Торпедные катера типа «Д-3» (проект П-19-ОК) |
|
---|---|
Торпедный катер ТКА-12 в Североморске |
|
Проект | |
Страна | |
Изготовители | |
Операторы | |
Предшествующий тип | Д-2 |
Последующий тип | „Комсомолец“ |
Годы постройки | 1940 - 1944 годы |
Построено | 73 |
В строю | нет |
В консервации | нет |
В резерве | нет |
Сохранено | В Североморске на площади Мужества на вечную стоянку поставлен катер ТКА-12 Северного флота |
Отправлено на слом | 72 |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 32,1 т |
Длина | 21,6 м (максимальная) 21 м (между перпендикулярами) |
Ширина | 3,9 м (по палубе) 3,7 м (по скуле) |
Осадка | 0,8 м |
Двигатели | 3 бензиновых ГАМ-34/ГАМ-34ВС/ГАМ-34Ф/Packard |
Мощность | 3 х 750-1200 л. с. |
Скорость хода | 32-48 узлов |
Дальность плавания | 300-320 миль (полным ходом) 550-550 миль (8 узлов) |
Экипаж | 8-10 человек, возможен перевоз десанта |
Вооружение | |
Радиолокационное вооружение | стандартные радиолокаторы катеров «Воспер» и «Хиггинс» |
Зенитная артиллерия | 2 12,7-мм пулемёта ДШК или «Кольт-Браунинг», 1 20-мм пушка «Эрликон » и т. д. |
Противолодочное вооружение | 8 глубинных бомб |
Минно-торпедное вооружение | 2 торпедных аппарата БС-7, 2 533 мм торпеды образца 1939 г. |
Описание
Ходовые качества
Полное водоизмещение чуть более 32 тонн. Максимальные размеры: 21,6 × 3,9 × 0,8 м. Скорость зависела от двигателей: двигатели семейства ГАМ-34 давали ход от 32 до 37 узлов, американские двигатели Packard 4M-2500 , поставлявшиеся по ленд-лизу - до 48 узлов. Дальность плавания при максимальной скорости до 320-350 миль, при скорости 8 узлов - 550 миль. Катер мог быть задействован при ветре не более 6 баллов.
Вооружение
На катере ставили два 12,7 мм пулемёта ДШК . Некоторые катера вооружали пулемётами фирм «Кольт », «Браунинг » и др., а на некоторые ставили и автоматическую 20-мм пушку «Эрликон ». Основное торпедное вооружение - бугельные торпедные аппараты БС-7, из которых пускали две торпеды калибра 533 мм образца 1939 года (масса каждой 1800 кг при заряде тротила 320 кг, скорость до 51 узла, дальность хода 21 кабельтов). Выстрел производился с мостика катера при поджигании гальванического запального патрона.
Защита
Корпус катеров из дерева, толщиной до 40 мм. Для защиты днище сделано трёхслойным, а борт и палуба двухслойными (наружный из лиственницы, внутренний из сосны). Обшивку крепили медными гвоздями в соотношении 5 гвоздей на квадр. дециметр. При малых повреждениях сосна набухала и затягивала пробоины и отверстия. Как балласт использовались обычные кирпичи.
Помещения
Корпус разделялся на пять водонепроницаемых отсеков: в первом форпик , во втором - четырёхместный кубрик , также были камбуз , выгородка для котла и радиокаюта (предусмотрен обогрев для них). Навигационное оборудование было лучше, чем на катерах типа Г-5 . На борт можно взять и десантную группу. Экипаж из 8-10 человек позволял катеру долго действовать вдали от базы.
Строительство
Катера строились на заводах в Ленинграде и Сосновке (Кировская область). В составе Северного флота до войны было всего два катера, но в августе 1941 года ленинградские рабочие успели построить и сдать в ещё пять. Эти семь катеров сведены в отдельный отряд, который действовал до 1943 года . В 1943 году серийное производство катеров возобновилось.
Служба
Живучесть катеров была высокой. В десантной операции в Лиинахамари , в которой участвовали две группы катеров Северного флота под командованием капитан-лейтенанта А. О. Шабалина и капитана 2 ранга
23 октября звено торпедных катеров в составе "ТКА-73" и "СМ-3" под командованием теперь уже капитан-лейтенанта К. Г. Кочиева получило задание произвести поиск кораблей и плавсредств противника у мыса Ильи и Киик-Атлама. Достигнув коммуникации Феодосия - Керчь и не обнаружив здесь вражеских кораблей, катера подошли к бухте Двуякорной.
Стальной катер «СМ-3». Водоизмещение 34 тонны, размеры 20,8 х 3,9 х 1,5 метров; мощность 4 двигателей 3600 л.с;
дальность плавания 24-узловым ходом 380 миль; вооружение включало 2 ТА 533 мм и 2 пулемета 12,7 мм; экипаж 8 человек.
В 4 часа 20 минут, воспользовавшись тем, что внимание противника было отвлечено обстрелом нашего самолета, возвращавшегося после бомбардировки Феодосии через Двуякорную, они выпустили три торпеды (две с "ТКА-73" и одну с "СМ-3"), которые взорвались в районе бухты. Атака оказалась неожиданной для гитлеровцев. Включив три мощных прожектора, они перекрыли световой завесой выход из бухты, сосредоточив по завесе мощный артиллерийский огонь.
Но усилия гитлеровцев были запоздалыми: торпедные катера вырвались в море раньше постановки световой завесы. Установив это, вражеские прожектористы начали искать их в море.
Каждый раз, когда торпедные катера попадали в лучи и под артиллерийский огонь, капитан-лейтенант Кочиев (он находился на борту "ТКА-73") и командир "СМ-3" старший лейтенант Турин сбрасывали на воду дымовые шашки и прикрывались шапкой дыма.
Немцы, считая, что советский катер поврежден, задерживали лучи прожектора и артиллерийский огонь по шапке дыма, а катера тем временем уходили дальше. Так повторялось несколько раз, пока катера не вышли из зоны действия прожекторов и обстрела.
Здесь командир "СМ-3" доложил капитан-лейтенанту Кочиеву, что левая торпеда на его катере из-за отказа запальной трубки осталась на борту. Командир отряда приказал устранить неисправность и повторить атаку. В 5 часов 40 минут "СМ-3" вновь вошел в бухту Двуякорную, произвел выстрел торпедой по причалам и под огнем противника начал отходить в базу.
В 6 часов 05 минут торпедный катер "СМ-3" подвергся преследованию четырех вражеских торпедных катеров, имевших большую скорость хода и более сильное вооружение. Через 15 минут советский катер был окружен. В двух кабельтовах справа от него и на таком же расстоянии слева находилось по два вражеских катера. Личный состав "СМ-3" решил принять неравный бой. Против их двух пулеметов ДШК действовали четыре автоматические пушки и восемь крупнокалиберных пулеметов противника.
Бой начался в 6 часов 20 минут. Маневрируя на 30-узловой скорости, "СМ-3" отражал атаку гитлеровцев. В 7 часов 10 минут в результате меткого огня загорелся и вышел из строя концевой катер противника, шедший с правого борта, вскоре загорелся и другой катер. Вражеские катера, маневрировавшие с левого борта, не выдержали боя и легли на обратный курс. Победа в этом беспримерном в истории торпедных катеров бою досталась советским морякам, проявившим исключительную стойкость и боевую выучку.
Налет торпедных катеров "ТКА-73" и "СМ-3" на бухту Двуякорную весьма поучителен. Прежде всего катерники правильно выбрали место и время атаки. Они атаковали причалы в тот момент, когда огневые средства и внимание противника были отвлечены нашим пролетавшим самолетом. Катерники умело использовали дымовые шашки для маскировки и отрыва от противника. Этот прием в дальнейшем широко применялся экипажами торпедных катеров на всех советских флотах.
P.S.:
В многотомной "Хронике" этот набег есть, но бой почему-то не упомянут. Я уж думал, что это неизвестный науке факт. Но, проверив "Боевую летопись ВМФ 1941-42", обнаружил, что это не так. Там написано (только по нашим данным), что СМ-3 на отходе 45 минут вел бой с 4 ТКА и без ущерба для себя повредил 1 из них (это точно соответствует Отчету 1-й БТКА за октябрь 1942). Т.е. всё правильно, и проблема лишь в том, что этот действительно славный эпизод теряется на фоне других, не находящих реального подтверждения.
Экипаж торпедного катера дальнего действия типа СМ-3 занимается погрузкой торпеды на борт катера.
Катер из состава одного из дивизионов 1-й бригады торпедных катеров Черноморского флота.
Та же "Летопись" зачем-то пишет, что в ходе набега был потоплен танкер, хотя командиры катеров доложили просто о том, что торпеды взорвались в районе бухты. По немецким данным, 1 торпеда разрушила переходный мостик к торпедной станции, еще 1 выскочила на берег и не взорвалась. 3-я торпеда в документах следов не оставила, м.б. просто затонула.
В общем, сам набег особых материальных результатов не принес, если не считать загубленного мостика. Зато бой СМ-3 - безусловно, героическая страничка истории нашего флота. И, можно сказать, до сих пор никому не известная.
ВНИМАНИЕ! Устаревший формат новостей. Возможны проблемы с корректным отображением контента.
Торпедный катер Д-3: воин Севера
Советские торпедные катера типа Д-3 производились параллельно с катерами Г-5, но оказались способны выполнять гораздо больше задач, чем конкуренты. Встречайте новый катер линейки исследования СССР!
Проект малого торпедного катера Д-3 разрабатывался в Ленинграде в 1939-1940 годах. В августе 1940 опытный образец был принят на испытания моряками Черноморского флота и в этом же году принят на вооружение. Несмотря на то, что Д-3 по вооружению и габаритам мало отличался от катера Г-5, он показал отличный потенциал по спектру выполняемых задач. Д-3 выгодно отличался от конкурента более высокой мореходностью и дальностью плавания, надёжностью агрегатов и конструкции в целом, более совершенным навигационным оборудованием и наличием обитаемой палубы, что позволяло использовать Д-3 в качестве лёгкого и быстрого десантного транспорта.
Боевая эффективность катеров Д-3 прекрасно иллюстрируется действиями этих судов в ходе блестяще проведённой десантной операции советского Северного флота в Лиинахамари и боевых действий, предшествующих решающему удару. Катера Д-3 не только эффективно боролись с конвоями фашистов, но и сыграли решающую роль в захвате артиллерийских батарей фьорда Петсамо, доставляя десантников до вражеских укреплений под ураганным огнём с берега. Опыт боевого применения катеров Д-3 показал их высокую живучесть — несмотря на то, что конструкция корпуса выполнялась из дерева разных пород, торпедные катера были способны пережить сотни пробоин и вывести команду из-под вражеского обстрела.
В War Thunder торпедный катер Д-3 располагается на младших рангах линейки исследования флота СССР. Это небольшое судно длиной чуть более 22 метров и водоизмещением 36 тонн. Силовая установка состоит из трёх бензиновых двигателей серии ГАМ-34, которые дают катеру максимальную скорость в 32 узла (60 км/ч).
Вооружение катера составляют две торпеды 53-38 калибра 533мм — такие же, как на катерах Г-5, но запуск торпед осуществляется сбросом их за борт по курсу движения катера. На Д-3 установлены два крупнокалиберных пулемёта ДШК, также нашлось место для размещения глубинных бомб. Экипаж катера составляет 9 человек.
Торпедный катер Д-3 станет одним из первых катеров, доступных для тестирования участникам закрытого бета-теста морских сражений War Thunder. Поспеши оказаться в числе первых тестировщиков флота War Thunder. Увидимся в бою!
Команда War Thunder!
Спроектированы под руководством конструктора Л.Л. Ермаша в 1939 году, как катера дальнего действия и предназначались для ведения торпедных атак не только в стесненных прибрежных районах но и в ближней морской зоне.
Корпус катера деревянный двухслойный, внешний слой выполнялся из лиственницы, а внутренний из сосны, общей толщиной 40 мм. Днище катера было трёхслойным. Доски обшивки крепились медными гвоздями в расчете пяти штук на один квадратный дециметр. Палуба так же состояла из двух слоёв древесины и выполнялась прямой по всей длине, что позволяло свободно передвигаться по ней во время похода и давало возможность удобно разместиться взводу десантников. В середине корпуса находилась закрытая ходовая (боевая) рубка с смотровыми стеклами. Внутри рубки устанавливались приборы управления: штурвал, машинный телеграф, три тахометра (по одному на двигатель), приводы к дросселям регулировки газа, магнитный компас, планшет с картами, коробка автоматической стрельбы для пуска торпед.
Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками, на 5 отсеков:
- Форпик;
- Кубрик, радиорубка и камбуз, каюта командира, электроотделение;
- Моторный;
- Шкиперская кладовая;
- Топливная цистерна, румпельное отделение.
Силовая установка механическая, трёхвальная с тремя отечественными бензиновыми авиационными моторами ГАМ-34 по 750 л.с. каждый с реверс-редукторами, с максимальной скоростью вращения до 1850 об/мин. Скорость полного хода катера можно было использовать не более часа. Максимальное число оборотов двигателя в действиях боевой подготовки разрешалось не свыше 1600 об./мин. Исправный мотор запускался через 6-8 сек. после включения. Максимально допустимое число оборотов на заднем ходу - 1200. Время работы двигателя на задний ход - 3 минуты. В качестве топлива использовался бензин Б-70. После 150 часов работы нового мотора требовалась его полная переборка.
Вооружение катеров состояло:
- Из 2 крупнокалиберных 12,7-мм пулемётов ДШК с длинной ствола 84,25 калибра, которые распологались один на крыше рубки и один на баке. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе, имеет дульный тормоз. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. при начальной скорости патрона 850 м/с, дальность стрельбы до 3,5 км, потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте по 50 патронов. Стрельба ведется очередями до 125 выстрелов после чего требуется охлаждение. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Для удобства наводки предусмотрен наплечник с регулируемыми плечевыми упорами. Пулемёты имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
Радиостанция "Штиль-К" могла работать в телефонном режиме, имела мощность 10-20 Вт и работала в диапазоне 75-300 метров с дальностью действия 20 миль.
Строительство проводилось на заводе НКВД №5 в Ленинграде.
Тактико-технические данные тип Д-3(пр.19) серия I
Ширина наибольшая: | 3,9 метра |
Осадка по КВЛ: | 0,8 метра |
Силовая установка: | 3 бензиновых мотора ГАМ-34 по 750 л.с., 3 винта, 3 руля |
Скорость хода: | полная 32 узла, экономическая 10 узлов |
Дальность плавания: | 320 миль при 32 узлах, 550 миль при 10 узлах |
Мореходность: | 6 баллов |
Автономность: | 2 суток |
Вооружение: | . |
артиллерийское: | 2х1 12,7-мм пулемёта ДШК |
торпедное: | 2 бугельных 533-мм ТА |
противолодочное: | |
радиотехническое: | 1 радиостанция "Штиль-К" |
навигационное: | 1 магнитный компас КИ-6 |
Экипаж: | 9 человек (1 офицер) |
Всего построено катеров с 1940 г. по 1942 г. - 26 единиц.
Торпедные катера типа Д-3(пр.19) серия II
- отличались от предыдущей серии установленными ленд-лизовскими американскими бензиновыми моторами "Паккард" и усиленным артиллерийским вооружением.
Силовая установка механическая, трёхвальная с тремя бензиновыми авиационными моторами "Паккард" по 1200 л.с. каждый. Скорость полного хода катера достигала 45 узлов. Исправный мотор запускался через 5-6 сек. после включения.
Вооружение катеров состояло:
- Из 2 бугельных торпедных аппаратов БС-7 для двух 533-мм торпед. Торпедные аппараты (ТА) представляют собой захваты для торпед (мин), аналогичные применяемым в военной авиации захватам для подвески боеприпасов под фюзеляж самолетов и вертолетов. Для бортового сбрасывания торпед служило гальваническое запальное устройство, которое состояло из двух запалпатронов, установленных в торпедном аппарате, электропровода и гальванического элемента (батареи) при замыкании цепи которой ток подавался на запал. Достоинство ТА было в том, что они позволяли производить залп и со "стопа".
- Из 1 одноствольного 20-мм автомата ШВАК с длиной ствола 84 калибра, расположенного на специальном банкете сразу за рубкой. Питание пушки ленточное. Расчёт включал 2 человека. Скорострельность установки составляла 700 выстрелов/мин. на ствол при начальной скорости патрона 815 м/с, дальность стрельбы - нет данных.
- Из 2 спаренных крупнокалиберных 12,7-мм пулемётов ДШК с длинной ствола 84,25 калибра, которые распологались один на крыше рубки и один на баке. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе, имеет дульный тормоз. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. на ствол при начальной скорости патрона 850 м/с, дальность стрельбы до 3,5 км, потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте по 50 патронов на ствол. Стрельба ведется очередями до 125 выстрелов после чего требуется охлаждение. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Для удобства наводки предусмотрен наплечник с регулируемыми плечевыми упорами. Пулемёты имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
- Из 8 глубинных бомб БМ-1, расположенных в корме. Общий вес бомбы составлял 41 кг, а вес тротила 25 кг при длине в 420 мм и диаметре 252 мм. Скорость погружения доходила до 2,3 м/с, а радиус поражения -- до 5 метров. Бомба применялась для профилактического бомбометания, в том числе, для подрыва донных магнитных и акустических мин с катеров и тихоходных кораблей.
Строительство проводилось на заводе №640 в Сосновке Кировской области.
Головной катер вошёл в строй в 1943 году.
Тактико-технические данные тип Д-3(пр.19) серия II
Ширина наибольшая: | 3,9 метра |
Осадка по КВЛ: | 0,9 метра |
Силовая установка: | 3 бензиновых мотора "Паккард" по 1200 л.с., 3 винта, 3 руля |
Скорость хода: | полная 45 узлов, экономическая 10 узлов |
Дальность плавания: | 320 миль при 45 узлах, 550 миль при 10 узлах |
Мореходность: | 6 баллов |
Автономность: | 2 суток |
Вооружение: | . |
артиллерийское: | 1х1 20-мм пушка ШВАК, 2х2 12,7-мм пулемёта ДШК |
торпедное: | 2 бугельных 533-мм ТА |
противолодочное: | 1 бомбосбрасыватель,8 глубинных бомб БМ-1 |
радиотехническое: | 1 радиостанция "Штиль-К" |
навигационное: | 1 магнитный компас КИ-6 |
Экипаж: | 11 человек (1 офицер) |
Всего построено катеров с 1943 г. по 1945 г. - 47 единиц.