Бронепоезд «Тульский рабочий». Боевой путь

Бронепоезд № 13 «Тульский рабочий», получивший в просторечии название «Туляк», был построен в короткие сроки рабочими Тульского паровозного депо. Идея создания бронепоезда появилась, когда немецкая 2-я танковая армия генерала Гудериана вошла в Орёл и дорога на Москву казалась открытой. В строительстве бронепоезда принимал энергичное участие коллектив машиностроительного завода НКПС (ныне - завод «Желдормаш»).
27 октября 1941 года «Туляк» покинул ворота депо. Бронепоезд № 13 держал оборону станции Тула-1 и города от налётов немецкой авиации с помощью зенитной артиллерии, отражал атаки вражеских бомбардировщиков на станциях Хомяково, Ревякино и Нижние Присады.
Бронепоезд №1 3 сыграл важную роль в период обороны Тулы. Он прикрывал железнодорожный мост через Упу и станцию Тула. А во время эвакуации стоял в районе Ряжского железнодорожного узла, через который шла эвакуация тульских заводов, в том числе и станкостроительного.
В начале декабря 1941 года бронепоезд № 13 «Тульский рабочий» был отправлен на Юго-Западный фронт. В канун нового 1942 года бронепоезд стоял на станции Белый Колодезь северо-восточнее Харькова. Здесь он не раз участвовал в боях, отражая воздушные атаки противника. В начале апреля 1942 года бронепоезд № 13 был введён в состав 60-го отдельного дивизиона бронепоездов, который был сформирован из двух бронепоездов - № 2 «Тульский рабочий» и № 15 - и направлен на Южный фронт, где участвовал в боях под Харьковом. Бронепоезд закончил свой боевой путь в Тамбовской области.
После боев под Тулой бронепоезд № 13 входил в состав 60 ОДБП и действовал в районе Изюм -Святогорская, где бронепоездом командовал уже капитан Есин (до этого начиная с Тулы ст. л-т Клюев С.Л.)

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Знаете ли вы, что в Туле есть бронепоезд? Конечно, не настоящий, а просто исторически достоверный макет, но это все равно дает нам повод для гордости.

Военно-мемориальный комплекс «Бронепоезд 13 «Тульский рабочий» был установлен 9 мая 2015 года (в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной Войне) на платформе железнодорожной станции Тула-1-Курская (Московский вокзал). Он входит в состав мемориального комплекса «Защитникам города-героя Тулы в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг.».

Найти его совсем просто. Приходите на платформу прямо за зданием вокзала и увидите этот экспонат. Помимо самого поезда в состав комплекса входит также отдельно стоящая дрезина.

История создания

Бронепоезд 13 создавался совместно тульскими оружейниками и железнодорожниками осенью 1941 года. Сразу после выпуска его присоединили к составу № 16, который уже защищал подступы к Туле.

Когда враг был отброшен от нашего города, состав, который прозвали «Туляком», отправился оборонять другие места. К сожалению, в 1942 году он тяжело пострадал в боях под Воронежем. Отправленный на реконструкцию, в Тулу он больше так и не вернулся…

Кому будет интересно

Бронепоезд 13 «Тульский» будет интересен всем, кто неравнодушен к истории Великой Отечественной Войны. Его посещают как взрослые, так и дети. Кстати, малышам вход открыт с 3-5 лет, поэтому берите с собой даже совсем маленьких карапузов.

Мероприятия в музее

Обязательно посетите экскурсию «Бронепоезда в обороне Тулы», которая проводится сотрудниками вокзала и длится 25-50 минут. В ходе посещения вы сможете не только осмотреть поезд снаружи, но и войти в каждый вагон и узнать, для чего он был предназначен и как вооружен.

Увидите вы и небоевые части бронепоезда 13 «Тульский рабочий». В них вам покажут и расскажут, как жил, чем питался и как отдыхал экипаж. Кстати, члены боевой команды будут «представлены» в виде манекенов в полном обмундировании.

Еще одно интересное мероприятие – квест «Бронепоезд сражается». Возраст участников – от 10 лет, длительность – 1 час. Создавался он для школьников, но взрослым тоже будет интересно.

Как работает

Бронепоезд 13 в Туле работает со среды по воскресенье, часы работы 11:00-19:00.

Адрес: г. Тула, ул. Путейская, 4, Московский вокзал.

Стоимость экскурсии: взрослые – 70 р., студенты и школьники – 50 р., дети до 5 лет – бесплатно.

Бронепоезд № 13 «Тульский рабочий», получивший в просторечии название «Туляк», является одним из образцов советских бронепоездов первых месяцев войны. Идея создания бронепоезда появилась, когда 2-я немецкая танковая армия генерала Гудериана вошла в Орёл и дорога на Москву казалась открытой. Крепость на колёсах была построена в короткие сроки рабочими Тульского паровозного депо.

27 октября 1941 года «Туляк» покинул ворота депо. Бронепоезд № 13 держал оборону станции Тула-1 и города от налётов немецкой авиации с помощью зенитной артиллерии, отражал атаки вражеских бомбардировщиков на станциях Хомяково, Ревякино и Нижние Присады.

В начале декабря 1941 года бронепоезд №13 «Тульский рабочий» был отправлен на Юго-Западный фронт. В канун нового 1942 года бронепоезд стоял на станции Белый Колодезь северо-восточнее Харькова. Здесь он не раз участвовал в боях, отражая воздушные атаки противника. В начале апреля 1942 года бронепоезд №13 был введён в состав 60-го отдельного дивизиона бронепоездов, который был сформирован из двух бронепоездов - №2 «Тульский рабочий» и № 15 - и направлен на Южный фронт, где участвовал в боях под Харьковом. Бронепоезд закончил свой боевой путь в Тамбовской области.

В феврале 2015 года приступили к реставрации поезда. Над ремонтом и восстановлением вагонов для памятника работали специалисты эксплуатационного вагонного депо Тула (ВЧДЭ-18), вагоноремонтных депо Узловая (ВЧДР-25) и Тула (ВЧДР-17), Тульской дистанции гражданских сооружений (НГЧ-11), моторвагонного депо Новомосковск (ТЧ-22). Эти старые, ещё не до конца убитые временем и не разрезанные на металлолом вагоны туляки искали на станциях и подъездных путях промышленных предприятий, также скрупулёзно собирая информацию и экспонаты для будущей экспозиции.

8 мая 2015 года отреставрированный бронепоезд открыли как музей на Московском железнодорожном вокзале Тулы. Посетить мемориал все желающие могут бесплатно.

Адрес: Тульская область, г.Тула, ул.Путейская, д.4 (на территории железнодорожного Московского вокзала)

Сведения о боевом пути бронепоезда «Тульский рабочий» приведены в ряде газетных статей [Елькин А.А. Бронепоезд № 13 // Коммунар. 1971. 16 июля], а так же в нескольких обобщающих работах по истории бронепоездов Красной армии [Ефимьев А.В., Манжосов А.Н., Сидоров П.Ф. Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941-1945. М.: Транспорт, 1992. С. 92 - 93]. Между тем, многие обстоятельства боевой деятельности этого бронепоезда остаются совершенно неизвестными или значительно искажаются в публикациях.

Во многих публикациях боевая деятельность «Тульского рабочего» смешивается с действиями под Тулой армейского бронепоезда № 16. Существуют противоречия и в ряде источников. В связи с этим актуальной задачей представляется собрать воедино все имеющиеся источники по данной теме и, критически их осмыслив, восстановить боевой путь данного бронепоезда на всем его протяжении. Строительство бронепоезда «Тульский рабочий» было окончено в ночь с 27 на 28 октября 1941 г. Выйдя из ворот депо, бронесостав сразу же оказался на передовой.

Линия фронта установилась в считанных километрах от станции Тула-1, но главную опасность для станции и бронепоезда представляла авиация противника. Именно борьбой с авиацией «Тульский рабочий» занимался в начальный период своей боевой деятельности. Имевшееся на бронесоставе вооружение - несколько скорострельных зенитных и авиационных пушек, а так же пулеметы, не позволяло эффективно бороться с танками противника или наносить артиллерийские удары с закрытых позиций, но давало возможность отражать налеты авиации, что так же было весьма актуальной задачей. «Тульский рабочий» действовал на всех железнодорожных путях, ведущих из Тулы кроме западной ветки, идущей к Суворову и Козельску.

Главной оценкой боевой работы бронепоезда является то, что тульские станции не получили критичных повреждений и через них в город продолжали поступать продовольствие, боеприпасы и даже пополнения. Уже через несколько дней после окончания строительства от начальника Отдела бронепоездов Главного автобронетанкового управления Красной армии генерал-майора П.Г. Чернова поступил приказ об отправке бронепоезда в Москву. Однако на станции Ревякино он был задержан. В дело вмешался первый секретарь Обкома партии В.Г. Жаворонков, добившийся того, чтобы бронепоезд еще на несколько дней был оставлен под Тулой [Паничкин В.К. На рельсах огненной дуги. Сб. воспоминаний. Харьков, 1988. С. 27], переживавшей самый опасный период своей обороны. «Вооружены вы слабо, это мы знаем. Но поймите: одно ваше присутствие среди защитников города прибавляет людям уверенности. Так что вы ходите, где возможно, и пыхтите - обороняющимся будет веселее» - говорил В.Г. Жаворонков [Железной дорогой - к победе! Тула, 2015. С. 129]. Вскоре «Тульский рабочий» все же был отправлен на довооружение. Таким образом, в боях под Тулой он участвовал всего около десяти дней, однако его боевая деятельность бронепоезда пришлась на тот период, который оказался наиболее опасным и напряженным как для Тулы, так и для страны в целом.

Проведенная на Мичуринском паровозоремонтном заводе доработка бронепоезда позволила еще более увеличить его боевой потенциал. Вооружение «Тульского рабочего» стало значительно более мощным, хотя и осталось достаточно разнородным, что должно было затруднять его применение. Характер действий Тульского рабочего показывает, что чаще он использовался все же в качестве зенитного бронепоезда. После довооружения «Тульский рабочий» поступил в состав 26-й дивизии войск НКВД. Очевидно тогда же, как сообщает В. А. Ермаков, бронепоезду был присвоен № 13, и он получил наименование «Тринадцатый отдельный бронепоезд войск НКВД». После довооружения Тульский рабочий - теперь бронепоезд № 13 прибыл на Юго-Западный фронт в район станции Волчанск. В.К. Паничкин, подробно описавший боевую деятельность бронепоезда, отметил эпизоды различного характера. Он сообщил об отражении воздушных налетов на участках дороги Купянск-Волчанск и Купянск-Булацеловка, отметив, что активности вражеской авиации способствовала ясная морозная погода [На рельсах огненной дуги: воспоминания железнодорожников: сб. статей / сост. Н.В. Рыльцов; предисл. Н.С. Конарев. - Харьков: Прапор, 1988. С. 28]. В наградном листе В.К.

Паничкина отмечено, что только 24-го и 25-го января было отбито 11 и 9 налетов соответственно [ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682525. Д. 180. Л. 217]. Бронепоезд при этом подвергался значительной опасности. 25 января в результате авианалета был выведен из строя вспомогательный «черный» паровоз [ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682525. Д. 180. Л. 217 об.], не имевший брони и использовавшийся для перемещения бронесостава в тыловых районах. Помимо отражения воздушных атак В.К. Паничкин описал эпизод, когда бойцы бронепоезда в районе станции Булацеловка с угрозой для собственной жизни эвакуировали из-под обстрела раненого корректировщика огня, работавшего в боевых порядках пехоты. Очевидно, в этих боях бронепоезд поддерживал огнем своих орудий пехотные части, действуя с закрытой позиции. Вести огонь прямой наводкой бойцам бронепоезда № 13 пришлось в новогоднюю ночь, когда они отражали атаку противника на г. Волчанск [На рельсах огненной дуги: воспоминания железнодорожников: сб. статей / сост. Н.В. Рыльцов; предисл. Н.С. Конарев. - Харьков: Прапор, 1988. С. 30]. 2 марта 1942 г. бронепоезд был направлен для нового довооружения и устранения конструктивных недостатков в Воронеж на ремонтную базу бронепоездов Юго-Западного фронта [Коломиец М.В. Бронепоезда в бою 1941 - 1945. «Стальные крепости» Красной армии. М.: Стратегия КМ; Яуза; Эксмо, 2010. С. 131]. По характеру боевой деятельности «Тульского рабочего», можно заключить, что по мере доработок этот нетиповой, «кустарного» производства состав все больше приближался к армейским образцам. Его вооружение при этом усиливалось и из исключительно зенитного становилось универсальным артиллерийским, что позволяло бронепоезду наносить артиллерийские удары и бороться с танками противника. В то же время, он сохранял и возможность противодействия авиации.

Согласно воспоминаниям К.К. Поздняка, подтверждаемым так же В.К. Паничкиным, в начале апреля бывший «Тульский рабочий» вместе с бронепоездом № 5 вошел в состав 60-го отдельного дивизиона бронепоездов и получил новый номер - «2». В оперативном отношении он вошел в состав 6-й армии Юго-Западного фронта. Здесь на участке Изюм-Савинцы он вновь отражал налеты вражеской авиации. 29 апреля бронепоезд и соседние объекты станции последовательно атаковали группы из 31, 23 и 4 вражеских самолетов. 4 бомбы разорвались в 10 метрах от бронесостава, разрушив обе линии железнодорожных путей [ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682525. Д. 180. Л. 217 об.]. В особенно сложном положении дивизион оказался в ночь с 21 на 22 мая. Получив приказ выйти в район южнее станции Букино, он с трудом миновал станцию Изюм, за которую шли ожесточенные бои, но на перегоне Изюм - Букино столкнулся со сложным препятствием.

На небольшом мосту застрял поврежденный состав с топливом. Перед ним скопились два бронепоезда дивизиона, их база и состав с ранеными, который необходимо было эвакуировать в тыл [На рельсах огненной дуги: воспоминания железнодорожников: сб. статей / сост. Н. В. Рыльцов; предисл. Н. С. Конарев. - Харьков: Прапор, 1988 С. 32]. С рассветом такое скопление составов могло быть легко обнаружено с воздуха и стало бы удобной мишенью для вражеской авиации. В этих условиях экипажам бронепоездов совместно с уже работавшей на месте транспортно-восстановительной ротой пришлось всего за 4 - 5 часов проложить обводной рельсовый путь длиной около 200 метров с мостом. Совершив настоящий трудовой подвиг, экипажи бронепоездов и бойцы транспортно-восстановительной роты окончили работу к рассвету. Важную роль в организации работы сыграл комиссар бронепоезда № 2 В. К. Паничкин. Действия в ночь с 21 на 22 мая стали одним из главных оснований для награждения В. К. Паничкина орденом Отечественной войны 1-й степени [ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682525. Д. 180. Л. 217 - 217 об.]. Успешно выйдя в назначенный район - южнее станции Букино, 60-й дивизион бронепоездов до 25 мая 1942 г. поддерживал части 296-й и 51-й стрелковых дивизий, нанося артиллерийские удары по немецким позициям на южном берегу реки Северный Донец. Особенно отличился при этом экипаж бронепоезда № 2, спасший 48 вагонов с боеприпасами во время пожара, возникшего от немецкой бомбежки на станции Радьковские Пески [Коломиец М.В. Бронепоезда в бою 1941 - 1945.

«Стальные крепости» Красной армии. М.: Стратегия КМ; Яуза; Эксмо, 2010. С. 132]. 31 мая сам бронепоезд подвергся мощному налету вражеской авиации. Броня не выдержала попаданий авиабомб. Повреждения бронеплощадок были настолько существенными, что оказались выведены из строя все орудия и повреждена ходовая часть. Бронесостав удалось вывести в Воронеж, где, вероятно, планировалось отремонтировать, но вскоре был уничтожен второй бронепоезд дивизиона, а к Воронежу прорвались немецкие войска. В этих условиях 4 июля 1942 г. бронепоезд № 2, с которого уже сняли поврежденное вооружение, и базу дивизиона было решено вывести сначала в Романовку, а затем в г. Балашов Тамбовской области. Ремонт затягивался, и 2 августа личный состав дивизиона был отправлен для пополнения и получения новой материальной части в г. Москву. Поврежденный тульский бронепоезд был отправлен на рембазу № 6. Каких-либо сведений о его восстановлении и дальнейшем использовании не сохранилось.

Повреждения, были столь серьезны, что ремонт, вероятно, оказался нецелесообразным. Гибель бронепоезда вряд ли нужно считать следствием его изначальных конструктивных недостатков. В том же 1942 году Красная армия и войска НКВД помимо «Тульского рабочего» потеряли еще 42 бронепоезда, одним из которых стал и «Тульский рабочий».

Он принял участие в двух крупнейших и тяжелейших для советских войск сражениях: Московской и Сталинградской битвах. В первой его роль оказалась значительной в силу крайнего недостатка у защитников Тулы сил и средств для обороны города. На начальном этапе Сталинградской битвы раскрылся боевой потенциал бронепоезда. Таким образом, из вспомогательного бронесостава «кустарной» постройки «Тульский рабочий» постепенно превратился в полноценную и достаточно эффективную боевую единицу, вполне оправдавшую силы и средства, затраченные на ее создание.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: