Как различать грамматические омонимы.

В нормативных грамматиках выделяются десять частей речи, изоморфных в английском и белорусском/русском языках (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, предлог, союз, частицы и междометия).

В основу традиционного деления слов на части речи положен комплексный анализ, сочетающий семантические, формальные и синтаксические при­знаки.

В соответствии с семантическим принципом учитывается наличие номи­нативного значения в автосемантических или знаменательных частях речи, например, значение предметности (существительные), признак и свойство предмета (прилагательные), количественное или порядковое отношение предметов и явлений (числительные), указание на предметы и их признаки, не называя их (местоимения), действие или состояние лица или предмета (глагол), качественное состояние лица или предмета и признак процесса (наречие), пребывание в состоянии (слова категории состояния, типа afraid, alone, asleep, нельга, нечага, можна). (В грамматиках белоруского языка к словам категории состояния относят предикативные наречия, но самих слов категории состояния не выделяют)

В английском и белорусском языках имеется значительное количество служебных слов, не имеющих назывной функции и служащих в качестве грамматических средств выражения. Отсутствие самостоятельного номинативного значения у таких слов позволяет отнести их к синсемантическим частям речи. Сохраняя свою лексическую самостоятельность, служебные слова способны выражать отношения к предмету или лицу (предлоги), связи слов в предложении (союзы), субъективно-объективные отношения к действительности (модальные глаголы), уточнения лексического или грамматического смысла других слов (частицы), чувства и волеизъявления, не называемые в словах (междометия).

Синсемантическая часть речи "артикль" служит в качестве определителя английских имен существительных. Детерминативная функция артикля в английском языке является типологической. В белорусском языке она выполняется грамматическими или лексическими средствами в зависимости от контекста или ситуации.

Согласно морфологическому принципу в английском и белорусском языках концентрируется внимание на морфологических характеристиках слова, на системе его грамматических категорий и форм, иначе, на морфологическом своеобразии каждого слова данной части речи. Так, глагол объединяет все слова, обозначающие процесс и выражающие этот процесс в морфологических категориях лица, времени, вида, залога, наклонения, что определяет и специфику его грамматических форм.

В процессе морфологического анализа словарного состава языка значи­тельную роль играет учет синтаксических признаков того или иного слова. Каждая часть речи характеризуется определенной основной функцией в предложении и сочетаемостью с другими разрядами слов.

Грамматическая омонимия

Грамматическая омонимия  существование таких лексических единиц, которые совмещают одновременно несколько грамматических категорий как внутри одной части речи, так и других частей речи.

Ограниченное число аффиксов у слов больше всего вызывает грамматическую омонимию внутри одной части речи в английском языке (внутренняя омонимия ). Например, оппозиция именительный/объектный падеж личных местоимений it/it, уоu/уоu, оппозиция присоединительная форма притяжатель­ного местоимения/абсолютная форма притяжательного местоимения his/his, оппозиция 1/2/3 лица множественного числа и 1 лица единственного числа у глагола write. Для имен существительных характерна оппозиция единствен­ного/множественного числа типа sheep/sheep.

Для белорусского языка свойственна внутренняя омонимия флексий имен существительных и глаголов. Например, в слове чалавека окончание выражает одновременно винительный и родительный падеж; в слове бачыць - 3-е лицо единственного числа и неопределенная форма глагола (Ён бачыць и бачыць). Грамматическая омонимия окончаний белорусских имен прилагательных наблюдается в именительном и винительном падежах мужского рода (асенн i дзень), среднего рода (асенняе надвор"е).

Сочетание в одном слове грамматических значений разных частей речи дает конверсионную омонимию . Конверсионная омонимия свойственна больше английскому языку, в котором на долю аффиксов приходится лишь 8,4% всей грамматической информации. Рассмотрим некоторые грамматические оппозиции аффиксов:

- s (es ) - категория числа, лица глагола/категория чис­ла имени существительного;

- ing - причастие I/(герундий) прилагательное (interesting)/союз (seeing, supposing);

- ed - причастие II/глагол в личной форме прошедше­го времени/союз (рrovided) /прилагательное (1еаrned);

- t -причастие II/ глагол в личной форме прошедшего времени;

-1у - наречие/частица (simply, only);

словам: before , after , for , till , untill свойственна оппозиция - союз/ предлог;

since - союз/предлог/ наречие;

up , down , in - предлог/наречие;

the - артикль/наречие (the more, the better).

Конверсионная омонимия - типологическая особенность английского языка. В белорусском языке в силу его синтетичности нет такого широкого явления конверсионной омони­мии, хотя и наблюдается конверсионная оппозиция синсемантических частей речи типа предлог/наречие i ма,вакол); союз/частица (ледзьве); частица/наречие (вунь).

Разграничение грамматических значений омонимов должно проводиться с учетом их синтаксических функций в структу­ре словосочетания или предложения.

Субстантивация, адъективация, адвербиализация и их типологические характеристики

Субстантивация  явление, при котором любое слово может входить в разряд имен существительных вследствие приобретенной способности непосредственно указывать на предмет.

В английском языке имеет место полная и частичная субстантивация при переходе прилагательного в существительное. Полностью субстантивированные прилагательные употребляются с артиклем, изменяются по числам и принимают форму притяжательного падежа: a native, the natives, a native’s hut. Некоторые полностью субстантивированные прилагательные употребляются только в форме множественного числа: ancients, sweets, greens. К частично субстантивированным относятся прилагательные, указывающие на целый класс лиц: the rich, the poor, the unemployed (слово unemployed  единственное субстантивированное причастие II) и абстрактные понятия: the good, the evil, the beautiful, the singular, the plural. Прилагательные, обозначающие национальности, могут быть субстантивированы полностью: а Russian  Russians, a German  Germans и частично: the English, the French, the Chinese. Английские субстантивированные прилагательные выполняют син­таксические функции подлежащего и дополнения.

Субстантивированные прилагательные принимают форму имени су­ществительного либо во множественном числе: сутачныя, пад"ёмныя, либо в любом роде с учетом изменений во множественном числе: хворы, хворая, хворае и хворыя.

Адъективация  переход других частей речи в прила­гательные. Процессу адъективации в английском языке подвергаются причас­тия I и существительные только на синтаксическом уровне. Ряду английских причастий I типа interesting характерна полная адъективация . Такие слова приобретают признаки степеней сравнения и употребляются в синтаксичес­ких функциях, свойственных прилагательным. Полностью адъективирован­ные причастия I могут занимать позицию определения и предикатива в английском языке.

Частичная адъективация английских существительных определяется только в составе словосочетания или предложения, где они выполняют функцию определения перед другим существительным: а summer dress.

В белорусском языке наблюдается полная и частичная адъективация. Полная адъектива­ция характеризуется тем, что причастие, перешедшее в прилагательное, полностью теряет свои свойства, например: будучая вясна, расхлябаная хода, нерухомая маёмасць. Частичная адъективация причастия проявляется только на синтаксическом уровне: Абмежаваны чалавек (мало развитый) и Абмежаваны правам чалавек. Полностью адъективированные причастия изме­няются по степеням сравнения и употребляются в синтаксических функциях определения и предикатива.

Адъективация слов в английском и белорусском языках является типо­логической для каждого языка по способу формообразования, изоморфным при этом "выступает синтаксический способ ее определения.

Процессы, в результате которых та или иная часть речи начинает функ­ционировать как наречие, называется адвербиализацией . Адвербиальное слово утрачивает свои формальные показатели, характеризующие его как имя существительное, прилагательное или глагол.

Наиболее распространенной разновидностью процесса адвербиализации в белорусском языке является отрыв одной из флективных форм от ее парадигмы и употребление этой формы в качестве обстоятельства. Например, белорусские наречия ран i цай, вечарам, летам совпадают с существительными в форме творительного падежа единственного числа: ран i ца, вечар, лета. В отличие от белорусского в русском языке очень распространенной является адвербиализация формы творительного сравнения или образа действия: ездить верхом, лежать пластом, лететь стрелой. В белорусском языке адвербиализуются существительные в косвенных падежах с предлогом: зверху, збоку, бясконца (родительный падеж); кн i зу, кверху, папацёмку (датель­ный падеж); удзень, ун i з, наперад (винительный падеж); заездам , подбегам, проездам (творительный падеж); упоцемку, употайку, наверсе (пред­ложный падеж). В русском языке адвербиализация существительного с пред­логом осуществляется путем переноса ударения на предлог, типа: на ночь, под вечер, со смеху. Перенос ударения является показателем, который отличает адвербиализованный оборот от объективного сочетания, например: брать работу на дом и смотреть на дом. Такого явления не наблюдается в белорусском языке. Кроме существительных белорусском языке в наречие могут переходить прилагательные (добра ); числительные (па двое ); местоимения (па-мойму, потым ); глагольные формы (пявуча, хвалююча, рашуча, лежма ).

Наиболее часто английские прилагательные переходят в наречия путем прибавления суффикса –ly: specially, pleasantly. Отмечаются случаи параллельного употребления наречий с суффиксом –ly и без него: close  closely, late  lately, high  highly, deep  deeply, wide  widely. Эти слова, как правило, имеют разные значения.

Прилагательные и причастия приобретают значение «лицо - носитель признака, названного прилагательным или причастием». Ср.: ухаживать за больным ребенком (больной - прилагательное) и Больной уже встал с постели (больной - существительное); ср. также существительные взрослый, военный, раненый, дежурный, рулевой, заведующий, управляющий, учащийся, обвиняемый, уполномоченный; угнетенный (ср. угнетенные и угнетатели), эксплуатируемый (ср. эксплуататоры и эксплуатируемые) и т. п. В форме женского рода субстантивированные прилагательные обозначают, как правило, помещение, где что-нибудь находится, происходит: приемная, проходная, операционная, ванная, диспетчерская, парикмахерская, булочная, закусочная, шашлычная и т. п. В форме среднего рода субстантивированные прилагательные и причастия называют обобщенный, отвлеченный носитель признака (прошлое, будущее, новое, прекрасное, отживающее, предстоящее; ср. повторение пройденного; Удивительное рядом и т. п.), а также являются названиями кушаний, лекарств (съестное, сладкое, заливное, мороженое, снотворное), представителей различных видов и классов растительного и животного мира (млекопитающее, земноводное, пресмыкающееся, цитрусовое). Субстантивированные прилагательные в форме мн. ч. представляют собой слова pluralia tantum, обозначающие преимущественно различные виды денег и платежей (командировочные, премиальные, суточные и т. п.; ср. также позывные).

Субстантивированные прилагательные и причастия омонимичны соответствующим прилагательным и причастиям, которые со словообразовательной точки зрения являются для них мотивирующими (производящими) словами. Грамматический механизм субстантивации основан на том, что родо-падежно-числовая парадигма прилагательного или причастия сокращается: от нее остается лишь часть - система словоформ одного рода (в ед. числе) или только мн. числа. Субстантивированные прилагательные и причастия составляют подавляющее большинство существительных адъективного склонения (см. § 52).

Субстантивироваться могут и другие части речи - например, наречия (наше завтра, дорога в никуда; Сегодня рушится тысячелетнее прежде. Маяковский), междометия (Далече грянуло ура. Пушкин), личные местоимения в форме им. п. (не интересуется ничем, кроме собственного «я»; говорить на вы; Пустое вы сердечным ты Она, обмолвясь, заменила. Пушкин), а также любые другие словоформы и их сочетания при передаче произносимых кем-либо слов (работать через «не могу»; Ее взволнованное «не надо» долго останется в моей памяти. О. Шестинский). Во всех таких употреблениях субстантивированные слова и их сочетания выступают как несклоняемые существительные среднего рода. Сущность этого явления, в отличие от субстантивации прилагательных и причастий, - чисто синтаксическая ; оно сводится к постановке того или иного слова, словоформы, сочетания слов в синтаксическую позицию существительного.

2. Адъективация (переход в прилагательные) причастий. Сущность этого явления - семантическая: потеря причастием глагольных признаков вследствие его семантического отрыва от соответствующе­го глагола, например: выдающийся, блестящий в сочетаниях типа выдающиеся, блестящие способности; выдающийся, блестящий уче­ный; убитый, растерянный, потерянный, потрепанный и т. п. в со­четании со словами типа вид, взгляд, лицо. Такие причастия отрыва­ются от глагольной парадигмы и становятся самостоятельным сло­вом - прилагательным при сохранении адъективного типа склонения.

3. Адвербиализация (переход в наречия). Адвербиализуются деепричастия , теряя глагольные признаки и отрываясь от глагольной парадигмы, подобно причастиям при адъективации, например: шутя (Он сделает это шутя - «очень легко, без напряжения»), играючи в том же значении, лежа (Читать лежа вредно). Адвербиализуются также формы косвенных падежей и предложно-падежные формы существительных, например формы твор. п. в наречиях типа осенью, зимой, летом, вечером, временами, шагом, рысью, формы вин. п. с предлогами в наречиях вбок, вверх, вниз, вдаль, в одиночку, наполовину, наудачу и т. п. При этом, отрываясь от парадигмы существитель­ного, такие формы становятся неизменяемыми словами, а флексии и предлоги исходных падежных и предложно-падежных форм функционально преобразуются: флексии становятся суффиксами наречий, а предлоги - префиксами.

4. Прономинализация (переход в местоимения) - явление чисто семантическое. Существительные, прилагательные и причастия, переходя в местоимения, приобретают функцию указания на предмет или признак. Таковы, например, существительные вещь (Бал - вещь хорошая, неволя-то горька. Грибоедов), дело (Отпуск - хорошее дело), человек (при указании на лицо: Он человек неплохой и т. п.), брат разговорной речи, также при указании на лицо, в некоторых конструкциях: пришлось или вышло по три рубля на брата); прила­гательные известный, определенный в значении «некоторый, кое-ка­кой» известном смысле, на определенном этапе и т. п.). Как ука­зательные местоимения употребляются прилагательные и причастия данный («этот; тот, о котором идет речь»: в данном случае, в данную минуту), последний («этот, только что упомянутый»), следующий («тот, который сейчас будет упомянут»), указанный и др. Прономинализуется также числительное один (см. § 68).

5. Широко распространен переход знаменательных слов и словоформ в служебные слова. Функционально преобразуясь, знаменательные слова, их словоформы и предложно-падежные сочетания приобретают различные служебные функции - становятся предлогами, союзами, частицами. Такие словоформы обособляются от парадигм соответствующих знаменательных слов, например:

Существительное → предлог: путем чего (Это можно решить только путем тщательного анализа); в силу чего, с помощью чего, в продолжение чего, ввиду чего и т. п.

Существительное → союз: правда (в значении «хотя»: Чьи-то шаги, правда еще далекие, заставили ребятишек насторожиться. А. Гайдар), благо (в значении «тем более что»: Собаки залезли в конуру, благо не на кого было лаять. Гончаров).

Наречие → предлог: согласно чему, внутри чего, вокруг чего, накануне чего (ср.: Он приехал накануне - наречие и Он приехал накануне решительного дня - предлог), напротив чего (ср.: Через аллею - луг, а напротив лес и Напротив дома - лес) и т. п.

Наречие → союз: едва (ср. едва живой, Она едва могла удержаться от смеха - наречие и Едва он ушел, как ему позвонили по телефону - союз), чуть, пока (ср. Я пока подожду - наречие и Пока он спал, она готовила завтрак - союз).

Наречие → частица: просто (Просто видеть его не могу), прямо (Он прямо герой), решительно (Этот человек нужен решительно всем).

Глагол (в форме деепричастия) → предлог: благодаря чему, несмотря на что, спустя что (часа два спустя), не считая чего, кончая чем.

Глагол (чаще в форме повел, наклонения) → частица: пускай, давай, дай (Дай я попробую это сделать), смотри (Смотри не упади), было (Хотел было остаться, пораздумал).

Местоимение → союз: что, чем, как и т. п.

Местоимение → частица: оно (в разговорной речи, например: Вот оно что!), себе (Ступай себе домой).

6. Различные знаменательные части речи переходят в междометия: существительные (батюшки, боже, караул, пропасть, дьявольщина), глаголы (брось, подумаешь, помилуйте), наречия (полно, прочь, вон). Широко употребляются в функции междометий устойчивые словосочетания (боже мой, черт возьми, скажите на милость и т. п.).

7. Широко распространена грамматическая омонимия служебных частей речи, например:

союз - частица: чтобы (Тороплюсь, чтобы успеть на поезд - союз; Чтобы этого больше не было! - частица), будто (Уверяет, буд­то сам видел - союз; Будто я этого не видел! - частица), именно, да;

предлог - частица: вроде [пальто вроде моего - предлог; Улыбнулся вроде Теркин... (А. Твардовский) - частица].

Иногда многозначное слово представляет собой систему нескольких взаимосвязанных значений, относящихся к разным частям речи и потому являющихся грамматическими омонимами. Таковы, например:

Только - 1) частица (многозначная: ср. Осталось только три дня; Только бы уехать; Зачем только я сказал!); 2) союз (Только скажешь, я приду; Я согласен ехать, только не сейчас); 3) наречие (Он только проснулся); раз - 1) существительное (На этот раз, два раза); 2) наречие (Раз поздно вечером); 3) союз (Раз обещал, сделай); 4) междометие (Раз! - врезалась бита белая... А. Вознесенский).

Явление грамматической омонимии шире, чем явление перехода слов из одной части речи в другую. Так, с синхронной точки зрения можно говорить только об омонимии, например, для качественных наречий и кратких форм сред, рода прилагательных (ср.: Она красиво одета и Ее платье красиво; выразить мысль понятно и Твое волнение мне понятно), в ряде случаев - для омонимичных неизменяемых слов (чтобы, да, только) и др.


























1 из 25

Презентация на тему: Грамматическая омонимия

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Принципы работы при составлении программы элективного курса: -нестандартность предлагаемого аспекта рассмотрения ранее изученных разделов лингвистики;-вариативность содержательной и организационной составляющих, т. е. возможность выбора объема содержания, форм организации и последовательность изучения материала курса;-реализация универсального и интеграционного подходов при конкретизации тематики и методики изучения элективного курса;-индивидуализация и дифференциация обучения;-ориентация в практической части на языковой материал русской классической литературы;-преимущество самостоятельности учащихся в учебной, творческой и исследовательской деятельности.

№ слайда 3

Описание слайда:

Цели изучения курса «Грамматическая омонимия»: профессиональная ориентация учащихся выпускных классов; интеграция сложившихся у них знаний и представлений о частях речи в целостную картину; поддержка изучения базовых курсов и установление преемственности между базовыми и элективными курсами.

№ слайда 4

Описание слайда:

Задачи для учителя: 1. дать научную интерпретацию самому явлению грамматической омонимии, поставить ее в связь со смежными явлениями: с общей омонимикой, многозначностью, синонимией- т.е. в связь с общими семантическими законами, действующими в языке на всех его уровнях; 2.представить для изучения полный состав явлений, рассматриваемых как переходные в области частей речи;3. раскрыть картину взаимодействия частей речи, открытости их границ как в диахронном, так и в синхронном аспектах;4. познакомить с приемами анализа сходных фактов языка и активно формировать у учащихся исследовательские навыки;5.повысить интерес к гуманитарному образованию и к занятиям лингвистикой как наукой.

№ слайда 5

Описание слайда:

Задачи для учащихся: 1.научиться извлекать лингвистическую информацию из различных источников; 2совершенствовать навыки морфологического анализа слова и определения его синтаксического поведения;3. осваивать разные способы сбора и обобщения лингвистической информации; 4.развивать исследовательские навыки.

№ слайда 6

Описание слайда:

Планируемые результаты: Одинаковые формы - наиболее трудный материал для анализа, и тема элективного курса предполагает не обходить трудное, но на нем учиться:выявлять синтаксическое поведение омонимов, сопоставлять их морфологические и словообразовательные характеристики; конструировать словосочетания и предложения; составлять схемы и таблицы, позволяющие увидеть индивидуальное и общее в рассматриваемых словах; осознанно выбирать или отвергать возможные различительные признаки грамматических омонимов;быть грамотными при грамматическом анализе слова, выполнении орфографических заданий и написании диктантов. Все это вместе взятое поможет ученику успешно сдать ЕГЭ и достойно выдержать вступительные экзамены в гуманитарные вузы.

№ слайда 7

Описание слайда:

Программа элективного курса «Грамматическая омонимия» 1. Введение (2час). Предмет и задачи курса. Многообразие «сходного» в языке: варианты - орфографические, произносительные, грамматические, стилистические (колач - калач; творог- творог; жираф - жирафа); лексико-семантические варианты одного многозначного слова (лес горит-горит желанием); звуковые совпадения словоформ разных парадигматических рядов (обмер-сущ.; обмер - глаг.); звуковые совпадения словоформ одного парадигматического ряда (коня - р.п.; коня-в.п.); лексические омонимы (помешать - что?; помешать-кому?); разные типы грамматических омонимов (на бок- сущ.; набок - нареч.).2.Омонимия и многозначные слова.(1 час)3. Омонимия и синонимия. (1 час)4. Типы омонимов (1 час).Омофоны (плот-плод); омографы (замок-замок); омоформы (учитель-выключатель); собственно омонимы (брак-брак); омонимы синтаксические (чтение Маяковского - родительный субъекта и родительный объекта); разные типы грамматических омонимов.5.Понятие грамматической омонимии (1 час).

№ слайда 8

Описание слайда:

6. Переходные явления в системе частей речи как способ образования грамматических омонимов (2часа). Продуктивные (субстантивация, адъективация, адвербиализация, предикативация, препозиционализация, интеръективация) и непродуктивные (нумерализация, прономинализация, вербализация, конъюкционализация, модаляция, партикуляция) явления переходности.7.Субстантивация (3часа).Субстантивация - один из способов образования существительных:-субстантивация прилагательных (смелый человек - смелого пуля боится);-субстантивация местоимений (найти свое Я; поэзию всякий любит и т.д.);-субстантивация глаголов (за пропало дают чем попало);-субстантивация причастий (подойти к беседующим) ;-субстантивация слов категории состояния (мокро сухо не живет);-субстантивация числительных (все за одного, один за всех);-субстантивация модальных слов (это «кажется» всего великолепнее); -субстантивное употребление служебных слов (взвесить все «за» и против; есть целый ряд всяких «но» ; твоим «разве» конца не будет). -субстантивация междометий (что значит это «ага»; меня возьмут, да еще и со спасибом).

№ слайда 9

Описание слайда:

8. Адъективация (2часа). Переход других частей речи в разряд прилагательных: адъективация причастий (мыслящий человек); адъективация числительных (одних лет с нами).9.Прономинализация (1час). Переход в местоимения прилагательных (целый день), причастий (записка следующего содержания), числительных (познакомился с одним нужным человеком), существительных (я тебе скажу такую вещь).10.Предикативация (2часа). Образование слов категории состояния путем перехода существительных (позор, страх, лень и т. д.), наречий (грустно, прекрасно, весело)11.Нумерализация (1час). Образование числительных за счет существительных, наречий и местоимений (пять, тьма, много).

№ слайда 10

Описание слайда:

12.Вербализация (1час). Оглаголивание существительных типа «стать», «знать», «течь». Образование глаголов прошедшего времени от древнерусских причастий на – л: бывалый - бывал, лежалый - лежал. 13. Адвербиализация (3часа). Переход в наречия существительных, числительных, деепричастий.14.Препозиционализация (3часа). Образование производных предлогов. 15. Модаляция (2часа) существительных (факт, правда, право), наречий (безусловно, действительно), слов категории состояния (очевидно, вероятно), глаголов (предположим, понимаешь и т. д.). 16.Конъюкционализация (1час) переход наречий, существительных, глаголов, междометий в категорию союзов.17.Партикуляция (1час). – образование частиц. 18.Интеръективация (1 час). – образование производных междометий. 19.Обобщающее занятие (3 часа).20.Контрольный тест (2 часа).

№ слайда 11

№ слайда 12

Описание слайда:

Лингвистические задачи, связанные с явлениями грамматической омонимии Какими частями речи являются выделенные слова:1.«Меж ними все рождало споры».2.Дождь все идёт.3.Всё поле покрыто травой.4.Всё сильнее дует ветер. Мы часто употребляем слово ЖАЛЬ Что это за часть речи? Отвечая на этот вопрос, учтите и современный и исторический аспекты жизни слова. Можно ли на этом примере показать такие явления, как ОПРОЩЕНИЕ, КОНВЕРСИЯ, СУБСТАНТИВАЦИЯ?Сочините лингвистическую миниатюру на одну из приведенных тем:1.Слова- друзья и слова- враги.2.Как слово встретило своего двойника.4. Определите, какой частью речи является каждое слово фразеологизмаЛУЧШЕ МЕНЬШЕ, ДА ЛУЧШЕ.

№ слайда 13

Описание слайда:

Определите, к какой части речи относятся выделенные словоформы и какую синтаксическую функцию они выполняют.1.Онегин, я тогда моложе, я лучше, кажется, была. (А.С. Пушкин)2.И чем ярче становились воспоминания, тем громче и тоскливее скулила Каштанка. (А.П.Чехов)3.Мы выбирали место поровнее. (А.И.Куприн) 4.О память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной.(К.Н.Батюшков)5.Перед закатом в тайге стало душнее, тише и дремучей.(В.П.Астафьев)Какую грамматическую роль играет слово «пропасть» в следующих контекстах:1.Направо был утёс, налево пропасть такая, что целая деревушка осетин, живущих на дне её, казалась гнездом ласточки. (М.Ю.Лермонтов)2.Я нашила пропасть, да после траура не решаюсь щеголять-то. (А.Н. Островский). 3.«Тьфу пропасть»,- говорит она…(И.А.Крылов)Напишите названия всех частей речи. Каково, на ваш взгляд, происхождение этих слов?

№ слайда 14

Описание слайда:

Какой частью речи является слово ПРОСТО в следующих предложениях:1. Мне просто нужны деньги. 2. Все будет так же просто, как это было в городе. 3. Он держался просто, по-дружески. Какими частями речи могут быть слова ПЕРЕРЫВ, ПРОРЫВ, ВЗРЫВ?Как образованы эти слова? Составьте с ними предложения. Определите, от каких частей речи образованы следующие наречия, выделите в них фонетически сохранившиеся, но утратившие свои функции окончания и предлоги:ВТРИДОРОГА, ДОТЛА, МОЛЧА, НЕВТЕРПЁЖ, НУЖНО, СПРОСОНОК, СЕЙЧАС, СВЕРХУ, УГРОЖАЮЩЕ. Определите, в значении какой части речи употреблено слово ОДИН в данных предложениях:1. Один знакомый рассказал мне удивительнейшую историю. 2. Он пришел сегодня один. 3. В комнате был только один человек.

№ слайда 15

Описание слайда:

Составьте предложения со словами В ВАННЕ и В ВАННОЙ. Чем отличаются эти слова по значению, какими частями речи они являются? Придумайте несколько предложений, в которых НЕ-ЗА-ЧЕМ писалось бы по- разному. Определите часть речи полученных слов. Сколько частей речи в русском языке? Возможно ли по-разному ответить на этот вопрос? По поводу каких слов могут быть разные мнения? Мотивируйте свой ответ. Можно ли однозначно ответить на предложенные ниже вопросы? Почему? 1. Какой частью речи является слово, если оно обозначает количество? 2. Какой частью речи является слово, обозначающее признак?Отличаются ли с морфологической и синтаксической точек зрения выделенные слова в следующем предложении? Мотивируйте свой ответ.Здесь было ещё просторнее, ещё синее было небо над головой, еще ярче блестело солнце.

№ слайда 18

Описание слайда:

Сочинить стихотворение, употребив слово «тепло» в четырёх грамматических значениях. Моя гимназия.Люблю тепло гимназии моей.Сюда хожу я с самых первых дней.Здесь научились мы читать, писать и спорить.Тепло нам здесь и в радости, и в горе.Учителя нас сразу понимают.Пусть знаний нам порою не хватает,О них мы отзываемся тепло,Ведь от улыбок их всегда светло.Руководитель классный нам - вторая мама.О ней любой из нас вам скажет прямо:Лицо красиво, нежно и тепло,И сердце доброе - ведь так и быть должно. Мостовая Светлана – ученица 8 класса.

№ слайда 19

Описание слайда:

Моя семья Люблю тепло родного дома.Какая ни случись беда,Тебе всегда придут на помощьВсего семейства верные сердца.Сначала мама тепло взглянет,И посочувствует отец,Сестренка нежно улыбнется-И вот придет беде конец.И сразу станет мне теплоОт их заботы и вниманья,От их любви и пониманья,Как будто солнышко сошло.А на ночь мама подойдёт.Её дыхание тепло.Меня с любовью поцелует и скажет:«Счастье ты моё!» Кудравец Дарья – ученица 8 класса.

№ слайда 20

Описание слайда:

Найти субстантивированное слово, теоретически обосновать.Добрые умирают, а дела их живут.Найти свое Я – вот цель всякого стремления.Все за одного – один за всех. Отвяжись ты со своим спасибо.Встань кормит, а лень портит.Мокро сухо не живет.Твоим «разве» конца не будет.Завтра не будет похоже на сегодня.Утопающий хватается за соломинку.

№ слайда 23

Описание слайда:

Список литературы.Литература для учителя: Бабайцева В. В.Место переходных явлений в системе языка. В книге: Переходность и синкретизм в языке и речи. М., 1991.Белошапкова В. А. Современный русский язык. М., «Высшая школа», 1991.Буланин Л. Л. Трудные вопросы морфологии. М., 1986.Виноградов В. В. Грамматическое учение о слове. М., 1986.Грамматика современного русского языка. М., 1980, под ред. Шведовой Н. Ю.Земская В. И. Словообразование. Современный русский язык. М., 1991.Ковалев В. П. Экспрессивное использование омонимии и паронимии в художественной прозе. Русский язык в школе. 1990. ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:Словари русского языка:1.Словарь грамматических трудностей русского языка. Ефремова Т. Ф., Костомаров В. Г., М., Рус. яз.,1997.2.Словарь русского языка. Ожегов С.И., М., Рус. яз.,19903.Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. Институт русского языка РАН. 1997.4.Краткий словарь трудностей русского языка. Грамматические формы. Ударение. Еськова Н.А.1997.

№ слайда 24

Описание слайда:

ГлоссарийАдвербиализация – переход слов других частей речи в наречия.Адъективация – переход слов в категорию прилагательных.Вербализация – переход слов в категорию глаголов.Диахрония – историческая последовательность развития отдельных языковых явлений.Интеръективация – образование производных междометий.Коннотатиция – добавочные семантические или стилистические оттенки, которые накладываются на основное значение слова, служат для выражения эмоционально-экспрессивной окраски.Конъюкционализация – переход самостоятельных частей речи в союзы.Многозначность слова – наличие у одного итого же слова нескольких связанных между собой значений.Модаляция – образование вводных слов.Нумерализация – переход слов в категорию числительных.Омографы – слова, совпадающие по написанию, но различные по произношению.Омофоны – слова, одинаково звучащие, но имеющие разное написание.Омоформы – слова, морфемы которых совпадают по звуковому составу, но различаются по значению.

№ слайда 25

Описание слайда:

Омонимы лексические – слова, принадлежащие к одной и той же части речи, одинаково звучащие, но разные по лексическому значению. Омонимы грамматические – слова, совпадающие по звучанию, близкие по лексическому значению, но различные по грамматическим характеристикам.Парадигма- совокупность форм словоизменения одного и того же слова.Партикуляция – образование частиц.Предикативация – образование слов категории состояния.Препозиционализация – образование производных предлогов.Прономинализация – переход других частей речи в местоимения.Семантика – смысловая сторона, значение отдельных языковых единиц: морфем, слов, словосочетаний, а также грамматических форм. Синонимы- слова, близкие или тождественные по своему значению, но различающиеся или оттенками значений, или стилистической окраской.Синхрония – состояние языка на определенном этапе исторического развития в качестве цельной системы лексических, грамматических и фонетических элементов.Субстантивация – переход слов в категорию имён существительных

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Омонимы – это еще одно подтверждение «величия и мощи» русского языка. Именно подобные «нюансы лексики» делают русский язык сложным для изучения иностранцами.

Если вводят изучающего язык в ступор непонятным набором слов, то омонимы создают множественность трактований одного и того же слова.

Что такое омонимы

Омонимы - это слова, которые пишутся одинаково, звучат одинаково (или похоже), но при этом означают абсолютно разные вещи.

Например:

  1. ЛУК – популярный овощ и одновременно стрелковое оружие;
  2. ОЧКИ – предмет, улучшающий зрение, и одновременно система подсчета баллов в различных играх;
  3. БРАК – испорченный на производстве предмет и одновременно союз двух людей;
  4. МИР – земной шар и одновременно отсутствие войны;
  5. КЛЮЧ – предмет, отпирающий замок, и одновременно синоним ручья.

Еще несколько примеров слов-омонимов:

Само слово «омоним», как и многие термины в русском языке, пришло из Древней Греции. Оно состоит из двух половин – «homos» (одинаковый) и «onyma» (имя), а значит, означает «одинаковое имя ». По одной из версий, первым, кто подробно описал подобные слова, был известный философ и мыслитель — Аристотель.

Виды омонимов

Омонимы бывают нескольких видов – полные, частичные и грамматические.

Полные омонимы – это слова, которые совпадают во всех возможных падежах и числительных.

  1. КРАН – водопроводный или грузоподъемный (краны, краном, крану и т.д.)
  2. КОСА – укладка волос, береговая отмель или сельскохозяйственный инструмент (кос, косой, косе, косу и т.д.)

Частичные омонимы – это слова, которые похожи друг на друга в первоначальном виде (единственное число, именительный падеж, совершенный вид), но могут не совпадать в отдельно взятых падежах или множественном числе.

  1. ЛАСКА – животное семейства куньих или нежности. Если взять родительный падеж и множественное число, то слова уже не будут звучать и писаться одинаково – много ЛАСОК (животных) и много ЛАСК (проявление чувств).
  2. ЛЮБОВЬ – чувство к другому человеку и женское имя. Если взять родительный падеж единственного числа, то слова зазвучат по-новому – нет ЛЮБВИ (чувство) и нет ЛЮБОВИ (имя).

Грамматические омонимы – слова в русском языке, которые являются полной противоположностью частичных омонимов. То есть они абсолютно не совпадают в первоначальном виде, но становятся похожими в отдельно взятых формах.

  1. ТРИ – число и производное от глагола ТЕРЕТЬ. Совпадение возможно, только когда первое слово употребляется в именительном падеже, а второе в повелительном наклонении. Во всех остальных вариантах слова перестанут быть омонимами.
  2. ЛЕЧУ – производные от двух разных глаголов ЛЕТАТЬ и ЛЕЧИТЬ, причем оба употребляются в первом лице.
  3. СТЕКЛА – родительный падеж существительного СТЕКЛО (нет стекла) и прошедшее время женского рода глагола СТЕКАТЬ (вода стекла).

Можно, кстати, заметить, что грамматические омонимы могут представлять различные части речи, например, существительное и глагол, местоимение и и так далее. В этом их кардинальное отличие от полных и частичных омонимов, где части речи всегда совпадают.

Омографы и омофоны

Еще два типа слов в русском языке, которые некоторые лингвисты (но не все) относят к разновидностям омонимов.

Омографы – это слова, которые пишутся одинаково, но при этом звучат по-разному (по большей части из-за того, что в них по-другому ставится ударение). Термин также греческий и состоит из «homos» (одинаковый) и «grapho» (пишу).

  1. А ТЛАС (сборник карт или таблиц) и АТЛА С (вид ткани)
  2. ЗА МОК (средневековое сооружение) и ЗАМО К (запирающее устройство)
  3. МУКА (перетертые злаки) и МУ КА (переживание)
  4. О РГАН (человеческий) и ОРГА Н (музыкальный инструмент)
  5. СЕЛО (поселение) и СЕ ЛО (солнце)
  6. ПА РИТЬ (в бане) и ПАРИ ТЬ (в воздухе)

Омофоны – противоположность омографов. Они звучат одинаково, а вот пишутся по-разному. Слово также греческое – «homos» (одинаковый) и «phone» (звук).

  1. ПЛОД – ПЛОТ
  2. ПОРОГ – ПОРОК
  3. СТОЛБ – СТОЛП
  4. КОД – КОТ
  5. ГРИПП – ГРИБ

Примеры слов-омонимов в литературе

Не так часто, но некоторые писатели и поэты прибегают к помощи омонимов. Например, чтобы создать рифму. К примеру, отрывок из Пушкина:

А что же делает супруга
Одна, в отсутствии супруга?

В данном случае слово СУПРУГА обозначает в первом предложении женщину (жену), а во втором мужчину (мужа).

Или вот у Брюсова:

Закрыв измученные веки,
Миг, отошедший, БЕРЕГУ.
О, если бы так стоять во веки
На этом тихом БЕРЕГУ.

В данном случае, первое слово – это одна из форм глагола БЕРЕЧЬ, а второе – это БЕРЕГ какого-то водоема, употребленный в винительном падеже.

Омонимы в загадках, анекдотах, каламбурах

На основе омонимов создано очень много загадок.

  1. В небе зигзаг начертил след огня. В юбке ничто не заменит меня. (МОЛНИЯ)
  2. Их из металла отливают, и с деревьев они опадают. (ЛИСТЬЯ)
  3. Вот этим прибором будет есть. А тем прибор подключим в сеть. (ВИЛКА)
  4. Мне без дела не сидится, я в руках у мастерицы. И кружусь как непоседа в колесе велосипеда. (СПИЦА)
  5. Без нее дверь не открыть и письмо не настрочить. (РУЧКА)
  6. Как причина выступаю и конем я управляю. (ПОВОД)
  7. В нем патроны берегут и продукты продают. (МАГАЗИН)
  8. Из нее едят варенье и от тока огражденье. (РОЗЕТКА)

Иногда на омонимах строятся и анекдоты.

Врач сказал пациентке-блондинке, что она скоро поправится. А та: «Да я скорее умру, чем поправлюсь!»

Тут в первом случае слово ПОПРАВИТЬСЯ означает улучшение здоровья, а во втором – растолстеть.

Врач: «Как ваше состояние, больной?». Пациент: «Благодаря вашей заботе мое состояние сильно уменьшилось.»

Слово СОСТОЯНИЕ одновременно может означать самочувствие и здоровье, а также финансовое положение.

На экзамене по литературе преподаватель спрашивает: «Что вы можете сказать о героине?». Студент отвечает: «Героин – это мощный наркотик. А при чем здесь литература?»

Тут и объяснять особо ничего не нужно. Слово ГЕРОИНЯ в дательном падеже действительно созвучно с названием наркотика. Это один из примеров грамматических омонимов.

Когда я хожу с мужем в магазин, он часто говорит: «Я расплачусь». И мне вот кажется, что он еле сдерживается, чтобы не поменять ударение.

А здесь яркий пример омографов. Слова РАСПЛАЧУ СЬ и РАСПЛА ЧУСЬ действительно представляют собой забавную пару.

Ну, а каламбуры — это шутка, основанная на одинаковом звучании, но разном написании слов (а это ведь омофоны в чистом виде):

Или вот еще один пример отличного каламбура, построенного на омофонах:

Нёс медведь, шагая к рынку
На продажу мёду крынку,
Вдруг на мишку — вот напасть! —
Осы вздумали напасть.
Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной.
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть,
Жалили куда попало,
Им за это и попало.

Словарь омонимов

Основных или полных омонимов на самом деле не так много в русском языке. Вот их список:

  1. БОР – сосновый лес и инструмент стоматолога;
  2. БРАНЬ – ругань и устаревшее значение битвы;
  3. ВИД – внешний облик и грамматическая категория;
  4. ГРЕБЕШОК – расческа и небольшой вырост на голове у птиц;
  5. ДВОР – участок перед домом и приближенные к монарху;
  6. ДОЛГ – обязанность и взятое взаймы;
  7. ДИСЦИПЛИНА – строгие правила и разновидности в науке или спорте;
  8. ДРОБЬ – шарики для стрельбы и число, состоящее из части единицы;
  9. ЗАВОД – предприятие и механизм часов;
  10. ЗУБ – орган во рту и острая часть инструмента;
  11. КИСТЬ – часть руки и инструмент художника;
  12. КОЛ – заостренная деревяшка и оценка в школе;
  13. ЛАВКА – магазин и предмет мебели;
  14. МОТИВ – синоним повода и мелодия;
  15. НОРКА – небольшой зверек и углубление в земле;
  16. ОХОТА – выслеживание зверей и разговорный синоним желания;
  17. ПРЕДЛОЖЕНИЕ – часть речи и конструктивная идея;
  18. РОМАН – литературное произведение и любовные отношения;
  19. СВЕТ – источник яркости и высшее общество;
  20. СЛЕДСТВИЕ – расследование и вывод.
  21. СОЮЗ - объединение (стран) и служебное слово соединяющее слова.
  22. ЯЗЫК - средство общения и орган в полости рта.


*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

Чем омонимы отличаются от многозначных слов

В заключение хочется сказать, чтобы вы не путали омонимы с так называемыми « ». Есть и такое понятие в русском языке.

Например, ШЛЯПКА у женщины, гвоздя и гриба означает примерно одно и то же, а именно головной убор и его подобия. И в данном случае, слово нельзя считать омонимом, так как нарушен главный критерийразное лексическое значение (тут оно, по сути, одинаковое).

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Что такое антонимы и примеры обогащения ими русского языка Многозначные слова - это примеры разных граней русского языка Фразеологизмы - это примеры крылатых фраз в русском языке Диалектизмы - это слова с местным колоритом Импонировать - что это (значение слова)

Русский язык входит в топ 10 самых известных языков мира. Но в нескольких языках есть слова, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному, в том числе и в русском языке.

Название таким словам — омонимы. Чтобы подробнее изучить, что же такое омонимы, и какие разновидности их существуют, следует прочитать данную статью.

Что такое омонимы и какими они бывают

«Омонимия» с греческого языка переводится как «одинаковое имя». Омонимами именуют те слова, которые схожи при письме и произношении, но различаются в понимании

Например:

  1. Слово «наряд». Одновременно может означать и вид одежды, и солдатский наряд.
  2. «Лук» также считается омонимом. В одном смысле это растение, в ином – оружие.
  3. Слово «лавка». Одно из значений слова «лавка» — это торговая лавка, а второе – это обычная лавка, установленная в парке, на которой сидят люди.

В нашем языке классифицируют полные и неполные омонимы. К полным относятся омонимы, являющиеся одной частью речи. К примеру, слово «гладь» — это существительное с двойным смыслом: означает ровную плоскость и вид вышивки.

В обоих случаях «гладь» является существительным, слова одинаково слышатся и пишутся. Можно сделать вывод, что, собственно, слово «гладь» — это омоним.

Виды омонимов - омофоны, омографы, омоформы

Поговорим о неполных омонимах. Перевод слова «омограф» с греческого языка звучит как «одинаковое написание». В свою очередь омографы одинаковы в написании, похожи друг на друга, но различаются произношением и смыслом.

Самый известный пример, слово «замок». При ударении на букву а, то есть «зАмок» — некое здание, а «замОк» — прибор, запирающий дверь.

Или слово «орган». При ударении на первую гласную, мы получим слово «Орган» — элемент живого организма, например, сердце, печень. При ударении на вторую гласную, получаем слово «оргАн» — музыкальный инструмент.

Слово «омофон» также пришло к нам от греков. В переводе оно означает «схожий звук». Исходя из чего, делаем вывод, что омофоны – это слова, схожие в звучании и различные в написании. Например, в выражениях «отворить дверь» и «отварить пельмени» глаголы звучат абсолютно одинаково, но при письме, и, соответственно, в понимании — различны.

Осталось разобраться, что же такое омоформы. Тут всё намного проще. Омоформы – это слова, совпадающие при письме и при произношении не во всех контекстах предложений.

Например, в выражениях «стекла вода» и «стакан из стекла», слово «стекла» является омоформом.

Омонимы — примеры слов

Для детей очень наглядно приведены омонимы на следующих картинках.

Такое понятие вполне можно объяснить ребенку 5-6 лет, чем часто занимаются логопеды, специализированные детские сады и продвинутые родители.

Словарь омонимов русского языка

Для омонимов написали свои словари. В словаре омонимов, написанном О. С. Ахмановой, в полной мере и максимально детально представлена классификация омонимов и информация о них.

В словаре омонимов, который создал Н. П. Колесников, присутствует перевод омонимов на 3 языка.

Что помогает различать слова омонимы

Слова-омонимы постоянно путают со словами, которые имеют несколько определений, проще, многозначными словами. Разберёмся, что же это такое?

Это такие слова, которые имеют некоторое количество значений, связанных меж собой по смыслу. Например, слово шляпа.

Шляпа бывает женская, у гвоздя или грибная. В этих случаях смысл особо не отличается и означает какой-то аксессуар или какую-то верхнюю часть.

Грамматические омонимы

Это схожие в произношении слова, но в написании они совпадают лишь только в отдельных грамматических формах. К примеру, слово «лечу». Оно может означать действие «лечить» первого лица, единственного числа или же «лететь».

Также хорошим примером этому виду омонимов является слово «трём». «Трём» может быть глаголом или числительным «три» в дательном падеже.

Функциональные омонимы

Это слова, которые схожи в написании и звучании, но относятся к разным частям речи. Они происходят из-за перехода слов из одной части речи в другую.

Самым явным примером этого вида омонимов является слово «точно». Оно может быть и , и сравнительной частицей, и прилагательным.

«Точно подметить» — наречие. «Точно ураган пролетел» — это сравнительная частица. «Определение точно» — это прилагательное.

Лексические омонимы

Слова, которые имеют различные значения, но совпадающие при произношении и письме практически во всех формах. Они являются одной частью речи.

Наглядный пример, слово «пороть». Это глагол, который может обозначать разрезание швейного шва или побои.

Морфологические омонимы

Это слова, которые пишутся идентично, но зависимо от контекста являются разными частями речи.

Слово «печь» одновременно и существительное, и глагол. Понять, в какой форме употребляется это слово, можно только из контекста.

Примеры:

  • «Илья растопил печь, чтобы бабушка могла сделать пирожки», тут слово «печь» является существительным;
  • «Бабушка собралась печь пирожки с мясом и луком», в этом предложении слово «печь» — глагол.

Омонимичные окончания

Чтобы разобраться в этом понятии, сначала надо вспомнить, что такое падеж. Падеж – это форма имени, которая указывает на взаимоотношение слов в предложении.

В русском языке существует 6 падежей: именительный (И.п.), родительный (Р.п.), дательный (Д.п.), винительный (В.п.), творительный (Т.п.), предложный (П.п.). Среди падежных окончаний встречаются и окончания-омонимы.

Омонимичные окончания – это те окончания, которые звучат одинаково, как и все омонимы, но имеют разное грамматическое значение.

Например, слова «сестрицы» и «водицы». В первом случае, слово «сестрицы» мн. ч., И. п, а слово «водицы» ед. ч., Р. п.

Подводя итог, хочется обратить внимание, что тема омонимов сложна не столько определениями этого понятия, а сколько разнообразием видов. Чтобы полностью понять тему, нужно тщательно ознакомиться и понять все виды омонимов и их различия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: