Коносамент является классическим. Виды коносамента

Коносамент (bill of lading) — документ, выдаваемый перевозчиком грузоотправителю в удостоверение принятия груза к перевозке морским транспортом с обязательством доставить груз в порт назначения и выдать его законному держателю коносамента.

Коносамент (bill of lading) — документ, выдаваемый перевозчиком грузоотправителю в удостоверение принятия груза к перевозке морским транспортом с обязательством доставить груз в порт назначения и выдать его законному держателю коносамента. Коносамент является одним из основных документов, применяемых при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров, перемещаемых морским транспортом.

Для стран-участниц коносаментные перевозки грузов регулируются Международной конвенцией по унификации некоторых правил, касающихся коносаментов 1921 г. (Гаагские правила); Брюссельским протоколом 1968 г. по пересмотру Гаагских правил о коносаментах 1921 г. (Правила Гаага-Висби); Конвенцией ООН о морской перевозке грузов 1978 г. (Гамбургские правила), которая поглощает Гаагские правила и правила Гаага-Висби. Около 40 стран мира присоединились к Конвенции ООН о морской перевозке грузов 1978 г., но Россия не является её участницей.

В России правовое регулирование коносаментных перевозок осуществляется Кодексом торгового мореплавания СССР 1968 г. с последующими изменениями и дополнениями и Гражданским кодексом Российской Федерации.

С юридической точки зрения коносамент выполняет три основные функции:

1) Является официальной квитанцией судовладельца (перевозчика), подтверждающей, что товары, которые предположительно находятся в указанном виде, количестве и состоянии, отправлены в указанное место назначения на конкретном судне или, по крайней мере, получены под охрану судовладельца для цели отправки. Обязанность перевозчика выдать отправителю после приема груза коносамент установлена ст. 123 КТМ СССР.

2) Удостоверяет заключение договора морской перевозки, который фактически заключается до подписания коносамента, и повторяет в деталях его содержание. В соответствии со ст. 120 КТМ СССР наличие и содержание договора морской перевозки могут быть доказываемы среди прочих документов коносаментами. Согласно ст. 121 КТМ СССР правоотношения между перевозчиком и получателем груза определяются коносаментом.

3) Является товарораспорядительным документом на товары, позволяющим покупателю распорядиться ими путем передаточной надписи и предоставления коносамента. Таким образом, коносамент предоставляет право собственности на товары.

Согласно ст. 124 КТМ СССР в коносаменте указываются:

1) Наименование судна, если груз принят к перевозке на определенном судне;

2) Наименование перевозчика;

3) Место приема или погрузки судна;

4) Наименование отправителя;

5) Место назначения груза либо, при наличии чартера, место назначения или направление судна;

6) Наименование получателя (именной коносамент) или указание, что коносамент выдан «приказу отправителя», либо наименование получателя с указанием, что коносамент выдан «приказу получателя» (ордерный коносамент), или указание, что коносамент выдан на предъявителя (коносамент на предъявителя); если в ордерном коносаменте не указано, что он составлен «приказу получателя», то он считается составленным «приказу отправителя»;

7) Наименование груза, имеющиеся на нем марки, число мест либо количество и (или) мера (вес, объем), а в необходимых случаях данные о внешнем виде, состоянии и особых свойствах груза;

8) Фрахт и другие причитающиеся перевозчику платежи либо указание, что фрахт должен быть уплачен согласно условиям, изложенном в чартере или в другом документе, либо указание, что фрахт полностью уплачен;

9) Время и место выдачи коносамента;

10) Число составленных экземпляров коносамента;

11) Подпись капитана или иного представителя перевозчика.

Обычно коносамент — это типографским способом отпечатанный бланк, в который на пишущей машинке или на принтере вносятся вышеуказанные сведения. На обороте коносамента приводятся условия договора морской перевозки. Крупные судоходные компании имеют свои фирменные бланки.

Поскольку коносамент является товарораспорядительным документом и обладание им согласно торговому обычаю во многих отношениях эквивалентно обладанию товарами, вручение коносамента обычно влечет те же последствия, что и вручение самих товаров.

Как правило, изготавливается три и более экземпляров коносамента с тем же содержанием и датой: для грузоотправителя или его экспедитора, для грузополучателя и для грузовладельца. Все экземпляры коносамента, составляющие так называемый полный комплект, являются оригиналами и на них ставится штамп «Оригинал». В некоторых случаях обозначается порядковый номер оригинала. Товарораспорядительным документом является обычно только один (первый) из оригиналов коносамента. Копии коносамента имеют штамп «Копия» или печатаются на бланках, отличного от оригинала цвета.

Если по одному из экземпляров коносамента товары выданы, то остальные теряют силу.

Только лицо, обладающее коносаментом, вправе претендовать на передачу ему товаров перевозчиком. Перевозчик не будет нести ответственности за неправильную доставку товаров, если вручит товары держателю первого оригинала коносамента, который ему представлен (при условии, что перевозчик не осведомлен о незаконности владения коносаментом). И даже истинный владелец не вправе претендовать на товары, если он не может предъявить коносамент.

По способу передачи права собственности на товары при помощи коносамента коносаменты различают на следующие виды.

Именной коносамент (straight bill of lading) — выписанный на определенного получателя с указанием его наименования и адреса. Он может передаваться по именным передаточным надписям или в иной форме с соблюдением правил, установленных для передачи долгового требования. По такому коносаменту груз в порту назначения выдается получателю, указанному в коносаменте, или лицу, которому коносамент был передан в указанном порядке.

Ордерный коносамент (to-order bill of lading) — содержащий указание «приказу отправителя» или «приказу получателя». Он предполагает, что отправитель или получатель могут передать свои права третьему лицу путем проставления на коносаменте передаточной надписи (индоссамента) и вручения его этому лицу. В порту назначения по ордерному коносаменту груз будет выдан отправителю или получателю в зависимости от того чьему приказу он выдан, а при наличии в нем передаточных надписей (bill of lading made out to order and endorsed in blank) — лицу, указанному в последней из непрерывного ряда передаточных надписей, или предъявителю коносамента с последней бланковой надписью.

Коносамент на предъявителя (bearer bill of lading) — предполагает, что товар в порту назначения передается любому лицу — предъявителю коносамента. Такой коносамент передается путем простого вручения.

Коносаменты ордерные и на предъявителя являются оборотными (negotiable bill of lading). Благодаря оборотности они выполняют свою основную функцию — дают их держателю возможность распоряжаться товарами, пока они находятся в пути или заложить коносамент в банк до прибытия товара. Коносамент становится оборотным лишь в том случае, если он был таким оформлен.

Если грузоотправитель намеревается получить оборотный коносамент, он указывает в коносаменте: «приказу имярек». Грузоотправитель, который желает получить необоротный коносамент, термин «приказу» не вписывает, а в соответствующем поле коносамента указывает получателя груза.

Оборотные коносаменты предпочтительнее в некоторых видах международной торговли, т.к. благодаря тому, что коносамент является оборотным, груз тоже фактически становится оборотным. Оборотная форма коносаментов обычно применяется при торговле зерном, нефтью и т.п. товаров, где коносаменты на товары в пути продаются и покупаются по цепочке договоров с оговоркой, по которым посредники не принимают товары и только последний покупатель физически получает товары с судна по его прибытии. Как уже сказано выше, оборотные коносаменты используются и в случаях, когда покупатель намеревается или предполагает заложить коносаменты как дополнительное обеспечение в банк до прибытия товаров.

Однако, на практике чаще применяются необоротные коносаменты (non-negotiable bill of lading), применение которых предполагает, что получатель сам примет товары по прибытии судна. Даже необоротный коносамент действует как товарораспорядительный документ, т.к. только указанный в нем получатель вправе требовать выдачи товаров судовладельцем (если предъявит коносамент).

В зависимости от наличия оговорок о наличии у перевозчика претензий к количеству и качеству принятого к перевозке груза или его упаковки различают коносаменты «чистые» (clean bill of lading) и «с оговорками» (claused)

«Чистые» коносаменты не содержат дополнительных оговорок или пометок, прямо констатирующих дефектное состояние товара и/или упаковки. Оговорка, не относящаяся к состоянию товаров при погрузке, но затрагивающая их дальнейшую судьбу и состояние при разгрузке, не делает коносамент коносаментом с оговорками.

Представление «чистого» коносамента является обязательным условием многих сделок в международной торговле. Банк может не принять коносамент с оговорками (пометками), если только в аккредитиве точно не указывается, какие из них допускаются.

В международной практике «чистый» коносамент часто выдается перевозчиком грузоотправителю в обмен на гарантийное письмо последнего. В международной практике различают также коносаменты бортовые (shipped on board bill of lading) и на принятый для погрузки груз (received for shipment). Если товары не перевозятся в контейнерах, коносаменты обычно являются бортовыми. На бортовых коносаментах указывается: «погружен в хорошем состоянии (кем) на борт теплохода (название)»; на коносаментах для отгрузки: «получен в хорошем состоянии от (кого) для отгрузки на борт теплохода (название)». Когда судовладелец выдает бортовой коносамент, он подтверждает, что груз погружен на борт судна. Если же он выдает коносамент для погрузки на борт судна, он лишь подтверждает, что товары доставлены под его охрану. Коносамент такого типа обычно используется, если товары подготовлены к отправке в контейнерах на заводе, на складе экспортера или на контейнерном терминале вне порта (например, на железнодорожной станции).

Коносаменты различаются также в зависимости от особенностей перевозки.

Рейсовый (линейный) коносамент (liner bill of lading) — применяется при перевозках товаров на судах, совершающих рейсы по расписанию, для которых в порту назначения имеется зарезервированный причал. Это коносамент для линейных, а не трамповых перевозок, когда судно не имеет постоянного маршрута и расписания рейсов.

Чартерный (фрахтовый) коносамент (chartered bill of lading) применяется в трамповых (нерегулярных) перевозках. Чартер или чартер-партия (charter, charter-party) — это договор на перевозку груза трамповым судном. Сторонами в чартерном договоре являются фрахтователь (грузоотправитель или его представитель) и фрахтовщик (перевозчик или его представитель).

Фрахтователь может заключить договор на перевозку товаров с третьим лицом. Коносамент, оформленный для такой перевозки, должен содержать указание «по чартер-партии», а договор на перевозку — ссылку на контракт о найме данного судна. Линейный коносамент содержит все существенные условия договора перевозки и третье лицо (например, индоссат или иной держатель коносамента) имеет возможность узнать о них из самого коносамента. В чартерном коносаменте инкорпорируются путем ссылки отдельные из условий чартер-партии с тем, чтобы они могли иметь эффект для грузополучателя или индоссата коносамента.

Главное различие между линейными и чартерными коносаментами состоит в том, что банки, как правило, если только не имеют противоположных инструкций, отказываются акцептовать чартерный коносамент как действительное предложение по аккредитиву. Т.е., если иное не предусмотрено в аккредитиве, банки отклоняют документ, в котором указано, что он выставлен на условиях чартер-партии.

Коносаменты могут также быть прямыми и сквозными.

Прямые коносаменты применяются при перевозках от порта до порта.

Сквозные коносаменты (through bill of lading) используются, если морская перевозка составляет только часть общей перевозки и товары должны перевозиться разными наземными и морскими перевозчиками. В этом случае отправителю обычно удобнее получить сквозной коносамент, чем заключать договоры с несколькими перевозчиками, которые должны перевозить груз на последующих стадиях перевозки. Сквозные коносаменты применяются также, когда сама морская перевозка разделена на отдельные стадии, которые осуществляют разные судовладельцы путем перегрузки. Сквозной коносамент типичен для современных контейнерных перевозок, когда товары перевозятся от места погрузки до места назначения в одних и тех же контейнерах, но на различных видах транспорта. Грузоотправитель заключает договор перевозки только с перевозчиком, который сквозной подписывает коносамент. Перевозчик (экспедитор) организует перегрузки с последующими перевозками. Товары считаются доставленными только последним из перевозчиков после передачи одной оригинальной части сквозного коносамента, которая подлежит передаче грузополучателю.

Если судоходная компания осуществляет комбинированные перевозки, она может выдать специальный контейнерный коносамент, который подпадает под действие правил Гаага-Висби. Все контейнерные коносаменты обычно являются не бортовыми (shipped on board), а погрузочными (received for shipment). Это связано с тем, что они зачастую принимаются к перевозке на контейнерных станциях вне порта. На обороте контейнерного коносамента указаны условия договора перевозки.

Если коносамент включает в себя страховой полис, он является застрахованным коносаментом (insured bill of lading).

Другой важнейший внешнеторговый документ — счет-фактура относится к коммерческим документам, которые дают стоимостную, количественную и качественную характеристику товара. Такие документы оформляет на своем бланке продавец, а покупатель против них производит оплату.

Счет-фактура (invoice) — документ, удостоверяющий фактическую поставку товара и (или) оказание услуг и их стоимость. Обычно выписывается продавцом покупателю после окончательной приемки товара последним.

Счет-фактура содержит наименование и адреса продавца и покупателя; дату и номер заказа покупателя; описание проданного товара; сведения об упаковке; точные обозначения и номера, указанные на упаковке; цену товара; условия поставки и платежа. В нём рекомендуется указывать сведения о перевозке (например, наименование судна и маршрут следования). Фактурная цена указывается согласно условиям договора.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.96 № 914 «Об утверждении порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость» с 01.01.97 г. каждая отгрузка товаров, в т.ч. на экспорт, оформляется составлением счета-фактуры. В этом же Постановлении приведены правила составления счета-фактуры и обязательные для него реквизиты.

Помимо своего основного назначения, счет-фактура может использоваться в качестве накладной, направляемой вместе с товаром, а также для удостоверения происхождения товара.

Нередко таможенные власти различных стран устанавливают определенные требования к форме и содержанию счета-фактуры.

Консульский счет-фактура (consular invoice) — это коммерческий счет-фактура, который выписывается на официальном бланке в стране экспортера и заверяется консульством страны покупателя. Назначение этого документа состоит в том, чтобы компетентные органы (таможня и др.) в стране покупателя могли контролировать таможенную стоимость импортируемых товаров, предотвращать демпинг товаров, осуществлять валютный контроль. Например, при экспорте товаров морским транспортом в порты Аргентины счет-фактура и манифест на груз должны иметь визу аргентинского консула или, если его резиденция находится на расстоянии свыше 30 км от порта, соответствующую оговорку таможни порта отгрузки на национальном и испанском языках.

В настоящее время консульские счета-фактуры почти повсеместно отменены.

Следует различать счет-фактуру, счет-проформу и предварительный счет. Счет-проформа (proforma invoice) содержит сведения о цене и стоимости товара, но не является расчетным документом, т.к. не содержит требования об уплате указанной в нем суммы. Поэтому, выполняя все остальные функции счета, он не выполняет главной функции счета как платежного документа. Счет-проформа может быть выписан на отгруженный, но еще не проданный товар и наоборот. Обычно он выписывается на при поставках товаров на консигнацию, на выставки, аукционы, поставках давальческого сырья по договорам на переработку, поставках товаров в качестве дара или безвозмездной помощи (в этом случае может выписываться только для целей таможенной оценки).

Предварительный счет (preliminary invoice) выписывается, когда приемка товара производится в стране назначения или при частичных (дробных) поставках товара. Он содержит сведения о количестве и стоимости партии товара и подлежит оплате. После приемки товара или поставки всей партии выписывается счет-фактура, по которому производится окончательный расчет

Коносамент (фр. connaissement, англ. сonsignment , B/L, BOL ) - документ, выдаваемый перевозчиком груза грузовладельцу. Важнейшим свойством коносамента является то, что реализация прав, заключенных в этой бумаге, возможна только при физическом предъявлении оригинала или оригиналов. Копии документа, электронная или любая другая форма не имеют никакой юридической силы.

Коносамент является ценной бумагой, которая выражает право собственности на конкретный указанный в ней товар, это транспортный документ, содержащий условия договора морской перевозки.
Коносамент представляет собой документ, держатель которого получает право распоряжаться грузом.
Понятие коносамента, его необходимые реквизиты, условия составления определены в Кодексе торгового мореплавания.
Коносамент выдается перевозчиком отправителю после приема груза и удостоверяет факт заключения договора.
Коносамент выдается на любой груз независимо от того, каким образом осуществляется перевозка: с предоставлением всего судна, отдельных судовых помещений или без такого условия.
По коносаменту доставка товаров по воде осуществляется в соответствии с Гаагскими правилами, содержащимися в международной конвенции об унификации условий коносаментов от 25 августа 1924 г., если не применяется какое-либо иное государственное право.

Обязательные реквизиты коносамента:
Предоставляется:

грузоотправителем :

  • Наименование грузоотправителя и его местонахождение. Графа: «Shipper».
  • Порт разгрузки согласно договору морской перевозки. Графа: «Port of Discharge».
  • Наименование грузополучателя и его местонахождения. Графа: «Consignee».
  • Наименование груза, необходимые для идентификации груза, число мест и масса груза указание на опасный характер груза или особые свойства. Если груз отправлен по одному коносаменту в нескольких контейнерах, необходимо указывать вес и количество в каждом контейнере. Графа: «Description of Packages And Goods».

Вносятся перевозчиком (агентом океанской, морской или фидерной линии):

  • Наименование перевозчика.
  • Порт погрузки. Графа: «Port of Loading».
  • Число оригиналов коносамента. Графа: «Number of Original».
  • Дата и место выдачи коносамента.

Коносамент удостоверяет право собственности на отгруженный товар.
Коносамент выполняет одновременно несколько функций:

  • расписка перевозчика в получении груза для перевозки, с одновременным описанием видимого состояния груза;
  • товарно-транспортная накладная;
  • подтверждение договора перевозки груза;
  • товарораспорядительный документ;

Коносамент может служить обеспечением кредита под отгруженные товары.

Первоначально коносамент применялся при транспортировке грузов морским транспортом. Сейчас коносамент может охватывать перевозки не только морским или речным транспортом, но и те случаи, когда перевозки осуществляются разными видами транспорта. В этом случае коносамент называется сквозным.

Типы коносаментов:

  • линейный коносамент (linear B/L);
  • чартерный коносамент (charter B/L);
  • береговый коносамент; (custody B/L)
  • бортовый коносамент; (on board B/L)

Линейный коносамент (linear B/L) - документ, в котором излагается воля отправителя, направленная на заключение договора перевозки груза.

Чартерный коносамент (charter B/L) - документ, который выдается в подтверждение приема груза, перевозимого на основании чартера. Чартер представляет собой договор фрахтования, т.е. соглашение о найме судна для выполнения рейса или на определенное время. Чартерный коносамент не служит документом для оформления договора морской перевозки, так как в этом случае заключается отдельный договор на фрахт судна в форме чартера.

Как линейный, так и чартерный коносамент определяют отношения между перевозчиком и третьим лицом - добросовестным держателем коносамента. Коносамент является распиской, выдаваемой перевозчиком отправителю в подтверждение приема груза к морской перевозке, а также товарораспорядительным документом. При этом контракт купли-продажи товаров, а также другие операции в отношении товара совершаются посредством коносамента без физической передачи собственно товара.

Береговой коносамент (custody B/L) - документ, который выдается в подтверждение приема груза от отправителя на берегу, как правило, на складе перевозчика. При приеме на борт судна груза, для которого был выдан береговой коносамент, в нем делается отметка о погрузке товара на судно и указываются дата погрузки и другие отметки. Иногда береговой коносамент заменяется на бортовой.

Бортовой коносамент (on board B/L) - документ, который выдается, когда товар погружен на судно.

В коносаменте, как ценной бумаге, должны быть определенные обязательные реквизиты: сведения о грузе. Их отсутствие лишает коносамент функций товарораспорядительного документа, и он перестает быть ценной бумагой. Коносамент выписывается в нескольких экземплярах, один из которых вручается грузоотправителю. При выдаче груза по одному из экземпляров коносамента все остальные экземпляры теряют силу. Грузополучатель определяется в коносаменте тремя способами. В зависимости от этого различаются коносаменты именной, ордерный, на предъявителя.

Именной - когда в графе «Consignee» указан получатель груза.
Предъявительский - используется редко, т.к. любой держатель предъявительского коносамента является законным получателем груза.
Ордерный - когда определенное лицо имеет право приказывать кому выдать груз. Это право фиксируется словами "по приказу" - "to order" в графе "Consignee". Если в коносаменте не указан приказодатель коносамент считается "по приказу отправителя".

Виды коносаментов:

  • Именной коносамент (straight B/L);
  • Ордерный коносамент (order B/L);
  • Коносамент на предъявителя (bearer B/L)

Именной коносамент (straight B/L) - когда в графе «Consignee» указан получатель груза. Это ценная бумага, в которой указывается наименование определенного получателя.

Ордерный коносамент (order B/L) - когда определенное лицо имеет право приказывать кому выдать груз. Это право фиксируется словами «по приказу» - «to order» в графе «Consignee». Если в коносаменте не указан приказодатель коносамент считается "по приказу отправителя". Это ценная бумага, по которой груз выдается либо по приказу отправителя или получателя, либо по приказу банка. Ордерный коносамент является наиболее распространенным в практике морских перевозок.

Коносамент на предъявителя (bearer B/L) - документ, в котором указывается, что он выдан на предъявителя, т.е. в нем не содержатся какие-либо конкретные данные относительно лица, обладающего правом на получение груза, и поэтому груз в порту назначения должен быть выдан любому лицу, предъявившему его. Используется редко, т.к. любой держатель предъявительского коносамента является законным получателем груза.

Экспедитор или перевозчик? Три секрета и международные грузоперевозки

Экспедитор или перевозчик: кого предпочесть? Если перевозчик хороший, а экспедитор - плохой, то первого. Если перевозчик плохой, а экспедитор - хороший, то второго. Такой выбор прост. Но как определиться, когда хороши оба претендента? Как выбрать из двух, казалось бы, равноценных вариантов? Дело в том, что варианты эти не равноценны.

Страшные истории международных перевозок

МЕЖДУ МОЛОТОМ И НАКОВАЛЬНЕЙ.

Непросто жить между заказчиком перевозки и очень хитро-экономным владельцем груза. Однажды мы получили заказ. Фрахт на три копейки, дополнительные условия на два листа, сборник называется.... В среду погрузка. Машина на месте уже во вторник, и к обеду следующего дня склад начинает неспешно закидывать в прицеп все, что собрал ваш экспедитор в адрес своих заказчиков-получателей.

ЗАКОЛДОВАННОЕ МЕСТО - ПТО КОЗЛОВИЧИ.

По легендам и на опыте, все, кто возил грузы из Европы автотранспортом, знают, каким страшным местом является ПТО Козловичи, Брестской таможни. Какой беспредел творят белорусские таможенники, придираются всячески и дерут втридорога. И это правда. Но не вся....

КАК ПОД НОВЫЙ ГОД МЫ ВЕЗЛИ СУХОЕ МОЛОКО.

Загрузка сборным грузом на консолидационном складе в Германии. Один из грузов - сухое молоко из Италии, доставку которого заказал Экспедитор.... Классический пример работы экспедитора-«передатчика» (он ни во что не вникает, только передает по цепочке).

Документы для международных перевозок

Международные автомобильные перевозки грузов очень заоргонизованы и обюрокрачены, следствие - для осуществления международных автомобильных перевозок грузов используется куча унифицированных документов. Неважно таможенный перевозчик или обыкновенный — без документов он не поедет. Хоть это и не очень увлекательно, но мы постарались попроще изложить назначение этих документов и смысл, который они имеют. Привели пример заполнения TIR, CMR, T1, EX1, Invoice, Packing List...

Расчет нагрузки на ось для грузовых автоперевозок

Цель — исследование возможности перераспределения нагрузок на оси тягача и полуприцепа при изменении расположения груза в полуприцепе. И применение этого знания на практике.

В рассматриваемой нами системе есть 3 объекта: тягач $(T)$, полуприцеп ${\large ({p.p.})}$ и груз ${\large (gr)}$. Все переменные, относящиеся к каждому из этих объектов, будут маркироваться верхним индексом $T$, ${\large {p.p.}}$ и ${\large {gr}}$ соответственно. Например, собственная масса тягача будет обозначаться как $m^{T}$.

Ты почему не ешь мухоморы? Таможня выдохнула грусть.

Что происходит на рынке международных автомобильных перевозок? ФТС РФ запретила оформлять книжки МДП без дополнительных гарантий уже нескольких федеральных округах. И уведомила о том, что с 1 декабря текущего года и вовсе разорвет договор с IRU как несоответствующим требованиям Таможенного союза и выдвигает недетские финансовые претензии.
IRU в ответ: «Объяснения ФТС России касательно якобы имеющейся у АСМАП задолженности в размере 20 млрд. рублей являются полнейшим вымыслом, так как все старые претензии МДП были полностью урегулированы..... Что думаем мы, простые перевозчики?

Stowage Factor Вес и объем груза при расчете стоимости перевозки

Расчет стоимости перевозки зависит от веса и объема груза. Для морских перевозок чаще всего решающее значение имеет объем, для воздушных - вес. Для автомобильных перевозок грузов значение играет комплексный показатель. Какой параметр для расчетов будет выбран в том или ином случае - зависит от удельного веса груза (Stowage Factor ) .

Одним из главных документов, который применяется при таможенном контроле различных товаров и при таможенном оформлении, перемещаемых морским транспортом, является коносамент , поэтому, данный вид документации предполагает более детальное рассмотрение, итак, коносамент – это?

В первую очередь, коносамент - это документ , который выдается перевозчикам грузоотправителю удостоверяя тем самым, принятие груза и допуск его к перевозке транспортом морского типа, с обязательством доставить указанный груз в определенный порт, и выдать его держателю коносамента. Что такое коносамент в переводе? С французского – это документ, который содержит заявки договора морской перевозки, служит свидетельством того, что груз принят, и удостоверяет факт составления и заключения договора.

Функции коносамента

1. Официальная квитанцией перевозчика (судовладельца), удостоверяющая, что все товары, которые находятся в указанном состоянии, виде и количестве, отправлены в прописанное место назначения на определенном судне.
2. Подтверждает составление договора перевозки морского типа заключаемого до подписания коносамента.
3. Является товарораспределительным документом, позволяющим покупателю, распоряжается им при помощи передаточной надписи и предъявления коносамента. Другими слова, коносамент предоставляет своему обладателю право собственности на перевозимый товар.

В коносаменте указывается:

1. Место нахождения перевозчика и его наименование.
2. Наименование порта погрузки.
3. Место нахождение отправителя и его наименование.
4. Порт погрузки.
5. Дата приема груза.
6. Наименование получателя.
7. Название груза (особые свойства, марка, вес, количество).
8. Внешнее состояние и вид упаковки и груза.
9. Место выдачи коносамента с указанием времени (число оригиналов).
10. Подпись перевозчика.

После того, как на борт судна погружается груз, перевозчик выдает отправителю бортовой коносамент, в котором указанно, что груз находиться на определенном судне (название) и дата погрузки. Если перевозчик не указал в коносаменте состояние груза, значит его принято считать хорошим. Коносамент можно выдавать на имя конкретного получателя, данный документ называется, именной коносамент. Существует также ордерный коносамент, этот документ не имеет информации о своем факте выдачи по приказу получателя или отправителя. По желанию отправителя можно выдавать несколько оригиналов (экземпляров) коносамента, при этом в каждом документа отмечается число существующих оригиналов. Как только груз будет выдан на основании первого оригинала, остальные теряют свою силу.

Виды коносаментов

Существуют следующие виды коносаментов:

Бортовой – признает, что груз на борт судна погружен.
Коносамент для погрузки товаров на судно,
Именной коносамент.
Чистый коносамент.
Оборотный коносамент.
Линейный пароходный коносамент.
Коносамент на предъявителя.
Чартерный.
Сквозной.

Коносаменты различаются также от особенностей перевозки:

Рейсовый – используется при перевозки различных товаров на судах, которые совершают рейсы по расписанию.
Чартерный – применяется в нерегулярных перевозках.
Фрахтовый – заключается для перевозки груза с третьим лицом.

Также коносамент может быть сквозным (перевозка осуществляется разными морскими и наземными перевозчиками) и прямым (используется при перевозках от одного порта до другого порта). Если судоходная компания применяет комбинированные перевозки, она в праве выдать специальный коносамент (контейнерный). Как правило, контейнерные коносаменты не являются бортовыми. Если в коносамент входит страховой полис, он именуется, как застрахованный коносамент.

Коносамент - это судовой документ, фиксирующий перевозку груза, данный вид документа имеет много видов, каждый из которых обладает своими нюансами в оформлении.

По своей сути коносамент представляет собой разновидность товарораспорядительной (наряду, например, со квитанцией или двойным складским удостоверением), благодаря чему он, собственно, и попал в поле нашего зрения.

Коносамент характеризуется сложной юридической природой и на практике выполняет несколько функций, каждой из которой мы сегодня уделим немного внимания.

Основной задачей настоящей публикации является предоставление лаконичных по объему и одновременно емких по содержанию сведений касательно того, что такое коносамент и какова сущность этого правового института.

Отправитель груза вправе потребовать составления и выдачи ему нескольких экземпляров коносамента, каждый из которых обладает равной юридической силой, с обязательным отражением в каждом экземпляре числа составленных оригиналов коносамента.

Как только груз оказывается выданным грузополучателю на основании одного из оригиналов коносамента, все прочие экземпляры прекращают свое действие.

Важная деталь: права в товара принадлежать ТОЛЬКО владельцу коносамента.

Если истинный владелец товара не сможет предъявить грузоперевозчику коносамент, в выдаче товара ему будет отказано.

Главное назначение коносамента состоит в предоставлении товаров или груза возможности скорейшего их сбыта в условиях, когда сами товары фактически выбывают из его по причине передачи их на руки перевозчику…

Некий товар может пребывать в море на , к примеру, из Лос-Анджелеса в Гонконг.

Еще до прибытия товара в порт назначения осуществляется пересылка авиапочтой или другим способом коносамента , благодаря чему происходит переход к нему права на товар от продавца.

С этого момента коносамент может быть предметом в Гонконгском либо очередной сделки купли-продажи где-нибудь в Каире…

Исторически коносамент возник примерно в XVI веке, как результат , широко представленных в торговле.

В печатных источниках, относящихся ко второй половине XVII века, содержатся рекомендации о составления коносаментов в нескольких экземплярах с переводом на несколько языков.

В качестве титульного документа (фактически – ценной бумаги) коносаменты впервые были признаны английскими судами в конце XVIII века.

Во-первых , как мы упоминали выше, коносамент относится к числу товарораспорядительных документов.

Товарами происходит в форме учинения передаточной на коносаменте и его предъявлении уполномоченным лицам.

Обладание коносаментом равносильно в юридическом обладанию самим товаром.

Во-вторых , коносамент выполняет функцию официальной квитанции перевозчика, удостоверяющей факт нахождения груза на под условием его транспортировки в порт назначения.

Наконец, в-третьих , коносамент выполняет функцию дубликата гражданско-правового соглашения, заключаемого между продавцом и покупателем до составления коносамента.

При этом в содержательном происходит дублирование условий соответствующего контракта (договора) в тексте коносамента.

На протяжении многих столетий практикуется типографский способ изготовления бланков коносаментов.

Отдельные позиции на таких бланках заполняются либо с помощью печатной техники, либо – «по старинке» — вручную.

Оборотная сторона коносамента содержит условия типового перевозки.

На лицевой стороне – особенно, когда речь идет о фирменных бланках крупных компаний-судовладельцев – размещается логотип и контактная информация о перевозчике.

В количественном отношении изготавливаются не менее трех экземпляров коносамента, идентичных по содержанию.

Правовой статус каждого экземпляра может быть двояким.

С одной стороны, допускается признание за каждым экземпляром силы оригинала (в таком случае на каждом экземпляре проставляется прямо указывающий на этот статус штамп).

С другой стороны, силой товарораспорядительного документа может быть признан только один экземпляр – ПЕРВЫЙ.

Все прочие экземпляры помечаются штампом «Копия» и нумеруются в произвольной форме.

Иногда практикуется изготовление копий коносаментов на бланках, отличающихся по цвету от оригинала.

Это неэмиссионная ценная бумага, выписываемая перевозчиком морского груза либо его полномочным представителем собственнику груза или его представителю. Коносамент - это транс-портный документ, содержании"! условия договора морской перевозки, удостоверяющий факт приема груза к отправке, дающий право распоряжения и право собственности держателя коносамента на груз, право держателя коносамента на владение и распоряжение им.

Коносамент выдается на любой груз независимо от того, каким образом осуществляется перевозка: с предоставлением всего судна, отдельных судовых помещений, без такого условия.
Правовыми актами, регулирующими вопросы выдачи и содержания коносамента, являются: Международная конвенция по унификации некоторых правил, касающихся коносаментов 1921 г. (Гаагские правила); Брюссельский протокол 1968 г. по пересмотру Гаагских правил о коносаментах 1921 г. (Правил Гаага-Висби); Конвенция ООН о морской перевозке грузов 1978 г. (Гамбургские правила); Кодекс торгового мореплавания РФ от 31.03.99 г.

Коносамент составляют на основании погрузочного ордера, под-писанного отправителем груза, который передает порту экспортное поручение с необходимыми реквизитами. В коносаменте указывается язык, на котором напечатан текст коносамента, возможно двуязычное оформление коносамента. Обычно коносамент - это типографским способом отпечатанный бланк. Коносамент - это документ стандартной формы, принятой в международной практике, на перевозку груза.

Коносаменты составляются в трех экземплярах с тем же содержанием и датой: один - для грузоотправителя, второй - для грузополучателя, третий -для грузоперевозчика. Все экземпляры коносамента являются оригиналами, о чем свидетельствует штамп «оригинал» на них. В некоторых случаях обозначается порядковый номер оригинала - первый, второй, третий. В коносаменте указывается число составленных оригиналов, однако только один из них может быть товарораспорядительным документом. Если по одному из них товары выданы, то остальные теряют силу. Копии коносамента печатаются на бумаге, отличной от оригинала, либо имеют штамп «копия».

Грузополучатель определяется в коносаменте тремя способами. В зависимости от этого различаются коносаменты именной, ордерный, на предъявителя:

Именной коносамент - коносамент, составленный на имя определенного грузополучателя. По именному коносаменту груз пере-дается в порту назначения тому получателю, который указан в коносаменте. Выдать груз другому лицу можно лишь на основании сделки, оформленной с соблюдением правил, установленных для передачи долгового требования.

Ордерный коносамент - коносамент, но которому груз передается либо по приказу грузоотправителя, либо по приказу грузополучателя, либо по приказу банка, либо по передаточной надписи того, по чьему приказу он составлен. Если в ордерном коносаменте не указано, что он составлен по приказу получателя, то считается, что он составлен по приказу отправителя.

Коносамент на предъявителя - коносамент, который передается в обмен на груз путем простого вручения.

Ордерные и предъявительские коносаменты являются оборотными . Это дает право их держателю возможность распоряжаться товарами, пока они находятся в пути, или заложить коносамент в банк до прибытия товара. Коносамент становится оборотным, если он был таким оформлен. Оборотный коносамент (подлежащий индексации) применяется в торговле такими товарами, как зерновые или нефть, где коносаменты на товары в пути продаются и покупаются по цепочке договоров с оговоркой, по которым посредники не принимают товары и только последний покупатель физически получает товары с судна по его прибытии. Необоротные коносаменты предполагают, что получатель сам примет товары по прибытии судна.

В коносаменте изложены обязательные сведения о грузе. В зависимости от оговорок о наличии у перевозчика претензий к количеству и качеству принятого к перевозке груза или его упаковки различают коносаменты с оговорками и чистые. Коносамент с оговорками - коносамент, в котором сделаны отметки о повреждении груза или упаковки. Чистый коносамент - коносамент, который не содержит каких-либо оговорок или пометок, констатирующих дефектное состояние груза или его упаковки.

В зависимости от того, где находится груз, коносаменты бывают береговыми и бортовыми. Бортовой коносамент - коносамент, удостоверяющий, что принятые к перевозке грузы погружены на судно. Береговой коносамент - коносамент на груз, принятый для погрузки в порту в ожидании еще не прибывшего судна.

В зависимости от особенностей перевозки различают линейный и чартерный коносамент. Линейный (рейсовый) коносамент - коносамент, выдаваемый судоходной компанией или от ее имени и покрывающий перевозку на курсирующих по регулярным маршрутам в соответствии с установленным и опубликованным расписанием судах, для которых в порту назначения имеется зарезервированный причал. Чартерный (фрахтовый) коносамент - коносамент, который применяется в трамповых (нерегулярных) перевозках.

Прямой коносамент - коносамент, покрывающий перевозку груза между непосредственными портами погрузки и выгрузки на одном и том же судне. Если морская перевозка составляет только часть общей перевозки и товары должны перевозиться еще и другими наземными и морскими перевозчиками, то отправителю удобнее использовать сквозной коносамент, чем заключать договоры с несколькими перевозчиками.

Сквозной коносамент - коносамент, предусматривающий перевалку груза на другое судно в промежуточном пункте и покрывающий всю перевозку груза от порта погрузки до места конечного назначения. Такие перевозки возможны при наличии у перевозчика нескольких регулярных линий в различных направлениях или по договоренности между двумя перевозчиками - принимающим груз в порту от правления и доставляющим его дальше от порта перевалки. Обычно перевозчики, совместно перемещающие груз по сквозному коносаменту, оговаривают свои взаимные обязательства - каждый перевозчик отвечает только за тот участок пути, на котором он совершает перевозку. При сквозном коносаменте важно наличие четких отметок о передаче груза от одного перевозчика к другому.

В зависимости от того, включает ли в себя коносамент страховой полис, выделяют застрахованный коносамент. Застрахованный коносамент представляет собой сочетание транспортного документа со страховым полисом и служит доказательством как приема груза к перевозке, так и его страхования. Он обычно применяется при перевозке грузов в контейнерах.
Различают также следующие виды коносаментов.

Долевой коносамент - распоряжение о передаче определенной части перевозимого груза в порту назначения другому лицу. Он используется в случае частичной продажи грузополучателем товара до того, как он принял поставку.

Сборный коносамент - коносамент на несколько грузов, предназначенных для различных грузополучателей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: