Инструкция и примеры работы для работы с метафорическими ассоциативными картами "OH". Метафорические ассоциативные карты

Географическая карта - это изображение земной поверхности в уменьшенном виде на плоскости, содержащее координатную сетку с условными знаками. Географическая карта представляет собой математически определенный способ отображения поверхности Земли в виде пространственной модели. На ней могут демонстрироваться состояния, отношения и диспозиции различных природных и общественных явлений, а также их развитие во времени.

Географическая карта, предназначенная для обучения в качестве наглядного пособия или материала для самостоятельной работы, называется учебной географической картой. Учебные карты различают:

  • - по тематике - топографические и тематические;
  • - назначению - для общеобразовательных и профессиональных учебных заведений (обычно издаваемые в виде серий);
  • - технике использования - настенные (демонстрационные для коллективного обозрения) и настольные (отдельные, приложенные к учебнику или сброшюрованные с ним, для индивидуального использования) .

Содержание учебных карт, их нагрузка и способы исполнения согласованы с соответствующими учебными программами. Чем меньше возраст школьников, тем проще карта, больше ее генерализованность и выше наглядность. Среди учебных школьных карт преобладают мелкомасштабные карты мира, полушарий, материков, стран, своего региона. К учебным относят также одноцветные контурные карты, предназначенные для выполнения географических упражнений. Имеющие общий замысел карты могут объединяться в атлас. Атлас как систематическое собрание географических карт, выполненное по общей программе, имеет определенное назначение и отличается особенностями использования.

Карта наряду с учебником является важнейшим и обязательным средством обучения географии. По выражению Баранского, «карта есть “альфа” и “омега” (т.е. начало и конец) географии. От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой кончается» . Географическую карту, отражающую «великое многообразие фактов, предметов и явлений, наполняющих собой любое земное пространство, не могут заменить никакие другие способы изображения, а тем более никакое, хотя бы самое подробное, описание» .

Географическая карта обладает очень важными учебно-воспитательными функциями :

Карта выступает основой, на которую накладываются все географические знания. Следовательно, карта развивает географическое мышление, образное восприятие пространства, раскрывает ассоциативный характер объективного мира;

географическая карта позволяет ощутить природную реальность и социальную картину изучаемой действительности. Поэтому карта имеет неограниченные возможности для широкого применения в практической жизни. Она дает возможность моделирования явлений, недоступных непосредственному наблюдению, скрытых в толщах материковых и океанических вод, в недрах земли или происходящих в атмосфере;

Карта является средством воспитания. Она идентифицирует уникальные и феноменальные свойства вмещающего пространства, развивает чувства ответственности, патриотизма и гражданственности.

Указанные обстоятельства сделали карту «наиболее эффективным средством к повышению всей постановки учебного дела по линии географии... Карта есть второй язык географии, и притом язык гораздо более наглядный и гораздо более доступный восприятию учащихся, нежели текст» . Таким образом, карта является незаменимым средством обучения географии.

Дидактическое значение карты имеет тройственный характер: она служит объектом изучения, средством наглядности и источником знаний об изучаемых явлениях. Все три функциональных уровня взаимосвязаны и взаимообусловлены, так как не зная карты невозможно использовать ее как средство наглядности и в качестве источника знаний.

Исходным элементом картографической подготовки являются знания о самой карге. Они предусматривают изучение способов отображения земной поверхности на плоскости, об измерительных возможностях проекций, особенностях экспликации содержания в зависимости от типологии карт. Знания о карте необходимы школьникам в течение всех последующих лет изучения географии. Только уяснив сущность и специфику карт, учащиеся могут успешно использовать их как средство наглядности и как источник новой информации.

Карта - важнейшее средство наглядности в обучении географии. Восприятие карты формирует пространственные представления о местоположении и метрике изучаемых объектов. На этой основе в дальнейшем возникает образ географического пространства. Для того чтобы учащиеся смогли воссоздавать по карте географическую действительность, необходимо научить их читать карту. «Чтение карты» нельзя отождествлять с воспроизведением написанных на ней названий тех или иных объектов. Сущность чтения карты заключается в понимании смысла картографических обозначений. Цвет, линии, значки, слова, цифры и другая символика на карте говорят о скрывающейся за ними реальности. Следовательно, чтение карты означает умение анализировать содержание и комбинации условных обозначений и представлять географическое пространство в реальных контурах и действительном структурном состоянии. Чтение карты может быть простым (элементарным), сложным (суммативным) и творческим (ассоциативным) в зависимости от уровня подготовки учащихся и решаемых педагогических задач. Таким образом, чтение карты - это соединение знаков картографической азбуки в слова и выражения, с помощью которых происходит «оживление» географического пространства, его мысленное наполнение красочными картинами природы, сложными узорами человеческой практики, потенциальной энергией и разнообразным движением.

Главным направлением работы с географической картой является использование ее в качестве источника знаний. К разряду знаний, извлекаемых из карт, относятся многочисленные метрические характеристики геопространственных объектов, географическая фактура и номенклатура, причинно-следственные связи и закономерности, наконец, географические феномены .

Характер работы с картой существенно изменяется в зависимости от того, используется она как средство наглядности или как источник знаний. В первом случае карта через представления трансформируется в образы, во втором - подвергается тщательному анализу, результатом которого становятся новые теоретические или эмпирические знания. Таким образом, в зависимости от целеполагапия при работе с картой могут доминировать конкретно-образные или абстрактно-логические формы географического мышления.

В процессе использования географической карты как источника знаний исключительно важную роль играет их сопоставление и наложение. При сопоставлении каждая карта «поставляет» соответствующую, специфическую для ее содержания информацию, а их наложение (синтез) позволяет получить более глубокие выводные знания и модельные представления. Следовательно, успешная работа с картой требует умения не только читать, но также понимать карту. Понимание карты - это толкование географических отношений объектов и явлений, зафиксированных на ней, посредством умозаключений, опирающихся на предметные и метапредмет- ные знания. Понимание карты является высшей формой картографической подготовки, которая достигается путем длительных усилий и упражнений. В результате понимания карты достигается ее познание. Тем самым значение географической карты в процессе обучения заключается в ее предметной и дидактической цикличности и всеобщности.

Картографическая деятельность в современной методике обучения географии характеризуется тремя уровнями:

  • - первый является пропедевтическим (подготовительным), когда учащиеся, опираясь на простейшие знания и жизненный опыт, овладевают элементарным чтением плана и генерализированных карг. Свойства объектов познаются способом визуализации;
  • - на втором уровне школьники учатся соотносить имеющиеся у них географические знания и представления с картой, воссоздавать пространственные представления о размещении и взаимном расположении объектов, составлять простейшие характеристики местности и отдельных объектов. На этом уровне карта используется главным образом как средство наглядности;
  • - третий уровень включает понимание карты, умение пользоваться ею как источником знаний, активно применяя накопленный учебно-теоретический багаж. Учащиеся на этом уровне должны свободно ориентироваться в картографической информации, владеть методом сопоставления и наложения карт, составлять развернутые характеристики различных геопространственных сегментов.

Обучение школьников работе с географической картой требует использования различных вспомогательных картографических средств обучения. Первичные картографические представления формируются посредством глобуса - трехмерной модели Земли. В отличие от карты, на глобусе нет искажений и разрывов, на нем правильно, с одинаковым уменьшением переданы очертания, размеры и взаимное расположение земных объектов. Поэтому он удобен для получения общего представления о расположении материков и океанов. Глобус незаменим при формировании понятия о градусной сетке карты как ее математической основе. Он существенно облегчает отработку умений определять географические координаты.

В понимании географической карты и приобретении умений пользоваться ею значительную помощь школьникам оказывают также контурные карты. Они способствуют восприятию и закреплению картографической символики, представлений, развитию наблюдательности, внимания, активизации географического мышления. На основе контурных карт составляются картограммы, демонстрирующие интенсивность тех или иных географических явлений, картодиаграммы, отображающие суммарные различия явлений, и картосхемы, содержащие определенный аспект объективного познания.

В обучении географии широко используют и другие виды картографических произведений и технологий - профили, рельефные (объемные) карты, карты-анаморфозы, цифровые и электронные карты, космические снимки земной поверхности и г.д.

В целом обученность школьника работе с географической картой определяется тремя признаками: способностью читать, понимать и знать карту. Для достижения указанной степени обученности необходимо добиться следующих картографических умений :

  • - при изучении блока «География Земли» - умений ориентироваться на местности с помощью плана, топографической карты и самостоятельно двигаться по азимуту, определять географические координаты, читать по карте рельеф; умений оценивать отдельные компоненты природы Земли, анализировать, сравнивать и объяснять их значение;
  • - при изучении блока «География России» - умений использовать полученные знания при оценке пространства страны, составлять характеристики ее природно-территориальных комплексов;
  • - при изучении блока «География мира» - умений читать и анализировать политические и социально-экономические карты, устанавливать связи природно-социального свойства, составлять комплексные глобальные, региональные и страноведческие географические характеристики.

При работе с географической картой используются разнообразные приемы, дифференцированное (простое, сложное или творческое) чтение, путешествия по карте, картографические диктанты, самостоятельные работы, изучение номенклатуры и др. Необходимо при этом соблюдать постоянное сочетание практических и умственных действий.

  • Перечень обязательных учебных картографических пособий коллективного пользования для общеобразовательных организаций Российской Федерации представлен в приложении 4.
  • Баранский Н. Н. Методика преподавания экономической географии. М., 1990. С. 218-219.
  • Буданов В. П. Карта в преподавании географии. М., 1948. С. 3.
  • Баранский II. II. Указ. соч. С. 222, 296.
  • Географическая феноменология - это осознанный опыт воплощения пространственной реальности и возможности, представленный уникальными сущностными атрибутами(подробнее см.: Сухоруков В. Д. Когнитивные уровни географии // География в школе. 2015.№ 1. С. 36-44).

Семенов-Тян-Шанский считал, что “карта важнее текста, так как говорит нередко ярче, наглядней и лаконичней самого лучшего текста”.

Топографическая карта – это особенная общегеографическая карта, она детальна и крупномасштабна, изображает местность практически приближенной к плоскости. Часто это что-то среднее между планом и картой. Используют знаки плана, но с географической сеткой. В школе эта тема изучается только в 6-м классе в разделе “План и карта”.

К 11-му классу учащиеся забывают все азы этой темы, и на дополнительных занятиях я уделяю особенное внимание повторению изученного ранее. А подготовка к ЕГЭ часто напоминает изучение нового материала.

Пользуясь этой картой, мы рассмотрим и решим несколько типов заданий.

Во-первых, рассмотрим масштаб. Здесь представлены все 3 вида:

– Численный 1:10.000 – это значит, что в 1 см на плане или карте 10.000 см в действительности. Для реальных вычислений этот масштаб неудобен.

– Именованный в 1 см 100 м – этим масштабом будем пользоваться при вычислениях расстояний по прямой (по линейке).

– Справа изображен линейный масштаб – этим масштабом будем пользоваться при вычислениях расстояний по кривой (с помощью циркуля с двумя иголками). Например длину изгиба р. Беличка по карте.

Задача № 1. Найди расстояние от точки А до точки Б.

1. Берем линейку и измеряем расстояние по прямой от А до Б – 10 см.

2. По именованному масштабу нам известно, что в 1 см на карте 100 м в действительности. Значит, что бы найти расстояние надо 100 м * на 10 см. = 1000 м или 1 км. Ответ: 1км.

Могут быть задания по переводу из одного масштаба в другой и наоборот. Например: численный масштаб 1: 50.000.000 переведите в именованный. Сколько нулей мы должны убрать? в 1 м 100 см – это 2 нуля + в 1 км 1000 м – это 3 нуля, итого надо убрать 5 нулей.

Ответ: в 1 см 500 км.

Во-вторых, задания по определению азимута, прямого и обратного. Для решения этих задач вам потребуется транспортир. Его тоже, как и линейку, можно брать на экзамен и на ЕГЭ.

Главное запомнить – транспортир надо прикладывать не горизонтально, а вертикально: по направлению север – юг. А центр – это точка, от которой мы находим азимут.

Задача № 2. Определите по карте азимут, по которому надо идти от точки Б до точки высоты 32 м.

Ответ: 42 градуса.

Обратный азимут найдем так: 360 – 42 = 318* (т.е. от т.32 м до точки Б).

Задача № 3. Определите по карте азимут, по которому надо идти от точки Б до точки высоты 27 м.

Ответ: Здесь надо помнить, что определяют по кругу по часовой стрелке от севера. Это значит, что 180 градусов уже есть. Плюс еще 100 градусов. Итого – 280*.

В-третьих, задания по определению знаков плана.

Например: Определить соответствие:

Ответ: А-2, Б-4, В-1, Г-3. Почти все знаки плана и топографической карты можно найти в атласе 6 класса.

Но есть ряд знаков, которых нет в атласе, но есть на экзамене:

1. На зеленом цвете леса стоит знак сосна

27 – средняя высота деревьев,

0,35 – средняя толщина дерева,

7 – среднее расстояние между деревьями.

2. Около моста стоит знак

Д – материал постройки,

5 – высота над уровнем воды, м.

121 – длина моста, м.

6 – ширина моста, м.

15 – грузоподъемность в тоннах.

4. Крутизна ската (КС) – называют угол склона ската к горизонтальной плоскости, чем этот угол больше, тем скат круче. Рассчитывают по формуле:

где h – высота ската в м., d – заложение ската (длина) в м.

Например: h – 30м. d – 600м.

=3градуса.

5. Около туннеля

8 – высота туннеля, 12 – ширина, 125 – длина в м.

Напомню правила составления плана:

1) Знать знаки и другие обозначения (например горизонтали и бергштрихи).

2) Знаки суши, в том числе и названия населенных пунктов (их пишут горизонтально), рисуются черным цветом.

3) Знаки водных объектов – синим цветом, в том числе и названия водоемов (названия рек – по течению, названия озер – горизонтально).

4) Каждый объект имеет точечную границу.

5) Одноэтажные, деревянные постройки тонируются желтым цветом, высотные – черным. Асфальтированные дороги – красным, лес – зеленым.

6) Почти все знаки плана рисуются в шахматном порядке (сад – столбиками, болота и солончаки – хаотично параллельно, овраг – по границе склона).

7) Самое главное – сориентировать план по отношению к северу.

Север – верх плана, юг – низ, правая сторона – восток, левая – запад. Но могут быть и задачи на засыпку: определенную часть карты повернули в любом другом направлении и задание таково: определить стороны горизонта. Здесь надо ориентироваться по меридианам (все соединяются на северном полюсе), и параллелям (они направлены с запада на восток).

В-четвертых, в ЕГЭ используют топографические карты для разнообразных логических задач. Приведу в пример некоторые задания из прошлых лет.

Задача 1: Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для устройства тренировочного футбольного поля школьной команды. Для обоснования своего ответа приведите не менее двух доводов.

Ответ: Для этих целей подходит площадка № 2. Потому что она ровная. № 1 не подходит, потому что она заболоченная. № 3 тоже не подходит, потому что на ней есть овраги.

Задача 2: Оцените, какую из площадок, обозначенных на карте цифрами 1 и 2 , лучше выбрать для сооружения ветровой энергетической установки, предназначенной для аварийного энергоснабжения школы в селе Верхнее. Свой выбор обоснуйте.

Ответ: Для сооружения ветровой энергетической установки более подходит площадка № 2. Во-первых, потому что она находится на более высоком уровне (площадка № 2 на высоте 32 м, а №1 – 25 м. Во-вторых, от площадки № 1 надо тянуть линию электропередач (ЛЭП) через болото и реку. В-третьих, площадка №2 ближе к школе.

Задача № 3. Для строительства колодца с ветряным двигателем, предназначенного для водоснабжения поселка Новый, предлагаются площадки, обозначенные на карте цифрами 1 и 2.

Определите, какими преимуществами обладает площадка 2, если известно, что водоносные слои на обеих площадках залегают на одинаковой глубине.

Ответ: Во-первых, ветряной двигатель надо ставить на значительной высоте – площадка 2 находится выше чем площадка 1. Во-вторых, площадка 1 находится на болоте. В-третьих, площадка 2 ближе чем площадка 1, значит длина труб для подачи воды меньше.

Ответ: Для строительства новой базы отдыха подходит участок №1. Во-первых, здесь более ровная территория. Во-вторых, этот участок рядом с дорогой, а значит к нему будет удобный подъезд в течении всего года. И еще участок расположен рядом с озером. Это тоже очень важно для базы отдыха. Участок №2 хоть и находится рядом с рекой, но территория заболочена.

Задача № 5.

Ответ: Наиболее подходит для тренировок участок №3. Участок №1 слишком пологий, да и от дороги до него долго идти. Участок №2 овражист и находится около реки. А это опасно. Участок №3 имеет склон, находится рядом с дорогой.

И наконец, самая трудная работа по топографической карте – построение профиля.

Этой работе уделю максимум внимания, так как в программах по географии эту тему вообще не изучают. Даже иллюстрации профилей материков в атласах за 7 класс имеются, а в учебниках об этом – ни слова.

Приложение 1. Задача № 1. Постройте профиль рельефа местности по линии А – Б.

Приложение 2. Задача № 2. Постройте профиль рельефа местности по линии А – В. Для этого

10

03.03.2018

Дорогие читатели, у всех у нас бывают моменты сомнений, страхов, затруднений. Иногда мы справляемся с ними сами, иногда ищем поддержки у друзей, психологов, применяем специальные техники. Метафорические ассоциативные карты это относительно новый психологический инструмент, который только начинает приобретать популярность. Но техники работы с метафорическими картами тоже служат этой цели – помогают разобраться в себе и снова найти точку внутренней опоры. О том, как это работает, и пойдет сегодня речь в рубрике . Ее ведущая – Хуторная Елена, писатель, автор интуитивных и метафорических карт, и я передаю Лене слово.

Приветствую вас, дорогие читатели блога Ирины. В продолжении темы о метафорических ассоциативных картах, о которых была статья на блоге , будет уместно рассказать о некоторых техниках их использования. Как мы уже говорили, ассоциативные карты вызывают у нас ассоциации, которые напрямую связаны с нашими глубинными установками и желаниями. Именно поэтому с помощью них достаточно легко и эффективно можно понять себя и найти оптимальное решение для стоящей перед нами задачи.

Расшифровка метафорических карт

У метафорических карт, как мы знаем, нет фиксированных значений – важно только то, что мы сами видим в рисунке, какие у нас самих возникают мысли и ощущения. Именно поэтому в работе с ними можно пользоваться поддержкой психолога, который направляет нас в этой работе над собой, а можно делать это самостоятельно, просто осознавая тот новый взгляд на происходящее, иное видение, которое открывают для нас карты. И то значение метафорических карт, которое мы видим в них сами, и есть самое верное.

Также метафорические карты можно использовать для групповой работы. Например, они очень хорошо помогают познакомиться участникам в группе, и именно с такого применения метафорических карт мы и начнем.

Метафорические карты для знакомства в группе

Рассказ о себе

Напомню, что карты можно доставать в открытую или вслепую. Для знакомства каждый участник достает из колоды 5 карт вслепую, держат их при этом закрытыми. Далее все по очереди начинают открывать карты по одной и рассказывать, что они видят в своих картах, почему они о них, как они связаны с их жизнью. Постепенно ассоциации, связанные с картами, складываются в рассказ о себе, в котором каждый успевает сказать о себе самое важное.

Именно так это и работает – когда мы рассказываем о себе сами, мы часто выдаем шаблоны, описываем внешнюю сторону себя. Но карты всегда затрагивают все самое важное, действительно значимое для нас. И так за короткое время карты позволяют узнать о человеке больше, чем он сам рассказал бы о себе в гораздо более продолжительном рассказе.

Игра подходит для небольших групп. Если группа большая, можно убавить количество карт на каждого участника либо разбить группу на более мелкие.

Я – не я

Для такого знакомства участники вытягивают вслепую по две карты. Далее каждый участник рассказывает, какая из этих карт это он, а какая – не он, и объясняет, почему он думает именно так.

Хитрость этой игры заключается в том, что и та, и другая карта, конечно, будет о нас. Но, скорее, они будут олицетворять то, что мы принимаем в себе, то, что нам нравится, и то, что мы не принимаем и не слишком приветствуем в себе.

Поиск решения поставленной задачи

Метафорические ассоциативные карты подсказывают нам пути выхода из сложившихся ситуаций, способы решения актуальных для нас вопросов. И для этого тоже существуют простые и эффективные упражнения с метафорическими картами.

Путь к цели

Для реализации этой техники нужно в открытую выбрать две карты. Одна из них будет выражать для нас существующую на данный момент ситуацию в отношении поставленного вопроса. Вторая карта – это то состояние, та цель, которой мы хотели бы достичь.

После этого уже взакрытую вытягиваем три карты и кладем их, не открывая, между картой настоящего и картой, выражающей нашу цель. Эти три карты и покажут нам путь, который поможет нам достигнуть нашей цели.

По одной открываем закрытые карты и описываем, что мы видим в них. Они могут стать ответами на вопросы: что поможет нам преодолеть этот путь? Что мы еще должны понять, принять, чтобы продвигаться к своей цели? Что нам мешает и что даст ресурс, чтобы пройти этот путь?

Реализация в профессии

В открытую выбираем три карты. Первая – это вы в начале своей профессиональной деятельности. Вторая – это вы в своей профессии на текущий момент. Третья – то, каким профессионалом вам хотелось бы стать.

Еще одну карту вытягиваем вслепую. Эта карта покажет, что поможет вам стать тем профессионалом, каким вы хотели бы видеть себя в будущем.

Для обретения внутреннего спокойствия

С помощью метафорических карт можно менять свое душевное состояние, они помогают восстанавливать внутреннее равновесие. К примеру, нас что-то тревожит, беспокоит. Иногда это бывает какая-то вполне конкретная проблема, иногда что-то неосознанное, иррациональное, но в любом случае чтобы нормально чувствовать себя и здраво мыслить, нужно в первую очередь успокоиться.

Однако сделать это без сторонней поддержки бывает достаточно сложно. Иногда мы обращаемся к друзьям, близким за этой поддержкой, но не всегда они бывают доступны, не всегда способны уделить нам внимание. И в такие моменты очень хорошо бывает использовать карты. Более того, они также и более эффективны в таких случаях, потому что найти поддержку, по сути, мы всегда можем только в себе, в своих внутренних ресурсах. И именно этому как раз служат метафорические карты и техники работы с ними.

Нужно сформулировать запрос, проблему, которая нас волнует. И после этого задать себе вопрос:

  • что мне поможет успокоиться?
  • что мне нужно понять и принять, чтобы обрести внутреннее равновесие?
  • какой мой внутренний ресурс поможет мне вернуть спокойствие?
  • чему должна научить меня эта ситуация?

После этого вытягиваем вслепую от одной до пяти карт, по одной открываем их для себя и смотрим, о чем нам говорят карты, какой они дают нам ресурс, какое видение, которое помогает нам справиться с волнением.

Получить ресурс

Использование метафорических карт не только позволяет выявить существующую проблему, не только показать путь решения этой проблемы, но и дать ресурс, который поможет этот путь пройти. Собственно, об этом речь шла и выше, ведь мало просто понять, в чем заключается сложность, но нужно иметь силы, чтобы с этим справиться. И, конечно, эти силы тоже в нас есть, и нужно только открыть их в себе. И этому тоже может послужить работа с метафорическими картами.

Для этого можно в минуты затруднений просто вытянуть для себя карту, обратиться к своей внутренней мудрости: что может стать моим ресурсом в данной ситуации? И посмотреть, о чем нам эта карта скажет. А можно также использовать специальные техники.

Мои скрытые ресурсы

Вытягиваем взакрытую три карты. Первая – это то, как мы видим себя. Вторая – то, как видят нас окружающие, судя по тому, как они о нас говорят, какими нас представляют. Третья – это то, что мы не замечаем или не признаем в себе, но это тоже есть в нас и является тем самый ресурсом, использование которого может открыть перед нами гораздо большие возможности.

Препятствия и возможности

Работа с метафорическими картами в группе также дает нам прекрасную поддержку. Эту игру-упражнение хорошо выполнять в группе из 4-6 человек. Каждый участник вытягивает из колоды карты по числу присутствующих. Сами свои карты видим, но остальным участникам не показываем.

После этого участники среди своих карт выбирают карту, которая означает их препятствие. По очереди каждый выкладывает в центр карту со своим препятствием, рассказывает кратко, в чем оно заключается, что он видит в этой карте. Остальные же участники выбирают карту среди своего набора и добавляют ее к карте-препятствию в качестве возможности, которая поможет справиться с ситуацией, решит проблему, даст ресурс, и так же кратко описывают, в чем они видят этот ресурс, что его могло бы дать в ситуации с таким препятствием на пути.

Работа с метафорическими ассоциативными картами позволяет нам разобраться в себе, лучше понять свои желания, устремления, свои сильные и слабые стороны. Помогает справиться с проблемами, найти пути решения волнующих нас вопросов, создать нужный для достижения цели настрой. Именно поэтому психологи, да и не только психологи, а те, кто использует эти техники для себя, просто влюбляются в такой простой и эффективный инструмент, как метафорические карты. Возможно, это случится и с вами.

План:

Введение

    Классификация учебных карт.

    Формирование умений работы с картами.

Введение

Среди средств обучения географии ведущее место принадлежит географической карте. Карта позволяет ориентироваться в пространстве, извлекать разнообразную информацию. В школьной географии существуют только учебные карты, к которым предъявляются определенные требования: генерализация, информационная емкость изображаемого материала, обозримость, наглядность. По функциональным свойствам карта: объект изучения, источник знаний, средство наглядности.

    Классификация учебных карт.

Школьные карты делятся в соответствии с учебными целями по способам их применения на настольные и настенные.

Карты классифицируются по территориальному охвату: мировые, океанов и морей, материков, государств, областей, районов; по специализации: общегеографические и специальные.

Общегеографические карты делятся на крупномасштабные 1:200000, среднемасштабные 1:200000-1:1000000 и мелкомасштабные 1:1000000 и мельче.

Специальные карты делятся на карты природных явлений (физико-географические) и карты общественных явлений (социально-экономические).

Специальные так же делятся на общие и частные (отраслей).

Общегеографические: карта полушарий, политическая карта мира и отдельных материков, физические карты мира и отдельных материков и их частей, физическая карта России.

Специальные: климатическая, карта природных зон, карта растительности, почвенная карта, карта сельского хозяйства, карта населения, карта машиностроения, карта транспорта.

В преподавании используются типы картографических произведений :

географические глобусы, профили, рельефные карты (объемное изображение),блок-диаграммы (особенности внутреннего строения).

2.Содержание картографических знаний в школьной географии.

Необходимо выделить: 1) знание об особенностях карт (карта как объект изучения); 2) знание географического содержания, заложенного в карте, т.е. карта как источник знаний и как средство наглядности.

Обучаемость школьников в работе с картой определяется тремя позициями: понимать, читать, знать карту.

Понимать карту – значит, усвоить главные свойства карты, знакомство с языком карты, пониманием сущности и свойств географической карты. Понимание карты включает знания геодезической основы (параллели и меридианы), знания математической основы (проекции, масштаб, картографические искажения).

Читать карту – значит, распознавать географическую действительность по ее изображению на карте. Простое чтение предполагает грамотное прочтение условных знаков карты. Сложное чтение - установление связей между отображенными на карте явлениями, обобщение сведений, полученных из карты.

Знать карту - понимать, представлять по памяти расположение, относительные размеры и форму объектов. Хорошему знанию карты должно предшествовать ее понимание, а затем многократное упражнение в чтение карт.

Требования к учащимся в знание карты и умении ее читать.

    Знание программной географической номенклатуры.

    Знание условных знаков карты и понимание ее построения.

Обучение чтению карты слагается из двух последовательных стадий:

1)Школьники учатся давать описание объектов и территорий на основе сочетания условных обозначений и надписей.

2)Учащиеся учатся истолковывать карту, и вскрывать взаимосвязи и зависимости, признаки, которые на карте непосредственно не показаны.

Например, в отношении пустыни Каракумы: на первой стадии учащиеся должны уметь на основе физической карты охарактеризовать рельеф и отметить слабую гидрографическую сеть.

На второй стадии, школьники должны уметь сделать логические умозаключения: о свойстве озер (соленые, бессточные), о климате (жаркий, сухой), о характере заселения (низкая плотность, размещение вдоль больших рек) и т.д.

Умение читать карты включает в свой состав: умение читать условные знаки, умение пользоваться картами любой проекции и любого масштаба, различного содержания, умение элементарно разобраться в картографической сетке карты, в масштабе, контурах, надписях, уметь определять географические координаты, расстояния, направления, размеры, формы и положение географических объектов, умение устанавливать взаимосвязи географических объектов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: