Собор парижской богоматери где. Собор парижской богоматери - нотр-дам-де-пари

Собор Парижской Богоматери возведен на месте, где когда-то стоял древнеримский храм, а позднее – христианская базилика. Этот собор – олицетворение классической готики, поражающий величием, богатством, красотой главного фасада и легкостью выполненных с восточной стороны ажурных аркбутанов. Величественный и прекрасный Собор Парижской Богоматери на протяжение многих столетий играл роль «сердца» столицы Франции. Здесь проводились императорские коронации и национальные похороны. В 1429 году состоялся благодарственный молебен, после того как Карл VII был коронован в Реймсе. В этом соборе венчались французские короли и королевы, в частности, Генрих IV c Маргаритой де Валуа.

Строительство Нотр-Дам-де-Пари началось в 1163 году во времена правления Людовика VII Французского. Историки расходятся во мнении, кому принадлежит честь заложить первый камень в основании собора – епископу Морису де Сюлли или папе Александру III. Достоверно известно только, что ранее на этом месте существовал гало-римский храм Юпитеру, а позднее – базилика Св.Стефана. Строительство длилось 182 года, и было завершено в 1345 году.

Здание имеет традиционную для католических соборов форму вытянутого креста. Начало строительства пришлось на время, когда готика только входила в свои права как стиль в архитектуре, поэтому, несмотря на доминирование вертикали, горизонталь ещё успешно с ней соперничает. Благодаря этому во всем облике здания прослеживается несравненная четкость. Главный фасад с горделивой высотой башен мощный и одновременно изящный. По горизонтали он разделен галереями на три яруса. В нижнем ярусе имеется три портала – Богородицы, Страшного суда и святой Анны. Между нижним и средним ярусом с главным витражом-розой находится Галерея Королей, которую составляют 28 статуй царей из Ветхого Завета.

Изначальный облик Нотр-Дама искажался временем и бесконечными войнами, приносящими разрушения. В частности, при Людовике XIV были разрушены могилы и витражи, а во время Великой французской революции по приказу Робеспьера – обезглавлены статуи, изображавшие французских королей. Позже выяснилось, что их выкупил один парижанин, якобы планируя использовать в качестве строительного материала. На самом деле новый владелец спрятал статуи под своим домом, где они и были обнаружены в 1977 году.

С 1844 по 1861 год архитектор Виолле-ле-Дюк осуществил реставрацию храма. Кроме стандартных для средневековых базилик эркеров, арок и колоннад, он дополнил здание множеством скульптурных изображений демонов, химер, чудовищ, диковинных птиц, гротескных фигурок злых монстров, которые, выглядывая из самых неожиданных мест фасада, иронично созерцают город с высоты. Кажется, что эти каменные изваяния, взгроможденные на готический пинакль, повисшие над выступом стены, или спрятавшиеся за шпилем, существуют целую вечность, погруженные в свои мысли о судьбах людей, копошащихся далеко внизу. В частности, прообразом для химер послужили средневековые горгульи. К созданию скульптур Виолле-ле-Дюк привлёк 15 скульпторов во главе с Жоффруа Дешоме.


Во время реставрации собор также получил новый дубовый, обшитый свинцом шпиль, высота которого составила 96 метров. Его предшественник был разобран в 1786 году. У подножия шпиля расположились четыре скульптурные группы работы Дешмо. Помимо бронзовых статуй апостолов в каждой группе присутствует животное, символизирующее одного из евангелистов. Поэтому рядом со святым Марком находится лев, Лукой – бык, Иоанном – орёл, а возле святого Матфея – ангел. Лики всех статуй обращены к Парижу, кроме Фомы, который смотрит на шпиль, вероятно, по той причине, что этот святой покровительствует архитекторам.

Одной из наиболее примечательных особенностей в облике Нотр-Дам-де-Пари являются витражи. Помимо своего прямого назначения – обеспечивать естественное освещение в соборе, витражи дополняют внутреннее убранство, заменяя, таким образом, настенную роспись. Большинство витражей были созданы в середине XIXв во время реконструкции. Интересно, что первоначально их предполагалось собрать из прозрачного стекла. Но известный французский писатель Проспер Мериме, который на тот момент был главным инспектором исторических памятников Франции, настоял на том, чтобы их выполнили похожими на средневековые, то есть разноцветными. Что касается витража над главным входом, то он достаточно хорошо сохранился от Средних веков, поэтому его отреставрировали, частично заменив недостающие элементы. В центре розы находится богородица, а на «лепестках» изображены всевозможные сценки из повседневной жизни крестьян, добродетели и пороки, знаки зодиака. Диаметр главного витража составляет 9,6 метров, а двух боковых роз – 13 метров, что делает их самыми большими в Европе.



Собор Парижской Богоматери славится своими колоколами. Самый большой из них звучит в тоне фа-диез, но его используют крайне редко. Четыре других колокола, каждый из которых имеет своё имя (Denise David (фа-диез), Hyacinthe Jeanne (фа), Antoinette Charlotte (ре-диез) и Angelique Francoise (до-диез)) радуют парижан и гостей столицы Франции дважды в день – в 8 и 19 часов.

В Нотр-Дам-де-Пари находится великолепный орган. Первый такой инструмент собор получил в 1402 году. Для этого в новый готический корпус поместили старый орган. В дальнейшем инструмент многократно перестраивали и реконструировали. Значительный вклад в усовершенствование органа в 1733 году внёс Тьерри, после чего в инструменте насчитывалось уже 46 регистров, разместившихся на пяти мануалах. Кроме того орган поместили в новый корпус, фасад которого был выполнен в стиле Людовика XVI. Следующую важную реставрацию провел в 1788 году Франсуа-Анри Клико.

Под руководством выдающегося французского органостроителя Аритида Кавайе-Колля в 1864-1867 годах произошла полная модернизация инструмента. В результате орган получил 86 регистров и механическую трактуру, оборудованную рычагами Баркера. Кроме того несколько изменилось звучание, которое приобрело традиционное для инструментов Кавайе-Колля мягкость.

С 1902 по 1932 год инструмент был в очередной раз расширен, а трактуру заменили на электро-пневматическую. Инициатором нововведений стал Луи Вьерн, который с 1900 по 1937 года служил титулярным органистом собора Парижской Богоматери.

Во время реконструкции 1959 года в органе заменили консоль на американскую, а трактуру – на электрическую. Для последнего усовершенствования было использовано порядка 700 км кабеля. Тем не менее, система оказалась ненадежной и часто выходила из строя, вследствие чего в 1992 году медный кабель заменили на оптический, а консоль компьютеризировали. На сегодняшний день орган является самым большим по числу регистров (111). Он состоит из 8000 труб, более 900 из которых были установлены ещё во времена Тьерри и Клико.

Титулярную должность органиста Нотр-Дам-де-Пари, которая является одной из самых престижных во Франции, сейчас занимают три музыканта: Филипп Лефевр, Оливье Латри, Жан-Пьер Лёгю.

Добраться до парижской святыни очень легко. Ее Адрес: 6 place du Parvis Notre-Dame, Ile de la Cit, 75004 Paris, France. Поблизости есть несколько станций : 4 линия - Cite или St-Michel; и 11линии - станция Hôtel de Ville; , 11 и 14 линии - станция Châtelet; 10 линия - станция Maubert-Mutualité or Cluny–La Sorbonne.

Можно воспользоваться транспортом сети : линии B и C, станция St-Michel - Notre-Dame.

Время работы и мессы в Нотр-Даме

С понедельника по субботу собор можно посетить с 8:00 до 19:00. В воскресенье - с 8:00 до12.30 и 14:00 до 17:00. Службы в Нотр-Даме проводятся ежедневно. В воскресенье идет несколько служб. Международная месса начинается в 11:30 утра. Даже если вы человек не религиозный, вы можете посетить службу и, таким образом, послушать бесплатный органный концерт.

Кафе и сувениры возле Нотр-Дам-де-Пари

Немного об истории и архитектуре Нотр-Дама

Архитектура собора поистине уникальна. Строился храм почти два века, с 1163 года по 1345 год. Когда был заложен его первый камень, во Франции властвовал романский стиль с его плотностью и основательностью конструкций. Со временем на смену ему пришел готический, более затейливый и легкий. Благодаря тому, что собор вобрал в себя лучшее от обоих этих стилей, его здание и приобрело свой облик - неповторимый и мистичный. В соборе нет ни одной внутренней стены из камня. Их заменяют колонны, которые соединяют между собой легкие арки, а для разделения помещений служат витражи. Согласно готическим канонам на стенах храма нет росписи. Это позволяет свету, проникающему сквозь цветные стекла, рисовать прекрасные узоры.

История Нотр-Дам-де-Пари полна трагических событий. Он много раз становился разменной монетой в руках правителей страны. При власти Людовика XIV собор лишился своего главного украшения - витражей. А во времена Великой Французской революции Робеспьер объявил жителям столицы, что намерен снести святыню. Но любовь парижан к собору была столь велика, что все они согласились заплатить грабительский сбор на нужды революции, чтобы Нотр-Дам-де-Пари не тронули. Робеспьер пощадил здание, но приказал срубить головы каменным статуям королей, укравших его. Масштабная реставрация храма началась в 1841году, через десять лет после выхода романа Гюго. Длилась она целых 23 года. Здание было полностью восстановлено, разбитые статуи и витражи заменены на новые, а на фасаде здания появилась галерея с химерами. Также было очищено от лишних строений пространство перед храмом, чтобы образовалась площадь.

Кроме любования самим сооружением, его архитектурными решениями, обращаем ваше внимание на некоторые значимые элементы памятника.

В восточной части храма расположена апсида, которая видна с набережной Турнель. Символ восхода солнца Воскресения с серо-зеленым сводом и подпорными арками предназначена для принятия божественной энергии.

6 марта 2009 года открывается Часовня рыцарей Гроба Господня, находящаяся в самом сердце храма. Здесь хранится терновый венец Христа, заключенный в хрустальное кольцо с золотой оправой. На заднем плане возвышается статуя Богоматери семи скорбей, держащая в руках венец и гвозди, принесшие ее сыну столько страданий. Для обозрения он выставляется во все пятницы Великого Поста.

Рядом находится Часовня пресвятых даров. Она посвящена матери Спасителя. Это место для молитв священного таинства и медитаций.

На центральном нефе находится алтарь, за ним увидите скульптурную композицию Николя Кусту "Пьета". Дева Мария держит тело своего мертвого сына. С обеих сторон от нее поставлены скульптуры королей: справа - Людовика XIII, предлагающего Марии свой скипетр и корону, слева - молящегося Людовика XIV.

Необычный средневековый алтарь можно увидеть в середине центрального нефа. На алтарной преграде изображены в камне библейские сцены.

Северная и южная части алтарной преграды - изложение библейской истории Христа. Даже тот, кто не брал ни разу священное писание в руки, сможет собрать в одно целое историю Иисуса по изображениям на преграде.

Сокровищница, или трезор, находится в пристройке собора. Кроме тернового венца, Палатинского креста-реликвария, она хранит украшения, вещи из золота и серебра, церковные предметы обихода, одеяния священников, манускрипты древности и т.д.

В соборе находится 27 статуй Девы Марии. Самая известная - Дева Мария с младенцем на руках, поставленная в юго-восточного части трансепта. Статую называют Парижской Богоматерью.

Обратите свои взоры и на южное окно- розу с диаметром 13 метров, расположенное на фасаде трансепта с севера. Витражное окно-роза считается настоящим шедевром высокой готики 13 века. Нетронутое историческими событиями, северное окно-роза поражает своей мозаикой средневековых мастеров.

Не забудьте посмотреть один из самых больших музыкальных инструментов в мире - орган.

А еще, согласно одной из легенд собора, храм помогали создавать древние алхимики. В геометрических переплетениях здания спрятана тайна философского камня. Во фресках зашифровано древнее учение, разгадав которое можно получить безмерную власть над мирозданием.

Чтобы избежать длинных очередей, приезжайте в собор в будни рано утром.

Для посещения башен являйтесь на 30 минут раньше. Очередь будет большая, а в час проходит только около 120 человек. Если приедете группой, то можно разделиться: одни стоят в очереди, другие пока осматривают собор.

В плохую погоду и в праздники вход в башни может быть закрыт.

Учтите, что подняться вверх придется на 422 ступеньки (предупреждаем беременных и жалующихся на здоровье).

Если желаете посетить службу, то приезжать нужно в субботу в 5:45 или в 18:15. В воскресенье проходит несколько служб. В 11:30 начинается международная месса с органным концертом.

Самые недорогие сувениры Парижа находятся в лавочках возле Нотр-Дама.

Бюджетные туристические кафе расположились справа от собора в Латинском квартале.

Каждый месяц в первых числах, во все пятницы Великого Поста выносятся сокровища храма для всеобщего любования. Чтобы увидеть эту красоту, загляните в собор около трех часов дня.

Туристы могут порадоваться возможности запечатлеть на камеру убранство собора: фотографировать на территории храма и внутри разрешается.

Посещение архитектурного шедевра, подлинного произведения искусства должно обязательно войти в ваш список во время планирования поездки в Париж.

Символом Парижа сейчас является Эйфелева башня, но "сердце" Парижа - это знаменитый Собор Парижской Богоматери, Нотр-Дам де Пари. Именно с него мы и начали наше знакомство с французской столицей.

Собор высотой в 35 метров стоит на реке Сена на острове Сите. Величественной громадиной он стоит по центру города высота большей части домов в котором порядка 20 метров.

Нотр-Дам де Пари строился чуть меньше 2 веков с 1163 по 1345 годы, хотя основной алтарь его освящен уже в 1182 году.

Порталы собора богато украшены скульптурами на библейские сюжеты.

На центральном входе в Нотр-Дам де Пари изображен Страшный суд.

Сбоку собор выглядит довольно сурово. На вершине сидят позеленевшие от времени горгулии, а витражи собора снаружи выглядят как грязные окна, да ещё и за решетками.

Витражи, расположенные в вышине уже не так сильно защищаются и смотрятся ажурно. Кстати изнутри собора они смотрятся просто великолепно! Но об этом ниже.

За собором Парижской Богоматери расположен небольшой парк.

В центре парка - статуя Богоматери.

В этот парк стоит зайти хотя бы для того, чтобы увидеть заднюю часть собора.

Она существенно отличается от парадного фасада, на который смотрят большинство туристов.

Например, этот шпиль с площади перед собором не виден.

Возвращаемся обратно. На берегу Сены перед собором Парижской Богоматери стоит памятник Карлу Великому.

Входим внутрь собора. Он впечатляет. Говорят, что собор строился с таким расчетом, чтобы в нем помещались все 10 000 жителей средневекового Парижа.

Собор действующий. Мы попали под окончание службы. Кстати, туристам снимать в Соборе не запрещают. Только просят делать это без вспышки, чтобы никому не мешать.

А вот и легендарные витражи Нотр-Дам де Пари.

Вход в собор бесплатный, но есть в нем сокровищница, вход в которую производится за отдельную плату.

Тут собраны различные реликвии, ценности, фрагмены мощей и особо дорогие церковные предметы.

Интересная католическая традиция - устанавливать в храмах Рождественский вертеп.

В центре, как и положено, хлев с младенцем - Иисусом и волхвы с дарами.

Отдельная часть собора Парижской Богоматери предназначена скорее для туристов. Например тут есть макет собора.

Каждый желающий тут может поставить свечу. Свечи лежат прямо в коробках на которых написана стоимость свечи. Берешь, опускаешь моентку в ящик, ставишь свечу.

Есть в Нотр-Даме де Пари и православная икона, подаренная соборй митрополитом московским и всея Руси, Алексием II.

На башни собора, на знаменитую галерею химер можно подняться. Для этого правда придётся отстоять очередь под стенами, разглядывая нависающих горгулий.

Очередь движется медленно, так как лестница на башни собора весьма узкая и в одном из мест необходимо подниматься и спускаться по одной и той же лестнице на которой двоим не разойтись.

Но если позволяет время и здоровье, подняться наверх стоит.

Даже в облачную погоду отсюда открывается весьма интересный вид.

Она настолько высока, что вершина теряется в облаках.

Набережная реки Сены, включенная в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Холм Монмартра с базиликой Сакре-Кёр теряется в тумане.

На соборе установлено множество статуй фантастических животных - химер.

Одни из них смотрят на город с таким видом, будто они страшно обеспокоены тем, что происходит в Париже.

Другие глядят на ангела, ожидая когда он начнет трубить.

Химеры установлены на соборе в середине 19 века, во время реконструкции Нотр-Дам де Пари.

У подножия шпиля - позеленевшие от времени бронзовые фигуры апостолов.

А внизу, насколько хватает видимости - Париж...

2015, Мочалов Артём

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари): подробная информация о соборе Парижской Богоматери, архитектура и история Нотр-Дам-де-Пари, расположение на карте.

Собор Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris)

Собор Парижской Богоматери или Нотр-Дам - старейший и самый известный собор Парижа , расположенный в древнейшей его части - острове Сите. Это великолепный шедевр готики, увековеченный гениальным Виктором Гюго и превратившийся в культовое место столицы Франции наряду с Эйфелевой башней и Лувром .

Кроме великолепного здания собора и его интерьера есть возможность оценить красоту Парижа с высоты башен. Чтобы на них подняться нужно преодолеть более 350 ступенек. Также можно посмотреть археологический склеп, который "расскажет" историю города с галло-римских времён до 19 века.

История Нотр-Дам-де-Пари

Уже в 3 веке в древнем Париже появились первые христиане. Сюда был послан св. Дионисий, казненный на холме Монмартр, и ставший впоследствии покровителем города (пригород Парижа Сен-Дени также назван в его честь). После утверждения Константином христианства, как официальной религии в Римской Империи, в 4 веке на месте языческого храма был построен первый христианский собор на острове Сите - собор св. Стефана. Точно не известно, как он выглядел и его точные размеры, но считается, что это была большая пятинефная базилика, перестроенная в 6-7 веке.

Каменный собор св. Стефана был в состоянии выдержать испытание временем, но в 12 веке Людовик VII и епископ де Сюлли приняли решение построить новый, более величественный собор. В 1163 году был заложен первый камень будущего Нотр-Дам. Строительство продолжалось до 1250 года.

На протяжении своей истории, до Великой Французской революции, Собор Парижской Богоматери несколько раз перестраивался и ремонтировался. Революция нанесла собору страшный ущерб - были разрушены статуи королей на фасаде, уничтожены все большие скульптуры, повреждены витражи и порталы. Нотр-Дам пришел в настолько плачевное состояние, что всерьез обсуждалась возможность его сноса. К счастью, во многом благодаря Виктору Гюго и его легендарному роману "Собор Парижской Богоматери", собор решено было отреставрировать. В середине 19 века Нотр-Дам был снова открыт.


Архитектура

Архитектурный стиль собора - готика. Западный фасад разделен на три части по вертикали и горизонтали.

Нижний ярус - это три портала (входа): портал св. Анны, портал Девы Марии, портал Страшного Суда. Каждый портал украшен барельефами. Над порталами расположена аркада королей - 28 скульптур иудейских царей, поврежденных во время Революции.

Выше располагается западная роза - фигура беспредельности и бесконечности, заключённая в квадрат. Построена в начале 13 века и является одной из трёх роз собора и самой старой из них.

В архитектуре собора выделяются две башни-колокольни - Северная и Южная. При этом Южная башня (ближняя к реке) выглядит менее массивной.

С южной стороны фасад собора также украшает роза и шпиль, вокруг которого расположены 12 фигур апостолов.

Крыша собора - свинцовая. Выполнена из тонких свинцовых пластинок, положенных внахлёст. Вес крыши около 210 тонн. Также в верхней части фасад Собора Парижской Богоматери украшен фигурками гаргулий и химер. Интересно, что в Средневековье химер не было. Их установили в 19 веке во время реставрации, как и новую свинцовую крышу.


Интерьер

Интерьер Нотр-Дам не может похвастаться причудливой настенной живописью. Но такова специфика суровой готики. Единственным источником света и цвета являются красивейшие витражи. Оригинальные витражи 13 века сохранились только на соборных розах. Остальные 110 витражных окон были восстановлены.

В центре нефа расположены скульптурные композиции из Евангелия. В правой часовне собора расположены картины и скульптуры, принесенные в дар. Соборная люстра выполнена из посеребрённой бронзы.

В Соборе Парижской Богоматери хранится одна из величайших христианских реликвий - Терновый венец.


Режим работы и вход

Собор Парижской Богоматери работает ежедневно с 8.00 до 18.45. В выходные до 19.45. Вход - свободный и бесплатный.

Чтобы подняться на башни и полюбоваться панорамой Парижа с высоты гаргулий нужно заплатить 10 евро. Также платный вход в склеп.

Правила поведения

  1. Собор Парижской Богоматери - действующий собор, поэтому здесь нужно вести себя спокойно, тихо и почтительно.
  2. Запрещено проносить багаж.
  3. Запрещено фотографировать со вспышкой.
  4. Могут не пустить в коротких юбках и шортах.

Как добраться?

–Линия 4, Cité ou Saint-Michel
–Линия 1, 11, Hôtel de Ville
–Линия 10, Maubert-Mutualité ou Cluny – La Sorbonne
–Линия 7, 11, 14 Châtelet

–Линия B, Saint-Michel – Notre-Dame
–Линия, C, Saint-Michel – Notre-Dame

–Маршруты 21, 38, 47, 85, 96, Arrêt Cité – Palais de Justice
–Маршрут 47, Balabus Arrêt Cité – Parvis de Notre-Dame
–Маршруты 24, 47 Arrêt Notre-Dame – Quai de Montebello
–Маршруты 24, 47 Arrêt Petit Pont
–Маршруты 24, 27, Balabus Arrêt Pont Saint-Michel – Quai des Orfèvres
–Маршруты 24, 27, 96, Balabus Arrêt Saint-Michel
–Маршруты 21, 27, 38, 85, 96 Arrêt Saint-michel – Saint-Germain

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: