Анализ стихотворения тютчева день и ночь. Анализ стихотворения тютчева "день и ночь"

Блестящий дипломат, умный государственный деятель Ф. И. Тютчев был тонким лириком и признанным философом своего времени. Со временем поэт стал понимать гармонию устройства Вселенной, неразрывную связь мужского и женского начал. Он умело противоставлял друг другу образы дня и ночи, подчёркивая их вечное единство. Написанное в 1839 году стихотворение «День и ночь» дважды переиздавалось в журнале «Современник» с момента первой публикации и очень впечатлило Л.Н. Толстого.

Лирический фрагмент создан четырехстопным ямбом, композиционно автор разделил его на два равноценных восьмистишья. При этом он не случайно использовал попеременно мужскую и женскую рифму. По задумке поэта, всё в произведении должно говорить о двойственном начале мироздания и его неповторимой слаженности.

Души болящей исцеленье,

Друг человеков и богов!

Напротив, активная динамика ночи, достигнутая использованием многочисленных глаголов, вносит в человеческие души смятение.

…бездна нам обнажена

С своими страхами и мглами.

Под покровом тёмного времени суток в каждом оживают первозданные низменные инстинкты. Душа не в силах удержать естественные природные порывы и это подсознательно страшит её. Читатель понимает, что ночь главенствует над днём. Но тем, кто живёт в гармонии со всеми сторонами своей сущности, бояться нечего. Тёмной стороне души не победить её светлые проявления и всё останется на своих местах.

Из композиции видно, что автор переживал на тот момент нелёгкий период размышлений об устройстве Вселенной. Он пытался понять, как сложен мир, где, собственно, находиться его личное место в нём. Сможет ли всё-таки человек разгадать загадку постоянной смены дня и ночи? Узнать, кто набрасывает и срывает «златотканый покров» своей могучей рукой? И не здесь ли автор задумывается о единстве великого бога и маленького человека?

Анализ стихотворения День и ночь по плану

Анализ стихов автора:

День и ночь

Возможно вам будет интересно

В литературе двадцатого века были сформированы определенные повторяющиеся темы, одна из которых является темой времени. «Белая ночь» — одно из немногих ранних стихотворений Ахматовой, в которых работа временных отношений

Стихотворение, название которого «Порог», написано в 1883 году. Написал это произведение Тургенев, великий писатель и поэт. Именно он был так удивлен одним поступком

Это стихотворение Есенина своими строфами напоминает сборник частушек, которые соединены общим сюжетом, идеей, стилем. Впрочем, в самих четверостишьях бывает не всегда различима логическая связь

Блестящий дипломат, умный государственный деятель Ф. И. Тютчев был тонким лириком и признанным философом своего времени. Со временем поэт стал понимать гармонию устройства Вселенной, неразрывную связь мужского и женского начал. Он умело противоставлял друг другу образы дня и ночи, подчёркивая их вечное единство. Написанное в 1839 году стихотворение «День и ночь» дважды переиздавалось в журнале «Современник» с момента первой публикации и очень впечатлило Л.Н. Толстого.

Лирический фрагмент создан четырехстопным ямбом, композиционно автор разделил его на два равноценных восьмистишья. При этом он не случайно использовал попеременно мужскую и женскую рифму. По задумке поэта, всё в произведении должно говорить о двойственном начале мироздания и его неповторимой слаженности.

День…
Души болящей исцеленье,
Друг человеков и богов!

Напротив, активная динамика ночи, достигнутая использованием многочисленных глаголов, вносит в человеческие души смятение.

…бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами.

Под покровом тёмного времени суток в каждом оживают первозданные низменные инстинкты. Душа не в силах удержать естественные природные порывы и это подсознательно страшит её. Читатель понимает, что ночь главенствует над днём. Но тем, кто живёт в гармонии со всеми сторонами своей сущности, бояться нечего. Тёмной стороне души не победить её светлые проявления и всё останется на своих местах.

Из композиции видно, что автор переживал на тот момент нелёгкий период размышлений об устройстве Вселенной. Он пытался понять, как сложен мир, где, собственно, находиться его личное место в нём. Сможет ли всё-таки человек разгадать загадку постоянной смены дня и ночи? Узнать, кто набрасывает и срывает «златотканый покров» своей могучей рукой? И не здесь ли автор задумывается о единстве великого бога и маленького человека?

Анализ стихотворения День и ночь по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Державина Памятник 9 класс

    Тема роли и призвания поэта затрагивалась многими авторами неоднократно, но именно Г.Р. Державин был первым русским писателем, который избрал темой для произведения собственную уникальность

  • Анализ стихотворения Звезды закрыли ресницы Брюсова

    Произведение относится к раннему романтическому творчеству поэта, написанное в двадцатилетнем возрасте автора.

  • Анализ стихотворения Звезды Есенина

    Стихотворение Звезды поэт написал в 16 лет, совсем молодым, когда учился в церковно-приходской школе. Тем не менее, такая банальная тема могла казаться чрезмерной простой для его времени

  • Анализ стихотворения Настанет день исчезну я Бунина

    Произведение Настанет день, исчезну я написано Буниным в первой половине XX века и относится к философской лирике. Представлено в виде размышления о жизни и смерти.

  • Анализ стихотворения Пленный рыцарь Лермонтова 8 класс

    Произведение является стихотворением зрелого творчества поэта, основной тематикой которого представляется проблема вынужденного затворничества в виде узничества, связанного с трагическим одиночеством.

Цель урока:проанализировать текст стихотворения Ф.И.Тютчева «День и ночь».

Задачи:

1. обучить десятиклассников приёмам аналитического прочтения стихотворного текста;
2.закрепить литературоведческие понятия при анализе поэтического текста;
3.показать неразрывную связь стихотворений Ф.И.Тютчева,написанных в разные годы;
4.отработать навыки выразительного чтения стихотворных текстов.

Стихотворение Ф.И. Тютчева «День и ночь» написано четырехстопным ямбом.

На мир таинственный духов,

Ученики доказывают тезис.

Над этой бездной безымянной,

Покров наброшен златотканый

Высокой волею богов.

Хотя здесь всего две строфы, но по организации рифмы мы можем разделить первую строфу и вторую соответственно на две «подстрофы».

По расположению в строках, в первой и последующих «подстрофах» рифма опоясывающая:

На мир… духов а Практическое задание для учеников.

Над этой… безымянной б

Покров… златотканый б

Высокой… богов а

По расположению ударений перемежаются мужская и женская рифмы (1,4,5,8,9,12,13,16 – мужская; 2,3,6,7,10,11,14,15 – женская), что придает стихотворению суровую интонацию вывода-ответа и философскую интонацию размышления.

(Практическое задание для учеников.)

Учитель:

Особый интерес вызывает лексический анализ данного стихотворения. Ф.И. Тютчев смело переносит ударение в слове («дух о в »): язык поэзии не совпадает с языком прозы. «Метафорическое значение» слова у поэта имеет еще и сакральный, символический смысл. Известно, что особенность лирики Тютчева заключается в близости к поэтике символизма: ночь = бездна = хаос = ад. День = жизнь = рай. Но интересно и противопоставление, заключенное в этих двух антонимах. Это целый космический мир – две бездны: «день» и «ночь».

Образ дня-жизни рисуется при помощи описательных оборотов, куда включены эпитеты («покров златотканый», «блистательный покров», благодатный покров).

Интересно отношение к состоянию души лирического героя. Эта душа именуется «болящей», что явственно передает сострадание поэта к человеческой немощи.

Далее следует отметить «Тютчевские косноязычье» («… для человеков и богов…»). Здесь «Тютчев архаист». Если вспомнить, что главный жанр его стихотворений – «фрагмент, представляющий собой результат разложения прежнего жанра- оды», становится понятно и одическая интонация стихотворения, и архаический язык (сложные прилагательные: «земнородных», «златотканый», «благодатную»).

Еще можно отметить особый «колоризм» Тютчева: «златотканый»; даже в глаголах мы можем наблюдать цветопись: «но меркнет день» = день становится темным. Данный прием наблюдается в одах Державина.

Композиция стихотворения двухчастная (в центре – перелом). Вторая строфа начинается с союза «но», отсюда и начинается перелом – антитезность. Стихотворение любого поэта – это вместилище переживаний его души. Все, что происходит в лирике Тютчева, происходит в его душе, и поэтому стихотворение «день и ночь» вмещает всю вселенную, со всеми его противоположностями, с ее гармонией и хаосом, с ее «днями» и «ночами».

Ритмические сбои при главенствующем четырехстопном ямбе («День – сей блистательный покров - || День, земнородных оживленье») акцентируют главенство «дня» в жизни человека и превосходство его над «ночью».

Интересно, что наш взгляд приковывают рифмующиеся отдельные слова:

День… оживленье

Исцеленье

Ночь – прочь

Представляют собой основную мысль данного стихотворения.

Синтаксическое своеобразие стихотворения заключается в следующем. Антитеза «меркнет день - настала ночь» начинает вторую строфу, разламывая надвое все стихотворение.

Бессоюзие 5-8 строк говорит о незаконченности, неисчерпаемости перечисляемого ряда сказуемых («день- … оживленье, …исцеленье, …друг…»); таким образом поется гимн «Дню».

5-8 строки стихотворения начинаются со звука [д’] и [д], это передает радостное, жизнеутверждающее значение: день – жизнь человека.

Инверсия дополнений в первой строфе используется для усиления выразительности речи при создании образа ночи-ада.

Описательные обороты:

Ночь – бездна безымянная

День – блистательный покров

Передают драматическую картину двоемирия Тютчева.

Тире во второй строфе:

1) Смена событий («но меркнет день – настала ночь»)

2) Стремительность событий

Пришла – и, с мира рокового

…………………………………

…………………………………

Сорвав, отбрасывает прочь

3) Вывод-итог по окончании размышления:

И нет преград меж ей и нами –

Вот отчего нам ночь страшна!

Частица «вот» - указательная – помогает сформулировать вывод, как правило, истину.

После 12 строки используется прием умолчания (…).

Восклицательное предложение, завершающее первую строфу, являет собой обозначение центра стихотворения, места его перелома.

И наконец последняя строчка с ее восклицательным знаком, как пугающее своей правдой открытие: «Вот отчего нам ночь страшна!»

Тема двоемирия представлена двумя мотивами : мотивом «ночного» ужаса для души и мотивом «дневной» радости. Противопоставление заявлено в самом названии и раскрывается в стихотворении Ф.И. Тютчева «Мотив Гейне», где прямо обозначены символические пары: ночь – смерть, день – жизнь.

О Тютчеве говорят как о поэте «космического чувства» (С. Франк). Очевидна «космическая» связь стихотворения «День и ночь»и со стихотворениями «О вещая душа моя!» (1855), «День вечереет, ночь близка…» (1851).

(Чтение стихотворений в исполнении учащихся.)

Самостоятельная работа на дом.

Проанализируйте стихотворение Фета «На заре ты ее не буди…» - стихотворный размер, лексика, синтаксис, композицию стихотворения; сформулируйте основные мотивы этого стихотворения и его связи с другими стихами поэта.

Примерный вариант самостоятельной работы.

Стихотворный размер

Трехстопный

Анапест

Стихотворение состоит из пяти строф, по 4 строчки в каждой строфе.

Перекрестная рифма:

На заре … не буди, а

На заре … спит, б

Утро … на груди, а

Ярко … ланит - б

Равно как и простая, точная, мужская (см. ударение) передает музыкальную интонацию старинного романса, и поэтому рождение музыки на эти слова – это уже следующий, закономерный шаг в искусстве.

Лексическое своеобразие стихотворения вполне оправдано одной из установок поэта – внимание к «мелким» темам.

Основная лексика в этом стихотворении принадлежит обыденно бытовому (общеупотребительному) пласту: «спит», «утро», «подушка», «сон», «косы», «у окна» и др. Это первое впечатление: перед нами рассказ о том, как девушка ждала… кого-то, может быть, вспоминала прошедшее, а теперь она спит, утомленная, но счастливая во сне.

Старинная форма слова «плечи» во множественном числе («… на плеча») вызывает интерес. Вполне возможно, что это обусловлено особенностью поэтической рифмы, но, хочется добавить, так ярче вырисовывается торжественная интонация старинной жизни.

Используя старые выражения и славянизмы («следила… игру», «ввечеру», «ланиты») раскрывают особую роль поэта-лирика: воспеть красоту момента, остановив это мгновение.

«Импрессионизм» и психологизм стихотворения «На заре ты ее не буди…» заключается в эмоциональных эпитетах: «сладко… спит», «ярко пышет», «горяч… сон», «бледней становилась она» - и в строчках, где используется психологический параллелизм:

И чем громче свистал соловей,

Все бледней становилась она.

Музыкальный ритм создается лексическими повторами:

На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит.

……………………………..

И в самом конце стихотворения-романса:

……………………………….

Не буди ж ты ее, не буди.

Этот композиционный прием имеет особое значение: лирический герой любуется красотой мгновения и умоляет продлить его. Анафора, используемая поэтом в начале стихотворения (1 и 2 строчки первой строфы), и в начале 2 строфы передает интонацию мольбы: здесь – страдание, красота и… сострадание. Автор начинает и заканчивает стихотворение побудительными предложениями. В этом раскрывается сострадание «поющего сердца» лирического героя. По композиции это стихотворение напоминает рассказ. Есть начало-пролог (1 строфа); 2 строфа – завязка; 3 строфа – развитие действия; 4 строфа – кульминация; 5 строфа – развязка.

А жанр данного произведения – лирическое стихотворение – романс.

Получился лирический рассказ о прекрасном мгновенье, выхваченном из жизни.

Музыкальность стихотворения передается звукописью. Преобладающие глухие, мягкие согласные, шипящие звуки [c] (спит, косы), [ш] (дышат, пышет, подушка), [ч] (горяча, чернелось, громче, туча, ярче, на плеча) создают общее настроение лирического романса.

Основные мотивы данного стихотворения - мотив напрасного ожидания, «текучесть» красоты, созерцание мгновений красоты.

Эти мотивы можно проследить в таких стихотворениях А.А. Фета, как: «Печальная береза…» 1842 г. (запечатленный миг красоты, созерцание красоты); «Толпа теснилася…» 1860 г. (мотив ожидания); «Я тебе ничего не скажу…» 1885 г. (лирическое стихотворение – романс о любви).

список использованных источников информации:

1. Е.С.Роговер. «Самая полная история русской литературы XIX века (2-я половина). Ф.И.Тютчев».
Санкт-Петербург, изд. РГПУ им. А.И.Герцена, 2003.
2. Озеров Л. «Поэзия Тютчева» - Л. 1975
3. Тютчев Ф.И. Полное собрание стихотворений. – Л. 1987
4. Скатов Н.Н. Лирика Афанасия Фета (Истоки, метод, эволюция)// в книге «Далекое и близкое». – М.; 1981
5. Сборник стихотворений А.А.Фета. – М. 1975

История создания и общая характеристика стихотворения «День и ночь»

Стихотворение Ф.И. Тютчева «День и ночь» - одно из лучших произведений русской философской лирики. Оно получило очень высокую оценку современников: Л. Н. Толстой, всегда восхищавшийся талантом Тютчева, сделал на полях принадлежавшего ему издания следующую помету около этого стихотворения: «Глубина! Красота!».

Стихотворение это было напечатано не позже начала 1839 г. и опубликовано в XIV томе журнала «Современник» в том же году. В «Современнике» в 1836 г. уже были напечатаны тютчевские «Стихотворения, присланные из Германии», с подписью «Ф. Т.». Пушкин, публикуя эти стихи в третьем и четвертом томах своего журнала, отозвался о них с восторгом.

Итак, анализируемое стихотворение:

На мир таинственных духов,

Над этой бездной безымянной

Покров наброшен златотканный

Высокой волею богов.

День - сей блистающий покров -

День - земнородных оживленье

Души болящей исцеленье,

Друг человека и богов!

Но меркнет день - настала ночь;

Пришла и с мира рокового

Ткань благодатную покрова,

Сорвав, отбрасывает прочь...

И бездна нам обнажена

С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ней и нами -

Вот отчего нам ночь страшна.

Стихотворение «День и ночь» написано четырехстопным ямбом - наиболее нейтральным и традиционным стихотворным размером русской поэзии; четырехстопным ямбом было написано большинство русских стихов XIX века; не составляет исключения и лирика Тютчева, в которой этот размер преобладает. Стихотворение состоит из двух восьмистиший - структура, очень частая у Тютчева, встречающаяся во многих его стихах, например: «Фонтан», «О чем ты воешь, ветр ночной...», «Цицерон», «Поток сгустился и тускнеет...», «Тени сизые сместились...» и другие. Подобная строфическая структура наиболее точно отражает антитезу «дня» и «ночи» - основных образов стихотворения, о которых поэт говорит соответственно в первой и второй строфах. Каждое восьмистишие можно разделить на два четверостишия с опоясывающей рифмой; каждое из четырех получившихся четверостиший представляет собой законченное предложение. Интересно, что обе строфы завершает восклицательная интонация; это характерно для Тютчева (например, стихотворения «Цицерон», «О чем ты воешь, ветр ночной...»). Это объясняется тем, что Тютчев во многих своих стихах выступал в роли оратора, обращающегося к читателю с торжественной речью; недаром стихотворение завершается афористическим выводом: «Вот отчего нам ночь страшна!».

Как уже было сказано, в стихотворении опоясывающая рифма; первая и четвертая строки каждого четверостишия завершаются мужским окончанием, вторая и третья строки - женским. Подобная структура встречается в стихотворениях «Цицерон», «Фонтан», также выдержанных в торжественной декламационной интонации. Необходимо обратить внимание на то, что в первой строфе все мужские окончания (первая, четвертая, пятая и восьмая строки) рифмуются между собой: духов - богов - покров - богов, причем пятая и восьмая строки связаны между собой тавтологической рифмой. Что касается остальных четырех строк, то в них совпадают согласные: безымянной - златотканный, оживленье - исцеленье. Во второй строфе в каждом из четверостиший совпадают ударные гласные: ночь - прочь, рокового - покрова (гласный -о-); обнажена - страшна, мглами - нами (гласный -а-).

В стихотворении весьма изощренная звукопись, как литературный прием следует рассматривать обилие лексических повторов и однокоренных слов: создается впечатление, что поэт хочет акцентировать основные образы стихотворения, что опять-таки связано с ораторским стилем Тютчева.

Изощренность и строгость стихотворной формы делают стихотворение «День и ночь» одним из лучших в русской поэзии.

Цель урока:проанализировать текст стихотворения Ф.И.Тютчева «День и ночь».

Задачи:

1. обучить десятиклассников приёмам аналитического прочтения стихотворного текста;
2.закрепить литературоведческие понятия при анализе поэтического текста;
3.показать неразрывную связь стихотворений Ф.И.Тютчева,написанных в разные годы;
4.отработать навыки выразительного чтения стихотворных текстов.

Стихотворение Ф.И. Тютчева «День и ночь» написано четырехстопным ямбом.

На мир таинственный духов,

Ученики доказывают тезис.

Над этой бездной безымянной,

Покров наброшен златотканый

Высокой волею богов.

Хотя здесь всего две строфы, но по организации рифмы мы можем разделить первую строфу и вторую соответственно на две «подстрофы».

По расположению в строках, в первой и последующих «подстрофах» рифма опоясывающая:

На мир… духов а Практическое задание для учеников.

Над этой… безымянной б

Покров… златотканый б

Высокой… богов а

По расположению ударений перемежаются мужская и женская рифмы (1,4,5,8,9,12,13,16 – мужская; 2,3,6,7,10,11,14,15 – женская), что придает стихотворению суровую интонацию вывода-ответа и философскую интонацию размышления.

(Практическое задание для учеников.)

Учитель:

Особый интерес вызывает лексический анализ данного стихотворения. Ф.И. Тютчев смело переносит ударение в слове («дух о в »): язык поэзии не совпадает с языком прозы. «Метафорическое значение» слова у поэта имеет еще и сакральный, символический смысл. Известно, что особенность лирики Тютчева заключается в близости к поэтике символизма: ночь = бездна = хаос = ад. День = жизнь = рай. Но интересно и противопоставление, заключенное в этих двух антонимах. Это целый космический мир – две бездны: «день» и «ночь».

Образ дня-жизни рисуется при помощи описательных оборотов, куда включены эпитеты («покров златотканый», «блистательный покров», благодатный покров).

Интересно отношение к состоянию души лирического героя. Эта душа именуется «болящей», что явственно передает сострадание поэта к человеческой немощи.

Далее следует отметить «Тютчевские косноязычье» («… для человеков и богов…»). Здесь «Тютчев архаист». Если вспомнить, что главный жанр его стихотворений – «фрагмент, представляющий собой результат разложения прежнего жанра- оды», становится понятно и одическая интонация стихотворения, и архаический язык (сложные прилагательные: «земнородных», «златотканый», «благодатную»).

Еще можно отметить особый «колоризм» Тютчева: «златотканый»; даже в глаголах мы можем наблюдать цветопись: «но меркнет день» = день становится темным. Данный прием наблюдается в одах Державина.

Композиция стихотворения двухчастная (в центре – перелом). Вторая строфа начинается с союза «но», отсюда и начинается перелом – антитезность. Стихотворение любого поэта – это вместилище переживаний его души. Все, что происходит в лирике Тютчева, происходит в его душе, и поэтому стихотворение «день и ночь» вмещает всю вселенную, со всеми его противоположностями, с ее гармонией и хаосом, с ее «днями» и «ночами».

Ритмические сбои при главенствующем четырехстопном ямбе («День – сей блистательный покров - || День, земнородных оживленье») акцентируют главенство «дня» в жизни человека и превосходство его над «ночью».

Интересно, что наш взгляд приковывают рифмующиеся отдельные слова:

День… оживленье

Исцеленье

Ночь – прочь

Представляют собой основную мысль данного стихотворения.

Синтаксическое своеобразие стихотворения заключается в следующем. Антитеза «меркнет день - настала ночь» начинает вторую строфу, разламывая надвое все стихотворение.

Бессоюзие 5-8 строк говорит о незаконченности, неисчерпаемости перечисляемого ряда сказуемых («день- … оживленье, …исцеленье, …друг…»); таким образом поется гимн «Дню».

5-8 строки стихотворения начинаются со звука [д’] и [д], это передает радостное, жизнеутверждающее значение: день – жизнь человека.

Инверсия дополнений в первой строфе используется для усиления выразительности речи при создании образа ночи-ада.

Описательные обороты:

Ночь – бездна безымянная

День – блистательный покров

Передают драматическую картину двоемирия Тютчева.

Тире во второй строфе:

1) Смена событий («но меркнет день – настала ночь»)

2) Стремительность событий

Пришла – и, с мира рокового

…………………………………

…………………………………

Сорвав, отбрасывает прочь

3) Вывод-итог по окончании размышления:

И нет преград меж ей и нами –

Вот отчего нам ночь страшна!

Частица «вот» - указательная – помогает сформулировать вывод, как правило, истину.

После 12 строки используется прием умолчания (…).

Восклицательное предложение, завершающее первую строфу, являет собой обозначение центра стихотворения, места его перелома.

И наконец последняя строчка с ее восклицательным знаком, как пугающее своей правдой открытие: «Вот отчего нам ночь страшна!»

Тема двоемирия представлена двумя мотивами : мотивом «ночного» ужаса для души и мотивом «дневной» радости. Противопоставление заявлено в самом названии и раскрывается в стихотворении Ф.И. Тютчева «Мотив Гейне», где прямо обозначены символические пары: ночь – смерть, день – жизнь.

О Тютчеве говорят как о поэте «космического чувства» (С. Франк). Очевидна «космическая» связь стихотворения «День и ночь»и со стихотворениями «О вещая душа моя!» (1855), «День вечереет, ночь близка…» (1851).

(Чтение стихотворений в исполнении учащихся.)

Самостоятельная работа на дом.

Проанализируйте стихотворение Фета «На заре ты ее не буди…» - стихотворный размер, лексика, синтаксис, композицию стихотворения; сформулируйте основные мотивы этого стихотворения и его связи с другими стихами поэта.

Примерный вариант самостоятельной работы.

Стихотворный размер

Трехстопный

Анапест

Стихотворение состоит из пяти строф, по 4 строчки в каждой строфе.

Перекрестная рифма:

На заре … не буди, а

На заре … спит, б

Утро … на груди, а

Ярко … ланит - б

Равно как и простая, точная, мужская (см. ударение) передает музыкальную интонацию старинного романса, и поэтому рождение музыки на эти слова – это уже следующий, закономерный шаг в искусстве.

Лексическое своеобразие стихотворения вполне оправдано одной из установок поэта – внимание к «мелким» темам.

Основная лексика в этом стихотворении принадлежит обыденно бытовому (общеупотребительному) пласту: «спит», «утро», «подушка», «сон», «косы», «у окна» и др. Это первое впечатление: перед нами рассказ о том, как девушка ждала… кого-то, может быть, вспоминала прошедшее, а теперь она спит, утомленная, но счастливая во сне.

Старинная форма слова «плечи» во множественном числе («… на плеча») вызывает интерес. Вполне возможно, что это обусловлено особенностью поэтической рифмы, но, хочется добавить, так ярче вырисовывается торжественная интонация старинной жизни.

Используя старые выражения и славянизмы («следила… игру», «ввечеру», «ланиты») раскрывают особую роль поэта-лирика: воспеть красоту момента, остановив это мгновение.

«Импрессионизм» и психологизм стихотворения «На заре ты ее не буди…» заключается в эмоциональных эпитетах: «сладко… спит», «ярко пышет», «горяч… сон», «бледней становилась она» - и в строчках, где используется психологический параллелизм:

И чем громче свистал соловей,

Все бледней становилась она.

Музыкальный ритм создается лексическими повторами:

На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит.

……………………………..

И в самом конце стихотворения-романса:

……………………………….

Не буди ж ты ее, не буди.

Этот композиционный прием имеет особое значение: лирический герой любуется красотой мгновения и умоляет продлить его. Анафора, используемая поэтом в начале стихотворения (1 и 2 строчки первой строфы), и в начале 2 строфы передает интонацию мольбы: здесь – страдание, красота и… сострадание. Автор начинает и заканчивает стихотворение побудительными предложениями. В этом раскрывается сострадание «поющего сердца» лирического героя. По композиции это стихотворение напоминает рассказ. Есть начало-пролог (1 строфа); 2 строфа – завязка; 3 строфа – развитие действия; 4 строфа – кульминация; 5 строфа – развязка.

А жанр данного произведения – лирическое стихотворение – романс.

Получился лирический рассказ о прекрасном мгновенье, выхваченном из жизни.

Музыкальность стихотворения передается звукописью. Преобладающие глухие, мягкие согласные, шипящие звуки [c] (спит, косы), [ш] (дышат, пышет, подушка), [ч] (горяча, чернелось, громче, туча, ярче, на плеча) создают общее настроение лирического романса.

Основные мотивы данного стихотворения - мотив напрасного ожидания, «текучесть» красоты, созерцание мгновений красоты.

Эти мотивы можно проследить в таких стихотворениях А.А. Фета, как: «Печальная береза…» 1842 г. (запечатленный миг красоты, созерцание красоты); «Толпа теснилася…» 1860 г. (мотив ожидания); «Я тебе ничего не скажу…» 1885 г. (лирическое стихотворение – романс о любви).

список использованных источников информации:

1. Е.С.Роговер. «Самая полная история русской литературы XIX века (2-я половина). Ф.И.Тютчев».
Санкт-Петербург, изд. РГПУ им. А.И.Герцена, 2003.
2. Озеров Л. «Поэзия Тютчева» - Л. 1975
3. Тютчев Ф.И. Полное собрание стихотворений. – Л. 1987
4. Скатов Н.Н. Лирика Афанасия Фета (Истоки, метод, эволюция)// в книге «Далекое и близкое». – М.; 1981
5. Сборник стихотворений А.А.Фета. – М. 1975

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: