Звуки с ц занятие в подготовительной группе. Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква Ц

Тема: звук [Ц], буквы Ц ц.

Цели:

1)познакомить со звуком [ц], буквами Ц ц, учить читать слова с новой буквой

2)развивать фонематический слух, внимание, память

3)воспитывать уважение к людям разных профессий, интерес к цирковым профессиям.

1. Организационный момент.

2. Повторение. Речевая разминка

а) чтение звукового ряда гласных (шепотом, вслух, громко и т.д.) а, о, у, и, ы, э

б) чтение слогов по таблице

в) повторение изученных четверостиший

г) чистоговорка (учитель читает, дети повторяют)

Це-це-це, це-це-це
Вот вам сказка о яйце,
Цо-цо-цо, цо-цо-цо
Курица снесла яйцо
Цу-цу-цу, цу-цу-цу
Киска тянется к яйцу
Ца-ца-ца, ца-ца-ца
Брысь, котенок, от яйца!
Цу-цу-цу,цу-цу-цу
Не пускать его к яйцу!
Цо-цо-цо, цо-цо-цо
Сами мы съедим яйцо
Цы-цы-цы,цы-цы-цы
Отогнали? Молодцы!
Це-це-це, це-це-це
Вот вам сказка о яйце,

Какой звук произносился и слышался чаще других? ([Ц])

Сегодня мы познакомимся с этим новым звуком и буквами.

3. Сообщение темы, цели урока.

4. Беседа о кузнецах (Горецкий “Русская азбука”).

5. Слого-звуковой анализ слова КУЗНЕЦ.

Характеристика звука [Ц] (всегда глухой, всегда твердый)

6. Упражнение слышимости звука.

Букв немало мы узнали,
Добрались до буквы ц.
Есть слова, где ц- в начале,
Где в середине, где в конце.
Цепь, цветок и цифра-тут
Ц в начале все прочтут,
А в словах отец, боец
Ц мы пишем под конец.
Цапля ходит по болоту
Ждут в гнезде ее птенцы
Цирк откроется в субботу
Уж приехали борцы
В цех явились на работу
Молодые кузнецы
В каждой строчке буква ц,
Словно камушек в кольце.
И на каждой есть странице,
На границе и в столице,
И в цыплятах на крыльце
Тоже есть две буквы Ц.
(Л.Дьяконов)

Назовите слова со звуком [ц].

7. Рассказ о цифрах (Г.Юдин “Букваренок”).

Сколько тебе лет? Сколько у тебя друзей? Сколько у кота лап? Чтобы все это подсчитать, нужно знать цифры. А как считали древние люди, которые их не знали. Они завязывали на веревочке узелки и делали зарубки на палке или камне, а самый простой счет велся на пальцах. Вместо “пять” говорили “рука”, вместо “пятнадцать” - “две руки и одна нога”, а когда говорили “весь человек”- это означало двадцать. Потом в Древней Индии изобретали значки для изображения цифр кружочек или ноль, у арабов называлось “сифрой”, так появилось слово “цифра”. Чуть-чуть измененными арабскими цифрами мы пользуемся до сих пор. Математики называют “королевой всех наук”. Выучишь ее, станешь “королем”.

8. Знакомство с буквами Цц.

9. Чтение слогов. Слов (с.175 “Русская азбука”).

Вспомните слова, в которых встречается слог ца (цо, цы, цу). 10.Беседа по иллюстрации “ЦИРК”

10. Беседа по иллюстрации "Цирк".

Рассказ о цирке.

Во времена Древнего Рима цирком называли длинную дорожку для состязаний в скорости. Представление с наездниками, дрессированными зверями, акробатами и клоунами, которое мы называем цирком, появилось много позже. Оно возникло в 1768 году, когда отставной английский кавалерист Филипп Астлей оградил канатом круглую площадку под открытом небом и стал брать плату у желающих посмотреть на его мастерство в верховой езде. Предприятие оказалось удачным,что вскоре он привлек других исполнителей и построил закрытый манеж. Основой первых представлений были конные номера.

Передвижные цирки-шапито появилось около 1830 году и постепенно превратились в грандиозные зрелища.

11. Нахождение буквы Ц в пословицах.

12. Логические упражнения.

1)Продолжи ряд слов (на доске)
ВОЛК-ВОЛЧИЦА
МЕДВЕДЬ-
ЛИС-
ЗАЯЦ-

2)Если людей или предметов больше одного, мы говорим: пальцы, танцы, колодцы, концы, отцы, индейцы, огурцы, пуговицы, луковицы, певцы, леденцы, немцы, - А как мы их назовем, если человек или предмет.только один?

13. Разучивание стихотворения.

Цапля объясняет.
Цапля, стоя на крыльце,
Объясняет букву ц:
-Подойди, цыпленок Цып!
Повторяй-ка: цып, цып, цып!
Если выучишь урок,
Подарю тебе цветок.
(Г. Сатир)

14. Итог урока.

С какой буквой мы сегодня познакомились?

Посмотрите на картинки и назовите слова, в которых есть звук [ц].

Что нового узнали на уроке?

Вахренева Надежда Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Синеглазка"
Населённый пункт: Ямало - Ненецкий автономный округ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук Ц и буква Ц"
Дата публикации: 19.11.2017
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад

«Синеглазка» города Ноябрьска Ямало-Ненецкого автономного округа

Воспитатель: Вахренева Н.М.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква Ц»

Тема: “ Звук и буква “Ц”,Ц

Цель: Закрепление правильного произношения звука “ц” в слогах, словах, фразах,

связной речи.

Программное содержание:

Формирование фонематического восприятия.

Закрепление навыков звукового анализа слова, определения места звука в слове.

Закрепление понятий: звук, буква, слог, слово.

Закрепление навыка звуко - буквенного анализа слов.

Совершенствование навыков чтения слогов.

Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти.

Воспитание

интереса

литературного

произношения,

воспитание языкового чутья.

Оборудование:

схемы, буквы, наборное полотно, таблица, карандаши, картинки,

Ход занятия:

Вводная часть. Дети стоят в кругу, изображают солнце.

Воспитатель:

Улыбнемся друг другу

Чудесных открытий

Пожелаем всем нам.

Ребята, мы сегодня снова будем обучаться грамоте, поговорим о звуках и буквах.

Упражнение «Лучики солнца»

Мы каждый день совершаем маленькие открытия. Каждое открытие для нас, как

лучик солнца! Посмотрите на картинку, что вы видите?

Дети: Солнце.

Воспитатель: На лучиках для вас задания.

Дети: Это буквы.

Воспитатель: Почему буквы в разных по цвету кружках?

Дети: Гласные и согласные.

Артикуляция звуков.

Воспитатель: Назовите гласные и согласные звуки?

Дети: Произносят гласные и согласные.

Воспитатель: Какие звуки живут в зеленых кружочках?

Дети: Мягкие звуки.

Воспитатель: Что, кричит нам колокольчик?

Что, шепчет нам телефон?

Дети: Звонкие и глухие звуки.

Основная часть. Упражнение « Прочитай, слог»

КА, ГО, БУ, ПЫ, ВО, ВА, ФИ, ФУ, АШ,АП…, (карточки)

Воспитатель: МОЛОДЦЫ!

Воспитатель: - Ребята, посмотрите на лучик, что вы видите?

Дети: Яйцо.

Воспитатель: Каждый лучик солнца открытие нового. Сегодня, я вам хочу рассказать

сказку. Но для начала, отгадайте загадку.

Был белый дом, чудесный дом,

И что-то застучало в нем.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо.

Явился в желтой шубке,

Прощайте, две скорлупки.

Дети: Цыпленок.

Воспитатель: В одной скорлупке жил цыпленок, в нем ему стало тесно, скучно и он

захотел появиться на свет. Давайте изобразим цыпленка, сидящего, в яйце и покажем,

как он появляется из скорлупки: сначала голову, потом - правое крылышко, затем

Левое. И вот он на свободе. И тихо, …(дети договаривают предложения)

Цып – цып –цып. «Какой прекрасный мир!» - сказал цыпленок.

Ребята, а давайте пригласим цыпленка в страну звуков. Страна, в которой живут звуки

3.Знакомство с новым звуком «Ц»

Воспитатель: Вы, любите загадки?

Воспитатель: Отгадка, вам подскажет с каким звуком, мы познакомимся.

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит,

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат (Цапля)

Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки.

Десть их, но братья эти

Сосчитают, все на свете. (Цифры)

Воспитатель: Вы, догадались, с каким звуком познакомимся. Какой звук слышится в

начале слов отгадки?

Дети: Звук «ц»

4.Учимся произносить звук «ц»

Что делают губы? (улыбаются)

Произносим звук «ц» (зубы видны)

Что делает кончик языка (упирается в верхние зубы)

Произнесли звук тихо, громче, снова тихо.

Как вы считаете, звук «ц» гласный или согласный и почему?

Какие бывают согласные звуки? (твердые, мягкие)

Звук «ц» всегда бывает только твердый. Какой вы знаете еще звук, который бывает

только твердый?

Определить звук «ц» глухой или звонкий?

Вывод: Звук «ц» - согласный, твердый, глухой, шипящий.

Физминутка «Кузнечики».

5.Звуковой анализ слова «цып». (Раздаточный материал - схемы)

Один ребенок выполняет у доски, остальные в листе.

Сколько звуков?

Сколько согласных?

Сколько гласных? Сколько слогов? Почему так считаете?

Игра «Внимательные ушки»

Хлопни один раз, если услышишь звук «ц»

М К Ц Р Ц А Ц

Хлопни два раза, если услышишь в слогах звук «ц»

АС АЦ УС СУ СТА ЦЛА АСТ ОЦТ ЦТА

Правильно, за мной повтори:

ЦА ЦА ЦА – цапля, курица, пыльца

ЦЕ ЦЕ ЦЕ – пловец, мудрец, молодец

Определи место звука в слове: Цветы, огурец, кольцо

Закончи слово звуком «ц»: Дворе – ц, продаве –ц, плове –ц

Закончи слогом ЦА: води –ца, кури- ца, ули- ца

Игра «Большой – маленький» (словообразование)

Дерево – деревцо, блюдо – блюдце, зеркало – зеркальцо, мыло - мыльце

6. Знакомство с буквой:

Вот какая буква Ц –

С коготочком на конце.

Коготок – царапка,

Как кошачья лапка.

Чем отличается звук от буквы? Звук «ц» обозначается буквой «це». Сравнить большую

и маленькую. На что похожа? Придумайте слова, которые начинаются на звук «ц».

Написание буквы ц в воздухе, на листе.

Игра «Буквы заблудились»

Что можно составить из букв? (слово)

Давайте из этих букв составим слово. У, А, Р, Ц, К, И

7. Чтение слогов:

8. Итог занятия.

С какой буквой познакомились? Что узнали о звуке «ц»?

Рефлексия:

Воспитатель: Вы все сегодня постарались, молодцы, ребята! Вы были внимательными и

активными. Мне было очень приятно с вами работать.

Приложение 1-2.

Тема: Звук Ц. Буква Ц

Задачи: Учить детей выделять заданный согласный звук в начале,

в середине и в конце слов, из потока слов, из текста;

Закреплять понятие «слог»;

анализ, синтез и чтение слогов и слов из 2-х и 3-х звуков.

Организационный момент (на ковре).

Воспитатель: -Ребята, сегодня мы с вами вспомним, какие бывают звуки, и поиграем в игры с ними, познакомимся с новой буквой, а какой, вы узнаете чуть позже.

1. -Какие бывают звуки?

Дети: -Гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие.

Назовите гласные,которые вы знаете?

Почему они гласные?

Назовите согласные.

Почему они согласные?

2. Воспитатель: А сейчас послушайте загадки:

На шесте дворец

Во дворце певец (скворец)

Кто все пугается, под кустом спасается

Злому волку в зубы попадается (заяц)

Без окон, без дверей

Полна горница людей (огурец)

Дети:(отгадывают)

Воспитатель: -Скажите, какой последний звук вы услышали в словах-отгадках?

Дети: -Звук Ц.

Вы должны не только отгадать, но ещё определить первый звук в отгадке, разделить слова-отгадки на слоги.

Воспитатель:(предлагает повторить еще раз все слова- отгадки, но так, чтобы четко слышался звук Ц).

Составление предложений по картинкам-отгадкам.

А теперь давайте составим предложения со словами-отгадками

3.Характеристика звука.

В: Произнесите правильно звук Ц.

Дети произносят звук Ц хором, индивидуально.

Воспитатель: -Как вы думаете, звук Ц гласный или согласный?

Дети:(отвечают).

Воспитатель: -Поднесите ладонь ко рту и произнесите звук Ц. Как выходит воздух изо рта (несвободно, толчками).Что является преградой воздуху (язык, зубы).

А теперь положите руку на горлышко, произнесите еще раз звук Ц. Горлышко дрожит?

Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились

Пришло время немного поиграть

4. Упражнение на дыхание.

Сделать несколько коротких вдохов через нос и долгий выдох через рот

5. «Один и много». Я буду называть один, а вы должны назвать много.

(Курица – курицы, мельница- мельницы, рукавица, пуговица, луковица, лисица.)

5а Игра «Волшебный колодец».

В центре группы из коробки оборудуется «колодец». Там находятся картинки: цапля, цепь, кольцо, яйцо, колодец, индеец, цветок, овца, огурец, молоток, пила, кошка, синица.

Выбирается ведущий. Он «вылавливает» из колодца картинку. Если в ее названии есть звук ц, он отдает ее любому ребенку, который составляет с этим словом предложение (Пестрая курица снесла яйцо. У моей мамы золотое кольцо). После того, как ребенок скажет свое предложение, дети все вместе считают, загибая пальцы, сколько слов в этом предложении

6. Я буду произносить слова. Если в слове слышится звук Ц – подпрыгните и хлопните в ладоши над головой. Если звука Ц нет - сделайте приседание.

7. Закончить слова слогом ЦА.

А теперь я буду говорить слова, а вы заканчивайте это слово слогом ЦА: мельни (ЦА), води(ЦА), певи(ЦА), кури(ЦА), умни(ЦА), больни(ЦА).

1)Воспитатель: -Первое задание на первой строчке: обозначьте место звука Ц кружочком (в начале, середине, конце слова)к каждому рисунку, простым карандашом.

Дети:(выполняют задание)

Второе задание: на второй строчке поделите слова на слоги, которые я произнесу (борец. певица, продавец

8. Воспитатель: -Сейчас вы будете не ребятами, а превратитесь в цаплю, которая поджидает на болоте лягушку. (выполнение движения в соответствии с текстом)

Физкультминутка"Цапля".

Цапля серая носатая (руки к носу)
Целый день стоит, как статуя (руки на пояс, лопатки свести)
На одной ноге постой-ка, (руки на поясе поднимаем левую ножку)
Если ты солдатик стойкий.
А теперь постой на правой, (руки на поясе, поднимаем правую ножку)
Если ты солдатик бравый.
Цапля серая носатая, (на двух ножках, руки к нос
Целый день стоит, как статуя. (руки на пояс)

9. Перед вами схема слова. Сколько звуков должно быть в слове? (Четыре). Предлагаю вам вспомнить как можно больше слов, которые состоят из четырех звуков. За каждое слово вы будете получать фишку. Кто наберет больше всех фишек – получит звездочку.

Ребус «Отгадай слово по первым буквам картинок»

Составление схемы слова ЦЫП.

Давайте составим схему слова ЦЫП.

10.Знакомство с буквой Ц.

«Что за хвостик на конце,

На конце у буквы Ц?

Этот хвостик не виляет,

Комаров не отгоняет».

Вот какая буква Ц

С коготочком на конце.

Коготок-царапка,

Как кошачья лапка.

Ц- цепочка, украшение

Людям всем на загляденье.

Давайте повторим вместе (повторяют 2 раза).

Пальчиковая гимнастика

Пальчики перебираем

И цепочку получаем.

Анализ и чтение слогов и слов: ац, оц, уц, иц, ца, цо, цу, цап, цок.

Пишем букву Ц и слоги.

Давайте ещё раз, вспомним, какой звук «Ц»

(согласный, твёрдый и глухой). И назовите мне слова, в которых есть звук «Ц»

Цели:

- познакомить с буквой «Ц»;

- продолжать работать над предложением;.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по грамоте

(в подготовительной группе)

Тема: «Звук (Ц). Буква (Ц).

Подготовила воспитатель:

Фаткулбаянова А.В

Тема: Звук (ц). Буква (ц).

Цели:

Закрепить навык произношения звука (ц);

Умение слышать в слове, выделять и называть звук;

Упражнять в определении места звука в слове, в звуковом анализ слов, в выделении ударного гласного;

Познакомить с буквой «Ц»;

Продолжать работать над предложением; .

Закреплять у детей навык образования существительных с уменьшительно –ласкательным значением при помощи суффиксов –ец-, иц-, -ц-.

Воспитывать положительные мотивации к занятию.


Оборудование: буква Ц большого формата, карточки со слогами (у, ли, ца, ли,цо, ку, ри, ца,си, ни, ца, па, лец), карточки на каждого ребёнка со словами, в которых пропущена буква Ц (зай_ы, ов_а, гусени_а, _ирк, птене_), предметные картинки на каждого ребёнка со звуком Ц, разрезные азбуки, ручки.


Ход занятия.

Организационный момент
Сядет тот, кто ласково назовёт предмет так, чтобы в слове появился звук Ц.
Мыло-мыльце, масло-маслице, окно-оконце, платье-платьице, дерево-деревце, болото-болотце, зеркало-зеркальце, дело-дельце, тело-тельце, блюдо-блюдце.


Знакомство с темой.

Сегодня мы вспомним звук Ц и поработаем с буквой Ц.
Вспомните, как называется звук Ц.
Посмотрите на букву Ц.

Составление слов из слогов.
-Когда я сегодня шла в д/с, мне навстречу шёл Незнайка. Он был очень расстроенный. Ему в школе задали написать слово, но он забыл какое, помнит только, что в этом слове есть слог ЦА. Давайте подумаем, какое слово могли задать Незнайке. (Дети придумывают слова).


Поиграем в игру: «Слова рассыпались».
-Слова рассыпались на слоги и все перепутались. Соберите слово и прочитайте его.(учитель дефектолог пишет на доске слоги одного слова, ребёнок выходит и собирает слово, дети читают.)

У вас на столах есть карточки со словами, но в них не хватает буквы Ц. Впишите буквы и прочитайте получившееся слово.


Пальчиковая игра «Цыплята».


Пять цыпляток, (Большой и указательный пальцы- клювик, остальные
прижаты к ладони)
Пять комочков (Все пальцы сжать в кулак)
Во дворе стоят у бочки (Пальцами изобразить бочку)
Захотелось им напиться (Приоткрыть пальцы-клювики)
Из щелей течёт водица. (Перебирать пальцами, опуская руки сверху вниз)
Вот из лужи пьют цыплятки (Показать, как пьют цыплятки)
И у всех озябли лапки (Пальцы дрожат)
Вот поджали коготочки, (Прижать скрюченные пальцы к ладони)
Побежали греться к квочке. («Пробежаться» пальцами по столу)


Составление предложений по индивидуальным картинкам .


-Ребята, посмотрите на свою картинку, придумайте предложение по этой картинке и посчитайте, сколько слов в вашем предложении.(Дети проговаривают своё предложение и называют количество слов в нём).


-Ребята, какое сейчас время года? Что появляется весной? (Цветы)

- Послушайте предложение: « Цветы цветут». Сколько слов в этом предложении? Сейчас это предложение мы выложим из букв разрезной азбуки. Но сначала повторим правила предложения. (Вместе с учителем дефектологом повторяют правила написания предложений и выкладывают его из букв).
Итог: Молодцы, сегодня все хорошо работали


Фунтикова Наталья Викторовна

учитель-логопедМБДОУ № 421

г.Челябинск

  1. Продолжать развивать у ребёнка языковое чутьё и чувство рифмы.
  2. Научить правильно произносить звук «Ц».
  3. Совершенствовать навыки звуко- слогового анализа.
  4. Продолжать учить ребёнка составлять предложения с заданным словом.
  5. Учить выделять из текста слова с заданным звуком.
  6. Упражнять в словобразовании и словоизменении.

Оборудование:

  1. Зеркала на каждого ребёнка.
  2. Картинки на звук «Ц».
  3. Раздаточный материал для выполнения звуко-слогового анализа слов, разрезная азбука.

План занятия:

В группе на ковре разложены цветы. Дети заходят в группу и логопед предлагает взять по одному цветку.

Ребята мы сегодня с вами познакомимся с новым звуком и с новой буквой. А с какой? Я вам сейчас подскажу. Подсказку вы держите в руках. (Цветы) На какой звук начинается слово цветок? (на звук Ц). Цветы поставьте в вазу и сядьте на свои места.

А теперь посмотрите в зеркала, и скажите, что происходит с вашими губами, зубами, и что делает горлышко, когда мы произносим звук «Ц»

(Губки в улыбке зуки сближены, но не сомкнуты, горлышко молчит).

Повторяйте за мной, и не забывайте смотреть в зеркала. ЦА-ЦА-ЦА, ЦО-ЦО-ЦО, ЦУ-ЦУ-ЦУ, ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ. И наоборот АЦ-АЦ-АЦ, ОЦ-ОЦ-ОЦ, УЦ-УЦ-УЦ, ЫЦ-ЫЦ-ЫЦ. Молодцы!

А теперь посмотрите на картинку. Как стрекочет кузнечик «Ц-Ц-Ц-Ц-Ц». Дайте мне характеристику этому звуку. (Звук согласный, всегда твёрдый, глухой)

А сейчас посмотрите на доску, и назовите картинки на звук Ц.

(Ответы детей)

Пришло время немного поиграть «Один и много». Я буду называть один, а вы должны назвать много.

(Курица – курицы, мельница- мельницы, рукавица, пуговица, луковица, лисица.)

А загадки любите отгадывать, тогда слушайте. Вы должны не только отгадать, но ещё определить первый звук в отгадке, разделить слова-отгадки на слоги.

«Нарядные сестрёнки

Весь день гостей встречают,

Мёдом угощают.»(Цветы)

(Цве-ты, два слога)

«Явился в жёлтой шубке,

Прощайте две скорлупки.» (Цыплёнок)

(Цы-плё-нок, три слога)

Теперь возьмите звуковые схемы слов и звуки. Мы сейчас будем определять где стоит звук «Ц». В начале, середине, или в конце слова. Посмотрите, у меня для вас маленькая подсказка. Кто это? Правильно, это добрый дельфинчик, он будет помогать вам.

Скажите, что обозначает голова у дельфина?

Правильно, звук в начале слова.

А тело у дельфина?

Звук в середине слова.

Звук в конце слова.

Слова (цапля, водица, певец,цыган, огурец.)

Мне кажется, что надо немного отдохнуть.

Физкультминутка.

«Забежали как-то в сад. Бег на месте

Десять маленьких цыплят.

Завела их с улицы. Руки в стороны, вверх,вниз

Мать наседка-курица.

Ты ошиблась улицей, Наклоны туловища

Хоть наседка умница влево, вправо.

Этот славный детский сад. Хотьба на месте

Для детей, не для цыплят. Руки в стороны, развести в поклоне

и на пояс.

А теперь мы будем работать с азбукой.Но сначала я хочу познакомить вас с буквой «Ц». Посмотрите на картинку.

«Что за хвостик на конце,

На конце у буквы Ц?

Этот хвостик не виляет,

Комаров не отгоняет».

На что похожа буква Ц?

(Ответы детей)

Звуко-слоговой анализ слов ЦЫПА, ЦИРК, выкладывание схемы слов, составление из букв разрезной азбуки.

Работа с фасолью. Выкладываем букву Ц.

Давайте ещё раз, вспомним, какой звук «Ц»

(согласный,твёрдый и глухой). И назовите мне слова, в которых есть звук «Ц»

Ответы детей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: