Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "дикие животные наших лесов". Занятие-путешествие по ознакомлению с окружающим миром "дикие и домашние животные" Конспект занятия по ознакомлению с д

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

«Дикие животные зимой»

(старшая группа)

Коррекционно-образовательные задачи: Расширение и углубление представлений о диких животных, особенностях их внешнего вида и образе жизни. Активизация предметного и глагольного словаря, словаря признаков по теме «Дикие животные зимой».

Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже). Совершенствование синтаксического строя речи.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи (составление мини – рассказов о животных), зрительного внимания, логического мышления, координации речи с движением, ловкости.

Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Материалы и оборудование к занятию:

Ширма и макет зимнего леса, большая кукла Вопросик Почемучкин, у которого в карманах карточки с заданиями для детей, карточки с силуэтами диких животных, с цифрами, игрушки диких животных, мольберт, снежинка.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций диких животных и беседа по ним.

Рассказы: Л.Н. Толстой «Ягнята и волк», В. Бианки «Купание медвежат», А.К.Толстой «Лиса Патрикеевна», Е. Чарушин «Волчишко», «Медведица и медвежата», Н. Сладков «Лиса и еж», «Лиса и заяц», Г. Снегирев «Медвежонок».

Сказки: «Козлятки и волк», «Колобок», «Три медведя» (Обр. Л. Толстого), «Маша и медведь» (Обр. М. Булатова), «Лиса, заяц и петух», «Волк и семеро козлят», «Лисичка со скалочкой» (Обр. М. Булатова), «Лиса и кувшин» (Обработка К.Д. Ушинского), Ш. Перро «Красная шапочка».

Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Чей этот домик?», «Кто чем питается?», «Кто потерялся?», «Отгадай, кто это?».

Игры - драматизации: Б. Заходер «Еж», С. Маршак «Еж и лиса».

Ход занятия.1. Вводная часть.

Воспитатель: Дети, посмотрите, какая красивая снежинка! К кому она попадет в руки, тот должен назвать любое слово о зиме и сесть на стул.

Дети. Мороз, снег, иней, лед, снегирь, Снегурочка, лыжи, санки, метель, вьюга…

2. Основная часть «Путешествие в зимний лес».

Воспитатель. Сейчас мы отправимся в путешествие, а куда – догадайтесь сами. Закройте глаза.

(Звучит музыка. Воспитатель открывает занавес на ширме с макетом зимнего леса.)

Воспитатель. Посмотрите, куда мы попали?

Дети. Мы попали в лес.

Воспитатель. Какое это время года?

Дети. Зима.

Воспитатель. Какой красивый зимний лес! Все покрыто снегом, будто пушистым ковром. Тихо – тихо в лесу. А вот и солнышко взошло.

(Включает лампу на ширме)

Скажите, кто живет в этом лесу?

Дети. В этом лесу живут волк, лиса, заяц, белка.

Воспитатель. Как назвать этих животных одним словом?

Дети. Дикие.

Воспитатель. Подумайте и скажите, всех ли диких животных можно увидеть зимой?

Дети. Нет, не всех.

Воспитатель. Почему?

Дети. Медведи и ежи впадают в спячку и спят до весны.

(Раздается стук в дверь, «входит» кукла Вопросик Почемучкин)

Вопросик. Здравствуйте, ребята! Как я рад снова вас видеть! Я принес новые загадки.

  • Пышный хвост торчит с верхушки.
  • Что за странная зверушка?

    Щелкает орехи мелко.

    Ну, конечно это …

  • День и ночь по лесу рыщет,
  • День и ночь добычу ищет.

    Ходит – бродит он молчком,

    Уши серые торчком.

  • По снегу бежит – петляет.
  • К лету шубку он меняет.

    На снегу его не видно,

    Волку и лисе обидно.

  • Кто в лесу огромней всех?
  • Кто богатый носит мех?

    Кто в берлоге до весны

    Днем и ночью смотрит сны?

    (Медведь)

    Вопросик. Молодцы! Давайте подойдем поближе и рассмотрим их. Я вот смотрю и никак не пойму, что общего есть у всех зверей?

    Дети. У всех животных есть голова, морда, лапы, хвост…

    Вопросик. Все время забываю, чем покрыто тело животных?

    Дети. Тело животных покрыто шерстью.

    Вопросик. Расскажите, пожалуйста, а какая лиса?

    Дети. Лиса рыжая, пушистая, хитрая…

    (Вопросик просит детей рассказать о волке, зайце, белке, медведе)

    Вопросик. Ой, посмотрите, у всех животных есть свои детеныши! А вы знаете, у кого кто?

    Игра « У кого кто?»

    Вопросик. Скажите, у лисы кто?

    Дети. У лисы лисята.

    Воспитатель. Вопросик, а что это выглядывает из твоего кармана?

    Вопросик. Это цифры, я все время их путаю. Помогите мне их запомнить!

    Воспитатель. Ребята, давайте поможем Почемучкину! На столе стоят игрушки: лисята, бельчата, медвежата. Сосчитайте, сколько их и положите рядом нужную цифру.

    Игра «Разложи цифры»

    (Дети выполняют задание, а Вопросик спрашивает, сколько игрушек, какую цифру положил, почему)

    Вопросик. Спасибо! Теперь я все цифры запомнил. Давайте поиграем?

    Игра «На водопой»

    Как-то днем лесной тропой (Дети спокойно идут по кругу

    Звери шли на водопой. друг за другом)

    За мамой лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая)

    За мамой лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках)

    За мамой ежихой катился ежонок, (Приседают, медленно

    двигаются вперед)

    За мамой медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку)

    За мамою белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку)

    За мамой зайчихой – косые зайчата, (Скачут на выпрямленных ногах)

    Волчица вела за собою волчат, (Идут на четвереньках)

    Все мамы и дети напиться хотят. (Лицом в круг, делают движения

    языком – «лакают»)

    Вопросик. Ребята, а правда, что белка живет в норе?

    Дети. Нет! Белка живет в дупле.

    Вопросик. Ой, как интересно! Расскажите, пожалуйста, где живут дикие животные.

    Игра « Где живут?»

    Дети. Лиса живет в норе.

    Медведь спит в берлоге.

    У зайца дома нет, он спит под кустом, под елкой, в сугробе.

    Волк живет в логове.

    Еж зимой спит в норе.

    Вопросик. Спасибо, ребята! А у меня есть еще одна просьба! Расскажите поподробнее об этих животных.

    (Воспитатель ставит на мольберт карточки с силуэтами диких животных)

    Воспитатель. Расскажите Вопросику, кто это. Какие у него детеныши. Где живет. Назовите, какое это животное по месту обитания.

    Это медведь. У него медвежата. Он зимой спит в берлоге. Медведь - дикое животное.

    Вопросик. Большое спасибо, ребята! Я так много узнал! Пойду, расскажу все своим друзьям. До свидания!

    (Вопросик Почемучкин «уходит»).

    3. Заключительная часть.

    Воспитатель. Вот и ушел наш Вопросик Почемучкин. Теперь он многое узнал и, наверно, будет задавать меньше вопросов. Как вы думаете, зверям хорошо жить в лесу?

    Дети. Хорошо. Это их дом. Лес их кормит.

    Воспитатель. А как люди должны вести себя в лесу?

    Дети. В лесу нельзя ничего ломать, преследовать животных. Надо беречь красоту. Лес нельзя загрязнять.

    Воспитатель. Вы порадовали Почемучкина своими ответами, многое ему рассказали, были доброжелательны. А теперь, пора возвращаться из зимнего леса в наш детский сад.


    Чухманова Мария Александровна

    Алла Сбродова
    «Дикие животные». Занятие по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе

    Цель : Познакомить детей с обитателями леса с дикими животными . Отметить характерные признаки диких животных . Уточнить, что каждому животному необходимо жилище , пища, тепло. Воспитывать у детей доброе отношения к животным и интерес к живой природе , эмоциональную отзывчивость.

    Материал : Картинки с изображением диких животных (Лиса, волк, медведь, заяц, белка) . Картинки леса.

    Ход занятий:

    Дети рассаживаются на стульчики полукругом.

    Воспитатель : Ребята, помните мы как то ходили в лес, гулять, листочки собирать. Хорошо осенью в лесу. Красиво, тихо – кажется, в лесу некого нет. Но это не так. В лесу много лесных жителей. И с некоторыми я сейчас вас познакомлю . Я буду загадывать загадки, а вы будете отгадывать. Если правильно отгадаете загадка, я покажу картинку с отгадкой.

    Хитрая плутовка,

    Рыжая головка,

    Хвост пушистый- краса!

    Как ее зовут? (лиса)

    Страшный, серый, зубастый

    Он навел переполох.

    Все зверушки разбежались

    Испугал зверюшек (волк)

    Бурый он и косолапый,

    Ловит рыбу мощной лапой.

    А еще он любит мед!

    Кто сластену назовет? (медведь)

    Комочек пуха, длинное ухо,

    Прыгает ловко, любит морковку (заяц)

    В дупле живет

    Да орешки все грызет. (белка)

    Молодцы, какие ребята, все загадки отгадали и животных узнали .

    Ребята, а подскажите, а как можно назвать этих одним словом?

    Дети : животные .

    Воспитатель : Посмотрите ребята, у всех животных четыре лапы , хвост, морда, тело покрыто шерстью.

    А где живут эти животные ?

    Дети : В лесу.

    Воспитатель : Молодцы, правильно в лесу, далеко от человека. И поэтому их называют дикие животные .

    Воспитатель и дети : Хоровое повторение .

    Воспитатель : Ребята, посмотрите, а животные чем то похожи друг на друга?

    Дети : Да. У них есть лапы, уши, хвост, шерсть, морда, глаза и они все живые.

    Воспитатель : ребята, посмотрите, подумайте и расскажите, как вы думаете, где заяц и как вы догадались?

    Дети : У зайца уши длинные…

    Воспитатель : А как вы догадались, что это лиса?

    Дети : Хвост пушистый

    Воспитатель : А как вы догадались, что это медведь?

    Дети : Он большой и неуклюжий

    Воспитатель : Правильно, животные похожи друг на друга, но у каждого есть свои отличия : У лося – рога, у ежика – колючки, у белки – кисточки.

    Ребята, давайте расставим животных по размеру , Сначала – самые большие потом поменьше и самые маленькие. (Дети с помощью воспитателя расставляют зверей по порядку : медведь- волк- лиса-заяц, белка).

    Ребята, а у вас есть дом, где вы живете с мамой и папой?

    Дети : Да, есть.

    Воспитатель : А как вы думаете,а у животных есть дома , где они живут?

    Дети : Да.

    Воспитатель : У каждого животного есть сой дом , только они разные :

    Медведь живет в берлоге

    Лиса в норе

    Ежик в норе

    Белка в дупле

    А теперь представьте, что вы не детки, а разные животные . Придумайте, кто каким животным хочет быть . А я буду отгадывать, когого животного вы изображаете .

    Дети изображают животных , а воспитатель отгадывает.

    Воспитатель хвалит детей за копирование животных .

    Воспитатель : А теперь представьте, что вы опять дети, зашли в лес и стали собирать ягоды.

    Игра «у медведя во бору» .

    Воспитатель : Какие ребятки молодцы, все от медведя убежали.

    Вот и закончилось наше занятие , давайте повторим , что мы сегодня с вами узнали. Правильно мы узнали про животных , которые живут в лесу и называются дикими .

    Нина Сайгина
    НОД Ознакомление с окружающим миром «Дикие животные наших лесов»

    Ознакомление с окружающим миром «Дикие животные наших лесов »

    Программное содержание :

    Расширить интерес детей к объектам природы, расширить кругозор и представление детей об изменениях в жизни зверей осенью; обогащать словарь детей.

    Воспитывать любознательность

    Предварительная работа :Рассматривание карточек для занятий в д/с и дома «Расскажите детям» диких животных ) Чтение и обсуждение

    Сказки И. Соколова-Микитова «Листопадничек» , ,

    Е. Чарушин «Олениха с оленятами» , «Лосиха с лосенком» , «Рысь»

    Дидактические игры «Чья морда, лапы, хвост» , «Скажи со словом много» Чтение и обсуждение

    Сказки И. Соколова-Микитова «Листопадничек» , «Про зайца – длинные уши, короткий хвост» ,

    Е. Чарушин «Олениха с оленятами» , «Лосиха с лосенком» , «Рысь»

    Заучивание стихов «Зайка» В. И. Мирясов

    Материалы. Слайды «Дикие животные » ,картинки из серии «Дикие животные »

    Ход непосредственно образовательной деятельности

    1. Организационный момент.

    Игра «Угадай по описанию»

    Воспитатель : - Сядет тот, кто правильно ответит.

    Воспитатель :- Кто это? Трусливый, длинноухий, серый или белый? Заяц

    Воспитатель :- Бурый, косолапый, неуклюжий? Медведь

    Воспитатель :- Серый, злой, голодный? (как догадались) Волк

    Воспитатель :- Хитрая, рыжая, ловкая? Лиса

    Воспитатель :- Проворная, запасливая, рыжая или серая? (Белка)

    Воспитатель :- Полежала между елками подушечка с иголками. Тихонечко лежала, потом вдруг убежала(. Еж)

    Воспитатель :- - аккуратный, трудолюбивый. (Барсук)

    Похож он на свинью,но с клыками (кабан)

    Моет в речке свою пищу,чтоб была она почище

    А чистюля тот …Енот

    Не нужны нам топоры

    Мы строители … бобры

    Не боюсь в лесу врага

    Есть копыта и рога. лось

    2. Основная часть.

    Воспитатель :- Как их всех можно назвать, одним словом?

    Дети :- Животные .

    Воспитатель :- Почему?

    Дети :- Тело покрыто шерстью, 4 лапы, туловище, морда, хвост.

    Воспитатель :- Где живут эти животные ?

    Дети :- В лесу

    Воспитатель :- Как они называются?

    Дети :- Дикие животные

    Воспитатель :- Почему их так называют?

    Дети :- Сами себе добывают пищу

    Воспитатель :- А как еще по-другому их называют?

    Дети :- Звери

    Воспитатель :- Ребята, мы с вами уже говорили о том, как меняется природа поздней осенью, говорили о Но ведь животные - это тоже часть природы. Значит, и с ними тоже происходят перемены. А вот какие - это мы сейчас узнаем.

    Воспитатель

    Зверька узнаем мы с тобой

    По двум таким приметам :

    Он в шубке серенькой зимой,

    А в рыжей шубке - летом.

    (Белка)

    Воспитатель : - Правильно, это белочка. Как вы думаете, почему зимой она меняет цвет шубки? Да для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем, если бы она была рыжей.

    Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она еще становится и более теплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем жилище, кто знает, как его называют?

    Дети : - Дупло

    Воспитатель : - Оно тоже подготовлено для зимы : еще осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко.

    Воспитатель : - Белочка - большая хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила не только теплое дупло. А вы знаете, что еще? Конечно, припасы, которыми белка питается всю зиму. Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и все это хранит в специальных кладовках - в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.

    Воспитатель : - А кто еще из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме?

    Дети :- Заяц.

    Воспитатель : - Правильно, заяц. Летом он был, какого цвета?

    Дети :- Серого

    Воспитатель : - А к зиме постепенно белеет : сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Помните, мы с вами говорили о том, что в природе все имеет свою причину? Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка? (Дети высказывают свое мнение.)

    А еще зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов - лисы и волка.

    Воспитатель : - А как заяц себе домик устраивает?

    Воспитатель : - Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или, зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать : обгладывать кору упавших деревьев.

    Воспитатель : - Послушайте и отгадайте, чей это голос?

    Дети : - Это лиса

    Воспитатель : - Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.

    Воспитатель : - А кто нибудь, знает для чего лисе такой большой пушистый хвост.

    Воспитатель : - Длинный хвост служит лисе рулем, помогающим круто изменять направление бега во время охоты.

    Воспитатель : - Белый кончик хвоста мамы-лисицы является ориентиром для лисят в ночное время. Видя его, как маячок, они безошибочно следуют за ней. Зимой в трескучие морозы хвост служит лисе теплым пушистым одеялом и мягкой подушкой. Она сворачивается колечком в своей норе, укрывает хвостом лапки и лежит, уткнувшись мордочкой в нежный мех. Тепло и уютно.

    Воспитатель : - Послушайте еще один голос.

    Воспитатель : - Кто это?

    Дети :- Волк.

    Воспитатель : - Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся. А вот волки зимой сбиваются в стаи и ходят цепочкой, друг за другом, в поисках добычи - так охотиться легче. В волчьей стае есть вожак – это сильный, умный, опытный волк. Всей стаей волки охотятся на оленей, лосей, кабанов. А в сильные морозы, когда все звери спрятались, волки могут подходить к жилищам людей. Могут утащить поросенка, овечку, напасть на теленка.

    Воспитатель : - А днем прячутся в своем логове. Где они прячутся?

    Дети : – В логове

    Воспитатель : - Но есть еще интересные дикие животные , о которых мы с вами еще не говорили. Может вы, мне их назовете?

    Вот так звери

    Нор не роют

    Но зато плотины строят

    Все они одеты в шубы

    Инструмент не пилы-зубы

    Воспитатель : - Жилище у бобров называется так интересно - хатка

    Воспитатель : - Это жилище они строят сами из поваленных деревьев на водоемах. Вход в нору находится под водой, а сама нора представляет собой сложное строение с несколькими входами-выходами, множеством отнорков и гнездовыми камерами. Бобры очень чистоплотные.

    Воспитатель : - А как называют детенышей бобра?

    Дети : - Бобрята.

    Воспитатель : - Ребята, но в лесу можно встретить еще одного животного , посмотрите на слайд, вы его узнаете.

    Воспитатель : - Это барсук, посмотрите какая у него большая семья. Мама-барсучиха, детеныши-барсучата. Живут они в норе, барсуки очень чистоплотные животные . Питаются они насекомыми, личинками, червяками.

    Воспитатель : - В лесу можно встретить еще очень необыкновенного животного .

    Воспитатель : - Лось самый крупный родственник оленя. Длина его тела достигает до 3 метров.

    Воспитатель : - А кто – нибудь знает для чего лосю рога?

    Дети :- Они служат для обороны от хищников.

    Воспитатель : - Рассмотрите внимательно, а что у лося на ногах?

    Дети :- Копыта

    Воспитатель : - они ему помогают передвигаться по заснеженному лесу, как на лыжах, он не проваливается. Воспитатель : - А вот каких животных встретить зимой в лесу нельзя?

    Воспитатель : - А почему?

    Воспитатель : - Свою берлогу мишка старательно и умело готовит : устилает опавшими листьями, мягкой душистой хвоей, сухим мхом. Как только с неба полетят снежинки, мишка укладывается в свою постель. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, в жилище станет тепло. Сон его будет длиться до самой весны.

    Воспитатель : - А вот еж тоже не делает на зиму запасы. Когда наступают холода, он забирается в свой теплый и уютный домик и крепко проспит до весны. Белый снежок покрывалом укроет норку, никто ежа не найдет и не потревожит. Может быть, приснится ежику как он бродил летом по лесу, ловил червей, жуков, юрких ящериц, ядовитых змей, мышей и лягушек. Вы запомнили любимые лакомства ежа

    Физминутка. Дикие животные

    Встанем, надо отдохнуть,

    Наши пальчики встряхнуть .

    Поднимайтесь, ручки, вверх,

    Шевелитесь, пальчики, –

    Так шевелят ушками

    Серенькие зайчики.

    Крадемся тихо на носочках,

    Как лисы бродят по лесочку .

    Волк озирается кругом,

    И мы головки повернем.

    Теперь садимся тише, тише –

    Притихнем, словно в норках мыши.

    Д/и «Кто лишний?»

    1) лось, заяц, лиса

    Лось и заяц питаются травой и ветками, а лиса - мелкими животными .

    2) медведь, белка, ёж

    Медведь и ёж зимой спят, а белка - нет

    3) волк, заяц, белка

    Заяц и белка линяют с приходом зимы, а волк - нет.

    4) барсук, лиса, медведь

    Барсук и лиса живут в норе, медведь живёт в берлоге

    Д/и «Подбери признаки»

    Посмотрите на картинки и подберите слова, чтобы они отвечали на вопросы, какой? какая?

    Медведь – огромный, сильный, большой, крупный, могучий, умный, ловкий, лохматый, дрессированный, бурый, белый, косолапый, неуклюжий.

    Лиса – рыжая, большая, крупная, хитрая, изворотливая, голодная, пушистая, ловкая, острозубая, длиннохвостая.

    Белка - трудолюбивая, запасливая, ловкая, цепкая, проворная, незаметная, прыгучая, шустрая, резвая.

    Волк – большой, огромный, голодный, страшный, злой, сильный, опасный, хищный, зубастый, серый.

    «Подбери действия»

    медведь – ходит, плавает, переваливается, рычит, ревёт, лакомится мёдом, бродит, лазает (по деревьям, погружается (в спячку, сосёт лапу.

    Лиса - крадется, линяет, охотится, ныряет (в сугроб, укрывается (хвостом, разгребает (снег, добывает (пищу, роет, бегает, пробирается,

    Белка - прыгает, перепрыгивает, скачет, разоряет (гнезда, прячет (орехи, закладывает (грибы, грызет, шелушит (шишки, прячется (в дупле, цокает. Соскакивает

    – Волк - крадется, выслеживает, нападает, догоняет, воет, бродит, бегает, прячется, пробирается, рыщет, устраивает (логово, приносит (еду волчатам, съедает, зарывает, прячет (еду) .

    Молодцы! А вы умеете составлять загадки?

    Скажи наоборот.

    Упражнение " Закончи предложение. "

    Медведь большой, а заяц … (маленький)

    У волка хвост длинный, а у медведя … (короткий)

    Белка слабая, а волк … (сильный)

    Д/и «Кто,где живет?»

    Где живет медведь? Берлога чья?

    Где живет лиса? Нора чья?

    Где живет белка? Дупло чье?

    Где живет волк? Логово чье?

    Воспитатель :- О ком мы сегодня говорили?

    Почему их называют дикими ?

    А кто зимой впадает в спячку?

    Назовите жилище диких животных ?

    Что интересного вы еще узнали?

    Конспект занятий

    в старшей группе по ознакомлении детей с окружающим миром –

    «Дикие животные»

    Гарифуллина Айгуль Альтафовна

    Цель занятия: расширять и углублять знания детей о диких животных.

    Образовательные задачи: закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде. Расширение и активизация словаря по теме: «Дикие животные» (животные, зверь, медведь, волк, лиса, белка, заяц, еж, сторожка). Совершенствование грамматического строя речи. Развитие навыков слогового анализа слов.

    Развивающие задачи: развитие речевого слуха, речевого дыхания, зрительного внимания, пространственной ориентировки, мышления, тонкой и общей моторики, связной речи, чувства рифмы, развитие творческого воображения и подражательности.

    Воспитательные: формирование навыков взаимопонимания, доброжелательности, сотрудничества, ответственности, инициативности.

    Оборудование: Картинки с изображением диких животных. Ноутбук, диск с дидактическими играми, мультимедийный экран, магнитофон, диск с музыкой для релаксации. Чучело белки.

    Ход занятия.

    1 Организационный момент. Упражнение »Угадай и назови».

    Воспитатель: - Ребята, сейчас я вам загадаю загадки, а вы их отгадайте. А отгадку найдите среди картинок.

    Где живет он? В самой чаще.

    В самой-самой настоящей,

    Любит малину, любит мед,

    Сладкоежкою слывет (Медведь).

    Первый ребенок отгадывает загадку и достает картинку медведя.

    Воспитатель: - Кого ты нашел?

    Ребенок: - Медведя.

    Затем загадываются загадки о лисе, зайце и еже, белке.

    Посмотрите-ка, какая, вся горит, как золотая,

    Хвост пушистый и большой.

    На увертки мастерица, а зовут ее... (Лисица).

    Это что за зверь лесной?

    Затаился под сосной,

    И стоит среди травы,

    Уши выше головы. (Заяц).

    Вот иголки и булавки выползают из-под лавки.

    На меня они глядят, молока они хотят. (Еж).

    У рыжей хозяйки работы полно:

    Надо наполнить грибами дупло,

    Шубку успеть на другую сменить.

    Скоро зима! Надо очень спешить! (Белка).

    2. Рассматривание белки. Тактильное обследование.

    Воспитатель: - Посмотрите, кто к нам прибежал. Что есть у белочки?

    Дети: - Морда: глаза, уши, нос, рот с острыми зубками, туловище, покрытое мехом, 4 лапки с острыми коготками, пушистый хвост.

    Воспитатель: - Пушистый хвост ей нужен для того, чтобы скакать по деревьям, а когда холодно, то укрываться им как одеялом. А для чего нужны лапки с острыми коготками?

    Дети: - Чтобы лазать по деревьям.

    Воспитатель: - Для чего нужны острые зубки?

    Дети: - Грызть орешки.

    Воспитатель: - Что ещё любит белочка?

    Дети: - Грибы, ягоды, семена.

    Воспитатель: - Медведь, лиса, заяц, еж, белка - какие это животные?

    Дети: - Дикие.

    Воспитатель: - Почему этих зверей называют дикими? (Воспитатель выслушивает ответы детей.). Ребята, как вы думаете, кто из вас правильно ответил?

    Дети: - Правильно ответил Артем. За дикими животным люди не ухаживают. Дикие животные сами добывают себе еду и живут вдали от людей.

    Воспитатель: - Где они живут?

    Дети: - В лесу.

    3. Логическая задача:

    Воспитатель: - Ребята, посмотрите на картинку и скажите кто лишний? (Слайд 1. Изображение медведя, волка, зайца, лисы, ежа, собаки).

    Дети: - Собака.

    4. Лесные звери и их детеныши.

    Воспитатель: - Ребята, перед вами не взрослые дети, а их детеныши. Знаете ли вы, как они называются и кто их мама? (Слайд 2 – 9. Ежата, медвежата, волчата, зайчата, лисята, тигрята, бельчата, львята.).

    Дети: - У ежихи – ежата,

    У медведицы – медвежата,

    У волчицы – волчата,

    У зайчихи – зайчата,

    У лисицы – лисята,

    У тигрицы – тигрята,

    У бельчихи – бельчата,

    У львицы – львята.

    5. Гимнастика для глаз.

    Я скачу туда, сюда (движение глаз вверх - прямо перед собой)

    По деревьям ловко. (движение глаз вниз - прямо перед собой)

    Не пустует никогда (движение глаз вправо - прямо перед собой)

    У меня кладовка. (движение глаз вниз - прямо перед собой)

    6. Игра «На водопой».

    Воспитатель: - Захотели наши животные пить и отправились на водопой. Вокруг себя покружись и в зверят превратись. (дети идут по кругу)

    Жарким днем лесной тропой Звери шли на водопой

    За лосихой топал лосенок, (идут, громко топая)

    За лисицей крался лисенок, (крадутся на носочках)

    За зайчихой скакали зайчата (скачут как зайчата)

    За ежихой катился ежонок, (приседают, бегут короткими шагами)

    За бельчихой скакали бельчата, (скачут вприсядку)

    За медведицей шел медвежонок, (идут вперевалочку)

    Волчица вела своих волчат, (изображают волчат)

    Все мамы и детки напиться хотят (поворачиваются в круг, «лакают» язычком)

    Воспитатель: - Вокруг себя повернись и в ребяток превратись.

    7. Игра «Кого не стало?» с использованием ноутбука.

    Воспитатель: - Посмотрите на картинки и скажите, кого не станет.

    Воспитатель показывает слайд с изображением четырех животных (медведь, лиса, заяц, еж). На каждом следующем слайде «прячется» одно животное.

    Дети: отгадывают и называют: «Не стало медведя (лисы, зайца, ежа).

    8. Пальчиковая гимнастика «Ежик». Дети стоят в кругу. Изображают ежика, собрав пальцы рук в замок.

    Ежик маленький замерз,

    И в клубок свернулся

    (Прижмите пальцы – ежик убрал иголки)

    Солнце ежика согрело –

    Ежик развернулся.

    (Выпрямите пальцы – ежик показал колючки.)

    9. Заголовок.

    Воспитатель: - Мы сегодня говорили много о лесных обитателях. И я принесла вам рассказ Валентина Дмитриевича Берестова «Как найти дорожку» на тему леса, диких зверей.

    А заголовок сразу говорит о том, что кто-то заблудился и ищет дорожку к дому. Послушайте.

    Ребята пошли в лес в гости к деду-леснику. Пошли и заблудились. Смотрят. Над ними Белка прыгает. С дерева на дерево. С дерева на дерево. Ребята – к ней.

    Белка, белка, расскажи,

    Белка, белка, покажи,

    Как найти дорожку

    К дедушке в сторожку?

    Очень просто! – отвечает Белка. – Прыгайте с этой елки вот на ту, с той – на кривую березку. С кривой березки виден большой-большой дуб. С верхушки дуба видна крыша. Это и есть сторожка. Ну, что же вы, прыгайте!

    Спасибо, Белка, - говорят ребята. – Только мы не умеем по деревьям прыгать. Лучше мы кого –нибудь еще спросим.

    Скачет Заяц. Ребята и ему спели свою песенку:

    Зайка, Зайка, расскажи,

    Зайка, Зайка, покажи,

    Как найти дорожку

    К дедушке в сторожку?

    В сторожку? – переспросил Заяц. – Нет ничего проще. Сначала будет пахнуть грибами. Так? Потом – заячьей капустой. Так? Потом запахнет лисьей норой. Так? Обскачите этот запах справа или слева. Так? Когда он останется позади, понюхайте вот так и услышите запах дыма. Скачите прямо на него, никуда не сворачивая. Это дедушка-лесник самовар ставит.

    Спасибо, Зайка, говорят ребята. – Жалко, что носы у нас не такие чуткие, как у тебя. Придется еще кого-нибудь спросить.

    Видят, ползет Улитка.

    Эй, Улитка, расскажи,

    Эй, Улитка, покажи,

    Как найти дорожку

    К дедушке в сторожку?

    Рассказывать до-о-олго, вздохнула Улитка. – Лучше я вас туда провожу-у-у. Ползите за мной. – Спасибо, Улитка! – говорят ребята. – Нам некогда ползать. Лучше мы кого-нибудь другого спросим.

    На цветке сидит Пчелка. Ребята к ней.

    Пчелка, Пчелка, расскажи,

    Пчелка, Пчелка, покажи,

    Как найти дорожку

    К дедушке в сторожку?

    Ж-ж-ж, - говорит Пчелка. – Покажжу… Смотрите, куда я лечу… Идите следом. Увидите моих сестер. Куда они, туда и вы. Мы дедушке на пасеку мед носим. Ну, до свидания! Я уж-ж-жасно тороплюсь. Ж-ж-ж…

    И улетела. Ребята не успели ей даже спасибо сказать. Они пошли туда, куда летели пчелы, и быстро нашли сторожку.

    Вот была радость! А потом дедушка их чаем угостил.

    Читая рассказ, воспитатель дает объяснение слову сторожка – помещение для сторожа, лесника.

    Понравилась ли вам эта история? Понравились ли вам ребята? Почему все лесные обитатели им с радостью помогали?

    Сказка называется «Как найти дорожку». А какой заголовок вы бы придумали? (Помощь лесных зверей. Добрый лес.).

    10 . Упражнения для расслабления мышц с использованием музыки.

    Воспитатель предлагает детям лечь на спину и закрыть глаза.

    Воспитатель: - Представьте, что вы лежите на лесной полянке, светит солнце. Солнышко согревает ваше лицо, плечи, руки, грудь, ноги, вам тепло, спокойно. Сделайте медленный вдох и выдох. И вдруг защебетали птицы. Откройте глаза, улыбнитесь друг другу, возьмитесь за руки. Улыбнитесь всем!

    11. Итог занятия.

    Воспитатель: - Ребята, о каких животных мы с вами сегодня говорили? Где живут эти животные? Какой рассказ я вам прочитала? Кто написал этот рассказ?

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: