Сохранение равновесия тела путем изменения положения его. Сохранение равновесия

Тесты. Входной контроль по ФК. 9 класс.

1. Укажите виды спорта, по которым соревнования проводятся только среди женщин.

а) Керлинг; б) Художественная гимнастика; в) Синхронное плавание; г) Бобслей.

2. Отличительным признаком физической культуры не является?

а) Знания, принципы, правила и методика использования упражнения; б) Виды гимнастики, спорта, игр, разновидности комплексов упражнений; в) Обеспечение безопасности жизнедеятельности; г) Положительные изменения в физическом состоянии человека.

3. Основным средством физического воспитания школьника является

а) Солнечная радиация; б) Личная гимнастика; в) Закаливание; г) Физические упражнения.

4. Какой раздел комплексной программы по физкультурному воспитанию для общеобразовательных школ не является типовой?

а) Уроки физической культуры; б) Внеклассная работа; в) Физкультурно-массовые и спортивные мероприятия; г) Содержание и организация педагогической практики.

5. Для оценки физического развития человека используются:

а) Показатели антропометрических измерений; б) Показатели уровня развития физических качеств; в) Показатели сформированности двигательных умений; г) Показатели функциональных систем.

6. Упражнения, направленные на воспитание координационных способностей рекомендуется выполнять ……

а) В подготовительной части урока; б) В начале основной части урока; в) В конце основной части урока; г) В заключительной части урока.

7. Возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени называется

а) Двигательной реакцией; б) Скоростными способностями; в) Скоростью одиночного движения; г) Скоростно- силовыми способностями.

8. Укажите виды спорта, по которым проводятся соревнования только среди мужчин.

а) Биатлон; б) Регби; в) Прыжки на лыжах с трамплина; г) Водное поло.

9. Укажите командные виды спорта(выделите все).

а) Триатлон; б) Баскетбол; в) Шахматы; г) Керлинг; д) Толкание ядра.

10. В спорте выделяют (выделите все):

а) Инвалидный спорт; б) Массовый спорт; в) Спорт высших достижений; г) Детский юношеский спорт.

11. Какие виды спорта (укажите все) включены в программу Летних Олимпийских игр 2016г. ?

а) Регби – 7; б) Совтбол; в) Гольф; г ) Каратэ .

12. Сохранение равновесия тела путем изменения положения его отдельных звеньев называется …

13. Выход мяча за пределы площадки или поля в спортивных играх называется…

14. Научная область, изучающая закономерности, методы и принципы формирования, сохранения, укрепление и восстановление здоровья человека называется …

15. Форма индивидуальной и регулирующей деятельности, направленной на обеспечение оптимальных условий для физического развития называется ….

Ответы:

1-б,в; 2-в, 3-г; 4-г; 5-а; 6-б, 7-б, 8-б,в; 9-б,г, 10-б,в, 11-а,в, 12-балансирование; 13-аут; 14-валеология; 15-самоконтроль.

Инструкция по выполнению теоретико-методических заданий

Задания представлены в форме незавершенных утверждений, которые при завершении могут оказаться либо истинными, либо ложными.

Утверждения представлены в:

  • закрытой форме, то есть с предложенными вариантами завершения. При выполнении этих заданий необходимо выбрать правильное завершение из 4 предложенных вариантов. Среди них содержатся как правильные, так и неправильные завершения, а также частично соответствующие смыслу утверждения. Правильным является только одно – то, которое наиболее полно соответствует смыслу утверждения. Выбранные варианты отмечаются зачеркиванием соответствующего квадрата в бланке ответов: «а». «б», «в», или «г»;
  • открытой форме, то есть без предложенных вариантов завершения. При выполнении этого задания необходимо самостоятельно подобрать слово, которое, завершая утверждение, образует истинное высказывание. Подобранное слово впишите в соответствующую строку бланка ответов.

Записи должны быть разборчивыми.

Внимательно читайте задания и предлагаемые варианты ответов. Старайтесь не угадывать, а логически обосновывать сделанный Вами выбор. Пропускайте незнакомые задания вместо их выполнения путем догадки. Это позволит сэкономить время для выполнения других заданий. Впоследствии можно вернуться к пропущенному заданию.

Будьте внимательны, делая записи в бланке ответов. Исправления и подчистки оцениваются как неправильный ответ.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задания в закрытой форме

1. Первая Всероссийская олимпиада прошла в…

а. … Нижнем Новгороде в 1907 г.
б. …Киеве в 1913 г.
в. …Риге в 1914 г.
г. …Всероссийские олимпиады не проводятся

Ответ: б

2. Высшим органом Олимпийского Комитета России (ОКР) является…

а. …Бюро ОКР
б. …Исполнительный комитет
в. …Совет федераций видов
г. …Олимпийское собрание

Ответ: г

3. Главным достижением Первых Всемирных юношеских игр под патронажем Международного Олимпийского Комитета, проведенных в Москве в июле 1988 г., стало то, что…

а….их медали разъехались в 68 стран мира
б. …на играх было разыграно 162 комплекта наград
в. ..юные спортсмены России завоевали 124 медали
г. .. в программу игр вошли соревнования по 15 олимпийским видам спорта

Ответ: а

4. Теоретический материал учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе включает…

а. …фундаментальные знания общетеоретического характера
б. …инструктивно-методические знания
в. …знания о правилах выполнения двигательных действий
г. …все перечисленное

Ответ: г

5. Специфическим предметом обучения в процессе физического воспитания являются…

а. …физические упражнения
б. …факты, понятия, термины
в. ..закономерности биомеханики
г. ..двигательные действия

Ответ: г

6. Конечной целью приобретения знаний в сфере физической культуры является…

а….осознание необходимости физического совершенствования
б….формирование готовности использования учебных образцов
г. ..освоение физических упражнений
д. ..применение их на практике

Ответ: г

7. Специфика физического воспитания по отношению к другим видам воспитания заключается в …

а. …создание условий для протекания процессов физического развития человека
б. …обучении двигательным действиям и воспитании физических качеств
в. …повышении физической работоспособности человека
г. …укреплении здоровья и профилактике заболеваний

Ответ: б

8. Необходимость совершенствования физических возможностей человеческого сообщества исторически обусловила формирование…

а. …физических упражнений
б. …физического воспитания
в. …физической культуры
г. …видов спорта

Ответ: в

9. Двигательная активность, стимулирующая физическое развитие человека, обозначается, как…

а. …совершенствование
б. …физическая культура
в. …упражнение
г. …физическое воспитание

Ответ: в

10. «Непрерывность» физического воспитания характеризуется…

а. …чередованием занятий различной направленности
б. …взаимодействием эффектов занятий
в. …сочетанием физических упражнений
г. …отсутствием интервалов отдыха

Ответ: б

11. Оздоровительный эффект физического воспитания достигается в результате…

а. …обеспечения полноценного физического развития
б. …закаливания и физиотерапевтических процедур
в. …формирования двигательных умений и навыков
г. …совершенствования телосложения

Ответ: а

12. Форма физического упражнения представлена его…

а. …физиологическими и прочими сдвигами в организме
б. …кинематическими характеристиками
в. …внутренней и внешней структурой
г. …содержанием

Ответ: в

13. Скоростные упражнения целесообразно сочетать с упражнениями «на…

а. …координацию»
б. …силу»
в. …выносливость»
г. …гибкость»

Ответ: г

14. Основу двигательных способностей составляют…

а. …методы обучения и воспитания
б. …функциональные возможности организма
в. …сила, быстрота, выносливость и гибкость

Ответ: г

15. Основу совершенствования координационных способностей составляют методы…

а. …воспитания физических качеств
б. …обучения двигательным действиям
в. …строго регламентированных упражнений
г. …использования контрастных и сближаемых заданий

Ответ: б

16. Прикладная направленность физического воспитания подчеркивается в понятии…

а. … «физическая подготовка»
б. … «физическая культурность»
в. … «физическое совершенство»
г. …. «физическое образование»

Ответ: а

17. Ценности, создаваемые в сфере физической культуры, не являются…

а. …физическими
б. …интеллектуальными
в. …национальными
г. …материальными

Ответ: в

18. Базовая физическая культура наиболее полно представлена в …

а. …профессионально-прикладной физической культуре
б. …системе образования – воспитания
в. …адаптивной физической культуре
г. …в школьной физической культуре

Ответ: б

19. Здоровый образ жизни – это формы и способы жизнедеятельности, направленные на …

а. …развитие физических качеств людей
б. …оптимизацию физического состояния
в. …подготовку к профессиональной деятельности
г. …поддержание высокой работоспособности людей

Ответ: б

20. Здоровый стиль жизни – это…

а. … выполнение человеком социальных, профессиональных и биологических функций
б. … «личностный стержень», являющийся мотивацией поведения
в. …деятельность по достижению здорового образа жизни
г. … побудительный стимул к здоровому образу жизни

Ответ: в

21. Функциональные изменения в организме, фиксируемые в конце занятия физическими упражнениями, принято обозначать, как…

а. …тренировочный эффект
б. …утомление
в. …недовосстановление
г. …оперативное состояние

Ответ: а

22. Подводящие упражнения, используемые в процессе физического воспитания, преимущественно направлены на…

а. …изменение оперативного состояния
б. …формирование двигательных умений
в. …совершенствование двигательных навыков
г. …достижение определенного уровня развития

Ответ: б

23. Для совершенствования скоростных способностей малоэффективны упражнения, …

а. …способствующие снижению веса тела
б. …объединенные в форме круговой тренировки
в. …способствующие повышению частоты движений
г. …совершенствующие координационные способности

Ответ: а

24. На этапе совершенствования двигательных действий преимущественно используются методы …

а. …стандартно-вариативного упражнения
б. …стандартно-повторного упражнения
в. …целостно-аналитического воздействия
г. …избирательного и сопряженного воздействия

Ответ: г

25. Основой методики обучения двигательным действиям является обеспечение …

а. …цикличности выполнения упражнений
б. …возрастной адекватности нагрузки
в. …доступности и индивидуализации предлагаемых заданий
г. …постепенного повышения силы воздействия

Ответ: в

26. Основой методики воспитания физических качеств является обеспечение …

а. …возрастной адекватности нагрузки
б. …цикличности выполнения упражнений
в. …постепенного повышения силы воздействия
г. …доступности и индивидуализации предлагаемых заданий

Ответ: в

27. При воспитании абсолютной силы наиболее популярен метод …

а. … повторных усилий
б. …вариативного упражнения
в. …круговой тренировки
г. … электростимуляции

Ответ: а

28. Величина физической нагрузки является производной от …

а. …количества повторений упражнений и их продолжительности
б. …скорости, темпа и мощности движений
в. …её концентрации во времени
г. …её объема и интенсивности

Ответ: г

29. Количество повторений на этапе начального разучивания движений …

а. … обычно приближается к повторному максимуму
б. …должно приводить к заметному утомлению
в. …стимулирует рост энергозатрат
г. …сравнительно невелик

Ответ: г

30. Собственно силовые способности характеризуются …

а. …соотношением показателей абсолютной силы к собственному весу
б. …продолжительностью фаз напряжений и расслаблений
в. …количеством максимальных усилий в занятии
г. …импульсом силы

Ответ: а

31. Люди, систематически занимающиеся физическими упражнениями в сочетании с использованием оздоровительных сил природы, отличаются … устойчивостью.

а. …фагоцитарной…
б……специфической…
в. …неспецифической…
г. …бактерицидной…

Ответ: в

32. Фактором, преимущественно обусловливающим проявление специальной выносливости, является уровень развития …

а. …скоростно-силовых способностей
б. …личностно-психических качеств
в. …функциональной экономичности
г. …анаэробных возможностей

Ответ: г

Задания в открытой форме

Завершите утверждение, вписав соответствующее слово в бланк ответов

33. Система измерений и исследований в антропологии линейных размеров и других физических характеристик тела человека (рост, масса, плотность, окружности и тому подобное) обозначается, как …

Ответ: Антропометрия

34. Сохранение равновесия тела путем изменения положения его отдельных звеньев обозначается как …

Ответ: Балансировка (балансирование)

35. Наука о проявлениях здоровья, закономерностях и механизмах его формирования, сохранения и укрепления обозначается как …

Ответ: Валеология

36. Красный дыхательных пигмент эритроцитов, участвующий в переносе кислорода от органов дыхания к тканям и углекислого газа от тканей к дыхательным органам обозначается, как …

Ответ: Гемоглобин

37. Начальная стадия шахматной и шашечной партии, во время которой соперники развивают фигуры (шашки) из исходного положения так, чтобы придать желаемый характер дальнейшему течению игры, обозначается, как …

Ответ: Дебют

38. Все разновидности борьбы, бокса, фехтования, характеризующиеся контактным противоборством двух соперников в бою или поединке, регламентированном правилами соревнований, обозначаются, как …

Ответ: Единоборства

39. Органические вещества, входящие в состав биологических мембран, образующие энергетический запас, создающие защитные и термоизоляционные покровы, выполняющие гормональные функции, участвующие в механизме мышечных сокращений, обозначаются, как …

Ответ: Жиры (липиды)

40. Прохождение дистанции группой спортсменов, выделенных из общего числа участников путем жеребьёвки или по предварительным данным и стартующих одновременно, обозначается, как …

Ответ: Забег

Вконтакте

Равновесие тела - состояние устойчивого положения тела в пространстве.

Во время стояния, т.е. при вертикальном положении тела, равнодействующая всех сил, направленных на общий центр тяжести (ОЦТ) тела, расположена на уровне второго крестцового позвонка и проецируется на центральный участок площади опоры (подошвы ног). Всякое изменение вертикального положения, вызванное движением головы, туловища или конечностей, приводит к смещению ОЦТ. Сохранение Р. т. в таких условиях достигается рефлекторным сокращением постуральных мышц, т.е. мышц, обеспечивающих сохранение позы.

С помощью специфических постуральных рефлексов осуществляются уравновешивание движущейся массы тела в условиях, когда ОЦТ переносится с одной ноги на другую, и движения при ходьбе и беге. Используя балансирующие движения, а также регулируя опорные усилия, человек способен сохранять равновесие в момент; когда центр тяжести его тела выходит за пределы площади опоры, как, например, у бегуна в момент старта. Биомеханическая особенность движений при ходьбе, беге, езде на велосипеде, хождении по канату заключается в том, что при их выполнении опорная поверхность подводится под проекцию центра тяжести.

Другую группу постуральных рефлексов составляют защитные движения, которые позволяют сохранять равновесие, когда на тело действуют горизонтальные или вращательные силы. Наклоны площади опоры сопровождаются компенсаторными изменениями позы, охватывающими все мышцы тела. В норме восстановление утерянного равновесия достигается с помощью автоматизированных выпрямительных рефлексов, участвующих в осуществлении сложных произвольных движений .

Сокращение антигравитационных мышц может быть вызвано афферентными импульсами,

идущими от тактильных рецепторов подошвы стопы, рецепторов сетчатки и вестибулярного аппарата. В положении стоя эти афферентные системы оказывают стабилизирующее влияние на колебания ОЦТ благодаря активации опорной мускулатуры по a - и g -эфферентным путям. Механизмы регуляции порога возбудимости проприоцепторов обеспечивают пластичное приспособление мускулатуры к различным двигательным актам. Зрительные и вестибулярные постуральные рефлексы играют особенно важную роль в формировании предвосхищающих моторных команд при ходьбе по неровной поверхности (подъем, спуск). В патологических случаях оптомоторные позные рефлексы компенсируют выпадение проприоцептивной афферентации, в нормальных условиях зрение опосредует взаимодействие систем постурального равновесия и ориентации в ближнем пространстве.

Центральная регуляция Р. т., как предполагают, обеспечивается иерархически построенной функциональной системой, которая интегрирует разномодальную афферентацию, пользуясь обобщенными параметрами, к числу которых относится, по-видимому, положение тела в пространстве. Деятельность этой «следящей» системы, регистрирующей разницу между реальным и заданным положением, обусловливает текущую и опережающую регуляцию позных компонентов произвольных двигательных актов.

Афферентные пути постуральных рефлексов проходят через таламус, а эфферентные центры расположены в базальных ядрах, при поражении которых (например, при е) возникает выпадение постуральных рефлексов. Бульбарный и спинальный центры экстензорных (в т.ч. разгибательных) рефлексов испытывают в норме тормозящее центробежное влияние.

Поэтому при нарушении анатомической целостности пирамидных путей возникают спастические

В сохранении равновесия тела, а, следовательно, и величины его колебания большое значение имеет, как уже известно, деятельность вестибулярного аппарата, в рецепторах которого возникают нервные импульсы при изменении положения головы.

Следовательно, при изменении наклона головы и туловища возникает ряд рефлексов, направленных на восстановление исходного, нормального положения. Как только человек, даже не меняя положения туловища, наклонит голову, сразу же из вестибулярного аппарата начнут следовать импульсы, которые скажутся на изменении мышечного тонуса, т.е. напряжения определенных групп мышц.

Из этого можно сделать важный вывод о том, что тело стрелка при изготовке к стрельбе будет испытывать значительно меньший размах колебаний тогда, когда постановка головы будет нормальной, без наклона в ту или иную сторону. В этом случае порог различения наклона тела, «чувствительность» вестибулярного аппарата будет наибольшей.

Значение вестибулярного аппарата в обеспечении устойчивости того или иного положения для стрельбы очень велико. Чем больше развит и натренирован орган равновесия, тем лучше его взаимосвязь с работой скелетной мускулатуры, направленной на сохранение позы тела неизменной.

Рефлексы позы осуществляются при раздражении мышц и сухожилий шеи, а также рецепторов кожи в области шеи, получивших название шейно-сухожильных тонических рефлексов позы.

Из сказанного стрелок также должен сделать для себя соответствующий вывод: при изготовке для стрельбы не следует чрезмерно тянуться головой к прицелу, откидывать голову назад, плотно прижиматься щекой к прикладу винтовки, т.е. чрезмерно напрягать мышцы шеи и их сухожилия, чтобы не вызвать сильного раздражения рецепторов, расположенных в них, и в связи с этим возникновения потока импульсов, которые приведут к рефлекторному перераспределению тонуса скелетной мускулатуры и увеличению колебаний, покачивания тела.




Разучивание

В последнем звене - осваивании - процесс разучивания сливается с тренировкой - многократным повторением действия.

Принципиальное отличие разучивания от тренировки и состоит в том, что процесс разучивания требует полной сосредоточенности стрелка на выполняемых действиях, тогда как сформированный в процессе этой работы навык позволяет выполнять действие автоматизированно.

Подготовка спортсмена-стрелка и строится таким образом, чтобы поочередно довести элементы упражнения до степени навыка.

В ряде случаев нельзя выделить отдельные элементы для самостоятельной отработки, тогда приходится осваивать группу элементов, являющуюся узловой частью упражнения.

После того как все элементы упражнения будут разучены и освоены до такой степени, что смогут выполняться автаматизированно, начинается овладение упражнением в целом.

Быстрота и прочность формирования навыков, помимо личных способностей спортсмена, зависит от количества повторений и возбуждения центральной нервной системы при этом.

Навыки одного вида влияют на овладение навыками другого вида. В одних случаях при таком наложении навыков они мешают друг другу, а в других - способствуют.

Положительное влияние навыков происходит, когда новые действия имеют много общего с уже освоенными, отрицательное - тогда, когда требуется заменить ранее усвоенные приемы новыми. Например, стрелок по силуэтам, сформировавший навык сильного сжатия рукоятки оружия, приступив к тренировке в стрельбе из матчевого пистолета, совершит много ошибок из-за того, что сильное сжатие рукоятки будет мешать устойчивости мушки в прорези придела. Средством, предупреждающим такое противодействие навыков, станет четкое различие и противопоставление старого и нового способов, чтобы на каждый вид действия создавался самостоятельный стереотип.

Равновесие тела - состояние устойчивого положения тела в пространстве.

Во время стояния, т.е. при вертикальном положении тела, равнодействующая всех сил, направленных на общий центр тяжести (ОЦТ) тела, расположена на уровне второго крестцового позвонка и проецируется на центральный участок площади опоры (подошвы ног). Всякое изменение вертикального положения, вызванное движением головы, туловища или конечностей, приводит к смещению ОЦТ. Сохранение равновесия тела в таких условиях достигается рефлекторным сокращением постуральных мышц, т.е. мышц, обеспечивающих сохранение позы.

С помощью специфических постуральных рефлексов осуществляются уравновешивание движущейся массы тела в условиях, когда ОЦТ переносится с одной ноги на другую, и движения при ходьбе и беге. Используя балансирующие движения, а также регулируя опорные усилия, человек способен сохранять равновесие в момент; когда центр тяжести его тела выходит за пределы площади опоры, как, например, у бегуна в момент старта. Биомеханическая особенность движений при ходьбе, беге, езде на велосипеде, хождении по канату заключается в том, что при их выполнении опорная поверхность подводится под проекцию центра тяжести.

Другую группу постуральных рефлексов составляют защитные движения, которые позволяют сохранять равновесие, когда на тело действуют горизонтальные или вращательные силы. Наклоны площади опоры сопровождаются компенсаторными изменениями позы, охватывающими все мышцы тела. В норме восстановление утерянного равновесия достигается с помощью автоматизированных выпрямительных рефлексов, участвующих в осуществлении сложных произвольных движений .

Сокращение антигравитационных мышц может быть вызвано афферентными импульсами, идущими от тактильных рецепторов подошвы стопы, рецепторов сетчатки и вестибулярного аппарата. В положении стоя эти афферентные системы оказывают стабилизирующее влияние на колебания ОЦТ благодаря активации опорной мускулатуры по a - и g -эфферентным путям. Механизмы регуляции порога возбудимости проприоцепторов обеспечивают пластичное приспособление мускулатуры к различным двигательным актам. Зрительные и вестибулярные постуральные рефлексы играют особенно важную роль в формировании предвосхищающих моторных команд при ходьбе по неровной поверхности (подъем, спуск). В патологических случаях оптомоторные позные рефлексы компенсируют выпадение проприоцептивной афферентации, в нормальных условиях зрение опосредует взаимодействие систем постурального равновесия и ориентации в ближнем пространстве.

Центральная регуляция равновесия тела , как предполагают, обеспечивается иерархически построенной функциональной системой, которая интегрирует разномодальную афферентацию, пользуясь обобщенными параметрами, к числу которых относится, по-видимому, положение тела в пространстве. Деятельность этой «следящей» системы, регистрирующей разницу между реальным и заданным положением, обусловливает текущую и опережающую регуляцию позных компонентов произвольных двигательных актов.

Афферентные пути постуральных рефлексов проходят через таламус, а эфферентные центры расположены в базальных ядрах, при поражении которых (например, при паркинсонизме) возникает выпадение постуральных рефлексов. Бульбарный и спинальный центры экстензорных (в т.ч. разгибательных) рефлексов испытывают в норме тормозящее центробежное влияние. Поэтому при нарушении анатомической целостности пирамидных путей возникают спастические параличи . Расстройство постуральных рефлексов не исключает возможности координации произвольных движений за счет психомоторной системы регуляции двигательных актов. Для оценки различных физиологических и биомеханических характеристик применяют циклограмметрическую съемку движений, регистрацию электрической активности мышц тела (см. Электромиография ).

Библиогр.: Батуев А.С. и Таиров О.П. Мозг и организация движений, Л., 1978; Гурфинкель В.С. и др. Стабилизация положения корпуса - основная задача позной регуляции, Физиол. человека, т. 7, № 3, с. 400, 1981.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: