Как погиб виктор цой. Травмы цоя Цой после аварии

Приветствую всех читателей блога «На Грани»! Вы знаете, сегодня мы затронем биографию человека, которая интересует многих…

Трудно понять каким образом этот исполнитель добился такой мировой славы. Его слушали и слушают миллионы людей, и даже после его гибели: дата смерти Цоя 15 августа 1990 года, его имя остается у всех на устах.

Дата смерти Цоя

Почему смерть забирает таких великих людей? Может быть, Бог посчитал, что Цой выполнил свою миссию на земле. Про этого легендарного исполнителя раньше я знал немного, но его успех настолько меня вдохновил, что я решил разобраться, чем же он покорил своих поклонников, почему они продолжают слушать его музыку, несмотря на то, что на Олимпе сейчас много достойных коллективов и исполнителей…

Расскажу вам предысторию

Мы ужинали с моими родителями и на музыкальном канале начала играть песня в исполнении Полины Гагариной «Кукушка». Мама сделала громче и начала внимательно слушать эту интерпретацию. Когда песня закончилась, она сказала, что Полина смогла передать чувства и эмоции, которые заложил в песню сам автор.

На мой вопрос слушала ли она Цоя, моя мама ответила: «А кто его не слушал? Он был живой легендой». А среди вас, мои читатели, много поклонников этого исполнителя? Может, кому-то посчастливилось знать его лично? Пишите свои ответы, очень интересно будет почитать.

У моей подруги отец работал дипломатом в Канаде, и она часто ездила к нему на каникулы. По приезду она рассказала, что вся диаспора увлекается творчеством Цоя, несмотря на то, что он уже давно погиб. Как-то она ехала на встречу с друзьями, и по радио начала играть песня «Кукушка».

Катя была настолько поражена, что сразу же написала об этом в своем Facebook. К удивлению, на её пост откликнулись сотни людей, они начали писать, что и в их странах музыка Цоя по-прежнему звучит со всех радиоприемников. Это удивительно, это восхищает, это заставляет задуматься о том, насколько Цой был великим человеком, насколько его творчество до сих пор ценится нашим поколением.

Также вопрос творчества звезды меня интересует и с юридической стороны…

В этой статье я бы не только хотел поднять вопрос творчества Цоя и его успеха, но и обратить внимание на интересные факты из его жизни.

Учеба

Виктор обучался в ПТУ, он должен был заниматься резьбой по дереву. Дипломную работу писал по настенному пано. Работники ПТУ рассказывали, что свою работу Виктор назвал «Звездой по имени солнце». Сегодня многие студенты колледжа выбирают эту же тему для написания дипломной и создают портреты самой рок-звезды.

Преподаватель, которая читала астрономию, Галина Кононова, говорит о Викторе как об умиротворенном, спокойном, интеллигентном человеке. Она никогда не могла подумать, что такая скромная и замкнутая личность станет будущим идолом.


Любимый преподаватель

Людмила Козловская, которая обучала Виктора технологии, говорит, что он был скрытым художником. Виктор очень любил и уважал Людмилу: на многих его тетрадях и плакатах нарисован именно ее портрет. Многие из них, между прочим, Козловская до сих пор бережно хранит, вспоминает любимого ученика. В кабинете, где сегодня проходят ее лекции, она даже создала стенд, который посвятила Виктору Цою и его творчеству.

Преподаватели ПТУ также рассказали, что Виктор совершенно не любил спорт, а уроки физкультуры часто прогуливал, уединялся со своей гитарой недалеко от спортивного зала или стадиона. Недалеко находился актовый зал, и Виктор часто там мог сидеть по нескольку часов совершенно один.

Творчество


Он делился ими с друзьями, и со мной в частности. И очень сильно переживал, что мы не сможем такое записать, и что эту музыку не поймут его поклонники. Он ставил иногда невыполнимые задачи, но мы их быстро реализовали, и это давало стимул Цою двигаться вперед. Вокруг было много музыкантов, но Цой редко с ними общался, говорил, что они его просто не поймут» - слова друга Алексея Вишни.

Группа «Кино»

По словам Александра Титова, секрет популярности коллектива скрывала сама личность Виктора Цоя:

«Виктор очень серьезная харизматическая фигура, таким он был всегда: в детстве, в юности, с родными и на сцене. Он достаточно долго формировал свой образ. Я был приглашен в группу как раз под конец романтической фазы его образа, а героическая фаза началась в тот момент, когда я покинул «Кино». Было это в 1986 году.

Его можно сравнивать только с Высоцким. Недавно смотрел документальный фильм о Высоцком и вспомнил, что я был лично с ним знаком. Это была наша совместная гастрольная поездка в , как раз за несколько недель до его смерти. Я тогда был участником коллектива «Земляне», это был большой концерт-солянка. С Высоцким мы общались несколько минут, и я удивился тому, насколько это харизматичная, строгая и сконцентрированная личность, хотя в тот момент ему было уже плохо, он был болен и не скрывал это.

Если взять Высоцкого и Виктора Цоя, они очень похожие люди, они наделены такой серьезной харизмой и дают такой посыл поклонникам. В те годы стране нужен был новый герой, и, конечно, Цой оказался именно в том месте и в то время.


Скромность

Андрей Разин утверждает, что несмотря на стремительный взлет и бешеную популярность, Виктор никогда не вел себя как зазнайка и был достаточно скромным:

«Цой всегда разбирался в людях. В нем нет пафоса, он не чувствовал себя звездой, как многие представители отечественной эстрады. Он знал цену каждому заработанному рублю, и не вкладывал, как я по 10 миллионов в машины, не покупал имущество, не строил замки. Это был очень скромный артист, который боготворил свою семью, уважал своего отца, супругу, малыша, очень любил свою группу, очень хорошо к ней относился, всегда понимал, поддерживал и прощал коллег. Никогда не зазнавался, не летал выше облаков, всегда со всеми здоровался и разговаривал. Таких как Цой больше нет на нашей сцене».

О поклонниках

По словам музыканта и друга Цоя Вишни, Виктор никогда сильно не переживал по поводу поклонников.

«Над бешеными поклонницами он часто прикалывался и никогда их всерьез не воспринимал. Просто когда ему начали звонить, писать, дарить подарки и цветы, он стал более унитарным. Хорошо, когда есть популярность, очень хорошо, но она была для него инструментом. Инструментом, которым он так и не смог правильно воспользоваться», — слова Вишни.


О планах на несколько лет вперед

По словам Вишни, Виктор непременно бы снялся в кино еще и еще.

«Он снялся бы в кино, потому именно это у него получалось лучше всего, конечно же, после исполнительского таланта. Ну, это мое мнение, потому что от написания песен он очень устал. В принципе, кинематограф бы его спас. Просто тогда я начал сниматься в кино и отправился в Японию и Цой приехал ко мне и сказал, что хочет здесь записать новый альбом. Но Россия для него была всем, Цой был настоящим патриотом, любил свою страну и никогда не уехал бы. Здесь у него были открыты все дороги, все двери, его любили, уважали, слушали, поклонялись», — делится товарищ.

Любовь всей его жизни

Наталья Разлогова – последняя любовь Виктора.

По мнению Вишни, Цой просто не мог в нее не влюбиться:

«Эта женщина совершенно другого уровня. У Виктора не могла не съехать крыша, он не мог ее не покорить. Она скрытая, не занимается пустой болтовней, но в голове у нее настоящая интеллектуальная бомба. Она книжка, которую хочется читать, поэтому Наталья и настолько сильно поразила рок-легенду. К тому же, не знаю насколько это правда, Наташа не увлекалась творчеством «Кино», и не знала все песни наизусть».

О гибели

В гибели легенды все ищут следы мистики и признаков фатальности: в крови не было обнаружено наркотиков и алкоголя, а также следов от торможения. Причина смерти – автокатастрофа, Виктор уснул за рулем.

Иосиф Пригожин знал Цоя через Юрия Айзеншписа, и покупал с ним ту машину. «Мы вместе ее покупали, ту машину, это было на заводе «Москвич» где-то в районе Текстильщиков. Айзеншпис дал мне деньги, я помню, что я даже не стал их пересчитывать. Как Юра мне дал, так и отдал продавцу. На тот момент это была очень дорогая и популярная машина, и цвет красивый, редкостный, настоящий эксклюзив. И поскольку Виктор не очень хотел ездить на ней, и боялся дороги, он попросил: «Пригожин, ты не можешь мне ее привести?» И мы вместе с ним поехали за покупкой», — вспоминает Иосиф.

Те, кто знал Виктора, утверждают, что смерть ему была прописана по судьбе

«Авария должна была случиться. Я думаю, что если б он не уснул тогда в машине, то через неделю или год его убили, он утонул или случайно попал под машину. То есть это такая судьба, иначе не могло случиться», — слова журналиста Евгения Додолева.

Вот еще несколько интересных фактов, которые удалось найти про этого легендарного исполнителя

  1. Дата рождения — 21 июня 1962 года.
  2. Отец — Роберт Максимович Цой – работал инженером. Мать — Валентина Васильевна Гусева – преподавала физкультуру. В своей жизни Цой сменил несколько учебных заведений, переходил с мамой из школы в школу.
  3. Отец подарил сыну первую гитару, когда тот закончил пятый класс.
  4. Первый музыкальный коллектив парень собрал, когда перешел в 8 класс, первую композицию написал в день своего совершеннолетия.
  5. Брюс Ли повлиял на Цоя тем, что он любил смотреть и даже увлекся восточными единоборствами, осваивал технику каратэ. Кумирами парня были Михаил Боярский и Владимир Высоцкий.
  6. Любимым цветом легенды чёрный, цветы — жёлтые розы.
  7. Виктор не любил холод, не мог спокойно смотреть на кровь.
  8. Цой всего 12 месяцев ходил в художественное училище имени Серова, но его исключили из-за неуспеваемости. Родители в тот момент встали на сторону сына и сказали ему заниматься тем, к чему у него лежит душа. У Виктора так и не было высшего образования.
  9. После обучения в ПТУ его направили на работу в реставрационную мастерскую Екатерининского дворца в Пушкине.

Уважаемые читатели , если у вас идеи и предложения относительно новых интересных тем, которые вы бы хотели вскоре рассмотреть, пишите мне! Подписывайтесь на блог и зовите друзей. Вместе мы сила! До скорых встреч.

Текст — агент Q.

Вконтакте

Эта глава согласно авторской традиции должна была быть посвящена подробному разбору и анализу гороскопа Виктора Цоя на предмет соответствия заявленного автором времени рождения обстоятельствам жизни и психической конституции Поэта, как это проделывалось после ректификации гороскопов Маяковского, Есенина и Высоцкого.

Сначала - факты!

Но с Цоем - не тот случай: дабы в дальнейшем отследить и соотнести обстоятельства смерти (VIII дом) и место смерти (IV дом) Виктора Цоя, целесообразно «сталкерский» блок предварить гороскопическому анализу и разбору.

Сейчас же имеет смысл «начать с конца» и подробно рассмотреть травмы Цоя, полученные им 15 августа 1990 года в результате смертельного ДТП на 35-м километре Слока - Талси с рейсовым «Икарусом».

Из протокола осмотра места автомобильной аварии: «Погибший водитель «Москвич» был одет в тренировочный костюм производства КНР, майку черного цвета, спортивную куртку красного цвета, черные шерстяные носки и красные резиновые сапоги».

Травмы Цоя по Свидетельству о смерти

Тело Виктора Цоя было полностью обезображено с правой стороны (здесь и далее жирный курсив мой - Ломов): многочисленные переломы конечностей.

Правая сторона лба разбита, правый глаз вытек…

«Свидетельство о смерти Цоя В.

К Акту № 76

Для исследования взята кровь с целью определения групповой принадлежности.

Суд. мед. эксперт / подпись / Симановский А.

Общий перечень повреждений Цоя

Тяжелая сочетанная травма тела: открытая тяжелая черепно-мозговая травма, переломы костей лицевого и мозгового черепа,

тяжелый ушиб головного мозга с размозжением лобный долей, обширное субарахноидальное кровоизлияние и ушиб мягких тканей головы, ушибленные раны, ссадины лица,

перелом правой плечевой кости, кости правого бедра, обоих костей голени справа, обоих 2 ребер справа , разрыв селезенки, множественные ссадины тела, головы и резаные раны конечностей, отек легких и головного мозга.

ВЫВОДЫ:

На основании судебно-медицинского исследования трупа гр-на Цоя В., и с учетом результатов лабораторных исследований, обстоятельств гибели, прихожу к следующему заключению:

1. При исследовании трупа гр-на Цоя В. обнаружены следующие телесные повреждения -

Кости головы - многооскольчатый перелом костей головного и лицевого черепа. Тяжелый ушиб головного мозга с размозжением лобных долей. Обширное кровоизлияние под мягкие головные оболочки, ушиб мягких тканей головы, резаные раны, ссадины лица.

Кости груди - переломы обоих ключиц, 1-2 ребер справа , обширные ссадины груди.

Область живота - разрыв селезенки, обширные ссадины

Внимание - повреждениям правой части тела Цоя!

Кости конечностей - переломы правой плечевой кости, правой бедренной кости, обоих костей правой голени, множественные ссадины, ушибленные и резаные раны.


2. Смерть гр-на Цой В. насильственная, наступила 15 августа 1990 года, вследствие сочетанной тяжелой тупой травмы тела в виде многооскольчатого перелома костей мозгового и лицевого черепа, тяжелого ушиба головного мозга с размозжением лобных долей;

обширного кровоизлияния под мягкие мозговые оболочки, переломов плечевой, бедренной, обоих костей голени справа, травмы груди и живота с разрывом селезенки, переломами обоих ключиц и 2 ребер.

Этимология повреждений Цоя

3. Телесные повреждения на трупе гр-на Цой В. прижизненного происхождения, могли образоваться непосредственно перед смертью, в условиях дорожно-транспортного происшествия при нахождении потерпевшего в салоне автомобиля в период столкновения его (в оригинале - её - Ломов) с дорожным препятствием, например, со встречным автобусом.


Черепно-мозговая травма получена в результате ударно-травматического воздействия твердых тупых предметов, например, деформированных частей автомобиля с последующим сдавливанием головы в переднее-заднем направлении.

Переломы костей правого плеча, правого бедра, правой голени, ключиц и ребер справа , ушибленные раны тела так же возникли от ударно-травматического воздействия твердых тупых предметов - выступающих частей салона автомобиля.

Направление травмирующей силы

Множественные ссадины на передней поверхности тела, причиненные в результате скольжения / трения / по неровной поверхности тупых предметов.

Травмирующая сила воздействовала

4. По своему характеру совокупность телесных повреждений относится к тяжким, как опасным для жизни. Между полученными травмами и причинами смерти имеется прямая причинно-следственная связь…».

Резюме

Ключевые обстоятельства патологоанатомического заключения осмотра трупа Виктора Цоя в части причинённых травм следующие:

1) Переломы костей правого плеча, правого бедра, правой голени, ключиц и ребер справа ;

2) Травмирующая сила воздействовала спереди назад и справа налево (!).

Удар правой стороной!

Преимущественное повреждение до степени переломов костей правой части тела - предельное доказательство разрушающего внешнего воздействия с правой стороны относительно Цоя.

Такое воздействие могло быть оказано либо прямым боковым столкновением в правую часть «Москвича», либо переднебамперным столкновением со стороны его правой фары.

Любезное указание в заключении о травмирующем воздействии спереди назад и справа налево полностью исключает вариативность бокового воздействия.

Правая фара!

На этом основании столкновение «Москвича» Цоя с рейсовым «Икарусом», в результате которого Поэту были нанесены травмы, несовместимые с жизнью, произошло в результате переднебамперного столкновения в области локализации его, «Москвича», правой фары!

И дальнейшая деформация…

После этого удара деформированные выступающие части подкапотного содержимого и салона автомобиля пришли в инерционное движение и, двинувшись по направлению «спереди назад и справа налево»,

достигли водительского места, где в результате ударно-травматического воздействия и причинили Виктору Цою несовместимые с жизнью травмы.

«И мы знаем, что так было всегда,
Что судьбою больше любим,
Кто живет по законам другим
И кому умирать молодым».

Виктор Цой, «Звезда по имени Солнце»

В 1990-м «Москвич-2141» на пике популярности: за новой моделью столичного АЗЛК выстраиваются очереди — быть обладателем переднеприводного хэтчбека престижно и модно. В этом же году обладателем «сорок первого» становится человек, тоже находящийся на пике популярности, — Виктор Цой, основатель и лидер группы «Кино».

В самом начале девяностых «Москвичи» модели 2141 только начали появляться на дорогах страны — слишком медленно добиралась до потребителя машина, работа над которой началась под занавес семидесятых. Первый «установочный» экземпляр Автомобильный завод имени Ленинского Комсомола выпустил только 15 февраля 1986 года, а массовая сборка хэтчбеков стартовала и того позже — 9 июля 1988-го. При этом первые экземпляры серийных «Москвичей» не отличалась качеством: в одном автомобиле могли встречаться детали интерьера разных цветов (черного, серого, коричневого и даже жёлтого), большие нарекания вызывала и низкая коррозионная стойкость кузовов.

Почти сразу модель 2141 окрестили обидными прозвищами: «автомобиль, заведомо лишённый качества» (от аббревиатуры АЗЛК), «калека» (от экспортного названия Aleko)... Хотя проект изначально казался интересным! Примером для подражания конструкторам завода служили французский хэтчбек SIMCA-1308 (между прочим, «Автомобиль 1976 года») и ставшее культовым на постсоветском пространстве семейство Audi 100. В результате получился «француз» снаружи и «немец» внутри, отличавшийся оригинальной компоновкой: двигатель расположили продольно (на часть машин ставился мотор ВАЗ-2106, остальные оснащались 69-сильным агрегатом УЗАМ), для передней подвески выбрали схему McPherson, а салон попытались сделать максимально просторным.

«Люксовые» версии комплектовали радиоприемниками «Былина», но «по знакомству» машины оснащали кассетными магнитолами, из колонок которых гремели «Комбинация», «Ласковый май» и, конечно, группа «Кино». Для солиста последней, Виктора Цоя, «сорок первый» стал первым автомобилем: «В то время на „Москвичи” был самый настоящий бум, они считались последним писком моды, и так вот запросто их купить было трудно, — вспоминает продюсер Иосиф Пригожин. — Но Юрий Айзеншпис (продюсер «Кино» — прим. авт.) договорился с заводом, и мы подъехали на АЗЛК за машиной. Выбрали авто цвета мокрого асфальта. Отдали 32 с половиной тысячи рублей. Позже оказалось, что нас обманули на 2500 рублей, мы даже расстроились».


Виктор Цой за рулём

Какого цвета была цоевская машина, спорят и сегодня: часть поклонников группы «Кино», как и продюсер Пригожин, вспоминает про «Москвич» цвета «мокрый асфальт», другая часть и некоторые журналисты фанатично доказывают, что хэтчбек был светло-серого или даже снежно-белого цвета... Впрочем, официальные документы однозначно указывают — кумир миллионов ездил на автомобиле тёмно-синего колера. Правда, ездил совсем недолго: машиной Цой обзавёлся весной 1990-го, а своё последнее путешествие за рулём «сорок первого» совершил всего несколькими месяцами позже, в августе того же года. Одометр «Москвича» остановился на отметке 3400 км.

Трагедию, что произошла тем солнечным августовским днём, подробно опишут сухие строчки милицейского протокола, переснятого на фотоплёнку одним из поклонников группы: «Водитель «Москвича-2141» тёмно-синего цвета (госномер «Я 68-32 МН») Цой Виктор Робертович на 35-м километре шоссе Слока-Талсы не справился с управлением и съехал на обочину шоссе, проехав по ней 250 метров. Затем его автомобиль ударился об оградный столбик моста через реку Тейтопе. От удара «Москвич» выкинуло на встречную полосу, по которой двигался автобус „Икарус-250” (госномер „05-18 ВРН”, водитель Янис Карлович Фибикс), автотранспортного предприятия № 29 г. Тукумс. Время столкновения — 11 часов 28 минут. Погода: +28єС. Видимость — ясная».

В нескольких десятках километров от Риги солист группы «Кино» оказался из-за своей давней привычки ездить летом в Прибалтику — Виктору нравился спокойный размеренный ритм латвийских деревушек, который позволял отдохнуть от столичной суеты: «Обычно на три месяца приезжали — с июня по сентябрь. Отдыхали как? Ну в лес ходили за грибами, всем семейством. В бадминтон играли. На скейте катались. На рыбалку он еще частенько ездил, — вспоминает Бироте Луге, у которой на время прибалтийского отдыха останавливался Цой со своей гражданской женой Натальей и сыном Сашей. — Нет, рыбы не много привозил, он не рыбак был. Говорил, для удовольствия ловит. И что в шумной Москве так хорошо не отдохнешь, каждый раз повторял»

Вот и ранним утром 15 августа Виктор отправился на ближайшее озеро, чтобы успеть на утренний клёв, а на обратном пути и произошла страшная авария, унесшая жизнь музыканта. Тут же появились слухи о заговоре чекистов, о колдовстве экстрасенсов, но мнение экспертов и очевидцев единодушно: Цой либо уснул, либо отвлёкся, а скорость движения оказалась слишком высокой... Версия, будто основатель группы «Кино» «расслабился» на рыбалке алкоголем, тоже не подтвердилась — в крови погибшего этилового спирта не обнаружили. Это подтверждает и Бироте Луге: «Сам почти не пил, за весь вечер — только рюмочку-другую, и то, по настроению...». А друзья музыканта добавляют: «Он достаточно спокойно относился к выпивке, как и к любого рода стимуляторам».

Что действительно стимулировало Виктора, так это музыка. «Я знаю, что он сочинял песни везде, прямо на ходу, — вспоминает отец музыканта Роберт Цой. — Кто знает, может, как раз в этот момент его осенило, и он забыл про этот поворот...». Может, Виктор на ходу искал бумагу и ручку, чтобы записать удачную рифму? Говорят, за ним такое замечали: внезапно автор «Звезды по имени Солнце» становился совершенно отрешённым и строчил стихи на любой подходящей поверхности. Этого же мнения придерживается и единственная официальная супруга рок-кумира Марьяна: «Не мог Цой заснуть за рулем! Возможно, Витя в то роковое утро находился не то что во сне, а в состоянии какой-то эйфории, душа его пела, и он на секунду расслабился, отвлёкся...».

Заставить отвлечься фронтмена группы «Кино» могла магнитола — есть версия, что по дороге музыкант слушал кассету, на которую буквально накануне записали новые песни группы: «Мы были на дороге у Тукумса, под Ригой... Единственные сохранившиеся детали — крышка багажника с неразбитым стеклом, задний мост и компакт-кассета с записью нового альбома, который мы писали в Риге. Это была черновая запись», — говорил позднее гитарист коллектива Юрий Каспарян. Что это была за кассета? Черновик, который позднее станет знаменитым «Чёрным альбомом». Это оттуда написанные Цоем строчки: «Следи за собой, будь осторожен». Не уследил — по официальной версии, «Виктор Робертович Цой уснул за рулем, вероятно, от переутомления».

См. в тему:

15 августа 1990 года советское телевидение и центральные газеты написали, чтоб автокатастрофе, произошедшей на территории Латвии, умер популярный рокмузыкант . Особых подробностей трагического происшествия не приводилось. За исключением того, что звезда советского рока якобы уснул во время езды и на полной скорости врезалась во встречный автобус.

Официальное расследование также склонилось к этой версии, и вскоре дело было закрыто. Однако обстоятельства случившейся автокатастрофы оставили после себя множество загадок. Когда сотрудники ГАИ прибыли на 35-й километр латвийской республиканской трассы Слока-Талси, то они увидели следующую картину. На узкой дороге, рядом с небольшим мостом, стоял «Москвич-2141 » с развороченной передней частью. Позже эксперты установили, что машину отбросило от места столкновения на двадцать метров назад, а двигатель разлетелся на куски. Находившийся за рулем Виктор Цой получил открытую черепно-мозговую травму, несовместимую с жизнью.

Автобус «Икарус-250» стоял с левой стороны моста, уткнувшись носом в речку, куда он сманеврировал после аварии. Водитель автобуса не пострадал. Автомобиль «Москвич-2141» совсем недавно подарил Виктору Цою его новый продюсер . По тем временам это была крутая и престижная «тачка», которая только пошла в серийное производство. Одно в новой модели было нехорошо: на скорости 90 км/час машина переставала чувствовать дорогу, и эффективно затормозить ее было проблематично. А на скорости 120 км/час «Москвич-21411» начинало сильно трясти, руль вырывался из рук, а двигатель гудел и мог давать сбои.

Поэтому сразу возникла версия, что Виктор Цой, имевший всего трехмесячный водительский стаж, банально не справился с управлением и врезался во встречный автобус. Позже появилась информация о том, что рядом с певцом лежал кассетный магнитофон, на котором он прослушивал свой новый альбом. Когда Виктор решил перевернуть закончившуюся кассету, он не справился с управлением и случайно вывернул руль влево. Именно эта версия была объявлена следствием главной причиной катастрофы.

Нестыковки в гибели Виктора Цоя

Однако независимые эксперты обнаружили ряд нестыковок. Виктор Цой двигался по шоссе со скоростью 130 км/ч. При такой скорости двигатель «Москвича» сильно гудел, следовательно, рок-музыкант не мог прослушивать магнитофонные записи. И заснуть Виктор Цой тоже не мог при тех дикой тряске и шуме, который производил автомобиль при
скоростном движении. Следов алкоголя и наркотических веществ в крови погибшего обнаружено не было.

При этом, расследуя причины автокатастрофы, латвийские милиционеры выявили интересный факт, который до сих пор мало известен широкой общественности. Примерно триста последних метров до места аварии Виктор Цой почему-то ехал по правой обочине, фактически скатываясь в кювет. А затем вдруг сделал резкий выворот руля влево и выскочил на полосу встречного движения.

Опытные автомобилисты сразу догадаются, о чем идет речь, и почему водитель «Москвича» совершил такой странный маневр. Вариант может быть только один. Какой-то другой автомобиль выжимап машину Цоя на обочину и пытался сбросить ее в кювет. Затем неизвестная машина обогнала «Москвич» и резко остановилась перед ним, перекрывая дорогу. Виктор Цой попытался объехать неизвестную машину слева, выскочил на встречную полосу, где и столкнулся с автобусом.

Другими словами, за популярным певцом явно кто-то гнался и пытался столкнуть в кювет. Кстати, это объясняет тот факт, почему Виктор Цой мчался по шоссе, выжимая из «Москвича» всю мощь, а не ехал на комфортной скорости.

Таинственную машину преследователей тогда, конечно, не нашли. А водитель «Икаруса» дал официальные показания, что других транспортных средств на дороге не имелось. Впрочем, буквально через пару месяцев шофер автобуса погиб при невыясненных обстоятельствах.

В сетях мафии

В связи с вышеизложенными фактами версия о насильственной смерти популярной рок-звезды не кажется такой уж абсурдной. Виктор Цой стал звездой отечественного шоу-бизнеса
в период его «дикого» становления. Попасть на музыкальный олимп певцу в основном удалось потому, что он стал сотрудничать с авторитетным продюсером Юрием Айзеншписом, который, по слухам, имел связи в различных мафиозных кругах.

Харизматичный продюсер вывел Цоя на новые горизонты, но отношения между ними складывались далеко не безоблачные. Айзеншпис составил совершенно бешеный график гастролей по стране для группы «Кино». Музыканты буквально выбивались из сил, давая по нескольку концертов в день. Проблемы творчества и написания новых песен отошли
на второй план. В музыкальной среде ходили слухи, что Виктор Цой несколько раз хотел разорвать контракт с продюсером и уйти в самостоятельное плавание.

Однако это коренным образом противоречило интересам Айзеншписа, который зарабатывал на группе «Кино» огромные деньги. Об этих непростых коллизиях достаточно много и подробно писали многие российские СМИ. Устранить Виктора Цоя мечтали и многие конкуренты по отечественному шоу-бизнесу, в котором, как известно, нравы царили достаточно
жестокие. В этой связи можно вспомнить убийство талантливого певца Игоря Талькова, которое так и осталось нераскрытым.

Существует версия о личном конфликте Виктора Цоя с какими-то криминальными авторитетами в Риге. Якобы певец отказался выступать перед ними, то ли в бане, то ли в ресторане, и открыто послал их в сторону моря. За это ему и отомстили. Впрочем, это только слухи. Похоже, всей правды о гибели рок-музыканта мы не узнаем уже никогда.

Цой Виктор Робертович – легендарный советский рок-музыкант, певец, гитарист и автор песен, основатель и солист культовой группы «Кино». Кроме того, Виктор Цой стал известен благодаря своим работам в кино, сыграв в знаменитых фильмах эпохи перестройки «Асса» и «Игла».

Семья и детство

Виктор Цой родился 21 июня 1962 года в Ленинграде. Его родителями были преподаватель физкультуры Валентина Васильевна и инженер Роберт Максимович. Корейской фамилией и внешностью Виктор обязан деду со стороны отца – корейцу, приехавшему в Северную Столицу из Казахстана. Виктор был единственным ребенком в семье.


Он с раннего детства много читал, любил рисовать и лепить, а в пятом классе увлекся игрой на гитаре. Когда мальчику было одиннадцать, его родители развелись. Отец покинул семью, однако через год бывшие супруги сошлись вновь. Но более теплые отношения у Виктора всегда были с матерью. «Я полностью доверяла ему... Мне самой было интересно, как формируются талантливые люди. Главное, хотелось помочь Вите раскрыться, развить его способности», – позже написала она.


Образование

Параллельно с общеобразовательной школой в 1974-1977-е Виктор ходил в «художку». По словам учителя рисования, у мальчика были прекрасные способности, но он был совсем не склонен к регулярному и кропотливому труду: «Если хочет – рисует, и рисует замечательно, но если не хочет – не заставишь».


После окончания восьмого класса в 1978 году Виктор поступил в художественное училище имени В. Серова. Уделяя все больше времени занятиям музыкой и не желая рисовать агитационные плакаты и вообще заниматься тем, что не приносит морального удовлетворения, Виктор забросил учебу и был отчислен из училища за неуспеваемость.


Затем в 1979 году юноша поступил в СГПТУ-61 и получил профессию резчика по дереву. В те же годы он проникся уважением к культовым советским певцам и актерам Михаилу Боярскому и Владимиру Высоцкому, а позже к этому добавилось серьезное увлечение творчеством Брюса Ли . Виктор начал заниматься каратэ и подражать своему кумиру.

Начало творческой деятельности

Впервые Виктор начал играть в группе еще 13-летним школьником – это был коллектив «Палата № 6» во главе с его товарищем по «художке» Максимом Пашковым. По воспоминаниям Пашкова, Виктор очень любил музыку, но играть на гитаре поначалу совершенно не умел. Скинувшись втроем, ребята купили ему в комиссионном магазине бас-гитару: они подумали, что на ней научиться играть проще, потому что там «всего четыре струны». Третий участник группы стучал в пионерский барабан, и вместе они исполняли хард-рок в стиле Оззи Осборна и «Black Sabbath». Ребята взрослели и очень быстро прогрессировали в игре.


В конце 1970-х годов Виктор познакомился с Алексеем Рыбиным, который играл в любительской группе «Пилигримы». Они стали много общаться и начали играть вместе с Майком Науменко («Зоопарк») и Андреем Пановым, известным по прозвищу Свин. На рубеже 1970-х и 1980-х Свин считался «главным панком Ленинграда», и у него в квартире стала репетировать новая панк-группа «Автоматические удовлетворители», в которую вошли Виктор Цой и Алексей Рыбин. Благодаря многочисленным квартирникам группа обрела известность и за пределами Ленинграда и стала регулярно ездить в Москву на квартирники Артемия Троицкого.


Добираться до Москвы иногда приходилось на «собаках» – нескольких электричках с пересадками, и во время одной из таких поездок поющего в вагоне Цоя заметил Борис Гребенщиков , лидер рок-движения того времени. Позже он написал об этой встрече: «Когда слышишь правильную и нужную песню, всегда есть такая дрожь первооткрывателя, который нашел драгоценный камень или амфору Бог знает какого века – вот у меня тогда было то же самое». Гребенщиков пообещал молодому музыканту свою поддержку, а позже познакомил с Андреем Тропилло, Сергеем Курехиным и другими известными людьми.


Летом 1981 года Виктор Цой, Алексей Рыбин и Олег Валинский организовали новую группу под названием «Гарин и гиперболоиды», и уже осенью эта группа стала членом ленинградского рок-клуба. Но вскоре один из основателей, Олег Валинский, ушел служить в армию, а группа сменила свое название на лаконичное «Кино».

«Гарин и Гиперболоиды» – Мое настроение

Становление группы «Кино»

Обретя новое имя, группа сразу начала работать над записью первого альбома. Покровительство БГ и в этом деле сыграло немаловажную роль: именно он привел Виктора и его команду на студию Андрея Тропилло в Дом юного техника, а также «поделился» недостающими музыкантами из своей группы «Аквариум».

Альбом был готов летом 1982 года. Общая продолжительность песен на нем составила 45 минут, что и определило его название – «45». В период работы над альбомом группа сыграла свой первый электрический концерт на фестивале ленинградского рок-клуба, причем весь концерт шел под драм-машину, поскольку своего барабанщика у «Кино» пока не было.


Осенью того же года группа записала несколько песен с барабанщиком «Зоопарка» на студии Андрея Кускова, включая песни «Весна» и «Последний герой», но эта запись по неизвестной причине была забракована Цоем и не получила распространения.

Кино – Последний герой (1990, live в Олимпийском)

19 февраля 1983 года был дан большой совместный концерт групп «Кино» и «Аквариум», на котором были исполнены песни «Электричка», «Алюминиевые огурцы» и «Троллейбус». Тогда же в основной состав группы вошел Юрий Каспарян, а вскоре после этого Алексей Рыбин покинул группу.


После репетиций с новым гитаристом был записан альбом «46», который планировался как демо-запись будущего альбома «Начальник Камчатки», но потихоньку стал расползаться среди слушателей как самостоятельный альбом. К сожалению, музыкальную деятельность пришлось ненадолго прервать: в 1983 году над Виктором «висел» призыв в армию, и чтобы избежать его, певец симулировал попытку суицида и лег на полтора месяца на обследование в психиатрическую больницу на Пряжке.


После выписки Цой написал песню «Транквилизатор», а весной 1984 года группа «Кино» выступила на втором фестивале рок-клуба, где была удостоена звания лауреата. Фестиваль открывался композицией «Я объявляю свой дом безъядерной зоной», которая была признана лучшей антивоенной песней. Тогда же в 1984 году к группе присоединился Георгий Гурьянов («Густав») в качестве барабанщика, бэк-вокалиста и аранжировщика.


Расцвет музыкальной карьеры

Летом 1984 года группа «Кино» начала запись альбома «Начальник Камчатки» в студии «Антроп» Андрея Тропилло, и вновь на помощь пришел Борис Гребенщиков, к которому присоединился Сергей Курехин. Вскоре был сформирован окончательный, «золотой» состав группы: Виктор Цой, Юрий Каспарян, Георгий Гурьянов и новый участник – бас-гитарист Игорь Тихомиров.


В 1985 году в той же студии «Антроп» группа стала работать над альбомом «Ночь», но дело продвигалось медленно: музыканты хотели найти новое звучание и приемы игры. Оставив на время работу над этим альбомом, Виктор Цой перешел в студию Алексея Вишни и быстро, за неделю с небольшим, записал альбом «Это не любовь». «Ночь» вышла чуть позже, в январе 1986 года, и в нее вошли знаменитые песни «Видели ночь» и «Мама Анархия». С подачи Андрея Тропилло поклонники любя называли этот альбом «музыкой подворотен» – музыкой, «которую играет шпана».

Жизнь как кино. Документальный фильм о Викторе Цое

В том же 1986 году началась работа над альбомом «Группа крови». Американская подруга музыкантов, известная рок-энтузиастка Джоанна Стингрей привезла в Ленинград домашнюю четырехканальную портативную студию «Yamaha МТ 44», и музыканты прочно обосновались у Густава дома. Здесь вся группа, по словам Артемия Троицкого, «тусовалась, репетировала, рисовала картины и – время от времени – слушала и записывала новые песни».


В 1987 году альбом «Группа крови» вышел в свет, и на группу обрушилось широкое признание и настоящая слава. На волне популярности, отыграв знаменитый совместный концерт с «Аквариумом» и «Алисой» в ДК МИИТ в Москве, музыканты «Кино» отправились в триумфальные гастроли по городам России, Белоруссии и Украины. В конце 1988 года был записан альбом «Звезда по имени Солнце», а в 1989 году группа приобрела нового продюсера – Юрия Айзеншписа.


«Мне нравилось его творчество, нравилось своей искренностью, своей энергетикой, и с первых же минут общения понравился сам автор: спокойный, обстоятельный, доброжелательный», – вспоминал Айзеншпис. Новый продюсер стал организовывать многочисленные выступления и съемки на телевидении: популярность «Кино» быстро обрела всесоюзный масштаб, началась молодежная «киномания».


Альбом «Последний герой» был записан в 1989 году уже во Франции. 24 июня 1990 года состоялся последний концерт Виктора Цоя и группы Кино – на стадионе «Лужники» в Москве, где в честь этого события впервые после Олимпиады-80 был зажжен олимпийский огонь. После этого Цой и Каспарян закрылись от всех на даче под Юрмалой и стали работать над новым, последним альбомом. Он вышел уже после смерти Виктора Цоя и получил неофициальное название «Черный альбом».

Работы в кино

Дебютной работой Виктора Цоя в кино стала роль в дипломном фильме Сергея Лысенко «Конец каникул», снятом в 1986 году. Этот фильм состоит из четырех клипов группы «Кино», связанных между собой повествованием с другим сюжетом, в котором Виктор также сыграл одну из главных ролей. После фильма «Конец каникул» в 1986 году Цой снялся в фильме «Йя-Хха» режиссера Рашида Нугманова, короткометражной неигровой картине о ленинградском роке и его «отцах».


В 1987 году музыкант принял участие в съемках культовой картины «Асса» режиссера Сергея Соловьева, в которой был задействован блестящий актерский состав: Станислав Говорухин , Татьяна Друбич, Сергей Бугаев («Африка»), Александр Баширов, Александр Домогаров и др. И хотя роль Виктора в этом фильме была не велика и прозвучала всего одна его песня («Перемен!»), многие люди узнали и полюбили его именно после этого исполнения, а песня «Перемен!» стала неофициальным гимном Перестройки.

Фрагменты фильмов с Виктором Цоем

Вершиной актерской карьеры Цоя можно считать главную роль в полнометражном художественном фильме Рашида Нугманова «Игла» с участием Петра Мамонова – фильм снимался в Алма-Ате, и ради съемок группе «Кино» пришлось на время прервать концертную деятельность. И эта жертва не была напрасной: фильм получил несколько призов на престижных кинофестивалях, стал одним из лидеров проката, а Виктор Цой был признан лучшим актером 1989 года по результатам опроса журнала «Советский экран».


Личная жизнь Виктора Цоя

Виктор Цой был спокойной по характеру, но довольно замкнутой отстраненной личностью. По воспоминаниям Александра Титова, «он был человеком абсолютно неброским, не умеющим себя подать, даже стеснительным в компании».

5 марта 1982 года в гостях у общих приятелей 19-летний Цой познакомился с Марьяной Игоревной Родованской, которой в тот день исполнилось 23 года. В то время Марьяна была далека от музыкальной жизни. Она работала в цирке заведующей цехами постановочной части и мечтала поступить в Мухинское училище и получить художественное образование.


У нее было несколько знакомых музыкантов, к творчеству которых она относилась прохладно, но Виктор Цой стал счастливым исключением. Позже, в своей повести «Точка отсчета» Марианна написала: «Чувство, которое я испытала, услышав его впервые, скорее можно назвать изумлением, а не восторгом... не ожидала я от девятнадцатилетнего Цоя такой прыти!». Девушка полюбила Виктора и всерьез увлеклась его музыкой, вскоре бросила цирк и стала администратором группы «Кино», надежным помощником и соратником музыкантов.


В феврале 1984 года Марьяна и Виктор поженились. На их свадьбе гуляли практически все известные рок-исполнители того времени: Борис Гребенщиков, Майк Науменко, Александр Титов, Юрий Каспарян, Георгий Гурьянов («Густав») и многие другие. «В нашу несчастную квартиру набилось человек сто», – вспоминала Марьяна. 5 августа 1985 года родился единственный ребенок Виктора Цоя, сын Александр.


В 1987 году пара разошлась, но официально развод не был оформлен. Последний период жизни Виктор прожил в Москве с переводчицей и киноведом Натальей Разлоговой, которая после его смерти повторно вышла замуж и уехала в США. Наталья была не только последней любовью Виктора, но и его хорошим и верным другом. Кинокритик и эстет, она серьезно повлияла и на внешний образ Цоя: по словам Юрия Айзеншписа, «он превратился из голодного и злого в вальяжного и загадочного».


Чтобы иметь официальное место работы, как это требовалось в СССР, и избежать уголовного преследования за «тунеядство», Виктору Цою, как и многим другим людям, связанным с неформальным искусством, приходилось искать себе какую-нибудь не слишком обременительную должность.


Например, летом 1986 года Виктор был уборщиком в бане на проспекте Ветеранов, где ему нужно было мыть помещение, окатывая водой из брандспойта. Работа занимала всего один час в сутки, но этот час приходился на вечер, когда музыкальная жизнь была в самом разгаре – и это было неудобно.


Осенью того же года Сергей Фирсов пригласил Цоя поработать кочегаром в котельной «Камчатка», где они оба и проводили время вплоть до 1988 года. В этой знаменитой котельной в разное время работали и другие известные музыканты: Александр Башлачев , Святослав Задерий, Андрей Машнин и т. д. Здесь же проходили «тусовки» и неофициальные концерты. Нужно было только время от времени подкидывать уголь в топку, а в остальном кочегар мог чувствовать себя, по словам самого Цоя, «совершенно свободным». Сейчас в этой котельной устроен клуб-музей Виктора Цоя.


Смерть Виктора Цоя

Виктор Цой погиб в автокатастрофе 15 августа 1990 года в 12 часов 28 минут. Это произошло на трассе «Слока – Талси» близ поселка Кестерциемс в Латвии, недалеко от той дачи, где они с Каспаряном работали над альбомом. По официальной версии Виктор заснул за рулем, и его темно-синий «Москвич» вылетел на встречную полосу и столкнулся с автобусом марки «Икарус».


Похороны состоялись 19 августа в Ленинграде, среди многотысячной толпы поклонников. Смерть Виктора Цоя вызвала настоящий шок и волну самоубийств среди фанатов «Кино».


Песни его остаются популярны и востребованы по сей день, и он навсегда останется одним из «столпов» русского рока. После смерти музыканта было выпущено около десятка кинофильмов с использованием ранее снятых материалов о Викторе Цое и группе «Кино», самыми известными из которых стали «Последний герой» Алексея Учителя (1992) и «Цой – „Кино“» Натальи Разлоговой и Евгения Лисовского (2012). В июне 2018 года также состоялась премьера художественного фильма Кирилла Серебренникова «Лето» о молодости Цоя (при этом в августе 2017 года съемки были заморожены из-за дела о хищении Серебренниковым бюджетных средств).


Виктору Цою установлено несколько памятников: на шоссе «Слока – Талси» на месте его гибели, у железнодорожного вокзала в городе Окуловка Новгородской области (ранее этот памятник стоял на Невском проспекте во дворе у кинотеатра «Аврора», а затем внутри самого кинотеатра), памятник-барельеф у котельной «Камчатка» и памятник в Барнауле. В 2017 году был установлен новый памятник в Караганде.


Ожидают установки памятники в Вильнюсе, Санкт-Петербурге и Москве – впрочем, в столице в Кривоарбатском переулке существует «стихийная» памятная стена с фотографиями Цоя, многочисленными надписями «Цой жив» и цитатами из его песен. Аналогичные стены существуют и в городе Днепр (ранее - Днепропетровск) в Днепропетровской области, а также в Минске и Могилеве.

В честь Виктора Цоя названы улицы в четырех населенных пунктах России, а также два сквера – в Санкт-Петербурге и Красноярске. Кроме того, его именем назван астероид № 2740.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: