Краснознаменный крейсер «Ворошилов. Набег на Констанцу

Серия легких крейсеров типа «Адмирал Нахимов» — состояла из 2 единицы («Червона Украина» (до 1922 г. «Адмирал Нахимов»), «Красный Кавказ» (до 1926 г. «Адмирал Лазарев»). Корабли были заложены на верфи «Руссуд» (завод им. Марти) г. Николаева в 1913 г. и приняты в строй в 1927 и 1932 гг. соответственно. Крейсер «Червона Украина» прошел капитальный ремонт в 1932 г., погиб в 1941 г. Крейсер «Красный Кавказ» прошил капитальный ремонт в 1941-1942 гг. и в 1944-1945 гг., затоплен как мишень в 1952 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 7,4 тыс. т, полное – 8,4 тыс. т; длина – 163 м, ширина – 15,7 м; осадка – 6,6 м; скорость – 29 узл.; энергетические установки — 4 паровых установки и 14/10 паровых котлов; мощность – 55 тыс. л.с.; запас топлива – 1 тыс.т. нефти; дальность плавания – 2,7/1,5 — тыс. миль; экипаж – 830/880 человек. Бронирование: пояс -76 мм; верхний пояс – 25 мм; кормовой траверс –50 мм; палуба — 20 + 20 мм; башни и барбеты – 25 мм; рубка – 15/50 мм. Вооружение «Червона Украина»: 15х1 — 130-мм орудий; 3х2 – 100-мм орудия, 4х1 – 45-мм орудия, 7х1 – 12,7-мм пулеметов, 4х3 – 450-мм торпедных аппарата, 90 мин. Вооружение «Красный Кавказ»: 4х1 — 180-мм орудия; 4х2 – 100-мм орудия, 4х1 – 45-мм орудия, 6х1 – 12,7-мм пулеметов, 2х4 – 7,62-мм пулемета, 4х3 – 450-мм торпедных аппарата, 100 мин.

Легкий крейсер «Красный Крым» типа «Светлана» (до 1927 г. — «Светлана», в 1927-1939 гг. – «Профинтерн») был заложен в 1913 г. на Ревельском заводе «Русско-Балтийского судостроительного и механического акционерного общества» (Балтийский завод) и принят в эксплуатацию в 1928 г. В 1935-1938 гг. корабль прошел ремонт и модернизацию, в 1943-1944 гг. была усилена зенитная артиллерия. Крейсер отправлен на слом в 1957 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 6,7 тыс. т; полное – 8 тыс. т; длина – 154 м; ширина – 15,4 м; осадка – 6,7 м; скорость – 29 узл.; энергетические установки — 4 паровых установки и 13 паровых котлов; мощность – 55 тыс. л.с.; запас топлива – 1 тыс.т. нефти; дальность плавания – 3,3 тыс. миль; экипаж – 850 человек. Бронирование: пояс -76 мм; верхний пояс – 25 мм; кормовой траверс –50 мм; палуба — 20 + 20 мм; башни и барбеты – 25 мм; рубка – 15/50 мм. Вооружение: 15х1 — 130-мм орудий; 3х2 – 100-мм орудия, 4х1 – 45-мм зенитных орудия, 6х1 – 12,7-мм пулеметов, 2х3 – 450-мм торпедных аппарата, 90 мин.

Серия легких крейсеров проекта 26 «Киров» состояла из 2 единиц («Киров», «Ворошилов») и была заложена в 1935 г.: «Киров» — на Ленинградском заводе №189, «Ворошилов» — на Николаевском заводе №198. В основу проекта были положены чертежи крейсера «Eugenio Di Savoia» итальянской фирмы «Ansaldo». Для крейсера «Кирова» была также приобретена энергетическая установка, в дальнейшем она изготавливалась для всей серии кораблей по лицензии. Крейсер «Киров» был принят на службу Балтийского флота в 1938 г. Списан в 1974 г. Крейсер «Ворошилов» был зачислен на Черноморский флот в 1940 г. Списан в 1973 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 7,8 тыс. т; полное – 9,4 тыс. т; длина – 187 м; ширина – 17,7 м; высота – 10,1 м; осадка – 6,2 м; скорость – 35 узл.; энергетические установки — 2 паровых установки и 6 паровых котлов; мощность – 110 тыс. л.с.; запас топлива – 1,3 тыс.т. мазута; дальность плавания – 3,7 — тыс. миль; экипаж – 730 человек. Бронирование: пояс, траверсы, башни, палуба – 50 мм; рубка – 150 – 100 мм. Вооружение: 3х3 — 180-мм орудия; 6х1 – 100-мм орудий; 6х1 – 45-мм зенитных орудий; 4х1 – 12,7-мм зенитных пулемета; 2х3 – 533-мм торпедных аппарата; катапульта и 2 гидросамолета 100 мин.

Серия легких крейсеров проекта 26-бис «Максим Горький» состояла из 4 единиц («Максим Горький», «Молотов», «Калинин», «Каганович») и была заложена в 1936-1937 гг.: крейсер «Максим Горький» на заводе №189 (г. Ленинград), «Молотов» — на заводе №198 (г. Николаев), «Калинин» и «Каганович» — на заводе №199 (г. Комсомольск-на-Амуре). Крейсер «Максим Горький» принят на службу Балтийского флота в 1940 г., списан в 1959 г. «Молотов» зачислен на Черноморский флот в 1941 г., списан в 1972 г. Крейсера «Калинин» и «Каганович» приняты на Тихоокеанский флот в 1942 и 1944 гг., списаны в 1963 и 1960 гг. соответственно. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 8 тыс. т, полное – 9,6 тыс. т; длина – 187 м; ширина – 17,7 м; осадка – 6,3 м; скорость – 35 узл.; энергетические установки — 2 паровых установки и 6 паровых котлов; мощность – 110 тыс. л.с.; запас топлива – 1,7 тыс.т. мазута; дальность плавания – 4,9 тыс. миль; экипаж – 900 человек. Бронирование: пояс, траверсы — 70 мм; палуба – 50 мм; башни – 50 – 70 мм; барбеты – 70 –мм; рубка – 150 – 50 мм. Вооружение: 3х3 — 180-мм орудия; 6х1 – 100-мм орудий или 8х1 – 85-мм орудий, 9х1 – 45-мм зенитных орудий, 10х1 или 21х1 – 37-мм зенитный автомат, 4х1 – 12,7-мм зенитных пулемета, 2х3 – 533-мм торпедных аппарата, катапульта и 2 гидросамолета; 100 мин.

Легкий крейсер «Milwaukee» был построен в США на верфи «Seattle Construction» и принят в эксплуатацию в 1923 г. В 1944 г. в счет репараций с Италии был передан СССР и получил название «Мурманск». В 1949 г. был возвращен США и отправлен на слом. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 7,7 тыс.т; полное – 10,4 тыс. т; длина – 169 м; ширина – 17 м; осадка – 4,1 м; скорость – 29 узл.; энергетические установки — 4 паровых установки и 12 паровых котлов; мощность – 90 тыс. л.с.; запас топлива – 1,8 тыс.т. нефти; дальность плавания – 6,7 — тыс. миль; экипаж – 800 человек. Бронирование: пояс — 76 мм; палуба – 37 мм; траверсы – 37-76 мм; рубка – 31-75 мм. Вооружение: 2х2 и 6х1 — 152-мм орудий; 6х1 – 76-мм орудий, 3х2 – 40-мм зенитных орудия, 12х1 – 20-мм зенитных автоматов, 2х3 – 533-мм торпедных аппарата, 2 катапульты и 2 гидросамолета, 2 бортовых бомбомета, 224 мины.

Крейсер — минный заградитель «Коминтерн»

Крейсер под названием «Кагул» был построен на Николаевском судостроительном заводе и принят в эксплуатацию в 1905. В 1907 г. переименован в «Память Меркурия», а с 1922 г. – в «Коминтерн». В 1930-1931 г. переоборудован в учебный корабль. В 1940-1941 гг. переоборудован в минный заградитель. В 1942 г. после повреждения авиацией затоплен. ТТХ корабля: водоизмещение полное – 7,8 тыс. т; длина – 133 м; ширина – 16,6 м; осадка – 7,2 м; скорость – 12 узл.; энергетические установки — 2 паровых установки и 12 паровых котлов; мощность – 19,5 тыс. л.с.; запас топлива –0,7 тыс.т. угля; дальность плавания – 2,2 — тыс. миль; экипаж – 490 человек. Бронирование: палуба – 37 мм; рубка – 140 мм. Вооружение: 8х1 — 130-мм орудий; 3х1 – 76-мм орудия, 3х1– 45-мм зенитных орудия, 2х1 – 25-мм зенитных автомата, 195 мин.

Командование Черноморского флота опасалось немецкой авиации. Правильно. Немецкая авиация делала с советскими кораблями все, что хотела. Потому что ДО ВОЙНЫ адмирал Октябрьский НЕ ЗАПЛАНИРОВАЛ противовоздушную оборону кораблей в достаточном объеме. Новейшие крейсера («Молотов» и «Ворошилов» типа «Эудженио ди Савойя») имели всего по восемь 100-мм и девять 45-мм зенитных полуавтоматических (темп стрельбы - 12 выстрелов в минуту, «бофорс» калибра 40 мм выпускал за эту же минуту более 60 снарядов) орудий - жалкий мизер! Подобное количество зенитных средств не способно было создать над крейсером достаточный «зонтик» ПВО просто потому, что для уничтожения одного атакующего самолета (по опыту войны) необходимо было в среднем выпустить не менее 600 снарядов (всяких разных). Торпедоносец (или бомбардировщик), атакующий крейсер, находился в зоне действенного огня его зенитных средств не более минуты. За эту минуту вся зенитная артиллерия крейсера могла выпустить лишь 130–140 снарядов - чего было катастрофически недостаточно для уверенного поражения воздушной цели. Поэтому новейшие черноморские крейсера большую часть войны старательно избегали в ней участия, лишь изредка совершая транспортные рейсы в осажденный Севастополь.

Но у Черноморского флота до войны в строю было 88 торпедных и 96 сторожевых катеров (считая катера погранохраны) - их-то можно было использовать для эвакуации! Потеря «морского охотника» ничего не значила для судеб войны - утлое суденышко в 20–30 тонн водоизмещением при двух «сорокопятках» и двух ДШК можно было построить за считанные дни на любой верфи, строящей до войны рыбацкие шаланды. Но даже этими корабликами Октябрьский решил не рисковать - так, слегка обозначил эвакуацию.

Англичане для эвакуации своих отцов, братьев, сыновей привлекли все, что держалось на воде. Потери тоннажа при эвакуации Дюнкерка были кошмарны - 243 судна из 860 участвовавших в операции «Динамо» - но оставить своих солдат на милость немецких танкистов Англия не могла. Она спасла своих сыновей ценой гибели сотен кораблей и судов - и никому на Острове эта цена не показалась чрезмерной.

Октябрьский и Буденный бросили в Севастополе без надежды на спасение СОРОК ТЫСЯЧ солдат и офицеров.

Они предали их. И им за это ничего не было.

Несмотря на явные достоинства (сильное артиллерийское вооружение, развитые средства автоматизации управления огнём, мощная энергетическая установка, высокая скорость и т. д.), в условиях Великой Отечественной войны крейсер «Ворошилов» оказался невостребованным для защиты конвоев и уничтожения транспортов противника, а потому использовался для выполнения непрофильных задач.

Крейсеры «Киров» и «Ворошилов», пополнившие состав советского ВМФ накануне Великой Отечественной войны, принадлежат к проекту 26, ведущему свою историю от крейсера «Раймондо Монтекукколи», комплект чертежей которого был передан итальянской фирмой «Ансальдо». По сложившейся в СССР практике, полученную документацию переработали советские инженеры.

«Ворошилов» был заложен 15 октября 1935 года на заводе №198 им. Андре Марти в Николаеве. В отличие от крейсера «Киров», при строительстве «Ворошилова» использовались только отечественные комплектующие, что привело к многочисленным задержкам в работе – заводы срывали сроки поставок, а их продукция часто не соответствовала требованиям проекта.

Крейсер «Ворошилов» в походе
Источник: waralbum.ru

Технические характеристики

Каждый из крейсеров имел клёпанный корпус с полубаком, транцевой кормой, двумя палубами (верхняя и нижняя) и двумя платформами. В горизонтальной плоскости корпус разделялся на 19 водонепроницаемых отсеков. Таким образом, конструкция корабля обеспечивала сохранение плавучести при затоплении трёх любых отсеков.

Основные геометрические размеры крейсера «Ворошилов»*

ДЛИНА НАИБОЛЬШАЯ, М

ШИРИНА НАИБОЛЬШАЯ, М

ОСАДКА ПРИ ПОЛНОМ ВОДОИЗМЕЩЕНИИ С УЧёТОМ

ВЫСТУПАЮЩИХ ЧАСТЕЙ РУЛЯ И ВИНТОВ, М

ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ СТАНДАРТНОЕ, Т

ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ НОРМАЛЬНОЕ, Т

ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ ПОЛНОЕ, Т

Вооружение

Оружие «Ворошилова» было стандартным для крейсеров «вашингтонского типа»: артиллерия главного калибра, состоявшая из девяти 180-мм орудий; универсальная артиллерия, состоявшая из шести 100-мм орудий; зенитная артиллерия малого калибра; минно-торпедное и авиационное вооружение. Более подробные данные о вооружении корабля приведены в таблицах в конце статьи.


Команда крейсера «Ворошилов» отрабатывает действия по тревоге. Вид на кормовую башню главного калибра
Источник: waralbum.ru

Энергетическая система

Крейсеры имели котлотурбинную двухвальную главную энергетическую установку, состоявшую из двух главных турбозубчатых агрегатов ТВ-7, изготавливавшихся в Харькове по лицензии компании «Ансальдо», и шести котлов системы Нормана. Суммарная мощность установки составляла 113 500 л. с. Скорость самого полного хода составляла 36 узлов, крейсерского хода – 25 узлов, экономичного хода и заднего хода – 18 узлов. Дальность плавания экономичной скоростью при полном запасе топлива составляла 3750 миль.

Бронирование

Главные механизмы, агрегаты и центральные посты управления артиллерией, энергоустановкой, штурманский пост, а также погреба боезапаса защищались 121-метровой цитаделью, которую образовывали 50-мм бортовой броневой пояс, траверзы и броневая (нижняя) палуба. Башни главного калибра защищались такой же бронёй, а 100-мм орудия – 8-мм щитами. Функции противоминной защиты выполняло двойное дно, а также продольные переборки около машинно-котельных отделений и другие бортовые отсеки, расположенные ниже ватерлинии.

Экипаж

Согласно про­екту, по штату мирного вре­мени экипаж состоял из 44 человек стар­ших и средних командиров (офи­церов), 124 младших командиров (старшин) и 566 краснофлотцев – всего 734 чело­века. Фактически же численность экипажа «Ворошилова» в 1944 году составляла 881 человек, из-за чего двухъярусные койки краснофлотцев в кубриках пришлось переделать в трёхъярусные.

Боевая служба

Корабль спустили на воду 28 июня 1937 года, а официально ввели в строй 20 июня 1940 года. Первым его командиром стал капитан 1-го ранга Ф. С. Марков. После ввода в строй «Ворошилов» прошёл интенсивную боевую подготовку, финалом которой стало его участие в совместных учениях Черноморского флота и войск Одесского военного округа 14–20 июня 1941 года.


Крейсер «Ворошилов» на якорной стоянке, 20 июня 1941 года
Источник: waralbum.ru

Набег на Констанцу

По состоянию на 22 июня 1941 года «Ворошилов» являлся флагманским кораблём Отряда лёгких сил (ОЛС) Черноморского флота под командованием контр-адмирала Т. А. Новикова. По официальной версии, основной задачей ОЛС являлось обеспечение морских перевозок и, в первую очередь, перевозки топлива, однако из-за «десантного психоза» первых дней войны, вызванного успешной высадкой немцев на остров Крит, задачи отряда скорректировали. Получив 22 июня донесение разведки о том, что в Констанце обнаружены десять немецких транспортов для высадки десанта в Крым, командование ЧФ спешно приступило к разработке набега на Констанцу. Основной целью операции являлись запасы топлива в порту.

Ход операции хорошо известен благодаря сохранившемуся «Отчёту о набеговой операции кораблей Отряда лёгких сил Черноморского флота на базу-порт Констанца в ночь с 25 на 26 июня 1941 года» от 11 августа 1942 года. По плану крейсер «Ворошилов» совместно с эсминцами «Смышлёный» и «Сообразительный» составлял отряд поддержки, предназначенный для защиты ударной группы из двух лидеров.

Поход отряда поддержки обернулся конфузом. Выйдя в море 25 июня в 22:41, «Ворошилов» уже к 2:30 потерял оба корабля сопровождения. Эсминец «Смышлёный», отставший от конвоя после затраливания на Инкерманском створе неизвестного предмета, заблудился, проскочив красный сектор Херсонского маяка, а «Сообразительный» попросту отстал от крейсера. Трудно понять логику действий адмирала Новикова по отрыву крейсера от эсминца «Сообразительный» в условиях, когда по его данным 24 июня на траверзе Шохе была обнаружена подводная лодка противника. Собственно, в бою крейсер не принял никакого участия. Несмотря на атаку советских кораблей, предпринятую румынскими миноносцами 26 июня в 5:14, «Ворошилов» вместе с догнавшим его «Сообразительным» продолжил маневрирование в полусотне миль от Констанцы. После получения в 6:45 приказа от командующего флотом корабли взяли курс на Севастополь, куда благополучно прибыли в тот же день.

После возвращения в Севастополь крейсер почти три месяца простоял там и лишь дважды выходил на рейд. В сентябре 1941 года «Ворошилов» решили задействовать в обстреле противника на подступах к Перекопскому перешейку.


Корабли Черноморского флота в походе. Ближний на фотографии – крейсер «Ворошилов». 1942 год
Источник: waralbum.ru

Артобстрел 19 сентября 1941 года

В соответствии с задачей, поставленной Военным советом ЧФ, крейсер должен был в дневное время без прикрытия обстрелять скопления войск противника в Алексеевке, Хорлах и Скадовске. Приказ красноречиво говорит о том, что положение на перешейке сложилось крайне тяжёлое, и командование отправило новейший крейсер практически «на убой». В ходе обстрела, длившегося 1 час 20 минут, было израсходовано 148 180-мм снарядов, а его результатом якобы стали большие пожары. Официальные данные ставит под сомнение генерал Батов, который в своих мемуарах вовсе не упоминает об обстреле. 24–25 сентября крейсер в сопровождении эсминца «Смышлёный» перебазировался из Севастополя в Новороссийск.

Авианалёт на Новороссийск 2 ноября 1941 года

Нельзя сказать, что советское командование исключало возможность немецкого авианалёта на Новороссийск или что он стал неожиданностью для Черноморского флота. Первые самолёты были обнаружены над городом уже 23 июня, а 30 августа город и стоявший в порту крейсер «Красный Кавказ» бомбили три Ю-88. Крейсер «Ворошилов», стоявший в Новороссийске у Элеваторной пристани, стал целью немецкой авиации 2 ноября. В ходе атаки, начавшейся в 9:25, «Ворошилов» успешно атаковали три «юнкерса» – в крейсер попали две 250-кг бомбы, нанёсшие ему серьёзные повреждения. Повторная атака силами пяти самолётов началась в 11:53. В ходе отражения обеих атак зенитчики крейсера израсходовали сотни снарядов, однако данные о повреждённых или сбитых самолётах отсутствуют.

Взрыв первой бомбы, пробившей корабль насквозь и взорвавшейся в четырёх метрах ниже ватерлинии, привёл к затоплению артиллерийского погреба 3-й башни, минно-торпедных погребов, обоих коридоров гребных валов, 9-го кренового отсека, кладовой провизии, помещения кормовой рефрижераторной машины и коффердама. Взрыв второй бомбы в шкиперской кладовой стал причиной появления пробоины площадью 16–18 м2 и привёл к образованию поперечной трещины от борта до борта, а также повреждению рулевого управления и частичному затоплению рулевого отделения, кормового гиропоста, кормового машинного отделения и подбашенных отсеков.

Несмотря на столь серьёзные повреждения, корабль ещё «легко отделался». Во-первых, часть бомб пошла с перелётом. Во-вторых, пожар, начавшийся в погребе 3-й башни, потушила забортная вода. В-третьих, возникший крен на правый борт удалось локализовать и нивелировать принятием 220 т воды в дифферентные отсеки и бензохранилище. Вскоре командование начало операцию по переводу корабля в Поти на буксире крейсера «Красный Кавказ». К чести экипажа «Ворошилова» отметим, что к утру 4 ноября, несмотря на затопленное рулевое отделение, он восстановил ручное управление кораблём. Далее крейсер следовал своим ходом и в тот же день пришвартовался в Поти.


Крейсер «Ворошилов» в Батуми, 1942 год
Источник: waralbum.ru

Артиллерийская поддержка сухопутных войск

После ремонта на заводе №201 крейсер 18 марта 1942 года вернулся в строй и далее активно использовался для артиллерийской поддержки сухопутных войск.

Результат этих артобстрелов, вероятно, был невелик по сравнению с психологическим эффектом – повторявшиеся обстрелы из тяжёлых корабельных орудий нервировали противника, подрывая его веру в силу собственной авиации и флота, и поднимали дух советских войск.


Крейсер «Ворошилов» в Поти, 1942 год
Источник: navsource.narod.ru

Прорыв в Севастополь

В начале мая 1942 года советское командование получило достоверные сведения о подготовке немцами третьего штурма Севастополя и для переброски подкреплений в осаждённый город решило использовать боевые корабли, что, по сути, было единственной возможностью выполнить эту задачу в условиях господства противника в воздухе. Для переброски 9-й бригады морской пехоты задействовали крейсер «Ворошилов», а также эсминцы «Сообразительный» и «Свободный». В соответствии с планом корабли осуществляли обходной манёвр – выйдя 27 мая в 1:45 из Батуми, они следовали на запад южной частью моря, откуда поворачивали на север. Основная часть пути преодолевалась на высокой скорости (22–30 узла), и только при прохождении входного фарватера Севастополя она снижалась до 18 узлов. Этот сложный манёвр оказался результативным – немецкие самолёты-разведчики обнаружили конвой только около 19:00 и смогли организовать всего три безрезультатных авиаудара ограниченными силами. Со стороны заходящего солнца советский корабль атаковали три бомбардировщика, после чего в атаку пошли семь немецких самолётов-торпедоносцев.

Благодаря хорошей организации выгрузка заняла всего полтора часа. Однако на обратном пути советских моряков ждал неприятный «сюрприз». По воспоминаниям командира отряда адмирала Н. Е. Басистого, немецкое командование быстро извлекло урок из неудачной предыдущей атаки:

«Сегодня противник действовал иначе. Сначала – тщательная разведка. Она установила построение нашего отряда и скорость его движения. Потом – точно рассчитанный одновременный удар с малой и большой высоты, заставивший корабли рассредоточить свой огонь. При этом торпедоносцы выходили в атаку так, что перекрывали своими шестнадцатью торпедами значительную площадь, в центре которой находилась главная цель – крейсер. Удар получился массированным и скоротечным, от которого, казалось, никакого спасения нет»

От гибели корабль спасло мастерство капитана Маркова, который поворотом на контркурс уклонился от двух сброшенных торпед. Согласно отчётам, советские моряки сбили два Хе-111, причём один из них был уничтожен огнём орудий главного калибра. В этом бою крейсер был повреждён – вышла из строя одна из турбин высокого давления.

Рейд на Сулину

Трудно сказать, что заставило наркома ВМФ Н. Г. Кузнецова принять 19 ноября 1942 года решение о подготовке нескольких групп кораблей для действий на морских коммуникациях противника у западного побережья Чёрного моря. Возможно, причину этого решения следует искать в давлении со стороны руководства страны («почему, когда вся страна воюет, флот отсиживается на базах?»), либо удачный прорыв «Ворошилова» в Севастополь заставил наркома усомниться в мощи немецкой авиации и её способности контролировать Черноморскую акваторию.

В рейде на румынский порт Сулина принимали участие два отряда кораблей. В состав первого отряда входили крейсер «Ворошилов», лидер «Харьков» и эсминец «Сообразительный». На первом этапе отряд должен был разрушить радиостанцию и маяк на острове Фидониси. На втором этапе крейсер в сопровождении эсминца должен был обстрелять порт Сулина, а лидер – произвести поиск плавсредств противника у румынского побережья и, если позволит обстановка, обстрелять порт Бургас. В задачу второго отряда (эсминцы «Беспощадный» и «Бойкий») входил поиск судов противника между мысами Калиакра и Шаблер, а затем обстрел порта Мангалия. Поставленные задачи не соответствовали ни количеству кораблей, ни уровню их боевой подготовки.

Атака обернулась провалом. На рассвете 1 декабря корабли приблизились к Фидониси и в 7:47 открыли огонь по маяку, повторив «цусимскую ошибку» – беспорядочные взрывы снарядов разных калибров практически исключали возможность корректировки огня. В результате разрушить маяк так и не удалось. Атаку прекратили после того, как сигнальщик «Ворошилова» принял низко погрузившуюся веху за перископ вражеской подводной лодки. В 8:05 «Сообразительный» подсёк правым параваном мину, о чём сразу же сообщили на крейсер. Ошибочно идентифицировав мину как одиночную, командующий эскадрой Л. А. Владимирский решил продолжать движение прежним курсом со скоростью хода 12 узлов – решение достаточно спорное, так как на малом ходу параваны не подсекали мины, а подтягивали их к бортам кораблей.

В 8:06 в параване «Ворошилова» по правому борту взорвалась мина, а в 8:07 последовал второй взрыв недалеко от левого борта. В результате взрывов крейсер получил серьёзные повреждения – через разошедшиеся швы обоих бортов вода затопила большую часть нефтяных цистерн и креновых отсеков, а также проникла в первый подбашенный и второй дифферентный отсеки. Кроме того, от сотрясения вышли из строя электротелеграфы, центральные автоматы стрельбы, стабилизированные посты наводки, освещение и телефонная связь, была повреждена кирпичная кладка у четырёх котлов. В 8:10 экипаж смог восстановить работу котлов, а приблизительно к 8:50 аварийные партии предотвратили распространение воды по кораблю и остановили её поступление из-за борта. Обстреляв на обратном пути гидросамолёт Хе-115, крейсер прибыл в Поти 2 декабря.

После прохождения ремонта на заводе №201 крейсер принял участие в своей последней боевой операции: 1 февраля 1943 года он обстрелял немецкие позиции северо-западнее Геленджика из орудий главного калибра.

После гибели 6 октября 1943 года от ударов немецкой авиации лидера «Харьков», а также эсминцев «Беспощадный» и «Способный» Ставка Верховного Главнокомандования запретила использование без её ведома эсминцев и более крупных кораблей на Чёрном море. Это и стало концом боевого пути «Ворошилова».

В ночь на 10-е крейсер "Ворошилов" и лидеры "Ташкент" и "Харьков" обстреляли район Таш-Алчин. В светлое время суток они отошли в район дневного маневрирования, а в ночь на 11 мая повторили обстрел. Стрельба велась в темное время суток по площадям, и ее эффективность, видимо, была невысокой.

19 мая командир ОЛС получил от командующего флотом приказ доставить из Батуми в Севастополь 9-ю бригаду морской пехоты, использовав для ее перевозки крейсер "Ворошилов" и эсминцы "Сообразительный" и "Свободный". Приказ предусматривал приход кораблей в главную базу около часа ночи, разгрузку в течение полутора часов и выход в обратный рейс не позже 3.00, а также движение в море на большой скорости. В Стрелецкой бухте, на случай тумана, в готовности к встрече кораблей стояли тральщики и сторожевые катера. На крейсер погрузили 36 орудий, 12 минометов, автомашины, обоз, 280 т грузов и 2485 бойцов и офицеров, а на эсминцы - по 300 бойцов и 30 т груза.

27 мая в 1.45 корабли вышли из Батуми. На крейсере находился командир отряда контр-адмирал Н.Е.Басистый. Корабли должны были следовать 22-узловым ходом на запад южной частью моря; перед наступлением темноты тех же суток повернуть от анатолийского побережья на север и, увеличив ход до 30 узлов, к полуночи прибыть в Севастополь; по входному фарватеру главной базы идти 18-узловым ходом, а за кромкой минного поля - 30-узловым. Около 19 часов немецкие самолеты-разведчики обнаружили отряд, и через 20 минут "Ворошилов" с большой высоты был атакован тремя бомбардировщиками. Своевременно открытый зенитный огонь и маневр на уклонение позволили избежать попаданий. В 20.16 три бомбардировщика пытались выйти в атаку со стороны заходящего солнца, но корабли повернули на контркурс и сбили расчеты летчиков - бомбы упали за кормой. В 20.43 появились семь немецких торпедоносцев; они разделились на две группы, но и на этот раз умелый маневр кораблей свел на нет усилия противника. Торпеды, сброшенные первой парой, прошли мимо крейсера. Так же успешно был отражен второй, а в 20.51 - и третий авианалеты. На подходе к боновому заграждению Севастопольской бухты на "Ворошилова" вновь напал самолет-торпедоносец. Сброшенная им торпеда взорвалась на берегу в районе Херсонесского музея. В 21.30 корабли прибыли в Севастополь. Крейсер ошвартовался к Угольной пристани, носом на выход. На нем были приготовлены специальные лотки для выгрузки боеприпасов: с левого борта - на причал, а с правого - на поданную баржу. Орудия, автомашины, походные кухни сгружали по сходням и корабельными стрелами, и краном. Для приема раненых дополнительно развернули медицинские и операционные пункты. Выгрузка заняла полтора часа.

Командование Черноморского флота опасалось немецкой авиации. Правильно. Немецкая авиация делала с советскими кораблями все, что хотела. Потому что ДО ВОЙНЫ адмирал Октябрьский НЕ ЗАПЛАНИРОВАЛ противовоздушную оборону кораблей в достаточном объеме. Новейшие крейсера («Молотов» и «Ворошилов» типа «Эудженио ди Савойя») имели всего по восемь 100-мм и девять 45-мм зенитных полуавтоматических (темп стрельбы - 12 выстрелов в минуту, «бофорс» калибра 40 мм выпускал за эту же минуту более 60 снарядов) орудий - жалкий мизер! Подобное количество зенитных средств не способно было создать над крейсером достаточный «зонтик» ПВО просто потому, что для уничтожения одного атакующего самолета (по опыту войны) необходимо было в среднем выпустить не менее 600 снарядов (всяких разных). Торпедоносец (или бомбардировщик), атакующий крейсер, находился в зоне действенного огня его зенитных средств не более минуты. За эту минуту вся зенитная артиллерия крейсера могла выпустить лишь 130–140 снарядов - чего было катастрофически недостаточно для уверенного поражения воздушной цели. Поэтому новейшие черноморские крейсера большую часть войны старательно избегали в ней участия, лишь изредка совершая транспортные рейсы в осажденный Севастополь.

Но у Черноморского флота до войны в строю было 88 торпедных и 96 сторожевых катеров (считая катера погранохраны) - их-то можно было использовать для эвакуации! Потеря «морского охотника» ничего не значила для судеб войны - утлое суденышко в 20–30 тонн водоизмещением при двух «сорокопятках» и двух ДШК можно было построить за считанные дни на любой верфи, строящей до войны рыбацкие шаланды. Но даже этими корабликами Октябрьский решил не рисковать - так, слегка обозначил эвакуацию.

Англичане для эвакуации своих отцов, братьев, сыновей привлекли все, что держалось на воде. Потери тоннажа при эвакуации Дюнкерка были кошмарны - 243 судна из 860 участвовавших в операции «Динамо» - но оставить своих солдат на милость немецких танкистов Англия не могла. Она спасла своих сыновей ценой гибели сотен кораблей и судов - и никому на Острове эта цена не показалась чрезмерной.

Октябрьский и Буденный бросили в Севастополе без надежды на спасение СОРОК ТЫСЯЧ солдат и офицеров.

Они предали их. И им за это ничего не было.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: