Евдокия Стрешнева - откуда же родом? Михаил романов и евдокия стрешнева Новый царь сын михаила и евдокии стрешневой.

фото Татьяны Ганичевой. 27мая 2011 года открыт памятник в городе Мещовском монастыре родоначальнице рода
Романовых - Евдокие Стрешневой и царевичу Алексею.
Очень часто можно слышать разговоры о знаменитом роде Романовых, о царской династии, которая началась с царя Михаила Фёдоровича Романова. Однако почти никто не говорит о женском начале царского рода, супруге царя Михаила - Евдокии Стрешневой. Её родиной была Калужская земля, старинный купеческий город Мещовск, а Мещовский монастырь святого Георгия Победоносца - некрополем, где были похоронены родители и родственники первой царицы, давшей начало всему царскому роду Романовых. Царь Михаил при обручении с Евдокией Стрешневой сказал, что Господь, в лице Евдокии, избирает матерь его народу.

Здесь раскрывается история, педагогика воспитания современной женщины на примере благодатной царицы - умной скромной благочестивой, глубоко верующей, любящей матери, заступницы и ходатаицы за свой народ перед мужем - царём и перед Богом, но при этом, слабой женщины. Но в этой слабости, в вере в Бога, в благочестии, скромности и нравственности каждой женщины сокрыта могучая сила, которая проявлялась в Великих женщинах, которым Бог дал сугубую благодать, и эти женщины оставили неизгладимый след в истории на века. Такой женщиной была великая княгиня Ольга. (Такой женщиной стала царица Евдокия. Физически слабый, болезненный и религиозный царь часто бросал все дела государства и отправлялся молиться. Царица Евдокия умной и трёрдой женскою рукой направляла дела государственные, не давая усомниться недоброжелателям в слабости власти царя. Прим. сисадмина.)Древний город Мещовск, Калужская обл. Свято-Георгиевский Мещовский мужской монастырь.Наместник монастыря игумен Георгий (Ездачёв).

КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ - РОДИНА ТРЁХ РУССКИХ ЦАРИЦ .
Мещовск - малый город большой русской судьбы.
Михаил Фёдорович Романов первый русский царь, избранный Земским собором, после свадьбы с княжной Марией Долгорукой, овдовел через четыре месяца. Возможно было отравление, так как некии влиятельные силы противились усилению влияния рода Романовых, путём их соединения с Долгорукими - природными Рюриковичами. Когда пришло время царю снова жениться, на смотрины собрались девицы богатых и знатных родов. Но Михаил Фёдорович выбрал "худородную" красавицу Евдокию Стрешневу. Она не участвовала в смотринах, а прибыла с одной из претенденток в качестве "напёрсницы" . Евдокия поразила царя "красотой, обходительностью и кротким нравом". Свадьба состоялась 5 февраля 1626 года.
Главным достоинством цариц было дать здорового сына - наследника. Евдокия родила десятерых детей - семь дочерей и трёх сыновей. Шестеро детей умерли в младенчестве. (Таковы были тогда суровые времена).Сын Алексей Михайлович стал будущим самодержцем и отцом Петра Первого. Царица Евдокия всего на пять недель пережила своего мужа, скончавшись 18 августа 1645 года, тридцати семи лет от роду.Современные исследования её останков показали наличие в костях свинца, мышьяка и ртути в количестве, многократно превышающем ПДК. Возможно это было отравление или результат применения косметики того времени. Евдокия Стрешнева была похоронена в усыпальнице женщин царского рода Воскресенского женского монастыря в Кремле. Ныне её саркофаг хранится в подвальной палате Архангельского собора. ТАРУСА - РОДИНА МАТЕРИ ПЕТРА ВЕЛИКОГО
Калужская земля подарила России ещё одну царицу - Наталью Кирилловну Нарышкину, мать Петра Первого. Наталия Кирилловна родилась в семье мелкого дворянина, стольника и полковника рейтарского строя Кирилла Полиевктовича Нарышкина. Она воспитывалась в семье друга своего отца - Артамона Сергеевича Матвеева, возглавлявшего Малороссийский приказ, человека образованного и открытого всем новым веяниям. Наталья была воспитанной:умела владеть собой и не терялась со знаменитыми гостями своего наставника, среди которых бывал и государь Алексей Михайлович (Тишайший) - сын калужской "землячки" Наталии - Евдокии Стрешневой. А кроме того, девица Наталья была умна, любознательна и добра, чем и запала в душу монарха. После смерти первой жены Марии Ильиничны Милославской, с которой царь прожил 20 лет, Алексей Михайлович надумал жениться. Смотр невест длился пять месяцев - с ноября 1669 года по май 1670 году.Полюбовавшись сотней красавиц, сорокалетний Алексей Михайлович 22 января 1671 года обвенчался с давно примеченной незнатной Натальей Кирилловной Нарышкиной. А 30 мая 1672 года у них родился первенец - царевич Пётр. По свидетельству немецкого офицера, географа и разведчика на шведской службе Филиппа Страленберга, жившего при русском дворе, царица Наталья Кирилловна была хоть и набожна "по-старомосковски", но но весёлого нрава и весьма охотно предавалась разным увеселениям, в том числе и таким заморским "новинам", как театральные представления. Царь Алексей Михайлович, горячо любивший молодую царицу, старался доставлять ей эти радости. У Натальи Крилловны родились ещё две дочери - Наталья и Феодора, а в 1676 года. Царственный супруг неожиданно умер. Наталье Кирилловне было всего 26 лет и впереди её ждали суровые испытания: борьба с родственниками первой царицы - Милославскими, казни её собственных родичей - Нарышкиных. При царе Фёдоре Алексеевиче, будучи отлучена от двора, она жила с детьми в подмосковном Преображенском. Положение вдовой царицы ухудшилось при регентстве Софьи при младших братьях Петре и Иване. Её ещё ждали ужасы стрелецкого бунта, с которым "медведица", как уважительно звали Наталью Кирилловну стрельцы, успешно справилась. Заточив ненавистную Софью, она восстановила на престоле своего "Петрушу". Своенравным возмужанием юный царь успел доставить родидельнице немало хлопот.. В 1694 году сорока двух лет от роду- Наталия Кирилловна отдала Богу душу. Погребли её в том же Вознесенском монастыре рядом с первой женой Алексея Михайловича - Марией Ильиничной Милославской. Будущего императора всероссийского три дня не могли нигде отыскать - спрятавшись от всех он тосковал и горько плакал по своей матушке.
НЕСЧАСТНАЯ ЕВДОКИЯ
Следующей русской царицей из Мещовской земли, стала Евдокия Лопухина - первая жена Петра Первого, внука Евдокии Стрешневой. При крещении ей досталось "простонародное" имя Авдотья, но после бракосочетания его изменили на более приличествующее царице - Евдокия. Её отец Илларион Авраамович Лопухин после наречения дочери "царской невестой" также сменил имя и стал именоваться Фёдором.
Венчание Евдокии Лопухиной и Петра Алексеевича Романова состоялось 27 января 1689 года. Брак оказаля исключительно неудачным.Поскорее женить "Петрушу" на представительнице "верного", с её точки зрения, рода постаралась его мать "калужанка" Наталья Кирилловна Нарышкина. До свадьбы будущий монарх невесту даже не лицезрел - о какой уж тут любви говорить! Энергичный муж всё более отворачивался от воспитанной "по старине" Евдокии, которая не могла понять причину его увлечений" марсовыми делами" и "нептуновыми потехами" - всеми этими "солдатиками" и "корабликами". Вскоре добавилось увлечение Анной Монс - смазливой и весёлой дочкой немецкого коммерсанта. Даже рождение сыновей не могло сблизить супругов. Несколько раз Пётр убеждал нелюбимую Евдокию добровольно стать монахиней - та наотрез отказывалась. Тогда царь велел насильно постричь царицу в "ангельский чин" - под именем инокини Елены. Супруга содержалась в Суздальско - Покровском, а затем в Ладожском Успенском монастыре под строгим надзором. Это впрочем, не помешало ей
сбросив насильно навязаную монашескую скуфью, влюбиться в майора Степана Глебова, навестившего узницу в Суздале.Вскоре ей придётся с ужасом узнать, что её первенец Алексей казнён, а следом за ним и по тому же делу головы лишится и её возлюбленный Степан.
В 1725 году после смерти Петра Великого Екатерина I приказала заточить свою предшественницу в одиночную камеру в Шлиссеьбургскую крепость без права переписки, где та провела два страшных года. Судьба несчастной Евдокии - Елены изменилась с воцарением на престол Петра II. Её перевезли в Москву в Новодевичий, а затем в Вознесенский монастырь в Кремле, дали большое содержание и особый двор. Конец жизни бывшая царица провела в почёте и богатстве, пережив мужа, детей и даже внуков. После скоропостижной смерти Петра II ей даже намекали на возможность российской короны, но она сразу же отнеё отказалась, предпочтя остаться в памяти народа смиренной узницей.
Евдокия Лопухина скончалась 27 июля 1731 года и была похоронена в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. Она стала последней царицей русского рода - впоследствии наши самодержцы женились только на иностранках.
НЕВЕСТА В БЕЛОМ ПЛАТЬЕ
"Невеста в белом платье" - так называл родину русской царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной известный русский художник Василий Ватагин. Он писал: "Весной, когда цветут яблони, Таруса красуется, как невеста в белом платье". Своё название она получила от реки Тарусы. Город жил бурной жизнью. В XV-XVII веках таруса была крепостью - защитницей, важным укреплённым пунктом на подступах к Москве. Постепенно она утратила ратную роль и стала жить жизнью тихого уездного города.
С конца XIXв. удивительно живописные виды Тарусы привлекли сюда множество художников. Вслед за ними потянулись поэты, писатели, музыканты, учёные. Город стал своего рода творческой лабораторией и приютом для людей искусства и науки. Здесь жили и творили Василий Поленов, Виктор Борисов - Мусатов, Василий Ватагин, Марина Цветаева, Константин Паустовский, Николай Заболоцкий, Иосиф Бродский, Святослав Рихтер, Андрей Тарковский и многие другие выдающиеся россияне.

Царица Евдокия Лукьяновна , урождённая Стрешнева (1608 - 18 (28) августа 1645) - вторая жена царя Михаила Фёдоровича с 5 (15) февраля 1626, мать царя Алексея Михайловича.

Биография

Происходила из мелкопоместного рода Стрешневых. Дочь мещовского дворянина Лукьяна Степановича Стрешнева и Анны Константиновны, предположительно дочери князя Константина Романовича Волконского. (По другим данным Анна Константиновна была дочерью Константина Григорьевича Юшкова, что косвенно подтверждается тем, что его внук - боярин, дядька царя Иоанна Алексеевича, Борис Гаврилович Юшков считался близким родственником царской семье.) Имела брата Степана, который впоследствии сыграл роковую роль в деле осуждения патриарха Никона, составив вопросы о наиболее противоречивых сторонах его деятельности.

Родилась предположительно в 1608 году и потеряла мать вскоре после рождения, в то время как её отец, по некоторым указаниям, покинул родные имения ради участия в ополчении Пожарского, отдав ребёнка более богатым родственникам по материнской линии.

Из того же города Мещовска была родом последняя русская царица, жена её внука Петра Великого - Евдокия Лопухина, браку которой с юным царем способствовали помимо его родственников по материнской линии Нарышкиных, также дальний родственник Евдокии Стрешневой - Тихон Стрешнев, причем крестильное имя Лопухиной - «Прасковья», было поменяно при венчании на «Евдокию».

Свадьба

Евдокия Лукьяновна была выбрана овдовевшим царем Михаилом Фёдоровичем на смотре невест, устроенном в 1626 году. Она не входила в число отобранных красавиц, а прибыла с одной из них, дочерью окольничего Григория Волконского в качестве наперсницы («подруги для собеседования»). Михаилу не понравилась ни одна из девиц, прошедших в «финал конкурса», но по просьбе родителей он осмотрел всех ещё раз, и Евдокия понравилась ему «красотой, обходительностью и кротким нравом». Родители царя были разочарованы этим выбором, но Михаил остался непреклонен. «Государь ссылался не только на возникшее у него чувство, но и на свой христианский долг помочь благородной не по крови, а по существу девице покинуть дом притеснявших её родственников».

При сем объяснении упомянуто было также и о том, что Евдокия Лукьяновна Стрешнева живеть под игом жестокаго своенравия гордых своих родственников; что она всем от них обижена и редкий день проходит, чтобы она не обливалась слезами; но что она скромная и добродетельная девица; что никто не токмо не слыхал от нея жалоб, даже недовольнаго взгляда от ея не видал.

Таковое о девице Стрешневой известие проникло болезненным состраданием сердце Царево, уже любовию объятое. Невольный вздох вырвался из груди Государевой, и он сам того не приметил, как произнес: «Несчастная… Но ты должна быть счастливою.»

Матерь Царя была недовольна сим выбором, и сь некоторым негодованием сказала сыну своему: «Государь! Таковым избранием ты оскорбляешь Бояр и Князей, знаменитых своими и предков своих заслугами; дочери их, ежели тебе и не по нраву, то, по крайнев мере, не менее Стрешневой добродетельны … А Стрешнев кто?… Человек неизвестный!»

Царские посыльные отправились в отдаленный Мещовский уезд (Калужская губерния), чтобы привезти ко двору отца, Лукьяна Степановича Стрешнева, который благословил дочь на брак. По легенде, весть о выборе царя застала его за полевыми работами, на что историк царствования Михаила резонно замечает: «Повествуют, что посланные застали Стрешнева возделывающим пашню под посев ржи; но едва ли это справедливо, ибо в феврале (когда они прибыли к нему) нельзя ещё было пахать».

Любопытно, что в царских палатах Евдокия оказалась и была названа царицей лишь за 3 дня до венчания, видимо, из-за боязни родителей Михаила, что с ней случится из-за козней неприятность, подобная тем, что случилось с предыдущими царскими невестами - Марией Хлоповой и княжной Марией Долгорукой, ставшей царицей, но умершей через несколько месяцев, заболев сразу после свадьбы (это связывали с происками тех, кто не желал династии Романовых утверждения на престоле через крепкую линию престолонаследия).

Текущая версия страницы пока не проверялась

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от, проверенной 3 июня 2019; проверки требуют.

Царица Евдокия Лукьяновна , урождённая Стрешнева ( - 18 (28 ) августа ) - вторая жена царя Михаила Фёдоровича с 5 (15 ) февраля , мать царя Алексея Михайловича .

Происходила из мелкопоместного рода Стрешневых . Дочь мещовского дворянина Лукьяна Степановича Стрешнева . Имела брата Степана , который впоследствии сыграл роковую роль в деле осуждения патриарха Никона , составив вопросы о наиболее противоречивых сторонах его деятельности .

Родилась предположительно в 1608 году и потеряла мать вскоре после рождения , в то время как её отец, по некоторым указаниям, покинул родные имения ради участия в ополчении Пожарского , отдав ребёнка более богатым родственникам по материнской линии .

…что она осиротела ещё в пеленках, лишившись матери вскоре по рождении своем; что отец ея, отправляясь на службу ратную в смутныя времена, отдал её на воспитание дальней своей родственнице, знатной боярыне, с дочерью которой она и приехала ко двору .

При сем объяснении упомянуто было также и о том, что Евдокия Лукьяновна Стрешнева живеть под игом жестокаго своенравия гордых своих родственников; что она всем от них обижена и редкий день проходит, чтобы она не обливалась слезами; но что она скромная и добродетельная девица; что никто не токмо не слыхал от нея жалоб, даже недовольнаго взгляда от ея не видал.

Таковое о девице Стрешневой известие проникло болезненным состраданием сердце Царево, уже любовию объятое. Невольный вздох вырвался из груди Государевой, и он сам того не приметил, как произнес: «Несчастная… Но ты должна быть счастливою.»

Матерь Царя была недовольна сим выбором, и сь некоторым негодованием сказала сыну своему: «Государь! Таковым избранием ты оскорбляешь Бояр и Князей, знаменитых своими и предков своих заслугами; дочери их, ежели тебе и не по нраву, то, по крайнев мере, не менее Стрешневой добродетельны … А Стрешнев кто?… Человек неизвестный!»

Царские посыльные отправились в отдалённый Мещовский уезд (Калужская губерния), чтобы привезти ко двору отца, Лукьяна Степановича Стрешнева, который благословил дочь на брак. По легенде, весть о выборе царя застала его за полевыми работами, на что историк царствования Михаила резонно замечает: «Повествуют, что посланные застали Стрешнева возделывающим пашню под посев ржи; но едва ли это справедливо, ибо в феврале (когда они прибыли к нему) нельзя ещё было пахать» .

Любопытно, что в царских палатах Евдокия оказалась и была названа царицей лишь за 3 дня до венчания, видимо, из-за боязни родителей Михаила, что с ней случится из-за козней неприятность, подобная тем, что случилось с предыдущими царскими невестами - Марией Хлоповой и княжной Марией Долгорукой , ставшей царицей, но умершей через несколько месяцев, заболев сразу после свадьбы (это связывали с происками тех, кто не желал династии Романовых утверждения на престоле через крепкую линию престолонаследия).

Свадьба Михаила Фёдоровича и Евдокии Лукьяновны состоялась 5 (15 ) февраля года в Москве. Весь ход брачного торжества был изложен в лицевой (иллюстрированной) рукописи под названием «Описание в лицах торжества, происходившего в 1626 году февраля 5 при бракосочетании Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича с Государынею Царицею Евдокиею Лукьяновною из рода Стрешневых» .

«Отец царицы Лукьян Стрешнев вскоре превратился в богатейшего землевладельца, обладавшего имениями в семи уездах, по количеству угодий он занял девятое место среди самых богатых людей государства. Некоторые его вотчины сохранились до наших дней. Например, деревня Орехово , в 1960 году включённая в черту Москвы, или усадьба в начале Божедомского переулка в Москве (ныне). Лукьян Степанович также владел обширным двором в Московском Кремле, занимавшем половины улиц Житницкая и Троицкая» . Двоюродные родственники царицы благодаря улучшению своего положения смогли купить и начать отстраивать имение Узкое .

Ещё одна легенда об отце Евдокии гласит , что в одной из комнат у Лукьяна Степановича была особая занавеска. Каждый день, оставшись наедине с собой, царский тесть отдергивал её. За занавеской была аккуратно развешана его прежняя одежда, лежали орудия, с которыми Стрешнев работал в поле. И тогда бывший бедный дворянин говорил себе: «Лукьян! Помни, что ты был и что ты ныне. Помни, что все сие получил ты от Бога. Не забывай Его милосердия. Помни Его заповеди. Делись всем, что имеешь, с бедными: они твои братья. Не утесняй никого, ты сам был беден. Помни твердо, что все земное величие - суета, и что Бог одним словом может обратить тебя в ничто».

Как указывают историки, жизнь юной царицы под крылом у властной свекрови была нелегкой: «Положение её при дворе было сложное. По видимости, молодая царица попала в полную зависимость от свекрови инокини Марфы, твердая рука которой чувствуется во всем дворцовом обиходе. При свекрови и невестке состоял один и тот же духовник, а дела их вел один дьяк. В поездках по монастырям и на всех выходах мать царя сопровождала невестку. Воспитателей для внуков также выбирала бабушка. Но и после смерти свекрови не чувствуется никакого влияния царицы в делах Михаила Федоровича» .

Главные заботы Евдокии были связаны с деторождением. Первые два ребёнка оказались девочками, причем вторая умерла 9-месячной. И. Е. Забелин пишет : «Это обстоятельство, что рождаются только дочери, очень опечалило и озаботило царственных супругов. Была печаль и беда не малая и царю; и ещё более благоверной царице о „безродии сыновнем“, о безродии наследника царству, беда, обыкновенно развивавшая холодность царя к несчастливой царице. Супруги стали усердно молиться… Однажды в беседе с известным во дворце Соловецким иноком Александром Булатниковым, который впоследствии был келарем Троицкого монастыря, царь Михаил обратился к нему со словами: Ты не знаешь ли, кто у вас старец преподобный, который помолился бы о нашей печали? Александр ответил: Есть, государь, такой муж, и я уверен, что может испросить вам у Бога плод сыновства: это преподобный Елеазар , подвижник Анзерский. Александр рассказал подробно и святом его житии, и царь немедля послал Александра с люблением, дабы преподобный как можно скоро прибыл в Москву. Прибыл святой старец в царские палаты и в беседе с горевавшими супругами утешил их благонадежными словесами Не печалуйте, говорил. Слыша это, супруги исполнились неизреченной радости и упросили преподобного, чтобы остался до времени в Чудовом монастыре . Богу содействующу глаголам святого, не по многом времени зачатся и родися царю сын Алексей Михайлович , который, впоследствии воцарившись, почитал св. старца, яко другого себе отца, богодарованного, осыпал его щедрыми дарами и повелел в его скиту соорудить церковь каменную».

Силен бо есть Бог дать вам плод по вере вашей и это сбудется, яко день сей. Уповаю на Господа, что зачнется вам сын и родится и царствию по вас будет наследник.

Покров Александра Свирского, вышитый царицей Евдокией, 1644, Русский музей

После неблагополучных родов царевича Василия, который вскоре скончался, Евдокия в течение шести лет (1639-1645 г.), до самой смерти царя, больше не рожала и, по свидетельству современников, с того времени «была перед прежним скорбна и меж супругами в их государском здоровье и в любви стало не по-прежнему» .

Царь с царицей молились и великую веру показали к преподобному Александру Чудотворцу Свирскому , мощи которого были обретены в течение тех же лет (1641 год), а в 1643 году царь устроил для них богатую серебряную раку, а царица . Но детей больше им даровано не было.

«устроила швейным художеством своима рукама, со благородными своими чады (дочерьми), цветных сияет на плащанице образ св. Живоначальныя Троицы и преподобнаго отца Александра, и украсила златом и сребром и бисером (жемчугом) со драгим камением, и повелела положити на многочудесныя мощи преподобнаго…»

Евдокия стала основательницей многих богоугодных заведений, помогала нищим и церкви. Внесла большой вклад в восстановление Мещовского Свято-Георгиевского мужского монастыря на своей родине , в некрополе которого находится семейная усыпальница Стрешневых (встречается информация, о том, что в нём её благословляли перед отъездом в Москву на смотр невест с пожеланием завоевать сердце царя, что не противоречит информации о том, что она не входила в число соискательниц). Навещала она и Московский

Происходила из мелкопоместного рода Стрешневых. Дочь мещовского дворянина Лукьяна Степановича Стрешнева и Анны Константиновны, предположительно дочери князя Константина Романовича Волконского.

По другим данным Анна Константиновна была дочерью Константина Григорьевича Юшкова, что косвенно подтверждается тем, что его внук - боярин, дядька царя Иоанна Алексеевича, Борис Гаврилович Юшков считался близким родственником царской семье.

Имела брата Степана, который впоследствии сыграл роковую роль в деле осуждения патриарха Никона, составив вопросы о наиболее противоречивых сторонах его деятельности.

неизвестен , Public Domain

Родилась предположительно в 1608 году и потеряла мать вскоре после рождения, в то время как её отец, по некоторым указаниям, покинул родные имения ради участия в ополчении Пожарского, отдав ребенка более богатым родственникам по материнской линии.

…что она осиротела еще в пеленках, лишившись матери вскоре по рождении своем; что отец ея, отправляясь на службу ратную в смутныя времена, отдал её на воспитание дальней своей родственнице, знатной боярыне, с дочерью которой она и приехала ко двору.

Из того же города Мещовска была родом последняя русская царица, жена её внука Петра Великого - Евдокия Лопухина, браку которой с юным царем способствовали помимо его родственников по материнской линии Нарышкиных, также дальний родственник Евдокии Стрешневой - Тихон Стрешнев, причем крестильное имя Лопухиной - «Прасковья», было поменяно при венчании на «Евдокию».

Свадьба

Евдокия Лукьяновна была выбрана овдовевшим царем Михаилом Фёдоровичем на смотре невест, устроенном в 1626 году. Она не входила в число отобранных красавиц, а прибыла с одной из них, дочерью окольничего Григория Волконского в качестве наперсницы («подруги для собеседования»). Михаилу не понравилась ни одна из девиц, прошедших в «финал конкурса», но по просьбе родителей он осмотрел всех еще раз, и Евдокия понравилась ему «красотой, обходительностью и кротким нравом».


неизвестен , Public Domain

Родители царя были разочарованы этим выбором, но Михаил остался непреклонен. «Государь ссылался не только на возникшее у него чувство, но и на свой христианский долг помочь благородной не по крови, а по существу девице покинуть дом притеснявших её родственников».

При сем объяснении упомянуто было также и о том, что Евдокия Лукьяновна Стрешнева живеть под игом жестокаго своенравия гордых своих родственников; что она всем от них обижена и редкий день проходит, чтобы она не обливалась слезами; но что она скромная и добродетельная девица; что никто не токмо не слыхал от нея жалоб, даже недовольнаго взгляда от ея не видал.

Таковое о девице Стрешневой известие проникло болезненным состраданием сердце Царево, уже любовию объятое. Невольный вздох вырвался из груди Государевой, и он сам того не приметил, как произнес: «Несчастная… Но ты должна быть счастливою.»

Матерь Царя была недовольна сим выбором, и сь некоторым негодованием сказала сыну своему: «Государь! Таковым избранием ты оскорбляешь Бояр и Князей, знаменитых своими и предков своих заслугами; дочери их, ежели тебе и не по нраву, то, по крайнев мере, не менее Стрешневой добродетельны … А Стрешнев кто?… Человек неизвестный!»

Царские посыльные отправились в отдаленный Мещовский уезд (Калужская губерния), чтобы привезти ко двору отца, Лукьяна Степановича Стрешнева, который благословил дочь на брак. По легенде, весть о выборе царя застала его за полевыми работами, на что историк царствования Михаила резонно замечает:

Повествуют, что посланные застали Стрешнева возделывающим пашню под посев ржи; но едва ли это справедливо, ибо в феврале (когда они прибыли к нему) нельзя еще было пахать.


неизветен , Public Domain

Любопытно, что в царских палатах Евдокия оказалась и была названа царицей лишь за 3 дня до венчания, видимо, из-за боязни родителей Михаила, что с ней случится из-за козней неприятность, подобная тем, что случилось с предыдущими царскими невестами - Марией Хлоповой и княжной Марией Долгорукой, ставшей царицей, но умершей через несколько месяцев, заболев сразу после свадьбы (это связывали с происками тех, кто не желал династии Романовых утверждения на престоле через крепкую линию престолонаследия).

Свадьба Михаила Фёдоровича и Евдокии Лукьяновны состоялась 5 (15 ) февраля 1626 года в Москве. Весь ход брачного торжества был изложен в лицевой (иллюстрированной) рукописи под названием «Описание в лицах торжества, происходившего в 1626 году февраля 5 при бракосочетании Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича с Государынею Царицею Евдокиею Лукьяновною из рода Стрешневых».

Инокиня Марфа благословила невесту и передала ей ящик, в котором лежало «золотое монисто с панагией - по лазоревому яхонту был вырезан образ Спаса Вседержителя и два яхонты по краям и два изумруда, а на обратной стороне панагии образ великомученика Дмитрия». Отец царя, патриарх Филарет, обвенчал молодых. Родители Михаила Фёдоровича хотели изменить имя Евдокии на имя первой русской царицы Анастасии, но невеста отказалась.

Бракосочетание царя происходило 5 февраля, и все лица были по особенному царскому приказу без мест. Осторожности сей научил опыт первого бракосочетания. Главным распорядителем был боярин Иван Никитич Романов, а дружками при государе - князья Дмитрий Черкасский и Д. М. Пожарский, при государыне - Борис Михайлович Шеин и Роман Петрович Пожарский. В церковь ехал государь верхом на аргамаке, а государыня в санях. На другой день прибыли к царю Михаилу Феодоровичу с дарами бояре, думные люди, гости, и гостинной, и суконной, и черной сотни торговые люди. Царь приказал их допустить к себе, но даров не принял. В последнем случае поступил царь Михаил Феодорович вопреки прежним обычаям и, вероятно, имел на то особые причины.

Отец царицы Лукьян Стрешнев вскоре превратился в богатейшего землевладельца, обладавшего имениями в семи уездах, по количеству угодий он занял девятое место среди самых богатых людей государства. Некоторые его вотчины сохранились до наших дней. Например, деревня Орехово, в 1960 году включённая в черту Москвы, или усадьба в начале Божедомского переулка в Москве (ныне Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства). Лукьян Степанович также владел обширным двором в Московском Кремле, занимавшем половины улиц Житницкая и Троицкая». Двоюродные родственники царицы благодаря улучшению своего положения смогли купить и начать отстраивать имение Узкое.

Еще одна легенда об отце Евдокии гласит, что в одной из комнат у Лукьяна Степановича была особая занавеска. Каждый день, оставшись наедине с собой, царский тесть отдергивал её. За занавеской была аккуратно развешана его прежняя одежда, лежали орудия, с которыми Стрешнев работал в поле. И тогда бывший бедный дворянин говорил себе: «Лукьян! Помни, что ты был и что ты ныне. Помни, что все сие получил ты от Бога. Не забывай Его милосердия. Помни Его заповеди. Делись всем, что имеешь, с бедными: они твои братья. Не утесняй никого, ты сам был беден. Помни твердо, что все земное величие - суета, и что Бог одним словом может обратить тебя в ничто.

Жизнь в браке

Как указывают историки, жизнь юной царицы под крылом у властной свекрови была нелегкой: «Положение её при дворе было сложное. По видимости, молодая царица попала в полную зависимость от свекрови инокини Марфы, твердая рука которой чувствуется во всем дворцовом обиходе.

При свекрови и невестке состоял один и тот же духовник, а дела их вел один дьяк. В поездках по монастырям и на всех выходах мать царя сопровождала невестку. Воспитателей для внуков также выбирала бабушка. Но и после смерти свекрови не чувствуется никакого влияния царицы в делах Михаила Федоровича»


неизвестен , Public Domain

Главные заботы Евдокии были связаны с деторождением. Первые два ребенка оказались девочками, причем вторая умерла 9-месячной. И. Е. Забелин пишет:

«Это обстоятельство, что рождаются только дочери, очень опечалило и озаботило царственных супругов. Была печаль и беда не малая и царю; и еще более благоверной царице о „безродии сыновнем“, о безродии наследника царству, беда, обыкновенно развивавшая холодность царя к несчастливой царице. Супруги стали усердно молиться… Однажды в беседе с известным во дворце Соловецким иноком Александром Булатниковым, который впоследствии был келарем Троицкого монастыря, царь Михаил обратился к нему со словами: Ты не знаешь ли, кто у вас старец преподобный, который помолился бы о нашей печали? Александр ответил: Есть, государь, такой муж, и я уверен, что может испросить вам у Бога плод сыновства: это преподобный Елеазар, подвижник Анзерский. Александр рассказал подробно и святом его житии, и царь немедля послал Александра с люблением, дабы преподобный как можно скоро прибыл в Москву. Прибыл святой старец в царские палаты и в беседе с горевавшими супругами утешил их благонадежными словесами Не печалуйте, говорил. Силен бо есть Бог дать вам плод по вере вашей и это сбудется, яко день сей. Уповаю на Господа, что зачнется вам сын и родится и царствию по вас будет наследник. Слыша это, супруги исполнились неизреченной радости и упросили преподобного, чтобы остался до времени в . Богу содействующу глаголам святого, не по многом времени зачатся и родися царю сын Алексей Михайлович, который, впоследствии воцарившись, почитал св. старца, яко другого себе отца, богодарованного, осыпал его щедрыми дарами и повелел в его скиту соорудить церковь каменную».

После неблагополучных родов царевича Василия, который вскоре скончался, Евдокия в течение шести лет (1639-1645 г.), до самой смерти царя, больше не рожала и, по свидетельству современников, с того времени «была перед прежним скорбна и меж супругами в их государском здоровье и в любви стало не по-прежнему».

Царь с царицей молились и великую веру показали к преподобному Александру Чудотворцу Свирскому, мощи которого были обретены в течение тех же лет (1641 год), а в 1643 году царь устроил для них богатую серебряную раку, а царица «устроила швейным художеством своима рукама, со благородными своими чады (дочерьми), цветных сияет на плащанице образ св. Живоначальныя Троицы и преподобнаго отца Александра, и украсила златом и сребром и бисером (жемчугом) со драгим камением, и повелела положити на многочудесныя мощи преподобнаго…» . Но детей больше им даровано не было.

Царица Евдокия , Public Domain

Евдокия стала основательницей многих богоугодных заведений, помогала нищим и церкви. Внесла большой вклад в восстановление Мещовского Свято-Георгиевского мужского монастыря на своей родине, в некрополе которого находится семейная усыпальница Стрешневых (встречается информация, о том, что в нем её благословляли перед отъездом в Москву на смотр невест с пожеланием завоевать сердце царя, что не противоречит информации о том, что она не входила в число соискательниц). Навещала она и Московский , в особенности жившую здесь блаженную схимонахиню Марфу, Христа ради юродивую, и просила её молитв о благополучном разрешении при родах. Примеру благочестивой царицы следовали и подданные. Установился освященный молитвами юродивой Марфы обычай служить во время беременности при гробе блаженной в Ивановском монастыре панихиды об упокоении её души, тем самым испрашивая её молитвенной помощи.

Скончалась Евдокия 18 августа 1645, через 5 недель после смерти мужа, умершего 13 июля. Похоронена царица была в усыпальнице для женщин царского рода в Московского Кремля у южной стены. С 1930 года саркофаг с останками царицы хранится в подвальной части , так как Вознесенский монастырь был взорван в 1929 году. Надпись на его крышке сообщает:

Лета 7153 августа в 18 день… в шестом часу преставис… благоверная царица и великая княгиня Евдокея Лукяновна а погребена августа в 19 день .

Пятого февраля 1626-ого года царь Михаил Романов венчался с Евдокией Стрешневой. Красавица-невеста то и дело ловила на себе восхищённые взгляды жениха. После бракосочетания свекровь одарила невестку золотым ожерельем с иконой и драгоценными камнями. И благословила на долгую счастливую жизнь с Михаилом. Она такой и получилась, вопреки расхожему мнению о том, что «жениться по любви не может ни один король».

Царь любил супругу. Задарил её украшениями, и в знак доверия и благодарности даже преподнёс личный жезл – символ власти и знак царственного достоинства. Что и говорить, Михаил умел ценить то, что было даровано ему свыше.

Жену он искал долго. В тридцать лет всё ещё оставался холостяком. В 1626-ом году по стране разнеслась весть о том, что в Кремле пройдут смотрины дочерей дворян и бояр. Потенциальные невесты должны были быть, как писалось в грамотах, «ростом, красотою и разумом исполнены». 60 девушек приехали в Москву. Собрались в назначенный день в палате. Царь внимательно вглядывался в каждую, тщетно надеясь увидеть не только красивое лицо, но и душу.

Он хотел уже отказаться от этой затеи, как вдруг увидел одну из служанок – она сопровождала на смотринах свою хозяйку - и лишился дара речи. Михаил сердцем почувствовал, что красивая девушка – добра и простодушна. Мать царя ужаснулась, когда сын сообщил ей, что женится на прислужнице. Умоляла не делать этого, но обычно мягкий Михаил был непреклонен. Он заявил, что его христианский долг вытащить девушку из семьи, где она, как служанка, кроме обид ничего не видела.

Сразу после свадьбы Евдокия стала хозяйкой царских палат. Не сидела без дела, а занималась хозяйством, управляла сёлами, принадлежавшими царской семье, благо жизнь деревни знала хорошо, держала в своих руках финансы двора. А ведь Евдокия была не только женой, но и матерью десятерых детей! На горе родителей шестерых младенцев они потеряли. Вырастили трёх дочерей и одного сына – наследника престола Алексея.

Евдокия Лукьяновна тяжело переживала смерть детей. Утешить царицу не умел никто, кроме Михаила Фёдоровича. Горе сближало супругов. Они были бесконечно преданы друг другу. Ближайшее окружение видело, как взаимная надёжность Романовых, их уверенность друг в друге, отметали все интриги недоброжелателей. А глубокая вера в Бога защищала супругов, помогала справляться с бедами.

Евдокия Лукьяновна подарила мужу то, что он безуспешно искал полжизни – душевный покой и гармонию, на которых и зиждется обыкновенное семейное счастье. Кроме того, супруга ещё и помогала мужу управлять государством. Михаил Фёдорович был тихим, болезненным человеком, и когда его одолевали проблемы, он их не решал, а уходил молиться. В такие периоды Евдокия Лукьяновна брала бразды правления в свои руки, тактично оставаясь при этом в тени. Открыто вмешиваться в дела государственного значения и подрывать авторитет мужа она не считала возможным.

Всего один год не дожили Романовы до празднования двадцатилетия со дня своей свадьбы. Первым от болезни сердца скончался Михаил Фёдорович. Ему было 49 лет. 37-летняя Евдокия Лукьяновна пять недель тосковала по мужу, но пережить разлуку не смогла и тихо ушла вслед за ним.

Михаилу Фёдоровичу и Евдокии Лукьяновне было дано счастье испытать настоящую любовь. Эта любовь, пройдя через многие испытания, положила начало трёхсотлетней династии Романовых.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: