Как играть в нарды. Нарды деревянные

Как играть в нарды? Правила состязания

Многие помнят игру в уголки. Белые и чёрные фишки выстраиваются группами в диагональных противоположных углах поля, и цель игрока - как можно быстрее переместиться на территорию противника. Схожий принцип применяется и в нардах.Как играть в нарды?

Правила игры, на первый взгляд, кажутся сложными. Однако это не так, разберёмся во всём по порядку.

Из чего состоят нарды и правила игры

В набор входят: игральная доска с ячейками по внутреннему периметру,тридцать фишек: по 15 штук чёрного или белого цвета на каждого игрока,два игральных кубика (игральные кости).

Фишки выбранного цвета выставляются в верхнем правом от вас углу. Особых требований к тому, как они должны стоять, нету, чаще всего их просто выстраивают в вертикальный ряд. Главное, что все они находятся на старте, то есть в начальной угловой ячейке.

Силы соперника, соответственно, окажутся у вас под левой рукой.

Игра начинается с того, что игроки кидают по одному кубику. У кого выпадает большее количество точек, тот и ходит первым. Далее, на протяжении всей игры, игроки кидают пару кубиков и двигают свои фишки на столько ячеек, сколько точек выпало.

Все фишки движутся по полю против часовой стрелки! Когда придёт ваш черёд кидать кости, вы получите две цифры, к примеру, у вас выпало 5 и 2. Можно суммировать эти результаты и сделать единственный ход на 7 шагов. Одна ячейка - один шаг.

А можно не складывать эти результаты и передвинуть сразу две фигуры. Одну на 5, и другую на 2 хода вперёд.

Двигаясь по полю, нужно придерживаться одного правила. Останавливаться можно либо на пустой ячейке, либо на собственном цвете. Это называется «поставить на голову».

Проще говоря, свои фишки при необходимости вы можете ставить друг на друга, а вот остановка на фишке противника запрещена.Это правило действует и в том случае, если вы складываете результаты выпавших точек. В этом случае двигаемся с остановкой.

Пример: Если игральные кости показали 5 и 2, то сначала фишка шагает на 5 ячеек, оглядывается по сторонам, и только затем делает оставшиеся 2 шага. Можно и наоборот: сначала на 2, потом на 5. Главное, чтобы остановка не приходилась на вражескую голову: это ведь запрещено правилами. В противном случае, придётся искать другой вариант хода.

Есть ещё одно правило. В начале игры все фишки выстроены в одной угловой ячейке. Любая фишка стартует именно из неё, это называется «снять с головы».

Так вот снять с головы за один ход можно только 1 раз.

Пример: кости показали 2 и 6. Вы снимаете с головы фишку и делаете ею 2 шага. Оставшиеся 6 шагов вы можете сделать либо ею же, либо любой другой фигурой на поле. Иначе говоря: не более одного снятия с головы за ход.

Случается так, что вы не можете сделать ход на выпавшее вам количество шагов. Как не смотри, а любой ваш ход останавливается на вражьих позициях. Чаще всего такое случается к концу игры, когда почти вся территория поля занята.

Увы, в этом случае вы пропускаете ход и надеетесь на милость игральных костей.

Ещё его называют дублем. Это когда оба кубика показали одинаковое количество точек. В этом случае игрок получает право сделать 4 хода, каждый на столько шагов, сколько точек показал каждый из кубиков.

Пример: при дубле 3:3 вы получаете 4 хода по 3 шага каждый. Всего у вас получается 12 ходов, и распоряжаетесь вы ими по своему усмотрению. Можно и одной фигурой куш сыграть, передвинув её на все 12 шагов.

Главное, чтобы остановки не приходились на голову соперника.

Если дубль 6:6 выпал в самый первый ваш ход в игре, то он даёт исключительное право единственный раз «снять с головы» сразу две фишки, ведь сделать единственный ход на 24 шага не удастся: окажемся на старте соперника.

Бывает, что выпал удачный куш, а совершить все 4 хода вы не можете: расстановка сил соперника не позволяет. Действуем по вышеописанному правилу - грустно ждём следующего шанса.

К чему стремиться

Выучить правила и играть в нарды, как видите, совсем не сложно. Ваша цель - грамотно передвигаться по полю и выстроить всех своих одноцветных солдат на территории соперника. Это называется «привести домой». Домом считается 6 ячеек в нижней правой четверти доски.

Как только последняя ваша фигура окажется на заветной территории, начинаем их «выгонять».

В электронной игре нарды-онлайн нужные фишки автоматически удаляются с поля. В настоящих нардах вы их просто отодвигаете: к центру или на старт, кучкой или в ряд - не важно. Главное, что в игре они больше не участвуют.

Как «выгонять»

Пронумеровываем все домашние ячейки, начиная с крайней правой. Ей присваивается номер 1 и далее влево по нарастающей, до 6. В очередной свой ход вы кидаете кубики. Выпавшее на них количество точек - это номера ячеек, из которых можно удалить фишки.

Пример: кубики показали 3 и 1. Вы либо убираете 2 фигуры из одноименных ячеек, либо складываете результат и убираете одну фигуру из ячейки номер 5.

Случается, что кубики показывают номера пустых ячеек. В этом случае вы либо передвигаете фишки на указанное кубиками количество шагов на домашней территории, либо удаляете крайнюю левую фишку, если граница поля не позволяет выполнить ход полностью.

Если вам выпал куш, то вы так же получаете право на удаление сразу четырёх фигур.

Пример: куш 3:3. Удаляете четыре фигуры с 3-ей ячейки. Если она пустует, то делаете четыре хода из ячеек под номером 4, 5 или 6. Если и они пустуют, убираете четыре крайние левые фигуры из оставшихся.

Кто победил?

Выиграет тот, кто первым удалит все фишки с поля. Однако, даже проигрыш в нардах имеет свои нюансы. Самым обидным считается проигрыш-кокс.

Это когда все ваши фигуры собраны в доме, но ни одной из них вы выгнать не успели. Все проигранные очки умножаются на 3.

Как заправлять кальян, узнайте из нашей статьи.

Если противник закончил игру, а у вас часть фишек не добрели до дома, то это проигрыш-марс, проигранные очки умножаются на 2. Если на момент окончания игры вы удалили с поля хоть одну фишку, проигрыш считается обычным, проигранные очки равняются количеству оставшихся на поле фигур. Счёт партии 0:1.Осветить некоторые нюансы и наглядно ответить на вопрос «как играть в нарды» видео с правилами поможет. Удачной игры!

Доска для нард похожа на шахматную, только действие происходит с внутренней стороны, а не с внешней, как в шахматах. Поле разделено на 24 лунки, по 12 с каждой из сторон поля. Используется 30 шашек, по 15 штук разного цвета у каждого из двоих играющих, два зара. Зары - обычные игральные кости (кубики).

Расстановка фишек, начало и цель

Нарды длинные. Каждый игрок устанавливает все свои шашки в первую лунку правого верхнего от себя угла доски. Правая её часть называется двор белых, левая – двор черных. Первым ходит тот, чей зар покажет больше очков при броске. Вторую игру начинает победитель. Цель игры – перевести все свои шашки против часовой стрелки на последнюю четверть доски, «дом» (если для своих фишек считать первой ту, где они стоят) и затем выбросить их. Для совершения хода бросают оба кубика. Если хоть один из них упал на ребро доски или вылетел за её пределы, бросок повторяют. Количество выпавших очков определяет число лунок, на которое можно двигать одну или две фишки (какие именно, решает сам игрок).

Движение шашек в длинных нардах

В первый ход одну шашку двигают на то количество лунок, которое покажут зары. За один раз с «головы» (лунка, в которую их ставят в начале) можно брать только одну фишку. Исключение делается в том случае, если на кубиках выпало одинаковое число («куш», допускается четыре хода), тогда можно снять две фишки. Например, если выпали «двойки», есть такие варианты:

Снять с «головы» одну фишку и сходить ею четыре раза по две лунки;

Снять две, и сходить обеими два раза по две;

Снять две, одной - один ход на два деления, второй три хода по два деления.

Когда на поле все шашки, при «кушах» ходят четыре раза, какими фишками и как, решаете сами. Запрещено ставить шашку в ту лунку, где уже стоит чужая, на «голову» своей ставить можно. Если, например, в первый ход выпали «куши» шестерки, единственный вариант – снять две шашки и переставить их в седьмую лунку, следующий ход попадает на «голову» чужих фишек.

Игроку нужно не только как можно быстрее передвинуть свои фишки на последнее поле, но при этом еще и мешать двигаться сопернику, занимая как можно большее количество лунок. Тогда противник будет терять ходы и у него будет меньше вариантов передвижения. Если после броска некуда ходить из-за того, что все возможные для хода деления заняты чужими шашками, пропускают кон. Отказываться от хода, даже если он не выгоден, нельзя.

Выбрасывание фишек, конец игры

Начинать выбрасывать шашки можно только тогда, когда все они будут в «доме». Скидывают их по количеству выпавших очков: выпало 6 и 4, удаляются шашки с шестой и четвертой от конца поля, лунки. Если в гнездах, номер которых выпал, нет фишек, делается ход на это число (выпал 1 и 2, когда все стоят на шестой лунке – делается ход на 1 и 2 деления; 6 и 5 когда все уже на первом поле - просто выбрасываются две).

Ничьих не бывает, победит тот, кто первым сбросит все шашки. Ваш бросок!

Длинные нарды (Backgammon Nardi) - русская вариация игры в Нарды. Играйте онлайн в Длинные и короткие нарды на сайте, изучайте тонкости правил и делайте правильные ходы.

Длинные нарды – классическая настольная игра. Родители учат, как играть в нарды на двоих ещё в детстве. Длинные нарды не считаются азартной игрой, потому что опытный игрок будет обыгрывать новичка в матчах .

Правила игры в Длинные нарды

Несмотря на онлайн формат игры, нарды остаются нардами. Запустив игру бесплатно, увидите знакомую доску и фигурки. Игроки общаются по-русски – сайт ориентирован на Ру аудиторию.

Задача геймера – обойти её всю и вернуть свои фигуры в дом раньше противника. Перечитайте правила во весь экран, тогда вы быстро разберётесь, как играть в нарды длинные онлайн.

Начальная расстановка в Длинных нардах

Игра ведется двумя игроками, у каждого из которых имеется по 15 фишек. Круглячки расстанавливаются таким образом, все пятнадцать ставятся «на голову». Игровые фигуры выстраиваются по краям игровой доски.


Начальная позиция в Длинных нардах более «длинная» в отличие от Коротких длительность партии 9-12 минут, а не 6-9.

Цель игры

Основная цель – провести быстрее реального соперника свои шашки по всему периметру доски в домик и вывести шашки с доски.

Чтобы лучше понять суть moneygame Вы можете скачать бесплатно нарды на свой компьютер.

Квадранты доски

Это основные правила в длинных нард, плавно начинайте играть в эту интеллектуальную и развивающую мышление игру . Совет для начинающих в нарды: играйте, пошагово учитывая все правила игры. Приглашайте бесплатно для совместной игры своих родственников, друзей и знакомых, Вы проведёте вместе хорошо и приятно время, почувствуете дух соперничества и азарта.

Играем в Нарды длинные онлайн с реальным соперником

Развитие компьютерных технологий приводит к тому, что настольные игры постепенно переносятся в цифровой формат. Длинные нарды – не исключение, и играть в них теперь удобно в режиме онлайн, бесплатно (не нужно переводить деньги) и без регистрации. Больше не нужно покупать игровой набор и отправляться на поиски противника во дворы – достаточно использовать интернет и браузер, чтобы в считанные минуты найти себе достойного оппонента в проекте «Нарды онлайн – Еллоу клаб» . Бесплатная регистрация на портале для игры в интернет нарды.

Оставив свой майл, создав аккаунт с регистрацией – вы установите классические нарды 2.0 на двоих. Разработаны и современные вариации игры в Длинные и короткие нарды.

Разновидности Длинных нард

Классические

Строить заслон из шести шашек разрешено, только если перед ним есть хотя бы одна шашка соперника.
Допустим заслон «пробегом», когда во время хода образовывается блок из шести шашек, и сразу же разбирается.

Нардгаммон

Запрещен блок из шести «пробегом», то есть строить глухой блок, в любой момент хода.

Бешеные

Если у игрока на костях выпадает дубль, ему предоставляется право сделать четыре хода в соответствии со значением выпавших костей, а далее игрок продолжает свои ходы дублями до шестерок. Если игрок не может начать играть выброшенный дубль, он не играется и к противнику не переходит.
С головы легально снимать по одной шашке на каждый дубль.
Игрок может выносить их лишь с полей, соответствующих выброшенным костям.
При этом игроку ЗАПРЕЩАЕТСЯ ХОДИТЬ пешками в доме.
Если игрок завел все пешки в дом, то прогрессия дублей прекращается.

Гюльбар

При выпадении дубля если игрок смог сделать все 4 хода, то он бросает кости снова.
Если у игрока нет возможности сделать какой-либо из этих ходов, то не доигранные ходы должен сделать соперник. Соперник дохаживает все не сыгранные ходы.

Бешеный гюльбар

В этом варианте игры при выпадении дубля игрок делает все ходы от выпавшего дубля до дубля шести (например, при выпадении дубля «четыре-четыре» игрок ходит четыре раза по 4 пункта, затем четыре раза по 5, четыре раза по 6 пунктов).
Если у игрока нет возможности сделать какой-либо из этих ходов, то недоигранные ходы должен сделать соперник.
Ходить в доме можно, пока последняя шашка не заведена в дом.

При заходе в дом последней шашки на последнем же (четвертом) ходе куша разрешается игра следующего по очереди куша.
После этого прогрессия кушей прекращается.
Например, если игрок завел последнюю шашку в дом на четвертом ходе куша 2-2, то он может выбросить четыре шашки с поля 3 (сыграть куш 3-3). Но 4-4 он уже играть не сможет.

Хачапури / Тбилисские нарды

Модифицированный Гюльбар.
В шестой лунке дома находится 11 шашек, 4 в голове.
С головы за один ход можно снимать сколько угодно шашек.
Традиционно играют со ставкой за не выброшенные шашки.


Fevga – Спешить

Févga – популярны в Греции – перевод близок к словам «Спешить», «Бежать». Эта игра скорости и хорошей расстановки своих шашек.

Снятие с головы

В начале, с головы позволительно снять только 1 шашку и ходить только ею. Как только она пройдет голову соперника – разрешено снимать с головы сколько угодно шашек.

Если на первом ходу выпал куш 66, 44, 33 – вторую пешку снять нельзя.

Блок

В Fevga разрешено строить блок из 6 пунктов подряд, даже если пешка соперника не прошла вперед. При этом нельзя блокировать все 6 пунктов в своей стартовой зоне, хотя бы 1 пункт должен быть свободен.

Если соперник собрал все 15 шашек в одном пункте сразу перед вашим блоком – вы обязаны разбить блок. Также нельзя строить блок из 6, если ваш соперник уже собрал все 15 шашек в пункте сразу перед блоком.

Fevga бешеные – Giul

Если у игрока на костях выпадает дубль, ему предоставляется право сделать четыре хода в соответствии со значением выпавших костей, а далее игрок продолжает свои ходы дублями до шестерок.

Если у игрока нет возможности сделать какой-либо из этих ходов, то недоигранные ходы должен сделать соперник.
Если игрок не может начать играть выброшенный дубль, он не играется и к противнику не переходит. Соперник дохаживает все не сыгранные ходы.

Если игрок завел все шашки в дом, то прогрессия дублей прекращается.
Ходить в доме можно.

Играем в Нарды длинные онлайн на компьютере

Интернет-нарды появились не так давно, и геймерам изначально предлагали играть с компьютером, а не с реальным человеком. Сегодня можно поиграть с живыми людьми без регистрации и бесплатно, используя только браузер на ПК и интернет.

Удобно играть в нарды с компьютером для детей. Без спешки понять как играть в Нарды для начинающего.

При заходе на ресурс игры, можно увидеть кнопку «Попробовать без регистрации». Это – пробная игра, доступная любому желающему. Интересно, что она также ведется против реального противника, а не с компьютером. Время ожидания соперника даже в будний день составляет всего несколько секунд. Таким образом, подобная забава становиться отличным развлечением в обеденное время.

Клуб предлагает большое количество интересных возможностей:

  • игра с реальными игроками;
  • интуитивно понятный и простой интерфейс;
  • возможность играть и общаться с геймерами из разных уголков мира;
  • Мини версия для мобильного телефона;
  • Нарды и весь интерфейс на русском языке;
  • участие в разнообразных турнирах;
  • бонусы при регистрации.

В интернет-нарды длинные можно играть в удобное время суток, не выходя из дома или офиса. Все игры онлайн бесплатны и проводятся исключительно с реальными соперниками, с которыми играть, безусловно, интереснее, чем с компьютером. К тому же забаву можно скачать на телефон. Доступны версии на Андроид и на Айфон.

Играют двое. Игра идет на специальной доске, разделенной на две половины (левую и правую). Количество фишек на доске - по 15 у каждого игрока, которые расставляются на своей части доски вдоль правой стороны. Наборы фишек у игроков разного цвета. Игроки по очереди выбрасывают зары (игральные кости). Количество зар - две. Первоначальная расстановка фишек показана на Рис.1. Каждый игрок имеет право передвигать только фишки своего цвета.

Чтобы начать игру, каждый игрок бросает одну кость. Этим определяется, какой из игроков ходит первым и какие числа для своего первого хода он использует. Если у обоих игроков выпали одинаковые числа, они оба кидают кости до тех пор, пока не выпадут различные значения. Реализовано на :
Игрок, у которого выпало большее число, бросает кости и начинает игру первым.
Вариант правил: Игрок, у которого выпало большее число, передвигает свои фишки в соответствии с числами на обеих костях. После первого хода, игроки поочередно бросают по две кости и выполняют ходы.Число на каждой кости показывают, на сколько пунктов, или пипсов, игрок должен передвинуть свои фишки. Ход игрока это бросок кубиков (зар), а также движение фишек после броска.

Цель игры

Игрок должен пройти всеми фишками полный круг (против часовой стрелки), зайти ими в дом и выбросить их раньше, чем это сделает противник. Домом для каждого игрока считается последняя четверть игрового поля, начинающаяся с клетки, отстоящей от головы на 18 клеток.

Термин выбрасывать означает делать фишкой такой ход, чтобы она оказывалась за пределами доски. выбрасывать фишки можно только после того, как все фишки "пришли в дом". Следовательно, чёрные идут из зоны 12-7 в зону 13-18, а белые из зоны 19-24 в зону 1-6 (Рис.2).

Рис 2.

Движение фишек

Игрок кидает одновременно два кубика. После броска игрок передвигает любую из своих фишек на число клеток, равное выпавшему числу одного из кубиков, а затем одну любую фишку - на число клеток, равное выпавшему числу другого кубика. То есть, если на одном кубике выпало "три", а на другом "пять", то, соответственно, можно передвинуть одну свою фишку на три клетки, а другую - на пять клеток. В этом случае можно передвигать одну фишку на восемь клеток. Какой ход первым делать, большее выпавшее число или меньшее, не имеет значения. При этом с головы можно брать только одну фишку (Рис. 3).

Первый бросок партии предоставляет игрокам исключение из вышеуказанного правила. Если одна фишка, которую только и можно снять с головы, не проходит, то можно снять вторую. Таких бросков для игрока всего три: шесть-шесть, четыре-четыре и три-три - при них мешают фишки противника, стоящие на голове. Если выпадает одно из таких сочетаний, то игрок может снять с головы две фишки.

Если на обоих зарах выпадает одинаковое количество очков (дубль, паш, гош, куш), тогда количество очков удваивается, т.е. игрок играет так, как будто кинул четыре зары и может сделать четыре хода на число ячеек, выпавшее на одном кубике.

До окончания своего хода игрок может передвигать свои фишки по своему усмотрению, если это не противоречит настоящим Правилам. Ход считается сделанным, когда игрок с доски забрал свои зары. Если ход при этом оказался незаконченным или противоречащим правилам, оппонент имеет возможность принять ход в том виде, как он сделан, либопотребовать от игрока сделать правильный ход.

На одно поле позволяется ставитьпроизвольное количество фишек. На клетку, занятую фишкой противника, фишку ставить нельзя. Если фишка попадает на занятую клетку, о ней говорят, что она "не идет".

Если фишки противника занимают шесть клеток перед какой-нибудь фишкой, то она оказывается запертой. Не запрещено строить блоки из 6 фишек, однако все пятнадцать фишек противника запереть нельзя. Реализовано на : Вы имеете право выстроить заграждение из шести фишек только в том случае, если хотя бы одна фишка противника находится перед этим заграждением. Встречается вариант правил:
Вы имеете право выстроить заграждение из шести фишек только в том случае, если хотя бы одна фишка противника зашла в дом.

Если игрок не может сделать ни одного хода на то количество очков, что выбросил на зарах (фишки "не идут"), то очки игрока пропадают, а фишки не двигаются вообще.

Если у игрока есть возможность сделать полный ход, он не имеет права его сократить, даже если это в его интересах. То есть, если игроку выгоднее сделать "три", а выпало "шесть" и есть возможность пойти "шесть", то следует ходить "шесть".

Если выпал такой камень, который позволяет игроку сделать только один ход, причем любой из двух, то игрок должен выбрать больший. Меньшие очки пропадают. Примечание: термином "камень" в нардах может называться игральный кубик, а также комбинация очков, выпавшая на двух зарах. Например, камень "четыре-три".

Выбрасывание

Выбрасывать фишки - это значит делать такие ходы, чтобы фишка оказывалась за пределами доски. Игрок может начать выбрасывать фишки только тогда, когда все его фишки пришли в дом.
В процессе выведения фишек из дома игрок имеет право использовать очки, которые выпали на зарах, по своему усмотрению: он может сыграть фишкой в доме или ее выбросить. Выбрасывать фишки можно только с полей, соответствующих выпавших очей на зарах. Например, если выпало 6-3, игрок может вывести с доски одну фишку с 6-го поля и одну фишку с 3-го поля (три можно сыграть с 6, 5 или 4 поля).
В процессе выведения фишек с собственного дома разрешается выводить фишки с полей низшего разряда, если в полях высшего разряда фишек нет. Например, если на зарах выпало 6-5, а на полях 6 и 5 нет фишек, то игрок может вывести из дома две фишки со следующего по порядку, четвертого поля, если и там нет фишек, то с третьего, если и там нет - со второго и т.д.

Результат игры

Ничьей в нардах нет. Если один игрок выбросил все свои фишки, второй считается проигравшим, даже если следующим броском может тоже выбросить все свои фишки. Партия заканчивается.

Настольные игры - это отличное времяпрепровождение в кругу друзей. Примером «зарядки для мозгов» являются нарды. Это одна из самых древних игр в мире.

Кто придумал нарды?

Считается, что в нее играют уже больше пяти тысяч лет. По свидетельствам археологов, первая доска для нардов была обнаружена в Иране, а нечто похожее на эту игру было найдено в гробнице фараона Тутанхамона. В третьем тысячелетии до нашей эры в Персии нарды считались крайне символичными и несли мистический характер. С их помощью предсказывалась судьба. Именно в этой стране мудрецом Вузург-Михр и были рождены нарды. В каждой стране название игры было разным, но суть не менялась.

В средневековой Европе, по окончании крестовых походов, это развлечение тоже стало известно и популярно. Оно получило название «трик-трак» и было привилегией только высшей аристократии. Как играть в нарды, уже по правилам современного варианта, установил англичанин Эдмонд Хойл в 1743 году. Новый вид развлечения называется «короткие нарды» (к слову, прежний вид, придуманный на Востоке, считается «длинными»).

В наши дни игра получила огромное распространение во всех странах. Проводятся чемпионаты по нардам. Самым известным, проводимым в Азербайджане, является «Золотые зары», в котором призом приходятся игральные кости из золота.

Что нужно для развлечения?

Как играть в нарды без инвентаря? Здесь обязательным будет наличие следующих предметов:

  • доска;
  • шашки;
  • кости.

Доска прямоугольной формы с размеченными на ней 24 пунктами, которые представляют собой фигуры в виде равнобедренного вытянутого треугольника. Каждый пункт имеет свою нумерацию. В углу доски собраны шесть таких треугольников подряд - это «дом игрока». На середине есть вертикальная полоска, которая называется «бар». Количество шашек в основном равно 15 шт., а игральных костей (зар) - две. Иногда встречается набор из пяти костей со стаканчиком. В этом случае у каждого игрока свой зар, а один является запасным.

Виды нард

Распространены нарды «короткие» и «длинные». Их объединяет то, что игра начинается с бросание костей. В зависимости от выпавшего числа фишки переставляются. Заканчивается игра «длинные нарды», как и «короткие», когда победитель переведет все фишки с доски. Отличие между двумя видами в правилах и длительности.

Общие нормы поведения

Для ответа на вопрос «Как играть в нарды?» выпишем правила, которые являются едиными для всех:

  1. Очередность участников.
  2. Круговое и против часовой стрелки движение шашек.
  3. Для определения того, кто первый вступает в бой, бросают кости. У кого выпавшее число больше, тот и начинает.
  4. Зары бросаются только на своей половине.
  5. Перемещение фишки должно быть осуществлено, даже если это невыгодно. За исключением случаев, когда движение запрещено.
  6. Если очками костей не воспользоваться, то они сгорают.
  7. Шашки можно выводить за доску, если они попадают в дом, или количество очков на заре совпадает с номером пункта, где находится фишка.
  8. Как расположить шашки, определяется видом нард.
  9. «Ничьей» не существует.
  10. Правила начисления очков соответствуют типу развлечения. За победу обычно участник получает от одного до трех очков.

Как играть в «короткие» нарды?

Сначала поговорим о распространенных названиях в данной игре:

  1. «Дом» противника - 24-19 пункты.
  2. «Двор» противника - 18-13 пункты.
  3. «Двор» свой - 12-7 пункты.
  4. «Дом» свой - 6-1 пункты.

Какие включают в себя «короткие» нарды правила? Начинается все с определения первенства среди участников. Он и двигает шашки в соответствии с выпавшими числами на костях. Фишки передвигаются в одном направлении - от пунктов с большими номерами к меньшим. Белые шашки движутся по часовой стрелке, а черные - против. Фишка перемещается только на открытый пункт, не занятый противником. Игрок вправе воспользоваться суммой выпавших чисел или может пойти каждой шашкой отдельно. То есть если выпали номера 2 и 3, то участник пойдет или одной фишкой пять ходов или двумя, два и три хода соответственно. Если выпадает два одинаковых числа, то необходимо обыграть ход столько раз, сколько показывают зары. Например, вышло 3 и 3, это значит, что нужно двигаться три раза на три пункта.

Если на пункте расположилась одна шашка, то он называется «блот». В случае завершения хода противника именно на «блоте» он считается побитым и выходит в «бар». Чего нельзя делать, так это убить или спрятать фишку противника. А можно накрыть свою другой шашкой или побить и спрятаться на свободный пункт. Также разрешено побить и выбросить фишку. Когда все шашки находятся в «доме», участник может их выводить. Для этого необходимо воспользоваться числами на костях. Здесь соблюдается правило: если зары показали число пустого пункта, но есть шашки со значением пункта выше, то можно их перемещать внутри «дома». В случае когда противнику удается побить фишку в процессе выведения, то, прежде чем продолжить вывод, игрок должен привести свою потерянную шашку обратно в «дом».

Возникновение споров

Перечислим пути решения возможных спорных ситуаций:

  1. Кости перебрасываются, если они упали на две половинки доски, задели шашку и если не легли по горизонтали.
  2. Ход считается безвозвратным в тех случаях, когда противник бросил зары или объявил «даве» (удвоение ставок).
  3. Кидание зар является недействительным, если противник еще не закончил свой ход.

Другой вид нард

«Длинные» нарды правила имеют почти такие же, как и в первом виде игры. Но есть свои нюансы. Например, игра начинается с расстановки 15 шашек слева от себя. Фишки, расположенные в исходном положении, получили название «голова». Первый ход участника - «взятие с головы». Снять можно только одну шашку, кроме случаев выпадения дубля из 3, 4, 6, тогда уходят две. Нельзя ставить фишку на пункт, занятый соперником, закрывать его шашки, а также двигаться на то число пунктов, которое показала одна кость.

Отличие от «коротких» нард в том, что здесь нет сбитых шашек, фишки можно запирать. При невозможности сделать ход все очки сгорают. Также один ход пропускается, если возможность сделать движение по числу выпавшей на одной кости есть, а на другой нет. Проигрыш однократной величины ставки устанавливается в том случае, когда участник в конце игры успевает снять одну шашку. Если соперник не может вывести ни одну фишку или перевести их в «дом», то проигрыш соответствует удвоенной ставке - «марс». Утроенная ставка, «домашний марс», появляется, когда у игрока все фишки в «доме», но с доски ни одна не выведена.

Нарды-тавлеи

Самого понятия «русские нарды» нет, но есть свидетельства о похожей игре, в которую соревновались наши предки. Много разговоров о принадлежности развлечения к какому-то определенному виду настольных игр. Но вот что можно подчеркнуть:

  1. Шашки для игры в тавлеи были найдены при раскопках земли вятичей в области Старой Рязани. Они были не безликие, а в виде фигур.
  2. Сохранились несколько древних источников, в которых описывался игровой процесс.
  3. Каждый игрок имел свой набор фигур, которые раскладывались на доске.

Как играть в нарды такого вида? Точно сложно сказать. Основа правил лежит на сказаниях и былинах. По этим же источникам судят и о стране возникновения тавлеи. Так, в пользу Турции говорит название нард на турецком языке - «тавла». За Древнюю Русь выступают находки, в которых раскрыто описание игры, а также обнаружение на раскопках досок и плоских одинаковых фигур. Некоторые ученые считают, что тавлеи - русские шахматы, так как у каждого игрока свой набор позиций. Еще есть мнение о том, что игру на Русь привезли норманны, которые в нее любили развлекаться. В пользу этого мнения говорит перевод с латинского "тавл" - доска.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: