Лев Николаевич Толстой. Рассказы для детей

План

  1. История создания
  2. О чем данное стихотворение?
  3. Главная идея стихотворения
  4. Способ стихосложения

История создания

Анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» следует начинать с произошедших исторических событий, которые привели Лермонтова к написанию данного произведения. В январе 1837 года умирает Александр Сергеевич Пушкин. Весть о смерти такого талантливого человека, как Пушкин в его расцвете сил очень сильно потрясла Михаила Юрьевича. Трагическая кончина при довольно нелепых обстоятельствах не давала Лермонтову покоя. В порыве отчаяния и жажды справедливости автор пишет стихотворение «Смерть поэта». Бытует мнение, что в данном произведении Лермонтов выражает свое несогласие с политикой государства и многих высокопоставленных чиновников, оправдывающих поведение убийцы А.С. Пушкина.

Данное произведение было написано в таком приемлемом для русского человека жанре, что сразу стало любимым и известным среди широкого круга читателей. Произведение переписывали, цитировали и заучивали наизусть. Несмотря на то, стихотворение посвящается гибели конкретного человека, судьба которого оборвалась трагическим образом, поэт вкладывает в свое творение и вечный вопрос противостояния добра и зла, темных и светлых сил. В произведении «Смерть поэта» жизненный путь Пушкина представляется как многочисленные судьбы миллионов талантливых людей, ушедших из жизни очень рано.

О чем данное стихотворение?

Стихотворение «Смерть поэта» описывает не справедливую и раннюю гибель молодого и талантливого автора. Условно все стихотворение можно разделить на две половины. В первой половине идет полное описание трагической кончины А.С. Пушкина в 1837 году. Если внимательно вчитаться в написанные строки становится явным несогласие Лермонтова с позицией высшего общества, не раз критиковавшего и насмехавшегося над Пушкиным. В данном произведении Лермонтов осуждает надменное отношение высшего общества к талантливому поэту.

Вторая половина произведения написана как насмешка над виновниками в смерти поэта. Недаром высмеивающих творчество Пушкина Лермонтов называет «надменными потомками» прославленных отцов. Поэт выражается против стоящего в обществе мнения и говорит о Суде Божьим, который нельзя купить. К тому же в своем творении поэт говорит об обязательном наказании, ожидающем виновника в смерти Пушкина.

Жанр

Анализируя стиха «Смерть поэта» Лермонтова можно без сомнения разглядеть в его строках не только трагичность, но и моменты сатиры. И действительно лирическое произведение выдержано в жанре совмещающим элегию и сатиру. Драматичность происходящих событий, связанных с гибелью Пушкина, в полной мере раскрывается в первой части стихотворения. Элементы сатиры и даже сарказма присутствуют в последних 16 строках произведения. Такое редкое совмещение двух противоположных по значению элементов жизненного уклада, как элегия и сатира, наилучшим образом отражают состояние внутреннего мира Лермонтова. Трагичность, связанная с гибелью Пушкина, как великого таланта России, сменяется призрачным отношением к мнению общественности, не стоящей частицы погибшего человека.

Главная идея стихотворения

Идейный смысл бессмертного произведения Лермонтова «Смерть поэта» заключается в протесте автора сложившейся общественной позиции, покрывающей преступника и безразличной к утрате литературного гения. Гибель Пушкина, как противника застоялым взглядам богатого общества, Лермонтов соединяет с восстанием против устаревших взглядов на миропонимание и происхождение человека.

В своем творении «Смерть поэта» Лермонтов темой и движущей силой общества считает богатые устои приближенных к государю лиц. Восставшего против такого неправильного понимания мира Пушкина общество игнорировало и избегало. Постигшее одиночество и нелепая смерть талантливого человека поджигает внутренний огонь противостояния и защиты в душе молодого Лермонтова. Михаил Юрьевич понимает, что противостоять одному против целого общественного уклада довольно сложно, но Пушкин осмелился и не убоялся гнева высокопоставленных чинов. Этим стихотворением Лермонтов показывает виновность общества в смерти поэта.

Способ стихосложения

Несмотря на трагичность и сарказм, преобладающие в произведении, Лермонтов использует многочисленные приемы стихосложения. В произведении четко видны сравнения: «Угас, как светоч», «Увял торжественный венок». Жизнь Пушкина автор стихотворения связывает со свечой, освещающей путь, но угасшей слишком рано. Вторая половина стихотворения насыщена антитезами между светом поэта и тьмой общества. Применение эпитетов: «пустое сердце», «миг кровавый» и метафор: «жалкий лепет оправданья», «на ловлю счастья и чинов заброшен» добавляет произведению дополнительную художественную выразительность.

После прочтения данного произведения в душе остается отзыв смерти поэта и противостояние неправильной гибели таланта.

Самые популярные материалы июля для 9 класса.

Выстрел, прозвучавший 27 января 1837 г. на Чёрной речке громким эхом отозвался по всей России. Убит величайший поэт России. Родившееся немедленно после смерти Пушкина стихотворение Лермонтова «На смерть поэта», стало обличением и непосредственного убийцы, и всего светского общества, способствовашего такому развитию событий. Гибель поэта глубоко потрясла Лермонтова, ведь буквально в эти дни он собирался лично встретиться и ближе познакомиться с великим поэтом.

Стихотворение нашло горячий отклик в сердцах людей, оно переписывалось, расходилось в сотнях списков. Такая реакция встревожила царя, последовала незамедлительная высылка Лермонтова на Кавказ, были наказаны многие из тех, кто популяризировал эти стихи.

Тема конфликта

В порыве отчаянного негодования родилось это произведение. Здесь была написана вся правда об истинных причинах гибели Пушкина, та, которую боялись, опасались сказать вслух и его близкие -Дантес лишь инструмент в руках хитрого и могущественного мастера. По всему стихотворению красной нитью проходит тема конфликта поэта и общества. Как фамусовское общество отторгает Чацкого с его правдолюбием, отрицанием лести и низкопоклонства, так и высший свет отрицает Пушкина. Вынужденный жить по законам ненавистного ему общества, поэт одинок. В этом мире, которому он чужд, его ждёт смерть.

Ссора Пушкина и Дантеса, дуэль и смерть поэта - закономерный итог его жизни в обществе. В нескольких кратких фразах даёт автор чёткую характеристику участникам драмы. Всего пара фраз и мы видим перед собой образ Дантеса, пустого и хладнокровного убийцу. Действительно, «не мог понять... на что он руку поднимал». Это так. И не понимал до конца своей жизни. По воспоминаниям современников, до конца жизни Дантес представлялся многим русским гостям Франции как «тот самый Дантес, который убил вашего Пушкина». Большинство людей с возрастом мудреет, у этого же человека процесс шёл, видимо, в прямо противоположном направлении.

Несколько строк, в которых обращается Лермонтов к тем, кто распускал грязные сплетни о его жене, за спиной поэта раздувал назревавший конфликт, а теперь лицемерно поют ему хвалы, полны негодования и презренья. Нисколько не смущаясь, грозит он им грозным судом и неминуемым наказанием. Удивление и недоумение сквозит в строках, касающихся Дантеса. Как, почему русские дворяне, цвет общества, смогли стать на сторону иностранца, который особо и не скрывал своего презрения ко всему русскому, к нравам, культуре.

Структура произведения

Начало стихотворения изложено четырёхстопным ямбом. Далее оно переходит на свободный 4-6-стопный ямб, характерный для лирики Лермонтова. Построение можно назвать сложным и простым одновременно. Здесь присутствуют стилистически завершённые по форме фрагменты, подчинённые одной общей идее. Можно без труда выделить три самостоятельные части.

Гибель поэта, как закономерный итог конфликта со светом - это первая часть. Вторая часть несколько отличается. Главная тема элегия, скорбь о раннем уходе гения. Здесь чувствуется личная боль и любовь автора, наиболее отчётливо отображается образ Пушкина. И, наконец, третья часть, последние шестнадцать яростных строчек, призывающих к отмщенью.

Главная идея стихотворения - протест автора против позиции общества, ставшего на сторону преступника, равнодушной к потере гения. Восстание против устаревших пониманий на положение всех людей в обществе автор соединяет с гибелью Пушкина, как противника этих взглядов высшего общества.

29 января 1837 года скончался Пушкин. Известие о его гибели потрясло Лермонтова, и на сле­дующий же день он написал стихотворение «На смерть поэта», а через неделю - заключительные 16 строк этого стихотворения, которое сразу сделало его известным, переписывалось и заучива­лось наизусть. Жанр - лирическое стихотворение, соединяющее черты элегии (первая часть) и сатиры (последние 16 строк).

Стихотворение «Смерть поэта» написано под непосредственным впечатлением от смерти Пуш­кина. Но хотя речь идет о трагической судьбе конкретного человека, Лермонтов трактует про­исшедшее как проявление вечной борьбы добра, света со злом и жестокостью. Таким образом, судьба Пушкина осмысляется как судьба поэта вообще. Основные темы стихотворения - кон­фликт поэта и толпы, божественный дар и обреченность на гибель. Стоит обратить внимание на неоднозначность словосочетания «невольник чести». Обычно в связи с ним говорят о биографи­ческих подробностях смерти Пушкина, но в лермонтовском понимании, видимо, речь идет не столько о светской чести, сколько о чести поэта, не способного изменить своей правде, своему данному свыше дару.

Композиция . В первой строфе изображен романтический образ Поэта. Ключевое слово второй строфы - «убийца». Его образ совершенно лишен романтической приподнятости. Он не против­ник, не неприятель, не дуэлянт, он - именно убийца. В связи с этим смерть Поэта мыслится как провидение, как «перст Судьбы»: у убийцы «пустое сердце», он заброшен к нам «по воле рока», это не столько конкретное лицо, сколько исполнитель «приговора судьбы».

Следующая часть стихотворения (23 строки) - элегия, наполненная отсылками к пушкинским произведениям. «Сраженный, как и он, безжалостной рукой» - аналогия с Ленским; «Зачем от мирных нег...» - перекличка с пушкинским «Андреем Шенье». Вторая часть наполнена ан­титезами, иллюстрирующими невозможность понимания между поэтом и «светом», толпой. В первой части автор взывал к толпе, теперь обращается к поэту. Конец пятой строфы переклика­ется с первой: «жажда мести» - «жажда мщенья», «оклеветанный молвой» - «коварный шепот насмешливых невежд», «угас светоч» - «приют певца угрюм...».

В заключительной части стихотворения (последние 16 строк) Лермонтов открыто называет истинных виновников гибели Пушкина. Его погубили «надменные потомки известной подлостью прославленных отцов».

Стихотворение «Смерть поэта» относится ко второму периоду творчества поэта и датируется 1837 годом. Считается, что Михаил Лермонтов в это время автор стал наиболее остро чувствовать реалии окружающей его действительности. Стихотворение стало откликом Михаила Юрьевича на трагическую гибель Пушкина.

В произведении показаны не только личные чувства автора, но и отношение к той утрате, которую понесла Россия, после смерти Пушкина. Раздумывая над причинами гибели Пушкина, Лермонтов показывает яркую картину общественной травли, клеветы, на которую шли враги. Поэт стал жертвой клеветы, затрагивающей его достоинство - враги добились своей цели.

Погиб Поэт! - невольник чести -
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..

Несмотря на смерть Пушкина, противостояние поэта (как образного явления) и подлой толпы не прекратилось. Толпа в этом стихотворении - орудие судьбы, в которой отсутствует разумное начало. Но Бог все видит и слышит, он будет судить виновных справедливо. Его нельзя подкупить золотом, деньгами, как наш земной суд, который находится во власти богачей.

Но есть и божий суд, наперсники - разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперед.
Божья кара будет для них вечной, так как невинную смерть
никогда не искупишь.
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!

Но, пока божий суд не свершился, Лермонтов беспощаден к Дантесу: убийце Пушкина. Он называет его хладнокровным убийцей, человеком, который презирает саму Россию и ее жителей.

Чтобы увеличить эстетическое воздействие на читателя, подчеркнуть выразительность языка, автор использует изобразительные средства: тропы.

Для того, чтобы лучше передать, как и из-за чего погиб поэт, как к нему относились люди знати, как после его смерти они поняли, что потеряли, а, также, чтобы показать, каким был Александр Сергеевич, Лермонтов использует очень много эпитетов: «оклеванный молвой», «мелочных обид», «пустых похвал ненужный хор и жалкий лепет оправданья», «свободный, смелый дар», «дивный гений», «торжественный венок»). Также употребляются метафоры для того, чтобы представить происходящее перед нами в более яркой форме: «невольник чести», «мир кровавый» и др., а также перифразы: «взят могилой», «на устах его печаль»; сравнения:

И он убит - и взят могилой, как тот певец,
неведомый, но милый…
…Сраженный, как и он, безжалостной рукой.;

Гиперболы:

…Пятою рабскою поправшие обломки.

…Пал, оклеветанный молвой…
Поникнув гордой головой

То на предпоследний:

Погиб Поэт! - невольник чести…
С свинцом в груди и жаждой мести…

«Смерть поэта» - это не просто стихотворение, а речь тех, кто был не согласен со складывающимся положением дел, новый образец политики, лирики, бьющей точно в цель.

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой (1828–1910) очень любил детей, а еще больше он любил с ними разговаривать.

Он знал много басен, сказок, рассказов и историй, которые увлеченно рассказывал детям. Его с интересом слушали как родные внуки, так и крестьянские дети.

Открыв в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, Лев Николаевич сам преподавал в ней.

Он написал учебник для самых маленьких и назвал ее "Азбука". Труд автора, состоящий из четырех томов, был "красив, короток, прост и, главное, ясен" для понимания детям.


Лев и мышь

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала:

Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю.

Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.

Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала:

Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, - бывает и от мыши добро.

Как меня в лесу застала гроза

Когда я был маленький, меня послали в лес за грибами.

Я дошел до лесу, набрал грибов и хотел идти домой. Вдруг стало темно, пошел дождь и загремело.

Я испугался и сел под большой дуб. Блеснула молния такая светлая, что мне глазам больно стало, и я зажмурился.

Над моей головой что-то затрещало и загремело; потом что-то ударило меня в, голову.

Я упал и лежал до тех пор пока перестал дождь.

Когда я очнулся, по всему лесу капало с деревьев, пели птицы и играло солнышко. Большой дуб сломался, и из пня шел дым. Вокруг меня лежали секретки от дуба.

Платье на мне было все мокрое и липло к телу; на голове была шишка, и было немножко больно.

Я нашел свою шапку, взял грибы и побежал домой.

Дома никого не было, я достал в столе хлеба и влез на печку.

Когда я проснулся, я увидал с печки, что грибы мои изжарили, поставили на стол и уже хотят есть.

Я закричал: "Что вы без меня едите?" Они говорят: "Что ж ты спишь? Иди скорей, ешь".

Воробей и ласточки

Раз я стоял на дворе и смотрел на гнездо ласточек под крышей. Обе ласточки при мне улетели, и гнездо осталось пустое.

В то время, когда они были в отлучке, с крыши слетел воробей, прыгнул на гнездо, оглянулся, взмахнул крылышками и юркнул в гнездо; потом высунул оттуда свою головку и зачирикал.

Скоро после того прилетела к гнезду ласточка. Она сунулась в гнездо, но, как только увидала гостя, запищала, побилась крыльями на месте и улетела.

Воробей сидел и чирикал.

Вдруг прилетел табунок ласточек: все ласточки подлетали к гнезду - как будто для того, чтоб посмотреть на воробья, и опять улетали.

Воробей не робел, поворачивал голову и чирикал.

Ласточки опять подлетали к гнезду, что-то делали и опять улетали.

Ласточки недаром подлетали: они приносили каждая в клювике грязь и понемногу замазывали отверстие гнезда.

Опять улетали и опять прилетали ласточки, и все больше и больше замазывали гнездо, и отверстие становилось все теснее и теснее.

Сначала видна была шея воробья, потом уже одна головка, потом носик, а потом и ничего не стало видно; ласточки совсем замазали его в гнезде, улетели и со свистом стали кружиться вокруг дома.

Два товарища

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь.

Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.

Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется.

Ну что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?

А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

Лгун

Мальчик стерег овец и, будто увидал волка, стал звать:

Помогите, волк! Волк!

Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось – и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать:

Сюда, сюда скорей, волк!

Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, - не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.

Охотник и перепел

Попался перепел в сеть к охотнику и стал просить, чтобы охотник отпустил его.

Ты только отпусти меня, - говорит, - я тебе послужу. Я тебе других перепелов в сеть заманю.

Ну, перепел, - сказал охотник, - и так-то не пустил бы тебя, а теперь и подавно. Сверну голову за то, что своих выдавать хочешь.

Девочка и грибы

Две девочки шли домой с грибами.

Им надо было переходить через железную дорогу.

Они думали, что машина далеко, взлезли на насыпь и пошли через рельсы.

Вдруг зашумела машина. Старшая девочка побежала назад, а меньшая - перебежала через дорогу.

Старшая девочка закричала сестре: «Не ходи назад!»

Но машина была так близко и так громко шумела, что меньшая девочка не расслышала; она подумала, что ей велят бежать назад. Она побежала назад через рельсы, споткнулась, выронила грибы и стала подбирать их.

Машина уже была близко, и машинист свистел что было силы.

Старшая девочка кричала: «Брось грибы!», а маленькая девочка думала, что ей велят собрать грибы, и ползала по дороге.

Машинист не мог удержать машины. Она свистала изо всех сил и наехала на девочку.

Старшая девочка кричала и плакала. Все проезжающие смотрели из окон вагонов, а кондуктор побежал на конец поезда, чтобы видеть, что сделалось с девочкой.

Когда поезд прошел, все увидали, что девочка лежит между рельсами головой вниз и не шевелится.

Потом, когда поезд уже отъехал далеко, девочка подняла голову, вскочила на колени, собрала грибы и побежала к сестре.

Старый дед и внучек

(Басня)

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта.

Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил.

Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке.

Старик только вздохнул и ничего не сказал.

Сидят раз муж с женой дома и смотрят - сынишка их на полу дощечками играет - что-то слаживает.

Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорив: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали.

Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Маленькая мышка

Мышка вышла гулять. Ходила по двору и пришла опять к матери.

Ну, матушка, я двух зверей видела. Один страшный, а другой добрый.

Мать спросила:

Скажи, какие это звери?

Мышка сказала:

Один страшный- ноги у него черные, хохол - красный, глаза на выкоте, а нос крючком.Когда я мимо шла- он открыл пасть, ногу поднял и стал кричать так громко, что я от страха не знала куда уйти.

Это петух, сказала старая мышь,он зла никому не делает, его не бойся. Ну, а другой зверь?

Другой лежал на солнышке и грелся.Шейка у него белая, ножки серые, гладкие.Сам лижет свою белую грудку и хвостиком чуть движет, на меня глядит.

Старая мышь сказала:

Дура, ты дура. Ведь это сам кот.

Два мужика

Ехали два мужика: один в город, другой из города.

Они задели санями друг за друга. Один кричит:

Дай дорогу, мне скорей в город надо.

А другой кричит:

Ты дай дорогу. Мне скорей домой надо.

А третий мужик видел и сказал:

Кому скорей надо - тот осади назад.

Бедняк и богач

В одном доме жили: наверху богач- барин, а внизу- бедный портной.

Портной за работой все пел песни и мешал барину спать.

Барин дал портному мешок денег, чтобы он не пел.

Портной стал богат и все стерег свои деньги, а петь уже не стал.

И стало ему скучно. Он взял деньги и снес их обратно барину и сказал:

Возьми свои деньги назад, а мне уж позволь песни петь. А то на меня напала тоска.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: