С. Ф

Некоторые интересные факты из истории химии в России

Ломоносов

В декабре 1730 года Михаил Ломоносов ушел из своего дома на ученье в Москву без разрешения отца. Он получил паспорт "не явным образом, а посредством управляющего тогда в Холмогорах земскими делами Ивана Васильевича Милюкова" и, "выпросив у соседа своего Фомы Шубного китаечное полукафтанье и заимообразно три рубля денег, не сказав своим домашним, ушел в путь".

Клаус

Карла Карловича Клауса знала вся Казань, он менее всего оправдывал расхожее представление о чинном профессоре-немце. Он был и живописцем (его рукой сделаны многие сохранившиеся до сих пор зарисовки старой Казани), увлекался нумизматикой, с неистовым азартом играл в карты. По-русски Клаус говорил с изрядным акцентом, а в возбуждении и вовсе переходил на немецкий, но лекции все же читал превосходно, потому что больше всего на свете любил химию - химию Шееле, Ловица и других классиков эксперимента. Теориями Карл Карлович увлекался меньше, и как был горячим поклонником Берцелиуса, так им и остался до конца своих дней.

Зинин

В конце 30-х гг. (XIX в.) Зинин пришел к первым соображениям относительно необходимости тесной связи химии с медициной. Соображениям, которые спустя годы переросли в полную реформу обучения врачей, осуществленную Зининым совместно с другими профессорами Петербургской медико-хирургической академии. Возможно, зининский интерес к медицине был связан с беспокойством о состоянии своего здоровья. В воспоминаниях его друзей и учеников, хором свидетельствующих о его недюжинной физической силе, встречается сообщение, что Зинин еще в молодости страдал кровохарканьем. Неизвестно, к какому периоду жизни относится это сообщение - ко времени ли учения в университете, последующего преподавания в нем, или ко времени заграничной стажировки. Можно лишь предполагать, что ослабление здоровья, не развившееся, к счастью, в настоящий туберкулез, от которого гибли в то время очень многие молодые интеллигенты, произошло именно за границей.

Менделеев и Бутлеров

Дмитрий Иванович Менделеев и Александр Михайлович Бутлеров возглавляли кафедры неорганической и органической химии в Петербургском университете. Друзьями они не были. Первое их столкновение произошло из-за увлечения спиритизмом. Александр Михайлович активно пропагандировал спиритизм, чем и вызвал возмущение Менделеева.

В 1870-1880 гг. Менделеев выступил против теории химического строения, разработанной Бутлеровым. Особенно резко он сформулировал свое отношение к этой теории в третьем издании учебника "Основы химии" :":Понятия структуристов не могут быть сочтены за истинные". В результате студенты Петербургского университета слушали курс неорганической химии у Менделеева, где он отрицал теорию химического строения, а затем слушали Бутлерова, читавшего курс органической химии, где утверждалась полезность этой теории. После 1880 года Менделеев прекратил свои выпады против теории химического строения.

Бутлеров

Александр Михайлович Бутлеров на протяжении всей своей жизни интересовался пчелами и шмелями. В летние месяцы, живя на даче, он занимался разведением пчел и изучал их повадки. Его восхищала способность этих насекомых превращать нектар, собираемый в цветущих полях, в мед, содержащий сахаристые вещества и "целую аптечку химических соединений, полезных для здоровья". Бутлеров был первым из химиков, осуществившим в 1861 году полный синтез сахаристого вещества, названного им "метиленитаном".

Бородин

Александр Порфирьевич Бородин, известный в химии своими работами по синтезу органических соединений (в частности, бромзамещенных жирных кислот и фторангидридов органических кислот), был внебрачным сыном князя Л. С. Гедианова и солдатской дочери А. К. Антоновой. Фамилию и отчество он получил от камердинера Гедианова - Порфирия Ивановича Бородина, сыном которого он и был записан в метрической книге. Саша Бородин до десяти лет числился крепостным своего собственного отца, который, лишь умирая, дал ему вольную. Свою настоящую мать Авдотью Константиновну он всю жизнь называл тетушкой.

Последние шесть лет своей жизни Бородин занимался, в основном, музыкальной деятельностью, заканчивая оперу "Князь Игорь": Каждое лето он с семьей снимал дачу, где жившие по соседству сельские учителя и другие дачники быстро становились их друзьями. Однако, так как жена его смертельно боялась темноты, слухов о волках или разбойниках, то гостей собирали по ночам, а хозяин дома должен был их занимать. Это продолжалось многие годы. К Бородину пришли бессонница, нервное переутомление, а за ними и болезнь сердца. Умер Бородин внезапно, во время карнавального вечера, устроенного профессорами академии. Ему было всего 53 года.

Зелинский

Николай Дмитриевич Зелинский - выдающийся химик-органик, один из основоположников теории органического катализа, явился также изобретателем противогаза для защиты от ядовитых газов, впервые примененных в годы первой мировой войны. На заседании Химического комитета известный химик Ипатьев поднял вопрос о вознаграждении Зелинского суммой в миллион рублей, так как в порыве патриотизма Зелинский предоставил свое изобретение военному ведомству безвозмездно. Как ни странно, некоторые члены Химического комитета стали протестовать - не много ли? Однако Ипатьев провел свое постановление. Но вскоре произошла Февральская революция, и ходатайство комитета не успели рассмотреть.

(Факты взяты из следующих книг: В. А. Волков, Е. В. Вонский, Г. И. Кузнецова. Выдающиеся химики мира. М.: Высшая школа, 1991., Б. Д. Степин, Л. Ю. Аликберова. Книга по химии для домашнего чтения. 1995.; М. Колтун. Мир химии. 1988.; К. Манолов. Великие химики. (том 1, том 2), 1976.).

Род Бутлеровых

«Наша фамилия, говорят и думают, английского происхождения, а по мнению других, мы происходим из немецкой нации: ибо у одного немца, однофамильца нашего нашёлся одинаковый с нашим герб, который между прочими вещами представляет кружку (верно предки наши были пристрастны к пиву, как все англичане и немцы» - так писал Александр Михайлович о себе.

Генеалогическое древо Бутлеровых

Интересы детства

Кама в разлив. 19 в.

Михаил Васильевич Бутлеров - отец Саши Бутлерова пользовался большим уважением и любовью всех знавших его, был человеком образованным и любознательным. Он оставил в Бутлеровке прекрасную библиотеку и очень любил читать художественную литературу и книги по различным отраслям знания. Любовь к чтению передалась и сыну. В доме Бутлеровых уважался труд, и сам хозяин дома являл всем пример трудолюбия. Благодаря его умелому руководству сельское хозяйство в его имении велось успешно и культурно.

Разносторонность отца вызывала у сына стремление к многогранной деятельности. В доме были клавикорды, и мальчик охотно учился музыке. На всю жизнь он сохранил любовь к музыке, очень тонко в ней разбирался и сам хорошо играл позднее на рояле.

Клавикорды

Отец стремился развивать сына не только умственно, но и физически. Спорт был в большом почете в доме полковника Бутлерова. Юный Александр сам смастерил себе на отцовском токарном станке гири и другие гимнастические принадлежности и ежедневно упражнялся с ними. Физически он настолько окреп, что впоследствии, став взрослым, бывало, не застав друзей, брал у них в кухне железную кочергу, и оставлял её вместо визитной карточки, согнутую в форме буквы «Б».

Развлечения и увлечения

В учебе он всегда отличался выдающимися способностями: большой организованностью, любознательностью и от природы имел отличную память. Наизусть заучивал А.С. Пушкина, других русских поэтов, занимался изучение иностранных языков, овладев в совершенстве французским, английским и немецким языками.

Он любил фейерверки и, кроме того, ему нравилась химическая посуда. Его воображение занимал процесс превращения веществ.

Однажды, увлекшись опытами, он совсем позабыл о предосторожности и кухню пансиона где он занимался тайком потряс оглушительный взрыв. Так вспоминает этот день товарищ А.М Бутлерова - М. Шевеляков по Казанскому пансиону Топорнина: "В один прекрасный день, весенний вечер воспитанники шумно и весело играли в лапту, … а «неистовый Ролланд» дремал на солнечном припеке, в кухне раздался оглушительный взрыв … Все охнули, а Ролланд прыжком тигра очутился в подвальном этаже, где помещалась кухня. Затем, перед нами снова показался тигр, безжалостно влачивший Бутлерова с опаленными волосами и бровями, а за ним, нонурив голову, шёл дядька, привлеченный в качестве сообщника, тайком доставлявший материалы, необходимые для проведения опытов. К чести пансиона А.С. Топорнина, следует заметить, что розги никогда не употреблялись в этом заведении, но так как преступление Бутлерова выходило из ряда вон, то наши педагоги придумали, новое небывалое наказание. Раза два или три преступника выводили из темного карцера в общую обеденную залу с черной доской на груди, на доске крупными белыми буквами красовалась табличка: «Великий химик»». Напророчили!"

Интересы юности

После поступления Бутлерова в Казанский университет ему от природы любознательному молодому человеку открылись возможности проявить себя в полной мере. На первых курсах он особенно увлекался ботаникой, зоологией, в частности - энтомологией - наукой о насекомых. Ежегодно студент Бутлеров совершал в окрестностях Казани длительные естественно-научные экскурсии и экспедиции ботанического характера, исследуя флору и фауну местного края. В лице студентов Д.П Пятницкого, М.Я Киттары и Н.П Вагнера (сына профессора Петра Ивановича Вагнера) Александр Бутлеров нашел товарищей и единомышленников по своим занятиям естественными науками и любви к природе, по страсти к туризму и научным экскурсиям.

Постоянным развлечением будущего великого химика было сжигание фейерверков, которые он сам изготовлял, будучи искусным пиротехником. Интерес к химическим опытам, приобретенный ещё в пансионе Топорнина нашел богатую пищу в университете, где в лице выдающихся профессоров, влюбленных в химию - К.К. Клауса и Н.Н. Зинина Бутлеров-студент реализовал свой интерес к этой науке. Вот как сам Бутлеров рассказывает о своих занятиях химией в Казанском университете: «Сам Николай Николаевич только что получили в то время азоксибензид, и вслед за ним бензидин. Шестнадцатилетний студент-новичок - я в то время, естественно увлекался наружной стороной химических явлений и с особенным интересом любовался красивыми красными пластинками азобензола и блестящими серебристыми чешуйками бензидина».

К.К. Клаус Н.Н. Зинин

Интересы и развлечения юности

Несмотря на то что Бутлеров много и упорно работал в студенческие годы в университет, он умел отдохнуть и развлечься, попроказничать и поповесничать. Однажды на главной улице Казани, около церкви собралась большая толпа молящихся. Вдруг мимо толпы медленно прошел человек чудовищного роста. При виде чудовища молящиеся стали творить крестное знамение. Раздались возгласы:

  • Антихрист!

«Антихрист», которого вели за руки два человека медленно удалялся. Внезапно чудище «рассыпалось», и перед ошарашенной толпой с хохотом пробежало четверо юношей. Это была проделка Бутлерова и его товарищей: Бутлеров взгромоздился на плечи высокого Пятницкого, а Киттары и Вагнер надели на великана шинель и вся ватага продефилировала перед толпой обывателей, испуганных приходом «антихриста».

Одним из увлечений, возможно под влиянием приезжих акробатов, были физические упражнения. Бутлерову удалось скопировать некоторые из акробатических номеров, хотя вообще он «был тяжел, неуклюж и неловок». Для развития силы и ловкости друзья сделали чугунные пудовые шары и жонглёрские металлические мячики и палочки. Бутлеров был настолько силен, что один раз разогнул руками закреплённый в стене толстый массивный крюк на который запиралась дверь в университете.

Цирк шапито в Казани

Бутлеров- ученый, самый увлеченный

Лектор и популяризатор химической науки в Казани

А.М Бутлеров с сотрудниками

Лаборатория в Казани

Загруженность Бутлерова не мешала ему безвозмездно читать публичные лекции «лицам всех состояний», видя в этом одну из форм служения народу. Эти лекции требовали от него большой методической подготовки и особого внимания к вопросам практического применения. Бутлеров стал преемником Клауса по чтению лекций в технической химии для широкой публики. На лекциях Александра Михайловича людей привлекал не только талант лектора, но и то, что они сопровождались эффектными опытами. О большом влиянии на слушателей и пользе для них этих лекций можно судить по воспоминаниям Захара Степановича Боброва - талантливого русского изобретателя из народа. В мае 1881 года Бобров приезжал в Петербург, но не застал его и оставил большое письмо, из которого следует: «Честь имею рекомендоваться, я один из тех…, которые имели счастие слушать прекрасные Ваши популярные, вольные лекции в Казани.

Я, крестьянин Вятской губернии, назад тому 25 лет, приезжал из деревни в Казань, чтобы послушать Ваши лекции; после нескольких лекций я представлен был Вашему превосходительству добрым помощником Вашим, Федором Христиановичем Грахе, удостоен был Вами милостивого внимания так, что даже обласкан был Вами и допущен прослушать несколько рядовых Ваших лекций в числе студентов. Наконец позволено было мне даже произвести несколько опытов в лаборатории. Такое высокое Ваше ко мне внимание ободрило любовь мою к наукам и утвердило желание учиться, что я тут же дал себе слово изучить, во что бы то ни стало естественные науки, насколько хватит моих мозгов… Плодом моих трудов, я имею право доложить Вашему Превосходительству, что я вышел из профанов по отношению знаний этих наук настолько, что вот уже двадцать лет с желаемым успехом работаю по химии, механике и медицине» (прим.: Бобров публиковал свои изобретения в «Земледельческой газете и в «Вятских губернских ведомостях» ).

Лектор и популяризатор химической науки в Санкт-Петербурге.

Бутлеров А.М. и Менделеев Д.И. с коллегами. Санкт-Петербург.

Многие из деятелей русской науки и техники, по свидетельству Тимирязева, «признавали в этих лекциях первый толчок, пробудивший в них желание изучить естествознание». Явившись в Петербург в разгар широкого умственного движения, характеризуемого расцветом естествознания, Бутлеров не остался в стороне. Им были прочитаны, а затем и напечатаны лекции «О практическом значении научных химических работ» в 1871 году. В ней Александр Михайлович в популярной форме показал связь науки и общества, значение научных работ по «чистой химии» для развития химической промышленности, взаимозависимость между опытной стороной и теорией. В 1875 году Бутлеров прочитал две публичные лекции, организованные Русским техническим обществом, на весьма актуальную и новую тему -

Члены Русского технического общества

«О светильном газе», а в 1885 году три очень интересные лекции «О воде», которые, к сожалению, остались не изданными. В научно-популярной статье «Кое-что из химии и физики» (1873 г.), написанной для детского литературно-научного сборника, Бутлеров очень просто и доходчиво рассказал маленьким читателям о процессах горения.

Любовь к музыке и театру

В свободное время (если оно оставалось) Александр Михайлович отдавался игре на рояле или посещению театра. Так во время своих хлопот по защите докторской диссертации, он в Москве, большую часть времени проводил за игрой на бильярде, у родственников или в театре. Он всегда страстно любил музыку, особенно вокальную, и позднее, в петербургский период своей жизни, отдавал опере все свободные вечера. В эту же поездку в Москву Бутлерова привлекала в театре знаменитая Рашель, гастролировавшая по России.

Рашель. Фото.

Технологии и коммерция

Бумажная фабрика в Англии

Во время заграничной поездки Бутлеров сделал подробные описания машин и оборудования фабрик, снабженные его же собственными рисунками. Больше всего его интересовали заводы по производству газа, сырьем для которого служила древесина. В отчете о командировке он подчеркнул, что употребление газа, почти во всех виденных им лабораториях представляет огромное удобство, а его отсутствие - один из недостатков лаборатории Казанского университета. Вскоре после возвращения в Казань Бутлеров начинает получать таким же путём газ в Казанском университете.

Один из авторов воспоминаний о Бутлерове рассказывает о его попытке устроить мыловаренный завод: «Совпало это с оживлением деятельности после крымской войны. Александр Михайлович попытался применить свои теоретические познания к практической деятельности и потерпел неудачу: тогда ему не было ещё и тридцати лет, и он не знал, что в промышленности важно знать, как подать товар лицом. Он стал варить на своём заводе прекрасное яичное мыло из яичных желтков - оно не могло стоить дешево и не могло иметь яркого жёлтого цвета; конкуренты его окрашивали простое мыло желтой краской, называли эту смесь яичным мылом, и продавали. Такое мыло стоило дешево, покупатели охотно брали, крашенное мыло принимая его за яичное. Потерпев неудачу с мылом, Бутлеров стал приготовлять из костей фосфор, а из фосфора «зажигательные спички», но и это производство потерпело участь первого. Но, не все так плохо у Александра Михайловича оказалось с коммерцией. Например, в селе Александровке, что ныне в Бавлинском районе республики Татарстан, (до революции в Самарской губернии) уже в его Петербургский период появляется небольшой спиртовый заводик.

Вид села Александровка 60-е годы ХХ века

Всеми делами руководил управляющий Ф. М. Буренин. В течение года завод работал 6-7 месяцев. Сезон начинался с сентября и заканчивался в апреле. Дневная выработка спирта-сырца составлял а 150-180 вёдер. Вплоть до 50- х годов он представлял собой маленькое предприятие с ручным трудом. В качестве топлива использовали дрова, торф, уголь. Именно от Бутлерова и получила своё название Александровка.

Сельские страсти Бутлерова

Любовь к природе

Под влиянием отца Александр Бутлеров с детства хорошо узнал и горячо полюбил родную природу, приучился к самостоятельному труду, к полевым и садовым работам, пчеловодству, стал отличным стрелком, и охотником, прекрасным наездником и пловцом. Еще в детстве Александр Михайлович вместе с отцом охотно, с большой любовью занимался различными ремеслами (слесарным, токарным), ухаживал за фруктовыми деревьями своего сада. Помогал отцу и возился на пчельнике. Имея медицинские познания и навыки его отец - Михаил Васильевич безвозмездно лечил обращавшихся к нему жителей Бутлеровки и окрестных деревень, что и передалось сыну.

Любовь к природе. Пчеловодство.

Александр Михайлович сыграл большую роль в деле распространения пчеловодных знаний. Именно он предложил ввести пчеловодство в число предметов, преподававшихся в учительских семинариях и о рассылке популярных книг по пчеловодству в духовные семинарии и солдатские школы. Любовь к пчёлам позволили А.М. Бутлерову создать свою теорию ведения пчеловодства, а его обаяние, мягкость в обращении и особая способность заинтересовать каждого загадочным миром медоносных пчел приумножили число любителей сереброкрылых сборщиц. Его труд, написанный в 1871 году: “Пчела, её жизнь и главные правила толкового пчеловодства” была удостоена почётной Золотой медали, награждена Императорского Вольно-Экономического 0бщества Еленнинской премией и выдержала 10 изданий.

С пчелами Александр Михайлович познакомился совершенно случайно. Летом в 1860 году у него в деревне гостил его друг со студенческой скамьи проф. зоологии Н. П. Вагнер. Последний в то время задумал обширный труд по анатомии пчел и по его просьбе А. М. устроил в своем доме стеклянный улей, по модели, предложенной казанским пчеловодом Клыковским. Написал ли свой труд Вагнер, неизвестно, но только Бутлеров так увлекся пчелами, что на следующий год в его саду уже стояло несколько колод с пчелами.

До 1869 года пчелы велись сами по себе и Александр Михайлович оставалось лишь любоваться их летом. Дохода за эти годы пчелы не давали. Во время заграничной поездки в 1867—68 годах А. М. Бутлеров познакомился в Германии с пчеловодством Дзиржана и Берлепта. Его могучий ум сразу понял насколько разборные ульи, как Берлепта, лучше и удобнее для пчеловода неразборной колоды (до Бутлерова в пчеловодстве использовались неразборные колоды, которые представляли собой обрубок ствола дерева). Во время заграничной поездки в 1867—68 г. Бутлерову бросилась в глаза та разница общественного пчеловодства, какая существовала между русским пчеловодством и заграничным.

Колоды, используемые в пчеловодстве в ХІХ веке.

За границей пчеловодная литература как периодическая, так и непериодическая имелась в довольно большом количестве; пчеловоды были объединены в товарищества и общества, насчитывающие тысячами своих членов. Понимая все значение пчеловодства для России и видя, что оно падает, и даже идет к совершенному уничтожению, благодаря не соответствующим времени методам пчеловождения Бутлеров решается помочь населению в этом вопросе. Труд предстоял громадный, но Александр Михайлович идет на этот поистине подвиг без страха. Понимая, что помощь в этом случае возможна лишь в виде дачи соответствующих знаний, а всякими материальными пособиями в России не могут помочь, он решается просветить русских пчеловодов. Прежде всего, нужно было собрать некоторое ядро, на которое и можно было бы опираться в своей работе.

И вот 25 ноября 1871 года Александр Михайлович в заседании Вольно-Экономического Общества, не состоя его членом, делает доклад "о мерах к распространению рационального пчеловодства”. С 1872 года объединяющим центром периодической литературы является отдел пчеловодства в "Трудах И.В.Э.О.”. В первый год существования (1872) появилось более 20 статей; в 1873 г.— более 45; в 1874 г.— более 50 и т. д. Кроме статей русских пчеловодов в отделе пчеловодства в "Трудах Известия Вольно-экономического общества” помещались заметки о новостях иностранного пчеловодства. В начале эти заметки составлялись самим А. М., а когда появился самостоятельный журнал, то размещал статьи в нем.

В "Трудах” же печатался и список пчеловодов, известных Императорскому Вольно-экономическому Обществу благодаря этому списку пчеловоды могли взаимодействовать друг с другом. Количество известных пчеловодов в обществе быстро росло; так: в январе 1872 г. это число было 26 ч.; в марте 31 ч.; в январе 1873 г.—73; в январе 1874 г.—106; в январе 1875 г.—138 и, наконец, в 1886 годы список пчеловодов имел 394 человека. Благодаря "Трудам” пчеловоды без видимой организации сгруппировались вокруг Бутлерова. Это видно хотя бы из того, что, по свидетельству В.С Россоловского (племянника А.М), Александру Михайловичу приходилось в год отвечать более чем на 1000 писем пчеловодов.

Герб Императорского Вольно-экономического общества

До 1880 г. "Труды Императорского Вольно-экономического Общества” был единственным органом пчеловодов. К концу 1885 года нашлись средства для издания отдельного пчеловодного журнала. И вот с января 1886 года в России появился первый самостоятельный пчеловодный журнал "Русский пчеловодный листок”, под редакцией А. М. Бутлерова. Средства на издание были даны И.В.Э.О. Первая подписка на "Русский пчеловодный листок” дала 600 подписчиков (последний раз одной книжкой за весь год "Русский пчеловодный листок” вышел в 1918 г., просуществовав 33 года).

Живя в Петербурге, Александр Михайлович, не менее одного вечера в неделю уделял на заседание пчеловодной комиссии, вел переписку с пчеловодами всей России, хлопотал в министерстве об учреждении и усовершенствовании пчеловодных школ, о разрешении отправки пчел почтовыми посылками, по железным дорогам, на пароходах, о мерах борьбы с фальсификацией воска и т. д. При этом он читал публичные лекции, руководил переводами, редактировал пчеловодную периодическую литературу. Последний раз заседание пчеловодной комиссии при Вольно-экономическом обществе с участием великого химика состоялось 24 марта.

Главный штаб Императорского Вольно-экономического общества

Существует ряд заблуждений, касающихся результатов деятельности М.В. Ломоносова. В работах случаются следующие утверждения:

О корпускулах;

О сохранении массы;

Об опыте Бойля по обжигу металлов;

О природе теплоты.

Исходя из этих тезисов, делаются неверные выводы о том, что Ломоносов создал атомно-молекулярное учение, первым сформулировал закон сохранения массы и т.д.

О жизни и научных трудах Дмитрия Ивановича Менделеева ходят множество легенд.

Легенда 1 . Д.И. Менделеев предпринимал несколько попыток поступить в Университет и каждый раз заваливал химию.

Реальность. Он вообще не сдавал вступительные экзамены в университет, т.к. по существующим правилам не мог поступать ни в Московский, ни в Петербургский университеты (т.к. жил и учился в Тобольске, который относился к Казанскому учебному округу). Кроме того, вступительные экзамены по химии в университетах не проводились, т.к. химию начинали изучать лишь в университете.

Легенда 2 . Докторская диссертация Д.И. Менделеева «О соединении спирта с водой» была посвящена водке - определению и объяснению ее необычных свойств.

Реальность. В диссертации Менделеев исследовал растворы спирт-вода с удельным весом спирта от 50 до 100 % и не уделял особого внимания растворам с содержанием спирта ниже 33% по весу. Он показал, что максимум контракции (сжатия раствора) наблюдается при 46 % по весу. Эти исследования Менделеева были важны для обоснования гидратной теории растворов.

Легенда 3 . Д.И. Менделеев увидел периодическую таблицу во сне.

Реальность. Последние исследования показывают, что периодическая таблица и закон создавались в течение нескольких лет. Не существует достоверных свидетельств о снах Д.И.Менделеева.

Легенда 4 . Состав бездымного пороха Менделеев определил, считая во Франции вагоны с грузами, поступавшими на пороховой завод.

Реальность. К тому времени способы получения пироксилина были давно известны. Образец бездымного пироксилинового пороха Менделеев получил официально, с разрешения французских властей.

8. Охарактеризуйте важнейшие элементы становления химии как научной дисциплины и области профессиональной деятельности в России в XIX-нач. XX вв. (научные исследования, преподавание и пр.)

Элементами становленияхимии как научной дисциплины и области профессиональной деятельности в России в XIX-нач. XX вв. являются:

1. Развитие предметной области. Научные исследования. Формирование научных школ

2. Развитие терминологии

3. Институциональное выделение преподавания химии

4. Химическая периодика

5. Научные общества, научные форумы

6. История химии

1. Развитие предметной области. Научные исследования. Формирование научных школ

В 1840-х гг. в России начали появляться первые химические школы.

25 января 1755 г. был основан Московский университет, в начале XIX в. в России было открыто еще несколько университетов: Дерптский, Вильнюсский (1802-1803), Казанский (1804), Харьковский (1805), Петербургский (1819), Киевский(1835). В развитии предметной области можно выделить следующие важные моменты: открытие университетов; появление русской профессуры, русских учебников по химии, химических лабораторий; постепенное перемещение научных исследований в университеты.

2. Развитие терминологии

В начале XIX в. начинает развиваться химическая терминология. В.М.Севергин, перевод труда Ж.Л.Каде: «Словарь химический, содержащий в себе теорию и практику химии», а также книга Севергина: «Руководство к удобнейшему разумению книг иностранных, заключающее в себе химические словари». Над созданием русской химической терминологии также работали Г.И.Гесс (работа Г.И.Гесса и соавт.: «Краткий обзор химического именословия», 1836), Д.И.Менделеев (1860-е гг., номенклатура неорганических соединений). В 1912 г. при Русском физико-химическом обществе была создана Комиссия по номенклатуре, которая взяла за основу номенклатуру, предложенную Гессом и разработанную Д.И.Менделеевым.

3. Институциональное выделение преподавания химии.

С 1804 г. по университетскому уставу на физмат факультетах учреждалась основная кафедра химии; позднее появились кафедры технической химии (химической технологии), агрохимии. В начале ХХ в. начали появляться самостоятельные химические факультеты (в Московском университете – в 1929 г.).

С 1819 г. в России начала складываться система аттестации научных и преподавательских кадров. В 1819 г. – закон «О производстве в ученые степени» (кандидат наук, магистр наук, доктор наук). В 1835 г. университетский устав закрепил соответствие ученых степеней преподавательским должностям (профессоре и доценты).

В системе преподавания можно выделить два основных этапа: в XIXв. преобладает курсовая система преподавания; в 1906-1920 гг. вводится предметная система преподавания; с 1920 г. при советской власти вновь вернулись к курсовой системе.

Учебники по химии: в начале XIX в. использовались в основном переводные учебники, с 1820-х гг. начали появляться оригинальные учебные пособия (А.Иовский, Г.Гесс и др.), с середины столетия появляются учебники по отдельным областям химии (органической, аналитической и т.д.). Подробнее см. вопрос № 9.

4. Химическая периодика

Подробнее см. вопрос № 9.

5. Научные общества, научные форумы

Важным элементом формирования химии как научной дисциплины и области профессиональной деятельности является объединение химического сообщества в специальные организации – научные общества, а также необходимость обмена информацией и профессионального общения посредством научных форумов – съездов, конференций, конгрессов. Подробнее см. вопрос № 10.

6. История химии

Свидетельством формирования научной дисциплины является также внимание к ее истории. Первые историко-научные монографии в России начали появляться в 1870-х гг. (напр., Ф.И.Савченков, "История химии"), на рубеже XIX-ХХ вв. история химии начинает преподаваться как отдельная дисциплина в университетах, появляются дипломные работы историко-научной тематики, первые конференции.

06-04-2008

«Всего более четыре предмета составили моё имя: периодический закон, исследование упругости газов, понимание растворов как ассоциаций и "Основы химии". Тут всё моё богатство. Оно не отнято у кого-нибудь, а произведено мною, это мои дети, и ими, увы, дорожу сильно, столь же, как детками»

Что запомнилось каждому, кто в школе изучал химию, о Д.И.Менделееве? То, что он открыл периодический закон, и если школьник был хорошим учеником и учился у толкового учителя, то помнит, что Менделеев создал (а не открыл!) систему химических элементов, которую назвал периодической и которая отражает периодическую законность химических элементов.

Год открытия – 1869 – может и забыть.

Вероятно, запомнится любому выпускнику школы, что Дмитрий Менделеев (на самом деле по деду – Соколов) был 17-ым рождённым матерью ребёнком. Комментировать это событие (и замечательный факт!) не будем.

Уверен, что запомнился бывшим школьникам и облик учёного (по многочисленным фотографиям и портретам, писанным выдающимися российскими художниками (Н.А.Ярошенко, И.Е.Репин, М.А.Врубель, И.Н.Крамской).

А каким человеком Дмитрий Иванович был в жизни? Но, прежде всего, как говорится, о его корнях. О Д.И.Менделееве – его жизни, научном творчестве, о нём самом, о разных сторонах его личности, о фактах его биографии, о семье и личной жизни написано и сказано очень много и многое.

Да и научный багаж, научное наследие Менделеева одному человеку постичь было невозможно – даже спустя 100 лет после его смерти. Это не помешает нам прикоснуться к личности Д.И.Менделеева.

Глядя на Рис. «Семья Д.И.Менделеева», созданный автором, можно проследить за всеми семейными связями в биографии данного человека.

Вот в таком структурированном виде легко запоминаются семейно-жизненные коллизии, связанные с именем Менделеева.

Менделеев был человеком, беспредельно преданным науке. Таких людей, как Менделеев, в настоящее время называют «трудоголиками», но даже трудоголикам до Менделеева далеко, ибо работал он, не щадя себя, упорно, страстно, вдохновенно – до победы. Например, в 1861 году (ему только 27 лет!) всего за два месяца он написал учебник «Органическая химия», потому что «работать надо [было] крепко и скоро». Учебник, повторно изданный, в 1862 году получил Демидовскую премию – высшую научную награду в России того времени..

Работа Менделеева – умственная, требующая напряжения интеллектуальных сил, которые он отдавал без остатка. Но он любил и физический труд. Когда в 1865 году Менделеев приобрёл имение в Боблово (Московская область), которое стало для семьи дачей, он занимался сельскохозяйственными работами. Он всячески защищал идею о необходимости индустриализации сельского хозяйства.

У Менделеева было много привязанностей, пристрастий и привычек. Умеренный в одежде (дома носил широкую суконную куртку, пошитую по его же фасону, а модой – не интересовался, имел постоянного портного), он был умерен и в еде (обедал он всегда в 6 часов вечера, довольствуясь бульоном, ухой, рыбой- сам придумывал для себя блюда- идеи новых блюд сменяли друг друга и имели успех у знакомых). Любимый напиток – чай, но так как сладкого Менделеев не любил, то чай пил без сахара. Чай заваривал сам, по своему способу (этому обучил и жену). Чаем угощал всех гостей.

Крепкий, вкусный, сладкий и свежий чай, нередко с лимоном, можно было отведать только у Д.И.Менделеева. Для лечения простуды он одевал халат на меху, высокие меховые сапоги, выпивал крепкий и сладкий чай, ложился на диван и надолго засыпал. Это он называл – выгонять хворь потогоном.

А спать Дмитрий Иванович умел и любил, причём спал крепко, и разбудить его порой было невозможно – даже если в этом была необходимость.

Так, в 1874 году он и А.А.Иностранцев (1843-1919, известный русский геолог) отбыли в Зиновьево (имение Анциферова в Орловской губернии) для осмотра вероятного рудного месторождения. После обеда Менделеев заснул и не пробуждался 20 часов...

Менделеев очень любил париться в бане... После бани опять пил чай и «чувствовал себя именниником».

Одна из страстей Д.И.Менделеева – игра в шахматы. Был хорошим шахматистом, играл, как и трудился, - запоем. Его постоянными партнёрами были В.А.Кистяковский (1865-1952, академик, физико-химик), А.И.Горбов (1859-1938) – ученик А.М.Бутлерова (1828-1886), С.П.Вакулов (1863-1949, химик, работавший под руководством Менделеева в университетской лаборатории), Ф.И.Блумбах (1864-1949, метролог, старший инспектор Главной палаты мер и весов, руководителем которой стал Менделеев в 1892 году; близкий друг, часто фотографировавший Менделеева), А.И.Куинджи (1842-1910, художник, очень близкий друг Менделеева), А.И.Скиндер (1831-1895, горный инженер, впоследствии – сотрудник Менделеева)...; даже сильно простудившись, незадолго до смерти, с Б.П.Гущиным (лаборантом) играл в шахматы.

Менделеев посещал шахматный клуб, покупал и изучал шахматную литературу, в путешествия брал с собой шахматную новинку – карманные шахматы. Шахматы считал искусством, видел в них полезность, за шахматной доской по-настоящему отдыхал.

Ещё одной страстью Д.И.Менделеева были книги. В его кабинете они были везде – по всем отраслям знаний. Даже революционно-политическая литература. Он любил читать приключенческую литературу, считая её хорошим отвлекающим средством. Когда он очень уставал, любил слушать и читать классиков: Байрон, Пушкин, Майков, Тютчев. Уважал Шекспира, Гёте, Шиллера, полагал, что Сервантес и Гоголь «переживут тысячелетия». Но не любил творчество Золя, Мопассана, Флобера, недолюбливал романы Л.Н.Толстого и отчасти – Ф.М.Достоевского – «за ложное понимание жизни и искусства». Но в день, когда умер Достоевский (1821-1881), он долго не мог начать лекцию, так как глубоко переживал его смерть, а начав, стал проникновенно говорить... о Достаевском. Резко говорил о Толстом: «гениален, но глуп. Не может связать логически двух мыслей – все голые субъективные построения. Причём не жизненные и больные». Из древних авторов любил Плутарха и Платона.

Д.И.Менделеев был хорошо знаком с И.С.Тургеневым (1818-1883), а Александр Блок (1880-1921), стал зятем, женившись на его дочери Любе.
Среди друзей Д.И.Менделеева было много художников-передвижников: И.Е.Репин, Н.А.Ярошенко, В.В.Стасов, И.Н.Крамской, И.И.Шишкин, И.И.Суриков, Васнецовы, названный выше А.И.Куинджи... И.Д.Менделеев вспоминал, что отец «так же дышал искусством, как и наукой». В 1893 году Д.И.Менделеева избирают членом Академии художеств, а в 1896 году – членом Совета Академии художеств.

В 1880 году состоялась сенсационная художественная выставка, на которой была представлена единственная картина – «Лунная ночь на Днепре» кисти Архипа Ивановича Куинджи. В газете «Голос» (13 ноября 1880 г.) появилась рецензия, автором которой был Д.И.Менделеев: «Перед Днепровской ночью А.И.Куинджи, как я думаю, забудется мечтатель, у художника явится невольно своя новая мысль об искусстве, поэт заговорит стихами, в мыслителе же родятся новые понятия – всякому она даёт своё».

Любил Менделеев и музыку. Будучи в научной командировке (Германия, Гейдельберг, апрель 1859 - февраль 1861), он и его друзья собирались у А.П.Бородина (1833-1887, впоследствии известный химик и композитор), чтобы послушать музыку, ездили во Фрейбург, чтобы послушать орган...

Одно из любимых занятий Менделеева – клейка чемоданов, дорожных ящичков, футляров для альбомов, коробочек, шкатулок... В этом он достиг высокого мастерства. После операции по удалению катаракты клеил вслепую. Считал это занятие формой отдыха.

У Менделеева было неодолимое пристрастие к курению. С этой его привычкой связано много историй. Встречает как-то в коридоре М.Н.Младенцева (1872-1941, погиб в Ленинграде во время бомбёжки) – секретаря Главной палаты мер и весов - и говорит ему: «Германский император выразил желание, чтобы я был на двухсотлетнем юбилее Германской Академии наук... Два часа без курева». А курил он практически непрерывно. Я.Д.Минченков (1871-1938, художник-передвижник), глядя на прокуренные, коричневые от табака пальцы Менделеева, говорит:
- Как это Вы, Дмитрий Иванович, не бережёте себя от никотина, Вы, как учёный, знаете его вред.

Врут учёные: я пропускал дым сквозь вату, насыщенную микробами, и увидел, что он убивает некоторых из них. Вот видите – даже польза есть. И вот курю, курю, а не чувствую, чтобы кашлял или потерял здоровье.

Менделеев был неправ (и думается, что говорил он так в шутку): он часто кашлял, иногда горлом шла кровь. И вот результат: 11 января 1907 года, в лютый мороз, вышёл, плохо одевшись, встретить министра промышленности и торговли Д.А.Философова (1861-1907), кстати, своего ученика, служившего в правительстве Витте с 28.10.1905 года по 24.04.1906 в должности государственного контролёра, а министром – до 6.12.1907 года, то есть до самой смерти; он виден на картине И.Е.Репина «Торжественное заседание Государственного совета». Слабая простуда перешла в воспаление лёгких, фактически уничтоженных непрерывным курением, что, в конечном итоге, повлекло за собой смертельный исход. Д.И.Менделеев умер утром 2 февраля 1907 года в 5 часов 20 минут.

Продолжим наш рассказ. В Д.И.Менделееве сочетались два качества – доброта и крутой нрав. Часто бывал в гневе, мог накричать, но быстро отходил. Люди, не знающие Менделеева, обвиняли его в грубости. Да, он мог резко оборвать собеседника, даже сказать, что тот говорит глупости. «Да он только кричит, а сам добрый», - прокомментировал однажды Алексей Петрович Зверев, с 1861 года работавший служителем в университете и хорошо владевший техникой химического эксперимента. Не однажды он слышал упрёк в адрес студентов: «Ни одна кухарка не работает так грязно, как вы». Анна Ивановна вспомнила случай, что служителю Семёну на лекции здорово досталось от Дмитрия Ивановича. После лекции Менделеев вспомнил, что накричал на Семёна и пошёл извиняться. Тот долго готовился принимать извинения, тогда Менделеев повернулся и убежал, заявив: «Ну, не хочешь, так чёрт с тобой». Теоретическое обоснование своего поведения и характера он свормулировал так: «Ругайся себе направо-налево и будешь здоров. Вот Владиславлев не умел ругаться, всё держал в себе и скоро помер».

Д.И.Менделеев раздражался, когда ему противоречили, когда прерывали ход его мысли, всегда твёрдо стоял на своём, был непреклонным в своих решениях, никогда не думал – какое впечатление производит на других, говорил и делал всё «по своему крайнему разумению». У Менделеева накопившееся, как он говорил, всегда рвалось наружу, он «боялся согрешить молчанием». Вот такой характерный пример. Д.И.Менделеев на всемирную выставку в Париже (1881-й год) решил послать всех служащих, механика и столяра, но получил отказ (спятил, мол). На что Дмитрий Иванович ответил: «Подам в отставку, уйду. Денег у них не прошу, посылаю за счёт сбережений от личного состава. Распоряжаюсь деньгами я». И вот – командировали всех! Просто знали решительность и твёрдую волю Менделеева.

Независимость в суждениях, во взглядах проявлялась и в том, что он не признавал рангов, чинов, титулов, не любил церемоний, славы, орденов, наград (он не знал, куда надо цеплять ордена, звёзды, знаки отличия – все они лежали в коробочке с гвоздями и винтиками) Он как-то сказал: «Я ведь не из этих, нынешних, которые мягко стелют». Он терпеть не мог, когда в его присутствии о ком-то говорят дурно или когда кичатся своей «белой костью». Однажды на экзамене один из студентов представился так: «Князь В.». Менделеев на это отреагировал быстро: «На букву К. я экзаменую завтра». Обращение к нему – «ваше высокопревосходительство», что соответствовало чину генерала, - не переносил, просил обращаться к нему по имени и отчеству.

Денежные дела в доме вёл Дмитрий Иванович. Несмотря на то, что денежные расходы его семьи были большими, он помогал многим людям. Например, директор 8-ой гимназии К.В.Фохт приводит слова Д.И.Менделеева, который внёс деньги за обучение сына: «А это вот за того, кто не в состоянии заплатить. Только, конечно, не надо об этом...» Своему личному секретарю А.В.Скворцову и сотруднику по Главной палате мер и весов он предложил обучение на курсах стенографи с платой за обучение.

Чиновник морского министерства вёл переговоры с Менделеевым об его окладе в связи с предстоящей работой по проблеме бездымного пороха. Он назначил себе такой оклад: «Как можно меньше». Состоялся разговор:

Ну, хорошо, а как у вас получают члены технического комитета?

Они как генералы получают по 2000 рублей в год.

Ну, и мне как генералу – 2000 рублей.

Я уполномочен предложить Вам 30000 рублей в год.

Нет, 2000! 30000 рублей – кабала, а 2000 рублей – тьфу и уйду.

Д.И.Менделеев любил людей, особенно детей. «Словом и делом» проявлял заботу о своих сотрудниках и их семьях. Оказывал им денежную помощь, если они об этом просили. Младшим служащим установил обязательную прибавку к жалованию по случаю рождения ребёнка, обеспечил их бесплатным помещением (с отоплением и освещением), добился ассигнования на строительство квартир для служащих Главной палаты мер и весов. Он даже пригрозил отставкой, если Государственный совет не утвердит кредиты на строительство квартир для сотрудников. За свой счёт устраивал детям служащих ёлку, дарил им подарки. В магазине Леонова для детей заказывал лакомства...

Дмитрий Иванович всегда был готов прийти на помощь людям. В.А.Поссе (1864-1940), журналист и общественный деятель, описывает случай, имевший место в 1879 году. Ректору петербургского университета А.Н.Бекетову (с 1876 по 1883 гг.) было приказано явиться к генерал-губернатору Петербкрга И.В.Гурко (а в это время заседал университетский совет). А.Н.Бекетов тут же собрался ехать. «Постойде, - сказал Дмитрий Иванович, - я поеду с Вами. Одному с ним Вам не справиться». Гурко встретил профессоров криком, угрозами согнуть студентов и всех профессоров в бараний рог. В крик включился Менделеев: «Как вы смеете мне грозить? Вы кто такой? Солдат и больше ничего. В своём невежестве вы не знаете, кто я такой. Имя Менделеева навеки вписано в историю науки. Знаете ли вы, он произвёл переворот в химии, знаете ли вы, что он открыл* периодическую систему элементов? Что такое периодическая система? Отвечайте!» Генерал был посрамлён.

*На самом деле он хотел сказать об открытии периодического закона. Нобелевский комитет, говоря о возможности присуждения Менделееву премии (26 сентября 1906 года), рекомендацию обосновал – «в знак признания его заслуг в развитии науки благодаря созданию (курсив мой – Е.Ш.) Периодической системы элементов»

В марте 1890 года в Петербургском университете начались студенческие волнения. Менделеев согласился передать петицию, составленную студентами, правительству (а это царствование Александра ІІІ!), практически – министру просвещения графу И.Д.Делянову. 16 марта Менделеев исполнил просьбу студентов, но Делянов возвратил ему эту петицию, написав: "По приказанию Министра Народного Просвещения прилагаемая бумага возвращается действ. Стат. Сов. Профессору Менделееву, так как ни министр и никто из состоящих на службе Его Императорского величества лиц не имеет права принимать подобные бумаги. Его пр-ву Д.И.Менделееву. 16 марта 1890 года». Менделеев подал в отставку. В конце последней лекции (22 марта) он сказал: «Покорнейше прошу не сопровождать моего ухода аплодисментами по множеству различных причин».

Как известно, 9 января 1905 года рабочие во главе с попом Г.А.Гапоном (1870-1906) прошли мимо Главной палаты мер и весов. Д.И.Менделеев немедленно поехал к С.Ю.Витте(1849-1915, в 1892-1903 гг. – министр финансов, с октября 1905 по апрель 1906 – председатель реформированного Совета министров), который почти все вопросы, связанные с заграницей, решал при участии Менделеева, и даже был дружен с ним; кстати, именно он рекомендовал Менделеева на пост управляющего Палатой). Он просил Витте предотвратить катастрофу, позвонить в Зимний дворец... Менделеев вернулся домой, велел снять портрет Витте, прекратил с ним всякие отношения...

Интересен факт, связанный с именем В.А.Патрухина (1865-1942) – сотрудника Главной палаты мер и весов (1900-1911 гг.), который помогал Менделееву, когда тот создавал «Заветные мысли» (1903-1905 гг.), «Попытки к пониманию мирового эфира», «Проект училища наставников», «К познанию России» (1906, работу не завершил; писал под диктовку, составлял таблицы по статистическим данным). По происхождению он был крестьянин, а это не давала ему права поступать на государственную службу. Менделеев выхлопотал ему это право (очень трудное дело!) – он получил чин коллежского регистратора, что давало определённые льготы при выходе на пенсию.

Как можно было заметить, Менделеев был смелым человеком. Не только смелым, но и способным на героический, мужественный поступок. 7 августа 1887 года он, без пилота, при неблагоприятных погодных условиях, поднялся на воздушном шаре на высоту около трёх километров (то есть выше облачности) для наблюдения солнечного затмения. Шар за два с лишним часа пролетел около 100 км и благополучно приземлился. «Я не боюсь летать, - сказал Менделеев, прощаясь с друзьями, - а боюсь того, что при спуске мужики примут меня за чёрта и изобъют».

Д.И.Менделеев был горячим сторонником развития женского образования. длительное время (1870-1877) он читал лекции на Владимирских женских курсах. При его содействии в 1878 году были учреждены Бестужевские Высшие женские курсы, которые, по сути, явились первым женским университетом в России. В 1898 году Высшие женские курсы окончила О.Э.Озаровская (1874-1933, впоследствии – известный писатель и театральный деятель). Чтобы утвердить её в должности лаборанта, Дмитрий Иванович поехал к С.Ю.Витте (напомним -министр финансов) для получения разрешения о допуске женщины-служащей в возглавляемом им государственном учреждении. Он говорил ей: «У меня такой план, чтобы женщины в палате упрочились. Ну-с, так вот, и зовите хоть сейчас (подружек – Е.Ш.)». Приняв Озаровскую на работу, он уже через пять дней звонил своему ученику И.М.Чельцову (1849-1904), начальнику научно-технической лаборатории Морского ведомства: «Возьмите к себе барышню в лабораторию. Я так смотрю, что это полезно для смягчения нравов. Обо всём ведь приходится думать. И сейчас уже заметно у нас: пятый день не ругаемся. Чище как-то стали!»

Д.И.Менделеев – человек с чистой совестью – настрадался от поступков завистников и недоброжелателей. Чем иным можно объяснить, что он не был избран академиком в 1880 и 1881 годах?! (Правда, в 1876 году его избрали членом-корреспондентом в Петербургскую АН). Когда российская и мировая общественность узнали, что предпринимается против Менделеева, Киевский и другие российские университеты, многочисленные зарубежные научные центры приняли Менделеева в свои ряды. Всего Менделеев имел 130 учёных званий и наград. «Душевно благодарю Вас и совет Киевского университета, - пишет Менделеев ректору этого университета в связи с избранием почётным членом. – Понимаю, что дело идёт об имени русском, а не обо мне. Посеянное на поле научном взойдёт на пользу народную».

И ещё одна историческая несправедливость: Менделеева заблокировали, когда он был выдвинут на присуждение Нобелевской премии в 1905-1907 годах. В третий раз в события вмешалась судьба (он умер!), но если бы Нобелевский комитет не затягивал время и проявил принципиальную объективность), российская научная общественность и Россия в целом могли бы порадоваться за своего земляка.

Д.И.Менделеев яростно боролся за научную свободу. Он пишет: «Спокойной скромности утверждений обыкновенно сопутствует истинно научное, а там, где хлёстко и с судейскими приёмами стараются зажать рот всякому противоречию, - истинной науки нет». Сам же он с радостью признавал заслуги каждого, если они были. Так, внёс в Совет Петербургского университета предложение присвоить Н.А.Морозову (1854-1946) звание доктора химии honoris causa, то есть без защиты трудов. Встал на сторону А.М.Бутлерова: по представлению Менделеева в 1868 году Бутлеров был избран на кафедру органической химии Петербургского университета.

Д.И.Менделеев побывал во многих странах (всегда – с научными целями) – более 100 городов Европы, Америки, Африки (не говоря о самой России). Он был в городах Франции, Швейцарии, Германии, Италии, Испании, Англии, Финляндии, Чехословакии, Польши, был в Египте, Алжире. В 1876 году пересёк Атлантический океан с тем, чтобы посетить промышленную выставку в Филадельфии, одновременно он изучал постановку нефтяного дела в Пенсильвании. С грустью он писал: «Нажива стала единственной целью масс... Новая заря не видна по ту сторону океана».

Менделееву были чужды всякого рода религиозные взгляды. Как пишет Анна Ивановна, от слова «церковники» и ряда других слов он морщился, охал и мотал головой. Именно он возглавил «Комиссию для рассмотрений медиумистических явлений» при Петербургском университете, созданную 6 мая 1875 года... Сеанс спиритизма проводился и на квартире Д.И.Менделеева, медиум-иностранец был посрамлён. Его критика спиритизма сильно испортила отношения с А.М.Бутлеровым. Досталось и Достоевскому, которого Менделеев критиковал в своих публичных лекциях.

Лекции для студентов – основной вид деятельности Д.И.Менделеева в университете (в период с 1856 по 1890 годы), в Петербургском технологическом институте (1863-1872 годы). А лектор он был замечательный, хотя не был оратором в обычном смысле этого слова. Многие оставили воспоминания о его речи. В.Е.Чешихин (1866-1923): «Он говорил, точно медведь валит напролом сквозь кустарник». Другой современник Менделеева: «он говорит, словно камни ворочает». В.Е.Тищенко (1861-1941, академик, ученик, а впоследствии и сотрудник Дмитрия Ивановича) признал это сравнение вполне удачным. По образности и меткости речи, по умению «вырубить сравнение», по эмоциональному накалу, когда даже «стены потеют», у Менделеева не было равных. О.Э.Озаровская пишет (воспоминания, 1929 год): «С живописной львиной головой, прекраснейшим лицом, опираясь на вытянутые руки, с подогнутыми пальцами стоит высокий и кряжистый Менделеев на кафедре и говорит...; речь Менделеева представляла собой чудо: на глазах у слушателей из зёрен мысли выростали могучие стволы, ветвились, сходились вершинами, буйно цвели...»

Личность Д.И.Менделеева и его творчество (не только научное) – неисчерпаемы. К сожалению, формат статьи имеет свои ограничения, поэтому на этом наше исследование мы не столько завершаем, сколько обрываем.

© 2008 by Yefim Shmukler. All right reserved.

Всегда славились своим вкладом в эту постоянно развивающуюся науку. Но, пожалуй, одними из самых выдающихся являются такие химики, как Александр Михайлович Бутлеров и Дмитрий Иванович Менделеев, которые стали легендарными учеными, а сегодня известны не только в России, но и во всем мире. В нашей статье мы расскажем о биографии и научной деятельности этих великих людей.

Александр Михайлович Бутлеров: биография

Александр Бутлеров родился в первой половине 19 века в городе Чистополь. Благодаря тому, что появился он в семье зажиточного помещика, мальчик получил хорошее образование. Сначала обучался в частном пансионе, затем в гимназии, после чего поступил в университет. С самого начала обучения в вузе его заинтересовали зоология, химия и ботаника.

Александра Михайловича

Такие великие русские химики, как Александр Михайлович Бутлеров, внесли огромный вклад в науку. После окончания университета молодой человек принимает решение посвятить себя науке и уже через несколько лет становится профессором.

Однако в юношестве из-за пристрастия к химии Александр Михайлович терпел и наказания. Он увлекался тем, что со своими друзьями делал и однажды даже по его вине произошел взрыв в пансионе. Это стало результатом одного из его опытов. Александр был наказан. В течении нескольких дней он стоял в столовой у всех на виду, а на шее у него висела табличка с пророческой надписью - "Великий химик".

Александр Михайлович Бутлеров, как и другие великие русские химики, был увлечен изучением органики. Среди его самых величайших открытий можно отметить создание знаменитой теории о химическом строении.

Дмитрий Иванович Менделеев: биография

Дмитрий Менделеев родился в Тобольске. С самого раннего детства его мать начала замечать, что ее самый младший ребенок (семнадцатый по счету), Дмитрий, невероятно одаренный подросток. Однако в школе его химия не интересовала вовсе - он увлекался только математикой и физикой.

В 1855 году Менделеев Дмитрий Иванович окончил Санкт-Петербургский Главный педагогический институт, после чего незамедлительно последовали его многочисленные научные работы, доклады и диссертации.

Научная деятельность Дмитрия Ивановича

Дмитрий Иванович Менделеев является великим исследователем в области физики, математики, экономики, метеорологии и др. Но особенно важен его вклад в химию. Помимо того, что великий ученый сделал множество исследований и опытов, написал массу диссертаций и научных работ, исследовал газы, растворы, обучал молодых людей, написал первый в России учебник - "Основы химии", он еще и сделал ключевое открытие в этой области. Это была всех химических элементов, то есть знаменитая таблица Менделеева.

Многие великие русские химики были удивлены этим открытием и поражены. Менделееву удалось не только внести в таблицу все элементы, но и предсказать существования тех, которые никто никогда не видел. Благодаря таблице Менделеева школьникам и студентам стало намного проще изучать химию, а самим ученым - легче делать открытия и сверять данные.

Менделеев после своей смерти оставил поколению более 1500 научных трудов. В честь Дмитрия Ивановича назвали 101-й химический элемент - менделевий.

Александр Михайлович Бутлеров и Дмитрий Иванович Менделеев - это два очень интересных человека, которые посвятили свою жизнь научной деятельности и сделали множество важных открытий. Как и все великие русские химики, они являются уникальными, а их работы изучают в русских и иностранных университетах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: