Биография: Стихотворение Бунина Одиночество. Тема стихотворения Бунина «Одиночество


ОДИНОЧЕСТВО

И ветер, и дождик, и мгла

Над холодной пустыней воды.

Здесь жизнь до весны умерла,

До весны опустели сады.

Я на даче один. Мне темно

За мольбертом, и дует в окно.

Вчера ты была у меня,

Но тебе уж тоскливо со мной.

Под вечер ненастного дня

Ты мне стала казаться женой...

Что ж, прощай! Как-нибудь до весны

Проживу и один - без жены...

Сегодня идут без конца

Те же тучи - гряда за грядой.

Твой след под дождем у крыльца

Расплылся, налился водой.

И мне больно глядеть одному

В предвечернюю серую тьму.

Мне крикнуть хотелось вослед:

"Воротись, я сроднился с тобой!"

Но для женщины прошлого нет:

Разлюбила - и стал ей чужой.

Что ж! Камин затоплю, буду пить...

Хорошо бы собаку купить.

Обновлено: 2011-05-09

Посмотрите

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Главная тема стихотворения

В стихотворении рассказывается о любви автора женщине, которая его покинула. И внутреннее состояние человека показано через природу: душевная опустошенность поэта передается через ее увядание.

Преобладающее настроение, его изменение

Уже вначале мы проникаемся печальным настроением:

И ветер, и дождик, и мгла

Над холодной пустыней воды.

Здесь жизнь до весны умерла,

До весны опустели сады.

Далее перед нами предстает образ художника (за мольбертом…), которого ничто не радует, ничто не вдохновляет. В следующей строфе мы узнаем причину этого настроения. Здесь использовано риторическое восклицание (Что ж, прощай!) и умолчание (Как-нибудь до весны! Проживу и один – без жены…). Этим фигуры показывают, насколько тяжело автору отпускать любимую женщину. Но этот человек - необычный, как и все люди творческих профессий; он предоставил ей свободу, право выбора:

Твой след под дождем у крыльца

Расплылся, налился водой.

И мне больно глядеть одному

В предвечернюю серую тьму.

Но для него, наверно, самое страшное – не то, что любимая ушла, а то, что он остался один. Но автор понимает, что прошлого не вернуть, а будущего нет, потому что любовь прошла:

Мне крикнуть хотелось вослед:

«Воротись, я сроднился с тобой!»

Но для женщины прошлого нет:

Разлюбила – и стал ей чужой.

Хотя расставание приносит ему лишь страдания, он знает, что жизнь продолжается, и нужно идти дальше:

Что ж! камин затоплю, буду пить…

Хорошо бы собаку купить.

Последняя строка стихотворения несколько разгоняет «тучи», сквозь них начинает проглядывать солнце.

Эмоции вызванные при прочтении

Конечно, одиночество – относительно, одиноким можно быть и в толпе.

На мой взгляд, если найдешь родственную душу, будь то друг или любимый человек, то никогда не будешь одиноким.

И ветер, и дождик, и мгла
Над холодной пустыней воды.
Здесь жизнь до весны умерла,
До весны опустели сады.
Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.

Вчера ты была у меня,
Но тебе уж тоскливо со мной.
Под вечер ненастного дня
Ты мне стала казаться женой…
Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
Проживу и один — без жены…

Сегодня идут без конца
Те же тучи — гряда за грядой.
Твой след под дождем у крыльца
Расплылся, налился водой.
И мне больно глядеть одному
В предвечернюю серую тьму.

Мне крикнуть хотелось вослед:
«Воротись, я сроднился с тобой!»
Но для женщины прошлого нет:
Разлюбила — и стал ей чужой.
Что ж! Камин затоплю, буду пить…
Хорошо бы собаку купить.

Анализ стихотворения «Одиночество» Бунина

Тема одиночества стала одной из ключевых на творческом пути выдающегося поэта и писателя Ивана Бунина. Лирические герои его произведений часто сталкиваются с этим чувством. В них автор раскрыл собственное одиночество не только на Родине, но и за рубежом.

При прочтении стихотворения «Одиночество» складывается впечатление, что это автобиографическое произведение. Однако известно, что Иван Бунин посвятил стихотворение близкому другу Петру Нилусу, художнику из Одессы, знаменитому широкой публике по прозвищу «поэт живописи».

Иван принялся за написание произведения в 1903 году в городе Константинополь. Именно этот период считается самым продуктивным за весь творческий путь Бунина. Стихотворением «Одиночество» автор хотел показать, что с непониманием сталкиваются все талантливые люди. Объединив свою и судьбу Петра, Иван подтвердил свои догадки на конкретном примере.

Перед свои отъездом в Константинополь Бунин расстался с супругой, что нашло отображение в его творчестве. Не смотря на то, что стихотворение написано в прекрасный летний день, в нем отчетливо прослеживается хандра, характерная для осенней поры.

Перед читателем предстает лирический герой, который оказывается один на один с собой в дачном домике. С каждой строчкой настроение одиночества и грусти усиливается, погружая в эту атмосферу.

В процессе повествования становится известно о потерянной любви лирического героя. Причиной этому послужило отсутствие притяжения и увлечения любимым человеком. В результате душевных переживаний герой погружается в собственный серый мир, лишенный всяких красок.

Автор изображает образ человека, который принимает свое одиночество как должное, не стараясь ничего изменить. Лирический герой находится в состоянии апатии. В связи с чем он не желает попытаться вернуть свою любовь, поговорить с ней и объясниться. Герой надеется, что с приходом весны дачный домик вновь наполнится голосами.

Лирический герой изображается, как к человеку, привыкший идти по течению, принимая все «подарки», которые приготовила судьба. Ему все безразлично, и он готов смириться со всеми событиями.

В произведении Иван Бунин затрагивает тему взаимоотношений собаки и человека, намекая эти на то, что собака никогда не оставит человека в беде и не уйдет в трудный период. Лирический герой также приходит к выводу, что ему следует завести собаку.

Стихотворение И.Бунина «Одиночество»
на уроке русского языка

Цели урока:

1. Подготовка к написанию анализа стихотворения.

2. Совершенствование навыков анализа текста.

3. Развитие речи учащихся.

4. Воспитание бережного и внимательного отношения к слову.

Домашнее задание к уроку: 1) повторить понятия метафора, синекдоха, градация, оксюморон, многосоюзие, риторическое восклицание, фигура умолчания; 2) индивидуальное задание: подготовить выразительное чтение стихотворения Бунина «Одиночество».

На уроке у каждого учащегося на столе стихотворение И.Бунина.

Одиночество

И ветер, и дождик, и мгла
///// Над холодной пустыней воды.
Здесь жизнь до весны умерла,
///// До весны опустели сады.
Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.

Вчера ты была у меня,
///// Но тебе уж тоскливо со мной.
Под вечер ненастного дня

Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
Проживу и один – без жены…

Сегодня идут без конца
///// Те же тучи – гряда за грядой.
Твой след под дождем у крыльца
///// Расплылся, налился водой.
И мне больно глядеть одному
В предвечернюю серую тьму.

Мне крикнуть хотелось вослед:



Что ж! Камин затоплю, буду пить…
Хорошо бы собаку купить.

Примерный план анализа стихотворения:

1) Образы, ассоциации, вызванные чтением стихотворения.

2) Основные темы стихотворения. Языковые средства (лексические, морфологические, синтаксические и т.д.), помогающие привлечь внимание читателя к теме.

3) Образы (звуковые, зрительные и т.д.), их роль. Языковые средства, создающие образы.

4) Композиционные особенности стихотворения. Части лирического сюжета.

5) Чувства лирического героя (назвать). Развитие чувств (если есть). Языковые средства, помогающие выразить чувства лирического героя.

6) Характер лирического героя (назвать черты характера). Языковые средства, способствующие созданию характера героя.

7) Особенности ритмической организации стихов, строфики, рифмовки и т.д. (если есть).

9) Отношение читателя к произведению, к авторской позиции. (Какие мысли, чувства вызывает у читателя это стихотворение?)

ЭТАПЫ УРОКА

I. Работа с текстом по вопросам учителя.

II. Работа над вступлением и заключением.

III. Примерный анализ стихотворения.

Одиночество… Наверное, это чувство разобщенности с людьми, оторванности от мира время от времени посещает каждого, поэтому тема стихотворения близка многим читателям.

Герой стихотворения, переживая разрыв с любимой, чувствует себя не просто покинутым, но одним во всем мире (в трех строфах стихотворения повторяется слово один), причем этот мир враждебен лирическому герою.

Прошлое, настоящее и будущее переплетены в бунинском произведении, и это чередование времен лежит в основе композиции стихотворения (первая строфа – сегодня, сейчас, четыре строки второй строфы – вчера , две последние строки второй строфы – завтра ; третья строфа – сегодня , четыре строки четвертой строфы – вчера , две последние строки четвертой строфы – завтра ).

Можно отметить, что в первой и третьей строфах на первом плане пейзаж, а во второй и четвертой идет речь об отношениях с женщиной.

Стихотворение начинается с пейзажной зарисовки, и перед глазами читателя возникает мрачная картина; эта картина озвучена: обилие сонорных н, м, л передает монотонный непрекращающийся гул ветра, который слышит лирический герой стихотворения. Многосоюзие в начале первой строфы (И ветер, и дождик, и мгла) помогает соединить зрительные и осязательные образы и передать читателю ощущение холода и темноты. Это ощущение усиливает метафора над холодной пустыней воды, именно так представляется лирическому герою стихотворения внешний мир. Безжизненность окружающего пространства подчеркивается оксюмороном жизнь умерла, однако у героя есть надежда на лучшее: слово до весны, повторяющееся на стыке третьей и четвертой строк первой строфы, имеет ограничительное значение. Это же слово мы видим и во второй строфе, но речь в этой строфе идет уже не о природных явлениях, а о чувствах лирического героя. Весна для лирического героя – это время воскресения как природы, так и души. Однако жизнь до весны представляется герою тягостной: наречие как-нибудь (проживу) выражает всю безрадостность будущего существования покинутого влюбленного. Душевное смятение лирического героя, ощущение нестабильности передаются и сочетанием ритмов в стихотворении (амфибрахий чередуется с анапестом).

В третьей строфе перед читателем пейзаж, сильно отличающийся от пейзажа первой строфы: обстоятельство до весны исчезает, зато появляются обстоятельства без конца и гряда за грядой, и читатель понимает, что ненастье может никогда не кончиться для лирического героя; дождик (из первой строфы) становится дождем, причем этот дождь, размывая след возлюбленной лирического героя, лишает его последней надежды; а мгла, через которую можно разглядеть силуэты, превращается в серую тьму, поглощающую все. И если в первой строфе лирическому герою темно и холодно (эти ощущения дает герою внешний мир), то в третьей строфе потерявший надежду лирический герой испытывает душевную боль.

Что же делает лирического героя несчастным? Само стихотворение является обращением героя к ушедшей возлюбленной. Отношение лирического героя к любимой показано в динамике: стала казаться женой (во второй строфе) – сроднился (в последней строфе), но чем сильнее становится привязанность героя, тем больше отдаляется от него возлюбленная. Говоря о чувствах героини стихотворения, автор прибегает к обратной градации (тоскливо со мной – разлюбила – стал чужой). Резкий контраст чувств героев создается с помощью контекстуальных антонимов (сроднился – разлюбила, стала казаться женой – стал чужой), и читатель понимает всю глубину неразрешимых противоречий жизни лирического героя.

Что же привело героя к трагедии? Лирический герой стихотворения – человек творческий, рефлектирующий, пытающийся осмыслить происходящее. Обилие существительных в речи героя говорит о том, что герой больше склонен к созерцанию и анализу, нежели к действию. Он не уверен в том, что может что-то изменить в жизни, дать событиям иной поворот. Чувства лирического героя не случайно выражены безличными предложениями (мне темно, мне больно, мне крикнуть хотелось): человек не может подчинить контролю происходящее с ним так же, как и не может изменить погоду. Причем это мироощущение было присуще лирическому герою и до ухода любимой: вчера день был тоже ненастный, героине было тоскливо , и герой также не был уверен ни в завтрашнем дне, ни в своих чувствах:

Под вечер ненастного дня
///// Ты мне стала казаться женой…

Словосочетание стала казаться и фигура умолчания показывают сомнение лирического героя, и то, что любимая была (а не казалась) близким человеком, герой понимает только после ее ухода (проживу без жены, я сроднился).

Однако герой, осознавший глубину своих чувств, страдающий после ухода возлюбленной, не верит в возможность возвращения героини и поэтому подавляет в себе желание открыто выразить свои чувства:

Мне крикнуть хотелось вослед:
///// «Воротись, я сроднился с тобой!».
Но для женщины прошлого нет:
///// Разлюбила – и стал ей чужой.

Бессмысленность попыток возвращения любимой герой объясняет особенностью женской психологии (Но для женщины прошлого нет: разлюбила – и стал ей чужой), синекдоха помогает выразить мысль о том, что неспособность сохранять теплые отношения тогда, когда страсть уже угасла, свойственна не только героине стихотворения, но и всем женщинам вообще. Таким образом, герою остается только покориться обстоятельствам, и в риторических восклицаниях Что ж, прощай! (во второй строфе) и Что ж! (в последней) слышится обреченность лирического героя на тягостное, безрадостное существование. Отчаявшийся лирический герой оказывается одиноким в холодном и темном мире, и последние две строки стихотворения – попытка героя заглянуть в будущее:

Что ж! Камин затоплю, буду пить…
Хорошо бы собаку купить.

Каким же представляется будущее лирическому герою стихотворения? С одной стороны, он надеется создать островок тепла и света (камин затоплю) в холодной пустыне воды , с другой – стремится отрешиться ото всего, забывая о своих проблемах, но не решая их (буду пить). И мечта купить собаку скорее всего так и останется мечтой: вся иллюзорность желания обрести близкое существо выражена безличным предложением (Хорошо бы собаку купить) .

Мир жесток, счастье невозможно, люди теряют друг друга, и изменить это мы не в силах, поэтому и обречены на одиночество – к таким выводам приходит читатель бунинского стихотворения. Но чем убедительнее автор произведения, тем сильнее хочется верить в то, что весны можно дождаться, мир вокруг себя – изменить и что одиночество – лишь временное состояние человека.

И.А. РУДЕНКО,
Магнитогорский
городской многопрофильный лицей
при МГТУ,
им. Носова

Данное стихотворение начинается с описания пейзажа. Перед глазами читателя всплывает мрачная картина. В начале первой строчки присутствует многосоюзие (И ветер, и дождик, и мгла), оно помогает читателю ощутить и холод и темноту. “Над холодной пустыней воды” еще больше усиливает это ощущение.

Читая первые строки, начинаешь понимать, как воспринимает этот мир автор. Безжизненность внешнего мира показана оксюмороном “жизнь умерла” , но у героя стиха остается надежда, выражая это у в фразе “слово до весны”, которая повторяется при переходе из третьей в четвертую строку. также эту фразу можно увидеть во второй строфе, но здесь она имеет другое значение, здесь говорится о чувствах героя стиха. Однако эта фраза все равно является тягостной для героя и выражает его безрадостное будущее существование.

В третьей строчке читатель представляет пейзаж, который уже отличается от пейзажа в первой строчке. Идет, как бы усугубление обстоятельств. Дождик из первого пейзажа превращается в дождь, а мгла становится серой тьмой. Чувства лирического героя также изменяются: если сначала герой испытывал холод и темноту, то сейчас мы видим, как герой переживает уже свою душевную боль.

Лирический герой становится несчастным. Все его переживания показаны показаны на протяжении всего стиха. И чем сильнее привязывается герой к своей любимой, тем дальше отдаляется она от него. Автор стиха показывает смену чувств героя при помощи специальных антонимов, а именно: стала казаться женой – стал чужой, сроднился – разлюбила.

В этом стихотворении герой пытается понять суть происходящего, но он не в силе его изменить, это показано в безличных предложениях – “мне больно”, “мне темно”, “мне крикнуть хотелось”. Герой не в силе подчинить своему контролю над тем, что творится в его окружающем мире, точно так же, как и не имеет возможности изменить погоду.
Герой, который осознал всю глубину своих чувств, уже не верит в возвращение любимой и поэтому уже не имеет желания в открытую выражать свои чувства:

Мне крикнуть хотелось вослед:
«Воротись, я сроднился с тобой!».
Но для женщины прошлого нет:
Разлюбила – и стал ей чужой.

В этом стихотворении читатель понимает, что счастье невозможно, что люди постоянно расстаются друг с другом, а изменить мы ничего не можем, поэтому и приходится мирится с одиночеством.

Одним из ключевых направлений в творчестве великого русского поэта и писателя Ивана Алексеевича Бунина было раскрытие темы одиночества. Многие лирические герои его творений знакомы с этим чувством. Они стали зеркалом души автора, который долгое время прожил в одиночестве, был не понятым ни у себя на родине, ни за ее пределами.

Вчитываясь в строки стихотворения «Одиночество», складывается впечатление, что оно носит автобиографичный характер, но это не так. Свое творение Иван Алексеевич посвятил своему близкому другу Петру Нилусу, который был одесским художником по прозвищу «поэт живописи».

Работу над стихотворением «Одиночество» Бунин начал в 1903 году, находясь в Константинополе. Стоит отметить, что хотя этот отрезок времени является одним из самых плодотворных в творчестве автора, эго душа была наполнена грустью и печалью. Иван Алексеевич так же, как и герой его творения страдал от одиночества. Именно поэтому, посвящая «Одиночество» своему другу, Бунин словно объединяет его судьбу со своей и говорит, что одиночество это удел всех талантливых людей, которые остаются непонятыми даже близкими и родными людьми.

Перед отъездом в Константинополь, Иван Алексеевич пережил личную драму, расставание с любимой супругой Анной Цакни. Это событие не могло пройти не замеченным и нашло свое отражение в творчестве поэта и писателя.

Так, не смотря на то, что работа над стихотворением «Одиночество» велась в знойный летний день, его строки пропитаны осенней сыростью и холодным ветром. Мы видим, как герой произведения остается один в дачном домике, его душа наполнена болью расставания. Каждая строчка стихотворения лишь усиливает эти чувства.

Дальше перед нами открывается история разрыва героя стихотворения с его любимой женщиной. Виной всему стала потеря заинтересованности и увлечения любимым человеком. Результатом всему стало серое одиночество.

Нужно отметить, что герой стихотворения воспринимает свое одиночество, как свершившийся факт и ни чего не пытается изменить. Он не пробует вернуть свою возлюбленную, не пытается заговорить с ней. Она уходит под шум осеннего ветра. У героя произведения остается лишь одна надежда о том, что скоро придет весна, и дачный городок вновь наполнится голосами.

Стоит отметить, что герой стихотворения не торопит время, он покорно и безразлично воспринимает все, что приготовила ему судьба.

Бунин заканчивает свое произведение словами о том, что неплохо было бы завести собаку. Этим он намекает на то, что животное ни когда не бросит своего хозяина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: