Афанасий афанасьевич фет краткое содержание. Сообщение "Жизнь и творчество А.А.Фета"

В имении Новоселки неподалеку от города Мценска Орловской губернии (ныне Мценского района Орловской области).

По другим данным , дата рождения Фета — 10 ноября (29 октября по старому стилю) или 11 декабря (29 ноября по старому стилю) 1820 года.

Будущий поэт родился в семье помещика , ротмистра в отставке Афанасия Шеншина, который в 1820 году якобы обвенчался заграницей по лютеранскому обряду с Шарлоттой Фет, дочерью обер-кригс-комиссара Карла Беккера, носившей фамилию Фет по первому мужу. Этот брак не имел в России законной силы. До 14 лет мальчик носил фамилию Шеншина, а затем вынужден был принять фамилию матери, так как обнаружилось, что православное венчание родителей было совершено после рождения ребенка.

Это лишило Фета всех дворянских привилегий.

До 14 лет мальчик жил и учился дома, а затем был отправлен в немецкую школу-пансион в Верро Лифляндской губернии (ныне город Выру в Эстонии).

В 1837 году Афанасий Фет приехал в Москву, полгода провел в пансионе профессора Михаила Погодина и поступил в Московский университет, где учился в 1838-1844 годах сначала на юридическом, потом на словесном отделении.

В 1840 году вышел первый сборник стихов под заглавием "Лирический пантеон", автор укрылся за инициалами А. Ф. С конца 1841 года стихи Фета регулярно появлялись на страницах издававшегося Погодиным журнала "Москвитянин". С 1842 года Фет печатался в либеральном западническом журнале "Отечественные записки".

С целью получить дворянское звание Фет решил поступить на военную службу. В 1845 году он был принял в кирасирский полк; в 1853 году перешел в уланский гвардейский полк; в Крымскую кампанию находился в составе войск, охранявших Эстляндское побережье; в 1858 году вышел в отставку штаб-ротмистром, не выслужив дворянства.

В годы военной службы Афанасий Фет был влюблен в родственницу своих провинциальных знакомых Марию Лазич, которая повлияла на все его творчество. В 1850 году Лазич погибла на пожаре. Исследователи выделяют особый цикл стихотворений Фета, связанных с Лазич.

В 1850 году в Москве вышел второй сборник стихотворений Фета под названием "Стихотворения". В 1854 году, находясь в Петербурге, Афанасий Фет сблизился с литературным кружком журнала "Современник" — Николаем Некрасовым, Иваном Тургеневым, Александром Дружининым, Василием Боткиным и др. В журнале стали печататься его стихи. В 1856 году вышел новый сборник "Стихотворений А.А. Фета", переизданный в 1863 году в двух томах, причем во второй вошли переводы.

В 1860 году Фет купил хутор Степановка в Мценском уезде Орловской губернии, занимался хозяйством, жил там безвыездно. В 1867-1877 годах был мировым судьей. В 1873 году за Фетом была утверждена фамилия Шеншин со всеми связанными с нею правами. В 1877 году он продал благоустроенную им Степановку, купил дом в Москве и живописное имение Воробьевку в Щигровском уезде Курской губернии.

С 1862 года по 1871 год в журналах "Русский вестник", "Литературная библиотека", "Заря" очерки Фета печатались под редакционными названиями "Записки о вольнонаемном труде", "Из деревни" и "По вопросу о найме рабочих".

В Степановке Фет начал работу над мемуарами "Мои воспоминания", охватывающими период с 1848 до 1889 года, они вышли в 1890 году в двух томах, а том "Ранние годы моей жизни" был опубликован уже после его смерти — в 1893 году.

Много в это время Фет занимался переводами, завершенными в основном уже в 1880-х годах. Фет известен как переводчик Горация, Овидия, Гете, Гейне и других древних и новых поэтов.

В 1883-1891 годах были опубликованы четыре выпуска сборника стихотворений Фета "Вечерние огни". Пятый он уже не спел выпустить. Предназначавшиеся для него стихотворения частично и в ином порядке вошли в изданный после его смерти двухтомник "Лирические стихотворения" (1894), подготовленный его почитателями — критиком Николаем Страховым и поэтом К.Р. (великим князем Константином Романовым).

Последние годы Фета были отмечены знаками внешнего признания. В 1884 году за полный перевод сочинений Горация он получил Пушкинскую премию Императорской Академии наук, в 1886 году, за совокупность трудов, был избран ее членом-корреспондентом.

В 1888 году Фет получил придворное звание камергера, лично представлялся императору Александру III.

Афанасий Фет скончался 3 декабря (21 ноября по старому стилю) 1892 года в Москве. Похоронен поэт в селе Клейменово, родовом имении Шеншиных.

Афанасий Фет был женат на сестре литературного критика Василия Боткина — Марии Боткиной.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Русский поэт Афанасий Афанасьевич Фет прожил долгую и весьма нелегкую жизнь. При жизни интерес к его личности не был столь высок как после его кончины. Вскоре после смерти поэта стало очевидно, что за время своего творчества он открыл новую главу в русской поэзии. Именно его стихотворения можно считать отправной точкой поэзии двадцатого века. Поэтому и сегодня Фет – один из самых популярных поэтов: его стихи входят в школьную программу, они популярны у людей разных возрастов, его биографию и творчество исследуют ученые, находя новые интересные факты.

Поэт носил фамилию матери . Каролина Шарлотта Фет, мама поэта, немка, познакомившись в с отставным ротмистром Шеншиным, уезжает в Россию. Спустя некоторое время, уже на родине отца, рождается мальчик. Шеншин его усыновляет, так и не взяв в жены Каролину. Через четырнадцать лет фамилию у мальчика забирают и признают незаконно рожденным. Из русского дворянина он превращается в иностранца Фета. Для мальчика это событие стало настоящей трагедией, и он решать сделать все, чтобы вернуть фамилию отца. В итоге почти через двенадцать лет он добивается своего.

Получил прекрасное по меркам своего времени образование . С пятнадцати лет Фет был отдан в немецкий пансион в Германии. Уже здесь он упорно занимается классической филологией, изучает литературоведение и пробует писать стихи. Увлекшись филологией, он без особого труда поступает на словесное отделение в Московский университет, который заканчивает с отличными показателями.

Ради возвращения статуса дворянина Фет на несколько лет оставляет литературу . После окончания университета он отправляется на службу в пехотный полк, потому что офицерский чин дает право на получение дворянства. Армейской жизни он не понимал, но готов был выдержать любые трудности для достижения своей цели.

В шестидесятые годы девятнадцатого века Фет создавал прозу. В это время поэзия ушла на второй план. Были периоды, в которые Фет не создал ни одного стихотворения. Он является автором двух прозаических циклов, состоящих из очерков и небольших рассказов, которые напечатаны в журналах того времени.

Фет был лично знаком со Львом Толстым . В семидесятые годы века девятнадцатого он сближается с Толстым и считает его другом. Они часто встречаются, ведут беседы на философские и социальные темы, Фет читает Толстому свои новые работы, и они обсуждают их. Толстой подчеркивает во многих из них сильные стороны, а некоторые произведения открыто критикует

Фет много переводил . Он переводил, как для себя, так и по оплачиваемым заказам, Шиллера и Гете, Шекспира, Байрона. Фет в совершенстве знал немецкий и английские языки, интересовался французским.

Фет считал себя виновным в смерти возлюбленной . Еще будучи студентом, Фет познакомился с девушкой, в которую влюбился. Она была бесприданницей. Шли годы. Поэт получил ответное признание в любви, но предложение своей избраннице так и не сделал, так как не был богат и стеснялся своего статуса. И, по собственным его словам, еще не был готов к такому серьезному шагу. Спустя несколько лет возлюбленная поэта сгорела заживо в собственном имении. Многие исследователи полагают, что она покончила жизнь самоубийством, так и не став женой того, кого любила. Данная трагическая история мучила поэта вплоть до самой кончины.


Фет состоял в браке по расчету . Вскоре после смерти своей любви он отправляется на незапланированный отдых в Европу. Здесь, в столице Франции, он сыграл свадьбу с Марией Боткиной, дочкой богатого продавца чая. Скорее всего, это был брак по расчету, о котором думал поэт. Друзья и знакомые довольно часто расспрашивали Фета о причине столь скорой свадьбы, но тот лишь молчал. Детей у поэта не было.

Примерно одиннадцать лет Фет работал в должности мирового судьи . Он решал вопросы в купленном им имени и имениях поблизости, за что ему были благодарны все помещики, жившие по соседству.

Фет имел музыкальный слух, умел играть на фортепиано. Наверное, поэтому его стихи так мелодичны, а некоторые из них стали романсами. Чайковский даже называл Фета скорее музыкантом, нежели поэтом.

Фет боялся психического заболевания . Данный недуг мог достаться ему по наследству. Его родственники были частыми пациентами психиатрической клиники. Поэт часто впадал в депрессию, мог по несколько дней не выходить из комнаты. Фет мог по несколько недель ни с кем не разговаривать, отдавая всего себя творчеству.

Фет умер не дожив двух дней до своего семидесятилетия . Фет был болен астмой и имел плохое зрение, но чувствовал себя прилично. Утром 21 ноября 1892 года он попросил жену налить ему бокал шампанского. За просьбой последовал отказ, так как поэт все же находился на лечении. Фет потребовал жене отправится к врачу и приехать вместе с ним домой для осмотра, так как, по его словам, хотел, чтобы все удостоверились, что он выздоровел и может пить алкоголь. После отъезда жены он хотел порезать вены. Его остановила секретарь. Фет отправился к шкафу, чтобы что-то достать, но пытаясь открыть створку шкафа, тяжело вздохнул и упал на стоящий рядом стул без чувств.

Личность Фета поражает: ему одновременно удавалось быть и романтиком, мечтающим об искренней любви и заботе, и деловитым, предприимчивым помещиком, живущим реальной жизнью. Он поэт, создававший искренние стихотворения о природе, пишущий про детей и для детей. В то же время он точный публицист и прозаик, часто проводивший время за переводам, где нельзя уходит в раздумье и мечтать. Он разносторонняя личность, и этим интересен по сей день.

Афанасий Афанасьевич Фет (Фёт) родился 5 декабря (23 ноября по старому стилю) 1820 года в усадьбе Новоселке, Мценского уезда, Орловской губернии. Поэт, мыслитель, публицист, переводчик.
Отец - Иоганн-Петер-Карл-Вильгельм Фёт (1789-1825), асессор городского суда Дармштадта.
Мать - Шарлотта-Елизавета Беккер (1798-1844). В 1818 году сочетается браком с Иоганном-Петером-Карлом-Вильгельмом, а в 1820 году на седьмом месяце беременности тайно уезжает в Россию с Афанасием Неофитовичем Шеншиным, оставив свою дочь Каролину-Шарлотту-Георгину-Эрнестину на воспитание мужа. Иоганн-Петер-Карл-Вильгельм не признавал своим сыном Афанасия Афанасьевича Фета. Вот что писала своему брату Шарлота-Елизавета Беккер: «Очень мне удивительно, что Фёт в завещании забыл и не признал своего сына.».
Отчим - Афанасий Неофитович Шеншин (1775-1855). Ротмистр в отставке, принадлежал к старому дворянскому роду и был богатым помещиком. Обвенчался с Шарлотой Беккер в 1822 году, которая перед венчанием приняла православие и стала называться Елизаветой Петровной Фет.
А.А. Фет родился 1820 году и в том же году крещен по православному обряду. В метрической книге записан как сын Афанасия Неофитовича Шеншина. Четырнадцать лет спустя, духовные власти Орла обнаружили, что ребенок родился до венчания родителей и Афанасий был лишен права носить фамилию отца, и лишен дворянского титула. Это событие ранило впечатлительную душу ребенка, и он почти всю свою жизнь переживал двусмысленность своего положения. Отныне он должен был носить фамилию Фет, богатый наследник внезапно превратился в "человека без имени", сына безвестного иностранца сомнительного происхождения. Фет принял это как позор. Вернуть утраченное положение стало навязчивой идеей, определившей весь его жизненный путь.
Учился в немецкой школе-пансионате в городе Верро (ныне Выру, Эстония), затем в пансионе профессора Погодина, историка, писателя, журналиста, в который поступил для подготовки в Московский университет. Окончил университет, где учился сначала на юридическом, а затем на филологическом факультете. В это время, в 1840 году он и издал отдельной книгой свои первые произведения, не имевшие, однако, никакого успеха.
Особое положение в семье повлияло на дальнейшую судьбу Афанасия Фета, он должен был выслужить себе дворянские права, которых его лишила церковь и в 1845 году Фет поступает на военную службу в один из южных полков.
В 1850 в журнале "Современник", хозяином которого стал Некрасов, публикуются стихотворения Фета, которые вызывают восхищение критиков всех направлений. Он был принят в среду известнейших писателей (Некрасов и Тургенев, Боткин и Дружинин и др.), благодаря литературным заработкам улучшил свое материальное положение, что дало ему возможность совершить путешествие по Европе.
В 1853 году Фета переводят в гвардейский полк, расквартированный под Петербургом. Поэт часто бывает в Петербурге, тогда - столице. Встречи Фета с Тургеневым, Некрасовым, Гончаровым и др. Сближение с редакцией журнала «Современник».
С 1854 года служба в Балтийском Порту, описанная в его мемуарах «Мои воспоминания».
В 1856 году печатает сборник Фета под редакцией И.С. Тургенева.
В 1857 в Париже он женился на дочери богатейшего чаеторговца и сестре своего почитателя критика В. Боткина - М. Боткиной.
В 1858 году поэт выходи в отставку в чине гвардейского штаб-ротмистра и поселяется в Москве. Служба в армии не вернула Фету дворянский титул. В то время дворянство давал только чин полковника.
1859 - разрыв с журналом «Современник».
1863 – выход двухтомного собрания стихотворений Фета.
В 1867 году избран мировым судьей в Воробьевке на 11 лет.
В 1873 году Фету возвращено дворянство и фамилия Шеншин, но литературные произведения и переводы поэт и в дальнейшем подписывал фамилией Фет. Он посчитал днем, когда ему вернули фамилию "Шеншин", "одним из счастливейших дней своей жизни".
В 1877 году Афанасий Афанасьевич купил в Курской губернии деревню Воробьевку, где и провел остаток своей жизни, лишь на зиму уезжая в Москву.
В конце 1870-х Фет с новой силой начал писать стихи. Сборнику стихотворений шестидесятитрехлетний поэт дал название "Вечерние огни". (Более трехсот стихотворений входят в пять выпусков, четыре из которых вышли в свет в 1883, 1885, 1888, 1891. Пятый выпуск поэт подготовил, но не успел издать.)
21 ноября 1892 - кончина Фета в Москве. По некоторым данным, его смерти от сердечного приступа предшествовала попытка самоубийства. Похоронен в селе Клейменово, родовом имении Шеншиных.

Детство

Афанасий Афанасьевич Фет (1820–1892) родился в самом центре России – на Орловщине. С этим краем связаны имена И.С. Тургенева, Л.А. Андреева, И.А. Бунина, Н.С. Лескова. До сих пор исследователи спорят, был ли Фет родным сыном помещика Афанасия Неофитовича Шеншина, в имении которого появился на свет, или его мать Шарлотта Фёт родила ребенка от своего бывшего мужа-немца. В Шарлотту Фёт Шеншин страстно влюбился, находясь на лечении в Германии, и тайком увез ее в Россию, где спустя несколько месяцев родился мальчик, ставший замечательным русским поэтом...

В конце жизни Фет написал воспоминания «Ранние годы моей жизни» (они были опубликованы уже после его смерти, в 1893 году). О детстве он говорит суховато и сдержанно. Это и неудивительно. Отец запомнился ему суровым, скупым на ласку. А именно его характер, его порядки определяли домашнюю атмосферу. Мать поэта была робкой, покорной женщиной. Обделенный родительским теплом, маленький Афанасий целые часы проводил в общении с дворовыми.

Мальчик сначала под руководством матери выучился немецкой грамоте. А когда стал читать по-русски, горячо увлекся поэзией Пушкина.

Отрочество

Школьная жизнь началась для Афанасия в тринадцать лет. Его отдали в пансион немца Крюммера в маленьком городке Веррло (в настоящее время Выру), расположенном на территории нынешней Эстонии. Из школьной братии мальчика выделял дар стихотворства. Поэтический талант прорастал в душе Фета с трудом, но неуклонно. Воспринять и обогреть этот талант вдали от дома было некому. И вот произошло событие, перевернувшее всю жизнь. С рожденья он носил родовую дворянскую фамилию отца – Шеншин. Но через год после начала обучения в пансионе мальчик получил от отца письмо, в котором говорилось, что отныне Афанасий должен носить фамилию матери – Фёт. (Фетом он стал позже и случайно: в типографии, где печатался журнал с его стихами, наборщик забыл поставить две точки над "е".) Для подростка, который любил отца, это было ударом и, кроме того, означало, что он лишался дворянского звания и права быть наследником.

А дело было в том, что мальчик родился прежде, чем брак его отца с Шарлоттой Фёт был освящен церковью. В метрических документах его удалось записать Шеншиным, но в 1834 году подлог каким-то образом всплыл. Покидая пансион семнадцатилетним юношей, Афанасий Фет оставлял в нем досадных свидетелей своей неожиданно разразившейся беды.

Юность

Зимой 1837 года в пансион неожиданно приехал Афанасий Неофитович и повез сына в Москву – готовиться к поступлению в университет. Когда подошла пора экзаменов, Фет сдал их блестяще. Его приняли на юридический факультет. Вскоре юноша перешел на словесное отделение философского факультета. Но прилежным студентом не стал. Вместо того чтобы сидеть в многолюдной аудитории, он искал уединения, а в заветной тетради множились стихи.

Ко второму курсу тетрадка основательно пополнилась. Пришла пора представить ее на суд опытному ценителю. Фет передал тетрадь историку М.П. Погодину, у которого в это время жил Н.В. Гоголь. Через неделю Погодин вернул стихи со словами: «Гоголь сказал, что это несомненное дарование». Фет решил на взятые взаймы триста рублей издать поэтический сборник и назвать его «Лирический пантеон». На титульном листе стояли первые буквы имени и фамилии автора – А.Ф.

Первые публикации

В конце 1840 году Фет уже держал свою первую тоненькую книжку. Преобладали в ней подражательные стихи, которые впоследствии автор не решался перепечатывать. Однако вскоре после выхода «Лирического пантеона» он во многом стал другим – самобытным, оригинальным поэтом.

Журналы охотно печатали его стихи. Среди ценителей поэзии у Фета появилось много поклонников. Но они не могли вернуть ему дворянского звания и фамилии Шеншин. А с этой утратой он смириться не мог. И Афанасий Афанасьевич принял твердое решение – пойти на военную службу. По закону того времени чин офицера должен был возвратить ему принадлежность к дворянству, однако из-за менявшихся на этот счет правил вновь стать Шеншиным ему удалось только в старости. И не благодаря военным заслугам, а по «высочайшему повелению» императора.

Первая любовь

Окончив университет (1844), Фет через год поступил в Кирасирский полк, расквартированный в Херсонской губернии.

Находясь на военной службе, Фет познакомился с умной, обаятельной девушкой Марией Лазич. В Марии Фет нашел знатока поэзии, ценительницу его собственных стихов. Пришла любовь... Но Лазич была бедна. Мечтающий о восстановлении дворянского звания и материальном достатке, Фет не решился жениться на бесприданнице. Влюбленные расстались. Вскоре Мария Лазич трагически погибла. Ее образ всю жизнь приковывал поэтическое чувство Фета. С его пера срывались слова любви, раскаяния и тоски.

Петербург. Сотрудничество с «Современником»

В 1850 году вышел второй сборник Фета. В нем было опубликовано стихотворение «Шепот, робкое дыханье...», ставшее для многих едва ли не символом всей поэзии Фета. В 1853 году Фет стал служить в гвардии и перебрался с юга на север, к месту расположения своего нового полка. Лагерные учения теперь проходили под Петербургом, и поэт получил возможность бывать в столице.

Он возобновляет старые литературные знакомства и завязывает новые. В частности, с редакцией журнала «Современник», которым руководил Н.А. Некрасов, сплотивший вокруг себя много талантливых литераторов.

В «Современнике» Фет пришелся ко двору. Поэт почувствовал искреннее внимание к себе и воспрянул духом. Бумага и карандаш снова поманили его. 50-е гг. стали для поэта «звездным часом», временем наиболее полного признания его таланта. Готовился к выходу третий фетовский сборник. Петербургские товарищи-литераторы бурно обсуждали каждое стихотворение будущей книги. Особенно доверял в то время Фет вкусу И.С. Тургенева.

Стихи Фета были необычны и непривычны. Многое из того, что сегодня представляется новаторскими достижениями, тогдашним читателям казалось языковыми погрешностями. Тургенев исправлял некоторые строки Фета, и до сих пор не решено, как издавать эти стихи: с тургеневскими поправками (многие из них Фет принял) или в первоначальном виде. У Фета слово призвано передавать запахи, звуки, музыкальные тона, световые и цветочные впечатления.

«Бегство» в Степановку. Разрыв с «Современником»

В 1860 году в родной Орловской губернии, и даже в том же Мценском уезде, где Фет родился, он купил хутор Степановку и выстроил дом. Так произошло, по его выражению, «бегство» в Степановку. Какие же причины толкнули поэта на это бегство?

В конце 50-х годов увлечение поэзией сменилось охлаждением к ней – «звездный час» Фета подошел к концу. Накануне крестьянской реформы 1861 года началось размежевание литературных и общественных сил. Все громче звучали голоса, отвергавшие «чистое художество» во имя «практической пользы». Позиция некрасовского «Современника» все больше и больше определялась статьями Чернышевского и Добролюбова. В знак протеста Фет вместе с И.С. Тургеневым и Л.Н. Толстым покинул журнал.

В 1859 году в журнале «Русское слово» Фет опубликовал статью «О стихотворениях Ф.Тютчева», где сознательно бросил вызов общественному мнению. Искусству, писал поэт, не пристало придерживаться каких-то «направлений», оно должно служить «чистой красоте». Тем самым Афанасий Афанасьевич погубил свою репутацию в глазах демократической публики, теперь его считали реакционером, а его лирику – «уходом от жизни». Фет замыкается в имении, словно в крепости, не принимая враждебной современности.

И все-таки деревенское новоселье Фета было вызвано не только этими причинами. Вся его поэзия говорит о том, что поэт любил землю, сельскую природу, немало знал о растениях, птицах, животных. Выйдя как бы в двойную отставку (и по службе, и в литературе), Фет целиком отдался хозяйственным заботам. За семнадцать лет жизни и упорных трудов он превратил Степановку в образцовое доходное имение. Но Фет не перестает писать. В это время он переводит античного поэта Анакреота, восточных (Саади, Гафиз), немецких (Гейне, Гете), французских (Мюссе, Беранже) авторов. Именно Фет впервые перевел на русский язык трактат немецкого философа Шопенгауэра «Мир как воля и представление».

Начиная с 1883 года Фет стал выпускать один за другим сборники стихотворений под общим заглавием «Вечерние огни». Заглавие откровенно символическое: речь идет о вечере жизни. Однако важнее тут, может быть, слово «огни». Поздняя лирика поэта не только сохранила напор сердечного чувства, присущего молодости, но и обрела свойство излучать свет мудрости. В 1890 году, семидесятилетним стариком, Фет провозгласил:

Покуда на груди земной
Хотя с трудом дышать я буду,
Весь трепет жизни молодой
Мне будет внятен отовсюду.

Стихотворения для анализа и чтения наизусть

Философская лирика: «Только встречу улыбку твою...», «На стоге сена ночью южной...»;
«Греза чувств» (Ап. Григорьев) в поэзии: «Я жду... Соловьиное эхо...»; «Кот поет, глаза прищуря...», «На двойном стекле узоры...», «На кресле отвалясь, гляжу на потолок...», «Нет, не жди ты песни страстной...»;
Лирика природы: «Как здесь свежо под липою густой...», «Еще весны душистой нега...», «Над озером лебедь в тростник потянул...»
Лирика любви: «Не отходи от меня...», «Улыбка томительной скуки...», «У камина», «В темноте над треножником ярким...», «Сияла ночь Луной был полон сад...»

Литература

Нина Сухова. Афанасий Афанасьевич Фет // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть первая. М., 1999
Л.М. Лотман. А.А. Фет. // История русской литературы. Том третий. Ленинград: Наука, 1982. С. 427 – 446

Творчество Афанасия Афанасьевича Фета

Творчество Афанасия Афанасьевича Фета (1820 - 1892) - одна из вершин русской лирики. Фет – поэт великий, поэт гениальный. Сейчас в России нет человека, который не знал бы стихотворений Фета. Ну, хотя бы “Я пришел к тебе с приветом” или “На заре ты ее не буди…” В то же время действительного представления о масштабах этого поэта многие не имеют. Представление о Фете искажено, начиная даже с внешнего облика. Кто – то злонамеренно постоянно тиражирует те портреты Фета, которые были сделаны в период его предсмертной болезни, где лицо его страшно искажено, распухшие глаза – старик в состоянии агонии. Между тем Фет, как видно из портретов, сделанных в период его расцвета, и человеческого и поэтического, - был самым красивым из русских поэтов.

Драма связана с тайной рождения Фета. Осенью 1820 года его отец Афанасий Неофитович Шеншин увез из Германии жену чиновника Карла Фёта в своё родовое поместье. Через месяц родился ребёнок и был записан сыном А.Н. Шеншина. Незаконность этой записи обнаружилась, когда мальчику было 14 лет. Он получил фамилию Фет и в документах стал называться сыном иностранного подданного. А. А. Фет много усилий потратил на то, чтобы вернуть фамилию Шеншина и права потомственного дворянина. До сих пор до конца не разгадана тайна его рождения. Если он сын Фета, то его отец И. Фет был двоюродным дедушкой последней русской императрицы.

Загадочна и жизнь Фета. Про него говорят, что в жизни он был гораздо прозаичней, чем в поэзии. Но это связано с тем, что он был замечательный хозяин. Написал небольшой томик статей об экономике. Из разоренного имения сумел создать образцовое хозяйство с великолепным конным заводом. И даже в Москве на Плющихе в его домике был огород и оранжерея, в январе созревали овощи и фрукты, которыми любил угощать гостей поэт.

В связи с этим о Фете любят говорить как о человеке прозаическом. Но на самом деле и происхождение его таинственное и романтическое, и его смерть загадочна: эта смерть и была, и не была самоубийством. Фет, мучимый болезнью, наконец, решил покончить с собой. Отослал жену, оставил предсмертную записку, схватил нож. Воспользоваться им помешала секретарь. А поэт умер – умер от потрясения.

Биография поэта – это, прежде всего его стихи. Поэзия Фета многогранна, основной её жанр – лирическое стихотворение. Из классических жанров встречаются элегии, думы, баллады, послания. Как “оригинальный фетовский жанр” можно рассматривать “мелодии’’ - стихотворения, которые представляют собой отклик на музыкальные впечатления.

Одно из ранних и самых популярных стихотворений Фета – “Я пришёл к тебе с приветом”:

Я пришёл к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой…

Стихотворение написано на тему любви. Тема старая, вечная, а от стихотворений Фета веет свежестью и новизной. Оно ни на что известное нам не похоже. Для Фета это вообще характерно и соответствует его сознательным поэтическим установкам. Фет писал: “Поэзия непременно требует новизны, и ничего для неё нет убийственнее повторения, а тем более самого себя… Под новизною я подразумеваю не новые предметы, а новое их освещение волшебным фонарём искусства”.

Необычно уже само начало стихотворения – необычно по сравнению с принятой тогда нормой в поэзии. В частности, пушкинской нормой, которая требовала предельной точности в слове и в сочетании слов. Между тем начальная фраза фетовского стихотворения совсем не точная и даже не совсем “правильная”: “Я пришёл к тебе с приветом, рассказать …”. Позволил бы себе так сказать Пушкин или кто-нибудь из поэтов пушкинской поры? В то время в этих строчках видели поэтическую дерзость. Фет отдавал себе отчёт в неточности своего поэтического слова, в приближённости его к живой, порой кажущейся не совсем правильной, но от того особенно яркой и выразительной речи. Стихи свои он называл шутливо (но и не без гордости) стихами “в растрёпанном роде”. Но каков художественный смысл в поэзии “растрёпанного рода”?

Неточные слова и как бы неряшливые, “растрёпанные” выражения в стихах Фета создают не только неожиданные, но и яркие волнующие образы. Создаётся впечатление, что поэт вроде бы специально и не задумывается над словами, они сами к нему пришли. Он говорит самыми первыми, непреднамеренными словами. Стихотворение отличается удивительной цельностью. Это – важное достоинство в поэзии. Фет писал: “Задача лирика не в стройности воспроизведения предметов, а в стройности тона”. В этом стихотворении есть и стройность предметов, и стройность тона. Всё в стихотворении внутренне связано друг с другом, всё однонаправлено, говорится в едином порыве чувства, точно на одном дыхании.

Ещё одно стихотворение из числа ранних – лирическая пьеса “Шёпот, робкое дыхание… ”:

Шёпот, робкое дыхание,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица…

Стихотворение написано в конце 40-х годов. Оно построено на одних назывных предложения. Ни одного глагола. Только предметы и явления, которые называются одно за другим: шёпот - робкое дыханье - трели соловья и т.д.

Но при всём том предметным и вещественным стихотворение не назовёшь. Это и есть самое удивительное и неожиданное. Предметы у Фета непредметны. Они существуют не сами по себе, а как знаки чувств и состояний. Они чуть светятся, мерцают. Называя ту или иную вещь, поэт вызывает в читателе не прямое представление о самой вещи, а те ассоциации, которые привычно могут быть с нею связаны. Главное смысловое поле стихотворения – между словами, за словами.

“За словами ” развивается и основная тема стихотворения: чувства любви. Чувство тончайшее, словами невыразимое, невыразимо сильное, Так о любви до Фета ещё никто не писал.

Фету нравилась реальность жизни, и это отражалось в его стихах. Тем не менее, просто реалистом Фета трудно назвать, замечая, как тяготеет он в поэзии к грёзам, снам, интуитивным движениям души. Фет писал о красоте, разлитой во всем многообразии действительности. Эстетический реализм в стихах Фета в 40 – 50 годах был действительно направлен на житейское и самое обыкновенное.

Характер и напряжение лирического переживания у Фета зависят от состояния природы. Смена времён года происходит по кругу – от весны до весны. По такому же своеобразному кругу происходит и движение чувства у Фета: не от прошлого к будущему, а от весны до весны, с необходимым, неизбежным её возвращением. В сборнике (1850) на первое место выделен цикл “Снега”. Зимний цикл Фета многомотивен: он поёт и о печальной березе в зимнем одеянии, о том, как “ночь светла, мороз сияет, ”и “на двойном стекле узоры начертил мороз”. Снежные равнины влекут поэта:

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далёких

Одинокий бег.

Фет признаётся в любви к зимнему пейзажу. У Фета преобладает в стихах сияющая зима, в блеске колючем солнца, в бриллиантах снежинок и снежных искр, в хрустале сосулек, В серебристом пуху заиндевелых ресниц. Ассоциативный ряд в этой лирике не выходит за пределы самой природы, здесь её собственная красота, не нуждающаяся в человеческом одухотворении. Скорее она сама одухотворяет и просветляет личность. Именно Фет вслед за Пушкиным воспел русскую зиму, только ему удалось столь многогранно раскрыть её эстетический смысл. Фет вводил в стихи деревенский пейзаж, сценки народной жизни, появлялся в стихах “дедушка бородатый”, он “кряхтит и крестится”, или ямщик на тройке удалой.

Фета всегда влекла к себе поэтическая тема вечера и ночи. У поэта рано сложилось особое эстетическое отношение к ночи, наступлению темноты. На новом этапе творчества он уже стал называть целые сборники “Вечерние огни”, в них как бы особая, фетовская философия ночи.

В “ночной поэзии” Фета обнаруживается комплекс ассоциаций: ночь – бездна – тени - сон – виденья - тайное, сокровенное – любовь - единство “ночной души ” человека с ночной стихией. Этот образ получает в его стихах философское углубление, новый второй смысл; в содержании стихотворения появляется второй план-символический. Философско-поэтическую перспективу получает у него ассоциация “ночь-бездна”. Она начинает сближаться с жизнью человека. Бездна-воздушная дорога-путь жизни человека.

МАЙСКАЯ НОЧЬ

Отсталых туч над нами пролетает

Последняя толпа.

Прозрачный их отрезок мягко тает

У лунного серпа

Царит весны таинственная сила

С звездами на челе. -

Ты, нежная! Ты счастье мне сулила

На суетной земле.

А счастье где? Не здесь, в среде убогой,

А вон оно - как дым

За ним! за ним! воздушною дорогой-

И в вечность улетим.

Майская ночь сулит счастье, человек летит по жизни за счастьем, ночь-бездна, человек летит в бездну, в вечность.

Дальнейшее развитие этой ассоциации: ночь-существование человека-сущность бытия.

Фет представляет ночные часы раскрывающими тайны мироздания. Ночное прозрение поэта позволяет ему смотреть “из времени в вечность”, он видит “живой алтарь мироздания”.

Толстой писал Фету: “Стихотворение одно из тех редких в, которых не слова прибавить, убавить или изменить нельзя; оно живое само и прелестно. Оно так хорошо, что, мне кажется, это не случайное стихотворение, а что это первая струя давно задержанного потока”.

Ассоциация ночь – бездна - человеческое существование, развиваясь в поэзии Фета, вбирает в себя идеи Шопенгауэра. Однако близость поэта Фета к философу весьма условна и относительна. Идеи мира как представления, человека как созерцателя бытия, мысли об интуитивных прозрениях, видимо, были близки Фету.

В образную ассоциацию стихов Фета о ночи и существование человека вплетается идея смерти (стихотворение “Сон и смерть”, написанное в 1858 году). Сон полон суеты дня, смерть полна величавого покоя. Фет отдаёт предпочтение смерти, рисует её образ как воплощение своеобразной красоты.

В целом “ночная поэзия” Фета глубоко своеобразна. У него ночь прекрасна не менее дня, может быть ещё прекрасней. Фетовская ночь полна жизни, поэт чувствует “дыхание ночи непорочной”. Фетовская ночь даёт человеку счастье:

Что за ночь! Прозрачный воздух скован;

Над землёй клубится аромат.

О, теперь я счастлив, я взволнован,

О, теперь я высказаться рад! …

Человек сливается с ночным бытием, он отнюдь не отчуждён от него. Он надеется и чего–то ждёт от него. Повторяющаяся в стихах Фета ассоциация-ночь-и ожидание и дрожание, трепет:

Берёзы ждут. Их лист полупрозрачный

Застенчиво манит и тешит взор.

Они дрожат. Так деве новобрачной

И радостен и чужд её убор…

У Фета ночная природа и человек полны ожидания сокровенного, которое оказывается доступным всему живому лишь ночью. Ночь, любовь, общение со стихийной жизнью вселенной, познание счастья и высших истин в его стихах, как правило, объединяются.

Творчество Фета представляет собой апофеоз ночи. Для Фета-философа ночь представляет собой основу мирового бытия, она источник жизни и хранительница тайны “двойного бытия”, родства человека со вселенной, она у него узел всех живых и духовных связей.

Теперь уже Фета невозможно назвать только лишь поэтом ощущений. Его созерцание природы исполнено философского глубокомыслия, поэтические прозрения направлены на обнаружение тайн бытия.

Поэзия была главным делом жизни Фета, призванием, которому он отдал всё: душу, зоркость, изощрённость слуха, богатство фантазии, глубину ума, навык упорного труда и вдохновение.

В 1889 году Страхов писал в статье “Юбилей поэзии Фета”: “Он в своём роде поэт единственный, несравненный, дающий нам самый чистый и настоящий поэтический восторг, истинные бриллианты поэзии… Фет есть истинный пробный камень для способности понимать поэзию…”.

Список литературы

Маймин Е. А. “ А. А. Фет ”, Москва, 1989г.

Фет А. А. “Избранное”, Москва, 1985г.

Журнал “Русская словесность”, № 4, 1996г.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: