Река Охта. Карелия

Река Охта является правым притоком реки Кеми, впадающей в Белое море. Это земли Карелии, а славится республика в первую очередь глухими таёжными местами. Именно через них и пробивает себе путь водный поток. Характерен он чередованием речных участков и озёр. Последних на Охте насчитывается целых 15. Но это не значит, что река спокойная и тихая. На ней много порогов и перекатов. Они привлекают туристов со всей необъятной России. Ежегодно в летний период несколько тысяч любителей водного экстрима сплавляются вниз по реке, длина которой составляет 142 км.

Речное русло пролегает по глухим нежилым местам. По берегам попадаются деревни. Но люди в них давно не живут. Зато до сих пор существуют легенды о загадочных камнях-идолах. Когда-то давным-давно эти глыбы были расставлены в глухой таёжной чаще вдоль извилистых речных берегов и на возвышенностях. Кто их расставил и для какой цели - неясно. Но самое поразительное то, что некоторые из этих камней "поют".

Река Охта

Обычные каменные глыбы называют сейдами . Их на территории Карелии очень много. Это большие валуны, опорой которым служат несколько мелких камней. Официальная наука утверждает, что это вовсе не рукотворные образования, а результат таяния ледников. Те смещались на север и в результате оставили после себя такие своеобразные природные конструкции. Что же касается "поющих" сейдов, то тут всё сложнее, так как о них только слышали, но не видели. Ориентиром является река Охта. Якобы возле неё эти загадочные образования и располагаются.

Существует легенда, что если к "поющему" камню придёт путник, то гранитная глыба сразу определит, какие у того в голове мысли. Если они светлые и добрые, то такому человеку будет оказана помощь. Он излечится от болезней, усталости, а его сознание озарят ответы на многие сложные жизненные вопросы. Если же странник окажется воплощением зла, то охватит его смертельный ужас, и бросится такой путник прочь от каменной глыбы. Убегать он будет, не оглядываясь, и может заплутать в лесной чаще, а стало быть, и сгинуть навеки в глухих карельских лесах.

Нельзя сказать, что люди не занимались поиском загадочных "поющих" камней. Уходили в тайгу целые экспедиции, но возвращались ни с чем. Но однажды исследователям повезло. Вышли они к небольшой возвышенности, поднялись на её вершину и увидели сейд. Он стоял на плоской каменной подпорке. Всё было бы ничего, но камень "пел". Дул ветер и проникал в узкую щель между основанием камня и скалистой подпоркой, на которой "певун" и держался.

При этом генерировался звук, который напоминал собой звук свирели. Как будто за камнем прятался пастух и выводил на своей дудочке душевную мелодию. В зависимости от силы ветра менялась тональность звука. Этому способствовало неустойчивое положение глыбы. Она раскачивалась под напором воздуха. Камень как бы балансировал на гранитной подставке. Но лёгкое подрагивание наблюдалось не только при сильных порывах ветра. Оно не прекращалось и тогда, когда становилось совсем тихо.

Монолит был большой, тяжёлый, и никакой ветер не смог бы заставить его качаться. Однако движения были заметны простым глазом. Это наводило очевидцев на мысль, что данная композиция создана руками, а не природой.

"Поющий" камень со всех сторон окружали кусты и деревья. Только в одном месте не росло ничего. Это был узкий проход, который давал возможность ветру беспрепятственно обдувать конструкцию. Именно в эту сторону она и была ориентирована.

Вокруг "певуна" земля была утоптана. Создавалось впечатление, что к этому месту регулярно ходили сотни лет. Может быть, когда-то населявшие эту землю люди совершали возле камня ритуальные обряды. Но никаких легенд и повествований по поводу этого монолита не осталось.

Камень-сейд
Считается, что в нём живёт дух, а мир живых в этом месте встречается с потусторонним

Однако главным открытием на берегу реки Охты стал вовсе не "поющий" камень. Группой исследователей была обнаружена целая цепочка сейдов, которые ещё не были известны науке. Люди посмотрели на карту, проверили маршрут по компасу и увидели, что все камни располагаются на идеально прямой линии, а направлена она к озеру Карма. Находится оно рядом с Охтой, на географической карте есть, несмотря на то, что окружено со всех сторон непроходимыми болотами.

Это и стало причиной того, что водоём никто не исследовал. Но вокруг него витают легенды, утверждающие, что озеро является хранилищем информации о Гиперборее . Эту древнюю цивилизацию многие учёные неразрывно связывают с Карелией. Таким образом, река Охта и её загадки имеют неразрывную связь с одной из величайших тайн нашей планеты.

Что же касается идеально ровной цепочки камней, то можно предположить, что они являлись своеобразными вехами, обозначающими некий загадочный путь. Между делом надо заметить, что Охта переводится с древнесаамского как "путеводная река". Именно по её берегу шёл путь в сторону озера Карма. Скажем, те же юноши могли проходить здесь посвящение в шаманы. Они двигались от одного сакрального места к другому. Каждое из них обладало определённой спецификой и давало часть тайных знаний. Прошедший же весь путь получал полное посвящение.

Всё вышесказанное вовсе не является истинной в последней инстанции. Это лишь одно из предположений, но оно лишний раз указывает на то, что река Охта и её загадки порождают самые разнообразные гипотезы. А они, как известно, возникают тогда, когда очень трудно объяснить какое-то явление с позиций современной науки. Думается, что тайны прошлых веков следует постигать, опираясь на совсем иной образ мышления. Но современному человеку он неведом, поэтому в мире так много загадок.

Юрий Сыромятников

Река Охта

Это самая большая из рек Петербурга, не входящих в состав невской дельты. Она начинается за городской чертой и впадает в Неву у Большеохтинского моста. Название существует по меньшей мере с XIII века; имя это ижорское и объясняется исследователями как «река, текущая на запад», либо как «медвежья река». Иногда реку называют Большой Охтой, в противоположность Малой Охте, как одно время именовалась река Оккервиль. Правильнее считать Большой Охтой только участок ниже устья реки Оккервиль.

Через Охту в черте города перекинуты 14 мостов, не считая плотины бывшего Порохового завода; названия имеют 11. Первые пять из существовавших в то время были в 1950-е годы пронумерованы против течения, позже между 1-м и 2-м Охтинскими мостами появился еще Охтинский мост № 1а. Все эти шесть мостов 6 ноября 1997 года получили новые названия.

Челябинский мост (бывший 5-й Охтинский) – по Челябинской улице.

Капсюльный мост (бывший 4-й Охтинский) – по Капсюльному шоссе.

Большой Ильинский мост (бывший 3-й Охтинский) – по шоссе Революции у Ильинской слободы. Этот мост был Ильинским еще с 1912 года, но позже его имя было утрачено. Большой – потому что в том же 1997 году соседний мост через Луппу стал Малым Ильинским.

Армашевский мост (бывший 2-й Охтинский) – по улице Потапова. Близ пересечения этой улицы с Ириновским проспектом начиналось шоссе Армашевской слободы, проходившее вдоль южной границы участка № 2 по улице Потапова; адреса по нему существовали еще в начале XXI века. Шоссе вело в Армашескую слободу, находившуюся у пересечения современных Ириновского и Индустриального проспектов, название же слободы велось от фамилии домовладелицы А.А. Армашевой.

Объездной мост (бывший Охтинский мост № 1а) – по Объезному шоссе.

Ириновский мост (бывший 1-й Охтинский) – по Ириновскому проспекту.

Индустриальный мост – по Индустриальному проспекту – находится между Армашевским и Объездным мостами. Он построен в 1977 году, потому в нумерацию не попал. Наименование присвоено 28 мая 1979 года.

Мост Энергетиков , также получил свое название 28 мая 1979 года по одноименному проспекту, тем не менее на мосту еще долго было написано: «Мост № 6 через реку Оккервиль» (!)

Мост Шаумяна – по проспекту Шаумяна – построен в 1968 году, название же появилось после того, как в 1978 году этот участок вошел в состав проспекта Шаумяна.

Комаровский мост – новый, он построен в 1960 году на будущей Красногвардейской площади. Его название ведется от Комаровского проспекта, соединявшего Неву и Охту и входящего ныне в состав Красногвардейской площади, и напоминает о Евграфе Федотовиче Комаровском, генерал-адъютанте Александра I. Здесь неподалеку находились его дача и суконная фабрика. Дача располагалась в северной части Малой Охты, на берегу Невы. Поскольку лиц привилегированных сословий, тем более дворян, на Охте можно было пересчитать по пальцам, Комаровские были очень уважаемы и почитаемы окрестными жителями. Генерал Комаровский был человеком сугубо военным и не имел способностей дельца. Суконную фабрику банкира барона Раля после банкротства последнего Комаровский купил по настоянию министра финансов графа Гурьева. Александр I лично заботился о материальной части фабрики, из Англии были выписаны лучшие мастера. В 1829 году сукна фабрики Комаровского были признаны лучшими на выставке в Петербурге. Комаровский получил за них золотую медаль большого достоинства. Но в 1830-е фабричные дела пошли хуже, генеральское заведение обанкротилось, а генералу Комаровскому для погашения долгов пришлось даже продать свой дом у Семеновского моста.

Последний мост через Охту – Малоохтинский , он соединяет Свердловскую и Малоохтинскую набережные и построен в 1984 году. Название дано не по Малоохтинской набережной, которой еще не было, а по Малой Охте, на которую ведет мост. Отчасти оно связано и с именем соседнего Большеохтинского моста через Неву.

Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов. - С.-Пб.: АСТ, Астрель-СПб, ВКТ .Владимирович А.Г., Ерофеев А.Д. 2009 .

Мы не проводили сплавы по Охте с 2016 года! А в 2020 решили вернуться на эту реку снова. Потому что это красивая и интересная река.

Программа будет переработана. Описание обновлено.

Река Охта является правым притоком реки Кеми, впадающей в Белое море. Сплав по Охте по праву считается классикой - вот уже много десятков лет реку выбирают как новички, так и опытные туристы.

Мы по-настоящему отдохнём от цивилизации - русло реки пролегает по глухим и нежилым местам. Очень характерная и нетронутая карельская природа. Есть и скалы, и пляжи, и леса.

Немаловажный момент - это рыбалка. Здесь она замечательная - без рыбы остаться сложно:)

Берега Охты окутаны тайнами. Здесь есть загадочные камни-идолы, которых называют сейдами. А ещё именно по берегу Охты шёл путь в сторону озера Карма, которое, по легенде, является хранилищем информации о древней цивилизации Гиперборее.

Сплав проходит на 6-ти и 4-местных спортивных катамаранах. На каждом 6-ти местном катамаране работает инструктор, который управляет катамараном. С группой идут как минимум 2 инструктора. Мы обучаем команду всем необходимым навыкам по ходу сплава, поэтому в походе можно участвовать, даже если у вас нет опыта. Главное - ваша активность и желание узнавать новое.

4-местный катамаран предназначен для более опытных участников. Плесы (это участок реки без течения) и большие озёра мы пройдем под мотором. У нас будет и 2-местный спортивный катамаран для катания в порогах.

Погода в Карелии мало чем отличается от погоды в Санкт-Петербурге и Москве. В июле и августе, в среднем, стоит сухая жаркая погода с температурой 20-30 градусов, также бывают дожди.

Комары и мошки присутствуют, но их обычно немного, их число зависит от погоды и времени года. Клещей и ядовитых змей на маршруте нет.
На маршруте местами ловит сотовый телефон, Megafon ловит начиная от озера Воронье. Другие операторы ловят хуже.

Программа по дням

День 1

Прибываем на станцию Надвоицы вечером, встречаемся с инструктором и все вместе отправляемся на микроавтобусе до реки. Время в пути 4-5 часов, зависит от состояния дороги.
На месте будем ночью. Быстро разбиваем палаточный лагерь и ложимся спать, немного перекусив.

Утром начинаем подготовку к сплаву. Собираем катамараны, упаковываем вещи в гермомешки (все личные вещи останутся сухими), завтракаем, распределяемся по катамаранам, проходим инструктаж и, наконец-то, начинается наш сплав!

Стартуем на берегу озера Муёзеро , это чистейшее озеро с песчаным дном. Вода в нём абсолютно прозрачна, а по берегам растёт лес. На одном из островов Муёзера - острове Троица - сохранилась древняя деревянная церковь. Мы обязательно посетим это сказочное место.

Сегодня у нас тренировочный день. Идём по озеру, инструктора обучают основам водного туризма. Учимся слаженно грести, что ни сколько не мешает периодически купаться и наслаждаться природой.

Сегодня мы пересечём озеро и встанем около выхода из него, на песчаном пляже. Разобьём лагерь среди сосен, будем готовить обед и ужин, плотнее знакомиться, загорать, купаться, ловить рыбу, играть. Каждый найдёт себе занятие по душе.

День 2

Выходим из Муёзера, пройдя остатки плотины на выходе. Здесь Охта представляет из себя маленькую извилистую и живописную речушку с чистейшей прозрачной водой, зелёными водорослями на дне и камышами по берегам. Вода такая чистая, что если смотреть вниз, иногда появляется ощущение, что мы летим над загадочным подводным миром.

Менее чем через час встречаем притоку Чуруж , после которой Охта становится раза в два шире. Берега постепенно заболачиваются и становятся всё ниже. Минуя единственную возможную стоянку в этом месте, входим в зону большого болота.

Оно образовалось в результате затопления берегов - после постройки плотины, из-за которой поднялся уровень воды в Юляозере. Плотины на Охте строили для подготовки реки для лесосплава. Лесосплав в Карелии прекратили уже более 40 лет назад, но всё ещё можно встретить огромные завалы старых гнилых брёвен.

До Юляозера , где мы пообедаем, около двух часов хода. Проходим до протоки в Юзмозеро, и из него в озеро Ригорека, там разбиваем лагерь на его скальных берегах, или на островах, среди сосен.

День 3

Выходим утром, проходим длинное и узкое озеро Ригорека . Правый его берег скалистый, левый - низкий, травянистый, заболоченный. На левом берегу огромные заросли морошки.

Озеро постепенно переходит в следующее озеро - Алозеро , в начале которого видим остатки нежилой деревушки Ригорека на правом берегу. На выходе из озера сохранились остатка плотины с большим перепадом высот и хорошим сливом, после которого вода быстро бежит среди камней. Это первый заметный порог на маршруте. Проходим с ходу.

После небольшого плёса (участка реки без течения, где нужно грести вёслами) проходим порог Немес . Этот порог образован в следствии строительства лесосплавных сооружений, как и предыдущий.

После череды шивер (участков быстротока с водяными валами) , перекатов и небольших плёсов река расширяется и не спеша петляет среди заболоченных полей и тростников. Только у выхода в озеро Лежево берега становятся выше и появляются приличные стоянки, где мы и расположимся на обед.

Озеро Лежево достаточно большое, до протоки путь неблизкий. Идти нужно на север мимо мыса, где расположена нежилая деревня Лежево. Озеро красивое, в нём водится много рыбы. Мы встанем на одной из стоянок с песчаным пляжем на берегу озера.

День 4

Протока начинается от остатков лесосплавной плотины, течение очень быстрое, но без валов. По протоке несёт очень быстро, берега живописные, лес по берегам наклоняется над водой, слегка закрывая её. Быстро выходим в озеро Торосозеро , которое очень мелкое и заросшее водорослями. В его северной части начинается протока в Пебозеро .

В этой протоке есть два ощутимых порога, течение в среднем быстрое, протока достаточно узкая. Первый порог искусственный. Охта в этом месте сужена до 3-4 метров и зажата между двух ряжевых стенок.

В Карелии во времена лесосплава углубляли реки, сужая русло. Для этого строили ряжевые стенки из брёвен и камней. Их остатки до сих пор встречаются на нашем маршруте. Также строили деревянные лотки, это такие желоба из брёвен и камней, по которым сплавляли брёвна при лесосплаве. Теперь же мы сплавляемся по ним на катамаранах.

Сливаемся по этому лотку, как по горке в аквапарке. Длина лотка метров 50, в конце существенный вал.

Следующий порог Пебозерский 2 к.с. (категории сложности, существуют от 1 до 6). Порог представляет из себя несколько полуразвалившихся ряжевых стенок и остатки лотка на входе в Побеозеро.

Проходим мимо большого острова и выходим в озеро Хизиярви . Минуя его, проходим в озеро Воронье. На выходе в Воронье много стоянок по обоим берегам, в озере много островов. На одном из берегов живёт лесник и содержит ларёк первой помощи:) Это единственный магазин на маршруте с очень скудным ассортиментом.

Где-нибудь на берегах этого красивейшего озера мы встанем лагерем.

День 5

Дневка. Отдыхаем на Вороньем озере , делаем походную баню, а днём нас ждёт остров Добрых Духов - своеобразный музей туристского творчества под открытым небом. Здесь мы сделаем много интересных фотографий и весело проведём время.

На острове Добрых Духов находятся сотни деревянных скульптур и разнообразных приколов. Тут есть поделки даже из 70х годов.

Рыбалка здесь отличная, стоит только отойти в редко посещаемые заводи и десяток килограммов щуки вам обеспечен!

День 6

Начинается самый интересный и динамичный участок реки со всеми основными порогами. Утром выходим из озера Вороньего, на выходе ещё один искусственный порог. Перепад воды приличный, но валы несильные, после небольшие перекаты с камнями и порог Олений (1-2 к.с.)

После Оленьего по живописной протоке попадаем в Корнизозеро , небольшое вытянутое озеро, заросшее с одной стороны камышом. На выходе небольшой порог и шиверы.

Вскоре река разделяется на несколько рукавов, повороты направо отгорожены остатками ряжевых стенок, вся вода идёт налево и устремляется по длинному (около 1 км) порогуПичепорог (2 к.с.). После небольшого плёса проходим порог Кожаный (2 к.с.), и через несколько километров, порог Оингаинге (2 к.с.). Около него встаём на ночь на большой поляне в лесу.

День 7

Проходимпорог Лоуна (2к.с.), достаточно длинный порог в котором уже нужно уметь управлять катамараном (но мы к этому моменту всё умеем - инструкторы уже всех научили!).

Через минут 30 останавливаемся около порога Хемег (3 к.с.). Он представляет из себя скальный слив с бочкой, небольшую шиверу и гряду камней на выходе. Сразу после Хемега, после небольшого разлива, начинается самый сложный и красивый порог на маршруте - Кивиристи (4-5 к.с.) .

Решение о прохождении Кивиристи всей командой принимают инструктора в зависимости от уровня воды и подготовки команды. Возможен обход по берегу. Но на двух и четырёхместном катамаране обычно можно покататься. Здесь мы задержимся на полдня. Вокруг красивые скалы, гуляем, фотографируемся. Снимаем прохождение порога.

Делаем обед и ближе к вечеру продолжаем сплав. Проходим пороги Белый и Тёмный, порог Печко (3 к.с.), порог Петрушка, Муравейные шиверы и порог Муравейный. Все эти пороги идут друг за другом, сменяясь небольшими плёсами.

Следующий серьёзный порог - Тютерин (3 к.с.) , возможность прохождения которого также определяется инструкторами в зависимости от уровня воды и состояния группы. Порог достаточно опасен из-за обилия острых камней в струе. Но на двушке можно покататься.

Около порога Тютерин встаём на высокой продуваемой стоянке на ночь.

День 8

Стартуем утром, до Охтапорога недалеко, но нам сегодня ещё хочется сделать баню. По пути нам встречается только порог Курна, несложный порог среди скал. Проходим его и подходим к последнему серьёзному порогу Охтапорог (3 к.с.) , встаём поблизости лагерем.

Охтапорог длинный и интересный порог с большими валами и бочками. Тут мы будем долго кататься. По берегу идёт удобная тропа для обноса.

Вечером делаем баню. Продолжаем отдыхать, купаться, ловить рыбу.

День 9

Утром никуда не торопимся, отдыхаем. Но желающие, конечно, могут начать кататься на катамаране двойке с самого утра.
Поздно вечером собираем лагерь и выходим на воду. Нам нужно пройти (на катамаранах конечно же) около 5 км до Поддужемской ГЭС , откуда нас заберёт микроавтобус (до микроавтобуса от воды идти пешком не более 50 метров).

Собираем вещи, готовим перекус.

День 10

До вокзала 20 минут по хорошей дороге. Уезжаем от станции Кемь на поездах около 5-6 утра.

Вот и подошло к концу наше приключение на Охте! Прощаемся, обмениваемся контактами. Но мы обязательно встретимся снова!

Расскажите друзьям!

Охта
250px
Устье реки Охта и Малоохтинский мост
Характеристика
Длина
[]
Расход воды
Исток
- Местоположение
- Высота
- Координаты
Устье
- Местоположение

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

- Высота

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

- Координаты

 /   / 59.946750; 30.405861  (Охта (приток Невы), устье ) Координаты :

Уклон реки

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Водная система
Россия

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна

Россия 22x20px Россия

Регион
Район

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Водный реестр России

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Код бассейна
Код по ГИ

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/p884 на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Том ГИ

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/p884 на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

География

Общие сведения

Суммарная площадь водосбора трёх последних притоков по отношению ко всему бассейну Охты составляет 35,5 %.

Ржевский гидроузел

Река Охта расположена в северной части Карелии и является правым притоком крупной реки Кемь, впадающей в Белое море. Сплав по Охте сложно назвать сплавом по реке, потому что Охта по сути озерно-речная система, состоящая из большого числа (около 10) небольших и средних озер соединенных речными участками.

Сплавной участок реки начинается с озера Кевятозеро и заканчивается Путкинским водохранилищем, на берегу которого расположен город Кемь. Некоторые не заканчивают сплав в Кеми, а выходят в Белое море, где двигаются вдоль побережья к другим местам выброски.

Всего на сплавном участке реки 4 озера средних размеров (Муезеро, Юляозеро, о.Лежево, о.Воронье) и несколько мелких. Протяженность участка около 250 километров, количество порогов и шивер - 40, высота перепада реки - 123 метра, непроходимых препятствий нет.

Сложность реки оценивается третьей категорией. Река Охта - популярна среди туристов, и для многих водников Карелия ассоциируется именно с ней. Река также известна одной из своих главных достопримечательностей - порогом Кивиристи. Но, не смотря на свою популярность Охта лучше подходит для групп, сплавляющихся на байдарках. Для надувных судов это слишком узкая река с большими озерами, пересечь которые в сильный ветер вызывает большую сложность.

Охта проходит вдали от населенной местности. На берегах озер, через которые проложен путь, есть несколько деревень, но все они нежилые. Река изобилует красивыми стоянками, большинство из которых расположено на берегах озер. Как правило, на эту реки идут те, кто любит байдарочные прогулки по озерам и не равнодушен к острым ощущениям на серьезных порогах. На эту реку могут пойти и новички, обнеся сложные препятствия. Можно взять в поход и от одного до трех детей. Случаи сплава детских групп по реке в целом не рекомендованы, но возможны при условии профессионально поставленной техники безопасности и наличии в группе достаточного количества опытных инструкторов.

Охту можно разделить на три участка. Участок верхнего течения - не содержит серьезных препятствий, река в этом месте очень мелкая, берега заболоченные. На выходе из озер - остатки старых деревянных плотин. Средняя Охта - участок, изобилующий озерами, ближе к концу которого начинаются интересные пороги. Нижнее течение Охты наиболее насыщено порогами и заканчивается протяженным водохранилищем.

Возможные маршруты

Вариантов маршрутов на реке по типу заброски два.

1. Начинается от моста через реку сразу после Куккомозеро в 5 - 6 км от впадения в Муезеро. Время заброски от Сосновца - 3 часа.

2. Начинается от истока реки из Кевятозеро, выше по течению на 30 км, чем первый вариант. Заброску на Кевятозеро также называют заброской на "Финский вокзал". Мост через Охту близ Кевятозеро считается началом сплавного участка реки, но сделать стапель можно и на самом озере, разбив лагерь и сделав все подготовки к сплаву, чтобы на следующий день подгрести к мосту. Финским вокзалом называют старую пристань в деревне, в действительности являющимся не очень удобным местом, чтобы собирать байдарки, но зато более знакомым на слух среди местных жителей, чтобы объяснить место прибытия. Начать маршрут будет удобней всего от моста через реку, или же переночевать на берегу Кевятозера, сделав предварительную разведку на счет стоянок.

Второй маршрут включает в себе дополнительные препятствия: озеро Куккомозеро, 2 разрушенных плотины, 1-ой начинается маршрут, 4 порога до Куккомозера, потом 2-ая плотина и еще три порога до впадения реки в Муезеро.

Заброска/Выброска

Заброску на реку можно начать из трех населенных пунктов (Беломорск, Сосновец, Кочкома), добраться до любого из которых можно поездами Мурманского направления, отправляющихся из Петрозаводска, Мурманска, Москвы или Санкт-Петербурга.

Но лучше всего планировать заброску из города Беломорска, из тех соображений, что найти там машину будет проще, чем в двух других населенных пунктах, хоть этот вариант и получится как самый дорогой и продолжительный по времени.

Заброску на оба маршрута из любой точки лучше скорректировать по карте. На двухкилометровой карте отчетливо виден подъезд к реке как в деревне Кевятозеро, так и на отрезке Нижняя Охта, где мост через реку единственный переезд между двумя озерами. Дорога до обеих забросок без покрытия, поэтому лучше сразу рассчитывать на машину, которая в состоянии проделать этот маршрут, особенно в период весеннего паводка, когда дорога имеет наихудшую проходимость. В среднем на дорогу до 1-го маршрута вы потратите около 3-х часов, до 2-го около 3,5 часов.

Выброску выгодней сделать от Подужемской ГЭС через реку Кемь. На карте также это место отображено как Вочаж. Отсюда 20 километров на автобусе до города Кемь. Автобус ходит регулярно, примерно каждый час. Из Кеми можно поездом добраться в Мурманском и Петрозаводском направлениях.

Подготовительные работы к походу

Необходимо брать в расчет, что на маршруте нет возможности докупить продукты. Также не проста экстренная эвакуация, это следует учесть при укомпликтовке аптечки и снаряжения. Следует обратить внимание на то, что на маршруте есть озера и в непогоду на их прохождение может потребоваться больше времени, чем описано в лоции. В этом районе Карелии вы можете легко повстречать медведя или другого хищника, поэтому лучше взять с собой сигнальные ракеты или другие средства для отпугивания хищников.

Перечень препятствий реки

С этого моста через реку удобней всего начинать маршрут, если вы экономите время. В таком случае можно сразу начать сборку судов и подготовку к сплаву. Есть стоянка, если вы все же решите остаться на ночь.

Препятствия 1- 5

Серия несложных порогов, начинающаяся от моста через реку в небольшом заливе в непосредственной близости от деревни Кевятозеро и заканчивающаяся входом в озеро Куккомозеро. Пороги можно считать шиверами, или препятствиями 1-ой категории сложности. Всех их можно пройти с воды, не просматривая.

В малую воду необходимо сделать просмотр, потому что русло реки может быть завалено бревнами и ветками, сами пороги, даже в большую воду достаточно мелкие - есть вероятность сесть на камень или пропороть байдарку. Первый порог начнется через 20 минут после моста, его также называют первой плотиной, проход чистый и не сложный, возле него на правом берегу есть небольшая стоянка. Остальные четыре порога могут доставить хлопот с маневрированием.

Куккомозеро.

Несложное в плане навигации узкое озеро, около 8-ти километров в длину. Сразу на входе есть стоянка. Возможно, есть еще стоянки. От начала маршрута до начала озера около 30 километров.

Мост через реку между Куккомозеро и озеро Муезро, начало маршрута 2. Не доезжая моста, справа от дороги есть хорошая стоянка (на тот случай, если вы решите остаться здесь на ночь). Ее неудобство в том, что она отдалена от воды. После моста есть место для стапеля и возможной ночевки, правда, в менее комфортных условиях.

Плотина 2

Плотина отделена небольшим плесом, имеющим вид узкого озера, от моста. Проход препятствия несложный, но просмотр необходим. Плотина представляет собой полуразрушенный бревенчатый лоток, в некоторых местах которого торчат гвозди и куски бревен. Ширина лотка около 3 метров. Через сто метров плотина продолжается еще одним лотком, сужающимся к концу. Его длина около 50 метров.

Препятствия 8-9

Две несложных шиверы, которые можно пройти без осмотра. Средняя длина каждой - около ста метров. Шиверы мелкие, даже в высокую воду торчат камни. В малую воду, возможно, придется провести байдарки.

Порог Муезерский, Лестница

Категория сложности первая. Просмотр желателен и более удобен с правого берега. В русле много камней, на выходе из порога требуется маневрирование. Препятствие постепенно сужается до 3 метров в ширину. На этом пороге терпят аварию многие байдарки.

Озеро Муезеро

Сразу при выходе в озеро на правом берегу расположена удобно оборудованная стоянка. Она хорошо проветривается, находится на мысу, с песчаным выходом - хорошее место для купания.

В центре озера расположен остров Троица, напротив выхода реки в озеро. На острове - церковь Святого Николая Чудотворца, построенная староверами в 1602 году. Здание в хорошем состоянии, можно зайти вовнутрь. За церковью часовня, скит и кладбище. Длина перехода через озеро - 6 километров. Выход в реку заметен по снижению леса, но лучше выйти на исток по компасу. В ветреную погоду на озере может подняться большая волна.

Плотина 3

Препятствие не представляет больших сложностей, его можно пройти без просмотра. Лоток плотины короткий - около трех, четырех метров. Препятствие имеет два прохода, правый, наиболее чистый, хорошо виден с воды. На левом берегу есть место для стоянки. После плотины русло узкое, быстрое течение, с редкими камнями.

Препятствия 11-12

Препятствия проходятся без просмотра, это шиверы, русло мелкое. В зависимости от уровня воды препятствия можно и не заметить. До впадения в Охту левого притока реки, Чуруш, стоянок нет.

Эта стоянка расположена на правом берегу, в 300 метрах после впадения притока Чуруш. Она не очень комфортабельна, но это единственная стоянка до озера Юляозеро.

Шиверы 13-14

Мало чем отличаются друг от друга, проходятся без просмотра. После этих шивер начинается участок реки, который называют "Гнилой Охтой" или "Дурная протока". Участок характеризуется топкими поросшими камышами берегами, река постоянно петляет, стоянок и препятствий нет. Много комаров. Протяженность этого плеса 15 километров, и прохождение занимает 3-4 часа.

Озеро Юляозеро

Сразу при входе в озеро на правом берегу есть хорошо оборудованная стоянка. На ней может остановиться несколько групп, дров немного. На скалистом берегу автографы туристических групп. При продвижении вдоль правого берега озера можно найти еще несколько стоянок. Пересечение озера лучше корректировать по карте, есть несколько вариантов маршрутов. Два из них, могут оказаться непригодными в малую воду или для крупногабаритных судов. Наиболее надежный вариант - это пересечение озера по юго-восточной протоке, держась вдоль правого берега озера, это в то же время и самый протяженный вариант. Огибая остров, на материке можно обнаружить много стоянок. В частности, есть хорошая стоянка на каменном мысу разделяющим озера Ригорека и Юзмозеро. Через 4 километра от мыса вдоль правого берега есть заброшенная деревне Ригорека. В 4-5 километрах от деревни вдоль правого берега находится выход из озера.

Плотина 4

Препятствие разделяет озеро Юляозеро и озеро Алозеро. Плотина хорошо заметна и слышна с воды. Имеет два лотка оба шириной 4-5 метров с сильным течением. Оба лотка проходимы. Просмотр по левому берегу.

Расположена сразу после плотины, длина шиверы около 100 метров, просмотр желателен с левого берега. Препятствие мелкое и требует маневрирования (чтобы не сесть на мель). Ширина струи 20 метров. Расстояние до следующего порога около трех километров.

Неме-порог

Неме-порог - каскад из 5-ти шивер, разделенных небольшими участками реки, где можно сделать передышку. Категория сложности порога первая, просмотр не обязателен. Протяженность всего каскада - около километра, опасных мест нет. Через 300 метров после порога на правом скалистом берегу есть стоянка. После порога до озера Лежево берега заболоченные, стоянок нет. Расстояние до озера не менее 10 километров. Первая стоянка на правом берегу, не доходя одного километра до озера.

Озеро Лежево

Это самое крупное озеро на протяжении всего маршрута, оно вытянуто с юго-востока на северо-запад почти на 30 километров. В ветреную погоду на озере может подняться волна, при которой озеро будет сложно пересечь, а для надувных судов это будет вообще невозможно. Пересекать озеро можно двумя путями, в зависимости от имеющегося у вас времени. Можно выбрать кратчайший путь по диагонали к плотине №5. Плотина соединяет Лежево с озером Торозеро, которое соединяется с озером Пебозеро, которое в свою очередь выходит в озеро Воронье.

Этот вариант выбирается большинством групп, поскольку он на 20 километров короче, чем другой вариант. По второму варианту Лежево пересекается до самой его северной точки к истоку Средней Охты, которая, сделав большой крюк, втекает в озеро Воронье. В любом случае лучше воспользоваться картой, чтобы найти плотину или исток Охты. При входе в озеро на правом берегу есть сразу несколько стоянок расположенных на травянистом мысу, к сожалению, здесь много комаров. Хорошие стоянки есть в западном направлении озера на левом берегу, и одна по ходу движения, расположена на скальном мысе напротив заброшенной деревни Лежево.

Плотина 5

Плотина имеет один чистый лоток, шириной 4 метра и высотой перепада 1,5 метра. Это препятствие второй категории сложности, его следует просмотреть. Сразу после плотины продолжается быстрое течение с небольшими валами. В некоторых случаях течение после порога принимают за отдельное препятствие и называют его порогом Мельничный. Чуть ниже плотины есть небольшая и не очень удобная стоянка на левом берегу, но дальше до самого Пебозера стоянок нет. От плотины до Пебозера 6 километров.

Озеро Торосозеро

Это озеро вытянуто на пять километров и шириной около 300 метров, стоянок на нем нет.

Порог Тергепорог

Просмотр необязателен. Представляет собой искусственный лоток с бревенчатыми стенами. Ширина лотка в начале 5 - 6 метров, в конце 3 - 4 метра, течение очень быстрое. Длина лотка около 70 метров, перепад до трех метров. Через полкилометра быстрого течения следующее препятствие.

Порог Пебозерский

Просмотр желателен и более удобен с левого берега. Категория сложности вторая. Порог начинается быстрой струей, посередине которой, на повороте влево, река разделяется на два рукава. Левый рукав в виде лотка - с сильной струей, валами и камнем на выходе. Правая стенка лотка разрушена. Заход осложнен бревнами. Правый рукав очень мелкий. Общая длина порога около 70 метров. После порога начинается озеро Пебозеро. Сразу за порогом на правом берегу есть небольшая стоянка.

Озеро Пебозеро

На выходе в озеро на левом берегу есть несколько стоянок. Озеро соединяется несколькими протоками с озером Вороньим. На правом берегу озера расположена одноименная заброшенная деревня. Со стороны деревни можно разглядеть протоку к Вороньему озеру, сразу на выходе к которому, по обоим скалистым берегам расположены хорошие стоянки.

Озеро Воронье

Считается самым красивым озером на маршруте. Озеро изрезано скалистыми берегами, изобилует скальными островами с множеством стоянок. Один из островов является достопримечательностью - так называемый "Остров добрых духов" - музей туристического творчества под открытым небом. Здесь собрано свыше сотни скульптур и поделок из дерева. Обнаружить остров можно по сильно выдающемуся мысу со стороны материка, на конце которого есть хорошо заметный треугольный знак. На остров можно попасть, взяв курс 300 при выходе в озеро. В самой северной части озера продолжение реки с разрушенной плотиной.

Плотина 6

Осмотр по левому берегу. Категория сложности вторая. Дно плотины деревянное, возможно, с гвоздями, плотина имеет два стока. Ширина плотины около 15 метров. После плотины небольшая шивера. Через 700 метров ниже по течению небольшой порог.

Порог Тарашекорва или Олений

Просмотр необязателен. Порог в виде ровной наклонной плиты высотой около метра. После слива участок быстрого течения около ста метров. Через километр после порога начинается озеро.

Озеро Корнизозеро

Это узкое, длиной около семи километров озеро, на котором вообще нет стоянок. Берега его низкие и поросшие тросняком.

Препятствие 26

Это небольшая шивера сразу после озера. Её можно не просматривать. Сразу после нее виден остров, за которым начинается порог. На острове есть стоянка.

Порог Пичепорог

Пичепорог представляет собой длинную шиверу, состоящую из шести поворотов. Есть несколько прижимов и нависающих деревьев. Порог отчетливо читается с воды и его можно пройти без просмотра, но лучше сделать разведку на предмет заторов и завалов по правому берегу. Категория сложности первая. Перед порогом на правом берегу большая стоянка. Также есть стоянка за порогом, но уже хуже. Через три километра следующее препятствие - несложная шивера.

Препятствие 28

Просмотр необязателен. 1 километром ниже по течению порог Кожаный.

Порог Кожаный

Ориентир порога - завал на правом берегу. Река делает крутой поворот налево, потом направо. Длина порога около 100 метров, много камней. Желателен просмотр. Категория сложности вторая. При прохождении требуется маневрирование. На два километра ниже по течению следующее препятствие.

Порог Ойнегайне

Препятствие второй категории сложности. Просмотр с правого берега. Порог начинается мелкой шиверой и заканчивается бочкой. Бочка позволяет устраивать катания. Длина порога 400 метров. На правом берегу расположена поляна пригодная для стоянки, но хороших дров на ней нет. Ниже по течению вплоть до порога Кивиристи стоянки будут такого же типа - в смешанном лесу, и с малым количеством дров. До следующего порога два километра.

Порог Лоунапорог

Порог хорошо слышно с воды, просмотр по левому берегу, несмотря на кажущиеся преимущества правого. Перед порогом на правом берегу поляна, где можно разбить лагерь. Русло реки делится островом на два рукава. Препятствие представляет собой сильную шиверу длиной 400 метров, на выходе - узкое место. После порога на правом берегу аварийная стоянка.

Препятствия 32-34

Две небольшие шиверы, проходимые с воды. Почти сразу же, ниже по течению, расположен порог Хемег.

Порог Хемег

Этот порог несложно опознать с воды, как достаточно опасный. Струя сужается и резко уходит вправо. Левый берег скальными плитами смотрит в воду. Категория сложности порога вторая, просмотр по левому берегу. Длина порога 200 метров. Струя делает сначала крутой правый поворот, и потом резкий левый поворот почти на 90 градусов, потом следует плавный правый поворот, на выходе из которого, косой вал. Левый берег порога обрывистый. После первых двух поворотов струя проходит в узком каменном коридоре с сильным течением и валами, ширина русла 10 метров. И после небольшой шиверы русло делится на два рукава. На левом берегу оборудованная стоянка, но дров мало. После порога река образует разлив, за которым расположен порог Кивиристи.

Порог Кивиристи

Дословный перевод: Каменный крест. Считается самым сложным и красивым порогом на маршруте. Категория сложности четвертая. Просмотр и возможный обнос по левому берегу. Общая протяженность порога 400 метров. Порог состоит из трех частей.
Первая - несложная шивера длиной 50 метров, расположенная в скальном сужении. В самой шивере есть левое улово, в котором можно зачалиться, и после шиверы есть еще сто метров спокойного течения.
Вторая часть - слив водопадного типа, частично перегороженная каменными зубьями, идущими грядой от левого берега и до середины струи. Справа от зубьев - винтообразная струя, отбивающаяся от скалы. Под сливом пенная бочка.
Третья часть - представляет собой высокий каньон с сильным течением и небольшими бочками. Ширина каньона 10 метров. Высота стен от 4 до 20 метров, длина 250 метров. Каньон, делает один поворот налево, затем направо и выходит в обширный и мелкий разлив.
Прохождение порога затруднено плохими условиями страховки и длинным каньоном, куда унесет судно в случае переворота. Сама бочка не очень удобно страхуется, выпавший в нее гребец может долгое время находиться под водой. На пороге были смертельные случаи. Через 50 метров после окончания препятствия на правом берегу хорошая стоянка. Следующий порог находится на расстоянии двух километров ниже по течению.

Порог Белый

Представляет собой мощную шиверу длиной 250 метров. На выходе, посередине русла, большой камень. Просмотр не обязателен.

Порог Темный или Черный

Мощная шивера, со сливом высотой 0,8 метра, на выходе справа камень. Просмотр желателен. Категория сложности вторая. До следующего порога 1 километр.

Порог Печкапорог

Ориентир порога - огромная глыба в правой части реки на правом повороте. Увидев эту глыбу, следует зачалиться, не доходя до неё 50 метров, и просмотреть порог. Просмотр и страховка с правого берега. Порог образован сужением реки, и небольшим каменным островом, который разделяет реку на два рукава, левый рукав каменистый и мелкий. Русло правого перегорожено подводными камнями, в двух местах между камнями образованы сливы высотой до полутора метров. После сливов порог продолжается мощной шиверой, длинной 500 метров.

Порог Петрушка

Несложная шивера с поворотом налево, есть небольшой правый прижим. На выходе из шиверы много камней. Категория сложности первая, просмотр не обязателен. За порогом следуют еще две простые шиверы.

Препятствия 36-41

Серия простых шивер и перекатов, не требующих просмотра, в шиверах много камней и есть валы до одного метра. Последняя серия шивер представляет собой разрушенный мост. У предпоследней шиверы на правом берегу хорошая стоянка. Это последняя стоянка до порога Тютерин.

Порог Тютерин

Ориентир порога - ровная поляна на левом берегу. Просмотр и возможный обнос по левому берегу. Категория сложности третья. В пороге часто образованы завалы на камнях, торчащих из воды, что усложняет проход. Дно образовано поперечными плитами, высота слива 2,5 метра. На выходе из слива бочки и валы. Порог продолжается 50-ти метровой шиверой. На левом берегу есть небольшая стоянка, но дров мало. До следующего порога 4 километра плеса.

Порог Курна

Длинная узкая шивера с сильным течением. Длина порога 150 метров. Просмотр с правого берега. Категория сложности вторая. Заход шириной 4 метра, дальше извилистая струя бьет в камни левого и затем правого берегов. После порога километровый плес. На правом берегу хорошая стоянка.

Порог Охтапорог

Ориентиром входа в порог служит поляна на правом берегу, с воды хорошо видно перегороженное русло. Просмотр и возможный обнос по правому берегу. Лучше просмотреть порог полностью. Категория сложности третья. Заход в порог у левого берега через слив высотой 1 метр. Порог продолжается сильной струей с различными валами до 1,5 метров. В русле много камней. Протяженность порога 450 метров. В начале и в конце порога на правом берегу есть стоянки. От порога до впадения Охты в Кемь 4 километра, и оттуда до выброски - 2 километра. Это последний порог на маршруте.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: