Где находятся переправы на волге.

Ох, самое бы время отдыхать отправиться после многочасовой дороги да по воскресным пробкам, но уж очень хочется эмоциями делиться. А их было так много, что вот просто так за пять минут и не расскажешь. Выходные провели в Ярославле и Тутаеве. Прекрасным выдалось наше мини-путешествие. Главным событием неофициальной части ярославского вояжа стало ночное купание в Волге. О, это было очень круто! А еще мы переправились через реку на пароме. О паромной переправе через Волгу в Тутаеве я вам сейчас быстренько покажу и расскажу.

2. Тутаев город очень интересный.

3. Удивительно то, что до сих пор между двумя его частями - Романовской и Борисоглебской нет моста.

4. Паром через Волгу в Тутаеве ходит летом.

5. Можно и на лодках переправиться, бегают туда-сюда они очень часто.

6. На время навигации запущен пассажирский теплоходик. От левого берега он ходит с 7:10 до 18:10, от правого - с 7:30 до 18:30.

7. Стоимость переправы для взрослого пассажира 27 рублей.

8.

9. Зимой жители одного города двух прекрасных берегов красавицы-реки перебираются по льду, а в межсезонье дорога на соседний берег возможна только через Ярославль.

10. Но пусть вас это не настораживает и не заставляет передумать о поездке в Тутаев. Хоть однажды, но городок этот посетить стоит.

11. Да, дороги там ужас какие раздолбанные, местами правда ремонтируются, крохотный провинциальный и, как подумают многие, серенький неприметный городок.

12. Но...

13. Но! В нем такие старинные храмы, соборы и домики, что дух захватывает!

14. Сейчас лето в необычайном разгаре, сегодня было за +30 в тени.

15. Поэтому мы со своим железным конем после небольшой пробежки по городу отправимся на Борисоглебскую сторону по котороткому пути - через Волгу на пароме.

16. Ознакомимся для начала с расписанием паромной переправы в Тутаеве-2017 и в путь.

17. Пойдем мы на СП-44.

18. Сначала билеты не забыть купить! Сфотографировала тарифы на стене, а потом увидела, что год там прошлый. Но вроде бы в этом году цены такие же. Билеты можно приобрести только в кассе.

19. Стоимость переправы через Волгу в Тутаеве: взрослый пассажир: 27 рублей, ребенок от 5 до 10 лет: 13,5 рублей. Велосипед - 35 рублей; мотоциклы, мотороллеры, скутеры, мотоблоки, тележки 60 рублей; мотоциклы с колясками, мотоблоки с прицепом, квадроциклы - 120 рублей; автомобили от 220 рублей в зависимости от массы. А еще можно переправлять тракторы, грузовики, автобусы, комбайны и скот.

20. От левого берега Тутаева паром отправляется каждый "ровный" час, от правого - в половину.

21. В день более десяти рейсов от каждого берега выполняет паром-теплоход СП-44.

22. Расписание парома в Тутаеве, напомню, с 6:00 до 22:00 ежечасно с левого, и с 6:30 до 22:15 с правого.

23. Ну, а мы заезжаем.

24. Грузимся-грузимся.

25. Процесс достаточно быстрый.

26. Я поставила машину на указанное место и побежала фотографировать.

27. Понаблюдала за тем, как заезжал этот камаз-мусоровоз.

28. Издали успела снять причал с уже отчалившего от берега парома.

29. И поймала в объектив такого вот пассажира. Зубастенький, за проезд передаем))) Гав! Почему-то такие мелкие собачки всегда безумно громкие.

30. Капитан на месте, отвлекать нельзя, поэтому снимаем снизу быстренько.

31. А со всех сторон открываются потрясающие виды на Волгу.

32. Очень понравилось.

33. Про город расскажу еще, одно знаю - хочу вернуться сюда снова! В общем, городок еще покажу в последующих репортажах.

А сейчас отдыхать...

Паромная переправа через Волгу по маршруту Рыбхоз - Топорок (Конаково) существует уже не один десяток лет. Но с транспортными потоками, связывающими два берега, она справляется с трудом. В связи с этим в Конаково была пущена в эксплуатацию дополнительная паромная переправа.

Разговоры о новом пароме шли давно, и даже в свое время выносились на депутатскую сессию. Но стоимость создания новой переправы была для районного бюджета неподъемной.

Вопрос решился проще, чем думалось. Президент дал установку: в современной России должна работать формула связки власти и бизнеса. Первая ставит задачи, второй - вкладывает инвестиции в социально-ориентированные проекты. Решаются насущные задачи, бизнес параллельно зарабатывает деньги.

По этому пути и пошла администрация Конаковского района, заключив инвестиционный контракт с ООО «Навигация». В январе начались работы. Люди работали по 12–14 часов, и, менее чем за четыре месяца, было построено два причала по обеим сторонам Волги. Новый паром теперь за один раз может перевозить до 50 автомашин, включая любые виды спец- и строительной техники. Одновременно на нем могут переправляться 1200 человек.

Разрезая красную ленточку во время открытия парома, глава Конаковского района Виктор Крысов отметил: «Свершилось то, о чем так долго говорили. Дополнительное транспортное сообщение между городом и деревней осуществилось, к нам приблизилось Юрьево-Девичье. Думается, что этим развитие транспортной инфраструктуры района не закончится».

Руководитель ООО «Навигация» Андрей Сороктин отметил, что работы на этом не прекращаются, на пароме будет сделан прозрачный навес для пассажиров, дальнейшему обустройству подвергнется и причальная зона, которая станет своего рода «маленьким портом». Будут оборудованы столики для пассажиров, появится настоящая набережная. Что касается цен на проезд - они примерно на 30% дешевле, чем у прежнего «конкурента».

Как требует традиция, об аппарель парома в день его открытия была разбита бутылка шампанского. Данный обряд вместе с А.Сороктиным выполнила председатель Собрания депутатов района Е. Посысаева.

Под марш «Прощание Славянки» одноименное судно отчалило от берега. Кстати, название «Марш Славянки» парому дано неслучайно - пущен он в канун Великого праздника. Каждый раз, отходя от причала, из динамиков звучит победный марш. В память о том, что вынес русский народ. В память о Великой Победе.19.05.2010

ПАРОМ "МАРШ СЛАВЯНКИ" покинул КОНАКОВО...

Рано утром 21 октября самоходный паром «Марш Славянки», работавший последние пять лет в городе Конаково Тверской области, покинул эти края и ушел перегоном к новому владельцу - в Камышинский речной порт, что в Волгоградской области.

Появился здесь паром ровно шесть лет назад. В конце октября 2009 года у причала на реке Волге, в устье реки Сучок, ошвартовался теплоход Nemunas, работавший с момента ввода в эксплуатацию в июне 1987 года и по лето 2009 года в Литве - в Клайпедском порту на Балтийском море.

Судно, построенное по проекту Р-144К на клайпедском судостроительном заводе «Балтия», было расчитано на перевозку до 85 человек, включая с десяток легковых машин. Весной 2010 года теплоход, получивший к тому времени название «Марш Славянки» и московскую регистрацию, начал работу на Волге на линии Конаково - Юрьево-Девичье.

Любопытно, что появление такого судна в этом месте произошло не случайно. С 2006 года на этой же линии работал небольшой, по сравнению со «Славянкой», речной паром «СП-14», купленный компанией ООО «Фермерское хозяйство «Витязь» на Волге, в Ульяновской области. С началом массового дачно-коттеджного строительства на другом берегу Волги, в Юрьево-Девичьем, «СП» перестал справляться с потоком, что приводило к большим очередям в навигационный период (зимой паромы не работали, а добраться до противоположного берега можно было в объезд - 200 км, или по льду через Волгу).

Так и появилась весной 2009 года в Конаково компания ООО «Навигация-АВС», приобретшая в Прибалтике более вместительный паром и решившая создать конкуренцию на хлебном месте. По другой версии, появление нового судна было вызвано финансовой перспективой. Владельцы «СП» отказались представлять льготы новым застройщикам другого берега, пользовавшихся часто паромом, и последние решили, что выгоднее будет купить себе свое судно и ставить свои цены.

Конкуренция на переправе продолжалась три года. Но осенью 2012 года компания «Навигация-АВС» продала «Марш Славянки» конкурентам из «Витязя», как говорят, по финансовым причинам. С весны 2013 года оба парома стали работать от одной компании, которая ввела свое расписание. В праздничные и выходные дни, в утренние и вечерние часы, в работе были оба судна, в другое время - какое-либо одно из них.

Но сезон навигации 2013 года получился крайним для «Славянки» в Конаково. С 2014 года и по настоящее время паром в рейсы не выходил, стоя у причала. Причина лежат во все той же финансовой плоскости: из-за повышения цен пассажирам и автомобилистам было выгоднее пользоваться «СП-14», где цена была вдвое ниже, аналогичной стоимости проезда на «Славянке».

Россия - страна широчайших туристических возможностей, впечатляющих природных красот, уникальных образцов национального зодчества, знаменитых памятников истории. Ее европейская часть располагает обширной и разветвленной сетью судоходных рек и каналов. Благодаря этому речные круизы пользуются большой популярностью и у россиян, и у иностранных гостей нашей страны. Расценки на водные путешествия сегодня вполне по карману туристам со средним достатком.

Условия круизов на речных теплоходах отличаются повышенной комфортабельностью. Их пассажиры обеспечиваются уютными каютами, вкусным и сытным трехразовым питанием, получают массу возможностей принять активное участие в многочисленных познавательных экскурсиях и развлекательных программах. Во время путешествия всегда можно отдохнуть в каюте или на палубе, посетить корабельный ресторан, сделать множество видеозаписей и фотоснимков, которые сохранят для вас незабываемую прелесть путешествия по Волге на всю жизнь.

Речные круизы по Волге из Москвы

Романтичные теплоходные путешествия по Волге из Москвы - это уникальный шанс насладиться чарующими природными красотами и увидеть множество исторических памятников. Выбрать маршрут круиза сегодня можно из значительного количества вариантов, предполагающих широчайшее разнообразие незабываемых впечатлений. Длительность круиза варьируется от нескольких дней до трех недель, до предела насыщенных яркими событиями.

Теплоходы, совершающие речные круизы, регулярно останавливаются в наиболее интересных туристических центрах и городах. В зависимости от выбранного маршрута круизов путешественники смогут осмотреть знаменитый угличский Кремль, городские Кремли Нижнего Новгорода, Казани, Самары, побывать в величественных Митрополичьих палатах Ярославля, пройтись по залам Ипатьевского монастыря в Костроме и Национального музея в Чебоксарах. В Рыбинске их взглядам откроется местная Картинная галерея, в городе Мышкин они увидят оригинальный «Дворец Мыши», а в Плёсе гостей не оставит равнодушными музей Исаака Левитана. И это лишь малая часть возможностей, которыми щедро делятся с путешественниками круизы по Волге.

Особенности круиза на теплоходе

Насыщенный речной влагой воздух, спокойный ритм плавания и постоянно сменяющиеся виды отечественных просторов помогут надолго зарядиться бодростью духа, стряхнув с себя накопившуюся усталость городских будней. Круизы по Волге открывают перед восхищенными взорами путешественников подлинную душу нашей страны и ее народа. Речной круиз помогает сердцем ощутить притягательное очарование средней полосы России, сполна насладиться удивительными красотами и пейзажами, открывающимися буквально за каждым речным поворотом.

Почему путевку на речной круиз лучше приобрести у нас? Наше агентство стремится предоставлять наилучшие условия сервиса и предлагает клиентам максимально низкие цены на все маршруты водных путешествий по рекам и каналам европейской части России. Наши опытные консультанты расскажут вам обо всех особенностях заинтересовавшего вас маршрута, входящих в него местах стоянки, запланированных экскурсиях, условиях пребывания на комфортабельном туристическом теплоходе.

Не откладывайте ваше путешествие и звоните нам прямо сейчас!

Оборона Сталинграда была бы невозможна без постоянной связи ее участников с внешним миром. Эту ответственную задачу в ходе осенних боев продолжали героически решать Волжская военная флотилия, инженерно-технические войска фронта и водники речного пароходства. В ходе Сталинградской битвы военная флотилия пополнялась бронекатерами и тральщиками, а ее техническая вооруженность усиливалась артиллерией, в том числе зенитной. Своим огнем боевые корабли флотилии поддерживали сражающиеся войска 64, 57-й и 62-й армий. Канонерские лодки, бронекатера и плавучие батареи наносили ощутимые удары по врагу. 1-я и 2-я бригады кораблей под командованием контрадмиралов С. М. Воробьева и Т. А. Новикова оказывали поддержку -64-й и 57-й армиям. Северная группа кораблей (канонерские лодки «Усыскин» и «Чапаев», отряды бронекатеров и тральщиков) под командованием капитана 3-го ранга С. П. Лысенко, перейдя в р. Ахтубу, взаимодействовали с 62-й армией, находясь в ее оперативном подчинении. Корабли Северной группы поддерживали огнем обороняющуюся в окружении на северном участке Сталинграда 124-ю стрелковую бригаду полковника С. Ф. Горохова, обеспечивали переправу войск на правый берег, доставку боеприпасов, продовольствия, эвакуацию на левый берег раненых и поврежденного военного имущества. Канонерская лодка «Усыскин», которой командовал капитан-лейтенант И. А. Кузнецов, занимала огневые позиции на р. Ахтубе, возле с. Безродного. В течение 68 суток она вела огонь по противнику, поддерживая войска бригады Горохова, а с 10 ноября - изолированные противником части 138-й стрелковой дивизии полковника И. И. Людникова. В то же время канонерская лодка «Усыскин» частично обеспечивала связь 66-й армии, стоявшей севернее Сталинграда, с 62-й армией (Кузнецов И. А. Залпы с Волги// Битва за Волгу. С. 257; См. также: Ачкасов В. И., Басов А. В. ж др. Боевой путь Советского Военно-Морского Флота. С. 453-456. ).

Волжская военная флотилия во многом способствовала надежности переправ через реку. Об этом выразительно пишет бывший командующий 62-й армией: «О роли моряков флотилии, о их подвигах скажу кратко: если бы их не было, возможно, 62-я армия погибла бы без боеприпасов и без продовольствия и не выполнила своей задачи» (Чуйков В. И. Начало пути. С. 160. ).

В течение октября-ноября переправы продолжали обеспечивать сообщение с войсками, ведущими борьбу на территории города-героя. Работа на переправах требовала огромной выдержки и мужества. 26 октября, например, на причал у оврага Банный немцы сбросили до 100 авиабомб, выпустили до 130 мин и свыше 120 артиллерийских снарядов. Во второй половине октября противник безуспешно пытался захватить переправы через Волгу, нарушить сообщение 62-й армии с тылом, отрезать волжскую коммуникацию. После упорных п длительных боев враг вынужден был отказаться от осуществления этого замысла.

Приведем некоторые данные о переправах 62-й армии (См.: Отчет об инженерном обеспечении боевых действий 62-й армии, разд. «Переправы». См.: НАИИ СССР АН СССР. Р. III. Ф. 5. Д. 140. Л. 28-48. ) через реку и расположенные в пределах города ее протоки (р. Денежная Воложка, безымянный проток между левым берегом Волги и о-вом Спорным и др.). В октябре-ноябре армия была связана с левобережьем: переправой у Скудри, обеспечивавшей группу полковника Горохова и обслуживаемой в разные периоды паромами, бронекатерами, «БМК» и пароходами; лодочной переправой левый берег р. Волги - о-в Зайцевский (У сталинградских речников о-в Зайцевский больше известен под названием Денежный, а о-в Спорный - как Денежный осередок. ), обеспечивавшей части, обороняющие остров, и далее, транзитом через остров, группу полковника Горохова и расположенные против острова части основной группировки армии: переправой левый берег р. Волги - о-в Зайцевский, обслуживаемой по мере надобности паромами, бронекатерами и другими самоходными плавсредствами; переправой 62 (центральной переправой армии), которая к началу рассматриваемого времени располагала группой причалов у завода «Красный Октябрь».

С приближением противника к берегу Волги в районе заводов «Красный Октябрь» и «Баррикады» использование этих причалов для приема основного потока грузов и эвакуации раненых стало затруднительным. «Днем противник подвергал эти причалы интенсивному обстрелу и бомбардировкам с воздуха, а ночью держал причалы и подходы к ним под прицельным артиллерийским и минометным огнем. Поэтому с последних чисел октября Краснооктябрьские причалы использовались лишь для отгрузки тяжелораненых, а для приема пополнения, грузов и эвакуации большинства раненых были использованы четыре причала, расположенные южнее оврага Банный. Осенний паводок, вызвавший подъем воды, невозможность приема высокобортных судов и стремление обеспечить устойчивость работы переправы при огневом воздействии противника обусловили необходимость наращивания по высоте существующих южнее оврага Банный причалов и устройства ниже их по течению р. Волги двух новых причалов под 30-тонные грузы. С 13 ноября 1942 г. причалы на «Красном Октябре» полностью прекратили работу из-за затруднительности подхода к ним судов во время ледостава и выхода противника на берег р. Волги в районе завода «Баррикады»» (НАИИ СССР АН СССР. Р. III. Ф. 5. Д. 140. Л. 30, 31. ). На левом берегу Волги переправа 62-й армии располагала двумя причалами - Северным и Южным. Эти причалы и подходы к ним свободно просматривались противником с противоположного, возвышенного берега и были хорошо им пристреляны. Минометно-артиллерийские огневые налеты врага и бомбардировка причалов и подходов к ним с воздуха приводили к потерям обслуживающего переправу личного состава, к порче причалов и гибели плавсредств. Так, за время с 7 по 28 октября были подбиты и сгорели или затонули пароходы «Дубовка», «Совхозница», «Капитан Иванищев», «Пожарский», «Абхазец», «Донбасс», «Трамвай № 1», «БМК», «СП-19» и семь барж. 35 полупонтонов парка Н-2-П получили повреждения. «При этом абсолютное большинство погибших плавсредств было выведено из строя не на плаву, а во время стоянки у причалов, при погрузо-разгрузке или, что имело место чаще всего, во время дневной стоянки у переправы. Отсутствие каких-либо укрытий и открытые берега превращали суда, стоявшие во время дневки на приколе, в отличную мишень для артиллерии, минометов и авиации противника» (Там же. Л. 32. ). Дальнейшее базирование плавсредств на левом берегу Волги стало невозможным, и 28 октября основной пункт погрузочных и разгрузочных работ и базы флота был перенесен в Среднюю Ахтубу (район колхоза им. Кирова).

С перебазированием флота на Среднюю Ахтубу прекратились потери плавсредств на стоянках. В последующем были случаи прямого попадания мин и снарядов в движущиеся суда, но все они после ремонта вернулись в строй. Кроме того, перебазирование флота облегчило транспортировку грузов на конечном этапе их следования, так как переброска грузов автомобильным и гужевым транспортом была заменена перевозкой по воде, с движением нагруженных судов вниз по течению. После разгрузки на правом берегу Волги и приема раненых прибывшие суда курсировали остающуюся часть ночи вдоль правого берега Волги.

С 11 ноября ледостав на Ахтубе и отсутствие ледоколов заставили перенести базу флота из Средней Ахтубы к д. Тумак. Таким образом, основная армейская переправа трижды меняла на левом берегу Волги место базирования флота и основной пункт погрузо-разгрузки. «В первый период, при базировании плавсредств у переправы 62, движение судов происходило в основном перпендикулярно фарватеру, т. е. по наикратчайшему пути между двумя берегами. Этим самым была обеспечена наибольшая оборачиваемость судов. В зависимости от рода груза, длительности разгрузо-погрузочных работ суда, работавшие на плече переправа 62 - «Красный Октябрь», успевали сделать за ночь 3 - 4, а в некоторых случаях и до 6 рейсов. Второй период, связанный с базированием флота на Средней Ахтубе, обусловливал неизбежность движения нагруженных судов по р. Ахтубе, с выходом их на р. Волга у о. Спорный, в 4 км выше северного причала переправы 62. В последующие ночные часы суда работали на плече переправа 62 - «Красный Октябрь» и на рассвете возвращались в Среднюю Ахтубу. Движение судов в Ахтубу и обратно уменьшало оборачиваемость флота в сравнительно небольших пределах, так как большая часть пути от переправы 62 до Ах-туоы была вне дальности минометно-артиллерийского огня противника, и поэтому суда могли проходить ее в светлое время суток. В третий период, при базировании на Тумак, нагруженные суда, прежде чем достичь причалов южнее оврага Банный, должны были пройти предварительно 22 км вверх по течению. Работа на плече причалы правого берега - переправа 62 в подавляющем большинстве случаев была невозможна из-за ледовой обстановки. Суда поэтому были вынуждены работать на плече причалы правого берега - Тумак. При этих условиях при полном напряжении суда успевали сделать в течение ночи не более 2 рейсов. Работа флота при этом была усложнена не только ледоставом и зачастую сильными ветрами, но и необходимостью совершать часть пути вдоль берега, занятого противником. Противник, как правило, обстреливал суда при выходе их из старого русла р. Волга, у острова Голодный» (Там же. Л. 33, 34. ).

26 октября наряду с подчиненной фронту и обслуживаемой самоходными плавсредствами центральной армейской переправой была создана лодочная переправа, подчиненная непосредственно штабу инженерных войск 62-й армии. Лодочная переправа должна была помогать центральной переправе в эвакуации раненых, подвозе пополнения, боеприпасов, продовольствия и выполнять неотложные перевозки в то время, когда самоходные плавсредства находятся на приколе или когда они вообще не обслуживают данный маршрут. На правом берегу Волги лодочную переправу обслуживали лодочные расчеты 119-го армейского инженерного батальона (61 человек), а на левом берегу - лодочные расчеты 326-го армейского инженерного батальона (29 человек). Лодочные расчеты были сведены в пять отрядов (всего 25 лодок). Отряд лодок особого назначения, включавший пять отборных лодочных расчетов, находился в непосредственном подчинении штаба армии и выполнял его задания.

Основной пункт приема и отправки лодок был создан на правом берегу, у расположенного южнее оврага Банный санитарного причала. «С наступлением темноты к санитарному причалу направлялись лодки, имевшие задачу перебросить на левый берег до прихода самоходных плавсредств возможно большее число раненых и тем свести к возможному минимуму потери от минометного огня противника, неизбежные при скоплении на берегу большого числа людей. Для достижения наибольшего эффекта лодки использовались в первую очередь для перевозки легкораненых, с доставкой их на левый берег р. Волги прямо против санитарного причала. На левом берегу пункт выгрузки раненых не был фиксирован какими-либо опознавательными знаками, чтобы не создавать этим на совершенно открытом берегу видимых ориентиров для противника. Как следствие, при выгрузке раненых на левом берегу не было ни одного случая их повторного ранения минометным огнем. Количество лодок, высылаемых на переправу, назначалось каждый раз в соответствии с количеством раненых, скопившихся на эвакопункте. С приходом самоходных плавсредств количество работающих лодок сокращалось, а после вывозки всех скопившихся на эвакопункте раненых на переправе оставалась одна дежурная лодка, периодически перевозившая на левый берег раненых, поступивших в предрассветные часы. Было несколько случаев, когда на эвакопункте к утру скоплялось непредвиденно большое количество раненых. Тогда в помощь дежурной лодке направлялись лодки из резерва. Максимальный эффект лодочная переправа дала 8.11.42 г., когда на лодках было перевезено на левый берег 360 человек раненых. В эту ночь приток раненых был необычайно велик (1050 человек). Поэтому уже к 19.00 на перевозку раненых были направлены все лодочные расчеты. К часу ночи 9.11.42 г. все раненые были эвакуированы» (Там же. Л. 36, 37. ).

Противник в дневное время вел прицельный огонь из минометов, а также из установленных на Мамаевом кургане пулеметов, обстреливая 100-метровую полосу реки вдоль левого берега и сам берег. Поэтому движение лодок в дневное время, было ограничено проведением лишь неотложных перевозок, требующих быстроты выполнения и обычно связанных с переброской с одного берега на другой небольших групп командиров и их связных. Для этих перевозок чаще всего использовались небольшие рыбачьи лодки. Таких лодок различных размеров и грузоподъемности на 1 ноября было девять. На массовых перевозках более эффективными оказались лодки парка НЛП, которых на переправе было 10 (из них пять - в отряде особого назначения).

Волга и ее берега находились под сильным огневым воздействием противника, но, несмотря на это, весь период работы лодочной переправы с 27 октября по 11 ноября на плаву была подбита и затонула лишь одна лодка. Мелкие повреждения плавающих лодок осколками мин были часты, но после ремонта они снова возвращались в строй. Несколько лодок было разбито огнем на причальной линии, но наибольшее их число погибло днем, когда лодки находились в укрытиях в прибрежном песке.

12 ноября лодочная переправа прекратила свою работу в связи с па-чалом ледостава на Волге и сильными ветрами.

Сражающиеся на территории Сталинграда войска в это время почти полностью лишились связи с левым берегом. У защитников города кончались запасы боеприпасов, продовольствия, медикаментов на правом берегу скапливалось значительное число раненых. В 138-й стрелковой дивизии, пишет в своих воспоминаниях генерал-полковник И. И. Людников, к 14 ноября иссякли все запасы. «Голодали не только здоровые, но и раненые, количество которых с каждым днем возрастало и достигло цифры 300, а затем и более. Иссякли и запасы перевязочного материала, медикаментов» (Людников И. И., гвардии генерал-полковник. Неодолимое мужество // Битва за Волгу. С. 61. ). К 18 ноября в дивизии скопилось уже около 400 раненых (НАИИ СССР АН СССР. Р. III. Ф. 5. Д. 140. Л. 40. ). Попытки наладпть снабжение при помощи самолетов успеха не пмели. Ввиду ограниченных размеров плацдарма, на котором оборонялась дивизия, сбрасываемые с самолетов грузовые парашюты с боеприпасами и продовольствием попадали преимущественно в реку или к противнику. Интенсивный огонь зенитных батарей противника и тяжелого оружпя его пехоты не позволял добиться лучшего попадания грузов за счет уменьшения высоты полета самолетов. Тогда перед штабом инженерных войск 62-й армии была поставлена задача организовать снабжение 138-й стрелковой дивизии п эвакуировать из ее расположения раненых на лодках. При решении этой задачи необходимо было преодолеть в условиях ледостава Волгу п Денежную Воложку с перевалкой через о-в Зайцевский. «Первая попытка выполнить задание была сделана в ночь на 18.11.42 г. Одна из двух лодок, посланных в 138-ю сд 327-м пнжбатальоном, достигла цели, доставив 6 ящиков с боеприпасами и питание для рации, но на обратном пути подверглась обстрелу. Из пяти человек лодочного расчета двое были ранены, а красноармейцы Суворов и Захаров убиты. Вторая лодка была разбита прямым попаданием мины на правом берегу острова Зайцевский. Ее лодочный расчет в это время находился в укрытии и поэтому не пострадал» (Там же. Л. 40, 41. ).

Несмотря на все трудности, лодочная трасса здесь была открыта. С 18 ноября переправа на участке о-в Зайцевский - 138-я стрелковая дивизия была возложена на 107-й отдельный понтонно-мостовой батальон. Переброска всего необходимого для 138-й стрелковой дивизии с левого берега Волги на о-в Зайцевский поручалась 327-му армейскому инженерному батальону, а перевалка лодок и грузов через о-в Зайцевский и погрузка лодок на исходной линии обеспечивались также специально выделенными для этого подразделениями (С 21 по 30 ноября понтонеры 107-го отдельного понтонно-мостового батальона совершили на правый берег 2 Денежной Воложки 23 рейса, перевезя за это время 80 человек пополнения, до 13 т грузов, две рации и питание для них. На левый берег сделано 20 рейсов и вывезено 70 раненых. На переправе батальон потерял шесть человек убитыми и 18 человек 2 ранеными. См.: НАИИ СССР АН СССР. 2 Р. III. Ф. 5. Д. 140. Л. 42. ). Но основную часть задачи по восстановлению сообщений с левым берегом решили корабли Волжской военной флотилии. «Наконец 19 ноября на бронекатерах были доставлены боеприпасы и продовольствие, а раненые были эвакуированы»,- пишет генерал-полковник И. И. Людников (Людников И. И. Указ. соч. С. 62. ).

В дополнение к имевшимся у 62-й армии в ходе оборонительных боев коммуникациям через Волгу известную роль играли временные мосты пли пешеходные мостики, сооружаемые понтонно-мостовыми батальонами. Несмотря на их частое повреждение вражеским огнем, они служили важным средством сообщения с левым берегом. В первых числах октября в районах СТЗ и завода «Баррикады» были построены три пешеходных мостика, связавших правый берег Денежной Воложки с о-вом Зайцевским. Первый мостик (Этот мостик состоял из ряда бревенчатых плотов, соединенных между собой накладками из 3-6-миллиметрового полосового железа и стальным тросом, крепившимся с верховой стороны плотов. Поверх поперечных бревен плота был уложен настил из 2 5-сантиметровых досок. См.: НАИИ СССР АН СССР. Р. III. Ф. 5. Д. 140. Л. 43. ), построенный у южной оконечности острова, в районе завода «Баррикады», просуществовал более месяца, пропустив за это время в обоих направлениях тысячи людей (Там же. Л. 44. ). Мостик проявил необычайную живучесть. Бесчисленные атаки вражеских пикирующих бомбардировщиков и непрерывный минометный огонь вызывали лишь незначительные его повреждения, которые легко исправлялись. Все же авиабомба врага повредила крепление троса на левом берегу, мостик был сорван с места и унесен по течению. Второй пешеходный мостик, построенный в 40 - 50 м севернее первого, просуществовал всего лишь около трех дней. В результате обрыва троса на правом берегу он был снесен по течению. Третий пешеходный мостик длиной около 200 м был наведен через Денежную Воложку в районе СТЗ.

Битва на Волге к глубокой осени 1942 г. все еще не была завершена. Однако к этому времени в развитии происходящих здесь событий уже назрел кризис, который должен был привести к коренным изменениям в ходе дальнейшей борьбы. Легендарные участники обороны Сталинграда, выдержав натиск превосходящих сил грозного и беспощадного противника, создали важнейшую предпосылку для мобилизации ресурсов Советского Союза и приведения их в действие против врага. Для многих объективных наблюдателей во всем мире провал гитлеровских планов в гигантской битве под Сталинградом становился уже ясным, хотя ее исход еще не выявился с достаточной определенностью в пользу одной из борющихся сторон. Основанием для такого вывода, помимо общей правильной оценки сил Советского государства, было то несомненное духовное превосходство Красной Армии над вермахтом фашистской Германии, которое с потрясающей силой проявилось в обороне Сталинграда.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: