства.

Лесная промышленность занимается вырубкой леса, обработкой заготовок и производством деревянных или бумажных изделий. При вторичной переработке древесины, такой как целлюлоза и опилки, возникают те же трудности сосуществования лесной промышленности с экосистемами.

Основные проблемы:

  1. Сточные воды
  2. Вырубка леса

Рассмотрим каждую проблему подробнее.

Убыток древесины во время заготовки и переработки

Бережное использование природных ресурсов необходимо для сохранения экологии. Для этого следует рационально использовать древесное сырье, чтобы уменьшить количество отходов. Правильное хранение древесины и перевозка ее к месту обработки будут способствовать сохранению леса и заготовок.

Если после лесозаготовительных и деревообрабатывающих работ остается вторичное сырье, не следует его выбрасывать или оставлять на месте работ в лесу, нужно правильно использовать. Это принесет дополнительную прибыль и убережет лес от захламления вторсырьем.

Предприниматели зачастую отказываются от переработки отходов, потому что на утилизацию нужно затратить большие деньги. Не в каждой стране существуют предпосылки для правильной переработки вторсырья, которое может использоваться в биологической энергетике.

Нужно приспосабливать современную технику под работу в области лесной промышленности. Тогда вторсырье будет проходить нужную обработку и находить применение в других сферах.

Использование больших запасов воды

Эта проблема относится к производствам, которые перерабатывают целлюлозу, делая бумагу. Эта отрасль является одной из наиболее затратных в применении воды. Для изготовления одного листа нужно десять литров воды.

Использованная вода поступает в сточные каналы, которые возвращают ее в природу, но качественный состав не естественен. Примеси неполезны для экосистемы, они ее загрязняют. Продукты хлора преобладают, а они негативно влияют на почву, как и железосодержащие продуты.

Каждый человек способен снести вклад в решении данной проблемы. Нужно всего лишь сдать ненужную макулатуру. На ее переработку тратится меньшее количество воды, в результаты мы экономим около двадцати тысяч литров!

Промышленники должны совершенствовать производство, устанавливая новые разработки, в которых система циркуляции воды закрыта. Можно перейти на технологию, которая не предполагает применение хлора в производстве.

Правительство стран должно развивать экологический имидж, призывая частников самих заботиться об обновлении производства для решения экологических задач.

Сточные воды

Не только целлюлозно-бумажная отрасль загрязняет природу посредством сточных вод, но и обработка дерева значительно портит экологию. Производство мебели, ДВП, фанеры отравляет почву вредными примесями.

Суспензии и эмульсии мутят воду, растворы коллоидов меняют цвет, молекулы в растворах повинны в странном вкусе и неприятном запахе. Растворы ионов наделяют воду несвойственными ей минералами.

В результате попадания хотя бы одного приведено выше вещества в сточные воды незамедлительно приведет к загрязнению. Изменятся физические свойства воды, ее химический состав. Это приведет к биологической катастрофе экосистемы.

Отходы от промышленного производства древесно-волоконных и древесно-стружечных плит имеют избыточное тепло, которые нагревают водоемы, в которые попадет эта сточная вода. Биологические виды могут исчезнуть из-за теплового удара.

Предприятиям следует большее внимание уделять очистным сооружениям. Они избавят сточные воды от вредных примесей и сохранят их температуру. Это в значительной степени убережет природу.

Вырубка леса

Одна из самых главных проблем. Деревья - это «легкие» планеты. Они участвуют в пополнении запасов кислорода, необходимых человечеству для дыхания. Кончено, взамен вырубленным лесам сажают новые, но равновесие не достигнуто.

Первичные леса более продуктивны, чем вторично возведенные. В будущем, чтобы срубить их, придется использовать большую территорию. Площадь не может увеличиваться до бесконечности.

Лес принадлежит к возобновляемым ресурсам, однако для его естественного восстановления необходимо около сотни лет! А уж если почва после вырубки сильно повреждена и того больше.

Лес богат плодовыми и ягодными растениями. Кустарники не смогут развиваться без деревьев. Мы лишимся и их при вырубке. Лекарственные травы, грибы, орехи - все исчезнет. Животные, обитающие в лесу, лишатся дома, будут прерваны пищевые цепочки. Экосистема разрушится.

Вырубка лесов носит глобальный характер, она не выборочна, так как это не выгодно. Бесконтрольная вырубка приводит к исчезновению насаждений на значительных территориях. Ежегодно вырубается до тринадцати миллионов гектаров земли. В основном вырубка производится в местах, которые еще не освоены человеком для жилья.

Зачем же вырубают лес? Во-первых, освобождают место. Строительство новых городов и деревень на новых территориях ничто не отменял. Во-вторых, для изготовления из древесины различных товаров, необходимых человеку. Лесная промышленность с каждым годом требует все большее количество древесины.

После вырубки образуется пустое поле - голое пространство, которые утратило уникальные условия, при которые может существовать лесная экосистема. Чем больше площадь вырубки, тем сложнее сохранившемуся лесу породить новый на освобожденной площадке.

Молодая поросль не может поднять по множеству причин: изменение освещения, иная температура, нарастающая влажность, приводящая к заболачиванию территорий. Ветер выдувает почву, губит корни.

Лучше всего восстанавливаются лиственные деревья, быстро растет и малина. Хвойный лес восстанавливается дольше, так как семена не всегда принимаются в новых условиях среды. Негативный результат заметен тогда, когда имеется переруб древесины - изымается больше, чем произрастает за год.

Если прирост древесины невелик и начнется рубка, то мы будем иметь дело не недорубом. Он состарит лес в считанные годы, уменьшит его продуктивность, будет являться причиной заболеваний старых и молодых растений. В каждом примере имеет место нерациональное использование природы. Специалисты-экологи придерживаются концепции непрерывного пользования лесом. В ее основе лежит баланс сведения и восстановления лесов и запасов древесины. Сейчас картина такова: на Земле преобладает переруб лесов.

Большее внимание выделяют вырубке тропических лесов. Они сильно влияют на климат планеты. Неконтролируемое исчезновение этих лесов приведет к краху биосферы Земли. Это ощутит все человечество.

Не только лесная промышленность вредит лесам вырубкой, антропогенный фактор наиболее масштабен. Пожары путем поджогов, загрязнение растительности выбросами с промышленных предприятий разного назначения, приводящих к возникновению кислотных дождей, которые вредят и лесу, и человеку.

Как решить проблему обезлесения?

  1. Отказ от бумажных носителей и покупка электронных;
  2. Сдача макулатуры;
  3. Сортировка мусора;
  4. Обустройство лесных хозяйств;
  5. Запретительный приказ на вырубку в зонах, где природа охраняется законом
  6. Ужесточение наказания за несоблюдение правил;
  7. Рост пошлин за вывоз деревьев за рубеж;

Пока человечество не поймет, что проблемы экологии связаны с каждым, что лес даруем им то существование, к которому они привыкли, ситуация не изменится. Бережное обращение с природой обеспечит им будущее. Каждый должен внести свой вклад в охрану и защиту леса. Сажайте деревья, не мусорите в лесу, берегите природу.

Необходимо искать альтернативные пути решения экологических проблем в любых видах промышленности. Развивать технологию вторичной переработки сырья. Изобретать и прививать правила правильного пользования лесными богатствами, основываясь на равновесии вырубки и восстановления лесных зон и деревянных резервов.

АННОТАЦИЯ

рабочей программы дисциплины

ОХРАНА ТРУДА В ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

по направлению подготовки

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

1.Цель дисциплины– сформировать у студента комплекс знаний, умений, навыков необходимых в решении вопросов обеспечения безопасных и безвредных условий труда, предупреждения производственного травматизма, профессиональных заболеваний, пожаров и взрывов, а также обеспечения защиты прав работающих в условиях, соответствующих действующим утвержденным нормам.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

Владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15);

Способностью использовать технические средства для измерения основных параметров технологического процесса, свойств сырья и изделий из древесины и древесных материалов (ПК-1);

Готовностью обосновывать принятие конкретного технического решения при разработке технологических процессов и изделий; выбирать технические средства и технологии с учетом экологических последствий их применения (ПК-4);

Способностью использовать правила техники безопасности , производственной санитарии, пожарной безопасности и нормы охраны труда ; измерять и оценивать параметры производственного микроклимата, уровня запыленности и загазованности, шума, и вибрации, освещенности рабочих мест (ПК-5);

Способностью организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в области организации и нормировании труда (ПК-8);

Готовностью систематизировать и обобщать информацию по использованию ресурсов предприятия и формированию ресурсов предприятия (ПК-9);

Способностью применять современные методы исследования структуры древесины и древесных материалов; проводить стандартные и сертификационные испытания изделий и технологических процессов с использованием ЭВМ (ПК-11);

Способностью проектировать технологические процессы с использованием автоматизированных систем технологической подготовки производства (ПК-16).

3. В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать: - основные теоретические положения современного обеспечения безопасности и безвредности технологических процессов деревообработки;

- законодательство в области охраны труда;

Характеристики вредных, пожароопасных производственных факторов и способы обеспечения условий труда согласно нормативным требованиям.

уметь: - использовать технические средства для измерения основных параметров воздушной среды, шума, вибрации, электромагнитных, тепловых излучений;

Выявлять причины травматизма, профессиональных заболеваний, пожаров, взрывов и разрабатывать мероприятия по их предупреждению;

- разрабатывать мероприятия по предупреждению негативного влияния неблагоприятных условий производства.

владеть: - методами определения оптимальных параметров воздушной среды, шума, вибрации, электромагнитного, теплового излучения;

- методами анализа причин травматизма, профессиональной заболеваемости, пожаров и взрывов на производстве и разработки мероприятий по их предупреждению.

4 . Общая трудоемкость дисциплины 108 часов, 3 зачетные единицы.

6. Основные разделы дисциплины:

1 –Правовые и организационные вопросы охраны труда;

2 – Производственная санитария;

3 – Основы промышленной экологии;

4 –Противопожарная безопасность.

7 . Разработчик:

Кафедра технологии деревообработки

Заборский Андрей Юрьевич.

Муниципальное

общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучение отдельных предметов № 8

Г. Туймазы муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан.

Учитель технологии,

Технология., 6 класс.

РАЗДЕЛ: Технология обработки древесины.

ФОРМА: текст конспекта урока.

«Лесная и деревообрабатывающая промышленность»

Цели: дать учащимся общее представление о лесной и де­ ревообрабатывающей промышленности, продолжить знакомство с пиломатериалами; воспитывать у учащихся чувство ответственного хозяина, прививать навыки рационального использования материа­ лов; способствовать развитию логического мышления и памяти.

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Методы обучения: беседа, лекция, демонстрация наглядных пособий, лабораторная работа, практическая работа.

Наглядные пособия: Приложения 611-619.

Используемая литература: 1) с. 21-27; 2) с. 51-53, 55-57, 89-91, 95-97); 3) с. 47-75; 5) с. 8-21, 74-79.

Ход урока

I . Организационно-подготовительная часть.

Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка го­ товности учащихся к уроку, сообщение темы и целей урока.

П. Теоретическая часть.

Изложение нового учебного материала. План беседы учителя с учащимися:

    Лесная и деревообрабатывающая промышленность.

    Заготовка древесины.

    Пороки древесины.

    Производство и применение пиломатериалов.

5.Охрана природы в лесной и деревообрабатывающей про­ мышленности.

1. Лесная и деревообрабатывающая промышленность.

Лес является источником получения древесины - ценного конструкционного и строительного материала, сырья для изго­ товления многих полезных продуктов. Но если бы люди только вырубали деревья и не заботились об их выращивании, леса на Земле давно бы исчезли.

Восстановлением, расширением и использованием лесных насаждений занимаются работники лесной промышленности (лесное хозяйство). Основными предприятиями лесной про­ мышленности являются лесхозы, состоящие из лесничеств.

В лесхозах проводят рубку для ухода за лесом и отпускают лесоматериалы заготовителям; организуют сбор семян и выращи­вание посадочного материала; создают искусственные лесные на­ саждения в местах вырубок, на песках, у оврагов; организуют сбор и заготовку грибов, ягод, лекарственных трав; охрану леса от по­ жаров и вредителей; проводят осушение лесных земель; инспекти­ руют охотничьи хозяйства.

Кроме того, работники лесхозов занимаются переработкой низкосортной древесины, ветвей с листьями, корней для получения различных продуктов (дегтя, скипидара), подсочкой (искусствен­ное ранение деревьев) хвойных пород для добычи смолистых ве­ществ (живицы).

В лесхозах трудятся работники различных профессий, но ос­ новной является профессия лесовода. Она разделяется на ряд спе­ циальностей – лесничий, лесник и др.

В лесхозах работают также машинисты лесопосадочных ма­ шин, вздымшики (сборщики живицы), аппаратчики лесотехни­ческих установок и др.

Обработкой древесины занимаются труженики деревооб­ рабатывающей промышленности, включающей в себя произ­ водства пиломатериалов; клеёных слоистых материалов; ДСП и ДВП; изделий из древесины; специальные производства.

Сырьем в производстве пиломатериалов являются хлысты и бревна. На окорочных станках с них снимают кору, а на лесопиль пых рамах, ленточно- и круглопильных станках получают различ­ ные пиломатериалы. Здесь заняты люди таких профессий, как вальщики леса, машинисты трелёвочных машин, раскряжёвщики, штабельщики древесины и др. Клеёные слоистые материалы и дре­ весные плиты изготавливают операторы и прессовщики.

Производство изделий из древесины и специальные произ­ водства основаны на получении готовой продукции в зависимости от способа обработки (Приложение 611).

Ведущие профессии деревообрабатывающего производства - столяр и плотник.

Они должны в совершенстве владеть как ручным, так и меха­ низированным режущим инструментом, приемами разметки заго­ товок, контроля готовых изделий.

2. Заготовка древесины.

Заготовку древесины для работы начинают с определения ее спелости, т. е. состояния деревьев, при котором они наиболее при­ годны для использования.

После выбора деревьев их спиливают с помощью электриче­ ских или бензомоторных пил (Приложение 612) и на мощных тре лёвочных тракторах оттаскивают к сучкорезным машинам. Здесь обрезают ветви, сучья, вершины. Полученные хлысты на лесовозах отправляют для дальнейшей обработки. Материалы из древесины, сохранившие ее природную структуру и состав, называются лесо­материалами или лесными сортиментами. С учетом назначения лесных сортиментов для них устанавливают номинальные (стан­дартные) размеры.

К номинальным размерам сортиментов делают обязательные прибавки - припуски, необходимые для сохранения номинальных размеров при обрезке (торцовке) загрязненных или расколовшихся торцов лесоматериалов.

При раскряжёвке хлысты разделяют на отрезки различи длины: бревна, кряжи, чураки (Приложение 613).

Бревна - круглые деловые сортименты, предназначены для использования в круглом виде или же для получения пиломатериа­ лов. Из них делают мачты судов, элементы мостов, столбы, строят жилища. Бревна, идущие на распиливание, получили название «пи ловочник» (длина их - 2...6,5 м).

Кряжи - круглые деловые сортименты, предназначены для получения фанеры, лыж, клепки, карандашей и др.

Длина чураков (круглых сортиментов, отрезков кряжей) со­ответствует размерам, достаточным для обработки на станках.

Толщину сортиментов измеряют с помощью мерной вилки, мерной скобы, складного метра, а длину - складным метром, мер­ ной рейкой, рулеткой (Приложение 614). Толщину бревен и кряжей измеряют в тонком торце (верхний отрез) и рассчитывают среднее значение между наибольшим и наименьшим диаметрами. Зная диаметр и длину сортимента, по специальной таблице определяют его объем в кубических метрах плотной древесной массы, такой объем называется плотным.

Заготовленную древесину укладывают в штабели, объем ко­торых определяют по измерению ширины, высоты и длины. Между сложенными сортиментами имеются пустоты, поэтому такой объем называется складочным. Для перевода его в плотный объем поль­ зуются специальными таблицами.

Много различных специалистов принимают участие в заго­ товке древесины. Спелость ее определяют таксаторы. Спиливают деревья вальщики леса, а к сучкорезным машинам их отвозят тре­левщики. Хлысты из спиленных деревьев получают операторы сучкорезных машин. Раскряжёвкой хлыстов занимаются раскря­ жёвщики.

3. Пороки древесины.

Пороками называют недостатки отдельных участков древе­сины, ухудшающие ее качество и ограничивающие возможность использования. Их подразделяют на несколько групп (Приложе­ние 615).

Сучок - это часть ветви, заключенная в древесине ствола. Сучки вызывают искривление волокон и годичных слоев древеси­ ны. Они могут быть расположены в древесине поодиночке и груп­пами, выходить на одну сторону доски (бруска) или проходить на­ сквозь, держаться прочно или выпадать.

Трещина представляет собой разрыв древесины вдоль воло­ кон. Такой порок появляется чаще всего от усушки и повреждения древесины морозом, неравномерного нарастания слоев древесины.

К порокам формы ствола относятся: кривизна (простая при одном изгибе и сложная при нескольких изгибах); овальность (форма попереченого сечения торца круглого лесоматериала); нарост (округлый и ребристый).

Пороки строения древесины - это отклонения направления волокон по различным причинам.

Наклон волокон выражается в отклонении направления воло­кон древесины от продольной оси ствола, а свилеватость - это вол­нистое или путаное расположение волокон древесины. Такие поро­ ки встречаются чаще всего в нижней части ствола и затрудняют раскалывание древесины.

Глазки - разбросанные по древесине следы неразвившихся в побеги спящих (резервных) почек.

Смоляные кармашки представляют собой узкие кармано образные полости между годичными слоями, заполненные смолой. Чаще всего они встречаются в древесине ели. Участки ствола, обильно пропитанные смолой, получили название засмолков. Эти пороки появляются в результате механического повреждения дре­ весины.

Двойная сердцевина - это наличие в стволе двух сердцевин с самостоятельными годичными слоями. Снаружи эти слои окруже­ ны общей системой годичных слоев. Такая древесина легко рас­ трескивается, при ее распиловке увеличивается количество от­ходов.

Прорость - омертвевшая в результате наружных поврежде­ ний кора, заросшая полностью или частично в стволе. По прорости древесина легко раскалывается.

Грибные поражения - участки ненормальной окраски ядра и заболони. К ним относят рак и гниль.

Гниль образуется под действием дереворазрушающих грибов. В начальной стадии появления гнили древесина имеет ненормаль­ную окраску. С течением времени она превращается в труху.

Червоточина - повреждение древесины в виде отверстий, прогрызаемых личинками и жучками. Особенно поражается насекомыми древесина с корой. Червоточина может располагаться как на поверхности стволов под корой, так и внутри древесины.

При изготовлении изделий из древесины следует размечать и разрезать заготовки так, чтобы пороки по возможности попадали в отходы.

На производстве при поперечном и продольном раскрое пи­ ломатериалов пороки древесины вырезают станочники-распи­ловщики и операторы автоматических линий в деревообработке. Они должны хорошо знать породы древесины, ее пороки, уметь быстро их найти и экономично удалить.

4. Производство и применение пиломатериалов.

После раскряжёвки часть круглых сортиментов (пиловочник) поступает на продольную распиловку. Подаются они туда с помо­ щью механического устройства - бревнотаски (Приложение 616). Бревна распиливают на специальных машинах - лесопильных ра­ мах (лесорамах) (Приложение 617). Внутри рамы закреплен в вер­тикальном положении режущий инструмент - постав пил (до 14 полосовых пил). Чаще всего бревна распиливают двухпроводным способом: сначала получают брусья, а затем и бруски (Приложе­ние 618). Некоторые виды пиломатериалов показаны в Приложе­нии 619. Основными из них являются брусья.

Доски бывают обрезные и необрезные. У обрезных досок кромки обработаны так, что по всей длине образуют с пластью прямой угол. У необрезных досок кромки не обработаны или обра­ ботаны частично, у них остается обапол - часть неопиленной боко­вой поверхности бревна.

Обрезные и необрезные доски бывают центральными, серд­ цевинными и боковыми. По качеству древесины наиболее ценными являются боковые. Лучшими являются пиломатериалы, на пласти которых меньше или совсем нет трещин и сучков. Разметку загото­вок ведут так, чтобы лучшая пласть оказалась после сборки наруж­ ной стороной изделий.

При получении пиломатериалов стандартами предусмотрены допуски - отклонения от номинальных размеров в большую или меньшую сторону. Например, размер допусков для пиломатериалов хвойных и лиственных пород по длине равен +50 мм и -25 мм.

Из пиломатериалов делают заготовки. Эту работу на пред­ приятиях выполняют станочники-распиловщики. Они должны знать технические требования и стандарты на пиломатериалы, особенно­ сти древесины различных пород, уметь выполнять пиление на са­ мых разных станках. Л получают пиломатериалы рамщики. Они закрепляют поставы пил, разрезают пиловочник и брусья в соот­ ветствии со стандартами.

5. Охрана природы в лесной и деревообрабатывающей промышленности.

Окружающая нас природа охраняется законами. Установле­ны систематизированные своды законов - кодексы: Земельный, Водный и Лесной. (Термин «кодекс» в переводе с латинского - «книга».) Законы обязывают нас по-хозяйски относиться к земле, воде, лесу, воздуху, растениям, животным и полезным ископае­мым.

Земельные ресурсы не безграничны. Промышленная дея­ тельность человека наносит ущерб природе. В воздухе с течением времени уменьшается содержание кислорода, увеличивается со­держание вредных для здоровья человека газов и ядовитых ве­ществ. Истощается плодородие почв, загрязняется вода, истребля­ ются ценные растения и животные. Все это обязывает человечество задуматься о своем будущем.

От леса человек получает пользу не только в виде древесины. Лес сохраняет влагу и в засуху отдает ее полям в виде дождей. Тающий в лесу снег питает реки и озера. Лесные массивы задержи­ вают содержащиеся в воздухе вредные примеси и обезвреживают их. Полезащитные лесные полосы предохраняют почву от пылевых бурь, от разрушений в виде промоин и оврагов ливневыми и талы­ми водами, задерживают сугробы снега, питающие влагой поля. Корни растений укрепляют почву, а опавшая листва и хвоя сохра­ няет в ней влагу.

Разумный человек не будет без надобности разжигать в лесу костер, бросать горящие спички и окурки. Нельзя разорять гнезда птиц, повреждать муравейники. За один только день семья муравь­ ев съедает тысячи вредителей леса - гусениц.

Большую помощь лесу оказывают школьные лесничества. В них школьники изучают и оберегают жизнь растений и диких животных, выращивают саженцы, из которых впоследствии вырас­ тают деревья.

На деревообрабатывающих предприятиях накапливаются от­ходы древесины в виде кусков, стружек, опилок, пыли. Поэтому на этих предприятиях устанавливают специальные аппараты и фильт­ ры для улавливания пыли и вредных летучих веществ, а также для сбора стружек и опилок. При помощи различных фильтров и от­стойников очищают сточные промышленные воды.

Заготовленную древесину надо максимально использовать в дело, меньше превращать ее в стружку и опилки.

Природа не всегда в состоянии ассимилировать (перерабо­тать с помощью бактерий) отходы. Накопившийся на свалках му­ сор наносит экологический вред природе и экономический вред хо­ зяйству, является источником различных опасных заболеваний. Отходы при разложении выделяют вредные газы, поглощают ки­ слород из воздуха на гниение и горение.

Отходы деревообработки пожароопасны. Поэтому их накапли­ вают в специально отведенных местах, предотвращая возгорание.

Вокруг предприятий организуются 300-метровые санитарно- защитиые зоны.

Охрана природы - всенародное дело.

III . Практическая часть.

Лабораторная работа по изучению пороков древеси­ны и видов пиломатериалов.

Организация рабочего места: учащиеся выполняют зада­ ние - каждый на своем рабочем месте. Для выполнения работы по­ надобятся: Приложение 615, образцы пороков древесины, образцы пиломатериалов, измерительные линейки.

Задания:

    изучите таблицу пороков древесины (Приложение 615);

    выпишите в тетрадь основные пороки древесины и их признаки;

    рассмотрите образцы древесины, имеющие различные по­ роки, назовите пороки и причины их происхождения;

    внимательно рассмотрите отрезки различных видов пило­ материалов, определите среди них обрезные и необрезные, боко­вые, центральные, сердцевинные;

    измерьте их толщину и ширину;

    заполните таблицу в рабочей тетради:

Номер образца

Вид пиломатериала

Порода древесины

Размеры ширина/толщина

IV. Итоговая часть.

Установка на следующий урок. На следующем уроке про­должится знакомство с технологией обработки древесины. Уча­ щиеся получат новые знания о сборочном чертеже изделия из дре­ весины.

Домашнее задание:

    повторить изученный материал;

    узнайте, есть ли среди ваших родных и знакомых люди, ра­ ботающие в лесной или деревообрабатывающей промышленности, попросите их рассказать о своей работе.

Уборка рабочих мест.

>>Технология: Охрана природы в лесной и деревообрабатывающей промышленности

Окружающая нас природа охраняется законами. Установлены систематизированные своды законов - кодексы: Земельный, Водный и Лесной. (Термин «кодекс» в переводе с латинского - «книга»). Законы обязывают нас по-хозяйски относиться к земле, воде, лесу, воздуху, растениям, животным и полезным ископаемым.
Земельные ресурсы не безграничны. Промышленная деятельность человека наносит ущерб природе. В воздухе с течением времени уменьшается содержание кислорода, увеличивается содержание вредных для здоровья человека газов и ядовитых веществ. Истощается плодородие почв, загрязняется вода, истребляются ценные растения и животные. Все это обязывает человечество задуматься о своем будущем.
От леса человек получает пользу не только в виде древесины. Лес сохраняет влагу и в засуху отдает ее полям в виде дождей. Тающий в лесу снег питает реки и озера. Лесные массивы задерживают содержащиеся в воздухе вредные примеси и обезвреживают их. Полезащитные лесные полосы предохраняют почву от пылевых бурь, от разрушений в виде промоин и оврагов ливневыми и талыми водами, задерживают сугробы снега, питающие влагой поля.

Корни растений укрепляют почву, а опавшая листва и хвоя сохраняет в ней влагу.Разумный человек не будет без надобности разжигать в лесу костер, бросать горящие спички и окурки. Нельзя разорять гнезда птиц, повреждать муравейники. За один только день семья муравьев съедает тысячи вредителей леса - гусениц.
Большую помощь лесу оказывают школьные лесничества. В них школьники изучают и оберегают жизнь растений и диких животных , выращивают саженцы, из которых впоследствии вырастают деревья.
На деревообрабатывающих предприятиях накапливаются отходы древесины в виде кусков, стружек, опилок, пыли. Поэтому на этих предприятиях устанавливают специальные аппараты и фильтры для улавливания пыли и вредных летучих веществ, а также для сбора стружек и опилок. При помощи различных фильтров и отстойников очищают сточные промышленные воды.
Заготовленную древесину надо максимально испольчпиать в дело, меньше превращать ее в стружку и опилки.
Природа не всегда в состоянии ассимилировать (переработать с помощью бактерий) отходы. Накопившийся на свалках мусор наносит экологический вред природе и экономический вред хозяйству, является источником различных опасных заболеваний. Отходы при разложении выделяют вредные газы, поглощают кислород из воздуха на гниение и горение.
Отходы деревообработки пожароопасны. Поэтому их накапливают в специально отведенных местах, предотвращая возгорание.
Вокруг предприятий организуются 300-метровые санитарно-защитные зоны.Охрана природы - всенародное дело.

♦ Кодекс (Земельный, Водный, Лесной), школьные лесничества, фильтры, санитарно-защитные зоны.

1. Как лес защищает природу?

2. Для чего сажают лесозащитные полосы?

3. Какие отходы накапливаются на деревообрабатывающих предприятиях?

4. Как очищают на предприятиях воздух и сточные воды?

Симоненко В.Д.,Самородский П.С.,Тищенко А.Т.,Технология6 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

1.Объяснение учителя по теме урока сопровождается показом мультимедийной презентации.

Какое значение имеет лес для человека?

ЗНАЧЕНИЕ ЛЕСА:
Дом для растений, животных, грибов
Защитник воздуха, водоемов, почв
Место для охоты человека
Источник ягод, грибов, лекарственных растений
Источник древесины

“В любой чащобе
Лишних нет деревьев,
И даже если вырубить кусты,
То и тогда леса лишатся древней,
Естественной и дивной красоты”.

От леса человек получает пользу не только в виде древесины. Лес сохраняет влагу и в засуху отдает ее полям в виде дождей. Тающий в лесу снег питает реки и озера. Лесные массивы задерживают содержащиеся в воздухе вредные примеси и обезвреживают их. Полезащитные лесные полосы предохраняют почву от пылевых бурь, от разрушений в виде промоин и оврагов ливневыми и талыми водами, задерживают сугробы снега, питающие влагой поля. Корни растений укрепляют почву, а опавшая листва и хвоя сохраняет в ней влагу.

Нельзя разорять гнезда птиц, повреждать муравейники. За один только день семья муравьев съедает тысячи вредителей леса - гусениц.

Большую помощь лесу оказывают школьные лесничества. В них школьники изучают и оберегают жизнь растений и диких животных, выращивают саженцы, из которых впоследствии вырастают деревья.

Слайд № 8 Огонь - страшный враг леса. После пожара остается на долгие годы безжизненная и мрачная пустыня, где на многие километры лежат обугленные трупы деревьев.
Что может привести к пожару в лесу:

1. Оставленный непогашенным костер.

2. Выжигание травы.

3. Игры со спичками в лесу.

4. Молнии.

5. Искра от глушителя автотранспорта.

Все эти ситуации могут вызвать лесные пожары

Правила безопасности в природе:

    При пожаре всегда звоните 01

    Никогда не поджигайте сухую траву!

    Никогда не бросайте в лесу зажженные спички и сигареты;

    Разводите костры только в установленных для этого местах.

    Ни в коем случае не разводите костры в лесу в ветренную погоду.

    Не поджигайте сухую траву на полянах в лесу;

    Не разводите костер в сухом лесу и на торфянике, если есть необходимость, разожгите его на песке или глине, при этом всегда имейте под рукой емкость с водой и лопату, чтобы можно было немедленно залить водой или забросать землей вырвавшееся из-под контроля пламя;

    Не уходите от залитого костра, пока от него идет дым или пар;

    Не пользуйтесь пиротехнической продукцией в сухом лесу и на торфянике.

Слайды № 9 /10 Лесная и лесоперерабатывающая промышленность исторически была и остается одной из важнейших и перспективных отраслей народного хозяйства России. Отходы деревообработки - опилки, щепа, горбыль (составляет не менее 40% от объема деревообработки) .

Запасы древесины в России составляют не менее 30% ее мировых запасов, что эквивалентно 18 млрд. тонн условного топлива. По предварительным оценкам, в виде отходов ежегодно образуется древесного сырья эквивалентного 40 млн тонн условного топлива.

На деревообрабатывающих предприятиях накапливаются отходы древесины в виде кусков, стружек, опилок, пыли. Поэтому на этих предприятиях устанавливают специальные аппараты и фильтры для улавливания пыли и вредных летучих веществ, а также для сбора стружек и опилок. При помощи различных фильтров и отстойников очищают сточные промышленные воды.

Заготовленную древесину надо максимально использовать в дело, меньше превращать ее в стружку и опилки. Брикетирование отходов, утилизация опилок деревообрабатывающих производств позволяет получить превосходный источник энергии без загрязнения окружающей среды.

Природа не всегда в состоянии ассимилировать (переработать с помощью бактерий) отходы. Накопившийся на свалках мусор наносит экологический вред природе и экономический вред хозяйству, является источником различных опасных заболеваний. Отходы при разложении выделяют вредные газы, поглощают кислород из воздуха на гниение и горение.

Отходы деревообработки пожароопасны. Поэтому их накапливают в специально отведенных местах, предотвращая возгорание. Для утилизации используют реакторы по переработке древесных отходов деревообработки

Вокруг предприятий организуются 300-метровые санитарно-защитные зоны.

Лишь шестая часть всех древесных отходов перерабатывается натехнологическую щепу для целлюлозно-бумажной промышленности и промышленности строительных материалов, в основном древесно-стружечные плиты (ДСП ).

Опилки - один из наиболее массовых отходов лесопиления и деревообработки. Частично опилки используют на гидролизных заводах спиртового и дрожжевого профиля, как выгорающую добавку при производстве кирпича или как заполнитель в гипсоопилочных плитах, но значительная их часть сжигается или сбрасывается в отвал. Часть опилок используется для изготовления топливных брикетов

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: