Тема: звук [Ц], буквы Ц ц.
Цели:
1)познакомить со звуком [ц], буквами Ц ц, учить читать слова с новой буквой
2)развивать фонематический слух, внимание, память
3)воспитывать уважение к людям разных профессий, интерес к цирковым профессиям.
1. Организационный момент.
2. Повторение. Речевая разминка
а) чтение звукового ряда гласных (шепотом, вслух, громко и т.д.) а, о, у, и, ы, э
б) чтение слогов по таблице
в) повторение изученных четверостиший
г) чистоговорка (учитель читает, дети повторяют)
Це-це-це, це-це-це
Вот вам сказка о яйце,
Цо-цо-цо, цо-цо-цо
Курица снесла яйцо
Цу-цу-цу, цу-цу-цу
Киска тянется к яйцу
Ца-ца-ца, ца-ца-ца
Брысь, котенок, от яйца!
Цу-цу-цу,цу-цу-цу
Не пускать его к яйцу!
Цо-цо-цо, цо-цо-цо
Сами мы съедим яйцо
Цы-цы-цы,цы-цы-цы
Отогнали? Молодцы!
Це-це-це, це-це-це
Вот вам сказка о яйце,
Какой звук произносился и слышался чаще других? ([Ц])
Сегодня мы познакомимся с этим новым звуком и буквами.
3. Сообщение темы, цели урока.
4. Беседа о кузнецах (Горецкий “Русская азбука”).
5. Слого-звуковой анализ слова КУЗНЕЦ.
Характеристика звука [Ц] (всегда глухой, всегда твердый)
6. Упражнение слышимости звука.
Букв немало мы узнали,
Добрались до буквы ц.
Есть слова, где ц- в начале,
Где в середине, где в конце.
Цепь, цветок и цифра-тут
Ц в начале все прочтут,
А в словах отец, боец
Ц мы пишем под конец.
Цапля ходит по болоту
Ждут в гнезде ее птенцы
Цирк откроется в субботу
Уж приехали борцы
В цех явились на работу
Молодые кузнецы
В каждой строчке буква ц,
Словно камушек в кольце.
И на каждой есть странице,
На границе и в столице,
И в цыплятах на крыльце
Тоже есть две буквы Ц.
(Л.Дьяконов)
Назовите слова со звуком [ц].
7. Рассказ о цифрах (Г.Юдин “Букваренок”).
Сколько тебе лет? Сколько у тебя друзей? Сколько у кота лап? Чтобы все это подсчитать, нужно знать цифры. А как считали древние люди, которые их не знали. Они завязывали на веревочке узелки и делали зарубки на палке или камне, а самый простой счет велся на пальцах. Вместо “пять” говорили “рука”, вместо “пятнадцать” - “две руки и одна нога”, а когда говорили “весь человек”- это означало двадцать. Потом в Древней Индии изобретали значки для изображения цифр кружочек или ноль, у арабов называлось “сифрой”, так появилось слово “цифра”. Чуть-чуть измененными арабскими цифрами мы пользуемся до сих пор. Математики называют “королевой всех наук”. Выучишь ее, станешь “королем”.
8. Знакомство с буквами Цц.
9. Чтение слогов. Слов (с.175 “Русская азбука”).
Вспомните слова, в которых встречается слог ца (цо, цы, цу). 10.Беседа по иллюстрации “ЦИРК”
10. Беседа по иллюстрации "Цирк".
Рассказ о цирке.
Во времена Древнего Рима цирком называли длинную дорожку для состязаний в скорости. Представление с наездниками, дрессированными зверями, акробатами и клоунами, которое мы называем цирком, появилось много позже. Оно возникло в 1768 году, когда отставной английский кавалерист Филипп Астлей оградил канатом круглую площадку под открытом небом и стал брать плату у желающих посмотреть на его мастерство в верховой езде. Предприятие оказалось удачным,что вскоре он привлек других исполнителей и построил закрытый манеж. Основой первых представлений были конные номера.
Передвижные цирки-шапито появилось около 1830 году и постепенно превратились в грандиозные зрелища.
11. Нахождение буквы Ц в пословицах.
12. Логические упражнения.
1)Продолжи ряд слов (на доске)
ВОЛК-ВОЛЧИЦА
МЕДВЕДЬ-
ЛИС-
ЗАЯЦ-
2)Если людей или предметов больше одного, мы говорим: пальцы, танцы, колодцы, концы, отцы, индейцы, огурцы, пуговицы, луковицы, певцы, леденцы, немцы, - А как мы их назовем, если человек или предмет.только один?
13. Разучивание стихотворения.
Цапля объясняет.
Цапля, стоя на крыльце,
Объясняет букву ц:
-Подойди, цыпленок Цып!
Повторяй-ка: цып, цып, цып!
Если выучишь урок,
Подарю тебе цветок.
(Г. Сатир)
14. Итог урока.
С какой буквой мы сегодня познакомились?
Посмотрите на картинки и назовите слова, в которых есть звук [ц].
Что нового узнали на уроке?
Вахренева Надежда Михайловна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МАДОУ "Синеглазка"
Населённый пункт:
Ямало - Ненецкий автономный округ
Наименование материала:
Методическая разработка
Тема:
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук Ц и буква Ц"
Дата публикации:
19.11.2017
Раздел:
дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад
«Синеглазка» города Ноябрьска Ямало-Ненецкого автономного округа
Воспитатель: Вахренева Н.М.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква Ц»
Тема: “ Звук и буква “Ц”,Ц
Цель: Закрепление правильного произношения звука “ц” в слогах, словах, фразах,
связной речи.
Программное содержание:
Формирование фонематического восприятия.
Закрепление навыков звукового анализа слова, определения места звука в слове.
Закрепление понятий: звук, буква, слог, слово.
Закрепление навыка звуко - буквенного анализа слов.
Совершенствование навыков чтения слогов.
Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти.
Воспитание
интереса
литературного
произношения,
воспитание языкового чутья.
Оборудование:
схемы, буквы, наборное полотно, таблица, карандаши, картинки,
Ход занятия:
Вводная часть. Дети стоят в кругу, изображают солнце.
Воспитатель:
Улыбнемся друг другу
Чудесных открытий
Пожелаем всем нам.
Ребята, мы сегодня снова будем обучаться грамоте, поговорим о звуках и буквах.
Упражнение «Лучики солнца»
Мы каждый день совершаем маленькие открытия. Каждое открытие для нас, как
лучик солнца! Посмотрите на картинку, что вы видите?
Дети: Солнце.
Воспитатель: На лучиках для вас задания.
Дети: Это буквы.
Воспитатель: Почему буквы в разных по цвету кружках?
Дети: Гласные и согласные.
Артикуляция звуков.
Воспитатель: Назовите гласные и согласные звуки?
Дети: Произносят гласные и согласные.
Воспитатель: Какие звуки живут в зеленых кружочках?
Дети: Мягкие звуки.
Воспитатель: Что, кричит нам колокольчик?
Что, шепчет нам телефон?
Дети: Звонкие и глухие звуки.
Основная часть. Упражнение « Прочитай, слог»
КА, ГО, БУ, ПЫ, ВО, ВА, ФИ, ФУ, АШ,АП…, (карточки)
Воспитатель: МОЛОДЦЫ!
Воспитатель: - Ребята, посмотрите на лучик, что вы видите?
Дети: Яйцо.
Воспитатель: Каждый лучик солнца открытие нового. Сегодня, я вам хочу рассказать
сказку. Но для начала, отгадайте загадку.
Был белый дом, чудесный дом,
И что-то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо.
Явился в желтой шубке,
Прощайте, две скорлупки.
Дети: Цыпленок.
Воспитатель: В одной скорлупке жил цыпленок, в нем ему стало тесно, скучно и он
захотел появиться на свет. Давайте изобразим цыпленка, сидящего, в яйце и покажем,
как он появляется из скорлупки: сначала голову, потом - правое крылышко, затем
Левое. И вот он на свободе. И тихо, …(дети договаривают предложения)
Цып – цып –цып. «Какой прекрасный мир!» - сказал цыпленок.
Ребята, а давайте пригласим цыпленка в страну звуков. Страна, в которой живут звуки
3.Знакомство с новым звуком «Ц»
Воспитатель: Вы, любите загадки?
Воспитатель: Отгадка, вам подскажет с каким звуком, мы познакомимся.
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат (Цапля)
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десть их, но братья эти
Сосчитают, все на свете. (Цифры)
Воспитатель: Вы, догадались, с каким звуком познакомимся. Какой звук слышится в
начале слов отгадки?
Дети: Звук «ц»
4.Учимся произносить звук «ц»
Что делают губы? (улыбаются)
Произносим звук «ц» (зубы видны)
Что делает кончик языка (упирается в верхние зубы)
Произнесли звук тихо, громче, снова тихо.
Как вы считаете, звук «ц» гласный или согласный и почему?
Какие бывают согласные звуки? (твердые, мягкие)
Звук «ц» всегда бывает только твердый. Какой вы знаете еще звук, который бывает
только твердый?
Определить звук «ц» глухой или звонкий?
Вывод: Звук «ц» - согласный, твердый, глухой, шипящий.
Физминутка «Кузнечики».
5.Звуковой анализ слова «цып». (Раздаточный материал - схемы)
Один ребенок выполняет у доски, остальные в листе.
Сколько звуков?
Сколько согласных?
Сколько гласных? Сколько слогов? Почему так считаете?
Игра «Внимательные ушки»
Хлопни один раз, если услышишь звук «ц»
М К Ц Р Ц А Ц
Хлопни два раза, если услышишь в слогах звук «ц»
АС АЦ УС СУ СТА ЦЛА АСТ ОЦТ ЦТА
Правильно, за мной повтори:
ЦА ЦА ЦА – цапля, курица, пыльца
ЦЕ ЦЕ ЦЕ – пловец, мудрец, молодец
Определи место звука в слове: Цветы, огурец, кольцо
Закончи слово звуком «ц»: Дворе – ц, продаве –ц, плове –ц
Закончи слогом ЦА: води –ца, кури- ца, ули- ца
Игра «Большой – маленький» (словообразование)
Дерево – деревцо, блюдо – блюдце, зеркало – зеркальцо, мыло - мыльце
6. Знакомство с буквой:
Вот какая буква Ц –
С коготочком на конце.
Коготок – царапка,
Как кошачья лапка.
Чем отличается звук от буквы? Звук «ц» обозначается буквой «це». Сравнить большую
и маленькую. На что похожа? Придумайте слова, которые начинаются на звук «ц».
Написание буквы ц в воздухе, на листе.
Игра «Буквы заблудились»
Что можно составить из букв? (слово)
Давайте из этих букв составим слово. У, А, Р, Ц, К, И
7. Чтение слогов:
8. Итог занятия.
С какой буквой познакомились? Что узнали о звуке «ц»?
Рефлексия:
Воспитатель: Вы все сегодня постарались, молодцы, ребята! Вы были внимательными и
активными. Мне было очень приятно с вами работать.
Приложение 1-2.
Тема: Звук Ц. Буква Ц
Задачи: Учить детей выделять заданный согласный звук в начале,
в середине и в конце слов, из потока слов, из текста;
Закреплять понятие «слог»;
анализ, синтез и чтение слогов и слов из 2-х и 3-х звуков.
Организационный момент (на ковре).
Воспитатель: -Ребята, сегодня мы с вами вспомним, какие бывают звуки, и поиграем в игры с ними, познакомимся с новой буквой, а какой, вы узнаете чуть позже.
1. -Какие бывают звуки?
Дети: -Гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие.
Назовите гласные,которые вы знаете?
Почему они гласные?
Назовите согласные.
Почему они согласные?
2. Воспитатель: А сейчас послушайте загадки:
На шесте дворец
Во дворце певец (скворец)
Кто все пугается, под кустом спасается
Злому волку в зубы попадается (заяц)
Без окон, без дверей
Полна горница людей (огурец)
Дети:(отгадывают)
Воспитатель: -Скажите, какой последний звук вы услышали в словах-отгадках?
Дети: -Звук Ц.
Вы должны не только отгадать, но ещё определить первый звук в отгадке, разделить слова-отгадки на слоги.
Воспитатель:(предлагает повторить еще раз все слова- отгадки, но так, чтобы четко слышался звук Ц).
Составление предложений по картинкам-отгадкам.
А теперь давайте составим предложения со словами-отгадками
3.Характеристика звука.
В: Произнесите правильно звук Ц.
Дети произносят звук Ц хором, индивидуально.
Воспитатель: -Как вы думаете, звук Ц гласный или согласный?
Дети:(отвечают).
Воспитатель: -Поднесите ладонь ко рту и произнесите звук Ц. Как выходит воздух изо рта (несвободно, толчками).Что является преградой воздуху (язык, зубы).
А теперь положите руку на горлышко, произнесите еще раз звук Ц. Горлышко дрожит?
Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились
Пришло время немного поиграть
4. Упражнение на дыхание.
Сделать несколько коротких вдохов через нос и долгий выдох через рот
5. «Один и много». Я буду называть один, а вы должны назвать много.
(Курица – курицы, мельница- мельницы, рукавица, пуговица, луковица, лисица.)
5а Игра «Волшебный колодец».
В центре группы из коробки оборудуется «колодец». Там находятся картинки: цапля, цепь, кольцо, яйцо, колодец, индеец, цветок, овца, огурец, молоток, пила, кошка, синица.
Выбирается ведущий. Он «вылавливает» из колодца картинку. Если в ее названии есть звук ц, он отдает ее любому ребенку, который составляет с этим словом предложение (Пестрая курица снесла яйцо. У моей мамы золотое кольцо). После того, как ребенок скажет свое предложение, дети все вместе считают, загибая пальцы, сколько слов в этом предложении
6. Я буду произносить слова. Если в слове слышится звук Ц – подпрыгните и хлопните в ладоши над головой. Если звука Ц нет - сделайте приседание.
7. Закончить слова слогом ЦА.
А теперь я буду говорить слова, а вы заканчивайте это слово слогом ЦА: мельни (ЦА), води(ЦА), певи(ЦА), кури(ЦА), умни(ЦА), больни(ЦА).
1)Воспитатель: -Первое задание на первой строчке: обозначьте место звука Ц кружочком (в начале, середине, конце слова)к каждому рисунку, простым карандашом.
Дети:(выполняют задание)
Второе задание: на второй строчке поделите слова на слоги, которые я произнесу (борец. певица, продавец
8. Воспитатель: -Сейчас вы будете не ребятами, а превратитесь в цаплю, которая поджидает на болоте лягушку. (выполнение движения в соответствии с текстом)
Физкультминутка"Цапля".
Цапля серая носатая (руки к носу)
Целый день стоит, как статуя (руки на пояс, лопатки свести)
На одной ноге постой-ка, (руки на поясе поднимаем левую ножку)
Если ты солдатик стойкий.
А теперь постой на правой, (руки на поясе, поднимаем правую ножку)
Если ты солдатик бравый.
Цапля серая носатая, (на двух ножках, руки к нос
Целый день стоит, как статуя. (руки на пояс)
9. Перед вами схема слова. Сколько звуков должно быть в слове? (Четыре). Предлагаю вам вспомнить как можно больше слов, которые состоят из четырех звуков. За каждое слово вы будете получать фишку. Кто наберет больше всех фишек – получит звездочку.
Ребус «Отгадай слово по первым буквам картинок»
Составление схемы слова ЦЫП.
Давайте составим схему слова ЦЫП.
10.Знакомство с буквой Ц.
«Что за хвостик на конце,
На конце у буквы Ц?
Этот хвостик не виляет,
Комаров не отгоняет».
Вот какая буква Ц
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.
Ц- цепочка, украшение
Людям всем на загляденье.
Давайте повторим вместе (повторяют 2 раза).
Пальчиковая гимнастика
Пальчики перебираем
И цепочку получаем.
Анализ и чтение слогов и слов: ац, оц, уц, иц, ца, цо, цу, цап, цок.
Пишем букву Ц и слоги.
Давайте ещё раз, вспомним, какой звук «Ц»
(согласный, твёрдый и глухой). И назовите мне слова, в которых есть звук «Ц»
Цели:
- познакомить с буквой «Ц»;
- продолжать работать над предложением;.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по грамоте
(в подготовительной группе)
Тема: «Звук (Ц). Буква (Ц).
Подготовила воспитатель:
Фаткулбаянова А.В
Тема: Звук (ц). Буква (ц).
Цели:
Закрепить навык произношения звука (ц);
Умение слышать в слове, выделять и называть звук;
Упражнять в определении места звука в слове, в звуковом анализ слов, в выделении ударного гласного;
Познакомить с буквой «Ц»;
Продолжать работать над предложением; .
Закреплять у детей навык образования существительных с уменьшительно –ласкательным значением при помощи суффиксов –ец-, иц-, -ц-.
Воспитывать положительные мотивации к занятию.
Оборудование:
буква Ц большого формата, карточки со слогами (у, ли, ца, ли,цо, ку, ри, ца,си, ни, ца, па, лец), карточки на каждого ребёнка со словами, в которых пропущена буква Ц (зай_ы, ов_а, гусени_а, _ирк, птене_), предметные картинки на каждого ребёнка со звуком Ц, разрезные азбуки, ручки.
Ход занятия.
Организационный момент
Сядет тот, кто ласково назовёт предмет так, чтобы в слове появился звук Ц.
Мыло-мыльце, масло-маслице, окно-оконце, платье-платьице, дерево-деревце, болото-болотце, зеркало-зеркальце, дело-дельце, тело-тельце, блюдо-блюдце.
Знакомство с темой.
Сегодня мы вспомним звук Ц и поработаем с буквой Ц.
Вспомните, как называется звук Ц.
Посмотрите на букву Ц.
Составление слов из слогов.
-Когда я сегодня шла в д/с, мне навстречу шёл Незнайка. Он был очень расстроенный. Ему в школе задали написать слово, но он забыл какое, помнит только, что в этом слове есть слог ЦА. Давайте подумаем, какое слово могли задать Незнайке. (Дети придумывают слова).
Поиграем в игру:
«Слова рассыпались».
-Слова рассыпались на слоги и все перепутались. Соберите слово и прочитайте его.(учитель дефектолог пишет на доске слоги одного слова, ребёнок выходит и собирает слово, дети читают.)
У вас на столах есть карточки со словами, но в них не хватает буквы Ц. Впишите буквы и прочитайте получившееся слово.
Пальчиковая игра «Цыплята».
Пять цыпляток, (Большой и указательный пальцы- клювик, остальные
прижаты к ладони)
Пять комочков (Все пальцы сжать в кулак)
Во дворе стоят у бочки (Пальцами изобразить бочку)
Захотелось им напиться (Приоткрыть пальцы-клювики)
Из щелей течёт водица. (Перебирать пальцами, опуская руки сверху вниз)
Вот из лужи пьют цыплятки (Показать, как пьют цыплятки)
И у всех озябли лапки (Пальцы дрожат)
Вот поджали коготочки, (Прижать скрюченные пальцы к ладони)
Побежали греться к квочке. («Пробежаться» пальцами по столу)
Составление предложений по индивидуальным картинкам
.
-Ребята, посмотрите на свою картинку, придумайте предложение по этой картинке и посчитайте, сколько слов в вашем предложении.(Дети проговаривают своё предложение и называют количество слов в нём).
-Ребята, какое сейчас время года? Что появляется весной? (Цветы)
-
Послушайте предложение: « Цветы цветут». Сколько слов в этом предложении? Сейчас это предложение мы выложим из букв разрезной азбуки. Но сначала повторим правила предложения. (Вместе с учителем дефектологом повторяют правила написания предложений и выкладывают его из букв).
Итог:
Молодцы, сегодня все хорошо работали
Фунтикова Наталья Викторовна
учитель-логопедМБДОУ № 421
г.Челябинск
- Продолжать развивать у ребёнка языковое чутьё и чувство рифмы.
- Научить правильно произносить звук «Ц».
- Совершенствовать навыки звуко- слогового анализа.
- Продолжать учить ребёнка составлять предложения с заданным словом.
- Учить выделять из текста слова с заданным звуком.
- Упражнять в словобразовании и словоизменении.
Оборудование:
- Зеркала на каждого ребёнка.
- Картинки на звук «Ц».
- Раздаточный материал для выполнения звуко-слогового анализа слов, разрезная азбука.
План занятия:
В группе на ковре разложены цветы. Дети заходят в группу и логопед предлагает взять по одному цветку.
Ребята мы сегодня с вами познакомимся с новым звуком и с новой буквой. А с какой? Я вам сейчас подскажу. Подсказку вы держите в руках. (Цветы) На какой звук начинается слово цветок? (на звук Ц). Цветы поставьте в вазу и сядьте на свои места.
А теперь посмотрите в зеркала, и скажите, что происходит с вашими губами, зубами, и что делает горлышко, когда мы произносим звук «Ц»
(Губки в улыбке зуки сближены, но не сомкнуты, горлышко молчит).
Повторяйте за мной, и не забывайте смотреть в зеркала. ЦА-ЦА-ЦА, ЦО-ЦО-ЦО, ЦУ-ЦУ-ЦУ, ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ. И наоборот АЦ-АЦ-АЦ, ОЦ-ОЦ-ОЦ, УЦ-УЦ-УЦ, ЫЦ-ЫЦ-ЫЦ. Молодцы!
А теперь посмотрите на картинку. Как стрекочет кузнечик «Ц-Ц-Ц-Ц-Ц». Дайте мне характеристику этому звуку. (Звук согласный, всегда твёрдый, глухой)
А сейчас посмотрите на доску, и назовите картинки на звук Ц.
(Ответы детей)
Пришло время немного поиграть «Один и много». Я буду называть один, а вы должны назвать много.
(Курица – курицы, мельница- мельницы, рукавица, пуговица, луковица, лисица.)
А загадки любите отгадывать, тогда слушайте. Вы должны не только отгадать, но ещё определить первый звук в отгадке, разделить слова-отгадки на слоги.
«Нарядные сестрёнки
Весь день гостей встречают,
Мёдом угощают.»(Цветы)
(Цве-ты, два слога)
«Явился в жёлтой шубке,
Прощайте две скорлупки.» (Цыплёнок)
(Цы-плё-нок, три слога)
Теперь возьмите звуковые схемы слов и звуки. Мы сейчас будем определять где стоит звук «Ц». В начале, середине, или в конце слова. Посмотрите, у меня для вас маленькая подсказка. Кто это? Правильно, это добрый дельфинчик, он будет помогать вам.
Скажите, что обозначает голова у дельфина?
Правильно, звук в начале слова.
А тело у дельфина?
Звук в середине слова.
Звук в конце слова.
Слова (цапля, водица, певец,цыган, огурец.)
Мне кажется, что надо немного отдохнуть.
Физкультминутка.
«Забежали как-то в сад. Бег на месте
Десять маленьких цыплят.
Завела их с улицы. Руки в стороны, вверх,вниз
Мать наседка-курица.
Ты ошиблась улицей, Наклоны туловища
Хоть наседка умница влево, вправо.
Этот славный детский сад. Хотьба на месте
Для детей, не для цыплят. Руки в стороны, развести в поклоне
и на пояс.
А теперь мы будем работать с азбукой.Но сначала я хочу познакомить вас с буквой «Ц». Посмотрите на картинку.
«Что за хвостик на конце,
На конце у буквы Ц?
Этот хвостик не виляет,
Комаров не отгоняет».
На что похожа буква Ц?
(Ответы детей)
Звуко-слоговой анализ слов ЦЫПА, ЦИРК, выкладывание схемы слов, составление из букв разрезной азбуки.
Работа с фасолью. Выкладываем букву Ц.
Давайте ещё раз, вспомним, какой звук «Ц»
(согласный,твёрдый и глухой). И назовите мне слова, в которых есть звук «Ц»
Ответы детей.