Конспект экскурсии в городской парк «Осенние изменения в природе. «Экскурсия в осенний парк»

Урок-экскурсия в городской парк «Осенние изменения в природе».

Место проведение: рябиновая аллея.

Время проведения: период золотой осени.

Цель экскурсии: понаблюдать за осенней рябинкой, в пределах города.

Задачи:

    формировать умения наблюдать за осенними изменениями в природе;

    воспитывать бережное отношение к родной природе.

    развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Подготовительная работа к экскурсии. Беседа о правилах поведения, технике безопасности в природе.

ХОД ЭКСКУРСИИ

I. Организационный момент II. Сообщение темы и целей урока Актуализация знаний учащихся.

Учитель:

Подумайте, кто сейчас будет нас встречать?

Летом одевается, а зимой раздевается. (Дерево).

А как оно называется узнаете,отгадав загадку:

Весной зеленело, летом загорало,
Осенью надела красные кораллы. (Рябина).

Учитель:

Мы сейчас с вами стоим рядом с рябинками. Посмотрите на них. Почему на рябинках, так много разноцветных листьев? Что с ними случилось? Наверно они заболели. Живые ли они?
– Потрогайте листочки, погладьте стволы деревьев. Конечно, все рябинки живые.
– Присмотритесь: на стволе и веточках видны малюсенькие дырочки, через них дерево дышит. Оно живое. Осенью меняют цвет и отмирают только листья, потому что день не такой длинный и стало холодно.
– Сегодня мы узнаем много интересного о рябинке, т. к. она пригласила нас к себе в гости.

3) Повторение

Учитель:

Ребята, зачем же мы ходим в гости к природе?

Дети:

Чтобы услышать пение птиц, любоваться ее красотой, насладиться свежим, душистым воздухом, раскрыть новые загадки природы.
Учитель: - А кто помнит, как нужно вести себя в гостях у природы?

Дети вспоминают правила поведения в природе:

1. Не шуми и не тревожь обитателей леса.
2. Не рви цветы, не ломай деревья.
3. Не оставляй мусор в лесу.
4. Не разжигай костры.

Учитель:

Есть хорошие слова: «Ты пришел в гости к природе, не делай ничего такого, что счел бы неприличным сделать в гостях».

III. Основная часть

Учитель:

К рябине у нашего народа отношение особое. Она является символом России. Она является покровителем тех, кто родился с 21 января по17 февраля. О ней сложено много песен, стихотворений. А какие народные песни, стихи о рябине вы знаете? (ответы детей).

Физкультминутка
1. «Часики». Стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Размахивания прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить 5 раз.
2. «Расти, как рябинка». Стойка, ноги вместе, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки – вдох; опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. Произнести «у-х-х-х». Повторить 5 раз.

3. «Паровозик». Встать друг за другом и медленно, проходя между рябинок, делать попеременные круговые движения руками, приговаривая «чух-чух-чух».

Учитель:

Пока мы играли, рябинки приготовили задания. Разделитесь по группам и выберите себе каждый по рябинке и разойдитесь.(Возле каждой рябинке лежит пакет с заданием).
– А теперь, ребята, попробуйте ответить на вопросы из карточек по группам.

1) Самостоятельная работа.

Задание дается всем группам одновременно. Идет работа в группах (5 – 7 минут). После проверки работы каждой группы проводится игра.

Задание первой группе.

Посмотрите и скажите, на что или на кого похожи рябинки?

Ответы детей: – Красные, как костер.
– Разноцветные, словно платок на плечи повесили, как девицы.
– Сестрички в пестрых сарафанах.
– Старушка кривая «нагнулась, будто что-то ищет».

Учитель:

Присмотритесь внимательнее, а чем все рябинки похожи? (Дети: - Тонкие стволы, хрупкие, ветвистые, все тонконогие красавицы, пестрые и т. д.).

Учитель: – Действительно, рябина – рябая, значит пестрая. От нее даже в глазах рябит.

Задание второй группе.

Рассмотрите листья рябины. Какого они цвета, формы? Вспомните, какие слова используют поэты при описании осенних листьев?
Беседа по материалам наблюдений.

Ответы детей:

Красные, желтые, бурые, золотистые, пятнистые, расписные и т.д.

Учитель:

Лист рябины очень сложный, похож на целую ветку с несколькими, расположенными друг против друга листочками. Каждый листочек с зубчиками и более овальный.

Конкурс «Самый лучший букет из рябиновых листьев».

2) Игра «Летят листья»

Дети двигаются по дорожке. По сигналу ведущего «Листья 2!». Дети встают парами и передвигаются до определенного сигнала. Подается новый сигнал «Листья 3!». Дети разбиваются на тройки и продолжают движение.

3) Игра «Осенний листопад»

В кучке листьев дети находят конверт, адресованный им. Когда его вскрыли, то обнаружили в нем письмо от рябинок. Они попросили рассказать им, что интересного они знают о рябине.

Беседа об осенней рябинке (дополнительный материал дает учитель или подготовленный ученик).

Учитель:

Научное название рябины означает «ловящая птиц». Уже с ранней осени тяжелые кисти круглых оранжевых и красных ягод привлекают к себе птиц. Древесина у рябины твердая, блестящая и очень ценная. Используется чаще всего для изготовления колес. Материалом для поделок служат засохшие ветви и корни деревьев.

Задание третьей группе.

Рассмотрите ягоды рябины. Как вы думаете, почему так говорят, что осенняя рябинка похожа на новогоднюю елку?

Беседа по материалам наблюдений.

Ответы детей:

Ягоды, как шарики на елке.
– А еще ягоды рябины похожи на маленькие яблочки.

Учитель:

Снизу у каждой ягодки рябины, словно вырезанное, пятиконечное отверстие, издали кажущееся черной точкой.
Оранжево-красные гроздья плодов остаются на деревьях на всю зиму, так, как плоды собирают после первых заморозков. Из них варят варенье, делают начинки для конфет. Недаром говорят, в сенокос горька, а в мороз сладка. Ягоды рябины очень богаты витаминами и широко используют в медицине. 23 сентября носит название – рябинник. В этот день начинали сбор урожая рябины. Но не всю рябину срывали, часть ягод дроздам да снегирям оставляли.

Как вы думаете, почему? (Дети: - Для подкормки птиц).
– А как мы поступим, будем заготавливать для птиц или оставим ее на деревьях
? (Дети: - Оставим, т. к. ягодами рябины питаются многие животные: дрозды, свиристели, снегири, вороны, лисицы, зайцы).

4) Игра «Скорый поезд»

Играют две команды. В 3–4 метрах от команды ставят рябиновые веточки. По команде игроки быстрым шагом направляются к веточкам, огибают их и возвращаются в колонны, где к ним присоединяются вторые по счету игроки и вместе они снова проделывают тот же путь и т.д.

IV. Итог экскурсии

Учитель:

Ну вот, мы и побывали в гостях у рябинки. Что же интересного вы узнали? (ответы детей).
Учитель: – А на прощание она просит нас написать сочинение – миниатюру «Мои наблюдения в осеннем парке» и нарисовать ее осенних подружек.

Давайте посмотрим друг на друга. Какой подарок подарили нам всем рябинки ? (Дети: - Розовые, румяные щечки ) .
– Почему?
(Дети: - Свежий воздух укрепляет здоровье, а здоровый человек всегда красив).
– Поблагодарим рябинки за ту красоту и радость, которыми они щедро поделились с нами.

Завершая экскурсию, учитель оценивает поведение детей в природе, благодарит их за помощь в работе.

Татьяна Перова
«Экскурсия в осенний парк». Конспект занятия по экологии в средней группе

ТЕМА : Экскурсия в осенний парк . Золотая осень .

ЦЕЛЬ : учить детей различать наиболее характерное состояние

осенней погоды : холодно, идут дожди, дуют ветры, птицы улетают на юг, с деревьев опадают листья,

провести наблюдение за осенней природой ,

закрепить представление детей об основных частях дерева (ствол, ветви, листья, упражнять в различении листьев по величине, цвету,

вызывать эстетические переживания от восприятия красоты осенних деревьев ,

развивать наблюдательность, внимание, память, воображение и речь,

воспитывать любовь и бережное отношение к природе, стремление заботиться о ней и беречь.

Ход ЭКСКУРСИИ:

Вводная беседа

Какое время года наступило?

Какие осенние месяцы знаете ?

Какой месяц осени сейчас ?

Мы с вами познакомились с приметами ранней осени . А сейчас наступила самая красивая пора осени – золотая осень . Мы отправляемся в парк , чтобы посмотреть, как он изменился. Стал ли золотым?

Основная часть парке )

Дети, сегодня мы с вами пойдем на экскурсию в парк . Там мы с вами

будем играть, наблюдать, узнаем много, чего вы еще не знаете.

Пришли в парк .

Дети, что вы наблюдаете в небе? (Теплое, но не яркое солнце, в небе облака.)

Что изменилось в природе с наступлением осени ?

Что видите на земле? (Ковёр из осенних листьев , которые шуршат под ногами.) Послушаем это шуршание.

Дети, посмотрите, в парке стало светлее . Как, по вашему, действительно парк стал светлее ? А почему?

Послушайте стихотворение Е. Трутневой «Осень » .

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах –

Это платье золотое

У берёзке на плечах.

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём.

Под ногами шелестят

И летят… летят… летят…

Мы с вами пойдём по парку и понаблюдаем…

Посмотрите на деревья и скажите, что стало с листьями? Они стали желтеть и опадать. Листьев на деревьях становится меньше.

А теперь, ребята, давайте полюбуемся осенними деревьями . Посмотрите, какие они красивые. Подойдите поближе и попробуйте дотянуться до самой нижней ветки дерева. Какое оно высокое! Это берёза. Расскажите о ней. Какая она? (Рассказы детей.) А какой наряд у клёна? А вот тополь, дуб.

А кто покажет мне ствол дерева? Обхватите его пальцами.

Можно ли обхватить ствол дерева пальцами? Почему нельзя?" Какой

Правильно, ствол у дерева толстый и пальцами его обхватить нельзя.

Поэтому мы попробуем сделать это руками.

Воспитатель предлагает 2-3 детям взяться за руки и обхватить

Ребята, а кто покажет мне ветки? Правильно, а какие они - толстые

или тонкие?

А сейчас посмотрим на листья. Какие они? (Жёлтые, красные,

оранжевые, коричневые, в некоторых местах еще зеленые.)

А листья большие или маленькие?

Правильно, разные, есть совсем маленькие, а вот эти большие.

Давайте соберем листья, но только желтые. Собирают потом

коричневые, потом только зеленые).

Затем по просьбе воспитателя дети собирают только маленькие

листья, затем большие. Собранные листья соединить в единый букет, и

предложить детям посмотреть, как они плавно и тихо кружась,

опускаются на землю.

Давайте мы тоже покружимся как листики.

Молодцы, красиво. А сейчас мы поиграем.

Игра «Деревья» . Воспитатель говорит : - Дует сильный ветер- у-у –у -у и качает

деревья, все дети качают руками с листьями «Закружились листочки» - дети

кружатся с листьями, подняв руки. «А теперь листочки полетели на землю» .

Дети подбрасывают листья и приседают. «Змейка из листьев» - дети с листьями

берут друг друга за руки и идут змейкой.

Мы уже знаем, что осенью часто идут дожди . Сейчас мы поиграем в игру

«Солнышко и дождик» и посмотрим, кто же из вас самый, внимательный.

Светит солнышко, все бегают, играют. Но вот пошёл дождик, по сигналу

воспитателя дети бегут под зонтик.

Предложить и другие игры. Перед тем, как дети уйдут из парка , воспитатель

Предлагает полюбоваться красотой осеннего парка .

(раздел Познание)

Участвовали дети группы, их родители, воспитатель.

Цель:

  • развивать умения видеть и чувствовать красоту родной русской природы;
  • воспитывать любовь к родной природе, прививать основы экологической культуры;
  • развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • формировать оздоровительный эффект нервной системы ребенка через эстетическое переживания и укрепление физического здоровья;
  • создавать условия для усвоения представлений об осенних изменениях в живой природе, в жизни растений и животных в связи с приходом осени.

Задачи:

  • научить распознавать наиболее характерные явления живой природы, присущие осени;
  • развивать общеучебные и исследовательские умения, и навыки: наблюдение, сравнение, систематизация и классификация;
  • формировать экологическое сознание, представление о взаимосвязи объектов живой природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Прогулка-экскурсия в осенний лес "Удивительный мир природы"

(раздел Познание)

Участвовали дети 11 группы, их родители, воспитатель.

Цель:

  1. развивать умения видеть и чувствовать красоту родной русской природы;
  2. воспитывать любовь к родной природе, прививать основы экологической культуры;
  3. развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
  4. формировать оздоровительный эффект нервной системы ребенка через эстетическое переживания и укрепление физического здоровья;
  5. создавать условия для усвоения представлений об осенних изменениях в живой природе, в жизни растений и животных в связи с приходом осени.

Задачи:

  1. научить распознавать наиболее характерные явления живой природы, присущие осени;
  2. развивать общеучебные и исследовательские умения, и навыки: наблюдение, сравнение, систематизация и классификация;
  3. формировать экологическое сознание, представление о взаимосвязи объектов живой природы.

Подготовка экскурсионного снаряжения:

  1. План маршрута, компас.
  2. Пакеты для сбора мусора, перчатки.
  3. Питьевая вода, влажные салфетки, аптечка.
  4. Папки для растений - 2.
  5. Корзиночки для шишек, листьев - 4.
  6. Хлеб для кормления уточек.

Ход экскурсии.

I. Организационная часть. Актуализация опорных знаний:

Воспитатель:

Ребята, добрый день! Я очень рада нашей с вами встрече! Сегодня мы с вами совершим прогулку-экскурсию в осенний лес и узнаем много нового о жизни природы в это время года. А для начала вспомним с вами правила поведения в лесу.

Ребята называют правила поведения в лесу : идти по тропинке, не шуметь, не рвать растения, не ломать ветки, не разрушать гнезда и муравейники и т.д. Далее обучающиеся, воспитанники с воспитателем совершают прогулку-экскурсию в осенний лес.

Придя на место, взрослые и воспитатель вместе с детьми выбирает удобную поляну, складывают рюкзаки в одно место. Отдыхают.

Беседу в лесу воспитатель начинает с чтения стихотворения В.Рождественского "Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный...".

Воспитатель:

Дети, какое время года сейчас?

Дети:

Осень.

Воспитатель: А как же вы догадались?

Дети:

Деревья и трава пожелтели.

Воспитатель: Молодцы! А какие еще признаки осени вам известны?

Дети: Частые дожди, первые заморозки, листопад, отлет птиц.

Организация игр с родителями и детьми.

  1. Игра «Что мы видим?». Назвать одним словом, что видят вокруг (небо, солнце, деревья). Говорить надо быстро, не повторять слова, сказанные другими.
  2. Игра «Что какое? ». Дети по очереди называют предмет и его свойство: небо - голубое, тропинка – длинная, камешек – шершавый, земля – теплая.
  3. Игра «Добрые слова». Подчеркнуть, что есть много добрых слов, их надо чаще говорить взрослым и детям. Придумать разные слова для березы, тополя, пенька, травы, птицы.
  4. Подвижная игра «Перелет птиц».

Воспитатель:

Ребята, давайте подышим чистым воздухом, горьковатым острым ароматом берез, послушаем тишину, постоим тихо – тихо и прислушаемся к природе.

Дети слушают и говорят, что услышали.

Воспитатель предлагает послушать стихотворение о березе.

Разбежались по лужайке

Беззаботной, легкой стайкой,

Словно девочки – подростки,

Белоствольные березки.

За руки взялись, и вот –

Закружился хоровод.

Воспитатель: Ребята, подойдите, пожалуйста, к березе. Обнимите её, скажите ей, что она красивая.

Конкурс для детей и родителей «Сказать как можно больше красивых слов о березе».

Дети вместе с родителями исполняют хоровод «Во поле берёзонька стояла».

Воспитатель:

Давайте еще раз внимательно посмотрим, кто находится на деревьях и около деревьев?

Дети:

Птицы, белка.

Воспитатель:

А что они могут делать на деревьях и около деревьев? Как могут быть связаны животные и растения, деревья?

Дети:

Животные получают от деревьев пищу, птицы прячутся в деревьях, строят гнезда на ветвях и в дуплах.

Воспитатель:

Хорошо! Животные получают пользу от растений, а растения?

Дети: Наверное, ничего.

Воспитатель: А

так это, или не так? Послушайте мой рассказ (рассказать о жизни растений и животных в лесу).

Воспитатель: Кто помогает распространять семена клена?

Дети:

Мыши.

Воспитатель:

Как называются плоды дуба?

Дети:

Желуди.

Воспитатель:

Кто помогает распространять плоды дуба?

Дети:

Сойки.

Воспитатель:

Кто помогает распространять плоды рябины?

Дети:

Дрозды и другие птицы.

Воспитатель:

Молодцы, хорошо запомнили!

II этап - изучение нового материала .

Воспитатель:

Ребята, посмотрите вокруг, послушайте лесную тишину, полюбуйтесь красотой осеннего пейзажа. Какие звуки осени вы слышите? Встаньте, прижавшись спиной к стволу дуба, и послушайте звуки осени. Расскажите о них так, чтобы мы их тоже услышали.

Дети:

Листья шуршат под ногами, птицы тоскливо переговариваются, ветерок еле шелестит листвой, прошуршала мышка.

Воспитатель:

Какая музыка подходит под эту осень?

Дети:

Спокойная и грустная.

Воспитатель: Какое у вас ощущение от осеннего леса? А как можно стихами сказать о красоте осенних листьев? Дети читают наизусть строчки из стихотворений И.Бунина, В.Семенова, А.Пушкина.

Воспитатель: А сейчас мы с вами вспомним, с каких деревьев слетели листья, которые я вам покажу. Воспитатель демонстрирует детям листья различных деревьев, дети называют - с какого дерева листок.

Проводится игра "Мы - осенние листочки".Дети стоят кружком с листочками в руках, говорят и делают движения: "Мы - листочки, мы - листочки, мы - осенние листочки, мы на веточках сидели, ветер дунул - полетели (дети разбегаются). Мы летали, мы летали, а потом летать устали. Перестал дуть ветерок - мы присели все в кружок, (дети приседают на корточки, поднимая листочки над головой) ветер снова вдруг подул и листочки быстро сдул, (дети разбегаются, помахивая листочками). Все листочки полетели и на землю тихо сели (дети подбрасывают листочки вверх и следят, куда они упадут).

Воспитатель: У всех ли деревьев в лесу есть листочки?

Дети: Нет. У елки и сосны зеленые иголки – хвоя, которая не меняет свой цвет ни зимой, ни летом. Эти деревья называют – хвойные деревья, они имеют хвойный запах (дать ощутить запах еловой ветки).

Воспитатель: Правильно, есть даже такая загадка: Зимой и летом одним цветом (елка).

А остальные деревья, как можно назвать?

Дети: Лиственные деревья, потому что у них не хвоя, а листья!

Воспитатель: Давайте прогуляемся по лесным тропинкам и посмотрим, какие хвойные и лиственные деревья растут в лесу.

Воспитатель:

Наша экскурсия по осеннему лесу продолжается, давайте поговорим о жизни животных осенью, о том, как эти животные осенью готовятся к зиме? Начнем с медведя.

Дети:

Медведь готовится к спячке.

Воспитатель:

Заяц.

Дети:

Заяц меняет мех с серого, летнего - на белый, зимний и более теплый.

Воспитатель:

Еж.

Дети:

Еж готовится к спячке.

Воспитатель: Белка.

Дети:

Белка делает запасы.

Воспитатель:

На нашей экскурсии мы не просто наблюдали, замечали, смотрели и слушали, но и собирали природный материал: опавшие листья разной окраски, шишки, желуди, каштаны. Сбор природного материала необходим в дальнейшем для проведения творческих часов в группе.

III этап - закрепление и первичный контроль усвоенного.

Воспитатель:

А теперь подведем итоги экскурсии! Мы сегодня с вами изучали изменения в природе, происходящие в какое время года?

Дети:

Осенью.

Воспитатель:

Осень можно отличить от других времен года, по каким явлениям?

Дети:

Частые дожди, первые заморозки, короткий день, листопад, отлет на юг некоторых птиц, обилие грибов лесу.

Воспитатель:

Что происходит с деревьями осенью?

Дети:

Меняют цвет листвы, сбрасывают листву, с помощью животных и ветра распространяют семена.

Воспитатель:

А как ведут себя животные осенью?

Дети:

Меняют мех на более теплый, некоторые меняют окраску, готовятся к спячке, делают запасы на зиму.

Воспитатель:

Какие вы молодцы! Спасибо всем большое за приятную экскурсию и за хорошую работу.

IV этап - домашнее задание .

Воспитатель:

Дома, ребята, посушите листья утюгом через газету и на листе бумаги из них сделайте красивую аппликацию на тему "Осенняя природа".


ПРИМЕТЫ ОСЕНИ (план - конспект экскурсии в природу) Цели:     познакомить детей с особенностями природы осенью, изменениями, которые происходят в растительном и животном мире; развивать умение вести наблюдение за растениями и животными в осенний период; воспитывать любовь к природе родного края; расширять кругозор, словарный запас, спектр представлений по данной теме. Оборудование и оформление: блокнот (тетрадь) для записей и зарисовок, карандаш (ручка), инструктивные карточки, фотоаппарат, коробочки, баночки, небольшие сумочки, экскурсионные лупы. Место проведения экскурсии: окрестности школы (лесопосадка, ручей). Подготовка учителя к экскурсии: 1. Спланировать маршрут экскурсии по местам с различной растительностью лесной, придорожной, прибрежной (чтобы показать уч-ся особенности увядания природы разных биоценозов). 2. Приготовить карточки-определители растений. 3. Провести беседу об охране природы. 4. Познакомить учащихся с произведениями литературы и живописи, воспевающих красоту природы (М. Пришвин, Ф. Тютчев, А. Фет, И. Левитан и др.). Подготовка учащихся к экскурсии: 1. Побеседовать с учащимися о различных периодах осени (погодными особенностями, изменениями в растительном и животном мире, с красотой увядающей природы, с вопросами ее охраны). 2. Ввести три новых понятия об осени и указать сроки их наступления: «календарная осень», «астрономическая», «биологическая». 3. Поручить учащимся подготовить характеристики каждого периода осени (сентябрь, октябрь, ноябрь). 4. Подготовить детей к восприятию природы, привлечь внимание к объектам экосистемы "лес". Формировать умение правильно вести себя в природе. ХОД ЭКСКУРСИИ: 1. Организационный момент начала урока - экскурсии: . Игра «Зеркало»: посмотри на товарища. Готов ли он к экскурсии. . Игра «Посчитаем шапки», «Посчитаем пуговицы», «Посчитаем шарфики», «Посчитаем карманы». А. Вступительное слово. Учитель: Ребята, сегодня я хочу совершить путешествие в природу, путешествие не простое, а волшебное. Послушайте внимательно стихотворение и отгадайте, куда мы сегодня совершим путешествие: Бродит в роще листопад По лесам и кленам. Скоро он заглянет в сад Золотистым звоном. Соберем из листьев веер Яркий и красивый. Побежит по листьям ветер Легкий и игривый. И послушно листьям в след Птицы улетели... Учитель: Догадались, про какое время года это стихотворение? (Осень.) Правильно ребята, я приглашаю вас на экскурсию, под названием «Осень» Б. Повтор ТБ на экскурсии. Учитель: Но сначала давайте вспомним, как надо вести себя на экскурсии: 1. Надо соблюдать дисциплину, правила поведения на дороге. 2. Не пробовать на вкус какие - либо ягоды, растения, грибы. 3. Не трогать незнакомые подозрительные предметы. 4. Нельзя ломать ветки, рвать растения. 5. Нельзя брать и кидать палки, камни. Учитель: Молодцы ребята. Мы вспомнили правила безопасного поведения и теперь можем начать наше путешествие 2. Основная часть. А. Актуализация ранее изученного опыта воспитанников: Учитель: А теперь ребята посмотрите вокруг себя. И скажите, какая бывает осень? (Вывести на определение ранняя / поздняя) - А что мы можем сказать о ранней осени? Какая она, что в это время происходит в природе? Как раннюю осень называют по другому? (листья - желтые, красные, оранжевые, листья опадают, птицы собираются на юг, день становится короче, ночь - длиннее). - Почему птицы улетают на юг? (насекомые впадают в спячку, есть нечего) - А что происходит в природе поздней осенью? (Становится холодно, день стал коротким, ночь длинной, птицы улетели, выпадает первый снег, солнце не греет, холодное). Учитель: Молодцы, много знаете об осени. Игра «Назови признак» Ребята, я вам сейчас буду называть явления природы, а вы должны образовать от них признаки, например: Ветер - ветреный Дождь - дождливый Облако - облачный Туман - туманный Холод - холодный. Б. Игра-упражнение «Не теряй пару» «Дети идут друг за другом парами, взявшись за руки. По сигналу быстро опускают руки и продолжают идти рядом, не отставая, и не перегоняя друг друга. После второго сигнала снова берутся за руки и продолжают ходьбу». В. Рассказ - наблюдение об осени. Учитель: Давайте немного пройдёмся и посмотрим какого - же цвета осень? Посмотрите налево и скажите, какого цвета листья на этом дереве? - Они ещё зелёные. Теперь посмотрите направо и скажите, какого цвета листья на этом дереве? (Жёлтые, золотые.) За счёт жёлтых, золотых листьев на берёзе осень называют «золотой». Давайте все вместе скажем: «Золотая осень». Учитель: Осень - это время созревания семян, сбора урожая. Желтый цвет - символ осени. Солнечный наряд садов, парков и лесов дал название этой поре года - золотая осень. Кроме желтого цвета для осенних пейзажей характерен серый и малиновый цвет. И очень интересно наблюдать, как природа одними и теми же красками пишет сначала радостный, яркий, солнечный пейзаж, затем грустный и нежный, и, наконец, тусклый, мрачный и унылый. - Как изменения в неживой природе повлияли на жизнь насекомых? (Их стало меньше) - Бабочки с первыми осенними холодами гибнут, зимуют только отложенные ими яйца. Многие насекомые забираются под кору деревьев, в щели построек, и там перезимовывают. Не видно муравьев, они собираются в глубине муравейника и закрывают в него входы. Все население шмелиной семьи вымирает, остаются только молодые шмели, которые весной построят новое гнездо. - Сентябрь - это месяц «птичьих стай». Почему? (Ответы детей) - Насекомых становится меньше, поэтому улетают птицы - ласточки, стрижи, так как они питаются только насекомыми. Другие птицы меняют не отлету в теплые края журавли, грачи, кукушки. Последними улетают гуси, утки и лебеди. Пока водоемы не замерзли, корма им хватает. Г. Динамическая пауза. Учитель: Ох, ребята, что-то холодно стало! Давайте погреем руки. Руки в кулачки сожмем И немножко подождем. На ладошки мы подуем, Все снежинки мы с них сдуем. Каждый пальчик мы возьмем, Сильно на него нажмем. (Дети выполняют соответствующие тексту движения). Д. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья» Раз, два, три, четыре, пять. (Загибают пальчики, начиная с большого.) Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.) Листья берёзы, Листья рябины, Листики клёна, Листья осины, Листики дуба мы соберём, Маме осенний букет отнесём. («Шагают» пальчиками.) Д. Игра «Верю - не верю» Учитель зачитывает утверждения. Учащиеся внимательно слушают. Отвечают «верю», если утверждение верное, «не верю» - если неверное. - Мы идем осенью по лесу и видим, как под деревьями цветут подснежники («не верю») - На деревьях висят ягоды клюквы (« не верю»), - Сушатся грибы («не верю»), - Сидят среди желтых листьев ласточки и поют песни (« не верю»). - Залаяла собака («верю»), из травы выскочил белый заяц («не верю») - При этом он испугал жаворонка («не верю») - И куропатку, которые поднялись высоко в небо и запели песни (« не верю»), - А зайчик прыгнул в воду («не верю»), - Нырнул в свой домик («не верю»), Забрался в мягкую постель и только потом успокоился, уснул на целую зиму (« не верю»). Е. ГРУППОВАЯ РАБОТА. Трудовая деятельность (в соответствии с индивидуальными особенностями развития воспитанников). 1-я группа - сбор семян, шишек, желудей. 2-я группа - сбор листьев с деревьев, кустов. 3-я группа - наблюдение за поведением насекомых и его описание. 4-я группа - наблюдение за чем-то необычным, что будет замечено во время экскурсии, и описание. Учитель: Сбор листьев. Уточнение с какого дерева, и какого цвета листья собрали дети. Упражнение «Составь букет». Дети составляют композицию из листьями, чередуя их по цвету. 3.Подведение итогов экскурсии. - Ребята теперь вы знаете, почему осень называют жёлтой, золотой? (Ответы детей.) - Что понравилось и что запомнилось вам в нашей экскурсии? - Молодцы ребята, вы все сегодня хорошо отвечали, работали. Домашнее задание: рассказать родителям о своих впечатлениях на экскурсии, обратить внимание на краски осени, ее приметы; в библиотеке найти загадки, книги об осени. Карточка №1. 1.На ветке 10 синиц. 6 синиц улетели. Сколько осталось? 2.У Артёма 9 копеек. Он нашёл 1 копейку. Сколько стало? 3.В классе 9 мальчиков, а девочек на 4 меньше. Сколько девочек? 4.На столе лежит 6 книг, а тетрадей на 2 больше. Сколько тетрадей? 5.Костя получил 5 оценок. Из них 4- пятёрки. Сколько четвёрток? 6.Костя получил на математике 1 пятёрку, на чтении ещё 2 пятёрки, а на музыке ещё 1 пятерку. Сколько всего оценок? 7.У Любы 3 марки, у Лены 7 марок. На сколько у Любы меньше, чем у Лены? Карточка №3. 1.Боря купил 8 марок. 4 марки он потерял. Сколько осталось? 2.Лена получил 6 пятёрок, потом ещё 3. Сколько всего? 3.В вазе 3 розы, а лилий на 2 больше. Сколько лилий? 4.К речке идут 8 утят, а уток на 2 меньше. Сколько уток? 5. В пакете всего 7 конфет. Из них 1 ириска. Сколько шоколадных? 6.У Миши и Вани всего 9 леденцов. Миша съел 4 леденца, а Ваня столько же. Сколько осталось? 7.У Лили 3 шоколадки и 1 леденец. На сколько шоколадок больше, чем леденцов? Карточка №2. 1.Было 8 конфет. Петя съел 2 конфеты. Сколько осталось? 2.На столе 5 груш и 3 апельсина. Сколько всего? 3. У Тимура 6 книг, а у Алины на 2 больше. Сколько у Алины? 4.Мы выписали 3 газеты, а журналов на 2 меньше. Сколько журналов? 5.В вазе 10 цветов. Из них 3 тюльпана, а остальные- розы. Сколько роз? 6.В вазе 3 цветка, положили ещё 4 цветка, а 2 цветка завяли. Сколько осталось? 7.В вазе 5 роз, а тюльпанов4. На сколько роз больше, чем тюльпанов? Карточка №4. 1.Было 10 цыплят. 3 убежали. Сколько осталось? 2.У Пети 7 копеек, у Вовы 2 копейки. Сколько всего? 3.У Эли 5 конфет, а у Артура на 1 меньше. Сколько у Артура? 4.В пакете 5 груш, а в сумке на 3 больше. Сколько в сумке? 5.Во дворе 5 кошек. Из них 1 рыжая, остальные - серые. Сколько серых котят? 6.Было 7 котят. 2 котёнка ушли, а 3 пришли. Сколько стало? 7.Во дворе 7 котят и 5 щенят. Кого больше и на сколько? Карточка №5. 1.Было 7 чашек. 2 разбили. Сколько осталось? 2.На ветке 4 вороны и столько же воробьёв. Сколько всего? 3.Диане 7 лет, а Витя на 1 год младше Дианы. Сколько лет Вите? 4.В магазине продали 8 утюгов, а ламп на 2 больше. Сколько ламп продали? 5.В парке всего 7 деревьев. Из них 3 липы. Сколько берёз? 6.В парке было 4 дерева. Сначала посадили 2 берёзы, потом ещё столько же. Сколько стало? 7.В парке 6 берёз и 2 осины. На сколько осин меньше, чем берёз? Карточка №6. 1.У Вовы 7 открыток. Он подарил Мише 3 открытки. Сколько осталось? 2.На дереве 7 птиц. Прилетели ещё 3. Сколько стало? 3.На первой полке 2 книги, а на второй на 5 больше. Сколько книг на второй полке? 4.Лиде 5 лет, Антон на 2 года моложе Лиды. Сколько лет Антону? 5.В классе 10 детей. Из них 6 мальчиков. Сколько девочек? 6.В классе 10 детей. 5 человек вышли, а 3 вошли. Сколько стало? 7.В классе 9 мальчиков и 10 девочек. На сколько девочек больше, чем мальчиков? Карточка №7. 1.На пальто было 6 пуговиц. 3 оторвались. Сколько осталось? 2.Илья съел 4 яблока и 3 груши. Сколько всего? 3.Света живёт на 3 этаже, а Коля на 1 этаж выше. На каком этаже живёт Коля? 4.В озере 10 лещей, а окуней на 2 меньше. Сколько окуней? 5.У Васи было 10 копеек. После того как он купил тетрадь, у него осталось 7 копеек. Сколько стоит тетрадь? 6. У Васи было 10 копеек. Он купил тетрадь за 4 копейки и блокнот за 5 копеек. Сколько копеек осталось? 7.У Лены 5 рублей, у Юли 9 рублей. У кого больше и на сколько? Карточка №8. 1.В тарелке 8 слив. Костя съел 2 сливы. Сколько осталось? 2.В саду растут 6 роз и 3 пиона. Сколько всего цветов? 3.В классе 5 шкафов, а окон на 2 меньше. Сколько окон в классе? 4.На верхней полке 4 книги, а на нижней на 3 больше. Сколько книг на нижней полке? 5.В сарае было несколько лопат. Когда 3 лопаты взяли, осталось 5 лопат. Сколько лопат было сначала в сарае? 6.У Дениса было 2 карандаша. Тимур дал Денису ещё 2 карандаша, а Анны 3 карандаша. Сколько карандашей стало у Дениса? 7.В вазе 10 тюльпанов и 5 роз. Чего больше и на сколько? Карточка №9. 1.Было 10 копеек. Истратили 4 копейки. Сколько осталось? 2.У машины 4 колеса. Сколько колес у двух машин? 3.Коле 9 лет, а Игорь на 2 года моложе. Сколько лет Игорю? 4.Во дворе играют малыши. Девочек 5, а мальчиков на 1 больше. Сколько мальчиков? 5.Всего 7 карандашей. Из них 3 красных. Сколько синих? 6.У Вовы было 7 карандашей. 1 он потерял. Потом он купил ещё 4 карандаша. Сколько стало? 7. У Вовы было 7 синих карандашей и 2 красных. На сколько красных меньше, чем синих? Карточка №10. 1.Было 8 шариков. 3 лопнули. Сколько осталось? 2.У Кати 3 жёлтых шара и 4 зелёных. Сколько всего? 3.У Романа 9 карандашей, а у Данила на 1 больше. Сколько у Данила? 4.В букете 6 колокольчиков, а ромашек на 1 меньше. Сколько ромашек? 5.В тарелке 8 овощей. Из них 4 огурца. Сколько помидоров? 6. В тарелке было 8 овощей. Сначала съели 2 огурца, потом 3 помидора. Сколько осталось? 7. В тарелке 8 огурцов и 5 помидоров. На сколько огурцов больше, чем помидоров? Карточка №11. 1.На столе 10 грязных ложек. 5 ложек вымыли. Сколько осталось? 2.Дед Мороз подарил Юле 3 шоколадки и столько же конфет. Сколько всего? 3.В небе 8 самолётов, а вертолётов на 3 меньше. Сколько вертолётов? 4.Оле 6 лет, Серёжа на 2 года старше. Сколько лет Серёже? 5.У Мити 7 шаров. Из них 2 - большие. Сколько маленьких? 6. У Мити было 7 шаров. 1 лопнул, 2 улетели. Сколько осталось? 7.У Мити 3 больших шара и 4 маленьких. На сколько больших шаров меньше, чем маленьких? Карточка №12. 1.У учителя 10 тетрадей. 8 она уже проверила. Сколько осталось? 2.Данил выпил сначала 4 чашек чая, потом ещё 1. Сколько всего? 3.Артём смастерил 6 поделок, а Стас на 1 меньше. Сколько поделок сделал Стас? 4.Свете 7 лет. Юра на 3 года старше Светы. Сколько лет Юре? 5.Петя поймал всего 5 рыб. Из них 3 окуня. Сколько лещей? 6. Петя поймал 5 рыб, потом ещё столько же. Мама из 3 рыб сварила суп. Сколько осталось? 7.Петя поймал 3 окуней и 10 лещей. На сколько больше лещей, чем окуней? Карточка №13. 1.У почтальона 8 писем. 5 писем он раздал. Сколько осталось? 2.На поляне 4 зайца. Пришли ещё 2. Сколько стало? 3.Вера живёт на 5 этаже, а Юля на 2 этажа выше. На каком этаже живёт Юля? 4.В нашем доме 5 этажей. Дом, стоящий рядом, на 4 этажа выше. Сколько этажей в соседнем доме? 5.В автобусе 9 человек. Из них 5 мужчин. Сколько женщин? 6.Курочка снесла 10 яиц. Мышка разбила 4 яйца, но курочка ещё снесла 3 яйца. Сколько стало? 7. У почтальона 4 письма и 3 журнала. Чего больше и на сколько? Карточка №14. 1.Было 9 цветов. 4 завяли. Сколько осталось? 2.На первой полке 8 книг. На второй - 2. Сколько всего? 3.У Васи 7 флажков, а у Антона на 3 меньше. Сколько у Антона? 4.С огорода принесли 5 репок, а морковок на 1 больше. Сколько морковок? 5.Было 10 яиц. Мышка пробежала и разбила несколько яиц. Осталось 8 яиц. Сколько яиц разбила мышь? 6. В автобусе было 5 человек. 3 человека вышли, а вошли 8 человек. Сколько стало? 7. В автобусе 9 мужчин и 3 женщины. На сколько женщин меньше, чем мужчин? Карточка №15. 1.Витя выучил 4 стихотворения. 3 он забыл. Сколько осталось? 2Лене 4 года. Сколько лет будет Лене через 2 года? 3.Люба живёт на 10 этаже, а Юра на 4 этажа ниже, На каком этаже живёт Юра? 4.В саду 4 яблони, а кустов малины на 3 больше. Сколько кустов малины? 5.В вагоне едут 10 офицеров: 4 из них - майоры, а остальные - капитаны. Сколько капитанов? 6.В вагоне 7 пассажиров. Вошёл 1, вышли 5. Сколько осталось? 7.В саду 3 яблони и 5 груш. Чего больше и на сколько? Карточка №16. 1.В автобусе 6 человек. 4 вышли. Сколько осталось? 2.Марат пригласил на день рождения 2 девочек и 3 мальчиков. Сколько всего? 3.Володя живёт на 4 этаже, а Оля на 3 этажа выше. На каком этаже живёт Оля? 4.В парке 6 дубов, а елей на 2 меньше. Сколько елей? 5.Мама испекла 8 пирожков: 3 из них с капустой. Сколько с повидлом? 6. .Мама испекла 8 пирожков. Надя съела 2, Юля съела столько же. Сколько осталось? 7.В парке 6 дубов и 10 берёз. Чего больше и на сколько? Карточка №17. 1.Было 9 детей. 2 мальчика ушли. Сколько осталось? 2.В классе 5 девочек и 4 мальчика. Сколько всего? 3.Дарине 7 лет, а Оля на 2 года старше. Сколько лет Оле? 4.Купили 10 апельсинов, а лимонов на 3 меньше. Сколько купили лимонов? 5.На ветке 6 птиц. Из них 3 вороны. Сколько синиц? 6.На ветке было 3 синицы. Прилетели ещё 4, а улетели 2. Сколько осталось? 7.На ветке 3 вороны и 5 синиц. На сколько синиц больше, чем ворон? Карточка №18. 1.Бабушка испекла 8 пирожков. Саша съел 3 пирожка. Сколько осталось? 2.В небе зажглись 7 звёзд. Потом ещё 3 звезды. Сколько всего звёзд на небе? 3.В вазе 3 розы, а астр на 3 больше. Сколько в вазе астр? 4.На дереве 7 синиц, а ворон на 5 меньше. Сколько ворон на дереве? 5.В корзине всего 8 грибов. Из них 6 съедобных, а остальные - поганки. Сколько поганок в корзине? 6.Курочка снесла 8 яиц. Мышка 3 яйца разбила, потом курочка снесла ещё 4 яйца. Сколько стало? 7. Курочка снесла 8 золотых и 3 простых яйца. Каких яиц больше и на сколько? Карточка №19. 1.В книге 9 страниц. Коля 4 страницы прочитал. Сколько осталось? 2.В вазе 3 гвоздики и 2 ромашки. Сколько всего? 3.Длина блокнота 9 сантиметров, а ширина на 2 сантиметра короче. Какова ширина? 4.В зоопарке 1 крокодил, а бегемотов на 2 больше. Сколько бегемотов? 5.На аэродроме 8 самолётов. Несколько улетели, осталось 4. Сколько самолётов улетели? 6. На аэродроме 8 самолётов. Прилетели 2, улетели 5. Сколько осталось? 7. На аэродроме 9 самолётов и 3 вертолёта. На сколько самолётов больше, чем вертолётов? Карточка №20. 1.В небе 7 звёзд. 4 звезды погасли. Сколько осталось? 2.На ёлке 6 игрушек. Лада повесила ещё 1. Сколько стало? 3.Петя съел 4 груши, а Катя на 1 больше. Сколько съела Катя? 4.Коле 9 лет, Оля на 4 года моложе Коли. Сколько лет Оле? 5.На тарелке 7 ягод. Из них 3 вишни. Сколько слив? 6. На тарелке 7 ягод. Вова съел 3 ягоды, Настя съела 2 ягоды. Сколько осталось? 7. На тарелке 8 вишен и 5 слив. На сколько слив меньше, чем вишен? Карточка №21. 1.Было 10 помидоров. Из 2 сделали салат. Сколько осталось? 2.У Насти 5 марок. У Веры - столько же. Сколько всего? 3. Лене 5 лет, а Лиля на 2 года старше. Сколько лет Лиле? 4.В левом кармане 6 рублей, а в правом на 1 рубль меньше. Сколько рублей в правом кармане? 5.Ира собрала 8 грибов. 2 из них - поганки. Сколько съедобных грибов? 6.Ира собрала 2 гриба, потом нашла ещё 4 гриба, 1 поганку выбросила. Сколько осталось? 7.В корзине 8 белых грибов и 2 поганки. На сколько поганок меньше, чем белых грибов?

План - конспект прогулки «В гостях у березы» в подготовительной к школе группе

Цель: расширить представления детей о сезонных изменениях в природе, учить замечать изменения в жизни растений в осеннее время.

  • 1. Продолжать формировать представления детей об изменениях в природе в разные сезоны года.
  • 2. Закрепить знания о характерных признаках березы осенью.
  • 4. Вызвать интерес к процессу наблюдения и исследования объектов природы.
  • 5. Активизировать двигательную активность детей.
  • 6. Воспитывать бережное отношение к деревьям как живым объектам природы.
  • 7. Воспитывать умение видеть красоту осенних берез, восхищаться ими.
  • 8. Воспитывать трудолюбие, умение оказывать помощь взрослым.

Словарная работа: листопад, опад.

Материал и оборудование: выносной материал (машины, песочные наборы, скакалки, обручи, мячи); лупы по количеству детей, ленточка; канат, мячи, кегли, силуэты листьев разных деревьев; детские грабли, ведерки, лопатки.

Предварительная работа:

  • - беседы об осени, сезонных изменениях в природе;
  • - наблюдения за деревьями, кустарниками;
  • - экскурсии в парк;
  • - рассматривание репродукций картин: И.Левитан «Золотая осень», «Осень».
  • - чтение художественной литературы: И.Соколов-Микитов «Листопадничек», В. Бианки «Синичкин календарь»;
  • - заучивание наизусть: К.Бальмонт «Осень», А. Плещеев «Осень наступила»;
  • - загадки о деревьях, о временах года;
  • - дидактические игры «С какой ветки детки?», «С какого дерева лист?»;
  • - продуктивная деятельность по тематике «Осень»;

Ход прогулки

Воспитатель. Ребята! Напомните мне, какое сейчас время года? (Осень). А какая именно: ранняя, «золотая» или поздняя? (Золотая). Почему это время года так называется? Что в ней особенного, что все люди восхищаются «золотой» осенью?

В это время листья на деревьях становятся разноцветного цвета.

Листья переливаются на солнце как золото.

Это очень красивое время года.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас я хочу проверить вашу смекалку. Послушайте загадку:

Стоишь на белой ножке,

На веточках сережки.

Нас соком угощаешь,

Тебя всегда узнаешь

Дети. Это береза.

Воспитатель. Правильно! Давайте поздороваемся с ней: «Здравствуй, береза!»

  • - Полюбуйтесь, какая она красивая, стройная, высокая.
  • - Как можно березу назвать ласково? (Ответы детей: березонька, березка).
  • - Назовите все части березы? (Ответы детей: корень, ствол, ветви, листья, сережки).
  • - Какого цвета ствол у березы? (Ответы детей: белый с черными пятнами).
  • - Какого цвета сейчас листья на березе? (Желтые, золотистые, желтые в крапинку).
  • - Какого цвета они были летом? (Зеленые).
  • - Так почему же сейчас они золотисто-желтые?

Дети: Наступила осень.

  • - Так береза готовится к зиме.
  • - Листья пожелтели потому, что им не хватает солнца и тепла.

Воспитатель: Мне, кажется, листочки как будто переговариваются друг с другом. Давайте послушаем их шелест:

Ребята! Березу мы легко найдем по белому стволу с черными пятнами. А вы знаете, что черные пятна это «рот» березы, через который она дышит. Я предлагаю подойти к березе и погладить ее кору.

  • - Какая она? Твердая или мягкая, мокрая или сухая, гладкая или шероховатая? (Ответы детей)
  • - Посмотрите, на березе есть трещины? Давайте их рассмотрим через лупу. (Дети с помощью лупы рассматривают ствол березы).
  • - Как вы думаете, может ли кто-нибудь жить в этих трещинах? (Насекомые).
  • - Вы их сейчас увидели? (Нет). Где же они?

Дети: Насекомые спрятались от холода в щели коры.

Насекомые заснули до весны.

Воспитатель: Можно сказать, что береза дом для насекомых? (Да).

А какую пользу приносит она людям?

  • - Летом защищает нас от солнца, ветра,
  • - Из березы делают мебель, посуду, игрушки, бумагу.

Воспитатель: Правильно! Береза нам дарит свою целительную силу: лечит людей от многих болезней, успокаивает, снимает усталость. Недаром в народе ее называют «деревом доброты». Но не каждый человек может получить от нее помощь, а только тот, кто ее любит, верит ей и относится к ней с лаской. Нужно быть добрым и щедрым и береза полюбит вас.

Вы хотите подружиться с березой? (Да). Тогда погладьте ее кору, прижмитесь к ней щекой, обнимите.

Ребята! Береза считается одним из самых красивых деревьев. Вокруг нее водят хороводы. А сколько песен, стихов сложено о ней. Послушайте стихотворение. (Е.Трутневой «Улетает лето».)

Стало вдруг светлее вдвое

Двор, как в солнечных лучах.

Это платье золотое

У березы на плечах...

Утром мы во двор идем --

Листья сыплются дождем.

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят...

Пролетают паутинки

С паучками в серединке.

И высоко от земли

Пролетели журавли.

Все летят!

Должно быть, это

Улетает наше лето.

Воспитатель: Березу еще называют деревом исполнения желаний. Я предлагаю вам прикоснуться к ленточке и загадать желание, только о нем не рассказывайте не кому, иначе оно не сбудется. (Дети загадывают желание)

  • - А теперь я завяжу ее к веточке березы. Очень надеюсь, что береза исполнит ваши желания, вы вырастете добрыми и чуткими, здоровыми и сильными.
  • - Дети! Где бы не росла береза, она всюду приносит людям радость, а мы как должны относиться к ней? (Ответы детей: бережно, нельзя ломать ветки, срывать листья и т.д).

Воспитатель: Ребята, скажите, почему листья опадают? (Деревья готовятся к зиме).

  • - Что означает слово «листопад»? (Ответы детей.)
  • - А опавшие листья нужны растениям? (Ответы детей)

Воспитатель: Да, опавшие листья перегнивают за зиму, удобряют почву и дают деревьям питание, а также полезные вещества для роста.

Давайте с вами выкопаем ямку и соберем с дорожек опавшие листья, а потом засыплем ее. А зачем мы это делаем, как вы думаете? (Ответы детей).

Воспитатель: Вы хорошо потрудились, молодцы! Теперь пора поиграть в интересную игру, которая называется «Такой листок, лети ко мне». Возьмите каждый по листочку и будьте очень внимательны. У кого будет листочек клена (березы, рябины) - летите ко мне.

Дети разбегаются и говорят слова:

Мы листочки, мы листочки,

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул - полетели.

Мы летали, мы летали.

А потом летать устали!

Перестал дуть ветерок -

Мы присели все в кружок.

Индивидуальная работа по развитию движений:

  • - прокатывание мяча между предметами;
  • - ходьба по канату приставным шагом.

Самостоятельная деятельность детей.

Подведение итогов прогулки.

Экскурсия - наблюдение за берёзой

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: