Свобода одного человека заканчивается там. «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого»

Это пятничный пост.

Расхожая фраза "cвобода одного гражданина кончается там, где начинается свобода другого" встречается в политических дискуссиях на каждом шагу. Как правило, она используется как девиз правильного общественного устройства, как принцип свободы, но с оговоркой, что "свобода не есть вседозволенность". Эту формулу любят как либералы, так и те, кто хочет продемонстрировать ограниченность либерализма. И как правило, никто не задумывается о её конкретном значении и применимости в жизни

1. Исконная формулировка: юридический казус

История обсуждаемого лозунга смутна. Одни источники рассказывают о комической истории, когда во Франции парламентарий слишком эмоционально вёл себя на заседаниях и своими жестами тревожил коллег. На замечания он сказал, что как свободный гражданин считает себя в праве жестикулировать как угодно. Суд по депутатской этике постановил, что свобода жестикулировать не может быть безгранична: "ваша свобода размахивать руками заканчивается там, где начинается кончик носа стоящего рядом человека". По другой версии, некультурное поведение приписывается не французскому депутату, а англичанину со звучной фамилией Hooligan, причём не в форме жестикуляции, а в форме драки. Как бы то ни было, первая формулировка обсуждаемого принципа ограничивала свободу одного человека именно кончиком носа другого.

Если понимать эту исконную формулировку буквально, то она весьма либеральна: есть общее пространство, в котором люди свободны, но дополнительно, у каждого есть индивидуальное пространство, на которое покушаться не подобает. Каждый человек свободен почти везде за некоторыми исключениями. Но у этого принципа есть очевидная проблема: он оставляет нерешённым большое количество спорных ситуаций между людьми, когда они не покушаются на телесное благополучие друг друга. Например, если два французских парламентария захотели построить себе дома ровно на северном полюсе, то это будет невозможно, даже если их кончики носов далеки друг от друга. Свобода одного человека очень часто мешает свободе другого, и принцип кончика носа не может здесь описать все варианты

2. Новая формулировка: романтический принцип свободного общества?

Видимо, размышляя над подобными коллизиями, какой-то другой исторический персонаж (мне и здесь не удалось найти его точного имени) решил переиначить принцип по-новому: "ваша свобода кончается там, где начинается свобода другого человека". Новая формулировка, на первый взгляд, лучше: она звучит серьёзно, а не комично, более стройна лингвистически, и вроде даже решает проблему серой зоны, где "все свободны". Но при кажущейся серьёзности, она содержит в себе такие неоднозначности и подводные камни, которые и не снились изначальной формулировке. Обсудим её основные распространённые интерпретации и отметим их недостатки

Интерпретация 2. "Каждый гражданин должен быть свободен, пока он не вредит другим ". Иными словами, "чуть-чуть мешать другим можно", но не надо "откровенно гадить". Это более смягчённая, компромиссная интерпретация. Почти дословно она даже включена во французскую конституцию (La liberte c"est la possibilite de faire tout cequi ne nuit pas a autrui). По идее, это просто апелляция к здравому смыслу, к совести. И каждый человек, который живёт по совести, действительно руководствуется этим принципом. Но как политический лозунг он недалеко ушёл от первой интерпретации, а возможно - даже хуже её ввиду кажущейся благовидности и мудрости. Прежде всего, данный принцип не оговаривает степень, в которой человек должен воздерживаться от покушения на интересы других. Ходить в туалет в подъезде - вроде как, очевидно плохо. Курить на остановке - уже более спорно. Рисовать карикатуры на РПЦ - тоже. Женщинам носить брюки - вроде как нормально, но лишь потому, что общество с этим согласилось. У данной интерпретации есть и ещё один, куда менее очевидный и более опасный недостаток: принцип "не гадить" имеет явный перекос против активной стороны в любом вопросе. Сторонник идеи "не гадить" мыслит не интересами сторон, а категориями "виновник - жертва". Художник, высмеивающий РПЦ - гадит. Курильщик на остановке - гадит. Участник гей-прайда - гадит. А суд, который садит за оскорбление РПЦ - может и несправедлив, но не "гадит", а просто ставит на место тех, кто "гадил". Любой социальный активизм очень легко подвести под метафору "гадить". А репрессии против такового активизма - нет.

Интерпретация 3. "Свободы граждан должны быть разграничены, каждый должен быть свободен на своей и только на своей территории ". В качестве альтернативы вышеперечисленным интерпретациям, либертарианцы часто предлагают формальное разграничения свобод, симметрично учитывающее интересы сторон. Архетипом разграничения является собственность на землю: пусть люди не могут быть свободны во всём, но они могут быть свободны каждый в своей области. Эта интерпретация близка к изначальному высказыванию о кончике носа, но в ней отсутствует общее пространство, в котором все свободны. И потому, свобод в ней явно меньше. При этом, она содержит точно такую же недосказанность, как и интерпретация 2: она не уточняет, как именно должны быть разграничены свободы. Где кончается сфера влияния одного гражданина, и начинается другого. Когда речь шла о кончике носа, такой критерий, пусть и спорный, был. Данная же интерпретация ничего не говорит о границах, она лишь говорит, что они нужны. Интерпретации 2 и 3 обе основаны на вере в существование некоторых справедливых умолчаний. В первом случае это некая объективно истинная мораль, во втором - как правило, многократно раскритикованная в истории концепция естественного права. Если в отношениях классической собственности ещё можно с натяжкой признать право "кто первым занял территорию, тот и владеет", то во множестве других вопросов ситуация совершенно неясна. Имеет ли курильщик право курить на остановке автобуса? Имеют ли право верующие избивать художника, посмеявшегося над ними? Это всегда вопрос конкретных правил, установленных в обществе и государстве. И эти правила могут сильно отличаться от тех, что мы привыкли считать либеральными и/или демократическими. Например, если король установит правило, что вся земля улиц - его вотчина, то гражданин, вышедший из дома, уже ущемляет права короля. И это тоже будет соответствовать принципу "свобода одного кончается там, где кончается свобода другого". Чтобы исключить такие крайности, иногда к принципу "свобода одного гражданина кончается там, где начинается свобода другого" добавляют принцип "закон одинаков для всех". Но это решает лишь малую долю проблем. Может быть равный для всех закон, что курить на остановке можно, а может быть равный для всех закон, что нельзя. Может быть равный для всех запрет религиозной сатиры, а может быть равное для всех отсутствие такого запрета

3. Пессимистический взгляд: констатация несвободы?

Приведённые рассуждения показывают, что принцип "свобода одного гражданина кончается там, где начинается свобода другого" - скорее всего, плохой рецепт свободного общества. В лучшем случае, он бесполезен, в худшем - вреден, ибо оправдывает ограничения гражданских свобод под предлогом, что те или иные активисты "мешают", а то и "гадят" окружающим. Но было бы ошибкой выбросить этот принцип на свалку истории. Возможно, у него есть другой глубокий и мудрый смысл. Но состоит он - не в оптимистическом идеале, а в прямо противоположном. Этот смысли - в констатации грустного факта, что между гражданами есть конфликты потребностей. Что абсолютная свобода невозможна.

Приверженцы принципа ограниченности свободы одного гражданина свободой другого неправы в том, что снабжают его словом "должна". Нет ничего хорошего в том, что свободы разных людей конфликтуют. Но такова данность, с которой приходится мириться. Человек фундаментально обречён на несвободу, и целиком эта несвобода не сможет быть устранена даже при коммунизме. Человек зависит от других особей и должен идти с ними на компромисс. "Нельзя жить в обществе и быть свободным от него" - этот лозунг в политике очень любят враги гражданских свобод как таковых, но если отбросить демагогию и смакование ими этой несвободы, то они правы. Горько правы. Или... может быть, не совсем правы?

4. Реалистический взгляд: проблема, которую можно решить

И оптимистическое, и пессимистические понимания обсуждаемого принципа оба ошибочны в своём максимализме. Если подойти реалистично, то лозунг "свобода одного человека должна кончаться там, где начинается свобода другого" ошибочен, но ошибочен и лозунг "свобода одного человека вынуждена кончаться там, где начинается свобода другого". Не "должна" и не "вынуждена". А всего лишь "иногда может ". А может и не кончаться. Две свободы могут идти вместе. Если один человек построил себе дом ровно на северном полюсе, то он этим ограничил свободу любого другого человека совершить аналогичный поступок. Но если один человек читает книгу "Война и мир", он этим не не ограничивает свободы другого человека делать то же самое. Свобода гражданина - это число возможностей. И нельзя сказать, чтобы оно было на всех людей величиной постоянной. Ресурс можно не только поделить, но и произвести. И расширение свободы одного не обязательно бывает за счёт сужения свободы другого.

Неправильно стремиться к тому, чтобы свобода первого человека кончалась с началом свободы второго. В этом нет ничего хорошего. Но неправильно и сидеть сложа руки. Надо активно стремиться к обратному: чтобы свобода первого человека не кончалась с началом свободы второго .

Не всякий конфликт интересов решается компромиссом или игнорированием интересов одной из сторон. Некоторые конфликты можно решить, удовлетворив интересы всех участников. Можно построить два павильона на остановке автобуса: для курящих и некурящих. Можно ввести вариативность законодательства в разных регионах, обеспечив свободу передвижения желающих в любом направлении. Выделить регионы для любителей казино, и нелюбителей такого соседства. Регионы для антицерковных художников и регионы для тех, кто слишком чувствителен к ущемлению религиозных чувств. Регионы для геев и регионы для гомофобов. Но всё это требует очень зрелого правосознания граждан, до которого нам пока далеко. Уважения к потребностям всех людей, а не только "добропорядочных" или "свободомыслящих". Уважения и к радикальному художнику, и к фанатически верующему. К курящему и к некурящему. К националисту и к интернационалисту. Полностью устранить конфликты людей в обозримом будущем невозможно. Не могут два человека одновременно быть президентом США. Нельзя полноценно удовлетворить потребности Битцевского маньяка и его жертв. Но в большинстве случаев стоит искать решения. А для начала - хотя бы прекратить использовать лозунг "свобода одного человека кончается там, где начинается свобода другого" для оправдания собственной интеллектуальной лени

Философы всех времён и эпох задавались вопросом: что есть свобода? Кто-то полагал, что свобода есть цель человеческого развития, кто-то считал её осознанной необходимостью, но так или иначе, человечество всегда стремилось к свободе, мечтало о ней.

Автор высказывания – известный русский мыслитель и анархист – Михаил Александрович Бакунин говорит о невозможности существования в нашем мире абсолютной свободы. Каждый человек наделён совокупностью прав и определённой свободой, а значит, никто не может нарушать эту свободу и пренебрегать правами других людей.

Я согласна с точкой зрения автора, ведь свобода – это возможность проявления своей воли в условиях осознания законов развития природы и общества. На мой взгляд, свобода любого человека может быть ограничена правовыми и моральными нормами.

В первом случае человек несёт ответственность за свои деяния перед государством, а во втором случае за свой нравственный выбор человек несёт ответственность перед обществом и самим собой.

Ярким примером свободы нравственного выбора является восстание декабристов 1825 г. Но государственный переворот поднялись не угнетенные бесправием крестьяне, а потомственные дворяне и высокопоставленные военные. Этим людям были открыты многие дороги в жизни. Но таков был их выбор: не остаться в стороне от простого народа и спокойно жить, а открыто выступить против самодержавной формы правления и крепостного права. За организацию Восстания декабристы понесли ответственность: многие были отправлены в ссылки, а пятеро казнены.

Каждый человек должен понимать, что в некоторых случаях от его свободы выбора может зависеть безопасность других людей или сохранность их имущества. Например, директор государственного лесозаготовительного предприятия приказал работникам приостановить валку леса в связи с неблагоприятными погодными условиями (туман). Один лесозаготовщик продолжил спиливание деревьев, желая выполнить план и получить премию. В результате поваленное дерево значительно повредило припаркованный самосвал, который из-за тумана работнику не был виден. В этом случае свобода выбора человека будет ограничена государством. Лесазаготовщик за совершенное действие понесёт ответственность, так как он нанёс материальный ущерб предприятию.

Таким образом, свободу человека всегда предусматривает его ответственность за свой поступок. В нашем мире свободным может быть только тот человек, который соблюдает законы и уважительно относится к правам других людей.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Тема эссе:

«Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого».

М. Бакунин.

Избербаш - 2016г.

1. Введение……………………………………….3

2. Основная часть……………………………..….3

3. Заключение ……………………………………5

Список используемой литературы……………...6

Введение.

Высказывание русского мыслителя, анархиста Михаила Бакунина «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого» очень схожа с цитатой «Право одного человека заканчивается там, где начинается право другого человека». Это одно из наших любимых цитат, и не согласиться с ним не можем.

Каждый знает, что у него есть, не только права, но и обязанности, а наша свобода не абсолютна, и она ограничена моральными, правовыми, социальными и другими нормами. Мы должны знать, где начинаются наши права и заканчиваются, и где наступают наши обязанности.

Проблема эта актуальна в современном обществе, потому что у большинства людей правовые, моральные и нравственные качества не достаточно развиты, а это не редко приводить к нарушению прав других людей.

Основная часть.

Понятие «свобода» имеет много значений.

Прежде всего, термин «свобода» мы воспринимаем, как возможность проявления субъектом своей воли в условиях осознания законов развития природы и общества. Свобода – это и есть право делать всё то, что не вредит другим. Свобода бывает там, где господствует закон, а не произвол.

Под «законом» мы понимаем: нормативно - правовой акт, принятый законодательным органом государственной власти в особом порядке, регулирующий определенные общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения. Законы нашего государства основаны на принципе прав и свобод человека и гражданина. По Конституции нашего государство «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Эти права наше государство гарантирует. Но наравне с правами существуют и обязанности.

Но насколько человек добросовестно выполняет свои обязанности, зависит от внутренних регуляторов, таких как нравственность и совесть человека. Нравственность – правила, определяющее поведение: духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также в выполнение этих правил, поведения. А совесть – это внутренний регулятор человека. Ибо человек без совести, это уже не человек. Под «совестью» мы понимаем чувства нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми. Она даёт возможность поступать в соответствии с правом. Сегодня мы живем в демократическом правовом государстве, где основной целью государства объявлен человек, его права и свободы.

Право - это не только мера юридической свободы, но и мера юридической ответственности. А ответственность, такая же объективная необходимость, как и свобода, т. е. условие свободы.

Любое право может быть реализовано только через чьи - то обязанности. На этот момент обращал внимание Г. Гегель. Он утверждал, что права и обязанности «соединены в одном и том же отношении …коррелятивны (корреляция - взаимная связь, соотношение предметов, явлений или понятий), прежде всего в том смысле, что некоторому праву с моей стороны соответствует в другом некоторая обязанность. Если бы у одной стороны были бы все права, а у другой все обязанности, то целое распалось бы».

Монтескье писал «Разреши человеку делать все, что он захочет, и ты погубишь его». Эти слова являются ярким примером того, что неограниченная свобода человека вредит не только обществу, но и самому себе. В подтверждение сказанному хотим привести несколько примеров:

а) политика США, которая является «демократическим» нарушает права других суверенных государств и их граждан, ведёт политику разжигания конфликтов между разными социальными группами в этих странах. А сами при этом выступают, как освободители, то есть, как полицейские всего мира. Безнаказанность и неограниченная свобода этого государства, иногда вместо спокойствия и мира, приносит хаос другим государствам;

б) персонажи фильма «Убить дракона » делали то, что хотели, нарушали права других людей, громили все, что встречалось на пути. Чтобы почувствовать себя осознанно свободным, им, прежде всего, надо убить дракона в самом себе. Дракон – это плохие черты человека, которые не дают брать ответственность за себя и свои поступки;

в) очень часто современная молодежь собираются в ночное время у подъездов домов или в квартирах. Создают много шума, на замечания соседей, нагло отвечают «Имеем право отдохнуть, как мы хотим», при этом забывают, что другие люди в это время имеют право на тишину и спокойствие, ведь многим с утра пораньше нужно идти на работу, а для этого необходим полноценный сон. Получается молодые люди, реализовывая, как они считали свои права, нарушили права других, это уже правонарушение.

Эти примеры показывают, как вседозволенность одних приводит к ущемлению прав других.

Заключение:

Делая выводы, хотим вернуться к самому высказыванию: «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого». Эти слова, подобно «золотому правилу нравственности», которое гласит: «Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе», стали лозунгом в современной действительности. В нашем обществе наравне с правом есть и обязательства, а также ответственность за невыполнение возложенных обязательств. Свобода всегда должна быть ограничена справедливым законом во благо общества.

Список используемой литературы:

    Гегель Г. Сочинение. Том 3. Москва. 1934 г. Стр.294.

    Гегель Г. Философия права. Москва. 1990 г. Стр.28.

    Иеринг Р. Борьба за право. Москва. 1991 г. Стр.8.

    Матузов Н. И, Малько А. В. Теория государства и права. Москва. 1997 г. Стр. 242.

    Монтескье Ш. О духе законов. Москва. 1956 г. Стр. 242.

    Сухарев А. Я., Крутских В. Е., Сухарева А.Я. Большой юридический словарь. - М: Инфра-М. 2003 г.

Актуальность проблемы в высказывании М.Бакунина: "Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого" поднимает вопрос свободы личности в условиях формирования правового государства. Я думаю, что смысл высказывания заключается в том, что абсолютной свободы в обществе не может быть, и поэтому утверждение автора, я считаю-правильным.

В доказательство данного высказывания, в первую очередь, нужно раскрыть понятие свободы. Что же это такое? Свобода- это наличие возможности выбора. Но, так как абсолютной свободы в обществе не существует, следовательно, у свободы есть границы. У каждого человека свои границы свободы, но существуют общепринятые границы, обусловленные законом. Что же значит "закон", и почему он играет важную роль в формировании правового государства? Закон- это правило, обязательное для исполнения всеми гражданами данного государства.

Закон регулирует все общественные отношения, и обладает высшей юридической силой. Но, только ли закон регулирует отношения людей и ограничивает их свободы?! Конечно- нет. Вместе с законом ограничителем являются мораль, совесть и ответственность. Если мы сразу понимаем почему границей свободы являются мораль и совесть, то, услышав о связи свободы и ответственности, -мы задумываемся: "Почему же ответственность в списке ограничителей?". Я попробую объяснить эту связь. Ответственность- это обязанность отдавать кому-либо отчет о своих действиях и поступках. Следовательно, свобода и ответственность- две стороны сознательной деятельности человека. Чем больше свободы дает человеку общество, тем больше его ответственность за пользование этими свободами.

Теперь, к своим доказательствам я хочу прикрепить примеры:

1. Право слушать громкую музыку не должно ограничивать право на отдых других людей, поэтому закон вводит ограничение по времени.

2. Свобода в производстве продуктов питания ограничивается требованием санитарных норм.

Я полностью согласна с выражением великого русского мыслителя Михаила Бакунина. Действительно, абсолютной свободы в нашем обществе не было, нет и не будет, и ограничивая свободу, мы защищаем себя, и общество в целом, от хаоса, безнаказанности и произвола.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-10-01

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.


"Твоя свобода кончается там, где начинается свобода другого".

Казалось бы - с чем тут спорить?

Однако, из данного тезиса логически следует либо отступление человека от собственных принципов, либо тотальная несвобода.

Т.е. рассмотрим ситуацию, которую призван регулировать данный принцип: свобода одного члена общества вступила в противоречие со свободой другого члена общества. При этом понимание самого слова "свобода" в этом случае не суть важно.

Первый человек, исходя из тезиса "моя свобода кончается там, где начинается свобода другого" отказывается от своей свободы в пользу второго.

Но! Если второй субъект воспользуется предоставленной возможностью, он воспользуется ею вопреки свободе первого (и засчёт этой свободы)! Т.е. придёт в противоречие с разбираемым принципом. Чтобы не прийти к этому противоречию он должен также отказаться от своей свободы в пользу первого .

Т.о. в любой ситуации, когда свободы разных людей хоть мало-мальски противоречат друг другу все субъекты конфликта должны, согласно разбираемому принципу, отказаться от своей свободы . Стать несвободными.

Но, следовательно, в обществе, следующем этому принципу человек оказывается свободным (точнее - имеет право на свободу) только если его свобода, его интересы совпадут со свободой и интересами ВСЕХ членов этого общества ; даже не с интересами самого общества, а именно с интересами и свободой каждого индивидуума, взятого в отдельности . Вероятность чего исчезающе мала.

Т.о. общество этого принципа тотально лишено свободы.

[конечно, логически точным было бы сказать, что общество этого принципа свободно настолько, насколько велика вероятность совпадения интересов одного отдельно взятого члена общества с интересами всех отстальных членов общества, взятых в отдельности. т.е. строго говоря это общество несвободно не совсем тотально, но вероятность проявления свободы в этом обществе мала настолько, что можно и не брать её в расчёт. кроме того вероятность свободы в таком обществе обратно пропорциональна количеству его членов. и если общество из двух человек вполне может быть свободным, и следуя этому принципу, то для общества из ста миллионов человек вероятность проявления свободы определяется дробью с астрономическим количеством нулей после запятой.]

Что характерно - этот принцип также не даёт следующим им механизма противодействия нарушениям этого самого принципа, использующим ущемление чужой свободы с выгодой для себя. Т.к. противодействие этому нарушителю ущемляет его свободу нарушать данный принцип. Противодействующий посягновениям других на свободу людей с корыстной целью, исходя из самого защищаемого тезиса становится преступником, посягающим на чужую свободу.

Кроме того в обществе этого принципа свободны только те, кто нарушают его, т.е. используют несвободу прочих в своекорыстных интересах.

ОТСЮДА:

Следствие №1:
Тезис "Твоя свобода кончается там, где начинается свобода другого" могут проповедовать только:

1) Искренне заблуждающиеся люди, не удосужившиеся просчитать следствия применения этого принципа
2) Люди, просто выучившие этот тезис, особо не вникая в смысл и особо не следуя ему

И, согласно античной парадигме "Cui bono?":
3) Люди, использующие ущемление чужой свободы на благо своей, т.к. этот принцип им выгоден

Следствие №2:
Люди, провозглашающие тезис "твоя свобода кончается там, где начинается свобода другого" выступают в интересах тех, кто ради себя лишает свободы прочих.

P.S.
Кстати, данные мысли появились в моей голове в результате обдумывания трёхдневной давности спора в столовой Асфальто-бетонного завода во время обеденного перерыва.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: