Анализ стихотворения Н. Некрасова «Элегия (Пускай нам говорит изменчивая мода…)


Цели: продолжить ознакомление с тематикой лирики Н.А. Некрасова; показать значение элегии в творчестве поэта; совершенствовать навыки анализа поэтического текста. Словарная работа: элегия, синекдоха, пауза, эмоциональный тон, эпитет, синонимы, антонимы, сравнения. Методические приемы: групповая работа, сообщения учеников, выразительное чтение.


Некрасов – целое поэтическое государство, живущее по своим законам… Р. Гамзатов План: 1.Своеобразие лирики Н.А. Некрасова. 2. «Самые задушевные и любимые стихи» 3.Композиция стихотворения: а) эмоциональный тон первой части; б)вторая часть элегии; развитие темы поэта и поэзии; в)третья часть; размышления о жизни людей; г)четвертая часть; призыв поэта. 4. Элегия – живой жанр.


Н.А. Некрасов – один из гигантов русской поэзии XIX века. Продолжив традиции своих великих предшественников – А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, Некрасов в то же время открыл новую страницу в истории нашей поэзии. Он прокладывал свои пути в литературе как поэт – новатор. Его поэтические произведения вызывали бурные споры: его стихи называли приближенными к прозе, диссертациями на заданные темы, но, тем не менее, Некрасов сразу же нашел своего читателя.




«Элегия» (1874 год) Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая – «страдания народа» И что поэзия забыть ее должна,- Не верьте, юноши! не стареет она. О, если бы ее смогли состарить годы! Процвел бы божий мир!.. Увы! пока народы Влачатся в нищете, покорствуя бичам, Как тощие стада по скошенным лугам, Оплакивать их рок, служить им будет муза, И в мире нет прочней, прекраснее союза!.. Толпе напоминать, что бедствует народ В то время, как она ликует и поет, К народу возбуждать вниманье сильных мира – Чему достойнее служить могла бы лира?..




Сообщение ученика Александр Николаевич Ераков (1817 – 1886) - инженер, друг Некрасова, муж его сестры. Был инженером – путейцем, человеком отзывчивым и добрым, с большим художественным вкусом. После смерти его первой жены сестра Некрасова – Анна Алексеевна – воспитывала детей Еракова, а позже вышла замуж за него. 29 августа 1874 года Некрасов писал: «Посылаю тебе стихи. Так как это самые мои задушевные и любимые из написанных мною в последнее время, то посвящаю их тебе, самому дорогому моему другу».




«Словарь – справочник лингвистических терминов» Синекдоха (греч. synekdoche – соподразумевание) – перенос значения с одного явления на другое; употребление названия целого вместо названия части, общего вместо частного и наоборот, единственное число вместо множественного числа. Юноши – молодое поколение в целом. Молодежь -будущее страны.


«Элегия» - полемика с теми, кто считал, что «тема старая – страдания народа». Поэт не случайно употребил кавычки? «Не верьте, юноши! не стареет она» Для чего здесь пауза? «Словарь – справочник лингвистических терминов» Пауза (лат. pausa от греч. pausis – прекращение). Временная остановка звучания, разрывающая поток речи. Пауза – перерыв в звучании, служащий словоразделом.




II. Размышления о жизни людей, о жизни целых народов. …народы Влачатся в нищете, покорствуя бичам, Как тощие стада по скошенным лугам. 1) «Влачатся» - в чем смысл глагола? – I группа. 2) Подберите синоним к эпитету ТОЩИЙ – II группа. «Словарь синонимов» ТОЩИЙ – отощалый, худущий, худой, мощи, одни кости, можно ребра пересчитать, худой, как щепка. ВЫВОД: точность, емкость, неожиданность эпитета – один из показателей мастерства художника.










Вывод: Толпа – действительно скопление людей, но живущих исключительно мелочными заботами, равнодушных ко всему, это не затрагивает их личного благополучия. «Толпа ликует и поет», не обращая внимания на страдания ближних. « Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеей», - писал М.П.Мусоргский Тогда: народ толпа антонимы


II часть элегии Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил – и сердцем я спокоен… Пускай наносит вред врагу не каждый воин, Но каждый в бой иди! А бой решит судьба… Я видел красный день: в России нет раба! И слезы сладкие я пролил в умиленьи… «Довольно ликовать в наивном увлеченьи, - Шепнула муза мне. – Пора идти вперед: Народ освобожден, но счастлив ли народ?...»


Как развивается здесь тема поэта и поэзии? Воин враг поэзия для Некрасова – грозное оружие вред бой Что значит служить народу с точки зрения лирического героя «Элегии»? Пускай наносит вред врагу не каждый воин, Но каждый в бой иди! А бой решит судьба… Вывод: «Элегия» - обращенный к молодежи призыв бороться за подлинное счастье народа.


Как воспринял лирический герой реформу? ликует как и толпа Я видел красный день: в России нет раба! И слезы сладкие я пролил в умиленье.. Когда лирический герой перестал быть человеком толпы? Народ освобожден, но счастлив ли народ? - вопросительное предложение в конце второй части.


III часть элегии Размышление о жизни людей. Свобода, наконец, внесла ли перемену в народные судьбы? Лирический герой должен увидеть все: жизнь крестьянина от младенчества до старости, женскую долю, судьбу мужчин Есть ли в «Элегии» ответ на вопрос, поставленный в стихотворении?


Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою, Старик ли медленный шагает над сохою, Бежит ли по лугу, играя и свистя, С отцовским завтраком довольное дитя, Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы – Ответа я ищу на тайные вопросы, Кипящие в уме: «В последние года Сносней ли стала ты, крестьянская страда? И рабству долгому пришедшая на смену Свобода, наконец, внесла ли перемену В народные судьбы? в напевы сельских дев? Иль так же горестен нестройный их напев?...»


Парадокс «Элегии» Ответ содержится в самом начале стихотворения: Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая- «страдания народа» И что поэзия ее забыть должна, - Не верьте, юноши! не стареет она. О, если бы ее смогли состарить годы! Лирический герой уверен, что тема «страданий народа» не устарела обращено стихотворение к молодежи. Н.А.Некрасову важно было показать, как он пришел к выводу о необходимости продолжения борьбы за народное счастье, важно чтобы ему поверили!


Уж вечер настает. Волнуемый мечтами, По нивам, по лугам, уставленным стогами, Задумчиво брожу в прохладной полутьме, И песнь сама собой слагается в уме, Недавних, тайных дум живое воплощенье: На сельские труды зову благословенье, Народному врагу проклятия сулю, А другу у небес могущества молю, И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы, И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы, И лес откликнулся… Природа внемлет мне, Но тот, о ком пою в вечерней тишине, Кому посвящены мечтания поэта – Увы! не внемлет он – и не дает ответа…


IV часть Призыв поэта не услышан. Поиск ответов на «тайные вопросы» выливается в громкую, широкую песню: …И песнь сама собой слагается в уме …И песнь моя громка!. Услышан ли призыв поэта в последней части? Но! Тот, о ком пою в вечерней тишине Кому посвящены мечтания поэта- Увы! Не внемлет он - и не дает ответа.




Когда перестанет безмолвствовать, «покорствовать бичам», послушным стадом влачиться в нищете То есть перестанет быть толпой! Какой знак стоит в конце стихотворения? Каждая часть «Элегии» заканчивается этим знаком, напоминает отрывок, обозначает, что все еще может измениться. Каков он сам, поэт Н.А.Некрасов в стихотворении «Элегия»? Что можно сказать о поэте, прочитав «Элегию»?


Тезисы ответа Дайте доказательства: Н.А.Некрасов - Он человек, умеющий не обольщаться, смотреть и думать. - Поэт, создающий произведения не ради славы, а ради своей совести. - В главном он, человек и поэт, уверен: жить можно только в служении народу – не себе. Нельзя быть счастливым, пока «народ в беде» -Ему никогда не была безразлична судьба молодежи, ее пути в жизни. Вспомните признаки, присущие элегии, особенности жанра, позволившие автору лучше всего передать его «самые задушевные мысли»


Литература Русская литература 19 века.10класс. Учебник для ОУ в 2 ч. ч.2.(В.И.Коровин, Н.Л.Вершинина и др.),2006 «Просвещение» Русская литература 19 века. 10 класс Практикум. Учебное пособие для учащихся ОУ.(Г.И.Беленький, Э.А.Красновский), «Просвещение» Литература. 10 кл.Учебное пособие для ОУ. В 2 ч. (В.Г.Маранцман, М.А.Мирзоян), «Просвещение» Русская литература 19 века. 10 кл. Учебник для ОУ. В 2 ч. (Ю.В.Лебедев), «Просвещение» Скатов Н.Н. «Я лиру посвятил народу своему»: О творчестве Н.А.Некрасова Словарь – справочник лингвистических терминов. Пособие для учителей. М., «Просвещение» Литература в школе. 1, 2001 В.А.Морар – Стихотворение Н.А.Некрасова «Элегия» Поурочные разработки по литературе 19 в. : 10 класс – М.: ВАКО, 2007г.

Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая «страдания народа»
И что поэзия забыть ее должна.
Не верьте, юноши! не стареет она.
О, если бы ее могли состарить годы!
Процвел бы божий мир!… Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет муза,
И в мире нет прочней, прекраснее союза!…
Толпе напоминать, что бедствует народ,
В то время, как она ликует и поет,
К народу возбуждать вниманье сильных мира —
Чему достойнее служить могла бы лира?…

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен…
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…
Я видел красный день: в России нет раба!
И слезы сладкие я пролил в умиленье…
«Довольно ликовать в наивном увлеченье,-
Шепнула Муза мне.- Пора идти вперед:
Народ освобожден, но счастлив ли народ?..

Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою,
Старик ли медленный шагает за сохою,
Бежит ли по лугу, играя и свистя,
С отцовским завтраком довольное дитя,
Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы —
Ответа я ищу на тайные вопросы,
Кипящие в уме: «В последние года
Сносней ли стала ты, крестьянская страда?
И рабству долгому пришедшая на смену
Свобода наконец внесла ли перемену
В народные судьбы? в напевы сельских дев?
Иль так же горестен нестройный их напев?..»

Уж вечер настает. Волнуемый мечтами,
По нивам, по лугам, уставленным стогами,
Задумчиво брожу в прохладной полутьме,
И песнь сама собой слагается в уме,
Недавних, тайных дум живое воплощенье:
На сельские труды зову благословенье,
Народному врагу проклятия сулю,
А другу у небес могущества молю,
И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы,
И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы,
И лес откликнулся… Природа внемлет мне,
Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта,
Увы! не внемлет он — и не даёт ответа…
___________________
Дата написания : 15-17 августа 1874 год

Анализ стихотворения «Элегия» Некрасова

Стихотворение «Элегия» является ироническим ответом Некрасова на постоянные нападки реакционных деятелей. Его постоянно обвиняли в том, что он унижает своими стихами гордое звание поэта, описывая жизнь темного и вечно пьяного крестьянства. Нападки усилились после отмены крепостного права. «Всемилостивейшее дарование» свободы тем, кто этого не заслуживает, вызывало протесты закоренелых крепостников. Они были возмущены, что даже после такого неслыханного акта находятся люди, продолжающие заявлять о тяжелом положении крестьян. Не отступая от гражданской лирики, Некрасов в 1874 г. написал стихотворение в жанре элегии. В нем он описал свои размышления по поводу Манифеста 1861 г. и ясно высказал взгляды на истинное призвание поэта.

По мнению Некрасова, долг любого гражданина, а тем более поэта заключается в стремлении сделать свою страну более счастливой и процветающей. Положение, при котором «народы влачатся в нищете» никого не должно оставлять равнодушным. «Страдания народа» — самая актуальная тема для творчества. Нельзя закрывать на нее глаза и описывать блеск и бессмысленное прожигание жизни высшим обществом. Некрасову было абсолютно неприемлемо понятие «чистого» искусства. Он был реалистом и исходил из практической пользы своих произведений.

Некрасов гордо заявляет: «Я лиру посвятил народу своему». Он имеет право на такое заявление. Стихотворения поэта вызывали широкий общественный резонанс и в целом содействовали изменению отношения к простому народу. Некрасов не ждет признания за свои заслуги, он рад тому, что внес хоть какой-то вклад в дело улучшения положения крестьян.

Поэт переходит к анализу последствий отмены крепостничества. Принятие указа он торжественно называет «красным днем». Но прошли годы. Изменилась ли к лучшему жизнь крестьянина? Некрасов предлагает честно ответить на этот вопрос самому читателю. На самом деле положение простого народа осталось практически неизменным. Отмена личной зависимости сменилась зависимостью финансовой (выкупные платежи).

Описание воображаемой идиллии в жанре элегии («песни жниц», «довольное дитя») – ирония Некрасова по поводу своих надежд на уничтожение рабства. Он так и не делает авторской оценки событию 1861 г., заканчивая стих печальным замечанием, что народ «не внемлет… и не дает ответа».

Н. А. Некрасов относится к числу тех русских поэтов, которые всем своим творчеством как бы вели спор с предшествующей литературной традицией и в то же время сами создавали традицию новую, характеризующую то время, в которое они творили. Н. А. Некрасов полностью переосмысливает представление о поэзии, о роли поэта в жизни общества. Но для того чтобы спорить с традицией, надо было установить с ней связь. А потому целый ряд стихотворений Н. А. Некрасова носят явно полемический характер. Таким становится и одно из лучших, на мой взгляд, стихотворений поэта – “Элегия”. Стихотворение “Элегия” было написано в 1874 году и стало ответом Н. А. Некрасова на высказывания в адрес поэта многих критиков. Один из них писал: “То, что составляло его (Некрасова) любимую тему – непосредственное описание страданий народа и вообще бедняков, – уже им исчерпано не потому, что подобная тема сама по себе когда-нибудь могла быть вполне исчерпана, а потому, что поэт наш стал как-то повторяться, когда принимается за эту тему”.

Другой критик высказал мысль, что после 1861 года сама тема кажется устаревшей и несостоятельной. Именно полемикой с такими высказываниями и можно, на мой взгляд, объяснить начало стихотворения: Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая – “страдания народа” И что поэзия забыть ее должна, – Не верьте, юноши! не стареет она. Для своего стихотворения Н. А. Некрасов избирает шестистопный ямб с парной рифмовкой, то есть александрийский стих – торжественный размер эпохи классицизма. Это сразу устанавливает ориентацию на высокий уровень стиха и, кроме того, связь с пушкинской “Деревней”. Между двумя стихотворениями существуют и лексические связи. Сравним у Н. А. Некрасова:

…Увы! пока народы Влачатся в нищете, покорствуя бичам, Как тощие стада по скошенным лугам… И у Пушкина: Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, Здесь рабство тощее влачится по браздам…

Это сравнение призвано, лишний раз подчеркнуть важность темы и установить связь времен. Насущность обращения к этой теме Н. А. Некрасов доказывает тем, что вводит в “Элегию” описание жизни народа и показывает полнейшую несостоятельность реформы. И потому стихотворение становится своего рода декларацией отношения Н. А. Некрасова к теме поэзии и понимания роли поэта: поэт должен иметь одну цель – служение народу – до тех пор, пока народ не будет счастлив. Некрасов утверждает гражданскую поэзию, поэзию социальную.

Не случаен здесь и выбор жанра: элегия – это традиционный лирический жанр, содержание которого – любовные переживания лирического героя. Место возлюбленной у Н. А. Некрасова занимает народ, к нему обращены мысли поэта. Однако эта любовь остается неразделенной, и отсюда возникает трагичность, свойственная звучанию стихотворения: Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил – и сердцем я спокоен… В этих фразах опять проявляется связь с А. С. Пушкиным, на этот раз – со стихотворением “Эхо”:

На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг. Тебе ж нет отзыва… Таков и ты, поэт!

Разница лишь в том, что у Н. А. Некрасова эта тема связывается непосредственно с народом, конкретизируется и сам смысл сравнения: …Но тот, о ком пою в вечерней тишине, Кому посвящены мечтания поэта, – Увы! не внемлет он – и не дает ответа… “Не дает ответа” – это явная ориентация на лирическое отступление из финальной части поэмы Гоголя “Мертвые души”. Не только народ – но и вся Русь – вот та неизменная возлюбленная Н. А. Некрасова, которой посвящены лучшие произведения поэта.

(No Ratings Yet)

Анализ стихотворения Некрасова “Пускай нам говорит изменчивая мода”

Другие сочинения по теме:

  1. Вырос Н. А. Некрасов среди крестьянских детей. Никакие запреты родителей не могли удержать его от общения с сельскими мальчишками. Со...
  2. Из стихотворений Некрасова, надо назвать еще одно – “Накануне светлого праздника” (1873). Оно привлекает проникновенным изображением простого люда – кузнецов,...
  3. В стихотворении “Пчелы” (1867) поэт рассказал о пчелах спасенных догадливым прохожим: пчелы гибли в половодье, не долетали до улья –...
  4. Стихотворение “Смерть поэта” состоит из двух частей. Первая часть – элегия, а вторая – сатира. В этом стихотворении Лермонтов обвиняет...
  5. В основу его положен народный анекдотический рассказ о том, как смотритель почтовой станции принял медведя, случайно очутившегося на прискакавшей тройке,...
  6. Краткий анализ стихотворения Лермонтова “Смерть поэта”. При анализе первой строфы важно отметить, что судьба Пушкина осмысляется как судьба поэта вообще...
  7. “Я лиру посвятил народу своему”, – с полным правом сказал о себе Н. А. Некрасов. Поэт жил в эпоху великих...
  8. Сочинения по литературе: Поэма Кому на руси жить хорошо – вершина творчества Н. А. Некрасова Многие предшественники и современники Некрасова...
  9. В стихотворении есть “событийный” сюжет, показывающий процесс перерождения поэта, не удовлетворенного своей деятельностью, в поэта-пророка, способного “глаголом жечь сердца людей”;...
  10. Анализ стихотворения С. А. Есенина “Не жалею, не зову, не плачу” Из всей русской лирики ХХ века более ярко выделяется...
  11. Для достоверности поэт называет конкретное место действия. Солнце в стихотворении является метафорическим образом поэта (“Нас, товарищ, двое”). Поэт призывает “Светить...
  12. Сочинение по литературе 10 класс. Тема поэта и поэзии занимает одно из центральных мест в творчестве А. С. Пушкина. Такие...
  13. Сочинение по русскому языку 9 класс. Любовная лирика А. С. Пушкина составляет немалую часть всего поэтического наследия стихотворца. Есть в...
  14. Сочинение на тему роли крестьянства в произведениях Некрасова. С исчерпывающей полнотой и ясностью в картинах, поражающих своей правдивостью, отобразил Некрасов...

Сочинение

Н. А. Некрасов известный русский поэт XIX века, редактор журналов «Современник» и «Отечественные записки». Несмотря на то, что поэт вырос в богатой семье, он переживал за судьбу простого народа. Герои его стихотворений и поэм – простые крестьяне, горожане, беднота, обездоленные. В этом и было новаторство Некрасова как поэта. Ведь ни у Пушкина, ни у Лермонтова, ни у Гоголя мы не увидим простых людей главными героями произведений. Николай Алексеевич не только создавал в своих стихах яркие образы крестьян, горожан, но и переживал за судьбу беднейших слоев общества. Об этом поэт говорит в стихотворении «Элегия», написанном в 1874 году, через 13 лет после отмены крепостного права.

Элегия – особый жанр, к которому обращались многие поэты-романтики: Жуковский, Баратынский, Батюшков. Элегия, в переводе с древнегреческого «жалоба», передавала грустные переживания, в основном – о несчастной любви. Некрасов же изменил жанр, придав своей элегии социальную окраску. Это грустное стихотворение-раздумье о судьбе народа после реформы 1861 года и утверждении высоких жизненных идеалов. Элегия написана шестистопным ямбом с пропусками ударений (традиционной для элегий строкой).

Первая часть начинается с обращения к молодому поколению читателей:

Что тема старая – «страдание народа»,

И что поэзия забыть ее должна, –

Не верьте, юноши! Не стареет она.

Поэт пытается начать разговор, определив тему своего творчества в целом и этого произведения в частности, – «страдание народа». Это то, что его интересует больше всего. Он стремится убедить читателя в своей правоте, используя яркие сравнения и эпитеты:

«Увы! Пока народы

Влачатся в нищете, покорствуя богам,

Как тощие стада по скошенным лугам.

Антитеза усиливает остроту вопроса:

Толпе напоминать, что бедствует народ,

В то время как она ликует и поет …

Поэт использует в элегии восклицательные предложения, риторические вопросы, умолчания, что приближает стиль к публицистическому. Восклицание:

Оплакивать их рок, служить им будет муза,

И в мире нет прочней, прекраснее союза!

перекликается с риторическим вопросом, заданным в конце:

К народу возбуждать вниманье сильных мира –

Чему достойнее служить могла бы лира? …

Для Некрасова муза, творчество обязаны служить народу, настоящего поэта, гражданина, не может не беспокоить его судьба:

Я лиру посвятил народу своему …

Эта строчка является лейтмотивом всего творчества Некрасова.

Во второй части, начинающейся этими словами, поэт размышляет о реформе 1861 года. Для него этот указ – огромная радость. Но в этих строках чувствуется и авторская ирония:

Я видел красный день: В России нет раба!

И слезы сладкие пролил я в умилении …

Довольно ликовать в наивном увлечении, –

Шепнула муза мне …

И вновь поэт-публицист задает вопрос, связанный с темой стихотворения: Народ освобожден, но счастлив ли народ? Ответ на него мы найдем далее.

В элегии традиционно присутствует описательная часть. В третьей и четвертой части Некрасов рисует с помощью ярких эпитетов и метафор картину жизни после реформенной деревни, он наблюдает за крестьянами, восхищен их трудом:

Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою;

Старик ли медленно шагает за сохою,

Бежит ли по лугу, играя и свистя,

Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы …

И вновь в конце строфы, как выстрел – риторические вопросы:

Сносней ли стала ты, крестьянская страда?

И рабству долгому пришедшая на смену

Свобода, наконец, внесла ли перемену

В народные судьбы? в напевы сельских дев?

Иль также горестен нестройный их напев?

Уж вечер настает. Волнуемый мечтами,

По нивам, по лугам, уставленным стогами,

Задумчиво брожу в прохладной полутьме …

… Ей вторят долы, нивы,

И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы

И лес откликнулся …

А как же народ? Тот, о чьей судьбе так беспокоится поэт? Ответ на этот вопрос мы найдем в конце стихотворения:

Увы! не внемлет он – и не дает ответа …

Не случайно умолчание автор использует не только после риторических вопросов и восклицаний, но и в конце стихотворения: Народ не слышит вопросов поэта, не хочет для себя лучшей доли. Некрасов возмущен долготерпением крестьянства. Люди настолько привыкли быть зависимыми от помещиков, что продолжают по привычке нести трудовую повинность, не видят для себя иной доли. Освобождение от крепостного права не принесло ожидаемых перемен в крестьянской жизни. В этом идея «Элегии» Некрасова. А ответы на поставленные вопросы должны дать читатели, то молодое поколение, к которому обращается поэт.

Н. А. Некрасов относится к числу тех русских поэтов, которые всем своим творчеством как бы вели спор с предшествующей литературной традицией и в то же время сами создавали традицию новую, характеризующую то время, в которое они творили. Н. А. Некрасов полностью переосмысливает представление о поэзии, о роли поэта в жизни общества. Но для того чтобы спорить с традицией, надо было установить с ней связь. А потому целый ряд стихотворений Н. А. Некрасова носят явно полемический характер. Таким становится и одно из лучших, на мой взгляд, стихотворений поэта - «Элегия».

Стихотворение «Элегия» было написано в 1874 году и стало ответом Н. А. Некрасова на высказывания в адрес поэта многих критиков.

Один из них писал: «То, что составляло его (Некрасова) любимую тему - непосредственное описание страданий народа и вообще бедняков, - уже им исчерпано не потому, что подобная тема сама по себе когда-нибудь могла быть вполне исчерпана, а потому, что поэт наш стал как-то повторяться, когда принимается за эту тему». Другой критик высказал мысль, что после 1861 года сама тема кажется устаревшей и несостоятельной. Именно полемикой с такими высказываниями и можно, на мой взгляд, объяснить начало стихотворения:

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая - «страдания народа»

И что поэзия забыть ее должна, -

Не верьте, юноши! не стареет она.

Для своего стихотворения Н. А. Некрасов избирает шестистопный ямб с парной рифмовкой, то есть александрийский стих - торжественный размер эпохи классицизма.

Это сразу устанавливает ориентацию на высокий уровень стиха и, кроме того, связь с пушкинской «Деревней». Между двумя стихотворениями существуют и лексические связи. Сравним у Н. А. Некрасова:

…Увы! пока народы

Влачатся в нищете, покорствуя бичам,

Как тощие стада по скошенным лугам… -

и у Пушкина:

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,

Здесь рабство тощее влачится по браздам…

Это сравнение призвано лишний раз подчеркнуть важность темы и установить связь времен.

Насущность обращения к этой теме Н. А. Некрасов доказывает тем, что вводит в «Элегию» описание жизни народа и показывает полнейшую несостоятельность реформы. И потому стихотворение становится своего рода декларацией отношения Н. А. Некрасова к теме поэзии и понимания роли поэта: поэт должен иметь одну цель - служение народу - до тех пор, пока народ не будет счастлив. Некрасов утверждает гражданскую поэзию, поэзию социальную. Не случаен здесь и выбор

жанра: элегия - это традиционный лирический жанр, содержание которого - любовные переживания лирического героя. Место возлюбленной у Н. А. Некрасова занимает народ, к нему обращены мысли поэта. Однако эта любовь остается неразделенной, и отсюда возникает трагичность, свойственная звучанию стихотворения:

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил - и сердцем я спокоен…В этих фразах опять проявляется связь с А. С. Пушкиным, на этот раз - со стихотворением «Эхо»:

На всякий звук

Свой отклик в воздухе пустом

Родишь ты вдруг.

Тебе ж нет отзыва… Таков И ты, поэт!

Разница лишь в том, что у Н. А. Некрасова эта тема связывается непосредственно с народом, конкретизируется и сам смысл сравнения:

Но тот, о ком пою в вечерней тишине,

Кому посвящены мечтания поэта, -

Увы! не внемлет он - и не дает ответа…

«Не дает ответа» - это явная ориентация на лирическое отступление из финальной части поэмы Гоголя «Мертвые души». Не только народ - но и

вся Русь - вот та неизменная возлюбленная Н. А. Некрасова, которой посвящены лучшие произведения поэта.

Анализ стихотворения Н.А. Некрасова "Элегия" ("Пуская нам говорит изменчивая мода...")

«Элегия. А. Н. Е<рако>ву» («Пускай нам говорит изменчивая мода») (1874) представляет со­бой образец нового типа элегии, возникшего в творчестве Н. А. Некрасова, элегии социальной, в которой в связи с изменением объекта изображения традиционные поэтические средства насы­щались новыми жанровыми признаками. В частности, своеобразно используется в ней типичное для романтических медитативных элегий В. А. Жуковского ритмико-синтаксическое построе­ние.

Свою «Элегию» Н. А. Некрасов прямо начинает с утверждения актуальности темы «страдания народа» (полемически направленного против претензий, предъявлявшихся к его поэзии современ­ным историком литературы О. Ф. Миллером, который считал, что «непосредственное описание страданий народа и вообще бедняков» уже Н. А. Некрасовым «исчерпано» и что «поэт наш стал как-то повторяться, когда принимается за эту тему»): «Пускай нам говорит изменчивая мода, / Что тема старая «страдания народа» / И что поэзия забыть ее должна, / Не верьте, юноши! не стареет она».

Новый вопрос, поставленный Н. А. Некрасовым в «Элегии» в связи с положением народа, стал одним из основных вопросов главного полотна поэта - эпической крестьянской поэмы-сим­фонии «Кому на Руси жить хорошо?»: «Пора идти вперед: / Народ освобожден, но счастлив ли народ?».

Вопрос о положении народа сливается в «Элегии» с вопросом о роли поэта в обществе: «Я лиру посвятил народу своему». Развивая собственную программу гражданственности искусства, Н. А. Некрасов опирался в этом стихотворении на тенденции вольнолюбивой лирики А. С. Пуш­кина («Деревня»). Звучит у Н. А. Некрасова и своеобразная вариация пушкинской темы «поэта и толпы»: Н. А. Некрасова мучает вопрос о том, дойдет ли его песня до народной души, принесет ли пользу: «Уж вечер настает. Волнуемый мечтами, / По нивам, по лугам, уставленным стога­ми, / Задумчиво брожу в прохладной полутьме, / И песнь сама собой слагается в уме, / Недавних, тайных дум живое воплощенье: / На сельские труды зову благословенье, / Народному врагу про­клятия сулю, / А другу у небес могущества молю, / И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы, / И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы, / И лес откликнулся... Природа внемлет мне, / Но тот, о ком пою в вечерней тишине, / Кому посвящены мечтания поэта, - / Увы! не внемлет он - и не дает ответа...»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: