«Еще весны душистой нега…», анализ стихотворения Фета. Анализ стихотворения А.А.Фета «Ещё весны душистой нега

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

1.О чем эти стихотворения? Какое настроение вызывают?

Стихотворения объединяет общая тематика: в них показано предчувствие весны как обновление жизни. Оба передают переходное состояние природы. Светлое, радостное настроение.

2.Как построены стихотворения? Каковы особенности композиции?

Композиция стихотворений при одинаковом движении от природы к человеку разнится: у Тютчева стихотворение двухчастно: первая строфа - пейзажная зарисовка, вторая - философское развитие темы, поэтическое обобщение;

У Фета в стихотворении тоже можно выделить 2 части (на что указывает и союз «но» в третьей строфе), но поэт не сопоставляет и, тем более, не противопоставляет человека и природу, а показывает человека в единстве, в гармонии с окружающим миром.

То есть, у Тютчева главное - человек, у Фета - природа.

3.Какая нарисована картина и с помощью каких средств в одном и другом стихотворении? В чем видите разницу в создании образа приведенной природы у Тютчева и Фета? Какова роль детали в осмыслении природы у Тютчева и Фета?

В обоих стихотворениях похожи образы предвесенней природы, совпадают ключевые слова: «весна», «нега». Оба стихотворения импрессионистичны: поэты не столько изображают пейзаж, сколько передают субъективное состояние лирического героя, именно его чувства окружают пейзаж. Однако образы природы у Тютчева и Фета существенно отличаются: у Тютчева образ природы тяготеет к отвлеченности, обобщенности, детали носят символический характер («мертвый стебль», «редеющий сон», «блестит лазурь», «блестят и тают глыбы снега»). У Фета, напротив, образы природы на уровне деталей конкретны, предметны («телега», «овраги полны снега», «краснеет липа», «березник чуть желтеет»). Художественные средства однотипны: анафора, эпитеты, олицетворение, инверсия, ассонанс, синтаксический параллелизм.

У Тютчева одна - единственная картина природы в стихотворении, у Фета пейзаж дается в фрагментах, дробится на множество кусочков.

4.Что вы можете сказать о лирических героях стихотворений?

Лирический герой у Тютчева и Фета отличается своим отношением к природе, открывающейся ему. Хотя в обоих стихотворениях лирический герой радуется приходу весны, у Тютчева пейзаж, скорее, всего лишь повод поразмыслить о человеке, о его душевном состоянии. У Фета же главное - это красота нарождающейся весны во всех даже самых обыкновенных предметах, и человек отнюдь не главная часть этого мира.

5.Сравните стихотворения на уровне использования лексики и синтаксиса. В чем видите разницу?

На лексическом уровне стихотворения отличаются. Тютчев использует слова высокого стиля: «Стебль», «Лазурь», «редеющий сон», «золотит мечты», Фет наряду со словами высокого стиля («низойти», «весть») легко вводит самую простую лексику: «телега», «сизый румянец». Для Тютчева важна обобщающая величественная картина, для Фета - простая и конкретная.

На уровне синтаксиса стихотворения также разнятся. У Тютчева философское звучание стихотворения подчеркивают фигура умолчания и риторические вопросы, осложненные предложения. Стихотворение Фета не претендует на философскую обобщенность, что отражается и в синтаксисе: предложения более простые, нет фигур умолчания, риторических вопросов

6.Проанализируйте ритмику стихотворений, сделайте выводы. (Задание усложненного типа).

Размер стихотворений одинаков: четырехстопный ямб со сложной рифмовкой. Но стихотворения звучат по-разному благодаря разной строфике стихотворений и использованию пиррихиев. У Фета темп стихотворения более легкий, живой, энергичный, многочисленные пиррихии убыстряют темп, а использование пятистишия со сложным расположением рифмующихся строк останавливают внимание читателя на отдельных деталях. У Тютчева темп стихотворения замедляется во второй части из-за почти полного отсутствия пиррихиев и переноса ударения (правда, ослабленного) на первый слог в первой стопе в последних строчках стихотворения. Используемое восьмистишие с перекрестной и кольцевой рифмовкой также способствуют ритму размышления.

7.Каков итог лирического высказывания у Тютчева и Фета? В чем вы видите общность и разницу поэтической идеи в стихотворении?

Поэтическая идея в обоих стихотворениях близка: весна - возрождение природы, весна - пробуждение человеческой души. В обоих стихотворениях поэтическая мысль движется от пейзажной картины к человеку. Общее для поэтов - философское осмысление человека и природы. У Тютчева и Фета природа - живое существо, а человек - часть природы. Но если для Фета главное красота природы во всех ее проявлениях, а человек находится в гармонии с окружающим миром, - то у Тютчева человек сопоставляется с природой, т.е. находится в некотором разладе с нею, хотя в этом стихотворении разлад еще почти не ощущается, еще нет того трагизма взаимоотношения человека и природы, который появится у позднего Тютчева.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

/ / / Анализ стихотворения Фета «Еще весны душистой нега…»

Благодаря своему уникальному таланту, Афанасий Фет мог передать в стихотворениях мельчайшие детали, на которые большинство из нас даже не обращают внимания. Поэт в своей лирике мог бесконечно изображать красоты окружающей природы. Он говорит не только о привычных нам вещах, о смене времен года. Талант автора позволял ему наблюдать за тонкими, мимолетными изменениями, которые негласно происходят в мире.

Стихотворная работа «Еще весны душистой нега…» является ярким тому подтверждением. Казалось бы, улицы и дороги еще укрыты снегом. На деревьях нет ни набухших почек, ни молодых листочков. Однако в воздухе витает аромат приходящей весны. Она еще не вступила в полноправное владение окружающими территориями. Но, человек чувствует, что ее приближение уже очень близко.

Перед читателем создается картина поздней, задержавшейся зимы. Мы слышим и соловьиные песни, которые доносятся из куста смородины. Теплые солнечные лучи прогревают землю только лишь в пик солнцестояния – в полдень.

Кроме того, особенностью пейзажной лирики Афанасия Фета является его талант описывать те природные явления, которые не просто характеризуют изменения вокруг, а, непосредственно касаются перемен на землях России.

Много внимания в рифмованных строках автор уделяет такому природному явлению, как зоря – восход солнца. Именно в этот период можно застать самые яркие, самые чистые краски, которые отблескивают во все стороны. Такое явление Фет считает загадочным и необычайно нежным. День начинается с зари, как и возрождение земли начинается с весны.

Лирика Афанасия Фета переполнена чувствами. Поэт считал, что главная цель творчества – воспевать красоту этого мира, природы, любви. Трепет, восторг, умиление, пронзительная нежность звучат в его стихотворении «Еще весны душистой нега…». Проникновенный лиризм этого произведения покорил меня. Как удается поэту выразить свои эмоции?
Рассмотрим стихотворение. Перед нами монолог лирического героя, романтического, мечтательного человека, который влюблен в природу, наверное, родного края. С волнением ожидает он весну, грезит о ней, словно о чуде:
Еще весны душистой нега
К нам не успела низойти…
Весна – создание изящное, тонкое, хрупкое, легкое. Именно это, я думаю, раскрывает нам метафора в первых строчках. Богатство чувственному образу весны придает аромат. Автору это удается показать с помощью эпитета «душистой».
Фет прав. Весна, пожалуй, самое ароматное время года, потому что она пробуждает все наше существо. Мы открываемся навстречу ей целиком, до потаенных уголков души, воспринимая остро, как в первый раз, и краски, и чувства, и запахи.
Глагол «низойти» с высокой стилистической окраской добавляет образу возвышенность, облагораживает весну, отличая ее от не менее величественной, но более простой зимы:
Еще овраги полны снега,
Еще зарёй гремит телега
На замороженном пути.
Здесь величие образам придает инверсия, как и в начале стихотворения, а также перемещение ударения в слове «полны». Однако появление гремящей телеги в финале первой строфы, я считаю, характеризует зиму как обычное время года, которое не слишком поэтично.
О весне так не скажешь. Это подчеркивает вторая строфа произведения, где, на мой взгляд, наиболее ярко раскрывается импрессионизм Фета. Поэт стремится показать приход весны во всем многообразии переменчивых форм. Образы, ощущения, настроения тут еле уловимы, в этом их прелесть:
Едва лишь в полдень солнце греет,
Краснеет липа в высоте,
Сквозя, березник чуть желтеет…
Сколько динамики в этих «едва» и «чуть»! Автор словно говорит нам, что весна приближается очень плавно, медленно, несмело, почти незаметно. Но она движется и непременно дает о себе знать тем, кто ждет ее, шаг за шагом, миг за мигом. Пока певец весны и любви, «соловей еще не смеет запеть в смородинном кусте», но впечатлительное сознание героя–романтика уже рисует этот образ. Наверное, так воплощается мечта о мае, цветущих растениях, светлых вечерах, наполненных смятением и дерзостью любящего сердца.
Желания героя непременно сбудутся, потому что даже отрицания в этом стихотворении («не успела», «не смеет»), я думаю, наоборот утверждают весну, законность ее благодатного прихода, который вот-вот наступит, осталось совсем немного.
Финальная строфа произведения открывается глубокой философской мыслью, которая заключена в метафоре:
Но возрожденья весть живая
Уж есть в пролетных журавлях…
Просыпается от зимнего сна природа, и возвращаются птицы. Они – радостные вестники весны, приносящие ее на своих крыльях. Курлыканье журавлей также оживляет все вокруг, поэтому их с полным правом можно назвать символами возрожденья природы.
И, их глазами провожая,
Стоит красавица степная
С румянцем сизым на щеках.
В последних строчках произведения перед нами неожиданно предстает лирический персонаж – «степная красавица». Я думаю, этот образ не случаен. Он – отражение весны. Интересно, что у «красавицы» румянец «сизый», а не розовый или красный. Почему? Наверное, это опять черта импрессионистического стиля. Фет изобразил, зафиксировал как бы не сам цвет щек, а свое впечатление, мгновенное, изменчивое, которое эта деталь произвела на него. «Сизым» румянец мог стать, например, под воздействием ярких солнечных лучей.
Так постепенно перед нами возникает полная картина. Основная мысль стихотворения – предчувствие весны. Лирический герой будто растворяется в природе, очарованный предстоящим обновлением мира, которое одновременно уже свершается на его глазах. Эта одновременность происходящего, противоречивость, постоянное движение, развитие создают необыкновенное, особое чувственное пространство, раскрывающее человеческую душу.
Здесь, как и во многих других произведениях, Фет выступает смелым новатором, который познает мир интуитивно.

Дидактический материал

к уроку литературы в 5 классе

Анализ стихотворения

«Ещё весны душистой нега»

учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1»

р.п.Чамзинка Республики Мордовия


проверить уровень знаний творчества А.А.Фета, степень понимания стихотворения «Ещё весны душистой нега», его темы, идеи, особенностей изобразительно-выразительных средств поэтического языка


А.А.Фет

«Ещё весны душистой нега»

Ещё весны душистой нега

К нам не успела низойти,

Ещё овраги полны снега,

Ещё зарей гремит телега

На замороженном пути.

Но возрожденья весть живая

Уж есть в пролётных журавлях,

И, их глазами провожая,

Стоит красавица степная

С румянцем сизым на щеках.

Краснеет липа в высоте,

И соловей ещё не смеет

Запеть в смородинном кусте.


Ведущей темой стихотворения является тема:

г) свободы

в) природы;

б) родины;


На сколько микротем можно поделить данное стихотворение:

Ещё весны душистой нега

К нам не успела низойти,

Ещё овраги полны снега,

Ещё зарей гремит телега

На замороженном пути.

Едва лишь в полдень солнце греет,

Краснеет липа в высоте,

Сквозя, березник чуть желтеет,

И соловей ещё не смеет

Запеть в смородинном кусте.

Но возрожденья весть живая

Уж есть в пролётных журавлях,

И, их глазами провожая,

Стоит красавица степная

С румянцем сизым на щеках.


Какое чувство передано в строке

«Ещё весны душистой нега

К нам не успела низойти»?

а) равнодушие;

б) ожидание перемен;

в) переживание;

г) предчувствие весны


Последняя строфа стихотворения посвящена:

а) приходу весны;

б) уходу зимы;

в) встрече с красавицей;

г) грядущему пробуждению природы


Как называется изобразительное средство, использованное в сочетаниях «душистая нега»,

«на замороженном пути» :

г) метонимия

а)эпитет;

б) метафора;

в) сравнение;



Назовите ключевую фразу стихотворения:

«Но возрожденья весть живая

Уж есть в пролётных журавлях»


В строке

«Но возрожденья весть живая

Уж есть в пролётных журавлях» использован синтаксический приём. Назовите этот прием:

инверсия


К какому типу лирики относится данное стихотворение:

пейзажная лирика


Определите размер, которым написано стихотворение:

Ещё весны душистой нега

К нам не успела низойти,

Ещё овраги полны снега,

Ещё зарей гремит телега

На замороженном пути.

Едва лишь в полдень солнце греет,

Краснеет липа в высоте,

Сквозя, березник чуть желтеет,

И соловей ещё не смеет

Запеть в смородинном кусте.

Но возрожденья весть живая

Уж есть в пролётных журавлях,

И, их глазами провожая,

Стоит красавица степная

С румянцем сизым на щеках.


  • Алиева Л.Ю. Тесты по литературе. - М.: Айрис-пресс, 2004
  • Бережная И.Д. Литература: текущий контроль знаний, тесты, зачёты, задания. - Волгоград: Учитель, 2008
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: