Что коко шанель. Коко Шанель – биография и личная жизнь

История жизни Шанель, как сказали бы на современном сленге, – это история self-made-man, то есть человека, «создавшего себя самостоятельно». И псевдоним «Коко» (с фр. «цыпленочек») для женщины с таким потрясающе сильным духом вряд ли можно назвать подходящим. Однако Габриель позиционировала его как дань памяти своей юности, когда она выступала в кабаре незатейливой песенкой «Ko Ko Ri Ko», поэтому не стала ничего менять, до конца жизни оставшись непревзойденной Коко Шанель.

С чего начинала Коко Шанель и фото её первых нарядов

Почему именно дерзкие и независимые женщины ассоциируются с Chanel? Потому что сама великая Коко Шанель была такой: непокорной, не желающей угождать ни мужчинам, ни приличиям. Обладая исключительным шармом, соединяющим противоречивые качества, Шанель была независима и дерзка, ценила эстетику и свободу – и личности, и тела, что и привело к всемирной революции в моде!

Как видно на фото, у Коко Шанель были тонкие черты лица и цепкий взгляд, словно она видела что-то такое, чего не видят другие:

Жизнь Коко Шанель началась в суровой обстановке сиротского приюта. От этого сохранилось у нее презрительное отношение к женщинам-содержанкам, будь то кокотки или жены, живущие за счет мужей, а также к их смехотворно пышным туалетам, столь типичным для начала века. Коко общается с группой кавалеров, в которой блистают ее первые любовники: Этьен Бальсан, а потом Бой Кейпел. Их свободные манеры, современный шик на английский фасон соответствуют ее внутреннему вкусу. С 1910 года она посещает ипподромы, где ее легко узнать по мужским стоячим воротничкам, галстукам и канотье. Из истории жизни Коко Шанель известно, что она заказывала себе одежду у английского портного и носила брюки-галифе для верховой езды, чтобы не скакать в амазонке.

С чего начинала Коко Шанель свою самостоятельную жизнь? Для того чтобы обеспечить себе материальную независимость, Габриель стала продавать женщинам одежду собственного изготовления, культивируя образ освобожденной современности.

Благодаря нарядам от Коко Шанель женская мода смело осваивает элементы мужского гардероба. Начиная с 1913 года эта молодая модистка производит фурор в Довиле своими канотье, дамскими пальто из габардина, «вульгарными» рыбацкими матросками и купальными костюмами из ткани, которая шла обычно на мужское белье. Великая женщина Коко Шанель обожала трикотаж, который в то время носили в качестве нательного белья.

Посмотрите на фото первой одежды в стиле «Шанель» – она кардинально отличалась от того, что предпочитали носить светские дамы тех времен:

Чем знаменита Коко Шанель и что она ввела в моду

Один из известных фактов о жизни Коко Шанель – рисковая покупка джерси и превращение этой ткани чуть ли не в эталонную. В1916 году Габриель закупает у Родье новую недорогую ткань машинной вязки, столь непокорную игле портного, что сам производитель предрекает ей неудачу. Эта ткань называется джерси, с нее – совершенно невзрачной на взгляд того времени материи, Габриель отважилась начать карьеру кутюрье.

Как видно на фото, первые наряды от Коко Шанель из джерси были исключительно с короткими юбками:

В1917 году она выпускает большое количество моделей из этой ткани, успех которых практически похоронил моду XIX столетия.

Чем ещё знаменита Коко Шанель, ставшая образцом стиля? Ещё не слишком известный дизайнер вызвала скандал в свете, превратив мужскую пижаму в женский пляжный костюм. Неожиданная встреча в 1920 году дает Шанель возможность совершить еще одно дружеское «ограбление». Великий князь Дмитрий Романов, внук императора Александра II и племянник императора Александра III, кузен последнего царя Николая II, влюбляется в Габриель.

Что ещё ввела в моду Коко Шанель в 20-х годах прошлого столетия? В 1922 году появляется френч цвета хаки, позаимствованный ее легкой рукой у царских пехотинцев.

Здесь вы можете увидеть фото нарядов от Шанель, вдохновленных рубашкой-косовороткой, подпоясанной a la mouzhik:

Уже в 1923 году Габриель решается год представить целую русскую коллекцию.

В эти безумные годы происходит ее полное освобождение от предрассудков, благодаря чему она создает свое знаменитое «маленькое черное платьице», которое Vogue сравнит с автомобилем Ford Т.

На этом фото – главный наряд от Коко Шанель – то самое маленькое черное платье, которое просто обязано быть в гардеробе каждой женщины:

Известно, что Коко Шанель придумала съемные меховые воротники и внутреннюю стеганую подкладку на жакеты в стиле конюхов. Также Коко Шанель создала в стиле варварских царей.

Стиль в одежде, который создала Коко Шанель (с фото)

Другие нововведения рождаются в результате ее встречи с роскошным денди, герцогом Вестминстерским. Этот мужчина любит ходить под парусом, он – яхтсмен. В 1928 году Шанель заимствует у его моряков берет, который дарит парижанкам. Преобразуя полосатую робу его матросов, она создает в 1938 году серию свитеров.

И самое главное: Шанель открывает невиданный доселе мир, в который она ранее лишь робко заглядывала. Это мир твида. Эту ткань она начала применять с 1924 года, а к 1928 году твид стал ее любимой тканью. После войны она феминизирует твид, превращая его в стандартный материал для своих женских костюмов.

Сегодня, когда перечисляются революционные изменения, внесенные Кого Шанель в стиль женщины, современные молодые барышни не понимают всей глубины ее подвига. Что здесь такого? Так ходят все. А вот до нее не ходили!

Затянутые в обязательные корсеты, в длинные платья сложного кроя дамы сооружали пышные прически, с трудом передвигаясь под гнетом всей этой красотищи. Стиль Коко Шанель – это одежда, в которой удобно, в которой можно чувствовать себя естественно и двигаться свободно. Пожалуй, все то (кроме джинсов), в чем сейчас женщины ходят на службу и гуляют на улицах суетных городов, придумала Коко. Кстати, собственной прозвище было ей малосимпатично, но «прилипло» прочно.

Как видно на фото, одежда в стиле Коко Шанель – это удобство и пропорции, которые могут сделать тело более сексуальным без нарочитого обнажения, без откровенного предложения себя, сохраняя интригу и равновесие между сокровенным и доступным:

Шанель не умела рисовать, что сейчас является непременным условием для фэшн-дизайнеров, но все ее модели отличались идеальным кроем и отменным качеством шитья – в них было продумано все (жаль, что этого не умеют делать многие современные рисующие кутюрье).

В результате ее гениальных экспериментов родился стиль, который коллеги Шанель иронично называли «роскошной бедностью». Но именно созданное ею мистическое противоречие между кажущейся простотой костюмов и большим количеством крупных украшений, объединенных в едином «безумном» ансамбле, принесло в мир новые ощущения и новые критерии шарма. Кстати, в дополнение к своим нарядам Коко Шанель использовала как бижутерию, так и подлинные ювелирные драгоценности, ее фишка-новинка заключалась в том, чтобы украшений было грандиозно много или, наоборот, неприлично мало, и следовало носить их «нетрадиционно» – тогда это было хулиганство.

Сейчас этим не удивишь никого, но у кого получается так же элегантно, как у бесподобной Габриель? Сейчас многим покажутся банальными словами Коко Шанель: «Элегантность – это не синоним красивого, это хорошая одежда к лицу, в которой можно пойти в любое место и можно свободно и естественно двигаться». Но ее слова – источник для создания собственного стиля, и почувствовать его живительное благо могут лишь те женщины, которые строят жизнь для себя, а не для того, чтобы быть выбранной хоть каким-нибудь мужчиной.

Мужчины в жизни Коко Шанель

Кстати, как и многие роковые чаровницы, мужчин Коко Шанель всегда выбирала сама, причем она умела сохранить дружеские отношения с отставными, но навсегда преданными своей Мадемуазель кавалерами. Она первой сделала короткую мальчишескую стрижку, ввела моду на загар и отобрала у мужчин практически весь гардероб, включая нижнее белье, которое предложила носить женщинам как костюм.

Свободолюбие и стремление к материальной независимости, созданной собственным трудом, было значимо для Габриель Шанель. Конечно, прежде всего, она считала свое дело – смыслом жизни. К тому же оно давало финансовую независимость (хотя некоторое время, в начале пути, Шанель пришлось быть, по сути, содержанкой) – именно поэтому ее решение обеспечивать себя самостоятельно, иметь действительную состоятельность в нашем мужском мире – было ею прожито и осмыслено.

Статус «замужней мадам» ее не привлекал. Личная жизнь Коко Шанель так и не сложилась – ей делали официальные предложения, которые она, как правило, отклоняла, лишь однажды собралась под венец, но ее жених Поль Ириб, художник и дизайнер, скоропостижно скончался накануне свадьбы. И более она не делала попыток – работа занимала в ее жизни основное место, мужчины занимали лишь второе. Считается, что, когда герцог Вестминстерский, ближайший родственник английской королевской семьи, просил руки Шанель (ей было сорок пять), Габриель ответила с присущей ей прямотой и иронией: «На свете полно всяких герцогинь, но только одна Коко Шанель!» Собственно, поэтому дерзких и непокорных женщин и называют роковыми: их сложно покорить, подчинить, еще сложнее – удержать. Мужчины сами готовы покоряться загадочным и непостижимым Чаровницам, но в том и соль – покорные мужи нашим дамам не нужны. И Шанель, и мифологическая Кармен, и историческая Клеопатра любили и выделяли равных и достойных кавалеров, предпочитая паритетные отношени
я и честное проявление чувств, а не игру «купи куклу Барби». Великая Мадемуазель Шанель тихо ушла из жизни 10 января 1970 года в возрасте 88 лет в личном номере отеля «Ритц», через дорогу от роскошного дома ее имени – империи с громкой мировой славой и доходами в 160 миллионов долларов в год. Обратите внимание, барышни, которым вечно нечего надеть: на тот момент в гардеробе Габриель оказалось всего три костюма, но их было вполне достаточно, ведь наряды, безусловно, были высочайшего стиля и элегантности. Самое же ценное, что Шанель оставила человечеству, – соединение женского и мужского не только в костюме, но и в мировоззрении, обаяние «сурового шарма», микс роскоши и простоты.

Как видно на фото, стиль Коко Шанель – это стиль вечной молодости, здоровья, элегантности, который остается эталоном безупречного вкуса, это Стиль Вечно Привлекательной Мадемуазель:

Карл Лагерфельд – продолжатель идей Коко Шанель

Какое-то время после ухода основательницы кресло «главного стилиста» дома Шанель оставалось пустым. Руководство предпринимало попытки найти достойных художников, но авторы оказались слишком самобытными. А империи Шанель был необходим продолжатель духа и стиля Мадемуазель.

Идеальным продолжателем и хранителем идей Коко Шанель стал Карл Лагерфельд – молодой по возрасту, но зрелый в работе. Он рано стартовал в мире кутюр, когда ему было всего 16 лет.

Коко Шанель сняла с женщин корсет, подарила черный цвет и революционные духи. Мы расскажем вам о биографии этой легендарной женщины и приведем некоторые её цитаты

«Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать!»

Шарм Коко Шанель заключался в ее особенной красоте, оригинальном, тонком уме и выдающемся характере, где любовь к свободе сочеталась с беспрестанной тягой к одиночеству…

Коко Шанель стала знаменитой не только благодаря своей деятельности в мире моды, но и бурными романами с представителями высшего света, коих в ее биографии немало, а так же высокомерием по отношению к окружающим ее людям - она унижала тех, кому делала добро. О ней говорили, что ее подарки, как пощечины. Высказывания Коко о людях были убийственны, а грубость ее отдавала высокомерием. Она была удивительно работоспособна, энергична и презирала людей.

“Мне плевать, что вы обо мне думаете. Я о вас не думаю вообще.”

“Я люблю, когда мода выходит на улицу, но не допускаю, чтобы она приходила оттуда.”

Коко Шанель родилась 19 августа 1883 года в Сомуре, хотя говорила, что родилась на 10 лет позже в Оверни. Мать умерла, когда Габриель было всего шесть лет, позже умер и отец, оставив пятерых детей сиротами. Они были в то время на попечении родственников и некоторое время находились в детдоме. В 18 лет Габриель стала работать продавцом в магазине одежды, а в свободное от работы время выступала в кабаре. Излюбленными песнями девушки были «Ko Ko Ri Ko» и «Qui qua vu Coco», за что она и получила прозвище - Коко. Габриель не блистала в качестве певицы, но во время одного из её выступлений приглянулась офицеру Этьену Бальзану и вскоре переехала жить к нему в Париж. Спустя некоторое время она ушла к английскому бизнесмену Артуру Капелю. После отношений со щедрыми и богатыми любовниками она смогла открыть собственный магазин в Париже.

“Чтобы быть незаменимой, нужно все время меняться.”

Однажды целый год провела она в загородном особняке. Днем занималась верховой ездой, по вечерам посещала светские приемы. Коко решила, что для езды на лошади платье - очень неудобная вещь, заявилась к портному с брюками, которые взяла у жокея.

Сшейте мне такие же!

Но, мадам, ходить в мужских брюках женщине не принято!

Коко решительно повторила свою просьбу и покинула мастерскую.

Дамы, пришедшие к ней в гости, сначала были крайне удивлены, увидев Габриель на коне в мужских штанах. Но позже, за ужином они признали, что брюки и женщина - очень хорошее сочетание. В один день Шанель превратилась для жительниц близлежащих имений в законодательницу моды.

Интересно, что у неё всегда было большое количество романов и интриг, но все они так и не закончились чем-то серьёзным. Предложения ей делали довольно часто. Однажды герцог Вестминстерский попросил ее руки, на что она с характерной для нее иронией ответила: "На свете тысячи всяких герцогинь, но лишь одна Коко Шанель". Такой ответ не удивителен, ведь ее работа была для нее единственным смыслом жизни.

В 1910 году она открывает шляпное ателье-салон

Уже в 1912 году Коко создает свой первый Дом моды в Довиле, но Первая мировая война временно мешает ее планам. В 1919 году Шанель открывает Дом моды в Париже. В это время у Шанель уже были клиенты по всему миру. Люди любили её блейзеры, юбки, длинные свитера из джерси, матроски и известнейший костюм (юбка + жакет). Сама Коко сделала себе короткую стрижку, любила носить маленькие шляпки и солнцезащитные очки.

1921 году Коко представляет пальто на меху и новую марку духов «Chanel № 5»

“- Куда наносить духи?
- А куда ты хочешь, чтобы тебя целовали?”

“Мода - это то, что выходит из моды.”

…Габриель увидела груду искореженного металла, которая совсем недавно была машиной, легонько провела рукой по стекла. Везде была кровь - кровь Артура Кэпела, ее любимого мужчины. Она села на обочину и расплакалась. А вернувшись домой, перекрасила стены в черный цвет и обратилась в траур.Габриель Шанель уже была очень знаменитой - и тысячи подражательниц мгновенно последовали её примеру. Так в моду прочно вошел черный цвет.

В 1926 году создала свое знаменитое маленькое черное платье, ставшее многофункциональной вещью вне моды, установив этим концепцию минимализма в модельном деле


Несмотря на колоссальный успех своей одежды, в 1939 году Коко закрывает все магазины и дом моды, начинается Вторая мировая война. Многие дизайнеры уехали из страны, но Коко остаётся в Париже и лишь по завершении войны уезжает в Швейцарию.

В 1954 году, в возрасте 71 года, Габриель снова вернулась в мир моды и презентовала свою новую коллекцию. Но прежней славы и почитания она добилась только несколько лет спустя. Коко видоизменила свои классические наряды на более современный манер, и самые богатые и знаменитые женщины мира стали посещать её презентации. Костюм «от Шанель» стал демонстрацией статуса нового поколения: созданный из твида, с обтягивающей юбкой, жакетом без воротника, покрытым тесьмой, золотистыми пуговицами и накладными карманами. Также Шанель снова показала общественности женские сумочки, ювелирные украшения и обувь, имевшие потрясающий успех

“Говорят, что женщины одеваются ради женщин, что их подстегивает дух соперничества.

Это правда. Но если бы на свете больше не осталось мужчин, женщины перестали бы одеваться.”

“Драгоценности - это целая наука! Красота - это грозное оружие! Скромность - это верх элегантности!”

В период с 1950 по 1960-е годы Коко работала со многими голливудскими студиями и звездами уровня Одри Хепберн и Лиз Тэйлор. В 1969 году актриса Кэтрин Хепберн сыграла роль Шанель в бродвейском мюзикле «Коко».

“Если вы родились без крыльев, не старайтесь помешать им вырасти.”

“Есть время работать, и есть время любить. Никакого другого времени не остается.”

10 января 1971 года в возрасте 87 лет великая Коко умерла. Похоронили её в Лозанне - в могиле, окруженной пятью львами из камня. С 1983 года Карл Лагерфельд управляет домом моды Шанель и является его главным дизайнером.

“Каждая женщина имеет тот возраст, какого заслуживает.”

Ежедневно Габриэль (Коко) Шанель начинала жить заново. Она щепетильно избавлялась от груза прошлого. Каждый новый день она удаляла из памяти всю тяжесть дня вчерашнего. Детство и период ее юности покрыты тайной. Она создавала свою легенду собственными руками, добавляя факты, сбивая с толку биографов. Габриэль отбросила, как ненужный хлам, 10 лет своей жизни и, осознав это почувствовала, что у нее теперь гораздо больше времени. Она стала плодотворнее размышлять, меньше уставать. Своей судьбой она доказала: будущее не вытекает из прошлого, в любой момент можно собственную карьеру начать и построить заново.

Любое препятствие на своём пути Шанель рассматривала как указатель нового пути.

Коко Шанель совершила парадокс благодаря образу своей жизни и движущей силе своего яркого таланта, потому ее биография настолько богата яркими фактами

“Красота нужна нам, чтобы нас любили мужчины; а глупость - чтобы мы любили мужчин.”

Внешняя красота в женщине считалась ею составляющей успеха, иначе невозможно никого ни в чем по жизни убедить. Чем старше дама, тем важнее для нее красота. Шанель говорила: "В 20 лет ваше лицо дает вам природа, в 30 - его лепит жизнь, но в 50 вы должны заботиться о нем сами…Ничто так не старит, как попытки молодиться. После 50 никто уже не молод. Но я знаю 50-летних, более привлекательных, чем три четверти неважно ухоженных молодых женщин". Сама Шанель была похожа на вечного радостного подростка. Она очень следила за собой и весила всю жизнь столько, сколько и в 20 лет.

За 87 лет жизни великая Коко дала свое имя целому стилю одежды, костюму, Дому моды и духам. Постоянная изобретательница, Шанель создала массу новинок, но прежде всего…образ женщины, который до нее никто и представить не мог

В наши дни в парижской квартире Шанель на улице Камбон все обустроено так же, как и при жизни кутюрье

Габриэль (Коко) Шанель, 1936 год

Культовый аромат под пятым номером, твидовые костюмы, маленькое черное платье и обилие жемчуга, – если бы легенды жили вечно, то 19 августа Габриэль Шанель отметила бы 136-летие. В честь знаковой для мира моды даты рассказываем о пятнадцати фактах из жизни мадемуазель Коко, которые представят вам первую женщину-кутюрье в совершенно ином свете.

Почему Коко и почему Шанель?

Габриэль Шанель, примерно 1920 год

То, что настоящее имя француженки – Габриэль, знает каждый. Да и сама Коко никогда этого не скрывала (в отличие, кстати, от своего возраста, который женщина всегда «уменьшала» на десять лет). Свое знаковое прозвище будущий модельер из Сомюра получила во времена своих подработок в местном кабаре, где каждый вечер пела популярные у посетителей песни Ko Ko Ri Ko и Qui qu’a vu Coco.

Габриэль Шанель, примерно 1910-1914 годы

Что же до фамилии, то если скрупулезно следовать фактам, то она должна была бы звучать не «Шанель», а «Шансель» – именно так фамилию новорожденной Габриэль записали в регистрационной книге.

Карьерные устремления

На красочных афишах города Виши...

...хотела красоваться и Шанель

Шанель хоть и была с малых лет связана с миром моды (девушка работала швеей и продавцом в магазине одежды в родном Сомюре), но заниматься моделированием костюма серьезно хотела далеко не всегда. В юности Коко мечтала состояться как конферансье и в поисках признания даже отправилась работать на элитные курорты Виши. Однако вскоре Габриэль отбросила иллюзии и поняла, что ее скудные таланты в пении знаменитой ее не сделают. А быть «одной из» ее не устраивало.

От модистки к кутюрье

Кутюрье на курорте в Биаррице, примерно 1928 год

Шанель в Париже, примерно 1932 год

Свой путь в мир французского haute couture Шанель начала с малого – с производства шляпок. Свой первый магазин она открыла сразу же после того, как переехала в Париж, – в 1910 году. Магазин вскоре переехал на Rue Cambon напротив отеля Ritz, где он находится и по сей день. Успех шляпок от Шанель был настолько оглушительным, что вскоре женщина открыла еще по одному ателье в Биаррице и Довиле.

Твидовый костюм

Твидовый костюм от Chanel образца 1960 года

Модели Chanel на показе в Париже, 21 февраля 1970 года

Свой первый твидовый костюм с приталенным жакетом и юбкой Коко представила еще в 1925 году. Это был манифест комфорта и простоты, а также один из первых примеров того, как вещи из мужского гардероба могут перекочевать в женский. В те времена твид не был новинкой, однако использовать его разрешалось исключительно для джентельменских костюмов. Но для Шанель, как говорится, любые запреты открывали лишь просторы для экспериментов. Впоследствии многие вещи из шкафов ее любовников – тельняшки, жакеты, брюки и шляпы – становились главными атрибутами ее фирменного стиля. И это была настоящая революция в моде.

Chanel №5 создал парфюмер из Москвы

Габриэль Шанель, как и большинство своих коллег по цеху, сама парфюм не создавала, доверив эту непростую миссию профессиональному парфюмеру. Автором культового аромата выступил тогда россиянин в эмиграции Эрнест Эдуародвич Бо – парфюмер во втором поколении. Его отец был французом и работал на Дом Романовых, так что юноша с малых лет учился у грасских парфюмеров всем тонкостям создания ароматов. В 1921 году он предложил Коко выбрать один из нескольких созданных им образцом духов. Шанель, как известно, выбрала флакон под номером 5, а готовой композиции дала в качестве названия собственную фамилию. Так родился Chanel №5, и это был первый случай в истории, когда парфюм был назван в честь бренда.

Фото знаменитого американского фотографа Виджи с Chanel №5 в главной роли, 1959 год

Мерлин Монро была одной из самых преданных поклонниц аромата

Из монастыря на подиум: сумка 2.55

В конце 1920-х годов дамская мода на сумки ограничивалась исключительно небольшими ридикюлями, носить которые полагалось строго в руках. Стоит ли говорить, что для Шанель, ценящей комфорт и простоту во всем, такие модели стали объектом ненависти №1. В 1929 году она представила во всех смыслах революционный дизайн кожаной сумки на позолоченной цепочке, позволяющей носить ее на плече. При создании модели Шанель вдохновлялась стегаными солдатскими тюками времен Первой мировой войны, а также своим прошлым, проведенным в женском монастыре в Обазине. Бордовая подкладка отсылала к монашеским рясам того времени, а золотая цепочка – к тем, что сестры носили на талии для того, чтобы держать ключи.

Chanel 2.55 в современном исполнении

Лучшие друзья девушек

Принято считать, что введя в моду бижутерию из искусственного жемчуга, эмали и полудрагоценных камней, Шанель выступала против дорогих ювелирных украшений, считая их чересчур вычурными. Что ж, такой подход не совсем верный, ведь коллекции высокого ювелирного искусства у мадемуазель Коко все же были. Первую – бриллиантовую – она представила в 1932 году, и вдохновлена она была, как ни странно, одним из «беднейших» периодов XX века – Великой Депрессией. Коллекция представляла собой украшения в виде созвездий, на которые люди, как правило, смотрят в надежде на лучшее будущее.

Браслет из ювелирной коллекции Chanel 1932 года

Все украшения коллекции задумывались, как трансформеры

Эта коллекция была сенсацией, а, главное, никто не ждал этого от Коко, ранее ненавидевшей драгоценности. Но Шанель поспешила объясниться. «Довод, который вначале побудил меня выдумывать искусственные украшения, заключался в том, что я находила их лишенными снобизма, и это в эпоху, когда слишком легко доставалась роскошь. Это соображение исчезло в период финансового кризиса, когда все способствовало воскрешению инстинктивного стремления к натуральности, которое возвратит забавной безделице ее истинную цену», - написала кутюрье в каталоге к бриллиантовым украшениям.

Маленькое черное платье

По универсальности маленькое черное платье как-то сравнили с автомобилем Ford. Действительно, Шанель задумывала его как базовую вещь, доступную каждой женщине и выручающую ее в любой ситуации: днем оно отлично работало с простыми лодочками, а вечером – с жемчужными аксессуарами.

Одно из первых платьев Chanel на аукционе, 1978 год

Это платье стало легендой в мире моды, громко заявив о том, что черный не имеет ничего общего с трауром. Между тем, некоторые до сих пор считают, что его первоначальное назначение было как раз-таки «традиционное»: мол, Шанель придумала его, чтобы так почтить память о своем возлюбленном Артуре Кейпеле, погибшем в автокатастрофе.

Единственный дизайнер в списке «100 лучших» от Time

Коко Шанель, примерно 1962 год

XX век был богат на дизайнерские дебюты, но только Коко Шанель сумела своим стилем изменить историю. По крайней мере, именно так посчитал влиятельный американский журнал Time при составлении своего очередного списка лучших, резюмирующего последнее столетие. Шанель единственная из мировых кутюрье вошла в перечень, составив компанию таким столпам искусства XX века, как Луи Армстронг, Пабло Пикассо, Игорь Стравинский и так далее.

Голливудские грезы

В 1921 году двоюродный брат царя Николая II Великий князь Дмитрий Павлович познакомил Коко с Сэмюелом Голдвином, который тогда занимался запуском киностудии Metro-Goldwyn-Mayer. Патриарх Голливуда был настолько впечатлен личностью и работами Шанель, что в одночасье предложил ей миллион долларов (сейчас эта сумма составила бы 75 млн) за то, чтобы она одевала кинозвезд. Кутюрье с радостью согласилась, однако вскоре студия отказалась от сотрудничества с француженкой, так как посчитала, что ее чересчур простые, по понятиям Голливуда, наряды не совсем выгодно смотрятся на экране. С тех пор Шанель считала американский кинорайон «столицей плохого вкуса».

Коко с американской актрисой Иной Клэр, 1931 год

Поддерживала русское искусство

В 1913 году Коко совершенно случайно составила компанию своей приятельнице на мероприятиии парижского театра Champs d"Elisee, где проходила премьера очередного русского балета. Тогда дягилевские «русские сезоны» только входили в моду, многое из русского искусства казалось рафинированной европейской публике диким и непривычным, но в тот день Коко влюбилась – в прерывистые движения, в странные костюмы и в завораживающую музыку Игоря Стравинского.

Фотокарточка с Коко Шанель, Игорем Стравинским, художником Хосе Мария Серт и его супругой Мисей, примерно 1920 год

Игорь Стравинский, 1913 год

С композитором они познакомятся лично только семь лет спустя, и дружба эта будет такой крепкой, что Шанель приютит его и его обедневшую семью у себя дома, а затем сделает небольшое пожертвование его спектаклям и даже сошьет для российских балерин несколько нарядов.

Могла стать королевой Великобритании

Чем выше была слава Шанель как кутюрье, тем шире становился круг ее знакомств. В какой-то момент он расширился до представителей британской аристократии. В 1923 году Коко была представлена таким фигурам, как Уинстон Черчилль, герцог Вестминстерский Хью Гросвенор (с пра-пра-прадедом

Коко Шанель (наст. имя Габриэль Шанель) – икона стиля, одна из самых известных модельеров мира, основатель бренда одежды и духов Chanel. Стиль, созданный Шанель, олицетворяет собой целую эпоху, а в ней – элегантность, минимализм в использовании аксессуаров и удобство. Шанель была неординарным и сложным человеком в жизни – она по большей части презирала людей и была готова идти по головам ради своего успеха и выгоды.

Детство и семья

Будущая знаменитость Габриэль Шанель родилась в 1883 году (хотя сама утверждала, что появилась на свет 10 лет позже) в бедной семье рыночного торговца и дочки сельского плотника. Когда Габриэль родилась, ее родители не были женаты, это была их вторая дочь. Регистрировали девочку в приюте, а имя ей дали в честь медсестры Габриэль, которая помогла малютке появиться на свет.


Мамы Габриэль, Жанны Деволь, не стало, когда девочке было всего одиннадцать лет. Буквально через неделю ее с сестрой и двумя братьями бросил отец – до своего совершеннолетия Габриэль пришлось жить в приюте при монастыре.


Казалось бы, совсем не располагающая успеху предыстория – однако опыт, приобретенный Шанель в сиротском доме, и определил ее дальнейшую жизнь. Дело в том, что именно монахини научили девушку шить, так что, покинув заведение, Габриэль смогла устроиться продавщицей в магазин белья «Au Sans Pareil».

Первые шаги к успеху

Помимо увлечения дизайном одежды, Габриэль любила петь и даже выступала в кабаре. Именно тогда она получила прозвище Коко, потому что ее любимыми песнями были «Ko Ko Ri Ko» и «Qui qua vu Coco». В одном из таких кабаре девушка познакомилась с богатым офицером в отставке, Этьеном Бальзаном, который вскоре предложил ей переехать к нему в настоящий замок в Париже. Шанель согласилась, однако зависеть от кого-то было не в ее стиле.


Вскоре, вспомнив уроки шитья в приюте, она поняла, что хочет стать модисткой (мастерицей по изготовлению женских шляп, платьев и белья), и с помощью молодого английского предпринимателя Артура Кэйпела в 1910 году смогла открыть свой собственный шляпный магазин в Париже – он до сих пор находится напротив отеля «Ритц» на улице Камбон, 31.

Начало дизайнерской карьеры

Когда Коко Шанель открыла собственный бизнес и смогла дать волю своему вкусу и способностям, уже ничто не могло ее остановить – ни отсутствие опыта, ни даже Первая Мировая война. Она работала и как предприниматель, и как дизайнер, воплощая в жизнь все свои идеи по созданию элегантности – ввела в моду женские брюки, то самое маленькое черное платье. Созданный ей стиль позднее назвали «простая роскошь» – для того, чтобы одеваться в стиле Шанель, нужен в первую очередь вкус, а не огромные деньги.


Но у клиенток Габриэль деньги водились, и они с радостью покупали шляпки и одежду у оригинальной модистки. Очень скоро бизнес Коко стал феноменом, которого не было до этого в истории моды. Сама Шанель стала первой портной, которая вошла в высшее общество, а не была прислугой у богатых заказчиков. Ее друзьями становились композиторы, балетмейстеры, художники, режиссеры, предприниматели. Девушка изменила общественное мнение о труде дизайнера, став притягательной личностью международного масштаба.

«Я вошла в сливки общества не потому, что создавала одежду. А наоборот. Я ведь создавала одежду, потому что находилась в обществе, где стала первой женщиной, которая жила полной жизнью моего века», – комментировала свою славу Коко Шанель.

Коко Шанель уделяли внимание высокопоставленные аристократы. К примеру, женщина входила в круг общения Великого российского князя Дмитрия и английского герцога Вестминстерского. Ее руки пытались добиться многие успешные мужчины, однако ее по-настоящему волновало только свое дело. На предложение герцога Вестминстерского Коко ответила, что герцогинь Вестминстерских может быть много, а вот Шанель такая одна.


В возрасте пятидесяти лет Коко Шанель оказалась на вершине своей славы и красоты. Она одевалась с чувством абсолютной свободы и купалась в славе. Именно в это время ей восхищались больше всего. Годы пятидесятилетия стали самыми золотыми в биографии некогда бедной девочки Габриэль.

И если в Первую Мировую войну дизайнер сумела остаться на плаву, то после объявления Второй Мировой войны в 1939 году Шанель пришлось закрыть все свои салоны – в такое время моде не было места. Несмотря на оккупацию Парижа, Коко осталась на это время во французской столице и даже сумела вызволить из плена своего племянника.


В сентябре 1944 года по инициативе Комитета по Общественной морали женщину арестовали из-за слухов о ее связи с немецким офицером Гансом Гюнтером фон Дюнклегом. Вскоре ее освободили по просьбе Черчилля с условием того, что она покинет Францию. Шанель уехала в Швейцарию и прожила там почти десять лет. По версии исследователя Хэла Вогана, Шанель не только была любовницей пособника нацизма, но и поставляла информацию немецкому правительству.

Интервью Коко Шанель французскому телевидению (1969)

Личная жизнь Коко Шанель

Жизнь знаменитого дизайнера одежды пестрила романами, но ни один из них не перерос в супружество – кажется, Шанель в этом и не нуждалась. Ей приписывали романы с русским композитором-эмигрантом Игорем Стравинским, герцогом Вестминстерским и даже нацистским офицером Гансом фон Динклаге. Согласно некоторым источникам, Шанель была бисексуальна.


Мода на загар появилась как раз во времена Коко Шанель. Произошло это случайно – в 1923 году Габриэль загорела во время круиза и появилась в таком виде в Каннах. Общество, на тот момент внимательно относившееся к внешнему виду женщины, сразу последовало примеру Шанель.


Знаменитые духи «Chanel № 5» появились в 1921 году. Их автором является русский парфюмер-эмигрант Эрнест Бо. Уникальность этих духов состоит в том, что до Шанель у женских духов не было сложных запахов. Коко выступила новатором и предложила женщинам первый синтезированный парфюм.


Коко Шанель сделала популярными маленькие черные платья, которые позволялось носить в течение всего дня, дополняя разными аксессуарами. Так она доказала, что некогда считавшийся траурным, черный цвет может быть элегантным и прекрасно дополнит вечерний образ.


К заслугам Коко Шанель относится и создание уникальных сумочек. «Я устала носить ридикюли в руках, к тому же я их вечно теряю», – сказала Габриэль в 1954 году. А через год представила небольшую прямоугольную сумочку на длинной цепочке. В итоге женщины смогли носить сумку, удобно повесив на плечо.

Коко Шанель. Жизнь Замечательных Людей

Последние годы жизни. Смерть

Шли годы, и дурная слава Шанель постепенно уходила в прошлое. Если в довоенной моде работали преимущественно женщины-дизайнеры, к примеру, Шанель, Чиапарелли, Ланвэн, Вионнет, то в послевоенной власть досталась мужчинам, среди которых значились Диор и Баленсиага. Казалось, что успех Диора не оставлял будущего моде, созданной Шанель.


Однако в 1953 году Коко Шанель приняла решение вновь открыть свой салон в Париже. Тогда прославленной француженке уже исполнялось 70 лет. Пятого февраля 1954 года был торжественно открыт Дом Шанель. Критики были беспощадными и разнесли ее новую коллекцию. Впрочем, Габриэль осталась глуха к критике – ей понадобилось всего три года, чтобы вновь вернуться на Олимп славы.

10 января 1971 года Коко Шанель скончалась в отеле Ритц в возрасте 87 лет от сердечного приступа. Ее похоронили в швейцарской Лозанне, на верхней части ее надгробия высечено пять львов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: