Второй по счету после кожедуба. Кожедуб Иван Никитович: краткая биография

Иностранные награды
В отставке

Ива́н Ники́тович Кожеду́б (укр. Іван Микитович Кожедуб ; 8 июня , Ображиевка , Глуховский уезд, Черниговская губерния , УССР - 8 августа , Москва , СССР) - советский военный деятель , лётчик-ас времён Великой Отечественной войны , наиболее результативный лётчик-истребитель в авиации союзников (64 победы). Трижды Герой Советского Союза . Маршал авиации (6 мая ).

Биография

Иван Кожедуб родился в селе Ображиевка Глуховского уезда Черниговской губернии (ныне Шосткинского района Сумской области Украины) в семье крестьянина - церковного старосты . Принадлежал ко второму поколению [ ] советских пилотов-истребителей, принявших участие в Великой Отечественной войне.

Первые шаги в авиации сделал, занимаясь в Шосткинском аэроклубе . В начале 1940 года - поступил на службу в ряды Красной Армии и осенью того же года окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков, после чего продолжил в ней службу в должности инструктора.

Первый воздушный бой закончился для Кожедуба неудачей и едва не стал последним - его Ла-5 был повреждён пушечной очередью Мессершмитта-109 , бронеспинка спасла его от зажигательного снаряда, а при возвращении самолёт был обстрелян советскими зенитчиками, в него попало 2 зенитных снаряда. Несмотря на то что Кожедубу удалось посадить самолёт, полному восстановлению он не подлежал, и лётчику пришлось летать на «остатках» - имеющихся в эскадрилье свободных самолётах. Вскоре его хотели забрать на пост оповещения, но командир полка заступился за него. В начале лета 1943 года Кожедубу было присвоено звание младшего лейтенанта, затем он был назначен на должность заместителя командира эскадрильи. Вскоре после этого, 6 июля 1943 года на Курской дуге , во время сорокового боевого вылета, Кожедуб сбил свой первый немецкий самолёт-бомбардировщик Юнкерс Ю-87 . Уже на следующий день сбил второй, а 9 июля сбил сразу 2 истребителя Bf-109 . Первое звание Героя Советского Союза Кожедубу (уже старшему лейтенанту) было присвоено 4 февраля 1944 года за 146 боевых вылетов и 20 сбитых самолётов противника.

Последний бой в Великую Отечественную, в котором он сбил 2 FW-190 , Кожедуб провёл 17 апреля 1945 года в небе над Берлином . Третью медаль «Золотая Звезда» Кожедуб получил 18 августа 1945 года за высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу, проявленную на фронтах войны. Он был отличным стрелком и предпочитал открывать огонь на дистанции 200-300 метров, крайне редко сближаясь на меньшую дистанцию.

И. Н. Кожедуб ни разу не был сбит во время Великой Отечественной войны, и хотя его подбивали, он всегда сажал свой самолёт. На счету Кожедуба также есть и первый в мире реактивный истребитель, немецкий Ме-262, который он сбил 19 февраля 1945 года, однако он не был первым, кому это удалось сделать - ещё 28 августа 1944 года один сбитый Me-262 был записан на счёт американских пилотов М. Кроя и Дж. Майерса, а всего до февраля 1945 года американским лётчикам было официально засчитано около 20 сбитых самолётов этого типа .

По окончании войны Кожедуб продолжил службу в ВВС. В 1949 году окончил Краснознамённую Военно-воздушную академию . В это же время он оставался действующим пилотом-истребителем, освоив в 1948 году реактивный МиГ-15 . В 1956 году окончил Военную академию Генерального штаба . Во время войны в Корее командовал 324-й истребительной авиационной дивизией (324-й иад) в составе 64-го истребительного авиационного корпуса . С апреля по январь 1952 года лётчики дивизии одержали 216 воздушных побед, потеряв всего 27 машин (9 пилотов погибло).

Внешние изображения
.

Список воздушных побед

В официальной советской историографии итог боевой деятельности Кожедуба выглядит как 62 самолёта противника, сбитые лично. Однако недавние архивные исследования показали, что эта цифра немного занижена - в наградных документах (откуда она, собственно, и была взята) по неизвестным причинам отсутствуют две воздушные победы (8 июня 1944 - Ме-109 и 11 апреля 1944 - ПЗЛ-24 ), между тем как они были подтверждены и официально занесены на личный счёт лётчика .

Всего воздушных побед: 64+0
боевых вылетов - 330
воздушных боёв - 120

1 Ныне живущий. 2 Впоследствии получил звание Главного маршала артиллерии. 3 Лишён звания в 1952 году, восстановлен в 1953. 4 Разжалован до звания генерал-майор артиллерии в 1963 году. 5 Главный маршал артиллерии, ранее имел звание генерала армии.

Отрывок, характеризующий Кожедуб, Иван Никитович

Х
Письмо это еще не было подано государю, когда Барклай за обедом передал Болконскому, что государю лично угодно видеть князя Андрея, для того чтобы расспросить его о Турции, и что князь Андрей имеет явиться в квартиру Бенигсена в шесть часов вечера.
В этот же день в квартире государя было получено известие о новом движении Наполеона, могущем быть опасным для армии, – известие, впоследствии оказавшееся несправедливым. И в это же утро полковник Мишо, объезжая с государем дрисские укрепления, доказывал государю, что укрепленный лагерь этот, устроенный Пфулем и считавшийся до сих пор chef d"?uvr"ом тактики, долженствующим погубить Наполеона, – что лагерь этот есть бессмыслица и погибель русской армии.
Князь Андрей приехал в квартиру генерала Бенигсена, занимавшего небольшой помещичий дом на самом берегу реки. Ни Бенигсена, ни государя не было там, но Чернышев, флигель адъютант государя, принял Болконского и объявил ему, что государь поехал с генералом Бенигсеном и с маркизом Паулучи другой раз в нынешний день для объезда укреплений Дрисского лагеря, в удобности которого начинали сильно сомневаться.
Чернышев сидел с книгой французского романа у окна первой комнаты. Комната эта, вероятно, была прежде залой; в ней еще стоял орган, на который навалены были какие то ковры, и в одном углу стояла складная кровать адъютанта Бенигсена. Этот адъютант был тут. Он, видно, замученный пирушкой или делом, сидел на свернутой постеле и дремал. Из залы вели две двери: одна прямо в бывшую гостиную, другая направо в кабинет. Из первой двери слышались голоса разговаривающих по немецки и изредка по французски. Там, в бывшей гостиной, были собраны, по желанию государя, не военный совет (государь любил неопределенность), но некоторые лица, которых мнение о предстоящих затруднениях он желал знать. Это не был военный совет, но как бы совет избранных для уяснения некоторых вопросов лично для государя. На этот полусовет были приглашены: шведский генерал Армфельд, генерал адъютант Вольцоген, Винцингероде, которого Наполеон называл беглым французским подданным, Мишо, Толь, вовсе не военный человек – граф Штейн и, наконец, сам Пфуль, который, как слышал князь Андрей, был la cheville ouvriere [основою] всего дела. Князь Андрей имел случай хорошо рассмотреть его, так как Пфуль вскоре после него приехал и прошел в гостиную, остановившись на минуту поговорить с Чернышевым.
Пфуль с первого взгляда, в своем русском генеральском дурно сшитом мундире, который нескладно, как на наряженном, сидел на нем, показался князю Андрею как будто знакомым, хотя он никогда не видал его. В нем был и Вейротер, и Мак, и Шмидт, и много других немецких теоретиков генералов, которых князю Андрею удалось видеть в 1805 м году; но он был типичнее всех их. Такого немца теоретика, соединявшего в себе все, что было в тех немцах, еще никогда не видал князь Андрей.
Пфуль был невысок ростом, очень худ, но ширококост, грубого, здорового сложения, с широким тазом и костлявыми лопатками. Лицо у него было очень морщинисто, с глубоко вставленными глазами. Волоса его спереди у висков, очевидно, торопливо были приглажены щеткой, сзади наивно торчали кисточками. Он, беспокойно и сердито оглядываясь, вошел в комнату, как будто он всего боялся в большой комнате, куда он вошел. Он, неловким движением придерживая шпагу, обратился к Чернышеву, спрашивая по немецки, где государь. Ему, видно, как можно скорее хотелось пройти комнаты, окончить поклоны и приветствия и сесть за дело перед картой, где он чувствовал себя на месте. Он поспешно кивал головой на слова Чернышева и иронически улыбался, слушая его слова о том, что государь осматривает укрепления, которые он, сам Пфуль, заложил по своей теории. Он что то басисто и круто, как говорят самоуверенные немцы, проворчал про себя: Dummkopf… или: zu Grunde die ganze Geschichte… или: s"wird was gescheites d"raus werden… [глупости… к черту все дело… (нем.) ] Князь Андрей не расслышал и хотел пройти, но Чернышев познакомил князя Андрея с Пфулем, заметив, что князь Андрей приехал из Турции, где так счастливо кончена война. Пфуль чуть взглянул не столько на князя Андрея, сколько через него, и проговорил смеясь: «Da muss ein schoner taktischcr Krieg gewesen sein». [«То то, должно быть, правильно тактическая была война.» (нем.) ] – И, засмеявшись презрительно, прошел в комнату, из которой слышались голоса.
Видно, Пфуль, уже всегда готовый на ироническое раздражение, нынче был особенно возбужден тем, что осмелились без него осматривать его лагерь и судить о нем. Князь Андрей по одному короткому этому свиданию с Пфулем благодаря своим аустерлицким воспоминаниям составил себе ясную характеристику этого человека. Пфуль был один из тех безнадежно, неизменно, до мученичества самоуверенных людей, которыми только бывают немцы, и именно потому, что только немцы бывают самоуверенными на основании отвлеченной идеи – науки, то есть мнимого знания совершенной истины. Француз бывает самоуверен потому, что он почитает себя лично, как умом, так и телом, непреодолимо обворожительным как для мужчин, так и для женщин. Англичанин самоуверен на том основании, что он есть гражданин благоустроеннейшего в мире государства, и потому, как англичанин, знает всегда, что ему делать нужно, и знает, что все, что он делает как англичанин, несомненно хорошо. Итальянец самоуверен потому, что он взволнован и забывает легко и себя и других. Русский самоуверен именно потому, что он ничего не знает и знать не хочет, потому что не верит, чтобы можно было вполне знать что нибудь. Немец самоуверен хуже всех, и тверже всех, и противнее всех, потому что он воображает, что знает истину, науку, которую он сам выдумал, но которая для него есть абсолютная истина. Таков, очевидно, был Пфуль. У него была наука – теория облического движения, выведенная им из истории войн Фридриха Великого, и все, что встречалось ему в новейшей истории войн Фридриха Великого, и все, что встречалось ему в новейшей военной истории, казалось ему бессмыслицей, варварством, безобразным столкновением, в котором с обеих сторон было сделано столько ошибок, что войны эти не могли быть названы войнами: они не подходили под теорию и не могли служить предметом науки.
В 1806 м году Пфуль был одним из составителей плана войны, кончившейся Иеной и Ауерштетом; но в исходе этой войны он не видел ни малейшего доказательства неправильности своей теории. Напротив, сделанные отступления от его теории, по его понятиям, были единственной причиной всей неудачи, и он с свойственной ему радостной иронией говорил: «Ich sagte ja, daji die ganze Geschichte zum Teufel gehen wird». [Ведь я же говорил, что все дело пойдет к черту (нем.) ] Пфуль был один из тех теоретиков, которые так любят свою теорию, что забывают цель теории – приложение ее к практике; он в любви к теории ненавидел всякую практику и знать ее не хотел. Он даже радовался неуспеху, потому что неуспех, происходивший от отступления в практике от теории, доказывал ему только справедливость его теории.
Он сказал несколько слов с князем Андреем и Чернышевым о настоящей войне с выражением человека, который знает вперед, что все будет скверно и что даже не недоволен этим. Торчавшие на затылке непричесанные кисточки волос и торопливо прилизанные височки особенно красноречиво подтверждали это.
Он прошел в другую комнату, и оттуда тотчас же послышались басистые и ворчливые звуки его голоса.

Не успел князь Андрей проводить глазами Пфуля, как в комнату поспешно вошел граф Бенигсен и, кивнув головой Болконскому, не останавливаясь, прошел в кабинет, отдавая какие то приказания своему адъютанту. Государь ехал за ним, и Бенигсен поспешил вперед, чтобы приготовить кое что и успеть встретить государя. Чернышев и князь Андрей вышли на крыльцо. Государь с усталым видом слезал с лошади. Маркиз Паулучи что то говорил государю. Государь, склонив голову налево, с недовольным видом слушал Паулучи, говорившего с особенным жаром. Государь тронулся вперед, видимо, желая окончить разговор, но раскрасневшийся, взволнованный итальянец, забывая приличия, шел за ним, продолжая говорить:
– Quant a celui qui a conseille ce camp, le camp de Drissa, [Что же касается того, кто присоветовал Дрисский лагерь,] – говорил Паулучи, в то время как государь, входя на ступеньки и заметив князя Андрея, вглядывался в незнакомое ему лицо.
– Quant a celui. Sire, – продолжал Паулучи с отчаянностью, как будто не в силах удержаться, – qui a conseille le camp de Drissa, je ne vois pas d"autre alternative que la maison jaune ou le gibet. [Что же касается, государь, до того человека, который присоветовал лагерь при Дрисее, то для него, по моему мнению, есть только два места: желтый дом или виселица.] – Не дослушав и как будто не слыхав слов итальянца, государь, узнав Болконского, милостиво обратился к нему:
– Очень рад тебя видеть, пройди туда, где они собрались, и подожди меня. – Государь прошел в кабинет. За ним прошел князь Петр Михайлович Волконский, барон Штейн, и за ними затворились двери. Князь Андрей, пользуясь разрешением государя, прошел с Паулучи, которого он знал еще в Турции, в гостиную, где собрался совет.
Князь Петр Михайлович Волконский занимал должность как бы начальника штаба государя. Волконский вышел из кабинета и, принеся в гостиную карты и разложив их на столе, передал вопросы, на которые он желал слышать мнение собранных господ. Дело было в том, что в ночь было получено известие (впоследствии оказавшееся ложным) о движении французов в обход Дрисского лагеря.
Первый начал говорить генерал Армфельд, неожиданно, во избежание представившегося затруднения, предложив совершенно новую, ничем (кроме как желанием показать, что он тоже может иметь мнение) не объяснимую позицию в стороне от Петербургской и Московской дорог, на которой, по его мнению, армия должна была, соединившись, ожидать неприятеля. Видно было, что этот план давно был составлен Армфельдом и что он теперь изложил его не столько с целью отвечать на предлагаемые вопросы, на которые план этот не отвечал, сколько с целью воспользоваться случаем высказать его. Это было одно из миллионов предположений, которые так же основательно, как и другие, можно было делать, не имея понятия о том, какой характер примет война. Некоторые оспаривали его мнение, некоторые защищали его. Молодой полковник Толь горячее других оспаривал мнение шведского генерала и во время спора достал из бокового кармана исписанную тетрадь, которую он попросил позволения прочесть. В пространно составленной записке Толь предлагал другой – совершенно противный и плану Армфельда и плану Пфуля – план кампании. Паулучи, возражая Толю, предложил план движения вперед и атаки, которая одна, по его словам, могла вывести нас из неизвестности и западни, как он называл Дрисский лагерь, в которой мы находились. Пфуль во время этих споров и его переводчик Вольцоген (его мост в придворном отношении) молчали. Пфуль только презрительно фыркал и отворачивался, показывая, что он никогда не унизится до возражения против того вздора, который он теперь слышит. Но когда князь Волконский, руководивший прениями, вызвал его на изложение своего мнения, он только сказал:
– Что же меня спрашивать? Генерал Армфельд предложил прекрасную позицию с открытым тылом. Или атаку von diesem italienischen Herrn, sehr schon! [этого итальянского господина, очень хорошо! (нем.) ] Или отступление. Auch gut. [Тоже хорошо (нем.) ] Что ж меня спрашивать? – сказал он. – Ведь вы сами знаете все лучше меня. – Но когда Волконский, нахмурившись, сказал, что он спрашивает его мнение от имени государя, то Пфуль встал и, вдруг одушевившись, начал говорить:
– Все испортили, все спутали, все хотели знать лучше меня, а теперь пришли ко мне: как поправить? Нечего поправлять. Надо исполнять все в точности по основаниям, изложенным мною, – говорил он, стуча костлявыми пальцами по столу. – В чем затруднение? Вздор, Kinder spiel. [детские игрушки (нем.) ] – Он подошел к карте и стал быстро говорить, тыкая сухим пальцем по карте и доказывая, что никакая случайность не может изменить целесообразности Дрисского лагеря, что все предвидено и что ежели неприятель действительно пойдет в обход, то неприятель должен быть неминуемо уничтожен.
Паулучи, не знавший по немецки, стал спрашивать его по французски. Вольцоген подошел на помощь своему принципалу, плохо говорившему по французски, и стал переводить его слова, едва поспевая за Пфулем, который быстро доказывал, что все, все, не только то, что случилось, но все, что только могло случиться, все было предвидено в его плане, и что ежели теперь были затруднения, то вся вина была только в том, что не в точности все исполнено. Он беспрестанно иронически смеялся, доказывал и, наконец, презрительно бросил доказывать, как бросает математик поверять различными способами раз доказанную верность задачи. Вольцоген заменил его, продолжая излагать по французски его мысли и изредка говоря Пфулю: «Nicht wahr, Exellenz?» [Не правда ли, ваше превосходительство? (нем.) ] Пфуль, как в бою разгоряченный человек бьет по своим, сердито кричал на Вольцогена:
– Nun ja, was soll denn da noch expliziert werden? [Ну да, что еще тут толковать? (нем.) ] – Паулучи и Мишо в два голоса нападали на Вольцогена по французски. Армфельд по немецки обращался к Пфулю. Толь по русски объяснял князю Волконскому. Князь Андрей молча слушал и наблюдал.
Из всех этих лиц более всех возбуждал участие в князе Андрее озлобленный, решительный и бестолково самоуверенный Пфуль. Он один из всех здесь присутствовавших лиц, очевидно, ничего не желал для себя, ни к кому не питал вражды, а желал только одного – приведения в действие плана, составленного по теории, выведенной им годами трудов. Он был смешон, был неприятен своей ироничностью, но вместе с тем он внушал невольное уважение своей беспредельной преданностью идее. Кроме того, во всех речах всех говоривших была, за исключением Пфуля, одна общая черта, которой не было на военном совете в 1805 м году, – это был теперь хотя и скрываемый, но панический страх перед гением Наполеона, страх, который высказывался в каждом возражении. Предполагали для Наполеона всё возможным, ждали его со всех сторон и его страшным именем разрушали предположения один другого. Один Пфуль, казалось, и его, Наполеона, считал таким же варваром, как и всех оппонентов своей теории. Но, кроме чувства уважения, Пфуль внушал князю Андрею и чувство жалости. По тому тону, с которым с ним обращались придворные, по тому, что позволил себе сказать Паулучи императору, но главное по некоторой отчаянности выражении самого Пфуля, видно было, что другие знали и он сам чувствовал, что падение его близко. И, несмотря на свою самоуверенность и немецкую ворчливую ироничность, он был жалок с своими приглаженными волосами на височках и торчавшими на затылке кисточками. Он, видимо, хотя и скрывал это под видом раздражения и презрения, он был в отчаянии оттого, что единственный теперь случай проверить на огромном опыте и доказать всему миру верность своей теории ускользал от него.
Прения продолжались долго, и чем дольше они продолжались, тем больше разгорались споры, доходившие до криков и личностей, и тем менее было возможно вывести какое нибудь общее заключение из всего сказанного. Князь Андрей, слушая этот разноязычный говор и эти предположения, планы и опровержения и крики, только удивлялся тому, что они все говорили. Те, давно и часто приходившие ему во время его военной деятельности, мысли, что нет и не может быть никакой военной науки и поэтому не может быть никакого так называемого военного гения, теперь получили для него совершенную очевидность истины. «Какая же могла быть теория и наука в деле, которого условия и обстоятельства неизвестны и не могут быть определены, в котором сила деятелей войны еще менее может быть определена? Никто не мог и не может знать, в каком будет положении наша и неприятельская армия через день, и никто не может знать, какая сила этого или того отряда. Иногда, когда нет труса впереди, который закричит: „Мы отрезаны! – и побежит, а есть веселый, смелый человек впереди, который крикнет: «Ура! – отряд в пять тысяч стоит тридцати тысяч, как под Шепграбеном, а иногда пятьдесят тысяч бегут перед восемью, как под Аустерлицем. Какая же может быть наука в таком деле, в котором, как во всяком практическом деле, ничто не может быть определено и все зависит от бесчисленных условий, значение которых определяется в одну минуту, про которую никто не знает, когда она наступит. Армфельд говорит, что наша армия отрезана, а Паулучи говорит, что мы поставили французскую армию между двух огней; Мишо говорит, что негодность Дрисского лагеря состоит в том, что река позади, а Пфуль говорит, что в этом его сила. Толь предлагает один план, Армфельд предлагает другой; и все хороши, и все дурны, и выгоды всякого положения могут быть очевидны только в тот момент, когда совершится событие. И отчего все говорят: гений военный? Разве гений тот человек, который вовремя успеет велеть подвезти сухари и идти тому направо, тому налево? Оттого только, что военные люди облечены блеском и властью и массы подлецов льстят власти, придавая ей несвойственные качества гения, их называют гениями. Напротив, лучшие генералы, которых я знал, – глупые или рассеянные люди. Лучший Багратион, – сам Наполеон признал это. А сам Бонапарте! Я помню самодовольное и ограниченное его лицо на Аустерлицком поле. Не только гения и каких нибудь качеств особенных не нужно хорошему полководцу, но, напротив, ему нужно отсутствие самых лучших высших, человеческих качеств – любви, поэзии, нежности, философского пытливого сомнения. Он должен быть ограничен, твердо уверен в том, что то, что он делает, очень важно (иначе у него недостанет терпения), и тогда только он будет храбрый полководец. Избави бог, коли он человек, полюбит кого нибудь, пожалеет, подумает о том, что справедливо и что нет. Понятно, что исстари еще для них подделали теорию гениев, потому что они – власть. Заслуга в успехе военного дела зависит не от них, а от того человека, который в рядах закричит: пропали, или закричит: ура! И только в этих рядах можно служить с уверенностью, что ты полезен!“
Так думал князь Андрей, слушая толки, и очнулся только тогда, когда Паулучи позвал его и все уже расходились.
На другой день на смотру государь спросил у князя Андрея, где он желает служить, и князь Андрей навеки потерял себя в придворном мире, не попросив остаться при особе государя, а попросив позволения служить в армии.

Ростов перед открытием кампании получил письмо от родителей, в котором, кратко извещая его о болезни Наташи и о разрыве с князем Андреем (разрыв этот объясняли ему отказом Наташи), они опять просили его выйти в отставку и приехать домой. Николай, получив это письмо, и не попытался проситься в отпуск или отставку, а написал родителям, что очень жалеет о болезни и разрыве Наташи с ее женихом и что он сделает все возможное для того, чтобы исполнить их желание. Соне он писал отдельно.
«Обожаемый друг души моей, – писал он. – Ничто, кроме чести, не могло бы удержать меня от возвращения в деревню. Но теперь, перед открытием кампании, я бы счел себя бесчестным не только перед всеми товарищами, но и перед самим собою, ежели бы я предпочел свое счастие своему долгу и любви к отечеству. Но это последняя разлука. Верь, что тотчас после войны, ежели я буду жив и все любим тобою, я брошу все и прилечу к тебе, чтобы прижать тебя уже навсегда к моей пламенной груди».
Действительно, только открытие кампании задержало Ростова и помешало ему приехать – как он обещал – и жениться на Соне. Отрадненская осень с охотой и зима со святками и с любовью Сони открыли ему перспективу тихих дворянских радостей и спокойствия, которых он не знал прежде и которые теперь манили его к себе. «Славная жена, дети, добрая стая гончих, лихие десять – двенадцать свор борзых, хозяйство, соседи, служба по выборам! – думал он. Но теперь была кампания, и надо было оставаться в полку. А так как это надо было, то Николай Ростов, по своему характеру, был доволен и той жизнью, которую он вел в полку, и сумел сделать себе эту жизнь приятною.
Приехав из отпуска, радостно встреченный товарищами, Николай был посылал за ремонтом и из Малороссии привел отличных лошадей, которые радовали его и заслужили ему похвалы от начальства. В отсутствие его он был произведен в ротмистры, и когда полк был поставлен на военное положение с увеличенным комплектом, он опять получил свой прежний эскадрон.
Началась кампания, полк был двинут в Польшу, выдавалось двойное жалованье, прибыли новые офицеры, новые люди, лошади; и, главное, распространилось то возбужденно веселое настроение, которое сопутствует началу войны; и Ростов, сознавая свое выгодное положение в полку, весь предался удовольствиям и интересам военной службы, хотя и знал, что рано или поздно придется их покинуть.

Трижды герой Советского Союза И.Н. Кожедуб

Иван Никитович Кожедуб родился 8 июня 1920 г. в с. Ображеевка Глуховского уезда Черниговской губернии Украинской ССР (ныне Шосткинский район Сумской области, Украина). Отец, Никита Ларионович, был заводским рабочим, мать, Стефанида Ивановна, вела домашнее хозяйство. Иван был младшим, пятым ребенком в семье, небольшого роста, но крепкого телосложения и здоровья. От отца, который самостоятельно выучился грамоте и очень любил читать, Иван перенял жажду приобретения новых знаний и в раннем возрасте тоже самостоятельно научился читать. Поэтому раньше сверстников, в шестилетнем возрасте, был принят в школу. От матери, мастерицы вышивать, Иван унаследовал способности к рисованию. Во время учебы он оформлял стенгазеты, рисовал лозунги и плакаты. Позднее Иван Никитович вспоминал: «Рисование выработало у меня глазомер, зрительную память, наблюдательность. И эти качества пригодились мне, когда я стал летчиком».

В школе Кожедуб занялся гимнастикой. В тринадцатилетнем возрасте, подражая приехавшему в село цирковому силачу, он научился поднимать и выжимать одной рукой двухпудовую гирю. Позднее, участвуя в многочисленных воздушных боях, Иван не раз убеждался, какое огромное значение для летчика имеет физическая выносливость. Он писал: «Резкие снижения с большой высоты на малую, минутные перегрузки, от которых порой темнеет в глазах, - все это легко переносит физически закаленный человек. Иногда в бою, выполняя каскад фигур, на мгновение теряешь сознание. Придешь в себя, сейчас же включаешься в боевую обстановку и снова действуешь на любой высоте, при любой скорости, в любом положении. Это умение выработалось у меня благодаря спортивной тренировке. Даже во фронтовой обстановке я старался найти время, чтобы сделать зарядку».

С детства у Ивана Кожедуба зародилось желание связать свою судьбу с военной службой. Он внимательно слушал рассказы соседа Сергея Андрусенко, участника Гражданской войны, гордился братом Яковом, служившем на границе. Особое восхищение Ивана вызвал прибывший в село на побывку курсант военного училища. «На меня, - писал он, - такое впечатление произвели квадраты на его петлицах, блестящие сапоги, молодцеватая, уверенная осанка, что я начал подражать его манере говорить и ходить». В 1934 г., заканчивая учебу в семилетней школе, Кожедуб пытался поступить учеником в духовой оркестр в воинскую часть в Шостке, но по малолетству не был принят. Тогда по совету отца, считавшего, что «ремесло не коромысло, плечи не вытянет», Иван поступил в вечернюю школу при фабрично-заводском училище. В своих мемуарах Кожедуб отмечал: «В слякоть, в пургу, в мороз ходили ежедневно по семь километров до Шостки да по семь - обратно. Учиться было нелегко, особенно много приходилось заниматься русским языком: у нас в сельской школе занятия шли по-украински». По совместительству с учебой Иван был назначен на первую в своей трудовой биографии должность - библиотекаря с зарплатой в 100 рублей. Днем работал, вечером учился. «Работа в библиотеке дала мне много, - считал Кожедуб. - Я полюбил мир книг, газет, журналов. Они стали моими настоящими друзьями, вооружали меня знаниями».

В 1936 г. Иван поступил в Шосткинский химико-технологический техникум и перебрался в Шостку в студенческое общежитие. В ходе учебы Кожедуб увлекся черчением, которое давалось ему легко. Он привык к точному измерению деталей, аккуратности, приобрел навыки, которые потом, когда надо было изучать самолет, очень ему пригодились. Однажды он увидел двух студентов третьего курса, одетых в новые военные гимнастерки и до блеска начищенные сапоги. Это вызвало удивление и интерес у Кожедуба. Оказалось, что они учатся в аэроклубе. Их примеру последовал и Иван. В своей книге «Верность Отчизне» Кожедуб так вспоминал это время: «Совмещать учение в техникуме и в аэроклубе действительно оказалось нелегко. С девяти до трех шли занятия в техникуме, а с пяти - в аэроклубе. Но ни одной лекции в техникуме, ни одного занятия в аэроклубе я не пропустил. По-прежнему оформлял стенгазету в техникуме. На домашнюю подготовку оставались выходные дни, поздний вечер, раннее утро». В аэроклубе Иван освоил самолет По-2, совершил несколько парашютных прыжков.

Зимой 1940 г. студент 4-го курса техникума Кожедуб должен был убывать на преддипломную практику. Но пришел вызов из летного училища. он прошел строгую медкомиссию и в феврале был зачислен курсантом Чугуевского военного авиационного училища. В марте 1941 г. статус этого учебного заведения был снижен: училище переименовали в Чугуевскую военную авиационную школу пилотов, ее выпускникам присваивалось воинское звание «сержант», а не «лейтенант», как раньше. Часть курсантов написали рапорта на отчисление. Кожедуб решил учиться дальше. Курсанты осваивали самолеты УТ-2, УТИ-4 и боевые самолеты-истребители И-16. Руководство характеризовало его как волевого, энергичного, решительного и инициативного курсанта, требовательного к себе и подчиненным, который настойчиво проводит свои решения в жизнь. Кроме того, отмечалось, что он грамотно, уверенно летает и может передать другим свои знания. После выпуска Кожедуб был оставлен в авиашколе в должности летчика-инструктора. Поэтому, когда началась война, рапорт сержанта Кожедуба о направлении на фронт не был удовлетворен. Начальник авиашколы говорил рвавшимся в бой инструкторам: «Фронту нужны хорошо подготовленные летчики. Стало быть, ваша задача - еще скорее и лучше готовить курсантов».

Осенью 1941 г. авиашкола была эвакуирована в Казахстан. Учебная эскадрилья, в которую входил Иван, размещалась в с. Манкент под Чимкентом. В феврале 1942 г. в День Красной армии Кожедубу присвоили звание старшего сержанта. Осенью Кожедуб добился направления в действующую армию. В ноябре его вызвали в Москву на пункт сбора летно-технического состава и зачислили в 240-й истребительный авиаполк. Кожедуб вспоминал: «Нам предстояло в наикратчайший срок изучить, а затем отлично освоить новые самолеты. Погрузились мы в занятия с головой. Старались сделать все, чтобы мы как можно лучше знали самолет - одноместный истребитель «Ла-5» конструкции Героя Социалистического Труда Семена Алексеевича Лавочкина».


И.Н. Кожедуб и С.А. Лавочкин (в центре) во время посещения авиационного завода. Август 1945 г.

В марте 1943 г. 240-й истребительный авиаполк в составе 4-го истребительного авиационного корпуса 2-й воздушной армии генерал-лейтенанта С.А. Красовского прибыл на Воронежской фронт. Иван горел желанием бороться с врагом. Его родные остались в оккупации, два старших брата - Яков и Александр давно уже были на фронте. Но в одном из первых же вылетов Кожедуб чуть не погиб. Во время взлета он потерял из виду своего ведущего младшего лейтенанта Ивана Михайловича Габуния. Увидел, что на аэродром летят бомбардировщики противника. Думая, что есть возможность отличиться и в первом же бою сбить врага, Кожедуб сам оказался под ударом немецкого истребителя. А после этого в его Ла-5 попало три снаряда своих зениток, защищавших аэродром. Чудом Иван спас свой самолет и себя.

В июне 1943 г. младший лейтенант Кожедуб стал старшим летчиком, затем командиром звена, в августе получил звание лейтенанта и был назначен командиром эскадрильи. В том же году И. Кожедуб был принят в партию. Первым серьезным испытанием для него стала Курская битва. Противник бросил на белгородско-курское направление отборные авиационные части. Для прикрытия наземных войск летчики совершали по нескольку вылетов в день. 6 июля Иван сбил первый самолет противника - бомбардировщик Ю-87. Через два дня он впервые возглавил вылет четверки истребителей. В воздухе их атаковали немецкие асы, возвращавшиеся со «свободной охоты». Иван Никитович вспоминал: «…Пока противник доворачивал, я поймал ведущего в прицел на высоте 4000 метров. Жду, пока расстояние сократится до дистанции открытия огня, не сворачиваю. Огонь открываю первым. Длинной очередью сбиваю ведущего. Он перевернулся с отвесного пикирования, ударился о землю и взорвался». В тот день Кожедуб еще два раза поднимался в воздух и сбил еще один самолет противника. В июле и сентябре 1943 г. за боевые отличия будущий советский ас был награжден орденами Красного Знамени. Впоследствии он писал: «В первые дни боев на Курской дуге я понял, что воздушный бой - это действительно испытание морально-боевых и физических качеств бойца, это величайшее напряжение нервов».

В боевой характеристике И.Н. Кожедуба за 1943 г. указывалось, что он «успешно выполнил 173 боевых задания, из которых: прикрытие своих войск на линии фронта - 64, сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков - 88, на разведку войск противника - 13, патрулирование - 3, перехват самолетов противника - 5. Провел 52 воздушных боя, в которых лично сбил 25 самолетов противника (12 Ю-87, 11 Ме-109, 1 ФВ-190, 1 Хе-111). В воздушных боях показал себя смелым и решительным летчиком и командиром, умело руководящим летным составом вверенной ему эскадрильи, в бою». В феврале 1944 г. И. Кожедубу за лично сбитые самолеты противника и за проявленный героизм в бою присвоено звание Героя Советского Союза.


Летчики 240-го ИАП на аэродроме «Уразово»

Эскадрилья Кожедуба принимала участие в освобождении Харькова, в боях на Днепре и в освобождении Правобережной Украины. Со своей шестеркой самолетов Иван Никитович воевал в небе Молдавии, прикрывал переправы через Южный Буг и плацдармы на правом берегу Днестра. К этому времени в его летной книжке числилось 32 личные воздушные победы. Во второй половине апреля 1944 г. немцы хотели ударом севернее Ясс отрезать наши войска, находившиеся между реками Прут и Серет. Завязались крупные воздушные бои, из которых советские летчики вышли победителями. Среди сбитых оказались и немецкие асы на самолетах, размалеванных черепами, костями и прочими атрибутами психологического воздействия. Эта атрибутика часто была поводом для насмешек. Советские летчики посмеивались, что противник заранее заготовил для себя черепа и кости.

Бои в районе Ясс продолжались и в мае 1944 г. В это время Кожедуб получил новый самолет Ла-5ФН, построенный на личные сбережения 60-летнего пчеловода Василия Викторовича Конева из колхоза «Большевик» Сталинградской области. Машина носила имя односельчанина и однофамильца Конева - командира 21-го гвардейского истребительного авиаполка Героя Советского Союза гвардии подполковника Г.Н. Конева, погибшего в неравном воздушном бою в декабре 1942 г. На этом самолете за семь дней напряженных воздушных боев в небе Румынии Кожедуб сбил восемь вражеских самолетов.

В июле 1944 г. Ивана Никитовича вызвали в Москву и назначили на должность заместителя командира 176-го истребительного авиационного полка, воевавшего в составе 1-го Белорусского фронта. Перед убытием в полк он прошел переподготовку на новый самолет «Ла-7». Здесь же на подмосковном учебном аэродроме в День Воздушного флота СССР (18 августа) капитана Кожедуба застало известие о награждении второй «Золотой Звездой».

Боевой путь в 176-м истребительном авиаполку Иван Никитович начал на берегах Вислы. Здесь он активно использовал полеты на «свободную охоту», то есть вел активный поиск противника далеко в его тылу, за десятки километров от линии фронта. Вместе с другими опытными летчиками полка «охотился» за вражескими самолетами, автомашинами, эшелонами, уничтожал живую силу и технику противника. В первых числах сентября 1944 г. 176-й полк был удостоен гвардейского звания. В этом был хоть и небольшой, но вклад и Кожедуба. При вручении части гвардейского знамени Ивану Никитовичу было доверено стать его первым знаменосцем.

Во второй половине сентября сложная воздушная обстановка сложилась на 3-м Прибалтийском фронте. На один из участков фронта немцы перебросили опытных «охотников». Кожедубу было поручено возглавить группу из 10 летчиков, чтобы очистить воздух от вражеских самолетов и обеспечить свободу действий нашей авиации. Несколько дней группа методом свободной «охоты» уничтожала авиацию противника, создавая при этом преимущество в воздухе. В результате проведенных воздушных боев сбито восемь самолетов противника, из них лично Кожедубом - три. У фашистских «охотников» пропало желание залетать на нашу территорию. Они стали уклоняться от боя, и по всему чувствовалось были сильно деморализованы.

С середины января 1945 г. Кожедуб в составе полка участвовал в Висло-Одерской операции. В начале наступления из-за сложных метеоусловий авиация почти не летала. В эти дни Иван Никитович восторгался действиям наземных войск: «Могучей лавиной движутся советские танки, пехота, мощно бьет артиллерия… Как часто в последние дни мы пролетали над этим участком, и никто из нас не заметил сосредоточения такого огромного количества войск! Наша техника только сейчас, как говорят, обнаружила себя, появившись словно из-под земли. …Мы, летчики, восторгаемся мастерством наших танкистов, артиллеристов, пехотинцев. Какой сокрушающий удар нанесли они за два дня наступательных боев даже без поддержки авиации!»

Изо дня в день рос счет боевых вылетов гвардии майора Кожедуба и поверженных им самолетов противника. В боевой характеристике от 20 января отмечалось: «За весь период боевых действий произвел 256 боевых вылетов, в проведенных воздушных боях лично сбил 48 самолетов противника. В воздушных боях смелый, решительный, мужественный командир. Как летчик летает отлично, техника пилотирования отличная. Хорошо подготовлен к полетам по маршруту и в сложных метеоусловиях. …Много работает над изучением боевого опыта Отечественной войны и грамотно его передает подчиненному составу. Являясь заместителем командира полка, проявил себя грамотным командиром, умеющим правильно и своевременно организовать летно-технический состав полка на выполнение поставленных задач командования».


Разбор полетов. 1945 г.

В феврале 1945 г. тяжелая борьба завязалась в небе над Одером. 12 февраля группа из шести самолетов под командованием Кожедуба невдалеке от линии фронта вступила в бой против 30 истребителей-бомбардировщиков «Фокке-Вульф». В этом бою наши летчики сбили восемь самолетов противника (Кожедуб - три), потеряв одного летчика. 24 февраля, находясь на свободной охоте в паре с гвардии майором Д.С. Титоренко, Иван Никитович одним из первых в советской авиации сбил немецкий реактивный истребитель «Мессершмитт» Me-262. Об этих машинах летчики полка знали еще с осени 1944 г. когда одну из них зафиксировал кинофотопулемет командира полка Героя Советского Союза гвардии полковника П.Ф. Чупикова.

Кожедуб вошел в историю как искусный воздушный боец, который стремился первым атаковать противника и овладеть инициативой. Он разработал ряд новых приемов и способов ведения воздушного боя. Всего за войну Кожедуб совершил 330 боевых вылетов, участвовал в 120 воздушных боях.

Когда на одной из послевоенных встреч молодые летчики спросили Ивана Никитовича, какой из фашистских самолетов, сбитых на войне, чаще вспоминается, он ответил: «Два последних - 61-й и 62-й. Эти две вражеские машины упали на улицы горящего Берлина 17 апреля 1945 г. Тогда два советских летчика вступили в бой с сорока самолетами врага. И победили! Мысль о том, что под крыльями логово фашистского зверя, что совсем близко от него победоносно наступают советские войска, придавали силу и уверенность. Я вложил в этот бой все свои знания и мастерство».

18 августа 1945 г. за совершенные подвиги И.Н. Кожедуб в третий раз удостоился звания Героя Советского Союза. С 1 октября он приступил к учебе в Военно-воздушной академии.


В академии ВВС среди слушателей. 1945 г.

Здесь весной 1948 г. Кожедуб впервые сел за штурвал реактивного самолета. В июне 1949 г. после окончания академии Иван Никитович был назначен заместителем командира 31-й истребительной авиационной дивизии в Закавказский военный округ, но через месяц его перевели на должность помощника к бывшему комполка П.Ф. Чупикову, который теперь командовал 324-й истребительной авиационной дивизией, размещавшейся в подмосковной Кубинке. В числе первых подполковник Кожедуб освоил реактивный истребитель МиГ-15, получив квалификацию военного летчика 1-го класса. В декабре 1949 г. Кожедуба назначили заместителем командира, а в ноябре 1950 г. - командиром этой дивизии.

В это время на далеком Корейском полуострове уже шла война между Корейской Народно-Демократической Республикой (КНДР) и Республикой Корея. Применение, вмешавшимися в войну США, тактики «ковровых» бомбардировок наносило ущерб не только северокорейской армии и промышленности, гибли тысячи мирных жителей. С осени 1950 г. советские летчики-истребители, базировавшиеся на территории Северо-Восточного Китая, начали прикрывать города и объекты на территории КНДР. Был сформирован 64-й истребительный корпус. В марте 1951 г. в Китай в состав корпуса прибыла 324-я истребительная авиадивизия гвардии подполковника И.Н. Кожедуба. В ее состав входили 176-й гвардейский и 196-й истребительные авиационные полки. С 3 апреля ее летчики начали совершать боевые вылеты. Самому Ивану Никитовичу участвовать в них было категорически запрещено.


Во время корейской войны с летчиками 324-й дивизии. Слева направо: Б. Абакумов, Б. Бокач, И. Кожедуб, Ф. Шибанов, В. Назаркин. 1951 г.

12 апреля 1951 г. над рекой Ялуцзян произошел один из самых крупных воздушных боев войны в Корее. На этой реке находились крупная гидроэлектростанция и мосты, по которым шло подкрепление китайским народным добровольцам, воевавшим на стороне северокорейцев. В этот день в налете участвовали 48 американских бомбардировщиков под прикрытием 42 истребителей. Для подавления ПВО выделялись дополнительно 36 истребителей-бомбардировщиков. Передовые радиолокационные посты советского 64-го истребительного авиакорпуса сумели заблаговременно засечь противника. На перехват поднялись 44 истребителя 176-го гвардейского и 196-го авиаполков.

В историю войны в Корее и американской военной авиации этот день вошел под названием «черный вторник». По советским источникам, американские ВВС 12 апреля потеряли до 12 бомбардировщиков и шесть истребителей. Время безнаказанных бомбардировок американцами корейских городов заканчивалось.


Б-29 в кадре ФКП МиГ-15 бис летчика А. Сучкова. 7 апреля 1951 г.

Всего в период с апреля 1951 г. по февраль 1952 г. летчики 324-й истребительной авиационной дивизии сбили 200 самолетов всех типов. В боях дивизия потеряла 10 летчиков и 29 самолетов. За мужество 143 военнослужащих дивизии были награждены орденами и медалями. Кожедуб, осуществлявший оперативное руководство дивизией, участвовавший в подготовке летных кадров и перевооружении ВВС Китайской Народной Республики и КНДР был награжден советским орденом Красного Знамени и медалью КНР «Китайско-советская дружба».

В феврале дивизия вернулась в СССР и была размещена в Калужской области. В августе 1953 г. Кожедубу присвоили звание генерал-майора авиации. В 1955 г. он поступил в Высшую военную академию им. К.Е. Ворошилова. Часть наиболее сложного первого курса он сдал экстерном, так как по служебным обстоятельствам задержался с началом занятий. После окончания академии И.Н. Кожедуб занимал высокие командные должности в советской военной авиации. В ноябре 1956 г был назначен заместителем начальника Управления боевой подготовки ВВС, через полтора года - первым заместителем командующего 76-й воздушной армией в Ленинградском военном округе. В январе 1964 г. генерал-лейтенант авиации И.Н. Кожедуб стал первым заместителем командующего авиацией Московского военного округа. В 1971 г. генерал-полковник авиации Кожедуб был назначен первым заместителем начальника боевой подготовки ВВС. С 1978 г. он в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Иван Никитович до 1969 г. регулярно летал на истребителях, освоил десятки типов самолетов. Последние полеты он совершил на МиГ-21. В 1985 г. Кожедубу присвоено звание маршала авиации.

Трижды Герой Советского Союза И.Н. Кожедуб был награжден двумя орденами Ленина, семью - Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах» СССР 2-й и 3-й степеней и медалями, а также иностранными орденами и медалями.

Перу Кожедуба принадлежат ряд трудов, в том числе воспоминания «Служу Родине» и «Верность Отчизне», во многом поучительные и для современного поколения молодежи.

Умер Иван Никитович 8 августа 1991 г. от сердечного приступа на своей даче в поселке Монино Московской области. Похоронен на Новодевичьем кладбище г. Москвы.

Именем Кожедуба названы улицы в Москве и других городах России и Украины. Его имя носит 237-й гвардейский центр показа авиационной техники имени ВВС России. На родине Героя в Ображеевке был установлен его бюст, действовал музей. Другой бюст находится в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. в Москве. Мемориальная доска И.Н. Кожедубу установлена на доме в Сивцевом Вражке в Москве, где он жил в последние годы. Его самолет Ла-7 экспонируется в Центральном музее ВВС в Монино.

Назарян Е. А.,
кандидат исторических наук, младший научный сотрудник
Научно-исследовательского института военной
истории ВАГШ ВС РФ

Кожедуб и Покрышкин

Справедливости ради нужно сказать, что Иван Кожедуб во время войны был не единственным героем-летчиком. Когда говорят о советских асах, часто вспоминают Александра Покрышкина, которого даже в те времена считали если и не главным «врагом» Ивана Кожедуба, не желавшим делить с ним славу, то уж точно – главным соперником. После войны нередко писали, что Покрышкин и Кожедуб якобы устраивали между собой неофициальные соревнования: кто больше собьет самолетов. На самом деле это было не так, ведь кроме всего прочего, летчики служили в разных полках и воевали на разных фронтах. Иван Никитович называл Александра Ивановича своим учителем, старшим товарищем, боевым побратимом. Правда, после войны не отрицал, что здоровая конкуренция между двумя асами все-таки имела место, вот только делали летчики общее дело – били врага. И говорить о том, кто больше сбил самолетов, ни Кожедуб, ни Покрышкин не считали уместным. Хотя именно о подвигах Александра Покрышкина впервые начали широко писать не только советские, но с 1943 года – американские и английские газеты. А Герман Геринг лично получал доклады о летчике, сбивавшем по 3–4 самолета Люфтваффе за один бой. «Внимание! В небе – Покрышкин!» – звучали в эфире предупреждения немецким летчикам, когда его самолет вступал в бой.

Сам Покрышкин, будучи на девять лет старше Ивана Кожедуба, начал воевать с 1941 года. Впоследствии он часто говорил: только тот, кто сражается с первых дней войны, лично познал горечь поражений и выстоял, может называть себя опытным бойцом. Кожедубу, который первые годы войны изучал теорию воздушного боя и проявил себя позже, слышать такое от уважаемого им человека было обидно. Однако это не помешало ему приклеить вырезанный из газеты портрет Покрышкина в кабине своего самолета. Летчики долго не были знакомы. И вот такая возможность Кожедубу представилась: самолет Героя Советского Союза комдива Александра Покрышкина приземлился у них на аэродроме. Но Герой Советского Союза Иван Кожедуб так и не решился подойти и познакомиться с тем, кого считал учителем. Много позже, когда герои-летчики в конце концов пожали друг другу руки, Кожедуб признался Покрышкину: если тот, воюя с первых дней, из практики воздушного боя сформировал теорию, то он, внимательно изучая эту теорию в тылу, воплотил ее в жизнь и даже усовершенствовал.

Александр Покрышкин стал первым, кому позволено было вылетать на «свободную охоту». Такие боевые выходы он практиковал еще в 1941 году. Но тогда каждый такой вылет считался самоуправством, не многие летчики выживали, а те, кто возвращался, были на вес золота. Потому они отделывались строгими предупреждениями, которые, впрочем, применялись только для проформы – те, кто вернулся, всегда докладывали о сбитых вражеских самолетах. Победителей, как известно, не судят. А с 1942 года «свободная охота» советским асам, каким уже без всякого сомнения считался Покрышкин, была разрешена официально – ведь немецкие летчики уже получили такое право. Методом проб и ошибок, десятки раз находясь на волосок от смерти, лейтенант Покрышкин изо дня в день оттачивал систему ведения боя, названную им впоследствии «соколиным ударом». Выведенная им формула победы состояла из четырех компонентов: «Скорость – высота – маневр – огонь». Завидев врага, он стремительно набирал высоту, выполнял отвлекающий маневр и в нужный момент, как сокол, атаковал добычу сверху, открывая прицельный огонь.

«Сталинские соколы» – так называется глава популярной в бывшей ФРГ книге американских историков авиации Р. Толивера и Т. Констебля. Писали ее авторы не о советских летчиках, а отдавали должное лучшему асу Люфтваффе Эрику Хартману. Но о тактике боя, разработанной Александром Покрышкиным и взятой на вооружение Иваном Кожедубом, американские исследователи тоже вспомнили. Вот небольшой фрагмент из их книги: «Покрышкин путем математического анализа нашел те основополагающие формулы тактики, к которым Хартман впоследствии пришел чисто интуитивно. Аналогичность концепций и заключений достойна внимания… Покрышкинские нововведения во многом способствовали тому, что советская истребительная авиация отказалась от догматической доктрины довоенного времени… Искажения не должны привести к тому, чтобы видеть деятельность Покрышкина как летчика-истребителя, командира и тактика как результат голой пропаганды. Его слава заслуженна, и уместно в этой книге отдать дань уважения тому, кто часто дрался с Хартманом и летчиками 52-й истребительной эскадры».

С начала 1990-х годов стало модно уравновешивать книги о советских героях войны публикациями о не менее героическом противнике. И цифры советских самолетов, сбитых немцами, поражали: Хартман – 352, Баркхорн – 301, Ралль – 275 самолетов и так далее. Создавалось впечатление, что трижды Герои Покрышкин и Кожедуб, сбившие, соответственно, 59 и 62 самолета, – бледная тень немцев. «Чего стоят тогда советские летчики, раз такая разница в числе сбитых самолетов?» – заговорили тогда вокруг. Но это вскоре нашло свое объяснение: оказывается, системы подсчетов сбитых самолетов, которые вели в обеих армиях, существенно отличались. Одно дело – сбитые самолеты, а другое – засчитанные. У немцев учет шел с помощью фотокинопулемета, установленного на самолете. Учитывался сам факт попадания в противника, а что с ним дальше было, их не волновало. Напарник аса обычно подтверждал факт сбитого самолета.

В советских же ВВС для подтверждения победы в 1941 году требовали чуть ли не часть сбитого немецкого самолета с номером. Потом пришло понимание, что в истребительной авиации невозможно во многих ситуациях зафиксировать сбитый самолет на земле и дать стопроцентное подтверждение тому, что он сбит. Покрышкину, а позднее Кожедубу и другим советским асам не засчитывали машины, сбитые за линией фронта над вражеской территорией. Но летчикам нужны были не набранные «очки», а реальные победы. И они продолжали атаковать бомбардировщики противника на подлете, так как это было более эффективно. Поэтому у советских асов, в том числе у Покрышкина с Кожедубом, и оказалось очень много незасчитанных самолетов.

Из книги Покрышкин автора

Планета «Покрышкин» У него был зорче глаз на подлинное и суетное. Он знал истинную цену жизни, теплу и хлебу. Он оберегал все живое вокруг себя. Герой Советского Союза Андрей Иванович Труд В последний год жизни А. И. Покрышкин завершил книгу мемуаров «Познать себя в бою».

Из книги Летчики, самолеты, испытания автора Щербаков Алексей Александрович

Иван Никитович Кожедуб Кожедуб - выдающийся ас второй мировой войны. По мнению специалистов, и не только советских, у него самый высокий рейтинг летчика-истребителя, хотя по количеству сбитых самолетов он уступает некоторым немецким асам. О нем достаточно написано.

Из книги Против «мессеров» и «сейбров» автора Крамаренко Сергей

Кожедуб Иван Никитович Кожедуб родился 8 июня 1920 года в маленькой деревне Ображеевке теперешней Сумской области. Область, как и соседние Полтавская и Черниговская, были на краю русской земли, и жители этих мест стояли на ее защите, постоянно вели войны то с печенегами и

Из книги Воспоминания, письма, дневники участников боев за Берлин автора Берлина Штурм

ТРИЖДЫ ГЕРОЙ СОВЕТСКЮГО СОЮЗА ГВАРДИИ ПОЛКОВНИК А. ПОКРЫШКИН На аэродроме у Ютербог В упорных боях, проведённых нами от предгорий Кавказа до центра Германии, воздушные воины моего соединения налетали тысячи часов, прошли в воздухе в общей сложности около 12 миллионов

Из книги Солдаты Империи. Беседы. Воспоминания. Документы. автора Чуев Феликс Иванович

«ТРИЖДЫ ПОКРЫШКИН СССР» Мне присылает открытки их Техаса американский летчик, с которым и познакомился в Анголе,- симпатичный и, как я думаю, душевный парень. Он собирает фотографии выдающихся авиаторов разных стран. Я открылся ему, что знал немало советских пилотов

Из книги Небо начинается с земли. Страницы жизни автора

Три Золотые Звезды. «Внимание, Покрышкин!» Весной 1943 года произошло кубанское воздушное сражение – одно из крупнейших в минувшей войне. Боя в небе шли над землей с рассвета до темна. В воздухе порой было тесно от самолетов.Геринг послал на Кубань отборные авиационные

Из книги Друзья в небе автора Водопьянов Михаил Васильевич

«Внимание, Покрышкин!» Весной 1943, года произошло кубанское воздушное сражение - одно из крупнейших в минувшей войне. Бои в небе шли над землей с рассвета до темпа. В воздухе порой было тесно от самолетов.Геринг послал па Кубань отборные авиационные части.Их встретили в

Из книги Верность Отчизне. Ищущий боя автора Кожедуб Иван Никитович

И.Н. Кожедуб на Корейской войне

Из книги Покрышкин автора Тимофеев Алексей Викторович

Из книги Покрышкин автора Тимофеев Алексей Викторович

Из книги Иван Кожедуб автора Кокотюха Андрей Анатольевич

XX. Поручик Лермонтов и маршал Покрышкин Да, я не изменюсь, и буду тверд душой, Как ты, как ты, мой друг железный. М. Ю. Лермонтов. Кинжал Фрунзенская набережная. Элитный, ухоженный столичный район. В ансамбле «сталинской» архитектуры заметно монументальное здание с гербом

Из книги Служу Родине. Рассказы летчика автора Кожедуб Иван Никитович

XXI. Планета «Покрышкин» У него был зорче глаз на подлинное и суетное. Он знал истинную цену жизни, теплу и хлебу. Он оберегал все живое вокруг себя. Герой Советского Союза Андрей Иванович Труд В последний год жизни А. И. Покрышкин завершил книгу мемуаров «Познать себя в

Из книги 1941–1945. Священная война автора Елисеев Виталий Васильевич

Кожедуб-инструктор Ближе к осени 1941 года произошло событие, снова всколыхнувшее жизнь летчиков, служивших на чугуевском аэродроме. Командование школы получило приказ немедленно сформировать полк из опытных инструкторов, отлично владеющих техникой пилотирования. Им

Из книги автора

ИВАН КОЖЕДУБ Трижды Герой Советского Союза

Из книги автора

Глава 22. Летчик-истребитель А. Покрышкин Летом 1942 года в каникулы вдвоём с Шуриком Мошкаровым пошел посмотреть кинофильм «Чапаев». То, что Чапаев утонул, переплывая реку Урал, всё это были настоящие враки. Об этом нам рассказали знакомые ребята, которые уже посмотрели

Ровно 70 лет назад величайший пилот истребительной авиации СССР Иван Никитович Кожедуб получил первую из своих трех звезд Героя Советского Союза. Тогда на счету летчика-аса было уже 20 сбитых самолетов противника и 146 боевых вылета. Всего на счету Кожедуба - 330 вылетов и 120 воздушных боев. "РГ" вспоминает главные воздушные подвиги самого результативного в авиации союзников летчика-истребителя.

Один в поле - воин

Пилоты истребителей - "короли неба" - не любили заниматься заданиями по прикрытию наземных войск, но Иван Никитович был другим: он использовал любой шанс подняться в любимое небо. Однажды, 30 сентября 1943 года, Кожедуб сопровождал в небе переправу войск через Днепр. Делая вираж, он случайно оказался в небе без прикрытия боевых товарищей, и в этот же момент заметил в небе немецкие "Юнкерсы". Прославленный ас не растерялся и в одиночку спикировал на бомбардировщики. Сделав несколько виражей, он ворвался в звенья противника.

Атака смелого русского летчика-одиночки была для немцев столь неожиданной и дерзкой, что они в смятении прекратили сбрасывать бомбы и заняли оборонительные позиции. Увидев растерянность врага, Иван Никитович решился на еще более смелый шаг - он спикировал на одного из оторвавшихся Ju-87 и сбил его.

Горящие обломки развалившегося самолета уронили боевой дух противника, и бомбардировщики отступили.

"Воюют не числом, а умением"

Спустя всего лишь 3 дня после одиночного боя с "Юнкерсами", Кожедубу и его товарищам пришлось столкнуться с еще более превосходящим числом противника. Прикрывая плацдарм на берегу реки, в небо поднялись девять "Ла-5" или, на языке летчиков, "лавочкиных". Практически сразу пилоты заметили в небе колонну пикирующих бомбардировщиков "Юнкерс-87", каждые девять самолетов которых прикрывались шестью истребителями "Ме-109".

Кожедуб во главе пяти самолетов атаковал группу бомбардировщиков, противник, не ожидавший атаки от малого числа советских машин, заметался. Спустя минуту загорелись и упали на землю два Ju-87 . Уцелевшие немецкие самолеты из первой девятки отступили, чуть позже повернула назад и вторая волна потрепанных в бою "Юнкерсов".

Эффектную точку в сражении поставил, конечно, герой-ас, превратив в огненный шар один из последних истребителей "люфтваффе". "Воюют не числом, а умением", - любил повторять Иван Кожедуб.

Первый реактивный

В середине февраля 1945 года в бою над Одером Кожедуб вписал в свою славную биографию важную деталь - одним из первых в мире он уничтожил новейший реактивный истребитель-бомбардировщик "люфтваффе" "Me-262".

Взлетев в небо 19 февраля со своим другом и напарником Дмитрием Титоренко, Кожедуб обнаружил на высоте более 3000 метров неизвестный самолет, который летел на максимальной для советских "Ла-7" скорости. Герой-ас заметил, что немецкий пилот не контролировал пространство под собой, полагаясь на высокую скорость машины. Этим фактом и решил воспользоваться летчик, встретив немца на пересекающимся курсе и расстреляв его снизу. Но Титаренко решил открыть огонь первым, удивив Кожедуба.

Иван Никитович потом вспоминал этот памятный поединок: "Что такое? В противника летят трассы (следы, которые остаются в воздухе от пуль): ясно - мой напарник все-таки поторопился! Про себя нещадно ругаю Старика (Титаренко); уверен, что план моих действий непоправимо нарушен. Но его трассы неожиданно мне помогли: немецкий самолет стал разворачиваться влево, в мою сторону. Дистанция резко сократилась, и я сблизился с врагом. С невольным волнением открываю огонь. И реактивный самолет, разваливаясь на части, падает".

"Из России с любовью"

Широко известна история о том, что к 64 немецким самолетам, сбитым в Великую Отечественную Войну Кожедубом, можно добавить еще 2 американских истребителя.

В апреле 1945 года Кожедуб несколькими очередями из бортовых пушек отогнал два немецких истребителя от американского "В-17", но был сам атакован американскими истребителями, открывшими огонь с большой дистанции. Сделав в воздухе несколько сложных фигур, Иван Никитович оказался сбоку "американца" и подбил его. Сделав еще одну фигуру высшего пилотажа и пустив несколько очередей, он взорвал в воздухе и другую машину. В дальнейшем выяснилось, что эти самолеты оказались "Мустангами" ВВС США.

Такая стычка с американцами была не единственной. Куда более жаркий бой с американцами будущий маршал авиации принял за пару дней до капитуляции Германии, когда около 20 американских бомбардировщиков класса "Летающая крепость", не обращая внимания на предупредительные выстрелы, вошли в пространство советской оккупационной зоны. Советский ас сбил три самолета, а остальных обратил в бегство, но причислить эти три победы к общему списку не дал. Командир полка только пошутил, что с американцами повоевать придется скоро, и в первый же день новой войны машины, сбитые Кожедубом, припишут на его счет задним числом.

Иван Никитович Кожедуб - один из лучших летчиков советского времени. Он прошел Великую Отечественную войну, и ни разу не был сбит, приводя истребитель на аэродром в любом состоянии. Подвиг Кожедуба - это десятки сбытых самолетов противника и сотни боевых полетов. Он является трижды Героем Советского Союза.

Краткая биография

Кожедуб Иван Никитович родился в большой крестьянской семье на Украине в деревне Ображиевка Черниговской губернии. Он был самым младшим ребенком, имел трех старших братьев и сестру. Датой рождения официально принято считать 08 июня 1920 года, но, как известно, он добавил себе два года, которые были нужны для зачисления в техникум. Настоящей датой рождения Ивана Кожедуба является 06 июля 1922 года. Его отец занимался землей и работал на фабрике, но находил время для книг и даже сам сочинял стихи. Детей он воспитывал в строгости, старался привить им такие качества, как упорство, трудолюбие и исполнительность.

Когда Ваня пошел в школу, он уже умел писать и читать. Учился он хорошо, но школу посещал с перерывами, поскольку по окончании первого учебного года отец отправил его в соседнюю деревню работать подпаском. Перед поступлением в химико-технологический техникум в 1934 году Иван Никитович успел поработать в библиотеке. 1938 год стал переломным в судьбе юноши - тогда он начинает посещать аэроклуб. Весной 1939 года произошел первый его полет, который оставляет большое впечатление. Уже в 1940 году приняв решение стать истребителем, он поступает в военное летное училище, по окончании которого его оставляют инструктором здесь же.

Великая Отечественная война

После начала Ивана Кожедуба и все училище переводят в Казахстан, но после многочисленных рапортов, осенью 1942 года его отправляют в Москву. Здесь он попадает в 240 истребительский авиаполк под командование Игнатия Солдатенко. На первое боевое задание Иван Никитович вылетел в марте 1943 года, но попав под огонь, просто чудом смог приземлится практически невредимым. Прежде чем будущий великий летчик сел за свой новый самолет Ла-5 прошло около месяца.

Личный боевой счет Иван Кожедуб открывает в июле 1943 года, во время . Это был его сорокой боевой вылет. За несколько дней в списке уже значились 4 победы. 6 августа 1943 года Иван Никитович Кожедуб получает свою первую награду - орден Боевого Красного Знамени. В это же время он сам начинает командовать эскадрильей. Осенью 1943 года его отправляют в тыл, впереди предстояли горячие тяжелые бои, нужно было восстановить силы.

Боевые вылеты 1943-1945 гг.

После возвращения на фронт он решает поменять свою тактику, остановившись на бреющем полете, что требовало мужества и большого мастерства. За боевые заслуги в начале февраля 1944 года молодому перспективному летчику-истребителю было присвоено звание Героя Советского Союза. К августу 1944 года Кожедуб получил уже вторую Золотую Звезду Героя Сооветского Союза, в это время он лично сбил уже 48 самолетов противника за 246 боевых вылетов. В первый осенний месяц 1944 года группа летчиков во главе с Кожедубом была направлена в Прибалтику.

Здесь всего за несколько дней под его командованием было сбито 12 немецких самолетов, своих они потеряли только 2. После такой победы противник отказался от активных действий на этой территории. Еще один значимый воздушный бой прошел зимой, в феврале 1945 года. Тогда было сбито 8 самолетов противника, и уничтожен 1 самолет советской армии. Значимым личным достижением для Ивана Кожедуба было уничтожение реактивного Ме-262, который значительно превосходил по скорости его «Лавочкина». В апреле 1945 великим летчиком-истребителем были сбиты его последние 2 самолета противника.

К концу Великой Отечественной войны Иван Кожедуб был уже майором, на его счету было 62 сбитых самолета и 330 боевых вылетов и 120 боев в воздухе. В августе 1945 года уже в третий раз он Героем Советского Союза.

Послевоенные годы

После окончания войны он решил продолжить свою службу. В конце 1945 года Иван Никитович познакомился со своей будущей женой. У браке у них было двое детей: сын и дочь. Он также продолжал учиться, в 1949 году закончил Военно-Воздушную Академию, а в 1956 году Военную академию Генерального штаба. Участвовал в военных действия в Корее, под его командованием была 324 истребительская авиационная дивизия. В 1985 году Ивану Кожедубу выло присвоено высокой звание Маршала авиации.

Также в его биографии необходимо отметить общественную деятельность. Он был депутатом Верховного Совета СССР, а также народным депутатом СССР. Умер Иван Кожедуб у себя на даче 08 августа 1991 года.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: