Главные размерения, м.


АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ С КРЫЛАТЫМИ РАКЕТАМИ ПРОЕКТА 675 (675МК, 675МКВ)
NUCLEAR SUBMARINES WITH CRUISE MISSILES PROJECT 675 (675MK, 675MKV)

11.08.2009
24 года назад, 10 августа 1985 года в бухте Чажма произошла авария ядерной энергетической установки на одном из атомоходов Тихоокеанского флота.
На атомной ракетной подлодке проекта 675, К-431 проходили плановые работы по замене ядерного топлива. Утром 10 августа 1985 года все основные работы были успешно завершены. При установке на место крышки ядерного реактора неожиданно прогремел взрыв.
Погибло при аварии 10 флотских специалистов.

Для ликвидации последствий взрыва были проведены специальные мероприятия.
В целом же, считают исследователи, серьезной радиационной опасности бухта Чажма сегодня не представляет, загрязнений выше предельно допустимых концентраций в образцах флоры и фауны не обнаружено. Результаты исследования специалистов нашли отражение в официальном документе, подписанном инспекторами краевого центра санэпиднадзора и Государственного комитета по охране окружающей среды.
Министерство обороны Российской Федерации


АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ С КРЫЛАТЫМИ РАКЕТАМИ

ПРОЕКТА 675 (675МК, 675МКВ)

Развитие ракетного оружия, и в частности самолетов-снарядов, вносило коренные изменения и в тактику морских сражений. Оно открывало перспективы на¬несения мощных и точных ударов с больших расстояний по подвижным целям — крупным надводным кораблям.
Исследовательские работы по формированию облика противокорабельных ракет большой дальности начались в подмосковном Реутове под руководством В.Н.Челомея еще в 1956 г. Крылатая ракета, входящая в состав комплекса, должна была иметь максимальную дальность стрельбы более 300 км, что обеспечивало возможность поражения авианосных ударных групп и соединений противника без входа в зону его противолодочной и противокорабельной обороны. ПКР должна была комплектоваться системой управления, обеспечивающей поражение надводных целей практически всех классов, ядерной и осколочно-фугасной боевыми частями большой мощности. Корабельная и ракетная аппаратура системы управления комплексом разрабатывались НИИ-49 (впоследствии переименованном в НПО «Гранит»), возглавляемым Н.А.Чариным.
В ОКБ В.Н.Челомея на базе комплекса П-5, предназначенного для стрельбы по береговым целям. С 1959 г. в ОКБ–52 началась разработка противокорабельной ракеты П–5РГ с активной радиолокационной головкой самонаведения, создаваемой в ОКБ–52 на базе крылатой ракеты П–5. Пульты предстартовой подготовки и управления стартом проектировались ЦКБ–55, корабельные приборы управления стрельбой – в НИИ–303. Для испытаний комплекса выделялась подводная лодка проекта 644 (разработчик ЦКБ–18). Дальность стрельбы ракеты П–5РГ была загоризонтной, для ее обеспечения заводу №938 (в последующем Ухтомский вертолетный завод, главный конструктор Н.И.Камов) задавалась система разведки и целеуказания «Успех» с вертикальновзлетающим аппаратом–турболетом «Зоркий». Взлетно–посадочное устройство для аппарата создавалось в ЦКБ–18 (главный конструктор П.П.Пустынцев) и ОКБ завода №232 (главный конструктор Г.Д.Вылкост).
Под ракеты П-5РГ на базе проекта 654 средней подводной лодки был разработан проект П654, на ПЛ размещалось две ПКР П-5РГ (П-6), а затем прорабатывалась установка четырех ПКР «Америст» с подводным стартом.
Разработка ракетного комплекса с противокорабельными крылатыми ракетами П–6 с загоризонтным поражением надводных целей для вооружения подводных лодок началась в августе 1956 г. в ОКБ–52 (генеральный конструктор В.Н.Челомей) на базе конструктивных решений ракеты П–5. Разработка системы управления ракетами этого комплекса ракетного оружия П–6 была поручена НИИ-49 (главные конструкторы М.В.Яцковский и Н.А.Чарин). Радиовизирование цели производилось через снаряд с помощью корабельной системы управления «Аргумент» (разработчик НИИ-49), оснащенной специальной складной антенной. При разработке комплекса ракетного оружия впервые в мире была решена задача залповой стрельбы ПКР с избирательным поражением кораблей, находящихся в составе корабельных соединений. Старт ракет производился из поднятого контейнера при нахождении подводной лодки в надводном положении.
Летно–конструкторские испытания ракетного комплекса с ПКР П–6 и системой управления в полной комплектации проводились на 21-м Государственном центральном морском полигоне (ГЦМП) под пос. Ненокса с июля по октябрь 1960 г. Контрольные испытания с мая по декабрь 1963 г. с ПЛ проектов 651 и 675. После успешного завершения испытаний ракетный комплекс П–6 принят на вооружение подводных лодок ВМФ.
Существенным недостатком комплекса П-6 являлся надводный старт. При этом время нахождения ПЛАКР с комплексом П-6 по сравнению с лодками, имеющими на борту комплекс П-5, возросло, т. к. теперь требовалось управление с борта корабля и полетом ракеты вплоть до захвата цели ее ГСН. Несмотря на этот очевидный недостаток, комплекс П-6 давал советскому флоту ощутимые преимущества в борьбе с крупными надводными кораблями противника. Программа активно поддерживалась лично Н.С.Хрущевым. В результате 17 августа 1956 г. вышло постановление СМ СССР о начале работ по созданию ПЛАРК проекта 675, оснащенных противокорабельными ракетами П-6, а также стратегическими крылатыми ракетами П-5Д, предназначенными для поражения береговых целей. По предложению ЦКБ-18 в основу создания проекта 675 было положено но новое тактико-техническое задание, а дополнения к тактико-техническому заданию на проект 659, которые вытекали из необходимости установки комплекса ракетного вооружения системы П-6. Предложение было принято.
Совместное решение ВМФ и Госкомитета СМ СССР по судостроению гласило: «Для создания в минимально короткие сроки подводных лодок с атомной энергетикой, вооруженных крылатыми ракетами П-6 для стрельбы по движущимся морским целям, а также обеспечивающих использование с этого корабля крылатых ракет П-5 для стрельбы по береговым целям, считать необходимым разработать на базе проекта 659 технический проект подводной лодки, в котором энергетическая установка будет соответствовать установке проекта 659, а реактивное вооружение — ТТЗ на комплексы крылатых ракет П-5 и П-6. Торпедное, радиолокационное и гидроакустическое вооружение, а также средства связи и наблюдения сохраняются по проекту 659».
В октябре 1958 г. технический проект 675 был разработан и представлен на утверждение. Основными отличиями от проекта 659 являлись установка комплекса ракетного оружия П-6; увеличение до 8 количества ракетных контейнеров; установка системы управления «Аргумент»; удлинение прочного корпуса на 4 м, т. к. потребовался дополнительный отсек для размещения аппаратуры двух ракетных систем (П-5 и П-6); размещение более совершенной гидроакустической станции МГК-100.
Первоначально предусматривалось размещать в двух контейнерах только ракеты П-6, а в остальных шести — либо П-5, либо П-6. Такое решение сохранялось до снятия с вооружения комплекса П-5. Характерный силуэт подводных лодок проекта 675 с поднятыми по-боевому на угол 14 град. контейнерами напоминал хорошо известную алюминиевую раскладушку с поднятой спинкой. Отсюда и неофициальное прозвище этих лодок – «раскладушки».
Конструктивно ПЛАРК проекта 675 — двухкорпусная двухвальная подводная лодка с развитыми ограждением боевой рубки и надстройкой. Прочный корпус, на большом протяжении имевший цилиндрическую форму, был выполнен из стали АК-25 толщиной 22-35 мм. Оконечности имели форму усеченных конусов. Прочный корпус разделялся на 10 отсеков: 1 — торпедный, 2 — жилой и аккумуляторный (в нем же размещалась и кают-компания), 3 — пост управления ракетами, 4 — центральный пост, 5 — дизель-генераторный, 6 — реакторный, 7 — турбинный, 8 — турбогенераторы, электродвигатели, распределительные щиты, 9 — жилой, 10 — кормовой торпедный. Межотсечные переборки изготавливались из стали АК-25 толщиной 10 мм. При ракетной стрельбе компенсация массы стартующих ракет производилась путем приема воды в специальные цистерны замещения. Поверхность корпуса покрывалась противогидролокационным покрытием.
Энергетическая установка мощностью 39 000 л. с. включала два реактора ВМ-А (2 ? 70 мВт), две паровые турбины и два главных турбозубчатых агрегата 60-Д1. Имелось два дизель-генератора ДГ-400 (дизели М-860) и два электродвигателя подкрадывания ПГ-116 (2 ? 900 л. с.).
Антенна управления системы «Аргумент» размещалась в передней части рубки на поворотной мачте. Несущие излучатели крупногабаритной антенны в нерабочем положении заводились в ограждение рубки таким образом, что обтекатель, расположенный с задней стороны антенны, становился передней стенкой рубочного ограждения.
Основное вооружение лодки — восемь крылатых ракет П-6 (4К88) — размещалось в контейнерах, поднимающихся в стартовое положение на угол 14°. Стрельба, как и на АПЛ 659-го проекта, была возможна лишь в надводном положении.
Корабельная автоматизированная система «Аргумент» решала задачи управления полетом нескольких ракет в залпе, а также наведения ПКР на цели при помощи радиолокационного визира. В случае обнаружения нескольких целей имелась возможность их избирательного поражения путем трансляции на борт подводной лодки с борта ракеты радиолокационного изображения цели и передачи с корабля команд о выборе конкретных целей. На ПЛАРК 675-го проекта впервые в мире была реализована возможность залповой ракетной стрельбы с избирательным поражением кораблей противника, находящихся в составе соединений. Атомоход мог выполнить четырехракетный залп в течение 15 минут, два залпа — за 20-30 минут с учетом времени, затрачиваемого на всплытие, подготовку к пуску, запуск и полет ракет до цели. Обеспечивалась возможность одновременного обстрела цели 12 ракетами П-6 с различных носителей, что позволяло преодолевать самую плотную ПВО авианосных соединений 60-х гг.
Для приема информации о целях от авиационной системы разведки и целеуказания имелась радиолокационная система «Успех-У» (прием мог осуществляться как в надводном, так и в подводном положении ПЛАРК). Торпедное вооружение включало четыре носовых ТА калибром 533-мм (максимальная глубина стрельбы — 100 м) и два 400-мм ТА (максимальная глубина стрельбы — 250 м). Суммарный боекомплект — 20 торпед. Главная энергетическая установка по сравнению с лодками 627, 658 и 659-го проектов изменению фактически не подверглась.
Подводная лодка была оснащена гидроакустическим комплексом «Арктика-М», комплексом навигационных систем «Сила-Н-675», гирокомпасом «Маяк», астронавигационной системой «Лира-11» и другим оборудованием.
Головная подводная лодка проекта 675 К-175 (зав. № 171) строилась на заводе им. Ленинского Комсомола, имевшего опыт строительства подводных лодок проекта 659, однако строительство первой подводной лодки Севмашпредприятия К-166 (зав. № 530) велось быстрее и она опередила головную, выйдя на государственные испытания 11 июня 1963 г. Этому предшествовали государственные испытания, завершившиеся успешным выполнением четырехракетной залповой стрельбы. По результатам опытных работ, выполненных ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова, были внесены некоторые изменения в конструкцию корпуса. В дальнейшем в состав СФ и ТОФ вошли ПЛАРК 675-го проекта К-1 (командир Качев), К-7 (командир В.Янбих), К-10 (командир Р.Мазин), К-22 (командир В.Н.Паникаровский), К-23 (командир А.Можейкин), К-28 (командир Дудин), К-31 (командир Калухин), К-34 (командир Л.Сучков), К-35 (командир Бульон), К-47 (командир Каравашкин), К-48 (командир Кашев), К-56 (командир А.Кузнецов), К-57 (командир Л.Замулин), К-74 (командир Курдасов), К-90 (командир Шумков), К-94 (командир Г.Таргонин), К-104 (командир А.Н.Кравченко), К-108 (командир Ю.Джанелидзе), К-116 (командир В.Т.Виноградов), К-125 (командир Захаров), К-128 (командир П.Шаров), К-131 (командир Шеховцов), К-135 (командир Щеглов), К-166 (командир Сивков), К-170 (командир В.А.Панов), К-172 (командир Шашков), К-175 (командир А.Н.Карпенко), К-184 (командир Чесебиев) и К-189 (командир Удовиченко). Всего ВМФ получил 29 кораблей проекта 675. В 1967 году подводная лодка К-22 получила почетное наименование “Красногвардеец». Это была самая большая в мире и в истории отечественного кораблестроения серия атомных подводных лодок – носителей крылатых ракет. Создание подводных лодок проекта 675 — мощного средства борьбы с морскими движущимися целями — было удостоено Ленинской премии.

ПРОГРАММА ПОСТРОЙКИ АПЛ I ПОКОЛЕНИЯ ПРОЕКТОВ 675

Заводской номер

Тактический номер

Год закладки

Год сдачи

Год вывода

Примечание

Головная АПЛ з-да №402

Январь 1962

В 1976-1981 гг. переоборудована по проекту 675МК

К-170 (К-86, КС-86)

Август 1962

Август 1962

Январь 1963

В 1981-1985 гг. переоборудована по проекту 675МКВ

Апрель 1963

В 1968-1977 гг. переоборудована по проекту 675МУ

Октябрь 1963

В 1985-1990 гг. переоборудована по проекту 675МКВ

Январь 1964

В 1984-1987 гг. переоборудована по проекту 675МКВ

Февраль 1964

Сентябрь 1964

Октябрь 1964

В 1977-1981 гг. переоборудована по проекту 675МК

Декабрь 1964

Февраль 1965

В 1973-1977 гг. переоборудована по проекту 675МК

Февраль 1963

В 1975-1978 гг. переоборудована по проекту 675МК

Апрель 1963

В 1976-1982 гг. переоборудована по проекту 675МК

Октябрь 1963

В 1976-1979 гг. переоборудована по проекту 675МК

Январь 1964

Апрель 1964

В 1970-1973 гг. переоборудована по проекту 675К

В 1978-1986 гг. переоборудована по проекту 675МК

Октябрь 1964

Переоборудование по проекту 675МКВ не закончено

В 1972-1976 гг. переоборудована по проекту 675МК

Ноябрь 1965

Февраль 1966

В 1977-1984 гг. переоборудована по проекту 675МК

К-34 (К-134, Б-134)

В 1982-1988 гг. переоборудована по проекту 675МКВ

ПЛАРК проекта 675 неоднократно модернизировались. Первой модификацией проекта 675 был проект 675К. На подводную лодку К-48 был установлен комплекс «Касатка», обеспечивавшая прием и обработку данных от космической системы целеуказания МКРЦ.
Вторая модификация под номером 675МК предусматривала замену крылатых ракет комплекса П-6 ракетами комплекса П-500 «Базальт». Эти ракеты отличались большей скоростью полета, увеличенной дальностью стрельбы и более мощной боевой частью. Начиная с подводных лодок проекта 675МК, система управления ракет заменялась на систему «Аргон». Важной особенностью подводных лодок проекта 675МК явилась возможность стрельбы восьмиракетным залпом в определенной последовательности. По этому проекту в 1976-1984 гг. было модернизировано 9 ПЛА: «К-23», «К-56», «К-57», «К-94», «К-104», «К-128», «К-175», «K-I84» и «К-189».
Наращивание системы обороны авианосных ударных соединений (АУС) флотов западных государств, увеличение количества авианосных ударных груп¬пировок (АУГ) ставили перед нашей страной задачу создания совершенно ново¬го типа ракет, способных преодолевать рубежи их обороны, радиус которых со¬ставлял около 500 км. «Интеллект» такой ракеты должен был позволить ей выбрать главную цель- авианосец из ордера, в составе которого находились корабли различных типов. Именно такое оружие предстояло разработать ОКБ-52, чтобы дать по-насто¬ящему асимметричный ответ растущей морской мощи вероятного противника. Ответ относительно дешевый, но достаточно эффективный.
Поэтому, в августе 1963 года началось создание комплекса «Базальт», имеющего в своем составе сверхзвуковую крылатую ракету П-500 (4К80), способную стартовать как с подводных лодок, так и с надводных кораблей класса «крейсер» с дальностью стрельбы более 500 км.
Ракета П–500 и комплекс «Базальт» созданы в ЦКБМ (генеральный конструктор В.Н.Челомей) для замены ракеты П–6. Система управления «Аргон» разрабатывалась в НИИ–49 (ЦНИИ «Гранит», главного конструктора В.Н.Яковлев). В новой системе управления были реализованы меры обеспечивающие необходимую помехозащищенность всех каналов системы управления, включая информационные. В бортовую систему управления была введена вычислительная машина специального назначения, выполненная на микромодулях. Новая элементная база и цифровые вычислительные машины позволили усовершенствовать систему распределения целей между ракетами залпа и оптимизировать алгоритм выбора главной цели в ордере.
На ракете П–500 впервые в отечественной практике была размещена система радиотехнической защиты (РТЗ), обеспечивающая отвод зенитных ракет от своих крылатых ракет. Старт ракет П–500 с подводных лодок производился из надводного положения.
Летные автономные испытания ракеты П–500 были начаты в мае 1969г. на ГЦМП под Неноксой со стенда СМ–49 (разработчик КБСМ). Комплекс «Базальт» принят на вооружение в 1975 г. Пусковые установки для ракет П–500 изготовлялись ленинградским ПО «Металлический завод».
С целью совершенствования систем обнаружения и пеленгования по излучению радиолокационных средств, что давало дополнительные возможности целеуказания крылатым ракетам, был выполнен проект 675МУ. По этому проекту была модернизирована одна подводная лодка К-28, на ней была установлена система авиационного целеуказания «Успех».


Переоборудование контейнеров АПЛ проекта 675МК под новый ракетный комплекс. 1987 год.

Последняя модификация АПЛ проекта 675МКВ предусматривала применение модернизированных крылатых ракет П-1000 комплекса «Вулкан» с улучшенными характеристиками. Разработка «Вулкана» для перевооружения подводных лодок и надводных кораблей началась в НПО машиностроения (генеральный конструктор В.Н.Челомей) в мае 1978 г. на базе крылатых ракет «Базальт». Разработка системы управления в целом была поручена ЦНИИ «Гранит» под руководством В.Н.Яковлева. Комплекс «Вулкан» принят на вооружение в 1987 г. По проекту 675МКВ в 1981-1990 гг. были модернизированы четыре подводные крейсера: «К-1», «К-22», «К-34», «К-35».
Лодки 675-го проекта активно использовались на Северном и Тихоокеанском флотах. Они несли боевую службу в Средиземном море и Индийском океане. Для расширения зон действия советских подводных лодок велся поиск новых маневренных пунктов базирования. С этой целью в 1967 г. в экваториальные воды Атлантики была направлена комплексная экспедиция «Прилив» под руководством адмирала Л. А. Владимирского. В ней приняла участие и АПЛ К-128 (капитан 2 ранга П. Ф. Шаров). В 1970 г. в Индийский океан для несения боевой службы была направлена первая советская атомная подводная лодка — ПЛАРК К-7 (капитан 2 ранга Г.А.Хватов). Там же эта лодка выполнила ракетные стрельбы по уголковым отражателям, для обеспечения целеуказания был задействован самолет Ту-95РЦ системы «Успех». В 1971 г. в течение трех месяцев в Индийском океане несла службу и ПЛАРК К-31 (капитан 2 ранга Л. П. Хоменко).
В 1987-1995 гг. атомные подводные лодки проекта 675 и его модификаций были выведены из состава флота

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Проектант ЦКБ-18
Гл.конструктор П.П. Пустынцев
Завод-строитель СМП и
им. Ленинского комсомола
Число кораблей в серии 29
Сроки /tr
td width=»223″ valign=»top»
в ступления в строй, г. 1963-1968
Основные ТТХ
Нормальное водоизмещение, м3 4450
Длина наибольшая, м 115,4
Ширина корпуса наибольшая, м 9,3
Осадка средняя, м 6,6
Запас плавучести, % 27
Архит.-конструкт. тип двухкорпусн.
Глубина погружения, м 300
Материал ПК сталь
Материал ЛК маломагнитная сталь
Автономность, сут. 50
Экипаж (в т. ч. офицеров), чел. 109(29)
Энергетическая установка:
— тип ППУ ВМ-А
— число реакторов 2
— тип ПТУ ГТЗА-601
— число х мощность (на валу)
ПТУ, л.с. 2 х 17500
— тип ТГ ГПМ-21 с приводом от ГТЗА, постоянный ток, 320 в
— число х мощность, кВт 2 х 1400
— тип ДГ ПГ-117, постоянный ток, 320 в, дизель М-820
— число х мощность, кВт 2 х 460
— тип АБ свинцово-кислотная с эл. 38-СМ
— число групп АБ х число
элементов в группе 2 х 112
— тип РСД ГЭД ПГ-116, постоянный ток, встроенный в линию вала
— число х мощность, кВт х частота вращения, об/мин 2 х 450 х 140
— число гребных валов х частота вращения, об/мин 2 х 500
— тип ГВ 4- лопастный в насадке
Скорость хода, уз.:
— полная под ГТЗА 22-23
— надводная под ГТЗА 14-15
— подводная под ГЭД 5
— надводная под ДГ и ГЭД 7
Дальность плавания
под ДГ и ГЭД, мили 500
Вооружение
Ракетное:
— тип комплекса П-6 или П-5
— число ракет 8
— система управления
стрельбой «Аргумент», «Север Д- 675»
— тип ракетных
контейнеров подъемные
— вид старта надводный
Торпедное:
— число х калибр носов. ТА, мм 4 х 533
— число х калибр кормов. ТА, мм 2 х 400
— общее число х
калибр торпед, мм 4 х 533,6 х 400
— сист. упр. стрельбой «Ладога»
— тип торпед противокорабельные и противолодочные
ГАК «Керчь»
Радиолокационное:
— РЛС кругового обзора «Альбатрос»
— СОРС «Накат-М»
— станция опознавания «Нихром-М»
— аппаратура сист. целеук «Успех-У»
Навигационное:
— навигац. комплекс «Сила Н-675»
— автомат. радиопеленг. АРП-53
или АРП-53Р
— корабельный индикатор КИ-55
— эхолот НЭЛ-6
— эхоледомер ЭЛ-1или ЭЛ-2
— дистанцион. магн. компас КДЭ-П
— зенитный перископ ПЗНГ-10 и др.
Радиосвязное:
— р/передатчики КВ «Искра-1»,
«Тантал» или «Окунь-ПЛ»
— р/станция УКВ «Графит-1»
— р/приемник КВ «Оникс» или «Брусника-М-ПЛ»
— р/приемник ДВ «Глубина»

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОДИФИКАЦИЙ ПЛАКР ПРОЕКТА 675

Характеристики
Проектант
Гл. конструктор

П.П.Пустынцев

П.П.Пустынцев

П.П.Пустынцев

Состояние

В 1963-1969 гг. передано ВМФ 29 ПЛ

В 1976-1984 гг. Переоборудовано 9 ПЛ

В 1981-1990 гг. переоборудовано четыре ПЛ

Водоизмещение, т:
Надводное
Подводное

Главные размерения, м:

Длина макс.
Ширина макс.
Осадка по КВЛ
Тип главной энергетической установки

Атомная паротурбинная

Атомная паротурбинная

Атомная паротурбинная

Скорость полного хода, узл.:
надводная
подводная
Глубина погружения, м
Автономность, суток
Численность экипажа, чел.
Вооружение:
Ракетное:

— комплекс

— число х тип ракет

«Базальт»

«Вулкан»

Торпедное (боекомплект)

4 х 533-мм и 2 х 400-мм ТА (16)

4 х 533-мм и 2 х 400-мм ТА (16)

КОРАБЕЛЬНЫЕ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫЕ ОПЕРАТИВНО-ТАКТИЧЕСКИЕ РАКЕТЫ

Тип комплекса

«Базальт»

«Вулкан»

Тип ракеты
Разработчик
Состояние

На воор. с сер. 60-х гг.

На воор. с 1975 г.

На воор. с 1987 г.

Дальность стрельбы, км
Высота полета, м
Скорость полета, м/с
Стартовый вес, кг
Длина, м
Диаметр корпуса, м
Размах крыльевв, м

Разработка проекта 675 началась почти на три года позже, чем пр. 651, – по постановлению от 8 марта 1958 г. и, как уже отмечалось, велась исходя из предельно возможной унификации с пр. 659. Поэтому совместно с ВМФ было принято решение не тратить время на проектную документацию, обычно выпускаемую на ранней стадии разработки, а сразу приступить к подготовке технического проекта, взяв за основу вместо специально сформированного тактико-технического задания флота дополнение к ранее выданным моряками требованиям по пр. 659. Однако, как оказалось в дальнейшем, это решение не ускорило процесс проектирования лодки.

По результатам рассмотрения эскизного проекта было определено, что размещение значительного объема предназначенной для комплекса П-6 аппаратуры корабельной системы управления «Аргумент» при одновременном сохранении необходимых для применения П-5 стоек системы «Север» потребует увеличения диаметра прочного корпуса с 6,8 до 7,0 м, а водоизмещения – на 250 м 3 . При последующей коррекции проекта выяснилось, что, удлинив корпус на 2,8 м, можно разместить на лодке восемь контейнеров с ракетами вместо шести, установленных на кораблях пр. 659. Естественно, что такое предложение было «на ура» принято как заказчиком, так и руководством отрасли. Попутно решили применить новый гидроакустический комплекс «Керчь», в дальнейшем широко использовавшийся уже на лодках второго поколения. Кроме того, по сравнению с пр. 659 перекомпоновали отсеки, в поисках резервов весов и объемов сократив с четырех до двух число 400-мм торпедных аппаратов и их боезапас,оставив прежним торпедное вооружение нормального калибра – четыре аппарата без запасных торпед.

Нормальное водоизмещение по сравнению с пр. 659 увеличилось на 20%, достигнув 4415 м3 , длина – на 4,2 м, составив 115,4 м, а ширина – на 0,1 м, до 9,8 м. Номинальная мощность ядерной энергоустановки 2x17500 л.с. в большей мере отвечала реальности, чем г оказате- ли первых атомоходов. Тем не менее лодка пр. 675 успешно достигала скорости 22,8 узла, вполне приемлемой для ракетоносца. Та же паропроизводящая установка на пр. 675 запитывала и пару турбогенераторов по 1400 кВт, дублируемых двумя дизель-генераторами по 460 кВт.

Как уже отмечалось, первоначально комплекс П-6 предназначался для четырехракетной лодки пр. 651. При переходе к пр. 675 корабельная аппаратура ракетного комплекса заимствовалась от дизель-электрического аналога, в результате чего атомоход не мог произвести более чем четырехракетный залп. При основном варианте функционирования последующий залп мог быть осуществлен только после завершения процедуры целераспределения ракет первого залпа. В результате время пребывания лодки в надводном положении увеличивалось с 12-18 мин почти до получаса, что могло гибельным образом сказаться на ее судьбе. С учетом смертельной угрозы сама возможность проведения целераспределения ракет второго залпа по истечении столь длительного пребывания лодки на поверхности представлялась крайне маловероятной.


Атомная подводная лодка пр. 675 с крылатыми ракетами П-6.



Атомная подводная лодка пр. 675.


Куда меньшее практическое значение имела невозможность размещения в двух из восьми контейнеров стратегических ракет П-5, при том что в остальных контейнерах можно было устанавливать ракеты обоих типов. Смешанная комплектация была нецелесообразна как из-за внутренней противоречивости ставящихся перед лодкой боевых задач (либо атака кораблей противника в открытом море, либо движение к его берегам для удара по наземным целям), так и из-за ожидаемой низкой эффективности крылатых ракет при поражении наземных целей по сравнению с баллистическими ракетами. Кроме того, замена разъемов электрической связи с ракетами требовала многосуточных работ. В конечном счете через пару лет после вступления первых лодок пр. 675 в строй ракеты П-5 вообще начали снимать с вооружения. Как говорилось, «нет человека – нет проблемы…»

Декларированная преемственность с пр. 659 определила решение сооружать головной корабль на заводе №199 в Комсомол ьске-на-Амуре, где уже достраивались первые лодки предшествующего проекта. Однако, как и ранее, решающим образом сказалась негативная специфика дальневосточного строительства. Фактически головной лодкой стала северодвинская К-166, заводской номер 530, которая была заложена 30 мая 1961 г., а спущена на воду 6 сентября следующего года. Государственные испытания, начатые 11 июня 1963 г., на первом этапе стрельбы прошли неудачно: лишь одна из пяти запущенных ракет попала в цель. На двух ракетах отказала система наведения, одна упала из-за отказа ускорителя, а еще одна самоликвидировалась при отклонении от заданной трассы.

С другой стороны, выяснилось, что высокая надстройка способствовала достижению хорошей мореходности, обеспечивая пуск ракет при волнении до 5 баллов на скорости 8-10 узлов.

После внесения доработок при повторных испытаниях 30 октября две из трех П-6 достигли прямого попадания, а одна, пройдя над целью, самоликвидировалась в 26 км за ней. На следующий день К-166 вступила в строй.

Будучи формально головной субмариной пр. 675, первая тихоокеанская лодка К-175 (заводской номер171),тем не менее, была заложена только 17 марта 1962 г., почти через год после северодвинского первенца, но была спущена почти одновременно с ней – 30 сентября того же года. В строй она вступила позже, в последний день 1963 г.

Проект 675 – «исправленное и дополненное издание» атомоходов первого поколения. На нем удалось в основном устранить многие «детские болезни» первых советских подводных лодок, главной из которых была склонность к систематическим утечкам радиации, стоившим здоровья, а иногда и жизни десяткам моряков.

В середине 1960-х гг. лодки пр. 675 были единственным типом строившихся отечественных атомоходов. Наряду с признанием важности задачи борьбы с авианосцами вероятного противника сказалась и задержка с проектированием подводных лодок второго поколения, прежде всего новых стратегических ракетоносцев. Эта задержка была вызвана революцией в ракетостроении – переходом от крупногабаритных Р-21 комплекса Д-4 к миниатюрным Р-27 комплекса Д-5, что потребовало создания вместо уже сконструированной лодки пр. 667 практически нового корабля пр. 667А. Именно эти «Иваны Вашингтоны» (пр. 667А) сменили на стапелях северодвинского завода №402 и амурского завода N° 199 излишне задержавшиеся на них субмарины пр. 675.

Семилетним планом, утвержденным партией и правительством в конце 1958 г., предусматривалось выпустить 19 лодок пр.675, в том числе 13 в Северодвинске, а остальные – в Комсомольске. Через полтора года по постановлению от 30 мая 1960 г. программу увеличили более чем в полтора раза, доведя число строящихся лодок до 32. Но и этого показалось мало. Через год постановлением от 21 июня 1961 г. число намеченных к постройке кораблей пр. 675 увеличили до 35, включая шесть предусмотренных для строительства на заводе №196 (вместо ранее заданных этому предприятию лодок пр. 683). Однако спустя еще год завод №196 был освобожден от пр. 675 для обеспечения постройки атомоходов пр. 705 и продолжения выпуска дизельных лодок со сдачей в 1964-1966 гг. дополнительно 18 «дизелюг» пр. 641. В связи с этим заказ на атомоходы пр. 675 предполагалось передать на другие заводы. Но строить такие большие лодки, кроме Северодвинска и Комсомольска, было негде, а эти предприятия и так задействовали все мощности для постройки пр. 675.

Всего на двух заводах было построено 29 лодок пр. 675. На Севере сдали 16 лодок: К-166, К-104, К-170 (в ходе службы переименована в К-86), К-172, К-47, К-1, К-28, К-74, К-22, К-35, К-90, К-116, К-125, К-128 (в дальнейшем К-62), К-131 и К-135 с заводскими номерами от 530 до 535 соответственно, а в Комсомольске-на-Амуре – К-175, К-184, К-189 (К-144), К-57(К-557), К-31(К-431), К-48, К-56, К-10 К-94(К-204), К-108, К-7(К-207), К-23, К-34(134), строившиеся под заводскими номерами от 171 до 183. Последняя северодвинская лодка была сдана 25 ноября 1966 г., а комсомольская – два года спустя, 30 декабря 1968 г.

В середине 1960-х гг. в дополнение к номеру проекта (675) появился словесный шифр «Акула», но он не прижился и спустя несколько лет был вновь введен применительно к самой большой в мире субмарине – стратегическому ракетоносцу пр. 941.

Все лодки пр. 675 должны были оснащаться аппаратурой «Успех» для приема целеуказаний от входящих в систему МРСЦ-1 самолетов-разведчиков Ту-95РЦ. Во второй половине 1960-х гг. началась отработка предназначенной для выполнения аналогичных задач космической системы МКРЦ-1 «Легенда». Для отработки взаимодействия с этой системой в ходе среднего ремонта с модернизацией по пр. 675К на К-48 в 1970-1973 гг. вместо оборудования «Успеха» установили аппаратуру «Касатка» с антенным постом, размещенным под прочным радиопрозрачным обтекателем, что позволило активно использовать систему целеуказания при движении лодки на перископной глубине.




Другая лодка, К-28, в 1968-1975 гг. прошла ремонт с переоснащением на новый ракетный комплекс «Базальт», при этом на ней оставили комплекс «Успех». В связи с этим данный проект стал именоваться 675МУ, в отличие от девяти других лодок, модернизированных в более поздние сроки с оснащением как комплексом «Базальт», так и аппаратурой «Касатка» по проекту, обозначенному 675МК. В ходе ремонта в 1980-1985 гг. лодка К-1 получила наряду с «Касаткой» еще более совершенный ракетный комплекс «Вулкан». Эта лодка, как и еще три, модернизированные аналогичным образом, относятся к пр. 675МКВ. Наконец, видимо, по примеру модернизации субмарины «Хелибат», единственного американского атомохода, спроектированного под крылатые ракеты, К-86 с 1973 по 1980 г. была переоборудована по пр. 675Н для выполнения специальных заданий.

Почти половина лодок так и не прошла значительной модернизации, до конца своей службы используя ракетный комплекс П-6 с системой «Успех».

Лодки пр. 675, рассматриваясь как эффективное средство борьбы с кораблями противника, особенно авианосцами, активно привлекались к боевой службе. За единичным исключением они состояли в составе флота до 1989-1995 гг., прослужив четверть века и более. Столь долгая и интенсивная служба в силу «неизбежных в море случайностей», а в последние годы и недопустимого износа матчасти, сопровождалась авариями.

На лодках имели место утечки радиации (К-172, К-175, К-31, К-175, К-179) и пожары (К-135). Взрыв реактора на К-31 (К-431) 1 августа 1980 г. привел к столь сильному радиационному заражению корпуса, что в 1987 г. лодку пришлось списать. В ходе службы К-135 столкнулась в надводном положении с лодкой К-320 пр. 670, К-108 – под водой с субмариной флота США «Тогог», К-35 при всплытии – с американским фрегатом F-1047 «Водж», К-116 – с сухогрузом «Вольск». Для последней после радиационной аварии в 1979 г. восстановление оказалось невозможным, и в 1985 г. ее первой из лодок пр. 675 вывели из состава флота. Наибольшие жертвы повлекло столкновение К-56 с гидрографическим судном «Аксель Берг»: в затопленном отсеке погибли 30 моряков. Также большими людскими потерями (около десятка погибших) сопровождался взрыв реактора при ремонтных работах в бухте Чажма.

Авария 20 августа 1973 г. К-1 (заводской номер 535) произошла при таких обстоятельствах, что будет лучше процитировать несколько фрагментов из блестяще написанных воспоминаний «Рабочая глубина» («Наука», СПб., 1996г.,стр. 128- 130) адмирала А.П. Михайловкого, в те годы командующего флотилией, а позднее Северным флотом.

«Стало известно, что подводная лодка К-1, …следуя для делового захода в порт Съенфуегос на Кубе скоростью 16 узлов, на глубине погружения 120 м ударилась о юго-восточный склон банки Хогуа… Лодка получила повреждения но совой оконечности с торпедными аппаратами и торпедами по левому борту. Самое неприятное в том, что одна из поврежденных торпед имеет ядерный заряд».

Далее Михайловский вспоминает, что флотское начальство встречало К-1 «в Малой Лопатке, предварительно освобожденной от всех кораблей, судов и плавсредств. Состояние К-1 обследовала специальная комиссия, которая установила, что передние крышки, трубы левых торпедных аппаратов и боевые зарядные отделения обеих торпед вмяты в прочный корпус и значительно деформированы. Извлечь торпеды невозможно.

Вскоре мы подготовили три смены лучших мичманов-газорезчиков, такелажников, крановщиков и дозиметристов, руководимых опытными инженерами…

Оцепили Малую Лопатку, закрыв въезд в нее специально заряженными караулами. Экипаж не сходил в корабля, находясь в готовности №1. Лодку сдифферентовали на корму и, задрав нос, приподняли над водой поврежденные участки корпуса».

В течение нескольких суток «боевые зарядные отделения торпед вместе счастью труб аппаратов были отрезаны от прочного корпуса, а лодка поставлена на ровный киль. Отделение с обычной взрывчаткой… ликвидировали путем подрыва.

С ядерным зарядом дело обстояло сложнее. Его с величайшей осторожностью уложили на специально изготовленный ложемент в своеобразном саркофаге, залили цементирующим составом и на тщательно подготовленном катере-торпедолове перевезли морем на техническую позицию, откуда вскоре отправили на Новоземельский полигон для ликвидации в подземной шахте».


Продольный разрез атомной подводной лодки пр. 675.



Атомные подводные лодки пр. 675 на флоте неофициально именовались «раскладушками».



Схема функционирования крылатой ракеты П-6 с использованием системы МРСЦ «Успех»:

1 – обнаружение цели и передача целеуказания на подводную лодку; 2 -захват цели визиром ракеты; 3 – пикирование на цель.




Наряду с этими малоприятными происшествиями на счету лодок пр. 675 были и замечательные достижения. Например, К-116 совместно с торпедным атомоходом пр. 627А К-133 в начале 1966 г. совершила переход с Севера на Камчатку вокруг Южной Америки, пройдя проливом Дрейка. За этот поход шесть человек во главе с руководителем отряда адмиралом А.И. Сорокиным получили звание Героя Советского Союза. Интересно, получали ли американские подводники за переход из Атлантики на Тихий океан «Пурпурное сердце» с подачи адмирала Риковера?

Необходимо отметить, что еще до закладки первого корабля пр. 675 в ЦКБ-18 провели проектные проработки по дальнейшему совершенствованию носителей крылатых ракет. Прежде всего предполагалась замена уже проявившей все свойства «первого блина» энергетической установки, заимствованной от первого советского атомохода – корабля в полтора раза меньшего водоизмещения, чем пр. 675. Между тем моряки неуклонно повышали требования к скоростным показателям субмарин. Своего рода ориентиром, резко «поднявшим планку» этих характеристик, стал уже проектировавшийся в те годы и так никем и не превзойденный до настоящего времени мировой рекордсмен по подводной скорости – атомоход пр. 661.

Для увеличения скорости хотя бы до 28-30 узлов при одновременном росте водоизмещения, связанном с усилением ракетного вооружения до 10-12 пусковых установок, на новой модификации ракетоносца предусмотрели применение двухжидкометаллических реакторов. При этом суммарная мощность энергоустановки почти удваивалась.

В соответствии с результатами проектных проработок по постановлению от 11 марта 1961 г. задавалось создание вооруженной 10-12 ракетами П-6 лодки пр. 675М водоизмещением 5000-5550 м3 с двумя реакторами, со скоростью 28-30 узлов, глубиной погружения до 400 м, автономностью 60 суток.

Для наращивания числа пусковых установок с 8 до 10 конструкторы перешли от двухконтейнерных к трехконтейнерным блокам, установив их впереди и позади ограждения рубки. Блоки по бокам ограждения и в корме по-прежнему насчитывали по два контейнера. При этом ширина лодки возросла на 21%, достигнув 11,25 м, а длина увеличилась на 7,1 м. Было усилено и торпедное вооружение нормального калибра – до шести аппаратов при общем боекомплекте 12 торпед. От 400-мм аппаратов вообще отказались. Лодку предусматривалось оснастить новыми радиоэлектронными средствами, включая гидроакустический комплекс «Керчь», прибор управления торпедной стрельбой «Ладога», навигационный комплекс «Сигма-675М». Внедрение элементов автоматизации позволяло сократить экипаж с 91 до 80 человек. Применение двух свинцово-висмутовых реакторов обеспечивало подводную скорость до 29 узлов. Для обеспечения большей глубины погружения в конструкции корпуса применили новую сталь, для повышения скрытности легкий корпус облицовывался противогидролокационным покрытием, а на прочный корпус наносились звукоизоляционное и вибродемпфирующее покрытия.

Однако, несмотря на все эти новшества, лодка пр. 675М сохраняла основной недостаток своей предшественницы – длительное пребывание в надводном положении (24 мин)при нанесении удара ракетами П-6. Залп был по-прежнему ограничен всего четырьмя противокорабельными ракетами П-6 или пятью стратегическими ракетами П-7.

В целом дополнительная пара ракет, рост скорости на 6-7 узлов и глубины погружения на 100 м не оправдывали более чем полуторакратного увеличения водоизмещения (до 6880 м3 ) и наращивания мощности энергоустановки.

Уже начались летные испытания ракеты «Аметист», которая благодаря подводному старту расценивалась как намного более эффективная по сравнению с П-6, несмотря на многократно меньшую дальность полета. При этом последнее свойство наряду с отрицательным имело и положительный эффект: при малой дальности стрельбы противник не располагал достаточным временем для привлечения истребительной авиации и мог использовать для перехвата «Аметиста» только ракетно-артиллерийские средства. Кроме того, гидроакустика позволяла лодке самостоятельно обнаруживать цели на удалениях, даже превышающих максимальную дальность пуска «Аметиста». Но на пр. 675М не ожидалось внедрения собственных информационных средств, способных выдать целеуказание для применения П-6 на максимальную дальность.

Но решающим фактором отказа от реализации пр. 675М стало то, что к середине 1960-х гг. стапели заводов N9402 и 199 уже должны были вот-вот занять стратегические ракетоносцы пр. 667А. А за оставшиеся два-три года было целесообразно построить в Северодвинске и Комсомольске побольше лодок пр. 675, не приостанавливая производства ради технологической подготовки к закладке корабля номинально «модернизированного», а на самом деле фактически нового проекта.



В монографии собраны и систематизированы опубликованные в открытой печати работы специалистов, связанных с проектированием, постройкой и эксплуатацией отечественных лодок после завершения Второй мировой войны и вплоть до распада Советского Союза. В ней описаны все проекты, в том числе и нереализованные, рассказано об истории их создания, технических особенностях и всех модернизациях, а также о зарубежных аналогах. Кроме того, дана краткая оценка тактических свойств. Представлены схемы внешнего вида, продольные разрезы проектов и каждой их модификации. В монографии также содержатся сведения обо всех построенных в этот период отечественных лодках. Приведены данные об их названиях, заводских номерах, датах постройки, вывода из боевого состава и исключения из списков флота, а также о важнейших этапах эксплуатации. Описаны наиболее характерные аварии и катастрофы.

Модернизации проекта 675

Модернизации проекта 675

В период постройки АПЛ пр. 675 признавались, во всяком случае, советским командованием, силой, способной эффективно бороться с корабельными группировками вероятного противника. Вместе с тем, существенным их недостатком являлось отсутствие корабельных радиотехнических средств, обеспечивающих надежное целеуказание на полную дальность полета ракеты П-6. Было очевидным, что использование для этих целей разведывательной авиации не могло быть эффективным по целому ряду причин: по точности определения координат обнаруживаемых целей в открытом океане; по оперативности доведения полученных данных до носителей ПКРК и по низкой боевой устойчивости. Несмотря на это, в 1964 г. была принята на вооружение морская радиолокационная система целеуказания МРСЦ-1 («Успех»), основу которой составляли самолеты Ту-95РЦ.

В качестве ее альтернативы в июне 1960 г. началась разработка системы морской космической разведки и целеуказания (МКРЦ). Эта система, что называется, создавалась с дальним прицелом. С одной стороны, она была призвана обеспечить боевое использование имеемого на вооружение комплекса П-6, а с другой – перспективных комплексов, обладающих еще большей дальностью стрельбы. Таким комплексом стал «Базальт» с дальностью полета ракеты порядка 500 км, принятый на вооружение в 1975 г. – практически одновременно с принятием на вооружение системы МКРЦ. Первые модернизации АПЛ пр. 675 как раз и были связаны с изучением возможности их размещения, а также эксплуатации на этих кораблях.

В частности, в ЛПМБ «Рубин» для размещения опытного образца системы управления стрельбой и наведения на цель «Аргон» комплекса «Базальт» в 1967 г. был разработан пр. 675МУ, а для размещения корабельного цифрового вычислительного комплекса «Касатка-Б» МКРЦ – в 1969 г. пр. 675К. Первый из проектов практически полностью повторял прототип. В нем лишь менялись некоторые из антенн основного антенного поста системы «Аргумент», а также приборы управления стрельбой и наведения на цель. В комплексе «Базальт» они были выполнены не на основе СКВТ (как в комплексе П-6), а на базе транзисторных схем. Благодаря этому не только повышалась эффективность системы, но сокращались массогабаритные характеристики ее приборов. Для модернизации по пр. 675МУ была выделена К-28. Формально работы проводились в период с октября 1968 г. по январь 1975 г. Исходя из их объема, срок кажется достаточно большим. Однако в него входит не только сама модернизация (проводившаяся на СРЗ-10 в г. Полярный), но и испытания системы «Аргон», а также комплекса «Успех-У», которым заменили комплекс «Успех».

Гораздо большего объема работ потребовала модернизация по пр. 675К. Решение задачи облегчалось тем, что в декабре 1965 г. флоту была передана ДЭПЛ К-81 пр. 651К, на которой был установлен экспериментальный образец комплекса «Касатка». Как показали монтаж и испытания, аппаратура и обслуживающие механизмы чрезмерно загромождали отсеки корабля, что затрудняло его боевое использование и повседневную эксплуатацию. Как казалось, на АПЛ пр. 675, благодаря их внутренним объемам и несоизмеримо большим энергетическим мощностям, данную проблему удастся благополучно преодолеть. Но этого не произошло. Дело в том, что модернизация по пр. 675К предполагала проведения испытаний комплекса «Касатка-Б». Он отличался от своего предшественника тем, что был способен решать расширенный круг задач, но хотя и строился на базе более совершенной ЭВМ, имел приборную часть большего объема. В результате ее пришлось «теснить» среди приборной части системы управления стрельбой и наведения на цель «Аргумент». Немалую проблему вызвало размещение антенного поста, оборудования и приборов комплекса «Касатка-Б». Как и на корабле пр. 651К антенный пост хранился в прочной шахте, смонтированной вместо ПМУ системы «Успех» в ограждении рубки и выдвижных устройств. Его механизмы пришлось расположить в трюме четвертого отсека, и без того загроможденном. Для размещения приборной части на нижней палубе третьего отсека смонтировали (за счет кают офицерлов и мичманов) специальную выгородку с автономной системой охлаждения и кондиционирования воздуха. По пр. 675К в период с апреля 1970 г. по сентябрь 1974 г. на МП «Звездочка» в Северодвинске были модернизированы К-47 и К-125.

Третья модернизация АПЛ пр. 675 связана с заменой комплекса П-6 комплексом «Базальт» и получила индекс 675МК. Ее проект в 1975 г. был разработан в ЛПМБ «Рубин». При этом конструкторы решали те же задачи что и в предшествующих проектах модернизаций: замена системы управления стрельбой и наведения на цель «Аргумент» системой «Аргон-К» и размещение корабельного цифрового вычислительного комплекса «Касатка-Б» МКРЦ. Кроме того, требовалось обеспечить хранение и боевое использование ПКР П-500, имевших большие массогабаритные характеристики по сравнению с ракетами П-6. С этой целью увеличили длину и внутренний диаметр контейнеров (за счет переноса шпангоутов на наружные поверхности). При этом пришлось выполнить достаточно большой объем работ. В частности, с кораблей снимали все ТПК. После этого на каждом из контейнеров срезали наружные обтекатели и все шпангоуты (причем в строго определенном порядке), а также системы повседневного и предстартового обслуживания ракет (пожаротушения, внутреннего орошения, газоанализа воздуха контейнеров, вентиляции, осушения, газоочистки и поддержания давления воздуха, обогрева, наружного орошения и т.д.). Затем в оконечностях контейнеров наваривались дополнительные кольца (для увеличения их длины) и наружные шпангоуты (для увеличения внутреннего объема), вновь монтировались все системы повседневного и предстартового обслуживания ракеты.

Так как масса ТПК возросла, то пришлось соответствующим образом модернизировать специальную систему гидравлики. Кроме того, перед модернизацией некоторых из кораблей выяснилось, что их легкие корпуса, изготовленные из маломагнитной стали, имеют большой объем коррозионного растрескивания, и их пришлось полностью переделать с заменой маломагнитной стали высокоуглеродистой.

Всего в период с конца октября 1972 г. по ноябрь 1986 г. по пр. 675МК было модернизировано девять АПЛ. Из них две (К-104 и К-128) входили в состав СФ, а остальные семь единиц (К-23, К-56, К-57, К-175, К-184, К-189и К-204) – в состав ТОФ. Интересно то, что К-204, например, была в конце октября 1972 г. поставлена в средний ремонт, не предполагавший какой-либо модернизации. Однако этот ремонт затянулся настолько, что после принятия на вооружение комплекса «Базальт», им было решено вооружить и этот корабль.


Четвертая модернизация АПЛ пр. 675 связана с заменой комплекса П-6 комплексом «Вулкан» и получила индекс 675МКВ. Ее проект в 1980 г. был разработан в ЛПМБ «Рубин». При этом конструкторы по-прежнему решали те же задачи что и в предшествующих проектах модернизаций: замена системы управления стрельбой и наведения на цель «Аргумент» системой «Аргон-КВ» и размещение корабельного цифрового вычислительного комплекса «Касатка-Б» МКРЦ. Кроме того, требовалось обеспечить хранение и боевое использование ПКР П-1000, имевших большие массогабаритные характеристики по сравнению с ракетами П-6. При этом приходилось учитывать не только возросшие массогабаритные характеристики ПКР комплекса «Вулкан», но и специфику работы их стартовых ускорителей. В отличие от стартовых агрегатов ракеты П-500 в них использовалось принципиально новое топливо, создававшееся на основе порошкового алюминия.

Данное обстоятельство создало весьма серьезные проблемы. Дело в том, что стартовые ускорители ПКР П-1000 в процессе работы практически полностью разрушали системы и конструкции ТПК, а также газоотбойники в надстройке, несмотря на то, что конструкторы ЛПМБ «Рубин», разрабатывая пр. 675МКВ, просчитывали эту проблему. Как следствие, внутренние поверхности контейнеров было решено облицевать плитками из специальных огнеупорных сталей, которые прикрывали не только конструкции ТПК, но и все системы повседневного и предстартового обслуживания ракет. Открытыми оставались лишь одни направляющие. Сложнее решался вопрос с усилением конструкций надстроек и газоотбойников. Так как пуски ПКР-1000 в рамках летно-конструкторских испытаний производились с наземного стенда, то выявить все последствия воздействия работы новых стартовых ускорителей на конструкции носителя так и не удалось.

Тем не менее, еще до завершения этого этапа испытаний, в ремонт и модернизацию по пр. 675МКВ поставили два корабля – К-1 (из состава СФ) и К-134 (из состава ТОФ). На них предполагалось не только завершить испытания комплекса «Вулкан», но и отработать конструктивные мероприятия, направленные на предотвращение вредного влияния газовых струй стартовых ускорителей на надстройки и газоотбойные шахты. Одновременно планировалось выявить возможность размещения комплекса «Вулкан» на надводных кораблях, и в частности, на крейсерах пр. 1164.

На К-1 работы были проведены в период с февраля 1981 г. по декабрь 1983 г. После их завершения с борта этого корабля, в Белом море, в рамках летно-конструкторских испытаний комплекса «Вулкан» было осуществлено 18 пусков ПКР-1000, из которых 10 сочли успешными. Как выяснилось, расчетная форма и конструкция газоотбойников не отвечали предъявляемым к ним требованиям. В процессе старта ракет листы их обшивки в буквальном смысле этого слова разлетались в разные стороны. Их пришлось усиливать и изменять форму самих газотбойников. При этом были использованы новые огнеупорные материалы. В декабре 1985 г. К-1 приняли на вооружение. К этому моменту завершили модернизацию К-134, а еще два модернизируемых корабля – К-22 и К-35 (оба из состава СФ) – находились в различной степени технической готовности. Интересно то, в тот период комплекс «Вулкан» еще не был принят на вооружение, и проблемы с конструктивной прочностью газоотбойников так и не были до конца разрешены. В результате К-22 и К-35 вступали в строй с различной их формой. При этом поверхности надстроек, ограждения и газоотбойников, подвергавшиеся воздействию газовых струй стартовых ускорителей каждый раз облицовывались новыми огнеупорными материалами.

АПЛ пр. 675МКВ имели еще целый ряд конструктивных особенностей, существенно отличавших их от остальных лодок пр. 675 различных модификаций. Среди них, прежде всего, можно выделить систему орошения забортной водой наружных поверхностей надстройки корабля, наличие в составе вооружения системы космической навигации «Шлюз» (АДК-ЗМ) и ПЗРК «Стрела-3». На К-1 прочный кранец, рассчитанный на шесть ЗР, был смонтирован в ограждении прочной рубки. На остальных лодках, модернизированных по пр. 675МКВ, количество таких кранцев было доведено до трех. Один из них, по-прежнему, располагался в ограждении прочной рубки, а два других – под палубой надстройки (в районе выходных люков). В конечном итоге, все эти нововведения привели к тому, что отсеки кораблей (особенно носовые) оказались чрезмерно загруженными механизмами, оборудованием и приборами, что ухудшало условиях их повседневной эксплуатации и боевого использования.



Изначально планировалось модернизировать по пр. 675МКВ все корабли пр. 675, сохранявшие первоначальный состав вооружения. Однако, когда комплекс «Вулкан» приняли на вооружение (в октябре 1987 г.), флотом для этих целей было выделено только шесть лодок. В полном объеме работы удалось провести лишь на четырех, уже упоминавшихся кораблях. Причем на всех из них, как и в случае с некоторыми лодками, модернизировавшимися по пр. 675МК, пришлось полностью менять легкий корпус. Последней из них была введена в строй К-22 – в декабре 1990 г. К числу выделенных, но не прошедших модернизации кораблей, относились тихоокеанские К-7 и К-10. Обе они в середине 1985 г. были поставлены в завод, но какие-либо работы на них не проводились – сначала не хватало комплексов «Вулкан» (промышленность просто не успевала их изготавливать), а затем, после распада Советского Союза, вместе с финансированием исчезла и военная необходимость этого.

Особняком от всех АПЛ пр. 675 стоит К-170, прошедшая переоборудование по пр. 675Н – в носитель в носитель сверхмалых ПЛ. Проект этого переоборудования был разработан в 1977 г. в СПМБМ «Малахит». О нем в открытой печати практически ничего не сообщалось. Известно лишь, что в процессе переоборудования с корабля сняли все ракетное и торпедное вооружение, а также обеспечивающее их оборудование. В районе четвертого, пятого и шестого отсеков смонтировали посадочное место для одной атомной лодки специального назначения (вероятнее всего, речь идет о ПЛСМАСН пр. 1851), а в оконечностях и средней части корпуса – три подруливающих устройства. К-170 прошла переоборудование в период с 1978 г. по декабрь 1984 г.



В опытно-конструкторском бюро Челомея в конце 1950-х гг. на базе РК П-5, основным предназначением которого была стрельба по береговым целям, разработали ПРК П-6. Работы над противокорабельным , имеющим систему конечного самонаведения, в СССР начались ещё в 1948 году, но дальность стрельбы первых противокорабельных ракет составляла несколько десятков километров. При этом основные надводные цели – американские авианосцы – имели глубину всесуточной и всепогодной противоракетной (противовоздушной) обороны около 150…200 километров. В начале 1960-х годов на вооружении американских ВМС появились новые истребители-перехватчики F-4 «Phantom», оснащенные всеракурсными ракетами AIM-7 «Sparrow» класса воздух–воздух и палубных самолетов ДРЛО Е-2А «Hawkeye». Поэтому глубина обороны увеличивалась до 250…300 километров. Это требовало принятия ответных мер – создания противокорабельных ракет, имеющих большую дальность (около нескольких сотен километров).

Под руководством Челомея В.Н. в подмосковном Реутово ещё в 1956 году начались исследовательские работы по формированию облика противокорабельной ракеты большой дальности. Максимальная дальность стрельбы крылатой ракеты, входящей в состав комплекса, должна была составлять более 300 километров, для обеспечения возможности поражения авианосных ударных соединений и групп противника без вхождения в зону их противокорабельной и противолодочной обороны. Противокорабельная ракета должна была иметь систему управления, обеспечивающую поражение надводных целей почти всех классов, осколочно-фугасную и ядерную боевые части большой мощности. Ракетная и корабельная аппаратура системы управления комплексом были разработаны НИИ-49 (в дальнейшем – научно-производственное объединение «Гранит»), возглавляемым Чариным Н.А.

Создание «противоавианосной» системы для использования на подлодках было невозможным без обеспечения надежного сбора разведданных и целеуказания в океанской зоне. Для решения этой задачи под руководством главного конструктора Кудрявцева И.В. в киевском НИИ радиоэлектроники (сегодня НПО «Квант») создали авиационную разведывательную систему «Успех», размещённую на разработанных специально для этой цели носителях Ту-95РЦ и Ту-16РЦ. На носителях была размещена авиационная РЛС обнаружения морских целей с дальнейшей передачей сигналов на корабли для обработки данных и выдачи целеуказаний ракетному комплексу. Таким образом, в Советском Союзе впервые в мире разрабатывалась РУС (разведывательно-ударная система), состоящая из средств разведки, ударного оружия и их носителей (как морских, так и воздушных).

Корабельной автоматизированной системой «Аргумент» решалась задача управления полётом нескольких крылатых ракет во время залпового старта, а также наведения ПРК на цели с помощью радиолокационного визира. При обнаружении нескольких целей существовала возможность их избирательного поражения за счет трансляции на борт подлодки радиолокационного изображения цели с борта ракеты и передачи с судна команд о выборе конкретной цели.

Существенным недостатком РК П-6 был старт ракет из надводного положения. При этом время нахождения атомных подлодок с крылатыми ракетами оснащенных комплексом П-6 в сравнении с субмаринами, имеющими на борту П-5, возросло, поскольку требовалось управление полётом до момента захвата цели ракетной головкой самонаведения. Несмотря на данный очевидный недостаток, считали, что П-6 давал ВМФ СССР ощутимые преимущества против крупных надводных кораблей потенциального противника. Кроме того, программу активно поддерживал и лично Хрущев Н.С. В результате, 17.07.1956 вышло постановление СМ СССР о начале работ по атомным ракетным подлодкам проекта 675, оснащённых ПКР П-6, и стратегическими КР П-5М, которые предназначались для уничтожения береговых целей.

Проектирование атомной подлодки началось под руководством главного конструктора Пустынцева П.П. в ЦКБ МТ «Рубин». Главным наблюдающим от военно-морского флота назначили капитана 1-го ранга Фадеева М.С., которого сменил капитан 2-го ранга Иванов В.Н. ПЛАРК предназначалась для ударов по судам и кораблям противника ракетами П-6 при действиях на морских и океанских коммуникациях, а также для уничтожения военно-морских баз, административных и промышленных центров противника с помощью крылатых ракет П-5М.

Конструктивно ПЛАРК 675-го проекта – двухкорпусная двухвальная подлодка с развитым ограждением надстройкой и боевой рубки. Прочный корпус, имеющий на большем протяжении цилиндрическую форму, выполнялся из 22-35-миллиметровой стали АК-25. Оконечностям была предана форма усечённых конусов.

Прочный корпус был разделен на 10 отсеков:
Первый – торпедный;
Второй – аккумуляторный и жилой (в нём же была размещена кают-компания);
Третий – пост управления ракетами;
Четвертый – центральный пост;
Пятый – дизель-генераторный отсек;
Шестой – реакторный;
Седьмой – турбинный;
Восьмой – турбогенераторы, распределительные щиты, электродвигатели;
Девятый – жилой;
Десятый – кормовой торпедный.

Для изготовления межотсечных переборок использовалась 10 миллиметровая сталь АК-25. При ракетном огне компенсация массы стартующих ракет производилась приемом воды в спец. цистерны замещения. Набор лёгкого корпуса и обшивка и выполнялись из стали ЮЗ, толщина которой составляла от 4 до 16 миллиметров. Поверхность корпуса была покрыта противогидроакустическим покрытием.

Энергетическая установка (суммарная мощность на двух валах 35 тыс. л.с.) состояла из двух реакторов типа ВМ-А (70 мВт каждый), двух паровых турбин и двух главных турбозубчатых агрегатов 60-Д1. Также имелись два дизель-генератора ДГ-400 (дизельные двигатели М-860) и два 900-сильных электродвигателя подкрадывания ПГ-116. Аккумуляторная батарея «38-СМ» – свинцово-кислотная, две группы по 112 элементов в каждой. В целом, энергоустановка практически идентична субмаринам 627-го, 658-го и 659-го проектов.

Антенну управления ракетным оружием системы «Аргумент» установили на поворотной мачте в передней части рубки. В нерабочем положении несущие излучатели крупногабаритной антенны заводились в ограждение рубки так, что обтекатель, размещенный с задней стороны антенны, «превращался» в переднюю стенку ограждения рубки.

Основное вооружение подлодки – 8 крылатых ракет П-6 (инд. 4К88) – размещались в контейнерах, которые поднимались на угол 14 градусов в стартовое положение. Контейнеры жёстко скреплялись попарно и в нерабочем положении располагались в надстройке лодки горизонтально. Стрельба, как и на подлодках 659-го проекта, была возможна только в надводном положении.

Габариты ракеты П-6 составляли: длина – 10800 мм, диаметр – 900 мм, размах крыла - 2500 мм и стартовую массу – 5300 кг. Ракета снабжалась стартовыми РДТТ и маршевым ТРД. Диапазон дальностей стрельбы – от 35 до 380 километров, максимальная скорость полета – М=1,3. Высота полёта ракеты – 400–7500 метров, перед атакой цели противокорабельная ракета снижалась до 100 метров.

На атомных подлодках с крылатыми ракетами 675-го проекта впервые в мире реализовали возможность залпового ракетного огня с избирательным поражением судов противника, находящихся в соединении. Атомная подлодка могла выполнить в течение 15 мин. четырёхракетный залп, два залпа – в течение 20-30 мин. с учётом времени, необходимого для всплытия, подготовки к пуску, запуска и полёта ракет до цели. Обеспечивалась возможность одновременного обстрела цели с различных носителей 12-ю ракетами П-6, что обеспечивало преодоление самой плотной противовоздушной обороны авианосных соединений, используемой в 1960-х годах. Для приёма данных о целях от авиационной системы разведки и целеуказания была предусмотрена радиолокационная система «Успех-У» (приём осуществлялся в надводном или подводном положении). Однако к моменту постройки подлодок она не успела и была смонтирована на одной подлодке после модернизации по проекту 675-МУ. Остальные ПЛАРК оснащались системой «Касатка», предназначенной для приёма целеуказаний со спутников (10 подлодок модернизированы по проекту 675-К и 675-МК).

ПЛАРК пр.675 с поднятыми контейнерами крылатых ракет

Разведывательно-ударный комплекс использовался следующим образом: подлодка, которая находилась в заданном районе, получив боевое распоряжение на применение ракетного вооружения, поднималась на перископную глубину для установки связи с самолетом разведки и целеуказания, передающего на борт атомной подлодки с крылатыми ракетами радиолокационную информацию о целях противника. Данная информация отображалась на экране пульта оператора комплекса целеуказания подлодки. Командир судна анализировал целевую обстановку назначая цель, по которой нужно было определить координаты (дальность и пеленг). Затем эти данные вводили в корабельную систему управления ракетным комплексом, осуществляли оценку досягаемости оружия и ожидаемую вероятность обнаружения цели ракетным радиолокационным визиром. На основе этих данных принималось окончательное решение на открытие огня. Лодка ложилась на курс, выполняла предстартовую подготовку, всплывала в надводное положение и осуществляла ракетный залп (максимальное количество противокорабельных ракет в залпе – четыре). Управление полётом ракеты в залпе относительно плоскости огня осуществлялось одним оператором по отметкам пеленга на радиолокационном индикаторе. При отклонении отметки от заданного направления противокорабельная ракета возвращалась оператором в плоскость стрельбы. При достижении расчётной дальности (вырабатывалась корабельной системой управления) операторы давали команду на включение радиолокационных визиров ракет и передатчиков радиоканала для трансляции информации полученной визирами. После захвата радиолокационным визиром ПКР цели ракета, по команде оператора, переводилась в режим самонаведения (изначально ракета самонаводилась только в горизонтальной плоскости, затем осуществлялось пологое пикирование ПКР, за несколько км до цели вводился режим вертикального самонаведения).

Торпедное вооружение лодки состояло их четырех носовых 533-миллиметровых торпедных аппаратов (максимальная глубина ведения огня 100 метров) и двух кормовых 400-миллиметровых торпедных аппаратов (максимальная глубина применения – 250 метров). Боекомплект состоял из 20 торпед. В качестве системы управления торпедным оружием использовалась «Ладога».

Подлодка оснащена комплексом навигационных систем «Сила Н-675», ГАК «Арктика-М», гирокомпасом «Маяк», РЛС «Альбатрос», астронавигационной системой «Лира-11» и др. оборудованием.

На западе лодки 675-го проекта посчитали модернизированным вариантом ПЛАРК проекта 659 и присвоили обозначение «Echo-II class».

Модификации

Лодки 675-го проекта являлись одними из наиболее активно модернизировавшихся судов советского флота. В значительной степени это обуславливалось быстрым совершенствованием основного противника субмарин – авианосцев Военно-морских сил США. Так, ракета П-6 была модернизирована в П-6М (4К48).

Под руководством Цветкова А.П. в НИИ-49 с 1959 года велись работы по станции «Молния», которая обеспечивала автономное загоризонтное целеуказание с использованием явления тропосферного рассеивания сверхвысокочастотных-радиоволн. Станцию «Молния» в декабре 1969 года приняли на вооружение военно-морского флота для установки на атомные ракетные подлодки проекта 675 и на дизельные ракетные подлодки проекта 651. На некоторых кораблях ГАК «Арктика-М» заменили более совершенным гидроакустическим комплексом «Керчь».

Проектом 675-К предусматривалась установка аппаратуры «Касатка», обеспечивающей приём и обработку информации по целеуказанию от спутников. По этому проекту модернизировали одну атомную подводную лодку с крылатыми ракетами – К-48.

В 1960-70-е годы 10 подлодок 675-го проекта прошли модернизацию по проекту 675-МК (К-23, -57, -56, -94, -104, -128, -175, -184, -189) и проекту 675-МУ (К-28 со станцией «Успех-У»). Субмарины оснащались новыми ПКР П-500 «Базальт» (такие же как на ракетных крейсерах проекта 1164). На модернизированных подлодках кроме новых противокорабельных ракет разместили аппаратуру системы приёма космического целеуказания «Касатка-Б» (кроме одной проекта 675-МУ). Водоизмещение лодок при этом увеличилось на 600 тонн.

Модернизация атомных подлодок с крылатыми ракетами по проекту 675-МКВ началась в конце 1980-х гг. Подлодки были оснащены новым ракетным комплексом П-1000 «Вулкан», обладающим значительно увеличенной дальностью ведения огня, а также современным ГАК «Керчь». В ходе модернизации ПЛАРК получили переносной зенитный комплекс «Стрела-3» обеспечивающий оборону в надводном положении от воздушного противника. Водоизмещение кораблей проекта 675-МКВ увеличилось на 1000 тонн. Всего по проекту 675-МКВ было модернизировано пять кораблей – К-1, К-22, К-35, К-34 и К-10 (последнюю списали до окончания модернизации).

В 1986 году К-86 – одна из ПЛАРК проекта 675 – прошла модернизацию по проекту 675-Н и была превращена в носитель сверхмалой подлодки и боевых пловцов. С субмарины демонтировали ракетное оружие, а также приборы управления ракетным огнем, установили спецаппаратуру, оборудовали необходимые помещения для размещения пловцов и их выхода под водой, а также шлюз и крепления для СМПЛ проекта 1861 («X-Ray class»).

Программа строительства

Строительство субмарин 675-го проекта велось на СМП в Северодвинске и СЗЛК в Комсомольске-на-Амуре. К-166 - головной северодвинский корабль – в состав Северного флота был принят в 1963 году. Этому предшествовали гос. испытания, успешно завершившиеся четырёхракетным залповым огнем. Всего в 1963-1968 гг. военно-морской флот получил 29 субмарин 675-го проекта (13 корпусов было построено на СЗЛК, 16 – на СМП).

Статус на 2007 год

Подлодки проекта 675 стали поступать в состав советского военно-морского флота в 1960-х году: 16 субмарин на Северный флот (одну в 1966 году перевели на ТОФ), 13 судов на Тихий океан. Все суда этого проекта 25 июля 1977 года отнесли к подклассу БПЛ, а 15 января 1978 года их вновь вернули в подкласс КрПЛ.

Лодки 675-го проекта активно использовались на Тихоокеанском и Северном флотах. Субмарины несли боевую службу в Индийском океане и Средиземном море. В ноябре 1965 года директивой главкома Военно-морского флота командующему СФ была поставлена задача подготовить два атомохода для перехода на Тихоокеанский флот через один из южных маршрутов. Для участия в переходе было решено выделить ракетоносец К-166 и торпедную лодку проекта 627-А. Корабли начали движение 2 февраля 1966 года. Дистанция между судами, следовавшими в подводном положении, равнялась 60 милям. Иногда подводные лодки сближались для связи на ультракоротких волнах или по каналу звукоподводной связи. Преодолев почти 25 тыс. миль 20 марта 1966 года подлодки вошли на Камчатке в бухту Авача. Переход, умело поданный официальной пропагандой СССР, получил значительный политический резонанс. Всех членов экипажей наградили медалями и орденами, а пяти участникам присвоили звание Герой Советского Союза.

Для расширения зоны действия советских подлодок вели поиск новых манёвренных пунктов базирования. В 1967 году с этой целью в экваториальные воды Атлантики направили комплексную экспедицию «Прилив» под руководством адмирала Владимирского Л.А. В ней участвовала и атомная подводная лодка К-128.

В период с 01 марта по 31 декабря 1969 года, подлодка К-131 находясь в Средиземном море в зоне военных действий, осуществляла помощь египетским вооружённым силам.

Для несения боевой службы в Индийский океан в 1970 году направили первую советскую АПЛ – К-7. Эта лодка там же по уголковым отражателям осуществила ракетные стрельбы (для обеспечения целеуказания задействовали самолет Ту-95РЦ). В течение трёх месяцев 1971-го года в Индийском океане службу несла и подлодка К-31.

Лодки 675-го проекта задействовались не только в слежении за надводными кораблями, но иногда «портили кровь» американским подводным лодкам, нёсшим боевое дежурство. Так, например, в 1967 году К-135 в течение 5,5 часов непрерывно следила за атомной подводной лодкой с баллистическими ракетами «Патрик Генри».

ПЛАРК проекта 675 в 1989-92 гг. стали активно выводиться из состава флота. Первыми флот в 1985 году покинула К-116, а в 1987 году К-431 (бывшая К-31) из-за аварий в главных энергоустановках. Самыми последними в 1994 году ушли: Б-47 (К-47), Б-22 (К-22) и К-131.

Основные тактико-технические характеристики атомной подлодки с крылатыми ракетами проекта 675:
Надводное водоизмещение – 4450 тонн;
Подводное водоизмещение – 5760тонн;
Наибольшая длина – 115,4 м;
Наибольшая ширина – 9,3 м;
Осадка по КВЛ – 7,8 м;
Главная энергетическая установка:
- 2 водо-водяных реактора ВМ-А, суммарной мощностью 140 мВт;
- 2 ГТЗА-601;
- 2 ППУ ОКА-150;
- 2 паровых турбины, суммарной мощностью 35000 л.с. (29400 кВт);
- 2 турбогенератора ГПМ-21, мощность каждого 1400 кВт;
- 2 дизель-генератора ДГ-400, мощность каждого 450 кВт;
- 2 вспомогательных ЭД ПГ-116, мощность каждого 140 л.с.;
- 2 вала;
- 2 гребных винта;
Надводная скорость хода – 14...15 узлов;
Подводная скорость хода – 29 узлов;
Рабочая глубина погружения – 240 м;
Предельная глубина погружения – 300 м;
Автономность – 50 суток;
Экипаж – 137 человек (в том числе 22 офицера);
Ракетное вооружение:
- пусковые установки ПКРК П-6/П-6М – 8 Х 1;
- противокорабельная ракета 4К88/4К48 (SS-N-3B «Sepal») или крылатая ракета П-5Д (SS-N-3C «Shaddock») – 8;
Торпедное вооружение:
Торпедные аппараты калибра 533 мм – 4 (носовых);
533-миллиметровые торпеды СЭТ-53М и 53-61 – 8;
Торпедные аппараты калибра 400 мм – 2 (кормовых);
400-миллиметровые торпеды СЭТ-40 – 4;
Минное вооружение - может нести вместо части торпед мины;
Радиоэлектронное вооружение:
Боевая информационно-управляющая система – нет данных;
Радиолокационная система общего обнаружения – РЛК-101 «Альбатрос» (Snoop Tray);
Гидроакустическая система:
- МГ-200М «Арктика-М»;
Радиолокационная станция управления огнем – «Аргумент» (Front Piece/Front Door) для ПКРК П-6;
Средства радиоэлектронной борьбы:
- «Накат-М» (Quad Loop D/F) РТР
- «Ван» (Stop Light) РЭБ (Brick Pulp)
Навигационный комплекс:
-«Сила Н-675»;
- «Лира-11» астронавигационная система;
- «Маяк» гирокомпас;
Комплекс радиосвязи – набор средств;
Радиолокационная станция госопознавания – МРП.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: