Страдание святой мученицы татианы. Святая Татьяна (житие, изображения)

25 января - день памяти Предлагаем узнать о том, кто же такая святая Татьяна, как прошла ее жизнь, где построены храмы и церкви в ее честь. Ее имя (в Татиана означает «устроительница») было дано ей отцом в надежде, что устроит она жизнь свою по-новому, с Христом.

Детство и юность святой Татианы

Святая Татьяна выросла в семье знатных граждан Рима. Родители будущей святой занимали весьма высокое положение в обществе, при этом были тайными христианами. Воспитанию дочери придавали особое значение. С детства будущая мученица хорошо усвоила идеалы христианского благочестия. Быть верной Христу было сложной и опасной задачей, требующей подвига. Начало II века от Рождества Христова - это время гонений, убийства верующих. Так, наблюдая за жизнью верующих христиан, святая мученица Татьяна еще ребенком впитала идею неотступной веры и просила Бога в детских молитвах дать ей силы не сбиться с выбранного пути. Господь исполнил ее прошения. Став совершеннолетней, Татиана отвергла все радости обеспеченной жизни, решила посвятить свои таланты церкви. Осознанно она отказалась от замужества и избрала путь «невесты Христовой», то есть путь девства. Так она приукрасила себя добродетелью целомудрия.

Диакониса Татиана

Пастырь церкви обратил внимание на горячую веру и трудолюбие юной Татианы и предложил ей служение в сане диаконисы. Она с радостью и ответственностью приняла этот почетный дар. Будучи диаконисой, святая Татьяна участвовала в богослужении, в круг ее обязанностей входила также подготовка людей к таинству Крещения, помощь в этом священном обряде. Неустанно она проповедовала слово Божие, миссионерствовала, посещала больных, на деле исполняя заповедь Христа о любви к ближним.

Мученический венец

В 222 году от Р.Х. правителем Рима стал однако власть его была, скорее, номинальной. Действительное же руководство осуществлял ярый мучитель и противник христиан римский градоначальник Ульпиан. Он преследовал верующих и учинял над ними самые жестокие расправы. Конечно, горячая вера и милостивое служение Татианы были замечены, и ее схватили. Святая мученица Татьяна была доставлена на место жертвоприношения языческому идолу Аполлону, от нее требовали признать в нем бога и принести жертву. Она же стала молиться, тогда произошли подземные толчки, как от землетрясения, статуя идола разлетелась, многие служители погибли под обрушившимся потолком здания.

Увиденное вызвало приступы гнева у римских стражников, они стали бить мученицу, лишили ее глаз, причиняли другие ужасные мучения. Однако святая Татьяна продолжала молиться. Она просила Бога вразумить ее мучителей, открыть им Истину. И Господь внял ее молитве, палачи увидели ангелов, предстоящих святой Татиане. Тогда они, а их было 8 человек, пораженные увиденным, бросились святой в ноги, моля о прощении их греха, и исповедовали Христа Богом. За это они приняли мученическую смерть.

Дальнейшие истязания святой

На следующий день для Татианы были придуманы новые истязания. Ее тело обнажили, избивали и резали бритвами. Однако мучители быстро уставали, некоторые даже сами умерли, как будто кто-то отводил удары от тела мученицы и направлял на них. Ночью святую Татиану бросили в темницу, где она молилась до рассвета.

Когда же утром она явилась на суд, то на ней не было видно даже следов страшных пыток, которым она подвергалась накануне. На сей раз ее принуждали принести жертву идолу богини Дианы. И снова святая дева молилась. Что принесла молитва святой Татьяне? Статуя обратилась в пепел от удара молнии.

В гневе мучители снова заточили ее в темницу. На следующий день Татиану вывели на арену с диким львом для растерзания на глазах публики. Однако лев ничуть не повредил мученице и даже стал ласкаться к святой и лизать ей ноги. Когда некто из стражников, заподозрив, что это ручной зверь, хотел удалить его с манежа, он разорвал его.

Мучители не знали, какой еще пытке подвергнуть женщину. Святая Татьяна, икона которой почитается православными всего мира, была приговорена к смертной казни усекновением головы. Тогда же был казнен и ее отец, решивший последовать примеру дочери и открыть свою веру. Это событие датируется двенадцатым января 226 года от Р.Х.

Храмы, освященные во имя святой мученицы Татианы. Церковь Святой Татианы при Государственном университете им. Ломоносова

Одним из славных храмов святой мученицы Татианы является церковь в Московском государственном университете имени Ломоносова. Очень интересна и символична история ее создания.

Инициаторами и идеологами открытия МГУ, первого университета в России, были М. В. Ломоносов и граф Они ходатайствовали об учреждении университета перед императрицей. Государыня Елизавета удовлетворила прошение указом от 25 января 1755 года (12 января по старому стилю), в день памяти мученицы Татианы. Естественно, эта дата и стала днем рождения университета. Примечательно, что имя Татиана с греческого языка переводится не иначе как «учредительница», «устроительница».

Храм святой мученицы Татьяны был местом, где проходили многие значимые события для студентов, связанные с известными деятелями искусства. Марина Цветаева приняла в этой церкви святое крещение, совершались отпевания великих людей того времени: Н. В. Гоголя, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, А. А. Фета.

В советские времена в здании церкви размещалась библиотека, студенческий театр. В 1995 году власти передали здание храма РПЦ. Сегодня вход в церковь украшает сияющий крест и слова: «Свет Христов просвещает всех». С 2005 года дата 25 января официально отмечается как День студентов.

Свято-Татьянинский храм при Омском государственном университете

Храмы Омска отличаются большим количеством, одним из них является Свято-Татьянийский храм. В истории его только пишутся первые страницы. В 2000 году активисты Омского государственного университета, главным образом факультета теологии, стали собирать подписи учащихся и сотрудников заведения в поддержку учреждения православного храма.

Стоит отметить, что церковь при ОмГУ освящалась с участием настоятеля церкви святой мученицы Татьяны при МГУ протоиерея Максима, находившегося в Омске в эти дни. Большим трудом создавался храм Святой мученицы Татьяны при университете, далеко не всем пришлось по душе его открытие, находились даже и ярые противники. Однако в апреле 2001 года приход был официально зарегистрирован. Позднее в храме удалось организовать церковный хор и школу воскресного дня.

Но не только знамениты освящением в честь святой Татьяны. Так, в Луганске с 1999 года началось строительство церкви, освященной в честь этой мученицы. Надо заметить, что ее возведение происходило на деньги, собранные инициативными студентами Луганского национального института, а именно союзом «Луганщина», состоящим из добровольческих отрядов и студенческого парламента.

Церковь святой Татьяны во Владивостоке

Есть и часовенка, освященная во имя мученицы Татианы, во Владивостоке. В ней до 2004 года проводились венчания, отпевания и таинства крещения, а позднее стали совершаться литургии, для чего выстроили новое помещение для алтаря. Храм вошел в единый комплекс университета вместе с мемориалом погибшим во время Великой Отечественной войны политехникам и колокольней. В часовню для поклонения верующих была доставлена частица мощей мученицы Татианы, которая находится там и до сего дня.

Одесский Свято-Татианинский храм

В 2000 году в городе Одессе при Юридической академии был заложен фундамент храма в честь святой Татианы.

Для студентов было совершено освящение церкви и первая литургия в 2006 году. К слову сказать, расположение Свято-Татианинского храма очень удачно, поскольку в его окрестностях находится не один университет, а целое множество: институт Одесская академия пищевых технологий, Политехнический институт, а также корпуса общежитий и здания Национального университета Одессы им. Мечникова, Аграрный университет. Так что церковь по праву может называться студенческим приходом.

Почитание святой мученицы Татьяны

Святая Татьяна, икона которой есть в каждом храме, почитается христианами по всему миру. Однако именно для восточной церкви мученица стала так близка и поистине заслужила народное почитание.

В России святая Татиана считается покровительницей просвещения, студентов, образования. Поэтому и день ее памяти 25 января называется Днем студентов.

Многие современные студенты считают своей небесной покровительницей и помощницей святую мученицу Татьяну. Они молятся ей накануне важных событий, перед экзаменами. У нее просят помощи в освоении наук, защиты от злых сил.

Примерно в одно время, на рубеже 1990-х и 2000-х годов, по всей России стали строиться церкви, прославляющие святую мученицу Татиану, покровительницу просвещения.

Великомученица Татьяна ежегодно поминается в православном мире как покровительница студентов и ревнительница христианской веры.

25 января не только в православии, но и в миру отмечается день Татьяны . Студенты почитают ее как свою покровительницу, соблюдают народные традиции, широко отмечают это время гуляньями. В православии в этот день совершается праздничный молебен по Татьяне Римской, которая погибла мученической смертью за веру в Господа.

История иконы

Татьяна родилась в семье богатого консула. Воспитание своей дочери он проводил по христианским заветам. С каждым годом девушка становилась все краше, но не было для нее большего счастья, чем помогать ближним. Она собиралась посвятить свою жизнь служению Господу. Однако смена власти в Риме привела к тому, что христианская община прекратила свое существование. Татьяну пытались склонить к языческой вере, однако она отказалась кланяться идолам. Разозленные язычники пытались причинить вред девушке, но каждый их удар сопровождался болью. Татьяна в это время страстно молилась Высшим Силам о защите, и ей не было нанесено никакого вреда. Более того, рядом с ней появились Ангелы. Не сумев побороть волю девушки, идолопоклонники предали ее казни вместе с отцом.

Описание иконы

На иконе искусно выписана девушка в ярко-алом хитоне, держащая в правой руке крест, который символизирует ее мученичество. В ее левой руке находится свиток Святого Писания. На многих иконах в ногах великомученицы расположен лев. Его изображение не случайно: оно доказывает, что власть Господа распространяется на все живое. Припадающий к ногам Татьяны дикий зверь символизирует покорность, признает праведницу выше и сильнее себя. Есть иконы, на которых святая Татьяна держит в руках зеленую ветвь, символизирующую райские кущи и новую жизнь, которая ждет каждого, кто доверит свое существование Высшим Силам.

В чем помогает икона

Татьяну считают покровительницей студентов , поэтому каждый, кто проходит обучение, обращается к ней с молитвами. Защитница христианства, великомученица дарует обучающимся свою благодать и помогает освоить науки. Однако в том случае, если обучающийся не готов трудиться, а ленится и уповает лишь на помощь Высших Сил, милость оказана не будет. Родители нередко приобретают список с иконы в подарок своим детям, поступившим в средние и высшие учебные заведения. Возносят Татьяне молитвы и те, кто давно закончил обучение, чтобы получить защиту и покровительство, набраться умения вести дела, оградить себя от нападок завистников и неверующих.

Молитва перед иконой мученицы Татьяны

«Святая мученица Татьяна, хранительница православной веры, принявшая свою кончину от неверцев, обретшая Царствие Небесное! Обращаемся к тебе с искренними молитвами. Разожги наши умы да дай нам внимать обучению, внемли нашим словам и позволь пройти все тернии обучения, дабы наполнить разум знаниями, применять его на благо себе и окружающим, жить в мире и гармонии со всем миром. Помолись за нас Господу Всемогущему, дабы благословил он на обучение рабов своих. Аминь».

Дата празднования

25 января (12 января по старому стилю) священнослужители совершают праздничное богослужение, в котором поминают великомученицу Татьяну. В этот день многие студенты присутствуют в церквях и храмах, чтобы получить небесное благословение.

В день празднования соблюдают не только православные, но и мирские традиции , а также следят за народными приметами. Проведите этот день с близкими людьми и не забудьте попросить защиты у великомученицы. Желаем вам счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и

25.01.2018 04:43

Матрона Московская - одна из любимых и почитаемых православными верующими святых. С самого рождения она...

Святая мученица Татиана родилась в первой половине III века в знатной римской семье. Ее родители были христианами и воспитали дочь преданной Богу и Церкви. Достигнув совершеннолетия, Татиана не стала выходить замуж, и все свои силы отдала на служение Церкви, приняв чин диаконисы в одном из римских храмов.

До распространения монашества такой чин существовал в древнехристианской Церкви. Диаконисы избирались среди девиц и вдов и помогали по храму, прислуживали при крещении женщин, занимались в общине раздачей милостыни и уходом за больными.

В 222 году в Риме на престол вступил шестнадцатилетний Александр Север. Юный император опирался на поддержку известного римского юриста Домиция Ульпиана, государственника и патриота. Но именно тогда, когда к управлению государством приходили лучшие люди Рима, положение христиан ухудшалось. Дело в том, что в Риме религиозность, хотя и была поверхностная и обрядовая, тесно переплеталась с идеей государственности. Образованные люди считали необходимым поддерживать древнюю религию, так как полагали, что культ Рима и императоров лежит в основе политической стабильности государства.

Залогом благонадежности гражданина было его участие в установленных законом обрядах. Что он думает при этом, юридического значения не имело. Христиане же отказывались поклоняться статуям богов и богопочитать императоров даже формально. Они соглашались только молиться за императора. Но с точки зрения римского права этого было недостаточно. Поэтому христиан судили как политических преступников, для которых были предусмотрены самые тяжелые наказания.

Как и многих христиан, мученицу Татиану привлекли к суду и привели в храм Аполлона, предлагая ей принести положенную жертву. Но вместо этого святая стала молиться. Внезапно произошло землетрясение, идола разнесло на куски, а часть храма обрушилась и придавила жрецов. Бес, обитавший в идоле, с воплем бежал, при этом все видели пронесшуюся по воздуху тень. Происшедшее вызвало ужас среди народа, и святую обвинили в магии. За колдовство и магию по римскому закону полагались пытки, сожжение на костре или растерзание зверями.

Святую деву стали бить, выкололи ей глаза. Но она мужественно сносила мучения и, как Господь на Кресте, молилась за своих палачей. И случилось чудо. Палачи вдруг увидели четырех ангелов, которые окружили деву и отводили от нее удары. Восемь палачей уверовали во Христа и пали к ногам святой, прося отпустить им грехи. За исповедание себя христианами они были тотчас казнены, приняв Крещение кровью.

На другой день Татиану вновь пытали, но из ран вместо крови истекло молоко, и в воздухе разлилось благоухание. Мучители же святой закричали, что кто-то невидимый бьет их самих железными палками. Святую бросили в темницу и на следующий день вновь принялись истязать. Видя, что пытки не причиняют ей вреда, судьи окончательно уверились, что святая Татиана является колдуньей, и осудили ее на съедение зверям. Мученицу привели в цирк и выпустили на арену голодного льва. Но зверь, вместо того чтобы броситься на девушку, стал кротко лизать ее ноги. Тогда Татиану бросили в огонь, но и огонь не повредил мученице. Чтобы лишить чародейку волшебной силы, язычники остригли мученице волосы и заперли в храме Зевса. На третий день, отворив храм, жрецы и воины увидели поверженного в прах идола и молящуюся святую мученицу Татиану. Тогда мужественной страдалице отсекли голову мечом. Вместе с ней был казнен и ее отец.

Память святой мученицы Татианы и всех пострадавших с ней христиан празднуется Церковью 25 (12) января. В этот день в 1755 году в Москве по инициативе М.В. Ломоносова был основан первый в России государственный университет. С тех пор мученица Татьяна почитается в России как покровительница студенчества.

День Тезоименитства святой Царевны-Мученицы Татианы

В этот зимний день принято поздравлять всех Татьян. Особое место среди женщин, носивших это святое имя, занимает вторая дочь Царя-Мученика Николая II и императрицы Александры Федоровны, Великая Княжна Татьяна, разделившая трагическую судьбу своей семьи в 1918 году, когда ей шел 22-й год. После августа 2000 г., когда Русская Православная Церковь прославила в лики святых Царскую Семью, в святцах появилась еще одна святая с именем Татиана.

Татьяна родилась в 1897 г. Высокая, худенькая, с прекрасными чертами лица, она более других сестер была похожа на мать. "Едва ли вы смогли бы найти хоть кого-нибудь, кто был бы столь же тонок", - отзывался Гиббс. Александр Мосолов, глава императорской канцелярии, писал, что она была "самая миловидная из сестер". Отменно утонченная, Татьяна покоряла всех своей грацией и мягким характером. "Она была поэтическим созданием, - вспоминала Лили Дэн, - вечно тоскующим по идеалу и мечтающим о большой дружбе".

По воспоминаниям современников, близко знавших царскую семью, Татьяна, несмотря на то, что она была второй по старшинству дочерью царя, занимала по существу главенствующее в семье место. Из детей она обладала наиболее сильной волей и твердостью характера. "Если бы семья лишилась Александры Федоровны, - вспоминала госпожа Битнер, - то крышей бы для нее была Татьяна Николаевна. Она была самым близким лицом к императрице. Они были два друга...". "Когда Государь с Государыней уехали из Тобольска, - писал полковник Кобылинский, - никто как-то не замечал старшинства Ольги Николаевны.

Что нужно, всегда шли к Татьяне: "Как Татьяна Николаевна". Это была девушка вполне сложившегося характера, прямой, честной и чистой натуры; в ней отличалась исключительная склонность к установлению порядка в жизни и сильно развитое сознание долга. Она ведала.../из-за болезни/ Матери, распорядками в доме, заботилась об Алексее Николаевиче и всегда сопровождала Государя на его прогулках, если не было Долгорукова. Она была умная, развитая; любила хозяйничать и, в частности, вышивать и гладить белье".

Царевна была очень религиозна, любила духовное чтение, с сестрами и матерью она часто говорила о молитве. Вторая царская дочь была воистину не от мира сего, так дивно в ней сочетались изящество и особенная красота с духовным взглядом на жизнь, добрым сердцем и трудолюбивыми руками.

Как и старшая сестра, Татьяна очень любила детей. У обеих Княжон было много крестников в семьях дворцовой охраны и в семьях офицеров прибрежной охраны. Царевны часто приглашали их во дворец и дарили одежду и разные вещи.

Забота о других, непрестанный труд и молитва сказывались на внутреннем устроении святой Царевны Татианы. Форма сестры милосердия стала для дочерей святого Царя-Мученика подлинным монашеским одеянием. Война застала их совсем юными, не познавшими всех мирских радостей, присущих этому возрасту. Образ жизни старших княжон был замкнутый и строгий, состоящий из молитвы, труда, обучения, благотворительной деятельности и присутствия на официальных приемах.

С трепетом просматривая в архиве дневник великой княжны Татьяны 1915-1916 гг., написанный крупным, ровным, порывистым почерком, удивлялась я необыкновенной чуткости Великой Княжны - после посещения лазаретов она записывала имена, звания и полк, где служили те люди, кому она помогла своим трудом сестры милосердия. Каждый день она ездила в лазарет... И даже в свои именины...

Долг пред Богом и Россией - вот что было основой жизненного пути Царевны Татианы, отдыхом для которой служило чтение духовных книг. После мученической кончины Царской Семьи в вещах второй дочери Государя была найдена книга «О терпении скорбей», представлявшая собой изречения святых отцов и учителей Церкви. В этой книге Великой Княжной выделены следующие слова: «Верующие в Господа Иисуса Христа шли на смерть как на праздник, становясь перед неизбежной смертью, сохраняли то же дивное спокойствие духа, которое не оставляло их ни на минуту... Они шли спокойно навстречу смерти потому, что надеялись вступить в иную, духовную жизнь, открывающуюся для человека за гробом».

Эти слова призывают нас преклониться перед высотой духа и величием подвига святой Мученицы.

СВЯТАЯ МУЧЕНИЦЕ, ЦАРЕВНО ТАТИАНО, МОЛИ БОГА О НАС!

Cвятая Татьяна помогает тем, кто молод душой, кто не боится изменений, кто стремится сделать жизнь лучше и краше. Недаром вот уже более 200 лет российские студенты считают ее своей покровительницей, а Татьянин день отмечают как свой главный праздник. Святая Татьяна помогает усердным ученикам, умягчает сердца строгих преподавателей, осеняет своим участием университетские торжества: от научных чтений – до каникул, от посвящения в студенты – до свадьбы. Она укрепляет нас на жизненном пути, а когда успех дела зависит не только от нашего усердия, но и от везения, от счастливого стечения обстоятельств – святая Татьяна берет под свое покровительство. Открой книгу и помолись святой Татьяне – она поможет активным и творческим людям в учебе и работе, в дерзании, творчестве, в покорении самых сложных вершин.

Из серии: Святые вам помогут

* * *

компанией ЛитРес .

Житие святой мученицы Татианы

Лицо ее было спокойно и радостно…

Жена моя, Татьяна, с трепетом ждет, когда я напишу эту главу. И я должен рассказать о той, в чью честь она названа была и чьи именины празднует с весельем и надеждой всю свою жизнь. «Напиши так, чтобы читатель полюбил святую Татьяну, чтобы понял, насколько она близка нашей русской православной вере», – просит она. Я киваю. Я постараюсь.

Прошедшее столетие для России было не только веком больших потрясений, но и веком святых. Откройте современные святцы: каждый день – память десятков новомучеников и новоисповедников. Да и в наше, казалось бы, мирное время люди страдают и умирают за веру: священников истязают и убивают, сжигают их вместе с семьями в собственных домах. Года не проходит, чтобы СМИ не рассказали о подобной трагедии. А о скольких мы не знаем… Но была бы у современных христиан такая сила веры, если бы не вдохновлялись они примером святых древности? В то далекое время, когда жила святая Татиана, за одно только подозрение в таком «преступлении», как принятие христианской религии, человека могли подвергнуть пыткам и истязаниям.

А если «вина» была доказана – христианину грозила смерть. По всему Риму язычники требовали от христиан отречения от веры и поклонения своим рукотворным идолам. Быть христианином означало выбрать смерть. Но святые подвижники делали этот выбор, изумляя сограждан твердостью и несгибаемостью духа.

Христиан обвиняли во всех «государственных преступлениях» или «изменах», потому что они не молились в языческих капищах, не падали ниц перед императорами, не признавали их «божественной» власти. Христиан объявляли колдунами, потому что суть христианских таинств и обрядов была непонятна язычникам. Языческие жрецы измышляли о христианских общинах нелепые и гнусные слухи, которые распространялись в народе для поддержания неприязни к христианам. Все кражи, убийства и прочие злодейства, совершаемые в Риме, приписывались христианам. В результате не только имущие власть, но и чернь желала христианам смерти. Но бесстрашие христианских подвижников, героическая смерть мучеников обращали в веру даже их мучителей. Трагические судьбы христианских святых дают представление о жестоком времени, в которое довелось жить святой деве Татиане.

Христианские подвижники III–IV веков

Святая мученица Татиана Римская жила в III веке после Рождества Христова. В то тяжелое для христиан время подвиг добровольного мученичества несли тысячи подвижников. Их имена сегодня почитаются во всем христианском мире. Назову лишь некоторых, имена которых сегодня должен знать каждый православный человек.

Одним из самых известных стал святой Николай-Чудотворец, епископ Мир Ликийских, его любовно называют у нас на Руси Николаем-Угодником (день памяти – 19 декабря). Наследник именитых римлян, он отдал свое состояние на нужды благотворительности. При жизни Николай-Угодник был прославлен как защитник оклеветанных и невинно осужденных, почитается как избавитель от напрасной смерти.

Вспомним священномученика Власия (день памяти – 24 февраля), епископа Севастии, чудесного целителя, подвергшегося жестоким гонениям. После многих пыток святого бросили в озеро, и он пошел с именем Христовым по воде, как по суше. Святой Власий был обезглавлен, а перед казнью обещал молиться за всякого, кто вспомнит его имя.

Святая великомученица Варвара (день памяти – 17 декабря) в IV веке приняла трагическую смерть от идолопоклонников. Последней просьбой великомученицы пред Господом в ее земной жизни было моление даровать ей заступничество за всякого, кто вспомнит в свой роковой час страдания святой девы и через нее обратится к Божьей помощи.

Врачу святому Пантелеимону (день памяти – 9 августа) врачевание Христовым именем стоило жизни. Господь оберегал целителя: меч против него был бессилен, на его теле заживали раны от кипящего олова, срастались переломы от колесования. Когда святого Пантелеимона призвало Небо, он сам попросил воинов усечь свою главу. Не кровь, а молоко потекло из его раны, а маслина, к которой привязали святого во время истязаний, покрылась зрелыми плодами.

Святой Кир был врачом, знаменитым и безмездным, в городе Александрии, а святой Иоанн – воином в городе Едессе. Кир, которому был дан Богом благодатный дар целительства, многих язычников обратил в христианство. В Диоклетиановы времена (Римский император начала IV века) Кир оказался в Аравийской пустыне и стал иноком, продолжая врачевать страждущих. Иоанн пришел в пустыню, чтобы найти святого Кира и стать его учеником. Святых целителей обезглавили язычники, но от святых мощей стали происходить чудесные исцеления. Позже нетленные мощи святых перенесли в Рим, а потом – в Мюнхен. День памяти святых Кира и Иоанна – 11 июля.

Святой Диомид (день памяти – 29 августа) тоже врачевал при императоре Диоклетиане, исцеляя телесные и душевные хвори. Диоклетиан приказал воинам взять Диомида. В минуту пленения святого Диомида призвал Господь. Воины, чтобы отчитаться в исполнении поручения, отсекли мертвому врачевателю голову, отчего ослепли и уверовали в Христа.

Священномученик Ермолай (день памяти – 8 августа) – пресвитер, обративший святого Пантелеимона в христианство. Священномученик был обезглавлен во время гонений на христиан за непоколебимую веру.

Мученики Аникита и Фотий (племянник Аникиты) гонимы при Диоклетиане за открытую христианскую веру и обличение язычников. Господь берег их от всякой казни и призвал к себе только по их молитве. День памяти святых Аникиты и Фотия – 25 августа.

Дочь римского консула

Крещенные в тайне «Творец Ангелов избрал тебя из Древнего Рима…»

Татиана родилась в Риме в начале III века нашей эры, в правление императора Марка Аврелия, принявшего имя Антонин Каракалла. Как и многие римские властители, свое правление он начал с убийства своего брата; было это в 211 году н. э. В его правление Рим стал признанной столицей империи; и тогда же все население как в самом Риме, так и в отдаленных уголках империи получило равные права римского гражданства. При нем же были построены роскошные термы (бани) для всех римлян – их развалины до сих пор восхищают туристов.

При Каракалле, который, в отличие от других императоров, терпимо относился к христианам, отец Татианы был назначен римским консулом и по положению был близок к правителю. Но его духовная жизнь протекала в совсем другом мире, он был христианином и человеком богобоязненным. В те времена открыто быть христианином могло означать не только утрату общественного положения, но и жизни. Поэтому отец святой девы, как и многие тогдашние христиане, сохранял тайну своего крещения, а дочь воспитывал в Божьем духе и благочестии, учил ее Божественному Писанию: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его… » (Ин., 1–6).

«Татьяну с самых ранних лет родители стали приучать к благочестию. Они брали ее с собою на тайные богослужения, совершаемые ночью в катакомбах. Пробираясь по узким коридорам катакомб, едва освещенным масляными лампами, она видела, что стены этих коридоров хранят в себе мощи мучеников, тела усопших в вере и преданности Христу. В дни их памяти она слышала гимны, прославлявшие их подвиги, и трепетным сердцем внимала рассказам об их святой жизни и страданиях. Ей самой захотелось быть такой же, как эти святые мученики, так же любить Христа и так же отдать за Него жизнь».

Епископ Александр (Милеант). Сочинение «Святая Татиана: “Ища тебя, принимаю страдание”».

Юная дева слушала отца и мечтала о Небесном Отце. Она хотела служить Ему и готовила себя к этому служению с детства. Об этом поведано в Акафисте мученице Татиане:

«Творец Ангелов избрал тебя из древнего Рима, чтобы ты, как песней, прославила житием твоим святое имя Божие, и с детства воспитана была в страхе Божием и добродетелях…» (Икос 1) .

В 217 году император, чье правление началось с убийства, сам был убит. Его преемником стал 14-летний Бассиан, жрец Солнца из сирийского города Эмеса. Став императором, он взял имя Аврелий Антонин, по прозвищу Гелиогабал. Красивый мальчик в жреческих одеждах оказался деспотом. Несмотря на свою юность, новый император проявил себя как человек жестокий и развратный. Он ненавидел римскую культуру и римские языческие обряды хотел заменить сирийским культом Солнца. Римляне-язычники отказывались повиноваться сирийским жрецам, а римляне-христиане обвиняли императора в распущенности и бесчеловечности. Гелиогабал за время правления не приобрел влияния среди знати и не пользовался авторитетом в войске. Количество его любовниц и любовников исчислялось сотнями. Вся империя содрогалась от ужаса, когда в честь сирийских богов по всей стране приносились человеческие жертвы.

За всю-то жизнь совершил один добропорядочный поступок – усыновил своего малолетнего двоюродного брата, Александра Севера, оставшегося без родительской опеки. Но потом раскаялся в собственном благородстве и задумал лишить несчастного отрока жизни. Слух о готовящемся покушении просочился за стены императорского дома и вызвал негодование граждан. Разъяренные римские воины ворвались во дворец и убили нечестивого императора, а его тело привязали к седлам коней и протащили по всему городу. Вечный город стоит на реке Тибр, в эту реку и бросили тело Антонина Гелиогабала.

«Бурю злых напастей испытал нечестивый царь Антонин Гелиогабал, когда его тело воины, возведшие на царство Римское Александра Севера, влекли по городу и с поруганием сбросили в реку Тибр» (Кондак 4).

На тринадцать лет в стране воцарился новый император – Александр Север. Но Татиане не довелось пережить это недолгое царствование. Впрочем, рассказ об этом будет дальше. А пока Татиана росла, расцветала и все более укреплялась в своей любви к Богу.

Невеста Христова

Радуйся, Бога предпочетшая миру…

Татиана достигла совершеннолетия, и у отцовского дома стали виться благородные женихи. Отец с волнением ждал выбора своей дочери, ему предстояло расставание с ней, а все новое дается с болью. Особенно тревожился он о том, что среди претендентов на руку дочери не было христиан. Каково ей будет жить в доме язычников? Отец знал, что отречься от истинной веры невозможно. Неужели ей придется загнать веру в самые отдаленные тайники души, а на людях поклоняться идолам? Но Татиана не такова, чтобы лицемерить и притворяться.

«Видел богобоязненный родитель твою жизнь, всечестная, и наслаждался дарованиями Божественными в тебе, ибо любил Христа больше своей знатности и консульской власти, во всякий день хвалу Ему вознося: Аллилуия» (Кондак 2).

Святая Татиана с детства отдала свое сердце Христу. Став девушкой, она окончательно поняла, что в ее жизни нет большей любви, чем Христос. Отцу Татиана призналась, что будет всю жизнь хранить верность Единому Жениху – Спасителю. Отец-христианин воспринял решение своей дочери как единственно для нее возможное. Он видел искренность и целеустремленность Татианы и отпустил дочь для общественного служения.

Из-за открытой христианской жизни дочери богатый римский сановник мог потерять положение в обществе. Но где истинная любовь, там и выбор будет в пользу истины и любви. Святая Татиана вышла за порог родительского дома с горячим отцовским благословением.

«Разум небесный был тебе дарован в юности, и захотела жизнь свою провести в девстве и целомудрии. Христос же Бог, укрепляя тебя в этих добродетелях, принял тебя в Небесные селения; прими же и от нас эти уподобления: Радуйся, птица, парящая в Небесах, Радуйся, ибо девство и целомудрие были твоими крылами; Радуйся, Бога предпочетшая миру…» (Икос 2).

Пламенея любовью к Спасителю, святая дева Татиана все дни проводила в молитвенном бденье, а плоть умерщвляла строгим постом. И юная плоть подчинялась душе. Святая дева объявила себя Христовой невестой, и отныне никто не посягал на ее целомудрие и девство. Благо ко времени ее совершеннолетия на короткий период изменилась обстановка в Риме.

Диакониса Христовой церкви

Император Александр Север, сын христианки

В 222 году всходит на римский престол шестнадцатилетний Александр Север. Сын христианки Маммеи, Север относился к христианам с большим сочувствием, но сам принять христианство не мог: это лишило бы его права быть императором. Даже в императорском дворце Александр повелел поместить изображение Христа и ветхозаветного Авраама. Лики Христовы соседствовали со статуями Аполлона и Орфея.

Юный император и в политической жизни искал согласия. Он прислушивался к сенату, но оставлял за собой право принимать решения. Сократил расходы на войско, но не ослабил дисциплины. Придерживаясь римского языческого культа, Александр защищал и растущую христианскую общину. Однако и без покровительства императора римляне относились к христианам с доверием и интересом. Христиане самой своей жизнью доказывали истинность веры в Спасителя: опекали слабых и бездомных, проповедовали жизнь вечную, говорили, что пред единым Богом все равны. Но главное – в их общинах царила такая любовь, такое согласие, что это замечали даже самые упертые язычники. «Посмотрите, как они любят друг друга », – с изумлением говорили о христианах первых веков. Именно любовью побеждало христианство языческий мир.

Любовью побеждало христианство языческий мир.

Но сенаторы и близкие ко двору вельможи были недовольны. Язычество давало власть над людьми, потому что древние боги вселяют страх. Этот страх был частью политической системы: жрецы служили богу-императору и получали за это хорошую плату, неприкосновенность и имущественную защиту.

Удержать всю полноту власти молодому императору не удалось. Глава императорской гвардии Префект Дольмиций Ульпиан стал при Александре «серым кардиналом». Этот человек отличался мстительным и жестким нравом. В его представлении закон и право были не для христиан – христиане в империи должны быть вне закона! Ульпиан положил начало новым гонениям на верующих. От имени императора в Риме и провинциях отныне запрещали собрания христиан, выносили постановления сжигать святыни и священные писания.

Началась травля христианских священников – им предписывалось служить языческим богам и совершать жертвоприношения перед статуями идолов. В случае неповиновения галилеянам (так язычники называли христиан) грозили лютыми мучениям и даже смертью. Кровь христиан лилась рекой…

«Слышали и видели нечестивые консулы, как молод царь Александр Север, и притесняли христиан. Злочестивый, подобный нравом зверю правитель Ульпиан замыслил убийство галилеян, повелев им покланяться римским богам. Был тогда страх великий и потекла кровь мучеников как вода…» (Икос 4).

В империи и провинциях был создан культ личности императора, перед их статуями совершались богослужения. Сенаторы-язычники надеялись укрепить империю поклонением общим идолам, их целью было полное искоренение истинной веры.

Милосердное служение святой Татианы

В это скорбное для христиан время святая дева Татиана проявляла особенное усердие в молитве и жила добродетельной жизнью. Священники назначили ей служение в качестве диаконисы христианской общины. В ее обязанности входило ухаживать за больными, оказывать помощь неимущим и страждущим, посещать узников в темницах. Диакониса находила время для каждого, кто нуждался в ее помощи.

«Сила Божественной любви сделала тебя служительницей Христовой, ибо была избрана и поставлена на славное служение диаконис, и с тех пор, служа Церкви с великой радостью, непрестанно хвалила Бога: Аллилуия…» (Кондак 3).

Страждущие стекались в общины со всего Рима, и здесь они принимали христианство. Потому что никто не заботился о пастве так, как галилеяне. Христианские врачи лечили безмездно (бесплатно) и сами готовили для больных лекарства. Юная диакониса разыскивала врачей для больных, а врачи учили ее выхаживать своих пациентов.

А тех, кто не имел пристанища, святая дева размещала в домах христиан. Остальные члены общины приносили неимущим еду, передавали пропитание в больницы и тюрьмы.

«Заботясь ревностно о Церкви Божией, трудилась в новом знании, увеличивая свои труды и подвиги, и, подобно бестелесным Ангелам, служила ближним во Христе…» (Икос 3).

«Житие святой Татианы» свидетельствует, что в 226 году сенат издал приказ для всех жителей Рима: принести публичную жертву языческим богам. Это было сделано, чтобы выявить тайных христиан и предать их суду. Солдаты и доместики повсюду искали тех, кто уклонился от повиновения сенату. И вот они ворвались в убежище христианской общины и стали требовать от ее членов исполнения приказа. Святая дева назвалась диаконисой и сказала их начальнику:

В 226 году сенат издал приказ для всех жителей Рима: принести публичную жертву языческим богам. Это было сделано, чтобы выявить тайных христиан и предать их суду.

– Мы верим в Единого Бога Отца, Сына и Духа Святого. Других богов мы не знаем, и наша жертва будет лицемерной. Не мучай нас, ты видишь, здесь много больных, они нуждаются в покое. Тебе и твоим солдатам не надо быть здесь.

– Как ты смеешь указывать нам на дверь? Нас послал император, ты не можешь нарушить его приказ! Добровольно или силой, но ты выполнишь приказ! Схватить ее!

Святую деву схватили и вывели за дверь, потом повели по улице, как преступницу. Солдаты толкали ее и насмехались. По Риму вели сотни христиан, начинались их страстные дни.

Страстные дни

Несчастную деву привели к храму Аполлона. В храме все было готово для принесения жертвы, от девы требовалось лишь разжечь огонь на жертвенном алтаре перед языческим идолом. Казалось, что может быть проще: с язычниками разводить огонь перед их богами, а в своей общине – молиться Христу и веровать в Единого Бога. Но святой Татиане была противна сама мысль о таком лицемерии. Языческий ритуал означал для нее надругательство над верой и изменой Небесному Жениху. Подобно сотням своих последовательниц она произнесла:

– Благам земным я предпочту блага небесные. Древние боги, пусть даже такие величественные, как ваш Аполлон, не даруют мне вечной жизни, я не в силах им поклоняться. Существует для меня Единый Бог, Его Имя я и буду прославлять вечно. Все могут быть озарены небесным светом – только надо захотеть. А я другого света и помыслить для себя не могу, все другое – только тьма. Окунись я во тьму сейчас – нечего и надеяться на вечное спасение. Но сегодня Господь мой со мною, и я Его не отрекусь.

«Казалось бы, велика ли важность – бросить щепотку фимиама на жертвенник или поклясться гением императора, – но христиане и это считали изменой Христу, актом отречения от Него и потому под разными предлогами старались уклониться от участия в общенародных праздниках; им приходилось таиться и скрывать свою веру в истинного Бога. Когда же вспыхивало очередное гонение на христиан, когда их принуждали открыто, при всех, похулить Христа и принести жертвы идолам, тогда даже и тайные христиане объявляли о своей вере, терпели страдания и лишались жизни, как это и случилось с отцом святой Татьяны».

Епископ Александр Милеант

Татиана стала молиться. Господь тотчас услышал ее молитвы: мраморный бог опрокинулся на пол и раскололся на куски. Раздались зловещие звуки, из черепков идола выскочила обитавшая там лукавая сила – очевидцы заметили ее мерзкую тень. Затем стены храма начали рушиться; их обломки падали прямо на язычников.

«Видев чистую жизнь твою, языческие вожди взяли тебя как христианку и повели в языческий храм на поклонение. Ты же вознесла молитву Христу Богу, и пал Аполлон, бог языческий, обвалилось капище идольское, и многие идолопоклонники смерть приняли. Мы же чтим силу молитвы твоей и восхваляем тебя: Радуйся, Аполлону не поклонившаяся…» (Икос 5).

Но доместиков ничто не образумило, они были ослеплены неверием. Восьмеро огромных, облаченных в доспехи мужчин набросились на святую Татиану. Но юная дева видела: Господь рядом. Подобно Христу, молившемуся на Кресте за своих распинателей, святая дева просила Спасителя не наказывать доместиков, но показать им свет истины – здесь и сейчас.

Гонители повлекли святую деву на место пыток. Там ждал их судья, он холодно спросил у святой девы, намерена ли она и дальше противиться.

– Пожалей себя, дева, поспеши вместе с нами принести жертву древним богам. Император долго был слишком добр к вам. Но сегодня терпение кончилось. Прими римскую веру, и тело твое будет так же прекрасно. Если пойдешь против нас – у меня нет выбора: ты будешь жестоко наказана. Тюрьма и пытки – это наименьшее из того, что тебя ждет.

Святая дева молчала и только молилась в душе и за своих палачей. Тогда судья дал знак начинать пытку. Татиану били и терзали железными крючьями. Палачи готовы были выколоть ей глаза, так ослепила их ненависть к непокорной галилеянке. Но ангелы Господни были рядом, они принимали удары на себя. А мучителям казалось, что тело девы твердо, как наковальня. Они уставали бить, а их удары невидимо отражались и сыпались на тела палачей, нанося им глубокие раны. И наконец они воззвали к судье:

– Ничего уже нельзя с ней поделать! Мы сами страдаем от ее пыток! Ты видишь, мы в крови, а на ее теле кровь от прежних ран запеклась! Вели прекратить!

Судья жаждал крови и не унимался. А страстотерпица Татиана продолжала молиться о тех, кто страдал вместе с ней, – о своих палачах!

И вдруг один из палачей вскричал:

– Стойте, зачем мы слушаем судью! Дева не сделала ничего плохого, за что мы бьем ее?!

Земля задрожала, раздался гул. Гонители остановились. Они смотрели на юную деву смущенно:

– Откуда в ней столько силы? Не ее ли Бог ей дает? Только по одному ее зову Он пришел разрушить храм Аполлона… И сейчас Он не оставляет ее… любой человек бы умер уже от наших ударов!.. Я готов верить в такого Бога! Его не надо ублажать жертвами и призывать годами! Он рядом с ней, пусть она скажет нам Его имя!

Доместики смотрели на Татиану со священным ужасом. Тело мученицы было в крови, юное прекрасное лицо обезображено побоями, но дева улыбнулась и отвечала:

– Я только попросила Его открыть вам свет истины, и свет пролился на вас. Скоро свет этот достигнет ваших душ, и вы узнаете: Его зовут Христос!

Солдаты ждали, что при упоминании имени столь всемогущего Бога мощеная площадь под ними провалится. Но камни не шелохнулись, а только солнечный свет стал ярче. На душе у всех сделалось тепло, и раскаяние захлестнуло сердца грешников:

– Верим в Христа! Прости нас, дева, мы пришли обидеть тебя по невежеству своему! Как заслужить твое прощение?!

– Не предо мной вы виноваты, а только перед Ним! Он видит ваше раскаяние, но вы ступили на трудный путь, вас ждут теперь испытания. Господь, я знаю, не оставит вас, только и вы не оставляйте Его – верьте, как я верю! И вы узнаете вечную жизнь, такой жизни вам не сможет подарить ни судья, ни император, ни Аполлон…

«Воссиял свет Христов в воинах, тебя мучивших, когда уверовали в истинного Бога и вскричали: «Прости нас, служительница истинного Бога, прости, потому что не было нашей воли на страдание твое». И с того часа стали детьми Божьими. Мы же, восхваляющие чудеса милости Божией, зовем: Радуйся, страданием ко Христу возводящая» (Икос 6).

Так восемь язычников уверовали во Христа. Креститься им суждено было не от воды, а от собственной крови. Судья повелел схватить их, жестоко бить, а когда изнемогут – усечь им головы.

Новообращенные христиане были казнены на месте, без всякого суда, чтобы «вера галилеян» не распространялась больше по Риму. А святую мученицу бросили в тюрьму. Для нее страстные дни только начинались…

Первая ночь перед пытками. «Все, что мне уготовано, вынесу…»

Святая дева лишь догадывалась, что ей предстоит перенести. Она знала Евангелие и понимала, как труден будет путь к Небесному Отцу. Дева трепетала, но готовилась к своим испытаниям, как Христос готовился к Голгофе в Гефсиманском бденье. Господь явил святой Татиане Свою силу в языческом капище и на месте ее избиения. Теперь святой мученице предстояло явить Ему свою преданность. Наступала ночь, святая дева горячо молилась:

– Помоги моему отцу, Господи, он страдает, не зная обо мне! Укрепи и защити его, если и он схвачен! Господи, Ты знаешь, мы не скрывали веры своей и Твоей милости не скрывали пред многими! Мы не умолчали о Евангельской правде, но всенародно открыли истину Божию. И правду Твою восхваляли, всем указывая путь ко спасению. Не оставляй меня и отца, не удали от щедрот Твоих! Все, что мне уготовано, вынесу. Возьми меня, как взял Сына Своего возлюбленного, – до того, как силы оставят меня. Слаб человек! Укрепляй меня ежечасно! Не о теле прошу, о душе, ибо для нее жизнь вечная!

Господь слушал молитвы святой мученицы, и ангелы Его были посланы для утешения. Они исцеляли душу Татианы и заживляли раны на ее теле – за ночь раны перестали кровоточить и затянулись.

На судилище Ульпиана

Истекала вместо крови молоком…

Настало утро, и новые палачи пришли за святой девой, чтобы вести на новый суд. Когда Татиану вели по Риму, по толпе прошел ропот: «Смотрите, она улыбается! На ее теле нет ран! Или вовсе не били ее в храме и на площади?!»

Ульпиан ждал узницу на площади – он сам взялся судить непокорную при всем народе. Озаренная внутренним светом, без малейших следов побоев, Татиана предстала перед неправедным судом. Ульпиан ждал кровавого представления и начал с надменной шутки:

– Ты совершенно здорова, девица, благодари за исцеление богов! Принеси им щедрые жертвы, я готов дать тебе время одуматься! Вчера ты была не так хороша: боги заботятся о тебе, несмотря на твою строптивость.

– Твои боги слепы, префект. Бесчувственны и слепы, как ты. Потому что сотворены тобой или такими же бездушными людьми. Если бы ты не был ослеплен, увидел бы Христа – Единственного Целителя, стоящего здесь. Но кажется, ты недостоин видеть Его, господин.

Это был вызов. Ульпиан пришел в бешенство. Он приказал обнажить святую деву. Этот способ поругания был излюбленным в языческом мире. Так и святую Варвару раздевали донага, чтобы она стояла обнаженной перед толпою. Святые девы не могли представить подле себя и одного мужчину, а выставлялись на поругание многих мужчин – это было для них настоящей казнью.

«Хотели бросить тебя на поклонение идолам, когда привели тебя в судилище и мучением предали беззаконным язычникам. Ты же явилась здоровой и целой: лицо твое было светло и радостно, и страх объял судию нечестивого, повелел снова и снова предавать тебя горьким мучениям; тебя же охраняли Ангелы, служители Бога, поющие: Аллилуия» (Кондак 7).

Кожу святой Татианы приказали изрезать острыми лезвиями. Лезвия блеснули в воздухе и опустились на белую как снег кожу… Но палачам не суждено было кощунственно насладиться видом крови – не кровь, а молоко потекло из ран, и воздух наполнился благоуханием! Это Дух Святой, которого была исполнена Татиана, растекался в воздухе, источая святое миро:

«…когда раны твои истекли вместо крови молоком, и тело твое, обнаженное для мучений и иссеченное ножом, источило благоухание…» (Икос 7).

Татиана страдала, но ангелы Господни опять спустились к ней. Спаситель и теперь не оставил святую деву. Он сам узнал жестокое страдание от Пилата и не допустил торжества Ульпиана.

Когда святую распростерли крестообразно на земле и стали бить жезлами – ангелы обращали незримо удары на самих мучителей. Выходило, что мучители изо всех сил били сами себя, поэтому изнемогали от ударов и часто сменялись. Наконец девять палачей пали мертвыми, остальные же не могли пошевелиться.

Святая дева сумела подняться на ноги и сказала:

– И теперь еще, префект, ты не хочешь видеть бессилия древних богов? Почему они не помогли этим несчастным? Ведь вы целуете ноги своих идолов, строите для них храмы до самого неба… Посмотри на своих людей, господин, они мертвы и не познают вечной жизни. А ты еще можешь узнать, если поверишь в Единого Бога… Все могут спастись, для Спасителя нет избранных, а есть только раскаявшиеся и пришедшие к Нему. Об этом я и свидетельствую, Он через меня говорит с вами и для вас творит чудо со мной, не для меня. Я верую.

Ульпиан и слушал, и не слышал… Его смущало, что на глазах у толпы гордая дева опять вышла победительницей. Префект знал: казнь должна быть публичной и зрелищной, чтобы никому не захотелось больше идти к галилеянам. Но еще лучше, если казни не потребуется вообще! Пусть христианка проводит ночи в темницах, а наутро терпит новые пытки – не пройдет и пяти дней, как дух ее будет сломлен. Ульпиан крикнул:

– Увести ее! Воды и пищи не давать! Всем разойтись до завтра!

Толпа одобрительно загудела, жестокосердые римляне ждали новых зрелищ. Только зрелища и могут развлечь язычников, у которых нет Бога в душе, тихой беседы с Ним и молитвенного перед Ним предстояния…

Наступила еще одна ночь в темнице. Святая дева пребывала в молитвенном бдении, и с ней пребывали ангелы Господни. Татиана молилась, как молился Давид: «Господь – свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться? Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут. Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться. Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать святый храм Его, ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего, вознес бы меня на скалу. Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принес бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом. Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внемли мне» (Пс. 26: 1–7).

«Необыкновенное чудо видим на тебе, всеблаженная, как в темнице ночью молясь и воспевая Христу хвалы, озарения Небесного света сподобилась и Ангелов Божиих вместе славословия принимала…» (Кондак 8).

Сокрушение языческого капища

Молитвой низвела с неба огонь…

Наутро святую деву опять привели к Ульпиану. Он увидел, что на ее теле раны зажили и что последние дни и ночи никак не отразились на ее лице. Татиана была прекрасна. Ульпиан понял: без высшей помощи здесь не обходится, но Единого Бога он не знал – думал о волшебстве. Префект обратился к святой деве со льстивой речью:

– Дева, ты стала краше, чем была. Я вижу твою силу, пусть же эта сила послужит Риму. Будь вместе с римлянами, отрекись от своего колдовства – и ты увидишь, что наши боги умеют быть благодарными.

– Не от меня исходит моя сила, господин. У меня ничего нет, я только свидетельствую о Едином. Он по милости Своей исцеляет мое тело и не оставляет мою душу ни на минуту. Мне радостно быть с Ним, только это я и могу поведать…

– Ты можешь продолжать, но я прошу лишь одного: принеси жертву в храме Дианы и останешься свободной римлянкой!

Префект, в отличие от судившего Христа Пилата, был недалеким человеком. И если Пилат, видя силу Подсудимого, чувствовал, что она от добра, то Ульпиан был уверен, что Татиана владеет какой-то особой магией.

И потому святая Татиана уже не видела другого способа объясниться с Ульпианом, кроме действия. Ее слова не достигали ни ума, ни ушей префекта. Страстотерпица согласилась идти к храму языческой богини-охотницы. Когда святая походила к капищу, многие услышали скрежет нечеловеческого голоса, шедший от стен или кровли: «Горе мне! Куда скрыться от Духа Твоего, огонь возгорается во всех углах!» Это был чудовищный голос беса, обитавшего в капище, и он заставил вздрогнуть толпу.

Но святая дева только осенила себя крестным знамением и с улыбкой посмотрела на небо. Она начинала свою молитву: «Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей? Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем; кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего; тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет; кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек» (Пс. 26: 1–5).

От ее пламенной молитвы стены капища начали трещать и кровля посыпалась. Балки упали на статую идола, пол моментально покрылся осколками и пылью. Раздались ужасающие звуки грома, молния ударила в стены капища. В несколько мгновений колонны и стены обрушились, и стая летучих мышей поднялась в небо. В капище занялся пожар, огонь поглотил и камни, и жреца, и тех из толпы, кто ликовал о мучениях Татианы.

«Правитель был весь исчадие зла, когда снова увидел тебя, приведенную из темницы на суд, здоровой и светлой; захотел соблазнить тебя на поклонение идолам; ты же, зная силу молитвы христианской, в храм Дианы направила ноги свои; устремился же бес из богини злочестивой и воскричал: “Горе мне, убегаю, ибо огонь сжигает меня”…» (Икос 8).

Стражники святой девы онемели. Но когда все было кончено, опомнились и стали жестоко бить ее, подозревая в колдовстве. Они повлекли страдалицу к месту истязаний и там подвесили ее тело и рвали железными крючьями. Палачи вырвали ей сосцы, и вид юного поруганного тела только разогревал их жестокость. Святая дева выносила нечеловеческое страдание, но о пощаде не молила.

Конец ознакомительного фрагмента.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Святая Татьяна поможет всем, кто мечтает сделать жизнь лучше (Вениамин Прохоров, 2012) предоставлен нашим книжным партнёром -

Рим к концу II века был богатым городом. Между холмами раскинулся огромный Колизей, в нем проводились праздники. Над улицами возвышались величественные арки, а у подножия Капитолия стояли храмы Юпитера, Юноны и Минервы. Здесь языческим богам поклонялись римляне. Христиане в городе были, но они скрывались, опасаясь преследования властей. Один из них был консулом.

Детство Татьяны

Занимая высокую должность, этот человек жил в достатке. Когда у него родилась дочь, он назвал ее Татианой и воспитывал как христианку. Детство ее не было обременено никакими заботами. Постепенно из девочки она превращалась в красивую девушку. Ее белоснежное лицо обрамляли длинные вьющиеся золотисто-каштановые локоны. Но самыми чудесными были ее глаза. Они светились необыкновенной добротой, но была в них капелька грусти. Каждую ночь она молилась и все повторяла, что хочет служить Господу. Днем она была всегда рассудительной, старалась помогать людям.

Люди замечали ее красоту и доброжелательность. Многие молодые люди приходили к ее отцу свататься, но Татьяна отказывала всем. Отец попробовал ее уговаривать выйти замуж. Девушка отвечала, что любит только Господа и посвятит свою жизнь только Ему. Понимая, что решение свое она не изменит, любящий отец не принимал больше женихов, отказывая им сразу.

Татьяна - «устроительница»

Однажды консул вернулся домой взволнованный. Император Гелиогабал был убит. На его место вступил новый правитель Александр Север. Римляне ждали перемен. Новый император отличался от своего предшественника. В его доме, кроме скульптур Аполлона и Орфея, находилось изображение Христа. Мать Александра была христианкой и много рассказывала сыну о своей вере. Несмотря на то что молодой император оставался язычником, он спокойно относился к новому учению, считая Иисуса еще одним богом. Христиане больше не опасались преследования. Они создали в Риме свою общину и, конечно же, среди них была Татьяна.

Каждый день она проводила в трудах. Видя ее добродетель, епископ назначил девушку диакониссой. Теперь она еще больше помогала верующим, ухаживала за больными. Благодаря ее заботам нуждающимся выдавалась пища и одежда, больные выздоравливали. Нищие и сироты всегда получали от нее помощь. За что бы она ни взялась, все устраивалось наилучшим образом. Слава о ее доброте распространилась далеко за пределы христианской общины.

Татьяна мученица

Кроме Александра Севера страной управлял государственный совет. Многие его члены были недовольны тем, что христиане получили свободу. Особенно негодовал римский епарх. Как градоначальник, он имел право издавать указы, которые должны были неукоснительно выполняться. Заручившись поддержкой совета, он написал закон, по которому христиане должны были поклоняться языческим богам, иначе их ждала казнь.

С этого момента христианская община прекратила свое существование. Татьяну силой привели в храм Аполлона. Сначала ей предложили поклониться языческому богу. «Для меня существует только один Бог - Иисус Христос», – ответила она и стала молиться. В тот же миг раздался страшный грохот. Одна из статуй Аполлона упала и разбилась на куски. А вслед за этим разрушилась стена храма. Язычники набросились на девушку. Но всякий раз, нанося удар, они испытывали боль, как будто руки их ударялись о камни. В это время Татьяна молилась, чтобы Господь их простил. И вдруг случилось необыкновенное: мучители увидели рядом с девушкой ангелов. Поверив во Христа, они открыто заявили об этом, за что их сразу же казнили.

На следующий день Татьяну снова привели на суд. На ней не было ни одной раны. Удивились мучители, но, получив приказ градоначальника, опять приступили к пыткам. Они почувствовали, что ангелы защищают Татьяну и даже наносят им ответные удары. На исходе дня девять мучителей остались лежать мертвыми, а Татьяну увели обратно в темницу.



И на третий день девушка предстала перед судьями совершенно здоровой. Язычники были ошеломлены, им показалось, что она стала еще красивее, чем была. «Принеси жертву Диане, и мы отпустим тебя!» – воскликнули судьи. Татьяна попросила отвести ее в храм языческой богини. Как только она подошла к нему, перекрестилась и стала молиться, раздался гром и в здание ударили молнии. Храм был разрушен.

Увидев это, язычники опять стали пытать Татьяну, но на следующий день она снова представала перед ними невредимой. Посчитав ее ведьмой, враги остригли ей волосы, думая, что именно в них заключается ее сила. Но они ошиблись. Татьяну оставили на ночь в храме Зевса, а наутро увидели разрушенного идола и ее, находящуюся в добром здравии.

Святая Татиана как мученица первых веков христианства почитается и в православной, и в католической церквях. Часто на иконах святая мученица Татиана изображается с лавровым листом в руках. Лавр напоминает нам о том, что она была замучена в языческом храме бога Аполлона: лавровый венок в волосах этого верховного античного божества - его неизменный атрибут. Таким образом, лавр в руках христианской святой говорит о том, что она силой Христовой веры одержала через свою мученическую гибель духовную победу над язычеством в лице одного из персонажей пантеона римских богов.

Какое чудо произошло

Недосягаемость святого для уготованных ему мучителями страданий – это, безусловно, Божественное чудо.

Но я расскажу о чуде, которое случилось лично со мной. Я училась во времена советские, но о покровительстве святой Татьяны студентам знала. Так вот. Очень плохо мне давались математические науки (по первому образованию я инженер-геолог). Математический анализ – это был практически недосягаемый для меня предмет. Первая попытка сдачи матана стала для меня полным фиаско – два балла на фоне «четверок» и «пятерок». И маму мою звали Таней, но в тот год я как раз забыла поздравить ее с этим днем. Идя на пересдачу, я помолилась иконке Святой Татьяны, которую купила в одной из немногих действующих тогда церквей.

Как известно, когда получаешь за экзамен пару, выйдя из аудитории, как правило, лезешь в учебники и, что удивительно, – все понимаешь и запоминаешь именно этот билет назубок. Правда, уже с запоздалым эффектом. Я получила пару.

Так вот, пошла я на пересдачу, но при этом помолилась святой Татьяне. И поздравила маму с Татьяниным днем. Спустя два-три дня, но поздравила.

Прихожу. Беру билет. И – это ТОТ САМЫЙ БИЛЕТ, КОТОРЫЙ МНЕ ДОСТАЛСЯ В ПЕРВЫЙ РАЗ! Естественно, готовлюсь и отчеканиваю все преподавателю как по писаному. Тот внимательно на меня смотрит, а я знаю, спроси он меня хоть что-нибудь – поплыву, как льдинка весенняя. С четверть минуты мы смотрим друг другу в глаза. Он – испытующе. Я – покрываясь холодным потом. Но он произносит заветных два слова: «Вашу зачетку». Секунду его ручка колеблется, он что-то пишет, захлопывает корочку и протягивает мне со словами: «Идите, вы свободны». За дверью, я, едва живая, открываю зачетку и вижу напротив предмета «Математический анализ» оценку «хорошо». Всё. Повышенная стипендия обеспечена. Надо ли говорить, что первое, что я, комсомолка, сделала, – пришла домой, достала икону Святой Татьяны, лежащую в столе, и сказала ей большое сердечное «спасибо».

Значение иконы

Имя Татиана в переводе с греческого означает – учредительница. Неизвестно, по каким соображениям императрица Екатерина подписала Указ об учреждении Московского университета именно в этот день, но святая Татьяна стала настоящим покровителем студенческой братии. Кроткая, но сильная духом мученица теперь не имеет забвения, ибо не переведутся в мире студенты во все времена.

Идея об открытии первого в Москве университета принадлежит М.В. Ломоносову и графу И.И. Шувалову. Соответствующее прошение граф подал императрице Елизавете Петровне в 1755 году 12 января (25 января по н. ст.), в день именин его матери - Татьяны Шуваловой. Дата, когда был подписан указ, стала днем рождения университета.

Позже, когда при нем создавалась домовая церковь, ее освятили в честь святой мученицы Татианы.

Собравшимся ученым и студентам митрополит Платон сказал: «Училище наук и училище Христово стали быть соединены: мудрость мирская, внесенная во святилище Господне, становится освященною; одно другому спомоществует, но притом одно другим утверждается». Слова эти значили, что наука не противопоставлена вере, а наоборот, ей помогает.



В церкви Святой мученицы Татианы проходили университетские праздники, в ней венчали студентов, крестили будущую поэтессу Марину Цветаеву. В ней же прощались с великими людьми: Н.В. Гоголем, С.М. Соловьевым, В.О. Ключевским, А.А. Фетом.

После революции вышел приказ о закрытии всех церквей, находящихся при учебных заведениях. В 1918 году университетская церковь была закрыта. С фасада здания исчезла надпись: «Свет Христов просвещает всех» и появилась «Наука трудящимся». В помещении находилась библиотека, в середине ХХ века там действовал студенческий театр.

В 1995 году храм был восстановлен. В него перевезли две частицы мощей от десницы (правой руки) мученицы Татианы, одну поместили в икону, другую положили в ковчежец.

У студенчества уже даже накопился целый арсенал своих суеверий, которые могут, по их мнению, спасти на экзамене тонущего школяра. Это и монета под пяткой, это запрет на мытье головы перед экзаменом – не дай Бог, вымоется знание, накопленное в предэкзаменационную последнюю ночь. А уж билет № 13 – вообще кошмар, хуже черной кошки…

А лучше – выучить все, что возможно, стать и помолиться наутречко святой Татьяне, и если Вы сделали всё, что могли, она поможет, даже если Вы вытянете самый тяжелый билет с самой трудной для Вас темой.

Если останется «хвост» – помолитесь, подучите и идите. Если у преподавателя имеется на Вас «зуб», а и такое бывает, – помолитесь святой Татьяне и идите. Если сессия будет окончена достойно и в срок – не забудьте поблагодарить святую за заступничество. Святые в Царствии Небесном достойны и любви, и благодарности. И они улыбнутся Вам с небес, если Вы скажете им простое «спасибо». Но только от чистого сердца.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: