Чудо-юдо, змей горыныч, полоз и другие драконы русской земли. Змей горыныч представитель злого начала в русских народных сказках Змей горыныч описание персонажа

Персонаж русского фольклора, встречается в сказках и былинах. Разновидность огнедышащего дракона о нескольких головах (чаще всего их три, но возможны варианты). В фольклоре неизменно представляет злое начало, но в современных интерпретациях может оказываться и положительным персонажем.

Образ и характер

Место обитания Горыныча - обычно горы, что очевидно даже из имени героя. Рядом с местом, где живет герой, течет огненная река, а сам он стережет мост, соединяющий мир живых с царством мертвых. При описаниях Змея внимание главным образом фиксируется на многоголовости, остальные характерные черты упоминаются редко. Голов не обязательно три, но часто это количество, кратно трем - шесть, девять, двенадцать. Предполагается, что Горыныч - летающий змей, но о крыльях при этом речи не идет. Несмотря на то, что описания внешности Змея в текстах нет, рисуют того часто с когтистыми лапами и с длинным хвостом со стрелой на конце.

Горыныч - огненный дракон, который извергает пламя, когда нападает. Иногда Горыныча связывают и со стихией воды. Тот предстает спящим на камне в море или живущим в воде, выходит из вод навстречу герою.

Змей Горыныч часто составляет в сказках пару с , еще одним отрицательным фольклорным персонажем. Кощей руководит Горынычем и пользуется помощью Змея, совершая злодеяния.

В культуре

Образ Змея Горыныча многократно обыгран в культуре. И не только в литературе и кино. В парке «Кудыкина гора», который находится в селе Каменка Липецкой области, в прошлом году появилась громадная статуя Змея Горыныча, сделанная из бетона. Фото этого впечатляющего трехглавого чудища собрало полтора миллиона лайков в сети «Instagram». А в Харькове на набережной Лопани установили деревянный памятник, изображающий Горыныча.


Змей также стал центральной фигурой фонтана, поставленного в 2013 году в парке имени Кирова в Новосибирске. Между лап у Горыныча сидит еще один персонаж русских сказок - Кощей Бессмертный.


Писатели и поэты не обошли Змея Горыныча вниманием. Братья и поместили героя в НИИЧАВО, где того заперли в старой котельной и использовали для опытов (повесть «Понедельник начинается в субботу»). В стихотворении Змей выкрадывает девушек и уносит тех в собственный дворец. А.К. Толстой в стихотворении «Змей Тугарин» придал Горынычу качества оборотня. В облике певца герой появляется на пиру у князя Владимира и поет там.


У рок-группы «Красная плесень» есть песня «Ария Змея Горыныча». Про Змея Горыныча и трех богатырей ходят анекдоты, часто неприличного содержания, что говорит о неувядающей народной любви к родному фольклору.

К теме Змея Горыныча обращались русские художники первой половины ХХ века и (картины «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», « освобождает от Змея Горыныча Забаву Путятишну»).


На сленге военных именем Горыныча названа система разминирования УР-77 «Метеорит», созданная еще в 1977 году. «Горыныч» в ходу до сих пор. Так же называют другую технику, например, аэродромные спецмашины для очистки взлетно-посадочной полосы.

Экранизации

Про Змея Горыныча и других былинных персонажей несколько раз снималось кино. В фильме-сказке 1986 года выпуска «На златом крыльце сидели...» Кощей Бессмертный летает на Змее Горыныче, которого заправляет реактивным топливом, будто самолет. В ленте 1982 года под названием «Там, на неведомых дорожках...» героя превращают в козленка о трех головах, и Змей вообще не появляется на экране, хотя в сюжете присутствует.


Еще раньше, в 1956 году, вышел фильм « », где Горыныч играет роль «супероружия» в войске тугар. В разгар сражения Змея выпускают на поле брани. А первый фильм, где появился Змей Горыныч, был еще черно-белым и назывался « » (1939). Герой там желает жениться на Василисе и для этого похищает девицу. У Горыныча, как и полагается, три головы, причем одна из них изрыгает огонь, другая плюется водяной струей, а третья выдувает ураганный ветер. Сказочная бестия при этом живет в собственном роскошном дворце в окружении слуг вместе с приспешницей .


Чаще всего Змей Горыныч появлялся в мультипликационных фильмах. В мультфильме 1978 года выхода «Последняя невеста Змея Горыныча» герой мало похож на «канонического» Горыныча - у него всего одна голова, зато лап целых восемь, как у насекомого. Змей там похищает красавиц по всему миру и умеет превращаться в человека. Еще через два года на экраны вышел трехсерийный мультфильм «Баба Яга против!», где Горыныч показан в роли домашнего животного Бабы-Яги. Герой «засветился» даже в 16-ом выпуске сериала «Ну, погоди!», где появляется во сне Волка, в котором фигурируют разные сказочные герои. Горыныч там исполняет обязанности стража замка.


В 2000-ые герой стал известен главным образом по серии мультфильмов о трех богатырях от студии «Мельница». Первый мультик этой серии, где фигурирует герой, называется «Добрыня Никитич и Змей Горыныч». Он вышел в 2006 году. Змей здесь положительный герой, старый товарищ богатыря Добрыни Никитича. По сюжету Змей Горыныч влез в долги к нечистому на руку купцу Колывану и в уплату долга согласился умыкнуть для Колывана княжескую племянницу Забаву, которую затем отправляются вызволять главные герои - Добрыня Никитич и Елисей. Доброго Горыныча из-за содеянного мучает совесть, и позже Змей помогает героям вернуть Забаву.


В мультфильме «Три богатыря и Шамаханская царица» (2010) Добрыня встречает Горыныча в китайском монастыре, а в «Трех богатырях на дальних берегах» (2012) Горыныч снова вступает в противоборство с Колываном и Бабой-Ягой (вместе с женами пропавших богатырей). В мультфильме « и Тугарин Змей» Горыныч как персонаж не присутствует.

Студия «Мельница» выпустила еще одну серию по мотивам русских народных сказок - « и серый волк». В первом мультфильме серии, который вышел в 2011 году, тоже присутствует Змей Горыныч, но это не тот персонаж, который знаком зрителям по мультикам о богатырях. Горыныч здесь начинает как отрицательный персонаж, но Иван учит героя добрым делам.

Змей Горыныч. Русская мифология.

РУССКАЯ МИФОЛОГИЯ

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ

Змей Горыныч в русских былинах и сказках, представитель злого начала, дракон с 3, 6, 9 или 12 головами.

Связан с огнём и водой, летает по небу, но одновременно соотносится и с низом — с рекой, норой, пещерой, где у него спрятаны богатства, похищенная царевна (или три царевны), знатная невеста, «русские полоны»; там же находится и многочисленное потомство 3мея Горыныча — «змеёныши» (впрочем, они часто бывают и «во чистом поле», где их «потаптывает» своим конём эпический герой). 3мей Горыныч не всегда чётко отличим от других сходных образов — Змей Тугарин, Змиулан, Огненный Змей, просто Змей и т. п. В былинах 3мей Горыныч («люта змея» и т. п.) обычно появляется в сюжете «Добрыня и Змей», в двух его кульминационных точках: первый раз, когда Добрыня Никитич купается в Пучай-реке, и второй раз, когда тот же богатырь спускается в норы 3. Г. и освобождает племянницу князя Владимира Забаву Путятишну.

Хлестнул богатырь коня своего плеткой между ушей, взвился конь и помчал богатыря прямо на гору Сорочин-скую. А на горе у змеиного логова змееныши на солнышке греются — считать их, не пересчитать! Как пошел конь их топтать! Увидел Змей Горыныч, что змееныши гибнут, заскрежетал зубами:
— Не получишь Забаву Путятичну! Налетел на Добрыню, и стали они биться не на жизнь, а на смерть. Тяжело богатырю русскому: только отрубит он одну змеиную голову, а на месте ее три новых вырастают. Три дня боролся он со змеем. К вечеру третьего дня отчаялся Добрынюшка: «Видно не одолеть Змея поганого. Господи, помоги мне!» Только подумал так, как услышал голос с небес: — Добрыня, богатырь русский, не отчаивайся! Продержись еще только с полчасика — и поборешь Змея, силушку нечистую.
Так и вышло. С новой, невиданной силой ударил Добрыня Змея плеткой. Пал Змей — видно, Господь помог богатырю русскому. Кинулся Добрыня к пещере змеиной. Вошел — и глазам не верит: сколько же пленников — мо-лодцев русских тут! Все они одной цепью скованы. Размахнулся Добрыня, разрубил цепь и освободил пленников. А где же Забавушка? Не видно племянницы княжеской! Пошел в следующую пещеру и видит: сидит в темном углу Забавушка, золотой цепью к стене прикована. Освободил Добрыня Забаву Путятичну, посадил ее с собой на коня и в путь, в стольный град Киев, к Владимиру Красное Солнышко.

Появление 3мея Горыныча сопровождается грозным шумом, как «дождь дождит» и «гром гремит». Основное оружие — огонь. Добрыня ухитряется нанести ему сокрушительный удар «шапкой (шляпой) греческой земли». Змей Горыныч пал на сыру землю и взмолился к Добрыне о пощаде, предлагая написать «велики записи немалые» не съезжаться в чистом поле п не устраивать кровопролития. Добрыня соглашается и отпускает Змея Горыныча на свободу.

Возвращаясь к себе и пролетая над Киевом, 3мей Горыныч однако нарушает «записи» и похищает Забаву Путятишну, спрятав её в своих норах. Князь Владимир посылает Добрыню освободить свою племянницу. По пути, в чистом поле, Добрыня «притоптал» «много множество змеёнышев».

Иллюстрация Билибина. Добрыня и Забава Путятишна.

Откинув железные подпоры и отодвинув медные запоры, он спускается в змеиные норы и прежде всего освобождает «полоны»: князей и бояр, русских могучих богатырей. После этого он выводит из нор от 3мея Горыныча Забаву Путятишну. Змей Горыныч обвиняет Добрыню в нарушении «записей» И уничтожении «змеёнышев», вторжении в «норы змеиные» и не соглашается отдать Забаву Путятишну «без бою, без драки, кроволития». Но второй поединок не состоялся: Добрыня указал, что первое нарушение «записей» было делом Змея Горыныча.

В сказках со Змеем Горынычем связан ряд мотивов: он полюбился царевне; он учит её извести брата-царевича, но гибнет, будучи разорванным «охотой» Ивана-царевича; в другом сюжете Змей Горыныч служит поваром у Ивана — купеческого сына, обольщает его жену Елену Прекрасную, изводит с нею Ивана — купеческого сына, но погибает. В народной низшей мифологии Змей Горыныч также хорошо известен: особую опасность он представляет для женщин, вступая с ними в связь.

Имя его отсылает к образу Огненного Змея, известного как в славянской (ср. сербский Змей Огненный Волк), так и в иных традициях (ср. иранский Ажи Дахака, букв.— «Змей Горыныч»; Горыныч как Горыня, баба Горынинка и др.— от глагола «гореть» и лишь вторично от слова «гора»: иногда появляется мотив Змея Горыныча на горе).

Как часто, читая сказки или смотря мультфильмы, мы встречаем Змея Горыныча?

Сражения с великими русскими богатырями, похищение славянских красавиц, ужас, наводимый повсюду – вот, что ассоциируется с этим персонажем.

Но существует ли он на самом деле? Или это фольклорный образ, живший на Руси?

Внешность Змей Горыныча описывается следующим образом: дракон, имеющий несколько голов. Как правило, количество было кратно 3 – 3, 6, 9, 12, но могло быть и 5, и 7.

Его головы дышали огнем, а если отрубали одну из них, моментально вырастала новая. Когтистые лапы, длинный хвост с шипами и небольшие крылья, позволяющие ему летать повсюду, имел мифический персонаж.

По-разному и называли его в разных странах: Змок – Словения и Чехия, Змий – Украина, Змай – Хорватия.

Каждая страна добавляли новые черты в образ Горына, споря, был ли он драконом или змеем.

Змей Горыныч не уязвим, а потому практически непобедим. Но существует одно-единственное место, благодаря которому можно было его уничтожить – маленький участок чешуи рядом с головой.

Попадая в это место, голова исчезает, однако на ее месте тут же возникает новая.

Оружие, способное убить его, в преданиях называлось «Плетка-семихвостка».

Но уничтожить Горына можно было, только одновременно отрубив ему все головы. Еще одним слабым местом змеи являются его детеныши. Они беззащитны, но ровно до тех пор, пока чешуя не начнет каменеть.

Возникновение мифического отчества

Почему Горыныч и где живет загадочный змей? Оказывается, отчество, или прозвище, напрямую связано с местообитанием мифического персонажа. Существует несколько версий:

  • Змей, как существо, может принадлежать двум стихиям: огненной и водной. Поэтому, первый вариант логова – посреди моря на камне.
  • Согласно легендам, Змей является охранником перехода меж двумя мирами: миром живых и миром мертвых. Он живет на Калиновом мосту, что перекинут через реку Смородину.
  • Гора или пещера, благодаря которой и получено отчество. Появилось это предположение в результате одной сказки. Все вокруг его обитания безжизненное и мертвое: трава не растет, птицы не поют, животные обходят стороной.
  • Горын – от слова гореть. Огонь, изрыгавшийся из пасти чудовища, уничтожал все живое на своем пути.
  • Последняя, не менее распространенная версия, где бы мог проживать Змей Горыныч – палаты из злата и серебра – появилась тоже благодаря былинам, в которых он держит в страхе царей и правителей, собирая с них дань и живя в роскоши. В связи с этим, появляется предположение, что Горын – волне разумное существо.

Образ Змея в истории

Символичность образа Змей Горыныча многогранна в русской мифологии. Во времена появления этого существа русскую землю терзали войны и набеги кочевников.

Не исключено, что змей – это воплощение всех бед того времени. Еще одна версия, вышедшая из сказок: змеи – вселенское зло, противопоставление добру.

История появления сказаний о Змее Горыныче берет свое начало при язычестве.

Славяне, жившие на севере, поклонялись некоему змею как божеству, принося жертвы. А для южных славян он был демоном.

Христиане истолковывают образ змея как символ грехопадения.

Считалось, что змея и дракон – это Дьявол в другом обличье.

Ведь именно из-за змея-искусителя Адам и Ева были изгнаны из Эдема.

Основным занятием Горына, согласно легендам, стало уничтожение: он сжигал деревни и города, брал заложников и пленников, заставлял платить дань, внушая страх смерти.

В таком образе он выступает как враг-захватчик.

Символов многоликости зла выступают многочисленные головы змея. А борьбу добра и зла изображают сражения богатырей с ним.

В мифологии разных стран образ змеи ассоциируется с другими чудовищами.

Например, в мифах про Геракла описывалась Лернейская гидра. Змея с 7 и более головами, могла изрыгать пламя и регенерировать отрубленные головы. Геракл уничтожил ее в бою, так же как русские богатыри победили Горына.

Горыныч в искусстве

Невероятно распространенными оказались Горынычи в культуре. В настоящее время благодаря фильмам, мультикам и сказкам, образ является более доброжелательным. Нет кровавых пролитий, сражений и похищений.
Скульптуры :

  • Петразаводск, 2000 г. В год дракона установили скульптуру змею.
  • Харьков, 2000 г. Деревянный Змей на берегу реки Лопань.
  • Новосибирск, 2013. Фонтан с героями русских сказок, в их числе и Змей.
  • Липецк. расположена огромная статуя.

Живопись :

  • В.М. Васнецов «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем-Горынычем»
  • И.Я. Билибин «Бой Добрыни со Змеем», «Добрыня Никитич освобождает от Змея-Горыныча Забаву Путятичну»
  • С. Москвитин «Добрыня Никитич»
  • Н.К. Рерих «Победа»

Фильмы :

  • «Василиса Прекрасная», Александр Роу.
  • «Илья Муромец», Александр Птушко.
  • «Огонь, вода и.. медные трубы», Александр Роу.
  • «Там, на неведомых дорожках», М. Юзовский.
  • «На златом крыльце сидели», Б. Рыцарев.

Наиболее популярным Змей Горыныч стал в различных мультипликационных фильмах.

Самыми популярными из них является серия про русских богатырей: «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Три богатыря и Шамаханская царица», «Три богатыря на дальних берегах», «Три богатыря и морской царь».

Здесь змей – друг богатырей, помогающий им во всех сказочных перипетиях.

В литературе Змей Горыныч упоминается в таких произведениях, как: былина «Про Добрыню Никитича и Змея-Горыныча», повесть-сказка «До третьих петухов», «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких.

Змей среди нас

Совершенно очевидно, что Змей Горыныч полностью мифическое существо.

Оно было создано в былинах и легендах, как образ вселенского зла и захватчиков на Руси. Ни одного доказательства его существования не обнаружено. А рисунки, найденные в летописях, всего лишь сопровождение к рассказам о богатырях, освободивших Русь от нашествий.

В сказках Змей дружил с Бабой Ягой и Кощеем Бессмертным: вместе они совершали злые дела. Но все они являются лишь сказочными персонажами.

Хотя, находятся скептики, утверждающие, что Змей мог существовать. И не исключают возможности его существования и сейчас. По современной версии, Змей – рептилоид, гуманоид и змея в одном обличии. Он мог превращаться в человека, чтобы очаровывать пленниц, а затем уничтожал их.

Предположения о существовании рептилоидов выдвигаются не первый раз. Кто-то верит, что они захватят Землю и поработят человечество, а пока они живут среди нас, пытаясь разработать план захвата.

Соответственно, не исключено, что и Змей обитает среди нас!

Змей Горыныч – яркий персонаж славянского фольклора. Огнедышащий змей – дракон. Обязательный атрибут – несколько голов. Представления о Змее Горыныче восходят к динозаврам, остатки которых встречаются на всей территории расселения древних славян.

Наименование «Горыныч », предположительно происходит от слова «горный », т.е., Змей, обитающий в горной местности. Под горой подразумевалось нечто недосягаемое, далекое, так как славяне в основном расселялись на равнинах, а горы ассоциировались с другими, «чужими» местами.

По другой версии, основой для наименования послужило слово «гореть », т.е. Горящий Змей или Извергающий пламя Змей.

На древних славянских монетах изображался динозавр с высоким гребнем вдоль спины, и именовался он Змеем Горынычем.

Где живет Змей Горыныч

По преданию, Змей Горыныч обитает за огненной рекой Смородиной. Там он охраняет Калинов Мост – проход в Царство Мертвых (Сороковое Царство ).
В некоторых преданиях, место обитания Горыныча – вода. Там он предстает как морской житель.
Также есть сказки, описывающие в качестве места обитания Змея, большой богатый дворец.

Сколько голов у змея Горыныча

Обычно у мифического Змея Горыныча три головы. Однако, встречаются также персонажи с тремя, шестью, двенадцатью головами. Как правило, их количество кратно трем. Но бывают исключения (пять и семь).

Отчего характерная черта Змея - многоголовость?

Это связано с символизмом в представлении о добре и зле. Зло – всегда коварно и многолико. Оно изменчиво. Его главная цель – затуманить разум, сбить с толку.

Характерные особенности Змея Горыныча

Из сказок и преданий, по сути, только наличие нескольких голов является общей, неизменной для всех текстов, чертой Змея. Известно, что Змей может извергать пламя (дышать огнем), однако природа этого огня не совсем ясна.

Кровь Змея также обладает огненными свойствами. Она выжигает те участки земли, на которые попадает. И там потом долго ничего не растет. Кровь Горыныча черного цвета, что также усиливает негативную окраску героя.

Змей имеет способность к регенерации. Даже его отрубленные головы, вырастают заново. Он разумен, говорит человечьим голосом. Не чуждается материальных благ. Так, в некоторых сказках, Змей Горыныч облагает данью княжества и царства.

Хвост Горыныча – длинный, с наконечником – стрелой. Его кожа – чешуйчатая, переливчатая на Солнце.

Известно, что Змей – летает. Тем не менее, НИГДЕ не встречается описание его крыльев, хотя, очевидно, что они у него есть.

Змей Горыныч Оружие

Из сказочных преданий, нам известно, что Змей имел способность к извержению пламени. Однако, образ этот не появился сам по себе. Поскольку, представления о Горыныче, во многом связывались с кочевниками – завоевателями, наиболее разрушительными из которых являлись орды Чингисхана, логично предположить, что именно здесь нужно искать основу для данного способа боя / защиты.

Степные кочевники использовали в своих набегах особый вид оружия, незнакомого жителям Древней Русиогневые стрелы , с зажженным пороховым зарядом, которые обладали невероятной разрушительной силой. Скорее всего, именно они легли в основу извержения огня Горынычем.

Основные занятия

Змей Горыныч в былинах – это, как правило, собирательный образ зла, с которым вступают в борьбу богатыри русские (обобщенно - народ ). Предназначение Змея – жечь, выжигать поля и посевы, принося тем самым, голод, разруху, запустение.

Нередко Горыныч ворует невест – самых красивых девиц. Это соответствует образу воинственных завоевателей, которые опустошали Русь своими набегами, уводили в плен молодых женщин.

Связь Змея Горыныча с другими персонажами

В некоторых сказках упоминается, что Змей водит дружбу или, скорее, заключает союз с Бабой Ягой и Кощеем Бессмертным.
Основные противники – русские богатыри: , а также Иван Царевич, Иван – Крестьянский сын, Иван-Дурак и др.

Сказка про Змея Горыныча

Сказки про Змея Горыныча: «Добрыня и Змей», «Три царства», «Бой на Калиновом мосту», «Три богатыря и Змей Горыныч».

Наиболее популярной версией сказания о Змее Горыныче является история о том, как Добрыня Никитич, прославленный русский богатырь, победил Змея – страшную гадину, терроризировавшую многие города и, в частности, столицу – Киев.

В сюжете присутствует множество характерных элементов: река, которую стережет Змей, похищение невест и остального люда, многоголовость и непобедимость Змея простыми средствами.

Змей Горыныч Фильмы Мультфильмы

Мультфильмы Фильмы

«Царевна-Лягушка» (1954)

«Ключ» (1961)

«Добрыня Никитич» (1965)

«Межа» (1967)

«Сказка сказывается» (1970)

«Алёнушка и солдат» (1974)

«Последняя невеста Змея Горыныча» (1978)

«Баба Яга против!» (1980)

«Ивашка из Дворца пионеров» (1981)

«Синеглазка» (1984)

«Ну, погоди! (выпуск 16)» (1986)

«Доверчивый дракон» (1988)

«Фантазёры из деревни Угоры» (1994)

«Бабка Ёжка и другие» (2006)

«Добрыня Никитич и Змей Горыныч» (2006)

«Три богатыря и Шамаханская царица» (2010)

«Три богатыря на дальних берегах» (2012)

«Иван Царевич и Серый Волк» (2012)

«Три богатыря и морской царь» (2016)

«Василиса Прекрасная» (1939)

Илья Муромец (1956)

«Огонь, вода и… медные трубы» (1967)

«Там, на неведомых дорожках…» (1982)

«На златом крыльце сидели» (1986)

«Он - дракон» (2015)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: