Каких чистых животных ной взял в ковчег. Могли ли в ковчеге Ноя поместиться все животные? Ной мог брать детенышей

Андрей, Екатеринбург

Как Ной мог поместить в свой ковчег все виды живых существ, которых насчитываются миллионы?

Меня давно интересует вопрос: как Ной мог поместить в свой ковчег все виды животных, птиц, насекомых, змей, червей и т.д.? Ведь их насчитываются миллионы.

Спаси Христос за вопрос! Он заставил меня глубже погрузиться в толкование Священного Писания. И вот что удалось найти.

Откроем сначала Библию: Бог говорит Ною:

Введи также в ковчег [из всякого скота, и из всех гадов, и] из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых, мужеского пола и женского пусть они будут. Из [всех] птиц по роду их, и из [всех] скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых [с тобою, мужеского пола и женского] (Быт. 6:19-20).

Вначале я обратился к Толковой Библии Александра Павловича Лопухина (1852-1904). В ней есть ответ на Ваш вопрос:

Что касается того выражения, как могло поместиться такое количество животных в одном ковчеге, то по поводу него должно заметить, что, во-первых, Ной из экономии места и фуража мог выбирать только самых молодых животных, а во-вторых, и число основных родовых групп, сложившихся к эпохе потопа, не было еще настолько велико, чтобы создать какое-либо неодолимое препятствие Ною к размещению их в ковчеге.

Ответ сей, однако, меня не удовлетворил, поскольку в нем есть намёк на теорию эволюции, модную и считавшуюся научной в его время. Тогда я решил заглянуть в святоотеческие книги. Мои находки превзошли ожидания. Не перестаю удивляться мудрости, всесторонности и боговдохновенности писаний древних отцов. Хотел сделать из них краткие выдержки, но потом решил не лишать Вас удовольствия прочитать и поразмышлять самим.

Преподобный Ефрем Сирин не даёт прямого ответа на поставленный вопрос, но даёт верное направление мысли. Интересно место, где святой Ефрем говорит о том, что Ваш вопрос (в несколько иной формулировке) задавался уже современниками Ноя.

«Бог говорит Ною: «... Сотвори убо себе ковчег от древ высоко растущих ...» (Быт. 6:13). Такой тяжкий труд возложил Бог на праведника, не желая навести потопа на грешников. Где было Ною взять такие дерева? Где было взять смолы, железа и пакли? Чьими руками мог он сделать это? Откуда мог взять людей, которые помогли бы ему в деле? Кто послушал бы его, когда в роде человеческом «извратила всякая плоть путь свой на земле »? (Быт. 6:12). Если бы стал сооружать ковчег сам Ной со своими домочадцами, то не посмеялся ли бы над ним всякий видевший? Однако же Ной приступил к построению ковчега в первый из тех годов, которые современникам его были даны на покаяние, и окончил построение в сотый год.

Когда же люди не покаялись, при всем том, что Ной по святости своей служил для современников образцом, а праведностью своей целых сто лет проповедовал им о потопе, даже смеялись над Ноем, извещавшем их, что искать спасения в ковчеге придут к нему все роды живых тварей, и говорили: «Как придут звери и птицы, рассеянные по всем странам? », тогда Бог снова повторил ему: «Войди ты и весь дом твой в ковчег, ибо тебя Я увидел праведным предо Мною в роде сем. От скотов же чистых введи к себе по семи, мужеского пола и женского, а от скотов нечистых по два, мужеского пола и женского » (Быт.7:1-2). Скотами чистыми называются животные кроткие, а нечистыми именуются вредоносные. И в самом начале Бог сотворил животных чистых в большем числе.

И вот, кого не убеждало слово, те должны были убедиться видимым. «Ибо чрез семь дней Я наведу дождь на землю, в течение сорока дней и сорока ночей, и истреблю все живущее, сотворенное Мною, с лица всей земли » (Быт. 7:4). В тот самый день начали приходить с востока слоны, с юга — обезьяны и павлины, другие животные собирались с запада, иные спешили идти с севера. Львы оставили дубравы свои, лютые звери выходили из логовищ своих, олени и онагры (дикие ослы) шли из пустынь своих, животные, жившие на горах, собирались оттуда.

Современники Ноевы стеклись на такое новое зрелище, — но не для покаяния, а чтобы насладиться, видя, как перед глазами их входят в ковчег львы, вслед без страха спешат волы, ища с ними убежища, вместе входят волки и овцы, ястребы и воробьи, орлы и голуби.

Когда же и такое поспешное собрание зверей в ковчег, и водворившийся вскоре между ними мир, современников Ноевых не подвигли к покаянию, тогда сказал Господь Бог Ною: «Еще семь дней и истреблю всякую созданную Мною плоть ». Бог давал людям на покаяние сто лет, пока строился ковчег, но они не одумались. Он собрал зверей, дотоле ими невиданных, — однако же люди не захотели покаяться; водворил мир между животными вредоносными и безвредными, — и тогда они не устрашились. Даже после того, как Ной и все животные вошли в ковчег, Бог медлил еще семь дней, оставляя дверь ковчега отверстой. Удивительно как то, что ни львы не вспомнили о своих дубравах, и прочие звери и птицы всякого рода не стали снова искать жилищ своих, так и то, что современники Ноевы, видя все, что совершалось вне ковчега и в ковчеге, не убедились оставить нечестивые дела свои» (Толкование на книгу Бытия. Главы 6 и 7).

А вот блаженный Аврелий Августин, епископ Иппонийский, нашел ответ на Ваш и на другие вопросы о ковчеге и Ное. Вот что он пишет в фундаментальном труде «О граде Божьем»:

«Но никто не должен думать, будто бы все это было написано с целью обмана; или же, что в рассказе нужно искать только истину историческую, без всяких аллегорических значений; или, напротив, что всего этого в действительности не было, а что это только одни словесные образы; или же, что все это, каково бы оно ни было, не содержит никакого пророчества о Церкви. Только человек с совершенно превратным умом станет утверждать, будто могли быть делом праздного упражнения книги, которые в течение тысяч лет сохранялись с таким благоговением и под таким наблюдением в определенном порядке преемства сменявших друг друга лиц; или же, что в них в данном случае нужно видеть только историю. Для примера, чтобы опустить остальное: если требовалась такая величина ковчега из-за большого количества животных, то что вынуждало ввести нечистых животных по две пары, а чистых — по семь пар, когда могли быть сохранены и те и другие при одинаковом их количестве? Притом разве Бог, который повелел сохранить их для восстановления рода, не мог восстановить их так же, как создал?

Те же, которые утверждают, что это совсем не события, а только образы для обозначения других вещей, прежде всего считают невозможным такой большой потоп, чтобы вода, постепенно прибывая, покрыла высочайшие горы на пятнадцать локтей, и указывают на вершину горы Олимп, над которой, как утверждают, не могут образовываться облака, потому что она так высока, как небо, и оттого воздух на ней не настолько густ, чтобы могли появляться ветры, облака и дожди. Но они упускают из виду, что может же быть там земля, самая тяжелая из всех стихий. Разве будут они отрицать, что вершина горы состоит из земли? На каком же основании они утверждают, что земля могла подняться в эти небесные пространства, а вода — не могла, когда эти же самые мерятели и взвешиватели стихий говорят, что вода и выше и легче земли? Какую могут привести они разумную причину, по которой бы земля, более тяжелая и низменная, могла занимать тихие пространства неба в течение стольких лет, а воде, более легкой и высокой, нельзя было сделать этого даже на короткое время?

Говорят также, что ковчег такой величины не мог вместить так много родов животных обоего пола, и притом нечистых по две пары, а чистых — по семь (Быт. 7:2). На мой взгляд, говорящие так принимают в расчет только его триста локтей в длину и пятьдесят в ширину; но не принимают в соображение, что столько же локтей было в верхнем ряду и столько же в еще высшем, и что поэтому локти эти, взятые три раза, составят девятьсот и сто пятьдесят. А если представить себе, как весьма удачно заметил Ориген, что Моисей, т. е. человек Божий, который, по словам Писания, «научен был всей мудрости» египтян (Деян.7:22), любивших геометрию, мог показывать размеры в геометрических локтях, которые, как утверждают, были в шесть раз больше наших, то кто не увидит, какое множество вещей могло вместиться в таком обширном пространстве? Те же, которые утверждают, будто ковчег такой огромной величины не мог быть построен, клевещут самым нелепым образом, ибо им хорошо известно, что построены были огромнейшие города, и не обращают внимания на те сто лет, в течение которых строился этот ковчег. Если камень может пристать к камню, будучи соединен одной известью, так что из множества тысяч их образуется городская стена, то почему бы дерево не могло быть соединено с деревом при помощи лап, шипов, гвоздей и смоляного клея, чтобы мог быть построен ковчег не криволинейной, а прямолинейной формы, больших размеров в длину и ширину, — ковчег, которого не требовалось спускать в море никакими человеческими усилиями, но который по естественному закону тяжести должна была поднять подошедшая волна и который во время плавания должен был управляться, чтобы не подвергнуться крушению, скорее провидением Божиим, чем человеческим мастерством.

Что же касается мелочных вопросов, которые обыкновенно задаются относительно ничтожнейших животных, не только таких, как мыши и ящерицы, но и таких, как саранча, жуки, мухи и, наконец, блохи: дескать, не были ли они в ковчеге в большем количестве, чем то, какое было назначено повелением Божиим; то тем, кого занимают подобные вопросы, нужно прежде всего напомнить, что выражение «пресмыкающихся по земле» (Быт. 6:20) следует понимать в том смысле, что не было необходимости сохранять в ковчеге тех животных, которые могут жить не только в воде, погруженные в нее, как рыбы, но и на воде, плавая сверху ее, как многие крылатые. Затем, когда говорится: «Мужеского пола и женского пусть они будут» (Быт. 6:19), то этим очевидно указывается, как на цель, на возобновление рода. Поэтому в ковчеге не было необходимости находиться таким маленьким животным, которые могут рождаться без полового совокупления из каких-нибудь вещей или вследствие порчи вещей; а если они там были, как бывают обыкновенно в домах, то могли быть безо всякого определенного числа.

Если же совершавшееся в этом священнейшее таинство и дававшийся образ такой высокой важности не мог осуществиться в действительности иначе, как при условии, что все, что не может жить по природе в воде, будет находиться в ковчеге в упомянутом определенном числе, то это было заботой не этого человека или этих людей, а божественной. Ной не ловил, чтобы вводить, а впускал приходивших и входивших.

Именно такой смысл имеет сказанное: «Войдут к тебе» (Быт. 6:20), т. е. войдут не по действию человеческому, а по мановению Божию; притом так, что между ними не следует представлять таких, которые не имеют пола. Предписано и выражено определенно: «Мужеского пола и женского пусть они будут». Ибо есть такие животные, которые рождаются из каких-либо вещей без полового совокупления; потом же совокупляются и рождают, каковы, например, мухи. Есть и такие, между которыми нет самцов и самок, как, например, пчелы. Такие, далее, которые имеют пол, но так, что не рождают детей, каковы мулы, едва ли могли быть там, ибо было вполне достаточно, чтобы там были их родители, т. е. лошадиная и ослиная порода; то же нужно сказать и о других животных, которые производят какой-нибудь новый род вследствие смешения различных пород. Но если и это относилось к тайне, то и они были там. Ибо и эта порода имеет мужской и женский пол.

Некоторых даже занимает вопрос, какую пищу могли иметь там животные, которые, как думают, питаются только мясом: были ли взяты туда без нарушения повеления сверх указанного числа животные, которых необходимость требовала взять в пищу другим; или же, чему скорее можно поверить, и без мяса могла быть другая пища, пригодная для всех. Ибо мы знаем, что очень многие животные, которым пищей служит мясо, питаются овощами и плодами, а особенно — фигами и каштанами. В таком случае что же удивительного, если этот мудрый и праведный муж, и притом по божественному внушению, и без мяса приготовил в запас годную и сообразную каждой породе пищу? Есть ли что-нибудь такое, что не заставил бы есть голод? Или чего не может сделать приятным и полезным Бог, Который мог с божественною легкостью сделать, чтобы они жили даже и без пищи, если бы и само питание их не требовалось для пополнения прообраза великого таинства?

А что такие многочисленные исторические знамения не имели целью служить прообразами Церкви, это может утверждать только человек, погрязший в своей любви к пустым пререканиям. Ибо уже и в настоящее время народы, и притом как чистые, так и нечистые, так наполнили Церковь и в такой держатся между собою связи ее единством, что в силу одного этого яснейшего факта нельзя сомневаться и в остальном, что сказано несколько темнее и потому труднее для понимания. Если это так, если даже тупоумный не осмелится утверждать ни того, что это было написано из праздности; ни того, что эти события, произойдя в действительности, ничего не означали; ни того, что это были только словесные аллегории, а совсем не события, — то нельзя с уверенностью утверждать, что все это не служило к обозначению Церкви; скорее следует думать, что все это и мудро запомнено и записано, и действительно совершилось, и обозначает нечто, и это нечто служит прообразом Церкви» (Книга 15, глава 27).

Однако не все рассказы «Физиолога» о животных лишь пустые и несуразные басни. Некоторые его сказания, заимствованные из произведений античных натуралистов, основаны на действительных наблюдениях и фактах из жизни природы, но фактах, понятых неправильно и до неузнаваемости искаженных фантазией разного рода сочинителей, принимавших участие в оформлении этих сказаний.

Мы проследим сейчас рождение и развитие легенд о некоторых наиболее популярных в христианской литературе и народных поверьях существах. Многие герои «Физиолога» давно забыты, но четыре фантастических создания: единорог, василиск, сирена и дракон – еще живут в сказках, изобразительном искусстве, в геральдике и церковной символике современности.

О них и пойдет речь.

Библейский миф рассказывает, что однажды люди сделались такими грешниками, что забыли истинного бога. Праведно жил только один Ной с семейством. И бог решил истребить людей потопом. Всех до одного, кроме Ноя.

Предупрежденный заранее Ной построил большой ковчег, то есть корабль. В плавание с собой Ной взял «каждой твари по паре»: от каждого вида животных по два представителя – самца и самку.

Без особого комфорта, но все животные разместились в каютах плавучего зверинца. (Так как на Земле обитает больше миллиона разнообразных видов животных, надо полагать, ковчег был основательно переполнен.) Не нашлось места в ковчеге только одному зверю. Он был так велик, рассказывают древнееврейские тексты, что мог бы опрокинуть ковчег, взобравшись на него. Поэтому ему пришлось плыть за кормой. Лишь изредка, чтобы немного передохнуть, сверхгигантский пловец опирался концом рога о борт ковчега.

Зверь этот – одно из самых прославленных и популярных в христианских мифах животных, одно из самых древних легендарных существ, пожалуй, самое свирепое и самое благочестивое чудовище на свете.

Конечно, это был единорог!

В течение двух тысячелетий люди рассказывали о нем удивительные истории. Вера в единорога родилась на заре античной культуры и не умерла и поныне в народных поверьях Востока и христианских мифах Запада.

С течением веков менялись размеры и облик единорога. Но основной символ веры в него оставался неприкосновенным. Всегда это было свирепое, но благородное животное, а его чудодейственный рог, возвышающийся на лбу, подобно пике, обладал поистине волшебными свойствами.

В арабских сказках единорог появлялся гигантом сказочной величины. Ему ничего не стоило насадить на свой рог, как на вертел, несколько живых слонов. Они нанизывались так прочно, что единорог, как ни старался, не мог стряхнуть их трупы. Так и бродило по восточным землям это чудовище с рогом, украшенным жутким ожерельем из слоновьих скелетов.

Подцепив на рог трех-четырех слонов, единорог терял подвижность. Таская по горам и лесам непомерную тяжесть, совсем выбивался из сил и становился легкой добычей для птицы рухх.

Христианские святые соперничали с арабскими сказочниками в сочинении чудесных историй об единороге. Несмотря на дикость и свирепость этого чудовища, некоторым праведникам, однако, удавалось с божьей помощью приручить его и заставить верно служить себе. Мало-помалу единорог христианских легенд превратился в весьма благочестивого и воспитанного зверя. Сразу же смирял он свой неукротимый нрав, завидя издали святого человека, а в особенности безгрешную девицу.

«Физиолог» учит, что поймать единорога можно только одним способом: среди девушек государства выбрать самую непорочную. Пусть, вооружившись лишь своей невинностью, смело идет в лес, где скитается единорог, и терпеливо дожидается его появления. Влекомый непреодолимой силой благочестивого смирения, единорог вскоре появится между деревьями. Утратив и силу и ярость, он приблизится к девственнице и, ласкаясь, положит свой рог к ней на колени. А затем уснет у ее ног. Охотникам, которые тем временем прячутся в кустах, остается лишь накинуть на сонного зверя арканы.

Но все-таки самое удивительное качество единорога – его волшебный рог. Стоит прикоснуться этим рогом к отравленным кушаньям, как они тотчас становятся съедобными. Редкий король и феодал более мелкого масштаба не садился в те времена за стол, не приняв соответствующих мер предосторожности: сперва служитель должен был прикоснуться ко всем кушаньям и напиткам волшебным жезлом, изготовленным из витого рога единорога.

Уникорн (единорогов рог) даже мертвых мог вернуть к жизни, если причиной их смерти было отравление. Он безотказно действовал против всех ядов. Нужно только соскоблить ножом тонкую стружку с уникорна и дать пострадавшему выпить ее настой с вином. Если из такого рога изготовить кубок, то он авансом будет спасать от отравленных напитков.

Многие скептики утверждают, что Библии нельзя доверять, потому что Ковчег не мог вместить все разнообразные виды животных. Это подтолкнуло многих христиан отказаться от веры во Всемирный потоп, описанный в книге Бытие, или верить в то, что это было локальное наводнение, которое затронуло относительно небольшое количество животных. Однако обычно они даже не проводят никаких подсчётов. С другой стороны, этот вопрос был детально рассмотрен в классической креационистской книге «Потоп из книги Бытие» (The Genesis Flood) , опубликованной ещё в 1961 году. Более подробный и дополненный технический анализ этого и многих других вопросов представлен в книге Джона Вудмораппа «Ноев Ковчег: обоснование осуществимости» (Noah’s Ark: a Feasibility Study) . Данная статья основана на материалах этих двух книг, а также на некоторых собственных расчётах. Мы поставили перед собой два вопроса:

Библия описывает Ноев Ковчег как огромное, устойчивое, обладающее хорошими мореходными качествами судно - 300 локтей в длину, 50 локтей в ширину и 30 локтей в высоту.

Сколько разновидностей животных Ною нужно было взять на Ковчег?

На этот вопрос отвечают следующие стихи Библии:

Введи также в ковчег из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут. Из птиц по роду их, и из скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых.

и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского; также и из птиц небесных по семи, мужеского пола и женского, чтобы сохранить племя для всей земли.

В этих стихах слово «скот» переведено с древнееврейского behemah , и относится ко всем позвоночным в целом. Слово, переведённое как «пресмыкающиеся», в древнееврейском оригинале звучит как remes , и оно имеет несколько значений в Писании, но здесь, скорее всего, относится к рептилиям. Ною не нужно было брать морских созданий, потому что Потоп не обязательно привёл бы к их вымиранию. Однако, бурные потоки вод могли привести к массовому вымиранию, о чём говорит летопись окаменелостей, и многие существа, населявшие океан, вероятно, вымерли из-за Потопа.

Средний размер животных в Ковчеге был примерно с небольшую крысу, согласно приведённым Вудмораппом современным расчётам, тогда как лишь около 11% животных были гораздо больше овцы.

Как бы то ни было, если мудрый Бог решил не сохранять каких-то жителей океана, это не касалось Ноя. Также Ною не нужно было брать в Ковчег растения - многие из них могли выжить в форме семян, другие - на плавающих матах из растительности. Многие насекомые и другие беспозвоночные были достаточно малы, чтобы также выжить на этих матах. Потоп уничтожил всех наземных животных, которые дышали через ноздри , кроме тех, которые находились в Ноевом Ковчеге (Бытие 7:22). Насекомые дышат не через ноздри, а через крошечные отверстия в их внешнем хитиновом покрытии.

Чистые животные : Библейские комментаторы разошлись во мнениях - написано ли на древнееврейском «семь» или «семь пар» каждого рода чистых животных. Вудморапп выбирает второй вариант, чтобы, насколько возможно, дать фору скептикам Библии. Но преобладающее большинство животных не были чистыми и были представлены только двумя представителями. Термина «чистые животные» не существовало до закона Моисея. Но, исходя из того, что Моисей был составителем книги Бытие, следуя принципу «Писание толкует Писание», определение из закона Моисея может быть применено к ситуации Ковчега. Фактически в 11-й главе книги Левит и 14-й главе книги Второзаконие перечислено очень немного «чистых» животных.

Что такое «род»? Бог создал определённое количество родо́в животных с большой способностью к изменчивости в определённых пределах. Потомки каждого из этих разных сотворённых родо́в, за исключением человека, сегодня чаще всего представлены более, чем одним видом (согласно современной классификации). В большинстве случаев виды, произошедшие от одного сотворённого рода, могут быть объединены в группы, которые современные таксономисты (биологи, классифицирующие живых существ) называют родом (genus ).

Одно из распространённых определений вида - «группа организмов, которые могут скрещиваться и давать плодовитое потомство, и не могут спариваться с другими видами». Тем не менее, большинство так называемых видов не проверяли на предмет того, с кем они могут скрещиваться, а с кем - нет (очевидно, это относится в том числе ко всем вымершим видам). На самом же деле, известны не только гибриды между так называемыми видами, но и много примеров транс-родового скрещивания, то есть «сотворённый род» может в некоторых случаях быть на уровне семейства (согласно современной классификации). Отметим, что отождествление понятия «сотворённый род» с современным таксономическим родом также согласуется с Писанием, ведь когда Библия говорила о рода́х, израильтяне должны были легко различать их без необходимости проверять возможность гибридизации.

Например, лошади, зебры и ослы, по всей видимости, произошли от одного сотворённого рода лошадиных (некоторого лошадеподобного существа), раз они могут скрещиваться, хоть их потомки уже не способны к воспроизведению (стерильны). Собаки, волки, койоты и шакалы, похоже, произошли от псового (собакоподобного) сотворённого рода. Все виды крупного рогатого скота (а они все являются чистыми) - потомки тура (первобытного быка, Aurochs ), поэтому на борту должно было быть максимум 7 (или 14) особей крупного рогатого скота. Сами туры могли быть потомками сотворённого рода, в который также входят бизоны и буйволы. Известно, что львы и тигры могут производить гибридное потомство, которое называют тигонами или лиграми, поэтому, скорее всего, они произошли от одного сотворённого рода.

На Ковчеге, скорее всего, был высушенный, спрессованный и концентрированный корм. Вероятно, Ной кормил скот в основном зерном, и дополнительно сеном для обеспечения волокнами. Вудморапп подсчитал, что объём кормов должен был составлять 15% от общего объёма Ковчега. Питьевая вода могла занимать 9,4% от общего объёма.

Вудморапп насчитал около 8 000 родов, включая вымершие, соответственно около 16 000 особей животных должно было присутствовать на борту Ковчега. Относительно вымерших видов - у палеонтологов есть тенденция присваивать новое название рода каждой новой находке, но это не обосновано. Поэтому количество вымерших родо́в, вероятно, слишком преувеличено. К примеру, рассмотрим группу самых крупных динозавров - зауроподов - гигантских травоядных ящеров, к которым относятся, например, брахиозавр, диплодок, апатозавр и др. Обычно указывают 87 родов зауроподов, но только 12 из них «точно установлены» и ещё 12 считаются «относительно установленными».

Один из самых распространённых вопросов: «Как могли все эти огромные динозавры уместиться в Ковчеге?» Во-первых, из 668 предполагаемых родо́в динозавров лишь 106 весили больше 10 тонн (взрослые особи). Во-вторых, как выше уже было сказано, количество родо́в динозавров, скорее всего, сильно преувеличено. Но Вудморапп намеренно берёт эти цифры, давая фору скептикам. В-третьих, нигде в Библии не сказано, что животные должны были быть взяты на Ковчег взрослыми. Самые крупные животные, возможно, были взяты молодыми особями. Средний размер животных в Ковчеге был примерно с небольшую крысу, согласно приведённым Вудмораппом современным расчётам, тогда как лишь около 11% животных были гораздо больше овцы.

Другой часто поднимаемый атеистами и теистическими эволюционистами вопрос - «как болезнетворные микроорганизмы выжили во время Потопа?» Это важный вопрос - он предполагает, что микробы были такими же специализированными и заразными, какими они являются сейчас, поэтому все животные, находившиеся в Ковчеге, должны были быть заражены всеми существующими инфекционными болезнями на Земле. Но бактерии, вероятно, были более стойкими и лишь недавно потеряли способность выживать в разных переносчиках или вне их. На самом деле, даже сегодня многие бактерии могут выживать в насекомых-переносчиках, в трупах, в замороженном или обезвоженном состоянии, или жить в носителе, не вызывая заболевания. В конце концов, потеря сопротивляемости к инфекциям согласуется с общей деградацией живых существ с момента Грехопадения.

Был ли Ковчег достаточно велик, чтобы вместить всех животных?

Ковчег имел размеры 300*50*30 локтей (Бытие 6:15), что составляет примерно 140*23*13,5 метров, то есть его объём был равен - 43 500 м 3 . Чтобы лучше себе это представить, это равно объёму 522 стандартных американских железнодорожных товарных вагонов, каждый из которых может вместить 240 овец.

Если животных держали в клетках примерного размера 50*50*30 см (объёмом 75 000 см 3), то 16 000 особей могли занять всего 1200 м 3 или 14,4 вагона. Даже если бы на борту был миллион видов насекомых, это не являлось проблемой, потому что они не занимают много места. Если каждая пара содержалась в клетке со стороной 10 см или 1000 см 3 , все виды насекомых занимали бы объём, равный 1000 м 3 , или ещё 12 вагонов. Это значит, что оставалось место для пяти поездов из 99 вагонов каждый для еды, семьи Ноя и дополнительная «территория» для животных. Кроме того, насекомые не входят в категории behemah или remes , о которых говорится в Бытие 6:19-20 , поэтому, вполне вероятно, что Ной и не брал их с собой в Ковчег.

Подсчёт общего объёма достаточно справедлив, т.к. он показывает, что размеры Ковчега были достаточными для размещения всех животных, и ещё оставалось более чем достаточно места для хранения еды, свободного пространства и т.д. Возможно, чтобы эффективнее заполнить пространство Ковчега, клетки ставились друг на друга, а сверху или рядом с ними хранился корм (чтобы минимизировать количество корма, которое пришлось бы переносить людям), при этом всё равно оставляя достаточно много промежутков для вентиляции. Мы говорим об экстренной ситуации, а не о роскошном размещении. И хотя на Ковчеге оставалось и так достаточно много места, чтобы животные могли двигаться, скептики преувеличивают потребность животных в движении.

Если даже допустить, что нельзя было ставить одну клетку на другую для экономии места на полу, проблем всё равно бы не возникло. Исходя из рекомендованных стандартов размещения животных, Вудморапп показывает, что всем им вместе взятым потребовалось бы меньше половины площади пола трёх палуб Ковчега. Такая расстановка клеток позволила бы расположить максимальное количество корма и воды сверху на клетках - рядом с животными.

Требования к пище.

В Ковчеге, скорее всего, был высушенный, спрессованный и концентрированный корм. Вероятно, Ной кормил скот в основном зерном, и дополнительно сеном для обеспечения волокнами. Вудморапп подсчитал, что объём кормов должен был составлять 15% от общего объёма Ковчега. Питьевая вода могла занимать 9,4% от общего объёма. Этот объем мог быть ещё меньше, если они собирали дождевую воду, которая по трубам попадала в питьевые корыта.

Возможно, в Ковчеге были наклонные полы или клетки с отверстиями в полу: туда падал навоз, и смывался (воды было предостаточно!) либо его уничтожали вермикомпостированием (компостирование с помощью червей), при этом земляные черви могли служить дополнительным источником пищи.

Требования по уборке отходов

Вряд ли люди должны были чистить клетки каждое утро. Возможно, в Ковчеге были наклонные полы или клетки с отверстиями в полу: туда падал навоз, и смывался (воды было предостаточно!) либо его уничтожали вермикомпостированием (компостирование с помощью червей), при этом земляные черви могли служить дополнительным источником пищи. Очень толстая подстилка может служить иногда в течение года без замены. Абсорбирующие материалы (например, опилки, мягкая древесная стружка и в особенности торф) могли уменьшать влажность, а значит и неприятные запахи.

Спячка

Итак, Ковчег вполне удовлетворял требованиям к пространству, пище и отходам, даже если животные имели нормальные циклы сна и бодрствования. Но спячка могла ещё больше снизить эти потребности. Да, Библия нигде не упоминает о спячке, но и не исключает её. Некоторые креационисты считают, что Бог создал инстинкт впадения в спячку именно для животных на Ковчеге, но мы не можем утверждать это категорически.

Некоторые скептики утверждают, что взятие на борт кормов исключает возможность спячки, но это не так. Впадающие в спячку животные, несмотря на популярный стереотип, спят не всю зиму, поэтому им всё равно иногда требовалась бы пища.

Вывод

Эта статья показала, что Библии можно доверять в таких практических вопросах, как Ноев Ковчег. Многие христиане считают, что Библия заслуживает доверия только в вопросах веры и морали, но не науки. Но нам нужно помнить, что Сам Христос говорил Никодиму (Иоанна 3:12): «Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, - как поверите, если буду говорить вам о небесном?»

Если бы Писание ошибалось в областях, доступных проверке человеческим опытом, таких, как география, история и естественные науки, разве мы могли бы доверять ему в таких вопросах, как сущность Бога или жизнь после смерти, которые недоступны для практической проверки? Поэтому христиане должны следовать этим словам апостола Петра: «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петра 3:15), когда скептики утверждают, что Библия противоречит известным «научным фактам».

Христиане смогут исполнять это повеление и эффективно отвечать на аргументы скептиков, направленные против Ковчега, если они прочитают книгу Джона Вудмораппа «Ноев ковчег: обоснование осуществимости» . Эта замечательная книга является наиболее полным анализом из когда-либо опубликованных о сборе животных на Ковчег, обеспечении ухода за ними и кормления и о последующем рассеянии. Например, некоторые скептики утверждают, что после Потопа почва была бы слишком солёной для растений. Вудморапп показывает, что соль может легко вымываться дождевой водой.

Вудморапп посвятил семь лет этому научному и систематическому опровержению практически всех аргументов о нереальности Ковчега и предполагаемых трудностях библейского описания, и других связанных вопросов. Ничего подобного прежде не было написано - это мощная защита истории о Ковчеге в книге Бытие.

«Она не только содержит факты и детали, которые покажутся увлекательными детям, но и будет полезной как прекрасный источник информации для проектов по изучению Библии и уроков о Ковчеге и Потопе. Любому, кто ищет ответы на различные вопросы о Ковчеге, особенно заданные скептиками, можно посоветовать прочитать книгу "Ноев ковчег"».

Атеисты настаивают на том, что в Ковчеге никак не могли поместиться представители всех родов животных и, стало быть, Библия лжет. Из-за этого многие христиане перестали верить в историю Всемирного Потопа; теперь они считают, что потоп был "локальным", и в Ковчег вошло совсем немного животных.

Обычно выясняется, что скептики просто не до конца разобрались в ситуации. С другой стороны, классический труд по кре-ационизму "Потоп из Книги Бытия" ("The Genesis Flood") - всесторонний анализ Всемирного Потопа - был опубликован еще в 1961 году. 1 Новая книга Джона Вудмораппа "Ноев Ковчег: обоснование" ("Noah s Ark: a Feasibility Study") представляет собой расширенное и дополненное исследование, проливающее свет на историю Потопа и другие связанные с ним вопросы. 2 Данная глава основана на материале этих книг и некоторых независимых расчетах. Перед нами стоят два основных вопроса:

* Сколько родов животных Ной должен был взять в Ковчег?

* Мог ли Ковчег вместить представителей всех родов животных?

Сколько родов животных Ной должен был взять в Ковчег?

Библия говорит:

"Введи также в ковчег [из всякого скота, и из всех гадов, и] из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых, мужеского пола и женского пусть они будут Из [всех] птиц по роду их, и из [всех] скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их. (Быт 6 19-20) и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского, также и из птиц небесных [чистых] по семи, мужеского пола и женского, чтобы сохранить племя для всей земли..." (Быт. 7:2-3).

В оригинальном древнееврейском тексте слово, переводимое в Библии как "зверь" или "скот", в этих стихах - одно и то же-"6eheмah", и оно относится к наземным позвоночным вообще Для пресмыкающихся употреблено слово "ремес", которое имеет в Священном Писании несколько значений, но здесь, вероятно, относится к рептилиям 3 Ною не нужно было брать в Ковчег обитателей моря, 4 поскольку Потоп не угрожал им истреблением. Однако бурные потоки воды, несущие с собой коллоидную смесь осадков, погубили великое множество живых существ, что отразилось в летописи окаменелостей. Многие виды, обитавшие в океанах, действительно не пережили Потопа. Но если Бог в мудрости Своей решил не оставлять в живых тех или иных жителей моря, значит, на то была Его воля, и Ной к этому не имел совершенно никакого отношения

Ною незачем было брать в Ковчег и растения. Одни из них выжили в форме семян, другие - в виде плавучих растительных масс; это мы наблюдаем и в наши дни после сильных штормов На этих естественных "плотах" могли спастись многие насекомые и другие беспозвоночные Согласно Бытию 7:22, Потоп истребил всех наземных животных, имевших "дыхание духа жизни в ноздрях своих", - кроме тех, что вошли в Ковчег. Насекомые дышат не через ноздри, а через крошечные отверстия (трахеи) в наружном скелете.

Чистые животные: По вопросу о том, что имеется в виду в оригинальном тексте Библии - "семь" или "семь пар" каждого рода чистых животных - мнения комментаторов разошлись поровну. Вудморапп настаивает на втором варианте, делая тем самым уступку атеистам. Однако нечистых животных много больше, чем чистых, и каждый их вид был представлен лишь одной парой. Вообще, термин "чистые животные" определяется только в законе Моисеевом; однако, поскольку Бытие написано/составлено тоже Моисеем, то по принципу "Писание - лучший комментатор Писания", определения Закона срабатывают и в ситуации с Ноем. По сути, в одиннадцатой главе Книги Левит и четырнадцатой главе Второзакония перечислено совсем немного "чистых" наземных животных.

Что такое "род"?

Бог сотворил определенное количество родов животных и наделил их способностью к изменчивости в определенных пределах. Потомки этих родов, за исключением рода человеческого, сегодня преимущественно представлены более чем одним так называемым видом (species). От одного сотворенного рода произошел целый ряд видов, и современная систематика (биологическая наука о классификации живых существ), во многих случаях объединяет их в категорию биологического рода (genus).

Одно из определений вида гласит: "Вид - это группа организмов, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство, а также не скрещивающихся с представителями других видов". Однако для большей части видов одного рода или даже семейства не проводилась проверка на взаимное скрещивание; тем более невозможно провести такую проверку для ископаемых видов. В действительности же дело обстоит так: мало того, что так называемых виды способны скрещиваться между собой, так существует еще и немало примеров скрещивания между биологическими родами. Таким образом, в ряде случаев сотворенный род вообще мог соответствовать систематической категории семейства! Но отождествление сотворенного рода с родом биологическим тоже вполне согласуется со Священным Писанием, - ведь когда Писание говорило о "роде", народ Израиля прекрасно понимал, о чем идет речь, без всякой нужды в проверке на скрещивание.

Так, лошадь, зебра и осел, скорее всего, произошли от одного лошадиного рода, поскольку могут скрещиваться друг с другом -хотя их потомство большей частью стерильно. Собака, волк, койот и шакал тоже, вероятно, из одного рода - рода собачьего. Все разновидности крупного рогатого скота (чистые животные!) произошли от зубра, 6 так что в Ковчег вошло всего 7 (или 14) таких животных. Зубр же, в свою очередь, - потомок того "крупного рогатого" рода, из которого вышли также бизоны и буйволы. Мы знаем, что тигры и львы способны к взаимному скрещиванию, в результате которого появляются так называемые "тигрольвы"; так что, наверное, эти животные тоже произошли из одного сотворенного рода.

Вудморапп насчитал около 8 000 родов, включая вымершие.

Таким образом, в Ковчег должно было войти около 16 тысяч животных. Что касается вымерших родов, то следует отметить тенденцию некоторых палеонтологов присваивать каждой находке новое родовое имя. Поскольку такая практика весьма спорна, количество вымерших родов животных может оказаться сильно преувеличенным.

Рассмотрим крупнейших из динозавров - гигантских травоядных ящеров, таких, как брахиозавр, диплодок, апатозавр и т. п. Обычно говорят о 87 родах ящеров, но лишь 12 из них "точно определены", а еще 12 "определены довольно точно". 7

Динозавры?

Один из наиболее часто задаваемых вопросов - "Как Ной уместил в Ковчег огромных динозавров?" Во-первых, из 668 предполагаемых родов динозавров только 106 во взрослом возрасте достигали веса более 10 тонн. Во-вторых, нигде в Библии не сказано, что в Ковчег следовало брать взрослых животных. Самые крупные животные были, вероятно, представлены "подростками" или еще более молодыми особями. Как ни удивительно, но, согласно новейшим таблицам Вудмораппа, большинство животных на Ковчеге размерами не превосходило крысу, а животных размером более овцы было всего около 11 %.

Микробы?

Еще одна проблема, которую часто поднимают атеисты и сторонники теистической эволюции: "Как пережили Потоп болезнетворные микробы?" Этот вопрос принципиален - он предполагает, что тогдашние микроорганизмы были такими же специализированными переносчиками инфекций, как и современные, поэтому все пассажиры Ковчега должны были страдать от всех заболеваний, какие существуют на Земле сегодня. Однако, скорее всего, микробы в то время были куда здоровей, чем сейчас; возможно, они лишь недавно утратили способность выживать в разных хозяевах или независимо от хозяев. По сути, даже сейчас многие микробы сохраняются в сухих и морозных условиях, или в организмах насекомых-переносчиков инфекции, или в трупах погибших особей, не вызывая заболевания. Более того, и в наши дни многие микробы становятся причиной заболевания лишь в ослабленном организме, а в те времена они могли обитать, скажем, в кишечнике хозяина, не доставляя ему никаких неудобств. Такая потеря сопротивляемости к микробам, вероятно, связана с общим упадком жизни после грехопадения. 8

Как в Ковчеге смогли уместиться все животные?

Ковчег имел размеры 300x50x30 локтей (Быт. 6:15), что составляет примерно 137x23x13,7 метра, то есть его объем в итоге равнялся 43 200 м 3 - все равно, что 522 обычных вагона для перевозки скота, в каждом из которых помещается 240 овец.

Если животных держали в клетках среднего размера (какие-то меньше, а какие-то и больше) 50x50x30 см, то есть 75 000 см 3 , то 16 000 животных занимали всего 1 200 м 3 пространства, или 14,4 вагонов для скота. Даже если бы в Ковчеге находился еще миллион насекомых, это не создало бы проблемы, поскольку насекомые занимают очень мало места. Если бы каждую пару насекомых держали в клетках со стороной 10 см, то есть объемом в 1 000 см 3 , то все виды насекомых заняли бы всего 1 000 м 3 - то есть еще 12 вагонов. Таким образом, в Ковчеге осталось бы место, эквивалентное 5 поездам по 99 вагонов в каждом. Там вполне могли уместиться Ной с семьей, запасы еды и кормов, да еще осталось бы свободное пространство. Но насекомые не подходят ни под категорию "беhемаh", ни под категорию "ремес", и потому Ной, по всей вероятности, не должен был брать их на борт.

Расчет объема Ковчега, скорее всего, верен, поскольку показывает, что там оставалось более чем достаточно места для еды. пространства для передвижения и т. д. - чего и следовало ожидать. Клетки можно было ставить одну на другую, а емкости с едой - поверх или рядом с ними; таким образом, людям легче было кормить животных, и освобождалось пространство для нормальной циркуляции воздуха. Заметьте: мы говорим не об увеселительной прогулке, а о необходимости выжить в трудных условиях. Животным вполне хватало места, чтобы перемещаться в пространстве (тем более что скептики преувеличивают их потребность в движении).

Даже если одна клетка не ставилась на другую, проблем все равно не возникало. Вудморапп показал, что, исходя из современных стандартов площади для содержания животных, все обитатели Ковчега могли уместиться менее чем на половине пространства трех его палуб. Такое размещение позволило бы разместить максимум запасов пищи и воды поверх клеток - поближе к животным.

Потребности в пище

Скорее всего, в Ковчеге были прессованные и сухие корма и концентраты. Наверное, Ной кормил животных преимущественно зерном с добавками сена. Вудморапп рассчитал, что объем запасов пищи составлял всего около 15% общего объема Ковчега, а питьевая вода занимала менее 10% объема; кроме того, пассажиры Ковчега могли собирать дождевую воду.

Уборка отходов

Как Ной и его семья ежедневно убирали отходы за тысячами животных? Оптимизировать эту работу можно было по-разному. Возможно, в Ковчеге были наклонные полы и/или клетки с отверстиями в полу: туда падал навоз, а уж воды кругом было предостаточно! А может быть, навоз компостировали черви и, таким образом, сами становились источником пищи; ведь хорошую подстилку можно не менять в течение года. Абсорбирующие материалы (например, опилки, стружка и в особенности торф) уменьшали содержание влаги и, следовательно, неприятные запахи.

Спячка

Даже при нормальных циклах сна и бодрствования Ковчег вполне удовлетворял потребности животных в пище и движении. Но эти потребности могли существенно снизиться при спячке. Библия нигде не упоминает о спячке, но и не исключает ее. Некоторые креационисты предполагают, что Бог сотворил, или усилил, инстинкт впадания в спячку специально для пассажиров Ковчега, но утверждать этого категорически мы, конечно же, не можем.

Скептики считают, что факт наличия на Ковчеге кормов исключает возможность спячки; но это не так. Ведь спячка у животных длится не всю зиму, и время от времени они все же нуждаются в пище.

Заключение

Мы показали, что Библия - надежный источник информации о Ноевом Ковчеге. Многие христиане думают, что Библии можно доверять только в вопросах веры и морали, а не науки. Но вспомним, как Сам Иисус говорил Никодиму (Евангелие от Иоанна 3:12): "Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, - как поверите, если буду говорить вам о небесном?"

Если бы Библия ошибалась в вещах, доступных человеческому опыту, - в географии, истории, естественных науках, - почему мы должны были доверять ей в таких вопросах, как сущность Бога или жизнь после смерти? Вот почему христиане должны быть готовы "всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением" (1 Пет. 3:15), когда атеисты говорят им, что Библия противоречит "научным фактам".

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: