Земельный налог для физических лиц: рассчитываем самостоятельно. Перерасчет налога за прошлые годы Налоговая доначислила земельный налог за прошлые периоды

Е.А. Шаронова, экономист

Кадастровая стоимость уменьшена задним числом? Земельный налог пересчитать нельзя!

Бывает, что орган региональной власти принимает нормативный акт о новой оценке земли по состоянию на несколько лет назад (то есть обновляет стоимость задним числом). И по этому акту кадастровая стоимость земли уменьшается. Как говорится в известной игре, внимание, вопрос: можно ли в этом случае подать уточненки с уменьшенной суммой земельного налога и потребовать возврат переплаты из бюджета? Отвечать на него пришлось ВАС.

А дело было так. Изначально по земельному участку, находящемуся в собственности организации, была установлена одна кадастровая стоимость. Исходя из нее, организация исчислила земельный налог и уплатила его в бюджет за 2010 и 2011 гг.

Однако в ноябре 2011 г. нормативным актом региона кадастровая стоимость этого земельного участка была уменьшена. Причем, как указано в самом акте, результаты государственной кадастровой оценки земельных участков установлены по состоянию на 01.01.2010. В связи с этим организация представила в ИФНС уточненные расчеты по авансовым платежам и уточненные декларации по земельному налогу за 2010 и 2011 гг. с уменьшенной суммой налога. И одновременно представила заявление о возврате переплаты налога. Но инспекция в возврате отказала.

Тогда организация пошла в суд, и все три инстанции ее поддержали. Они решили, что указание в нормативном акте на дату 01.01.2010 означает, что именно с этой даты применяется новая стоимость земельных участков. Поскольку кадастровая стоимость участка организации снизилась, то это улучшает ее положение. А значит, нормы этого нормативного акта распространяются на прошлые налоговые период ыпп. 4, 5 ст. 5 НК РФ . И организация правильно подала уточненки и уменьшила земельный нало гРешение Арбитражного суда Московской области от 21.05.2013 № А41-14050/13 ; Постановления 9 ААС от 13.08.2013 № А41-14050/13 ; ФАС МО от 18.11.2013 № А41-14050/13 .

Однако ВАС с таким подходом судов не согласилс яПостановление Президиума ВАС от 20.05.2014 № 2868/14 . Он указал, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении кадастровой стоимости земельных участков действуют во времени в том порядке, какой определен для вступления в силу актов законодательства о налогах в НК. А по НК акты законодательства о налогах и сборах, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, только если прямо предусматривают этопп. 4, 5 ст. 5 НК РФ . Из содержания же рассматриваемого нормативного акта региона не усматривается распространение его действия на предшествующие налоговые периоды. Поэтому в такой ситуации нет оснований подавать уточненки с уменьшенной суммой земельного налога и требовать возврата переплаты из бюджета.

Финансовое ведомство по рассматриваемому вопросу говорило буквально следующее: «При утверждении новых результатов государственной оценки земель нормативным актом, положения которого распространяются на прошлые налоговые периоды, вновь утвержденные результаты государственной кадастровой оценки земель применяются для перерасчета земельного налога, уплаченного за предыдущие налоговые периоды, в том случае, если улучшается положение налогоплательщика». Но при этом, неоднократно давая такие разъяснения, Минфин ни разу четко так и не ответил, распространяется ли на прошлые налоговые периоды тот нормативный акт об измененной оценке, о котором спрашивал налогоплательщи к

В настоящее время налогоплательщики получают налоговые уведомления на уплату имущественных налогов (транспортного и земельного налогов, налога на имущество физических лиц) за 2016 год. В налоговых уведомлениях одновременно с начислениями налогов за 2016 год может содержаться информация о перерасчетах за 2014-2015 годы, пояснили в УФНС по Ульяновской области.

Право налоговых органов на перерасчет налогов предусмотрено пунктом 2 статьи 52 НК: налог, подлежащий уплате физлицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Расчет либо перерасчет налогов за предыдущие налоговые периоды может быть произведен налоговым органом по разным причинам, например, предоставление регистрирующим органом уточненных сведений о характеристиках объекта и (или) зарегистрированных правах, заявление налогоплательщиком права на налоговую льготу, изменением законодательства, выявлением ошибки в ранее произведенном расчете.

По результатам проведенных в этом году перерасчетов ранее начисленные суммы налога (за 2014, 2015 годы) и пеней обнулились и сформировались новые налоговые уведомления с указанием нового срока уплаты 01.12.2017 без указания сумм, уже уплаченных в 2014, 2015 годах. То есть, некоторые налогоплательщики получили уведомления с новыми расчетами налогов за 2014 и 2015 годы и без учета тех сумм, которые уже были уплачены налогоплательщиками за эти годы. Ранее уплаченные суммы за прошлые годы отразились как переплата. Беспокоиться не следует, так как эти суммы будут автоматически зачтены после наступления срока уплаты налога, то есть после 01.12.2017, и переплата обнулится.

Если ранее налог за 2014-2015 годы уплачивался, а в полученном налоговом уведомлении содержится перерасчет налога без учета уплаченных сумм, то уплату необходимо производить за минусом ранее уплаченных сумм.

Например:

1. Владелец транспортного средства уплатил транспортный налог за 2015 год в сумме 852 руб. (налог исчислялся исходя из мощности двигателя легкового транспортного средства 71 л.с.).
Из регистрирующего органа поступили уточненные сведения о мощности двигателя транспортного средства - 71,3 л.с.
В 2017 году налогоплательщику одновременно с исчислением транспортного налога за 2016 год произведен перерасчет налога за 2015 год. После перерасчета сумма налога за 2015 год составила 856 руб. (увеличилась на 4 руб.).
За 2016 год налог исчислен в сумме 856 руб. (71,3 л.с. х 12 руб.).
В данном случае налогоплательщику не позднее 01.12.2017 необходимо уплатить транспортный налог в сумме 860 руб. (транспортный налог за 2016 год с учетом дополнительного начисления налога за 2015 год в сумме 4 руб.).

2. Владелец транспортного средства уплатил транспортный налог за 2015 год в сумме 1 176 руб. (налог исчислялся исходя из мощности двигателя легкового транспортного средства 98 л.с.).
Из регистрирующего органа поступили уточненные сведения о мощности двигателя транспортного средства - 97,8 л.с.
В 2017 году налогоплательщику одновременно с исчислением транспортного налога за 2016 год произведен перерасчет налога за 2015 год. После перерасчета сумма налога за 2015 год составила 1 174 руб. (уменьшилась на 2 руб.).
За 2016 год налог исчислен в сумме 1 174 руб. (97,8 л.с. х 12 руб.).
В данном случае налогоплательщику не позднее 01.12.2017 необходимо уплатить транспортный налог в сумме 1 172 руб. (транспортный налог за 2016 год с учетом уменьшения налога за 2015 год на 2 руб.).

Санаторий платит земельный налог в бюджет поселения. Стоимость 1кв. м для расчета кадастровой стоимости земельных участков установлена постановлением Правительства Самарской области (апрель 2013 года). В феврале 2016 года санаторий обратился в суд с отчетом об оценке о признании кадастровой стоимости на уровне её рыночной стоимости (кадастровая стоимость по Постановлению Самарской обл. за 1кв.м - 377 руб., по отчету об оценке за 1 кв.м. - 77 руб.). Суд в августе 2016 года назначил судебную экспертизу. Результат судебной экспертизы: рыночная стоимость кв.м -276 руб. В решении суда написано, что "кадастровая стоимость земельный участков признаются равной его рыночной стоимости по состоянию на 15.04.2013г." То есть, с момента действия Правительства Самарской области по утверждению кадастровой стоимости кв.м земли. Далее в решении суда:" Дата подачи заявления санаторием в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости - 25.02.2016г." Санаторий за прошлые года (2013,2014,2015) земельный налог погасил полностью. Будет ли производиться пересчет налога за прошлые года? Или же измененная кадастровая стоимость действует с февраля 2016 года?

Ответ

Нет, произвести перерасчет налога за прошлые годы не получится. Пересчитать налог можно будет только с 01.01.2016 г.

Дело в том, в соответствии с положением ФЗ от 29.07.1998 № 135-ФЗ, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ФЗ от 29.07.1998 № 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

«Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в дополнение к письму от 15.06.2015 № 03-05-04-02/34427 о порядке применения в целях исчисления земельного налога кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, установленной в течение налогового периода решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) или суда, сообщает следующее.

В соответствии с положением (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ), вступившим в силу с 22 июля 2014 года, устанавливающим, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном , сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.*

Кадастровая стоимость земельного участка может измениться:

  • из-за смены категории (вида разрешенного использования) земельного участка или установления кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости;
  • по решению суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости;
  • в результате исправления ошибки, допущенной органами кадастрового учета при оценке земли или при ведении Государственного кадастра недвижимости.

В первом случае изменение нужно учитывать только со следующего года . В текущем году налоговую базу определяйте исходя из кадастровой стоимости, установленной на начало года. Корректировать налоговую базу за предыдущие периоды не требуется. Такой порядок применяется независимо от того, увеличилась ли кадастровая стоимость земли или уменьшилась. Это следует из положений пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ.

Во втором случае изменение нужно учитывать начиная с того периода, в котором в суд или комиссию было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости . При этом действует еще одно ограничение: для расчета налога измененная (подтвержденная судом или комиссией) кадастровая стоимость может применяться не раньше той даты, когда в государственный кадастр была внесена первоначальная (оспариваемая) кадастровая стоимость земельного участка.

Например, в мае 2015 года организация обратилась в суд с заявлением уменьшить кадастровую стоимость принадлежащего ей участка. Первоначальная (оспариваемая) кадастровая стоимость была утверждена и введена в действие с 1 января 2014 года. Решение, которым суд удовлетворил заявление организации, вступило в силу в ноябре 2015 года. По решению суда изменения в кадастр были внесены с 1 января 2014 года. Несмотря на это, для расчета земельного налога измененная кадастровая стоимость применяется с 1 января 2015 года: именно в этом периоде организация обратилась в суд. Пересчитывать земельный налог за 2014 год организация не вправе.

Кадастровую стоимость, определенную судом и внесенную в кадастр, применяйте до вступления в силу нормативного акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки (новую кадастровую стоимость участка). Такие нормативные акты для целей расчета земельного налога вступают в силу не раньше чем через месяц со дня их официального опубликования и не раньше 1-го числа очередного налогового периода (). Например, если нормативный акт был опубликован 15 декабря 2014 года, кадастровую стоимость, утвержденную этим актом, нужно применять с 1 января 2016 года. С начала года, в котором было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и до вступления в силу нормативного акта для расчета земельного налога применяйте кадастровую стоимость, определенную судом.

Такой порядок следует из положений пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ и Закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ, пунктов и постановления Пленума Верховного суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28. Аналогичные разъяснения к этим нормам даны в .*

В третьем случае изменение нужно учитывать начиная с того периода, в котором была допущена исправленная ошибка . Об этом сказано в пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ.

Рассмотренный порядок расчета земельного налога не применяется в тех случаях, когда в течение года происходит смена правообладателя земельного участка. Если правообладатель меняется, новый владелец должен рассчитывать земельный налог (авансовые платежи по налогу) в соответствии со сведениями о земельном участке, указанными в государственном кадастре недвижимости на дату госрегистрации прав. То есть с учетом новой кадастровой стоимости или другой налоговой ставки. Новый порядок расчета налога применяется начиная с даты регистрации прав нового владельца на земельный участок. Об этом сказано в .

Ситуация: с какой даты рассчитывать земельный налог с учетом измененной кадастровой стоимости, первоначально установленной в 2010 году. Заявление о пересмотре подано до 22 июля 2014 года, решение суда вступило в силу после. Новая стоимость внесена в кадастр в декабре 2014 года

При расчете земельного налога измененную кадастровую стоимость применяйте с 1 января 2014 года.*

В данном случае нужно следовать правилу. Новую кадастровую стоимость, установленную по решению суда, можно учитывать с начала того налогового периода, в котором организация обратилась в суд. И не раньше той даты, когда в кадастр была внесена первоначальная (оспариваемая) кадастровая стоимость земельного участка.

Это правило начало действовать с 22 июля 2014 года. С этой даты вступили в силу изменения в Закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ, которые внес .

В рассматриваемом случае организация может применять эти изменения, поскольку по состоянию на 22 июля 2014 года ее заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассмотрено не было. Это следует из положений статьи 3 Закона от 21 июля 2014 г. № 225-ФЗ и подтверждается .

Дата определения первоначальной кадастровой стоимости (2010 год) предшествует дате начала налогового периода, в котором организация обратилась в суд (2014 год). Решение суда об изменении кадастровой стоимости вступило в силу в 2014 году. В этом же году измененная кадастровая стоимость была зарегистрирована в кадастре. При таких условиях применять измененную кадастровую стоимость для расчета земельного налога организация вправе с 2014 года. Оснований для пересчета земельного налога за 2013 год и более ранние периоды нет.

Внимание: представители ФНС России придерживаются другой позиции. Они считают, что в налоговых отношениях изменения, внесенные в Закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ, можно применять только с 2015 года

В ФНС России рассуждают следующим образом. Новый порядок пересмотра кадастровой стоимости, установленный Закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ, нашел свое отражение в налоговом законодательстве только в 2015 году. Аналогичные поправки были внесены в Налогового кодекса РФ и вступили в силу лишь с 1 января 2015 года. А значит, и показатели кадастровой стоимости, измененные в 2014 году по решению судов, при расчете земельного налога можно применять только с 1 января 2015 года.

Причем в своих письмах специалисты налоговой службы никак не разграничивают решения судов, принятые до 22 июля 2014 года и после этой даты (письма ФНС России , ).

Учитывая позицию ФНС России, у организаций, которые воспользовались новыми правилами пересмотра кадастровой стоимости в 2014 году, могут возникнуть разногласия с проверяющими. Инспекторы, руководствуясь письмами ФНС России, не примут пересчет земельного налога, насчитают пени и штрафы.

Оспорить решение инспекции можно в арбитраже. Некоторые суды уже высказали свою позицию относительно применения Закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ при перерасчете земельного налога в 2014 году. Вот примеры решений, когда судьи вставали на сторону налогоплательщиков: постановления Арбитражного суда Московского округа и . Аргументы из данных решений можно использовать в споре с налоговыми инспекторами».

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

Материалы по теме

По новому закону можно заново пересчитывать налоги на землю и имущество за последние три года.

Извещения о налогах за прошлый год «приятно» удивляют россиян - кто-то прежде платил за свои сотки по 200 рублей в год, а теперь должен платить по 10 тыс. Значит, рост налогов вместо обещанных правительством 20% составил до 5000%?

Суммы у всех разные. Многим сельчанам приходят квитки на 20 тыс. и даже больше.

Но, что называется, нет предела совершенству - согласно новым поправкам от 04.10.2014 в Федеральный закон №284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации...», вам могут не просто в 50 раз повысить налоги, но еще и повысить их задним числом.

«К нам обращаются дачники и сельчане, которым уже приходят «письма счастья» из налоговой с требованием «доплатить» налоги за последние три года - 2011-й, 2012-й и 2013-й. Им «доначислена» сумма, которая в среднем в 17 раз выше, чем в 2010 году. Оказывается, их участки раньше неправильно оценивали по кадастровой стоимости. Зато теперь новый закон позволяет налоговым органам начислять кратно увеличенный налог за предыдущие три года в случае обнаружения технической ошибки по кадастровой оценке недвижимости», - рассказывает глава профсоюза садоводов России Людмила Голосова .

Почему именно за три года? Потому что по закону тремя годами ограничивается срок исковой давности по долгам за коммунальные платежи и налоги.

Понятно, что не все смогут заплатить многократно увеличенные налоги, да еще и сразу за несколько лет. На этот счет законодатели не придумали ничего лучше законопроекта об упрощении порядка изъятия у граждан земельного участка, а также сноса строений, расположенных на нем.

К тому же в российском законе отсутствуют смягчающие обстоятельства, которые имеются в европейских странах. Так, например, в большинстве стран ЕС действуют нормы о замораживании судебных действий против должников, которые не в состоянии исполнить свои обязательства в связи с потерей работы, снижением доходов из-за кризиса и так далее.

У нас, в России, несмотря на сложную экономическую ситуацию, законы о замораживании почему-то не принимаются. Зато принимаются законы прямо противоположные.

Но и это еще не все. В конце декабря правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, предусматривающий шестикратное увеличение земельного налога на участки для индивидуального жилищного строительства (ИЖС). Его заплатят те, кто либо не хочет, либо не может строиться.

Всего один год новому покупателю участка под ИЖС дадут возможность платить налоги без повышающего коэффициента. Если в течение первого года дом не будет построен (!), то налог увеличат вдвое.

В правительстве объясняют свое ноу-хау тем, что в России сейчас слишком много пустующих участков под ИЖС. Вот и решили высокие чиновники подстегнуть народ - пускай, мол, дорогие россияне без дела не сидят. Лопату в руки, кирпичи на тачку. Что нам стоит дом построить! Тем более за такой длинный срок - за 12 месяцев!

Как объясняется в пояснительной записке к законопроекту, земли в России используются неэффективно и из-за этого бюджет недополучает налоги. А еще есть среди граждан такие, которые дома строят, но не регистрируют, чтобы налоги за них не платить. Теперь скрывать свой дом от налоговой будет себе дороже.

«Законопроект, предусматривающий пятикратное увеличение налогов, а учитывая, что их уже увеличили в 15-20 раз, это действительное увеличение налогов в 100 раз! Обнищавшего гражданина - владельца земельного участка, у которого нет денег строить дом, еще и обложат 100-кратным налогом, который он не в состоянии будет оплатить. Это явится основанием изгнать его с земли за долги и отнять участок», - констатирует Голосова.

Аделаида Сигида

За 2011 и 2012гг. мною своевременно были оплачены налоги на землю на основании полученных налоговых уведомлений. В этом году я получила из налоговой уведомление, в котором содержится перерасчет налогов на землю за указанные два года (как я выяснила, в связи с изменением кадастровой стоимости земли). 1. Правильно ли я понимаю, что это требование незаконно, т.к. на основании п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах могут иметь обратную силу только если они улучшают положение налогоплательщиков?

Напомним, гл. 31 НК РФ (в частности, п. 1 ст. 391, п. 12 ст. 396) определяет, что кадастровая стоимость земельного участка устанавливается по состоянию на 1 января налогового периода. То есть данный налог начисляется на участки, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимость (далее - ЕГРП) и которым присвоен соответствующий кадастровый номер (ст. ст. 1, 5 Закона о кадастре <1>). Как разъяснено в п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога», объект обложения возникает только тогда, когда конкретный земельный участок будет сформирован. При этом сама сумма земельного налога, соответственно, зависит от ставки налога и налоговой базы, исчисленной исходя из кадастровой стоимости участка (ст. ст. 391, 394, п. 1 ст. 396 НК РФ).
измененная кадастровая стоимость (изменилась вследствие вступившего в силу решения суда) применяется в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором были внесены эти изменения в кадастр недвижимости.
Кроме того, из буквального прочтения п. 1 ст. 391 НК РФ следует, что налоговая база по земельному налогу, размер которой зависит от кадастровой стоимости, определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода.Исключением является ситуация, когда кадастровая стоимость земельного участка изменяется в течение налогового периода, о чем прямо сказано в решении суда. Иначе говоря, корректировка кадастровой стоимости происходит по состоянию на 1 января года, являющегося текущим или предшествующим налоговым периодом, или другую дату указанных периодов. Можно ли рассчитать земельный налог исходя из новой (уточним, уменьшенной) стоимости, в том числе и за прошлые периоды, установленной судебным решением? В Письме Минфина России от 13.03.2013 N 03-05-04-02/7507 на этот счет приведены следующие разъяснения. Ввиду отсутствия правового механизма, определяющего особый порядок исчисления налоговой базы по земельному налогу при изменении кадастровой стоимости земельных участков, произошедшем в текущем налоговом периоде, при расчете суммы налога целесообразно использовать коэффициент, аналогичный тому, что установлен в п. 7 ст. 396 НК РФ <3>.
это требование Налогового и если они хотят получить деньги пусть обратятся в суд. там же вы предоставить требование и платёжку, и заявите о незаконности нового требования. не вижу основания ранее этого времени тратить свои нервы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: