Неелова биография личная жизнь. Марина Неелова: биография, личная жизнь, семья, муж, дети — фото

Кто теперь этим может интересоваться? - только такие как мы...

МАРИНА НЕЕЛОВА И ИЯ САВИНА. ОДИН МУЖ НА ДВОИХ

Они такие разные. Марина Неелова и Ия Саввина. Разные типажи, разные роли. Но есть в их судьбах кое-что общее. У каждой в жизни - одна большая тайна, имеющая отношение к их детям. А еще - один человек, который в разное время называл себя мужем обеих актрис.

ТАЙНА ОТЦОВСТВА

Главная тайна Марины Нееловой - ее дочь. Точнее имя отца девочки. Когда-то вся богемная Москва с удивлением и некоторым восторгом взирала на страстный роман между известнейшей актрисой и только набиравшим популярность шахматистом Гарри Каспарофвым. Они познакомились в 1984 году в гостях у прославленной фигуристки Татьяны Тарасовой (которую нынешнее поколение знает исключительно по ледовым шоу Первого канала) и ее мужа, пианиста с мировым именем Владимира Крайнева. Каспарову - 21 год. Нееловой - на 16 больше. Их такая мелочь, как разница в возрасте, интересовала мало. Окружающие, конечно, вздыхали, охали, ахали, осуждали, благословляли, но, даже не понимая, принимали. Как минимум - в свои компании. Так Гарри Каспаров стал вхож в лучшие дома столицы.

Только один человек, как гласит народная молва, был резко против этих отношений. Мама юного шахматиста, властная и непоколебимая Клара Шагеновна, чье веское слово для Гарри было законом. Все два года этого романа она лишь наблюдала за его развитием. Но когда стало известно об «интересном положении» Нееловой, наконец вмешалась. И вроде как после этого вмешательства Каспаров, повинуясь воле матери, дал отставку своей возлюбленной.

Столичный бомонд тогда повел себя на удивление единодушно. После такого поступка Каспарова все дружно встали на защиту Нееловой. А Валентин Гафт во всеуслышание объявил, что отныне шахматисту закрыт доступ в приличные дома столицы.

В 1987 году у Марины Нееловой родилась дочь Ника. Вопрос об ее отцовстве нередко поднимался в театральных кругах, но сама актриса всегда пресекала его на корню. Гарри Каспаров тоже никаких комментариев на этот счет не давал. Лишь однажды, когда о возможном отцовстве его спросили без обиняков, прямо в лоб, ответил расплывчато: «Определенно этот вопрос (во всяком случае для меня) не разрешен». И поди ты пойми, что имелось в виду...

Сама Марина Неелова после нескольких лет затворничества неожиданно вышла замуж за дипломата Кирилла Геворгяна, уехала из страны и сбежала таким образом от ненужных пересудов. В конце концов, родители ребенка - те, кто его воспитал. А дочь Нееловой Ника выросла в полной семье, где ее все любили и обожали. Сегодня Ника достойно представляет фамилию своей матери. Хотя она не выходит на сценические подмостки, однако тоже выбрала творческую профессию. Ника - художник, о самобытных работах которой ныне говорят по всей Европе. И это не преувеличение. В конце 2010 года девушка стала победительницей престижного европейского конкурса «Новые сенсации», не так давно в Лондоне прошла ее персональная выставка, многие работы Ники находятся в частных коллекциях по всему миру. И ведь никто не скажет, что к успеху Нееловой-младшей была причастна Неелова-старшая.

«ОТКАЖИТЕСЬ ОТ РЕБЕНКА!»

Единственный наследник Ии Саввиной, сын Сергей, тоже в свое время удостоился персональной выставки. И это стало для него невероятным достижением. Ведь мальчик родился со страшным диагнозом - синдром Дауна, что в нашей стране звучит как приговор.

Ей предлагали отказаться от сына не один и не два раза. Сначала в роддоме, потом в местной поликлинике. Далее - везде. Врачи с пеной у рта доказывали, что отдать его в детский дом будет самым правильным решением. Ия с ужасом смотрела на эскулапов и понимала: никогда в жизни она не решится на подобный шаг. «Ну как же, - убеждали тем не менее ее, - ведь вы известная актриса, а дети с таким диагнозом рождаются обычно у всяких деклассированных личностей - алкоголиков там или наркоманов. А что подумают ваши поклонники?» «Даже и не думайте, что когда-нибудь он сможет хотя бы узнавать вас, - продолжали настаивать медицинские светила. - Вы еще с ним намучаетесь, ведь дети с синдромом Дауна иногда и сидеть не могут научиться». «И помните, что живут люди с таким диагнозом лет до шестнадцати», - пугали ее все те же доктора.

А она, не слушая никого и ничего, бросила все силы на воспитание сына. Даже о собственной карьере она, Актриса с большой буквы, тогда абсолютно не думала (что не мешало ей, впрочем, продолжать блистать на киноэкранах и театральных подмостках). Да и на семейной жизни - ее первым мужем и отцом ребенка был известный ученый-геолог Всеволод Шестаков - пришлось поставить крест. Дни и ночи напролет она учила маленького Сережу самым простым вещам. То, на что у других детей уходят месяцы, он осваивал годами. Зато результаты позже удивляли видных медиков. И те из них, кто когда-то уверял ее в бесполезности подобных занятий, признали свою ошибку. Но больше удивляла самоотверженность актрисы, которая (с помощью своей свекрови, педагога по образованию, и знаменитого детского педиатра Георгия Сперанского) смогла достичь невозможного. Ее сын Сергей Шестаков не только освоил алфавит и русскую речь, он даже выучил английский. Стали появляться заказы - он работал на дому как переводчик. А уже в довольно зрелом возрасте Сергей увлекся живописью. На открытии его персональной выставки известная актриса плакала, не скрывая своих слез. Это была настоящая победа. Сына и ее самой! Сегодня Сергею Шестакову 56. Хотя он, по сути, так и остался большим ребенком, тем не менее поражает всех своими многочисленными талантами. Играет на рояле, декламирует стихи. Ну и рисует, конечно. Вот только до сих пор так и не может осознать, что его любимая мама уже никогда не посмотрит на него с гордостью и любовью: актриса Ия Саввина ушла из жизни 27 августа 2011 года...

ПЕРВЫЙ БРАК И ПОСЛЕДНИЙ

Марину Неелову и Ию Саввину связывает еще и то, что у обеих в разное время в мужьях числился один и тот же человек. Это режиссер, актер театра на Таганке Анатолий Васильев.

С Мариной Нееловой он жил в браке, когда молодая актриса только начинала свой путь в профессию. Собственно, именно ему и можно сказать спасибо за то, что открыл миру ее талант, сняв в своей дипломной картине «Цвет белого снега», а потом уговорив переехать из Питера в Москву. Как только Неелова сменила место прописки, ее карьера резко пошла в гору. Сначала актриса попала в труппу театра имени Моссовета - с обязывающей, но такой лестной формулировкой: «К нам пришла молодая Раневская». Потом ее пригласили в «Современник», попасть куда для самой Марины (после работы с Олегом Далем в «Старой, старой сказке») казалось недостижимой задачей...

Неудивительно, что чем чаще появлялась Неелова в кино, тем мрачнее становилась обстановка дома. Тем не менее с первым мужем она прожила восемь лет. Брак с Васильевым тихонечко подошел к распаду, и супруги без публичного выяснения отношений приняли решение развестись. Тогда же они договорились: если и не скрывать от досужей публики этот свой союз, то по крайней мере особо его не афишировать. Так и получилось, что долгое время никто не знал, что Неелову и Васильева когда-то связывали супружеские узы.

С актрисой Ией Саввиной Анатолий Васильев встретился, когда они оба уже были взрослыми состоявшимися людьми - на момент их знакомства им было за сорок. Случилось это в 1979 году. Тогда Олег Ефремов зазвал Саввину отдохнуть на Соловках. И именно там набирался сил перед будущими творческими свершениями Анатолий Васильев.

В Москву они приехали, уже будучи парой. Поселились в одной квартире, а потом, поняв, что шум и суета столицы их обоих раздражает, удрали в деревню Дорофеево, где купили дом. Там звезда киноэкранов и театральная прима проводила все свободное время - примерно по пять месяцев в году. На пару с мужем она частенько просиживала часы с удочкой в руках и такой жизнью была безмерно довольна.

Да, бывали и у них размолвки. Все-таки оба люди тонкой душевной конструкции, чуть выведешь из равновесия - и все, от идиллии не остается и следа. Про взрывной нрав Саввиной знали даже те, кто не был с ней знаком. Ну а приятели - в шутку, в которой много правды, - называли ее помесью гремучей змеи с лесным колокольчиком. Валентин Гафт даже посвятил ей эпиграмму, очень короткую и точную. Не в бровь, а про глаза, как говорится:

Глазки светло-голубые:

Каждый добрый, вместе - злые.

Так что, конечно, ссорились. И разъезжались - каждый в свой угол. Однако спустя время понимали: они - две половинки одного целого. И вновь воссоединялись.

Ия Саввина и Анатолий Васильев прожили вместе долгих тридцать лет. Правда, почти все это время - в гражданском браке. И только за две недели до ухода из жизни, когда актриса начала подводить итоги своей жизни, она сама предложила Васильеву пожениться. Так что в мир иной она отправлялась со спокойной душой. Ведь точно знала: ее единственный сын не останется без присмотра...

МЕЖДУ ПРОЧИМ

Поразительно вот что. Когда-то Неелову называли отчего-то «молодой Фаиной Раневской». Так вот - и Ию Саввину, внешне, да и внутренне такую непохожую на Неелову, тоже постоянно сравнивали с Фаиной Георгиевной. Причем сама актриса активно поддерживала мнение, что есть между ними что-то общее.

Саввина, как и Неелова, когда-то служила в театре имени Моссовета. Ей посчастливилось застать Фаину Георгиевну. И хотя Раневская всячески опекала Саввину, между ними, обладательницами не самого легкого нрава, однажды вспыхнул грандиозный скандал. Как-то Раневская гаркнула на Саввину: «Как вы смеете стоять ко мне спиной, когда я на сцене!» Другая бы в ответ промолчала, однако не тут-то было. «Если не прекратите ваше барское хулигантство, я уйду, кувыркайтесь тут как хотите», - ответствовала она гордо. «Потом мы обе рыдали четыре часа. Она винила себя, а я - себя», - расскажет позже Саввина о той истории.

Заслуженная артистка РСФСР (5.03.1980).
Народная артистка РСФСР (2.07.1987).

После школы, преодолев конкурс в сто человек на место,поступила в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМИК), на курс очень известных питерских педагогов - Ирины Мейерхольд, дочери знаменитого режиссера и театрального реформатора Всеволода Мейерхольда, и ее мужа, народного артиста СССР Василия Васильевича Меркурьева. После окончания ЛГИТМИК в 1969 году была принята в штат киностудии "Ленфильм".

С 1972 года – актриса академического театра им. Моссовета, где сыграла в пьесе Ивана Буковчана «Сердце Луиджи, или Казнь тупым мечом». Репетировала у Анатолия Эфроса, который ставил тогда «Турбазу» Эдварда Радзинского, но спектакль запретили. В этот момент на Марину Неёлову обратил внимание молодой талантливый режиссер «Современника» Валерий Фокин. Вместе с Константином Райкиным они пригласили ее войти в их спектакль «Валентин и Валентина». Для Марины Неёловой пьеса Михаила Рощина стала не просто удачным дебютом на сцене, но всеми замеченным началом большой и счастливой театральной биографии. С тех пор (с 1974 года) она и служит в «Современнике», в котором в настоящее время является одной из ведущих актрис театра. В сегодняшнем репертуаре актрисы - Раневская в "Вишневом саде" А.П.Чехова, Мария Антоновна в "Ревизоре" Н.В.Гоголя, Анфиса в одноименном спектакле по пьесе Леонида Андреева, Евгения Семеновна в "Крутом маршруте" Евгении Гинзбург, Елизавета в спектакле "Играем... Шиллера!" (сценический вариант трагедии Ф.Шиллера "Мария Стюарт"), Принцесса Космонополис и Хэвенли в спектакле "Сладкоголосая птица юности". Интереснейшей работой в театре стал моноспектакль "Шинель" в постановке В.Фокина, в котором она играет Башмачкина.
За роль Елизаветы в спектакле "Играем... Шиллера!" Марина Неёлова удостоена Государственной премии Российской Федерации в 2001 году.

Дебютировала в кино, будучи студенткой третьго курса - снялась в фильме «Старая, старая сказка» у Надежды Кошеверовой. Первые роли актрисы в кино были сказочно-романтичными ("Тень", "Принц и нищий"; "Сломанная подкова") или лирическими ("Цвет белого снега"; "Ждем тебя, парень!"). Яркое драматическое дарование актрисы, ее способность проявлять искренние чувства на пределе человеческих эмоций раскрылись в роли Нины в кинокартине "Монолог" И.Авербаха. В дальнейшем в кино Марине Неёловой блестяще удается воплощать образы ранимых, хрупких, незащищенных героинь, которые тем не менее упрямо отстаивают личную независимость - Степанида Базырина ("С тобой и без тебя"), Саша Неродова ("Просто Саша"), Валентина Костина ("Слово для защиты"), Нина Георгиевна ("Фотографии на стене"), Алла ("Осенний марафон"). Но утвердив себя в драматическом амплуа, актриса вновь испытала склонность к лирической комедии или легкому фарсу ("Красавец-мужчина"; "Дамы приглашают кавалеров"; "Карусель"; "Чужая жена и муж под кроватью"; "Мы веселы, счастливы, талантливы").

Снималась у Ильи Авербаха и Семена Арановича, Эльдара Рязанова и Михаила Козакова, Вадима Абдрашитова и Маргариты Микаэлян, Родиона Нахапетова и Ивана Киасашвили, Никиты Михалкова и Романа Балаяна, Георгия Данелия…
С середины 80-х Марина Неёлова снимается все реже. При этом она чередует современные драматические ("Дорогая Елена Сергеевна", "Ты у меня одна") и костюмно-исторические трагикомические образы ("Тень, или Может быть, все обойдется", телефильм "Ревизор", "Сибирский цирюльник"). Большой интерес зрителей вызвала картина Евгения Татарского "Тюремный романс", основанная на реальных событиях. Марина Неёлова исполнила главную женскую роль в этом фильме - следователя прокуратуры Елену Шемелову, влюбившуюсяся в заключенного.

В последние годы в кино Марина Неёлова снимается крайне редко. В детективном сериале "Азазель" по одноименному роману Бориса Акунина она сыграла леди Эстер, в фильме "Леди на день" - Анни, актриса Вера Стрельникова в детективе "Предлагаемые обстоятельства" (2009).

театральные работы

Вероника – В. Розов "Вечно живые" - 1974
Белоснежка – Л. Устинов, О. Табаков "Белоснежка и семь гномов" - 1974
Валентина – М. Рощин "Валентин и Валентина" - 1974
Светлана – М. Рощин "Погода на завтра" - 1974
Виктория – А. Вампилов "Провинциальные анекдоты" - 1974
Лариса – В. Розов "Четыре капли" - 1974
Ника – К. Симонов "Из записок Лопатина" - 1974
К. Симонов "Мы не увидимся с тобой"
Елена - М. Рощин "Близнец"
Саня – М. Рощин "Эшелон" - 1975
Виола – У. Шекспир "Двенадцатая ночь"
Аня – А. П. Чехов "Вишневый сад" - 1976
Люба – А. Соколова "Фантазии Фарятьева" - 1977
Ленка – В. Малягин "НЛО" - 1978
Оля – М. Рощин "Спешите делать добро" - 1980
Маркиза Чибо – А. де Мюссе "Лорензаччо" - 1980
Маша – А. П. Чехов "Три сестры" - 1982
Марья Антоновна – Н. В. Гоголь "Ревизор" - 1983
Хани – Э. Олби "Кто боится Вирджинии Вульф?" - 1984
Лора – А. Галин "Звезды на утреннем небе" - 1988
Евгения Семеновна – Е. Гинзбург "Крутой маршрут" - 1989
Анфиса – Л. Андреев "Анфиса" - 1991
Паулина Салас – А. Дорфман "Смерть и дева" - 1992
Вальтрауте – Р. Майнарди "Адский сад" - 1993
Раневская – А.П. Чехов "Вишневый сад" - 1997
Елизавета – "Играем…Шиллера!" - 2000
Принцесса Космонополис, Хэвенли – Т. Уильямс "Сладкоголосая птица юности" - 2002
Башмачкин – Н.В. Гоголь «Шинель» - 2004
Шарлотта – И. Бергман «Осенняя соната» - 2012

призы и награды

1981 - Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых - за роль Аллы в фильме «Осенний марафон» (1979).
1990 - Государственная премия РСФСР в области театрального искусства - за исполнение главной роли в спектакле «Крутой маршрут» Е. С. Гинзбург.
2001 - Государственная премия РФ - за роль Елизаветы в спектакле «Играем… Шиллера!».
1976 - премия Ленинского комсомола - за воплощение образа современников в кино.
14.04.2006 - орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
9.01.2012 - орден Почёта.
13.06.1996 - орден Дружбы.
Премия зрительских симпатий на Белградском кинофестивале за роль в фильме Родиона Нахапетова «С тобой и без тебя» (партнер Юозас Будрайтис) в 1975 году.
Лауреат приза "Золотая фемина" на Международном фестивале в Брюсселе (за роль в фильме "С тобой и без тебя").
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Премии за актерскую работу" за роль Валентины Костиной в фильме «Слово для защиты» за 1977 год.
1993 - премия «Ника» за лучшую женскую роль в фильме «Ты у меня одна» (1993).
2000 - премия «Триумф».
1998 - премия «Кумир».

Марина Неёлова - советская, российская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР. Театральная биография Марины Нееловой связана со сценой «Современника», а многие работы из ее фильмографии входят в золотой фонд советского кино. Обладая внешностью социальной героини, знаменитость умеет мастерски воплощать трагедийные образы. Ее персонажи, независимо от характера и жизненных обстоятельств, всегда вызывают сочувствие у зрителей.

Детство и юность

Марина Неёлова родилась в январе 1947 года в Ленинграде. Несмотря на то, что родители девочки не имели отношения ни к театру, ни к кино, они все же смогли привить дочери любовь к прекрасному. С ранних лет мать водила Марину на спектакли, отец, бывший фронтовик, приобщал дочь к живописи, развешивая по дому собственные акварели. В 4 года девочку отдали на балет.

Яркими стали роли в фильмах «С тобой и без тебя» и « ». Несмотря на хрупкую фигуру, немодельный рост (165 см при весе 45 кг) и мальчишескую стрижку, уже в те годы Неелова привлекала внимание публики своей манкостью и неуловимым шармом, которые не пропали с годами.

Марина Неелова снималась у таких мастеров своего дела, как , . В кадре ее партнерами в свое время становились звезды советского экрана , и другие. В 1988-м Марина Мстиславовна сыграла одну из самых своих популярных ролей - появилась в картине Эльдара Рязанова «Дорогая Елена Сергеевна».

View this post on Instagram

Марина Неёлова и Олег Басилашвили в фильме «Осенний марафон»

В середине 2017-го завершился многолетний перерыв в кинематографической биографии Марины Нееловой. Актриса появилась в главной роли в комедии «Карп отмороженный». Она сыграла пенсионерку Елену Михайловну, которая всю жизнь проработала в единственной школе провинциального города.

Интересно, что во время съемок использовался один и тот же карп. Рыба привыкла к актрисе и подплывала к краю корыта, где содержали карпа, когда к нему подходила Марина Неелова. А в последний день, когда артистка ждала начала съемок и сидела рядом с корытом, карп выпрыгнул из воды ей на колени.

Марина Неелова родилась в Ленинграде в семье, не имеющей отношения к театру и кино. Ее мама, Валентина Николаевна, со студенческой скамьи ушла добровольцем на фронт и всю Великую Отечественную служила радистом в Мурманске. Участвовала в жестоких боях. Война помешала ей получить высшее образование. Затем родилась Марина, и мама целиком посвятила себя воспитанию дочери.

Любовь к искусству родители привили Марине с детства. Они часто ходили с дочерью на концерты и спектакли. Отец, стараясь приобщить ее к живописи, развешивал по стенам собственные акварели. Мама исправно водила свою тоненькую, изящную девочку на занятия балетом. Любовь к балету осталась у Марины на всю жизнь. Главным же для нее всегда был театр. По ее словам она никогда не представляла себя ни кем кроме актрисы.

Марина Неелова в фильме "Ты у меня одна"

Поступление в ЛГИТМиК

По окончании школы, в 1964 году, Марина подала документы в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК). Конкурс был как всегда очень большой - сто человек на место. В толпе рослых красавиц миниатюрная скромница Марина чувствовала себя этакой мышью: худющая, ножки "веревочками", глазищи испуганные, голосок срывается от волнения… "Да что ж это такое? Так меня ни за что не примут! - думала Марина, оглядывая своих статных конкуренток. - Хоть бы стул какой на сцене поставили, за который можно спрятаться и оттуда отрывок читать".

Марина Неелова в фильме "Карусель"

Стула никакого не было, и Марина, собрав всю волю в кулак, начала: "Отрывок из романа "Война и мир". Марья Львовна Куракина с дочерью!" Выбор текста был не самый лучший - наверняка "Первый бал Наташи" уже набил оскомину экзаменаторам. Но Марина сумела произвести впечатление. Матерые лгитмиковские профессора наметанным глазом сразу разглядели в девушке огромный драматический талант. Она была принята на курс очень известных питерских педагогов - Ирины Мейерхольд, дочери знаменитого режиссера и театрального реформатора Всеволода Мейерхольда, и ее мужа, известного актера Василия Васильевича Меркурьева.

Учась в институте, Марина Неелова заявила о себе, как о весьма неординарной актрисе. Сам Меркурьев отметил ее этюд в своем дневнике эффектной фразой: "Ее биомеханическая ворона совсем как живая".

Марина Неелова, Евгений Миронов и Анна Михалкова в фильме "Ревизор"

Театр

В 1969 году Марина Неелова окончила институт. У нее были все шансы попасть в труппу какого-нибудь прославленного театра. Как признается сама актриса, она буквально грезила БДТ и легендарным его режиссером Георгием Товстоноговым. Но… даже показываться в БДТ Неелова не стала. Боялась не понравиться, не поступить - и не справиться со страшной травмой в самом начале пути. Поступив в штат "Ленфильма", она баюкала себя совершенно детской мечтой: вот снимется в каком-нибудь удачном фильме, и сам Товстоногов ее заметит и пригласит в свой театр. "Полный бред, конечно". Она была и, говорят, до сих пор осталась страшной трусихой…

Товстоногов, кстати, после "Старой, старой сказки" молодую актрису заметил, сказал своим, что надо бы с актрисой встретиться, что, мол, кинорежиссеры ее погубят. Но пока Товстоногов собирался, Неелова с киностудии уволилась и уехала в Москву - в неизвестность. "И очень напрасно, - прокомментировал тогда этот поступок Георгий Александрович - Она потеряет все". Однако и Товстоногов иногда ошибался.

В 1971 году Марина Неелова устроилась в Театр имени Моссовета к Юрию Завадскому. Там она работала недолго. Сыграла в пьесе Ивана Буковчана "Сердце Луиджи, или Казнь тупым мечом", которую уже никто не помнит. Репетировала у Анатолия Эфроса, которого помнят все и до сих пор боготворят. Он ставил тогда "Турбазу" Эдварда Радзинского, но спектакль запретили.

В этот момент на Неелову и обратил внимание молодой талантливый режиссер "Современника" Валерий Фокин. Вместе с Константином Райкиным в 1974 году они пригласили ее войти в их спектакль "Валентин и Валентина". Что значит случай в актерской биографии! До Нееловой эту роль играла Ирина Акулова, но она из театра ушла. До Нееловой на эту роль звали Ирину Муравьеву, но она уйти в "Современник" из Детского театра отказалась. А для Марины Нееловой пьеса Михаила Рощина стала не просто удачным дебютом на сцене, но всеми замеченным началом большой и счастливой театральной биографии. С тех пор она служит в "Современнике" почти уже тридцать лет.

За это время она играла в таких спектаклях, как: "Двенадцатая ночь" (Виола), "Вишневый сад" (Аня), "Три сестры" (Маша), "Ревизор" (Марья Антоновна) и других.

Изящная актриса

"По сцене она движется как беспокойная кошка… у нее голос избалованной девочки и эротическая внешность, которая электризует публику", - так отзывались о ней критики. Ее хрупкость, изящество, талию объемом в 54 сантиметра безмерно ценят модельеры. Вячеслав Зайцев, одевая Неелову для спектакля "Вишневый сад", специально ездил в Париж за кружевами, шелками и страусиными перьями, потому что считал, что такую женщину одевать иначе было бы преступлением!

Вес у Марины Мстиславовны всегда был "балетным". 45 килограммов, и ни грамма больше! Войдя в любой лифт, Неелова непременно подпрыгивает: только тогда лифт соглашается везти свой груз… Однажды, встав на весы на каком-то южном курорте, Неелова обрадовалась: "48! Неужели удалось поправиться!" Проходящая мимо женщина мгновенно развеяла ее иллюзии: "Дамочка, а что-же Вы с арбузом-то взвешиваетесь!"…

Застенчивая Марина вечно комплексовала из-за своей худобы. Масла в огонь подливали ехидные коллеги. Например, Константин Райкин так задумчиво-задумчиво говорил ей: "А что, нравятся мне твои ноги! Они так извиваются, извиваются…"

Кино

В кино Неелова дебютировала, еще учась на третьем курсе - она снялась в фильме Надежды Кошеверовой "Старая, старая сказка". Там она сыграла сразу две роли - капризную принцессу и мечтательную дочь трактирщика.

Первые роли актрисы в кино были сказочно-романтичными ("Тень", "Принц и нищий"; "Сломанная подкова") или лирическими ("Цвет белого снега"; "Ждем тебя, парень!"). Яркое драматическое дарование актрисы, ее способность проявлять искренние чувства на пределе человеческих эмоций раскрылись в роли Нины в кинокартине "Монолог".

В кино Нееловой блестяще удается воплощать образы ранимых, хрупких, незащищенных героинь, которые тем не менее упрямо отстаивают личную независимость - Степанида Базырина ("С тобой и без тебя", Приз "Золотая фемина" на Международном фестивале в Брюсселе), Саша Неродова ("Просто Саша"), Валентина Костина ("Слово для защиты"), Нина Георгиевна ("Фотографии на стене"), Алла ("Осенний марафон", Государственная премия РСФСР за 1981).

После съемок своего телефильма "Ночь ошибок" (1975) Михаил Козаков-режиссер признался, что восхищен работоспособностью Нееловой: она так серьезно относится к делу, что звездная болезнь ей не грозит.

Утвердив себя в драматическом амплуа, актриса вновь испытала склонность к лирической комедии или легкому фарсу ("Красавец-мужчина"; "Дамы приглашают кавалеров"; "Карусель"; "Чужая жена и муж под кроватью"; "Мы веселы, счастливы, талантливы").

Следуя известной фразе, что искусство требует жертв, Марина Неелова жертвовала и своим комфортом, и здоровьем. Где вы найдете на западе звезду, которую заставляли сниматься в постельной сцене зимой в полуразрушенном доме? Именно так снималась сцена в "Осеннем марафоне". Актеры лежали под одеялами, а между ними, вопреки правилам пожарной безопасности, находился обогреватель.

На съемках фильма "С тобой и без тебя", режиссер Родион Нахапетов заставлял Марину, угравшую батрачку, в течение нескольких недель таскать мешок, набитый камнями, вставать на рассвете, доить коров и коз, косить траву, рубить дрова, полоть лен…

В том же фильме ее должен был ударить Юозас Будрайтис. В первых дублях он бил ее деликатно, но все равно достаточно сильно - актриса падала, ударялась о телегу. Но режиссеру все казалось неубедительным, поэтому он попросим бить "понатуральнее". В результате в конце съемочного дня на лице у Нееловой красовались натуральные синяки и ссадины.

С середины 80-х Неелова снимается все реже. При этом она чередует современные драматические ("Дорогая Елена Сергеевна", 1988; "Ты у меня одна", премия "Ника") и костюмно-исторические трагикомические образы ("Тень, или Может быть, все обойдется", телефильм "Ревизор", 1996; "Сибирский цирюльник).

Большой интерес зрителей вызвала картина Евгения Татарского "Тюремный романс" (1993), поставленная на основе реальных событий. Марина Неелова исполнила главную женскую роль в этом фильме - следователя прокуратуры Елену Шемелову, влюбившуюсяся в заключенного.

В кино душа Нееловой металась от одного режиссера к другому и рвалась на части. Но режиссеры, сценаристы, партнеры и даже композиторы сплошь попадались ей только хорошие или очень хорошие. Она снималась у Ильи Авербаха и Семена Арановича, Эльдара Рязанова и Михаила Козакова, Вадима Абдрашитова и Маргариты Микаэлян, Родиона Нахапетова и Ивана Киасашвили, Никиты Михалкова и Романа Балаяна… Она произносила в кадре тексты Александра Николаевича Островского и Евгения Шварца, Дунского и Валерия Фрида, Евгения Габриловича и Александра Володина, Александра Миндадзе и Александра Бородянского… Напевала мелодии Виктора Дашкевича и Олега Каравайчука, Андрея Петрова и Альфреда Шнитке, и даже Сергея Курехина… Любила до самозабвения, до обморока героев Андрея Миронова и Олега Даля, Сергея Юрского и Станислава Любшина, Константина Райкина и Олега Табакова, Олега Басилашвили и Михаила Ульянова, Юозаса Будрайтиса и Леонида Куравлева, Александра Збруева и Александра Абдулова… Не судьба, а большой советский кинословарь.

Роман с Гарри Каспаровым

"Неелову всегда хочется защищать, она как будто слишком хрупка для этого мира", - так отзываются о ней коллеги-мужчины. Когда двухлетняя нежная любовь Марины к сильнейшему шахматисту кончилась крахом, на ее защиту встала чуть ли не вся московская артистическая публика. Валентин Гафт, например во всеуслышание заявил, что Каспарова теперь не станут принимать ни в одном уважающем себя доме…

Марина познакомилась с Гарри в 1984 году в гостях у пианиста Владимира Крайнева. Каспарову был 21 год. Нееловой - на 16 лет больше. Что же могло объединить этих двух, казалось бы, таких разных людей? Наверное дело в том, что на Марину всегда неотразимо действовал чей-то талант. А на Каспарова подействовало дразнящее очарование Нееловой. "Вне сцены говорили, что она - та женщина, которая прячет свою душу глубоко внутри, словно роза - шипы. Короче говоря, это была неординарная женщина", - так несколько лет спустя он написал в своей книге.

А возрастная разница… Так Неелова всегда была "не от мира сего", и земное понятие возраста к ней плохо применимо.

Каспарову нравились женщины постарше, годящиеся на роль "второй мамы", вечно опекающей и не слишком требовательной. Да только вот на роль опекающей мамочки Неелова не годилась. Ее саму надо было и защищать и поддерживать

Гарри жил в Баку, в Москве бывал только наездами. Марина никогда не летала к нему сама. Рядом с Гарри была его мать - Клара Шагеновна - женщина властная, признающая в жизни только одну ценность - карьеру сына. Она и положила конец этой любви Призрак брачных уз, которые могут помешать карьере сына, страшно пугал ее. Послушав мать Гарри прекратил с Нееловой все отношения.

Семейная жизнь

И все же Марина обрела свое счастье. Как-то на отдыхе она познакомилась с дипломатом Кириллом Геворкяном. Любовь была стремительной, брак стал счастливым. Выйдя замуж, самодостаточная и во всех смыслах успешная актриса, Неелова вскоре ошеломила своего зрителя. Она, безумно дорожащая своим главным сокровищем - театром, пожертвовала им ради семьи. Пять лет она прожила с мужем и дочерью Никой в Париже, куда был направлен Кирилл Геворкян - советник Российского посольства. Ника в Париже пошла в первый класс.

Но вскоре стало понятно, что без сцены Марина жить не может. Несколько лет Марина ухитрялась жить "на две страны". В эти годы репертуар "Современника" подверстывался под актрисы, проживающую за тысячи километров от Чистых прудов! Отыграв, Неелова отправлялась в аэропорт…

Потом дипломатическая миссия Геворкяна во Франции закончилась, семья вернулась в Москву. Жизнь Нееловой вошла в "тихие берега": театр - дом, дом - театр. Материнство для нее оказалось таким же "делом жизни" как и искусство. Ее дочь Ника - прелестное длинноногое существо, чем-то напоминающее нееловских девочек и принцесс, сыгранных в театре и в кино. С годами дочь все больше становится похожа на свою знаменитую маму. А окружающие утверждают, что и характера в ней нееловского хоть отбавляй. По советским понятиям, Марина Неелова родила дочь довольно поздно. Но, видимо, потому, что это было осознанное и страстное желание, рождение дочери дало актрисе такое ощущение счастья и полноты жизни.

Театр и кино в последние годы

В последние годы в кино Марина Неелова снимается крайне редко. В детективном сериале "Азазель" по одноименному роману Бориса Акунина она сыграла леди Эстер, а в фильме "Леди на день" - Анни.

Пока актриса не снимается, ее держит на плаву, ей помогает жить ее театр. В сегодняшнем репертуаре актрисы - Раневская в "Вишневом саде" А.П.Чехова, Мария Антоновна в "Ревизоре" Н.В.Гоголя, Анфиса в одноименном спектакле по пьесе Леонида Андреева, Евгения Семеновна в "Крутом маршруте" Евгении Гинзбург, Елизавета в спектакле "Играем... Шиллера!" (сценический вариант трагедии Ф.Шиллера "Мария Стюарт"), Принцесса Космонополис и Хэвенли в спектакле "Сладкоголосая птица юности".

Признание

Ее талант признали, и очень рано. Что особенно важно - признали "старики". Как будто знали и чувствовали, что традицию служения, а не службы в театре, миссии, а не игры эта актриса подхватит и не посрамит. Через газету ее благословила знаменитая актриса ЦАТСА Любовь Добржанская. После одного из первых ее фильмов ("Монолог") партнер Нееловой Михаил Глузский много лет называл ее внучкой и рассказывал о молодой актрисе чудеса. Ее обожала и сказала немало лестных слов в ее адрес отнюдь не льстивая Фаина Раневская. Драматург Михаил Рощин словно в некотором недоумении и даже с испугом воскликнул: "Когда я вижу Неелову на сцене, мне кажется, что она играет всегда как будто в последний раз". Через четыре года после окончания института ее портрет поместили на обложке журнала "Советский экран". По тем временам - это и называлось всенародным признанием и выражением зрительской любви.

Лия Ахеджакова о Марине Нееловой: "Она вызывает восхищение и удивление. Причем всегда. Своим поведением в жизни, в театре, отношением к профессии. У Пастернака есть строчка "корень красоты - отвага". Это абсолютно применимо к Марине. Ей свойственна отвага в поступках - и в жизни, и на сцене.

Она удивительно относится к своей профессии. Актеры, как и остальные люди, ощущают свои биоритмы, плохое состояние и настроение, иногда бывает так трудно играть. Но я никогда не замечала этого у Марины. Не потому, что она этого не чувствует, а потому, что она это преодолевает.

У нее отношение к профессии как к миссии. Ее волнение перед премьерой даже описать нельзя. Это не боязнь неуспеха, как у большинства актеров, а волнение перед тем, как примут твое детище. Она абсолютно честна перед зрителем. Никогда не халтурит. Одна из немногих, кто подлинно служит Искусству. В ней никогда не было сытости, благополучия, "упакованности", как теперь говорят. Бог дал ей тонкую кожу и обнаженные нервы. Но я ни разу не видела в театре ее проявлений истерии, каких-нибудь срывов, "женских нервов". С ней нетрудно, Бог защитил ее смиренным и веселым характером, что просто чудо для такой крупной актрисы".

Поклон великой актрисе!
uriuri 30.05.2008 07:57:59

Здраствуйте,и еще раз ЗДРАВСТВУЙТЕ!!! Спасибо Вам за Вас...Пришел после рабочего дня,полистал TV,и-"Старая старая сказка"!!! Клянусь-пропади они пропадом-все сериалы вместе взятые...я сидел как 40 лет назад,(может,чуть меньше-не обижайтесь-это у меня с числами проблемы!)и получал искреннее удовольствие от игры Вашей и Ваших великолепных партнеров! Это была СКАЗКА! Дай Вам Боженька всего самого наилучшего,здоровья Вам...

Тонкий стан, проникновенный, немного испуганный взгляд, потрясающе привлекательная внешность…Многие узнали в этом образе актрису театра и кино, известную личность.

Да, это Марина Неелова! Ее биография, личная жизнь интересует многих, особенно представителей сильного пола. Поскольку она всегда была символом женственности, нежности на советском экране. Интересно, есть ли у нее муж, дети?..

Марина Неелова родилась в 1947 году. Биография ее началась в послевоенном, полуразрушенном Ленинграде. Родители ее были далеки от искусства, хотя девочка всегда проявляла личный интерес к театру и кино. Жизнь тогда была очень тяжелая, но, несмотря на это мама прилагала все усилия для творческого развития своих детей. В 4 года она отдала Марину в балетный класс. Это, конечно, помогло ей в дальнейшем, дало артистизм, любовь к сцене. Но становиться балериной она не захотела.

Ее всегда тянуло к актерской деятельности. Девочка была артистична, умела правильно подавать свои эмоции, чувства. Именно поэтому она победила на конкурсе чтецов. Дальше ее ждал всесоюзный конкурс, затем надо было ехать на Кубу. Но, к ее сожалению, родители ее туда не пустили. Зато разрешили посещать кружок художественного слова. Это пригодилось ей в актерской профессии.

После окончания школы, Марина, не задумываясь, подала документы в театральный вуз. Она очень волновалась, выучила отрывок из «Войны и мира» Толстого. Актриса была неуверенной в себе и подумала, что ее ждет провал, потому что отрывок этот известный, члены жюри много раз его слышали в устах других абитуриентов.

Начало актерской карьеры

Во время учебы в институте Марина мечтала попасть в труппу к известному тогда деятелю искусств режиссеру Г.А.Товстоногову. Но она, всегда будучи боязливой и сомневающейся в своих силах, не решилась прямо просить его об этом.

Ее учитель, Меркурьев, отмечал высокий талант студентки и ее своеобразность. После окончания института Марина Неелова отправилась в Москву. Там она поступила на работу в Театр им. Моссовета. Руководил им тогда Ю.Завадский. Так началась ее актерская биография. Она привлекла своим личным, непохожим ни на кого, образом интерес другого известного мастера — Эфроса.

Позже актрису позвали в театр «Современник». Дальнейшая ее жизнь будет связана с этим театром. Словно дети, зрители выражали свой восторг, видя игру молодой актрисы.

Ее фото стали продаваться в киосках. Она появилась впервые на сцене этого театра в спектакле «Валентин и Валентина». С ней играли известные актеры (в том числе – Константин Райкин). До этого роль эту играла другая актриса. Режиссер В.Фокин был доволен, что в его труппе появился новый талант.

Далее Марина Неелова продолжала играть на сцене этого театра. Ее актерскую биографию пополнили роли в спектаклях: «Ревизор», «Три сестры», «Вишневый сад», «Двенадцатая ночь», «Шинель». Везде она показывала свой личный темперамент, играла так словно впервые в жизни. Причем в гоголевской «Шинели» актриса великолепно сыграла мужскую роль — главного героя, маленького человека Акакия Акакиевича. Успех был потрясающий. Для детей она сыграла в спектакле «Белоснежка и семь гномов» — Белоснежку.

Актриса исполнила роли и в произведениях современных авторов. Например, «НЛО», «Осенняя соната» и др.

Роли в кино

Марина Неелова очень любит сниматься в кино. Ее кинематографическая биография началась сравнительно рано. Она давно проявляла личный интерес к кино. И вот на втором курсе института ей предложили сыграть в фильме «Старая, старая сказка». Это была первая в жизни роль актрисы в кинематографе.

Марина Неелова в фильме «Старая, старая сказка»

Первоначально он был задуман как фильм для детей. Но позже его полюбили и взрослые. После своего дебюта в кино ее популярность возросла. Многие поклонники просили ее автограф на фото. Это была экранизация сказок Г.Х. Андерсена («Огниво», «Ганс Чурбан», «Свинопас» и др.) В главной роли был Олег Даль. Марина играла сразу две роли в фильме: принцессу и дочь трактирщика. Они были так талантливо исполнены, что молодую актрису заметили ценители кино.

Марина Неелова и Галина Яцкина в фильме «Слово для защиты»

Дальнейшая ее биография была связана неразрывно с кинематографом. Актрису просто заваливали режиссеры с предложениями сняться в фильмах. В 1972 году она исполнила роли сразу в трех кинокартинах: «Принц и нищий», «Монолог», «Ждем тебя, парень». Далее были еще несколько ролей.

Марина Неелова в фильме «Дорогая Елена Сергеевна»

В 1979 году страну буквально взорвала мелодраматическая комедия «Осенний марафон», где Марина исполнила роль любовницы главного героя. Это страдающая героиня, бесконечно любящая чужого мужа, не надеющаяся на продолжение отношений, но не решающаяся все порвать.

Актриса сумела вызвать к своей героине симпатию и сочувствие у зрителей. Вообще, у Марины хорошо получалось играть страдающих женщин.

Марина Неелова в фильме «Красавец-мужчина»

Надо отметить, что в этом фильме замечательно исполнили остальные роли прекрасные, талантливые актеры того времени: Н.Гундарева и О.Басилашвили. На фоне их Марина Неелова смотрится замечательно, ничуть не проигрывая и не соперничая. В целом фильм получился гениальным и имеет огромный успех до сих пор.

В биографии актрисы были множество других ролей в различных фильмах. Было также участие в озвучивании мультфильмов и фильмов. Многие запомнили Алису из мультфильмов «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье», разговаривающую голосом этой артистки. Она вложила свое личное обаяние в героев, словно сама проживает их жизнь.

Марина Неелова и Олег Даль в фильме «Тень»

В фильме «Сказка странствий» Марина озвучивает главную героиню- девочку Марту. У нее хорошо получается говорить голосами детей. Из Википедии стало известно, что она озвучила мышь Соню в американском фильме «Алиса в стране чудес», вышедшем в 2010 году.

Неповторимый образ

Свой образ, неподражаемый и таинственный Марина Неелова сохранила во всех своих ролях, как в театре, так и в кинофильмах. Хрупкая, невесомая (вес актрисы всего 45 кг!) , ищущая защиты и в то же время сильная духом женщина. Ее голос – детский и немного капризно-обиженный нельзя было спутать ни с чьим другим.

Марина Неелова и Александр Збруев фильме «Ты у меня одна»

Огромные глаза, хорошая фигура (талия ее 54 см!) завоевали сердца многих поклонников. Видимо, данные балерины до сих пор в ней живы. «Ани Жирардо» — так ее окрестили русские режиссеры. Вячеслав Зайцев, подбиравший наряд для актрисы, заявил, что «Марина Неелова соткана из с…а». Это было так неожиданно. Многие признавали ее привлекательность, но сказать об этом вслух боялись.

Марина Неелова озвучила мультфильм «Алиса в стране чудес»

Ее биографию, личную жизнь изучали многие, в том числе зарубежные критики. Один американский искусствовед отметил, что ее игра в «Вишневом саду» Чехова настолько убедительна, что «по ее широко распахнутым глазам видно, что топор опускается прямо в ее сердце!». Она переживает действие реально, не играя, на самом деле!

И, конечно, многих интересовало, есть ли у нее семья, дети, муж.

Личная жизнь актрисы

Марина Неелова так же распахнута душой для всех знакомых, как и на сцене. Но ее биография, личная жизнь сложилась не совсем удачным образом. Из детей – всего одна дочь. В интернете можно найти ее фото с дочерью. Сейчас актриса живет со вторым мужем.

Первый раз Марина вышла замуж довольно рано. В 1970 году она исполнила роль в фильме «Цвет белого снега». Эта была дипломная работа молодого режиссера Анатолия Васильева. Он долго искал претендентку на главную роль в своем фильме. Девушка должна быть оригинальная, не такая как все, «с изюминкой». Когда он увидел Марину, то понял, что это она и есть!

Марина Неелова с мужем Кириллом Геворгяном

Во время съемок фильма, актриса и режиссер почувствовали влечение друг к другу. И после того, как кинокартина была снята, вскоре поженились.

Но прожили вместе молодые люди недолго, всего восемь лет. Трудно сказать, что стало причиной развода. Об этом никто не знает.

После этого у Марины был роман с чемпионом мира, шахматистом Гарри Каспаровым. Это была страстная любовь, несмотря на то, что любовник был младше ее на 16 лет! Это не помешало их счастью. Влюбленные расстались по настоянию его матери. Вскоре Марина родила дочь. Гарри не признал себя ее отцом, хотя прослеживаться большое внешнее сходство девушки с ним.

В 1989 году Марина успешно вышла замуж за дипломата Кирилла Геворгяна. Он младше ее на шесть лет. Они вместе до сих пор. В связи с работой мужа, супругам приходится часто жить за пределами России. Но актриса продолжает играть в театре. Спектакли специально подстраивают под время ее приезда.

Дочь Ника — весьма талантливая девушка. Она — профессиональный скульптор. Ее работы победили на международном конкурсе.

Награды актрисы

Первую свою награду Марина получила за роль в фильме «С тобой и без тебя». Затем получила приз зрительских симпатий на фестивале в Белграде.

В 1976 году актриса была награждена премией Ленинского комсомола за успешное воплощение советского образа в современной молодежи. С 1980 года она — заслуженная артистка РСФСР. За роль в «Осеннем марафоне» актриса получила награду – Государственную премию им. братьев Васильевых. С 1987 года Марина Неелова — народная артистка России.

За роль в спектакле «Крутой маршрут» актриса получила Государственную премию в области театрального искусства. За роль в фильме «Ты у меня одна» она удостоена приза «Ника». Также Марина является обладательницей орденов: « Дружбы» и «За заслуги перед Отечеством». В 2012 году ей вручили Орден почета.

Сейчас народной артистке 70 лет. Хочется пожелать ей здоровья, творческих успехов, продолжения актерской карьеры, оставаться такой же неподражаемой, красивой, талантливой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: