Учреждения по социальному обслуживанию семьи и детей. Социальное обслуживание семьи

УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ – специализированные и неспециализированные учреждения, создаваемые в системе социальных служб органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления для профилактики безнадзорности и беспризорности, социальной реабилитации дезадаптированных несовершеннолетних, оказания семьям, детям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, психологического статуса. К учреждениям социального обслуживания относятся социальные приюты для детей, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры социальной помощи семье и детям, психолого-педагогической и экстремальной психологической помощи и другие.

Терминологический ювенологический словарь . 2005 .

Смотреть что такое "УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ" в других словарях:

    Словарь терминов по социальной статистике

    СТАЦИОНАРНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ - – учреждения, предназначенные для постоянного, временного (от 2 до 6 месяцев), недельного, дневного проживания (пребывания) престарелых и инвалидов, нуждающихся в постороннем социально бытовом, медицинском обслуживании и уходе. Различают 5… … Социальная статистика. Словарь

    ГОСТ Р 52495-2005: Социальное обслуживание населения. Термины и определения - Терминология ГОСТ Р 52495 2005: Социальное обслуживание населения. Термины и определения оригинал документа: 2.1.6 адресность: Принцип социального обслуживания населения, предусматривающий предоставление социальных услуг конкретным лицам… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Социальное обслуживание населения - В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    Пенсия - (Pension) Пенсия это регулярное денежное пособие, выплачиваемое лицам, имеющим инвалидность, достигшим пенсионного возраста, либо потерявшим кормильца История возникновения пенсии, пенсии в РФ, пенсия по старости, пенсия по инвалидности,… … Энциклопедия инвестора

    Государственная программа - (Government program) Государственная программа это инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий достижение перспективных целей Понятие государственной программы, виды государственных федеральных и муниципальных программ,… … Энциклопедия инвестора

    Безработица - (Unemployment) Безработица – это такое социально экономическое явление, при котором часть взрослого трудоспособного населения, не имеет работы и активно ее ищет Безработица в России, Китае, Японии, США и странах Еврозоны, в том числе в кризисные… … Энциклопедия инвестора

    Великобритания (государство) - Великобритания (Great Britain); официальное название ‒ Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии (The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland). I. Общие сведения В. ‒ островное государство на С. З. Европы; занимает… …

    Великобритания - I Великобритания (Great Britain) остров в Атлантическом океане, входящий в группу Британских островов (См. Британские острова). См. Великобритания (государство). II Великобритания (Great Britain) официальное название Соединённое… … Большая советская энциклопедия

    Индия - Республика Индия, гос во в Юж. Азии. Др. инд. название Sindhus от названия реки Синдху (совр. традиц. Инд). От него авест., др. перс. Hindu, далее др. греч. и латин. India, откуда русск. Индия и аналогичные названия в других европ. языках: англ.… … Географическая энциклопедия

Социальное обслуживание семьи – это деятельность социальных служб по поддержке, оказанию социально – бытовой, социально – медицинской, психолого-педагогических, правовых и других услуг для социальной адаптации семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Существуют следующие виды социального обслуживания :

1) социальный патронаж детей и семей, которые нуждаются в постоянном нестационарном обслуживании в виде социально-бытовых услуг, содействия в получении медицинской и иной помощи;

2) предоставление временного приюта членам семей;

3) организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания с предоставлением социально-бытовой и иной помощи в дневное время, например, детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;

4) консультативная помощь семьям и прочее.

В указе Президента РФ «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» от 01.06.92

сказано о необходимости содействовать созданию и укреплению территориальной сети учреждений нового типа социальной помощи семье и детям (центров социальной помощи, психолого-педагогических консультаций, центров реабилитации детей-инвалидов, центров планирования семьи, центров усыновления, опеки, попечительства и прочего). Рассмотрим для примера некоторые из названных учреждений.

Служба социальной помощи предусматривает:

· выявление группы семей социального риск и оказание им содействия в получении материальной, медицинской, юридической, психолого-педагогической, социально-бытовой и иной необходимой помощи;

· выявление у взрослых и детей социальных, личных и ситуативных трудностей и помощь в их преодолении;

· проведение индивидуальной работы с детьми и взрослыми с асоциальным поведением.

Служба планирования семьи предусматривает организацию центров планирования семьи, формирование у населения ответственного отношения к репродуктивному и сексуальному поведению.

Служба социальной реабилитации проводит:

· социальную реабилитацию членов семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, вернувшихся из мест лишения свободы и пр.;

· оказание помощи бывшим воспитанникам интернатов, детских-домов;

· устройство детей, оставшихся без попечения родителей или проживающих в неблагополучных семьях;

· создание центров усыновления и попечительства, медико-педагогических диагностических центров социальной реабилитации, лечебных и учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних, социальных приютов, бирж для трудоустройства несовершеннолетних и женщин с детьми.

Служба психолого-педагогической помощи предусматривает:

· создание консультаций, центров повышения психологической устойчивости;

· организация служб доверия и служб знакомств;

· содействие в подготовке молодежи к семейной жизни;

· оказание помощи в воспитании детей в семье.

Служба социальной профилактики отклоняющегося поведения имеет своей целью организацию работы по предупреждению преступности, алкоголизма, наркомании, суицидов, бродяжничества, правонарушений и других асоциальных явлений в семье и прочее.

Среднее число обслуженных за год одним учреждением социального обслужи­вания семьи и детей в Российской Федерации сейчас составляет около 3 тыс. че­ловек. Больше всего человек в среднем обслуживается центрами психолого-педагогической по­мощи населению. Второе мес­то по численности обслуженных лиц занимают центры социальной помощи семье и детям. Изменения в обеспеченности услугами кризисных центров для мужчин и женщин не столь динамичны и масштабны. На всей территории страны действует только один кризисный центр для мужчин, в силу чего формально наг­рузку на него составляет численность всего мужского населения страны (око­ло 67 млн. человек). В отношении обеспеченности российских женщин услугами кризисных центров ситуация несколько лучше, за счет увеличения количества центров с 6 в 1997 г. до 18 в 2003 г. В настоящее время на 1 кризисный женский центр при­ходится 4,2 млн. россиянок.

Подробная информация об обеспеченности услугами учреждений социального обслуживания семьи и детей в России в последние десятилетия представлена в приложении Б.

Основной службой, предусмотренной для оказания семье комплекса разного рода услуг, является комплексный центр социальной помощи семье и детям.


Его создание и

функционирование регулируется Методическими рекомендациями по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр социальной помощи семье и детям», которые утверждены постановлением Минтруда России от 19 июля 2000 г. № 52. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. № 1063-р «О социальных нормативах и нормах» подобный центр создается из расчета 1 учреждение на 50 тыс. жителей, проживающих в городе (районе). При наличии в го­роде (районе) менее 50 тыс. жителей создается один центр.

Центр помощи семье и детям осуществляет :

· мониторинг социальной и демографической ситуации, уров­ня социально-экономического благополучия семьи и детей;

· выявление и дифференцированный учет семей и детей, ока­завшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социаль­ной поддержке;

· определение и периодическое предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, медико-социальных, социально-психологических, социально-педагогических и иных социальных услуг;

· поддержку семей и отдельных граждан в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по пре­одолению сложных жизненных ситуаций;

· социальный патронаж семей и детей, нуждающихся в соци­альной помощи, реабилитации и поддержке;

· социальную реабилитацию детей с ограниченными умственными и физическими возможностями;

· оказание помощи гражданам, перенесшим психофизическое насилие;

· участие в работе по профилактике безнадзорности несовер­шеннолетних, защите их прав;

· участие в привлечении государственных, муниципальных и не­государственных органов, организаций и учреждений, а также обществен­ных и религиозных организаций и объединений к решению вопросов оказания со­циальной помощи гражданам и координацию их деятельности в этом направлении;

· внедрение в практику новых форм и методов социального обслуживания в зависимости от характера нуждаемости семьи и де­тей в социальной поддержке и местных социально-экономических условий;

Граждане имеют право обратиться в центр лично, по телефону или напpaвить письменное заявление. Допускается анонимное обращение граждан для получения от­дельных видов помощи. Зачисление на обслуживание производится на основании:

· личного заявления;

· заявления родителя (ей), опекуна или попечителя;

· заключения специалиста по социальной работе;

· направления территориальных органов социальной защиты населения, опеки и попечительства, образования, здравоохранения и внутренних дел, а также общественных организаций и объеди­нений;

· справки учреждения здравоохранения об отсутствии меди­цинских противопоказаний к обслуживанию.

1) комплексной реабилитации, направленной на решение всей совокупности проблем граждан;

2) социальной реабилитации, направленной на решение только социальных проблем граждан или части из них;

1) комплексной адаптации, направленной на решение всей со­вокупности проблем, возникающих у граждан в связи со сменой ус­ловий и места жизнедеятельности;

2) социальной адаптации, направленной на решение социаль­ных проблем, возникающих у граждан в связи со сменой условий и места жизнедеятельности;

3) комплексной профилактики, направленной на предотвраще­ние реальной угрозы трудной жизненной ситуации;

4) социальной профилактики, направленной на предотвраще­ние социальных последствий реальной угрозы трудной жизненной ситуации.

В состав комплексного центра помощи семье и детям могут входить следующие отделения (конкретные направления работы каждого их этих отделений представлено в приложении В):

· организационно-методическое;

· приема граждан;

· консультативное;

· психолого-педагогической помощи;

· помощи женщинам, оказавшимся в трудной жиз­ненной ситуации;

· профилактики безнадзорности несовершеннолет­них;

· дневного пребывания несовершеннолетних;

· реабилитации несовершеннолетних с ограничен­ными физическими и умственными возможностями;

· стационарное;

· срочного социального обслуживания.

В обществе является защита и поддержка инсти-тута семьи.

Основные принципы в деле организации социаль-ной помощи семье со стороны государственных, муниципаль-ных и общественных организаций можно выразить в сле-дующем:

Расширение возможностей семьи для решения жизненно-не-обходимых задач;

Установление связи семьи с другими коллективами, органи-зациями и , которые обеспечивают ресурсы, возможности поддержки;

Содействие эффективному и гуманному действию семьи как социально-экономической системы ;

Развитие самопомощи для улучшения семейной социальной политики на территориях.

Общую функциональную схему можно представить как сис-тему взаимодействия семьи государственными, общественны-ми, конфессиональными и частными структурами.

Планы развития учреждений социального обслуживания се-мьи и детей увязываются, как правило, с задачами реализации региональных программ семейной политики. В настоящее время идет создание горизонтальных структур системы соци-альной помощи семье на всех уровнях с учетом специфики ре-гионов. Так, на районном (городском) уровне организаторы со-циальных служб, обслуживающих семьи, должны знать по-требности населения в такого рода услугах.

В этих целях необ-ходимо учитывать типы семей, наличие острых проблем, от-ношение населения к такой службе; в случаях необходимости формировать общественное мнение по поводу создания соответ-ствующей службы и возможности обращения в нее любого жите-ля региона. Практика становления служб социальной помощи семье в России показывает, что в районе (микрорайоне) необхо-димо предусмотреть предоставление комплекса социальных услуг, как детям, так и родителям.

Областные учреждения призваны выполнять также и науч-но-методические функции: например, комплексный областной центр социальной помощи семье и детям или областной центр социального здоровья населения должен, исходя из местной си-туации, выходить с рекомендациями на властные структуры. Та-кие областные учреждения, как служба «Доверие» и т.п., так-же представляются достаточно перспективными.

Социальная служба помощи должна организовываться как открытая система в соответствии с социальной ситуацией кон-кретной территории, где отдельные учреждения и подразделе-ния службы выступают в качестве структур элементов, созда-ваемых по мере необходимости.

Государственная служба помощи семье и детям выполняет следующие функции:

- аналитическую : изучает проблемы и нужды своего контингента семей или членов коллектива;


- планово-организационную : планирует и организует соци-альное обслуживание в социуме;

- управленческую : обеспечивает контакт с государственны-ми органами, от которых зависит решение проблем клиента, до-бивается решения, проводит оценку результата того или иного мероприятия и т.д.;

- информационную : сообщает населению о возможностях службы, новых государственных решениях по социальной за- щите населения.

Социальная работа в этих службах может выражаться в раз-личных формах помощи семье . Так, например, неотложная помощь при острых психических состояниях человека, вызван-ных социальными условиями или трудной жизненной ситуа-цией направляется на снятие или уменьшение отрицательных, включая даже возможность суицида, последствий такого со-стояния. Эту помощь могут осуществлять такие учреждения и подразделения службы, как телефоны доверия, пункты неот-ложной психологической помощи и др.

Помощь может носить продолжительный характер, когда при трудных жизненных ситуациях клиенту оказывается не только первичная, но и углубленная длительная поддержка, направлен-ная на оздоровление отношения к ситуации, выявление внутрен-них резервов клиента и увеличение его веры в свои силы и воз-можность преодоления сложившихся обстоятельств. Такая по-мощь осуществляется в территориальных центрах социальной помощи семье, социальных приютах для детей и подростков (ма-терей с детьми), реабилитационных центрах, центрах помощи де-тям, оставшимся без родителей, в психолого-педагогических кон-сультациях, территориальных бригадах социальных работников, в которые включаются социальные работники, специализирую-щиеся на разных типах семейных проблем, что дает возможность совместного поиска решения в наиболее сложных ситуациях.

Помощь может быть прямой и опосредованной. Прямая по-мощь направлена непосредственно на защиту прав и интересов клиента, улучшение условий его жизни, снятие нежелательных психических состояний и т.д. Опосредованная помощь предос-тавляется через работу с социальным окружением клиента (се-мья, члены рабочего коллектива, друзья, уличная компания и др.), через различные государственные организации и фонды.

Кроме того, помощь может быть прямой и в другом смысле слова, а именно − в ответ на сложившуюся ситуацию или обра-щение клиента, а также превентивного характера, т. е. преду-преждающей прогнозируемую неблагоприятную ситуацию.

В соответствии с приказом Минсоцзащиты России № 47 от 14 апреля 1994 г. было утверждено Примерное положение о тер-риториальном Центре социальной помощи семье и детям, в ко-тором дано его определение как учреждения государственной системы социальной защиты населения, предназначенного для комплексного обслуживания на территории города, района или микрорайона семей и детей, нуждающихся в социальной под-держке, путем оказания своевременной и квалифицированной социальной помощи различных видов.

Центр может иметь в своей структуре различные подразде-ления социального обслуживания семьи и детей, в том числе отделения первичного приема, информации, анализа и прогно-зирования, социально-экономической помощи, медико-соци-альной помощи, психолого-педагогической помощи, профилак-тики безнадзорности детей и подростков и т.д.

Цель деятельности Центра − способствовать реализации пра-ва семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, со-действовать развитию и укреплению семьи как социального ин-ститута, улучшению социально-экономических условий жизни, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизации связей семьи с обществом и государством, установ-лению гармоничных внутрисемейных отношений.

Основными задачами Центра являются :

Выявление причин социального неблагополучия конкрет-ных семей и детей, их потребности в социальной помощи;

Определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, медико-социальных, психолого-со-циальных, социально-педагогических, юридических и иных со-циальных услуг семьям и детям, нуждающимся в социальной помощи;

Поддержка семей и отдельных граждан в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;

Социальный патронаж семей и отдельных граждан, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;

Участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав;

Анализ уровня социального обслуживания семей с детьми в городе, районе, микрорайоне, прогнозирование их потребности в социальной помощи и подготовка предложений по развитию сферы социальных услуг;

Привлечение различных государственных и неправитель-ственных организаций к решению вопросов социального обслу-живания семьи и детей.

Семьи: неполные, многодетные, малообеспеченные и т.д.;

Дети и подростки, находящиеся в неблагоприятных семей-ных условиях, угрожающих их здоровью и развитию; осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей; имеющие отклоне-ния в физическом и психическом развитии, в т.ч. инвалиды и т.д.;

Взрослые граждане (беременные женщины и кормящие матери; имеющие на иждивении несовершеннолетних детей и т.д.);

Бывшие воспитанники детских домов и школ-интернатов.

Сегодня в системе органов социальной защиты населения действует около 1500 учреждений, рассчитанных на семью и детей, из них около 200 − центры социальной помощи семье и детям.

Важным аспектом в регулировании социально - экономических процессов в обществе является защита и поддержка института семьи. Основные принципы в деле организации социальной помощи семье со стороны государственных, муниципальных и общественных организаций можно выразить в следующем:

расширение возможностей семьи для решения жизненно-необходимых задач;

установление связи семьи с другими коллективами, организациями и социальными институтами, которые обеспечивают ресурсы, возможности поддержки;

содействие эффективному и гуманному действию семьи как социально-экономической системы;

развитие самопомощи для улучшения семейной социальной политики на территориях.

Общую функциональную схему можно представить как систему взаимодействия семьи государственными, общественными, конфессиональными и частными структурами (рис.3).

Планы развития учреждений социального обслуживания семьи и детей указываются, как правило, с задачами реализации региональных программ семейной политики. В настоящее время идет создание горизонтальных структур системы социальной помощи семье на всех уровнях с учетом специфики регионов. Так, на районном (городском) уровне организаторы социальных служб, обслуживающих семьи, должны знать потребности населения в такого рода услугах. В этих целях необходимо учитывать типы семей, наличие острых проблем, отношение населения к такой службе; в случаях необходимости формировать общественное мнение по поводу создания соответствующей службы и возможности обращения в нее любого жителя региона. Практика становления служб социальной помощи семье в России показывает, что в районе (микрорайоне) необходимо предусмотреть предоставление комплекса социальных услуг как детям, так и родителям.

социальный обслуживание население инвалид

Областные учреждения призваны выполнять также и научно-методические функции: например, комплексный областной центр социальной помощи семье и детям или областной центр социального здоровья населения должен исходя из местной ситуации выходить с рекомендациями на властные структуры. Такие областные учреждения, как служба «Доверие» и т.п., также представляются достаточно перспективными.

Социальная служба помощи должна организовываться как открытая система в соответствии с социальной ситуацией конкретной территории, где отдельные учреждения и подразделения службы выступают в качестве структур элементов, создаваемых по мере необходимости.

Государственная служба помощи семье и детям выполняет следующие функции: 11 Николаева Я.Г. Воспитание ребенка в неполной семье: Организация педагогической и социальной помощи неполным семьям. Издательство: Владос, 2006

  • - аналитическую: изучает проблемы и нужды своего контингента семей или членов коллектива;
  • - планово-организационную: планирует и организует социальное обслуживание в социуме;
  • - управленческую: обеспечивает контакт с государственными органами, от которых зависит решение проблем клиента, добивается решения, проводит оценку результата того или иного мероприятия и т.д.;
  • - информационную: сообщает населению о возможностях службы, новых государственных решениях по социальной защите населения.

Социальная работа в этих службах может выражаться в различных формах помощи семье. Так, например, неотложная помощь при острых психических состояниях человека, вызванных социальными условиями или трудной жизненной ситуацией направляется на снятие или уменьшение отрицательных, включая даже возможность суицида, последствий такого состояния. Эту помощь могут осуществлять такие учреждения и подразделения службы, как телефоны доверия, пункты неотложной психиатрической помощи и другие.

Помощь может носить продолжительный характер, когда при трудных жизненных ситуациях клиенту оказывается не только первичная, но и углубленная длительная поддержка, направленная на оздоровление отношения к ситуации, выявление внутренних резервов клиента и увеличение его веры в свои силы, и возможность преодоления сложившихся обстоятельств. Такая помощь осуществляется в территориальных центрах социальной помощи семье, социальных приютах для детей и подростков (матерей с детьми), реабилитационных центрах, центрах помощи детям, оставшимся без родителей, в психолого-педагогических консультациях, территориальных бригадах социальных работников, в которые включаются социальные работники, специализирующиеся на разных типах семейных проблем, что дает возможность совместного поиска решения в наиболее сложных ситуациях.

Помощь может быть прямой и опосредованной. Прямая помощь направлена непосредственно на защиту прав и интересов клиента, улучшение условий его жизни, снятие нежелательных психических состояний и т.д. Опосредованная помощь предоставляется через работу с социальным окружением клиента (семья, члены рабочего коллектива, друзья, уличная компания и другие), через различные государственные организации и фонды.

Кроме того, помощь может быть прямой и в другом смысле слова, а именно - в ответ на сложившуюся ситуацию или обращение клиента, а также превентивного характера, то есть предупреждающей прогнозируемую неблагоприятную ситуацию.

В соответствии с приказом Минсоцзащиты России № 47 от 14 апреля 1994 года было утверждено Примерное положение о территориальном Центре социальной помощи семье и детям, в котором дано его определение как учреждения государственной системы социальной защиты населения, предназначенного для комплексного обслуживания на территории города, района или микрорайона семей и детей, нуждающихся в социальной поддержке, путем оказания своевременной и квалифицированной социальной помощи различных видов.

Центр может иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания семьи и детей, в том числе отделения первичного приема, информации, анализа и прогнозирования, социально-экономической помощи, медико-социальной помощи, психолого-педагогической помощи, профилактики безнадзорности детей и подростков и т.д.

Цель деятельности Центра - способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, содействовать развитию и укреплению семьи как социального института, улучшению социально-экономических условий жизни, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизации связей семьи с обществом и государством, установлению гармоничных внутрисемейных отношений.

Основными задачами Центра являются:

  • - выявление причин социального неблагополучия конкретных семей и детей, их потребности в социальной помощи;
  • - определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, медико-социальных, психолого-социальных, социально-педагогических, юридических и иных социальных услуг семьям и детям, нуждающимся в социальной помощи;
  • - поддержка семей и отдельных граждан в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;
  • - социальный патронаж семей и отдельных граждан, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;
  • - участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав;
  • - анализ уровня социального обслуживания семей с детьми в городе, районе, микрорайоне, прогнозирование их потребности в социальной помощи и подготовка предложений по развитию сферы социальных услуг;
  • - привлечение различных государственных и неправительственных организаций к решению вопросов социального обслуживания семьи и детей.
  • - семьи: неполные, многодетные, малообеспеченные и т.д.;
  • - дети и подростки, находящиеся в неблагоприятных семейных условиях, угрожающих их здоровью и развитию; осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей; имеющие отклонения в физическом и психическом развитии, в том числе инвалиды и т.д.;
  • - взрослые граждане (беременные женщины и кормящие матери; имеющие на иждивении несовершеннолетних детей и т.д.);
  • - бывшие воспитанники детских домов и школ-интернатов.

Сегодня в системе органов социальной защиты населения действует около 1500 учреждений, рассчитанных на семью и детей, на них около 200 - центры социальной помощи семье и детям.

Вопросы улучшения социального положения
семей с детьми являются приоритетными для Департамента социальной защиты населения города Москвы.

В целях организации социального обслуживания семей с детьми в городе Москве в настоящее время функционируют 132 отделения по работе с семьей и детьми в центрах социального обслуживания (ЦСО).

ЦСО являются многопрофильными учреждениями и осуществляют комплексное обслуживание семей и детей по месту жительства путем оказания своевременной и квалифицированной социальной помощи различных видов.

Указанные учреждения оказывают социальную помощь следующим категориям семей: малообеспеченным, многодетным, неполным, опекунским, с детьми-инвалидами и т.д.

В 2012 году будет реализован ряд мер, направленных на оказание социальной помощи малообеспеченным семьям с детьми, состоящим на учете в учреждениях социального jбслуживания.

Социальная помощь является адресной, оказывается на основании личного заявления и акта обследования материально-бытового
положения семьи.

Малообеспеченным семьям с детьми могут быть оказаны следующие виды социальной помощи:


  • продуктовая;
  • вещевая;
  • в виде товаров длительного пользования (холодильников, телевизоров,
    стиральных машин);
  • путевки для детей в оздоровительные учреждения;
  • билеты на различные культурно-досуговые мероприятия и пр.

Помимо этого, в данных учреждениях
оказываются следующие виды услуг:

  • социально-медицинские (санитарно-просветительская работа, массаж, занятия лечебной физкультурой и др.);
  • социально-психологические (консультирование психолога, психодиагностика, проведение индивидуальных занятий и групповых тренингов, в том числе по вопросам профилактики вредных привычек и избавления от них, адаптации детей к школе, общения со сверстниками и т.д., привлечение к участию в клубах общения, экстренная
    психологическая помощь по телефону и др.);
  • социально-правовые (консультирование по гражданскому, жилищному, семейному, трудовому праву, помощь в составлении исков, содействие в оформлении льгот,
    пособий, компенсаций, жилищных субсидий, помощь в решении вопросов занятости и др.);
  • социально-педагогические (педагогическая коррекция, оказание
    помощи родителям в воспитании детей и преодолении педагогических ошибок и конфликтных ситуаций с детьми, организация совместного досуга родителей и детей
    и т.д.);
  • социально-бытовые (обеспечение
    талонами в парикмахерские, химчистки, бани, прачечные).

Во многих центрах социального обслуживания работают отделения дневного пребывания несовершеннолетних, в которых дети получают 2-разовое питание (обед и полдник), организуются различные досуговые мероприятия, проводится работа по развитию творческих способностей детей в кружках, клубах по интересам, оказывается помощь в подготовке домашних
заданий, реализуются программы социальной реабилитации детей.

В дни зимних и летних школьных каникул дети и подростки, посещающие отделения
дневного пребывания, получают 3-разовое питание (завтрак, обед и полдник).

Кроме того, в отделениях дневного пребывания проводятся и выездные мероприятия с посещением музеев, выставок, концертов, театров, спортивных мероприятий, экскурсий по сторическим местам и др.

Телефоны горячих линий и экстренных служб

Телефон «Горячей линии» Департамента социальной защиты населения города Москвы (круглосуточно): 8-495-623-10-59.

«Горячая линия по решению проблем беспризорных несовершеннолетних
»: 8-499-201-06-50.
Целью службы является координация движения беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних,
выявленных в городе, для осуществления экстренного устройства детей, оказавшихся в социально опасном положении, а также содействия родителям в розыске пропавших детей на базе Социального приюта «Алтуфьево».

«Горячая линия социально-психологической помощи детям и семьям мигрантов,
находящихся в трудной жизненной ситуации»: 8-499-201-59-47.
Функционирует на базе Социального приюта для детей и подростков «Алтуфьево».

Городская круглосуточная приемная:
607-17-19.
Работает на базе Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
- «Красносельский», специалисты которого осуществляют практическую помощь обратившимся в формах телефонного консультирования, а также консультативных приемов, семейного консультирования и психотерапии семьи, индивидуальной и групповой коррекции.

В соответствии с Соглашением между
Правительством Москвы и Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, телефон Городской круглосуточной приемной для несовершеннолетних
СРЦ «Красносельский» ЦАО города Москвы подключен к Общероссийскому детскому телефону доверия:
8-800-2000-122.

Городская круглосуточная мобильная служба по оказанию экстренной
социальной помощи несовершеннолетним 8-499-975-27-50.
Создана на базе СРЦ «Красносельский» при поддержке
Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в РФ в целях раннего выявления семейного неблагополучия, профилактики детской
безнадзорности, оказания разносторонней помощи несовершеннолетним и семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Специалисты ГКМС в любое время суток готовы выехать для оказания экстренной социальной помощи несовершеннолетним вне Центра и принять меры по устранению причин, обусловивших трудную жизненную
ситуацию.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: