Анализ лирического произведения А. Блока «Незнакомка

Стихотворение "Незнакомка" А. Блока написано в Озерках 24 апреля 1906г. Оно принадлежит к циклу "Город", в котором поэт затрагивает одну из главных для него проблем - народ и интеллегенция.
В этом стихотворении герой встречает свою возлюбленную в ресторане. она является ему только в пьяных мечтах. Если раньше она была его Прекрасной Дамой, то теперь она просто незнакомка (неизвестная женщина). В дальнейшем образ Прекрасной Дамы потеряет волшебную ауру и она станет реальной женщиной.
Идея данного стихотворения - встреча лирического героя со своей возлюбленной, которая предстает перед ним в новом обличье. С помощью вина он пытается примириться с действительностью. Мир не устраивает его, он разочаровался в своих мечтах и потерял смысл жизни.
Это стихотворение, рисующее загадочно-пленительный образ незнакомки, строится на системе контрастов: лирическому герою резко противостоит дисгармоничный мир петербургского пригорода, скука "загородных дач", разлитая повсюду. она ощущается в неприятных звуках (в пьяных окриках, скрипе уключин, женском визге), в уродливых картинах ("кривится" даже лунный диск), мертвенности, "разложении и тлетворном духе".
У лирического героя лишь один собеседник - "друг единственный", отраженный в стакане, то есть он сам или его двойник. Но этот двойник нем, ибо, как и сам пьющий терпкую влагу, "смирен и оглушен". Значит одиночество абсолютное!
Трактирному, угарному миру и противопостоит появляющаяся незнакомка. Она одинока ("Всегда без спутников, одна..."), и в этом отношении она - душа, родственная лирическому герою. К тому же она как и он, трагична (перья на её шляпе "траурные"). В то же время незнакомка явно принадлежит этому ресторанному миру, вписывается в него. В своем поэтическом облике героиня является как чудо, как что-то необыкновенное, редкое, исключительное. И одновременно она буднична. Примечательно, что с появлением её образа в звуковом мире стихотворения возникает нагнетание свистящих и шипящих:
И каждый вечер в час назначенный
(Иль это только снится мне?)
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
Поэт сводит к минимуму неудобопроизносимые согласные, обращаясь к звучным сонорным (л, н, м, р), оттеняя их шипящими и свистящими (ч, ш, с), напоминающими о шуршании шёлка.
Лирический герой поддается очарованию красоты незнакомки, он "закован" её "странной близостью"; но он же и не принимает её образа, скользит мимо него, смотрит сквозь него. Его идеал, очевидно, шире, он не "покрывается" образом Незнакомки, он выше его. И лирическому герою открывается иной мир, новый образ, соответствующий его идеалу ("И вижу берег очарованный / и очарованную даль"). С этой иной далью связанна какая-то особая пленительная тайна, возникает образ очей, "синих, бездонных"; принадлежащих героине другого, "дальнего" берега. Этот образ тоже таинственен и туманен, он совершенно лишен плоти и осязательности. Он назван "солнцем", наделён ярким, ослепительным светом, рождается очередной контраст земного и небесного, реального и лирического.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чьё-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
Но в переживании колдовского очарования неожиданно поселяется тревога. А вдруг это просто пьяные галлюцинации ("Иль это только снится мне?"). Тут ещё признание героя: сокровище лежит в глубине души. Зыбко и призрачно это душевное богатство, если лишено опоры в действительности, если образ вечной женственности исчезает, как пропала в тумане и Незнакомка. И герой возвращается к страшной действительности: "Ты право пьяное чудовище! / Я знаю: истина в вине".
Возникает образ огромной трагической силы: пьяницы соединяются в "пьяном чудовище", тупо и властно взирающее на героя и заставляющее признать свою правоту ("истина в вине").
Для раскрытия темы и идеи произведения автор использует следующие изобразительно-выразительные средства: метафоры ("воздух глух", "очи бездонные", "пронзило вино"), олицетворение ("очи цветут", "ко всему приученный"), сравнение ("пьяницы с глазами кроликов"), эпитеты ("таинственная влага", "глухие тайны"), анафора ("и каждый вечер"), звукопись ("скрипят уключины", "веют древними поверьями"), живопись ("золотится крендель булочной").
Главным принципом, определяющим композицию произведения, является контраст. Именно в контрастных сопоставлениях реализуется тот конфликт между желаемым и данным,идеалом и действительностью, который и составляет основу романтического искусства и широко используется Блоком - символистом на всём протяжении его творчества. В этом стихотворении резкое противопоставление двух частей находит выражение темы лексики, звуковой организации стиха. Только ритмический рисунок (четырёх строчный ямб с редким для этого размера чередованием дактилической и мужской рифм) остаётся неизменным.
Стихотворение "Незнакомка" начинается и завершается рестораном, оглушительным криком, одинаковым девизом - "истина в вине". В забвении всех унизительных мерзостей "страшного мира", в "электрических снах наяву", в экстазе, хотя бы дарованном вином, автор искал выход в иные миры - так легче было вспоминать "глухие тайны", и "очи синие, бездонные" расцветали только тогда, когда терпкое вино пронзало все "излучины души", и обычная проститутка превращалась в прекрасную Незнакомку.

Анализ стихотворения А.А. Блока «Незнакомка»

Условно стихотворение можно разделить на две части. В первой части автор описывает дачный поселок со всеми его навевающими тоску и безнадежность видами. Во второй – размышления лирического героя и образ Прекрасной Незнакомки.

Охарактеризовать атмосферу дачного поселка можно как бездуховную, обыденную, тоскливую. Несмотря на то что его жители вроде бы и развлекаются, но в то же время их развлечения не вызывают никаких положительных эмоций и интереса ни у автора, ни у лирического героя стихотворения. Автор подчеркивает:

А в небе, ко всему приученный
Бессмысленно кривится диск

что такое положение вещей наскучило даже вездесущему солнцу.

Лирический герой испытывает явное отвращение ко всему, что происходит вокруг. Он пытается залить свою тоску и одиночество. Он утратил веру в красоту, в духовность, в добро. Окружающий его пейзаж невыносимо давит на нежную натуру. Герой страдает от одиночества, но при этом не желает его скрашивать в толпе пьянчуг.

И вот находясь в таком упадочном состоянии духа, лирический герой видит её – Прекрасную Незнакомку, окутанную туманом таинственности, но он и не пытается развеять эту тайну. Во всей этой тоскливой повседневности она становится символом красоты, романтики, высоких чувств. Меняется душа героя, меняется стих. На смену резким рифмам приходит мелодичность. Невозможно сказать кем на самом деле является Незнакомка, возможно, это просто женщина, но из-за огромного контраста с общим пейзажем, она становится идеалом женственности и красоты, символом того чего так не хватает миру и герою – любви, духовности, красоты, романтики.

Испытывая все эти глубокие чувства, лирический герой понимает, что для него не все потеряно, что еще есть шанс вырваться из этой рутины, что только он может ее разрушить для себя. В этом его путь и его миссия.

Кроме анализа превосходного стихотворения «Незнакомка», рекомендуется ознакомиться с другими сочинениями:

  • «Россия», анализ стихотворения Блока
  • «Двенадцать», анализ поэмы Александра Блока
  • «Фабрика», анализ стихотворения Блока
  • «Русь», анализ стихотворения Блока
  • «Летний вечер», анализ стихотворения Блока
  • «Рассвет», анализ стихотворения Блока

«Незнакомка» Александр Блок

По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.

Вдали над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный
Бесмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.

А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!»1 кричат.

И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

Анализ стихотворения Блока «Незнакомка»

Когда речь заходит о творческом наследии русского поэта Александра Блока, многие нередко вспоминают хрестоматийное стихотворение Незнакомка», написанное в 1906 году и ставшее одним из лучших романтических произведений данного автора.

У «Незнакомки» есть достаточно печальная и драматическая предыстория. В период написания стихотворения Александр Блок переживал глубокую душевную драму, вызванную изменой жены , которая ушла к поэту Александру Белому. По воспоминаниям близких поэта, он безудержно топил свое горе в вине и сутки напролет просиживал в дешевых питейных заведениях, наполненных сомнительными личностями. Вполне вероятно, что в одной из таких рестораций Александр Блок и повстречал таинственную незнакомку – изящную даму в шляпке с траурной вуалью, которая каждый вечер в одно и то же время занимала столик возле окна, предаваясь своим печальным мыслям.

В этом заведении она явно выглядела инородным существом, принадлежащем совсем другому миру, где нет места грязи и уличной брани, проституткам, жиголо и любителям дешевой выпивки. И, вполне вероятно, именно образ таинственной женщины, такой неуместный в интерьере дешевого кабака, пробудил в поэте желание не только приникнуть в ее тайну, но и проанализировать собственную жизнь, поняв, что тратит он ее впустую.

Описывая окружающую его обстановку, Александр Блок умышленно противопоставляет грязь и пьяный угар божественному образу неизвестной женщины , которая, судя по всему, переживает не менее глубокую душевную драму, однако не опускается до того, чтобы топить горе в алкоголе. Осознание того, что хрупкая незнакомка оказывается гораздо сильнее и мужественнее всех тех мужчин, которые ее окружают, порождает в душе поэта некое подобие восхищения. Это – первый светлый момент в его жизни за многие месяцы, за который он пытается ухватиться, словно за спасательный круг, чтобы вынырнуть из пучины беспробудного пьянства. То, что ему это блестяще удалось, подтверждает сам факт существования стихотворения «Незнакомка», которое, как позже оказалось, стало переломным не только в жизни, но и в творчестве Александра Блока.

И именно противопоставление темной и светлой сторон жизни , которое очень ясно прослеживается в этом лирическом и очень волнующем произведении, свидетельствует о том, что поэт очень четко понимает, что его жизнь катится под откос с неумолимой скоростью. Подобная антитеза задает ритм всему произведению, словно бы подчеркивая, что существует иная реальность, в которой даже с разбитым сердцем можно радоваться и удивляться простым вещам, которые вызывают самые светлые и волнующие чувства. Образ незнакомки отождествляет слегка приоткрытую дверь в другую реальность, и остается лишь сделать пару нетвердых шагов, чтобы оказаться там, где нет места мрачной реальности с ее пошлостью, изменами, жестокостью и грязью.

Остаться в объятиях Бахуса или же попытаться попасть в таинственный мир незнакомки , наполненный светом и чистотой? Александр Блок выбирает третий путь, утверждая, что в вине тоже есть истина, но при этом принимая решение не опускаться до уровня тех, кто пьет не для того, чтобы ее постичь, а для того, чтобы забыться. Подтверждает это одна из последних строф, в которой поэт признается: «В моей душе лежит сокровище, и ключ поручен только мне!». Трактовать эти слова можно по-разному, однако наиболее вероятный их смысл в том, что только душевная чистота, умение любить и прощать, дают человеку силы жить дальше. Но для того, чтобы это осознать, нужно сперва опуститься на самое дно, после чего встретить таинственную незнакомку, которая заставит поверить в собственные силы одним лишь своим присутствием, даже если ее образ – плод воображения, отравленного алкоголем.


По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух,

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух.

Вдали над пылью переулочной,

Над скукой загородных дач,

Чуть золотится крендель булочной,

И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,

Заламывая котелки,

Среди канав гуляют с дамами

Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины

И раздается женский визг,

А в небе, ко всему приученный

Бесмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный

В моем стакане отражен

И влагой терпкой и таинственной

Как я, смирен и оглушен.

А рядом у соседних столиков

Лакеи сонные торчат,

И пьяницы с глазами кроликов

"In vino veritas!" кричат.

И каждый вечер, в час назначенный

(Иль это только снится мне?),

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,

Смотрю за темную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,

Мне чье-то солнце вручено,

И все души моей излучины

Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные

В моем качаются мозгу,

И очи синие бездонные

Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

Ты право, пьяное чудовище!

Я знаю: истина в вине.

Обновлено: 2011-05-09

Посмотрите

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Лирический герой

Стихотворение построено по принципу контраста.

В первой строфе стихотворения центральное место занимает ресторан, который символизирует вечерний хаос. Хаос не только в самом городе, но и в душах, в сознании людей. Перед лирическим героем возникает реалистическая картина пошлой, бездуховной жизни, которую герой отвергает, но сам не может выбраться из него. Природа уподобляется разгульной жизни, она не хочет видеть, что твориться вокруг: «горячий воздух дик и глух». На улице весна, но она здесь не символ благоухания, жизни и счастья. Она скорее пропитана духом тления и разложения. Горячий воздух одурманивает и без того пьяных людей. И всем этим правит «весенний и тлетворный дух»- дух гибели и разложения общества. Как весной обнажается грязь, так и вечером «обнажаются» пьяные люди. Они наслаждаются только земными пошлыми вещами, но никак не чем-нибудь возвышенным.

Во второй строфе перед нами вместо городского хаоса предстает хаос дачный, царящий везде. На дачах должен быть свежий, чистый воздух, но нет, и здесь повсюду пыль, из-за которой трудно дышать. Изображается картина обыденной жизни - беспробудной, беспросветной. Детский плач подтверждает это. Ребенку плохо, он как никто другой чувствует этот хаос.

«Крендель булочной», который «чуть золотится», является надеждой на спасение «утопающих» в пошлости. Все видят этот просвет, но никто не стремится к нему, потому что все привыкли к праздной жизни. Вероятно, эта булочная давно закрыта. Хлеб, который «всему голова», стал никому не нужен. И поэтому «чуть золотится крендель булочной», который с наступлением вечера теряет свою надобность.

Третья строфа начинается словами: «и каждый вечер за шлагбаумом…». Шлагбаум отделяет один мир от другого. Праздная вечерняя жизнь остряков начинается с одного и того же - прогулок. «Котелки» свидетельствуют о том, что это люди из высшего сословия. Остряки гуляют «заламывая котелки» в знак приветствия, и при этом у них, вероятно, на лице красуется улыбка. Но она не искренняя, а, скорее всего, эгоистичная, «наклеенная» - они улыбаются с целью личной выгоды. Богатство не делает «остряков» лучше – все они гуляют среди канав, а канавы не лучшее место для прогулок, возникает только отвращение. Образ «остряков» ассоциируется с выскочками, эгоистами и шутами. Слово «остряки» употребляется с эпитетом испытанные, т.е. привыкшие к своему «званию»

Первая строчка четвертой строфы настраивает нас на романтический лад: «над озером скрипят уключины…». Но тут мы слышим отвратительный визг, от которого становится тесно на душе, может быть, немного страшно.

Луна, являющаяся символом любви, должна настраивать на романтический лад, но она «бессмысленно кривится» на небе. Блок сравнивает ее с диском, а при этом слове возникает образ чего-то металлического, неестественного. В этом мире она потеряла свои свойства – больше она похожа на электрическую лампочку. Автор олицетворяет ее, говоря, что она «приучена» ко всему, что творится в мире.

Следующие две строфы – переход к другой картине, прямо противопоставленной окружающей пошлости. Из этих строк мы узнаем, что лирический герой одинок: «и каждый вечер друг единственный в моем стакане отражен». Может быть, этот друг не что иное, как отражение в стакане самого лирического героя. «Терпкой и таинственной» влагой Он назвал вино, которым «оглушил» свое горе. В последней строфе первой части автор еще раз подчеркивает всю приземленность того положения, в котором оказались люди. Лакеи здесь «торчат», для них это работа и, несмотря на унижения и физическую усталость, им приходится обхаживать «пьяниц с глазами кроликов». Этих людей поэт сравнивает с животными. Человек до того опустился, что потерял все свои качества, и теперь он подчиняется только животным инстинктам. И в жизни этих «самоубийц» осталась только одна истина – вино.

В первой части используется низкая лексика: «дик, пьяные, тлетворный, переулочная пыль, плач, визг, кривится, торчат, кричат».

Во второй же части Блок говорит возвышенно - таинственно. В начале стихотворения изображается реальный мир. Однако следующие шесть строф по содержанию и поэтике составляют столь очевидный контраст первой части.

Лирический герой недоволен реальным миром. Это и заставляет его отправиться в мир грез, мечтаний и фантазии. Он запутал сам себя и теперь не может понять, сон это или явь.

Но появляется Она – Незнакомка, которая до конца опьяняет Его. Она – призрак, который приходит из темноты. Она «движется», «медленно» идет. Грязь окружающей пошлой обстановки не соприкасается с Ней, Она как бы парит над нею. Лирический герой не знает, кто эта женщина, но Он возносит Ее до небесного божества. Дело в том, что Незнакомка одновременно и воплощение высокой красоты, и порождение «страшного мира» реальности – женщина из мира «пьяниц с глазами кроликов».

Когда Она «плыла» меж пьяными, на Нее никто не обращал внимания, кроме лирического героя, ведь Она – плод его воображения. Незнакомка одинока: «всегда без спутников, одна». И в ожидании чего-то «она садится у окна». У окна Она садится не случайно: из окна на Нее падает лунный свет, что придает Ей большую таинственность, загадочность и выделяет из общей массы. Как и люди, плавающие в лодках, не видят красоты луны, так и окружающие Незнакомку пьяницы не могут оценить Ее прелести. Она же садится у окна, чтобы любоваться красотой луны и не видеть всей пошлости, окружающей Ее.

Вспомним, какой воздух был в начале стихотворения – удушающий, тяжелый, гнилой. А сейчас «дыша духами и туманами» - это воздух, навеянный чем-то светлым, божественным, недоступным для лирического героя. Он возносит Ее до того, что сам не может приблизиться к Ней. Но и одновременно Он закован «странной близостью». Он хочет разгадать, понять, кто Она.

Ее «упругие щелка» «веют». При этом слове мы содрогаемся, оно навевает на нас легкий ветерок. Мы можем представить, что «ее упругие шелка» колышутся на ветру – это придает ей легкость, призрачность. Кольца, как наручники, которые не дают выбраться ей из мира пошлости. Этот мир окружил Ее со всех сторон. Из-за этого Она носит шляпу с «траурными перьями».

Его и Ее объединяют одиночество. Поэтому Он «близостью закованный». За обликом Незнакомки герой видит «берег очарованный, очарованную даль». Он хочет уйти к Ней в «очарованную даль», уйти от мира пошлости, который минуту назад казался непобедимым. Она рядом, на другом берегу, где царит добро, где все прекрасно. Незнакомка так далеко и высоко, что герой только может любоваться Ею, но не в силах до Нее дойти. Он должен разгадать тайны жизни: «глухие тайны мне поручены, мне чье-то сердце вручено…». Он придумал Ее прошлое и настоящее, дорисовал в воображении Ее душевное состояние. Герою вручена тайна Незнакомки. Он должен разгадать ее, чтобы добраться до «очарованного берега». Солнце – это и есть тайна. Оно символ счастья, любви. И чувствование, понимание этой своей посвященности в чужие тайны порождает у лирического героя такое сильное ощущение, как будто «все излучины пронзило терпкое вино». Вино дало возможность ему выплыть туда, где «очи синие бездонные цветут на дальнем берегу». Героиня «въелась» в его воображение, он не может выкинуть из головы ни одну деталь Ее образа, даже «перья страуса». Он утопает в Ее бездонных очах, которые манят Его на другой берег – символ новой жизни, новых открытий.

Последняя строфа стихотворения построена на осмыслении произошедшего в душе героя. Он очнулся от сказки, мира грез. Герой угадал тайну: «истина в вине». Угаданная тайна, открывшая возможность другой жизни на дальнем берегу, вдали от пошлости, принимаемой всеми, воспринимается им как вновь обретенное сокровище, «и ключ поручен только мне». Вино, ударившее в голову, помогает обрести веру и надежду, и он кричит: «ты право, пьяное чудовище! Я знаю: истина в вине». Не зря он назвал себя чудовищем – он таковым и остается, но посвященность в тайное очарование другого мира, пусть и в воображении, утверждается как истина.

Спасение лирического героя в том, что Он помнит о существовании любви безусловной, жаждет верить, тоскует о любви единственной.

Преобладающее настроение, его изменение

Одно из самых известных произведений Александра Блока "Незнакомка". Написано оно в 1906-м году. Стихотворение входит в цикл "Город". Первые четыре строфы- первая часть. В нем уделяется внимание описанию дачной жизни. Вторая часть - пятая и шестая строфы. В образе незнакомки представлен реальный образ. Автор говорит что незнакомка -его идеал женщины. В стихотворении применено множество символов. Такие как Очаровательные берег, туман, даль- все это связывает незнакомку с образом прекрасной дамы. В итоге стихотворения Блок как бы заключает в словах "Ты право, пьяное чудовище. Я знаю: истина в вине", что на самом-то деле истина не в вине, а в реальности.

В центре первого тома лирики Блока — большой цикл «Стихи о Прекрасной Даме» (весна 1901-го — осень 1902-го). Женский образ, созданный в первом томе, видоизменяясь и варьируясь, прошел через всю лирику поэта. Своего рода композиционным центром второго тома становится стихотворение 1906 года «Незнакомка» (Блок), анализ которого мы проведем.

Лирический герой Блока, отворачиваясь от окружающего мира, пошлого и скучного, взыскует мира иного, возвышенного и прекрасного. Композиционное решение этого произведения подчеркивает противостояние двух миров, типологически сближая поэзию Блока с опытом романтического мировосприятия.

Первая часть «Незнакомки» (шесть строф) гротескно воспроизводит социально-бытовое окружение, чуждое и неприятное лирическому герою. Контекст стихотворения наполняется целой чередой символических деталей, снижающих образ реальности: он характеризуется «пьяными окриками», «пылью переулочной и скукой загородных дач»; лирический герой слышит «скрип уключин» и «женский визг», это мир «сонных лакеев» и «пьяниц с глазами кроликов», «испытанных остряков», гуляющих с дамами между канав. Негативный контекст, созданный подобными образами, соотносится и с деталями городского пейзажа, которые, казалось бы, носят вполне нейтральный характер: «крендель булочной», «шлагбаум». Социально-бытовой фон накладывается и на пейзаж, искажая и деформируя его: дух весны, новой жизни, расцвета, обновления становится «тлетворным»; луна, образ с огромной литературной традицией, превращается в бессмысленно кривящийся диск. Таким образом создается ощущение зловещей дисгармонии реального мира, трагического одиночества в нем лирического героя, чем и обусловливается появление образа иной реальности, образа, привнесенного Незнакомкой.

Мотив одиночества и опьянения мотивирует сюжетную возможность появления образа иного бытия:

И каждый вечер друг единственный

В моем стакане отражен

И влагой терпкой и таинственной,

Как я, смирен и оглушен.

Появление Незнакомки привносит совершенно иные образы, преображает действительность или же открывает перед лирическим героем иные миры. С этого момента окружающая реальность обретает иные очертания. «Крендель булочной», канавы, скрип уключин над озером вытесняется чем-то таинственным и непознаваемым.

Зыбкость, эфемерность, принадлежность образа скорее вымышленному миру, доступному лишь лирическому герою, а не реальному окружению, подчеркивает мотив одиночества, сопутствующего образу героини («Всегда без спутников, одна»), и мотив сомнения в истинности ее явления («Иль это только снится мне?»). Однако вопрос о вымышленности или реальности образа Незнакомки не имеет для лирического героя решающего значения: важнее ощущение «странной близости», приобщения к тайне женского образа, которое начинается с деталей портрета («упругие шелка», «шляпа с траурными перьями», «в кольцах узкая рука», «темная вуаль»), приближающих лирического героя к дыханию «духов и туманов», принесенных Незнакомкой и недоступных никому, кроме него. Эта приобщенность открывает иное, истинное бытие, образ которого создается с помощью широких символов. Взгляд лирического героя «за темную вуаль» открывает не просто лицо таинственной и прекрасной женщины, но «берег очарованный и очарованную даль», которые дают возможность по-другому осмыслить собственное назначение, жизненное поприще, осознать себя хранителем некой высшей тайны. Эти тайны непознаваемы, они могут быть воплощены широкими образами-символами:

И перья страуса склоненные

В моем качаются мозгу,

И очи синие бездонные

Цветут на дальнем берегу.

Попробуйте предложить свою трактовку этой строфы. Обратите при этом внимание, что здесь сочетается реальное (взгляд за темную вуаль открывает синие бездонные очи женского лица неземной красоты) и принадлежащее иному миру, «дальнему берегу», прозреть черты которого стремится лирический герой.

Появление Незнакомки, приоткрывшей перед лирическим героем «берег очарованный», придает ему ощущение собственной избранности, причастности к тайнам бытия:

В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

Это ощущение в последних двух строках стихотворения «Незнакомка» (Блок), анализ которого нас интересует, снижается самоиронией: лирический герой соглашается с «пьяным чудовищем», ищущим вслед за древними римлянами истину в вине. Однако эта самоирония тоже не однозначна: вспомним, что именно мотив опьянения мотивирует появление Незнакомки и откровения, которому оказывается причастен лирический герой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: