Лукреция Борджиа (Lucretia Borgia) - биография, информация, личная жизнь. Достояние клана борджиа Джоффре Борджиа и Санча Арагонская – брак без любви

Дэвид Оукс исполнитель роли Хуана Борджиа. Фото 2015

К неоспоримым плюсам скандального сериала «Борджиа» относят интригующий сюжет, великолепную игру актеров, реалистичные костюмы и декорации, а вот недостатками критики считают излишнюю жестокость, цинизм и насилие. Но как иначе, ведь речь идет о реальной семье, служившей церкви, но прославившейся далеко не святыми деяниями, создатели пытались передать тот дух борьбы за власть, со всей её жестокостью и беспринципностью.

Дэвид Оукс и Хуан Борджиа – два в одном

Папа Родриго Борджиа славился своей любовью к женскому полу, и успел произвести на свет не мало наследников, однако, все его официально признанные дети были рождены от одной женщины – Ванноцци Деи Каттанеи, с которой его связывали самые продолжительные отношения, более 15-ти лет. Старший сын и командующий папской армией Хуан Борджиа, он горд и высокомерен, ведет себя вызывающе и не всегда разумно. Английский актер Дэвид Оукс, воплотивший этого героя на экране отлично справился со своей задачей, он передал образ этого надменного, не обремененного никакими талантами человека. Поначалу он покоряет своей миловидной внешностью, но когда во всей красе раскрывается его скверный характер, вся симпатия сразу же сходит на «нет».

Джоффре Борджиа и Санча Арагонская – брак без любви

Джоффре Борджиа был младшим из детей Папы, в тринадцатилетнем возрасте его женой стала Санча Арагонская – незаконнорожденная дочь короля Неаполя Альфонсо II, которая была на три года старше своего супруга. Брак был заключен из политических соображений и помог укрепить отношения между понтификом и королем Неаполя. Роль юного Джоффре исполнил начинающий американский актер Эйдан Александр, а вот роль его супруги досталась уже известной кинозвезде Эммануэль Шрики, известной своими работами в фильмах «Не шутите с Зоханом», «Поворот не туда» и еще несколькими десятками фильмов и телесериалов. Примечательно, что в отличии от сюжета, где разница в возрасте между супругами была не более трех лет, в реальной жизни актриса на целых 20 лет старше своего сериального мужа, но зрителю эта разница не была так уж очевидна, ведь Эммануэль выглядит на удивление молодо и свежо и не раз входила в число самых красивых и желанных женщин планеты.

Хотя сериал «Борджиа» уже давно не новинка, он продолжает удерживать лидирующие позиции по популярности и считается одним из самых скачиваемых фильмов. Ведь он повествует не только о папской семье, но и о самом смутном периоде в истории Европы и католической церкви.

Семья Борджиа стала олицетворением безжалостной беспринципной политики и сексуальной беспринципности, якобы характерных для папства эпохи Возрождения. Лукреция была охарактеризована как роковая женщина во многих произведениях искусства, романах и фильмах.

В г. Мельбурне, (National Gallery of Victoria Art School) хранится портрет молодой женщины, работы художника Доссо Досси. Доказано, что данная картина является прижизненным портретным изображением Лукреции Борджиа. Тем не менее, имеются сомнения в указанном заявлении. Некоторые иные картины, такие как портрет выполненный Бартоломео Венециано в настоящее время не признаны официальным и действительным изображением Лукреции.

На большинстве портретах она изображается как молодая девушка со светлыми волосами, ниспадающими на грудь, с красивым цветом лица, глаза светло-коричневого цвета, полная, высокая грудь, и природная красота и изысканность. Эти внешние данные были высоко оценены в Италии в период Возрождения.

На данный момент, нет достоверных источников, подтверждающих участие Лукреции в преступлениях Александра VI и Чезаре Борджиа.

Брат и отец манипулировали Лукрецией, выдавая её замуж за представителей наиболее влиятельных фамилией и родов Европы эпохи Возрождения. Эти браки были политическими амбициями семьи Борджиа. Лукреция трижды была замужем: Джованни Сфорца (герцог Пезаро), Альфонса Арагонского (Герцог Bisceglie) и Альфонсо д"Эсте (Принц Феррарский). Считается, что наиболее счастливый брак Лукреции был с Альфонсо Арагонским, незаконнорожденным сыном короля Неаполя. Считается, что Альфонсо был убит по приказу Чезаре, после того, как перестал быть полезен семейству Борджиа.

Первый брак: Джованни Сфорца

К 13 годам, Лукреция была обручена дважды, но эти две помолвки не были доведены до свадьбы из-за решений Александра VI. После того, как Родриго Борджиа стал Папой Александром VI, он выдал Лукрецию замуж за Джованни Сфорца, представителя династии Сфорца, с целью создать крепкий политический союз с наиболее сильной и богатой семьей в Милане. Свадьба имела экстравагантный характер, присущий эпохе Возрождения, в настоящее время расценивалось лишь как эпатажное событие.

Вскоре политический союз с семьей Сфорца стал не выгоден семье Борджиа. Папе необходимы были новые политические союзы, более выгодные, для укрепления его положения. Возможно это было причиной для устранения Джованни. Общепризнанная версия заключается в том, что Лукреция предупредила Джованни о том, что его хотят убить. Джованни в спешке покинул Рим.

Возможно, приказ об убийстве Джованни был лишь слухом - целью которого было заставить Джованни бежать. Новый претендент был уже подобран и ситуация требовала устранения Джованни Сфорца.

Александр VI убедил дядю Джованни, кардинала Асканио Сфорца в необходимости согласия Джованни на развод. Джованни отказался от развода и обвинил Лукрецию в отцовском и братском инцесте. По доводам Александра VI, не был консуммирован (между супругами не было сексуальных отношений) что, согласно средневековому праву, было достаточной причиной для развода. В противном случае Папа имел право расторгнуть брак своей властью и тогда семья Борджиа потребовала бы назад приданое Лукреции. Семья Сфорца поставили перед Джованни условия, или он принимает предложения Александра VI, или они лишают его протектората.

Не имея выбора, Джованни Сфорца подписал документы о своем бессилии при свидетелях и брак официально перестал иметь силу. Возможное появление слухов о инцесте приписывается первому супругу - Джованни Сфорца. Он утверждал будто Римский Папа потому расторг брак своей красавицы дочери, что намерен был оставить ее для себя. После чего слухи об этом пошли гулять по свету, обрастая немыслимыми подробностями.

Интимные отношения с Перотто

В период затянувшегося развода с Джованни, а так же многочисленных обсуждений, сплетен и слухов на эту тему, Лукреция, возможно, имела интимные отношения с камерарием папы - Педро Кальдероном по прозвищу Перотто, который служил посыльным между отцом и дочерью. Результатом этой связи явилась беременность. Лукреция под присягой свидетельствовала на папской комиссии, что к ней не прикасался ни один мужчина. Самое смешное, говорила она это, будучи на сносях. Перед кардиналами она предстала такой невинной овечкой, что никто ничего и не заподозрил, или, что вероятнее, сделал вид. «Девственница» - гласило заключение комиссии.

Эта беременность дала возможность еще раз упрекнуть Лукрецию в непристойном поведении. Ребенок, названный Джованни, родился в тайне в 1498 перед заключением брака с Альфонсо Арагонского. Известно, что этот ребенок позднее был назван римским инфантом.

Есть мнение, что этот ребенок был итогом связи между Чезаре и Лукрецией. Перотто, имея романтические чувства к Лукреции, назвал себя отцом этого ребенка. Чтобы о беременности знало как можно меньше людей, Лукреция уехала из Рима и на протяжении всей беременности оставалась в монастыре Сан-Систо.

В 1501 г. были выпущены две папские буллы в отношении родившегося ребенка, Джованни Борджиа. Для сокрытия факта отсутствия девственности, первая булла называл отцом ребенка Чезаре, до его вступления в брак. Вторая булла называл отцом самого Александра VI. Две буллы противоречат друг другу. Лукреция не упоминалась нигде, и никогда не было доказано, что она была матерью этого ребенка.

Вторая булла сохранялась в тайне долгое время. В 1502 году Джованни Борджиа стал герцогом Камерино - территорий, завоеванных Чизано и передающихся по наследству. Однако, через некоторое время после смерти Александра VI, Джованни переехал к Лукреции в Ферраре, где был принят в качестве сводного брата.

Действительно, современники рассказывали об отношениях в папской семье более чем пикантные истории: будто Лукреция председательствовала на папских оргиях, прикрыв наготу лишь куском прозрачной ткани, будто однажды на двор перед папским дворцом было пригнано стадо жеребцов и кобыл, папа с дочерью из окна смотрели на буйные лошадиные случки, а потом надолго уединились в папской опочивальне.

Исторические хроники утверждают, что Чезаре зарезал Перотто прямо в папских покоях. Узнал об их связи и, обнажив меч, гнался за Перотто по залам дворца. Когда несчастный добежал до Папы и тот раскрыл объятия, чтобы защитить своего слугу, Чезаре сделал выпад - и мантия Александра VI обагрилась кровью.

Второй брак: Альфонсо Арагонского (герцог Бисалья)

Лукрецию выдают замуж за Альфонса, герцога Бисалья и принца Салерно - побочного сына Альфонса II, короля Неаполя. Лукреция становится хозяйкой состояния, которому могла позавидовать половина принцесс Европы.

Вначале внешность и характер Альфонсо произвели на Чезаре самое благоприятное впечатление, но затем они вызвали в нем зависть и ненависть, тем более, что внешность самого Чезаре была обезображена сифилисом. Позже к этому прибавляется еще и ревность, так как счастливая в браке Лукреция уделяет мужу все больше времени и внимания, что постепенно отдаляет ее от брата и отца. Но вот политические интересы вновь требуют свободы Лукреции. Кроме того, неприязнь Чезаре все труднее скрыть.

Во время визита в Рим, в ночь на 2 января 1500 года, на площади Святого Петра, герцог подвергается нападению четырех замаскированных убийц, которые наносят ему пять ударов кинжалом. Альфонсо ранен в шею, руку и бедро, но все же остается в живых - его спасает вовремя подоспевшая стража. Лукреция целый месяц преданно выхаживает и охраняет раненного мужа. Приближенные Альфонсо, узнав, что виновником покушения был Чезаре, решают отомстить ему, подстрелив из арбалета, однако это покушение проходит безуспешно. В конце концов неизвестным все же удается задушить герцога в его собственной постели. Его хоронят тайно, без мессы и отпевания. В память о покойном герцоге Бисалья у Лукреции остается сын - Родриго Арагонский. Впрочем, этот ребенок скончается в 1512 году в возрасте 13 лет, не оставив заметного следа в жизни матери.

Третий брак: Альфонсо д’Эсте (Принц Феррарский)

После смерти своего второго мужа, отец Лукреции, Александр VI, устраивает третий брак из политических расчетов. Она выходит замуж за Альфонсо д"Эсте, принца Феррары. В третьем браке она родила несколько детей и оказалась вполне респектабельной княгиней. Известно, что, покинув Рим, Лукреция вела в Ферраре довольно скромный образ жизни. Словно в наказание, последний муж оказался жутким ревнивцем и постоянно вел за женой неприкрытую слежку: в герцогском дворце она жила безвыездно, как в почетном заточении. И хотя молва снова приписывает «кровавой Лукреции» несколько преступлений - скорее всего, это легенда. Достоверно известно, что к новому мужу она была безразлична. И что сохранила прежнюю красоту.

Известно также, что интереса к жизни Лукреция не потеряла - замок герцога д’Эсте быстро стал одним из самых блистательных дворов Европы. Она по-прежнему щедро поощряла деятелей искусства, особенно художников, отдавая предпочтение тем, кто писал картины на религиозные темы. И похоже, что страшная слава, витавшая над кланом Борджиа и самой Лукрецией, пугала немногих - в ее доме бывали великий итальянский живописец эпохи Ренессанса Лоренцо Лотто (кстати, создавший прекрасный портрет хозяйки), известные поэты того времени Никколо де Корреджо и Пьетро Бембо (с которым, по всей вероятности у нее был роман). А великий поэт Лудовико Ариосто посвящает ей хвалебную октаву в своем «Неистовом Роланде». Ей удалось удержаться на итальянском политическом Олимпе даже после падения своей семьи и смерти отца и брата. Сестра Альфонсо Изабелла д"Эсте весьма прохладно относилась к Лукреции по причине многолетней романтической связи последней с ее мужем-бисексуалом, Франческо Гонзага, маркизом Мантуи. Многочисленная переписка Лукреции и Франческо подтверждает страстность их отношений. Но этот роман прервался, когда Франческо заболел сифилисом.

Дети

Лукреция была матерью семи или восьми детей:

Джованни Борджиа, «infans Романус» («ребенок из Рима», C. 1498-1548). Отцовство признано Перотто, однако Александр и Цезарь были также определены в качестве отца. Возможно также, что этот ребёнок (определено в более поздний период жизни, как сводный брат Лукреции) является результатом взаимоотношений между Родриго Борджиа (Папа Александр VI,отца Лукреции), и неизвестной женщины, указано в Папской булле, и он не был ребенком Лукреции.

Ипполито II д’Эсте (25 августа 1509 - 1 декабря, 1572). Архиепископ Милана, а затем кардинал.

Алессандро д’Эсте (1514-1516).

Мария Изабелла д’Эсте (родилась и умерла 14 июня 1519). Осложнения при родах повлекли смерть Лукреции десять дней спустя.

Смерть

Незадолго до смерти, Лукреция стала очень набожной. Вместо роскошных нарядов носила искупительную власяницу, проводила много времени в храме. Она произвела тщательную опись имущества и драгоценностей - одних украшений насчитывалось 3770 единиц, - и, дабы отойти от суеты жизни, постриглась в монахини францисканского братства, отписав обширные дары многочисленным церквям и монастырям. Сама же Лукреция перед смертью просила только об одном - чтобы не забыли о ее цветнике из амарантов, которые она выращивала в память обо всех убиенных мужчинах ее жизни. Древние считали амарант символом бессмертия.

Весной 1519 года она почти не вставала с постели: очередная беременность истощила ее последние силы. Врачи решили вызвать досрочные роды, но у роженицы внезапно начались произвольные схватки и на свет появилась недоношенная девочка, умершая в тот же день. Из-за родильной горячки не удалось спасти и мать: 24 июня 1519 года Лукреция Борджиа умерла в возрасте 39 лет. Лукрецию отпевал придворный кардинал ее мужа, герцога Альфонсо д’Эсте.

Слухи

Некоторые слухи сохраняются на протяжении многих веков, прежде всего они спекулируют на характере экстравагантных отношений между членами семьи Борджиа. Многие из них касаются утверждений инцеста, отравления, убийства. Реальных подтверждений этих слухов не найдено, помимо заявления конкурентов Борджиа. Так же ходят слухи, что Лукреция имела набор полых колец, где хранился яд, чтобы незаметно отравлять пищу.

Мнения

«Борджиа стали жертвой искаженных представлений, основанных на злобных слухах, - заявил Леарко Андало, один из ведущих мировых экспертов по семейству Борджиа - Лукреция не отравила ни одного человека. Она сама пала жертвой пера историков».

«Лукреция была талантливым государственным деятелем, - подчеркнул Андало. - Она даже руководила Ватиканом в отсутствие своего отца».

«Вопреки сложившимся представлениям, Лукреция никого не отравила, хотя в те времена это было очень распространено. Она убивала только мечом».

«Вероятно, не являются достоверными и утверждения о том, что она вступала в сексуальные контакты с собственным отцом. Ее первый брак с Джованни Сфорца был расторгнут, поскольку муж оказался импотентом. Вполне возможно, чтобы защитить свою репутацию, он начал распространять слухи об инцесте».

«Отравительница и безжалостная убийца. Кровосмесительница, прелюбодейка, -исчадие ада и отродье гремучей змеи, дочь шакала и гиены», как называл ее мятежный Савонарола!

Виктор Гюго написал пьесу «Лукреция Борджиа», в которой описывается жизнь Джованни, сына Лукреции. Его отцом был брат Лукреции Джованни, убитый Чезаре из ревности, и Лукреция, опасаясь, что последний расправится также и со своим незаконнорожденным племянником, распорядилась, чтобы ребенка растили вдали от общества. Годы спустя жизнь сводит мать и сына, причем последний, не подозревая о кровных узах с герцогиней Феррары, воспринимает ее внимание за влюбленность. Друзья Джованни становятся помехой их отношениям, и тогда Лукреция обманом заманивает их на пир, где угощает отравленными яствами. По нелепой случайности, Джованни, оказавшийся среди приглашенных, также становится жертвой отравления. Узнав правду, он отказывается принять противоядие и перед смертью убивает свою мать. По мнению Гюго, Лукреция, также как ее и отец и братья, пользовалась уникальным фамильным ядом катанея, название которого произошло от фамилии их матери испанской куртизанки Ваноцци деи Катанеи, которая преподнесла этот яд папе.

Эта златовласая итальянка была современницей Леонардо да Винчи, Франсуа Рабле и Христофора Колумба. Она не владела кистью, не писала романов и не открывала новых, земель. И тем не менее осталась в истории на века.

Роковой клубок

Согласно историческим хроникам, род Борджиа произошел из Испании, однако в этой стране никакими лаврами увенчан не был. Зато громкой славой отмечен в Италии, где эта семья «подарила» католикам двух крайне неоднозначных римских пап — Каликста III и Александра VI. По одной из версий, первый из них, именовавшийся в миру Альфонсо, имел скандальную репутацию, поскольку много лет был гражданским мужем своей сестры Иоанны Борджиа, и якобы этой связи обязан появлением на свет Родриго Борджиа — будущий Римский Папа Александр VI.

По другой — Родриго приходился Альфонсо-Каликсту племянником, изучал в Италии юриспруденцию и успешно занимался адвокатурой. Затем неожиданно стал военным, но с восшествием Альфонсо на папский престол также принял решение посвятить себя церкви.

Его прирожденное красноречие, а также необычайная ловкость в ведении дел быстро возвели предприимчивого неофита на ключевые посты. Хотя многие из его окружения были убеждены, что стремительным продвижением по карьерной лестнице Родриго обязан прежде всего протекции Папы Каликста. Когда Родриго получил кардинальское звание, а вместе с ним и новые материальные возможности, его алчность стала беспредельной: он охотно проворачивал выгодные дела как с маврами, так и с евреями, вопреки всем предрассудкам века и принятым тогда обычаям. Таким образом он сколотил огромное состояние, которое и помогло ему достичь папского престола. Кроме стяжательства была у Родриго еще одна страсть — женщины. Его любовные похождения обсуждались обывателями с не меньшим азартом, чем рост его благосостояния.

Еще живя в Испании, Родриго сошелся с престарелой вдовой, а потом влюбил в себя младшую из ее дочерей (по одним источникам — Розу-Ванессу, по другим — Розу Ваноцци). И когда отец-дядя Альфонсо вызвал сына-племянника к себе в Ватикан, тот сразу же перевез из Валенсии и свою даму сердца. К тому времени Роза-Ванесса уже имела от Родриго двоих сыновей, Джованни и Чезаре, а в 1480 году родила девочку, которую нарекли Лукрецией.

О детстве Лукреции достоверных сведений мало. Очевидно, она получила хорошее образование, разбиралась в музыке, живописи и поэзии, что, собственно, и требовало ее социальное положение. Что же касается увлечений историей и алхимией, то тогда это было модным поветрием и занимались этим практически все. Ну а владение несколькими иностранными языками (кроме основного, латинского) свидетельствовало не столько о широкой эрудиции, сколько об объективном положении вещей — в ту эпоху Италия, Франция, Португалия, Испания, раздробленные на отдельные княжества, существовали в смешанном языковом пространстве.

Главными же «университетами» Лукреции стали придворные интриги и дворцовая жизнь, насыщенная сугубо раблезианским колоритом. А яркая красота, горячая испанская кровь и рано пробудившаяся чувственность уже к 11 годам сделали ее пусть и полураспустившимся, но притягательным созданием.

Нравы в те времена были незамысловаты и кровавы. Видимо, поэтому никто не удивился, когда два первых кавалера Лукреции один за другим отправились на тот свет. Имена убийц также не являлись тайной, поскольку едва ли не всем было очевидно, что и Джованни, и Чезаре питали к своей сестре не совсем братские чувства. И если старший, красивый и вальяжный Джованни, унаследовал незлобивый характер матери, то Чезаре, гордящийся сходством с отцом, обнажал кинжал по любому поводу. Быть может, поэтому кардинал Родриго поспешно отправил своих сыновей учиться подальше от сестры и друг от друга — одного в Пизанский, другого в Падуанский университеты. Но это не помогло...

В 1492 году Лукреция Борджиа родила от Джованни девочку, которую тут же отдали на воспитание в крестьянскую семью. А юную грешницу незамедлительно обвенчали хоть и с титулованным, но небогатым арагонским дворянином доном Эстебаном. Это «мероприятие» было также призвано положить конец разговорам о кровосмесительной связи Лукреции с собственным отцом, который и на шестом десятке умудрялся источать неуемную жизненную энергию и сохранять живой ум. Когда же нашелся более выгодный марьяжный вариант, Борджиа просто откупились от сыгравшего свою роль бутафорского мужа.

Достойная святейшего

По случаю перерождения в том же 1492 году кардинала Родриго в Римского Папу Александра VI семья первым делом упрочила положение своих незаконнорожденных детей: Джованни получил герцогство Гандийское, Чезаре — Валенсию и Романью, а Лукреция — нового, куда более подходящего ей по положению, жениха, брак с которым обеспечивал клану Борджиа необходимый политический союз с могущественным родом миланских герцогов. В то время как богатый вдовец граф Джованни Сфорца решил обрести новую супругу, Лукреции не исполнилось еще и тринадцати. Впрочем, тогда это обстоятельство было не столь важно: будь она и старше — ее желанием все равно никто не стал бы интересоваться. К тому же ходили упорные слухи о том, что отец выгодно использовал красоту своей дочери и, по всей видимости, далеко не всегда руководствуясь ее согласием. Свадьбу с Джованни Сфорца сыграли через год, с подобающим событию размахом. Но уже через неделю сиятельного мужа и след простыл, а Лукреция вопреки обычаям за ним не последовала. Сама ли новобрачная разобралась с дражайшей половиной или ее родня указала ему надлежащее место — неизвестно. Но Сфорца редко напоминал Борджиа о своем существовании, видимо, не желая иметь дела с семьей, за которой уже тогда тянулся шлейф недоброй славы. Пребывая в таком замужестве, Лукреция вела совершенно свободную и беззаботную жизнь. Отец обеспечил любимую дочь огромным состоянием, подарил ей собственный дворец в дорогом квартале Рима. Дом Лукреции поражал роскошью. Был здесь и светский салон с целым сонмом поэтов, художников и музыкантов — меценатствовать считалось хорошим тоном во все времена.

Когда же отец семейства воцарился в Ватикане, приняв имя Александра VI, Лукреция фактически поселилась в покоях Папы, ведь проживание в ватиканском дворце сулило самый большой соблазн — возможность властвовать. С тех самых пор святая обитель превратилась в эпицентр изощренного разгула, немалая роль в котором отводилась, по мнению современников, и Лукреции. Нетрудно представить, какое раздражение должны были испытывать подданные понтифика, когда, помимо прочего, его дочь принялась заправлять делами святого отца: читать папскую корреспонденцию, созывать кардиналов на коллегии, решать — кого награждать, а кого наказывать. Поведение Лукреции, равно как и попустительствовавшего ей Папы, не могло не шокировать: каково было, скажем, послу иностранного государства или провинциальному епископу, добившимся приема у главы Церкви, увидеть вместо почтенного старца юную кокетку в вызывающих туалетах? — вопрошают современники. Интересно, была ли Лукреция таковой на самом деле? Почему отец доверял ей настолько, что позволял от своего имени решать едва ли не любые вопросы? Известен факт, что в скором времени Александр VI назначил Лукрецию губернатором городов Сполетто и Фолиньо, поправ непреложное доселе правило, гласившее, что столь высокий пост мог занимать лишь мужчина с кардинальским титулом. Однако, если верить историческим свидетельствам, Лукреция показала на этой стезе весьма недюжинные способности. Например, когда вражда между городами Терни и Сполетто грозила перерасти в кровавое противостояние, юная губернаторша в качестве «посла доброй воли» изыскала способ примирить противников. Очевидно, Александр VI направил свою дочь в бунтующие города не случайно — был уверен в уме и исключительных деловых и организационных качествах Лукреции...

«Святое» семейство

Впрочем, качества эти были присущи всему семейству Борджиа. Собственные планы Александра VI — подчинить своей власти не только все земли Италии, но и ближней Европы — требовали золота. И в этом вопросе его фантазия была неистощима. Поначалу понтифик привычно пользовался опытом предшественников: объявлял новый крестовый поход против мусульман, дабы окончательно отвоевать Гроб Господень. Это давало возможность рассылать по всему христианскому миру монахов, в обязанности которых вменялось всемерно содействовать пожертвованиям на святое дело — понятно, что собранное золото оседало в кладовых семьи Борджиа. А когда все более неконтролируемые потребности как самого Папы, так и его любимых чад перешли все границы, он изобрел собственное «ноу-хау»: на праздники приглашались знатные вельможи и богатые священники, для которых этот пир должен был стать последним: их попросту убивали, а имущество жертв — конфисковывали. «Александр VI с лихорадочной алчностью обирал и живых, и мертвых, — свидетельствует современник. — Величайшим наслаждением для него было лицезрение человеческой крови». К тому же под рукой всегда находился виртуозно владевший кинжалом Чезаре. Однако, справедливости ради, нужно сказать, что предпочтение Борджиа отдавали все-таки «бескровным методам убийства».

Яд Борджиа давно стал притчей во языцех — сотни лет про него слагались легенды. Папские химики изготовляли для Александра VI целый арсенал чрезвычайно сильной отравы. Тут и открытие Америки пришлось как нельзя кстати: во многих составах использовались неизвестные в Европе растения и коренья, специально привезенные из Нового Света. Знаменитое вино Борджиа благодаря различной «дозировке» оказывало свое действие спустя разное время — от месяца до нескольких лет. Последствия отравления таким напитком по симптомам напоминали лучевую болезнь: у обреченного выпадали волосы и зубы, отслаивалась кожа, а смерть наступала в результате паралича дыхательного центра. В случае особой надобности в качестве быстродействующего и вернейшего средства клан Борджиа пользовался своим излюбленным ядом — без цвета и запаха и не имевшим противоядия. Особо же преуспели в изощренности обращения с отравой Чезаре и Лукреция. Чезаре носил смертоносный перстень, с внутренней стороны которого выступали два львиных когтя, вот они-то при необходимости и смазывались ядом. В момент рукопожатия Чезаре легко царапал руку собеседника внутренней стороной перстня и тут же его выбрасывал. Собеседник же отправлялся в мир иной. Утверждали, что помимо перстня Чезаре владел искусством разрезать отравленным ножом персик так, чтобы самому, съев одну половинку, оставаться невредимым, в то время как отведавший другую часть плода погибал в страшных мучениях.

Что касается Лукреции, то она, как утверждала молва, вручала надоевшим любовникам обыкновенный вроде бы ключ к тугому замку ее спальни — нетерпеливый кавалер в спешке ранил пальцы о едва заметный на рукоятке острый шип и через сутки расставался с жизнью. Сколько поклонников заплатили таким образом за свою страсть к зеленоглазой красавице, точно не известно, однако говорили, что счет велся на десятки.

Впрочем, пословица, утверждающая, что тот, кто роет яму другому, сам в нее и попадет, — оказалась для Борджиа более чем реальной. Главный отравитель в итоге сам отведал своего варева! Под конец жизни Папа решил разом поквитаться с неугодными ему кардиналами и пригласил их на званый обед. Для чего заранее были приготовлены две бутылки особого вина, в хранении и обращении с которым надлежало принимать повышенные меры предосторожности. Но слуга, который не был введен в курс дела, случайно подал яд самим заговорщикам. Александр, несмотря на возраст, привычно выпил свой кубок залпом, а Чезаре разбавил поданный ему напиток водой. Отведав своего вина, оба сразу почувствовали сильные рези в желудке. У понтифика тотчас начались конвульсии, и врачи были бессильны даже хоть как-то облегчить его страдания — Папа умер, не прожив и суток. А Чезаре несколько дней находился между жизнью и смертью, однако разбавленный водой напиток потерял смертельную силу — проболев почти год, он выкарабкался. Но до этого судного часа у Папы было еще целое десятилетие безраздельной власти над всей страной.

Укрощение строптивой

Графу Джованни Сфорца, коему союз с юной красавицей принес сплошное разочарование и всеобщие насмешки, можно было только посочувствовать. Хотя судьба его хранила — он все еще продолжал жить, в то время как многим другим избранникам Лукреции везло гораздо меньше. А 5 лет спустя некие высшие соображения снова побудили Папу Александра VI выдать любимую дочь замуж — теперь ради упрочения связей с Неаполитанским королевством. Правда, на сей раз безропотный вариант не прошел — Лукреция совершенно неожиданно заявила, что в прежнем качестве возвращаться к отцу не намерена. Тогда он применил силу: ватиканские гвардейцы арестовали строптивицу и заточили в монастырь Святого Сикста. С окончательно униженным графом Сфорца поступили еще более неприглядно, объявив его больным и вследствие этого супружески несостоятельным — причина для развода более чем очевидная.

Тем временем семнадцатилетняя Лукреция, ожидавшая официального расторжения супружеских уз в монастырских стенах, сошлась с камергером Педро Кальдесом, который был приставлен к ней для надзора. Любовникам довольно долго удавалось скрывать свои отношения. Связь их выдала лишь явная беременность Лукреции. Когда же ее заметил брат Чезаре, он в ярости набросился на совратителя с ножом прямо на глазах Папы. Но, забрызгав кровью и ватиканский трон, и восседавшего на нем родителя, лишь ранил Кальдеса. И тем не менее шансов выжить у провинившегося камергера все равно не было — через несколько дней его труп выловили в Тибре вместе с телом любимой камеристки Лукреции, поплатившейся за недоносительство.

Дальше — больше: ревность Чезаре к брату Джованни и прежде была нескрываемой, а когда в начале 1497 года он узнал, что отец видит своим преемником первенца, Джованни был обречен — ему перерезали горло и утопили в том же Тибре. Спешное бегство Чезаре из города навело безутешного отца на мысль о его виновности. Александр «запытал до смерти многих знатных нотаблей, выбранных наугад», и по их показаниям убедился в этом. «Тогда, — пишет папский церемониймейстер Бурхард, — он осушил слезы и, запершись в своих покоях, утешался в объятиях Лукреции». Прошло совсем немного времени, и домой возвратился милостиво прощенный Папой Чезаре.

В знак примирения отца с сыном была устроена грандиозная охота, масштабы которой, судя по свидетельству современников, с трудом поддавались описанию.

Калейдоскоп замужеств

В мае 1498 года Лукреция родила мальчика, нареченного Джованни. На семейном совете было решено, что мать никогда не сможет взглянуть на сына, рожденного от презренного Педро Кальдеса. Но тем не менее младенца решили узаконить. Таким образом, на свет появились сразу две папские буллы: в одной Александр VI утверждал, что Джованни — сын Чезаре от связи с некой незамужней женщиной.

Вторая булла — тайная — признавала, что в действительности «римский инфант» не кто иной, как ребенок самого Папы. Этот документ Александр велел оставить якобы стой целью, чтобы узаконить передачу внуку герцогства, на которое претендовал неуемный Чезаре. Когда стало известно о буллах, семья Борджиа в очередной раз подверглась всеобщему порицанию. А спустя год после развода с графом Сфорца Лукрецию выдали замуж за Альфонсо Арагонского, герцога Бисалью, из царствующего неапольского дома. Кроме политической перспективы породниться с арагонской династией, брак с 17-летним побочным сыном короля Альфонсо II сделал Лукрецию хозяйкой состояния, которому могла позавидовать любая европейская принцесса. Впрочем, так же, как и в прежние времена, герцог Бисалья отправился к себе в Неаполь, а его супруга... вновь осталась при Папе, продолжая вести привычный образ жизни.

Получилось так, что выполнить задуманное — присоединить посредством очередного брака дочери Неаполь к римским владениям — Папе не удалось. Тогда он, приложивший к этому важному делу столько усилий, объявил зятя изменником. Относительно плачевной судьбы очередного официального супруга Лукреции исторические хроники разнятся. По одной версии, Чезаре по какому-то малозначительному поводу придрался к Альфонсо на семейном приеме и тут же заколол его кинжалом. По другой — старший Борджиа послал к нему наемных убийц, но покушение не получилось: Лукреция несколько месяцев заботливо выхаживала супруга. И Альфонсо совсем уже было поправился, но вот окончательно выздороветь ему не удалось. Все тот же Чезаре, разметав охрану, ворвался в его покои и собственными руками задушил несчастного принца.

После неудачи с Неаполем интересы Александра VI сосредоточились на севере Италии. В связи с чем он в который уже раз подобрал для овдовевшей дочери новый «политический» вариант — герцога Феррары Альфонсо д"Эсте.

Очередная свадьба Лукреции состоялась в 1501 году. Действо было организовано вполне в традициях тогдашнего Ватикана, как свидетельствовали очевидцы, «с такой пышностью и развратом, какового не знала даже языческая древность». Спустя недолгое время Лукреция вместе со своим мужем Альфонсо д"Эсте покинула Вечный город и, как оказалось, — навсегда.

Казнь «главного врага» Савонаролы совпала с торжествами по случаю рождения у Александра VI очередного отпрыска, после чего, по словам современника, «он предался самым необузданным страстям, словно сожжение врага-обличителя сняло последнюю узду с похотливости и властолюбия Папы»...

Метаморфозы

Покинув Рим, Лукреция вела в провинциальной Ферраре более чем скромный образ жизни. Словно в наказание, последний муж оказался жутким ревнивцем и постоянно вел за женой неприкрытую слежку: в герцогском дворце она жила безвыездно, как в почетном заточении. И хотя молва по-прежнему приписывает «кровавой Лукреции» жестокие деяния (например, смерть шестерых представителей знатных феррарских семей), фактами это не подтверждается.

Достоверно известно, что к новому мужу она была безразлична. Что сохранила прежнюю красоту. «Она среднего роста, стойкими чертами, немного удлиненным лицом, у нее слегка вытянутый нос, золотые волосы, рот крупноват, сверкающие белые зубы; грудь белая и гладкая, но достаточно пышная. Все ее существо проникнуто добродушием и веселостью», — писал один из очевидцев приезда Лукреции в Феррару.

Известно также, что интереса к жизни Лукреция не потеряла — герцогский замок быстро стал одним из самых блистательных дворов Европы. Она по-прежнему щедро поощряла деятелей искусства, особенно художников, отдавая предпочтение тем, кто писал картины на религиозные темы. И похоже, что страшная слава, витавшая над кланом Борджиа и самой Лукрецией, пугала немногих — в ее доме бывали великий итальянский живописец эпохи Ренессанса Лоренцо Лотто (кстати, создавший прекрасный портрет хозяйки), известные поэты того времени Никколо де Корреджо и Пьетро Бембо. А один из них — Лудовико Ариосто — в «Неистовом Роланде» посвятил Лукреции хвалебную октаву.

Между тем клан Борджиа шел к своему закату. В 1503 году жертвой своего коварства пал Александр VI. Всего на год пережила своего мужа мать Лукреции, графиня Кастильская (для получения этого титула ей пришлось вступить в фиктивный брак с комендантом Ватиканского дворца). Со смертью всесильного Папы померкла и звезда Чезаре — родственники ограбленных княжеских семей восстали и с помощью оружия вернули себе законные владения, лишив наследника Александра VI всего нажитого ценой крови. Брак Чезаре с Шарлоттой Наваррской, родственницей французского короля, не спас положения — по свидетельствам того времени, Чезаре вел довольно жалкое существование, он даже вынужден был пойти на королевскую службу, где и был убит в очередной межклановой разборке — даты разнятся: либо в 1507-м году, либо в 1513-м... Лукреция, по свидетельству современников, приняла эти известия равнодушно. За несколько лет до кончины она вдруг стала очень набожной, вступила в ассоциацию мирян при Ордене Святого Франциска. Она окончательно перестала принимать гостей, вместо роскошных нарядов носила искупительную власяницу. И едва ли не сутками пропадала в городском храме — возможно, предчувствовала скорую смерть.

Весной 1519 года она почти не вставала с постели: очередная беременность иссушила последние ее силы. Врачи решили вызвать досрочные роды, но у роженицы внезапно начались произвольные схватки и на свет появилась недоношенная девочка, умершая в тот же день. Из-за родильной горячки не удалось спасти и мать: 24 июня 1519 года Лукреция Борджиа умерла в возрасте 39 лет.

Отпевал усопшую последний любовник Лукреции — кардинал, живший при дворе ее мужа герцога Альфонсо д"Эсте.

На ее могильной плите высекли такие слова: «Здесь покоится Лукреция Борджиа, дочь, жена и невестка Папы Александра VI».

Послесловие

Если учесть все вышеизложенное, может показаться странным тот факт, что власти расположенного на севере Италии городка Феррара, где Лукреция Борджиа провела оставшиеся годы жизни и где находится место ее упокоения, каждый год 5 февраля устраивают в ее честь торжества, сопровождаемые красочными представлениями, карнавальным шествием и танцами. Помимо этого, осенью прошлого года в римском Палаццо Росполи открылась выставка, на которую фонды 54 музеев представили 234 экспоната, посвященные династии Борджиа. Организаторы действа признавали, что история этого семейства связана с различными заговорами, убийствами и инцестом, но при всем этом сама Лукреция, по их мнению, должна быть реабилитирована. И произойти это, по их мнению, может на том простом основании, что она никого не травила и, скорее всего, не состояла в кровосмесительных связях со своими ближайшими родственниками. Версий, призванных возвратить прекрасной итальянке доброе имя, было выдвинуто несколько. По одной из них, Лукрецию — в отместку за обвинение в супружеской несостоятельности — оклеветал ее бывший муж Джованни Сфорца, повсюду твердивший, будто Римский Папа потому расторг брак своей красавицы дочери, что намерен был оставить ее для себя. После чего слухи об этом пошли гулять по свету, обрастая немыслимыми подробностями. По другой — утверждалось, что у Лукреции было несколько неудачных беременностей, и она вообще осталась бездетной...

Так это или иначе, но даже сейчас, по прошествии пяти веков, вряд ли кто-то станет спорить с тем, что Лукреция, несомненно, была частью и орудием политических интриг Папы Александра VI и дворцовых перестановок, которыми «увлекался» ее брат Чезаре, распространивший влияние семьи Борджиа на всю Италию. Подлинных же документальных свидетельств, способных пролить свет на эту историю, осталось не очень много. И тем не менее жители Феррары не оставляют надежду на то, что в один прекрасный день им все-таки удастся доказать миру, что прекрасная Лукреция стала жертвой наветов, зависти, а также непомерного честолюбия и нечеловеческой гордыни собственных отца и брата.

Георгий Елин

В поисках истины
История убеждает, что в деятельности каждого правителя существуют свои сильные и слабые стороны, просто у кого-то их больше, а у кого-то — меньше. С кланом Борджиа вроде бы давно все ясно: на протяжении нескольких лет это семейство, погрязшее в преступлениях, беззастенчиво расхищало казну и позволяло себе то, что непозволительно в принципе. И тем не менее современного читателя, возможно, озадачит вопрос — почему Лукреция Борджиа не считала нужным скрывать скандальную связь с отцом и братьями? Почему католическая церковь закрывала глаза на тот факт, что Римский Папа официально признал очередного рожденного Лукрецией мальчика (своего внука) своим сыном? А главное — как со всеми этими реалиями жила Италия?

Так вот, на самом деле и народ — не молчал, и праведники — негодовали. Например, Савонарола, неистовый флорентийский проповедник, неустанно призывал итальянцев к реформе нравов, а католическую церковь — к самоочищению. С ним дело обстояло следующим образом. Вначале Александр VI не имел никаких причин ненавидеть Савонаролу, но начиная с 1495 года Папе стали приходить письма из Флоренции и Милана, обличающие монаха: что-де настоятель собора св. Марка раздувает ненависть не только к семейству Медичи — королевскому дому Франции, — но и к самому папскому престолу. Борджиа-старшего охватил гнев: о его скандальных похождениях опять стали много говорить по случаю предстоящего появления у него очередного, шестого или седьмого по счету, отпрыска, Савонарола же — не уставал призывать к жизни чистой и добродетельной. И 21 июля 1495 года Папа Римский Александр VI послал Савонароле хитрое письмо: «Любезный сын, спасение тебе и апостольское благословение! Мы слышали, что среди всех, кто трудится в винограднике Божием, ты отличаешься особенной ревностию. Этим мы чрезвычайно довольны и возносим за это хвалу Всемогущему Богу. Слышали также, что ты утверждаешь, будто все, тобой предсказываемое о будущем, исходит не от тебя, а от Бога. Мы желаем, поэтому... поговорить с тобой о том лично, чтобы, узнавая через тебя, чего хочет Господь, мы могли исполнять волю Его. А посему, в силу святого послушания, убеждаем тебя по возможности скорее прийти к нам. Ты найдешь у нас встречу любовную и милостивую». Савонарола, премного наслышанный о нравах клана Борджиа, сказался больным и в Ватикан благоразумно не поехал. И тем не менее уберечь себя не смог... Когда убили герцога Джованни, все открыто говорили, что это — дело рук его брата Чезаре. Казалось, это неслыханное преступление тронуло наконец-то сердце отца — вроде бы Александр VI в первый и едва ли не единственный раз в жизни начал раскаиваться в своих бесчисленных прегрешениях и даже назначил комиссию из шести кардиналов «для расследования убийства и реформы церкви, чтобы избавить ее от скверны». Заодно этой же комиссии было поручено расследовать и дело Савонаролы, который в своих проповедях будто бы насмехался над постигшим Папу отцовским горем. На самом же деле Савонарола написал тогда свои обличительные «Письма к государям», одно из которых попало к Борджиа, и у семьи наконец-то появился конкретный «компромат» на дерзкого монаха. Истинного убийцу комиссия так и не нашла, но вот с главным врагом поквитались — Савонарола был арестован, подвергнут жестоким пыткам и 23 мая 1498 года публично сожжен на флорентийской площади Синьории.

02.10.2014 0 31468

Средневековье не зря называют мрачным. Яркой иллюстрацией к нравам той эпохи может стать история связи папы римского Александра VI (Родриго Борджиа) и его любовницы Розы Ванноццы деи Каттанеи.

Может ли глава католической церкви иметь любовницу? Вопрос кажется странным, ведь католические священники, как известно, принимают целибат - обет безбрачия. Но Средневековье на то и именуется мрачным, что в XV-XVI веках даже папа римский не скрывал ни от кого своего истинного облика. Народ был запуган: никто бы не посмел подать голос против столь высокопоставленного лица, что бы тот ни вытворял.

Прирожденный развратник

При рождении будущему папе дали имя Родриго Борджиа. Он появился на свет в 1431 году в Испании. Склонность к разврату он унаследовал от матери. Его мать была настолько охоча до мужчин, что супруг не признал новорожденного младенца своим сыном. Так мальчик получил фамилию матери. Под этим именем он и снискал высокую должность и дурную славу.

С младых ногтей красивый юноша пользовался необычайным успехом у женщин. В его постели оказывались самые разные любовницы - и молодые, и старые, и богатые, и бедные, и знатные, и простолюдинки.

Он мечтал о профессии юриста. Но судьба подарила ему гораздо более лучезарные перспективы. Перспективного племянника призвал к себе в Рим его дядя - папа римский Каликст III. Юноша с радостью отправился в столицу Италии. Глава католической церкви обогрел любимого племянника и, так сказать, приобщил его к делу.

С чем был связан столь теплый прием? Одни утверждают: церковник нуждался в преданном человеке, руками которого можно было бы вершить самые темные дела. Например, подсыпать смертоносный яд врагам. Что Родриго и делал - успешно и неоднократно. Другие говорят: любовь дяди к красивому брюнету-племяннику была чувством отнюдь не платонического свойства. Скорей всего, обе версии правильны, ибо история знала мало людей, более страшных и развратных, чем Родриго Борджиа.

Настоящая любовь

Свои отравительские способности он проявлял не только для «нужд» дяди. Борджиа влюбился в красивую жительницу Валенсии по имени Елена. Та, хоть внешне и была сказочно хороша собой, душой оказалась отнюдь не прекрасна. В свое время она отравила собственного мужа. Насквозь порочного Родриго, естественно, ничья дурная репутация смутить не могла. Любвеобильный красавец не помнил лиц и имен многих женщин, с которыми ему приходилось делить ложе...

Он преспокойно крутил роман с убийцей. Связь с Еленой прервалась, потому что Борджиа положил глаз
на юную и прекрасную Розу - дочь Елены. О возрасте, в котором она познакомилась с Родриго, историки спорят. Но, в любом случае, ей исполнилось от пятнадцати (по тем временам вполне себе возраст любви) до двадцати лет. Она была моложе любовника на одиннадцать лет.

Тихая кареглазая Роза с вьющимися волосами и нежным взглядом только внешне походила на кроткую овечку.

Она была умна, коварна и мстительна. Оказавшись в объятиях ненасытного Родриго, она попросила любовника осуществить ее давнюю мечту - убить мать, которой Роза не могла простить смерть отца. Умертвлять людей Борджиа было не впервой. Он с радостью согласился помочь любимой. Родриго во время совместного ужина подсыпал яд в кушанье опостылевшей любовницы. К утру Елена, внезапно почувствовавшая себя очень плохо, скончалась.

Как ни странно, Родриго, менявший женщин как перчатки, прикипел сердцем к прекрасной Розе. Бог знает, почему. Но, покидая объятия той или иной итальянской красавицы, он всегда возвращался к Розе. Та не была ревнива. Она знала: Борджиа ее не покинет.

Шли годы. Скончался папа Каликст III. Перед смертью он успел подарить возлюбленному племяннику должность кардинала. Так Родриго Борджиа стал приближенным лицом пап. А их за время пребывания его на кардинальском посту сменилось пять. И для каждого этот духовник был самым что ни на есть близким человеком. Возможно, благодаря пикантному обстоятельству: кардинал выполнял самые деликатные поручения глав католической церкви.

Конечно, его «начальники» отлично знали о чудовищных оргиях, в которых практически еженощно участвовал порочный кардинал. О том, что не было куртизанки, которая не побывала бы в его постели. Но на это закрывали глаза. Почему? Во-первых, в тогдашней Италии не существовало духовного лица, не состоявшего с кем-нибудь в сексуальной связи. На целибат все плевали: нравы были распущенней некуда. Во-вторых, трудно себе представить человека, более удобного церковной власти, чем Родриго Борджиа.

А планы честолюбивого уроженца Испании шли все дальше. И он был готов ждать. Терпение его не подвело. В 1492-м он стал папой римским Александром VI.

Ответственный отец

А что Роза? Ее Борджиа уже давно поселил в роскошном дворце в Венеции. Приставил к ней целый штат слуг. Прекрасная итальянка преспокойно рожала детей от священника. Их было уже четверо: Джованни, Чезаре, Лукреция и Джоффре.

Нравы того времени пали так низко, что Борджиа, ни будучи кардиналом, ни в должности папы, и не думал скрывать то, что у него есть внебрачные дети. До встречи с Розой у него их было уже трое...

Новоявленный папа ощущал своеобразную ответственность перед Розой и детьми. Он не оставлял их никогда: содержал и даже воспитывал потомство. Более того, о судьбе Розы он также заботился. Борджиа с завидным постоянством выдавал ее замуж, чтобы покрыть грех. При этом дети ее от папы носили фамилию Борджиа! Вот такие нравы. Видимо, главу церкви обидел поступок отца, который отказался дать ему свою фамилию...

Сколько лет продолжалась связь духовного лица с Розой, в точности не известно. В любом случае, не меньше двенадцати, ибо с 1474 по 1486 год он выдал Ванноцци замуж целых четыре раза! Всем законным спутникам ее жизни священник, понятное дело, отваливал немалые суммы за покрытие греха... Смертность была высока: супруги Розы умирали часто. И виной тому стал вовсе не многократно и успешно испытанный кардинальский яд. Пылкая Ванноцци родила еще двух сыновей - на этот раз от законных мужей...

Постепенно любовь священника к итальянской красавице сошла на нет. На место постаревшей Розы пришли более молодые и красивые. Но бывшие любовники остались в самых теплых отношениях.

Странное чувство ответственности папы перед детьми от Розы заставило его даже дать им неплохое образование. Более того, в 1481 году Родриго объявил их своими... племянниками. Подобный высокий статус позволял потомкам Борджиа преспокойно делать карьеру, официально числясь в родственниках главы церкви. Конечно, вся Италия знала об истинном происхождении юных Борджиа. Но папа плевал на общественное мнение.

Отеческая любовь его росла день ото дня. Когда дети подросли, Александр VI забрал их от матери. Роза, которая целиком зависела от милостей папы, никак не могла воспротивиться его воле.

Детей Александр VI воспитал под стать себе. Когда его дочь Лукреция подросла, он увидел, что она превращается в еще более прелестную девушку, чем ее мать Роза в том же возрасте. И папа не сдержался: он вступил с дочерью с кровосмесительную связь.

Вскоре по тому же пути последовали и старшие братья. Любовь сестры, которая никогда и никому не отказывала, они не смогли поделить. Люди Чезаре зарезали Джованни. Горю папы не было края. Утешался он только в объятиях Лукреции... Через несколько лет убили и Чезаре...

Розу же окончательно «удалили от дел». Она жила вдали от детей и воспитывала сыновей, которых родила не от Борджиа. Постепенно она превратилась в матрону - на вид почтенную и весьма набожную. Ванноцци пребывала в постоянной обиде на собственных детей. Особенно на Лукрецию, которая не пригласила ее ни на одну из своих свадеб. Да, Александр VI строил с дочерью отношения по тому же принципу, что и с матерью: выдавал ее замуж, чтобы покрыть грех.

Рим в годы «царствования» Александра VI превратился в настоящее вместилище разврата. Оргиями дирижировали папа и Лукреция, которая прямо-таки царила в папском дворце, отдавая приказы кардиналам. Конец празднику положило отравление папы в 1503 году: он случайно сам выпил яд, который приготовил для своего врага.

Роза ушла из этого мира в 1518 году. Расцвет страшной династии закончился в 1519 году со смертью последнего чудовища - тридцатидевятилетней Лукреции Борджиа.

Мария КОНЮКОВА

Сериал "Борджиа", актеры которого заслужили высокие оценки от зрителей и критиков, снимался с 2011 по 2013 годы. Это совместный проект канадских, венгерских и ирландских деятелей кино. Его премьера одновременно состоялась в США и Канаде. Двухчасовой пилотный эпизод в Канаде стал самым зрелищным сериалом в истории телеканала BRAVO!, на котором он транслировался.

Сюжет картины

Актеры в сериале "Борджиа" создали узнаваемые образы как вымышленных персонажей, так и реальных исторических деятелей, живших в XVII веке. В центре повествования - влиятельное семейство Борджиа. В эпоху Возрождения оно достигает в Италии максимального величия и славы.

При этом в самом Риме Борджиа практически никто не любит. Изначально это итальянская семья с испанскими корнями. В Италии многие их считают чужаками, к тому же у них множество врагов. Но после того как умирает римский папа Иннокентий VIII, Борджиа с помощью взяток и дворцовых интриг сумели занять папский престол. Главой римской католической церкви становится Родриго Борджиа, который берет себе имя Александра VI.

Его главный оппонент.ю кардинал Джулиано делла Ровере, в то время странствует по Италии и Франции в поисках союзников, чтобы объединиться против семейства Борджиа. И в конце концов свергнуть его с папского престола.

Кардиналу Джулиано удается уговорить присоединиться к этому заговору французского короля Карла VIII. Тот соглашается принять участие в свержении римского папы в обмен на звание короля Неаполя. Французская армия выступает из Парижа и движется в Рим. От предстоящей встречи папы с французским монархом многое зависит.

Исполнитель роли Александра VI

Среди актеров сериала "Борджиа" необходимо в первую очередь выделить англичанина Айронса. Он как раз играет новоиспеченного папу Римского.

Его исторический прототип продержался на папском престоле почти 11 лет. За это время ему удалось значительно расширить границы Папской области. При нем она стала централизованным государством. Александр VI был консерватором, прежде всего, заботился об искоренении ереси. Много внимания уделял защите светских интересов папства, преференциям, которые можно было предоставить собственным родственникам.

Джереми Айронс в большом кино дебютировал еще в 1981 году в мелодраме Карела Рейша "Женщина французского лейтенанта". Он один из самых известных и титулованных актеров, задействованных в этом сериале. В 1991 году он стал обладателем премии "Оскар" в номинации "Лучшая мужская роль". Джереми Айронс сыграл Клауса фон Бюлова в драме Барбе Шредера "Изнанка судьбы". За эту же роль он получил и "Золотой глобус".

Франсуа Арно

В сериале "Борджиа" играет Чезаре Борджиа. Это влиятельный политический Именно при нем была предпринята попытка объединить Италию под эгидой папского престола, который в то время занимал его отец Александр VI. У Чезаре Борджиа была славная карьера. Его жизнь оборвалась через 4 года после смерти отца. Чезаре был убит в бою.

Актер в сериале "Борджиа", исполнивший эту роль, - Франсуа Арно. По национальности он канадец, но при этом имеет французские корни. Популярность к нему пришла после одной из главных ролей в биографической драме "Я убил свою маму".

Большинство остальных его ролей, за исключением работы в сериале The Borgias, остались практически неизвестны отечественному зрителю.

Холлидей Грейнджер

Англичанка Холлидей Грейнджер в сериале "Борджиа" с 1 сезона. Она играет Лукрецию Борджиа. Это незаконнорожденная дочь папы Римского Александра VI от связи с любовницей Ванноцци деи Каттанеи. Лукреция была сестрой Чезаре. Она трижды была замужем, стала матерью более чем десяти детей.

Сыгравшая ее Холлидей Грейнджер работает на английском телевидении с 1994 года. До роли в этом сериале она отметилась в британской многосерийной драме Робина Шепперда "Спаркхаус", мелодраме Кэри Фукунага "Джэйн Эйр", драме Деклана Доннеллана и Ника Орморда "Милый друг", мелодраме Джо Райта "Анна Каренина", где исполнила роль баронессы.

За роль Лукреции Борджиа была номинирована на премию "Золотая нимфа" на телефестивале в Монте-Карло.

Джоан Уолли

Еще одна британская актриса в сериале "Борджиа" с 1 сезона играет Ванноцци деи Каттанеи. Ту самую любовницу папы Римского, мать Лукреции Борджиа.

Есть верить историкам, с главой католической церкви их связывали долгие отношения, они были вместе около 15 лет. Ванноцци родила ему четверых детей, которых он признал и считал своей настоящей семьей. Помимо Лукреции и Чезаре, это были еще Джованни и Джоффре.

Правда, кто был отцом последнего ребенка, Джоффре, до сих пор доподлинно неизвестно. Возможно, из-за того, что Ванноцци изменила Александру VI, они и расстались.

Исполнившая ее роль Джоан Уолли в кино дебютировала в 1982 году в музыкальном фильме "Стена". Ей досталась роль одной из поклонниц легендарной группы Pink Floyd. Также она сыграла в биографической драме Агнешки Холланд "Убить священника", мелодраме Джона Эрмана "Скарлетт", документальной драме Коки Гедройц "Королева-девственница".

Лотта Вербек

Нидерландская актриса Лотта Вербек играет в сериале "Борджиа" (2011-2013, Венгрия, Ирландия, Канада) Это еще одна любовница папы Римского Александра VI. Борджиа даже на папском престоле отличался весьма развратным нравом. Именно внебрачная связь Джулии с понтификом весьма способствовала возвеличиванию и богатству ее семьи.

15-летнюю Джулию Александр VI предпочел уже постаревшей Ванноцци, к тому же та ему, по слухам, изменяла. То, что Фарнезе к тому времени была замужем, папу Римского нисколько не смутило. Вскоре у нее родилась дочь Лаура, но кто был ее отцом, так доподлинно неизвестно. Хотя сама Джулия всегда уверяла, что ребенок от понтифика. Но, вероятно, это делалось, чтобы повысить свой статус и положение в обществе.

Сыграла ее голландка Лотта Вербек. Для нее это стало первой заметной ролью в мировом кинематографе. После этого сериала Вербек уже отметилась работами в триллере Майка Фиггиса "На грани сомнения", драматическом сериале Рональда Мура "Чужестранка", приключенческом боевике Брека Айснера "Последний охотник на ведьм".

Дэвид Оукс

Дэвид Оукс играет в сериале Джованни Борджиа, еще одного сына Александра VI. В конце XV века возглавил войско Папы в войне против враждебных кланов, в первую очередь против семейства Орсини. Но при этом в стратегии и тактике понимал мало. Попытка штурмовать замок Орсини оказалась неудачной.

В 1497 году его убили в Риме.

Актер Дэвид Оукс - англичанин по национальности. Роль Джованни - самая известная в его карьере. Зрители могут его вспомнить также по телесериалам "Столпы Земли", "Улица потрошителя", "Белая королева", Живые и мертвые", "Виктория".

Шон Харрис

Шон Харрис в сериале играет Микелетто Корелью. Это знаменитый в то время профессиональный убийца, испанец по национальности. Известность он заработал, находясь на службе у Чезаре Борджиа и устраняя неугодных ему людей.

Сам Шон Харрис англичанин. Известно, что образование он получил в лондонском драматическом центре, строго придерживается системы Станиславского.

Его первой заметной ролью стала работа в исторической комедии Майкла Уинтерботтома "Круглосуточные тусовщики". Также он сыграл в психологическом триллере Марка Эванса "Травма", криминальной драме Дэниела Барбера "Гарри Браун", детективном фильме ужасов "Избави нас от лукавого", трагедии Джастина Курзеля "Макбет", драме Сюзанны Бир "Серена".

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: