Краснознаменный крейсер «Ворошилов. «И первый маршал в бой нас поведёт! Крейсер — минный заградитель «Коминтерн»

Серия легких крейсеров типа «Адмирал Нахимов» — состояла из 2 единицы («Червона Украина» (до 1922 г. «Адмирал Нахимов»), «Красный Кавказ» (до 1926 г. «Адмирал Лазарев»). Корабли были заложены на верфи «Руссуд» (завод им. Марти) г. Николаева в 1913 г. и приняты в строй в 1927 и 1932 гг. соответственно. Крейсер «Червона Украина» прошел капитальный ремонт в 1932 г., погиб в 1941 г. Крейсер «Красный Кавказ» прошил капитальный ремонт в 1941-1942 гг. и в 1944-1945 гг., затоплен как мишень в 1952 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 7,4 тыс. т, полное – 8,4 тыс. т; длина – 163 м, ширина – 15,7 м; осадка – 6,6 м; скорость – 29 узл.; энергетические установки — 4 паровых установки и 14/10 паровых котлов; мощность – 55 тыс. л.с.; запас топлива – 1 тыс.т. нефти; дальность плавания – 2,7/1,5 — тыс. миль; экипаж – 830/880 человек. Бронирование: пояс -76 мм; верхний пояс – 25 мм; кормовой траверс –50 мм; палуба — 20 + 20 мм; башни и барбеты – 25 мм; рубка – 15/50 мм. Вооружение «Червона Украина»: 15х1 — 130-мм орудий; 3х2 – 100-мм орудия, 4х1 – 45-мм орудия, 7х1 – 12,7-мм пулеметов, 4х3 – 450-мм торпедных аппарата, 90 мин. Вооружение «Красный Кавказ»: 4х1 — 180-мм орудия; 4х2 – 100-мм орудия, 4х1 – 45-мм орудия, 6х1 – 12,7-мм пулеметов, 2х4 – 7,62-мм пулемета, 4х3 – 450-мм торпедных аппарата, 100 мин.

Легкий крейсер «Красный Крым» типа «Светлана» (до 1927 г. — «Светлана», в 1927-1939 гг. – «Профинтерн») был заложен в 1913 г. на Ревельском заводе «Русско-Балтийского судостроительного и механического акционерного общества» (Балтийский завод) и принят в эксплуатацию в 1928 г. В 1935-1938 гг. корабль прошел ремонт и модернизацию, в 1943-1944 гг. была усилена зенитная артиллерия. Крейсер отправлен на слом в 1957 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 6,7 тыс. т; полное – 8 тыс. т; длина – 154 м; ширина – 15,4 м; осадка – 6,7 м; скорость – 29 узл.; энергетические установки — 4 паровых установки и 13 паровых котлов; мощность – 55 тыс. л.с.; запас топлива – 1 тыс.т. нефти; дальность плавания – 3,3 тыс. миль; экипаж – 850 человек. Бронирование: пояс -76 мм; верхний пояс – 25 мм; кормовой траверс –50 мм; палуба — 20 + 20 мм; башни и барбеты – 25 мм; рубка – 15/50 мм. Вооружение: 15х1 — 130-мм орудий; 3х2 – 100-мм орудия, 4х1 – 45-мм зенитных орудия, 6х1 – 12,7-мм пулеметов, 2х3 – 450-мм торпедных аппарата, 90 мин.

Серия легких крейсеров проекта 26 «Киров» состояла из 2 единиц («Киров», «Ворошилов») и была заложена в 1935 г.: «Киров» — на Ленинградском заводе №189, «Ворошилов» — на Николаевском заводе №198. В основу проекта были положены чертежи крейсера «Eugenio Di Savoia» итальянской фирмы «Ansaldo». Для крейсера «Кирова» была также приобретена энергетическая установка, в дальнейшем она изготавливалась для всей серии кораблей по лицензии. Крейсер «Киров» был принят на службу Балтийского флота в 1938 г. Списан в 1974 г. Крейсер «Ворошилов» был зачислен на Черноморский флот в 1940 г. Списан в 1973 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 7,8 тыс. т; полное – 9,4 тыс. т; длина – 187 м; ширина – 17,7 м; высота – 10,1 м; осадка – 6,2 м; скорость – 35 узл.; энергетические установки — 2 паровых установки и 6 паровых котлов; мощность – 110 тыс. л.с.; запас топлива – 1,3 тыс.т. мазута; дальность плавания – 3,7 — тыс. миль; экипаж – 730 человек. Бронирование: пояс, траверсы, башни, палуба – 50 мм; рубка – 150 – 100 мм. Вооружение: 3х3 — 180-мм орудия; 6х1 – 100-мм орудий; 6х1 – 45-мм зенитных орудий; 4х1 – 12,7-мм зенитных пулемета; 2х3 – 533-мм торпедных аппарата; катапульта и 2 гидросамолета 100 мин.

Серия легких крейсеров проекта 26-бис «Максим Горький» состояла из 4 единиц («Максим Горький», «Молотов», «Калинин», «Каганович») и была заложена в 1936-1937 гг.: крейсер «Максим Горький» на заводе №189 (г. Ленинград), «Молотов» — на заводе №198 (г. Николаев), «Калинин» и «Каганович» — на заводе №199 (г. Комсомольск-на-Амуре). Крейсер «Максим Горький» принят на службу Балтийского флота в 1940 г., списан в 1959 г. «Молотов» зачислен на Черноморский флот в 1941 г., списан в 1972 г. Крейсера «Калинин» и «Каганович» приняты на Тихоокеанский флот в 1942 и 1944 гг., списаны в 1963 и 1960 гг. соответственно. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 8 тыс. т, полное – 9,6 тыс. т; длина – 187 м; ширина – 17,7 м; осадка – 6,3 м; скорость – 35 узл.; энергетические установки — 2 паровых установки и 6 паровых котлов; мощность – 110 тыс. л.с.; запас топлива – 1,7 тыс.т. мазута; дальность плавания – 4,9 тыс. миль; экипаж – 900 человек. Бронирование: пояс, траверсы — 70 мм; палуба – 50 мм; башни – 50 – 70 мм; барбеты – 70 –мм; рубка – 150 – 50 мм. Вооружение: 3х3 — 180-мм орудия; 6х1 – 100-мм орудий или 8х1 – 85-мм орудий, 9х1 – 45-мм зенитных орудий, 10х1 или 21х1 – 37-мм зенитный автомат, 4х1 – 12,7-мм зенитных пулемета, 2х3 – 533-мм торпедных аппарата, катапульта и 2 гидросамолета; 100 мин.

Легкий крейсер «Milwaukee» был построен в США на верфи «Seattle Construction» и принят в эксплуатацию в 1923 г. В 1944 г. в счет репараций с Италии был передан СССР и получил название «Мурманск». В 1949 г. был возвращен США и отправлен на слом. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 7,7 тыс.т; полное – 10,4 тыс. т; длина – 169 м; ширина – 17 м; осадка – 4,1 м; скорость – 29 узл.; энергетические установки — 4 паровых установки и 12 паровых котлов; мощность – 90 тыс. л.с.; запас топлива – 1,8 тыс.т. нефти; дальность плавания – 6,7 — тыс. миль; экипаж – 800 человек. Бронирование: пояс — 76 мм; палуба – 37 мм; траверсы – 37-76 мм; рубка – 31-75 мм. Вооружение: 2х2 и 6х1 — 152-мм орудий; 6х1 – 76-мм орудий, 3х2 – 40-мм зенитных орудия, 12х1 – 20-мм зенитных автоматов, 2х3 – 533-мм торпедных аппарата, 2 катапульты и 2 гидросамолета, 2 бортовых бомбомета, 224 мины.

Крейсер — минный заградитель «Коминтерн»

Крейсер под названием «Кагул» был построен на Николаевском судостроительном заводе и принят в эксплуатацию в 1905. В 1907 г. переименован в «Память Меркурия», а с 1922 г. – в «Коминтерн». В 1930-1931 г. переоборудован в учебный корабль. В 1940-1941 гг. переоборудован в минный заградитель. В 1942 г. после повреждения авиацией затоплен. ТТХ корабля: водоизмещение полное – 7,8 тыс. т; длина – 133 м; ширина – 16,6 м; осадка – 7,2 м; скорость – 12 узл.; энергетические установки — 2 паровых установки и 12 паровых котлов; мощность – 19,5 тыс. л.с.; запас топлива –0,7 тыс.т. угля; дальность плавания – 2,2 — тыс. миль; экипаж – 490 человек. Бронирование: палуба – 37 мм; рубка – 140 мм. Вооружение: 8х1 — 130-мм орудий; 3х1 – 76-мм орудия, 3х1– 45-мм зенитных орудия, 2х1 – 25-мм зенитных автомата, 195 мин.

К 70-летию Великой Победы. Первая энциклопедия героических кораблей советского флота, ставших гордостью СССР. Всё о 47 надводных кораблях и 39 подлодках, удостоенных Гвардейского звания и награжденных орденом Красного Знамени.

Среди них были и могучие линкоры, и малые охотники, и грозные крейсера, и «работяги»-тральщики, и стремительные эсминцы, и минные заградители, и сторожевики, и канонерки, и речные мониторы, и подводные лодки всех типов. Они топили вражеские корабли и громили артиллерийским огнем сухопутные войска, высаживали десанты и с боем прорывали в осажденные базы, отражали налеты авиации и охотились за конвоями противника, обороняли Одессу и Севастополь, Керчь и Новороссийск, Ленинград и Сталинград, Моонзунд и Мурманск, освобождали Крым, Курилы и Южный Сахалин.

Краснознаменный крейсер «Ворошилов»


Заложен 15 октября 1935 г. на заводе № 198 (им. А. Марти) в Николаеве спущен на воду 28 июня 1937 г, 20 июня 1940 г. он вступил в строй и вошел в состав ЧФ. Корабль строился по пр. 26 (его ТТЭ аналогичны «Кирову»).

22 июня 1941 г. корабль под командованием капитана 1 ранга Ф.С. Маркова встретил в составе ОЛС ЧФ на Севастопольском рейде.

На первую боевую операцию «Ворошилов» под флагом командира ОЛС контр-адмирала Т.А. Новикова вышел вечером 25 июня. Во главе группы поддержки (совместно с эсминцами «Сообразительный» и «Смышленый») он должен был прикрывать набег двух лидеров на Констанцу. Операция началась удачно, на рассвете 26 июня лидеры выпустили 350 снарядов по нефтехранилищу, порту и вокзалу, вызвав сильные пожары. Но закончилась она неудачно. На отходе подорвался на мине и погиб лидер «Москва», тяжелые повреждения получил «Харьков».

Крейсер в это время, находясь в 50 милях от Констанцы, маневрировал противолодочными зигзагами на скорости 27–30 уз. Т.А. Новиков приказал командиру эсминца «Сообразительный» немедленно следовать на помощь к лидеру «Харьков». От командующего флотом поступило приказание крейсеру «Ворошилов» отходить полным ходом в Севастополь. Возвращавшийся в главную базу крейсер был встречен тральщиками, в охранение его вступили эсминцы «Беспощадный» и «Бодрый», с воздуха прикрывали истребители. В 13.41 26 июня он вошел в Севастополь.

Почти три месяца крейсер находился в главной базе, стоял у Угольной пристани, а затем у пристани Совторгфлота. Экипаж занимался учениями и тренировками.

В середине сентября в связи с сосредоточением крупных сил немецко-фашистской пехоты и техники на подступах к Перекопу Военный совет ЧФ принял решение нанести по ним удар с моря, из Каркинитского залива, используя дальнобойные 180-мм орудия новых крейсеров. «Ворошилову» была поставлена задача обстрелять скопления противника в Алексеевке, Хорлы и Скадовске. Она осложнялась тем, что стрельба должна была производиться в светлое время суток, а также тем, что штаб флота не мог выделить ни одного эсминца для сопровождения крейсера. Весь расчет строился на внезапности удара. В 5.00 19 сентября «Ворошилов» вышел из Севастополя. Выйдя за границы своего минного заграждения, он убрал параваны и развил скорость 30 уз, идя противолодочным зигзагом. С воздуха корабль прикрывали истребители. В 8.40 крейсер обогнул м. Тарханкут и лег на курс вдоль южного берега залива мимо Ак-Мечети, из-за малых глубин уменьшив скорость. Получив данные от самолета-корректировщика МБР-2, в 10.20 лег на боевой курс и через 10 мин открыл огонь по д. Алексеевка с дистанции 200 кбт., имея под килем минимально возможную глубину и ход 6 уз. После второго залпа самолет-корректировщик показал накрытие, и крейсер сразу же перешел на поражение. В 10.58 огонь был перенесен на порт Хорлы (с дистанции 148 кбт.). В 11.20 крейсер лег на новый галс и в 11.34 открыл огонь по Скадовску с дистанции 101 кбт. Самолет-корректировщик из-за нехватки горючего улетел, а «Ворошилов» продолжил стрельбу по видимым целям - штабу дивизии, скоплению войск и элеватору. В 11.50 он закончил стрельбу, лег на курс отхода и развил скорость 32 уз. Всего крейсер израсходовал 148 снарядов 180-мм калибра, результатом его обстрела явились большие пожары. В 19.25 крейсер вернулся в Севастополь. Противник противодействия операции не оказал.



24-25 сентября 1941 г. крейсер в сопровождении эсминца «Смышленый» перебазировался из Севастополя в Новороссийск, где длительное время стоял в порту у Элеваторной пристани. Несмотря на то, что немецкие воздушные разведчики постоянно появлялись над портом, место стоянки не менялось. 2 ноября 1941 г. корабль подвергся нескольким налетам немецких пикировщиков. Отражая их атаки, зенитчики крейсера израсходовали 233 100-мм, 204 45-мм, 117 37-мм снарядов и 769 12,7-мм патронов. Во время первого налета три Ju-88 с высоты 800 м сбросили 10–12 бомб, из которых две 250-кг фугасные авиабомбы попали в крейсер.

Первая пробила верхнюю, нижнюю палубы и платформу в районе 233 шп. с правого борта и, пронизав обшивку, взорвалась в воде, на 4 метра ниже ватерлинии. Вторая прошила две палубы в районе 273 шп. в 1,2 м от правого борта и, ударившись о броневой скос румпельного отделения, взорвалась в шхиперской кладовой. В результате взрывов образовалась надводная пробоина площадью 16–18 м 2 , подводная площадью 2,5 м 2 , в настиле верхней палубы осталось отверстие диаметром 200 мм и образовалась поперечная трещина от борта до борта шириной до 300 мм. Было затоплено румпельное отделение и погреб 3-й башни. Возник крен 2,5° на правый борт. Было повреждено рулевое управление, руль заклинило в положении 20–25° лево на борт.

Аварийные группы крейсера сумели быстро локализовать распространение воды по кораблю и погасить загоревшиеся в кубрике окраску переборок и личные вещи краснофлотцев. Корабль принял в кормовые помещения 660 т воды. Для ликвидации дифферента было принято 220 т воды в дифферентные отсеки №№ 1 и 2 и бензохранилище.

Экипаж начал готовить корабль к переходу в Поти для ремонта. Водолазы осмотрели винты и руль и не обнаружили повреждений. Линии валов также не были повреждены. При запуске электронасоса в рулевом отделении, выяснилось, что он не создает давление, и рулевая машина не работает. Второй насос находился в затопленном румпельном отделении.

Следовать своим ходом в Поти с огромными пробоинами и неработающей рулевой машиной корабль не мог, для его буксировки был выделен крейсер «Красный Кавказ». Вечером 2 ноября портовые буксиры вывели «Ворошилов» из Новороссийска на рейд, где он был взят на буксир крейсером «Красный Кавказ» и в 1.00 3 ноября корабли начали движение. Поврежденный крейсер все время стремился катиться влево. Тогда левую машину застопорили, а правая работала «задний ход» 30 об/мин. Скорость буксировки не превышала 3–4 узлов.

К утру 4 ноября машинистам, работавшим почти сутки в затопленном румпельном отделении в легководолазных костюмах, удалось переключить масляные гидравлические магистрали и поставить перо руля в нейтральное положение (в ДП), а затем перейти на ручное управление. Отдав буксир, «Ворошилов» пошел далее своим ходом, развивая до 20 узлов. При изменении курса скорость снижалась, и руль перекладывался вручную усилиями 12 человек. В 15.00 4 ноября «Ворошилов» ошвартовался у причала Поти. Ремонт корабля выполнял завод № 201, применив впервые на флоте бездоковый метод с помощью специально построенного кессона. 18 марта 1942 г. крейсер вступил в строй.

В полдень 19 марта 1942 г. «Ворошилов» вышел из Поти и совместно с эсминцем «Свободный» направился в Феодосийский залив для обстрела позиций противника. Ночью 20 марта крейсер последовательно обстрелял сел. Аржиголь, сел. Б. Камыши, сел. Владиславовка, сел. М. Камыши. По четырем целям было выпущено 190 снарядов главного калибра. Затем отряд развив скорость 26 уз. направился в Туапсе.

Вечером 2 апреля 1942 г. «Ворошилов» вместе с лидером «Ташкент» вышел из Новороссийска для обстрела противника в Феодосийском заливе. Корабли сначала шли на запад, а в полночь повернули на север. Ночью 3 апреля крейсер с дистанции 191 кбт. обстрелял сел. Владиславовка. За 10 минут было выпущено 79 снарядов. Затем крейсер лег на курс отхода, соединился с «Ташкентом», утром 3 апреля корабли прибыли в Новороссийск.

10 апреля 1942 г 10 самолетов Ju-88 сбросили на порт Новороссийск до 50 крупных фугасных бомб. От их осколков в корпусе крейсера появилось множество мелких пробоин, имелись убитые и раненые. Поэтому 11 апреля корабль перешел в Батуми.

8 мая 1942 г началось наступление немецких войск в Крыму на Керченский полуостров. Командующий Северо-Кавказским направлением маршал Советского Союза С.М. Буденный поставил перед флотом задачу выделить корабли для обстрела войск противника. В ночь на 10 мая крейсер «Ворошилов» и лидеры «Ташкент» и «Харьков» обстреляли район Таш-Алчин. В светлое время суток они отошли в район дневного маневрирования, а в ночь на 11 мая повторили обстрел. Обстрелу береговых объектов противник не противодействовал.

19 мая 1942 г. командир ОЛС получил от командующего флотом приказ доставить из Батуми в Севастополь 9-ю бригаду морской пехоты, использовав для ее перевозки крейсер «Ворошилов» и эсминцы «Сообразительный» и «Свободный».

На крейсер погрузили 36 орудий, 12 минометов, автомашины, обоз, 280 т грузов и 2485 бойцов и офицеров, а на эсминцы - по 300 бойцов и 30 т груза. В 1. 45 27 мая корабли вышли из Батуми. На крейсере находился командир отряда контр-адмирал Н.Е. Басистый. Отряд должен был следовать 22-узловым ходом на запад южной частью моря; перед наступлением темноты тех же суток повернуть от анатолийского побережья на север и увеличив ход до 30 уз, к полуночи прибыть в Севастополь. Около 19 ч. немецкие самолеты-разведчики обнаружили корабли и через 20 мин «Ворошилова» с большой высоты атаковали три бомбардировщика. Своевременно открытый зенитный огонь и маневр на уклонение сделали атаку врага безрезультатной. В 20.16 три бомбардировщика пытались выйти в атаку со стороны заходящего солнца, но корабли повернули на контркурс и сбили расчеты летчиков. Бомбы упали за кормой кораблей. В 20.43 семь торпедоносцев, разделившись на две группы, развернулись для атаки. Но и на этот раз умелый маневр кораблей свел на нет усилия противника. Торпеды, сброшенные первой парой, прошли мимо крейсера. Так же успешно была отражены и вторая и третья атаки. На подходе к боновому заграждению Севастопольской бухты, «Ворошилов» вновь атаковал самолет - торпедоносец. Сброшенная им торпеда взорвалась на берегу в районе Херсонесского музея. В 21.30 корабли прибыли в Севастополь.

Крейсер ошвартовался к Угольной пристани, носом на выход. На нем были приготовлены специальные лотки для выгрузки боеприпасов с левого борта на причал, а с правого на поданную баржу. Орудия, автомашины, походные кухни сгружали по сходням и одновременно корабельными стрелами и краном. Весь экипаж был расписан по местам выгрузки с учетом перевозимой боевой техники. Для приема раненых были дополнительно развернуты медицинские и операционные пункты, разработаны специальные расписания по приему и размещению лежачих и ходячих раненых, дополнительно приняты носилки.

Выгрузка заняла полтора часа. Приняв на борт 406 раненых, корабль вышел из Севастопольской бухты в 3.00 28 мая. В 8.17 корабли атаковал Не-111, сбросив с высоты 3500 м 4 бомбы которые упали в 50 м от кормы «Свободного». Через 4 часа корабли атаковали две группы торпедоносцев. По четыре самолета устремились с траверзных курсовых углов, одновременно с кормы на высоте 3500 м шли три бомбардировщика. Эсминцы, шедшие на траверзах крейсера, встретили торпедоносцев дружным огнем и заставили их сбросить торпеды далеко от «Ворошилова». Но одной атакующей паре удалось обойти «Сообразительный» и прорваться к крейсеру на дистанцию торпедного залпа. Командир корабля Ф.С. Марков поворотом на контркурс уклонился от двух сброшенных на корабль торпед. Корабли сбили два Не-111. Один торпедоносец был сбит огнем главного калибра крейсера. Пока отряд дошел до Туапсе, его шесть раз безуспешно атаковали одиночные самолеты и небольшие группы бомбардировщиков. Командиры кораблей своевременно с предельной дистанции открывали огонь из всех орудий, а крейсер отворачивал от бомб и торпед. В 17.25 отряд прибыл в Туапсе.

Во время этого похода вышла из строя турбина высокого давления правого борта и корабль, прибыв в базу, встал на ремонт. 24 июля 1942 г. крейсер вышел в море для боевых учений и испытаний турбин.

19 ноября 1942 г. Нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов потребовал подготовить несколько групп надводных кораблей для набеговых действий на удаленных морских коммуникациях противника у западного побережья Черного моря.

Получив такое указание, штаб эскадры разработал план набеговых действий.

Отряду, в который были включены «Ворошилов», лидер «Харьков» и эсминец «Сообразительный» предстояло действовать в районе порта Сулина. При этом крейсер утром 1 декабря должен был с дистанции 180 кбт обстрелять Сулину (расход боезапаса - 400 180- мм снарядов), эсминец - разрушить радиостанцию на острове Фидониси (Змеиный) и подавить расположенную на материковом побережье батарею. Лидер должен был совместно с «Сообразительным» осмотреть остров, а затем, действуя самостоятельно произвести поиск плавсредств противника у румынского побережья и, если позволит обстановка, обстрелять порт Бургас.



Второй отряд, состоявший из эсминцев «Беспощадный» и «Бойкий» должен был произвести поиск судов противника между мысами Калиакра и Шаблер, а затем обстрелять порт Мангалия. Действиями отрядов руководил командующий эскадрой вице-адмирал Л.А. Владимирский (флаг на «Ворошилове»). На основе данных подводных лодок, действовавших в районе предстоящего маневрирования крейсера, штаб флота сделал вывод, что в этом районе мины отсутствуют.

Первый отряд 29 ноября в 17.25 вышел из Батуми и 18-узловым ходом направился к западному побережью. В 7.28 1 декабря открылся остров Фидониси. В 7.46 «Сообразительный начал обстрел острова, а минутой позже открыл огонь и «Ворошилов». Крейсер стрелял главным калибром, трехорудийными залпами и 100- мм батареей правого борта. Противник противодействия не оказывал. В 7.58 обстрел был прекращен, израсходовано 46 180-мм и 57 100-мм снарядов.

Командование считало, что в данном районе мин противника не может быть. Однако в 8.06 в параване правого борта взорвалась мина в районе 83–90 шп, в 15–20 м от борта. Взрывом корабль был подброшен, столб воды поднялся выше КДП, в дымовые трубы и вентиляционные шахты попала большая масса воды. Погас свет, вышел из строя носовой гирокомпас, 2 лага, телеграфы, телефон, с поста бомбометания выбросило за борт шесть бомб Б-1. Вследствие повреждения питательных насосов первого, второго и третьего котельных отделений, а также большого количества воды, попавшей в первую трубу от столба воды, поднявшегося при взрыве мины, сел пар, ход корабля сразу упал до 5–6 уз. Командир корабля тотчас попытался дать задний ход. Но командующий эскадрой, считая, что движение задним ходом сопряжено с риском повредить или даже потерять его кормовую оконечность (так как, следуя назад, вновь пришлось бы пересекать линию минных заграждений), немедленно распорядился дать передний ход, полагая, что повреждение носовой части крейсера менее опасно, чем кормы.

Но через минуту, в 8.07 последовал еще более мощный взрыв с левого борта в районе 83–90 шп, в 10–15 м от борта. Крейсер вновь подбросило.



Но он уже начал развивать ход и в дальнейшем, описав пологую циркуляцию влево и не встретив больше мин, вышел из опасного района.

В результате взрыва двух мин в корпусе «Ворошилова» в районе 83–93 шпангоутов обоих бортов разошлись швы и вылетело множество заклепок. Оказалась затопленной большая часть нефтяных цистерн и креновых отсеков. Вода стала поступать также в первый подбашенный и второй дифферентный отсеки. Электротелеграфы, центральные автоматы стрельбы, стабилизированные посты наводки, освещение и телефонная связь вышли из строя. Нефтяные насосы во всех котельных отделениях кроме кормового остановились. Была повреждена кирпичная кладка у четырех котлов. Были сорванными со своих мест агрегаты радиостанций и аппаратура радиоцентра, крейсер лишился радиосвязи. Личный состав крейсера потерь не имел.

Экипаж крейсера быстро устранял повреждения. Уже через минуту после второго взрыва было восстановлено освещение, а через две - работали котлы и в 8.20 «Ворошилов» смог развивать ход 30 уз. Электротелеграфы, телефонная связь начали действовать спустя 10–15 минут. Для восстановления радиоаппаратуры потребовалось 20 мин. Через 40–45 мин аварийные партии предотвратили распространение воды по кораблю и полностью приостановили поступление ее из-за борта. Крейсер и эсминец, прервав операцию пошли в базу. 2 декабря в 10.25 сигнальщик обнаружил самолет «Гамбург», 100-мм орудия выпустили по нему 14 снарядов. В 11.30 крейсер прибыл в Поти и ошвартовался к причалу, пройдя за 67 часов 32 минуты 1271 милю.



10 декабря 1942 г. «Ворошилов» встал в ремонт на завод № 201, продлившийся до 30 января 1943 г. При ремонте корпуса использовался тот же кессон, который был изготовлен для крейсера в конце 1941 г.

27 января 1943 Черноморская группа войск совместно с ЧФ начали наступательную операцию с задачей освобождения Новороссийска и Таманского полуострова. Перед флотом была поставлена задача огнем корабельной артиллерии содействовать частям 47-й армии при прорыве обороны противника на участке гора Колдун, цементные заводы. Для этого был выделен отряд огневого содействия в составе крейсера «Ворошилов» и трех эсминцев: «Бойкий», «Беспощадный» и «Сообразительный».

В 18.10 31 января крейсер совместно с эсминцами вышел из Поти под флагом командующего эскадрой Л.А. Владимирского. Отряд лег на курс 315° и развил скорость 28 узлов. Стрельбу должны были обеспечивать корректировочные посты и самолеты. К 4 часам 1 февраля, как и было, предусмотрено планом, корабли подошли к побережью северо-западнее Геленджика. Для уточнения кораблями своего места относительно позиций советских войск гидрографами флота на берегу в заранее установленных точках было зажжено несколько костров. Уточнив по ним места кораблей, штурманы дали исходные данные для расчета стрельбы. Корабли уменьшили скорость до 12 уз и легли на боевой курс, параллельно береговой черте и в 4.30 с дистанции 125–130 кбт открыли огонь. В это время для облегчения наводки орудий и повышения точности стрельбы ряд целей был освещен светящимися авиабомбами, сброшенными с самолетов МБР-2. Артиллерийский налет закончился в 5.11, крейсер израсходовал 240 180-мм снарядов. Окончив стрельбу, корабли отошли от берега, увеличили скорость до 26 уз и в 15.40 благополучно вернулись в Поти. В результате стрельбы было уничтожено около 50 дотов, дзотов, разрушено большое количество блиндажей, траншей и ходов сообщения. Зарегистрировано 8 больших пожаров и взрывов предположительно складов боеприпасов. Противник понес значительные потери в живой силе. Стрельба крейсера и эсминцев получила высокую оценку командования фронтом. 17 февраля крейсер перешел из Поти в Батуми.

29 марта 1943 г. в командование крейсером вступил капитан 2 ранга (затем капитана 1 ранга) Е.Н. Жуков.

После гибели 6 октября 1943 г. от ударов немецкой авиации лидера «Харьков», эсминцев «Беспощадный» и «Способный», Ставка Верховного Главнокомандования запретила использование, без ее ведома, крупных кораблей на Черном море.

С 22 июня 1941 г. по 1 января 1944 «Ворошилов» прошел 7645 миль за 1097,5 ходовых часов, стоянка с прогретыми машинами составила - 848 час., стоянка с дежурным главным котлом - 5180 час. Расход топлива - 21326 т.



18 августа 1944 г. «Ворошилов» в составе отряда перебазировался в Новороссийск, а 5 ноября 1944 г. в составе эскадры ЧФ крейсер под флагом командующего эскадрой вице-адмирала Н.Е. Басистого совершил переход из Новороссийска в Севастополь.

Указом Президиума Верховного Совета от 8 июля 1945 г. «за отличное выполнение боевых заданий командования, мужество и героизм личного состава, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками» крейсер «Ворошилов» был награжден орденом Красного Знамени.

После окончания Великой Отечественной войны крейсер 9 лет входил в боевой состав ЧФ.



В апреле 1954 г. «Ворошилов» был поставлен на капитальный ремонт и модернизацию. 17 февраля 1956 г. он был выведен из боевого состава флота, разоружен и 7 августа 1959 г. переклассифицирован в опытовое судно ОС-24 для испытаний новых видов ракетного оружия.

Владимира Георгиевича Суржикова я впервые увидел в Севастополе в нашем доме на улице Ленина. Стройный высокий моряк запомнился своей доброй улыбкой. Мама мне сказала, что это муж её подруги, Марии Львовны.

Я знал, что Мария Львовна врач, поэтому после очередной драки во дворе, поинтересовался у неё, может ли она что-нибудь сделать, чтобы к возвращению мамы с базара у меня прошёл здоровенный фингал под глазом. Оказалось, что нет, это было моё первое разочарование во врачах.

Не помню, когда подружились Мария Львовна и моя мама, но, несмотря на жизнь в разных городах, они сохраняли дружеские отношения. Мамы давно нет, а Марии Львовне сейчас 93 года, дай ей бог здоровья и долгих лет жизни.

Я звоню ей в Севастополь, она – единственная ниточка, связывающая меня с детством и школьной юностью, самым прекрасным временем жизни, несмотря на все тогдашние трудности.

Владимир Георгиевич родился в Симферополе, там и жил до войны. Отец был простым служащим, а мать – портнихой. Когда началась война, он учился в девятом классе. Отец умер в 1941 году.

В первые же дни войны юноша пошёл в военкомат, чтобы записаться добровольцем на фронт. Его направили в учебный отряд Черноморского флота, а после короткого обучения послали служить на крейсер «Ворошилов».

Там Владимир Георгиевича назначили комендором в башню главного калибра. Это было поколение, из которого вернулись домой после войны лишь отдельные счастливцы, а миллионы полегли в боях.

Того безобразия, которое творилось в армии и на флоте, когда стали призывать людей с судимостями, во время войны не было и близко. Старослужащие внимательно и по-доброму отнеслись к молодым ребятам, прибывшим на крейсер.

Немногословный Владимир Георгиевич, который быстро разбирался в технике, сразу вызвал у товарищей уважение своей добросовестностью и обязательностью. Заметили его и командиры.

Как писал в своих мемуарах вице-адмирал Пётр Васильевич Уваров, который служил во время войны старпомом на «Ворошилове»: «Пройти службу на крейсере для моряка означает освоить всю энциклопедию морских наук». Вот такую энциклопедию и освоил матрос Суржиков.

В марте 1942 года крейсер вернулся в строй после повреждений, нанесённых фашистской авиацией.
Корабль участвовал в переброске бригады морской пехоты в Севастополь, в обстреле из орудий главного калибра позиций немецких войск в Феодосийском заливе, в районе Новороссийска.

Походы кораблей в Севастополь были сопряжены с большим риском. От моряков требовалась отвага, выдержка и выносливость. Крейсер многократно подвергался атакам фашистской авиации.

Владимира Георгиевича наградили орденом Красной Звезды и медалью Ушакова, очень почётной матросской наградой.

Он окончил войну старшиной первой статьи, вступил в партию. После войны матросов сразу не увольняли, пришлось продолжать служить на крейсере.

В 1947 году он экстерном сдал экзамены за десятилетку, получил аттестат зрелости, хотя название документа об окончании школы, мягко говоря, не вязалось с моряком, прошедшим всю войну.

Он хотел стать командиром, поступить в высшее военно-морское училище имени Фрунзе, но командование крейсера не желало отпускать такого хорошего старшину. Его вызвали в политотдел и в приказном порядке заставили принять должность секретаря комитета комсомола крейсера.

Разрешили заочно учиться только во 2-м военно-морском политическом училище. Он сдал все экзамены экстерном. У Владимира Георгиевича душа к партийной работе не лежала. Он великолепно разбирался в технике, в электронике, имел, как говорят в народе, золотые руки.

После крейсера его назначили секретарем партийной организации дивизиона десантных кораблей охраны водного района. Затем служил замполитом на тральщике Т-89. Он принимал непосредственное участие в боевом тралении минных постановок, оставшихся с военного времени.

За эту опаснейшую службу был награждён вторым орденом Красной Звезды. После службы на тральщике его перевели служить на СКР-57 (сторожевой корабль), а затем на эсминец «Безжалостный».

Родились дети, дочь Наташа и сын Сергей, и как у нас всегда было, - полная зависимость на службе от квартиры. Он получил её незадолго до увольнения.

У Владимира Георгиевича была возможность продолжать образование только в военно-политической академии им. Ленина, которую он со своими блестящими способностями окончил тоже заочно, и тоже на «отлично».

Мария Львовна после окончания с красным дипломом института получила назначение в школу водолазов, основанную на базе бывшего ЭПРОНа. Она проработала там начальником лазарета свыше сорока лет.

Владимир Георгиевич Суржиков был нетипичным политработником, можно сказать, белой вороной в этой среде. Во-первых, женился на еврейке в разгар «дела врачей». Во-вторых, был очень скромным человеком, никогда ничего для себя не «выбивал».
Он, действительно, заботился о людях. Кто служил, те знают, что такие политработники - большая редкость.

Напакостить они всегда могли, а помочь – извините! После войны, особенно в шестидесятые-семидесятые годы в политические училища хлынули проходимцы всех мастей.

Они быстро смекнули, что не нужно ничего знать и уметь, зато можно пользоваться всеми благами. «Рот закрыл – и рабочее место в порядке. Солнце жарит и палит – в отпуск едет замполит», - эти поговорки знали все.

Владимир Георгиевич презирал этих новых циничных, бесстыжих «представителей партии». Служить с ними ему было тяжело. Как только позволила выслуга, он подал рапорт об увольнении в запас.

В Севастополе найти работу было нелегко. Владимир Георгиевич стал работать в городском архиве фотографом. Его фотографии помещены в книге, выпущенной к двухсотлетию города. За что бы он ни брался, всё ему удавалось.

Когда началась перестройка, Владимир Георгиевич очень тяжело переживал публикации, которые разрушали всё, во что он верил. В отличие от всяких политотдельских шкурников, он действительно был убеждён в справедливости коммунистического учения, верил в идеалы. Это была его трагедия.

Когда распался Советский Союз, он сказал домашним, что будь у него пистолет, он бы застрелился. Когда я думаю о нём, сразу вспоминаю фильм «Коммунист».

В том фильме был показан такой же убеждённый человек, один из тех, благодаря которым наша страна победила в страшной войне и продолжала существовать, пока её не разрушили те, для кого идеи были лишь средством держаться у власти.

Он умер на рабочем месте в 1991 году.
Дочь и сын свято чтут память отца.

А медаль Ушакова украли нелюди, которые пришли к Марии Львовне под видом работников собеса и попросили показать документы на награды. Пока она их искала, они сбежали, схватив награды.

В нашей жизни благородство и подлость всё время рядом.

Рецензии

Здравствуйте, Владимир!

Хоть я всю жизнь был нигилистом, и совершенным противником ушедшей старой "системы", но не отнять, хорошо Вы написали про истинно верующего коммуниста. Что интересно, таковых, завзятых и праведных, всё же в то время было немало. А то, правильно Вы выразились, не выиграли бы войну. Их было за что уважать. И ведь они реально верили в то светлое будущее.

В ночь на 10-е крейсер "Ворошилов" и лидеры "Ташкент" и "Харьков" обстреляли район Таш-Алчин. В светлое время суток они отошли в район дневного маневрирования, а в ночь на 11 мая повторили обстрел. Стрельба велась в темное время суток по площадям, и ее эффективность, видимо, была невысокой.

19 мая командир ОЛС получил от командующего флотом приказ доставить из Батуми в Севастополь 9-ю бригаду морской пехоты, использовав для ее перевозки крейсер "Ворошилов" и эсминцы "Сообразительный" и "Свободный". Приказ предусматривал приход кораблей в главную базу около часа ночи, разгрузку в течение полутора часов и выход в обратный рейс не позже 3.00, а также движение в море на большой скорости. В Стрелецкой бухте, на случай тумана, в готовности к встрече кораблей стояли тральщики и сторожевые катера. На крейсер погрузили 36 орудий, 12 минометов, автомашины, обоз, 280 т грузов и 2485 бойцов и офицеров, а на эсминцы - по 300 бойцов и 30 т груза.

27 мая в 1.45 корабли вышли из Батуми. На крейсере находился командир отряда контр-адмирал Н.Е.Басистый. Корабли должны были следовать 22-узловым ходом на запад южной частью моря; перед наступлением темноты тех же суток повернуть от анатолийского побережья на север и, увеличив ход до 30 узлов, к полуночи прибыть в Севастополь; по входному фарватеру главной базы идти 18-узловым ходом, а за кромкой минного поля - 30-узловым. Около 19 часов немецкие самолеты-разведчики обнаружили отряд, и через 20 минут "Ворошилов" с большой высоты был атакован тремя бомбардировщиками. Своевременно открытый зенитный огонь и маневр на уклонение позволили избежать попаданий. В 20.16 три бомбардировщика пытались выйти в атаку со стороны заходящего солнца, но корабли повернули на контркурс и сбили расчеты летчиков - бомбы упали за кормой. В 20.43 появились семь немецких торпедоносцев; они разделились на две группы, но и на этот раз умелый маневр кораблей свел на нет усилия противника. Торпеды, сброшенные первой парой, прошли мимо крейсера. Так же успешно был отражен второй, а в 20.51 - и третий авианалеты. На подходе к боновому заграждению Севастопольской бухты на "Ворошилова" вновь напал самолет-торпедоносец. Сброшенная им торпеда взорвалась на берегу в районе Херсонесского музея. В 21.30 корабли прибыли в Севастополь. Крейсер ошвартовался к Угольной пристани, носом на выход. На нем были приготовлены специальные лотки для выгрузки боеприпасов: с левого борта - на причал, а с правого - на поданную баржу. Орудия, автомашины, походные кухни сгружали по сходням и корабельными стрелами, и краном. Для приема раненых дополнительно развернули медицинские и операционные пункты. Выгрузка заняла полтора часа.

Несмотря на явные достоинства (сильное артиллерийское вооружение, развитые средства автоматизации управления огнём, мощная энергетическая установка, высокая скорость и т. д.), в условиях Великой Отечественной войны крейсер «Ворошилов» оказался невостребованным для защиты конвоев и уничтожения транспортов противника, а потому использовался для выполнения непрофильных задач.

Крейсеры «Киров» и «Ворошилов», пополнившие состав советского ВМФ накануне Великой Отечественной войны, принадлежат к проекту 26, ведущему свою историю от крейсера «Раймондо Монтекукколи», комплект чертежей которого был передан итальянской фирмой «Ансальдо». По сложившейся в СССР практике, полученную документацию переработали советские инженеры.

«Ворошилов» был заложен 15 октября 1935 года на заводе №198 им. Андре Марти в Николаеве. В отличие от крейсера «Киров», при строительстве «Ворошилова» использовались только отечественные комплектующие, что привело к многочисленным задержкам в работе – заводы срывали сроки поставок, а их продукция часто не соответствовала требованиям проекта.

Крейсер «Ворошилов» в походе
Источник: waralbum.ru

Технические характеристики

Каждый из крейсеров имел клёпанный корпус с полубаком, транцевой кормой, двумя палубами (верхняя и нижняя) и двумя платформами. В горизонтальной плоскости корпус разделялся на 19 водонепроницаемых отсеков. Таким образом, конструкция корабля обеспечивала сохранение плавучести при затоплении трёх любых отсеков.

Основные геометрические размеры крейсера «Ворошилов»*

ДЛИНА НАИБОЛЬШАЯ, М

ШИРИНА НАИБОЛЬШАЯ, М

ОСАДКА ПРИ ПОЛНОМ ВОДОИЗМЕЩЕНИИ С УЧёТОМ

ВЫСТУПАЮЩИХ ЧАСТЕЙ РУЛЯ И ВИНТОВ, М

ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ СТАНДАРТНОЕ, Т

ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ НОРМАЛЬНОЕ, Т

ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ ПОЛНОЕ, Т

Вооружение

Оружие «Ворошилова» было стандартным для крейсеров «вашингтонского типа»: артиллерия главного калибра, состоявшая из девяти 180-мм орудий; универсальная артиллерия, состоявшая из шести 100-мм орудий; зенитная артиллерия малого калибра; минно-торпедное и авиационное вооружение. Более подробные данные о вооружении корабля приведены в таблицах в конце статьи.


Команда крейсера «Ворошилов» отрабатывает действия по тревоге. Вид на кормовую башню главного калибра
Источник: waralbum.ru

Энергетическая система

Крейсеры имели котлотурбинную двухвальную главную энергетическую установку, состоявшую из двух главных турбозубчатых агрегатов ТВ-7, изготавливавшихся в Харькове по лицензии компании «Ансальдо», и шести котлов системы Нормана. Суммарная мощность установки составляла 113 500 л. с. Скорость самого полного хода составляла 36 узлов, крейсерского хода – 25 узлов, экономичного хода и заднего хода – 18 узлов. Дальность плавания экономичной скоростью при полном запасе топлива составляла 3750 миль.

Бронирование

Главные механизмы, агрегаты и центральные посты управления артиллерией, энергоустановкой, штурманский пост, а также погреба боезапаса защищались 121-метровой цитаделью, которую образовывали 50-мм бортовой броневой пояс, траверзы и броневая (нижняя) палуба. Башни главного калибра защищались такой же бронёй, а 100-мм орудия – 8-мм щитами. Функции противоминной защиты выполняло двойное дно, а также продольные переборки около машинно-котельных отделений и другие бортовые отсеки, расположенные ниже ватерлинии.

Экипаж

Согласно про­екту, по штату мирного вре­мени экипаж состоял из 44 человек стар­ших и средних командиров (офи­церов), 124 младших командиров (старшин) и 566 краснофлотцев – всего 734 чело­века. Фактически же численность экипажа «Ворошилова» в 1944 году составляла 881 человек, из-за чего двухъярусные койки краснофлотцев в кубриках пришлось переделать в трёхъярусные.

Боевая служба

Корабль спустили на воду 28 июня 1937 года, а официально ввели в строй 20 июня 1940 года. Первым его командиром стал капитан 1-го ранга Ф. С. Марков. После ввода в строй «Ворошилов» прошёл интенсивную боевую подготовку, финалом которой стало его участие в совместных учениях Черноморского флота и войск Одесского военного округа 14–20 июня 1941 года.


Крейсер «Ворошилов» на якорной стоянке, 20 июня 1941 года
Источник: waralbum.ru

Набег на Констанцу

По состоянию на 22 июня 1941 года «Ворошилов» являлся флагманским кораблём Отряда лёгких сил (ОЛС) Черноморского флота под командованием контр-адмирала Т. А. Новикова. По официальной версии, основной задачей ОЛС являлось обеспечение морских перевозок и, в первую очередь, перевозки топлива, однако из-за «десантного психоза» первых дней войны, вызванного успешной высадкой немцев на остров Крит, задачи отряда скорректировали. Получив 22 июня донесение разведки о том, что в Констанце обнаружены десять немецких транспортов для высадки десанта в Крым, командование ЧФ спешно приступило к разработке набега на Констанцу. Основной целью операции являлись запасы топлива в порту.

Ход операции хорошо известен благодаря сохранившемуся «Отчёту о набеговой операции кораблей Отряда лёгких сил Черноморского флота на базу-порт Констанца в ночь с 25 на 26 июня 1941 года» от 11 августа 1942 года. По плану крейсер «Ворошилов» совместно с эсминцами «Смышлёный» и «Сообразительный» составлял отряд поддержки, предназначенный для защиты ударной группы из двух лидеров.

Поход отряда поддержки обернулся конфузом. Выйдя в море 25 июня в 22:41, «Ворошилов» уже к 2:30 потерял оба корабля сопровождения. Эсминец «Смышлёный», отставший от конвоя после затраливания на Инкерманском створе неизвестного предмета, заблудился, проскочив красный сектор Херсонского маяка, а «Сообразительный» попросту отстал от крейсера. Трудно понять логику действий адмирала Новикова по отрыву крейсера от эсминца «Сообразительный» в условиях, когда по его данным 24 июня на траверзе Шохе была обнаружена подводная лодка противника. Собственно, в бою крейсер не принял никакого участия. Несмотря на атаку советских кораблей, предпринятую румынскими миноносцами 26 июня в 5:14, «Ворошилов» вместе с догнавшим его «Сообразительным» продолжил маневрирование в полусотне миль от Констанцы. После получения в 6:45 приказа от командующего флотом корабли взяли курс на Севастополь, куда благополучно прибыли в тот же день.

После возвращения в Севастополь крейсер почти три месяца простоял там и лишь дважды выходил на рейд. В сентябре 1941 года «Ворошилов» решили задействовать в обстреле противника на подступах к Перекопскому перешейку.


Корабли Черноморского флота в походе. Ближний на фотографии – крейсер «Ворошилов». 1942 год
Источник: waralbum.ru

Артобстрел 19 сентября 1941 года

В соответствии с задачей, поставленной Военным советом ЧФ, крейсер должен был в дневное время без прикрытия обстрелять скопления войск противника в Алексеевке, Хорлах и Скадовске. Приказ красноречиво говорит о том, что положение на перешейке сложилось крайне тяжёлое, и командование отправило новейший крейсер практически «на убой». В ходе обстрела, длившегося 1 час 20 минут, было израсходовано 148 180-мм снарядов, а его результатом якобы стали большие пожары. Официальные данные ставит под сомнение генерал Батов, который в своих мемуарах вовсе не упоминает об обстреле. 24–25 сентября крейсер в сопровождении эсминца «Смышлёный» перебазировался из Севастополя в Новороссийск.

Авианалёт на Новороссийск 2 ноября 1941 года

Нельзя сказать, что советское командование исключало возможность немецкого авианалёта на Новороссийск или что он стал неожиданностью для Черноморского флота. Первые самолёты были обнаружены над городом уже 23 июня, а 30 августа город и стоявший в порту крейсер «Красный Кавказ» бомбили три Ю-88. Крейсер «Ворошилов», стоявший в Новороссийске у Элеваторной пристани, стал целью немецкой авиации 2 ноября. В ходе атаки, начавшейся в 9:25, «Ворошилов» успешно атаковали три «юнкерса» – в крейсер попали две 250-кг бомбы, нанёсшие ему серьёзные повреждения. Повторная атака силами пяти самолётов началась в 11:53. В ходе отражения обеих атак зенитчики крейсера израсходовали сотни снарядов, однако данные о повреждённых или сбитых самолётах отсутствуют.

Взрыв первой бомбы, пробившей корабль насквозь и взорвавшейся в четырёх метрах ниже ватерлинии, привёл к затоплению артиллерийского погреба 3-й башни, минно-торпедных погребов, обоих коридоров гребных валов, 9-го кренового отсека, кладовой провизии, помещения кормовой рефрижераторной машины и коффердама. Взрыв второй бомбы в шкиперской кладовой стал причиной появления пробоины площадью 16–18 м2 и привёл к образованию поперечной трещины от борта до борта, а также повреждению рулевого управления и частичному затоплению рулевого отделения, кормового гиропоста, кормового машинного отделения и подбашенных отсеков.

Несмотря на столь серьёзные повреждения, корабль ещё «легко отделался». Во-первых, часть бомб пошла с перелётом. Во-вторых, пожар, начавшийся в погребе 3-й башни, потушила забортная вода. В-третьих, возникший крен на правый борт удалось локализовать и нивелировать принятием 220 т воды в дифферентные отсеки и бензохранилище. Вскоре командование начало операцию по переводу корабля в Поти на буксире крейсера «Красный Кавказ». К чести экипажа «Ворошилова» отметим, что к утру 4 ноября, несмотря на затопленное рулевое отделение, он восстановил ручное управление кораблём. Далее крейсер следовал своим ходом и в тот же день пришвартовался в Поти.


Крейсер «Ворошилов» в Батуми, 1942 год
Источник: waralbum.ru

Артиллерийская поддержка сухопутных войск

После ремонта на заводе №201 крейсер 18 марта 1942 года вернулся в строй и далее активно использовался для артиллерийской поддержки сухопутных войск.

Результат этих артобстрелов, вероятно, был невелик по сравнению с психологическим эффектом – повторявшиеся обстрелы из тяжёлых корабельных орудий нервировали противника, подрывая его веру в силу собственной авиации и флота, и поднимали дух советских войск.


Крейсер «Ворошилов» в Поти, 1942 год
Источник: navsource.narod.ru

Прорыв в Севастополь

В начале мая 1942 года советское командование получило достоверные сведения о подготовке немцами третьего штурма Севастополя и для переброски подкреплений в осаждённый город решило использовать боевые корабли, что, по сути, было единственной возможностью выполнить эту задачу в условиях господства противника в воздухе. Для переброски 9-й бригады морской пехоты задействовали крейсер «Ворошилов», а также эсминцы «Сообразительный» и «Свободный». В соответствии с планом корабли осуществляли обходной манёвр – выйдя 27 мая в 1:45 из Батуми, они следовали на запад южной частью моря, откуда поворачивали на север. Основная часть пути преодолевалась на высокой скорости (22–30 узла), и только при прохождении входного фарватера Севастополя она снижалась до 18 узлов. Этот сложный манёвр оказался результативным – немецкие самолёты-разведчики обнаружили конвой только около 19:00 и смогли организовать всего три безрезультатных авиаудара ограниченными силами. Со стороны заходящего солнца советский корабль атаковали три бомбардировщика, после чего в атаку пошли семь немецких самолётов-торпедоносцев.

Благодаря хорошей организации выгрузка заняла всего полтора часа. Однако на обратном пути советских моряков ждал неприятный «сюрприз». По воспоминаниям командира отряда адмирала Н. Е. Басистого, немецкое командование быстро извлекло урок из неудачной предыдущей атаки:

«Сегодня противник действовал иначе. Сначала – тщательная разведка. Она установила построение нашего отряда и скорость его движения. Потом – точно рассчитанный одновременный удар с малой и большой высоты, заставивший корабли рассредоточить свой огонь. При этом торпедоносцы выходили в атаку так, что перекрывали своими шестнадцатью торпедами значительную площадь, в центре которой находилась главная цель – крейсер. Удар получился массированным и скоротечным, от которого, казалось, никакого спасения нет»

От гибели корабль спасло мастерство капитана Маркова, который поворотом на контркурс уклонился от двух сброшенных торпед. Согласно отчётам, советские моряки сбили два Хе-111, причём один из них был уничтожен огнём орудий главного калибра. В этом бою крейсер был повреждён – вышла из строя одна из турбин высокого давления.

Рейд на Сулину

Трудно сказать, что заставило наркома ВМФ Н. Г. Кузнецова принять 19 ноября 1942 года решение о подготовке нескольких групп кораблей для действий на морских коммуникациях противника у западного побережья Чёрного моря. Возможно, причину этого решения следует искать в давлении со стороны руководства страны («почему, когда вся страна воюет, флот отсиживается на базах?»), либо удачный прорыв «Ворошилова» в Севастополь заставил наркома усомниться в мощи немецкой авиации и её способности контролировать Черноморскую акваторию.

В рейде на румынский порт Сулина принимали участие два отряда кораблей. В состав первого отряда входили крейсер «Ворошилов», лидер «Харьков» и эсминец «Сообразительный». На первом этапе отряд должен был разрушить радиостанцию и маяк на острове Фидониси. На втором этапе крейсер в сопровождении эсминца должен был обстрелять порт Сулина, а лидер – произвести поиск плавсредств противника у румынского побережья и, если позволит обстановка, обстрелять порт Бургас. В задачу второго отряда (эсминцы «Беспощадный» и «Бойкий») входил поиск судов противника между мысами Калиакра и Шаблер, а затем обстрел порта Мангалия. Поставленные задачи не соответствовали ни количеству кораблей, ни уровню их боевой подготовки.

Атака обернулась провалом. На рассвете 1 декабря корабли приблизились к Фидониси и в 7:47 открыли огонь по маяку, повторив «цусимскую ошибку» – беспорядочные взрывы снарядов разных калибров практически исключали возможность корректировки огня. В результате разрушить маяк так и не удалось. Атаку прекратили после того, как сигнальщик «Ворошилова» принял низко погрузившуюся веху за перископ вражеской подводной лодки. В 8:05 «Сообразительный» подсёк правым параваном мину, о чём сразу же сообщили на крейсер. Ошибочно идентифицировав мину как одиночную, командующий эскадрой Л. А. Владимирский решил продолжать движение прежним курсом со скоростью хода 12 узлов – решение достаточно спорное, так как на малом ходу параваны не подсекали мины, а подтягивали их к бортам кораблей.

В 8:06 в параване «Ворошилова» по правому борту взорвалась мина, а в 8:07 последовал второй взрыв недалеко от левого борта. В результате взрывов крейсер получил серьёзные повреждения – через разошедшиеся швы обоих бортов вода затопила большую часть нефтяных цистерн и креновых отсеков, а также проникла в первый подбашенный и второй дифферентный отсеки. Кроме того, от сотрясения вышли из строя электротелеграфы, центральные автоматы стрельбы, стабилизированные посты наводки, освещение и телефонная связь, была повреждена кирпичная кладка у четырёх котлов. В 8:10 экипаж смог восстановить работу котлов, а приблизительно к 8:50 аварийные партии предотвратили распространение воды по кораблю и остановили её поступление из-за борта. Обстреляв на обратном пути гидросамолёт Хе-115, крейсер прибыл в Поти 2 декабря.

После прохождения ремонта на заводе №201 крейсер принял участие в своей последней боевой операции: 1 февраля 1943 года он обстрелял немецкие позиции северо-западнее Геленджика из орудий главного калибра.

После гибели 6 октября 1943 года от ударов немецкой авиации лидера «Харьков», а также эсминцев «Беспощадный» и «Способный» Ставка Верховного Главнокомандования запретила использование без её ведома эсминцев и более крупных кораблей на Чёрном море. Это и стало концом боевого пути «Ворошилова».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: